"Духовный Шелковый путь": день второй. «Духовный шелковый путь. Созидание. Интеграция»: тематические секции, круглые столы и презентация «Каландар-наме. «Духовный Шелковый путь: Созидание. Интеграция» Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на II Между

Завершилась II Международная научно-богословская конференция «Духовный шелковый путь. Созидание. Интеграция», которая стала продолжением официальной церемонии открытия Болгарской исламской академии. Конференция объединила духовные управления и профильные государственные ведомства России, Китая и стран Центральной Азии для выработки единой позиции в отношении вызовов современности


Хотелось бы отметить взаимосвязь важнейших положений конференции и факт открытия Исламской академии . Вопросы, рассматривавшиеся на конференции, прежде всего касались интеграции усилий по достижению договоренностей между странами мира во всех сферах, в том числе в сфере образования. Образование - это основа достижения высоких результатов в любой деятельности, особенно в современное время, когда в мире возникают новые вызовы миру и спокойствию людей.

Сегодня появляются все новые «горячие точки», страны подвергаются нападениям террористов, основы религии Ислам искажаются, система науки и образования деформируется, Интернет становится причиной многих бед, в том числе деформации сознания молодых людей, проводником ошибочных или неполных знаний, фактором вербовки боевиков и смертников для целей очернения Ислама и реализации террористических актов, преступлений против человечности.

В связи с этим нам представляется одним из важнейших факторов борьбы с негативными последствиями вызовов современности развитие образования как источника истинного знания.

Обогащение мусульманских институтов возникновением академии является важной вехой в развитии мусульманского образования и решения проблем, вытекающих из его отсутствия. Это своего рода Ренессанс религии, которая обязательно должна поддерживаться качественным образованием.

«Открытие академии - историческое событие как для Татарстана и России в целом, так и для всего мусульманского мира. Здесь на болгарской земле почти 11 веков назад наши предки приняли ислам. За это время наш народ прошел славный и нелегкий путь, сохранив веру в Аллаха и верность великим традициям. На протяжении многих веков Болгар был местом сосредоточения именитых ученых-богословов. Открывая в его сердце исламскую академию, мы возрождаем былое величие»,
- отметил в своей речи на торжественном открытии 4 сентября Болгарской исламской академии президент Татарстана Рустам Минниханов.


История развития исламского образования на территории нашей страны насчитывает более 1000 лет. Описание путешествия Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию в X веке содержит сведения о том, что население Поволжья еще до официального принятия ислама было знакомо с ним, имело мечети и религиозные учебные заведения — медресе.

После завоевания войсками Ивана Грозного мусульманских ханств медресе становятся центром духовной жизни рассеянных общин, из среды которых выходят богословы и муллы. Расцвет медресе начинается в период царствования Екатерины II , покровительницы ислама в России, и достигает своего пика в XIX — первой трети XX вв. В это время в Казанской губернии и за ее пределами живут и пишут Шигабуддин Марджани (1818-1889), Исмаил Гаспринский (1851-1914), Галимджан Баруди (1857-1921), Йусуф Акчура (1876-1935), Муса Бигиев (1875-1949), Хади Атласи (1876-1938) и др. - А. М. Салахов, «Расцвет исламской богословской школы России» А. М. Салахов. Расцвет исламской богословской школы России.

Советское время стало роковым для исламского образования: официально оно полностью перестало существовать. Преподавание религиозных дисциплин ушло в подполье, в частные дома и квартиры. Только в 1946 году после Великой Отечественной войны власти пошли на уступки и открыли в Бухаре медресе Мир-Араб, в котором обучались все мусульманские священнослужители вплоть до 1980 года. «Перестройка» Горбачева открыла новую страницу в истории российского ислама: количество людей, желающих узнать больше о своем вероисповедании, резко выросло, что обусловило открытие в мусульманских регионах России и в городах, где компактно проживает мусульманское население (Нижний Новгород, Самара, Астрахань) исламских образовательных учреждений.

В 2007 году Правительство Российской Федерации стало помогать делу развития исламского образования. По решению Министерства образования и науки пять исламских ВУЗов были прикреплены к пяти государственным ВУЗам в целях усовершенствования их методологической базы и обмена опытом. С этого времени началось непрерывное развитие и совершенствование исламского образования в России.

Источник фотографии: president.tatarstan.ru

Название конференции - великая аналогия

Не случайно и название конференции - Духовный шелковый путь. Оно напоминает о существовании Великого Шелкового пути , связывающего в древности Восток и Запад торгово-экономическими, политико-дипломатическими и культурными контактами. На разных этапах его многотысячелетнего функционирования происходили изменения в содержании и значении, направлениях и масштабах осуществления этих контактов. Неизменным оставалась основная роль Шелкового пути - он был главным межцивилизационным мостом.

Путешественники Шелкового пути внесли огромный вклад в изучение культурных особенностей стран, расположенных на всем его протяжении. Мир познакомился с идеями и работами великих философов, ученых и государственных деятелей. Происходило взаимообогащение культур: народы обменивались знаниями, духовными и философскими концепциями и воззрениями. Посредством Шелкового пути распространялись различные вероучения: буддизм, иудаизм, ислам и христианство.

Кроме того, он сыграл огромную роль в установлении и поддержании дипломатических отношений между центрами силы Древнего мира, крупными государствами Запада и Востока. Процесс межцивилизационной коммуникации проходил интенсивно на протяжении всего периода функционирования древнего Шелкового пути.

В 2013 году Китай выдвинул идею и начал практическую реализацию стратегического суперпроекта «Экономического пояса Шелкового пути» (SREB) и «Морского Шелкового Пути» (MSR) двадцать первого века («Один пояс и один путь»).

В последние годы основные усилия китайской дипломатии были посвящены объединению стратегического развития стран Большой Евразии с суперпроектом «Экономический пояс Шёлкового пути» («Один пояс, один путь»). Всего более 70 стран и международных организаций выразили готовность сотрудничать в реализации проекта, а более 30 государств подписали соглашение о сотрудничестве с Китаем, в том числе и Россия.


Источник фотографии: onlaps.com

Президент России Владимир Путин , отвечая на вопросы журналистов о «Шелковом пути» в ходе пресс-конференции на 9-м саммите БРИКС Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), отметил, что сейчас китайской и российской сторонами активно изучается вопрос прокладывания маршрута Великого пути через Россию. Также он напомнил, что Китай планирует участие в строительстве высокоскоростной железной дороги Москва - Казань.

«Мы обсуждали еще в Москве в ходе предыдущего визита председателя КНР возможность строительства высокоскоростной пассажирско-грузовой железной дороги через Российскую Федерацию», — сказал Путин.

Напомним, что саммит прошел в южно-китайском прибрежном городе Сямэнь провинции Фуцзянь 4-5 сентября.

Конференция как вектор: впечатления


Источник фотографии: сайт

II Международная научно-богословская конференция «Духовный шелковый путь. Созидание. Интеграция» начала свою работу с чтения Сур Священного Корана.

Модератор пленарного заседания - первый заместитель председателя СМР и ДУМРФ Рушан хазрат Аббясов - сообщил, что в качестве соорганизаторов конференции выступили группа стратегического видения «Россия - исламский мир», ДУМ РТ и КФУ.

Пленарное заседание было открыто приветственным словом от имени первого заместителя руководителя администрации президента РФ Сергея Кириенко . Зачитал его заместитель начальника управления внутренней политики Михаил Белоусов :

«Актуальная повестка и представительный состав участников позволяют говорить о конференции как о значимом мероприятии международного масштаба. Участие в работе широкого круга экспертов, представителей дипломатического корпуса, религиозных организаций демонстрирует общую приверженность к необходимости сохранения и развития многовековых культурных связей Духовного Шелкового пути на фундаменте традиционных ценностей и моральных ориентиров».

Также в обращении Кириенко делает акцент на существовании давней истории многоплановых связей между Российской Федерацией и странами исторического Шелкового пути, что проявляется в уважении к многообразию культур и цивилизаций, и приверженности к мирному решению всех вопросов.

«Активная позиция участников конференции по защите, сохранению и приумножению духовного и культурного наследия будет способствовать дальнейшему развитию международного сотрудничества на равноправной и взаимовыгодной основе», - отметил он в своем обращении.

Приветствие от имени президента РТ Рустама Минниханова зачитал вице-премьер РТ Василь Шайхразиев .

«Символично, что конференция открывается в одном из признанных исторических центров Евроазиатской цивилизации, где на протяжении эпох пересекались Великий Шёлковый и Великий Волжский пути, и где почти одиннадцать веков назад предки татар приняли Ислам. Развивая инициативу, выдвинутую в прошлом году на конференции в Урумчи, мы всецело поддерживаем идею укрепления духовных связей между мусульманами наших стран и регионов, совершенствование государственного религиозного сотрудничества и межконфессионального диалога», - говорится в приветствии президента РТ.


Источник фотографии: сайт

Глава СМР и ДУМ РФ Равиль Гайнутдин отметил, что нынешняя конференция уже стала доброй традицией - в прошлом году в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая обсуждались вопросы серединного пути в Исламе.

Председатель китайской исламской Ассоциации Ян Фа Мин отметил, что древний Шелковый путь крепко связал народы многих стран мира. По его словам, «Идея срединного пути и противостояние экстремизму» была главным вопросом на конференции, прошедшей в июле прошлого года в китайском городе Урумчи. Также он акцентировал:

«Мусульмане Китая будут поддерживать отношения с соседними мусульманскими странами, а данная конференция объединит множество мусульман, упрочит взаимодействие и сотрудничество, поспособствует дружеским отношениям людей».

В ходе конференции выступали Светлана Нуждина (директор правового департамента Министерства образования и науки РФ), Токтомушев Максат ажы (муфтий Кыргыстана), митрополит казанский и татарстанский Феофан . Затронутые спикерами вопросы: важное значение воссоздания Болгарской исламской академии, на которую возложена миссия возрождения отечественной исламской богословской школы; развитие межконфессионального и межнационального мира; консолидация потенциала российского мусульманского духовенства и авторитетных зарубежных ученых в деле укрепления традиционных для России исламских направлений и др.

Председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин отметил, что Болгарская исламская академия появилась на земле Татарстана в результате особых обстоятельств.

«В Казани был издан первый печатный Коран, а до октябрьской революции здесь было выпущено около 30 тысяч наименований трудов. Надеюсь, академия послужит восстановлению, изучению и популяризации этих книг. Наша обязанность, как мусульман, показать их всему миру. Мы не имеем права забывать, что мы - потомки великих ученых, оставивших яркий след в истории», - отметил он.


Источник фотографии: сайт

В конференции приняли участие российские религиозные деятели, муфтии и богословы, руководители духовных управлений мусульман России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, представители государственных управлений и комитетов по делам религии центрально-азиатских республик, ведущих светских и исламских вузов региона.

Завершили свою работу тематические секции и круглые столы 5 сентября. Секции распределились так:

  • Секция 1. «Созидание и интеграция как фундаментальные ценности Ислама»;
  • Секция 2. «Опыт взаимодействия с религиозными организациями и профилактика экстремизма в мусульманских сообществах»;
  • Секция 3. «Ислам на Шелковом пути: история и современность»;
  • Секция 4. «Развитие исламского образования на евразийском пространстве: между традицией и новацией».
  • Круглый стол: «Духовное наследие и культурные центры Шелкового пути».

Кроме того, участникам конференции посчастливилось увидеть фильм-презентацию издания «Каандар-наме» Абу Бакра Каландара , творившего в эпоху расцвета Золотой Орды.


Источник фотографии: сайт

Потребность в стабильности и безопасности, так же, как и в далекие века процветания караванного Шелкового пути, снова вызовет к жизни разветвленную инфраструктуру, актуализирует необходимость возрождения древней культуры толерантности или тюрко-исламской цивилизации.

Участники III-й Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь. Великие гуманистические традиции и вызовы современности»

В Бишкеке состоялась III Международная научно-богословская конференция «Духовный Шелковый путь. Великие гуманистические традиции и вызовы современности». В ней приняли участие более 160 делегатов от духовных управлений и профильных государственных ведомств Кыргызстана, Китая, Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана Литвы,и Эстонии, представители религиозных и светских высших учебных заведений, а также представители различных общественных и официальных государственных структур. Основные темы, которые обсуждались на мероприятии, сегодня имеют значимую актуальность: «Псевдорелигиозный экстремизм на евразийском пространстве: профилактика, пути решения», «Социальное служение духовных управлений», «Задачи совершенствования экспертизы религиозной литературы»

Единый Шелковый путь

Государство, конфессии и общественные институты Евразии объединились, чтобы совместно противостоять терроризму и радикализму. Перед участниками конференции «Единого Шелкового пути» стояла задача донести до людей толерантное восприятие исламской религии, сформировать у молодежи представление о недопустимости насилия на религиозной почве.

Руководитель Аппарата Президента КР Досалы Эсеналиев выступил с посланием от имени президента КР Сооронбая Жээнбекова: «Обсуждаемые темы конференции сегодня становятся актуальной площадкой для обсуждения современных вызовов, и вопросов сохранения и дальнейшего развития религиозно-культурного наследия народов евразийского пространства. «Духовный Шелковый путь» является своевременным шагом в продвижении сотрудничества и усилении взаимодействия. Уверен, что конференция внесет существенный вклад в выработку общей скоординированной позиции в отношении вызовов современности, сохранения и дальнейшего развития религиозно-культурного наследия народов евразийского пространства, их дальнейшего следования по пути прогресса, науки и инноваций, базирующихся на фундаменте общих традиционных ценностей».

Тема «Духовный Шелковый путь. Великие гуманистические традиции и современные вызовы» - это не только история, но и современность, с большими культурными ценностями и того времени.

Верховный муфтий мусульман Кыргызстана Максатбек ажы Токтомушев в своей приветственной речи подчеркнул: «Духовный Шелковый путь» - это взаимодействие государств, конфессий и общественных структур в религиозной сфере во имя созидания, добра и мира, при решении общих задач для совместного преодоления радикализма и агрессивности, возникающих на почве идеологических расхождений».

Заместитель директора Государственного управления по делам религий КНР Чэнь Цзунжун отметил: «Более двух тысяч лет назад китайский путешественник и дипломат Чжан Цзянь взял на себя миссию мира и дружбы. Он дважды ездил в Западный регион и открыл Шелковый путь, который пересекает и соединяет Европу и Азию. Он открыл двери для дружеских обменов между Китаем и другими странами вдоль маршрута. История более двух тысяч лет доказывает, что до тех пор, пока мы сохраняем единство, взаимное доверие, равенство и взаимную выгоду, терпимость и взаимное обучение и взаимовыгодное сотрудничество, страны разных рас, разных конфессий и разных культурных традиций могут разделять мир и развиваться вместе».

Также Чэнь Цзунжун подчеркнул: «В процессе строительства и продвижения инициативы «Один пояс - Один путь», а также в создании сообщества человеческих судеб, мы должны трезво осознавать большое количество соседних стран и разнообразие этнических религий.Проникновение и распространение экстремизма и насильственная террористическая деятельность под знаменем ислама, являются самыми большими угрозами, с которыми мы сталкиваемся в нынешнее время. Экстремизм и насильственный террор - это не ислам, они противоречат основным учениям Ислама. Всему обществу и широким массам мусульман необходимо коренным образом произвести реформы, поддержать справедливость и устранить пороки, а также продвинуть истинный дух ислама, мира, единства и терпимости, противоборствовать экстремизму, насилию и террору. Содействие социальной гармонии и миру во всем мире является нашей общей ответственностью и общей ответственностью правительств и исламского сообщества».

Доцент Дипломатической академии МИД КР, член совета улемов КР Кадыр Маликов подчеркивает: «В течение года экспертами, религиоведами, теологами и представителями основных религиозных организаций при поддержке государства разработана концепция госполитики в этом направлении. Концепция государственной политики в религиозной сфере определяет основные направления госполитики в религиозной сфере до 2020 года. В нем заложена модель светскости, основанная не на тотальном атеистическом отделении религии и государства, а отделении религиозных организаций и их невмешательства в государственные институты власти. То есть важность этого пункта, в том, что в других странах пока не раскрыта модель светскости».

Социальное служение духовных управлений

Муфтий Ромас Якубаускас духовного центра мусульман суннитов Литвы сказал: «За всю историю ислама в Литве и соседних странах мусульманская община очень хорошо себя зарекомендовала, интегрируясь во все сферы деятельности местного общества. Должен сказать, что в нашей стране ислам - это традиционное вероисповедание и представители ислама имеют все права и все возможности придерживаться канонов своей религии. Это значит, что мусульмане имеют такие же права, как и католики, к которым по статистическим данным принадлежит почти 80 процентов населения. Если говорит о настоящем времени, что вся социальная работа по мерам наших возможностей в нашем регионе, сводится к нескольким сферам: моральная помощь членам общины, к сожалению, нерегулярная финансовая поддержка, а также работа с беженцами».

Директор департамента по делам ислама Государственного управления по делам религий КНР Ма Джин отметил: «Национальное бюро по делам религий Китая и Министерство по гражданским делам и другие шесть ведомств сформулировали «Мнения о поощрении и регулировании религиозного сообщества для участия в благотворительной деятельности» и оказали всестороннюю политическую поддержку религиозной общине для участия в благотворительной деятельности. Именно благодаря этой позитивной политической среде энтузиазм религиозных кругов в Китае стимулируется. Используя свои собственные преимущества, религиозные сообщества активно участвуют в помощи престарелым, помогают инвалидам, жертвуют деньги в помощь школам, ремонтируют мосты и строят дороги, а также помогают бедным преодолевать трудности. Щедро жертвуют в виде гумпомощи при различных стихийных бедствиях и крупных катастрофах».

Оазисы Шелкового пути

В рамках конференции состоялась презентация книги «Оазисы Шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии». Сборник приурочен к 100 –летнему юбилею доктора исторических наук, советского и российского этнографа, востоковеда-тюрколога Балкис Кармышевой.

В сборнике представлены 66 статей 72 отечественных и зарубежных авторов из Кыргызстана, Китая, Германии, Израиля, Италии, Казахстана, Польши, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Франции. Сборник состоит из нескольких частей: первая посвящена самой Балкис Халиловне, ее научной биографии и наследию,

вторая часть поделена на семь самостоятельных разделов и наглядно демонстрирует, насколько велик интерес к современной проблематике в области этнографии, истории и источниковедения Центральной Азии. Ряд авторов, практически в режиме «реального времени», полемизируют друг с другом. Книга рассчитана как на специалистов-этнографов, источниковедов, историков и востоковедов, преподавателей вузов, аспирантов и студентов, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблемами истории и этнографии народов Центральной Азии.

Председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Муфтия Шейх Равиль Гайнутдин отметил: «Этот капитальный труд, изданный нашим издательством в преддверие Конференции, собрал материалы научной конференции, прошедшей в стенах Московской Соборной мечети в прошлом году. Так сложилось, что эта встреча, проведенная под эгидой Совета муфтиев России, стала первой после долгого перерыва, возможностью для ученых обменяться своими новыми исследованиями по истории и этнографии Центральной Азии. Их благодатные изыскания, посвященные разным мусульманским народам, культуре и традициям, жизни древних городов нашли отражение в докладах, вызвавших большой интерес в академическом сообществе. Значительное место в сборнике уделено истории и этнографии Кыргызстана».

Итогом III Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь. Великие гуманистические традиции и вызовы современности» была принята Резолюция, в которой участники конференции, обратили особое внимание на то, что социальное служение является фундаментальным принципом ислама, подтвердили, что оно должно стать приоритетным направлением деятельности мусульманских религиозных организаций. Кроме этого, участники конференции считают необходимым выработать новые подходы к решению социальных вызовов современности и объединить усилия в борьбе с бедностью, невежеством и другими общественными болезнями. Без успешного решения этих задач невозможно успешно противостоять вызовам и рискам, в значительной степени лежащим сегодня именно в гуманитарной сфере в целом, и в ее духовно-культурных и социальных сегментах.

Кстати

Инициатором проведения научно-богословских международных конференций был Китай, поэтому Первая Международная конференция: «Идея срединного пути в Исламе» прошла в г. Урумчи (КНР) 20-21 августа 2016 года, которая впоследствии открыла цикл международных встреч по этой общей теме. Вторая Международная научно-богословская конференция «Духовный Шелковый путь. Созидание. Интеграция» прошла 3-5 сентября 2017 года в г.Казани (РФ). Ключевая тема конференции была: великие гуманистические традиции и вызовы современности, она определила пути дальнейшего взаимодействия духовных управлений и профильных государственных ведомств стран-участниц по вопросам выработки их общей скоординированной позиции в отношении глобальных вызовов современности.

Выступление Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации
Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина
на II Международной научно-богословской конференции «»
Казань, 4 сентября 2017 г.

Уважаемый президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич!

Глубокоуважаемый государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шарипович!

Уважаемый заместитель министра Государственного управления по делам религий Китайской Народной Республики господин Чжан Яньтун!

Достопочтимый брат, Председатель Китайской Исламской ассоциации Хасан Фа Мин!

Мои дорогие коллеги - достопочтимые муфтии и имамы, представители научного сообщества, государственные и общественные деятели, гости и участники конференции!

Я сердечно приветствую вас от имени Совета муфтиев России и Духовного
управления мусульман Российской Федерации, организаторов II Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь: Созидание. Интеграция » и молитвенно желаю вам мира, милости Всевышнего Аллаха и Его благословения - ас-саламу алейкум ва рахматуллахи тааля ва баракатуху!

Наша сегодняшняя встреча стала продолжением доброй традиции, заложенной по инициативе китайских коллег в прошлом году в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая, где мы вместе с мусульманскими лидерами стран Центральной Азии, учеными-исламоведами и государственными деятелями плодотворно обсуждали вопросы серединного пути в Исламе.

И если Синьцзян-Уйгурский регион Китая есть перекресток двух великих культур - китайской и тюркской, то на земле российского Татарстана, который гостеприимно принимает нас сегодня, пересекаются не менее великие русско-славянская, финно-угорская и тюркская цивилизации, каждая из которых также внесла значительный вклад в развитие евразийских экономических и культурных связей по каналам Великого Шелкового пути.

На протяжении многих веков проживающие здесь татары и русские, марийцы и чуваши, удмурты и башкиры, а также многие другие коренные народы Поволжья и Приуралья вместе жили, работали, строили, помогали друг другу в добре, противостояли злу и вместе защищали свою землю от внешних агрессоров.

Интегрируясь в единое российское общество и совместно созидая новые достижения во благо своей общей Родины, они при этом сохраняли свои национальные традиции, язык, культуру и веру.
Несомненно, что этот феномен российской цивилизации в целом и российского мусульманства в частности заслуживает особого внимания исследователей. Однако хочу особо подчеркнуть, что мы ни в кой мере не должны говорить об особой форме или специфическом региональном течении ислама, так как, на самом деле, созидание и интеграция - это фундаментальные ценности ислама, предписанные заключительным Божьим посланием всем последователям.

В Священном Коране говорится:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوباً وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга » (49: 13).
لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَاجاً وَلَوْ شَاء اللّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَـكِن لِّيَبْلُوَكُمْ فِي مَا آتَاكُم فَاسْتَبِقُوا الخَيْرَاتِ
«Воистину, каждой общине Мы установили свой Закон и путь. И, если бы Бог захотел, то сделал бы вас единой общиной. Но [Он не сделал этого], дабы испытать вас в дарованном вам. Так соревнуйтесь же меж собою в добрых деяниях » (5: 48).
وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде » (5: 2).

وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّهُ عَمَلَكُمْ وَرَسُولُهُ وَالْمُؤْمِنُونَ

«Скажи: „Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие“ » (9: 105).
وَلاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ بَعْدَ إِصْلاَحِهَا وَادْعُوهُ خَوْفاً وَطَمَعاً إِنَّ رَحْمَتَ اللّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ

«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро » (7: 56).

Дорогие участники конференции!

На этом перекрестке культур и цивилизаций, месте встречи Европы и Азии, в конце ХIХ – начале ХХ вв. появились мусульманские мыслители, впитавшие в себя как богатейшее наследие Востока, так и достижения российской и европейской науки, которые предложили новые формы осмысления вышеупомянутых коранических императивов созидания и интеграции. Так, например, «отец российского мусульманства», как его называли современники, выдающийся крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский в своем фундаментальном труде «Русское мусульманство » писал об исламе: «Учение, которое имеет догматом любовь к земле, которая кормит, и верность повелителю, который охраняет, не оставляет места отчужденности, обособленности, неприязни… »

А почти полвека спустя другой наш прославленный соотечественник богослов Муса Джаруллах Бигиев в своей знаменитой «Азбуке ислама » писал: «Ислам - это религия действия. Это религия, провозглашающая веру в благотворность человеческой деятельности и ее необходимость... Основой ислама являются следующие одиннадцать пунктов: осуществление наместничества человека на земле, его господство, основанное на знании законов природы, использование им огромных природных богатств всеми возможными путями и способами, обеспечение всех потребностей человека, использование кладовых природы, богатство и благосостояние человека, его экономическая мощь, знания, промышленность, красота и искусство ».

Эти мысли и идеи мусульманские просветители России пытались донести и до своих единоверцев в других регионах, воспользовавшись для этих целей древними каналами Великого Шелкового пути. В начале прошлого столетия они отправились в Бухару, Самарканд, Фергану, Шымкент, Ош, Кашгар, Урумчи, Кульджу, Шанхай, Харбин и другие города, где выступали с лекциями и открывали новометодные медресе, в которых вместе с религиозными дисциплинами преподавался русский и другие европейские языки, а также предметы естественно-гуманитарного цикла.

Именно в этих медресе, как известно, получила образование большая часть интеллектуальной элиты этих регионов.
Хотел бы еще раз напомнить, что многолетний глава правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района и Китайской исламской ассоциации Бурхан Шахиди также являлся выпускником основанного выдающимся российским богословом и будущим муфтием Внутренней России Галимджаном Баруди новометодного медресе «Мухаммадия » в Казани.

В связи с этим хотел бы особо отметить, что традиции, прославившие дореволюционную мусульманскую школу нашей страны, - это, в первую очередь, гармоничное сочетание исламского богословия с наукой, умение готовить не только высокообразованные кадры мусульманского духовенства, но и глубокомыслящих мусульманских интеллектуалов, готовых созидать на пользу обществу и в других сферах деятельности. Надеюсь, что открывшаяся сегодня Болгарская исламская академия станет достойной продолжательницей этих славных отечественных традиций.

Отмечая повышенный интерес к нашей прошлой и настоящей конференциям со стороны религиозных и научных деятелей, органов государственной власти стран-участниц, а также ряда международных организаций, хотел бы обратиться к нашему высокому собранию с предложением расширить формат ее проведения и учредить международный форум «Духовный Шелковый путь », пригласив к участию в нем лидеров всех традиционных конфессий России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран Евразии. Уверен, что такая широкая площадка станет еще одним большим шагом к усилению интеграционных и созидательных процессов как внутри наших стран, так и между ними.

Молитвенно желаю всем участникам конференции плодотворной работы и благодарю за внимание!

13.09.2017 13:01

II Международная научно-богословская конференция «Духовный Шелковый путь. Созидание. Интеграция» (Казань, 3-5 сентября 2017 г.)

РЕЗОЛЮЦИЯ

3-5 сентября 2017 г. в Казани состоялась II Международная научно-богословская конференция «Духовный Шелковый путь. Созидание. Интеграция», созванная по инициативе Совета муфтиев России и Группы стратегического видения «Россия - Исламский мир».

В Конференции приняли участие более 80 делегатов духовных управлений и профильных государственных ведомств России, Китая, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и других государств, представители религиозных и светских высших учебных заведений, а также представители федеральной власти и руководства Республики Татарстан.

Конференция явилась прямым продолжением симпозиума «Идея срединного пути в Исламе», прошедшего в г. Урумчи (КНР) 20-21 августа 2016 года, и стала плодотворным обсуждением путей дальнейшего упрочения взаимодействия духовных управлений и профильных государственных ведомств России, Китая и стран Центральной Азии по вопросам выработки их общей скоординированной позиции в отношении: вызовов современности; обмена опытом в сфере противодействия терроризму и экстремизму; в деле совершенствования практических методов профилактики данных явлений в мусульманской среде с опорой на такие традиционные ценности подлинного ислама, как толерантность и добрососедство, и утверждения в жизни мусульман всего того, чем всегда отличался подлинный ислам - умеренности и открытости другим народам, с которыми мусульманам евразийского региона было определено Всевышним Создателем жить на протяжении столетий в тесной связи и взаимодействии.

Участники Конференции, подчёркивая важность и актуальность рассмотренных на ней вопросов, а также отмечая высокую общественную, богословскую и научную значимость прозвучавших докладов и сообщений, считают необходимым акцентировать внимание на следующих выводах и рекомендациях:

1. Великий Шелковый путь на протяжении столетий не только связывал многие страны Евразии экономически, но и являлся важнейшим каналом межкультурных и духовных коммуникаций проживающих на огромной территории евразийского континента народов, способствуя их цивилизационной самореализации и взаимообогащению их культур и традиций.

Сегодня в связи с новым витком развития взаимоотношений между народами, населяющими транзитные регионы исторического Шелкового пути, принимая во внимание усиление миграционных и интеграционных процессов на их территории, задача тщательного изучения взаимодействия между народами с точки зрения, как истории, так и современного состояния их духовно-культурных взаимоотношений, приобретает все большую актуальность.

2. Важное значение в трансляции идей и духовной культуры на Великом Шелковом пути всегда занимали его Волжско-Камские и Кавказские ветви, пролегавшие по территории современной России.

3. Значительный вклад в развитие экономических и культурных интеграционных процессов на Великом Шелковом пути внесли разноязычные народы, добровольно избравшие ислам в качестве фундаментальной основы своего бытия и национального мировоззрения. Их замечательной отличительной чертой повсеместно стало убежденное следование краеугольным принципам ислама: толерантности, гуманизму, плюрализму, интеграции и развитию - и решительное отрицание как абсолютно неприемлемых с позиций подлинного ислама любых форм экстремизма и радикальных истолкований мусульманских первоисточников. Подобные невежественные толкования подталкивают мусульман в сторону изоляционизма, сепаратизма и мизантропизма, ведя их в конечном счете к интеллектуальной стагнации, а с ней - к неизбежному упадку во всех сферах жизни.

4. Участники Конференции позитивно и высоко оценивают опыт проводимой в Татарстане работы по сохранению культурного наследия, укреплению межнационального мира и согласия, развитию межкультурного и межрелигиозного диалога, налаживанию стабильного и эффективного взаимодействия Татарстана с такими международными культурно-просветительскими организациями, как ЮНЕСКО, ИСЕСКО и им подобными.

5. Заметное возрастание в последние годы роли религии в различных общественных сферах сопровождается вместе с тем во многих регионах Исламского мира неизбежным возникновением и бóльшим или меньшим распространением псевдоисламских сект и учений, немалая часть которых занимает на практике крайне экстремистские и общественно чрезвычайно опасные позиции, служащие главной питательной почвой для терроризма. Этот вполне очевидный факт объективно ставит задачу всё более тесного взаимодействия органов государственной власти и ее правоохранительных служб с официальными авторитетными мусульманскими религиозными организациями в профилактике экстремизма.

6. Особое значение в комплексе мер по сохранению традиционных ценностей и профилактике экстремизма и терроризма занимает развитие исламского образования, которое, как убеждены участники Конференции, должно гармонично сочетать в себе многовековую традицию и новейшие достижения науки и на такой базе готовить высокообразованные, современные кадры мусульманского духовенства, теологов и исламоведов. Учебные программы исламских образовательных учреждений всех уровней в странах Великого Шелкового пути призваны подчеркивать духовную близость народов этого макрорегиона, с непременным учетом собственных национальных особенностей исламской традиции.

7. Приветствуя открытие Бóлгарской исламской академии в качестве ведущего исламского научно-образовательного центра Российской Федерации, участники Конференции выражают уверенность, что ее научно-исследовательская деятельность будет направлена на изучение и актуализацию российского исламского богословского наследия, тесно связанного с богословскими традициями других мусульманских народов Великого Шелкового пути.

8. Положительно оценивая роль и значимость Конференции, ее участники поддерживают инициативу председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ муфтия шейха Равиля Гайнутдина по созданию постоянного секретариата Международного форума «Духовный шелковый путь», в состав которого войдут представители России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран Евразии.

9. Участники Конференции выражают благодарность Председателю Духовного управления мусульман Кыргызской Республики муфтию Максату ажы Токтомушеву за его предложение провести третий цикл Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь» в 2018 году в Кыргызской Республике.

10. Участники Конференции выражают глубокую благодарность Председателю Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир», Президенту Республики Татарстан Минниханову Рустаму Нургалиевичу, Правительству Республики за гостеприимство и образцовую организацию II Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь. Созидание. Интеграция» и сопутствующих общественно-культурных мероприятий.

Сегодня в «Корстоне» продолжила свою работу II Международная научно-богословская конференция «Духовный шелковый путь. Созидание. Интеграция», которая стала продолжением официальной церемонии открытия Болгарской исламской академии. Конференция стала площадкой взаимодействия духовных управлений и профильных государственных ведомств России, Китая и стран Центральной Азии в деле выработки единой позиции в отношении вызовов современности.

Сегодня в рамках конференции прошли четыре секционных заседания и два круглых стола, по итогам которых была принята резолюция.

Так, на секции «Созидание и интеграция как фундаментальные ценности ислама» представители муфтиятов регионов России, стран центральной Азии, а также Китая поделились опытом реализации мусульманских духовных ценностей и обсудили факторы, которые препятствуют их развитию в условиях межнационального общества. В работе секции приняли участие ученые из Кыргызстана, Литвы, Узбекистана, Китая и России.

Среди участников секции был и профессор Саид Кямилов, внесший значительный вклад в возрождение исламской философской мысли. В своём выступлении директор Института исламской цивилизации отметил, что одной из главных проблем мусульманского общества является массовое невежество последователей ислама. Он подчеркнул, что средневековые наслоения должны быть реформированы, то есть подвержены ижтихаду. Причём реформирование должно быть согласно тем условиям и вызовам, которые бросает современность мусульманской умме. «Это является подспорьем здорового развития уммы и духовного возрождения мусульман», - отметил он. При этом Саид Хайбуллович предупредил, что любая крайность нежелательна в исламе: «Важно сочетать исламские традиции и современные запросы, так как религия провозглашает серединность и открытость разным культурам».

Проректор по науке Болгарской исламской академии Дамир Шагавиев акцентировал внимание на том, что одним из препятствий в развитии мусульманской уммы является неправильное понимание хадиса о разделении уммы на 73 течения. «Основная масса понимает хадис буквально и каждая группа мусульман стала считать только себя спасенной, а других идущими в ад. Я же призываю понимать хадис в более широком русле. Под уммой подразумевается все человечество периода времени пророчества. То есть из всех народов спасутся те, кто принял учение ислама, с которым пришёл пророк Мухаммад ﷺ . Такое понимание хадиса спасёт мусульман от разьединения и взаимной вражды», - сказал он.

Особенно ярким было выступление было муфтия Киргизии Максатажы Токтомушева. Говоря о важности единении уммы, он отметил: «Когда между мусульманами возникает раздор и разобщенность, уходит помощь Всевышнего Аллаха. Мусульман должна обьединять одна цель, единые задачи и понимание ценностей ислама».

Участники конференции не оставили без внимания вопросы противодействия терроризму и экстремизму. Во время секции «Опыт взаимодействия с религиозными организациями и профилактика экстремизма в мусульманских сообществах» участники делились опытом практических методов профилактики данных явлений. Модератором данной секции выступил Рушан Аббясов, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации. Среди докладчиков были гости из Кыргызстана, Китая, Казахстана, а также Республики Крым, Саратовской области, Чечни. По результатам обсуждений участники подчеркнули необходимость проведения системной работы с молодежью в части профилактики экстремизма, повышения религиозной и духовной грамотности. Наиболее интересным для слушателей секции стал опыт гостей из Китая. «Развитие экстремизма напрямую зависит от уровня экономического развития государства. Поэтому в Китае задачи по профилактике религиозной нетерпимости всегда рассматриваются в одном ряду с повышением экономической мощи страны», - отметили гости.

Заместитель муфтия РТ, ректор Болгарской исламской академии Рафик Мухаметшин выступил модератором на секции «Развитие исламского образования на евразийском пространстве: между традицией и новацией». В своей речи он поделился мнением относительно модернизации системы религиозного образования и ее усовершенствования. В частности, он отметил, что кадимизм позволил сохранить традиции татарского народа. По его словам, выдающиеся татарские богословы и ученые получили образование в кадимистских медресе и заслужили мировое признание.

Если бы татарская общественность существовала только на основе джадидитских идей, она бы давно потеряла свои корни и традиции. Не сохранился бы даже ханафитский мазхаб. Джадидизм - не более чем реформаторство. В начале XX века можно было наблюдать, как кадимисты преданно защищали наши национальные ценности и традиции, - сказал Рафик хазрат.

О том, как Шелковый путь поспособствовал распространению ислама и на духовную жизнь народов, проживающих на территориях, лежащих по этому великому маршруту, рассказывали ученые и эксперты, принявшие участие в секции «Ислам на Шелковом пути: история и современность» и в круглом столе «Духовное наследие и культурные центры Шелкового пути». Состав участников секции был международным: в ее работе приняли участие ученые и богословы из США, Финляндии, Китая, Ирана, Узбекистана и, конечно, России.

В своих докладах гости поделились своими научными исследованиями в области истории развития ислама и подчеркнули, большую роль Великого шелкового пути в распространении ислама, отметив, что его экспансия была довольно успешной на территории Центральной Азии.

Так, заведующий кафедрой «Реставрация архитектурного наследия» КГУСТА им. Н.Исанова, доктор архитектуры, директор Научно-Исследовательского Проектного Института (НИПИ) Кыргызреставрация Министерства культуры и туризма КР Джумамедель Иманкулов рассказал о минаретах Средней Азии, как об особом искусстве в пространстве Шелкового пути. Он продемонстрировал сохранившиеся до наших дней уникальные памятники архитектуры в виде минаретов, которые расположены на территории современного Афганистана, Бухары и Кыргызстана. По словам специалиста, тема минаретов - одна из больших граней духовного наследия, также как и мавзолеи, храмы и медресе. «С появлением Шелкового пути стали появляться и минареты, своебразные символы ислама и каждый зодчий в своём регионе вкладывал в них свои культурные коды", - отметил Имангулов. О культурных памятниках северной части Шелкового пути рассказала директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Валентина Тугужекова. «Северный путь сыграл важную роль не только в культурно-экономической, но и в духовной жизни местных жителей, а именно в распространении религии», - сказала Валентина Николаевна.

Сегодня же в рамках конференции презентовали уникальное произведение, перевод труда эпохи Средневековья - книгу «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара, рукопись которого несколько лет назад была найдена исследователями Института истории АН РТ им. Марджани. Это единственное известное полноценное богословское сочинение на персидском языке, созданное в XIV веке в Золотой Орде - государстве, в котором сформировалась этническая и религиозная идентичность многих коренных мусульманских народов Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказья. Его автор - имам города Солхат Абу Бакр Каландар Руми.

Во время завершающего круглого стола «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара: богословские и исторические аспекты», российские и иранские специалисты поделились результатами своих исследований данной персидской поэмы в свете религии, истории и культуры. О смыслах “Каландар-наме” в ключе метафизического учения, а также об истории суфизма в Иране рассказал кандидат исторических наук, координатор научно-исследовательских программ Представительства международного университета Аль-Мустафа Исмагил Гибадуллин. По словам ст.научного сотрудника Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусств им. Г.Ибрагимова АН РТ Алсу Хасавнех, эта книга имеет глубокую метафизическую суть и таит в себе много скрытых смыслов. Поэтому книга рассчитана не на рядового верующего, а на посвященного в суфизм мусульманина.

Руководитель отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ Дамир Шагавиев рассказал о четырех основных источниках богословских глав сочинения. Первый - это Коран, второй - сунна Пророка Мухаммада ﷺ , третий - догматические произведения, то есть сочинения по суннитской теологии, четвертый - различные суфийские сочинения, от поэм до теоретических трактатов. Предполагается, что автор указанного произведения черпал свое вдохновение в знаменитом труде «Маснави» Мавляны Руми.

Профессор департамента языков культур Азии Висконсинского университета в Мадисоне Юлай Шамильоглу уверен, что поэму Абу Бакра Каландара нужно изучать не только через призму исламской теологии, но и с точки зрения социально- экономических и политических условий того времени, когда было написано произведение. «Дело в том, что в средневековье свирепствовала чума, которая унесла миллионы жизней. Богословы того времени, и мусульмане, и христиане разных стран рассматривали чуму, как наказание Свыше. Поэтому многие труды того времени пронизаны страхом и авторы, в том числе и Абу Бакр Каландар писали о спасении человека и общества от наказаний за грехи». Кроме того, ученый заметил, что поэма была написана на древне-персидском, то есть мертвом языке который, практически, исчез по причине чумы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: