Распад ссср. образование содружества независимых государств. Образование снг

Распад Союза Советских Социалистических Республик и создание Содружества Независимых Государств

Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед СССР, была проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М, Горбачева проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Этот процесс сопровождался обострением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 году, в Баку в 1990, Нагорный Карабах, столкновения между узбеками и киргизами в Ошской области в 1990 году, вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 году).
Разжиганию межнациональных конфликтов способствовали действия Союзного центра и армейского командования (разгон войсками демонстрации в Тбилиси в апреле 1989 года, ввод войск в Баку, захват армией телецентра в Вильнюсе). В результате межнациональных конфликтов к 1991 году в СССР появилось около 1 млн беженцев.

Новые органы власти в союзных республиках, сформированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемешалась из Центра в республики.

Противостояние Центр — республики выражалось не только в «войне законов», т.е. ситуации, когда республики объявляли одна за другой верховенство республиканских законов над союзными, но и в положении, когда Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик принимали законы, противоречащие друг другу. Отдельные республики срывали воинский призыв; минуя Центр, .заключали между собой двухсторонние соглашения о государственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно как в Центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М. Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9 + 1», т.е. девяти республик и Центра, которые решили подписать Союзный договор. Текст последнего был опубликован в печати, подписание договора было намечено на 20-е августа.

М. Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форос, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. 18 августа к М. Горбачеву в Форос прибыли некоторые высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур и потребовали у него санкционировать введение на всей территории страны чрезвычайного положения. Президент отказался выполнить эти требования.

19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице-президента Г. Янаева и Заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М. Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей, и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП), каковое и вводилось, «идя навстречу требованиям широких слоев населения», на всей территории СССР на срок 6 месяцев с 4 часов 19 августа 1991 года. В состав ГКЧП вошли: Г. Янаев - вице-президент СССР, В. Павлов - премьер-министр, В. Крючков - председатель КГБ СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел, О. Бакланов - первый председатель Совета Обороны СССР, A. Тизяков - председатель Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и B. Стародубцев - председатель Крестьянского союза.

20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - «Обращение к советскому народу». В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик («растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества, потеряли радость жизни десятки миллионов советских людей… в самом недалеком будущем неизбежен новый виток обнищания.»). Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д.
В тот же день было опубликовано постановление №1 ГКЧП, в котором предписывалось считать недействительными законы и решения органов власти и управления, противоречащие законам и Конституции СССР, запретить митинги и демонстрации, установить контроль над средствами массовой информации, обещалось снизить цены, выделить желающим 0,15 га земли и повысить зарплату.

Первая реакция на факт создания ГКЧП в Казахстане была выжидательно-соглашательская. Все республиканские газеты, радио и телевидение республики донесли до населения все документы ГКЧП, По свидетельству председателя Гостелерадио СССР Л. Кравченко, Н. Назарбаев подготовил специальный видеоролик со словами признания и поддержки ГКЧП. Телеобращение Н. Назарбаева было отправлено в Москву для трансляции по первому каналу, но показано не было.

Опубликованное 19 августа обращение Н. Назарбаева «К народу Казахстана» никаких оценок происходящего не содержало и сводилось к призывам к спокойствию и выдержке, в нем также указывалось, что чрезвычайное положение на территории Казахстана не вводится. В Алма-Ате 19 августа лишь немногочисленные представители демократических партий и движений - «Азат», «Азамат», «Алаш», «Единство», «Невада-Семей», СДПК, профсоюз «Бiрлecy» и др. собрали митинг и выпустили листовку, в которой произошедшее было названо государственным переворотом и содержался призыв к казахстанцам не быть соучастниками преступления и предать суду организаторов переворота.

На второй день путча, 20 августа, Н. Назарбаев выступил с Заявлением, в котором в осторожных выражениях, но все же определенно выразил свое осуждение путча. В целом по республике многие руководители областей и ведомств фактически поддержали путчистов, разработав с разной степенью готовности мероприятия по переходу к чрезвычайному положению.

21 августа путч провалился. Горбачев М. вернулся в Москву. Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела против заговорщиков. После поражения путча последовала серия акций Президента и Парламента Казахстана.

В тот же день был опубликован Указ Н. Назарбаева от 22 августа «О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокураторы, государственной безопасности, внутренних дел, милиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР».

25 августа вышел Указ Президента «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР», согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства.

28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н. Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК КПК. Пленум принял два постановления: о прекращении деятельности ЦК КПК и о созыве в сентябре 1991 года XVIII (чрезвычайного) съезда Компартии Казахстана с повесткой дня «О Компартии Казахстана в связи с политической ситуацией в стране и КПСС».

30 августа был опубликован Указ Президента от 28 августа «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях».

29 августа - Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.
Кроме того, Н. Назарбаев издал указы «Об образовании Совета Безопасности КазССР», «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства КазССР», «О создании золотого запаса и алмазного фонда КазССР», «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности КазССР».

После августа 1991 года процесс распада СССР пошел более быстрыми темпами. В сентябре 1991 года в Москве состоялся V (внеочередной) съезд народных депутатов СССР. По предложению М Горбачева, Н. Назарбаев огласил заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик, в котором предлагалось:

  • — во-первых, безотлагательно заключить экономический союз между республиками;
  • -во-вторых, в условиях переходного периода создать Государственный совет как высший орган власти СССР.

5 сентября 1991 года съезд принял Конституционный закон о власти в переходный период, а затем сложил свои полномочия перед Государственным советом СССР и тогда еще не сформированным Верховным Советом СССР. Эта отчаянная попытка М. Горбачева сохранить Центр не увенчалась успехом - большая часть республик не послали в Государственный совет своих представителей.

Тем не менее, Госсовет, состоявший из высших должностных лиц республик СССР, начал свою работу 9 сентября 1991 года с признания независимости прибалтийских государств. СССР официально сократился до 12 республик.
В октябре восемь союзных республик подписали Договор об экономическом сообществе, но он не соблюдался. Процесс дезинтеграции нарастал.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его парафирование. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь ML Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение в парламенты семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины.

Население Украины, в марте 1991 года дружно проголосовавшее за сохранение СССР, в декабре 1991 года столь же дружно проголосовало за полную независимость Украины, похоронив, тем самым, надежды М. Горбачева сохранить СССР.
Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом Соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование. Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и, как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов.

13 декабря 1991 года на срочно созванной встрече в Ашхабаде лидеров «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан) руководитель Туркмении С. Ниязов (по свидетельству Н. Назарбаева) предложил рассмотреть возможность создания Конфедерации Центрально-азиатских государств в ответ на решения в Беловежской Пуще.

В конечном итоге лидеры «пятерки» дали понять, что они не намерены вступать в СНГ как присоединившиеся участники, но только как учредители, на равноправных началах, на «нейтральной» территории. Здравый смысл восторжествовал, приличия были соблюдены, и 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки» (Белоруссия, Россия, Украина) и «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан).

На Алма-Атинской встрече была принята Декларация () о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе одиннадцати государств.

25 декабря М. Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.
Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.
Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов,
согласно которым:

  • — констатировалась территориальная целостность входивших в Содружество государств;
  • — сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
  • — создавались высшие органы власти СНГ «Совет глав государств» и»Совет глав правительств»;
  • — объявлялся открытый характер Содружества.

Провал августовского путча (19-21 августа 1991 г.) резко изменил ситуа­цию в стране. Перемены произошли, прежде всего, в сфере межнациональных отношений. Ускорился распад Союза ССР. Союзные республики объявили се­бя независимыми государствами. В сентябре 1991 г. У Внеочередной съезд на­родных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Президент СССР М. С. Горбачев пред­принимал попытки выработать и заключить новый Союзный договор. Однако становилось все очевиднее, что сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР невозможно.

8 декабря 1991 г. лидеры трех республик - Беларуси, России, Украины -республик, подписавших в 1922 г. договор об образовании СССР, заявили о пре­кращении его существования. Стороны отметили, что "переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода респуб­лик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом" и заявили об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Несколько позднее к Содружеству присоединились и другие бывшие со­юзные республики, за исключением стран Балтии и Грузии. 21 декабря в Алма-Ате была принята Декларация государств - участников СНГ. Участники Алма-Атинской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существующих границ, сохранили объ­единенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, гарантировали также выполнение международных обя­зательств бывшего Союза ССР.

25 декабря стало последним днем работы Президента Союза ССР М.С. Гор­бачева. СССР прекратил свое существование.

Становление СНГ проходило непросто. Между бывшими советскими рес­публиками возникали трения, различной остроты конфликты. Наиболее опасные разногласия возникли между Россией и Украиной по вопросу о судьбе Черно­морского флота (Россия относила флот к стратегическим силам, которые нахо­дятся под объединенным командованием стран СНГ; Украина считала, что поч­ти весь флот должен принадлежать ей), Крыма (завоеванного во второй полови­не XVIII в. Россией и переданного в 1954 г. Н. С. Хрущевым Украине), эконо­мических взаимоотношений. Несмотря на существующие ныне и возможные в будущем сложности в отношениях между странами СНГ, его образование имело положительное значение. Оно прервало процесс хаотического распада Союза и способствовало координации действий между республиками бывшего СССР.

Новые независимые государства получили международную поддержку и признание. Утверждению международного авторитета России способствовали визиты ее Президента Б. Н. Ельцина в Италию, США, Англию, Канаду, Фран­цию в конце 1991- начале 1992 г., новые инициативы российского руководства в области ограничения и сокращения вооружений. Россия сняла с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, ликвидировала 130 шахтных пуско­вых установок межконтинентальных ракет, приняла решение о прекращении производства отдельных видов тяжелых бомбардировщиков, вдвое сократила количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, находя­щихся на боевом патрулировании, заявила о сокращении на 700 тыс. человек Вооруженных Сил бывшего СССР.

На встрече российского и американского президентов - Б.Н. Ельцина и Дж. Буша была принята кэмп-дэвидская декларация. В ней была изложена но­вая формула взаимоотношений между двумя странами: "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанным на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и эко­номической свободе".

Мировое сообщество оказало странам СНГ существенную помощь по­ставками продовольствия, предоставлением кредитов. Однако отсутствие бла­гоприятных экономических и правовых условий сдерживает инвестиции в эко­номику государств Содружества.

Освобождение от центральных союзных властей позволило независимой Рос­сии быстрее и энергичнее встать на путь широких экономических преобразований.

Тяжелое экономическое положение, доставшееся в наследие от прошлого, заставило российское правительство начать экономическую реформу с либера­лизации цен, установления высокого уровня налогообложения, урезания соци­альных программ. Все это преследовало цель стабилизировать финансовое по­ложение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть стране доро­гу в международные экономические и финансовые организации. В то же время задерживается процесс приватизации предприятий, существуют серьезные бю­рократические препятствия открытию и функционированию частных фирм.

Вынужденные жесткие экономические меры вызвали снижение жизнен­ного уровня населения, способствовали появлению недовольства, усилению социальной напряженности в обществе. В январе - феврале 1992 г. в Москве, других городах прошли митинги, участники которых требовали возврата к ста­рому, к коммунистической системе, планово-распределительной экономике, к прежней советской империи, выступали против реформ, экономической, поли­тической и духовной свободы. Разногласия возникли и в самом российском ру­ководстве. Ряд государственных деятелей, в частности вице-президент А.В. Руцкой, подвергли критике политику реформ кабинета Б. Н. Ельцина. Однако, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, большинство населения России в целом поддерживает действия российского правительства.

Дальнейшее развитие ситуации, очевидно, будет определяться способно­стью руководства России к эффективным преобразованиям в области станов­ления рыночной экономики, к мирному разрешению сложных межнациональ­ных проблем, а также способностью населения адаптироваться к новым усло­виям жизни, авторитетом, влиянием тех слоев населения, которые составляют социальную базу реформ. 65. Провозглашение независимости Республики Беларусь.

Попытка руководства Советского Союза провести радикальные эконо­мические преобразования привела к либерализации общественно-политической жизни, реформированию взаимоотношений между республика­ми и центром. На местах, в том числе в Беларуси, разрасталось движение за национальную независимость. В 1990 г. начался процесс провозглашения су­веренных республик, 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Деклара­цию о государственном суверенитете Белорусской ССР. Соответственно ей на территории республики провозглашалось верховенство Конституции Белорус­ской ССР и ее законов. Этим шагом было положено начало движению к реаль­ному государственному суверенитету, который утверждался во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, в достойной жизни каждого граж­данина республики. Граждане Беларуси всех национальностей составляют бе­лорусский народ, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Белорусская нация имеет неотъемлемое право на самоопределение.

Конец 1990 - начало 1991 г. отмечены попытками поиска новых форм на­ционально-государственных связей республик СССР. В марте 1991 г. состоялся референдум о судьбе Союза ССР, в ходе которого за сохранение СССР выска­залось большинство населения. Однако надежда на постепенное реформирова­ние СССР была перечеркнута путчем в августе 1991 г. После провала путча Верховный Совет БССР 25 августа 1991 г. принял решение о придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете Белару­си, а также постановление об обеспечении политической и экономической са­мостоятельности республики. В собственность Беларуси были переданы пред­приятия, организации и учреждения общесоюзного подчинения, размещенные на ее территории. Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности БССР из союзно-республиканских учреждений были преобразова­ны в республиканские. Было принято решение о приостановке деятельности КПБ, департизации органов государственной власти и управления, предприятий, организаций и учреждений. Партийная собственность была опечатана.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет утвердил новое название страны -Республика Беларусь, было принято также решение о введении новой государст­венной символики - герба "Погоня" и бело-красно-белого флага. 8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули в Беловежской пуще руководители Беларуси, России и Украины подписали соглашение об образовании Содружества Независимых Го­сударств (СНГ). Официальным центром содружества был определен Минск.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Беларуси ратифицировал соглаше­ние об образовании СНГ и принял решение о денонсации Союзного договора 1922 г. 21 декабря 1991 г. руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана на встрече в Алма-Ате поддержали создание СНГ. СССР прекратил свое существование.

Беларусь вступила в новый этап своего развития. В конце 1991-1992 г. бы­ли созданы Главное управление пограничных войск при Совете Министров Рес­публики Беларусь, Государственный таможенный комитет, Министерство оборо­ны республики и т.д. Одним из первых шагов стало присоединение Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия, заключение с Россией Договора о статусе стратегических ядерных сил на ее территории. Предусматривался вывод из Беларуси до конца 1997 г. стратегических ракет и ядерных боеголовок.

С развитием демократии в обществе сложились условия для формирова­ния многопартийной системы. Одной из первых возникла Объединенная демо­кратическая партия Беларуси (1990 г.), которая в 1995 г. соединилась с Граж­данской партией и создала Объединенную гражданскую партию. В 1991 г. воз­никли Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада, Партия коммунистов Беларуси. В 1992 г. - Партия народного согла­сия. Объединенная аграрно-демократическая партия, Славянский собор "Белая Русь", Партия зеленых Беларуси и т.д. Со времени III съезда Белорусского на­родного фронта в 1993 г. фактически была создана партия БНФ, который заро­дился в 1988 г. как широкое общественно-политическое движение. В октябре 1990 г. состоялся I съезд Федерации профсоюзов Беларуси, а в 1991 г. образо­вались Свободные профсоюзы Беларуси. В настоящее время в Беларуси дейст­вует 36 политических партий и движений. Они представляют широкий поли­тический спектр от партий коммунистической и социалистической ориентации до партий, которые выступают за проведение радикальных реформ капитали­стического направления. В национально-культурной области дифференциация политических сил прослеживается по отношению к сохранению и укреплению белорусской государственности. Большинство политических партий Беларуси имеют незначительное количество членов, неопределенную социальную базу. Наиболее крупные из них БНФ, ПКБ, Объединенная гражданская партия.

Начав проводить независимую внешнюю политику, Республика Беларусь подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декла­рации прав человека, суверенного равенства государств, неприменения и отка­за от угрозы силы, нерушимости границ и т.д. В настоящее время Беларусь как независимое государство признали 123 страны мира, дипломатические отно­шения установлены с 121 страной. В Минске открыты 27 посольств, 6 кон­сульств и 7 представительств международных организаций. Беларусь заклю­чила договоры с суверенными республиками СНГ, приняла декларации о принципах добрососедских отношений с республиками Прибалтики. Респуб­лика стала участником совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, стала первой из стран - членов СНГ, которые вошли в состав Совета Европы, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития. Приоритетами внешнеэкономической деятельности Беларуси являются в настоящее время по­лучение международной помощи по преодолению последствий аварии на Чер­нобыльской АЭС, кризисных явлений в экономике, привлечение иностранных инвестиций и т.д. Среди стран-партнеров Беларусь ориентируется, в первую очередь, на Россию и страны СНГ.

Важным событием стали подготовка и принятие 15 марта 1994 г. новой Кон­ституции. Соответственно Конституции, Республика Беларусь - унитарное демо­кратическое социально-правовое государство, которое основано на принципе раз­деления властей: законодательной, исполнительной и судебной. Руководителем го­сударства и исполнительной власти является Президент Республики Беларусь. Президент формирует высший исполнительный орган и несет ответственность за его работу. Деятельность президента регламентируется Конституцией и законами.

Образование СНГ - событие, имевшее целью «компенсировать» развал Советского Союза.

Содружество независимых государств - добровольное соглашение, заново сплотившее страны и нации, которые в культурном и экономическом плане во многом продолжали развиваться как единое целое.

Во всех странах СНГ, кроме России, русский язык имеет статус второго государственного или официального языка.

Причины образования СНГ

Содружество независимых государств было провозглашено 8 декабря 1991 года в небезызвестной Беловежской пуще. В то время учредителями новой формации стали президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич.

Позже к организации присоединились все остальные страны бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии; последней в списке присоединившихся стала Грузия, вошедшая в состав СНГ только в 1993 году.

В соглашении были указаны причины образования организации:

  • Историческая общность стран и народов - членов Содружества;
  • Стремление к построению демократического правового общества;
  • Намерение стран-участниц развиваться в едином экономическом, культурном и политическом пространстве.

При этом историческая общность затрагивала не только период существования СССР: ранее эти же территории являлись частью Российской империи. Страны Средней Азии и Закавказья именно в составе империи обрели государственность и восприняли европейскую культуру в её русском варианте.

Функционирование

Страны СНГ за всё время существования организации реализовали ряд общих проектов. Так, существенным событием стало образование Зоны свободной торговли, заменившее сразу две сотни документов, регулировавших торговые отношения между странами СНГ. Участницы Содружества осуществляют совместное командование своими вооружёнными силами, регулируют свои ядерные программы, миграционную политику и т. д.

Однако СНГ не является каким-либо государственным образованием, даже конфедерацией: у каждой страны собственное законодательство, своя валюта, экономические приоритеты (по крайней мере формально). Помимо полноправных участниц, статусом наблюдателей в СНГ являются Монголия и Афганистан. Первая имеет со странами бывшего СССР особо тесные связи - её неофициально называли «шестнадцатой советской республикой».

Вторая - глубоко отставшая во всех сферах страна с полуфеодальными порядками, но имевшая неудачную попытку строительства социализма и присоединения к восточному блоку. Также в состав СНГ пожелали войти страны бывшей Югославии, однако эти заявления пока что не были претворены в жизнь.

Критика

Страны СНГ, на первый взгляд, являются дружественными государствами с очень тесными контактами. Однако различного рода противоречия внутри Содружества сохраняются. В числе затяжных конфликтов можно указать Нагорно-Карабахский, чеченский (в том числе образование непризнанного государства Ичкерия), приднестровский. Из более новых - уничтожение Украины и выход из состава СНГ Грузии.

СНГ в его нынешнем состоянии часто критикуется как коррупционное образование, имеющее целью не развитие, а подавление входящих в него стран, в том числе России. Большинство стран СНГ развиваются как «сырьевые придатки» развитого мира, руководимые авторитарными и тоталитарными лидерами - бывшими участниками крупных ОПГ; и попытка той или иной страны выйти из данной системы, даже при сохранении членства в СНГ, оборачивается ответными агрессивными действиями остальных членов.

Тем не менее, есть и относительно успешные примеры развития стран СНГ - к таковым относятся Казахстан и Белоруссия. Это самые богатые, развитые и стабильные участницы СНГ, однако отношения с Белоруссией у российского руководства далеко не идеальны.

Распад СССР и создание СНГ


содружество государство распад республика

Введение

1.1 Распад СССР

Заключение

Введение

Целостность исторического процесса не должна подвергаться сомнению, что обусловливает новые подходы к изучению, прежде всего, недавнего советского политико-правового опыта.

Советская история требует объективного осмысления. В основу должен быть положен исторический факт, всесторонне изученный, получивший научную интерпретацию. В этом контексте требует своего осмысления одна из наиболее обсуждаемых острых проблем, аккумулирующих многоаспектность советской истории, - проблема распада СССР. Насколько закономерен этот процесс, каковы его причины и оправданы ли последствия - эти и ряд других вопросов возникают на фоне этой сложной темы.

Распад СССР, самой крупной по площади государства, занимавшего 1/6 часть обитаемой суши, безусловно, является крупнейшей геополитической катастрофой XX века, представлявшего собой системную дезинтеграцию в экономической, общественной, политической и социальной структурах Советского Союза.

В настоящее время историки не обладают единым мнением как на то, что явилось основной причиной распада СССР, так и на то, возможно ли было предотвратить процесс распада.

Однако факторов, ведущих к развалу, было достаточно, в том числе и авторитарный характер советского общества, диспропорции экстенсивной экономики, ряд крупнейших техногенных катастроф, межнациональные конфликты в том числе и беспорядки 1972 года в Каунасе, массовые демонстрации 1978 году в Грузии, события 1980 года в Минске, декабрьские события 1986 года в Казахстане и др.: всё это в результате конкатенации привели к дезинтеграции советской системы.

Теоретические и практические основы исследования норм права разработаны такими учеными как: Коршунов М.М., Кочеткова М.В., Абдуллоев И.Р., Федотов А.А., Кислицын С.А., Цурганов Ю.С., Кожевина М.А., Космач В.А., Григонис Э.П., Тимофеева А.А. и другими.

Целью работы является уточнение сущности распада СССР и образования СНГ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

изучить особенности распада СССР;

дать характеристику причин и последствий распада СССР;

рассмотреть особенности образования СНГ.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности распада СССР и образования СНГ.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Характеристика распада СССР

1.1 Распад СССР

декабря 1991 г. во время встречи в Белоруссии в Беловежской Пуще, проведенной в тайне от советского президента, лидеры трех славянских республик Б.Н. Ельцин (Россия), Л.М. Кравчук (Украина), С.С. Шушкевич (Белоруссия) заявили о прекращении дейсвия союзного договора 1922 г. и создании СНГ - Содружества Независимых Государств. В сепаратном межгосударственном соглашении говорилось: "Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом… заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано соглашение". В заявлении трех руководителей говорилось, что "Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения".

декабря на встрече в Алма-Ате, на которую советский президент не был приглашен, одиннадцать бывших советских республик, а теперь независимых государств, объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями и без каких-либо законодательных, исполнительных и судебных полномочий.

Оценивая впоследствии эти события, бывший президент СССР говорил, что считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его глубокого реформирования, превращения в Союз Суверенных Государств, другие - против. В Беловежской Пуще за спиной президента СССР и Парламента страны все мнения были перечеркнуты, и СССР был уничтожен.

С точки зрения экономической и политической целесообразности трудно понять, зачем бывшим советским республикам нужно было "сжигать дотла" все государственные и экономические связи, но не следует забывать, что кроме ярко проявившихся процессов национального самоопределения в советских республиках был факт борьбы за власть. И этот факт сыграл не последнюю роль в решении Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, принятом в Беловежской Пуще о прекращении действия Союзного договора 1922 г. Крушение СССР подвело черту под советским периодом современной отечественной истории.

Распад Советского Союза привел к наиболее впечатляющей со времен Второй мировой войны геополитической ситуации. Фактически это была настоящая геополитическая катастрофа, последствия которой и сегодня отражаются на экономике, политике и социальной сфере всех бывших республик Советского Союза.

1.2 Причины и последствия распада СССР

Как происходил распад СССР? Причины и последствия этого события до сих пор интересуют историков и политологов. Интересно оно тем, что до сих пор не все понятно о ситуации, которая сложилась в начале 1990-х годов. Сейчас многие жители СНГ хотели бы вернуть те времена и снова объединиться в одно из самых могущественных государств мира. Так почему же тогда люди перестали верить в счастливое будущее вместе? Это один из самых важных вопросов, который сегодня интересует многих.

Событие, которое произошло в конце декабря 1991 года, повлекло за собой создание 15 самостоятельных государств. Причины развала СССР заключаются в экономическом кризисе страны и в недоверии простого советского народа к власти, какую бы партию она ни представляла. Исходя из этого, распад СССР, причины и последствия данного события связывают с тем, что Верховный Совет Советского Союза после самоотвода президента государства Горбачева М.С. принял решение прекратить существование страны, которая победила в двух войнах.

В настоящее время историки выделяют лишь несколько причин развала СССР. Среди основных версий можно выделить следующие:

слишком жесткий политический строй в стране, который запрещал многие вольности народу в сфере религии, цензуры, коммерции и т.д.;

не совсем удачные попытки правительства Горбачева перестроить политическую систему Советского Союза за счет реформ, которые привели к экономическому и политическому кризису;

отсутствие власти у регионов, потому что практически все важные решения принимала Москва (даже касаемо тех вопросов, которые входили целиком и полностью в компетенцию регионов);

война в Афганистане, холодная война против США, постоянная финансовая поддержка других социалистических государств, несмотря на то, что некоторые сферы жизни требовали существенных реконструкций.

Распад СССР, причины и последствия привлекли к тому, что экономический кризис того времени перенесся и на новые 15 государств. Так что, может быть, и не стоило спешить с распадом. Ведь данная декларация существенно не изменила ситуацию у народа. Может, через несколько лет и Советский Союз мог бы выровняться и спокойно продолжить свое развитие?

Возможно, причины и последствия распада СССР также связаны с тем, что некоторые государства испугались новой формы власти, когда в парламент прошло много либералов и националистов, и сами вышли из состава союза. Среди этих стран были следующие: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия. Скорее всего, именно они подали отличный пример остальным республикам, и те еще больше стали желать отсоединения. А если бы эти шесть государств немного подождали? Может быть, тогда получилось бы сохранить целостность границ и политического строя Советского Союза.

Распад СССР, причины и последствия данного события сопровождались различными политическими съездами и референдумами, которые, к сожалению, не принесли желаемого результата. Поэтому в конце 1991 года уже практически никто не верил в будущее самой большой страны во всем мире.

Наиболее известными последствиями развала Советского Союза считают такие:

моментальное преобразование Российской Федерации, где Ельцин сразу же провел несколько экономических и политических реформ;

произошло множество межнациональных войн (в основном эти события происходили на Кавказских территориях);

разделение Черноморского флота, распад Вооруженных сил государства и деление территорий, которое происходило между еще недавно дружескими нациями.

Каждый должен сам решить для себя, правильно ли поступили мы в 1991 году, или нужно было немного подождать и позволить стране оправиться от многочисленных проблем и продолжить свое счастливое существование.

2. Содружество Независимых государств (СНГ)

2.1 Создание Содружества Независимых Государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) - это международная региональная организация, призванием которой является регулирование сотруднических отношений между странами, ранее входившим в СССР. СНГ действует на добровольной основе. Содружество не есть надгосударственной структурой.

СНГ было создано 8 декабря 1991года под Брестом (Беларусь) в Вискулях, Беловежская пуща. Основано содружество впоследствии принятия "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" главами БССР, Украины и РСФСР.

В этом документе указывалось, что СССР перестал существовать как субъект геополитической реальности и международного права. Но сторонами было договорено о организации Содружества Независимых Государств, основываясь на тесных связях между народами, на стремлении к правовому демократическому государству, желании развивать отношения на основе уважения суверенитета.

декабря 1991 г. Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали это соглашение. Верховный Совет России ратифицировал его 12 декабря. Но для ратификации соглашения нужно было созывать Съезд народных депутатов РСФСР, высший орган власти. Весной 1992 года Съездом народных депутатов РСФСР не было принято постановление на голосование вопроса о ратификации беловежского соглашения. До своего роспуска он не ратифицировал этот документ. В декабре 1991 года в Ашхабаде была проведена встреча пяти стран: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Туркменистана. В итоге, было создано заявление о согласии войти в содружество.

декабря 1991 года главами одиннадцати бывших республик была подписана Алма-Атинская декларация о принципах и целях СНГ. В ней шлось об остановлении существования Союза ССР и образовании СНГ. Также говорилось об общем командовании военно-стратегическими силами, о создании и усовершенствовании общего экономического пространства, о едином контроле над ядерным оружием.

В первые годы деятельности организации в основном решались вопросы организационного характера. В декабре 1991 г. в Минске прошла первая встреча представителей стран содружества. На ней было подписано "Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств", говорилось в котором о создании Совета глав государств, высшего органа СНГ. Также подписали "Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках", согласно которому страны имели право на сои вооруженные силы.

Период организационных вопросов был завершен, когда 22 января 1993 года в городе Минск подписали главный документ объединения - "Устав Содружества Независимых Государств".

Государства-учредители СНГ - это страны, которые приняли Соглашение об основании СНГ, а также Протокол к нему до момента утверждения устава. Государства-члены СНГ - это страны, которые приняли Устав на протяжении года уже после его принятия.

В состав СНГ входят следующие страны:

Таджикистан

Молдавия

Киргизия

Казахстан

Азербайджан

Белоруссия

Туркмения - заявила о том, что принимает участие в организации как ассоциированный член

Узбекистан

Украина - не ратифицировала Устав. Это значит, что де-юре она не есть страной-участником СНГ, относясь к учредителям и участникам организации.

Что касается Грузии, то в 1993 году она ратифицировала к Соглашению о создании СНГ. Но в 2009 году официально страна покинула содружество. Монголия принимает участие в СНГ, как наблюдатель. Афганистан высказал о своих намерениях вступить в СНГ.

Наивысший орган СНГ - это Совет глав государств СНГ, который принимает решения по всем вопросам касательно деятельности организации. В Совете представлены все страны-участники содружества. Совет глав государств СНГ дважды в год собирается на заседания.

Совет глав правительств СНГ - это орган, который проводит координацию сотрудничества представителей исполнительной власти стран-участников содружества в таких областях совместных интересов, как, например, социальная или экономическая. Совет в год собирается два раза.

Все постановления Советов принимаются посредством консенсуса. Главы обоих Советов возглавляют по очереди в порядке алфавита названий стран содружества.

К другим органам СНГ относятся:

Совет министров иностранных дел СНГ

Совет министров обороны СНГ

Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ

Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ

Финансово-банковский совет

Статистический комитет СНГ

Совет объединенных вооруженных сил СНГ

Экономический совет СНГ

Совет командующих пограничными войсками СНГ

Межгосударственный банк

Антитеррористический Центр государств-участников СНГ

Межпарламентская ассамблея СНГ

Комиссия по правам человека

Экономический суд.

2.2 Цели Содружества Независимых Государств (СНГ)

Основа организации СНГ - это суверенное равенство участников. Именно поэтому страны-участники - самостоятельные субъекты международного права. СНГ не имеет наднациональных полномочий и не есть страной или государством.

К основным целям СНГ относятся:

1. Сотрудничество в таких сферах, как экономическая, политическая, культурная, гуманитарная и экологическая.

2. Гарантия свобод и прав человека.

3. Взаимопомощь в правовом аспекте.

4. Общее экономическое пространство, интеграция и межгосударственная кооперация.

5. Мир и безопасность, достижение полного разоружения.

6. Мирное решение конфликтов.

Совместная деятельность стран-участников СНГ:

1. Координация вопросов внешнеполитической деятельности.

2. Развитие связи и транспорта.

3. Гарантия прав и свобод граждан.

4. Сотрудничество в развитии таможенной политики и общего экономического пространства.

5. Вопросы относительно окружающей среды и охраны здоровья.

6. Сотрудничество в оборонной, социальной и миграционной политике.

7. Сотрудничество по вопросам борьбы с организованной преступностью.

Заключение

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны.

Но всё-таки, почему произошёл распад СССР и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы.

Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет.

Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз.

Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик.

Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад Советского Союза и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.

Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить чрезвычайное положение в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы.

Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости.

Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество.

Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между независимыми государствами (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот нормативно-правовых актов касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее:

1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой.

2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны.

3. США и страны НАТО начинают сотрудничество с бывшими республиками.

Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования Содружества Независимых Государств, в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

Список использованной литературы

1. Значение изучения распада СССР в современном российском обществе. / Коршунов М.М., Кочеткова М.В. // Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6 (34). - С. 10.

2. Из истории распада СССР. / Абдуллоев И.Р. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова Серия: Гуманитарные науки, 2013. - №3 (36). - С. 103-115.

3. Из истории распада СССР. / Федотов А.А. // На пути к гражданскому обществу, 2014. - №2 (14). - С. 84-86.

4. Историография распада СССР. / Коршунов М.М., Кочеткова М.В. // Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6 (34). - С. 7.

5. История отечественного государства и права. Земцов Б.Н. Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2009 - 336 с.

6. История отечественного государства и права. Кудинов О.А. - М.: МЭСИ, 2010. - 273 с.

7. История отечественного государства и права в вопросах и ответах. Батычко В.Т. - 2010. - 73 c.

8. История. Фортунатов В.В. - СПб.: 2012. - 464 с.

9. История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. - 752 с.

10. История России (конспект лекций). Якушев А.В. - М.: 2011. - 368 с.

11. История России с древнейших времен до наших дней. Под ред. Сахарова А.Н. - М.: 2012. - 768 с.

12. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. - М.: 2010.; Т. 1 - 544 с., Т.2 - 720с.

13. К вопросу о геополитическом значении и уроках распада СССР. / Кислицын С.А. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2013. - №2. - С. 17-25.

14. К двадцатилетию распада СССР. / Цурганов Ю.С. // Посев, 2011. - №12. - С. 26-28.

15. Краткий курс по истории государства и права России. Баталина В.В. - М.: 2009. - 176 с.

16. Отечественная история. Фортунатов В.В. - СПб.: 2010. - 352 с.

17. Отечественная история. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. - М.: ЕАОИ, 2008. - 369 с.

18. Причины распада СССР как проблема современной историко-правовой науки. / Кожевина М.А. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России, 2013. - №1 (24). - С. 24-25.

19. Распад СССР: причины и геополитические последствия. / Космач В.А. // Актуальные вопросы образования и науки, 2012. - №5-6 (33-34). - С. 084-094.

20. Распад СССР и образование новых государств на постсоветском пространстве. / Григонис Э.П. // Мир юридической науки, 2012. - №10. - С. 15-24.

21. Распад СССР в контексте новейшей истории. / Тимофеева А.А. // История государства и права, 2013. - №8. - С. 45-48.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С распадом СССР в 1991 году с политической карты мира исчезло государство, на месте которого образовались пятнадцать независимых государств. Практически все они с момента образования начинают процесс формирования национальной государственности, разработки стратегии развития, своего места в региональных и глобальных процессах.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

1) центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

3) господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);

4) растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

5) диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

6) кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

7) ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

8) неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);

9) снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

10) моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

11) поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;

12) Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

Возможность распада СССР рассматривалась в западной политологии (Элен д’Анкосс. «Расколовшаяся империя», 1978) и публицистике советских диссидентов. Существуют различные точки зрения на правовые аспекты распада СССР. Есть точка зрения, что СССР формально существует до сих пор, поскольку его роспуск был осуществлён с нарушением юридических норм и игнорированием народного мнения высказанного в референдуме . Такая точка зрения многократно оспаривается сторонниками мнения, что от подобных значительных геополитических изменений бессмысленно требовать соблюдения формальных правил. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР - не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Создание СНГ. В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, - Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной. 8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств. Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после 12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд экспертов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что расценивалось как нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования.. Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений. В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ. Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия. Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств). Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основными целями организации являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик. Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918-1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918-1921 гг. Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость. Азербайджан объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые соглашения и договоры, принятые Азербайджанской ССР. В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела такой статус, но утратила его).

После распада СССР Россия сократилась не только географических, но и политических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появилась Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе социалистический лагерь распался), но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной. Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.

Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ (Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило принципиально новые внешнеполитические вопросы. Приоритетным становились отношения с ближним зарубежьем, но руководство не сразу осознало это.

Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).

Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны.

К лету 1992 года отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержки в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в федеральный бюджет.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее, в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана.

Обостряются межнациональные отношения в некоторых регионах - конфликт между осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие в последствии к затяжному военному конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из них – русские по национальности.

После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 1990-х годов ее размер превышал б млрд. долл. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: