Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства. "Великий невидимка – воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы Как использует человек свойства воды

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.


На нашем интернет-уроке по окружающему миру мы поговорим о том, без чего бы не существовали мы, природа, планета Земля. Да! Это воздух. Что такое воздух?…

Воздух и свойства воздуха

Воздух — это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.

Газы не имеют формы. Они распространяются во все стороны и заполняют весь доступный объём.

Воздушная оболочка Земли — атмосфера — защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.

Слои атмосферы:

Воздух необходим всему живому для дыхания и для создания органических веществ.
Смотрим познавательный видеоролик с 5.55

Какие свойства имеет воздух?

О свойствах поподробнее.

Сейчас вы видите все то, что вокруг вас: стены, компьютер, шкаф, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? Верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это?

Исследование 1 .

Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? Появятся пузырьки воздуха.

Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.

Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? А ваши стены? А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный .

Исследование 2 . А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?… Пахнет чем-нибудь воздух? А как же запахи в кондитерской, аптеке? … Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет .

Исследование 3 . Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?

Вывод: воздух не имеет вкуса

Исследование 4. Возьмите в руки книгу. Какой она формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Вывод: воздух не имеет форму.

Исследование 5. Воздух упругий

Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружилось?

Теперь посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Могу ли я сделать первый шарик таким же упругим, как и второй? Что для этого нужно сделать?…. Верно, добавить воздуха. А что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?…… (Воздух сжимается).

У вас, наверняка, есть велосипед. Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? ….. также прыжки на спортивных велосипедов делают как раз из-за воздуха в шинах.

А где еще используется это свойство?…..

Исследование 6. Воздух легче воды, то есть менее плотный, чем вода.

Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Вот почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг.

Исследование 7. Воздух — плохо проводит тепло.

Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

Верно, между этими двойными стеклами находится воздух, который не пропускает холод и дома становится гораздо теплее. Так как воздух имеет низкую плотность, он плохо проводит тепло.

Если воздух плохо проводит тепло, почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? Ч то же греет землю, снег ли?….

Между снежинками — воздух, он не пропускает холод.

Подумайте, как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?…. А что происходит с мехом животных к зиме?…

Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, а человек надевает тёплый свитер, шубу.

Исследование 8. При нагревании расширяется

Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Почему батареи в комнатах устанавливают внизу, под окном? Что происходит с горячим воздухом?

Да, когда воздух нагревается, воздух расширяется, то есть становится легче и поднимается вверх.

Теперь вы сможете объяснить по какому принципу летает воздушный шар?


А китайские фонарики?

А может ли быть одинаковая температура: днем и ночью? зимой и летом? у полюсов и на экваторе?

Что происходит с нагревшимся воздухом? (Поднимается). Что занимает освободившееся место? (Холодный воздух).

А это значит, на Земле происходит постоянное перемещение воздуха, а попросту дует ветер.

Ветер — это движение воздуха.

Ветра приносят и пользу и вред.

Представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем промышленно развитом городе, где есть заводы, фабрики, шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?

Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей.

Есть ветра, которые приносят много бед.


Как использует человек свойства воды

Человек издавна научился использовать силу воздуха, как источник энергии.
Он изобрел парус , который позволил ему отправиться в путешествие.


Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.


Однако и в современности ветряной двигатель играет все большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.


Одним из способов передвижения по воздуху – воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 183 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом.

На воду нельзя надёжно опереться — она жидкая. Однако водному лыжнику это удаётся, если развить достаточную скорость. Воздух — ещё менее плотный, чем вода. Но если развить большую скорость, то оказывается на него можно опереться. Это открытие позволило создать более совершенные летательные аппараты.

Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем, что воздух обладает выталкивающей силой. Например, если заполнить воздушный шарик более лёгким газом — водородом, то они полетят вверх.

Парашют может планировать по воздуха благодаря плотности воздуха.

Вы знаете, что вода при нагревании превращается в пар, газообразное состояние, а если пар остудить — получится опять жидкое состояние.

Оказывается, любой газ тоже можно превратить в жидкость, если охладить. Только для этого потребуется очень низкая температура.

Углекислый газ , охлажденный до твёрдого состояния, используют для замораживания продуктов и называют сухим льдом. А тает он при -78 градусов С.

Жидкий азот образуется при температуре -196 гр.С. Его используют в медицине.

Чистый кислород используют для дыхания больных. Им наполняют акваланги для подводного дыхания. кислородные маски есть в самолётах для чрезвычайных ситуаций.

А жидкий кислород нужен для окисления топлива космических кораблей. Ведь без кислорода невозможно не только дыхание, но и горение.

Все мы понимаем, что воздух нашей планете просто необходим. Его следует беречь!


Здравствуйте, друзья!
Сегодня новое заседание БиоТОПа по мотивам вопроса Андрея, который прислала мама Елена Валерьевна Ишимова, автор блога "Смешарики" .
Я немного перефразировала вопрос "Почему воздух прозрачный?", но смысл он от этого не утратил. Итак, добро пожаловать на поляну БиоТОПа.



Слониха (звонит в колокольчик ): Заседание БиоТОПа объявляю открытым!
Кафрский ворон: БиоТОП! БиоТОП!
Слониха: Что у нас на повестке дня?
Кафрский ворон : Абсолютно прозрачная тема. Почему воздух прозрачен? А газ бесцветен?

Глава 1. Стакан наполовину полон? Или...

Сова: А может и нет никакого воздуха? Может воздух, как новое платье короля из сказки, не существует. Увидеть-то его нельзя!
Сурикат : Он точно есть! Мы же им дышим!
Гепард: Я хочу спросить у вас всех про этот стакан. Посмотрите на него.
Гепард продемонстрировал стакан, в котором была налита вода, ровно по его середине.




Мартышка
(затараторила) : Я! Я знаю этот тест! Стакан наполовину полон или наполовину пуст? Пусть каждый возьмет и ответит, или вспомнит, что он ответил, когда впервые услышал притчу про стакан.
Сова: По мне, туда воды не долили. Пожалели что ли?
Илистый прыгун: А по мне, так и половина стакана воды лучше, чем вообще без нее! Я без влаги не могу дышать, а здесь достаточно, чтобы можно было хвост в нее опустить и продержаться до прилива.
Сурикат: Вот и я думаю, что даже чуточку водички - уже неплохо. Знаете, как мы радуемся, когда дождь идет у нас в пустыне?

Мартышка (прыгая на месте от нетерпения) : Ой, не могу терпеть, объясняю! Я как оптимистка, радующаяся жизни, сразу отвечу, что стакан наполовину полон! Вот и Илистый прыгун, и Сурикат - тоже оптимисты. А пессимист, который склонен замечать в жизни плохое и ворчать, скажет, что стакан наполовину пуст.
Сова : Я не "пустимист"! Я как есть, так говорю. Всю правду выкладываю в глаза! Я этот...
Кафрский ворон : Реалист?
Сова: Да, он!

Гепард: Реалист скажет, что стакан полон на все 100%.
Сова: Дорогой Гепард, хорошо ли Вы видите? Сколько крыльев я Вам показываю? До полного стакана не хватает ровно столько же воды!
Гепард: Как думаете, уважаемая Сова, если я вылью воду из стакана, стакан будет пуст?
Сова (поболтав крылом внутри стакана) : Конечно! Пустой на все сто процентов!

Глава 2. Винить, конечно, некого - Кругом одни молекулы


Орангутан: Это легко объяснить, почему мы не видим воздух вокруг нас! Воздух состоит из разных газов: в основном из кислорода, азота, водорода, углекислого газа. Каждый газ состоит из своих частичек - бесцветных и прозрачных молекул. Они настолько маленькие, что их можно увидеть только в самый мощный электронный микроскоп. Молекулы летают во всех направлениях, расстояние между ними такое, что лучи света легко проходят между ними, не отражаясь от молекул. Поэтому мы воздух не видим.

Мартышка: А дерево мы видим, потому что луч света не проходит через его молекулы?
Орангутан : Понимаете, Мартышка, но молекул дерева не бывает.
Мартышка: Как это не бывает? Я же вижу дерево! Вот если бы вы про воздух сказали, который не видно, еще можно было бы поверить.
Осьминог: Дерево состоит из клеток, а клетки состоят из частей-органоидов. Они как будто маленькие клеточные органы, поэтому их называют органоиды. А вот эти органоиды состоят из разных веществ, а вещества уж состоят из молекул. А молекулы состоят из атомов.



Мартышка
: Большое состоит из среднего, а среднее - из маленького, а маленькое - из малюсенького!
Осьминог: Верно! Древесная целлюлоза - вещество с белыми молекулами, а лигнин - с коричневыми, он-то и придает цвет коре. А стоят молекулы так плотно прижавшись к друг другу рядами, что свет не может через них пройти и отражается. И мы их видим.

Мартышка: Но в общих чертах, я была права!
Орангутан: Правы, милая Мартышка.
Сурикат: А я понял, почему в воде мы можем что-то видеть, но не так хорошо, как на воздухе! Потому что молекулы в воде располагаются не так далеко друг от друга как в газе, но не так близко как в лигнине дерева! Правильно?
Орангутан: Молодец! Вы очень способный молодой Сурикат!

Слониха: Ой, а у нас в стакане какой-то тип сидит! Я его только сейчас рассмотрела!

Глава 3. Я вас вижу насквозь!


Кто-то в стакане: Заметили таки! А я то уж думал, что совсем стал невидимкой.
Кафрский ворон : Выбирайтесь из стакана, милейший, и представьтесь! А то, нарушаете инкогнито весь протокол. Что я должна записывать?
Кто-то в стакане: Попрошу без сложных слов! Я показываюсь. Стеклянный сомик, к вашим услугам!


Из стакана, в котором казалось никого не было, появилась прозрачная, словно стекляшка, рыбка. На воздухе она стала отчетливо видна, в то время, как в воде ее выдавали лишь голова, да небольшая область тела вокруг.


ПЕСЕНКА СТЕКЛЯННОГО СОМИКА
(

Стеклянным призраком слыву,
И тем ужасно горд!
В воде невидимым живу,
И хищник не найдет.

Как невидимкой водной стал? -
Вы спросите, друзья.
Как цвет природный потерял,
Спою вам в песне я.

Труляля и траляля!

Я сам призрак, друзья!

Все мышцы, кожа, чешуя
Утратили пигмент,
Покрылся бугорками я,
Не отражать, чтоб свет.

Чтоб стать прозрачным как вода,
И свет не преломлять,
Я все пространство живота
Стал жиром заполнять.

Труляля и траляля!
Я сом-призрак, я сом-призрак,
Я сам призрак, друзья!

Прозрачен жидкий жир - успех!
Да виден стал хребет...
Посеребрить его не грех,
Чтобы рассеять свет.

Неотразимым хочешь стать,
И жизнь вести беспечную? -
Могу совет бесплатный дать:
"Будь тихим, не отсвечивай!"

Труляля и траляля!
Я сом-призрак, я сом-призрак,
Я сам призрак, друзья!



Слониха
: Очень приятно познакомиться, Стеклянный сомик! А почему же в воде Вы почти не видны, а на воздухе заметны.
Стеклянный сомик: Так я же в воде живу, поэтому и настроен под ее особенности. В воде плотность больше, чем в воздухе. Вот поводите рукой в воздухе и воде и вы почувствуете разницу! Если бы мое тело было заполнено воздухом, а не жиром, то я бы отличался по плотности от воды очень сильно, и был бы заметнее.

Сурикат и Мартышка стали размахивать лапами в воздухе, а затем в воде.
Мартышка: Вода сопротивляется движению!
Сурикат : Ага!

Сова: Да Вы, батенька Сом, живое пособие по изучению скелета!
Орангутан: Вы очень правильно подметили, уважаемая Сова! В лабораториях специально выводят животных с прозрачной кожей и органами, чтобы изучать внутренние процессы при жизни животного, без всякого вреда для этих существ. Изучают стеклянных лягушек, рыб. А недавно вывели даже прозрачных мышей!
Осьминог: Хотите, я покажу вам фокус с исчезновением сокровищ?
Сурикат: Конечно!

Глава 4. Исчезновение кристалла




Осьминог: Я однажды случайно нащупал на дне этот предмет. Он конечно, оказался из стекла, но ведь мог бы быть и алмазом! Видите какой кристалл?
Мартышка: Какой большой и красивый!
Осьминог: А теперь - фокус с исчезновением! Опустим кристалл в стакан с водой!
Сурикат: Ой! Он как будто растворился. Я хочу его потрогать, там ли он еще.
Сурикат опустил лапку в стакан и потрогал кристалл.
(Проделайте подобный опыт со стеклянными прозрачными предметами, заставляя их "исчезать" в воде)

Сурикат: Он там! Честное сурикатское! Я его нащупал!
Мартышка : Вот как можно хранить бриллианты у всех на виду, в аквариуме с золотыми рыбками.
Осьминог: Кристалл почти исчез в воде, как и наш друг Стеклянный сомик.




Мартышка
: Немножко все таки отсвечивает. Но ведь алмаз прозрачный и твердый. У него не могут быть большие расстояния между молекулами, как у воздуха. Почему же он пропускает свет?
Осьминог : Верно. Частицы в алмазе расположены в особом близком порядке, слагая кристаллическую решетку. И свет проходит сквозь нее.

Кристаллическая решетка алмаза.


Орангутан : В стекле хоть и нет кристаллической решетки, но частички тоже располагаются упорядоченно.
Осьминог: Пятьсот миллионов лет назад в морях палеозоя водились трилобиты - родственники раков. У них глаза были покрыты прозрачными твердыми очками из кальцита. Они пропускали свет через серединку кристаллической ромбической решетки.
Стрекоза : Как это романтично! Рыцарь в хитиновой броне с хрустальными глазами! Жаль, что они все вымерли...
Осьминог : Броня была полная, включая глаза.

Мартышка: А ведь и у нас есть прозрачные части в организме! Глаза покрыты прозрачной пленкой - роговицей. Только она гибкая, не как у трилобитов.
Осьминог : Какое тонкое замечание, милая Мартышка! А внутри глаз заполнен стекловидной жидкостью, чтобы свет мог попадать внутрь глаза.
Орангутан: А у растений кожица, покрывающая лист, тоже прозрачная, чтобы пропускать свет к зеленым клеткам с хлорофиллом, для производства питания.
Осьминог: И наши клетки заполнены прозрачным гелем - цитоплазмой.


Гепард
: И все же стать похожими на воду легче, чем стать похожими на воздух. Поэтому прозрачные животные встречаются чаще в воде - медузы, гребневики, рачки.
Стрекоза (взмахивая крыльями) : Не скажите, коллега! У насекомых часто прозрачны крылышки, чтобы быть незаметнее в полете!
Мартышка : Так вот почему у комаров крылья прозрачные! Чтобы как можно незаметнее ко мне подобраться и незаметнее улететь, когда укусят! Какое коварство!
Осьминог: Да, уважаемая Мартышка. Прозрачностью пользуются и хищники, скрываясь от своих жертв.
Стеклянный сомик : Например, стеклянные окуни так поступают.

Сова : Постойте! До меня сейчас только дошло! Так что же получается? Если бы молекулы воздуха были цветные, то и воздух был цветной?

Глава 5. Так ли уж прозрачен воздух?


Орангутан : Скорее всего, так бы оно и было, уважаемая Сова! Но тогда мы бы видели очень плохо.
Сурикат: А вот у нас по утру в пустыне воздух становится мутным, а вдали белый, как молоко.
Сова: Так это же туман!
Орангутан : Да, это туман. Видимость в тумане снижается, из-за того, что в воздухе кроме бесцветного газа летают очень мелкие капельки воды. Они отражают свет, и не дают ему свободно проходить. Поэтому мы не видим, что происходит вдалеке.
Мартышка: А в промышленных городах в воздухе летают частички сажи, и всяких химикатов. От выхлопов автомобилей. И воздух загрязнен.
Осьминог: А в квартире летает пыль! Посмотрите на солнечный луч, проходящий из окна. В нем летают пылинки.
Орангутан: Да, абсолютно чистый воздух встретить сложно, в нем всегда есть свои большие и маленькие воздухоплаватели. Споры грибов и бактерий, пылинки и частички сажи, семена растений.



Осьминог: Предлагаю пойти на рыбалку, то есть я хотел сказать на охоту на воздухоплавателями за вашим окном. построим ловушку для воздухоплавателей! Выясним, так ли уж прозрачен воздух за окном.

Материалы и оборудование: бумажные тарелки, вазелин, палочка, скотч.
1. Прикрепите бумажную тарелку донышком на палочку с помощью скотча.
2. Намажьте тарелку толстым слоем вазелина. Другую тарелку обклейте скотчем липкой стороной наружу.

3. Выставьте тарелки за окно в ветреный день.
4. Через сутки занесите ловушки домой и рассмотрите их. Улов ловушки будет зависеть от времени года, и от высоты этажа, на котором вы живете. Сравните, какая ловушка оказалась эффективнее и наловила больше воздухоплавателей.
5. Проведите несколько исследований таких воздушных ловушек: весной, летом, осенью и зимой. Сравните показатели и сделайте выводы.

ПС: такая ловушка позволяет улавливать семена, переносимые ветром на лугах. Так изучают распространение этой группы растений по воздуху.

Сурикат (поднимая руку ): Стесняюсь спросить... Вот вы говорили про прозрачных животных, и мне покоя не дает вопрос все это время. А кто такие гребневики?

Глава 6. Кто такие гребневики?


Осьминог: Гребневики немного похожи на медуз. Когда-то давно их даже относили к одному типу кишечнополостных. Но сейчас, когда поближе познакомились с их строением, стало ясно, что это самостоятельный тип животных. У них нет ядовитых стрекательных (крапивных) клеток, а есть липкие клетки - коллоциты на щупальцах. Ими они захватывают и приклеивают добычу.
Илистый прыгун: Гребневиками их назвали за реснички, с помощью которых они плавают. А еще они очень красивые. Хоть и прозрачные, эти существа светятся в глубине морей и океанов, мерцают ресничками как гирлянды.

Мартышка: А давайте, пока наши ловушки ловят, нарисуем этих гребневиков и других прозрачных животных. Я один способ знаю, даже два способа, нет даже три способа, чтобы их нарисовать!
Сова : Уж определитесь, Мартышка, со способами-то!
Мартышка (загибая пальцы ): Первый - на черной бумаге белым мелом нарисовать, а цветными мелками кое-где обвести. Только у меня нет цветных мелков...
Орангутан : Значит, вычеркиваем способ. Но у кого мел в наличии, может запросто нарисовать картину.

Мартышка : Ну, хорошо - вычеркиваем... Второй способ - граттаж. Процарапывание по черному фону. Но бумагу надо заранее подготовить. Сначала натереть толстым слоем цветных восковых мелков, а затем покрыть сверху густой смесью из черной туши и гуаши. А потом, когда все высохнет, процарапывать изображения с помощью шила или зубочистки. У меня есть маленький листок с уже подготовленным фоном. Только шила у меня нет....
Гепард: Не беда! У меня есть подходящие острые когти!
Орангутан : Наверное хорошая картина получится. А третий - какой способ?
Мартышка : А третий способ - обвести белой свечой и восковыми мелками изображения, а потом сверху покрыть акварельной краской. И у меня есть и восковые мелки, и свечка, и акварельная краска.
Сурикат : Тогда, будем рисовать! Только я еще плохо умею рисовать. Мне бы подсказку.



Осьминог : По просьбе нашего Суриката сделаем шаблон. На нем первые два рисунка - гребневики, а два нижних - медузы. Подложим наш шаблон под акварельный лист, закрепим на стекле окна и обведем восковыми мелками и кое-где свечкой. А потом возьмем кусочек поролона, вставим его в прищепку и черной акварельной краской покроем весь лист.
Мартышка : А мы с Гепардом будем рисовать в технике граттаж.


Орангутан
(задумчиво осматривая картины ): Хм... А разные техники дали различный эффект! Но с акварелью получилось больше движения.
Сурикат: Ой, как мне понравилось рисовать! Даже захотелось такой сделать мобиль с объемными гребневиками!
Осьминог : А хорошая идея! Сделаем в следующий раз. А сейчас нам пора посмотреть, что же наловили ловушки.

Все отправились смотреть на ловушки.
Орангутан: Для вазелина задача оказалась трудной. Низкая температура весны сделала его твердым для ловли. Зато скотч справился хорошо. Поймал мошек и частички песка.
Слониха (рассматривая тарелку) : А ведь это рисунки ветра! Но я думаю, что пора закрывать наше сегодняшнее прозрачное заседание!



Кафрский ворон : БиоТОП! БиоТОП!
Гепард: Постойте! Воздух несет в своих потоках моего кандидата! Видите точку над озером?
Слониха: Мы с радостью встретим нового коллегу. Но представлять его будем в следующей серии!

Вот и завершилась очередная встреча на поляне БиоТОПа. Хочется выразить благодарность Елене Валерьевне за поддержку рубрики. А Андрею выдаю от блога "Магия биологии" сертификат почетного почемучки.


Рубрика открыта для новых вопросов от почемучек. Пишите вопросы в комментариях, на почту! Не стесняйтесь!
На подготовку ответа я трачу много времени, но ведь любое хорошее представление в театре требует этого. Я обязательно отвечу вместе с моими помощниками из пальчикового театра.

Для родителей:
внимательно вместе с ребенком рассмотрите плакат.
На нем закодированы основные свойства воздуха.

  • воздух не имеет формы
  • воздух не имеет цвета
  • воздух не имеет вкуса
  • воздух невидим
  • воздух не имеет запаха.

Что бы это доказать, вам предстоит вместе с ребенком

провести ряд опытов.

Опыт №1 " Воздух не имеет формы"

Вам потребуется:

  • три шарика разной формы.

Цель:

доказать, что воздух не имеет формы.

Ход эксперимента:

Ребенок надувает три воздушных шарика, различной формы.

Что происходит:

Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули.

Вывод: воздух не имеет формы.

Опыт № 2 " Воздух не имеет цвета"

Вам потребуется: лист бумаги .

Цель : показать, что воздух прозрачен.

Ход эксперимента : сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

Опыт №3 " Воздух не имеет вкуса"
Ход эксперимента:

Задайте ребенку следующие вопросы: а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Вывод: значит воздух не имеет вкуса.

Опыт №4 " Воздух невидимка"


Вам потребуется:

  • две миски с водой и стакан.
Ход эксперимента:
Возьмите в руки пустой стакан и спросите своего малыша:
Как ты считаешь, этот стакан пустой? Посмотри внимательно, есть ли в нем что-нибудь? А сейчас мы это проверим.
Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А теперь вы снова предлагаете опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)

Вывод : Воздух - невидимка, но окружает нас везде.

Опыт № 5 " Воздух не имеет запаха"

Вам потребуется:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: