Проект экологическая тропа для взрослых. Тематическое планирование в средней группе «Путешествие по экологической тропе. Экологическая тропинка в естественных условиях

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

Актуальность

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Участники проекта

Дети старшей, подготовительной к школе группы

Воспитатели

Родители.

Вид проекта

Познавательно-исслеовательский

Сроки: 2014 – 2015 учебный год

Цель проекта

Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.

Задачи проекта


  1. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.

  2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

  3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Этапы проекта

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования .

II этап – собственно познавательно-исследовательский.

III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемые результаты


  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

  2. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

  4. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

  5. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.

  6. Ребята будут бережно относится к природе, будут стремиться к правильному поведению поп отношению к миру природы.

  7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Формы реализации проекта

  1. Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы.

  2. Занятия на экологической тропе.

  3. Использование сказочных персонажей.

  4. Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.

  5. Практическая деятельность.

  6. Наблюдение за живой и неживой природой.

  7. Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.

  8. Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т.д.).

  9. Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий.
Экологическая тропа

  1. Начало тропы «Встреча с хозяином тропы» Флориком

  2. Остановка «Огород» (какие культуры растут: овощи, лекарственные травы; что нуждается в уходе)

  3. Остановка «Птичий двор» (кто живет во дворе – знакомство с домашними птицами способами их содержания)

  4. Остановка «Уголок природы» (знакомство с флорой и фауной: растения, бабочки, муравьи и др. насекомые Остановка «У водоема » (знакомство с флорой и фауной: растения, жителями водоема)

  5. Остановка «Альпийская горка» (наблюдения)

  6. Остановка «Привал» (экологические акции, наблюдения, изучение грибов, съедобные – несъедобные грибы)

  7. «Птичья столовая» (наблюдения за птицами, подкармливание холодный период времени)

  8. Конец тропы «Цветник» (посиделки в цветнике – в гостях у Флорика)
План реализации проекта



Мероприятие

Цель

Сроки

Подготовительный этап

1.

Подбор методической литературы по организации экологической тропы

Апрель

2.

Разработка маршрута экологической тропы и объектов наблюдения.

Оформление карты (схемы) экологической тропы



Апрель

Познавательно-исследовательский этап

1.

Разбивка цветника

Май

2.

Посадка семян и рассады

Дать понятие о жизненном цикле растений

Май – июнь

3.

Экскурсионно-практические занятия с детьми на экологической тропе:

    «Путешествие по экологической тропинке» (весна)
Лето

  1. «Дерево мудрости»

  1. «Гости на клумбе»

  1. «Маленькие огородники»
Осень

  1. Сбор семян в цветнике

  1. «Путешествие по экологической тропе» (осень)

  2. «Куда ушел снеговик?»
Зима

  1. «Путешествие по экологической тропе» (зима)

  1. «Птичья столовая»
Весна

  1. «Как снеговики весну искали»

  1. «Первоцветы»

Расширить представления детей о многообразии растительного мира, учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к дереву-долгожителю – березе

Обратить внимание на то, что некоторые комнатные растения могут жить в теплое время года в открытом грунте.

Заинтересовать детей удивительной информацией об огурце, помидоре, познакомить с элементарными правилами ухода.

Учить практическим действиям с объектами наблюдения

Обобщить представления детей об осени.

Учить устанавливать элементарные связи в неживой природе: изменение состояния воды в зависимости от температуры воздуха.

Сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой .

Расширить представления детей о зимующих птицах.

Закреплять знания об основных приметах весны.

Сформировать представление об одном из первоцветов – мать-и-мачехе


Май
Июль

Август


Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь


Январь

Февраль


Март

Апрель


4.

Опыты, эксперименты:

- «Вершки-корешки»

- «Солнечные зайчики»

- «Испарение влаги с

листьев растений»

- «Почему осенью цветы вянут»

- «Зачем им крылышки»


Эксперименты и опыты проходят до, после или во время занятий на экологической тропе, поэтому цели экспериментов соответствуют целям занятий.

В соответствии с планом занятий

5.

Акции:

- «Помоги природе» (трудовая деятельность: уход за деревьями и кустарниками, обрезка сухих веток, уборка листьев, мусора)

- «Подарок птицам» (изготовление совместно с родителями кормушек для птиц)


Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать умение ухаживать за объектами природы.



В течение всего проекта

Декабрь - Январь



6.

Ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой



В течение всего проекта

7.

Разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе

8.

Проведение экологических игр

9.

Чтение художественной литературы о природе

Развивать устойчивый интерес детей к природе.

В течение всего проекта

10.

Продуктивная и художественная деятельность

Закрепление и обобщение представлений детей

В течение всего проекта

Обобщающий этап

1.

Викторина «Счастливый случай»

Выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости

Май

2.

Диагностирование уровня экологического развития детей

Сентябрь

Анализ проведенной деятельности по проекту в летний период позволили сделать следующие выводы:

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности;

Участвуя в проекте, дети получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Совместная продуктивная и художественная деятельность детей и взрослых


  1. Изготовление карты-схемы «Экологическая тропа»

  2. Выставка детских рисунков и изготовление карты «Дерево мудрости, или какой мы видели нашу березу в разное время года»

  3. Изготовление карты «Экологическая Азбука, или что, или кого мы видели на экологической тропе»

  4. Изготовление карты «Грибная корзинка, или почему они так называются»

  5. Изготовление поделок детьми совместно с родителями из огурцов.
    Выставка «Огуречная страна»

Приложение 1

Примерные конспекты занятий с детьми на экологической тропе
Занятие № 1

«Посадка семян и рассады цветов» (остановка «Цветник»)

Цель: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.

Ход занятия:

I. Появляется сказочный персонаж – «Флорик», приносит корзинку с подарками (в ней иллюстрация подснежника, семена и рассада цветов). «Флорик» загадывает загадку о подснежнике.

Вопросы к детям:

Почему его так назвали?

Какие еще цветы можно назвать подснежниками?

«Флорик» предлагает детям у себя на участке сотворить чудо – посадить много – много цветущих растений.

I I. Воспитатель, вместе с детьми повторяет алгоритм роста растений, вспоминая ранее проводимый опыт «Вершки - корешки». Используя для этого зарисовку, сделанную во время проведения опыта (сначала из семени появится корешок, затем пойдет стебелек; корешки будут разрастаться, верхний побег увеличиваться).

I I I. Практическая деятельность детей и взрослого:

Подготовить рабатку – дом для рассады – перекопать почву (работа воспитателя);

Подравнять края у рабатки, чтобы вода не стекала, а оставалась для астений (дети маленькими лопатками прихлопывают почву, чтобы она стала твердой);

Внимательно рассмотреть росток, где у него корешок, на что похож; если у ростка нет корня, то цветок не выживет, погибнет, поэтому брать растение нужно очень бережно и осторожно, чтобы не повредить (дети берут по одному растению и рассматривают);

Для каждого росточка необходимо сделать ямку-лунку, посадить и полить свой цветок (дети по очереди подходят к рабатке и вместе с воспитателем садят рассаду цветов).

IV. Дети благодарят «Флорика» за подарок, обещают ухаживать за посадками, прощаются с «Флориком», прибирают все инструменты на место.

Занятие № 2

«Путешествие по экологической тропе»

Цель: расширить представление детей о многообразии и значении растений на территории детского сада; учить ориентироваться по плану экологической тропы; обобщить представления детей о весне (листья на деревьях и кустарниках молодые, зеленые, зеленеет трава, появились первые цветы, люди работают на огороде – сажают овощи и т.д.), воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой природы, эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия:

I. «Флорик» предлагает отправиться в удивительное путешествие по одной очень чудной тропе, путешествуя по которой, дети узнают, как живет и чувствует себе окружающая нас природа. «Флорик» очень хочет, чтобы у каждого из детей, кто пройдет по не, укрепилось желание сохранить и защитить природу.

Что такое тропа? А что такое экологическая тропа? (ответы детей)

Экологическая тропинка состоит из определенных остановок и на каждой остановке живут природные существа – растения, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать весной, летом, осенью и зимой и постараемся узнать много нового, интересного и удивительного.

Посмотрите, у нашего долгожителя есть сухие ветки. Как вы думаете, что с ними надо делать?

Если за деревом ухаживать, беречь его – то оно поживет еще много-много лет и будет радовать нас своей красотой, скрывать от летнего зноя в тени своей кроны.

I I I. Эксперимент «Испарение влаги с листьев растений».

IV. Посмотрите на веточке висит какая-то записочка.

«Ребята, приходите ко мне в гости осенью, зимой и весной, мне будет очень приятно. Береза»

Давайте попрощаемся с деревом, подойдите к березе, прижмитесь к ней своими ладошками, подарите ей немножечко своего тепла, покажите ей свою любовь.

Занятие № 4

Эксперимент «Гости на клумбе» (остановка «Цветник»)

Цель: уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни, обратить внимание детей на растения, способные жить в открытом грунте; развивать наблюдательность, активизировать познавательную деятельность детей.

Ход занятия:

I. Как много времени мы проводим летом на улице! Играем, резвимся на солнышке, поливаем клумбы. А вот комнатные цветы, растущие в помещении нашей группы, что-то приуныли. Наверно, беспокоятся, не перестали ли вы их любить? Может даже забыли, как они называются и как за ними нужно ухаживать? Нет? Сейчас мы это проверим:

Я прошу вас постараться,

Быть невнимательным нельзя.

Мы начинаем викторину

«Мои зеленые друзья».

Викторина:

1. Кто больше назовет комнатных растений.

2. Игра «Узнай по описанию».

3. Вопросы об условиях жизни комнатных растений.

I I. Молодцы, вы многое знаете о комнатных растениях. Но, кажется, мне известна их тайная мечта: летом они хотят чаще видеться с вами на улице. Как вы думаете, осуществима ли эта мечта?

Я предлагаю пройти по нашей тропе на остановку «Цветник» и посмотреть, нет ли там «гостей» - комнатных цветов и как они там себя чувствуют.

I I I. Результаты фиксируются в «Дневнике наблюдений».

Дети рисуют «гостей на клумбе» с натуры.
Занятие № 5

«Маленькие огородники» (остановка «Огород»)

Цель: заинтересовать детей интересной информацией об огурце и помидоре, закрепить знания детей об основных правилах ухода за овощными растениями, формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.

Муниципальное дошкольное казенное учреждение детский сад «Сказка»

пгт. Лёвинцы Оричевского района Кировской области

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом творчества Кировская область

«Экологическая тропа - удивительное путешествие в природу»

Наумова Тамара Александровна-

ст. воспитатель

Панагушина Елена Аркадьевна

методист Дома творчества

Введение

Целесообразность проекта

Практическая значимость проекта

Бюджет проекта и спонсорская помощь

Подведение итогов

Наши перспективы

Социологический опрос

Литература

Приложение №1 «Анкета для родителей»

Приложение № 2 « Клуб «Клуб выходного дня»

Приложение № 3План -схема ЭКО тропы

Приложение № 4 Педагогический совет

Приложение № 5 Правила поведения наЭко тропе

Приложение № 6 План мероприятий на неделю

Приложение № 7Клуб юных знатоков природы

Приложение № 8 Игра Что? Где? Когда?

Приложение № 9 « Зимующие птицы нашей местности»

Приложение №10 Характеристика объектов Эко тропы

Введение

Обоснование выбора темы

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования.

Для решения задач экологического воспитания в помещении нашего детского сада создана прекрасная предметно-развивающая среда - это экологический центр, в котором оформлена альпийская горка, подобран богатый наглядный и дидактический материал для организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности по ознакомлению детей с флорой и фауной. Есть музей истории зарождения Земли и развития её до наших дней. В каждой возрастной группе оформлена экологическая зона и т.д.

Перед педагогами детского сада встала необходимость благоустройства территории ДОУ, чтобы она была интересна и притягательна не только для детей, но и для родителей. С этой целью разбили цветники, вместе с детьми и родителями посадили деревья и кустарники, оформили альпийскую горку камнем-песчаником, цветами и травами, пригодными для альпинария.

Мы стремимся к тому, чтобы детский сад и его территория были познавательными, интересными, сказочными. В детском саду и вокруг него на воспитание дошкольников должен работать каждый квадратный метр. Таким образом, коллектив ДОУ старается привлечь внимание селян, создать приятное настроение и уют и желание обустроить каждую дворовую территорию близлежащих домов.

Сегодня перед нами стоит задача в создании «экологической тропы» для расширения экологического пространства с целью пополнения системы экологических знаний детей в условиях приближённых к реальным.

Цель проекта

Создание комфортной ландшафтной зоны для обогащения знаний детей об окружающем мире живой и не живой природы путём наблюдений, экспериментально-исследовательской деятельности, труда. Воспитание экологической культуры детей, бережного отношения к природе.

Создание «экологической тропы» для расширения экологического пространства с целью пополнения системы экологических знаний детей в условиях приближённых к реальным.

Благоустройство и озеленение территории детского сада,

Задачи проекта

обеспечить возможность общения с природой в условиях, приближенныестественным;

способствовать развитию познавательной активности детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы;

развивать эстетические чувства, умение замечать красоту окружающей природы;

формировать осознанно-правильное отношение к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от окружающей среды;

воспитывать экологическую культуру детей, бережное отношение, безопасное поведение;

активизировать родителей, школу, администрацию поселения с целью оказания спонсорской и физической помощи по благоустройству экологической тропы на территории детского сада.

Целесообразность проекта

Почему проблема экологического воспитания в детском саду стала актуальной? Причина - деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Организация «экологической тропы» в детском саду тесно связана с вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста. Она представляет собой специально оборудованную в образовательных целях природную территорию, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении.

Создание «Экологической тропы» обусловлено ещё и тем, что дети не всегда могут применять имеющиеся знания на практике. Дети знают как вести себя в природе. Могут объяснить почему? Но бывает и такое, что поведение ребенка идет в разрез с его знаниями, потому что детям не хватает общения с природой в естественных условиях, где бы они могли наблюдать изменения живого и неживого мира природы во времени, воочию видеть пагубное влияние человека на природу.

Поэтому наша цель: учить детей основам экологически безопасного, грамотного поведения в природе, умению прогнозировать последствия своих поступков. Экологическая тропа - это путь, на котором ребенок может делать «открытия». Вся совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых осуществляется во время экскурсий, прогулки, театрализации и т.д.

Вид проекта : познавательно-исследовательский, оздоровительный.

Сроки реализации проекта долгосрочный. Проект находится в процессе реализации с 2012 года и рассчитан на перспективное развитие.

Режим использования - постоянно действующая экологическая тропа.

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Территория проекта: территориядетского сада

Практическая значимость проекта

Экологическая тропа нашего детского сада - это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршрут, проходящий через разные природные объекты, имеет познавательную, эстетическую, природоохранную, здоровьесберегающую, нравственную ценность.

Наполнение экологической тропы видовыми объектами осуществляется в соответствии с целями и задачами экологического воспитания. Цели и задачи по ознакомлению детей с природой планируются в соответствии с возрастом детей. Объекты представлены определённым содержанием.

Экологическая тропа помогает детям научиться строить модель, отражающую внешние условия жизни:

дети узнают особенности природы родного края;

дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;

у детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;

дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

Обустройство экологической тропы рассчитано на организационное продолжение формирования новых объектов исследования.

Сроки исполнения

Методы решения задач

(виды деятельности)

Предполагаемый результат

1. Подготовительный этап

Сентябрь

Определение

проблемы и разра-

ботка стратегии

реализации проекта

«Экологическая

Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна.

Сбор и анализ информации по данной теме.

Анкетирование родителей

Приложение №1

Использование методов, активное творческое участие детей, родителей, воспитателей в создании и работе тропы.

Создание и вся дальнейшая работа экотропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности детей.

Подобрать необходимый материал для обустройства видовых точек (объектов) на экологической тропе

Способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности

Общее собрание коллектива:
- определение цели и задач проекта;
- создание творческой группы

Создание клуба выходного дня

Приложение № 2

Изучение особенностей территории ДОУ

Разработка плана озеленения территории детского сада:

Сентябрь - октябрь

Создание эскизов, плана - схемы,
-расположение зоны озеленения,
- цветовой фон зоны озеленения,
- подбор растений для альпийской горки и цветников, деревьев и кустарников

Приложение №3

II. Практическая реализация проекта

Апрель-Май 2013

Участие в общей работе по созданию и благоустройству экотропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответствен-ности..

Приобретение необходимого материала для реализации проекта

Организации и оборудования экологической тропы

Апрель-Май 2013

Посадка семян на рассаду

Завоз плодородной земли, мелкой щебенки, декоративного камня, предпосевная обработка почвы

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы.

Опыт непосредственного общения детей с природой.

Познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы.

Май - июнь

Приобретение саженцев деревьев и кустов, рассады многолетних цветов

Формирование практический умений и навыков

Работы, бережное отношение к плодам своих и чужих рук

Акция «Посади свое дерево».
Посадка саженцев плодово-ягодных культур, хвойных и лиственных деревьев, декоративных кустарников

Высаживание рассады однолетних цветов

Знакомство с различными растениями, развитие зрительной памяти и внимания.

Изготовление информационных щитов с названиями растений,характеристика объектов «экологической тропы»

Приложение №4

III . Оценочный этап

результативности

выполнения

поставленных

Педагогический совет

Приложение №5

Открытие экологической тропы

Правила поведения на тропе

Приложение №6

Театрализованное представление экологической сказки «Одуванчик» для родителей и детей д/сада

Июнь-июль 2013

Формирование экологического мировоззрения, выработка навыков и умения работы в группе

Оздоровительная задача:

сочетание, умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе.

План мероприятий недели экологии

Приложение №7

Экологические праздники:

«Лето красное пришло»,
«Что мы знаем о природе и ее охране?»,
«День цветов»,
«В гости к Старичку - Лесовичку»,

«День рождения берёзки»,

« Ветер-невидимка»,

Подготовка и участие детей во всех мероприятиях.

Проявление и раскрытие творческих возможностей и способностей детей

Июнь-сентябрь

Акции «Трудового десанта»:
- прореживание всходов,
- удаление сорняков,
- внесение удобрений,
- поливка,
- подкормка,
- защита от вредителей и болезней
- стрижка травы и цветочного массива

Уход за цветниками

Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, творческого, трудового характера

Конкурс «Клумба моей группы»

Май - июнь

Конкурс «Малые архитектурные формы»

Сентябрь

Сбор овощей, семян, осенняя перекопка клумб, грядок.

Сентябрь

На наглядном примере показать понятие «экологическая тропа», с демонстрацией презентации, сплотить детей

Итоговая презентация «Путешествия по экологической тропе» на Совете педагогов.

Выпуск газеты «Вести из «Сказки».

Предоставление природоведческих и краеведческих знаний, воспитание культуры поведения людей в природе, формирование экологического мировоззрения

Представление результата работы на научно-практической конференции, общем родительском собрании.

IV . Работа на экологической тропе

Весь период

Работы с ноября 2013-2017гг.

Сплотить детей, выработать умение работы в группе, развить навыки юных натуралистов

Организация клуба « Знатоки природы» опытно-исследовательская деятельность;

Приложение № 8

«Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)коллекционирование;

выставки и экспозиции; экологические конкурсы

Экологические игры

Приложение №9

экологические развлечения, досуги, праздники;

инсценировки, театрализации;

физкультурно-оздоровительные мероприятия

Акция « Кормушка

Расширение знаний и представ-лений детей о бережном, созида-тельном отношении к природе. о Формирование у детей гуманистической направ-ленности поведения в окружающих природных условиях. Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Изготовление и развешивание кормушек

Экскурсии на экологической тропе

Весь период

с ноября 2013-

Знакомство с растениями своего края.Научить детей наблюдательности, умение описывать, анализировать, сравнивать и давать оценку происходящим вокруг природным явлениям.

Расширить представления детей о многообразии растительного мира, учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Прогулочно-оздоровительные экскурсии

Сезонные явления в неживой и живой природе.

Охрана природы и лесное хозяйство в нашем районе

Сезонные экскурсии

«весенние экскурсии»,

«летние экскурсии»,

«осенние экскурсии»,

«зимние экскурсии».

Особое внимание уделяется зависимости между климатическими условиями и явлениями в жизни растений и животных

Для каждого объекта неживой природы составляется описание по схеме:

название объекта;

местонахождение;

краткое описание, характеристика свойств объекта, взаимосвязь с другими компонентами природы

Весь период

с ноября 2013-2017гг.

Комплексные экскурсии

- «Разнообразие природных сообществ нашего региона»,

- «Влияние деятельности человека на экосистемы»,

Примеры интересных биологических приспособлений растений и животных

Количество видов растений и животных, которых можно встретить.

Уметь находить изменения у растений и животных с изменением времени года.

Экологический практикум

Весь период

с ноября 2013-2017гг.

Знакомство детей с разными видами деревьев и кустарников, развитие наблюдательности, умения описывать, делать зарисовки, сравнивать.

Ботанические экскурсии

«Жизненные формы растений»

«Способы распространения семян у растений»

«Зеленая аптека»,

«Культурные пищевые растения»

«Цветочная поляна »

Краткое описание по схеме:

Название вида,

Жизненная форма,

Основные отличительные признаки,

Распространение

Хозяйственное значение растения посадка и уход за посаженными растениями; опытно -исследовательская деятельность;

наблюдение за ростом растений

Рисунки экскурсионных объектов

Весь период

с ноября 2013-2017гг.

Научить детей проводить учет птиц, познакомить их с обычными видами птиц региона, развить внимание, наблюдательность и зрительную память, умение различать голоса разных птиц.

Научить отличать животных друг от друга по характерным признакам

Зоологические экскурсии

Животные обитатели леса

Обитатели почвы

«Жуки», «Бабочки

«В гости к птицам»

«Зимующие птицы нашей местности»

Приложение №10

« Животные - соседи человека»

«Знакомство со следами домашних животных»

« Следы на снегу»

Название вида,

Краткое описание внешнего вида, размеры, основные отличительные признаки,

Распространение,

Места обитания,

Образа жизни,

Рисунки экскурсионных объектов

Маршруты экологической тропы

Весь период

с ноября 2013-2017гг.

Учить практическим действиям с объектами наблюдения

Маршруты 1 и 2

Предназначены для для экскурсий. продолжительностью до ((20 минут)

Их основные особенности — небольшая про-тяженность и высокая информационная емкость

На каждом маршруте подобраны места (точки), где предусмотрены остановки для показ

интересных объектов и рас-

сказ о них.

Выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости

Маршрут 3

Предназначен для экскурсий продолжительностью (30мин).

Он включает в себя все объекты маршрутов 1 и 2, а также дополнительные, характерные только для этого маршрута.

Информационная емкость

его значительно выше, а

значит, можно су-щественно

расширить тематику проводи-мых экскурсий.

Бюджет проекта

Наименование

Стоимость

Песок для оформления «уютного болотца; коррекции рельефа поверхности.

плодородная земля для цветника и огорода;

камень известняк или песчаник

2тыс 500руб.

Семена цветов

Набор игрушек «Птицы»

Набор игрушек «Насекомые»

Набор игрушек «Земноводные»

Термометры

Вертушки (определение направления ветра)

15 тыс.рублей

Привлечение спонсорской помощи.

Родители:

приобретение, доставка саженцев деревьев и кустарников;

приобретение пиломатериала для изготовления кормушек, скворечников, оборудования метеоплощадки;

посадка деревьев и кустов (вместе с детьми и педагогами) акция «Посади дерево»;

коррекция рельефа экологической тропы;

приобретение саженцев многолетних цветов и растений. Акция «Посади свой цветок»;

Учащиеся школы:

изготовление носилок для труда детей в цветнике и на огороде;

прополка и полив огорода и цветников (период закрытия детского сада на ремонт);

изготовление колышков для саженцев деревьев и кустарников.

Администрация поселения:

оказание помощи в доставке грунта, камня;

приобретение и доставка саженцев дикорастущих деревьев и кустов.

Подведение итогов

Качественные показатели

Экологическая тропа нашего детского сада - это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршруты, проходящие через разные природные объекты, имеет познавательную, эстетическую, природоохранную, здоровьесберегающую, нравственную ценность

В результате реализации проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет иметь возможность наблюдать и действовать в природе в разное время года.

Дети

Оздоровительная

Пребывание на свежем воздухе способствует оздоровлению детей.

Взаимодействие с природой обеспечит психо-эмоциональный комфорт, снижение тревожности.

Эстетическая

Будут созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн - основа для развития эстетического восприятия, вкуса.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Информационная -развивающая

Расширение знаний и представлений детей о растительном и животном мире, законах природы. Обогащение словаря и развитие активной речи.

Нравственная

Бережное, созидательное отношение к природе.

Развлекательно-игровая

Обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Родители :

Активное участие в приобретении необходимых материалов. Оформление экологической тропы путём совместных с детьми мероприятий экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Повышение компетентности родителей по расширению экологических знаний у детей, воспитанию экологической культуры, развития творчества.

Педагоги :

Обогащение методической базы детского сада дидактическими материалами экологической направленности.

Активизация сотрудничества с семьями воспитанников по экологическому воспитанию. Совместно организованные мероприятия не только помогут обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесут в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Презентация проекта на Совете педагогов, общем родительском собрании, районной научно-практической конференции.

Повышение педагогической компетентности воспитателей.

Количественные показатели :

1. Посадка деревьев, кустарников:

хвойные деревья: сосна - 2 шт., ель - 2 шт., пихта - 2 шт.;

лиственные деревья: лиственница - 1 шт., дуб - 1 шт., клён - 1 шт., осина - 1 шт.; рябина - 1 шт.

кустарники: можжевельник - 2 шт., смородин (красная, чёрная) - 2 шт., сирень - 2 шт.; черноплодная рябина - 2 шт.;

однолетние цветы - 10 видов;

многолетние цветы - 20 видов;

лесные и лекарственные цветы - 15 видов.

2. Облагораживание цветников - 20 шт.

3. Оборудование видовых объектов - 10шт.

Наши перспективы

Продолжать взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса (дети, родители, педагоги) на основе сотрудничества, взаимоуважения, взаимопомощи.

Пополнять и обновлять окультуренную ландшафтную зону и озеленение прогулочных участков.

Продолжить наполнение экологической тропы видовыми объектами в соответствии с целями и задачами экологического воспитания.

Социологический опрос

Работа на экологической тропе по нравственному, экологическому, эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста способствовала:

повышению уровеня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

улучшилось состояние психического здоровья детей:

взаимодействие ребёнка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

повышению уровеня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Список литературы

Машкова С.В. и др. Познавательно - исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. - Волгоград: Учитель, 2011

Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду/
О.М Масленникова, А.А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - (Ребенок в мире поиска)

Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. - Москва «Мозаика - синтез» 2010

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева. - Москва. «Просвещение», 2000г. Приложение 1.

Приложение №1

Анкета для выявления уровня знаний у родителей по экологическому воспитанию детей.

1.Считаете ли важным экологическое воспитание ребёнка в гармоничном развитии личности?

2. Создаёте ли вы условия для экологического воспитания ребёнка?

3. Имеет ли ваш ребёнок начальные экологические знания?

4. Известны ли вам способы оздоровления посредством природных объектов?

5. Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно взаимодействовать в непосредственном контакте с природой?

6. Знает ли ваш ребёнок правила безопасного поведения в природе?

7. Поддерживаете ли вы познавательный интерес ребёнка к природе?

8. Приобщаете ли вы ребёнка к совместному труду на даче?

Приложение №2

Клуб «Клуб выходного дня»

ЦЕЛЬ: Объединить усилия детского сада и семьи в воспитании экологической культуры детей.

Включить их в творческий процесс, сделать участниками природоохранной деятельности на экологической тропе

Создание условий для удовлетворения разнообразных потребностей и интересов взрослых и детей посредством включения их в социально значимую, творческую и трудовую деятельность.

Формирование нового семейного опыта совместной деятельности.

Планируемый результат

Осознанно - правильное отношение детей к природе;

Создание в детском саду планомерной системы работы с детьми и семьёй по экологическому воспитанию в формировании осознанно - правильного отношения детей к природе.

Работа по благоустройству экологической тропы родителей.

Защита объектов живой и неживой природы и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека, понимания изначальной красоты явлений природы, живых существ

Приложение №3

Условные обозначения объектов экологической тропы :

1 -Экологическая зона каждой группы

-«Лес-наше богатство» и «Птичий городок»;

2- « Старый пень»;

3- «Муравейник»;

4- «Грибная полянка»;

5- «Уютное болотце»;

6- « Белые берёзки под нашим окном», «Птичья столовая»;

7- «Метеоплощадка»;

8- «Удивительный мир цветов», «Альпийская горка»;

9- «Лужайка»;

10- «Огород»;

11 - спортивная площадка;

« Цветники »и групповые участки

12- группы «Дюймовочка»

13-группы «Красная шапочка»

14-группы «Золушка»

15-группы «Чебурашка»

16-группы «Белоснежка»

17-группы «Аленький цветочек»

18-группы «Колобок»

19-группы «Золотой петушок»

20-лаборатория для опытов

21-экологический музей

22 - зимний сад

Веранда;

ограждение периметра территории ДОУ;

пешеходные дорожки.

Приложение №4

Педагогический совет в форме КВН «Экология в искусстве»

ЦЕЛЬ: Уточнить знания педагогов по теме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» с целью развития кругозора и качества организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического воспитания.

Вопросы для педагогов «Мозговой штурм».

ЦЕЛЬ: Повышать компетентность педагогов по вопросам флоры и фауны и экологическому воспитанию детей.

1.Назови пять земноводных и пять пресмыкающихся.

2.Чем отличаются условия их проживания?

3.Внешние отличия земноводных от пресмыкающихся?

4.Поговоркии и пословицы о природе;
5.Назвать животных семейства кошачьих;
6.Перечислить спектральную последовательность радуги;
7.Назвать пресноводных рыб (минимум 6);
8.Название комнатных растений с которыми знакомим дошкольников;
9.Пять признаков дерева;
10.Отличительные особенности водоплавающих птиц от сухопутных? и т.д.

Кроссворд «Экологическое воспитание детей».

ЦЕЛЬ: Уточнять знания педагогов по экологии.

По вертикали :

1.Основная экологическая задача (природоохранная);

2.Основная форма обучения детей (занятие);

3.Одна из задач всестороннего воспитания (трудовое)

4.Итог деятельности (результат);

5. Вид ухода за объектами уголка природы (мытьё) .

По горизонтали:

6.Практический метод (игра) ;

7.Наука об отношении растительных и животных организмов между собой и окружающей средой (экология);

8.Целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира (наблюдение);

9.Объект уголка природы (птица);

10.Форма организации труда в природе (дежурство);

11.Наблюдение,проводимое в специально организованных условиях (опыт).

Приложение № 5

Правила поведения на экологической тропе

Ни в коем случае не сходить с тропы!

Не мешайте жить обитате-лям — проходите без лишнего шума.

Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.

С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.

На тропе разрешена охота только на комаров и клещей..

Не сорите на тропе — вы не последние ее посетители.

Не надо портить оборудование тро-пы — оно вам пригодится еще не раз!

Приложение №6

План мероприятий на неделю с использованием экологической тропы

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Приложение № 8

Клуб юных знатоков природы (исследователей)

Цель: Объединение желающих (заинтересованных) детей в группу (клуб) с целью предоставления им более глубоких знаний о природе путём организации исследовательской деятельности.

Обогащать знания детей об окружающем мире через исследовательскую деятельность.

Развивать самостоятельность, сотрудничество при работе в парах.

Воспитывать умение выполнят дело до конца, добиваться результата.

Темы исследований:

«Дыхание земли», «Воздух невидимка», Когда просыпается вулкан?»,

«Что скрывается в парах?», «Откуда берутся облака?» и др.

Интегрированное занятие в средней группе «Ветер - невидимка».

ЦЕЛЬ: Обогащение знаний детей о природном явлении - ветре. Особенности ветра, значение для человека и окружающего мира природы.

1.Уточнить знания детей о ветре;

2.Развивать познавательный интерес к природным явлениям, исследовательские навыки.

3. Воспитывать умение сотрудничать в совместной исследовательской деятельности.

1.Фонограмма «Ветер»;

Что вы слышите? (варианты ответов);

Что такое ветер?;

Что умеет делать ветер?

3.Наблюдение за ветром через окно.

Можно ли увидеть ветер?

Можно ли почувствовать ветер?

Каким бывает ветер?

4.Игра с волшебным веером.

5.Отгадывание загадок о ветре.

6.Дидактическая игра с картинками «Вред-польза ветра».

7.Творческая деятельность детей «Научим ветер рисовать».

8.Подвижная игра с «облаками» (надувные полиэтиленовые пакеты) и «ветерком».

Беседа: Что понравилось? Что узнали нового?

Приложение № 8

Игра Что? Где? Когда? (старший возраст).

Программное содержание:

Закреплять знания детей по экологии.

Учить детей сотрудничеству со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Развивать в детях толерантность.

Воспитывать экологическую культуру.

Конкурсы

Критерии оценки

«Лучики солнца»

«Юные натуралисты»

Представление

Разминка

Вопросы о планетах

«Доскажи словечко»

«Что бывает в природе?...»

Конкурсы

«Съедобные грибы»

«Лекарственные растения»

Домашнее задание

Конкурс стихов

Очистка воды

«Четвёртое лишнее»

«Сколько месяцев в году?»

«Собери словечко»

Конкурс - эстафета «С какого дерева листочек?»

Конкурс капитанов

Конкурс художников «Дорисуй»

Работа в парах

«Покорми птиц»

«Кто где живёт?»

Кто что любит?»

Приложение №9

« Какие птицы зимуют в нашей местности »

Тема исследования: место обитания птиц зимой

Объект исследования: птицы

Цель исследования: Изучение и классификация видов птиц своей местности

Методы исследования: изучение справочной литературы, наблюдение.

План исследования

1. Подбор и изучение справочной литературы

2. Наблюдение за птицами на территории детского сода и посёлка

3. Результаты исследования

4. Подготовить странички об отдельных птицах и их жизни зимой.

1.Подбор и изучение справочной литературы

Для выполнения задания использовали справочную литературу и проводили собственные наблюдения.

Результаты исследования

Был изучен список птиц, прилетающих на территорию нашего посёлка и заполнена таблица.

Перечень птиц:

Большинство видели воробья, синицу, ворону, сороку, галку, голубя, снегиря, дятла. Некоторые видели также свиристеля, поползня, сойку, клеста, сову.

Вывод : Изучив литературу, проведя собственные наблюдения и опрос среди сотрудников детского сада, родителей, знакомых, мы узнали, что большинство из этих птиц живут рядом с нами летом и зимой, но некоторые птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера.

Наши зимние гости - это свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло!

Наталья Менщикова

Проект «Экологическая тропа участка группы «Звездочки»

Экологическая тропа на участке детского сада

Вид проекта : досугово-познавательный

Продолжительность : долгосрочный (в течение двух лет) .

Участники : дети средней и старшей групп, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Образовательная область : ознакомление с окружающим

Актуальность :

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, в природных условиях. Изучать мир природы можно в процессе проектно -исследовательской деятельности на участке детского сада . Поэтому, мы в своей практике предоставляем детям такую возможность приобщения к исследовательской работе на этапах экологической тропинки нашего участка , как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры , экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи проекта :

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе

Предполагаемый результат : умение детей вести себя экологически грамотно в природе .

Предварительная работа : наблюдения, сбор материала, беседы,

Роль родителей в реализации проекта : помощь в подготовке пособий, изготовления оборудования, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии .

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта : привлечение муз работника, физ. работника, психолога, завхоза.

Продукт проектной деятельности : план-схема экологической тропы участка детского сада , фотографии, папки-проекты , рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры , коллекции, зона экспериментирования в группе, мультимедийные презентации региональной направленности : «Деревья» , «Растения луга» , «Животные» , «Красная книга» , «Насекомые» , семейный экологический десант , экологические знаки .

Паспорт видовых точек экологической тропинки участка группы «Звездочки»

ОБЪЕКТ №1 «Лавочка-отдыхалочка»

Объекты для наблюдений :

природные объекты участка в разное время года

эстетическое развитие

чтение художественной литературы

творческая мастерская

видеть красоту и неповторимость каждого цветка, каждой травинки

формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе

ОБЪЕКТ №2 – «Зеленая аптека»

Объекты для наблюдений :

1. Крапива

2. Одуванчик

3. Подорожник

4. Тысячелистник

прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев

рассматривание и сбор семян растений

беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения

игры с детьми «Мы растения» , «чем полезна» , «чей листочек»

сенсорное развитие детей

ОБЪЕКТ №3 – «Кусты»

Объекты для наблюдений :

экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года

исследование внешних особенностей : лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой

связь с животным миром

польза для человека и забота человека.

ОБЪЕКТ №4– «Деревья»

рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года

сравнение их между собой

забота человека о деревьях

проведение исследований : дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева

сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений

связь с животными

ОБЪЕКТ №5 - «Царство удивительных пеньков»

Объекты для наблюдений :

столики, грибки, стульчики из пеньков.

естественное старение дерева

рассматривание мха и древесных грибов

использование луп для наблюдений

создание условий для второй жизни старых вещей

исследовательская деятельность

ОБЪЕКТ №6 «медоносный островок»

Объекты для наблюдений :

связь с животными и насекомыми

сравнение травы и мха

рассматривание «тропинки » муравьёв

использование луп для наблюдений

список растений на лугу

разное время цветения растений

список увиденных насекомых

наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)

исследовательская деятельность

характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды

ОБЪЕКТ №7 «Птичий городок»

Объекты для наблюдений кормушки на участке группы «Звездочки» .

предназначение кормушек

рассматривание домика для птиц

наблюдение за птицами

слушание пения разных птиц в записи

выработка правил поведения

ОБЪЕКТ №8 «Город мастеров» . (Песочница)

Объектом для наблюдений стали песок, вода, снег.

исследовательская деятельность

проведение опытов и экспериментов

коллекционная работа

коллективный труд

творческая работа

ОБЪЕКТ №9 «Тропа здоровья »

Объекты «лягушачьи кочки» , «лесенка - сороконожка» , «качели пилигримов» , «радуга-улитка» , «голубое озеро»

укрепление здоровья

формирование устойчивой привычки к двигательной активности

творческая работа

ОБЪЕКТ №10 «Хочу все знать»

Веранда на участке группы во время неблагоприятных погодных условий

сенсорное развитие детей во время прогулок

беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)

эстетическое развитие

чтение художественной литературы

дидактические и настольные игры

Просмотр книжных иллюстраций и фото из жизни животного и растительного мира

театрализованная деятельность

творческая мастерская

ОБЪЕКТ № 11 «Цветник»

Объекты для наблюдений :

1. Бархатцы

3. Питуния

прогулка и наблюдение за ростом цветов, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев

рассматривание и сбор растений для гербария

беседы с детьми о разнообразии цветов

игры с детьми «Мы - растения» , «самый красивый цветок»

сенсорное развитие детей

ОБЪЕКТ № 11 «Мини огород»

прогулка и наблюдение за ростом растений в огороде, рассматривание листьев, плодов. Сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев

рассматривание и сбор плодов.

беседы с детьми о разнообразии овощей, зелени.

игры с детьми «наш огород» , «полезные овощи»

познавательное развитие детей.





Наталья Ткаченко
Экологическая неделя для старшей группы

Экологическая неделя

Экологическое воспитание детей это не только природоохранительная работа с дошкольниками. Экологическое воспитание это система знаний о природе, о взаимосвязях в природе. Осознание влияния деятельности человека на окружающую среду. Результатом работы является не только овладение определёнными умениями и знаниями, но и развитию таких чувств у детей как, отзывчивость, сострадание; желание защищать, облагораживать природную среду.

Понедельник тема дня «Дом под небом голубым» .

Беседа по теме : «Земля наш общий дом» .

Цель : раскрывать идею единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.

Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .

Цель : продолжать знакомство с глобусом; формировать у детей понятие, что наша планета огромный шар, покрытый морями и океанами, материками, окруженные слоем воздуха; расширять знания детей об экосистемах, явлениях природы. Расширять словарный запас. Закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе.

Наблюдения за Солнцем.

Цель : формировать у детей представление о том, что Солнце является источником света и тепла.

Подвижная игра «День – ночь» .

Цель : закреплять знания о частях суток, активизировать двигательную активность.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Цель : развивать интерес к обитателям разных природных зон.

Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»

Цель : закреплять у детей умение играть в театральное представление. Развивать речь, память, внимание.

Вторник тема дня «Лес – многоэтажный дом» .

Чтение художественной литературы «Лесная газета» В. Бианки.

Цель : углублять знания детей об особенностях природы, расширять словарный запас.

Беседа о лесе.

Цель : уточнить и расширить представления детей о лесе.

Целевая прогулка по территории детского сада. «Все деревья блистают в разноцветном уборе…»

Цель : формировать представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев (липа, сосна, ель, дуб, берёза) .

Дидактическая игра «Чьи детки на ветке?»

Цель : закреплять знания детей о семенах деревьев.

Рисование по теме : «Осенние деревья» .

Цель : воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях. Учить изображать деревья в ветреную погоду. Закреплять навыки работы с цветными карандашами.

Среда тема дня «Пернатые соседи» .

Рассматривание альбома «Птицы нашего края» .

Цель : расширять знания детей о птицах нашего края. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Беседа по теме : «Что мы знаем о птицах» .

Цель : уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Экологическая игра «Птичья столовая» .

Цель : дать детям элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой; что птицы едят в природе.

Подвижная игра «вороны и воробышки» .

Цель : развивать умение говорить «громко – тихо» , вырабатывать силу голоса; активизировать двигательную активность.

Экологическая игра «Угадай, какая птица» .

Цель : учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду.

Четверг тема дня «Четвероногие друзья» .

Дидактическая игра «домашние и дикие животные» .

Цель : уточнить признаки домашних и диких животных.

Беседа по теме : «Животные у нас дома»

Цель : закрепить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уточнить знания детей о роли человека в жизни домашних животных, воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Отгадывание загадок о животных. Имитация движений и звукоподражание.

Цель : развивать воображение и творческие способности детей.

Чтение художественной литературы. «Щенок» А. Барто.

Цель : развивать слуховое восприятие, память.

Подвижная игра «Море волнуется» .

Цель : упражнять детей в сохранении равновесия. Совершенствовать двигательные способности.

Пятница тема дня «Человек познаёт природу» .

Беседа по теме : «Земля в опасности» .

Цель : дать детям представления о том, что планета Земля сейчас в опасности : во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

Непосредственно образовательная деятельность художественное творчество. Изготовление поделок из природного материала.

Цель : развивать пространственное воображение, творческие способности.

Экскурсия в осенний парк.

Цель : уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке.

Познавательно-исследовательская деятельность «Огород на окне» . Посадка лука.

Цель : учить замечать изменения у подрастающего лука, создавать условия для роста растения.

Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»

Цель : познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными.

Валентина Мельникова
Тематическое планирование в средней группе «Путешествие по экологической тропе»

Тема : «Путешествие по экологической тропе »

Цель : Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, познакомить с признаками и свойствами растений как живых организмов (питаются, дышат, растут, расширять представления о сезонных изменениях, простейших связях в природе, закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы.

Комплекс утренней гимнастики № 7 (повторение) Речевка : «Приучай себя к порядку, делай каждый день зарядку»

Итоговое мероприятие : беседа на тему «Как надо вести себя в природе»

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Вариативная часть

П, С/К, Ф, 1. Беседа по вопросам : «Какие насекомые появляются с приходом весны? Что делают насекомые зимой? Какую пользу они приносят людям?»

2. Д/игра «Расскажи о насекомом» Цель : учить составлять небольшой рассказ по картинке.

3. Дежурство в уголке природы :

полив растений и протирание листьев крупных растений

Индивидуальная работа со Степой, Егором, Гришей

Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка» 1. Разучивание текста по ролям «Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься скажи?»

2. Физминутка «На паркете в восемь пар мухи танцевали …»

3. Свободная игровая деятельность в игровых зонах.

1. О О «Художественное творчество» Аппликация «Забавные человечки из кружков» см. Швайко стр. 31

2. О. О «Физическая культура» по плану инструктора

Прогулка П,

С/К, Ф 1. Наблюдение за майским жуком. Цели : расширять представления о насекомых, продолжать знакомить с их многообразием; развивать интерес к жизни насекомых; воспитывать наблюдательность

2. Знакомство с приметами : большое количество майских жуков – к засухе; комаров много – завтра будет дождь.

3. Трудовые поручения по поддержанию порядка на участке. Упражнять в прыжках в длину Степу, Кирилла, Ангелину. 1. П\и «Найди себе пару» - ориентировка в пространстве, упражнять в беге.

2. П\и «Кто быстрее добежит до флажка» - ловкость, сообразительность, упражнять в беге.

3. Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом

Вечер П, Р,

Х/Э 1. Беседа о гусенице, ее строении, окраске.

Этюд «Гусеница» (немое кино) См. Дополнительный материал.

Поместить в книжном уголке книгу И. Гуриной «Как появляется бабочка» Дополнительное образование. Работа кружка «Чудо ладошки» см. рабочую программу.

Вечерняя прогулка Ф,

Р Оздоровительная ходьба - способствовать укреплению здоровья детей

Трудовые поручения - сбор веточек на участке- формировать навыки коллективного труда

Дидактическая игра с мячом «Летает - не летает" -развитие речи, внимания, быстроты реакции

С/К 1. Утреняя гимнастика.

2. .Развивающая образовательная ситуация «Экологическая тропа весной »

Цель : расширить представления детей о сезонных изменениях в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

3. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Березка»

Продолжать закреплять навыки и умения пользоваться ножницами Артем, Миша, Полина. 1. КГН. Вспомнить с детьми потешки о воде. Продолжать прививать навыки следить за чистотой рук.

2. П/игра «Жуки»

В игре участвуют все дети – заранее считалочкой выбирается ребенок, изображающий птичку.

1. О. О «Познавательное развитие» РМП № 29 «Закрепление знаний цифр 1,2,3.4,5» см. Колесникова стр. 73 (повторение)

2. О. О. «Художественно – эстетическое развитие» Мир музыки по плану муз . Руководителя

Прогулка П,

Р 1. Наблюдение за растениями. Цель : развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов

2. П/игра «Бабочки и птицы»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На слова : «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку : окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

Метание и ловля мяча – развивать ловкость, силу броска, формирование навыков ЗОЖ.

1. Трудовые поручения по поддержанию порядка на участке, по сбору игрушек в конце прогулки.

2. Свободная игровая деятельность с выносным материалом.

3. Рисование на земле палочкой на свободную тему.

С/К Конструирование : «Мебель для детского сада» (строительный материал) см Куцакова стр. 118 Д/И «Один - много» .

Цель : продолжать знакомить детей с различными способами словообразования. Кирилл, Даша, Саша 1. Безопасность

«Ребенок на улице города»

Игры во дворе

Рассматривание иллюстраций.

Беседы : «Играем во дворе» , «И во дворе ездят машины» .

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Вечерняя прогулка П,

Ф Наблюдение за облаками - продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Художественное слово : чтение С. Джус «Почему бывают тучи?» см. дополнит материал.

Д/и «Съедобное – несъедобное» (с мячом) - формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Свободная игровая деятельность.

С/К 1. Утренняя гимнастика.

2. Д/игра «Кто больше назовет действий?» Цели : учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание. Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать) Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Д/игра «Какой, какая, какое?» с Мишей, Тимофеем, Ксенией. 1. Упражнение «Украсим крылья бабочке» , бабочку рисуют по внешнему трафарету – развивать мелкую моторику, творческую фантазию.

2. С/ролевая игра «продуктовый магазин» - развивать игровой диапазон

1. О. О. «Речевое развитие» Описание внешнего вида детенышей животного. Закрепление пройденного материала. См. Ушакова стр. 174,

Колесникова стр. 74

2. О. О. «Физическая культура» по плану инструктора физкультуры

Прогулка П,

С/К 1. Наблюдение за деревьями - развивать наблюдательности, воспитывать бережное отношение к природе.

2. П/и «Ноги от земли» , «Ловишки» - упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.

3. Дидактическая игра «Летает - не летает" -развитие речи, внимания, быстроты реакции

Метание мяча в цель - развивать координацию движений. Полина, Даша, Ксения. Трудовая деятельность. Сбор камешков на участке - учить работать сообща, получать радость от результата.

2. Игра на развитие творческого мышления

«Что будет, если?.» - учить детей размышлять на разные темы. Примеры заданий :

Что будет, если. не выключить кипящий чайник?. оставить холодильник открытым?. носить тесную обувь?. не чистить зубы?

Забить мяч в окно?. съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

С/К. Ознакомление с художественной литературой Чтение стихотворения С. Маршака «Усатый – полосатый» см. технологические карты З. Т. Асанова стр. 164 Работа по рекомендации тифлопедагога. См. тетрадь взаимодействия. С/Р игра «Полечим насекомых»

Игры с мелкими игрушками - насекомыми. Продолжать формировать умения договариваться на игру и распределять роли

Вечерняя прогулка Ф,

С/К 1. Упражнение на прыжки через невысокие предметы

2. П/И ««Стоп» - учить детей действовать в соответствии с правилами, контролировать свои действия, быстро реагировать на звуковой сигнал; развивать ловкость, укреплять мышцы ног и туловища.

3 Игры по желанию детей, закреплять умение договариваться на игру

С/К 1. Утренняя гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика «Пчела» :

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек (на каждое название насекомогоИ веселый мотылек, загибают один пальчик) Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков и

подносят к глазам)

Пожужжали, полетали, (машут ладошками)

От усталости упали. (роняют ладони на стол) Индивидуальная работа Д/И.: «Назови одним словом» (Василиса, Ульяна, Яна)

Цель : закреплять умение детей объединять в группы и вычленять части группы . 1. Настольная игра «Мозаика» .

Цель : учить детей выкладывать узоры по инструкции, придумывать рисунки самостоятельно, развивать зрительное восприятие, воображение, мелкую моторику рук.

2. Предложить для свободного рассматривания альбом «Кому нужны деревья в лесу»

1. О. О. «Познание» Мир природы» «Грибы. Ягоды» см. Каушкаль стр30 «Формирование целостной картины мира»

2. О. О. «Художественное творчество» Рисование «Расцвели одуванчики» см. Утробинастр. 29

Прогулка П,

С/К 1. Наблюдение за травой.

Цель : предложить детям рассмотреть траву, прослушать загадки о ней, выявить свойства травы : является для множества животных основным кормом, местом обитания некоторых насекомых. Формировать у детей представления о взаимосвязях в природе.

2. Оздоровительная пробежка по территории детского сада - развивать двигательную активность детей, способствовать закаливанию организма. Индивидуальная работа Упражнение «Змейка» -продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их; развивать внимание и наблюдательность. Кирилл, Ксения, Никита, Миша. П/игры «Мышеловка» , игра по желанию детей.

Трудовые поручения : рыхление земли вокруг высаженных цветов, уточнить их названия - бархатцы. Воспитывать желание добросовестно выполнять порученное дело.

Самостоятельная игровая деятельность.

Игра «Придумай слова со звуками [с], [ш] – упражнять в умении придумывать слова с определенным звуком Игра «Один-пять» (задание : назови и посчитай насекомых от 1 до 5.) Сюжетно-ролевая игра

«У врача»

Цели : Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас : ввести понятия «больница» , «больной» , «лечение» , «лекарства» , «температура» , «стационар» . Оборудование : Куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты : термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт Дополнительное образование. Работа кружка «В гостях у сказки»

Вечерняя прогулка Ф,

П,Х/Э Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Выложи сам" - выложить солнышко из маленьких камушков.

Игра с мячом «Назови, скорей» , вос-ль бросает мяч ребенку, произнося обобщающее слово, ребенок называет представителя.

С/К 1. Утреняя гимнастика.

2. Игровые проблемные ситуации «Увидели выпавшего птенца» , «Увидели мальчишку с рогаткой в руках» , «Увидели птичку, севшую к вам на подоконник»

Цель : Сформировать представление о том, что животные и растения - живые, их нужно беречь. Д/игра «Назови ласково» Цель : учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме. Кристина, Полина Матвей. 1. Раскрашивание изображений насекомых, оформление коллективной композиции «Весенний луг»

2. Предложить настольно – развивающие игры, продолжать формировать умение договариваться на игру, играть спокойно, не мешая другим.

1. О. О. «Художественно – эстетическое творчество» Мир музыки по плану муз . руководителя.

2. О. О. «Физическая культура» по плану инструктора физкультуры

Прогулка П,

С/К 1. Наблюдение. «Белоствольная березка» .

Цель : предложить детям найти на участке березку, рассказать о том, как она выглядит, как можно узнать березу; предложить детям прослушать загадки о березе, выяснить, какие признаки и свойства этого дерева в них отражены, что означают образные выражения, встречающиеся в загадках («белый сарафан» , «сережки» , «кудри» и т. д.); учить употреблять в речи слова : березка, красивая, белоствольная, нежная, ветви, тонкие, сережки.

2. Оздоровительный бег - способствовать укреплению здоровья

3. Подвижные игры : «Гуси, гуси» , «Море волнуется»

Развитие движений.

Цель : упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя (Денис, Даша, Никита) 1.«Минутка безопасности» «Опасные ситуации на улице и во дворе» - учить детей правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых предметов и при встрече с незнакомыми людьми; воспитывать внимательность, осторожность.

2. Трудовые поручения. «Найди себе работу» - формировать навыки коллективного труда, поддерживать стремление наводить порядок.

Итоговое мероприятие : беседа по вопросам : «Как надо вести себя в природе? Можно ли ловить бабочек, жуков? Разорять муравейники? Рвать цветы? Ломать ветки деревьев? Почему?» рассматривание картинок по теме.

Упражнять в умении раскрашивать предметы Тимофея, Егора, Гришу Трудовая деятельность – «Полечим книжки» - выполнять отдельные трудовые процессы

Д/и – «Что здесь лишнее?» - упражнять в классификации, группировке предметов ; закреплять название и назначение электробытовых приборов

Вечерняя прогулка Ф,

С/К 1. П/И «Мыши водят хоровод» .

Цель : учить быстро двигаться по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

2. Упражнение "Лягушата" - упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с мячом.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: