Презентация к занятию по окружающему миру (младшая группа) на тему: Грибы. Проект «В царстве ягод и грибов Проект грибное царство в средней группе
Проект «Грибы-грибочки»
Воспитатель: Шалаева Ольга Леонидовна
Тип проекта: экологический
Характер проекта: познавательно- информационный, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
Предметы исследования: грибы
Участники проекта: дети-педагог
Проблема: дети недостаточно знают о грибах, произрастающих в наших лесах.
Актуальность проекта: Гриб-одно из самых интересных и таинственных
явлений природы. Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии грибов которые растут в наших лесах. Мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Участие детей в этом проекте позволит максимально обогащать знания и представления о грибах –съедобных и несъедобных их характерных признаках, развивать творческие способности, связную речь.
Цель проекта:
1. Углубление знаний и
представлений детей о грибах.
2. Формирование познавательных
Задачи проекта:
1.Познакомить детей с грибами, которые растут в наших лесах.
2.Формировать знания о грибах, об их строении, функциях и
значении в лесном сообществе и в жизни людей.
3.Учить детей определять основные виды грибов (подберезовик, лисички, подосиновик, опята, белый гриб (боровик),шампиньоны); различать съедобные-несъедобные грибы.
4.Развивать познавательные интересы и творческие способности дошкольников на примере изучения разнообразия грибного мира.
5.Воспитывать бережное отношение к природе.
Выбор темы
(использование модели трёх вопросов)
Что мы знаем о грибах?
Грибы могут быть ядовитыми.
Грибы растут возле деревьев.
Грибы разного цвета.
Грибы растут в лесу.
Что мы хотим узнать о грибах?
Какие есть грибы?
Где живут грибы?
Как грибы можно различать?
Как мы можем узнать о грибах?
Узнать из книг.
Спросить у воспитателя.
Спросить у родителей.
Посмотреть мультфильм.
Предполагаемый результат:
Закрепления знаний о представлений детей о грибах;
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающим, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, приметами, загадками о грибах.
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой).
Подготовка к проведению проекта:
Подбор методической и художественной литературы;
Подбор иллюстраций по теме, обновление речевого уголка;
Подбор пособий и игр по данной теме;
Подобрать дидактический материал, наглядные пособия, (картинки, плакаты, настольные игры);
Подготовка материала для продуктивной деятельности;
Презентация про грибы;
Художественное творчество;
Перспективный план реализации проекта
«Грибы грибочки»
Беседы «Где растут грибы», «Польза и особенности грибов», «Правила поведения в лесу» Рассматривание иллюстраций картин, муляжей,фотографий с изображениями грибов. Оформили в уголке природы. «Грибную полянку» |
|
Социально-коммуникативное развитие | Настольные игры: «Разрезные картинки», «Лото», «Домино», «Корзина с грибами», Шнуровка «Корзина грибов» Дидактические игры: «Обведи грибок», «Собери грибы в корзину», «Помоги белочкам» Игры: «Какие грибы спрятались», «Какой гриб лишний», «Собираем грибы» Угадай по описанию. Подвижные игры: «У медведя во бору грибы ягоды беру» «Собери грибы в корзину» Игры в мяч «Назови грибы» |
Отгадывание загадок о грибах. Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошел» Зарядка для пальчиков Физкультминутка «В лес гулять мы пошли» Физкультминутка «За грибами» Чтение художественной литературы: «Грибы» А. Толстой «За грибами» Е. Ярышевская «Под грибом» В. Сутеев «Грибы» В. Катаев «Подберезовик» В. Зотов «Мухомор» В.Зотов Потешка «Гриб-Грибок» «Гриб – волшебник» И.Алиева «Грибы» И.Фадеева |
|
Художественное творчество: | Лепка «Грибы для ежика» Аппликация «Белый гриб», Книжки- раскраски «Грибы в лесу» Рисование «Грибы в лесу» Аппликация с элементами лепки «Мухомор» |
Конструирование | «Раз грибок два грибок» «Построй грибок» |
Аппликация коллективная работа «Грибная полянка» |
|
Танец «Грибочки» |
|
Продуктивная деятельность | Изготовление ЛЭПБУК про грибы Презентация «Грибы-грибочки» |
Результат
В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах:
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о грибах, о многообразии грибов;
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о грибах, у детей расширился и активизировался речевой запас.
Литература:
О.С. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа
Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду:Средняя группа
Т.А. Шорыгина Грибы Какие они?
Н.А. Кнушевицкая Стихи и речевые упражнения по теме «ГРИБЫ»
Интернет – ресурсы
«MAAM.RU» http://www.maan.ru/
«Дошкольник.RU» http://doshkolnik.ru/
«Родная тропинка» RODNAYA TROPINKA.RU
Организация: Саратовская область, г. Балаково
Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково
"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе ,
вечный источник детскогоразума. Очень важно с ранних лет
развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,
вглядываться в неё и вслушиваться" –
писал В. А. Сухомлинский
Актуальность
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.
Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любознательность. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Проблема
На сегодняшний день в России существует проблема отравления ягодами и грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населенном пункте несколько человек отравились. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, о грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно-опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в лесных деликатесах. Да и собирают их в экологически чистых местах. Городские люди потеряли связь с природой, утрачена эта гармония… Мы должны знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Как говорят: “Раз ты предупрежден, значит вооружен”.
Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые через детей поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?
Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Таким образом, формула безопасности для детей гласит:
Надо видеть, предвидеть, учесть,
По возможности избежать,
Если нужно – на помощь позвать.
Цели проекта:
для взрослых:
создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;
формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.
для детей: больше узнать о дарах леса – грибах и ягодах, правилах поведения в природе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
- Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах , грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
- Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
- Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах, ягодах.
- Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей.
- Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр,творческие способности,коммуникативные навыки.
- Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
- Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез.
Воспитательные:
- Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
- Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
- Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.
Участники. Дети старшей группы, воспитатели групп, учитель – дефектолог, родители воспитанников.
Разработка проекта
- Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы, возможно, сформировать у дошкольников знания о грибах и ягодах, правилах поведения в природе.
- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами и ягодами.
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.
Формы работы :
Непосредственная образовательная деятельность
Пересказ текста «Как мы ходили в лес за грибами» по серии картинок
«Раз грибок, два грибок во т и целый кузовок»
Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема:"Царство ягод и грибов"
«Банка варенья для Карлсона»
Беседы
«Грибное царство, ягодное государство»
«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем»
«Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям»
«Зачем грибы и ягоды в лесу»
Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод»
Экскурсии
в детскую библиотеку.
Просмотр мультфильмов
«Лунтик. Белый гриб»;
«Маша и медведь» - «День варенья»
Презентация
- Вечер загадок и отгадок
Исследовательская деятельность «Игры с губкой»
Дидактические игры :
«Собери грибы в корзину»,
«Найди лишний»,
«Отыщи и назови гриб»»,
«Скажи по-другому»,
«Угадай, где гриб растёт»,
«Лесные дары»,
«Узнай по описанию»,
«Сравни грибы и ягоды»,
«Чей гриб?»
Сюжетно-ролевые :
Сюжетно-ролевая игра «Семья – в лес за грибами», «Заготовки на зиму»
Подвижные:
«Грибники»,
«Ягодка – малинка»
Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах:
В. Сутеева «Под грибом»
Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»),
Тематическая сказка «Грибы и ягоды»,
Прослушивание видеосказки В. Даля «Война грибов и ягод».
Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах
Обсуждение пословиц и поговорок.
Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы»,
Разучивание песни-игры с грибами.
Просмотр презентаций
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод
Мини-выставка рисунков
Работа с родителями .
Консультации
Создание детских шумовых инструментов из бросового материала.
Выставка книг и аудиозаписей на тему.
Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы ягоды найдём».
Выставка поделок «Дары леса»
Участие в игре-викторине «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство ягод и грибов"
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Кадры и социальные партнеры :
- Взрослые - воспитатели, учитель-дефектолог; музыкальный руководитель, родители.
- социум – детская библиотека.
2 . Материальные база:
- оборудование: компьютер, проекционная система, интернет, DVD плеер, телевизор, музыкальный центр
- программноеобеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft OfficePublisher, Microsoft Office Point
- дидактическиеигры;
- репродукции картин, изображения и муляжи грибов, ягод;
3. Интернет ресурсы.
Этапы реализации проекта
Название этапа |
Мероприятия |
Подготовительный. |
Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления. Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах. Анкетирование родителей. Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей. |
Организационный. |
Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности. Пополнение развивающей среды |
Основной. |
Реализация всех видов работ по проекту. |
Итоговый. |
Итоговое диагностирование детей Повторное анкетирование родителей Презентация проекта: Выставка детских работ Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство ягод и грибов" |
Предполагаемые результаты проекта
Краткосрочные :
Будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;
Повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;
Пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;
Будет созданы новыепечатные продукты;
Повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;
Получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.
Долгосрочные :
Знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;
Станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;
Возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;
Появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства
Эффективность реализации проекта.
В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетированиеродителей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты :
1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:
Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.
Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий .
2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:
Рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы, ягоды найдём»;
Выставка поделок;
Посещение игры-викторины;
Чтение предложенной им литературы и поиск новой.
3. Были созданы:
Новые пособия дидактических игр;
Альбом «Царство ягод и грибов»;
Создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.
4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. Появилась идея для разработки и реализации нового педагогического проекта «Почему желтеют листья»
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
Риск
Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы.
Увеличение учебной нагрузки.
Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.
Пути минимизации рисков:
Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путём создания на базе дошкольного учреждения методической службы.
Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН
Проведение мероприятий в увлекательной форме.
Дальнейшее развитие проекта
Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Использовать этот проект в работе с другими детьми.
Литература:
И.П. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим», Москва, 2005 г.
Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», москва, 2007 г.
Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г
Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они?», ГНОМ и Д, 2012 г
Энциклопедия «Я познаю мир»
Белая К. Ю. , Зимонина В. Н., Как обеспечить безопасность дошкольников. /Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возрастаю – Москва «Просвещение», 2006.
Полынова В. К. Дмитренко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста /Планирование работы. Беседы. Игры.- Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010.
Интернет-ресурсы:
«Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/
«Дошкольник.ру» http://doshkolnik.ru/
Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
«Дошколёнок» http://dohcolonoc.ru/dobavit-svoyu-rabotu.html
«МАААМ.RU» http://www.maaam.ru/
Открытый класс» http://www.openclass.ru
Евгения Камынина
Актуальность проекта:
В сентябре в лесах настала грибная пора. Поскольку территория нашего детского сада находится вблизи естественной лесополосы, педагоги с детьми могут наблюдать за лесными растениями, в том числе и грибами. В группе и на прогулке дети постоянно задавали мне вопросы о внешнем виде грибов, о их разнообразии, уточняли названия, рассматривали строение грибов, делали зарисовки, проводили опыты, рассуждали о грибах, читали художественные произведения на данную тему.
Высокий интерес детей к грибам, как объектам природы, явился причиной для создания образовательного экологического проекта «Грибочки в лесочке».
Цель проекта:
Формировать у дошкольников представление о съедобных и не съедобных грибах о их разнообразии и строении.
Задачи:
Научить детей распознавать съедобные и несъедобные грибы
Познакомить их со строением гриба
Расширить активный словарный запас
Рассказать детям о роли грибов в природе и в жизни человека
Формировать бережное отношение детей к природным объектам
Основные мероприятия проекта:
«Путешествие по лесу» - целевая прогулка
«Из чего же, из чего же, из чего же…» - практико-исследовательская деятельность
«Грибная полянка» – создание макет лесной полянки
«Грибочки в лесочке» – творческая выставка детских рисунков
«Под грибом» – театрализованный спектакль по сказке В. Г. Сутеева
1."Путешествие по лесу"
Формирование первоначальных представлений у детей об условиях естественного произрастания грибов.
Показать детям красоту и богатство осеннего леса
Научить различать съедобные и несъедобные грибы
Воспитать бережное отношение к природе, ее обитателям
2.«Из чего же, из чего же, из чего же…»
Формировать основы исследовательской деятельности
Познакомить с разнообразием видов грибов
Изучить строение и свойства грибов
3.«Грибная полянка»
Формирование основ моделирования методом продуктивной деятельности
Закреплять практические навыки с различными материалами
Развивать пространственно- образное мышление
Воспитывать художественно – эстетический вкус
Привлечь родителей к созданию макета
4.«Грибочки в лесочке»
Создание условий к развитию художественного потенциала
Воспроизводить разные виды грибов
Совершенствовать навыки работы карандашом
Формировать основы художественно – эстетического вкуса
5.«Под грибом»
Приобщение детей к театральной культуре
Организация совместной творческой деятельности детей и педагогов
Создать условия для творческой самореализации каждого участника спектакля
Укреплять навыки социального общения
Итоги проекта:
Дети узнали, что есть съедобные и несъедобные грибы и как их различить
Познакомились со строением грибов, что их можно различать по цвету, составу.
На примере моделирование «грибной полянки» увидели о разнообразии грибов
Дети в процессе всего проекта расширили свой словарный запас
Дети были приобщены к природе и у них сформировалось бережное отношение к ней.
Стадник Ирина Викторовна Воспитатель высшей категории СП "Детский сад "Сказка" ГБОУ гимназия №1 г.Похвистнево, Самарская область
Люфт Екатерина Викторовна Воспитатель 1-ой категории СП "Детский сад "Сказка" ГБОУ гимназия #1 г.Похвистнево, Самарская область
Развитие познавательных и творческих способностей детей
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: недельный.
Участники: логопед, воспитатели, родители, дети стар¬шей логопедической группы.
Интеграция образовательных областей: «Познание»,
« Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физкультура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд».
Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недос¬таточной степени имеют представление грибах, о том, где они растут, как размножаются и т. д.; не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте «Грибное царство» позволит максимально обогатить знания и представления о грибах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель: создать условия для развития познавательных и твор¬ческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Грибное царство».
Задачи:
обогатить представление о грибах, произрастающих в регионе; (познание)
обогатить словарь за счет обозначения качеств (цвета, величины и т.д.);(коммуникация)
развивать связную речь через составление описательного рассказа о грибах;(коммуникация)
воспитывать бережное отношение ко всему живому. (социализация)
Основные направления реализации проекта:
НОД «В царстве грибов»;
домашнее задание для детей и родителей - совместное из¬готовление «чудесных» грибов из соленого теста с составлением описательного рассказа о своем грибе;
беседа с детьми «Грибы, какие они?».
Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Грибы»;
чтение сказки «Под грибом» В. Сутеев;
просмотр мультфильма «Под грибом»;
подвижные игры «За грибами в лес пойдем», «По грибочки»;
разучивание пальчиковой гимнастики «Грибы»;
загадывание загадок о грибах;
дидактические игры:
«Съедобные – несъедобные грибы»; «Назови себя по цвету шапочки»; «Продолжи мое предложение»; «Что будет с грибами, если»; «Заштрихуй шляпку гриба»; «Выдели и запомни названия грибов»;
игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»;
разработка папки-передвижки «Грибы нашего леса».
Обеспечение:
настольно-печатные игры, специальная методическая литература,
аудио- и видеозаписи по теме.
Предполагаемый р е з у л ь т а т
Дети должны знать:
знать что грибы образуют, как растения и животные, царство живой природы;
какие бывают грибы, чем отличаются, где растут;
основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов;
что грибы размножаются спорами, а не семенами.
Дети должны уметь:
отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распространенные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;
обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особенности, выделять основные части;
узнавать по описанию;
составлять описательный рассказ с использова¬нием опорной схемы;
уметь с помощью природно-бросового материала, соленого теста совместно с родителями находить оригинальные решения в создании грибов
Продукт проектной деятельности: изготовление грибов из соленого теста с составлением описательного рассказа о нем совместно с родителями
Презентация проекта:
Развлечение «В гостях у Лесовичка».
В группе появляется старичок-лесовичок, приглашает детей на прогулку в лес.
Лесовичок: Здравствуйте ребята! Хочу пригласить вас на прогулку в лес. Осенний лес очень красив, посмотрите, сколько даров он нам приготовил! А вот и грибочки! Давайте мы с вами поиграем! Хотите? Превращаю вас в разные грибы!
1.Этюд «Мы - грибочки».
Дети превращаются в разные грибы, опираясь на воображение или используются наглядные элементы отличительных признаков грибов.
2. Хороводная игра «За грибами в лес пойдем». (Дети проходят на стулья).
Используется мелодия хоровода «По малину в лес пойдём». Дети поют и танцуют.
За грибами в лес пойдём,
Плясовую заведём.
Припев:
Солнышко во дворе,
А в саду тропинка,
Вкусная из грибов
В пироге начинка.
Ты, грибочек, не ленись,
И ребяткам покажись.
Припев.
Мы грибочки соберём,
Пирогов мы напечём.
Припев.
3. Загадки о грибах.
(Приглашает встать в круг)
4. Игра «Съедобный – несъедобный». (Дети проходят на стулья)
Педагог по очереди бросает мяч детям, стоящим в круге, и называет гриб. Дети ловят мяч и отвечают, какой это гриб – съедобный или несъедобный. Если ребёнок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем педагог, бросая мяч, говорит слова «съедобный» или «несъедобный», А дети должны назвать конкретный гриб.
Лесовичок: Срочно ищем мы грибочки. Вы скорее их берите и в лукошко к нам кладите, И про них нам расскажите. Дети выходят, демонстрируют свои поделки и рассказывают о грибах (цвет, форма, величина, где произростают, что можно приготовить). Затем кладут свой гриб в лукошко.
Сюрпризный момент. Лесовичок достает из своего лукошка «грибочки»-печенье и угощает детей.
Приложение
Утренняя гимнастика «Отправляемся в царство грибов»
Цели:
-формировать знания детей о грибах, о том, где они растут (Познание)
-формировать умение внимательно слушать текст (Коммуникация)
-формировать умение синхронно с текстом выполнять разнообразные упражнения в игровом образе (Социализация)
-двигаться ритмично в разном темпе, ориентируясь в пространстве (Физкультура)
По тропинке в лес пойдём,
Много там грибов найдём.
Топ-топ-топ – шагают ножки,
Топ-топ-топ – идут по дорожке.
Наши ножки не устали,
В лес быстрее побежали.
До поляны добежали,
У пенёчков сразу встали.
Разбредёмся кто куда.
Не случилась бы беда!
Далеко не уходите,
А грибочки вы ищите.
Приседайте, наклоняйтесь
И набрать грибов старайтесь!
Вот лесной ручей бежит
И куда-то всё спешит.
Перепрыгнем мы его
И не скажем ничего.
Пусть бежит себе вперёд,
За собою нас ведёт.
А теперь на мох ступаем,
Мягко, мягко наступаем.
Как по мягкому ковру,
Ходим тихо мы в бору.
А во мхе боровички,
Чудо – дивные грибки!
Мы присядем, мох раздвинем,
Осторожно ножку вынем.
Бор закончился, гляди:
Там берёзки впереди.
В сарафанах круглый год
Водят плавно хоровод.
В круг и вы скорей вставайте,
Дружно песню запевайте.
Песню пойте и смотрите,
Подберёзовик ищите.
(Дети поют один куплет «Во поле берёза стояла»)
Весь березнячок прошли,
Сколько там грибов нашли!
На пути осинки ждут,
Нас листочками зовут.
Все осинки встали в ряд,
Весело на нас глядят.
Вдруг из ряда разбежались
И в колонну все собрались.
Головой вокруг крути,
Подосиновик ищи.
Он с оранжевой головкой,
Ты его не прогляди.
Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:
Один – лисичка,
Два – свинушка,
Три – опята,
Четыре – чернушка,
Пять – пузатый боровик,
Шесть – малышка моховик,
Семь – как шляпа, чёрный груздь,
Восемь – я назад вернусь.
Игры с мячом «Съедобные – несъедобные грибы»,
«Назови себя по цвету шапочки»
Цели:
-закрепить названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности (Познание)
-упражнять в умении быстро реагировать на команду педагога, ловить мяч, не прижимая к груди (Физкультура)
-развивать интерес к получению знаний в игровой форме (Социализация)
-добиваться чёткого произношения в названиях грибов (Коммуникация)
Педагог по очереди бросает мяч детям, стоящим в круге, и называет гриб. Дети ловят мяч и отвечают, какой это гриб – съедобный или несъедобный. Если ребёнок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем педагог, бросая мяч, говорит слова «съедобный» или «несъедобный», А дети должны назвать конкретный гриб. Аналогично проводится игра по цвету шапочки гриба. Перед игрой педагогу необходимо вспомнить с детьми, тот материал, на котором строится игра, поскольку в быту с грибами дети сталкиваются не так часто.
Опыты с губкой и водой
Цели:
-формировать знания о том, что шляпка гриба пористая, а ножка волокнистая; уметь проверять теоретические знания на опыте, делая выводы о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу и вредные вещества из воздуха и почвы (Познание)
-формировать умение высказывать суждения и делать умозаключения (Коммуникация)
Наблюдение «Грибы на деревьях и зданиях»
Цели:
-формировать представление о грибах, которые растут на деревьях и в сырых местах зданий (Познание)
-развивать внимание, наблюдательность, умение быстро ориентироваться на участке (Социализация)
-активизировать словарь по теме (Коммуникация)
-формировать знания о вреде данных грибов (Безопасность)
Загадывание загадок о грибах
Цели:
-формировать умение выделять в загадке характерные признаки грибов, логически мыслить (Познание)
-формировать умение объяснять, как отгадал загадку (Коммуникация)
Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб)
Пока дети – каждый в берете. Повзрослели – шляпы надели. (Грибы)
Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под коричневою шляпкой, с бархатной подкладкой. (Боровик)
Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик)
Этот гриб красивый, красный, но поверьте, он – опасный. (Мухомор)
Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас… (Опята)
В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут их… (Волнушки)
Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие… (Маслятки)
В рыжих шапочках сестрички, называют их… (Лисички)
Очень к дождику привык пухлый, круглый… (Дождевик)
Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще, но найти меня не проще. (Подберёзовик)
Шляпку видно за версту, с гордостью её ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик)
Я как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор)
Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем, но обходят стороною меня чаще люди все. (Поганка)
Если знаешь нас, срезай, а не знаешь – оставляй. (Грибы)
Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»
Цели:
-продолжать приобщать детей к художественной литературе, знать содержание сказки. (Чтение художественной литературы)
-формировать умение использовать пантомимическую и речевую выразительность для создания образа героя сказки (Коммуникация)
-действовать совместно с партнёрами по сцене, вносить изменения в сценарий, проявлять сочинительское творчество (Социализация)
-развивать двигательную активность (Физкультура)
Упражнение на развитие мелкой моторики «Заштрихуй шляпку гриба»
Цели:
-закреплять знания цветов наиболее распространённых в данной местности грибов (Познание)
-закреплять умение закрашивать шаблон ритмично, в одном направлении, без пропусков (Художественное творчество)
-развивать мелкую моторику пальцев рук (Здоровье)
Упражнение на внимание «Выдели и запомни названия грибов»
Цели:
-формировать умение внимательно слушать зарифмованный текст, выделять из него названия грибов (Коммуникация)
-выбирать из картинок ту, на которой изображён названный гриб, выделять его части (Познание)
Педагог читает детям зарифмованный текст.
Подберёзовик стоит,
Что-то грустный он на вид.
На него из-под осины
Подосиновик глядит.
На поляне две подружки –
Очень толстые свинушки.
С ними весело болтают
Неразлучные волнушки.
Вот под ёлкою лисички
Ярко-рыжие сестрички.
Рядом скользкие маслята,
На пеньке растут опята.
А во мху боровики,
Всей семьёй здоровяки.
Дружно рядышком сидят
И в корзину не хотят.
Дидактические упражнения
«Продолжи моё предложение»
Цели:
-закрепить знания детей о местах произрастания грибов (Познание)
-формировать умение внимательно слушать предложение, заканчивать его, подбирая правильное название грибов (Коммуникация)
В берёзовой роще растут…(подберёзовики)
Под осинками растут…(подосиновики)
В ельнике растут…(маслята)
В смешанном лесу растут…(белые грибы)
На старых пнях растут…(опята)
Предложения можно строить наоборот: «Подберёзовики растут…»
«Что будет с грибами, если…»
Цели:
-формировать умение устанавливать последовательность событий, выражать это в предложении (Коммуникация)
-закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах (Безопасность)
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.
Что будет, если лето засушливое?
Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?
Что будет, если осенью придут ранние заморозки?
Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?
Что будет, если грибы долго не собирать?
Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных грибах?
Что будет, если грибы плохо проварить?
Что будет, если уничтожить все ложные и несъедобные грибы?
«От какого слова произошло название гриба?»
Цели:
-формировать умение объяснять происхождение названия грибов: лисички, маслята, волнушки, белый гриб, мухомор, сыроежки (Познание)
Развивать навык словообразования (Коммуникация)
Детский сад "Аленький цветочек"
Воспитатель
Проект "Грибы и ягоды". Средняя группа.
Проект нацелен на то, чтобы расширить знания о съедобных и несъедобных грибах, ягодах. Какие грибы и ягоды видели и собирали в наших лесах? Являются ли грибы и ягоды частичкой живой природы? Какая роль грибов и ягод в жизни человека? Действительно ли ягоды нашего леса, полезны для здоровья людей?
Актуальность реализации проекта:
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Когда люди болеют, как правило, они сразу бегут в аптеку и покупают дорогостоящие лекарства.
А ведь северные ягоды - это природная аптека. Ягоды всегда помогали нашим предкам восстановить силы, сохранить свое здоровье, удивительную жизненную энергию и молодость. Каждый человек должен любить и беречь природу.
А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу , он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив.
Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «Грибы и ягоды». Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности , мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц. Совместно с родителями оформим выставки в группе и украсим наш участок.
Цель: Обобщить знания детей о грибах и ягодах наших лесов.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека.
Обучающая:
Формировать у детей знания о грибах и ягодах их видах, о ценности грибов и ягод для человека и животных, птиц, расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах и ягодах, проявлять заботу о природе.
Вызвать познавательный интерес к целебным свойствам ягод, изучить применения ягод в жизни человека.
Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях;
Развивающая:
Развивать воображение, логическое мышление, любознательность, наблюдательность;
Развивать умения детей в продуктивной игровой и других видах детской деятельности.
развивать творческие способности детей, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
Тип проекта:
творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Проблема:
Дети не имеют достаточных знаний о грибах и ягодах, произрастающих в наших лесах.
Ожидаемые результаты: воспитание бережного отношения к природе, расширение знаний детей о грибах и ягодах, их ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения. Дети узнают, какие ягоды растут в нашем крае, об их целебных свойствах, о применении ягод в медицине, кулинарии, косметологии .
Сроки проведения: с 12.05 – 31. 05. 2015 г.
Режим работы: во время и вне занятий.
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 4-5 лет.
Форма проведения:
Игровая деятельность, беседы, заучивание стихов о грибах и ягодах, просмотр презентации «Грибы и ягоды наших лесов»,
Выставка книг «Грибная поляна», «Ягоды» фотоколлаж «Мы - грибники» (совместная деятельность детей и родителей), продуктивная деятельность: лепка, аппликация .
Материал и оборудование: Стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, ноутбук, презентация «Грибы наших лесов», мультфильмов, макеты различных грибов и ягод, корзинка, бумага цветная, ножницы, картон, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Грибы», «Ягоды», подборка детских книг о грибах и ягодах (для выставки в группе).
1 этап. Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привлечения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учётом пожеланий и возможностей родителей.
2. этап Поисковый
Узнать все о ягодах и грибах нашего леса.
Как выглядит растение, плод?
Где растет ягода?
Сроки созревания ягод и правила сбора.
Какие грибы растут в наших лесах.
Выяснить, кто еще в природе питается ягодами и грибами?
3 этап. Организация деятельности проекта.
3.1. Игровая деятельность.
*** Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В лесу», «Магазин»,
«Больница».
Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; уточнить особенности поведения в лесу и правил сбора в лес; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу.
*** Настольно-печатная игра «Животные наших лесов», лото «Кто где живёт», «Овощи, фрукты».
Цель: расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
*** Словесные игры «Кто где живёт? », «Доскажи словечко », «Исправь ошибку», «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные».
Цель: расширять у детей знания об окружающем мире, учить различать съедобные и несъедобные грибы, развивать речь, память.
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
Чтение и заучивание стихов о грибах, и ягодах.
Беседа: «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы», «Какие бывают ягоды»
Чтение пословиц и поговорок о грибах и ягодах, отгадывание загадок.
Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки по показу воспитателя и других детей, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
3.3. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Аппликация из цветной бумаги «Братцы – грибочки».
Аппликация из цветной бумаги «Ягоды»
Лепка различных грибов: подосиновик, лисичка, боровик.
Оформление в группе выставки детских работ «Все грибочки хороши!»
«Ягоды на полянке».
3.4. Выставка. Фотоколлаж «Мы - грибники»
Цель: развить интерес детей к сбору грибов, обсудить ценность грибов для человеческого организма, познакомиться с семейными традициями ребят, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
4 этап. Продукт проектной деятельности.
4.1. Выставка книг «Грибная поляна»
4.2. Фотовыставка «Мы – грибники»
4.3. Выставка детского творчества «Все грибочки хороши!»
Вывод: Северные ягоды и грибы замечательный подарок короткого сибирского лета - кладезь витаминов и множества полезных веществ, помогающих восстановить здоровье и укрепить иммунитет.
Список используемой литературы
1. «Зелёный дом», Москва, Просвещение, 1997 – 254с
2. , Энциклопедический словарь юного биолога, Москва, Педагогика, 1986 – 352с
3. , "Грибы, растения и люди" - Москва:
Агропромиздат, 1986 - с.208
4. Васильков и ядовитые грибы средней полосы европейской части России (определитель), 2-е изд., г. Санкт-Петербург, изд. "Наука" 1995 г., - 189 стр.,
5. интернет – ресурсы:
ru. wikipedia. org› Список грибов, занесённых в Красную книгу России
dou158.ucoz. ru›index/proekt_quot_griby…jagody…379