Инновационные технологии в воспитательном процессе школы. Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя

Инновация - это внедрённое новшество, востребованное обществом и
обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или
продукции.
Воспитательная технология – это система научно­обоснованных
приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между
участниками воспитательного процесса, при которых в непосредственном
контакте достигается главная цель воспитания – приобщение воспитуемых к
общечеловеческим культурным ценностям.
Инновационные воспитательные технологии – это системы или
долгосрочные инициативы,
основанные на использовании новых
воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и
позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско­юношеской среде.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие
компоненты:
 диагностирование;
 целеполагание;
 проектирование;
 конструирование;
 организационно–деятельностный компонент;
 контрольно – управленческий компонент.
Содержанием воспитательных технологий являются:
 научно­обоснованные социализированные требования;
 передача социального опыта;
 постановка цели и анализ сложившейся ситуации;
 социализированная оценка обучающегося;
 организация творческого дела;
 создание ситуации успеха.
Обновлением содержания воспитания являются: экономическое
образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание,
предпрофильная подготовка,
личная
профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
национальная культура,
Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе
образовательных организаций:
здоровьесберегающие технологии;
 личностно­ориентированные технологии;

 шоу­технологии;
 арт­технологии;
 социальное проектирование;
 технология КТД (автор И.П. Иванов);
 кейс – технологии;
 технология проведения учебных дискуссий;

 тьюторство;
 технология создания ситуации успеха;
 создание детско­родительских объединений внутри ОО;
 организационно­деятельностные игры (ОДИ);
 технология программирования;
 модульная педагогическая технология;
 экологообразовательные технологии.
В центре внимания
личностно­ориентированных технологий
находится уникальная целостная личность растущего человека, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей
(самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на
осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно­ориентированных технологий воспитания
являются «развитие»,
«свобода»,
«самостоятельность», «творчество».
«индивидуальность»,
«личность»,
Здоровьесберегающие технологии. Это системный подход к обучению
и воспитанию, направленный на сохранение здоровья детей; создание
благоприятного психологического климата во время мероприятий; на охрану
здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
Шоу­технология. Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в
привлекательной и достаточно известной для них форме. Аудитория делится
на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения.
Ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах
ведения дискуссии и о необходимости уважения оппонента. В ходе ток­шоу
мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем
нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута,
дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. Особая роль
отводится ведущему ток­шоу. Ведущий помогает правильно адресовать
вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех
участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.
Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в
меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно
поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить
доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток­шоу.
Арт­технологии ­ технологии при которых воспитание и развитие
личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и
народного. Техники и приемы арт­технологии: музыкальная, театральная и
изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше
перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Социальное проектирование ­ особый вид деятельности, результатом
которой является создание реального социального «продукта», имеющего для
участников проекта практическое значение.
Целью социального

проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным
социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в
реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем
силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования:
формирование социально­личностных компетенций,
среди которых
важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в
сообществе; совершенствование полезных социальных навыков и умений
(планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов,
анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность,
навыки командной работы.
Технология КТД (автор И.П. Иванов). Это эффективный метод
воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности,
активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Постулатами
КТД являются: коллективное творчество; единое дело и добровольное
участие в нём; свобода выбора форм деятельности; содружество взрослых и
детей; развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел: трудовые КТД (например: «Трудовой
десант»);
КВН);
художественные КТД (например концерты); спортивные КТД (например:
«Минитурслет»); экологические КТД (Синичкин день).
интеллектуальные КТД (например: «Брейн­ринг»,
Кейс­технология
(метод конкретных ситуаций) – технология,
основанная на использовании в воспитательном процессе специально
смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа,
выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального
решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности
совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий
персонажей, характеризующая определенный период или событие и
требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели,
достигаемые при использовании кейс­технологии: 1. Интеллектуальное
развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных
проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки
альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию
решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их
углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.

ФГКОУ СОШ №2

ДОКЛАД

на тему: "Инновационные технологии

в системе воспитательной работы школы

как средство повышения воспитанности

школьников"

Подготовила: заместитель директора по УВР

Турчанинова Н.Л.

Кант-2013

Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:

    Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики.

    Обретение школьником своего образа «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной.

    Развитие школы как единого «государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.

Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы призваны решать задачу по формированию разносторонней развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (уровня воспитанности) выпускников.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

    Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

    Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ.

Показателями нового качества образовательного процесса могут выступать следующие характеристики:

    новые знания, умения, навыки учащихся, повышение уровня их личностного развития;

    отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и пр.);

    повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношение к работе;

    рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке учащихся и педагогов и т.д.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Само дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой. Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеурочной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. В системе общего среднего образования предпочтение отдается учебному направлению внеурочной работы - учебной деятельности школьников. Учебная деятельность - один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. В свою очередь, внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Все перечисленные выше виды деятельности школьников, несмотря на наличие индивидуальных специфических характеристик, тесно связаны между собой, что должно быть отражено в развитии процессов информатизации соответствующих направлений образовательной деятельности и объединении информационных средств и ресурсов, используемых при информатизации разных видов деятельности школьников. Учитывая перечисленные особенности, перед педагогами ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей :

    повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

    активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

    углубление межпредметных связей, за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации;

    усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

    закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

    формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

    осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

    развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются :

    вовлечение школы в построение единого информационного пространства (создание сайта);

    формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

    формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (сайты класса);

    развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (школьная газета «ШЕГ», классные газеты, классные уголки, информационные стенды, тематические открытки к знаменательным датам, информационные листовки, буклеты);

    развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);

    развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);

    повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

    развитие материально-технической базы системы общего среднего образования (компьютерные классы, интерактивная доска, сетевое окружение, возможность бесплатного выхода в Интернет, оргтехника, электронные учебники, преумножение базы ТСО, учебно-методические комплекты, карты, раздаточный материал, наглядные пособия);

    организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

    внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

    осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками (уроки с компьютерной поддержкой);

    развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);

    оперативное информирование родителей о ходе и результатах обучения. Использование средств информатизации для привлечения родителей и общественности к обучению школьников

Мы рассматриваем ИКТ как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и внеучебной деятельности.

В нашей школе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется:

Подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.);

Создание графических изображений (диаграммы);

Сканирование;

Обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов (фотографии);

Создание звукового сопровождения и видеоизображения;

Выполнение разнообразных творческих работ;

Оформление результатов работ на компьютере;

Подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;

Поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;

Отправка работ средствами Интернет и электронной почты;

Выпуск печатной продукции (тематические буклеты к школьным мероприятиям, программы к конкурсам, школьная газета, листовки, плакаты по случаю отдельных событий в том или ином классе). Вся продукция выпускается силами учеников, ответственных как за литературно-содержательную часть, так и за дизайн. Работа по набору текстов, сканированию графических материалов, тиражированию выполняется учащимися самостоятельно под руководством учителя информатики.

Участие в научно-практических конференциях в рамках школы;

Организация выставок (тематических, авторских (фотовыставки);

Проведение классных часов, бесед, викторин;

Создание портфолио учащихся;

Просмотр видеофильмов;

Использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;

Организация тематических вечеров эстетической направленности;

Информационные стенды;

Проведение родительских собраний, Дня семьи, уроков с использованием презентаций об успехах учащихся, видеороликов;

Использование в работе психолога тестовых компьютерных диагностик, бланков, развивающих игр для индивидуальной и групповой работы;

Занятия в школьных кружках.

Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников.

Достигнутая успешность инновационной деятельности в нашей школе зависит не только от активного использования ИКТ в образовательном процессе, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.

Многогранность образовательного и воспитательного процессов в современной школе дает широкие возможности для применения ИКТ и безграничный простор для модернизации классической методики. Результаты применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе превзошли все ожидания. Имидж школы преобразился, став социально более привлекательным. Структурные компоненты учебно-воспитательного процесса были переработаны на всех технологических уровнях, от технологий воспитательного процесса до индивидуального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Внедрение ИКТ – залог успешного функционирования любого образовательного учреждения в будущем.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Объективные потребности развития современного общества обусловили необходимость использования в работе учебных заведений системы информационно-компьютерных средств, как инструмента для внедрения инновации. Информационно-коммуникационные технологии наиболее эффективно позволили осуществить личностно-ориентированное образование, способствующее развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса велики. Информационные технологии:

повышают и стимулируют интерес;

активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;

позволяют индивидуализировать воспитание;

предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки сообщений, докладов;

предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Использование ИКТ позволило мне эту работу сделать более успешной.

Воспитательная работа может строиться в разных формах, но одной из главных форм был и остаётся классный час. Классные часы разрабатываются по различным направлениям:

духовно-нравственное,

интеллектуальное,

гражданско-правовое,

физическое,

основы воспитания безопасности и здорового образа жизни,

эстетическое,

социальная адаптация,

индивидуально-личностное воспитание школьников.

Я считаю, что при решении задач в воспитании младших школьников по всем этим направлениям, классному руководителю целесообразно использовать информационные технологии потому,что внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса маленьких школьников, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.

Использование ИКТ на классных часах способствует:

развитию интереса ребенка к классному часу;

развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;

эффективному управлению внимания учащихся;

активизация познавательной деятельности;

формированию навыков исследовательской работы;

повышению информационной культуры;

усилению эмоционального воздействия.

Детям очень нравятся такие формы проведения классных часов, и они не только ждут, но и помогают их готовить вместе с родителями.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе можно:

повысить интерес учителей в использовании новых технологий;

заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах;

активизировать работу по созданию портфолио учеников.

Создано электронное классное и личностное (индивидуальное) портфолио. Эта работа предполагает совместное творчество классного руководителя, его воспитанников и, конечно же, родителей. Портфолио рассматривается как визитная карточка класса, куда помещаются сведения о достижениях и успехах, творческих делах и проблемах как коллектива в целом, так и каждого отдельно взятого ученика. Степень сложности наполняемости портфолио в электронном виде может быть различной и зависит от уровня знаний учеников, умения использовать и применять ИКТ на практике. Ведь именно в портфолио дети могут помещать фильмы о жизни класса, фотографии, проекты и другие материалы, рассказывающие о коллективе класса.

Возможностей использования ИКТ много:

1. как индивидуальное развитие и самовоспитание;

2.как средство дополнительной мотивации к какому-либо виду деятельности;

3. как качественно новый вид наглядности;

4. как средство интерактивной организации деятельности;

5. как эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией;

Как средство формирования навыков:

1. как новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка;

2. как инструмент контроля, учета, мониторинга воспитательного процесса;

3. как средство коммуникации и педагогического просвещения родителей.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Учителю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».


Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.




Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха








Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы: создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; различные варианты школы полного дня; создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы; телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека); нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон); социальное проектирование; организационно-деятельностные игры (ОДИ); технология исследовательской деятельности;


Технология социально-педагогического диагностирования; технология программирования; технология реализации плана; технология разноуровневой дифференциации; модульная педагогическая технология; технология проектов; технология дидактической игры; проблемное обучение; здоровьесберегающая технология; личностно- ориентированная технология; экологообразовательные; кейс – технологии; арт-технологии


Ток-шоу достоинства: -обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме; -аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения; -ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга; -в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. -особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.


Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих(«сцену») и зрителей(«зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов. Шоу-технологии


Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. Интерактивные технологии и методы метод карусели; эвристическая беседа; - дискуссии, дебаты; конференции; деловые игры; технология полноценного сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов


Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.


Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.


Технология «КТД» Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. Технология КТД(по Иванову) - 6 этапов: -совместное решение о проведении дела, - - коллективное планирование, -- коллективная подготовка, -- проведение дела, - - коллективный анализ, -- решение о последействии.


ЭтапТрадиционное КТД Личностно-ориентированное КТД 1. коллективное целеполагание Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива Дело как потенциал личностного развития и роста 2. коллективное планирование Акцент на групповой работе, групповом вкладе Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений 3. коллективная подготовка Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность 4. проведение дела Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений 5. коллективный анализ Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?» Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность


Проектная технология - организация исследовательской деятельности. Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п. Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии: 1. Интеллектуальное развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.

Данный материал является докладом к педагогическому совету "Инновационные технологии в воспитании". В докладе рассмотрена технология личностно - ориентированного воспитания. В рамках личностно-ориентированных самостоятельными выделены некоторые технологии, такие как: гуманно-личностные технологии, технологии свободного воспитания, технологии сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников ищут во всех странах мира. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Задачей современного образования является создание совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения в личностно-ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну единственную технологию для всех классов.

При работе с классом мое внимание привлекла технология личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В центре этой технологии ставиться личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему

При этом если используются игровые технологии при проведении классных часов (новогодний серпантин, праздник к 8 Марта, 23 февраля, по окончании учебного года), все они ориентированы на личность.

В рамках личностно-ориентированных самостоятельными направлениями выделяются некоторые технологии которые я внедрю в свою работу:

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Первое правило которое я взяла для себя – ни один ребенок не сидит без дела. Не секрет что всегда есть дети которые хотят участвовать всегда и во всем, они конечно главные помощники, но всегда есть дети которые хотят, но стесняются, не проявляют сами инициативу. Этим ребятам определенные роли в классном часе или мероприятии предлагаю я. На общеклассных мероприятиях предполагающих действие многих, делаю так, что бы участвовали все. Ребята очень быстро это усвоили, и сами мне помогают, вызывая к той или иной работе тех кто еще не участвовал.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Поэтому участвуя в тех или иных конкурсах я даю свободу выбора ученикам. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Даю на первом этапе попробовать свои силы самостоятельно, а затем если это требуется корректирую. Например при подготовки праздника на 23 февраля дав возможность по подготовки материала и не увидев желаемого результата устроили с девчонками «мозговой штурм», опять таки дав возможность поучаствовать каждой, сочинили все вместе сценарии в виде сказки, который очень успешно реализовали. Но при участи в конкурсе газет, не видя критериев, их не знаю ни я, ввиду малого стажа работы в этой школе, ни дети, к сожалению ребята не чувствуют значимость своих работ, что в конце концов приведет к полному равнодушию к таким мероприятиям.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Мы совместно вырабатываем цели, содержание, даем оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». А цель этого положения - содействовать становлению ребенка как личности.


Никонорова Людмила Анатольевна,заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Гимназия №1 г.Лаишево

Современные и инновационные воспитательные технологии.Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология -на науке. С искусства все начинается, технологией -заканчивается, чтобы затем все началось сначала.(В. Беспалько)Характерной особенностью воспитательной технологии, является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ, что можно проследить по применению воспитательнойТехнологии организации и проведения группового воспитательного дела. (Н.Е. Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела –формирование относительно устойчивых

отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить таким образом:Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

Содержательная (предметная)деятельность Завершение (рефлексия)Проекция на будущее Рассмотрим отдельные воспитательные технологии. Развитие таких сторон личности, как: духовность, образованность, мировоззренческое и нравственно –эстетическое формирование, природные склонности и задатки не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания по новейшим воспитательным концепциям и технологиям (Концепция Е.В.Бондаревской «Культурологическая», Концепция Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни достойного человека»).Концепция Евгении Васильевны Бондаревской «Культурологическая».Воспитывать надо через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнениеобразования смыслами.Воспитание –это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личности.

Цель воспитания–целостный человек культуры.Базовые процессы воспитания:жизнетворчествосоциализациякультурная идентификациядуховнонравственное развитие личностииндивидуализацияПринципы:природосообразности культуросообразностииндивидуальноличностного подходаценностносмыслового подходасотрудничестваСодержание воспитания включает в себя: компоненты личностного опыта компоненты личностноориентированного воспитания:аксиологический изучение узловых событий в жизни ребенка;культурологический педагогическая интерпретация его индивидуальных событийный особенностей;моральноэтический эмпатическое принятие ребенка таким, каков он есть;гражданский совместное проектирование жизни;личностный;индивидуальнотворческий.Критерии эффективности воспитательного процесса:уровень ценностносмыслового развития и самоорганизацииспособность к нравственной саморегуляциимера педагогической помощи для учащегося в самостроительстве собственной личностиТехнология воспитания духовной культурымолодого поколения (по Н.Б.Крыловой)Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.

Концепция Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни достойного человека».Человек –существо разумноеЧеловек –существо моральноеЧеловек –существосозидательноеСодержание воспитания включает:философическое воспитаниедиалогическое воспитаниеэтическое воспитаниеКритерии эффективности:внешний облик ребенкафизическое и психологическое развитие, поведениекачественность, разнообразие жизниспособности, самочувствиеценностные предпочтенияотношение ребенка к собственному «Я»Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги)развивает организаторскую и лидерскую активность.Данные концепции послужили основанием для разработки собственной Концепции воспитательной системы гимназии (приложение №1).Воспитание играет определяющую роль в формировании личности при условии, если оно будет основываться на идеях саморазвития и самосовершенствования.Таким образом, подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать её в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Такова идея саморазвития личности, изложенная в педагогической системе, называемой

«Воспитательнойсистемой на основе потребностей человека»(теория Созонова В.П.).

В Концепцию воспитательной системы гимназии положены педагогические теории, ведущие идеи:развитие гуманистической воспитательной системы как сферы, включающей в себя деятельностное сотрудничество детей и взрослых, являющейся социальнопсихологической нишей личности и способствующей ее самореализации (идеи В.А.Сухомлинского, В.А.Караковского, И.П.Иванова, А.Н.Тубельского, Г.К.Селевко, Н.Е.Щурковой, О.С.Газмана) :педагогика гуманизма,педагогика сотрудничества,педагогика общения,педагогика общей заботы,педагогика самовоспитания.Педагогика сотрудничестварассматривается и как образовательная, и как воспитательная технология. Педагогику сотрудничества рассматривают как «проникающую»технологию, так как её идеи вошли практически во все современные педагогические технологии, реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектсубъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.Целевыми ориентациями данной технологии являются:Переход от педагогики требований к педагогике отношений;Гуманно –личностный подход к ребёнку; Единство обучения и воспитания.Концептуальные положения педагогики сотрудничестваотражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; возрождение национальных культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели; Технология педагогического общения–технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.Цель

создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).Состоит их 3 блоков: разминка, упражнения, итоговая рефлексия.Условия: форма круг, позиция ведущего «на равных».Правила:участие «здесь и теперь», обратная связь.Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание –это прежде всего человековедение; эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональнаясфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова).Целевые ориентации (подсистема целей):Формирование личности –главная цель школы.Сверхцель –всесторонне и гармонически развитая личность.Развитие социальной активности.Формирование ответственности, гражданского самосознания.Развитие творческих способностей детей.Превращение школы в большую воспитательную систему.Формирование целостной научно обоснованной картины.Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.Воспитательная система гимназии построена таким образом, что предоставляет всем ученикам одинаковых стартовых возможностей, создание условий для самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, культуры, творческих способностей, выявление способных и одаренных детей, сохранение и укрепление физического здоровья детей. Здесь можно говорить о применении 

Технологии личностноориентированного обучения,которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностноориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманноличностные технологии и технологии свободного воспитания.Гуманноличностные технологииотличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.Технологии свободного воспитанияделают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, учащийся наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Здесь можно привести в пример гуманноличностную технологию Шалвы Александровича Амонашвили, академика РАО, известного педагогаученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход. Целевыми ориентациямигуманно–личностной технологии Ш.А. Амонашвили являются:способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;развитие и становление познавательных сил ребенка;идеал воспитания –самовоспитание.Стержнем воспитательной системы гимназии являются проекты и коллективнотворческие дела(методика педагога И.П.Иванова),обеспечивающие каждому воспитаннику точку приложения своих знаний, умений, способностей и навыков творчества через инновационные технологии: проектную деятельность и КТД мы стремимся к тому, чтобы каждый –и ребенок, и учитель, и родитель –реализовали себя как индивидуальность.

Коллективное творческое дело.Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. Организация творческого воспитания это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания –это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.Результат–позитивная активность школьников не только зрительская, но и деятельностная.Типы КТД: традиционное и личностноориентированное.Постулаты КТД:коллективное творчество;

единое дело и добровольное участие в нём;

свобода выбора форм деятельности;

содружество взрослых и детей;развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.Этапы КТД: Коллективное целеполагание;Коллективное планирование;Коллективная подготовка;Проведение дела;Коллективный анализ;Решение о последействии.Формы КТДУрок;Классный час;Родительское собрание: 1.Коллективное планирование; 2.Коллективное целеполагание. Подготовка: анкетирование, опрос, анализ; оформление кабинета; подготовка раздаточного материала; поздравления. Проведение собрания. Принятие решения (с ответственными за исполнением).Традиционные праздники;Ключевые дела гимназии;Акции;Субботники.Виды коллективных дел:Трудовые КТД (Акция«Трудовой десант»; субботники; средники; Акция «Забота»; летняя практика; производственная бригада и т.д.)Интеллектуальные КТД (Игра «Брейнринг»; «Поле чудес»; «Колесо истории»; «Умники и умницы»; предметные чемпионаты и т.д.)Художественные КТД (Театр здоровья «Зеркало»; «Моделирование и конструирование»; конкурсы рисунков и плакатов; КВН и т.д.)Спортивные КТД («Спартакиада»; «День Здоровья»; Олимпийские уроки», спортивные игры, эстафеты, конкурсы, викторины, встречи со спортсменами; День бега; Лыжня России и т.д.)Экологические КТД (Акция «Первоцвет», «Помоги птицам зимой»; высадка деревьев и кустарников; разбивка цветников и т.д.).Традиционные делаэто коллективное творческое дело, которое становится центральным делом воспитательного процесса: День Знаний; Урок мира; Дни здоровья; «Осенний бал»; День самоуправления; Урок парламентаризма; КВН; Недели добрых дел; Фестиваль «От сердца к сердцу»; Акция «Забота»; Акция «Память»; митинг, посвящённый Дню памяти жертв политических репрессий; новогодний бал маскарад; турнир «Добры молодцы»; конкурс «Крутая девчонка»; спартакиады; смотр строя и песни; вечер встречи выпускников; утренние «Моя мама лучше всех»; митинг памяти, посвящённый Дню Победы; соревнования «Папа, мама, я –спортивная семья»; «Весёлые старты», субботники и средники по благоустройству территории гимназии; волонтёрская помощь престарелым.Традиции гимназии (КТД) –это то, чем гордиться наша гимназия, то, что делает ее неповторимой, родной для учителей, учащихся, родителей, выпускников, запоминающейся на всю жизнь. ШОУтехнологии.Особенности: деление участников на выступающих и зрителей, соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.Временная структура: подготовка –реализация –анализ итогов.Основные предметы проектирования:Задания «сцене»;Работа с залом;Способ оценивания;Сценарий для ведущего;Оформление сцены и зала.Результаты:для зала –опыт эмоционального реагирования в культурных формах,для активных участников –опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности.В 2005 году в гимназии создан театр Здоровья, участники готовят различные театрализованные постановки, например: для учащихся 57 классов подготовили театрализованную беседу «Забава для дураков» (о вреде курения). Двое ведущих, одетых в костюмы Фауста и Мефистофеля, рассказали историю возникновения табака: когда появился он у нас в стране; о вреде, который приносит организму курение; высказывания известных людей по отношению к табаку. Закончилась беседа викториной «В объятиях табачного дыма». Для учащихся 89 классов подготовили и провели суд над табаком «Куритьздоровью вредить» и для 1011 классов токшоу –представление « Суд над наркоманией». Технология педагогической поддержки.Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). То есть эта технология предполагает систему операций, рассчитанных на предупреждение «падения» ребенка с социальных высот.Формы педагогической деятельности:защитапомощьпедагогическое сопровождениепедагогическая поддержкаМеханизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах: Iэтап (диагностический) фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка; IIэтап (поисковый)

организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка ); IIIэтап (договорный)

проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IVэтап (деятельностный)

действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); Vэтап (рефлексивный)

совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. Технологические профессиональные операции:инструментовка серьезного отношения педагога к работе школьника: «Нам предстоит интересная работа… Перед нами предстала проблема… Очень важно нам справиться с этой проблемой… Мы должны и можем преодолеть эту трудность…»выделение в содеянном позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи ученика: «Не очень хорошо получилось…но вот эта доля работы –просто отлично… Замечательно…Особенно вот это…Хорошо, что получилось плохо, теперь ты понял и запомнил…»педагогическая помощь в деятельных усилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения: «Я покажу тебе, смотри, это просто… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь главное …Теперь самостоятельно… Получилось! Попробуйеще…»Помощь педагога также выстраивается в ситуациях «нападения» на ребенка и возложение на него некоторой вины, но не как оправдание ребенка, а только лишь как прояснение обстоятельств –именно они, обстоятельства, снимают вину с ребенка. Это выглядит примерно так: «При таких условиях человеку не всегда легко… Здесь бы даже взрослый не смог… Это часто случается, к сожалению… Мир полон противоречий, они иногда раздирают душу…»Важное условие общим для всех технологий, концепций является –сохранение неизменного высокого уровня культуры организуемой совместной деятельности педагога с детьми.Технология самосовершенствования личности обучающегося.Автор данной технологии Герман Константинович Селевко, академик, руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной Академии наук педагогического образования. Он основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет: осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию; формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию; формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу. Здоровьесберегающие технологии. это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога нанести ущерб здоровью учащихся;создание благоприятного психологического климата на уроке;охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизниЦель технологии: сохранение физического и психического здоровья обучающихся и обучение навыкам его сохранения, пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья обучающихся предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной и досуговой деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Исследователи считают, что наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.Для сохранения и развития здоровья учащихся в гимназии разработана программа здоровья, целью которой является создание необходимых условий для комплексного решения проблемы здоровья детей.Программа «Здоровье» одобрена на Педагогическом Совете гимназии и утверждена приказом №27 от 13.04.2012 г.. Разработаны программы: «Наркостоп», «Сбереги себя сам», «Выбор»по профилактике социально негативных проявлений в подростковой среде; «Зеленая планета»по экологическому просвещению учащихся. «Ежегодно составляется План работы по охране здоровья учащихся.

Ежегодно на Педагогические Советы, заседания МО классных руководителей, родительские собрания выносятся вопросы сохранения здоровья учащихся. Так в апреле 20011 года прошел Педагогический совет на тему «Пути совершенствования охраны и укрепления физического, психического, социального здоровья обучающихся». Ежегодно вопросы сохранения здоровья обучающихся выносятся на внутришкольный контроль, выходом на результат является составление Справки по итогам проверки комиссии по охране здоровья обучающихся.

Заместитель директора по воспитательной работе Никонорова Л.А. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации по программе «ЗДОРОВЬЕ» и имеет право на творческое внедрение изученного в учебновоспитательный процесс (свидетельство №591 «Межрегиональный центр обучения здоровью»).Применению здоровьесберегающих технологий способствуют разнообразные формы, приемы и методы воспитательной работы: физминутки, Дни здоровья, спортивные соревнования и эстафеты, походы и экскурсии, занятия в спортивных секциях, изучение на уроках ОБЖ и классных часах правил дорожного движения, поведения в гимназии и общественных местах, создание в гимназии и в классах санитарных постов, которые призваны оказывать первую медицинскую помощь, контролировать внешний вид учащихся, состояние личного имущества, качество уборки помещения классов, выпуск листов здоровья и т.д.С 2008 года гимназия поучила квалификационную классификацию «Школа, содействующая здоровью серебряного уровня»и в 2012 году данную квалификацию подтвердила.В 2009 году разработана авторская Программа «Выбор…» по профилактике злоупотребления ПАВ, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений (Протокол Педсовета №1 от 28.08.2009г.; утверждена приказом директора от 01.09.2009г.). Программа «Выбор…» заняла третье место в республиканском конкурсе «Школатерритория без наркотиков», 2010 г. и второе место в республиканском конкурсе КМ РТ «Лучшее образовательное учреждение по антинаркотической работе», 2012 г.В 2011 году принимала участие в районном конкурсе отрядов профилактики правонарушений и по итогам конкурса ОПП «Вымпел» занял второе место и в 2012 году первое место.В октябре 2011 года приняла участие во Всероссийском конкурсе среди общеобразовательных учреждений общего образования по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма «Дорога без опасности» проведенного в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 годах», в 2012 году отмечены Дипломом 2 степени и денежным призом 15000 рублей.В октябре 2012 года принимала участие в республиканском семинаре по теме «Роль милицейских классов в период реорганизации правоохранительных органов».

В образовательных учреждениях применяется классификация здоровьесберегающих технологий, предложенная Н.К.Смирновым:

Медикогигиенические технологии (МГТ).К медикогигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия посанитарногигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся,организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. В нашей гимназии имеется специальный медицинский кабинет, в штате гимназии одна медицинская сестра. Составлены паспорта здоровья на каждого обучающегося гимназии. Раз в год проводится диспансеризация обучающихся, для этого к нам в гимназию приходят врачи, так как в кабинете имеется все необходимое оборудование. Делаются прививки обучающимся по графику ЛЦРБ. Ежедневно медсестра гимназии осуществляет утренний фильтр, выявляет заболевших детей, особое внимание уделяет детям из неблагополучных семей, детям из группы риска, трудным подросткам. Медицинская сестра выступает с лекциями на родительских собраниях, проводит беседы с учащимися. В медицинском кабинете имеется литература, буклеты по данной теме. Медицинская сестра гимназии осуществляет контроль за развитием и состоянием здоровья обучающихся, за их оздоровлением в соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.4.2.117802 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Один раз в полугодие проводится диспансеризация учащихся врачамипедиатрами Лаишевской районной поликлиники. На родительских собраниях выступает с лекциями по профилактике вирусных заболеваний, гриппа, особенностях детского организма в разные периоды развития.

В гимназии проводится профилактика распираторновирусных инфекций народными средствами: лук, чеснок. За последние три учебных года, гимназия закрывалась на карантин по причине гриппа и ОРЗ в ноябре 2011 года.

По программе «Здоровье» в октябреноябре каждого года проводится систематическая работа по санации и профилактике заболеваний полости рта у детей. Медицинская сестра совместно с членами родительского комитета водят первоклассников в стоматологический кабинет Лаишевской районной поликлиники. Один раз в год врач стоматолог проводит в школе осмотр полости рта у учащихся и назначает лечение.Физкультурнооздоровительные технологии (ФОТ).Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

Ежегодно учителя физической культуры составляют план работы на учебный год, который принимается решением Педагогического Совета школы.

План спортивной работы гимназии разрабатывается в соответствии с республиканской программой развития физической культуры.

Уроки физической культуры проводятся по три часа в неделю протяженностью 45 минут. На уроках проводятся физкультминутки, после третьего урока гимнастика для учащихся 111 классов. Один раз в четверть проводятся Дни Здоровья по специальной программе, в которой принимают участие все учащиеся гимназии. Организованы команды юношей и девушек по различным видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, лыжи, настольный теннис. Учащиеся гимназии ежегодно становятся победителями различных соревнований. Учащиеся гимназии защищают честь района на республиканских соревнованиях в составе команд по футболу, волейболу.Экологическиездоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).Направленность этих технологий создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школах это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и участие в природоохранных мероприятиях, акциях.Говоря о здоровом образе жизни детей и подростков, не следует забывать и тот факторсреду, в которой мы живем. Потребительское отношение к окружающей среде долгое время использовалось человечеством, и сегодня мы пожинаем его печальные плоды. Наша задача –способствовать улучшению отношения подрастающего поколения к окружающей среде, воздействовать на чувства и воображение детей с помощью конкретных экологических знаний, статистических данных из книг, периодических изданий. Вся собранная информация по экологии хранится в тематической папке «Экологическое просвещение». В фонде библиотеки гимназии имеются научные видеофильмы на экологическую тематику.

В работу по экологическому воспитанию учащихся внедряются все формы и методы работы с детьми. Это зоовикторины, КВН, экологические часы и уроки, экологическое лото, игра «Зов Джунглей», энтомологическая викторина, экологические экспедиции. Так, например, в начальной школе экологическое просвещение начинается увлекательным путешествием в удивительный мир природы. Дети учатся видеть в природе источник жизни человека, учатся любить и уважать природу, относиться к ней бережно.

Ежегодно, в месячник охраны окружающей среды» проводятся акции «Первоцвет», «Посади дерево», «Помоги птицам», «Сохрани город, в котором живешь». За гимназией закреплены улицы в городе, каждую неделю ребята обходят закрепленные улицы и убирают мусор. Учащиеся с 111 классы еженедельно проводят акции «Уют»средники и субботники по уборке мусора на пришкольной территории. Силами учащихся 810 классов, по просьбе Лаишевского Лесхоза весной посажены деревья по придорожной полосе в Чирповском лесу.

Каждый год в гимназии с учащимися проводятся Дни окружающей среды, Дни здоровья, Дни земли и воды. С помощью библиотекаря для учащихся 111 классов проведены «Дни информации» и «Информационнопознавательные часы» на темы: «Береги природу», «Дом, в котором ты живешь», «Голубая планета», «Экология от А до Я», «Экология: тревоги, надежды». К этим мероприятиям приурочивают различные выставки из природного материала, сделанные руками ребят на кружках и уроках технологии. В месячник охраны окружающей среды кружок «Экомир» (руководитель Филиппова Н.И.) провели «Слет юных экологов» на тему «Мы за чистую планету». Данному событию предшествовала большая организационная работа. Ребята разработали эмблему слета, подготовили тезисные выступления, экологические газеты и конкурс рисунков «Мир вокруг меня и как он прекрасен», «В гостях у природы». Учащиеся гимназии 7»Б» класса организовали экологический рейд с целью выявления экологических зон риска. Выявлены места несанкционированных свалок мусора, сделан фоторепортаж с места событий. Ребята предложили провести акцию «Природа просит помощи». Организована уборка мусора там, где это возможно силами учащихся. Цель слета: привлечение внимания школьников к проблемам сохранения и восстановления природных богатств и охрана окружающей среды родного края, экологическое просвещение учащихся и воспитание рационального к ней отношения.

Для учащихся 56 классов подготовили и провели заочную экологобиологическую экспедицию «Дом под крышей голубой». В процессе этой «экспедиции» ребята знакомились с правилами поведенияв лесу, бережного отношения к природе, как правильно собирать грибы, цветы, познакомились с животным миром нашего леса.С большим успехом прошли массовые мероприятия: викторина «Что? Где? Когда?» по теме«Народные наблюдения в приметах»; игра –викторина «Лес и человекединое целое»; викторина «Экология и здоровье».В течение года в библиотеке гимназии действовали книжные выставки: «Тайны зеленого леса», «Сбережем свою землю», «По тропинкам, по лесам», «В судьбе природы –наша судьба», «Красота, дарующая радость», «Мир окружающий прекрасен», «Поющая музыка природы»; фотовыставка «Природа в наших глазах» (фотографии из периодических изданий»; выставкагербарий «Лечебные травы» (каждый ученик принес из дома засушенные лечебные травы и рассказал о их свойствах); фотовыставка «Мой город, моя улица»; выставкапризыв «Не навреди» (периодические издания).Какие бы формы массовой работы не проводились, все они объединены одной темой «Природаэто наш общий дом» и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи –сохранение жизни –требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ и на классных часах.

Например, в сентябре и перед каждыми каникулами мы проводим инструктажи детей по темам: «Правила поведения в гимназии, в общественных местах, на транспорте, в лесу»; «Один дома»; по электробезопасности и пожаробезопасности; «Тонкий лед»; «ПДД» и др. Для удобства классных руководителей подготовлены инструкции, которые имеются у каждого классногоруководителя.Вся внеурочная деятельность гимназии организована таким образом, что творческие дела объединены в месячники:сентябрь –«Безопасность детей и правовых знаний»;октябрь«Трудом славен человек»;ноябрь«Мы за здоровый образ жизни»;декабрь«Детского художественного творчества»февраль«Военнопатриотической и оборонномассовой работы»;март«Месячник родного языка»;апрель«Охрана окружающей среды», «Профориентация»май –«Охрана окружающей среды», «Военнопатриотическое воспитание»

В центре месячника, который объединяет разные по форме и содержанию мероприятия, одно яркое общее дело. Это позволяет создать в гимназии периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм жизни коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия, организовать оздоровление и спортивномассовую работу, организовать помощь классному руководителю, привлечь родителей, сформировать коллективные ценности, способствовать профессиональномусамоопределению и профилактике правонарушений и пропагандировать здоровый образ жизни. Здесь активно применяются технологии учебной деловой игры, технологии учебных дискуссий и конечно технология разноуровневого воспитания.Технология учебной деловой игры.В отечественной педагогике имеется ряд игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Муммитролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения и воспитания.Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей.В воспитательном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психои социодрама.Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какойлибо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующихреальные.Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модельпьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».«Деловой театр».В нем разыгрывается какаялибо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь ученик должен мобилизовать весь опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки -научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социальнопсихологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.Ежегодно, в сентябре, в нашей гимназии проводятся выборы Президента Гимназической Думы. Во время проведения данных мероприятий активно применяется технология учебной деловой и ролевой игры.Цель технологии: обучение принятию решений. В ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы, участвуя в настоящих выборах президента страны. Эта имитационная игра позволяет обучающимся самим решать проблемы, а не просто быть наблюдателями.Во время подготовки к выборам соблюдаются все условия предвыборной кампании: создана избирательная комиссия, зарегистрированы кандидаты, оформлены списки голосов в поддержку кандидатов, проведены дебаты, организованы встречи учащихся с кандидатами на пост Президента Гимназической Думы.Технологии учебных дискуссий.Дебаты –одна из основных форм технологии проведения учебных дискуссий. Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Приемлемые формы: «мозговойштурм», «аквариум», «междусобойчик». Технология разноуровневого обучения.Проводя классные часы, КТД в начальной школе, основной школе, средней школе, мы применяем технологию разноуровневого обучения, цель которой –учет возрастных особенностей учащихся. Планирование воспитательной работы гимназии разрабатывается в июне после анализа воспитательной работы за текущий учебный год, ставятся цели и задачи на новый учебный год. Проект плана ВР доводится до сведения классных руководителей 1 –11классов на заседании МО КР, которые, в свою очередь, планируют работу с вверенным классом на новый учебный год.В течение года планы воспитательной работы классных руководителей корректируется. По результатам проверки состояния планируемой документации классных руководителей, педагога –организатора, библиотекаря составляются аналитические справки в сентябре по плану ВШК. Подобным образом осуществляется управленческая деятельность заместителя директора по ВР.Технология педагогического разрешения конфликта–технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта –обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое» поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи. В нашей гимназии, в рамках эксперимента Министерства образования республики, создана «Школьная служба примирения», которая состоит из детей и взрослых. ШСП помогает разобрать сложные случаи и наболевшие проблемы с родителями, учителями и учениками, решить трудные вопросы мирным путем, просто разобраться в себе и в случившемся. Помогает этому ведущий, который проводит примирительную программу с рассорившимися. Ведущий –нейтральный посредник, организующий переговоры в равной степени поддерживающий обе стороны (обидчика и жертву), помогает им наладить диалог и разобраться в случившемся.Программа примирения –добровольная встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы), организуется ведущим, для обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации и составлению примирительного договора. Такая программа может состояться, только тогда когда обе стороны согласны встретиться.

Школьная служба примирения позволит:1. Подростку, совершившему правонарушение:Осознать причины своего поступка и их последствия;Принести извинения и получить прощениеЗагладить причиненный вредВернуть к себе уважение и восстановить важные отношения (в том числе в семье), которые возможно, были нарушены в результате случившегося.2. Потерпевшему:Избавиться от негативных переживаний и желания отомститьУбедиться в том, что справедливость существует.3. РодителямПомочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.В школьной службе примирения разбираются не все случаи, есть определенные правила отбора случаев подходящих под примирительную встречу:Наличие конфликта, конфликтующие стороны известны.Признание существования конфликта обеими сторонами.После конфликта прошло не менее 1 –2 дней, но не более 1 месяца.Данная ситуация не должная рассматриваться на других уровнях.Участникам более 10 лет.Программа не проводиться по фактам употребления наркотических средств и крайним проявлением жестокости.Технология предъявления педагогического требования–технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование –предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительнойпрограмме действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.Технология педагогической оценки поведения и поступков детей –технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.Технология проектного обучения. В.И. Слободчиков отмечает, что «единственной и принципиальной преградой на пути инновационного административного беспредела» может стать проектирование, как форма разумной деятельности, в которой осуществимо грамотное педагогическое новаторство и которая уже имеет исторические прецеденты.

Наличие кризисных явлений в сфере образования поставилоперед педагогической общественностью –педагогами, руководителями образовательных учреждений –задачу:самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи;придумывать способы их осуществления;анализировать полученный результат.В связи с этим возникает необходимость обучения проектированию учителей и учащихся гимназии.Технология ИКТ.Особого внимания заслуживает информационнокоммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. ИКТ используется на всех этапах процесса обучения, поддерживает у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. ИКТвозможно использовать при дистанционном обучении, широко применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах. Ни один семинар, ни один педсовет уже не проводится без применения ИКТ. Участие в районных мероприятиях предполагает применение этой технологии. Формы ИКТ:компьютерное тестирование;интерактивные практикумы;лабораторные работы;проекты;исследовательские работы;мультимедийные презентации;школьный прессцентр.Освещение жизнедеятельности школы осуществляется через работу Издательского центра «Портфель», основными составляющими которого являются ежемесячные выпуски газеты «Гимназический вестник» и по мере накопления материала телепередача «Голос».Издательский центр «Портфель» –это работа журналистов, основная задача которых сбор информации, главных редакторов –обработка материала, планирование, макет газеты, корректировка информации, затем компьютерное обеспечение для газеты и дикторы по доведению информации до слушателя в передаче «Голос».Цель создания ИЦ «Портфель»: развитие и реализация творческих способностей ребят. Участие ребят в работе школьного телевидения «Голос» и издании газеты «Гимназический вестник» развивают у них способности к общению, критическое мышление, повышает эрудицию и самооценку, учит правильно представлять информацию.Технологические профессиональные операции:инструментовка серьезного отношения педагога к работе школьника: «Нам предстоит интересная работа… Перед нами предстала проблема… Очень важно нам справиться с этой проблемой… Мы должны и можем преодолеть эту трудность…»выделение в содеянном позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи ученика: «Не очень хорошо получилось…но вот эта доля работы –просто отлично… Замечательно…Особенно вот это…Хорошо, что получилось плохо, теперь ты понял и запомнил…»педагогическая помощь в деятельныхусилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения: «Я покажу тебе, смотри, это просто… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь главное …Теперь самостоятельно… Получилось! Попробуй еще…»Помощь педагога также выстраивается в ситуациях «нападения» на ребенка и возложение на него некоторой вины, но не как оправдание ребенка, а только лишь как прояснение обстоятельств –именно они, обстоятельства, снимают вину с ребенка. Это выглядит примерно так: «При таких условиях человеку не всегда легко… Здесь бы даже взрослый не смог… Это часто случается, к сожалению… Мир полон противоречий, они иногда раздирают душу…»Важное условие общим для всех технологий, концепций является –сохранение неизменного высокого уровня культуры организуемой совместной деятельности педагога с детьми.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: