Военный конфликт в южной осетии год. Миротворческая операция в южной осетии как уникальный опыт


1989 –1991
.
«Парад суверенитетов» Панорама этнополитических противоречий на Кавказе на закате советской эпохи. Атлас этнополитической истории Кавказа


В августе 2008 года многолетний грузино-осетинский конфликт вылился в «пятидневную войну». За 17 лет это третье вооруженное противостояние между Грузией и Республикой Южная Осетия, де-юре признаваемой (в том числе и Россией до 26 августа 2008 года) частью грузинского государства.

Однако нынешнее противоборство качественно иное, чем два предыдущих, поскольку в нем напрямую участвовали Вооруженные силы Российской Федерации.

Если в период грузино-абхазской войны 1992-1993 мы имели дело с самодеятельностью отдельных военнослужащих РФ, то на сей раз действия Российской армии были не просто поддержаны на официальном уровне. Кремль оценил их как операцию по «принуждению Грузии к миру», призванную спасти осетинский народ от масштабной гуманитарной катастрофы.
В отличие от предыдущих грузино-осетинских вооруженных противостояний (1991-1992, 1992-1993, 2004), в нынешний конфликт активно вовлечены США и государства Европейского Союза. Активность продемонстрировала Украина, которая пыталась сдерживать действия российского Черноморского флота во время военной операции против Грузии.

В первый раз Тбилиси вел борьбу с сепаратистскими образованиями (Абхазией и Южной Осетией) одновременно – «на два фронта». События в Южной Осетии и вокруг нее стали едва ли не главным вопросом международной повестки дня. В первые сутки «пятидневной войны» Совет Безопасности ООН трижды собирался для обсуждения ситуации на Кавказе.
Грузино-осетинский конфликт был первым межэтническим противоборством в постсоветской Грузии, переросшим в масштабное вооруженное столкновение.

Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР – исторический предшественник непризнанного государственного образования Республика Южная Осетия – была образована 20 апреля 1922 года.
Ее территория составляла 6,5% территории Грузии (3,84 тыс. кв. км). Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в Юго-Осетинской АО проживали 98,5 тыс. человек. Из них 63,2 тыс. – осетины, 28,5 тыс. – грузины, 2,1 тыс. – русские, 0,9 тыс. – представители еврейских этнических групп.

Численность осетин в Грузии в 1989 году составляла 165 тыс. (порядка 3% населения) (42). Около 100 тыс. осетин проживали во внутренних районах Грузии (наиболее крупными были осетинские общины в Тбилиси, Гори, Рустави). Правовой статус Южной Осетии в докризисный период регулировался Законом о Юго-Осетинской АО, который был принят в 1980 году.
В своем развитии конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного значения.



Эскалация вооруженных конфликтов на Кавказе после 1991 года. Атлас этнополитической истории Кавказа


Первый этап (1988-1989) можно назвать идеологическим.
В этот период противоборствующие стороны обозначили главные претензии друг к другу, а также сформировали основополагающие этнополитические мифологемы будущего конфликта. Например, грузинские историки и журналисты стали говорить об осетинах как о «пришельцах на грузинской земле», «выходцах из Северного Кавказа», а осетины актуализировали тему «аланского братства» (в современном осетинском историко-политологическом нарративе аланы рассматриваются как предки осетин).

Второй этап (1989-1991) – политико-правовой. В течение двух лет грузинская и осетинская сторона вели другом с другом законотворческую («статусную») войну.

20 сентября 1989 года были опубликованы проекты законов Грузинской ССР, ущемлявшие права Юго-Осетинской АО. Чуть менее чем два месяца спустя, 10 ноября, на сессии народных депутатов Юго-Осетинской АО было принято решение о преобразовании области в автономную республику в составе Грузии. Эту акцию в Тбилиси восприняли крайне негативно, поскольку Южная Осетия повышала свой статус в одностороннем порядке.

16 ноября 1989 года Президиум Верховного Совета Грузинской ССР отменил решение югоосетинского областного Совета. Еще через неделю прошел многотысячный антиосетинский марш грузинских националистов на Цхинвали, столицу Юго-Осетинской АО, появились первые жертвы.
Далее произошло ключевое для эскалации конфликта событие.

11 декабря 1990 года Верховный Совет Грузии принял решение об отмене автономного статуса Южной Осетии. Почти одновременно власти Советского Союза объявили о режиме ЧП в югоосетинской автономии, а грузинское руководство начало ее блокаду.
Третий этап – вооруженная борьба между Грузией и Южной Осетией (январь 1991 – июль 1992).



Зоны конфликтов в Южной Осетии (1990–1992...) и Северной Осетии (1992...). Атлас этнополитической истории Кавказа


6 января 1991 года внутренние войска МВД СССР отправляются из Цхинвали в казармы, в город входит шеститысячный отряд грузинских боевиков, появляются жертвы среди мирного населения. В ходе военных действий столицу Южной Осетии штурмовали трижды (февраль и март 1991, июнь 1992).

В конфликт вовлекается Северная Осетия (субъект РФ на Северном Кавказе), куда прибыли около 43 тыс. беженцев из самой Южной Осетии и внутренних областей Грузии. При этом североосетинские действия напрямую Кремлем не контролировались. Более того, условием подписания Федеративного договора Владикавказ ставил поддержку (в той или иной форме) Южной Осетии Москвой.
В конце мая 1992 года Северная Осетия перекрывает газопровод, ведущий в Грузию.

24 июня 1992 года президенты РФ и Грузии Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе подписывают Дагомысские (Сочинские) соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта.

14 июля 1992 года начинается миротворческая операция. Вводятся российский, грузинский и североосетинский миротворческий батальоны, боевые действия прекращаются, создается Смешанная контрольная комиссия (представители РФ, Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии) по соблюдению условий прекращения огня.

В результате вооруженного противоборства было сожжено 100 сел, убито более тысячи человек.
Таким образом, вооруженный конфликт был «заморожен». Начинается его четвертый этап, продолжавшийся до мая 2004 года
В отличие от Абхазии, Южная Осетия не знала масштабных этнических чисток грузинского населения. Вплоть до августа 2008 года здесь сохранялось совместное проживание грузин и осетин. В Конституции непризнанной Республики Южная Осетия грузинский язык был назван в качестве языка меньшинства. Перестрелки, блокады и провокации прекратились, удалось достичь относительного мира. До 2004 года между Тбилиси и Цхинвали действовало прямое автобусное сообщение, существовали рынки (Эргнети), где грузины и осетины торговали совместно, взаимно признавались автомобильные номера.

Следует заметить, что в послевоенных условиях основу экономики территории с «отложенным статусом» составляла контрабанда, в которую были вовлечены представители обеих этнических групп.
Но эта теневая экономика накрепко привязывала Южную Осетию к Грузии, она же, пусть и неформальным способом, формировала доверие двух конфликтовавших общин. Заметную роль в урегулировании конфликта играл и президент Северной Осетии Александр Дзасохов (избран в 1998), который имел прямые неформальные контакты с соратником по бывшему Политбюро ЦК КПСС Эдуардом Шеварднадзе. Все это позволяло разряжать обстановку.



1989–2003. Этническая карта. Миграционные тенденции и их постсоветская кризисная эскалация. Атлас этнополитической истории Кавказа

Более того, за 12 лет был наработан значительный позитивный потенциал в процессе мирного урегулирования.

Во-первых, миротворческую миссию несли совместно грузинский и российский батальоны.
Во-вторых, были подписаны важные документы, обеспечивавшие реабилитацию конфликтной территории.

Среди них следует особо отметить Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте от 16 мая 1996 года и российско-грузинское межправительственное Соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев от 3 декабря 2000 года
Пятый этап (2004-2008) можно охарактеризовать как «разморозку» конфликта.

Он начался с попыток официального Тбилиси пересмотреть сложившийся в Южной Осетии баланс сил и политико-правовой формат урегулирования. «Революция роз» в Грузии (октябрь-ноябрь 2003 года), ошеломляющая победа (97% голосов) на президентских выборах Михаила Саакашвили (январь 2004 года) произошли, как и в начале 1990-х, на основе мобилизации «патриотического» ресурса.
В выступлениях Саакашвили и его соратников звучали идеи воссоздания единой Грузии и реванша за «национальные унижения» в Южной Осетии и Абхазии. 31 мая 2004 года без согласования действий со Смешанной контрольной комиссией (СКК) под предлогом борьбы с контрабандой на территорию Южной Осетии были введены силы спецназа МВД Грузии (300 человек).

Эти действия члены СКК расценили как нарушение Дагомысских соглашений. С грузинской стороны прозвучали обвинения в адрес российских миротворцев в этнической ангажированности, а также криминальной деятельности. 20 июля 2004 года президент Грузии публично заявил, что не исключает возможность денонсации Дагомысских соглашений: «Если в рамках соглашений на территории Цхинвальского района нельзя поднимать грузинский флаг, я готов выйти из этих соглашений».





Этим заявлением Саакашвили продемонстрировал, что стремится к реализации трех целей:
  • интернационализировать грузино-осетинский конфликт, подключить к его урегулированию США, страны Европы;
  • переформатировать конфликт из грузино-осетинского в грузино-российский и представить его как проявление российского неоимпериализма;
  • отказаться от эксклюзивной роли России как гаранта мира в регионе.
Именно реализация данных целей стала квинтэссенцией пятого этапа грузино-осетинского конфликта. 8-19 августа 2004 года в Южную Осетию пришла вторая война.

В этом военном противоборстве использовалось не только стрелковое оружие, но и артиллерия. И хотя к концу месяца стороны удалось на несколько дней разъединить, август (роковое время в конфликте) 2004 года стал началом новой волны обстрелов, нападений, провокаций и перекрытий жизненно важных коммуникаций. С тех пор тактика «мелкого военного фола» стала в Южной Осетии повседневной реальностью.
Эта кратковременная война (забытая – особенно на фоне «горячего августа» 2008 года) стала в определенной степени переломным моментом российской политики в регионе.

До 2004 года Москва стремилась к объективности и нейтралитету, сохранению статус-кво как наилучшего выхода. После 2004 года Россия (понимая взаимосвязь ситуации в Южной Осетии с безопасностью всего Северного Кавказа) фактически становится на сторону непризнанной республики.

Во-первых, теперь Москва рассматривает Цхинвали как инструмент для воздействия на Тбилиси, ставшего к этому моменту не только на откровенно проамериканский, но и антироссийский путь.

Во-вторых, потеря Южной Осетии видится как угроза для самой РФ.

Не разрешенный до сих пор осетино-ингушский конфликт тесно связан с ситуацией вокруг непризнанной республики.
В 2004-2006 годах парламент Грузии принял целый ряд постановлений, которые признавали российскую миротворческую миссию «отрицательной», а действия РФ оценивали как «неприкрытую аннексию».

Осенью 2006 года Тбилиси запускает проект «альтернативной Южной Осетии», делая своим «знаменем» бывшего премьер-министра и министра обороны непризнанной республики Дмитрия Санакоева. Цель этого проекта – переформатировать переговорный процесс (фактически отказавшись от прямого диалога с Цхинвали).



Карта августовской войны 2008


В марте 2007 года Тбилиси создает на территории Южной Осетии «временную административную единицу». Это решение фактически поставило крест на переговорах между Грузией и непризнанной республикой. Тбилиси предпринимает попытки международной легитимации Санакоева (он участвует в форумах в Брюсселе и Страсбурге, его рассматривают как «конструктивного» представителя осетинской стороны в отличие от Эдуарда Кокойты).

Венцом политики «разморозки» стали переподчинение грузинского миротворческого батальона Министерству обороны Грузии (ранее он подчинялся командованию Совместных сил по поддержанию мира), а также неоднократные заявления министра по реинтеграции Грузии Темури Якобашвили о необходимости выхода из существующих форматов мирного урегулирования. Переговоры между конфликтующими сторонами прекратились.
В 2008 году Москва тоже внесла свою лепту в «размораживание» конфликтов в Грузии. 21 марта Государственная Дума приняла заявление, в котором обозначила два условия для возможного признания независимости Абхазии и Южной Осетии (вступление Грузии в НАТО, силовая операция против двух непризнанных республик).

После этого, в апреле, уходящий президент РФ Владимир Путин поручил федеральному правительству оказать «предметную помощь» населению Абхазии и Южной Осетии. Само это поручение предполагало среди прочего установление фактически прямых дипломатических контактов Москвы с Цхинвали и Сухуми. Незамедлительно последовала жесткая реакция Запада, который обозначил территориальную целостность Грузии в качестве одного из своих приоритетов.

Как бы то ни было, к 7 августа 2008 года статус-кво в Южной Осетии был нарушен. В ходе боевых столкновений 2004 года погибли порядка 70 человек, а в последующие годы число жертв с обеих сторон (по разным оценкам) составляло 100 человек.
В августе 2008 года количество перешло в качество. Тактика «повышения» уровня насилия привела к штурму Цхинвали и жесткой ответной реакции со стороны России (на которую, похоже, не рассчитывали ни в Тбилиси, ни на Западе). Таким образом, военно-политическая авантюра Саакашвили и прямое вмешательство России в грузино-осетинский конфликт были подготовлены всей логикой предыдущего этапа «размораживания конфликта».



Карта августовской войны 2008


В ходе «пятидневной войны» Южная Осетия с помощью РФ установила свой контроль над территориями бывшей Юго-Осетинской АО, которые с начала 1990-х годов и до 2008 года находились под юрисдикцией Тбилиси (Ахалгорский район, Лиахвский коридор). Около 15 тысяч этнических грузин были вынуждены покинуть Южную Осетию.

26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии. 17 сентября того же года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Южной Осетией (ратификация в Государственной Думе прошла 29 октября), а 24 октября назначен посол России в Цхинвали. В начале 2009 года институт полномочного представителя президента Южной Осетии в России трансформировался в посольство.

В то же время, кроме России и с известными оговорками Никарагуа, Венесуэлы и Науру, независимость Южной Осетии никто не признал. США, страны ЕС, ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ПАСЕ, НАТО по-прежнему рассматривают Южную Осетию как неотъемлемую часть Грузии.
Вместе с тем, представители Южной Осетии допущены к участию в многосторонних консультациях по вопросам стабильности и безопасности на Кавказе (известны как «Женевский процесс» или «Женевские переговоры»), которые начались 15 октября 2008 года В дискуссиях участвуют представители РФ, США, Европейского Союза, ООН, ОБСЕ, Грузии.

Югоосетинская и абхазская делегации не считаются официальными дипломатическими миссиями, однако они принимают участие в переговорном процессе по широкому спектру гуманитарных проблем и вопросов безопасности. Статусные вопросы в ходе «Женевских консультаций» оказались вне фокуса дискуссий.

Пятидневная война (8-12 августа 2008 года)

Российская спецоперация "по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев" которая была проведена на территории Грузии и непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии в период с 8 по 12 августа 2008 года вошла в историю под названием "Пятидневная война". Эта была первая военная операция Российской Федерации за пределами собственной территории.

Далее эскалация только нарастала: нельзя не упомянуть роль России в поражении Л.Чибирова на президентских выборах 2001 года в Южной Осетии, ускоренную паспортизацию (выдачу российских паспортов) населения Южной Осетии и Абхазии, введение войск и строительство военной базы в Джаве, диверсии.

К 2006 году мирное урегулирование было окончательно похоронено со стороны РФ даже на уровне публичном. "Нельзя в отношении Косово применять одни правила, а в отношении Абхазии и Южной Осетии - другие", - полагал президент России .

В начале 2008 года произошло нарастание напряженности в зоне югоосетинского конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией. Россия выходит из договора об обычных вооруженных силах в Европе, снимая тем самым квоту фланговых ограничений на размещение наступательных вооружений в Северо-Кавказском военном округе.

6 марта 2008 года было объявлено, что Россия вышла из режима запрета торгово-экономических и финансовых связей с Абхазией ; решение Москвы было расценено МИД Грузии как "поощрение сепаратизма в Абхазском регионе и неприкрытая попытка посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии".

В начале апреля 2008 года первые подразделения 7-й десантно-штурмовой дивизии Вооруженных сил России входят в Абхазию, расположившись у грузинской границы.

16 апреля 2008 года МИД России сообщил, что президент России В.Путин дал правительству поручения, на основании которых Москва будет строить с Абхазией и Южной Осетией особые отношения.

Начиная с 1 августа, по инициативе премьер-министра Южной Осетии Юрия Морозова производилась эвакуация жителей Цхинвали .

С начала августа Министерство обороны Южной Осетии сообщало о концентрации грузинских войск у границы непризнанной республики.

В интервью газете "Красная Звезда" офицер 135-го мотострелкового полка 58-й армии СКВО рассказал: "7 августа пришла команда на выдвижение к Цхинвалу. Подняли нас по тревоге - и на марш. Прибыли, разместились, а уже 8 августа там полыхнуло". Позднее газета уточнила, что речь шла о дате 8 августа . Некоторые российские СМИ также утверждали, что 7 августа началась отправка ряда подразделений 58-й армии в ЮО, спустя месяц об этом начала заявлять грузинская сторона, обнародовав в сентябре 2008 года свои разведывательные сведения. Грузинская сторона опубликовала записи разговора, которые по ее утверждению, принадлежат южноосетинским пограничникам.

Ряд свидетельств, опубликованных в СМИ, говорит о присутствии на территории Южной Осетии до начала официального ввода российских войск помимо миротворцев иных воинских подразделений России. В частности, это подтверждает гибель в первый день конфликта 8 августа в Цхинвали контрактника 22-й отдельной бригады спецназа ГРУ Евгения Парфенова .

Корреспондент газеты "Известия" Юрий Снегирев заявил, что в июне-июле в Северной Осетии проходили войсковые учения 58-й армии, а после их окончания техника не ушла в боксы, а осталась перед въездом в Рокский туннель (на территории России). Юрий Снегирев заявил: "После туннеля техники не было. Это я видел сам. Это могут подтвердить и другие мои коллеги, которые после обстрела Цхинвала 2 августа стали заезжать в Южную Осетию ежедневно" .

Братья Козаевы (один из - сотрудник МВД Северной Осетии, другой - герой Абхазии и Южной Осетии) утверждали, что президент Южной Осетии Э.Кокойты заранее знал о предстоящих военных событиях и заблаговременно уехал из Цхинвали в Джаву . Однако, по сообщению Анатолия Баранкевича, президент Южной Осетии выехал в Джаву только 8 августа около двух часов ночи.

Точки зрения по поводу ответственности за начало войны

Позиция Грузии

По официальной версии грузинской стороны, начало военных действий было реакцией на южноосетинские провокации и непосредственную угрозу российского нападения. Грузия якобы имела надежную информацию, полученную в результате перехвата телефонного разговора, о том, что утром 7 августа "русские уже прошли через Рокский туннель" и потому вторглась в Южную Осетию .

Позиция России

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что причинами ввода российских войск в зону конфликта стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии и последствия этой агрессии: гуманитарная катастрофа, исход из региона 30 тыс. беженцев, гибель российских миротворцев и многих жителей Южной Осетии. Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид. Он отметил, что большинство населения Южной Осетии - граждане России, и что "ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ". По мнению Лаврова, "военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента был полностью пропорционален" .

Позиция комиссии Тальявини

30 сентября 2009 года был распространен официальный текст доклада Международной независимой комиссии по расследованию конфликта на Южном Кавказе. Комиссия работала под эгидой ЕС. Группу экспертов возглавила швейцарский дипломат Хайди Тальявини.

По мнению российской стороны международное расследование признало Грузию ответственной за войну на Кавказе в августе 2008 года . В тексте доклада утверждалось, что Грузия с использованием тяжелой артиллерии в ночь на 8 августа 2008 года начала атаку на Цхинвали и, соответственно, начала войну. Однако эта атака, как было отмечено в тексте, стала итогом длительных провокаций в зоне конфликта. Россия, по мнению авторов доклада, также была ответственна за многочисленные нарушения международного права.

Ход боевых действий

7 августа

Утром в грузинских СМИ появилась информация о том, что южноосетинский лидер Эдуард Кокойты покинул столицу и приготовился руководить масштабными боевыми действиями из Джавы, куда уже прибыли отряды добровольцев из России.

Днем 7 августа 2008 секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: "К границе (Южной Осетии) направляются многочисленные войсковые соединения Грузии. В течение двух часов идет обстрел из 152-миллиметровых орудий села Хетагурово. Село горит. В районе Гори сконцентрированы 27 установок "Град". По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Все это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики" .

Во второй половине дня президент Грузии Михаил Саакашвили приказал грузинским военным в одностороннем порядке прекратить огонь . Затем по ТВ показали обращение грузинского лидера, в котором он согласился на переговоры в любом формате и предложил России стать гарантом максимально широкой автономии Южной Осетии в составе Грузии. Одновременно Саакашвили предложил амнистию всем членам вооруженных формирований непризнанной республики. Между Грузией и Южной Осетией достигнута договоренность о прекращении обеими сторонами обстрелов - до переговоров, которые решено провести 8 августа в расположении миротворцев в Цхинвали.

Командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта Марат Кулахметов заявил, что стороны прекратили огонь , однако по утверждению грузинской стороны, после заявления Саакашвили огонь по грузинским селам со стороны Южной Осетии резко усилился. Телекомпания "Рустави-2" сообщила о десяти погибших гражданах Грузии.

Руководитель аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили сообщил о том, что 10 человек погибли и 50 получили ранения при обстреле грузинских сел в зоне грузино-осетинского конфликта.

В 23.30 грузинская артиллерия открыла шквальный огонь по Цхинвали. Командующий ССПМ Марат Кулахметов заявил о начале войны Обстрел начался со стороны подконтрольных Грузии сел - Эргнети и Никози. Правительство Грузии заявило, что было вынуждено отказаться от объявленного ранее одностороннего моратория на ведение огня и открыть ответный огонь ввиду непрекращающегося обстрела грузинских сел южноосетинскими формированиями.

8 августа

В ночь на 8 августа (около 00.15 мск) грузинские войска подвергли Цхинвали обстрелу из реактивных установок "Град", а примерно в 03.30 мск начали штурм города с применением танков . Нападению подверглись и места дислокации российских миротворцев. По сообщению властей Грузии, столица Южной Осетии взята в окружение. Грузинские СМИ сообщили о переходе под контроль войск Грузии Знаурского района Южной Осетии. Информагентства передали информацию о том, что грузинскими войсками занято шесть сел в Южной Осетии - Мугут, Дидмуха, Дмениси, Окона, Акоц и Кохат.

В 00.30 мск 8 августа командующий операциями Вооруженных сил Грузии генерал Мамука Курашвили объявил в эфире телеканала "Рустави-2", что, в связи с отказом осетинской стороны от диалога для стабилизации обстановки в зоне конфликта, грузинская сторона "приняла решение о восстановлении конституционного порядка в зоне конфликта" . Мамука Курашвили призвал российских миротворцев, дислоцированных в зоне конфликта, не вмешиваться в ситуацию .

В 4 часа утра Россия потребовала экстренного созыва заседания Совета безопасности ООН и подняла по тревоге части 58-й армии Северо-Кавказского военного округа. Тревога была объявлена и в Абхазии.

B 02.00 мск в связи с резким обострением ситуации в Южной Осетии в Сухуме состоялось экстренное заседание Совета безопасности Абхазии. По его итогам было решено переместить ряд подразделений абхазской армии к границам зоны ограничения вооружения в Очамчирский район республики.

К полудню через Рокский туннель в Южную Осетию вошли три батальонные тактические группы из состава 429-го и 503-го мотострелковых полков 19-й мотострелковой дивизии и 135-го отдельного мотострелкового полка 58-й армии Северокавказского военного округа, которые развернулись в боевые порядки в районах Джава и Гуфта. Грузинские самолеты пытались уничтожить мост в районе селения Гуфта, для того, чтобы блокировать продвижение российских войск, однако промахнулись и попали в жилые дома. По всему Цхинвали тем временем шли бои.

В район боевых действий была переброшена 76-я Псковская воздушно-десантная дивизия .

Помимо переброски дополнительных подразделений в Южную Осетию Россия выдвинула в Абхазию подразделения ВДВ и морскую пехоту.

Российские корабли вошли в территориальные воды Грузии и приступили к боевому патрулированию .

Президент Абхазии Сергей Багапш принял решение о принудительном вытеснении из верхней части Кодорского ущелья Вооруженных сил Грузии. В зоне грузино-абхазского конфликта наблюдается сосредоточение войск . По словам полпреда президента Абхазии в приграничном с Грузией Гальском районе Руслана Кишмария, Грузия вводит в зону безопасности дополнительный воинский контингент и бронетехнику. Подразделения абхазской армии стоят у границ зоны ответственности миротворцев.

В Южной Осетии российские войска вышли на административную границу с Грузией почти на всем ее протяжении, продолжая выдавливать на юг немногие оставшиеся боеспособными грузинские части.

Свидетельства и выводы о военных преступлениях в ходе конфликта

Россия и Южная Осетия с одной стороны, и Грузия с другой стороны, обвиняют друг друга в преступлениях и этнических чистках. О военных преступлениях в ходе конфликта также заявляют журналисты, правозащитники и другие лица.

В ноябре 2008 года правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад , согласно которому:

  • При штурме Цхинвала грузинская армия совершала неизбирательные нападения, в результате которых погибли десятки мирных жителей Южной Осетии и множество получили ранения, а также значительно пострадала инфраструктура (общественные здания, больницы, школы);
  • Основные разрушения Цхинвала были вызваны примененными грузинской армией системами залпового огня "Град", ракеты которых обладают низкой точностью.
  • Российская авиация в период конфликта совершила более 75 авиационных налетов, целями большинства из которых являлись позиции грузинской армии. От авиаударов пострадали села и города, ущерб от них "ограничивается несколькими улицами и отдельными домами в некоторых деревнях".
  • Имеются свидетельства, что некоторые российские атаки на грузинские населенные пункты и дороги привели к ранению и гибели гражданских лиц, причем, "возможно, не делалось различий между правомерными военными целями и мирным населением". Как пишется в докладе, "если это действительно так, то такие нападения квалифицируются как нападения неизбирательного характера и представляют собой нарушение международного гуманитарного права".
  • Как пишется в докладе, "по свидетельствам очевидцев, дисциплинированное поведение российских военнослужащих резко отличалось от действий осетинских бойцов и отрядов ополченцев, которые были замечены в мародерстве и грабежах". Грузины, опрошенные Amnesty International, отмечали, что российские военнослужащие, "в основном, вели себя с грузинскими мирными жителями порядочно и проявляли должную дисциплину".
  • Югоосетинскими подразделениями и военизированными формированиями были совершены серьезные преступления в отношении грузин в Южной Осетии и прилегающих к ней территориях. Очевидцы сообщали о незаконных убийствах, избиениях, угрозах, поджогах и грабежах, проводившихся вооруженными группировками с югоосетинской стороны.

23 января 2009 года международная правозащитная организация Human Rights Watch обнародовала доклад Up in Flames, в котором делался вывод, что российские, грузинские и южноосетинские вооруженные силы совершили многочисленные нарушения гуманитарного права, повлекшие гибель мирных жителей; авторы доклада призывают Москву и Тбилиси расследовать преступления и наказать виновных . В докладе грузинская сторона была обвинена в неизбирательном применении оружия при обстреле Цхинвала, соседних с ним сел и в ходе последовавшего наступления, а также в избиении задержанных и грабежах. Югоосетинская сторона обвинялась в пытках, убийствах, изнасилованиях, грабежах и этнических чистках. Российская сторона обвинялась в грабежах. HRW заявила также, что многочисленные обвинения российской стороной грузинской армии в геноциде и массовых убийствах не подтверждаются при проверке, а ответов на запрос в Следственный комитет при прокуратуре в HRW не получили. По мнению организации, отдельные факты жестокостей грузинской армии, публиковавшиеся в российских СМИ, могут быть квалифицированы как самостоятельные тяжкие преступления, но не как попытка геноцида.

Потери в ходе конфликта

Южная Осетия

Официальные данные

К вечеру 8 августа появились предварительные данные о жертвах: как заявил президент республики Эдуард Кокойты в интервью информагентству "Интерфакс", жертвами нападения грузинских войск на Южную Осетию стали свыше 1400 человек . Утром 9 августа официальный представитель южноосетинского правительства Ирина Гаглоева сообщила о 1600 погибших . Вечером 9 августа посол России в Грузии Вячеслав Коваленко заявил, что погибло не менее 2000 жителей Цхинвали (около 3% населения Южной Осетии) . 16 августа министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев заявил, что окончательная цифра погибших пока неясна, но уже ясно, что погибло более 2100 человек . Итоговые официальные данные были сообщены 20 августа; по словам Ирины Гаглоевой, всего в ходе конфликта Южная Осетия потеряла 1492 человека погибшими . 17 сентября генеральный прокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев сказал в интервью о 1694 погибших в войне, включая 32 военнослужащих и сотрудника МВД республики .

При этом в прокуратуре Южной Осетии сообщили 20 августа, что "в результате вооруженной агрессии грузинской армии" "установлена и задокументирована" гибель 69 жителей Южной Осетии, включая трех детей. По словам сотрудников прокуратуры, этот список будет расти, так как в нем не учтены погибшие в сельских районах. 3 июля 2009 года глава Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) А.Бастрыкин заявил, что жертвами конфликта стали 162 мирных жителя и 255 получили ранения. Однако, по его словам, это не окончательные данные.

Неофициальные данные

4 сентября 2008 года Общественная комиссия по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению опубликовала список погибших с указанием ФИО, возраста, причины гибели и места захоронения. По данным на 8 августа 2012 года, число погибших в этом списке – 365 человек. Данный список является неокончательным и пополняется по мере установления точной информации о лицах, чья судьба установлена недостоверно, или есть надежда, что люди живы .

10 ноября 2008 года американский журнал Business Week сообщил, что по подсчетам правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) в результате нападения Грузии погибло от 300 до 400 мирных жителей Южной Осетии.

Россия

Официальные российские данные

3 сентября главным военным прокурором РФ С.Фридинским были обнародованы данные, согласно которым потери российских военнослужащих составили 71 человек погибшими и 340 - ранеными . В списке погибших российских военных российского агентства "Регнум" значится 72 человека .

В феврале 2009 года заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков заявил, что погибли 64 военнослужащих (согласно пофамильному списку), трое пропали без вести и 283 получили ранения . Однако в августе заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин сообщил о 48 погибших и 162 раненых . Причины такого расхождения в цифрах неизвестны.

Данные грузинской стороны

По данным Грузии, Россия существенно занизила свои потери. Так, 12 августа президент Грузии Саакашвили заявил, что ВС Грузии уничтожили 400 российских солдат .

Грузинское информационное агентство "Медианьюс" распространяло сведения о потерях среди российских военнослужащих и техники, многократно превышающих потери, озвученные как российской стороной, так и официальными лицами Грузии: "В результате боев в Цхинвальском регионе российская 58-я армия потеряла 1789 солдат, 105 танков, 81 боевую машину, 45 бронетранспортеров, 10 устройств "Град" и пять устройств "Смерч" .

Грузия

Официальные данные

  • Министерство обороны - 133 погибших , 70 пропавших без вести, 1199 раненых;
  • Министерство внутренних дел - 13 погибших, 209 раненых;
  • Гражданское население - 69 погибших, 61 раненый.

15 сентября данные о потерях были уточнены: сообщалось о гибели 154 военнослужащих МО, 14 сотрудников МВД и 188 мирных жителей; кроме того, тела 14 погибших военнослужащих не найдены .

Грузия официально опубликовала список убитых гражданских лиц с указанием имени, фамилии, населенного пункта. Всего в списке 228 человек, напротив 62 фамилий числится знак "информация проверяется". Также опубликован список погибших военных и полицейских: всего в нем 169 человек. По мере поступления новой информации списки уточняются. Таким образом, общее число убитых согласно официальным спискам погибших, равно 397, при этом 62 смерти официально не подтверждены. Данные о части убитых не могут быть перепроверены из-за отсутствия возможности грузинским официальным лицам работать на территории, контролируемой де-факто властями ЮО и российскими военными .

Российские данные

Журналисты российской газеты "Коммерсантъ", находившиеся в Тбилиси 11 августа, цитировали неназванного офицера грузинской армии, по словам которого его подразделение только в госпиталь в Гори доставило почти 200 убитых грузинских солдат и офицеров из Южной Осетии .

Некоторые российские источники обвиняли Грузию в существенном занижении понесенных потерь. По предположениям российских военных экспертов, высказанным в информационной программе "Вести" на телеканале "Россия" 15 августа, потери грузинской армии могут составить 1,5-2 тысячи человек убитыми и до 4 тысяч ранеными. 15 сентября не названный источник в российской разведке заявил, что в ходе войны Грузия потеряла около 3000 сотрудников силовых структур . Неподтвержденные данными из независимых источников, эти сообщения остаются лишь предположениями.

Дипломатическое урегулирование

12 августа в 12.46 президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что принял решение о завершении операции по понуждению Грузии к миру.

После этого в ходе встречи председателя ЕС президента Франции Н.Саркози с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным были согласованы шесть принципов мирного урегулирования ("План Медведева - Саркози") :

  • Отказ от использования силы.
  • Окончательное прекращение всех военных действий.
  • Свободный доступ к гуманитарной помощи.
  • Возвращение Вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации.
  • Вывод Вооруженных сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий.
  • Начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

По мнению Н.Саркози, "текст из шести пунктов не может ответить на все вопросы. Он не решает окончательно проблему".

16 августа президент России Д.Медведев поставил подпись под планом мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии М.Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.

Результаты

В период с 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлеченных в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта ("План Медведева - Саркози"). Однако противостояние сторон конфликта не прекратилось с прекращением огня, но приобрело политический и дипломатический характер, в значительной мере перейдя в сферу международных отношений.

По мнению ОБСЕ, которое выразил 9 августа 2008 года министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб, председательствующий в ОБСЕ, Россия перестала быть посредником в югоосетинском урегулировании и вместо этого стала одним из участников конфликта.

Непосредственным последствием конфликта был выход Грузии из состава Содружества Независимых Государств (СНГ) . 12 августа Михаил Саакашвили заявил, что Грузия выходит из СНГ, 14 августа это решение утвердил грузинский парламент .

26 августа 2008 президент России Дмитрий Медведев объявил о подписании указов "О признании Республики Абхазия" и "О признании Республики Южная Осетия" , согласно которым Российская Федерация признает и ту, и другую республику "в качестве суверенного и независимого государства", обязуется установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

В котором признало территориальную целостность Грузии. 31 марта 2014 года МИД Грузии сообщил, что государство Тувалу также отменило решение о признании сепаратистских республик.

Жители Грузии и Южной Осетии помнят о жертвах "Пятидневной войны"

В Южной Осетии и Грузии ежегодно проходят траурные акции в память о жертвах конфликта. 7 и 8 августа 2017 года в Грузии лидеры оппозиционных партий "Единое национальное движение" и "Европейская Грузия" возложили венки к могилам грузинских военных, погибших в боевых действиях в августе 2008 года. В Цхинвале власти и местные жители приняли участие в возложении венков и цветов к монументу "Символ скорби", а на ступенях парламента республики были разложены фотоснимки жертв конфликта и зажжены свечи. Траурные акции также прошли в трех югоосетинских поселках.

Международный уголовный суд

Уже 10 лет идут расследования конфликта в Международном уголовном суде (МУС). Туда обращались и Грузия, и Российская Федерация.

27 января 2016 года МУС объявил, что разрешил прокуратуре начать расследование преступлений, которые могли быть совершены во время этого конфликта в Цхинвальском регионе Грузии и близ нее с 1 июля по 10 октября 2008 года. В суде пришли к выводу, что есть "разумные основания предположить, что были совершены преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС" .

Полевой (представительский) офис МУС в Грузии был открыт в 2018 году .

По мнению правозащитников , собравшихся в Гааге 12 апреля 2018 года, следователи Международного уголовного суда за десять лет не достигли результатов в расследовании вооруженного конфликта в Южной Осетии, многие доказательства за это время утрачены. Жертвы конфликта остаются в бедственном положении и не верят в восстановление справедливости на фоне того, что Россия и Южная Осетия отказались способствовать расследованию, заявили правозащитники.

Примечания:

  1. Российско-грузинская война и особенности национальной памяти // Информационно-аналитический портал «Кавказ Online», 27 августа 2013 года
  2. Путин: Одни правила в отношении Косово, Абхазии и Южной Осетии // ИА «Росбалт», 13 сентября 2006 года
  3. Россия вышла из режима запрета торгово-экономических и финансовых связей с Абхазией // "Эхо Москвы", 06.03.2008.
  4. Зону грузино-осетинского конфликта покинули более 2,5 тыс. человек // Корреспондент.net, 04.08.2008.
  5. Не место этому президенту в Южной Осетии // Коммерсант, 04.12.2008.
  6. Словарь современных географических названий под редакцией академика Котлякова и Большой энциклопедический словарь в качестве основного рекомендует использовать "Цхинвали" ("Цхинвал" или "Цхинвали" - у лингвистов нет единства // РИА Новости, 20 августа 2008 года)
  7. Это не конфликт, это - война // Независимая газета, 08.08.2008.
  8. NYT: Грузия нашла факты, что Россия "начала первой". Запад не убежден, но разбирается // NEWSru, 16.09.2008.
  9. В Южной Осетии погиб контрактник из Казани // Комсомольская правда, 12.08.2008.
  10. Меня зовут Снегирёв. Юрий Снегирёв // Известия, 20.11.2008.
  11. Южная Осетия не выдает России ее граждан // Коммерсант, 01.09.2008.
  12. СМИ: российские войска вошли в Южную Осетию еще до начала боевых действий // NEWSru 11.09.2008.
  13. Почему действия России в Грузии были правильными. - С.Лавров // ИноСМИ (The Financial Times), 13.08.2008.
  14. Грузия начала широкомасштабную агрессию, заявляет Цхинвали // РИА Новости, 07.08.2008.
  15. Пятидневная война // Коммерсантъ Власть, 18.08.2008.
  16. Грузия начала танковую атаку на южные окраины Цхинвали // Lenta.ru, 08.08.2008.
  17. Грузия "приняла решение о восстановлении конституционного порядка" в Южной Осетии // ЛIГА.новости, 08.08.2008.
  18. Грузия представляет новые свидетельства о начале войны // ИноСМИ (The New York Times), 16.09.2008.
  19. Российская армия будет "принуждать Грузию к миру". - NEWSru.UA, 9.08.2008 г.
  20. Бросок на Гори. Полковник А.Л. Красов // Официальный блог сайта "За Отечество", 22.01.2010.
  21. Черноморский флот проводит перегруппировку у берегов Абхазии // Lenta.ru, 09.08.2008.
  22. Хроника войны в Южной Осетии: день четвертый. - Lenta.Ru, 11.08.2008 г.
  23. Состояние полной боевиновности // Коммерсантъ, 24.01.2009.
  24. Кокойты заявил, что в республике погибли более 1400 человек // Интерфакс, 08.08.2008.
  25. В Цхинвали убиты 1600 человек // Газета.ru, 09.08.2008.
  26. Посол РФ в Грузии: в Цхинвали погибли как минимум две тысячи человек // Интерфакс, 09.08.2008.
  27. МВД Южной Осетии: число погибших превышает 2100 человек // Газета.ru, 16.08.2008 г.
  28. Потери Южной Осетии в войне с Грузией составили 1492 человек // REGNUM, 20.08.2008.
  29. Жертвы грузинской агрессии // Интерфакс, 17.08.2008.
  30. Список погибших граждан Южной Осетии на сайте "Общественной Комиссии по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению" // Osetinfo.ru, 28.10.2008.
  31. На 3 сентября в результате агрессии Грузии погиб 71 российский миротворец, 340 ранены // Ведомости, 03.09.2008.
  32. Список погибших в Южной Осетии миротворцев // REGNUM, 12.08.2008.
  33. Конфликт в Южной Осетии унес жизни 64 российских военнослужащих. – Минобороны РФ // Интерфакс, 21.02.2009.
  34. Генштаб заявил об антироссийской подготовке армии Грузии // Коммерсантъ, 05.08.2009.
  35. Грузия внушает себе победу над Россией // Коммерсант, 13.08.2008.
  36. 58-ая армия РФ потеряла 1789 солдат во время событий в Цхинвальском регионе // Наша Абхазия, 08.09.2008.
  37. Грузия заявляет о 215 погибших в результате военных действий. СМИ: миротворцы РФ снова в Поти // NEWSru, 19.08.2008.
  38. Москва насчитала почти в 20 раз больше убитых грузинских военных, чем Тбилиси // Полит.ру, 15.09.2008.
  39. Официальный список погибших гражданских в Грузии // Минздрав Грузии.
  40. Сведение боевых подсчетов // Коммерсант, 11.08.2008.
  41. Около 3 тысяч грузинских военных погибли в развязанной Тбилиси войне // РИА "Новости", 15.09.2008.
  42. Россия и Франция согласовали принципы урегулирования конфликта в Грузии // Lenta.ru, 12.08.2008.
  43. Саркози и Саакашвили одобрили шесть принципов урегулирования конфликта // Полит.ru, 13.08.2008.
  44. Грузия приняла план урегулирования, представленный Саркози // Корреспондент.net, 13.08.2008.
  45. Квирикашвили обсудил с прокурором МУС расследование войны 2008 года // NewsTbilisi.info, 17 февраля 2018 года
  46. Грузия предоставит МУС все необходимые для расследования войны 2008 года материалы // Информационно-аналитический портал «Грузия Online», 18 февраля 2017 года
  47. Глава правительства Грузии в ходе встреч в Мюнхене обсудил обороноспособность страны и инвестиционный потенциал // Международное информационное агентство Sputnik, 18 февраля 2017 года

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Грузино- ю жно о сетинский конфликт . Причины и последствия

Выполнил: Круглов

Максим Владимирович

Кострома 2008

План

1. «Республика» Южная Осетия

2. Война в Южной Осетии 2008

3. Версии причин начала войны в Южной Осетии (2008)

4. Перемирие

5. Воинские потери и жертвы войны

6. Последствия

1. «Республика» Южная Осетия

Столица - Цхинвал (Цхинвали).

Население - около 85 тыс., осетины - около 67%, грузины - около 25%, другие национальности - около 7% (2003). Около 40 тыс. беженцев из Южной Осетии находятся в Северной Осетии. 95% населения имеют российское гражданство(1 июня 2002 года, после принятия в России нового закона о гражданстве, который предоставлял право бывшим гражданам СССР, оставшимся без гражданства после распада Советского Союза, обменять советские паспорта на российские, началась массовая выдача российских паспортов жителям Южной Осетии и Абхазии), в том числе значительная часть грузинского населения имеет как грузинское, так и российское гражданство.

Политический статус Южной Осетии остается неопределенным. Самопровозглашенная республика не признана мировым сообществом, а официальный статус, Тбилиси, считает Южную Осетию Цхинвальским регионом Грузии, но фактически не контролирует его.

2. Война в Южной Осетии

Не успели хотя бы чуть утихнуть выстрелы и взрывы от предыдущих, как на Кавказе разразилась новая война, теперь уже между Грузией и Южной Осетией. Позднее в этом конфликте появились и новые участники со стороны Южной Осетии, Россия и Абхазия.

Данное вооружённое противостояние стало следствием обострения Южноосетинского конфликта, официальной датой начала которого принято считать 10 ноября 1989г., когда советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской Советской Социалистической Республики было принято решение о создании автономной Юго - Осетинской республики.

Наиболее яркие витки этого конфликта происходили и ранее: в 2004 году (когда 31 мая грузинская сторона перебросила подразделения своих Внутренних войск с тяжёлой военной техникой в зону грузино-осетинского конфликта), в феврале 2006 года, а также в 2007 году, когда произошёл инцидент с падением «российской» ракеты в районе грузинского посёлка Цителубани.

Тем не менее, обострение грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года, бесспорно, является самым кровопролитным за всю его историю.

В конце июля - начале августа 2008 года происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Днём 7 августа 2008 года секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: «По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Все это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики».

3. Версии причин начала войны в Южной Осетии

Аналитики выделяют несколько версий причин по, которым разгорелась война на территории Южной Осетии. Рассмотрим основные из них.

· Версия Грузии:

8 августа командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили назвал действия Грузии в Южной Осетии «операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». Государственный министр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили пояснил, что «целью руководства Грузии является не взятие городов. В Тбилиси хотят лишь поставить точку на криминальном режиме, чтобы никто не угрожал нашим городам, гражданам и инфраструктуре». Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

22 августа государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил в интервью украинскому агентству «УНИАН»: «…решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию. Рассказы о том, что мы из установок „Град“ нанесли удар по Цхинвали - враньё! Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты, используя, в том числе авиацию и „Град“. Подчеркиваю, не населенные пункты».

5 сентября заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в интервью дипломатическому корреспонденту «Интерфакса» заявил, что «с 1 по 7 августа тяжелая артиллерия так называемых южноосетинских сил под руководством российских военных сровняла с землей все грузинские деревни, прилегающие к зоне конфликта»

По официальным заявлениям грузинской стороны, российские миротворческие силы, оставшиеся на территории Грузии после подписания плана Медведева-Саркози, «реально представляли оккупационные войска, главной целью которых было не урегулирование конфликта, а присвоение грузинских территорий»

· Версия Южной Осетии:

В южноосетинской интерпретации, война вызвана этническим конфликтом между осетинами, которые защищали исконно-осетинские земли, и грузинами, которые ущемляли права осетин и виновны в геноциде; осетины при умеренной поддержке русских войск навсегда изгнали грузин и добились независимости. 8 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа. В своем интервью Кокойты так же признал случаи мародерства в грузинских селах.

· Версия России:

9 августа помощник главкома сухопутных войск РФ И. Конашенков заявил, что части и подразделения 58-й армии, прибыв на окраину Цхинвали, «приступили к подготовке операции по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев».

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что причинами ввода российских войск в зону конфликта стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии и последствия этой агрессии: гуманитарная катастрофа, исход из региона 30 тыс. беженцев, гибель российских миротворцев и многих жителей Южной Осетии. Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид. Он отметил, что большинство населения Южной Осетии - граждане России и что «ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ». Лавров заявил, что Россия «этот конфликт не готовила» и выступала с предложением принять резолюцию Совбеза ООН, призывающую Грузию и Южную Осетию отказаться от применения силы. По мнению Лаврова, «военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента был полностью пропорционален». Необходимость бомбардировок военной инфраструктуры, находившейся вне зоны конфликта, Лавров объяснил тем, что она использовалась для поддержки грузинского наступления. Лавров назвал обвинения в том, что Россия, прикрываясь югоосетинским конфликтом, пыталась сбросить правительство Грузии и установить контроль над этой страной, «несусветной чепухой». Он отметил, что как только безопасность в регионе была восстановлена, президент России объявил об окончании военной операции.

11 августа замдиректора департамента информации и печати МИД России Борис Малахов опроверг версию о том, что целью России является свержение режима М. Саакашвили.

15 августа президент России Дмитрий Медведев заявил, что «господину Саакашвили надоела вся эта дипломатия, и он попросту решил вырезать мешающих ему осетин».

По утверждению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации А. А. Ноговицына, грузинская операция «Чистое поле» против Южной Осетии была разработана Грузией совместно с США.

· Версия Абхазии:

22 августа начальник Генерального штаба военно-служащих Абхазии Анатолий Зайцев заявил, что грузинская армия после полного захвата Южной Осетии планировала через 3 часа начать наступательную военную операцию против Абхазии. По его словам, планы у Грузии были таковы: «наносился мощный авиационный удар, производилась высадка первого эшелона десанта с моря в количестве 800 человек на быстроходных катерах, затем еще раз 800 человек должно было высадиться в г. Сухуми, а 6 тысяч человек должны были наносить удар артиллерией и реактивными системами, дальностью стрельбы 45 км, по нашим горно-стрелковым батальонам в Кодорском ущелье и блок постам российских миротворческих сил. Грузины предполагали, что наши подразделения и блокпосты „голубых касок“ будут снесены шквальным огнем в этом узком ущелье, и после этого грузинская группировка начинала наступать в направлении г. Сухуми».

· Другие версии:

Среди версий, которые рассматривались экспертами, в качестве причины южноосетинского конфликта были и самые экзотические.

Оказывается, военные действия между Грузией и Россией не случайны именно в этом регионе Кавказа, где проходит трубопровод Баку-Джейхан. Якобы борьба велась за азербайджанскую нефть. Конфликт даже посеял панику на международном энергетическом рынке.

У Грузии нет нефтяных запасов. Но страна является ключевым транспортным узлом экспорта нефти и газа из Азербайджана на запад. Многие опасались, что российские военные самолеты начнут бомбить второй по протяженности нефтепровод в Европе ”Баку-Тбилиси-Джейхан”.

С 2006 года через этот нефтепровод используется для поставки нефти западным рынкам из Азербайджана с берегов Каспийского моря через турецкий средиземноморский порт Джейхан. Через нефтепровод в день проходит 1,2 миллиона баррелей нефти.

Война в Южной Осетии, Вооружённый конфликт в Южной Осетии, Пятидневная война - вооружённый конфликт, произошедший в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой.

Этапы конфликта.

ΙΙ Апогей конфликта. 9- 12 августа. (Российско-грузинское военно-морское столкновение, вход российских войск в грузинский портовый город Поти.)

2. Структура конфликта (количество участников и их основные качественные характеристики).

В августе 2008 года многолетний грузино-осетинский конфликт вылился в «пятидневную войну». За 17 лет это третье вооруженное противостояние между Грузией и Республикой Южная Осетия, де-юре признаваемой (в том числе и Россией до 26 августа 2008 года) частью грузинского государства.

Участники конфликта: Грузия с одной стороны и Южная Осетия, Абхазия, и Российская Федерация.

Силы Грузии: общая численность грузинской армейской группировки, собранной для атаки Южной Осетии, составила около 12 000 человек, 75 танков Т-72. Силы МВД Грузии насчитывали до 4 тысяч человек с несколькими десятками бронеавтомобилей Cobra.Непосредственно вблизи Цхинвали размещался грузинский миротворческий батальон, состоявший на тот момент из 11-го легкого пехотного батальона 1-й пехотной бригады (два других ее батальона были в Ираке) и механизированной роты отдельного танкового батальона. На позиции также были выведены самоходные артиллерийские орудия и реактивные системы залпового огня артиллерийской бригады.

После «революции роз» новое руководство Грузии во главе с Михаилом Саакашвили смогло договориться о значительном увеличении иностранной помощи. В 2005-2007 годах ВВП Грузии рос с темпом свыше 9 % в год. В 2006 году Всемирный банк заявил, что Грузия является мировым лидером по темпам улучшения делового климата: в индексе качества инвестиционного климата Всемирного банка Грузия заняла 37-е место. Грузия находилась в выгодно политическом и экономическом положении.

Россия: 9 тыс. личного состава: 10 тыс. в Южной Осетии 9 тыс. в Абхазии

При численности 58 армии СКВО в 70 тыс. военнослужащих. В 2000-2008 годах в России наблюдался рост российской экономики, инвестиций, доходов населения, чему способствовали проведённые реформы, политическая стабильность, а также повышение цен на товары российского экспорта (особенно минерально сырьевой базы). Россия находилась в стабильном политическом положении, занимал устойчивое место в мировой политике.

Южная Осетия: 3000 личного состава не меньше 20 танков и 25 САУ неизвестное количество ополченцев и добровольцев. численность вооружённых сил Южной Осетии составляла 3 тыс. человек; в резерве находилось 15 тыс. человек. На вооружении Южной Осетии имелось, по одним данным, 15, по другим данным - 87 танков Т-72 и Т-55 (по информации «Новой газеты», 80 из них «остались после российских учений „Кавказ-2008“»), 95 орудий и миномётов, в том числе 72 гаубицы, 23 реактивные системы залпового огня БМ-21 «Град», 180 бронемашин, в том числе 80 боевых машин пехоты, а также три вертолёта Ми-8.

Российские и грузинские силы, участвовавшие в конфликте

Виды вооружений

Грузинские войска

58-я армия

Живая сила

Около 6 тысяч военнослужащих и военных полицейских

8-10 тысяч солдат и офицеров

Танки

100 Т-72

150 Т-62 и Т-72

Бронемашины

70 БМП, БТР

300 БМП, БТР, МТЛБ

Артиллерия

70, в том числе 3 САУ: "Пион","Дана", "Акация"

100 гаубиц, полевых орудий и САУ

Авиация

12 штурмовиков Су-25

Авиация СКВО

Абхазия: 5 тыс. личного состава и сотрудники внутренних войск.

Это один из лучших текстов о российско-грузинской войне 2008 года.

Шесть лет назад разразилась российско-грузинская война. Она, безусловно, создала новую реальность - в Грузии, России, на постсоветском пространстве и в мире по отношению к России. Но большинство из нас знает о ней по мифам, созданным массированной российской пропагандой. Вот самые распространенные из них

Миф №1: Войну начал Саакашвили

Войну начинает тот, кто к ней заранее готовится.

Кто к ней готовился и кто пытался предотвратить?

В июне-июле 2008 года различные информационные источники сообщают, что политическое решение о скорой (предположительно - в августе) войне с Грузией в Москве уже принято, что курирует подготовку лично Путин. Официальное информационное агентство "Осинформ" обнародует формулу будущей войны: "миротворческая операция по силовому принуждению агрессора к миру".

5 июля начинаются широкомасштабные маневры Северокавказского военного округа (СКВО) "Кавказ-2008". В них принимают участие 8 000 военнослужащих, 700 единиц бронетехники, корабли Черноморского флота. Официальная цель учений - подготовка к проведению "операции по принуждению к миру". В войсках раздают листовку "Воин, знай вероятного противника!" - с описанием вооруженных сил Грузии.

К границе с Грузией перебрасываются лучшие десантные подразделения российской армии из разных регионов страны. Они заменяют ранее дислоцированные там мотострелковые части. У полигона 58-й армии "Терское" на юге Северной Осетии разворачивается полевой военный госпиталь, способный принимать по 300 раненых в день.
После окончания маневров полевой госпиталь не демонтируется. Участвовавшие в них войска не возвращаются в места постоянной дислокации. Часть из них просачивается в Южную Осетию. Благо там как раз в эти дни (так совпало) завершено сооружение военной базы в Джаве.

К началу войны (то есть до 08.08.08 - официальной даты вступления российских войск в боевые действия) в Джаве было сосредоточено порядка 200 единиц бронетехники и передовые части 135-го и 693-го полков 58-й армии - свыше 1200 человек. В России до сих пор не признают это (а как признать, что российские войска для отражения грузинской агрессии дислоцированы в Южной Осетии до начала самой агрессии?), но свидетельства самих солдат и офицеров 58-й армии, появившиеся в СМИ, не оставляют в этом сомнений (см., например, подборку ).

Одновременно с военной подготовкой шла информационная. 20 июля начались хакерские атаки на грузинские государственные и информационные сайты. Это был второй в истории известный случай кибервойны против государства. (Первый зафиксирован в 2007 году, когда после обострения отношений России и Эстонии из-за переноса памятника советским солдатам в центре Таллинна были обрушены сайты эстонских правительственных учреждений.) Завершающая атака произошла утром 8 августа - против русскоязычных информационных сайтов Грузии.

Зато с 1 августа из Владикавказа в Цхинвали стали в организованном порядке прибывать российские журналисты. Вскоре их число возросло до 50 человек, но ни одного иностранного (за исключением корреспондента украинского телеканала "Интер") среди них не было. Российские власти установили жесткую систему допуска: аккредитацию следовало получить и в Минобороны и в МИДе. Через это двойное сито могли просочиться только самые проверенные и доверенные.

Так были обеспечены условия не только для массированного вторжения, но и для того, чтобы о нем сообщалось лишь то, что следовало сообщать.

Самое существенное в этой многоходовой комбинации заключается в том, что в действительности война началась
29 июля 2008 года.

Именно в этот день начались военные действия. И начали их, в соответствии с планами из Москвы, полностью подконтрольные России южноосетинские вооруженные формирования.

Они приступили к массированному и систематическому обстрелу сел Южной Осетии, находящихся под юрисдикцией Грузии, и позиций грузинского контингента миротворческих сил. Огонь велся из минометов и 120-миллиметровых орудий, вообще запрещенных в зоне конфликта. Погибли люди.

Это не отдельное обострение в застарелом противостоянии сепаратистов с центральной властью. Это откровенная прелюдия войны. Сознательная провокация с целью вызвать ответные действия. Так городская шпана подсылает малолетку задираться с прохожим, чтобы затем выскочить из-за угла и навалиться всей шоблой с криком: "Не тронь мальца!"

Власти Тбилиси прекрасно понимали, чего от них ждут. Но долго сносить удары невозможно. К вечеру 1 августа грузины начинают ответный артиллерийский огонь по позициям боевиков в окрестностях Цхинвали. Осетины отвечает расширением зоны обстрела грузинских сел и усилением интенсивности огня. В ход идут уже крупнокалиберные минометы и 122-миллиметровые орудия.

Из Цхинвали начинается массовая эвакуация населения в Россию. В течение нескольких дней было вывезено более 20 тысяч человек. По оценкам, это половина действительного населения самопровозглашенной республики. Цхинвали становится почти безлюдным городом.

А через Рокский тоннель - единственный путь для прохождения тяжелой техники из Северной Осетии в Южную - движется российская бронетехника и войска.

Грузинские власти до последнего пытаются решить дело миром. Личный представитель Саакашвили Т. Якобашвили договаривается о встрече с южноосетинским руководством в Цхинвали 7 августа при посредничестве российского посла по особым поручениям Ю. Поповым.

Приезжает. Попова нет. Оказывается, по дороге спустило колесо. "Так поставьте запаску!" - советует грузинский министр российскому послу. - "А и запаска проколота", - отвечает посол. Такая беда. Представитель Южной Осетии отказывается вести переговоры без российского посредника.

Якобашвили ведет переговоры, с кем есть, - командующим миротворческими силами генералом Кулахметовым. Тот признается, что "больше не в состоянии контролировать осетинские подразделения". Что делать? "Объявите об одностороннем прекращении огня", - советует Кулахметов.

В течение часа Якобашвили решил вопрос. В 17:00 он объявляет Кулахметову о согласии грузинского правительства на односторонне прекращение огня. В 17:10 грузинские пушки смолкли. В 19:10 Саакашвили заявляет об этом в прямом телевизионном обращении на грузинском и осетинском и призывает к переговорам.

Ответом становится интенсификация обстрелов грузинских сел. К 23.00 они достигли пика. И в это же время из Рокского тоннеля выходит колонна российских войск со 100 единицам бронетехники. Вторжение началось.
Через полчаса Саакашвили отдаст приказ о начале военной операции.

Он мог поступить иначе? Конечно, мог.

Но для этого надо было забыть, что ты президент суверенной страны, что ты мужчина и что ты грузин. И если бы он это сделал - не был бы ни тем, ни другим, ни третьим.

Это была ситуация цугцванга: в войну его умело завели правители России, не оставив другого выхода.
Хочет войны, начинает войну тот, кто к ней готовится, тот, кто не дает противнику шанса ее избежать. Это была Россия.

Миф №2: Россия начала войну, чтобы прекратить геноцид осетин

Откуда это взялось.

Уже 8 августа президент Южной Осетии Э. Кокойты сообщил о том, что в результате обстрелов и боевых действий только в Цхинвали погибли 1400 человек - цифра не окончательная. На следующий день, 9 августа, официальный представитель МВД республики объявил о 2100 погибших мирных жителях в Цхинвали.
Эта цифра - более 2000 погибших - фигурировала потом везде: и в отчетах, и в репортажах СМИ, и в интернет-форумах.

Число жертв дополнялось примерами зверств грузинской военщины: стрельба из танков прямой наводкой по домам, где прячутся мирные жители, прицельный огонь из пулеметов по детям и старикам, сжигание домов вместе с живыми людьми, обезглавленные трупы девушек...

Но когда стали считать, выяснилось, что все не совсем так. В Цхинвальской больнице, куда поступали все раненные и погибшие осетины, за все время боев в городе приняли 273 раненых и 44 убитых, 90% пострадавших - южноосетинские ополченцы. Глава следственного комитета при прокуратуре России А. Бастрыкин заявил о 134 погибших мирных жителях Южной Осетии за все время войны, по словам Юлии Латыниной, "одним махом воскресив 1866 человек".

Но и после официального подсчета цифра "2000" осталась и в общественном сознании, и даже в выступлениях, интервью официальных лиц, включая Путина.

Хотя она изначально нереальна. Официальное число жителей Цхинвали до войны - 42 тысячи. После эвакуации в начале августа от них должна была остаться половина. Обычное соотношение убитых и раненых в зоне военных конфликтов 1:3. Значит, статистически на 2000 убитых должно было быть еще 6000 раненных. То есть почти каждый второй цхинвалец после грузинского штурма был бы ранен или убит. А будь так - смог бы такой смелый арифметик, как Кокойты, об этом умолчать? Но не сказал.

Как же нарисовались 2000 погибших уже на второй день? А так - какой геноцид без тысяч жертв! "Тысячи" - это хотя бы две. Так и вышло 2000. Скромно - по минимуму.

Что касается грузинских зверств, ни один факт не нашел подтверждения даже после проверки такой взыскательной организацией как Human Rights Watch. Ни одного рассказа очевидца - только пересказы рассказанного. Именно так распространяются слухи. Судя по их обилию и драматизму, это были специально распускаемые слухи. Профессиональная деза.

Зато этнические чистки грузин силами южноосетинских вооруженных формирований - не слухи. Грузинского населения в Южной Осетии, где грузинские села перемежались с осетинскими почти в шахматном порядке, больше не существует. Ограблены, изгнаны, убиты - некоторые грузинские села просто сравняли с землей. Сделано это руками храбрых воинов Кокойты. В боях они не отличились и почти не участвовали (а сам воинственный президент при первых сообщениях о продвижении грузинских войск к Цхинвали сбежал из столицы под сень русских танков в Джаву, с ними и вернулся), зато в расправах с мирными жителями и мародерстве душу отвели.

Их стараниями грузин в Южной Осетии больше нет. Зато на территории Грузии, за пределами Южной Осетии, жило и продолжает спокойно жить более 60 тысяч осетин. Что бы с ними стало, если бы грузины действительно затеяли геноцид? Вспомните армян в Баку во время Карабахского кризиса.

Но дело в том, что геноцида осетин в Грузии и со стороны грузин ни до войны, ни во время ее, ни после - не было. Не было и причины.

Миф №3: Россия начала войну, чтобы защитить своих миротворцев

Последнее, чего хотели грузины - воевать с российскими миротворцами.

Первое, что они сделали, начиная военные действия, - предупредили русский миротворческий контингент.
В 23.35 президент Саакашвили отдает приказ о начале операции, а в 23.40 командующий миротворческими силами Грузии бригадный генерал Мамука Курашвили сообщает о продвижении войск командующему русскими миротворцами генералу Кулахметову и просит не вмешиваться.

"Не все так просто", - ответил русский генерал грузинскому.

Еще до этого, на начальной стадии военных действий, осетинские артиллеристы и минометчики вели обстрел грузинских сел вблизи мест дислокации миротворцев, используя их как прикрытия, а то и пользуясь прямой помощью для наведения огня. Кулахметов в беседах с грузинскими официальными лицами это и не считал нужным отрицать. Во время наступления грузинских войск ключевые фигуры южноосетинского командования прятались в главном штабе. По международным нормам, это делало и его легитимной целью.

Тем не менее, в карте целей, выданных грузинским артиллеристам во время артподготовки, объекты миротворцев были отмечены как запретные для огня.

Для того, чтобы защитить своих миротворцев, российскому руководству не надо было вводить войска и тратиться на войну. Достаточно было запретить Кокойты использовать их в качестве прикрытия - и все бы остались целы. Но цель была иная.

Миф №4: Россия начала войну, чтобы защитить своих граждан

Российские власти сами создали свою искусственную диаспору в Южной Осетии, выдав гражданство РФ и российские паспорта тысячам жителей самопровозглашенной республики на территории Грузии. Юридически это расценивается как вмешательство во внутренние дела другого государства. Как оказалось - и фактически. Искусственная диаспора создавала искусственный повод для вмешательства: защита своих граждан - ничего, что новоиспеченных, нам дороги все.
Остроумно, конечно: так можно обеспечить оправдание для вторжения в любую страну.
Но не оригинально: точно так же Гитлер создал повод для аннексии Чехословакии в 1938 году под предлогом защиты прав судетских немцев и для предъявления территориальных претензий Польше. То же пытался сделать Милошевич в 90-х в расчлененной Югославии.
Во-первых, хорошая компания. Во-вторых, известно чем в конечном счете обернулась эта их защита "угнетенным соотечественникам".
Кто действительно выиграл от практически бесконтрольной выдачи российских паспортов жителям Южной Осетии - коррумпированная верхушка республики. Грузины обнаружили в захваченном Цхинвали сотни российских паспортов без подписи владельцев - на эти "мертвые души" наверняка начислялись пенсии и пособия из российской казны.

Миф 5: Грузия бомбила Цхинвали

Когда грузинские войска в ночь на 8 августа подходили к Цхинвали, они вели лишь заградительный огонь и обстрел административных зданий. В другом не было нужды. Грузины вошли в целехонький и полупустой город, который покинули не только большинство жителей, но и основные силы ополченцев. Кокойты с цветом своего воинства сбежал на российскую военную базу в Джаве. Грузинским войскам противостояли немногочисленные разрозненные группки партизан со стрелковым оружием. От танков они могли только убегать.

Бомбежки и обстрел города из "Градов" понадобились в последующие два дня, когда грузин выбивали из города подоспевшие на помощь осетинским братьям российские войска. Это были их бомбы и снаряды. Это на их совести большинство погибших мирных граждан (см. Миф №2) и разрушенный город.

Миф №6: Грузины позорно бежали

О ходе современных войн большинство из нас получает представление по телевизионным картинкам. Из картинки августовской войны зритель мог запомнить, как "бежали робкие грузины", оставляя технику и казармы с заправленными кроватями. И не мог увидеть, чего не показали.
Например, разгром российской колонны бронетехники грузинским спецназом 8 августа. Тогда из 120 танков и бронетранспортеров было уничтожено больше половины, тяжелое ранение получил командующий 58-й армией генерал Хрулев. По утверждению Саакашвили, этот эпизод задержал продвижение российских войск на два дня. А потом российское командование подтянуло такие силы, что в случае прямого противостояния грузинская армия была бы разгромлена полностью. И он отдал приказ отступить, чтобы было чем оборонять Тбилиси. Плетью обуха не перешибешь.
Понятно, что соотношение сил российской и грузинской армий настолько несоизмеримо, что ни о каком реальном противоборстве не может идти и речи. Но это скорее относится к Мифу №1 - о том, хотели ли грузины войны.

Миф №7: Война закончилась миром

Грузия лишилась 20% территории - земель, которые большинство грузин считает своими. Ни один грузинский президент не посмеет отказаться от них навсегда. И никто не поручится, что какой-нибудь из них не решится вернуть утраченное - в том числе и силой.

Россия приобрела в качестве сателлитов два формально независимых квазигосударства, которые, кроме нее самой, признали только такие влиятельные державы, как Никарагуа, Венесуэла и Науру - за 50 млн. долларов, а Вануату еще торгуется, ну и ХАМАС, который сам государством не является. Фактически - это два навечно дотационных региона России, обреченных быть черными дырами российского бюджета, оазисами дикой коррупции и криминала. Благополучия и даже спокойствия там не будет никогда, а возможности криминальных и национальных конфликтов - всегда.

Россия вернула себе советский имидж брутального агрессора, что, конечно, тешит национальное самолюбие, но бизнесу, дипломатии и в конечном счете безопасности страны только вредит.

Россия и Грузия стали и останутся непримиримыми врагами. Это надолго. После войны между двумя государствами началась настоящая "холодная война", а как показывает недавний опыт прошлого, в "холодной войне" не всегда побеждает тот, у кого оружия больше и армия сильнее.

Миф №8: Южная Осетия - земля Осетии, а не Грузии

Территория Южной Осетии - исконная часть Грузии, о чем говорят даже географические названия. Тот же Цхинвали, после войны в русской прессе и официальных документах переименованный в Цхинвал, не стал от этого менее грузинским, поскольку корень его - от древнегрузинского слова, означающего "граб". Осетины в столице Южной Осетии стали национальным большинством только к 1990 году. До межнациональных конфликтов заката СССР и вызванных им войн суверенитетов здесь практически не было антагонизма между грузинами и осетинами. Это даже не ситуация Косова, где на исконно сербской земле образовалось подавляющее албанское большинство. Этническая чистка, произведенная Кокойты при поддержке Путина в 2008-м слишком глубокая и свежая рана, чтобы она могла затянуться, а грузины с ней смириться.

Ну и напоследок много фото разрушенных грузинских сел



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: