Цифровые образовательные технологии как средство развития познавательной активности учеников. ИТ в школах: от локальных решений к единому образовательному пространству

Реализация основных направлений модернизации образования потребовала переосмысления своего педагогического опыта, понять, что же изменить в своей деятельности с позиции развития познавательного интереса учащихся, каких знаний в современных условиях уже недостаточно, какие современные средства обучения наиболее эффективны для развития данного качества личности.

Стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по предмету, решить эти задачи весьма затруднительно. В качестве одного из эффективных средств развития познавательного интереса учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии.

Цифровой образовательный ресурс - информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме.Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках национального проекта «Образование» сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

Ко многим современным учебникам созданы образовательные ресурсы. Работая в 5-6 классах, я применяю в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы к учебникам И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика,5 класс и 6 класс».

Практически все ЦОР (Цифровые образовательные ресурсы), предназначенные для организации фронтальной работы на уроке, представляют собой файлы, выполненные в программе Microsoft PowerPoint, версия Microsoft PowerPoint 2003.

Данные ЦОР делятся на 5 типов:

  • Материал для фронтальной работы на этапе введения новых знаний;
  • Материал для фронтальной работы на этапе формирования умений (в основном это упражнения направленные на формирование навыков устных вычислений);
  • Материал для коррекции и контроля знаний (математические диктанты на 1 или на 2 варианта);
  • Материал для организации итоговых уроков (сюжетные игры или игры соревнования);
  • Материал для предварительного тестирования.

Самые эффективные из электронных образовательных ресурсов – мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используются все виды восприятия; следовательно, закладываются основы мышления и практической деятельности ребёнка.

Математика – наука абстрактная. Поэтому многим детям даётся с трудом. С помощью анимации ЦОР можно показать ученикам задачи на движения: навстречу друг другу, в противоположном направлении, вдогонку, с отставанием. Можно воспользоваться готовым материалом на сайте « Сеть творческих учителей математики», Мастерская «Мультимедийные презентации для уроков математики» организатор Савченко Елена Михайловна. Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров; индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе,

  • самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки),
  • корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Хорошо зарекомендовали себя математические диктанты, которые предназначены для контроля и коррекции знаний учащихся в процессе изучения темы, а также для организации повторения правил арифметических действий в ходе прохождения других тем курса. Они позволяют мне организовать самостоятельную деятельность учащихся с последующей проверкой и анализом допущенных ошибок, что обычно бывает осуществить довольно затруднительно. Большинство математических диктантов в одном варианте проводится на начальном этапе изучения темы. Они дают возможность:

  • учителю – сразу после объяснения нового материала обнаружить те моменты, которые не усвоены или слабо усвоены учащимися и еще раз разобрать этот материал;
  • ученику – проанализировать свои ошибки, разобраться в причинах их появления.

Таким образом, в процессе обучения организуется приближенная обратная связь. Поясню, как проходит работа с этими материалами.

В ЦОРах такого типа на первом этапе по щелчку левой клавиши мыши появляется задание. Я прочитываю его, учащиеся либо записывают только ответ, либо задание, его решение и ответ, после этого появляется следующее задание. Таким образом, я могу регулировать скорость появления заданий, в зависимости от уровня класса. Наибольший эффект достигается, если учащиеся записывают решение «под копирку». После того, как выполнены все задания один экземпляр учащиеся отдают мне, а второй оставляют у себя. После этого переходим ко второму этапу.

На втором этапе осуществляется фронтальная проверка в форме « Самопроверка» или « Взаимопроверка» . В среднем звене подростки делают проверку с удовольствием. Ответы также появляются по щелчку мыши. Я задаю вопрос: «У кого получился другой ответ?». Тем учащимся, которые подняли руки, следует задать вопрос: «Как ты рассуждал?» Проговаривая вслух свои рассуждения, ученик, как правило, находит свою ошибку. Я имею возможность определить характер ошибки: не понят новый материал, допущена вычислительная ошибка, не понято задание и т.п. Учащиеся, которые допустили ошибки, выполняют работу над ошибками. Аналогичная работа проводится и с диктантами на 2 варианта. Математические диктанты в 2-х вариантах в основном проводятся в конце изучения темы. Они дают возможность:

  • учителю – установить, кто из учащихся, и насколько прочно, овладел знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими успешность обучения в дальнейшем, какие вопросы вызывают затруднения у большинства школьников;
  • ученику – сразу после выполнения работы узнать, насколько верно она выполнена, где допущены ошибки и в чем их причины.

Получение мною результатов работы учащихся, а учениками оценок своей работы становится возможным благодаря мгновенной фронтальной проверке. Большинство математических диктантов состоит из 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание, ученик получает 1 балл. При такой системе оценивания удобно выставлять итоговую оценку.

На сегодняшний день самой динамично развивающейся областью образования является Интернет, который широко внедрился в школьное образование и стал доступным для использования в образовательном пространстве. Используя ресурсы сети Интернет, учитель сможет внести в обучение новую актуальную информацию, повысить его наглядность и интерес школьников к учебе. Кроме всего прочего Интернет дает возможность разнообразить содержание и методику обучения ряда предметов, в том числе и математики. Использование Интернет-ресурсов на уроках математики повышает информационную культуру учащихся, проявляет лучшие качества в детях, помогает им творчески расти; позволяет использовать более обширную информацию; обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями. На уроках Интернет может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации. Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий.

Применение ЦОР при дистанционном образовании, дает возможность ученику и его родителям, при необходимости учителю, знакомиться с лекционным материалом, выполнять лабораторные и тестовые задания для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении.

Для учащихся 10-11 классов актуальна проблема Единого государственного экзамена. Для подготовки к нему издается масса различных пособий. Немало материла по ЕГЭ и в сети Интернет. Остановлюсь подробнее на интернет-сайте «Открытый банк заданий ЕГЭ по математике. Здесь образцы тренировочных и диагностических работ, наиболее интересны on-line тесты, потому что ученик может проверить уровень своих знаний. Так как для выполнения работы требуется 1,5 часа, то это хорошо получается на сдвоенном уроке. Слабоуспевающие учащиеся, допустившие ошибки даже в части В, могут повторить работу на другом уроке и сравнить результат с предыдущим. Так же. учащиеся могут дополнительно готовиться либо во второй половине дня дома, так как у большинства есть личные компьютеры.

Применение интернет технологий открывает перспективное направление в обучении. Современным детям учиться таким вот - компьютерным - образом гораздо привычней и интересней. Однако такое обучение возможно только в сочетании с другими образовательными технологиями. Поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Без чётко и правильно поставленных целей и задач посещение Интернета не может быть полезным и эффективным. Учителю и ученикам необходимо совместно подбирать Интернет-ресурсы, так как в процессе такой работы организуется исследовательская деятельность обучающихся по поиску решения с помощью соответствующих ресурсов сети Интернет.

Компьютерные презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни.

04.12.2015, ПТ, 14:17, Мск

Уровень проникновения электронных дневников, интерактивных досок и мультимедийных кабинетов в российских школах близок к 100%. Сегодня наибольшим спросом пользуются электронные учебники и планшеты. Для повышения эффективности использования имеющегося оборудования и программного обеспечения школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основной.

Россия активно движется по пути создания цифровой образовательной среды. В целом ряде регионов в настоящее время уже стартовало тестирование интерактивных мультимедийных электронных учебников, электронных сервисов, появились проекты электронных дневников, электронных библиотек, а также «цифровых школ» и др. Некоторые технологии, например, интерактивные доски, уже стали привычным атрибутом российских школ. Другие, среди которых виртуальные лаборатории, робототехника, видеоконференцсвязь, распространены значительно меньше.

Цифровые технологии для школ

По данным опроса поставщиков ИТ-решений в образовании,который был проведен CNews в августе 2015 г., российским школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основной. Сегодня в большинстве образовательных учреждений современное оборудование и программные продукты используются неэффективно.

Уровень проникновения цифровых технологий в школах

Источник: CNews, 2015

Как показал опрос ИТ-поставщиков, наибольший уровень проникновения демонстрируют такие решения как электронный дневник (100%), интерактивные доски (96%) и мультимедийный кабинет (80%). Интерес российских школ к 3D-принтерам (8%) и лабораториям робототехники (4%) пока невелик.

В Атласе будущих профессий, разработанном при участии «Сколково», сказано, что через 10–20 лет наиболее востребованные профессии будут тесно связаны с ИT. Сегодня школа ориентируется на развитие ИКТ-навыков учеников и все более глубокое изучение предметов научно-естественного цикла. Одновременно растет число бюджетных мест в вузах по специальностям, связанным с ИТ. Ожидается, что в ближайшее время в сфере образования наиболее востребованными станут решения по обучению робототехнике, программированию, биотехнологиям на основе учебных роботизированных платформ, а также цифровые лаборатории для занятий физикой, химией, биологией, географией.

О зарождении интереса российских школ к робототехнике свидетельствуют результаты опроса поставщиков ИТ-решений для образования. Речь идет, в первую очередь, об учебно-лабораторном оборудовании для изучения робототехники, цифровых лабораториях для изучения физики, химии, географии, энергетики, сопромата, а также решениях для 3D-моделирования и прототипирования. Помимо ИТ, в школах активно развиваются пресс-центры и видеостудии, в которых школьники получают опыт работы с графическими программами, учатся разработке мультимедийного контента.

Спрос на цифровые технологии в школах в 2015–2016 гг.

Источник: CNews, 2015

Согласно данным опроса, наибольшим спросом со стороны школ пользуются электронные учебники (88%) и планшеты (84%). Концепция BYOD пока не получила широкого распространения (48%), однако у нее есть перспективы роста. Облачные сервисы доказали свою эффективность и достаточно популярны.

Технологические решения, используемые в школах РФ

Электроника и программирование Лабораторные исследования Цифровые технологии
Наборы для изучения основ электроники Лаборатории по 3D-моделированию и прототипированию Интерактивные доски и дисплеи, интерактивные сенсорные столы
Электронные конструкторы для изучения электрических цепей и альтернативных источников энергии 3D-принтеры (с расходными материалами для создания дополнтельных деталей и замены утерянных) Мультимедиа студии
Стенды для отработки принципов программирования Цифровые лаборатории (для углубленного изучения естественных наук, инженерного дела, сопромата) Планшеты для работы с элетронными учебниками, подготовки к ГИА и ЕГЭ, а также управления классом
Лаборатории по робототехнике (включая роботизированные конструкторы) Системы голосования (опросов) и тестирования

Источник: CNews, 2015

Основным трендом информатизации образования сегодня является не просто внедрение отдельных технологий, а реализация комплексных проектов, направленных на создание единого и непрерывного образовательного пространства.

Электронное образование в Москве

Одним из регионов, занимающих лидирующие позиции в сфере создания цифровой образовательной среды, является Москва. Согласно данным опроса 25 московских школ, проведенного CNewsв августе 2015 г., все они активно используют электронные дневники. Система электронного документооборота в том или ином виде внедрена у 96%. Уровень проникновения интерактивных досок близок к насыщению (92%). Меньше всего распространены средства 3D-моделирования и печати (4%), технологии виртуального музея (20%). Относительно низким является уровень проникновения веб-конференций (44%), при этом практически отсутствуют онлайн-трансляции.

Используемые в школах технологии электронной образовательной среды

Источник: CNews, 2015

92% опрошенных школ используют, в том или ином объеме, облачные сервисы. Наиболее востребованными услугами в настоящий момент являются бухучет и управление кадрами из облака (60% и 52% соответственно). В целом перечень доступных облачных услуг для школ пока невелик.

Облачные сервисы, используемые в школах

Психология и педагогика

Школа и цифровые технологии: памятка современному педагогу

Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – эти слова прочно обосновались в нашем обиходе, но не обо всех их значениях пока удалось договориться. Ведущие эксперты в области образования делятся своими соображениями по поводу самых актуальных тенденций развития образования.

Статья создана по материалам онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в педагога», проходившей 5 апреля 2018 г. в Сколково.

О цифровой школе

  • Нет, это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности : ребенок сам может выбирать для себя источники знаний.

  • Затем необходима удобная навигация по информационному пространству : иначе как разобраться в безумном потоке знаний.

  • Следующий компонент - цифровая среда, которая опирается на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно.

  • Ну и, наконец, за всем этим следует максимальное упрощение формальных задач, которые сейчас так мешают учителю . Для этого тоже разумно использовать цифровые технологии.

Об электронном учебнике

Не стоит путать электронный учебник с электронной версией бумажного учебника. Это совершенно другой, принципиально новый продукт, созданный на стыке содержания и технологий. На содержание учебника влияют все заявленные актуальные компетенции, подходы к проведению контроля и оценивания.

Три столпа, на которых держится электронный учебник:
  • теория
  • практика
  • методика

Учителю сложно выстраивать программу самостоятельно. Гораздо удобнее, если все приемы, теория, практика и методика собраны в единый удобный продукт, в готовые дидактические единицы.

В электронном учебнике теория поддерживается наглядными материалами и хрестоматиями, практика - рабочими тетрадями и задачниками, методика - методическими пособиями и рабочей программой. Практика преобразуется в учебные игры, на стыке практики и методики действуют интерактивные практические работы, тренажеры (у платформы это интерактивные контрольные работы), на стыке методики и теории рождается новая форма работы в классе. Применяется весь спектр приемов, чтобы использовать новую технику в классах.

Об электронном дневнике, журнале и бюрократических задачах

«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе - он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная. В этом смысле дублирование одних и тех же форм отчетности на «цифре» и на бумаге - совершенно бесполезное занятие. К сожалению, сейчас сочетание электронной и бумажной формы отчетности ведется довольно безалаберно».

Михаил Кушнир «Лига образования»

Школьная бумажная отчетность должна и обязательно будет отменена. Обратимся к статистике: каждый год расходуется до 7,5 тонн бумаги на среднюю российскую школу. Масштаб бумажной отчетности на уровне РФ - более 370 тысяч тонн в год. Это, как минимум, не экологично.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой как создатели электронного ресурса для школы - сократить временные и денежные затраты, создать защищенную оперативную систему коммуникации. Экономический эффект от отмены бумажной отчетности, по нашим расчетам, должен составить более 120 млрд в год, не говоря о том, что у учителя наконец-то появится свободное время. Бумагу нужно заменить на цифровую технологию везде, где это возможно.

Андрей Першин, «Дневник.ру»

О значении уровня технического оснащения школ

Не во всем мире школы хорошо оснащены. В Ирландии, например, на один школьный компьютер приходится по 20 учащихся, это явное отставание в плане технического оснащения. Россия в данном вопросе занимает средние позиции, и для масштабов нашей страны это вполне достойные показатели.

Валерий Никитин, «Я-класс»


Мы всегда идем от пользователя - учителя, ученика. Да, не во всех школах страны сейчас есть возможность каждому ученику выходить в электронный учебник через собственный планшет. Но пользоваться всеми благами нового цифрового продукта хочется уже сейчас, поэтому, даже если не у каждого вашего ученика есть подходящий планшет, вы можете провести урок ярко и интересно.

Наша редакция заботится о том, чтобы педагог мог на каждом уроке пользоваться удобным раздаточным материалом, распечатывать важнейшие слайды для учеников.

Андрей Ковалев, Российский учебник


Педагоги и директора школ часто обращаются к нам с подобными жалобами: нет возможности купить компьютеры на весь класс, не на всех хватает планшетов, в школе нет Интернет-сети... Но даже при всех этих трудностях мы готовы помочь вам советом, чтобы вы выбрали удобную, подходящую для вас цифровую платформу .

Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»

О едином образовательном пространстве и конкуренции

Единство - не то же самое, что единственность. Учить всех по единственному учебнику или программному продукту не просто необязательно: этого делать нельзя. Ведь единство возможно только при многообразии, и только тогда, когда у всех элементов системы выработаны единые ключевые принципы и миссия. Технологии в образовании могут и должны конкурировать между собой. Никакая цензура не поможет, нужен свободный выбор, а для выбора - рекомендации.

Михаил Кушнир, «Лига образования»

Все быстрее и быстрее технологии проникают в нашу жизнь, в том числе и в образование. В мире прочно обосновались учебные онлайн-платформы с набором курсов чуть ли не всех специализаций, становится все меньше людей, которые не слышали о Coursera. Стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта, робототехники, виртуальной и дополненной реальностей. Однако закономерен вопрос: готовы ли сами школьники и учителя к таким изменениям? Каково реальное отношение населения к «оцифровыванию» образовательного процесса? Насколько быстрыми и радикальными должны быть эти изменения?
Цифровое образование - широкое понятие. Сюда включаются и массовые открытые онлайн-курсы, и системы управления образованием (LMS), позволяющие осуществлять смешанное обучение, и использование новых технологий: дополненной и виртуальной реальностей, анализа больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения, достижений робототехники. Однако на данный момент в России цифровое образование почти не развито даже в контексте прохождения отдельных курсов в цифровой среде, не говоря о проведении химических опытов с помощью виртуальной реальности. В общем среднем образовании онлайн-обучение фактически не используется, в дополнительном школьном образовании доля онлайн-обучения - 2,7%. По прогнозам экспертов, к 2021 году доли увеличатся до 1,5% и 6,8% в общем и дополнительном школьном образовании соответственно. При этом школьники все равно постоянно используют мобильные устройства и Интернет. Так почему бы не использовать это в целях обучения? Особенно учитывая то, что численность педагогического состава школ в РФ растет заметно медленнее, чем численность аудитории: так, по данным Росстата, в 2016 году на 15 млн учащихся приходилось чуть больше 1 млн учителей, при этом растет доля родителей, недовольных качеством образовательных услуг: по результатам опроса ФОМ, почти половина родителей отмечают снижение качества школьного образования.
В разрабатываемом документе «Московское образование. Стратегия-2025» появляются такие понятия, как «ПОТОК» (персонализированная образовательная траектория в открытых коллективах) и «РОСТ» (распределенное оценивание в системе талантов), в самих названиях уже есть намек на цифровое образование. Конечно, предложенные в стратегии концепции не относятся исключительно к цифровому образованию, они позволят школьникам не ограничиваться рамками своей школы, но ведь и цифровое образование позволяет достичь той же самой цели. Развитие цифрового образования так или иначе будет происходить, так как же учителям приготовиться к изменениям?

Правда или ложь?
Поскольку цифровое образование в нашей стране только начинает развиваться, его окружает множество мифов. Для того чтобы современные технологии приносили пользу, необходимо, чтобы все заинтересованные стороны понимали, что они несут и как их применять. Давайте разберем основные претензии к цифровому образованию.

Миф 1. Экономия за счет качества образования
Часть родителей и учителей считают, что цифровое образование не обеспечивает достаточного качества образования, что это лишь попытка сэкономить путем сокращения качественного общения с учителем при помощи замены человека экраном. Действительно, как в мире, так и в России все большее распространение приобретает BYOD (bring your own device (англ. «принеси свое устройство»), при котором учащиеся и сотрудники используют свои личные устройства (ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны) в учебных и рабочих целях. Это позволяет организациям сокращать расходы на покупку оборудования, но все больше и больше активности переносится в электронную среду.
Правда: этот тренд распространяется вовсе не из-за того, что «дешево и сердито», а из-за того, что таким образом образование становится доступным. Можно проходить курсы других учебных учреждений (в том числе и зарубежных). Если вспомнить Стратегию-2025, то основная идея «ПОТОКа» - «главное не где, а чему учиться и у кого учиться». Получается, что использование своих устройств может помочь учиться везде, при этом тому, чему хочется, и у кого хочется.

Миф 2. Дистанционное обучение не обеспечивает должного контроля над учениками
Высказываются сомнения в том, что среднестатистический современный школьник или студент в состоянии «постигать азы науки» без контроля нависающего над ним учителя с учебниками наперевес. Для эффективного освоения дистанционных программ обучения действительно требуется определенный набор качеств: высокий уровень самоорганизации, мотивации и нацеленности на самостоятельное формирование качественных знаний и навыков. Изучение психологической готовности российского студента к обучению с использованием технологий дистанционного обучения показало, что многие из студентов российских вузов не готовы к обучению по данным технологиям. Если студенты не готовы, то что уж говорить о школьниках? Ведь даже в силу возраста школьникам свойственна меньшая концентрация внимания, у них нет привычки учиться, да и самоорганизация для большинства из них незнакомое понятие, особенно когда вне школы есть другие, более интересные занятия.
Правда: существуют системы управления процессом самообучения, которые позволяют обучающемуся самому сформировать и реализовать личную траекторию обучения (что опять же является одним из приоритетных направлений для московского и российского образования). Электронный курс с привязкой к календарным датам может упорядочить и систематизировать самостоятельную работу, повысив уровень усвоения теоретических знаний и практических навыков. Онлайн-классы требуют большой самодисциплины и упорства, однако те же качества требуются и при очном контактном обучении - нежелание учиться и непонимание необходимости получения знаний сведут на нет усилия самого лучшего учителя. При этом никто не предлагает оставить школьников учиться самих по себе - учитель и родители всегда будут следить за прогрессом обучающегося, при этом современные технологии еще и придут на помощь: покажут, что дается трудно ребенку (учитель сможет индивидуально обсудить трудную тему с учеником) или же что дается трудно всем (тут уже стоит задуматься об изменении в подаче материала).

Миф 3. Цифровое обучение лишает живого общения
Существуют опасения, что излишнее «оцифровывание» минимизирует контакт учителя и его аудитории, ведь обучение - это не только обмен информацией, но и живое общение. Ученики лишь смотрят видео, при этом нет необходимой социализации, а ведь школа - это общество в миниатюре, и именно там ребенку прививаются навыки общения, в том числе и со взрослыми - учителями.
Правда: не нужно объяснять разницу между хорошим и плохим лектором, когда «оратору» с учительской трибуны самому не интересен его предмет и, напротив, увлеченность заразительна и непосредственно влияет на усвоение информации. Существует пример феномена виртуальных лекций, которые способны влиять на аудиторию, - популярность выступлений на платформе ted.com, когда человек может прийти и провести мини-конференцию на тему волнующих его вопросов и проблем и его голос может достигнуть любого человека с доступом в Интернет. У третьего по популярности видео TED на сайте youtube.com говорящее название - «Школы убивают креативность?».

Стоит также отметить, что полный переход школьного обучения в цифровую сферу точно не состоится в ближайшее время, поэтому пока общению учителя и ученика в том виде, к которому все привыкли, ничего не грозит.

Миф 4. Цифровое обучение - «болтология», оно не дает практических навыков
Люди также скептически относятся к внедрению цифрового образования, усматривая его ограниченность «разговорным жанром», между тем как практические навыки находятся в «слепой зоне». В большинстве случаев под цифровым обучением понимается набор лекций, надиктованных учителем на камеру, которые ученик смотрит, а потом, возможно, проходит тест. Эффективность такого метода обучения, тем более направленного на школьников, вызывает сомнения.
Правда: онлайн-курсы не ограничиваются лекциями и тестами. Все большее распространение, наоборот, приобретают системы, которые предоставляют возможность проведения проектов, совместных работ. Традиционные методы оценки тоже переносятся в цифровую среду - учитель может проверить сочинение не в тетрадке, а на экране, специально созданные сайты и системы проследят за тем, как ученик решает уравнения и задачки по физике. Часто внедряются элементы игры, при этом доказано, что соревновательный элемент игр обеспечивает быстрое усвоение материала и более глубокое погружение за счет эмоций. Лекции и правда занимают большое место в цифровом образовании, но разве они занимают меньшее место в образовании традиционном?

Миф 5. Учитель потеряет контроль над действиями учеников
Если ученик проходит онлайн-курс, то как учитель сможет удостовериться, что это результаты действительно данного ученика?
Правда: проблема идентификации учеников действительно стоит довольно остро. В случае с онлайн-курсами для взрослых на многих платформах это остается на совести самого пользователя (знания и навыки нужны ему, без них его сертификат ничего не значит), но очевидно, что в школьных реалиях контроль должен быть более жестким. Тут на помощь могут прийти родители, которые могут подтвердить, что их ребенок действительно проходил задание, или же придется все-таки доверять ученикам в проявлении сознательности. Ведь и в традиционном обучении всегда найдутся те, кто сумеет схитрить или списать, к сожалению, ни одна система не является идеальной.


Все мы знаем, что часто нововведения в нашей жизни оборачиваются лишь лишней головной болью. Не будет ли так же с цифровым образованием? Не станет ли это еще одной задачей в череде того, что надо сделать учителю? А ведь многим учителям тяжело менять проверенные методики и работать с информационными технологиями.
Правда: действительно, внедрение новых технологий требует и развития определенного набора качеств. Применение дистанционных образовательных технологий скорее свойственно более молодым педагогам, с меньшим стажем работы, но при этом имеющим ученую степень; возможно, это обусловлено большей технологической подкованностью молодежи, а также может объясняться устоявшимися традициями в технологиях обучения у более старшего поколения. Однако от новых технологий никуда не деться, но они могут действительно освободить время учителя: не только с помощью однократного прочтения лекции под запись, но и, например, с помощью автоматической обратной связи - вместо того чтобы раз за разом писать в ответе на контрольную одно и то же, учителю надо ввести информацию всего один раз, и ученик при неправильном ответе увидит это (и заодно подсказку, где это объяснялось, чтобы он мог сам посмотреть). У учителей освобождается время, чтобы учить, а не отвечать на одни и те же вопросы, а уменьшение контактной работы снижает эмоциональную нагрузку, снижая вероятность эмоционального выгорания.

Что делать?
Разобрав основные мифы, мы видим, что цифровое образование действительно может принести пользу, однако для этого необходимо понимать, что кроется под внедрением цифрового образования в школах.

Прежде всего стоит еще раз подчеркнуть, что для большинства школ и учеников цифровое образование будет ограничиваться несколькими онлайн-курсами. Большее распространение будут получать системы управления образованием, которые станут основным средством цифрового образования в школах, так как массовые открытые онлайн-курсы подразумевают заинтересованность обучающегося в получении дополнительных знаний или новых навыков и, скорее всего, будут редко использоваться в школьном обучении, так как направлены на взрослую аудиторию. Современные системы управления обучением позволяют создавать персонифицированные курсы, записывать учеников на курс или выбирать курсы самим, смотреть образовательную аналитику: оценивать различные показатели и строить прогнозы, в том числе насколько каждый из обучающихся вовлечен в образовательный процесс, выделить проблемные места и просчитать вероятность того, что обучающийся не окончит курс. Благодаря этим технологиям возможно адаптивное индивидуализированное обучение, которое ориентировано на каждого ученика в зависимости от его способностей, сильных и слабых сторон.

Так как же подготовиться к внедрению цифрового образования?
В первую очередь для ознакомления с самой концепцией онлайн-курсов можно пройти такой курс самому (в статье «Гарвард на диване» приведен список площадок с онлайн-курсами, в том числе и для взрослых). Прохождение онлайн-курса, а лучше нескольких, позволит ознакомиться с форматом, самому посмотреть, как воспринимается разная подача материала, выделить моменты, которые кажутся неудачными, чтобы избежать их в своей работе. Нахождение по ту сторону баррикад - наиболее качественное исследование, а обилие курсов для взрослых позволит заодно получить нужные и полезные знания.
Во-вторых, если в школе уже происходит внедрение цифрового образования или хотя бы идет речь об этом, стоит выяснить, какими средствами школа планирует пользоваться. Обилие различных вариантов платформ и систем не позволяет говорить более конкретно, но если вы знаете, какое решение будет внедрено в школе, это дает возможность ознакомиться с ним заранее, а не подготавливать материалы в спешке. Даже если ваша школа еще и не задумывается о внедрении цифрового образования, можно продумать то, как ваш предмет можно перенести в форму онлайн-курса.
В-третьих, можно начать вводить элементы цифрового образования и без централизованного его внедрения. Потратьте немного времени и найдите ресурсы, предлагающие игровые обучающие программы по вашему предмету. Ученики с удовольствием пройдут викторину по географии или проведут физический опыт с помощью телефона. Геймификацию (использование элементов игровой механики) используют компании-гиганты, маркетологи и многие другие. Нынешние ученики выросли, уже имея компьютер и видеоигры, и, несмотря на стигматизацию игр в нашем обществе, использование элементов игр позволяет успешнее вовлечь их в процесс обучения. В системах управления обучением часто используются не только мини-игры, но и значки за достижения, такого рода мгновенное поощрение успехов положительно влияет на мотивацию.
В-четвертых, необходимо следить за тем, что происходит в данной сфере на уровне государства. Например, на данной момент действует приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», который направлен на качественное и доступное онлайн-обучение граждан страны с помощью цифровых технологий. В его рамках в том числе есть и программа по повышению квалификации в области разработки, использования и экспертизы онлайн-курсов, которая может быть интересна и полезна учителям и преподавателям.

Таким образом, можно точно сказать, что цифровое образование проникнет и в школы, однако в меньшем объеме, чем в вузы. Цифровое образование может принести много пользы, но для этого надо понимать, как оно действует вообще и будет действовать в конкретной школе, поэтому многое будет зависеть от каждого учителя - насколько он сумеет заинтересовать своих учеников, как он построит курс, какие задания даст. Да, изначально на учителя ляжет дополнительная нагрузка, но эти усилия могут привести к значительному результату и облегчить его дальнейшую жизнь, избавив от монотонных, повторяющихся задач, освобождая его время, а учеников подготовит не только по школьным предметам, но и к дальнейшей жизни.

​Руслан СУЛЕЙМАНОВ, руководитель управления информационных технологий МГПУ

Похоже, слово «цифровизация» надолго вошло в повестку масштабных событий, посвящённых образованию. Это неудивительно: согласно принятой Правительством программе «Цифровая экономика» , к 2025 году система образования в России должна быть настроена так, чтобы подготовить к рывку в цифровое светлое будущее достаточное количество грамотных пользователей информационных технологий, обладающих необходимыми в XXI веке компетенциями.

Цифровизация экономики - это не просто перевод данных и процессов из «аналоговой» эпохи в цифровой вид.

Поэтому цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному Интернету. Это как начинать строительство нового дома с поклейки обоев и выбора люстры, вместо того, чтобы думать о фундаменте. Должен меняться сам подход, чему и как учить.

Цифровая грамотность

Казалось бы, грамотность - понятие, знакомое всем. Согласно самому общему определению, это степень владения основными когнитивными навыками: чтением, письмом и счётом на родном языке. Но с развитием технологий и усложнением информационного пространства, в котором мы существуем, представление о грамотности расширяется. Международные организации, которые пытаются классифицировать необходимые современному человеку компетенции, говорят о важности цифровой, информационной, научной грамотности. Часто эти виды грамотности пересекаются и дополняют друг друга.

Цифровая грамотность - это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми.

Существуют разные критерии развития цифровой грамотности. Например, Генри Дженкинс считает , что цифровая грамотность включает в себя умение работать с компьютером как «железом» (то есть вы должны понимать, как происходит взаимодействие человека и цифровой техники), понимание особенностей устройства и распространения цифровой информации (например, умение работать с ПО), понимание устройства сетевого сообщества и особенностей социальных медиа.

Дуг Белшоу выделяет восемь элементов цифровой грамотности, среди которых понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, умение создавать и распространять контент, навыки использования цифровые технологии для саморазвития.

Авторы разных концепций цифровой грамотности сходятся в одном: только понимание того, как устроена цифровая реальность, может научить человека контролировать «информационный шум» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

Чтобы жить в цифровой экономике долго и счастливо, человек должен обладать культурой потребления информации и уметь сделать выбор между условным томиком Донцовой и «Войны и мира», понимая свои потребности и природу этих произведений.

Очевидно, что цифровая грамотность - это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления программы по предмету «Информатика» или технического переоснащения школы. А без их развития фундамент цифровой экономики, увы, не построишь.

Индивидуализация образовательной траектории

Если учесть, что развитие цифровых технологий вытесняет из производства прежде всего работников «рутинного» труда, то конвейер массового образования, готовящий специалистов по одной программе, становится неактуален. К тому же эксперты уверены, что цифровая экономика требует от человека развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации - а этому способствует индивидуализация образования.

Цифровые технологии, приходя в систему образования, позволяют индивидуализировать процесс обучения и на этапе освоения нового материала, и на этапе контроля индивидуальных результатов. Возможности для этого создают такие проекты, как «Мобильная электронная школа» - система для учебно-методического сопровождения образовательного процесса, которая представляет собой социальную сеть для учителей, учеников и родителей, с учебным контентом, системами оценки и обратной связи.

Цифровые технологии предоставляют инструменты для развития смешанного обучения, преодоления ограничений классно-урочной системы с одинаковым для всех учебным планом и одинаковым временем для его освоения. Правда, в массовой школе эти возможности реализуются нечасто.

А если посмотреть на недавние обсуждения новой редакции ФГОС, которая вызвала возмущение учителей литературы , то возникает вопрос. Как сочетается беспокойство о том, что дети, переходя из одной школы в другую, могут испытывать неудобства из-за разности образовательных программ, с пониманием, что для цифровой экономики как раз важны такие качества, как умение адаптироваться к новым условиям и выстраивать свою собственную траекторию развития, постоянно выбирая из множества вариантов?

Непрерывное образование

Цифровая экономика кардинально меняет рынок труда: там, где компьютер может заменить человека, он его заменит. Выходом для лишившихся работы людей будет самозанятость, тем более что цифровые технологии дают новые возможности организации и развития бизнеса. Кроме того, в ближайшем будущем станет нормой регулярная смена профессии, да и нахождение в одной профессиональной сфере будет всё больше и больше требовать готовности к обучению. Концепция непрерывного образования предполагает, что жизнь человека не делится строго на период учёбы (до получения диплома) и работы, а обучение является постоянным процессом на протяжении всей жизни.

Для того, чтобы непрерывное образование становилось жизненной нормой, должна развиваться структура онлайн-образования и меняться отношение общества к обучению. И если первая задача напрямую связана с развитием онлайн-платформ, программного обеспечения, оцифровкой контента, то вторая - с развитием внутренней мотивации человека к учёбе. Как показало исследование НИУ ВШЭ, посвящённое образованию взрослых россиян, главная причина, почему взрослые не идут учиться новому - отсутствие внутренней потребности в этом.

А потребность такая формируется (или нет) с младших классов, при том не так важно, есть ли там интерактивная доска.

Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. А для этого, пожалуй, сами лидеры образования должны научиться не бояться уже наступившего будущего.

Об этом и многом другом будут говорить эксперты на Московском международном салоне образования - крупнейшем российском образовательном событии, которое пройдет с 18 по 21 апреля в 75-ом павильоне ВДНХ. Мероприятие будет интересно педагогам, тем, кто занимается организацией и управлением в образовании, а также родителям.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: