Союзные государства кредиторы представленные в генуе. Генуэзская конференция. Цель учебной деятельности

Ответами к заданиям 1–19 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. восстание под предводительством К.А. Булавина

2. первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи

3. разгром Англией Непобедимой армады

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

3

Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России XVIII в.

1) дворцовый переворот; 2) славянофилы; 3) посессионные крестьяне; 4) фаворитизм; 5) выкупные платежи; 6) коллегии.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Название территориальной общины в Древней Руси, члены которой несли коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в границах общины; упоминается в Русской Правде.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) внешняя политика СССР в период руководства страной Н.С. Хрущёва 1) битва на реке Шелони
Б) внешняя политика первых русских князей 2) создание Организации Варшавского договора
В) русско-турецкая война 1787–1791 гг. 3) ввод советских войск в Афганистан
Г) Смутное время в России 4) сражение при Рымнике
5) поход Лжедмитрия II на Москву
6) поход киевского князя Олега на Византию

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «На второй же год после возвращения с победой князя… вновь пришли [неприятели] из западной страны и построили город на земле князя. Князь же… вскоре пошёл и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увёл, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. На третий год… пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их князь, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов…»

Б) «Во всех же городах Московского государства слышали таковое душевредство под Москвой и о том скорбели и плакали, и креста не целовали ни в котором городе, а помочь никто не мог. Ото всех же градов во едином граде, в Нижнем Новгороде, нижегородцы… начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один же из них, нижегородец, имеющий торговлю мясную, Козма Минин, рекомый Сухорук, возопи во все люди: "будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих" …Нижегородцам же всем его слово любо было, и задумали они послать бить челом к князю Дмитрию Михайловичу… Печерского монастыря архимандрита Феодосия, да изо всех чинов всяких лучших людей».

1. Описываемые события произошли в XVI в.

2. Князь, упомянутый в отрывке, был участником Земских соборов.

3. Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Донской.

4. Описываемые события произошли в XIII в

5. Описываемые события произошли в XVII в

6. Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Невский

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

7

Какие из перечисленных событий произошли в период руководства СССР Н.С. Хрущёва? Выберите три события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. ввод советских войск в Афганистан

2. начало кампании против космополитизма в СССР

3. расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

4. ликвидация машинно-тракторных станций

5. либерализация цен

6. Карибский кризис

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Советский разведчик, партизан, который, выдавая себя за немецкого офицера в Ровно и Львове, добывал ценную информацию, уничтожил нескольких видных гитлеровцев, – ____________.

Б) Операция Красной армии «Уран» началась в ____________ году.

В) В период Великой Отечественной войны фашистам не удалось захватить город _____________.

2. Ю.Б. Левитан

6. Н.И. Кузнецов

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

10

Прочтите отрывок из резолюции, принятой на международной конференции, и укажите фамилию Председателя Советского правительства в период, когда проходила эта конференция.

«Союзные государства-кредиторы… не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных Советским правительством.

Ввиду, однако, тяжёлого экономического положения России государства-кредиторы склоняются к тому, чтобы сократить военный долг России по отношению к ним в процентном отношении, размеры которого должны быть определены впоследствии. Нации, представленные в Генуе, склонны принять во внимание не только вопрос об отсрочке платежа текущих процентов, но и об отсрочке уплаты части истекших или просроченных процентов».

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1. начало правления в Киеве князя Владимира Святославича

2. начало Крестовых походов

4. образование Священной Римской империи

6. поход хана Тохтамыша на Москву

7. «Славная революция» в Англии

9. присоединение к Московскому государству Твери

12

Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а ещё иные – готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший в Ладоге, а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю, и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить»

1. В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.

3. В отрывке упомянуты финно-угорские племена.

4. В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.

6. В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот ____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов)

14

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «4», в период, когда произошли события, отражённые на схеме.

15

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2»

16

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в настоящее время входит в состав России

2. Город, обозначенный на схеме цифрой «5», был освобождён от фашистов осенью

3. В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, Красная армия полностью освободила Чехословакию

4. На схеме обозначены действия Красной армии в ходе операции «Багратион».

5. На схеме обозначены действия Красной армии в ходе Восточно-Прусской операции.

6. Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был освобождён от фашистов в октябре.

17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19


18

Какие суждения о данной памятной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1. Событие, которому посвящена данная монета, произошло менее чем за год до отмены крепостного права в России.

2. На монете упоминается государственный орган, учреждённый Петром I

3. Изображённый на монете российский император получил прозвище Тишайший.

4. Данная монета выпущена в год, когда Президентом России был Д.А. Медведев.

5. Высокие государственные посты в период правления императора, изображённого на монете, занимали А.Х. Бенкендорф и С.С. Уваров.

19

Кто из деятелей культуры, представленных ниже, были современниками события, в память о котором была выпущена данная монета? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти деятели культуры

1.

2.

3.

4.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Из челобитной царю

«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом. И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…»

Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.

Показать ответ

В данном тексте упоминается царь Михаил Федорович, что сразу облегчает задачу - на русском престоле был только один царь Михаил Федорович - первый царь из династии Романовых, правивший с 1613 по 1645 г. В тесте содержится просьба дворян и детей боярских об отмене 5-летнего срока урочных лет, в течении которых мог происходить сыск дворянами бежавших крепостных крестьян, то есть сделать сыск бессрочным. Соответственно, это первая половина XVII в., Михаил Федорович является родоначальником правящей династии Романовых. Его преемником, как известно, стал сын, царь Алексей Михайлович (по прозвищу «Тишайший»), правивший с 1645 по 1678 годы.

Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.

Показать ответ

В ответе должно быть указано:

1. «Вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям» - челобитчики просили отменить т.н. «урочные лета».

2. «И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах» - т.е. челобитчики просят о переводе судебных разбирательств по спорным вопросам о крестьянах и землях из московских Приказов в города по месту жительства дворян и детей боярских.

3. «И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге» - в данном отрывке прозвучало желание челобитчиков о реформе суда (децентрализации) и изменении законодательства (участии выборных дворян и земских людей в судебных разбирательствах по спорным вопросам о крестьянах).

Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.

Показать ответ

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) было принято т.н. Соборное уложение – свод законов, принятый Земским собором в 1649 г. Среди установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения, необходимо указать:

1) отмена урочных лет, т.е. срок поимки ушедших крепостных крестьян становился бессрочным, крестьяне закрепощались окончательно.

2) запрет на свободное перемещение всех категорий податного населения, посадских, государственных и крепостных крестьян.

В начале 1920-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в РСФСР оставалась сложной. Приведите любые два положения, показывающих, что с окончанием Гражданской войны политика «военного коммунизма» зашла в тупик, сложилась угроза существованию самой советской власти. Укажите съезд РКП(б), принявший решение об отказе от политики «военного коммунизма» и переходе к новой экономической политике (нэп).

Показать ответ

Среди положений, доказывающих неэффективность политики Военного коммунизма (кто не помнит, 1918-1921 гг.) в конце Гражданской войны, можно указать неудачи:

1) Продразверстка. Система, направленная на заготовку продовольствия, в итоге привела к снижению рентабельности сельского хозяйства (из-за незаинтересованности крестьян в получении высоких урожаев), как следствие - падения промышленного развития, к крестьянским восстаниям (на Тамбовщине, в Западной Сибири) и в армии (в Кронштадте), а также к голоду.

2) Падение промышленности, снижение выпуска промышленной продукции, вызванные падением финансовой системы (отмена де-юре денег и использование вместо них т.н. «совзнаков», подверженных быстрому обесцениванию).

Переход к политике НЭПа произошел после X съезда РКП(б).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Император Александр III за свою внешнюю политику справедливо был прозван Миротворцем».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Показать ответ

В ответе могут содержаться следующие аргументы в подтверждение:

В царствование Александра III (1881-1894 гг.) Российская империя не принимала участие ни в одной войне.

Все спорные ситуации стремился урегулировать мирным путем, к примеру взаимоотношения с Англией в Средней Азии.

К Российской империи присоединились Кокандское ханство, Казахстан, Хивинское ханство и Бухарский эмират, продолжилось присоединение и племен туркменов. Всего за правление императора Александра III площадь империи увеличилась на 430 000 квадратных километров.

В ответе могут содержаться следующие аргументы в опровержение:

При нем Россия сблизилась с Францией, что в дальнейшем привело к формированию Антанты и противостоянию, приведшему к Первой мировой войны. Поддержка Франции Россией привела к «таможенной войне» между Россией и Германией.

При нем началось активное проникновение на Дальний Восток (в частности, строительство Транссибирской железной дороги, соединившей в итоге Москву и Владивосток), что в будущем привело к столкновению и войне с Японией.

При нем произошло охлаждение, а затем и разрыв дипломатических отношений с Болгарией, что в итоге привело к ослаблению российских позиций на Балканах (в Болгарии, Румынии и Сербии).

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1054–1132 гг.; 2) октябрь 1894 г. – июль 1914 г.; 3) октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята.

Российская делегация тщательно рассмотрела предложения Союзных правительств, изложенные в приложении к протоколу от 15 апреля; в то же время она запросила свое Правительство по этому поводу.


нутых предложениях, путем признания ее встречных исков. Тем не менее Российская делегация готова сделать еще одни шаг в поисках пути для урегулирования разногласий и принять пункты 1, 2 и За упомянутого приложения, при условии* что:

1) военные долги и просроченные или отсроченные проценты по всем долгам будут аннулированы; 2) России будет оказана достаточная финансовая помощь, дабы дать ей возможность выйти как можно скорее из ее нынешнего экономического положения.

Что касается п. 36, то, с оговоркой о вышеуказанных двух условиях, Российское Правительство было бы готово вернуть прежним собственникам пользование национализированным или изъятым имуществом или же там, где это оказалось бы невозможным, удовлетворить справедливые требования прежних собственников либо путем прямого соглашения с ними, либо в соответствии с соглашением, подробности которого будут обсуждены и приняты на настоящей конференции.

Иностранная финансовая помощь является безусловно существенной для экономического восстановления России, и, пока не откроются перспективы для такого восстановления, Российская делегация не видит возможности возложить на свою страну бремя долгов, которые нельзя было бы уплатить.

Российская делегация желает также ясно указать, хотя, казалось бы, это само по себе очевидно, чго Российское Правительство не сможет взять на себя никаких обязательств в отношении долгов своих предшественников, пока оно не будет официально признано де-юре заинтересованными державами.

Надеясь, что Вы найдете вышеуказанные предложения достаточной основой для возобновления дискуссии, имею честь быть, милостивый государь, Вашим покорнейшим слугой.

Г. Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в сборн. «Материалы Генуэзской конференции...», М. 1922, стр. 168-169.

В упоминаемом приложении к протоколу от 15 апреля неофициального заседания представителей РСФСР, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии на Генуэзской конференции говорилось:

«1. Союзные государства-кредиторы, представленные в Генуе, не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных Советским Правительством.

2. Ввиду, однако, тяжелого экономического положения России, государства-кредиторы готовы сократить военный долг России этим государствам lu размере определенного процента, который"должен быть установ-


лен впоследствии). Страны, представленные в Генуе, были бы также готовы рассмотреть не только вопрос об отсрочке выплаты процентов ао финансовым требованиям, но также и об аннулировании части просроченных или отсроченных процентов.

3. Однако должно быть твердо установлено, что Советскому Правительству не может быть сделано никаких скидок в отношении

а) как долгов и финансовых обязательств, право требования по которым принадлежит иностранным гражданам,

б) так и прав этих граждан на возвращение им их имущества и компенсацию за ущерб, нанесенный этому имуществу, или его утрату».

Мы хотим ясно установить в программе, что пролетарское государство обязательно должно защищаться не только пролетариями этой страны, но и пролетариями всех стран… Затем мы должны оговорить ещё один тактический вопрос: право на красную интервенцию. Этот вопрос является пробным камнем для всех коммунистических партий. Повсюду раздаются крики о красном милитаризмке. Мы должны установить в программе, что каждое пролетарское государство имеет право на красную интервенцию. В «Коммунистическом Манифесте» сказано, что пролетариат должен завоевать весь мир, но ведь этого не сделать же движением пальца. Тут необходимы штыки и винтовки. Да, распространеие Красной Армии является распротсранением социализма, пролетарской власти, революции. На этом основывается право красной интервенции при таких особых условиях, когда она только чисто технически облегчает осуществление социализма.

Документ № 2. Из инструкции В.И. Ленина советской делегации в Генуе.

…Попытаться двинуть формулу Красина: «Все страны признают их государственные долги и обязуются возместить ущербы и убытки, причинённые действиями их правительств». Если это и не удаётся, идти на разрыв, заявляя при этом с определённостью, что мы готовы признать частные долги, но не желая играть в прятки, указываем, что считаем их покрытыми, как и всю сумму наших обязательств вообще, нашими контрпретензиями…

Документ № 3. Из заявления советской делегации на первом заседании генуэзской конференции. 10 апреля 1922 г.

Российская делегация, которая представляет правительство, всегда поддерживающее дело мира, приветствует с особым удовлетворением заявления предыдущих ораторов о том, что прежде всего необходим мир… Она считает нужным прежде всего заявить, что явилась сюда в интересах мира и всеобщего восстановления хозяйственной жизни Европы, разрушенной долголетней войной и послевоенной пятилеткой. оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, российская делегация признаёт, что в нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым для всеобщего экономического восстановления… Российская делегация явилась сюда не для того, чтобы пропагандировать свои собственные теоретические воззрения, а ради вступления в деловые отношения с правительствами и торгово-промышленными кругами всех стран на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания… Идя навстречу потребностям мирового хозяйства и развития его производительных сил, Российское правительство сознательно и добровольно готово открыть свои границы для международных транзитных путей, предоставить под обработку миллионы десятин плодороднейшей земли, богатейшие лесные, каменноугольные и рудные концессии, особенно в Сибири, а также ряд других концессий, особенно в Сибири, а также ряд других концессий на всей территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики… Российская делегация намерена в течение дальнейших работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и поддержать все предложения, имеющие целью облегчить бремя милитаризма, при условии сокращения армий всех государств и дополнения правил войны полным запрещением её наиболее варварских форм, как ядовитых газов, воздушной войны и других, в особенности же применения средств разрушения, направленных против мирного населения.

Документ № 4. Резолюция союзных делегаций на генуэзской конференции с изложением предъявляемых России условий. 15 апреля 1922 г.

1. Союзные государства-кредиторы, представленные в Генуе, не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных Советским правительством. 2. В виду, однако, тяжёлого экономического положения России, государства-кредиторы склоняются к тому, чтобы сократить военный долг России по отношению к ним в процентном отношении, размеры которого должны быть определены впоследствии. Нации, представленные в Генуе, склонны принять во внимание не только вопрос об отсрочке платежа текущих процентов, но и об отсрочке уплаты части истекших или просроченных процентов. 3. Тем не менее окончательно должно быть установлено, что Советскому правительству не может быть сделано никаких исключений относительно: а)Долгов и финансовых обязательств, принятых в отношении граждан других национальностей; б)относительно прав этих граждан на восстановление их в правах собственности или на вознаграждение за понесённые ущерб и убытки.

Документ № 5. Из договора между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Германией. 16 апреля 1922 г.

Статья I. …а)РСФСР и Германское Государство взаимно отказываются от возмещения военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков… Равным образом обе Стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причинённых гражданам одной Стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой Стороны. В) Россия и германия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных… Статья II. Германия отказывается от претензий, вытекающих из факта применения до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам и их частным правам, равно как и к правам Германского Государства и Земель в отношении России, а также от претензий, вытекающих вообще из мероприятий РСФСР или её органов по отношению к германским гражданам или их частным правам, при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств. Статья III. Дипломатические и консульские отношения между РСФСР и Германским Государством немедленно возобновляются… Статья IV. Оба Правительства далее согласны ы том, что для общего правового положения граждан одной Стороны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений должен действовать принцип наибольшего Документ № 5. Из статьи Г. Зиновьева «Перспективы пролетарской революции». 1919 г.

Гражданская война зажглась во всей Европе; победа коммунизма в германии абсолютно неизбежна; через год в Европе забудут о борьбе за коммунизм, ибо вся Европа будет коммунистической; потом начнётся борьба за коммунизм в Америке, возможно в Азии и на других континентах.

Документ № 6. Из годового отчёта Народного комиссариата иностранных дел РСФСР к VIII съезду Советов за 1919 – 1920 гг. 22-29 декабря 1920 г.

Истекший с прошлого съезда Советов срок был годом торжества так называемой «мирной оффензивы» Советской России. Нашу политику постоянных систематических выступлений с мирными предложениями и постоянных попыток заключения мира со всеми нашими противниками последние же окрестили как мирное наступление. Эта политика непрекращающихся и планомерных усилий в пользу мира принесла свои плоды… В настоящее время мирные договоры заключены со всеми нашими соседями, кроме Польши…. И кроме Румынии… В январе этого года сначала Верховный Экономический совета, а затем Верховный союзный совет, т.е.е Англия. Франция, и Италия, официально заявили о возобновлении торговых сношений с Советской Россией, но не с Советским Правительством непосредственно, а с кооперативами. В настоящее время, однако, английское правительство предлагает нам проект торгового соглашения, уже совершенно устраняющего кооперативы от какого-либо участия в нём… В настоящее время даже Франция, наиболее последовательный из наших противников…. Рекомендовала Польше заключить с нами мир… Успешная военная защита Советской республики облегчалась повсеместным военным развалом, а к выступлению с ней в торговые сношения правительства побуждались растущим экономическим развалом, заставляющим еще острее чувствовать отсутствие России в мирном, экономическом обороте… Всё возрастающая усталость и потребность в мире широких народных масс оказывали сильное давление на правительства непосредственно боровшихся с нами государств, заставляя их поддаваться нашей мирной политике… Военный и экономический распад буржуазного мира сопровождается и дипломатическим распадом. Державы-победительницы… оказываются бессильными заставить подчиниться своей воле даже малые государства.

Вопросы и задания:

1. На основе док. № 1 я делаю следующие выводы об экспорте революции из России: 1…, 2… и т.д.

2. Док. № 3 противоречит док. № 1, т.к…

3. На основе док. № 2 и 4 я могу выделить следующие причины провала переговоров России и Западных стран в Генуе: 1…, 2… и т.д. …

4. На основе док № 5 я делаю вывод, что России договор с Германией был выгоден (не выгоден), т.к. …

5. Изучив док. № 5 я убедился в правильном (неправильном) своём мнении при ответе на вопр. № 4, т.к …

6. На основе вышеперечисленного и док. № 6, я могу сделать следующие выводы об успехах и неудачах внешней политики России в 20-е гг.: 1…, 2… и т.д. …

Советскую делегацию со всех сторон осаждали журналисты. Их было так много, что вилле беседы с ними пришлось перенести в университет. Во время перерыва заседания политической подкомиссии советскую делегацию то и дело посещали представители других держав.

13 апреля один из посетителей передал, что Ллойд Джордж и Барту хотели бы встретиться с советской делегацией до заседания подкомиссии. Рассчитывая на возможность раскола единого фронта империалистов, советская делегация согласилась принять участие в предлагаемом совещании. 14 апреля, в 10 часов утра, на вилле Альбертис состоялась встреча представителей делегаций Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Советской России.

Открывая заседание, Ллойд Джордж спросил, нужно ли присутствие экспертов. Чичерин ответил, что советские делегаты явились без экспертов. Дальнейшее заседание продолжалось без экспертов, но с секретарями.

Ллойд Джордж заявил, что вместе с Барту, Шанцером и министром Бельгии Жаспаром они вчера решили организовать неофициальную беседу с советской делегацией, для того чтобы ориентироваться и прийти к какому-нибудь выводу. Что думает Чичерин о программе лондонских экспертов?

Глава советской делегации ответил, что проект экспертов абсолютно неприемлем; предложение ввести в Советской республике долговую комиссию и третейские суды является покушением на её суверенную власть; сумма процентов, которые должна была бы уплачивать советская власть, равняется всей сумме довоенного экспорта России - без малого полтора миллиарда рублей золотом; категорические возражения вызывает и реституция национализированной собственности.

После предложения Барту обсудить доклады экспертов по пунктам выступил с речью Ллойд Джордж. Он заявил, что общественное мнение Запада признаёт сейчас внутреннее устройство России делом самих русских. Во время французской революции для такого признания потребовалось двадцать два года; сейчас - только три. Общественное мнение требует восстановить торговлю с Россией. Если это не удастся, Англии придётся обратиться к Индии и к странам Ближнего Востока. «Что касается военных долгов, то требуют лишь, - говорил премьер о союзниках, - чтобы Россия заняла ту же самую позицию, что и те государства, которые прежде были её союзниками. Впоследствии вопрос о всех этих долгах может быть обсуждён в целом. Великобритания должна 1 миллиард фунтов стерлингов Америке. Франция и Италия являются одновременно должниками и кредиторами, так же как и Великобритания». Ллойд Джордж надеется, что настанет время, когда все народы соберутся, чтобы ликвидировать свои долги.

По поводу реституции Ллойд Джордж заметил, что, «откровенно говоря, возмещение ни в коем случае не есть то же самое, что возвращение». Можно удовлетворить требования потерпевших, предоставив им в аренду их бывшие предприятия. Что касается советских контрпретензий, то Ллойд Джордж категорически заявил:

«Одно время британское правительство оказывало помощь Деникину и в известной степени Врангелю. Однако то была чисто внутренняя борьба, при которой помощь оказывалась одной стороне. Требовать на этом основании уплаты равносильно тому, чтобы поставить западные государства в положение платящих контрибуцию. Это похоже на то, как будто им говорят, что они - побеждённый народ, который должен платить контрибуцию».

Ллойд Джордж не может стать на такую точку зрения. Если бы на этом настаивали, Великобритания должна была бы сказать: «Нам с вами не по пути».

Но Ллойд Джордж и здесь предлагал выход: при обсуждении военных долгов определить круглую сумму, подлежащую уплате за причинённые России убытки. Другими словами, предложение Ллойд Джорджа сводилось к тому, чтобы претензии частных лиц не противопоставлять государственным контрпретензиям. За советские контрпретензии списать военные долги; согласиться на сдачу промышленных предприятий прежним владельцам в долгосрочную аренду вместо реституции.

Выступивший вслед за Ллойд Джорджем Барту начал с заверений, что на пленуме его неправильно поняли. Он напомнил, что был первым государственным деятелем Франции, который в 1920 г. предложил начать переговоры с Советской Россией. Барту убеждал советскую делегацию признать долги. «Невозможно разбираться в делах будущего до тех пор, пока не разберутся в делах прошлого, - заявлял он. - Как можно ожидать, чтобы кто-либо вложил новый капитал в России, не будучи уверен в судьбе капитала, вложенного ранее... Весьма важно, чтобы советское правительство признало обязательства своих предшественников как гарантию того, что последующее за ним правительство признает и его обязательства».

Ллойд Джордж предложил устроить небольшой перерыв, для того чтобы посоветоваться с коллегами. Через несколько минут делегаты встретились снова. Было решено сделать перерыв с 12 часов 50 минут до 3 часов, а за это время экспертам подготовить какую-нибудь согласительную формулу.

Так как русской делегации предстояло сделать несколько десятков километров, чтобы добраться до своего отеля, то Ллойд Джордж пригласил делегацию остаться на завтрак. После перерыва число участников совещания пополнилось премьер-министром Бельгии Тёнисом и некоторыми экспертами Англии и Франции.

В 3 часа дня заседание не удалось открыть. Ожидали экспертов с формулой соглашения. Пока их не было, Ллойд Джордж предложил советской делегации сообщить, в чём нуждается Советская Россия. Делегация изложила свои экономические требования. Её засыпали вопросами: кто издаёт в Советской стране законы, как происходят выборы, кому принадлежит исполнительная власть.

Вернулись эксперты. Они всё ещё не пришли к соглашению. Тогда Барту спросил, каковы же контрпредложения Советской России. Представитель советской делегации спокойно ответил, что русская делегация всего два дня изучала предложения экспертов; тем не менее она скоро представит свои контрпредложения.

Барту начал проявлять нетерпение. Нельзя играть в прятки, раздражённо заявил он. Итальянский министр Шанцер разъяснил, что это значит: хотелось бы знать, принимает ли русская делегация ответственность советского правительства за довоенные долги; является ли это правительство ответственным за потери иностранных граждан, вытекающие из его действий; какие контрпретензии оно намеревается предъявить.

Ллойд Джордж предложил экспертам поработать ещё. «Если этот вопрос не будет разрешён, - предупреждал он, - конференция распадётся». Снова был объявлен перерыв до 6 часов. В 7 часов открылось новое совещание. Эксперты представили ничего не значащую формулу. Основной смысл её сводился к тому, что необходимо созвать на следующий день ещё одну небольшую комиссию экспертов. Ллойд Джордж подчеркнул, что он чрезвычайно заинтересован в продолжении работы конференции. Поэтому он и его друзья соглашаются на созыв комиссии экспертов, чтобы выяснить, не могут ли они договориться с русской делегацией. Было решено 15-го, в 11 часов утра, собрать по два эксперта от каждой страны, а затем продолжить частное совещание. Прежде чем разойтись, Барту предложил не разглашать сведений о переговорах. Решено было издать следующее коммюнике:

«Представители британской, французской, итальянской и бельгийской делегаций собрались под председательством Ллойд Джорджа на полуофициальное совещание, чтобы обсудить вместе с русскими делегатами выводы доклада лондонских экспертов.

Два заседания были посвящены этому техническому обсуждению, которое будет продолжаться завтра при участии экспертов, назначенных каждой делегацией».

Утром следующего дня состоялось совещание экспертов. Там представители советских республик объявили о контрпретензиях советского правительства: они исчислялись в 30 миллиардов золотых рублей. В тот же день, в 4 часа 30 минут, на вилле Альбертис вновь открылось совещание с участием экспертов. Ллойд Джордж сообщил, что советская делегация назвала поражающую сумму своих претензий. Если Россия действительно их предъявляет, то он спрашивает, стоило ли ехать в Геную. Далее Ллойд Джордж подчеркнул, что союзники примут во внимание тяжёлое положение России, когда речь будет итти о военном долге. Однако они не пойдут на уступки в вопросе о долгах частным лицам. Нет смысла говорить о чём-либо ином, пока не решён вопрос о долгах. Если к соглашению прийти не удастся, то союзники «сообщат конференции, что им не удалось договориться и что нет смысла дальше заниматься русским вопросом». В заключение Ллойд Джордж внёс следующее предложение, подготовленное союзниками:

«1. Союзные государства-кредиторы, представленные в Генуе, не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных советским правительством.

    Ввиду, однако, тяжёлого экономического положения России государства-кредиторы склоняются к тому, чтобы сократить военный долг России по отношению к ним в процентном отношении, - размеры которого должны быть определены впоследствии. Нации, представленные в Генуе, склонны принять во внимание не только вопрос об отсрочке платежа текущих процентов, но и дальнейшем продлении срока уплаты части истекших или отсроченных процентов.

    Тем не менее окончательно должно быть установлено, что для советского правительства не может быть сделано никаких исключений относительно:

а) долгов и финансовых обязательств, принятых в отношении граждан других национальностей;

б) прав этих граждан на восстановление их в правах собственности или на вознаграждение за понесённые ущерб и убытки».

Началась дискуссия. Советская делегация отказывалась принять предложение союзников. Тогда Ллойд Джордж заявил, что хотел бы посоветоваться со своими коллегами.

Совещание возобновилось в 6 часов 45 минут. Уже первое выступление союзников показало, что они, видимо, договорились и намерены выдержать единую линию. Барту, до этого молчавший, выступил с заявлением: «Необходимо прежде всего, чтобы советское правительство признало долги. Если Чичерин ответит на этот вопрос утвердительно, работа будет продол» жаться. Если ответ будет отрицательный, придётся работу закончить. Если он не может сказать ни „да”, ни „нет”, работа будет ждать».

Ллойд Джордж поддержал ультимативное требование Барту. Советская делегация отстаивала свои позиции. В заключение она заявила, что ей необходимо связаться с Москвой. Было решено, что итальянское правительство примет меры к организации связи с Москвой через Лондон; до получения ответа постановлено было продолжать работу политической комиссии или подкомиссии.

К концу совещания Барту снова попытался произвести нажим на советских делегатов. Он просил сказать, желают ли они соглашения, что их разделяет с союзниками, зачем телеграфировать в Москву? Они говорят только о принципах, а между тем русская делегация уже приняла условия Каннской конференции, которые включают признание долгов. Почему им не повторить то, что они сделали, приняв каннские резолюции? Если они на это пойдут, то будет выиграно 48 часов.

Заседание на этом закончилось. Прессе решено было сообщить, что дискуссия продолжается.

Перейти к началу страницы Перейти к содержанию книги Смотреть карты

Ответами к заданиям 1–19 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. восстание под предводительством К.А. Булавина

2. первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи

3. разгром Англией Непобедимой армады

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

3

Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России XVIII в.

1) дворцовый переворот; 2) славянофилы; 3) посессионные крестьяне; 4) фаворитизм; 5) выкупные платежи; 6) коллегии.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Название территориальной общины в Древней Руси, члены которой несли коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в границах общины; упоминается в Русской Правде.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) внешняя политика СССР в период руководства страной Н.С. Хрущёва 1) битва на реке Шелони
Б) внешняя политика первых русских князей 2) создание Организации Варшавского договора
В) русско-турецкая война 1787–1791 гг. 3) ввод советских войск в Афганистан
Г) Смутное время в России 4) сражение при Рымнике
5) поход Лжедмитрия II на Москву
6) поход киевского князя Олега на Византию

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «На второй же год после возвращения с победой князя… вновь пришли [неприятели] из западной страны и построили город на земле князя. Князь же… вскоре пошёл и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увёл, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. На третий год… пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их князь, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов…»

Б) «Во всех же городах Московского государства слышали таковое душевредство под Москвой и о том скорбели и плакали, и креста не целовали ни в котором городе, а помочь никто не мог. Ото всех же градов во едином граде, в Нижнем Новгороде, нижегородцы… начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один же из них, нижегородец, имеющий торговлю мясную, Козма Минин, рекомый Сухорук, возопи во все люди: "будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих" …Нижегородцам же всем его слово любо было, и задумали они послать бить челом к князю Дмитрию Михайловичу… Печерского монастыря архимандрита Феодосия, да изо всех чинов всяких лучших людей».

1. Описываемые события произошли в XVI в.

2. Князь, упомянутый в отрывке, был участником Земских соборов.

3. Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Донской.

4. Описываемые события произошли в XIII в

5. Описываемые события произошли в XVII в

6. Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Невский

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

7

Какие из перечисленных событий произошли в период руководства СССР Н.С. Хрущёва? Выберите три события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. ввод советских войск в Афганистан

2. начало кампании против космополитизма в СССР

3. расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

4. ликвидация машинно-тракторных станций

5. либерализация цен

6. Карибский кризис

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Советский разведчик, партизан, который, выдавая себя за немецкого офицера в Ровно и Львове, добывал ценную информацию, уничтожил нескольких видных гитлеровцев, – ____________.

Б) Операция Красной армии «Уран» началась в ____________ году.

В) В период Великой Отечественной войны фашистам не удалось захватить город _____________.

2. Ю.Б. Левитан

6. Н.И. Кузнецов

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

10

Прочтите отрывок из резолюции, принятой на международной конференции, и укажите фамилию Председателя Советского правительства в период, когда проходила эта конференция.

«Союзные государства-кредиторы… не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных Советским правительством.

Ввиду, однако, тяжёлого экономического положения России государства-кредиторы склоняются к тому, чтобы сократить военный долг России по отношению к ним в процентном отношении, размеры которого должны быть определены впоследствии. Нации, представленные в Генуе, склонны принять во внимание не только вопрос об отсрочке платежа текущих процентов, но и об отсрочке уплаты части истекших или просроченных процентов».

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1. начало правления в Киеве князя Владимира Святославича

2. начало Крестовых походов

4. образование Священной Римской империи

6. поход хана Тохтамыша на Москву

7. «Славная революция» в Англии

9. присоединение к Московскому государству Твери

12

Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а ещё иные – готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший в Ладоге, а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю, и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить»

1. В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.

3. В отрывке упомянуты финно-угорские племена.

4. В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.

6. В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот ____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов)

14

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «4», в период, когда произошли события, отражённые на схеме.

15

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2»

16

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в настоящее время входит в состав России

2. Город, обозначенный на схеме цифрой «5», был освобождён от фашистов осенью

3. В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, Красная армия полностью освободила Чехословакию

4. На схеме обозначены действия Красной армии в ходе операции «Багратион».

5. На схеме обозначены действия Красной армии в ходе Восточно-Прусской операции.

6. Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был освобождён от фашистов в октябре.

17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19


18

Какие суждения о данной памятной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1. Событие, которому посвящена данная монета, произошло менее чем за год до отмены крепостного права в России.

2. На монете упоминается государственный орган, учреждённый Петром I

3. Изображённый на монете российский император получил прозвище Тишайший.

4. Данная монета выпущена в год, когда Президентом России был Д.А. Медведев.

5. Высокие государственные посты в период правления императора, изображённого на монете, занимали А.Х. Бенкендорф и С.С. Уваров.

19

Кто из деятелей культуры, представленных ниже, были современниками события, в память о котором была выпущена данная монета? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти деятели культуры

1.

2.

3.

4.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Из челобитной царю

«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом. И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…»

Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.

Показать ответ

В данном тексте упоминается царь Михаил Федорович, что сразу облегчает задачу - на русском престоле был только один царь Михаил Федорович - первый царь из династии Романовых, правивший с 1613 по 1645 г. В тесте содержится просьба дворян и детей боярских об отмене 5-летнего срока урочных лет, в течении которых мог происходить сыск дворянами бежавших крепостных крестьян, то есть сделать сыск бессрочным. Соответственно, это первая половина XVII в., Михаил Федорович является родоначальником правящей династии Романовых. Его преемником, как известно, стал сын, царь Алексей Михайлович (по прозвищу «Тишайший»), правивший с 1645 по 1678 годы.

Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.

Показать ответ

В ответе должно быть указано:

1. «Вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям» - челобитчики просили отменить т.н. «урочные лета».

2. «И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах» - т.е. челобитчики просят о переводе судебных разбирательств по спорным вопросам о крестьянах и землях из московских Приказов в города по месту жительства дворян и детей боярских.

3. «И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге» - в данном отрывке прозвучало желание челобитчиков о реформе суда (децентрализации) и изменении законодательства (участии выборных дворян и земских людей в судебных разбирательствах по спорным вопросам о крестьянах).

Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.

Показать ответ

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) было принято т.н. Соборное уложение – свод законов, принятый Земским собором в 1649 г. Среди установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения, необходимо указать:

1) отмена урочных лет, т.е. срок поимки ушедших крепостных крестьян становился бессрочным, крестьяне закрепощались окончательно.

2) запрет на свободное перемещение всех категорий податного населения, посадских, государственных и крепостных крестьян.

В начале 1920-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в РСФСР оставалась сложной. Приведите любые два положения, показывающих, что с окончанием Гражданской войны политика «военного коммунизма» зашла в тупик, сложилась угроза существованию самой советской власти. Укажите съезд РКП(б), принявший решение об отказе от политики «военного коммунизма» и переходе к новой экономической политике (нэп).

Показать ответ

Среди положений, доказывающих неэффективность политики Военного коммунизма (кто не помнит, 1918-1921 гг.) в конце Гражданской войны, можно указать неудачи:

1) Продразверстка. Система, направленная на заготовку продовольствия, в итоге привела к снижению рентабельности сельского хозяйства (из-за незаинтересованности крестьян в получении высоких урожаев), как следствие - падения промышленного развития, к крестьянским восстаниям (на Тамбовщине, в Западной Сибири) и в армии (в Кронштадте), а также к голоду.

2) Падение промышленности, снижение выпуска промышленной продукции, вызванные падением финансовой системы (отмена де-юре денег и использование вместо них т.н. «совзнаков», подверженных быстрому обесцениванию).

Переход к политике НЭПа произошел после X съезда РКП(б).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Император Александр III за свою внешнюю политику справедливо был прозван Миротворцем».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Показать ответ

В ответе могут содержаться следующие аргументы в подтверждение:

В царствование Александра III (1881-1894 гг.) Российская империя не принимала участие ни в одной войне.

Все спорные ситуации стремился урегулировать мирным путем, к примеру взаимоотношения с Англией в Средней Азии.

К Российской империи присоединились Кокандское ханство, Казахстан, Хивинское ханство и Бухарский эмират, продолжилось присоединение и племен туркменов. Всего за правление императора Александра III площадь империи увеличилась на 430 000 квадратных километров.

В ответе могут содержаться следующие аргументы в опровержение:

При нем Россия сблизилась с Францией, что в дальнейшем привело к формированию Антанты и противостоянию, приведшему к Первой мировой войны. Поддержка Франции Россией привела к «таможенной войне» между Россией и Германией.

При нем началось активное проникновение на Дальний Восток (в частности, строительство Транссибирской железной дороги, соединившей в итоге Москву и Владивосток), что в будущем привело к столкновению и войне с Японией.

При нем произошло охлаждение, а затем и разрыв дипломатических отношений с Болгарией, что в итоге привело к ослаблению российских позиций на Балканах (в Болгарии, Румынии и Сербии).

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1054–1132 гг.; 2) октябрь 1894 г. – июль 1914 г.; 3) октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: