«Экология- что это?» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Из опыта работы «Экологическое развитие детей младшего возраста Для самых маленьких отвечающие экологическим

Взрослому человеку проще ориентироваться в цифрах и показателях. Поэтому, если он узнает, что с 1980 загрязнённость мирового океана пластиком выросла в 10 раз, то ему будет понятно: экология родной планеты находится в опасности.

Отделять и выбрасывать

Один из главных и полезных навыков для детей - научиться сортировать отходы. Сегодня, это очень актуально: в городах уже стали привычным контейнеры для сбора пластика, стекла, макулатуры. Дома можно организовать упрощённую модель этого процесса. Для этого нужно сделать несколько видов коробок или корзинок, куда ребёнок будет складывать мусор по видам отходов: отдельная коробка для бумаги, отдельная - для пищевых отходов, ещё несколько - для батареек, пластика и железа. Так дети научатся быть ответственными за производимые отходы и правильно распределять их, а не выкидывать в общую корзину.

Многоразовый предмет

Чтобы не покупать каждый раз целлофановые пакеты и пластиковые бутылки, а, соответственно не увеличивать их количество среди всех отходов планеты, можно приобрести многоразовые сумки и бутылки. Сегодня авоськи снова входят в моду, да и любая тряпичная сумка с интересным рисунком, любимым цветом порадует ребёнка. Кроме того, он почувствует себя ответственным и взрослым, ведь будет знать, что у него есть своя сумка для походов по магазинам. С бутылками - та же история: можно приобрести стеклянную или алюминиевую, чтобы у маленького человека была своя личная ёмкость для прогулок. При этом необходимо напоминать ребёнку, что такой выбор вещей помогает уменьшить количество мусора, а, соответственно - сохранить окружающую природу.

Учить беречь природу с детства - задача взрослых. Фото: Пресс-служба Правительства Оренбургской области

Пластиковый домик

Учиться правильно утилизировать отходы - тоже необходимо! К примеру, бумагу можно сжечь и использовать как удобрение на дачном участке. Пластиковые пакеты и бутылки вполне подойдут для многократного использования: с одним и тем же уже купленным пакетом можно ходить в магазин, а в бутылку можно налить воду или сок и отправиться на прогулку или в школу. Но самый увлекательный способ утилизации мусора - это создание из отходов чего-то полезного. К примеру, из пластиковой упаковки или пакетов «тетрапак» можно сделать кормушку для птиц. Опасный для окружающей среды материал не придётся выкидывать, а птицы получат свой собственный «пункт питания» - всё на пользу природе!

Кроме всех перечисленных способов можно проводить с детьми субботники, собирать макулатуру, сажать деревья, кормить рыбок и птиц. Главное - научить ребёнка общаться с природой и наглядно показать ему, как правильно о ней заботиться. Для наглядности родителям и учителям пригодятся комиксы «Экоуроки АиФ», которые также содержатся в проекте и видеоуроки, который можно найти на сайте «АиФ Оренбург». Разговаривать с детьми об экологии - это очень просто!

Галина Голикова
Статья: «Малыш и экология»

Мир природы! Это и чарующий взор краски,

это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий

в нас новые силы. Это и несметные богатства

которые людям надлежит беречь и преумножать…

Валова З. Г.

Моисенко Ю. Е.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей . Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В. А. Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри» , почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействие ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом» в котором есть все для его жизни.

Начиная с детского сада, воспитатель должен вложить в сознание ребёнка бережное отношение к природе и экологии родного края . Дети уже в старшем дошкольном возрасте без особых усилий усваивают знания по экологии , если занятия проводятся в доступной увлекательной форме.

Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных) . Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь дошкольное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску : педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Для педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды… Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н. А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии , проблемами влияния человека на природу и многими другими. Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители .

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)

Всё-таки наивно было надеяться на допуск российской сборной паралимпийцев, но до последнего ждала, что МПК не отстранит наших спортсменов. Однако Запад давно для себя всё решил, и в результате Паралимпиада проходит без участия России. Эта новость вызвала всеобщий гнев, многие люди не смогли так просто смириться со столь бесчеловечным решением. Неравнодуш...

Яркая осень на Дальнем Востоке

Осень - это прекрасное время года, когда природа готовится ко сну. Всё вокруг преображается, кроны деревьев больше не украшает изумрудная зелень, на смену ей появляются жёлтые и красные листья, создавая сказочный вид. Жители больших городов, к сожалению, лишены настоящей красоты этой великолепной поры. Если вы хотите насладиться каждым осенним днём, советую отправитьс...

Осень - время перемен: в ЕС задумались о будущем

С приходом первых осенних дней, люди частенько задумываются о переменах в своей жизни. Это касается не только спонтанного решения сделать ремонт, или прикупить тёплых осенних вещей, но и даже важных решений, таких как смена своей деятельности. Ярким примером тому может послужить ЕС, в котором вновь слышны призывы пересмотреть нынешний курс политики. По-моему, уже давн...

Оправдания своего существования

Незаметно для всех нас подходит к концу самый долгожданный и любимый многими сезон. Да, лето, к сожалению, пролетело слишком быстро, и все уже составляют список того, что они успели сделать за последние три месяца, и это касается не только людей, но и разных организаций, даже Североатлантический альянс пытается создать видимость активной деятельности. И если все успел...

Самые опасные Олимпийские игры

Мне всегда казалось, что при организации мероприятий международного уровня, больше всего внимания уделяется безопасности. Уверена, многие со мной согласятся, особенно в нынешнее время. Однако в РИО так не думают, поэтому нынешние Олимпийские игры можно назвать одними из самых опасных за последние года. Ни для кого не секрет, что Бразилия - это не самая б...

Да будет свет

Каждый день, приходя домой, мы сами того не замечая тянемся рукой к выключателю, чтобы включить свет в прихожей. Это движение делается на таком автоматизме, что многие даже теряются, когда приходят в гости к родственникам или друзьям. Электричество стало частью нашей жизни, поэтому многие даже представить себе не могут, какого это жить без него. И чтобы во всех уголка...

Космические новости России: скоро звездопад

Вот и начался август, и многие расстроены тем, что большая часть лета уже прошла, остался всего месяц до начала дождливого и пасмурного сезона, и на улицах постепенно холодает. Но видимо многие забывают о том, какие сюрпризы готовит нам природа именно в этот короткий промежуток между окончанием жары и началом осени. Если вы не смотрите новости России, то даже не догад...

Очередной боевик на улицах США

В последнее время взяла за правило смотреть сводку новостей, чтобы бы знать обо всех событиях в мире. И знаете, у меня всё чаще складывается такое ощущение, словно все мы живём во время съёмок какого-то очередного голливудского боевика, так как один взрыв сменяется другим, а стрельба даже не прекращается даже в США, который является родиной таких фильмов. ...

Что означают события в Мюнхене?

Многие со мной согласятся, что эта неделя выдалась самой насыщенной на события за весь месяц. Весь мир потрясла череда трагических новостей из разных уголков мира, но больше всего смертей произошло именно на территории ЕС. К сожалению, и сегодняшняя ночь не прошла спокойно, на этот раз, стрельба развернулась в Мюнхене. По словам очевидцев, возник конфлик...

Сможет ли Россия сегодня полететь в Египет?

Помнится, три года назад многие мои знакомые, размышляя над тем, где провести свой летний отпуск, чаще всего, выбирали между Турцией и Египтом. Но буквально год назад ситуация резко изменилась, после трагедии, в результате которой погибли Петербуржцы. В тот день вся страна смотрела новости России, и многие переживали за своих родных, которые могли находиться на борту...

Великая тайна Индии

С чем у вас ассоциируется Индия? Лично у меня в голове сразу всплывают образы огромных слонов, на которых разъезжают великие вельможи, которые целыми днями заключают разные партнерские отношения с другими высокопоставленными людьми. А также эта страна ассоциируется с красивыми женщинами в удивительно ярких одеяниях с разукрашенными хной руками, а на их запястьях болта...

Будут ли в США учиться на своих ошибках?

Делать ошибки - это то, что свойственно всем людям. Самые умные делают выводы и не допускают их повторения, а глупые постоянно наступают на одни и те же грабли. Кстати, это правило касается и государств. Но почему-то об этом забывают. В результате мы можем наблюдать, как США повторяют свою прошлую оплошность, из-за которой гибнут тысячи людей. А ведь не...

Неужели Турция всё осознала?

Как там говорится, пока петух жареный не клюнет, да? Видимо, для сплочения всего мира против угрозы мирового масштаба необходимо, чтобы в каждой из стран произошла трагедия. Только после этого все начинают вести активные действия и идти на компромиссы и сотрудничество. Почему же иначе нельзя? Не понимаю. В любом случае, только после теракта в аэропорту Стамбула, Турци...

Теракт в Стамбуле: причина взрыва

Ужасная новость прогремела этой ночью, объявив о новом страшном теракте с большим количеством погибших. Сегодня же Турция находится в центре внимания. Все только и делают, что обсуждают трагедию, которая произошла в аэропорту Стамбула. Но, как бы цинично это не звучало, этого следовало ожидать. Ведь не секрет, что турецкие власти оказывали своеобразную п...

Аптечка в отпуск: что берёте вы?

Официально можно заявит о том, что начался сезон отпусков, все массово выезжают на природу, жарят шашлыки, купаются в реках и озёрах, лето в полном разгаре. И вся Россия сегодня наслаждается тёплым сезоном. Но, к сожалению, вместе с такими яркими впечатлениями нередко мы получаем ещё и расстройство желудка, а кто-то умудряется получить даже солнечный удар. Естественно...

Невидимая сторона США

Только вчера села за просмотр очень доброго фильма о семейных ценностях, да ещё и с Сандрой Баллок в главной роли, как сегодня утром наткнулась на кошмарные новости США, который напрочь испортили все представления об американских семьях. Понятное дело, что не все такие, и один случай - это не показатель, но как мать могла убить своих детей? Женщина заст...

Классный час «Детям - об экологии»

Цель: формировать у учащихся знания об экологии как науке, изучающей взаимоотношения с окружающей средой, об основных уровнях экологического познания, их своеобразии; воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, экологическую культуру.

Что такое экология? Экология – наука о доме. А нашим домом является

планетаЗемля. Это наука непростая.

Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, своему здоровью.

Главной задачей современной экологии является развитие теории взаимодействия природы и общества. Все мы живём на небольшом космическом корабле с добрым названием « Планета Земля». Возможности его, ресурсы, жизненное пространство, все составляющие компоненты тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, а главное – ограничены.

Не говорить об экологии сегодня – признак дурного тона.

Уровень экологии – это уровень сознания общества.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. На современном этапе вопросы взаимодействия человека с природой выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в этом возрасте легче всего научить любить и охранять природу. При этом надо развивать у детей познавательный интерес к миру природы, грамотное и безопасное поведение как для ребёнка, так и для природы, бережное отношение к окружающему миру в целом, умение наблюдать за природными объектами и явлениями, учить элементарным нормам поведения в природе, сохранять природу и по необходимости оказывать ей помощь, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определённые экологические представления, будут бережнее относиться к природе.

Природа – друг! И с младшего школьного возраста надо учить детей не сорить, не убивать жуков, лягушек, всё живое. Картины природы – сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Экологическое воспитание – это процесс ежедневный.

Чем наше вмешательство в природу грозит самому человеку?

Дети должны знать, что экология, её состояние – причина многих болезней.

Современные дети часто болеют аллергией, астмой и причиной этих болезней является не только наследственность, а и окружающая среда. По состоянию здоровья детей можно судить об экологическом благополучии. Например: несколько десятков лет назад в Черновцах медики отметили массовое выпадение волос у детей. Во внешней среде, т.е. в воздухе, был обнаружен высокий уровень бора, талия и свинца, во много раз превышающий норму предельно допустимой концентрации. В другом месте сходные причины привели к заболеванию детей желтухой, в третьем – к анемии.

Иногда у детей проявляются нервно – психические отклонения по вине нездоровой экологии. Проживание вблизи промышленных объектов грозит отравлением тяжёлыми металлами.

Ещё одна причина заболеваемости заключается в том, что дети из-за своего маленького роста вдыхают больше выхлопных газов автомобилей, чем взрослые, поэтому в их организмах скапливается много вреднейшего для здоровья свинца.

Из-за этого у людей возникают головные боли, появляется утомляемость, увеличивается количество сердечно - сосудистых заболеваний, неврологические заболевания, развивается рак.

Экологические знания должны помочь понять ребёнку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Одно дело - провести беседу о правилах поведения, и совсем другое – создать условия, в которых ребёнок смог бы реализовать эти знания на практике.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир во всём многообразии цвета, запахов, звуков. И это знакомство с миром природы, её лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок. Занятия, проводимые на природе – экскурсии, прогулки – очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, лесные запахи, красота окружающей природы оказывает благотворное воздействие на здоровье детей. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее. Во время проведения экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, осваивают правила поведения на природе, выполняют посильные для детей экологические задачи, такие, как например, уборка территории от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Когда мы проводим экскурсию в природу с экологическим уклоном, то в первую очередь обращаем внимание не на строение, не на форму объекта (чаще всего это растения, деревья), не на высоту, не на резные листья, а на условия, без которых не может жить дерево. Например: дереву нужна почва. Она держит его корни и питает его, нужен воздух, потому что листики дышат. Нужен дождь, который поит дерево, нужен ветер, который разносит семена. Обращаю внимание детей на сломанную ветку, на изрезанный ножом ствол. Как больно дереву, ведь оно дарит нам тень в жару, очищает воздух, насыщая его кислородом. А сорванные и брошенные тут же цветы? Они могли бы радовать всех своим видом и ароматом, но, к сожалению, погибли.

Выезжая на пикник с родителями, дети натыкаются на огромные кучи мусора: консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки от чипсов, целлофановые кульки, железяки, шины, покрышки, чёрные круги кострищ. В воде тоже плавает одноразовая посуда. Вот в таких случаях детям очень важно вспомнить уроки, на которых их учили ничего не выбрасывать. Помнить о том, что мусор бывает органический и неорганический. От органического мусора легко избавиться: овощные очистки, остатки приготовленной еды можно прикопать. Неорганический мусор можно либо сжечь, либо унести и выбросить в мусорный бак по месту жительства. Третьего не дано. Долг каждого – убирать за собой и оставлять чистой природу. В загрязнении окружающей среды виновны люди! Количество мусора, как известно, находится в прямой зависимости от качества жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем труднее окружающей природе. Дымящие трубы заводов и фабрик, выхлопные газы автотранспорта не дают дышать свежим воздухом. Вырубаемые леса лишают животных привычных условий существования и приводят их к гибели. Почвы и воды заражены отходами производства, нефтепродуктами, минеральными удобрениями. Не производится сортировка бытовых отходов, как в развитых странах. Если бумага разлагается в течение 2-3 лет, то пластиковые бутылки все 200лет. К примеру, у немцев по 6 мусорных вёдер в каждом доме, в которые складывается отдельно пища, пластик, стекло, бумага, металл. Почему не взять на вооружение пример японцев, которые сортируют мусор в пакеты разного цвета?

Эту информацию дети получают на уроках в 3 классе по теме «Живая природа», в 4 классе по теме «Охрана природы».

Когда читаем рассказ « Стыдно перед соловушкой», то после прочтения анализируем поступки девочек и приводим подобные примеры из жизни. Делаем вывод: нельзя загрязнять природу!

Когда в 4 классе изучаем свойства воды, я даю ребятам информацию о том, что вода – очень важный природный ресурс. Исторически поселения людей возникали по берегам рек, у водоёмов. На современном этапе человечество испытывает большие проблемы с питьевой водой, водоснабжением, причём, они постепенно увеличиваются. Усугубляются трудности благодаря повсеместному загрязнению вод. Что касается Донбасса, то его индустриальное развитие уже привело к экологической перегрузке. Ежегодно в реки и водоёмы области сбрасывается 1,7 млрд куб. м сточных вод. Поэтому у нас в регионе высокая смертность, низкая продолжительность жизни по сравнению с другими регионами, очень высокий уровень осложнённых родов у женщин, исчезновение рыб в реках. А количество вредных выбросов в атмосферу составляет большой процент

Экологическое воспитание в современной школе – это не дань моде, а забота о подрастающих поколениях. В век совершенных технологий, высокого уровня развития многих сфер мирового хозяйства, человек остаётся беспомощным перед природой. Его бессилие перед стихией подтверждается каждый год, месяц, день: информация о землетрясениях, цунами, селях не сходят с экранов телевизоров. Доказана негативная роль земной цивилизации в усилении парникового эффекта, уменьшении толщины азонового слоя. Обывателю сложно поверить в предупреждения экологов о надвигающемся экологическом кризисе. Человеку удобнее думать, что до этого не дойдёт.

Что случилось с природой? За что она стала так сурова к нам, своим детям? Причиной есть производственная и другая деятельность человека; это он стал её разрушителем.

Учитель, и никто другой, обязан думать о поколениях, которым мы после себя оставляем нашу планету. Мы должны с детства учить детей природной разумности. И это возможно.

Учить детей законам природы – значит воспитывать поколения, которые будут знать свой дом – Землю, будут разумно строить, разумно мыслить и жить, думая о будущих поколениях.

Совершая прогулки в природу, учитель учит не рвать ландышей, подснежников, первоцветов, потому что мы этим наносим непоправимый ущерб природе. Учим не брать в руки яички из гнезда, потому что птица – мать может навсегда покинуть гнездо.

Экологические проблемы сложны и многообразны, для человека очень важен окружающий его мир. Но он пугает следами деятельности. Мы видим, как уничтожаются зелёные лёгкие планеты, как мы утопаем в грязи и мусоре. Так что же необходимо сделать, чтобы сохранить Землю и жизнь на ней? Какую лепту в этот процесс может внести каждый человек?

Мы, учителя, на уроках и во внеурочное время учим детей ухаживать за растениями в любое время года, в том числе за комнатными. Пересаживаем, поливаем, рыхлим. Подкармливаем птиц в холодное зимнее время, развешиваем кормушки, изготовленные своими руками, весной вешаем скворечники, в чём помогают родители – папы. Часто убираем территорию, примыкающую к школе, сажаем деревья.

Провожу тест на выявление экологических знаний.

1.Какой цветок зацветает раньше?

Клевер

Подснежник

Одуванчик

2.Где взять дрова для костра?

Набрать сухой валежник

Наломать еловые ветки

3.Куда девать пустую консервную банку в лесу?

В костёр

В кусты

Обжечь в костре и зарыть

4.Что будет, если разорить муравейник?

Ничего не будет, муравьи его снова построят

Некому будет кусаться

Деревьям и животным станет хуже

5.Зачем в лесу комары?

Ни к чему

Чтобы люди поменьше в лес ходили

В природе нет ничего лишнего

6.Что делать, если ты нашёл птичье гнездо?

Подойти поближе и внимательно рассмотреть

Уйти как можно быстрее

Потрогать и уйти

7.Что делать, если ты нашёл птенца?

Уйти как можно быстрее - не мешать его маме заботиться о нём

Возьми домой

Посади в гнездо

8.Какой из этих грибов съедобен?

Мухомор

Подосиновик

Бледная поганка

9.Можно ли рвать эти цветы (кувшинка, ландыш)

Да, чтобы узнать, как они называются

Нет; может, они редкие

Да, они красивые

10.Что такое экология?

Наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов

Наука о том, как губить природу

Наука о человеке

Результаты тестирования показывают, какой запас экологических знаний имеют дети.

Провожу викторину.

Даю следующие вопросы:

Кто спит вниз головой? (Летучие мыши)

Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасами жира)

Чем ёж на медведя похож? (Спит зимой)

Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

Месяц первоцветов? (Март)

Чемпион по скорости роста среди деревьев? (Эвкалипт)

Кому зимой холоднее: маленькому зверьку или крупному?

Как лесные рыжие муравьи к зиме готовятся?

Куда зимой насекомые подевались?

Какая корова сытней живёт: хвостатая или бесхвостая?

Куда обращена головка подсолнечника в полдень?

Когда рождаются зайчата – листопаднички?

По правильным ответам сужу об объёме знаний учащихся. Для себя делаю вывод, что изучение экологии – непрерывный процесс и завершать его в рамках начальной школы невозможно, ведь из маленьких граждан страны вырастают взрослые – будущие строители Земли и всё, что дети вынесут из школы, всё отразится на нашей жизни и на жизни последующих поколений и животного мира.

В рамках проверки усвоения знаний по экологии мы побывали в краеведческом музее.

Человек с древних времён покоряет природу и использует её в своих целях. В последние два столетия наблюдался бурный рост промышленности и населения. Увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду породило экологические проблемы, которые стали серьёзной угрозой не только для будущего всего человечества, но и для нашей планеты в целом. В наше время мы всё чаще задумываемся: а что каждый из нас может сделать для приостановления процесса загрязнения и стремительного изменения окружающей среды? В этой статье Марина Артюх, руководитель направления коммуникаций корпорации «Сибирское здоровье» / SiberianWellness и куратор курса «Экология» проекта SiberianChallenge , расскажет, с какими именно экологическими проблемами мы сталкиваемся сейчас и с чем позже придётся столкнуться нашим детям.

1. Проблема загрязнённого воздуха

В воздухе содержится большое количество загрязняющих веществ, в том числе твёрдые компоненты: диоксид серы, азота, оксиды азота и углерода. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и автотранспорт. Их влияние на состояние воздуха особенно заметно в городах.

В 2018 году был опубликован государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году ». Согласно ему, с 2007 по 2014 год воздух стал чище, так как объём выбросов сократился с 35 миллионов тонн до 31 миллионов тонн в год, но в 2015 и 2016 годах изменений в количестве выбросов не происходило. При этом около 45 % выбросов вредных веществ в атмосферу происходит из-за автомобильного транспорта. Самыми загрязнёнными российскими городами названы Екатеринбург, Благовещенск и Дзержинск, а наиболее чистый воздух в Салехарде, Оренбурге, Белгороде и Мурманске.

2. Дефицит водных ресурсов

Вода является жизненно необходимым ресурсом для всего живого на Земле. Рост населения увеличивает потребность в её потреблении. Россию с её запасами пресной воды проблема коснётся значительно позже остальных стран мира, однако в течение последних 10 лет наблюдается снижение количества пресной воды в стране с 4884 кубических километров в 2007 году до 4441 кубического километра в 2016.

Также наблюдается загрязнённость пресных вод: одна из самых великих российских рек Волга названа «грязной» . Её воды содержат большое количество органических веществ и минералов: медь, железо, сульфаты и фенол. Эти вещества поступают вместе с промышленными отходами, которые не очищают совсем или очищают, но недостаточно хорошо. Частично проблема грязных вод связана с урбанизацией населения: через биологические очистные сооружения тоже стекаются отходы. Система очистки воды на станциях аэрации нареканий не вызывает, но большое количество труб, по которым вода поступает непосредственно в дома и квартиры, уже давно исчерпали свой ресурс. Соответственно, эти проржавевшие трубы загрязняют поступающую в дома воду железом и другими веществами.

Важно отметить, что загрязнение рек – одна из причин сокращения водных ресурсов. Вместе с неконтролируемым выловом и браконьерством в скором времени это может привести к серьёзному обнищанию фауны наших рек и озёр.

3. Проблема истощения биологических ресурсов

Проблема охватывает деградацию растительности и лесов, сокращение разнообразия видов живых существ, дигрессию пастбищ и другие негативные тенденции. Основная причина возникновения проблемы – антропогенная деятельность человека. Загрязнение окружающей среды, браконьерство и несанкционированная вырубка лесов приводят к уничтожению или изменению привычных ареалов существования живых видов. В наше время мы наблюдаем, как некоторые виды животных, растений, насекомых и рыб оказались на гране вымирания.

Одновременно с этим нашей стране характерно нерациональное использование лесных ресурсов: потребление превышает восстановление. Отдельным негативным фактором, влияющим на снижение лесных угодий, являются лесные пожары и незаконная вырубка леса. Так, в 2016 году лесными пожарами было уничтожено 2663,5 тысячи гектаров лесов , что по размерам сопоставимо с величиной таких государств, как Руанда или Македония.

Половину территории нашей страны занимает древесная растительность. Леса России составляют около четверти мировых лесов. Многообразие климатических зон позволяет проживать на территории нашей страны множеству видов живых существ. Если тенденция в деградации растительности и лесов, сокращении разнообразия видов живых существ не изменится, то до будущих поколений не доживёт множество видов животных, рыб и растений, настоящих лесов станет меньше и количество кислорода в воздухе снизится.

4. Истощение земельных ресурсов

Наши дети столкнутся с резкой нехваткой различных полезных ископаемых. А ведь для того, чтобы сократить их потребление, требуется всего лишь учиться перерабатывать отходы и развивать их повторное использование. Такой разумный подход сократит размеры разрастающихся свалок, загрязняющих почву.

И тут мы сталкиваемся с ещё одной проблемой: ежедневно городской человек «производит» около 1 килограмма бытовых отходов . Большую часть мусора составляет пластик, который не разлагается. За год люди складируют более 85 миллиардов тонн отходов . Это не только сокращает качественные земельные угодья, но и загрязняет планету ядохимикатами, бытовым и промышленным мусором, твёрдыми и жидкими отходами. Простая сортировка мусора и его повторное использование позволяют экономить на добыче новых полезных ископаемых и не допускать засорение почвы. Для предприятий использование вторсырья – это возможность снижать расходы на разработку карьеров. Производство товаров из вторсырья позволяет сократить затраты для предприятия до 80 % . Сплошные плюсы!

5. Почвенно-геоморфологические проблемы

Использование лесных ресурсов и активное ведение сельского хозяйства приводит к тому, что почва засоряется и в ней появляются эрозии. На 2014 год, по данным Министерства сельского хозяйства России, было деградировано свыше 8 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. Более 2 миллионов гектаров из них относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Но и здесь можно спасти ситуацию, если эрозии образуются из-за землепользования: нужно создавать лесополосы, которые защитят от ветра и от изменения типа и густоты растительности, вводить определённые технологии посадок.

Вторая сторона проблемы кроется в агрессивном использовании почвы под сельскохозяйственные угодья. Это приводит к снижению гумуса в почве – в некоторых южных регионах этот показатель по сравнению с 1990 годом составил почти 50 %. Для восполнения ресурсов почвы необходимо внесение туда органических удобрений. Если этого не делать, то в скором времени мы рискуем столкнуться со снижением плодородия земель и, как следствие, с нехваткой пищи.

6. Изменение озонового слоя и глобальное потепление

Озоновый слой – это наша защита от ультрафиолетового излучения. Его разрушение приводит к тому, что повышается степень риска развития различных заболеваний, в том числе рака кожи. Вместе с этим постепенно увеличивается температура поверхностного атмосферного слоя. За последний век она выросла на 0,3–0,8 градуса . Потепление приводит к сокращению снежного покрова на севере и, как следствие, к подъёму уровня вод мирового океана. Если рассматривать статистику только по России, то за последние 10 лет в стране скорость среднегодовой температуры составляет почти 0,5 градуса. С глобальным потеплением всё неоднозначно. То время, на протяжении которого существует человечество, является ничтожно малым для планеты. За всю историю её существования уже были и ледниковые периоды, и потепления. Возможно, просто наступает один из них.

Вместе с тем каждый из нас может замедлить разрушение озонового слоя. Для этого нужно сократить потребление балончиков с дезодорантами, освежителями, чаще ходить пешком, передвигаться на велосипеде, пользоваться общественным транспортом.

7. Болезни как последствие загрязнения окружающей среды

Вместе с ростом технологического процесса возрастает скорость загрязнения атмосферы. Дело в том, что каждый день люди вдыхают более 19 тысяч литров воздуха, в котором, кроме кислорода, находятся различные газы и частицы. Это угарный газ, окиси азота, сажа, цинк. Согласно проведённым исследованиям Международного энергетического агентства , Россия занимает пятое место по смертности по причине плохой экологии – ежегодно умирает около 140 тысяч человек. Эта цифра равна населению целого города в Московской области.

Выпадающие кислотные дожди загрязняют почву и водоёмы серной и азотной кислотами. В них содержатся в большом количестве алюминий и кобальт, которые губят лесную растительность и снижают урожайность. Токсичные соединения попадают в воду, которую мы пьём, и губительно воздействуют на здоровье.

Как улучшить экологическую ситуацию?

Все вышеперечисленные проблемы уже ощутимы для нашего поколения. Через 20–30 лет они станут только острее и насущнее, поэтому важно понимать, как с ними бороться, чтобы оградить от них своих детей. Во многих странах уже используют альтернативные виды топлива и транспортные средства, чтобы снизить выброс вредных веществ. В Европе вполне привычно видеть людей, передвигающихся на электрокарах и велосипедах. Ещё один путь решения проблем – разделять мусор на тот, который поддаётся переработке, и тот, что не подходит в качестве вторсырья.

Нужно просто помнить, что решение экологических проблем зависит от каждого человека в отдельности. Важно не просто знать, что негативные последствия существуют, но и бороться с ними: участвовать в экологических акциях, воспитывать в детях уже с ранних лет любовь к живому, приучать к грамотному поведению во время прогулок на природе и в городской черте, записываться в ряды экологических организаций, чтобы общими усилиями улучшать экологическую обстановку.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: