Нормы поведения человека в обществе 4. Основные нормы и правила поведения в обществе. Правильное поведение в обществе деловых людей

Агрессия мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Чернова Г.Р., 2005).

Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена попытка влияния.

Альтруизм – мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами (Майерс Д., 1997).

Аномия это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате её дезориентации

Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Аутизм — это сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной её самоуглублённости, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.

Аутичность — свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии.

Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Можно выделить барьеры страха, отвращения, брезгливости и др.

Вербальная коммуникация определяет содержательность словесного действия и использует в качестве знаковой системы человеческую речь: естественный звуковой язык и письменную речь.

Внеситуативно-личностная форма (4-6.7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.

Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.

Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой.

Внушение — сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Денотация — значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемой лексическое значение слова.

Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное суждение, поношение или осмеяние его дел и поступков.

Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя.

Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.

Дружба , подразумевает глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Жаргон – техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.

Застенчивость – это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определённых ситуациях межличностного неформального общения и проявляется в состоянии нервно-психического напряжения, отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.

Заражение — передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение.

Игнорирование действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека(Бодалёв А.А., 1982).

Идентификация – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию (Реан А.А., 2004).

Избегание это такая стратегия поведения, для которой характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Имидж личности воспринимаемый и передаваемый образ человека , эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым обыденным сознанием кого – либо, чего либо, например, имидж политического деятеля

Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Интеракция – взаимодействие.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Нужны ли общественные нормы поведения?

Главная / Сочинения ЕГЭ 2017-2018 («Человек и общество») / Нужны ли общественные нормы поведения?

Я считаю, что общественные нормы поведения не просто нужны, а необходимы. Ведь они контролируют население нашей огромной страны. Нормы могут быть разные. Это и этические нормы, которые, придя в ресторан, помогут правильно и красиво разложить приборы, поужинать и тем самым показать верх воспитания и знания этических норм. Также есть и правовые нормы, которые никто не имеет права нарушать. Такие нарушения приравниваются к преступлениям, за которые уже следует наказание. Благодаря общественным нормам, в нашей стране царит порядок, и люди умеют себя подобающе вести.

В литературных произведениях описаны ситуации, в которых герои выходят за рамки норм и последствия таких действий. Или же наоборот, живя по негласным законам общества, они переступают через собственное мнение и желание, действуют так, как им говорит общество.

Тема взаимоотношений общества и человека поднимается в рассказе Тургенева «Муму». Это история о том, как Герасим против своей воли утопил собаку, которая была для него единственным другом. Такой поступок он совершил, потому что не мог пойти против воли помещицы.

Данный пример подтверждает именно то, что раньше крестьяне должны были беспрекословно выполнять все указания своих хозяев. Таковы были общественные нормы, и они держались всеми силами за ту работу, которую им давали. Даже в этом примере можно сделать вывод, что нормы нужны были, дабы крестьяне чувствовали власть хозяев, и у них не возникало мысли о свободной жизни. Но, если бы Герасим нарушил приказание помещицы, он бы и нарушил уже сложившиеся нормы общества. У крестьян не было ни свободы слова, ни собственного мнения. Слуги и то были более уважаемы в доме господ. Жертвенность его поступка — знак признания этих жестоких норм того времени.

Таким образом, нормы нужны для поддержания порядка, в своём роде контроль за гражданами.

Отсутствие этих норм может привести к хаосу, полному беспорядку в стране. Недаром есть законодательные и правовые документы, в которых и прописаны нормы.

Также есть и негласные правила определённого социума, нарушая которые, можно быть исключённым из него. Когда человек соблюдает нормы и подходит к этому уважительно и осознанно, то ему не за что переживать и тревожиться. Общество разделит его интересы и не оставит в стороне от публичных дел. Законопослушные граждане могут спать спокойно и гордиться своей страной!

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Что такое равноправие в обществе?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
  • Нормы поведения в обществе

    Поскольку человек является существом общественным, то и его полноценная жизнь вне жизни общества просто невозможна. Человек должен считаться с нормами и формой поведения, которые заведены в обществе в целом и в конкретных ситуациях или в том либо ином обществе. Часто то, что неприемлемо в одном обществе, можно позволить себе в другой ситуации. Но все-таки, каждый человек должен сформировать для себя основополагающие принципы поведения, которые будут определять его жизненную норму и линию поведения и таким образом формировать его отношения с другими людьми, а отсюда и его жизненный успех.

    Нормы поведения человека в обществе и в обращении с другими людьми формировались на протяжении веков. Но эти нормы не всегда были одинаковы. Изменялся общественный строй, социальное и сословное деление населения, разными были обычаи в обществе аристократии, мещан, духовенства, рабочих, крестьян, интеллигенции, военных. При этом отличалось поведение молодежи и взрослых, неодинаковыми были национальные и социальные традиции, на которые эти нормы поведения опирались. Для представителей высшего состояния, аристократии были установленные твердые правила поведения, незнания или нарушения которых считалось нехваткой воспитания.

    Также часто нормы поведения соответствующего состояния общества в разные времена оценивались по-разному: во времени их становления они были соответствующими, а в другой период развития общества они уже считались несоответственными, свидетельствовали о невысокой культуре человека.

    Общаясь, люди, как правило, собираются вместе. Или в более малом, или в большем обществе и эти встречи большего количества людей бывают в основном чем-то вызваны. Причиной может быть какое-то личное или семейное событие (день рождения, день ангела, свадьбы, юбилейные даты) или общественная (государственные и местные праздники, отмечания какого-то исторического события и тому подобное). Участниками таких встреч бывают, как правило, люди, которые хорошо знакомы. Но когда незнакомый человек впервые попадает в такое общество, то он должен в первую очередь представиться, чтобы присутствующие узнали об этом лице. Потому чаще всего такого человека в общество сопровождает и отрекомендовывает хозяин дома или человек, который хорошо знает общество. Если же такого лица нет, то незнакомец отрекомендовывается самостоятельно: Уважаемые, позвольте представиться. Меня зовут (следует назвать свое имя, отчество или фамилию), я по специальности … (здесь можно указать либо профессию, либо должность и тому подобное).

    Перед тем, как зайти в комнату, обычно снимают в гардеробной верхнюю одежду и головные уборы, причем женщины могут шляпы не снимать. Сбрасывать обувь не считается обязательным, вместо этого следует ее хорошо вытереть о коврик.

    Вернуться назад на Нормы общества

    Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами поведения, обычаями, традициями, ценностями. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его.

    Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.

    Усвоение норм и правил начинается с детских игр. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.

    Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы.

    Игра является способом познания норм и правил взрослого общества. Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить.

    Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.

    Через игру подросток входит в мир взрослых, где главную роль выполняют запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции, одним словом - социальные нормы. В обществе существует множество видов социальных норм.

    Слово «обычай» пришло из обыденной жизни. Это привычные формы поведения людей в повседневной жизни. Привычки - это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Образ жизни создается нашими привычками. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Таковы привычки чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь и т. д. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки: громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти. Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры - это внешние формы поведения человека. Они основаны на привычках и получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Хорошим манерам необходимо учить. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом — все это повседневные манеры воспитанного человека. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе - этикет. Этикет - это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

    Социальные нормы — это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.

    Большое значение в жизни общества имеют обычаи. Обычай - это традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи присущи широким массам людей. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, как ценности. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.

    Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников.

    Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

    Обычаи и традиции сопровождаются обрядами. Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

    Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Они могут быть связаны с рождением человека, крещением, свадьбой, помолвкой. Обряды сопровождают вступление человека в новую сферу деятельности: воинская присяга, посвящение в студенты. Со смертью человека связаны такие обряды, как погребение, отпевание, поминки.

    Нравы - особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» происходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis в переводе означает «нравственный». Нравы - это обычаи, имеющие моральное значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

    Во всех обществах считается безнравственным оскорблять старших, обижать слабого, унижать инвалида, нецензурно выражаться. Особой формой нравов является табу. Табу - это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы. В древних обществах система таких запретов определяла правила жизни людей. В современном обществе табу накладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.

    Нравственность опирается на систему ценностей.

    Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном и идеалом для всех людей. Для верующих людей в обществе существуют религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.

    ©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

    Культура поведения

    Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.

    Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека.

    Культура поведения и личность

    Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. В это понятие входят правила поведения в обществе, поступки и формы общения людей, которые основаны на нравственности, а также внутренней и внешней культуре человека. Нормы поведения являются определяющим фактором правильности, или неправильности поступков человека в обществе. Прежде всего, главным фактором культурного поведения является воспитанность, т.е. готовность человека соблюдать нормы поведения, его доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил. Этикет призван служить людям для повседневного общения, являя собой набор из вежливых интонаций разговорной речи.

    Культура общения и поведения – понятие неоднозначное. Этикет всегда может реализоваться в общении, но не все общение можно признать этикетом. Общение намного шире этикета. В любой культурной коммуникации партнеры могут различаться по полу, возрасту, национальности, социальному статусу, а также степени знакомства и родства. Культура поведения выстраивается согласно этим критериям. Например, младший обязан слушать старшего, и не перебивать его, а мужчина в присутствии женщины не имеет права грубо выражаться. В какой-то степени этика является системой культурного сдерживания, чтобы обеспечить позитивный лад общения неравных между собой партнеров. Культура поведения почти всегда рассчитана на двух адресатов – партнера и публику. Таким образом, ее правила и нормы распространяются сразу в двух направлениях.

    Правила культуры поведения

    Правила и нормы культурного поведения начинаются еще далеко до того как два человека получают возможность познакомиться. В большинстве случаев люди, вступающие в коммуникацию, так и остаются не знакомыми друг с другом. Но это не мешает им быть вежливыми и тактичными.

    Основные правила и нормы культуры поведения воспитываются в человеке с детства. Однако если вам по какой-то причине их не привили, или вы забыли некоторые из них, следуйте упрощенному и основному варианту как стать культурным человеком:

    Эти простые правила не только облегчат взаимоотношения с людьми, но и помогут вам стать культурным человеком в лице окружающих, что на сегодняшний день большая редкость.

    Что такое этикет, для чего он придуман и зачем нужна культура поведения - эти вопросы довольно часто можно услышать от расшалившегося ребенка, которого родители стараются утихомирить. Или от подростков, когда у них начинается период своеобразного бунта против установленных норм, правил и требований. Да и, чего уж греха таить, многие взрослые временами сетуют на рамки для правил поведения. Для чего все это нужно? Почему нельзя вести себя так, как хочется в данную минуту? Давайте разберемся!

    Этикет

    Слово «этикет» позаимствовано из французского языка . Означает оно манеру поведения, правила поведения и обходительности, принятые в обществе.

    Но зачем в обществе существуют правила этикета? - спросите вы. А затем, что именно этикет дает людям возможность использовать уже готовый порядок поведения в той или иной ситуации:

    1. В домашней обстановке;
    2. В общественных местах;
    3. На работе или службе;
    4. В гостях;
    5. Во время делового общения;
    6. На официальных приемах и церемониях.

    Поведенческие нормы для той или иной ситуации создавались и принимались на протяжении многих лет, даже веков. Первые правила поведения человека среди себе подобных появились еще в глубокой древности. Уже тогда люди стали стараться придерживаться определенных обычаев, чтобы мирно сосуществовать друг с другом.

    К большому сожалению, в наши дни многие принципы этикета стали считаться устаревшими, отжившими свое. Но что плохого в том, например, если молодые люди будут уступать место в транспорте пожилым людям? Или в том, что мужчина откроет дверь и вежливо пропустит даму вперед? Что же такое стало происходить с людьми, если простые правила вежливого общения стали вдруг неактуальными? И когда нужно начинать их соблюдать?

    С раннего возраста

    Именно с младенческого возраста начинают формироваться поведенческие привычки, с которыми потом индивидуум может провести всю свою жизнь. Культура общения закладывается ребенку с самого его рождения, а за основу малыш возьмет поведение взрослых - своих родителей. Поэтому глупо требовать от детей придерживаться каких-то рамок в общении, если сами мы этих рамок не соблюдаем. Недаром говорят, что воспитывать надо не детей, а начинать с себя.

    Как было принято у наших бабушек и дедушек:

    1. Дети обращались ко всем взрослым на «вы», даже к собственным родителям;
    2. С детства малышам внушали, что перебивать разговор взрослых нельзя;
    3. Ребенка с детства приучали к тому, что старость нужно уважать и т. д.

    В подростковый период

    Что происходит сейча с: дети чувствуют вседозволенность, они стараются быть наравне со взрослыми и даже берут на себя смелость за взрослых что-то решать. А уж про поведение молодежи в общественных местах и упоминать не стоит: нередки случаи, когда в общественном транспорте сидя будут ехать именно молодые люди, а пожилые граждане, мамочки с малышами и беременные женщины будут «болтаться» стоя. А попытка сделать замечание чревата потоком нецензурной брани, которую юнцы радостно вывалят на того, кто «посмел» призвать их к порядку.

    Вряд ли все эти люди задумываются над тем, что молодыми, крепкими и здоровыми они будут не всегда, и наступит то время, когда именно им придется выслушивать гадости от таких же вот юных и «продвинутых» сограждан.

    По большому счету вины молодежи в таких ситуациях нет - им просто в свое время не объяснили, как правильно нужно себя вести.

    Мы зачастую настолько сильно стремимся оградить своих детей от всего, что ставим их выше всех остальных людей:

    1. Именно мы сами подаем пример поведения, когда стараемся усадить своего уже подросшего ребенка в общественном транспорте в кресло и не объясняем ему, что иногда удобное место нужно уступать тем, кто более нуждается: беременным, пожилым или людям с ограниченными возможностями;
    2. Именно мы на неприятное замечание реагируем либо потоком негатива на голову «воспитателя», либо же делаем вид, что нас это не касается;
    3. Именно мы своим примером показываем своим детям, что наши желания приоритетны.

    Но мы забываем о том, что нашим детям все равно надо будет учиться жить в социуме и мириться с окружающими людьми.

    Взрослые люди

    И вот малыши становятся взрослыми . И теперь уже они начинают недоумевать, для чего нужны правила поведения в обществе: ведь они уже взрослые, они могут делать все, что им хочется. И начинается:

    1. Один любит слушать музыку ночами: ну, а что, это его квартира, он «имеет право». И он предпочитает не думать о том, что права соседей на тишину он грубо нарушает. Они пришли сделать замечание? Безобразие! Еще учить тут будут!
    2. Другому нужно делать ремонт. И делать он его хочет именно в выходные, с утра пораньше, или в будние дни допоздна. Что? Договариваться с соседями? Вот еще! И что, если кому-то там утром рано вставать, и что, если чьего-то ребенка он разбудит и т. п.
    3. А третий, заняв высокую должность, напрочь забывает о том, как нужно вежливо общаться с окружающими - хамство и самодурство стало уже почти неотъемлемой частью общения с подчиненными.

    А где культура общения, тактичность, понимание, что вокруг тоже люди?

    Заключение

    Можно долго и занудно перечислять правила и нормы поведения, которые были раньше. Можно оправдывать нынешнее отсутствие культуры у людей тем, что мир изменился - и правила тоже нужно менять. Зачем нужно знать правила поведения , которые были актуальны сто лет назад? Затем, что все эти нормы учат нас уважать друг друга: разговаривать корректно и тактично, не использовать нецензурную лексику, быть добрее к окружающим, сострадательнее.

    Именно этикет прививает нам первые понятия о взаимопомощи, умении держать данное слово, с заботой относиться к тем, кто слабее нас, ценить своих родителей и уважать друг друга.

    Этикет - это не архаичные правила поведения людей в обществе. Этикет - это разумно выстроенное общение порядочных, тактичных и культурных людей в цивилизованном социуме. Поэтому давайте всегда будем об этом помнить.

    Правила поведения призваны регулировать нашу повседневность в обществе, помогают нам общаться, выставляют необходимые рамки, выход за которые приводит как минимум к невежеству и невоспитанности, а максимум – расцениваются в качестве девиантного поведения. Правила, регулирующие поведение в обществе, называются «этикетом».


    Что это?

    Этикет – свод правил поведения человека по отношению к людям в разных жизненных ситуациях. Существуют пять групп основных правил этикета:

    • умение преподнести себя – правила относятся к внешнему виду человека: одеваться со вкусом, ухаживать за своей кожей и фигурой, держать осанку, красиво ходить, умеренно и к месту жестикулировать;
    • правило речи и общения – манера и тон речи, способность грамотно излагать свои мыли, приветствовать, прощаться, прощать, строить конструктивный конфликт;
    • столовый этикет – аккуратность за столом и во время принятия пищи, способность правильно пользоваться столовыми приборами, сервировать стол;
    • правила поведения в обществе – умение вести себя в общественных местах (музеях, театрах, библиотеках, больницах и так далее);
    • деловой этикет – способность строить отношения с коллегами, начальством, манера вести бизнес вежливо и с уважением к партнерам.




    Каждый, кто способен пользоваться основными правилами, производит впечатление воспитанного и вежливого человека, с которым приятно общаться и строить отношения. Такому человеку готовы идти навстречу, ему с удовольствием делают одолжения и выполняют его просьбы о помощи.


    Помимо основных групп этикета, есть некоторые гендерные различия в правилах поведения и мужчин, и женщин, и детей.

    Правила хорошего тона для мужчин

    Хорошо воспитанный мужчина должен со вкусом и к месту быть одет. Он вежливо общается с девушкой, его речь спокойна, лишена резкости и высокого тона. К женщине он готов всегда прийти на помощь и неважно, знакома она ему или нет. К примеру, поднять тяжелые пакеты с продуктами соседке по подъезду, открыть девушке дверь машины и подать руку или пропустить ее первой при входе – это для него естественно и незатруднительно. Мужчина должен быть внимательным к женским потребностям.



    С мужским полом он также вежлив, не показывает своего превосходства и не хвастает. Конфликты решает вежливым диалогом и не лезет первым на рожон. С подчинёнными справедлив, не повышает голос, относится уважительно к труду других людей, ценит их время и потраченные силы. Одним словом, мужчина достойный.


    Основные правила для мужчин:

    • если, приглашая кого-то в ресторан, мужчина говорит: «Я вас приглашаю», то это значит, что он готов заплатить за этого человека;
    • гуляя рядом с женщиной, мужчина должен находиться по левую сторону от нее, а по правую могут находиться только военнослужащие, чтобы отдать честь при необходимости;
    • всегда нужно открывать перед женщиной дверь и пропускать ее первой;
    • при выходе из машины нужно открывать дверь и подавать руку женщине;
    • помочь женщине надеть пальто и временно подержать ее сумочку при необходимости.




    Этикет для женщин

    Все общеобязательные правила касаются и женщин. Женщина должна уметь себя подать – это относится как к внешнему виду, так и к манере общения . Образ должен быть подобран со вкусом и к месту.

    Вежливый диалог, тактичность, скромность, прямая спина и красивая походка – идеальный вариант современной женщины. Мужчинам она грамотно оказывает знаки внимания.

    Откровенный флирт с мужчиной неуместен, как и излишняя навязчивость, поскольку такое поведение называется «фривольностью».

    Общаясь с мужчиной, женщина должна быть почтительна и тактична, но при этом знать свои права. Она вправе отказаться от навязчивых знаков внимания и предупредить мужчину о том, что он выходит за рамки допустимого.



    От природы более эмоциональные женщины должны умело скрывать негативные эмоции в обществе, избегать высокого тона, бранных слов и даже излишнего проявления радости.

    Основные правила для женщин:

    • находиться в помещении в шапке и варежках нельзя, но можно в шляпе и перчатках;
    • яркий макияж уместен только на вечеринках;
    • необходимо умеренно пользоваться духами: если женщина чувствует свой парфюм, то это значит, что его слишком много;
    • требуется соблюдать умеренность в украшениях: не надевать кольца поверх перчаток и митенок – можно надеть браслет, при этом максимальным числом украшений, включая декоративные пуговицы, считается 13 предметов.




    Нормы поведения для детей

    Первое, о чем должны помнить родители, что ребенок подражает им.

    Поэтому необходимо быть во всем правильным примером для своего ребенка и аккуратно регулировать его поведение в публичных местах и на детской площадке.

    Дети от двух с половиной лет обычно с удовольствием всех приветствуют и прощаются – нужно поощрять такое поведение по отношению к знакомым взрослым и детям.



    На площадке свои игрушки всегда неинтересны до тех пор, пока они не заинтересуют другого ребенка. В таком случае нужно предложить детям обмен игрушками на время – так дети спокойнее научатся делиться и спрашивать разрешения поиграть чужой игрушкой.

    О том, что нельзя шуметь в автобусе, бегать в магазине и кричать, должен знать любой малыш от 3-4 лет и уж тем более его родители.



    По мере взросления детям стоит прививать правильную манеру общения с родителями, взрослыми, а в учебных заведениях – с учителями и воспитателями. Подобающая система поведения для детей от 6 лет:

    • нельзя перебивать и встревать в разговор взрослых, дерзить и грубить старшим и учителям;
    • с вежливостью и уважением относиться к пожилым людям, помогать им на улице или в транспорте;
    • прилично вести себя в общественных местах: не бегать по залу магазина, не кричать в музее и театре и подобных местах.

    Но обучая детей правилам этикета, необходимо помнить и о правилах безопасности: дети иной раз могут быть слишком услужливыми, а этим могут воспользоваться преступники.




    Общие правила

    Ниже представлены современные общепринятые правила поведения:

    • Приветствие – это необходимый знак вежливости знакомому или человеку, с которым необходимо завязать знакомство. Кроме того, войдя в помещение, необходимо поздороваться первым.
    • Прощание . «Уходить по-английски» в нашем обществе неприлично. Поэтому, закрывая за собой дверь, необходимо обязательно попрощаться.
    • Благодарность – за оказанную услугу к обслуживающему персоналу, за помощь родных, друзей, к незнакомцу, придержавшему двери лифта.
    • Приличный внешний вид – аккуратная чистая одежда к месту и по погоде, а также сохранение личной гигиены.



    Чего делать нельзя:

    • Приходить в гости без уведомления – нужно обязательно заранее оповещать о своем визите даже к родным и друзьям, ведь нежданные гости приносят много хлопот.
    • Читать чужую переписку и заглядывать в чужой смартфон. Человек имеет право на неприкосновенность личной жизни.
    • Задавать неудобные вопросы: спрашивать о зарплате, расспрашивать о личном, если, конечно, собеседник сам не затрагивает тему частной жизни.
    • Яростно спорить и конфликтовать. В конфликтной ситуации воспитанный человек не кричит на оппонента, не опускается до оскорблений и спокойно приводит свои аргументы.
    • Входить без стука в закрытое помещение. Нужно обязательно постучать в закрытую дверь как дома, так и на работе, входя в кабинет к коллеге или начальнику, тем самым можно уберегая человека за дверью от неловкой ситуации.




    Ниже представлены правила для общественных мест.

    • Требуется сохранять тишину в соответствующих помещениях: в библиотеке, больнице, музее, театре, кино.
    • Нельзя сорить на улице, в парке и любых других публичных местах.
    • Запрещается курить и распивать спиртные напитки на уличных лавочках, и уж тем более вблизи детских игровых площадок.
    • Плевать, ковыряться в носу, сморкаться на тротуар недопустимо – это не только некультурно, но и вызывает отвращение прохожих.
    • Пробираясь в толпе, нужно использовать следующие слова: «разрешите пройти», «позвольте», «будьте добры».



    • Собираясь в театр, ресторан, на политическое мероприятие или корпоративную вечеринку, нужно правильно подбирать наряд.
    • В кино или театре пробираться к своим местам нужно лицом к сидящим. Если места в середине, то пройти к ним нужно заранее, чтобы потом не доставлять неудобство крайним сидящим зрителям.
    • Во время спектакля нельзя кушать – для этого есть антракт и буфет.
    • Мужчине следует после спектакля самому пройти к гардеробу и взять пальто для своей дамы, при этом помочь ей его надеть.
    • В музее нельзя громко разговаривать, не стоит толкаться, пробираясь к экспонатам. Не нужно торопиться – следует спокойно переходить от одного экспоната к другому и не трогать их руками. Необходимо слушать экскурсовода и не перебивать его, задавать вопросы только после того, как он попросит об этом.


    • Сушить зонт в любом помещение следует в закрытом виде.
    • Нельзя класть телефон на стол в гостях, ресторанах, при собеседовании – это признак неуважения, который расценивается, как нежелание общаться с собеседником.
    • Больше сумки, саквояжи, портфели нельзя класть на стол в ресторане или кафе. Сумки вешают на ручку стула, а портфель или саквояж ставят рядом со стулом на полу. На стол допускается класть только маленькую элегантную сумочку.

    Этикет в общественном транспорте

    Правила следующие:

    • При входе в любой общественный транспорт или метро, необходимо пропустить выходящих.
    • Нужно проходить сразу к свободным местам, не задерживайтесь у дверей.
    • Уступать место пожилым людям, беременным и женщинам с детьми и маломобильным гражданам.
    • Задев кого-то или нечаянно толкнув, нужно извиниться.



    Этикет в магазине

    • При входе в магазин сначала нужно пропустить выходящих людей, затем впустите первыми беременных женщин, пожилых людей и маломобильных граждан, и только потом зайти самому.
    • С животными, зажженной сигаретой и мороженым входить в магазин нельзя.
    • За обслуживание продавца следует благодарить.
    • Испорченный товар следует возвращать с вежливым объяснением.
    • Очередь в магазине должна соблюдаться, но женщин с малолетними детьми, беременных и маломобильных граждан следует пропускать вперед.

    Общие правила приличия являются инструментом, регулирующим рамки, за которые в обществе выходить не следует.




    Тонкости общения

    Психологическая составляющая нашей жизни – общение. В первобытном обществе люди общались только благодаря жестам и звукам. Сейчас оно происходит разными способами. В современном мире существует два основных вида общения:

    • Вербальное – с помощью речи. Это самый основной способ, благодаря которому общается вся планета.
    • Невербальное – с помощью жестов, мимики и чувств: тактильных, зрительных, слуховых, обонятельных. С помощью чувств и жестов общаются не только люди, но и животные.


    Общение регулирует отношения в быту, на работе, в семейной жизни, то есть абсолютно в любой сфере жизни. Поэтому не будет лишним знать о некоторых тонкостях, которые помогут понять других и быть понятым самому:

    • Умение слушать и слышать . Способность слушать помогает понять чувства человека. Быть услышанным для нас очень важно, а потому люди, обладающие такой способностью, сразу вызывают доверие и благодарность. Чтобы научиться слушать, необходимо настроиться на собеседника, который хочет донести свои чувства или ожидания. Для этого нужно оставить на время свои мысли, слушать и не перебивать его до тех пор, пока человек не выговорится и не станет ожидать совета от слушателя.
    • Умение выражать свои отрицательные чувства обязательно в семейной жизни. Правильно выразить чувства и не обидеть партнера, вовремя рассказать о накопившихся обидах важно, поскольку он может и не догадываться, что происходит в сердце любящего человека, ведь еще никто не научился читать чужие мысли.

    Важно делать это без упрека и крика, и нужно помнить, что обида приходит на поступок, а не на личность. И также следует донести, что такой поступок оскорбил, и попросить больше так не делать – эмоционально зрелый человек поймет и впредь никогда так не сделает.


    • Умение выражать пожелания и просьбы. Если человек хочет, чтобы его желания выполняли, нужно обойтись без намеков и просить прямо, вежливо и в понятной форме. Заранее поблагодарить, используя при этом слово «пожалуйста» несколько раз, как делают это дети, ведь эта маленькая уловка часто работает.
    • Умение общаться с негативно настроенным человеком. Воздействие негативно настроенного человека способно ввести в уныние и даже депрессию, лишить уверенности и понизить самооценку.


    Оттого стоит избегать такого «товарища», но если от общения не уйти, к примеру, с начальником, тогда следует придерживаться следующих рекомендаций:

    • Нужно абстрагироваться и не принимать на свой счет оскорбления, которые им наносятся.
    • Оставаться спокойным, доказывать свою правоту уверенно и сдержанно, парируя фактами. Обычно такие люди жаждут скандала, такой же реакции на их злость и гнев, но холодная сдержанность может сбить их с толку.

    Негативно на человека влияют не только такие скандалисты, но и другая категория людей, которые постоянно жалуются, – они точно так же высасывают все положительные эмоции. От общения с ними можно устать. Лучшим способом станет избегание от общения с такими людьми или можно попробовать отвлечь их интересной новостью или темой . Но не стоит рассказывать им о своих успехах, так как это даст новую волну жалоб и повод для зависти.


    Этикет в гостях и за столом

    Знание культуры поведения в гостях и за столом поможет человеку не попасть впросак и не прослыть невежей. Следующие пункты этикета приведены для тех, кто любит не только принимать у себя гостей, но и сам часто заходит в гости.

    • хозяин дома встречает гостей на пороге и помогает раздеться, затем хозяйка провожает новоприбывших к столу и знакомит с присутствующими гостями;
    • гостей надо развлекать беседой, но не навязывать темы для общения, а просмотр домашнего фото и видео только по пожеланию всех присутствующих;
    • необходимо следить за тем, чтобы за столом у всех гостей были необходимые столовые приборы.


    • не стоит опаздывать;
    • культурный и вежливый гость не приходит с пустыми руками – цветы, бутылка вина или конфеты будут уместным подарком для хозяйки дома;
    • если это небольшой ужин или обед, то обязательно нужно похвалить кулинарные способности хозяйки, на больших приемах это неуместно;
    • плохой тон – молча сидеть и не общаться с остальными гостями, нужно поддерживать беседу;
    • нельзя уходить без прощания, следует поблагодарить за вечер хозяев и вежливо попрощаться с остальными гостями.



    • Женщины садятся за стол первыми, мужчины помогают им в этом, придвигая стул.
    • Локти на стол не кладут – разрешено класть только кисти рук, к тому же локти должны быть прижаты во время приема пищи.
    • Кушать нужно медленно, тщательно пережевывая пищу. Не допускается прихлебывать или причмокивать.
    • Мясо следует разрезать на маленькие кусочки, при этом нож держать в правой руке, а вилку в левой, есть необходимо с вилки. Есть с ножа недопустимо.
    • В перерывах между приемом пищи вилку и нож не оставляют на скатерти, а кладут на тарелку крест-накрест. Между сменой блюд вилку и нож оставляют также на пустой тарелке, но уже параллельно друг другу, при этом нож располагают справа от вилки.



    • Перед тем как выпить из бокала, необходимо промокнуть рот салфеткой, чтобы не оставлять на нем жирных пятен.
    • В том случае, когда все блюда уже на столе, брать их нужно только специальными приборами, отведенными для каждого отдельного блюда, и ни в коем случае не своей ложкой.
    • Недопустимо пользоваться зубочисткой за столом.
    • Нельзя разговаривать с полным ртом, а также выходить из-за стола не прожевав до конца пищу.
    • Если начался приступ чиханья или кашля, то нужно использовать салфетку.
    • Не стоит заставлять соседа по столу попробовать то или иное блюдо – у всех свои вкусовые предпочтения.
    • За столом следует вести легкую и приятную беседу.


    Правила знакомства с родителями

    Стремясь произвести хорошее впечатление на родителей второй половинки, люди совершают глупые ошибки. Поэтому приходя в гости к родителям своего любимого человека, нужно следовать следующим рекомендациям:

    • Не приходить с пустыми руками, но и не дарить на первой встрече отцу половинки спиртные напитки. Лучше принести цветы маме или тортик к столу.
    • Не стоит заводить разговор первым – лучше подождать пока к вам обратятся.
    • Нужно вести себя скромно, не льстить и не расхваливать интерьер дома.
    • Не стоит отказываться от угощений, стоит помнить, что будущая свекровь или теща готовила для вас – нужно постараться покушать всего понемножку и похвалить хозяйку.


    • Не нужно увлекаться спиртным – лучше постараться протянуть один бокал вина подольше.
    • Девушкам не следует курить в первый визит к родителям.
    • Необходимо позаботиться о приличном внешнем виде. Парням следует надеть брюки и рубашку или джинсы и рубашку, но ни в коем случае не надевать шорты. Девушке стоит избегать коротких шорт, юбок и платьев с глубоким декольте и вырезами.
    • Следует вежливо отвечать на вопросы родителей, не рассказывать анекдоты и избегать глупых шуток.
    • Уходя, обязательно стоит позвать родителей к себе в гости.


    Умение одеваться

    Приятный и опрятный внешний вид, соблюдение личной гигиены – естественные обязанности любого человека. Никому не будет приятно общаться с человеком, от которого неприятно пахнет. Такие простые вещи, как ежедневное посещение душа, чистка зубов и уход за кожей, должны обязательно осуществляться.



    Немаловажно грамотно подобрать свой гардероб, который должен содержать вещи на все случаи жизни.

    При этом обязательно надо учитывать параметры фигуры, чтобы вещь сидела хорошо и не казалась маленькой, или, наоборот, большой.

    При подборе цвета вещи нужно опираться на цвет кожи, лица и глаз. Каждый человек имеет свой цветотип:

    • Зима – кожа может быть как почти белой, так и смуглой, волосы – черные или темные.


    • Весна – светлые волосы и глаза, тонкая кожа, розовые губы.


    • Лето – светло-русые, пепельного оттенка волосы. Серые, серо-голубые, зеленые, светло-карие глаза. Серовато-бежевый и слегка розовый оттенок кожи, бледно-розовые губы.


    • Осень золотистая кожа, теплые оттенки глаз (карие, золотистые, темно-карие), волосы от золотистых до рыжих оттенков.


    Для цветотипов зима и лето хорошо подойдут вещи холодных оттенков, для весны и осени – теплых, пастельных.

    Сам гардероб делится на следующие категории:

    • Повседневный . Здесь будут уместны джинсы, футболки, рубашки, различные пуловеры и кофты. Женщины могут включить в него платья простого кроя и юбки, летом – сарафаны и шорты. Такая одежда удобна для встреч с друзьями, похода по магазинам, прогулке в парке или похода с детьми в цирк или в музей.

    Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены .

    Типы социальных норм

    1. Групповые привычки - нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).
    2. Общие правила - нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет . Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.
    3. Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе . Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы , виденье человеком своего должного поведения.

    Неоинституционалисты разделяют на конвенции (или стратегии), нормы и правила. Социальные конвенции описывают обыденное и повседневное поведение, которое не подразумевает применение санкций или запретов. Норма - это тип социального института, который носит обязательный характер и выражает запрет, требование или разрешение. Правило включает в себя не только обязательное требование или запрет, но и санкцию за его несоблюдение. Создание в обществе системы соблюдения правил должно включать наказания для тех, кто их не соблюдает. По мнению неоинституционалистов , норма - это «промежуточный» социальный институт, переходная социальная форма от правил к конвенциям, подразумевающая постепенный отказ от социального принуждения.

    Функции социальных норм

    • интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;
    • регулирование общего хода социализации ;
    • контролирование девиантного поведения ;
    • формирование моделей, эталонов поведения.

    Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

    1. Социальные нормы - это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.
    2. Социальные нормы - это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы , цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

    Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

    • как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);
    • как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

    Социальные нормы имеют всеобщий характер . Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:

    • неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);
    • универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);
    • многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

    Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам так называемую «объективную властность».

    Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям , применяя которые, общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

    При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

    >> Правила и нормы поведения в обществе

    15. Правила и нормы поведения в обществе

    Что такое социальные нормы?

    Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами поведения, обычаями, традициями , ценностями. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его.

    Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.

    Усвоение норм и правил начинается с детских игр. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.

    Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы.

    Игра является способом познания норм и правил взрослого общества. Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя , директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.

    Через игру подросток входит в мир взрослых, где главную роль выполняют запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции, одним словом - социальные нормы. В обществе существует множество видов социальных норм.

    Обычаи и традиции

    Слово «обычай» пришло из обыденной жизни. Это привычные формы поведения людей в повседневной жизни. Привычки - это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Образ жизни создается нашими привычками. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Таковы привычки чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь и т. д. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки: громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти. Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры - это внешние формы поведения человека. Они основаны на привычках и получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Хорошим манерам необходимо учить. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом - все это повседневные манеры воспитанного человека. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе - этикет. Этикет - это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

    Социальные нормы - это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.

    Большое значение в жизни общества имеют обычаи. Обычай - это традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи присущи широким массам людей. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, как ценности. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.

    Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников.

    Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

    Обычаи и традиции сопровождаются обрядами. Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Они могут быть связаны с рождением человека, крещением, свадьбой, помолвкой. Обряды сопровождают вступление человека в новую сферу деятельности: воинская присяга, посвящение в студенты. Со смертью человека связаны такие обряды, как погребение, отпевание, поминки.

    Нравы и законы

    Нравы - особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» происходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis в переводе означает «нравственный». Нравы - это обычаи, имеющие моральное значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Во всех обществах считается безнравственным оскорблять старших, обижать слабого, унижать инвалида, нецензурно выражаться. Особой формой нравов является табу. Табу - это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы. В древних обществах система таких запретов определяла правила жизни людей. В современном обществе табу на кладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.

    Нравственность опирается на систему ценностей .

    Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном и идеалом для всех людей. Для верующих людей в обществе существуют религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.

    Поведение людей в обществе регулируется также с помощью правовых норм. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы поведения . Нарушение законов влечет за собой определенное наказание. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и человеческое достоинство, собственность.

    Подведем итоги

    Человеческое общество не может существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, существующие в обществе, обычаи, нравы, религия, право регулируют жизнь и взаимоотношения людей, сплачивают общество и поддерживают общественный порядок.

    Проверьте свои знания

    1. Объясните значение понятий: «социальные нормы», «обычаи», «нравы», «этикет», «религиозные нормы», «правовые нормы».
    2. Приведите примеры таких форм поведения, как привычки,традиции, нравы.
    3. Для чего нужны в обществе законы ?

    Практикум

    1. Используя знания по истории Древнего мира, подготовьте сообщение «Как появились нормы жизни и поведения людей в обществе».
    2. Объясните взаимосвязь нравственных позиций члена общества: «Я хочу!», «Я могу!», «Я должен!».

    Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: