Местоимение - дидактический материал к урокам русского языка

>>Русский язык: Притяжательные местоимения. Определительные местоимения

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Теория А

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ указывают на принадлежность: мой, твой, наш, ваш, свой . Они изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам.

Обратите внимание на склонение притяжательных местоимений.

Практика А

1. Укажите, какое местоимение в тексте употребляется намеренно, с определённым смыслом. Почему это местоимение нельзя заменить другим, например - мой ?

Первого выхода в поле я всякий раз жду с волнением, как всякий потомственный пахарь, который добывает на поле свой хлеб.

Свой хлеб... Простые, казалось бы, слова, а сколько в них заложено глубокого смысла! Свой хлеб - это признак взросления, приобщения к серьёзному делу, житейской независимости. Свой хлеб - это уважение к самому себе («Свой хлеб ем - на чужой не зарюсь»).
(Из газеты )

2. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите в тексте притяжательное местоимение. Свой выбор обоснуйте, отвечая на данные вопросы. На что указывает местоимение и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано?

Дай коры мне о Берёза!
Ж..лтой дай коры Берёза...
Скинь свой белый плащ(ь?) Берёза!
Скинь свой плащ(ь?) из белой кож.. .
(Г. Лонгфелло )

3. Спишите стихотворение и подчеркните окончания в притяжательных местоимениях. Поставьте вопросы от существительных к местоимениям. Докажите, что притяжательные местоимения изменяются, как имена прилагательные.
Наш ковёр - цветочная поляна,
Наши стены - сосны-великаны,
Наша крыша - небо голубое,
Наше счастье - жить такой судьбою.
(Ю. Энтпин )

4. Раскройте скобки, выбрав подходящее по смыслу местоимение.

Старые друзья навестили (мои/свои родители). Он увидел (мой/свой дом). Петя встретил (мой/свой друг). (Моя/своя ноша) не тянет. Всё это я видел (мой/свой глаза).

5. Устраните недочёты в употреблении местоимений.

Это мой чемодан, мне нужно уложить сюда мои вещи. Могу я здесь оставить мой чемодан? Я встретил моего друга.

Теория Б

Для обозначения принадлежности в сочетании с существительными употребляются формы родительного падежа личных местоимений: его, её, их . Эти формы не изменяются по падежам: его сад, его сада, его саду.

Савните!

Практика Б

6. 3амените выделенные существительные местоимениями. Укажите словосочетания, в которых местоимения обозначают принадлежность.

Главный герой поэмы Пушкина, бабушкина грядка, поле фермеров , разбить цветник, дедушкин сад, выращивать овощи , домики дачников .

7. Переведите на русский язык.

Їхні поля були засіяні житом. Квітник, засіяний їхніми руками, був найкращим. Про їхню самовіддану працю написали газети.

8. Устраните недочёты в употреблении местоимений.

Ихние поля были засеяны рожью. На его нельзя положиться. Всходы ихней ржи были гуще.

Теория В

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ указывают на обобщённый признак предмета или лица:сам, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой.

Определительные местоимения изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам.

Обратите внимание на склонение определительных местоимений сам (само, сама, сами) и самый (самое, самая, самые ).

Учтите, в русском языке местоимение сам имеет значение «самостоятельно, без помощи»; в значении «один» не употребляется.

Сравните!

9. Найдите в тексте определительное местоимение. Свой выбор обоснуйте, отвечая на данные вопросы.

На какой признак указывает местоимение и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано?

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остаётся ощущение загадки. Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей. Загадочен крик птицы, треск лопнувшей от теплоты древесной почки. Разгаданная загадка не убивает волнения, вызванного зрелищем земли. Чем больше мы знаем, тем сильнее желание знать.
(К. Паустовский )

10. Вместо пропусков вставьте местоимения сам, самый в нужной грамматической форме. Укажите предложения, в которых местоимение самый служит для образования превосходной степени прилагательного.

Работа на даче была для бабушки... любимым делом. Он получил подарок от... директора. Я... вскопаю грядки. Они дружили с... детства. У... забора росла берёзка. Саша может сделать это..., без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, ... загадочный.

11. Как-то два ученика зашли в класс и увидели на доске таблицу склонения местоимения без именительного падежа. Один стал утверждать, что это местоимение сам , а другой считал - самый . Расскажите нерадивым ученикам, как различать косвенные падежи местоимений сам и самый .

12. Переведите на русский язык. Прокомментируйте русский перевод выделенных местоимений.

Він сам працює на городі. Ми зустрілися біля самого лісу. Для того, щоб квіти милували нас красою, самих добрив замало. Коло самих хат були розкішні садки. Вишенька сягала самої стpixи. На городі Катя працювала сама . Дитину школи не залишали самою .

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Открытый урок русского языка, лекции уроков, бесплатно скачать учебники , календарный план уроков, онлайн тесты , домашняя работа, вопросы и ответы

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения.

1. Прочитайте текст. Замените, где это необходимо, повторяющиеся слова местоимениями.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Зверя не было видно. Зверь озабоченно бегал вокруг нас, шумел, фыркал, но не высовывал даже ушей из травы.

Из зарослей вылез барсук. Барсук поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом барсук фыркнул и сделал шаг к картошке. Картошка жарилась и шипела, разбрызгивая шипящее масло.

2. Устраните недочеты в употреблении местоимений.

1. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

2. Когда отец ушел на фронт, ему было всего два года.

3. Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.

4. Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

5. Гусь среди их был самый старый.

6. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонок лаяла.

3. Спишите пословицы и подчеркните местоимения как члены предложения. Определите разряды местоимений.

  1. За что купил, за то и продал.
  2. Нашего полку прибыло.
  3. Эта ворона нам не оборона.
  4. За твоим языком не поспеешь и бегом.
  5. Знай, сверчок, свой шесток.
  6. На всякого мудреца довольно простоты.
  7. За чем пойдешь, то и найдешь.
  8. Спасибо вашему дому, пойдем к другому.

4. «Полминутки для шутки».

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква?
  2. Какие два местоимения мешают нам ездить по дорогам?
  3. 1 слог – личное местоимение, 2 слог – звук, который издают лягушки, все вместе – овощ.
  4. Какие три местоимения самые чистые?
  5. Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда?
  6. Какой газ отрицает личное местоимение?

5. 1) Прочитайте текст. Определите главную мысль этого текста.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

2) Найдите местоимения, определите их разряды.

3) Объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

Разряды местоимений. Возвратное, притяжательные и указательные местоимения.

1. Прочитайте текст и спишите его, вставляя пропущенные знаки препинания и буквы. Определите разряды местоимений.

Пр…плыла (к)нему рыбка спр…сила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с п…клоном старик отвечает:

«Смилуйся государыня рыбка,

Ра…бранила меня моя старуха,

(Не)дает старику мне п…кою:

Надобно ей новое корыто».

Отвечает золотая рыбка:

«Не п…чалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто».

2. Определите разряды местоимений.

  1. Выехав из деревни поднялись они в гору и Владимир увидел березовую рощу.
  2. Лошади присланные из Кистеневки ожидали его уже четвертые сутки.
  3. Сердце его было исполнено печальных предчувствий.

Расставьте знаки препинания и графически объясните их.

3. Выпишите из текста местоимения и определите их разряды.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз. (А.С.Пушкин).

4. Прочитайте текст и найдите указательные местоимения. Определите, какими членами предложения являются они в тексте.

В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что лодка шуршит по воде и оставляет за собой блестящую черную дорогу. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. (К. Паустовский)

Выпишите остальные местоимения и определите их разряды.

Найдите и выпишите слова с орфограммами (на 3 любых орфограммы).

Объясните постановку знаков препинания.

5. Вспомните и запишите по памяти несколько стихотворных отрывков, в которых есть местоимения. Определите их разряды и синтаксическую роль.

Разряды местоимений. Вопросительно-относительные, неопределенные и отрицательные местоимения.

1. Прочитайте стихотворение и найдите местоимения. Определите разряды местоимений.

Жил на свете Джонни –

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечего покушать,

Нечего надеть.

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть.

Нечего бояться.

Нечего терять…

Весело живется,

Нечего сказать!

2. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряды местоимений.

  1. Плохо, что ты (н..)с(кем) (не)посоветовался.
  2. Он (н..)на(что) (не)жаловался.
  3. Больше ждать нам (н..)кого.
  4. (Н…)какая причина (не)извиняет грубости.
  5. И журавли, печально пролетая, уж (не)жалеют больше (н…)о(ком).
  6. Мне в то время (н…)с(кем) было посоветоваться.
  7. (Н…)в(чем) так свободно (не)проявляется народный характер, как в песне и пляске.
  8. Я запер двери, (не)велел (н…)кому входить и снова просил его выстрелить.
  9. Скучен день до вечера, коли делать (н…)чего.

Подчеркните деепричастный оборот.

3. Прочитайте стихотворение. Объясните, откуда взялись герои стихотворения?

Мне с постели вставать неохота:

Я боюсь наступить на Кавота,-

У меня под кроватью живет

Симпатичнейший в мире Кавот.

И еще с ним такая забота:

Накормить невозможно Кавота.

Так как каждый кусок почему-то

Попадает в желудок Камута.

Найдите местоимения и определите разряды.

4. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Ученый должен знать все о (чем)нибудь и (что)нибудь обо всем.

Ночь была тихая, словно прислушивалась к (чему) то, ждала (чего)то, и мне казалось, что (кто)то шепчет мне ласковые слова.

По темному небу золотым узором звезд написан…о (не)что торжественное, чарующее душу.

В то же мгновение (чье)то тело метнулось с крыльца.

Оба молчали и чувствовали (н…)которую неловкость.

Через (н…)сколько мгновений Татьяна вошла и остановилась у порога.

Выполните морфемный разбор причастия .

использования местоимений(искажение смысла,подмена понятия из-за неправильного порядка слов,введение местоимений в текст при отсутствии существительных,которые они должны замещать,неверный выбор грамматическое

формы местоимения):отредактьруйте предложения.

1)После окончания похода моряки вернулись к свойм семьям:они ждали встречи целый год.

2)В музее были выставлены динозавры,которые все механические двигались и издавали звуки.

3)Чичикову не без труда удалось убедить манилова,что ему это выгодно.

4)В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

5)В кабинете Плюшкина беспорябок был страшный,даже подумать было нельзя,что в нем могло обитать живое существо.

Упражнение 2

В предложениях исправьте ошибки,связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой. 1)Я застал помощника в своем кабинете. 2)Мать велела сыну налить себе чаю. 3)хозяйка предложила жилицам пройти в свою комноту. 4)Отец просил дочь пригласить ее подругу к себе. 5)Писатель показал образ матери в своем развитии. 6)Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение,а затем занял свое место в купе. 7)Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение. Упаражнение 3 Исправьте стилистически неправильные предложения и запишите их. 1)Гусь среди их был самый старый и степенный. 2)Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 3)Я укорял меня за невнимательность. 4)Он хвастун:всё время хвалит самого его. 5)Мы с нми давно дружим. 6)Они ждали него.

Укажите местоимение, в котором допущена ошибка:

1)
А) нечего взять;
Б)не во что верить;
В)ни к чему не приспособлен;
Г) некому помочь;
Д) некоторые обстоятельства;
Е) некого винить;
Ж)нивкаких условиях;
З) ни кому не говорить;
И) ни о каких причинах.
2)
Укажи местоимение, в которых допущена ошибка:
А) к кому-то обратились
Б) ничто не пугало;
В) что нибудь интересное;
Г) кое в чем провинился;
Д) какому-либо человеку;
Е) не о чем не спрашивай;
Ж) какие-то люди;
З) в чьих-то руках;
И) чего-то не понял.
3)
Указать ошибки в характеристике местоимений:
А) любым событием (н.ф.-любой,определительное,в ед.ч.,средний.род.,Т.п.,является. Определением);
Б) в нескольких местах(н.ф-несколько, относительное; в пред.явл.определением)
В) у тех домов(н.ф-тот, указательное; в ед.ч., родительный. Падеж., явл. Определением).
4)
Укажи предложения, в которых допущены ошибки в употреблении местоимений.
А) у них нет надежды на спасение.
Б) об этом происшествии пришлось вновь вспомнить.
В) при первой встрече она протянула ее руку.
Г) их взгляды большинство присутствующих не разделяло
Д) у его были гости в этот день
5) укажите предложения, в которых допущена ошибка.
А) нечего мне здесь не нравилось
Б) не сколько спортсменов получили награды
В) не о ком во время путешествия они не вспоминали
Г) о каких-то фактах он даже не догадывался
Д) к не котором людям он относился с уважением
Помогите пж, очень буду благодарна:*^^

Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа , например: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя. Возьмите себе. В предложении себя является дополнением.

401 . Прочитайте шутливое стихотворение «Сам себя». Сколько раз повторяется местоимение себя ? Определите его падеж. Бывало ли так, что вы оказывались в положении маленького Питона?

402 . Вставьте в нужной форме местоимение себя и обозначьте его падеж. Укажите начальную форму выделенного местоимения.

1. Для - - жить - тлеть, для сем..и - г..реть, а для народа - св..тить. 2. (Не) кричи о - -, пусть другие (о) тебе хоть тихо скажут. 3. Нет лучше шутк.. 3 , чем над - -. 4. Кто только о - - хлопоч..т, тот о других и знать (не) хочет.

(Пословицы.)

403 . Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения. Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека?

1. Этот человек хитрый и скрытный . 2. Всё устроилось без особых усилий . 3. Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади. 4. Читай молча (не вслух) . 5. После болезни мальчик плохо выглядит .

Для справок: прийти в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож .

404 . Устраните недочёты в употреблении местоимений.

Образцы:

1) Ученик вынул из портфеля учебник и положил его (портфель или учебник?) на парту.- Ученик вынул из портфеля учебник и положил книгу на парту .

Или: Ученик вынул из портфеля книгу и положил её на парту .

2) Тренер просил ребят отнести спортинвентарь к себе (к ребятам или к тренеру?).- Тренер просил ребят, чтобы они отнесли спортинвентарь к себе .

Или: Тренер просил ребят, чтобы они отнесли спортинвентарь к нему .

1. Плотник вынул из ящика рубанок и пол..жил его (ящик или рубанок?) на верстак. 2. Охотник снял колпач..к с головы беркута и подбросил его (колпач..к или беркута?) в воздух. 3. Строители посмотрели фильм в новом кинотеатр... От него (от фильма или кинотеатра?) у них осталось неизгладимое впечатление. 4. Учитель предложил 2 Мише и Коле отнести тетрад., к себе (к учителю или к Мише?) домой. 5. Сосед попр..сил сестру налить себе (соседу или сестре?) воды. 6. Петя велел братьям купить себе (Пете или братьям?) новые авторучки.

405 . Рассмотрите рисунки. Напишите по ним рассказ на тему «Как я однажды помогал маме».

Учтите, что рассказ должен вестись от 1-го лица. Подумайте, в какой обстановке, кому именно (маме, брату, другу, весёлой компании и т. д.) вы будете рассказывать. Вы можете рассказать, с чего всё началось, как развивались события, каков самый острый момент (кульминация) в их развитии и чем всё закончилось. В какие части рассказа можно включить диалог, описание места действия? Как вы опишете самый острый момент в развитии действия - с юмором, страхом, с чувством удивления и т. д.? Употребите в сочинении синонимы из рамки, если вам это потребуется. Подчеркните в вашем сочинении личные местоимения.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: