Обострение межнациональных конфликтов парад суверенитетов. "парад суверенитетов" в ссср: понятие, причины. Окончательный распад ссср

Процесс суверенизация России привел 1 ноября 1990 года к принятию постановления об экономическом суверенитете России.

В этот период происходило образование различных партий, не имевших значительного влияния. Все они находились в оппозиции к КПСС, которая все продолжала контролировать союзные структуры власти. Однако и КПСС переживала довольно серьезный кризис. XXVIII съезд партии в июле 1990 года привел в выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Борисом Ельциным. Численности партии в 1990 году резко снизилась - с 20 до 15 миллионов человек.

Политическая обстановка в стране вышла из-под контроля. Развернулась борьба с коммунистической идеологией; особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. При этом националисты во всех республиках СССР на основе исторических построений и искажений экономических расчетов стремились к сепаратизму, доказать, что они нации живут за счет других.

В условиях такого многонационального государства, как СССР, эта пропаганда носила деструктивный характер, способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главную роль в этом пропаганде играла националистически настроенная интеллигенция, которая, по сути, была идеологом и рупором националистической партийной элиты и представителем уголовно - теневой экономики. Все они стремились к власти, к достижению своих узкогрупповых интересов и были против крепкой центральной власти, которая мешала им в достижении их целей. Разжигались межнациональные конфликты, которые в конце 1980-х - начале 1990-х годов прокатились по стране (в Казахстане, Азербайджане, Армении, Узбекистане, Киргизии, Грузии, Молдавии, Крыму и других республиках). Именно эти конфликты способствовали развалу государства, и из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами новых государств, созданных на развалинах СССР.

В течение 1990 - 1991 годов прошел так называемый парад суверенитетов, в ходе которого все союзные (в том числе и РСФСР) и многие из автономных республик приняли декларации о суверенитете, в которых оспаривали приоритет общесоюзных законов над республиками, что начало так называемую войну законов.

Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающий в централизованные фонды государства.

Все вышеперечисленное нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в Верховный Совет экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода их кризисной ситуации, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств занимались разрушительной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.

Таким образом, призывы к более быстрым, радикальным реформам в политике и экономике способствовали усилению кризисных явлений в экономике и политическом кризисе в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве, сопровождавшимися массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе из состава Союза ССР и начали процесс преобразования их в независимые государства. К 1991 году о независимости объявил Верховный Совет Грузии.

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленчиских структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии, и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989) и Молдавской ССР (1990) Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания призедентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н.Ельцин, вице-призедентом-А.В.Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. 4 съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновлённого Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведён всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса

В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарёво (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С.Горбачёва с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновлённого Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления,принятие новой Конституции,изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе.Приверженцы М.С.Горбачёва видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опастности гражданской войны в стране. Руководители движения "Демократическая Россия" выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти.Группа учёных-обществоведов выступила с протестом против пректа договора.Подготовленный к подписанию документ был расценён как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сеператистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачёв был отстранён от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С.Горбачёва-в связи с состоянием его здоровья-исполнять президентские обязонности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-призедент Г.И.Янаев, премьер - министр В.С.Павлов, председатель КГБ В.А.Крючков, министр обороны Д.Т.Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б.Н.Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот.Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа бал положен конец её существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств-России(Б.Н.Ельцин), Украины(Л.Кравчук) и Белоруссии (С.Шукшевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договорённость о создании СНГ-Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились ещё восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшилась.
В условиях развития гласности и демократии начались открытые национальные конфликты:

· митинги и демонстрации в Алма-Ате (Казахстан) против русификации (1986);

· создание народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений (с 1988 г.), требовавших выхода из СССР;

· Карабахская проблема, конфликт между Арменией и Азербайджаном. В 1988 г. Нагорно-Карабахская автономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между двумя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор;

· трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли;

· волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989 г.);

· межэтнические столкновения в Киргизии (1989 г.);

· вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г).

С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Декларации о суверенитете приняли большинство союзных республик. В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день – национальный праздник Российской Федерации.
В этих условиях руководство СССР приняло решение о начале разработки нового союзного договора, который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.
Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принимала законы, направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав высшее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.
17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении СССР; 76 % голосовавших высказались за сохранение Союза. Шесть республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия) бойкотировали референдум. Одновременно прошел российский референдум о введении поста Президента РСФСР (70 % проголосовали «за»). Выборы первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г., на которых победил Б.Н. Ельцин, получивший 57,3 % голосов.
В подмосковной государственной резиденции Новоогарево в апреле 1991 г. начались консультации М.С. Горбачева и руководителей девяти союзных республик об условиях сохранения СССР («9+1»). Они проходили очень трудно, но ценой серьезных уступок М.С. Горбачева лидерам республик к концу июля 1991 г. был подготовлен текст нового союзного договора, содержание которого носило крайне противоречивый характер. Объединение республик в новом Союзе Суверенных Государств предполагалось на конфедеративной основе. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.



60. Распад СССР и образование СНГ: причины и последствия

В середине 80-х гг. в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. Непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты.
Причины обострения межнациональных конфликтов:
-экономический кризис;
-социальный кризис;
-непоследовательность и противоречивость национальной политики;
-кризис коммунистической идеологии и потеря руководством страны контроля над ситуацией.
В ряде районов (Нагорный Карабах -1988г. Армения и Азербайджан, Абхазия –выделение Абхазской АССР из состава Грузии, Узбекистан, Киргизия) межнациональные конфликты приняли форму вооруженного противостояния.
В союзных республиках усиливаются сепаратистские настроения, выразителями которых стали народные фронты. Начинается парад суверенитетов – в союзных республиках принимаются документы о государственном суверенитете. Предложенный Горбачевым проект нового Федеративного договора предусматривавший фактически преобразование СССР в конфедеративное государство, не получил поддержки как и в ряде союзных республик, так и среди представителей союзного руководства и стал одной из причин попытки отстранения Горбачёва от власти в августе 1991 г.
В августе 1991 года был создан Гос. Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) представителями властных структур, несогласными с проектов нового Союзного договора. В ГКЧП входили Бакланов, Крючков, Павлов –премьер-министр, Пуго-министр внутренних дел, Стародубцев, Тизяков, Янаев. В крупные города были введены войска, была приостановлена деятельность партий. Президент Ельцин призвал граждан к неповиновению и забастовке. В течении 3 дней стало ясно, что выступление ГКЧП общество не поддержало. Члены ГКЧП были арестованы. Эти события приблизили распад СССР.
В декабре 1991 года в Беловежской пуще состоялось совещание руководителей трех государств – России (Ельцин), Украины (Кравчук) и Белоруссии (Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 года. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ.
В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики.
Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:
-в экономической области - либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;
-в политической области - запрет КПСС (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября - 4 октября 1993 года).
После распада СССР большинство межнациональных конфликтов немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:
-Карабахский конфликт - война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;
-Грузино-абхазский конфликт - конфликт между Грузией и Абхазией;
-Грузино-южноосетинский конфликт - конфликт между Грузией и Южной Осетией;
-Осетино-ингушский конфликт - столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
-Гражданская война в Таджикистане - межклановая гражданская война в Таджикистане;
-Первая чеченская война - борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;
-Конфликт в Приднестровье - борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.
Распад рублёвой зоны
-В течение 1992-1993 годов практически все союзные республики вводят собственные валюты. Исключением является Таджикистан (российский рубль сохраняет хождение до 1995 года), непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (вводит приднестровский рубль в 1994 году), частично признанные Абхазия и Южная Осетия (сохраняется хождение российского рубля).
Распад единых Вооружённых Сил
В течение первых месяцев существования СНГ лидеры основных союзных республик рассматривают вопрос о формировании единых вооружённых сил СНГ, однако этот процесс развития не получил. Министерство обороны СССРфункционировало как Главное командование Объединённых Вооружённых сил СНГ до декабря 1993 года.
Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана
В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.
Отмена единого советского гражданства
Распад СССР повлёк за собой введение новыми независимыми государствами своего гражданства и замену советских паспортов на национальные. В России замена советских паспортов окончилась только в 2004 году, в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике они сохраняют хождение по сей день.

  • «Пара́д суверените́тов» (1988-1991) - наименование конфликта между союзным центром и союзными республиками, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР (ст. 74) и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.

    В ходе «парада суверенитетов» все союзные (в том числе РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзного законодательства над республиканским (что начало т. н. «войну законов»), и предприняли действия по укреплению экономической самостоятельности, включая отказ выплачивать налоги в союзный и федеральный бюджеты. Это привело к прекращению экономических связей между республиками и регионами, что ещё больше ухудшило экономическое положение СССР.

    Первой территорией, заявившей о своей самостоятельности в январе 1990 года в ответ на бакинские события, стала Нахичеванская АССР. До августовского путча ГКЧП о своей независимости в одностороннем порядке объявили пять союзных республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый союз (ССГ) и переходе к независимости - только одна (Молдавия). При этом входившие в состав Грузии автономные образования Абхазия и Южная Осетия, а также провозглашённые на части территории Молдавии Приднестровская Молдавская Республика и Гагаузия объявили о непризнании независимости Грузии и Молдавии, соответственно, и о желании остаться в составе Союза.

    За исключением Казахстана (при этом, Казахстан самым последним провозгласил независимость из всех республик СССР), ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского Народного Фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья - партия «Иттифак» Фаузии Байрамовой в Татарстане, которая с 1989 года выступала за независимость Татарстана.

    Исходя из новой реальности, в декабре 1990 года президентом СССР М. С. Горбачёвым, пытавшимся остановить дезинтеграцию СССР, был предложен проект обновлённого Союзного договора. Его поддержал IV Съезд народных депутатов СССР. В рамках так называемого новоогарёвского процесса весной - летом 1991 года рабочей группой был разработан проект по заключению нового союза - Союза Советских Суверенных Республик как мягкой, децентрализованной федерации. Подписание нового союзного договора, намеченное на 20 августа, было сорвано августовским путчем ГКЧП и попыткой отстранения М. С. Горбачёва от должности президента СССР, сразу после чего независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных образований (в составе России, Грузии, Молдавии).

    После провала ГКЧП работа над новым Союзным договором была продолжена, но теперь уже речь шла о создании Союза Суверенных Государств как конфедерации. Тем временем Горбачёв, вернувшийся в столицу из Фороса фактически благодаря решительной позиции российского руководства, начал окончательно терять рычаги управления, которые постепенно отходили к президенту РСФСР Б. Н. Ельцину и главам других союзных республик.

    14 ноября главы семи из двенадцати союзных республик (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и президент СССР Михаил Горбачёв сделали заявление о намерении заключить договор о создании ССГ. Подписание договора было намечено на 9 декабря, но за день до этого, 8 декабря, главы трёх республик-учредителей Союза ССР (РСФСР, Украины, Белоруссии) подписали Беловежское соглашение о его роспуске и создании Содружества Независимых Государств как межгосударственной организации, к которому 21 декабря в Алма-Ате присоединились ещё восемь республик.

    Часть государств, провозгласивших независимость после распада СССР не были признаны международным сообществом. После 2008 года частичного международного признания добились Абхазия и Южная Осетия. Нагорно-Карабахская Республика и Приднестровская Молдавская Республика продолжают оставаться непризнанными

Парад суверенитетов

Процесс распада СССР начался с началом процесса распада КПСС. В 1989 г. компартия Литвы вышла из состава КПСС. В эти же годы, с мая 1988 г. по январь 1991 г. были приняты декларации о независимости или суверенитете во всех союзных и автономных республиках. Но Прибалтика пошла дальше. 11 марта 1990 г. Литва приняла Акт о восстановлении государственной независимости. Вскоре, 12 июня 1990 г. на Первом Съезде нар. деп. РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Были заключены двусторонние договоры с прибалтийскими республиками. Вскоре, через четыре дня, такая же Декларация была принята Украиной. В октябре 1990 г. Ельцин объявил о неподчинении РСФСР союзным органам власти и о начале проведения собственного курса реформ. Это решение было закреплено законодательно.

Вскоре подобные Декларации были приняты в автономных республиках РСФСР (в Якутии, ТАССР, Чечне, Башкирии).

Ново-Огарёвский процесс

  • 24 июня был опубликован проект нового союзного договора. Однако от его обсуждения отказались республики Прибалтики. Негативное отношение к договору высказали западные области Украины, Молдавии. Подобные настроения царят в Азербайджане, Грузии, Армении.
  • 17 марта на референдуме о существовании СССР была высказана поддержка союзному государству (76%). 24 апреля в Ново-Огарёве был подписан предварительный договор «9+1». Подписание нового союзного договора было намечено на 21 августа. Новое государство должно было стать конфедерацией. Новым Президентом должен был стать Горбачёв, премьер-министром - Назарбаев.

Накануне подписания договора М.С.Горбачёв уехал в отпуск на гос. дачу Форос в Крыму.

РАСПАД СССР

19 августа 1991 г. в 6 часов утра было заявлено о создании о создании ГКЧП. Вице-президент СССР Г.И.Янаев заявил о временном принятии на себя функций главы государства. Это объяснялось болезнью М.С.Горбачёва.

В состав Комиссии вошли премьер-министр В.С.Павлов, мин. обороны маршал СССР Д.Т.Язов, предс. КГБ В.А.Крючков, мин. вн. дел Б.К.Пуго и др. Обстоятельства создания ГКЧП плохо выяснены. Вероятно, в этом были заинтересованы все стороны этого процесса, как те, кто вошёл в состав Комиссии, так и те, кто был на время отстранён от власти. Действия Комиссии соответствовали плану, утверждённому М.С.Горбачёвым еще весной 1991 г. На встрече в Форосе членов Комиссии с Президентом СССР Горбачёв не выступил против мер ГКЧП, не отстранил их от власти и даже пожал им руки.

Свои действия члены Комиссии мотивировали несоответствие будущего договора нормам Конституции СССР, опасностью срыва мероприятий, намеченных на 21 августа (Украина, например, колебалась), желанием предовратить распад СССР. Однако действия Комиссии были плохо скоординированы. В Москву были введены войска, но им не отдали ясных приказов, не объяснили смысл их нахождения, не выдали боеприпасы. В это же время ВС РСФСР начал переподчинение армии, однако никто этому не противился. Высший командный состав и командиры воинских частей стали изменять присяге, признав главнокомандующим Б.Н.Ельцина. Продолжалось снабжение и обеспечение деятельности правительства РСФСР. Комиссия мобилизовала армию, но ввести в Москву верные присяге части и формирования на базе военных училищ, поддержавших ГКЧП так и не решилась. В Москве и Ленинграде начались массовые митинги. Стихийно строились баррикады. На импровизированные места сбора оппозиционной молодёжи и горожан ввозились бесплатные продукты, спиртное, вода.

20 августа Б.Н.Ельцин издал Указ о запрещении деятельности КПСС. Намеченный на 20-21 августа Пленум так и не состоялся.

К 21 августа оппозиционеры взяли инициативу в свои руки. В ночь с 21 на 22 в Москву вернулся Президент СССР. 23 августа на заседании ВС РСФСР М.С.Горбачёв подтвердил законность всех Указов Б.Н.Ельцина.

К 26 августа все члены ГКЧП были арестованы, здания партии отобраны. Миршал Ахромеев, управ. делами ЦК КПСС Кручина, мин. вн. дел Пуго покончили жизнь самоубийством. Язов отказался от помилования и добился суда. Суд признал действия членов ГКЧП законными, а действия членов ГКЧП оправдал.

2 сентября М.С.Горбачёв заявил о подготовке нового союзного договора, призванного создать Союз Суверенных Государств на конфедеративной основе. В эти же дни состоялся последний Съезд нар. депутатов СССР. Были принята программа новой государственного устройства на переходный период и создан Государственный Совет.

Первым решение Гос. Совета стало признание независимости Прибалтийских республик. В августе-сентябре о независимости заявили Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Туркменистан. А 25 ноября члены Госсовета отказались подписать написанный при их же участии договор.

1 декабря Украина заявила о своей полной независимости, а через 2 дня была признана РСФСР в качестве самостоятельного государства. А уже 8 декабря в условиях секретности на даче «Беловежская Пуща» были признаны распад СССР и подписан договор о создании СНГ. Уже через несколько дней не смотря на заявлении М.С.Горбачёва, решения беловежского соглашения были ратифицированы ВС республик. Ещё некоторое время против распада СССР высказывался Назарбаев. 25 декабря М.С.Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий Президента СССР. Б.Н.Ельцин прекратил полномочия депутатов ВС СССР, над Кремлём подняли флаг России.

Распад советской системы произошёл позже, в 1993 г. во время противостояния Президента России и ВС РСФСР. Суд признал действия Б.Н.Ельцина противоправными. Однако в политическом противостоянии победил Президент. Новая конституция РСФСР создала новые органы власти, полностью ликвидировав советскую форму народовластия.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: