Первый масштабный межнациональный конфликт в нагорном карабахе. Карабахский конфликт

ТБИЛИСИ, 3 апр - Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

2 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Армении заявила о том, что вооруженные силы Азербайджана перешли в наступление на всем участке соприкосновения с армией обороны Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона сообщила, что боевые действия начались в ответ на обстрелы ее территории.

Пресс-служба Нагорно-Карабахской республики (НКР) заявила, что азербайджанские войска перешли в наступления на многих участках фронта, задействовав артиллерию большого калибра, танки и вертолеты. В течение нескольких дней официальные представители Азербайджана сообщили о занятии нескольких стратегически важных высот и населенных пунктов. На нескольких участках фронта атаки были отбиты вооруженными силами НКР.

Через несколько дней ожесточенных боев по всей линии фронта военные представители обеих сторон встретились для обсуждения условий прекращения огня. Оно было достигнуто 5 апреля, хотя, после этой даты перемирие неоднократно нарушалось и той, и другой стороной. Однако в целом обстановка на фронте начала успокаиваться. Азербайджанские вооруженные силы приступили к укреплению отвоеванных у противника позиций.

Карабахский конфликт – один из старейших на просторах бывшего СССР, Нагорный Карабах стал горячей точкой еще до распада страны и находится в состоянии замороженного уже более двадцати лет. Почему он вспыхнул с новой силой именно сегодня, каковы силы противоборствующих сторон и что следует ожидать в ближайшем будущем? Может ли этот конфликт перерасти в полномасштабную войну?

Чтобы понять, что происходит в этом регионе сегодня, следует сделать небольшой экскурс в историю. Только так можно понять суть этой войны.

Нагорный Карабах: предыстория конфликта

Карабахский конфликт имеет очень давние исторические и этнокультурные корни, ситуация в этом регионе значительно обострилась в последние годы существования советского режима.

В древности Карабах входил в состав Армянского царства, после его распада эти земли стали частью Персидской империи. В 1813 году Нагорный Карабах был присоединен к России.

Здесь не единожды происходили кровопролитные межэтнические конфликты, наиболее серьезные из которых происходили во время ослабления метрополии: в 1905 и 1917 году. После революции в Закавказье появились три государства: Грузия, Армения и Азербайджан, в состав которого и входил Карабах. Однако данный факт абсолютно не устраивал армян, которые в то время составляли большинство населения: в Карабахе началась первая война. Армяне одержали тактическую победу, но понесли стратегическое поражение: большевики включили Нагорный Карабах в состав Азербайджана.

В советский период в регионе поддерживался мир, вопрос о передаче Карабаха Армении периодически поднимался, но не находил поддержки у руководства страны. Любые проявления недовольства жестко подавлялись. В 1987 году на территории Нагорного Карабаха начинаются первые столкновения между армянами и азербайджанцами, которые приводят к человеческим жертвам. Депутаты Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) обращаются с просьбой присоединить их к Армении.

В 1991 году провозглашается создание Нагорно-Карабахской республики (НКР) и начинается широкомасштабная война с Азербайджаном. Боевые действия проходили до 1994 года, на фронте стороны использовали авиацию, бронетехнику, тяжелую артиллерию. 12 мая 1994 год в силу вступает соглашение о прекращении огня, и карабахский конфликт переходит в стадию замороженного.

Результатом войны стало фактическое получение НКР независимости, а также оккупация нескольких районов Азербайджана, прилегающих к границе с Арменией. По факту, в этой войне Азербайджан потерпел сокрушительное поражение, не добился поставленных целей и потерял часть своих исконных территорий. Подобная ситуация абсолютно не устраивала Баку, который долгие годы строил свою внутреннюю политику на желании реванша и возвращения утраченных земель.

Расстановка сил на настоящий момент

В прошлой войне победила Армения и НКР, Азербайджан потерял территорию и был вынужден признать поражение. Долгие годы карабахский конфликт пребывал в замороженном состоянии, которое сопровождалось периодическими перестрелками на линии фронта.

Однако в этот период сильно изменилось экономическое положение противоборствующих стран, сегодня Азербайджан имеет гораздо более серьезный военный потенциал. За годы высоких цен на нефть Баку сумел модернизировать армию, оснастить ее новейшим вооружением. Основным поставщиком оружия Азербайджану всегда была Россия (это вызывало серьезное раздражение у Еревана), также современное оружие закупалось в Турции, Израиле, Украине и даже ЮАР. Ресурсы Армении не позволяли ей качественно усилить армию новым вооружением. В Армении, да и в России многие думали, что на этот раз конфликт закончится так же, как и в 1994 году — то есть, бегством и разгромом противника.

Если в 2003 году Азербайджан потратил на вооруженные силы 135 млн долларов, то в 2018 году затраты должны превысить 1,7 млрд долларов. Пик военных трат Баку пришелся на 2013 год, когда на военные нужды было направлено 3,7 млрд долларов. Для сравнения: весь государственный бюджет Армении в 2018 году составил 2,6 млрд долларов.

Сегодня общая численность ВС Азербайджана составляет 67 тыс. человек (57 тыс. человек – сухопутные войска), еще 300 тыс. находятся в резерве. Следует отметить, что в последние годы армия Азербайджана реформировалась по западному образцу, переходя на натовские стандарты.

Сухопутные войска Азербайджана собраны в пять корпусов, в состав которых входит 23 бригады. Сегодня азербайджанская армия имеет более 400 танков (Т-55 , Т-72 и Т-90), причем с 2010 по 2014 год Россия поставила 100 новейших Т-90. Количество БТР, БМП и БРМ и бронеавтомобилей – 961 единица. Большинство среди них составляет изделия еще советского ВПК (БМП-1 , БМП-2 , БТР-69, БТР-70 и МТ-ЛБ), но есть и новейшие машины российского и иностранного производства (БМП-3 , БТР-80А , бронеавтомобили производства Турции, Израиля и ЮАР). Часть азербайджанских Т-72 модернизирована израильтянами.

Азербайджан обладает почти 700 единицами артиллерийских орудий, среди которых есть как буксируемая, так и самоходная артиллерия, в это число входит и реактивная артиллерия. Большинство из них получены еще при разделе советского военного имущества, но есть и более новые образцы: 18 САУ «Мста-С» , 18 САУ 2С31 «Вена», 18 РСЗО «Смерч» и 18 ТОС-1А «Солнцепек» . Отдельно следует отметить израильские РСЗО Lynx (калибра 300, 166 и 122 мм), которые по своим характеристикам превосходят (прежде всего по точности) российские аналоги. Кроме того, Израиль поставил ВС Азербайджана 155-мм САУ SOLTAM Atmos. Большая часть буксируемой артиллерии представлено советскими гаубицами Д-30 .

Противотанковая артиллерия в основном представлена советским ПТО МТ-12 «Рапира», также на вооружении стоят ПТРК советского производства («Малютка », «Конкурс », «Фагот », «Метис») и иностранного производства (Израиль – Spike, Украина – «Скиф»). В 2014 году Россия поставила несколько самоходных ПТРК «Хризантема».

Россия поставила Азербайджану серьезное саперное оборудование, которое можно использовать для преодоления укрепленных полос противника.

Также из России были получены системы ПВО: С-300ПМУ-2 «Фаворит» (два дивизиона) и несколько батарей «Тор-М2Э ». Имеются старые «Шилки» и около 150 советских комплексов «Круг», «Оса» и «Стрела-10». Также есть дивизион ЗРК «Бук-МБ» и «Бук-М1-2», переданные Россией и дивизион ЗРК Barak 8 израильского производства.

Есть оперативно-тактические комплексы «Точка-У», которые были закуплены у Украины.

Армения имеет гораздо меньший военный потенциал, что обусловлено ее более скромной долей в советском «наследстве». Да и с финансами у Еревана гораздо хуже — нефтяных месторождений на ее территории нет.

После прекращения войны в 1994 году большие средства выделялись из армянского госбюджета на создание фортификационных сооружений по всей линии фронта. Общая численность сухопутных сил Армении сегодня составляет 48 тыс. человек, еще 210 тыс. находятся в резерве. Вместе с НКР страна может выставить около 70 тыс. бойцов, что сопоставимо с армией Азербайджана, но техническое оснащение армянских ВС явно уступает противнику.

Общее число армянских танков составляет чуть более ста единиц (Т-54, Т-55 и Т-72), бронемашин – 345, большая часть из них была сделана на заводах СССР. У Армении практически нет денег на модернизацию армии. Россия передает ей свое старое вооружение и дает кредиты на покупку оружия (конечно, российского).

ПВО Армении имеет на вооружении пять дивизионов С-300ПС, есть информация, что армяне поддерживают технику в хорошем состоянии. Есть и более старые образцы советской техники: С-200, С-125 и С-75, а также «Шилки». Точное их количество неизвестно.

ВВС Армении состоит из 15 штурмовиков Су-25, вертолетов Ми-24 (11 штук) и Ми-8, а также многоцелевых Ми-2 .

Следует добавить, что в Армении (г. Гюмри) находится российская военная база, на которой дислоцированы МиГ-29 и дивизион ЗРК С-300В. В случае нападения на Армению, согласно договору ОДКБ Россия должна помочь союзнику.

Кавказский узел

Сегодня положение Азербайджана выглядит куда более предпочтительным. Страна сумела создать современные и весьма сильные вооруженные силы , что было доказано в апреле 2018 года. Не совсем понятно, что будет дальше: Армении выгодно сохранение нынешнего положения, по сути, она контролирует около 20% территории Азербайджана. Однако это не слишком выгодно Баку.

Следует обратить внимание и на внутриполитические аспекты апрельских событий. После падения цен на нефть Азербайджан переживает экономический кризис, а самый лучший способ усмирить недовольных в такое время — развязать «маленькую победоносную войну». В Армении дела в экономике традиционно плохи. Так что для армянского руководства война – это также весьма подходящий способ перефокусировать внимание народа.

По количеству вооруженные силы обеих сторон примерно сопоставимы, но по своей организации армия Армении и НКР отстали от современных вооруженных сил на десятилетия. События на фронте четко показали это. Мнение о том, что высокий армянский боевой дух и сложности ведения войны в гористой местности все уравняет, оказалось ошибочным.

Израильские РСЗО Lynx (калибр 300 мм и дальность 150 км) превосходят по своей точности и дальности все, что было сделано в СССР и производится ныне в России. В комплексе с израильскими беспилотниками армия Азербайджана получила возможность наносить мощные и глубокие удары по объектам противника.

Армяне, начав свое контрнаступление, так и не смогли выбить противника со всех занимаемых позиций.

С большой долей вероятности можно сказать, что война не закончится. Азербайджан требует освободить районы окружающие Карабах, но руководство Армении не может пойти на это. Для него это станет политическим самоубийством. Азербайджан чувствует себя победителем и хочет продолжать боевые действия. Баку показал, что имеет грозную и боеспособную армию, которая умеет побеждать.

Армяне злы и растеряны, они требуют отбить у врага потерянные территории любой ценой. Кроме мифа о превосходстве собственной армии, разбился еще один миф: о России как о надежном союзнике. Азербайджан все прошедшие годы получал новейшее российское оружие, а в Армению поставлялось только старое советское. Кроме того, оказалось, что Россия не горит желанием выполнять свои обязательства по ОДКБ.

Для Москвы состояние замороженного конфликта в НКР являлось идеальной ситуацией, позволявшей оказывать свое влияние на обе стороны конфликта. Конечно, Ереван был в большей зависимости от Москвы. Армения практически оказалась зажатой в окружении недружественных стран, а если в нынешнем году к власти в Грузии придут сторонники оппозиции, то она может оказаться в полной изоляции.

Есть еще один фактор – Иран. В прошлую войну он встал на сторону армян. Но этот раз ситуация может и измениться. В Иране проживает большая азербайджанская диаспора, игнорировать мнение которой руководство страны не может.

Недавно в Вене прошли переговоры между президентами стран при посредничестве США. Идеальным решением для Москвы было бы введение в зону конфликта собственных миротворцев, это еще более усилило российское влияние в регионе. Ереван согласится на это, но что нужно предложить Баку для поддержки такого шага?

Худшим развитием событий для Кремля станет начало полномасштабной войны в регионе. Имея в пассиве Донбасс и Сирию, Россия может просто не потянуть еще один вооруженный конфликт на своей периферии.

Видео о Карабахском конфликте

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Где находится Нагорный Карабах?

Нагорный Карабах — спорный регион на границе Армении и Азербайджана. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была основана 2 сентября 1991 года. Население по оценке на 2013 год составляет более 146 000 человек. Абсолютное большинство верующих — христиане. Столицей и крупнейшим городом является Степанакерт.

С чего началось противостояние?

В начале ХХ века в регионе проживали, в основном, армяне. Именно тогда этот район стал местом кровавых армяно-азербайджанских столкновений. В 1917 году из-за революции и распада Российской империи в Закавказье были провозглашены три независимых государства, в том числе Азербайджанская республика, куда и входил регион Карабаха. Однако армянское население района отказалось подчиняться новым властям. В том же году Первый съезд армян Карабаха избрал собственное правительство — армянский национальный совет.

Конфликт между сторонами продолжался вплоть до установления в Азербайджане советской власти. В 1920 году азербайджанские войска заняли территорию Карабаха, но через пару месяцев сопротивление армянских вооруженных отрядов благодаря советским войскам было подавлено.

В 1920 году населению Нагорного Карабаха предоставили право на самоопределение, но де-юре территория продолжила подчиняться властям Азербайджана. С этого времени в регионе периодически вспыхивали не только массовые беспорядки, но и вооруженные столкновения.

Как и когда была создана самопровозглашенная республика?

В 1987 году недовольство социально-экономической политикой со стороны армянского населения резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги.

Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из страны. С другой стороны, в Азербайджане повсеместно начали проходить армянские погромы, в результате которых появилось огромное количество беженцев.


Фото: ТАСС

Областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время.

В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке.

Все материалы по теме читайте

Когда произошло обострение конфликта?

Нужно отметить, что относительно недавно многолетний конфликт в Нагорном Карабахе снова напомнил о себе. Это произошло в августе 2014 года. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек.

Что происходит сейчас в Нагорном Карабахе?

В ночь на 2 апреля произошло . Армянская и азербайджанская стороны обвиняют друг друга в его эскалации.

Минобороны Азербайджана заявляет об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении с применением минометов и крупнокалиберных пулеметов. Утверждается, что за минувшие сутки армянские военные нарушили режим прекращения огня 127 раз.

В свою очередь, армянское военное ведомство говорит, что азербайджанская сторона предприняла в ночь на 2 апреля «активные наступательные действия» с использованием танков, артиллерии и авиации.

Есть ли жертвы?

Да, есть. Однако данные по ним разнятся. По официальной версии Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, свыше 200 получили ранение.

УКГВ ООН: «Согласно официальным источникам в Армении и Азербайджане, по меньшей мере, 30 солдат и 3 мирных жителя погибли в результате боевых действий. Число раненных, как гражданских, так и военных, еще официально не подтверждено. Согласно неофициальным источникам, пострадали свыше 200 человек».

Как отреагировали на эту ситуацию власти и общественные организации?

Российский МИД поддерживает постоянный контакт с руководством внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении. и Мария Захарова призвали стороны прекратить насилие в Нагорном Карабахе. Как заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, сообщения о серьезном

Нужно отметить, что остается максимально напряженной. , Ереван эти заявления опроверг и назвал уловкой. В Баку эти обвинения отрицают и говорят о провокациях со стороны Армении. Президент Азербайджана Алиев созвал Совет безопасности страны, который транслировало национальное телевидение.

Обращение президента ПАСЕ к сторонам конфликта с призывом воздержаться от применения насилия и возобновить переговоры по мирному урегулированию уже опубликовано на сайте организации.

С похожим призывом выступил и Международный комитет Красного Креста. Он убеждает Ереван и Баку и защищать гражданское население. Также сотрудники комитета заявляют, что готовы стать посредниками на переговорах Армении и Азербайджана.


Армянские солдаты на позициях в Нагорном Карабахе

Нагорно-карбахский конфликт стал одним из этнополитических конфликтов второй половины 1980-х годов на территории тогда еще существовавшего СССР. Распад Советского Союза привел к широкомасштабным структурным сдвигам в сфере этнонациональных отношений. Противостояние национальных республик и союзного центра, вызвавшее системный кризис и начало центробежных процессов, реанимировали застарелые процессы этнического и национального характера. Государственно-правовые, территориальные, социально-экономические, геополитические интересы переплелись в один узел. Борьба некоторых республик против союзного центра в ряде случаев обернулась борьбой автономий против своих республиканских «метрополий». Такими конфликтами были, например, грузино-абхазский, грузино-осетинский, приднестровский конфликты. Но самым масштабным и кровопролитным, переросшим в фактическую войну двух независимых государств, стал армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), позже Нагорно-Карабахской Республике (НКР). В данном противостоянии сразу возникла линия этнического противостояния сторон, и сформировались противоборствующие стороны по этническому признаку: армяне-азербайджанцы.

Армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе имело давнюю историю. Стоит отметить, что территория Карабаха была присоединена к Российской империи в 1813 г. в составе Карабахского ханства. Межнациональные противоречия привели к крупным армяно-азербайджанским столкновениям в 1905-1907 и 1918-1920 гг. В мае 1918 г. в связи с революцией в России, появилась Азербайджанская Демократическая Республика. Однако армянское население Карабаха, чья территория вошла в состав АДР, отказалось подчиняться новым властям. Вооруженное противостояние продолжалось вплоть до установления Советской власти в данном регионе в 1920 г. Тогда части Красной армии совместно с азербайджанскими войсками сумели подавить армянское сопротивление в Карабахе. В 1921 г. решением Кавбюро ЦК ВКП(б) территория Нагорного Карабаха была оставлена в пределах Азербайджанской ССР с предоставлением широкой автономии. В 1923 г. районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением были объединены в Автономную область Нагорного Карабаха (АОНК), которая с 1937 г. стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО). При этом административные границы автономии не совпадали с этническими. Армянское руководство время от времени поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении, но в центре было принято решение установить статус-кво в регионе. Социально-экономическая напряженность в Карабахе перерастала в массовые беспорядки в 1960-х годах. При этом карабахские армяне чувствовали себя ущемленными в культурных и политических правах на территории Азербайджана. Однако и азербайджанское меньшинство как в НКАО, так и в составе Армянской ССР (не имевшее собственной автономии) выдвигало встречные обвинения в дискриминации.

С 1987 г. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Звучали обвинения в адрес руководства Азербайджанской ССР в сохранении экономической отсталости региона, в ущемлении прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане. Кроме того, существующие проблемы, ранее умалчивавшиеся, после приход к власти Горбачева быстро стали достоянием широкой гласности. На митингах в Ереване, вызванных недовольством экономическим кризисом, звучали призывы передать НКАО в состав Армении. Националистические армянские организации, зарождающееся национальное движение подогревали протесты. Новое руководство Армении было открыто оппозиционным местной номенклатуре и правящему коммунистическому режиму в целом. Азербайджан же, в свою очередь, оставался одной из самых консервативных республик СССР. Местные органы власти, возглавляемые Г.Алиевым, подавляли всяческое политическое инакомыслие и оставались до последнего верными центру. В отличие от Армении, где большая часть партийных функционеров выразила готовность сотрудничать с национальным движением, азербайджанское политическое руководство смогло удержать власть вплоть до 1992 г. в борьбе с т.н. национально-демократическим движением. Однако руководство Азербайджанской ССР, государственные и правоохранительные органы, использовавшие старые рычаги воздействия, оказались не готовы к событиям в НКАО и Армении, спровоцировавшим, в свою очередь, массовые выступления в Азербайджане, создавшие условия для неконтролируемого поведения толпы. В свою очередь Советское руководство, опасавшееся, что выступления в Армении по присоединению НКАО, может привести не только к пересмотру национально-территориальных границ между республиками, но и способно привести к неконтролируемому развалу СССР. Требования карабахских армян и общественности Армении рассматривалось им как проявления национализма, противоречащих интересам трудящихся Армянской и Азербайджанской ССР.

В течение лета 1987 – зимы 1988 гг. на территории НКАО проходили массовые протесты армян, требовавших отделения от Азербайджана. В ряде мест эти протесты перерастали в столкновения с милицией. В то же время представители армянской интеллектуальной элиты, общественные, политические, культурные деятели пытались активно лоббировать воссоединение Карабаха с Арменией. Собирались подписи среди населения, отправлялись делегации в Москву, представители армянской диаспоры за рубежом пытались привлечь внимание международной общественности к чаяниям армян к воссоединению. В то же время азербайджанское руководство, заявившее о неприемлемости пересмотра границ Азербайджанской ССР, проводило политику использования привычных рычагов, чтобы вернуть контроль над ситуацией. В Степанакерт была направлена большая делегация представителей руководства Азербайджана, республиканской партийной организации. В группу входили также руководители республиканского МВД, КГБ, Прокуратуры и Верховного суда. Эта делегация осудила «экстремистско-сепаратистские» настроения в регионе. В ответ на эти действия в Степанакерте был организован массовый митинг о воссоединении НКАО и Армянской ССР. 20 февраля 1988 г. сессия народных депутатов НКАО обратилась к руководству Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передачи НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Однако азербайджанские власти и Политбюро ЦК КПСС отказались признать требования облсовета НКАО. Центральные власти и в дальнейшем заявляли, что перекройка границ является неприемлемой, а призывы к вхождению Карабаха в состав Армении были объявлены происками «националистов» и «экстремистов». Сразу же после обращения армянского большинства (азербайджанские представители отказались принимать участие в совещании) облсовета НКАО об отделении Карабаха от Азербайджана, началось медленное сползание к вооруженному конфликту. Появились первые сообщения об актах насилия на межнациональной почве в обеих этнических общинах. Взрыв митинговой активности армян вызвал ответную реакцию азербайджанской общины. Дело дошло до столкновений с применением огнестрельного оружия и участием сотрудников правоохранительных органов. Появились первые жертвы конфликта. В феврале в НКАО началась массовая забастовка, продлившаяся с перерывами до декабря 1989 г. 22-23 февраля уже в Баку и других городах Азербайджана прошли стихийные митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра национально-территориальной структуры.

Поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта стал погром армян в Сумгаите 27-29 февраля 1988 г. По официальным данным, погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Похожие события произошли и в Кировабаде (ныне Гянджа), где вооруженная толпа азербайджанцев напала на армянскую общину. Однако компактно проживавшие армяне сумели дать отпор, что привело к жертвам с обеих сторон. Все это происходило при бездействии органов власти и правопорядка, как утверждали некоторые очевидцы. В результате столкновений из НКАО потянулись потоки беженцев-азербайджанцев. Также появились и армянские беженцы после событий в Степанакерте, Кировабаде и Шуше, когда митинги за целостность Азербайджанской ССР перерастали в межэтнические столкновения и погромы. Начались армяно-азербайджанские столкновения и на территории Армянской ССР. Реакцией центральных органов власти стала смена партийных руководителей Армении и Азербайджана. 21 мая в Степанакерт были введены войска. По утверждению азербайджанских источников, азербайджанское население было изгнано из нескольких городов Армянской ССР, в НКАО в результате забастовки чинились препятствия местным азербайджанцам, которых не пускали на работу. В июне-июле конфликт принял межреспубликанскую направленность. Азербайджанская ССР и Армянская ССР развязали так называемую «войну законов». Верховный президиум АзССР признал неприемлемым постановление облсовета НКАО о выходе из состава Азербайджана. Верховный Совет Армянской ССР дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР. В июле в Армении начались массовые забастовки в связи с решением Президиума ЦК КПСС о территориальной целостности Азербайджанской ССР. Союзное руководство фактически встало на сторону Азербайджанской ССР по вопросу сохранения существующих границ. После ряда столкновений в НКАО 21 сентября 1988 г. были введены комендантский час и особое положение. Митинговая активность на территории Армении и Азербайджана привела к вспышкам насилия в адрес мирного населения и увеличила количество беженцев, образовавших два встречных потока. В октябре и первой половине ноября напряжение нарастало. Многотысячные митинги проходили в Армении и Азербайджане, на внеочередных выборах в Верховный Совет Республики Армянской ССР победили представители партии «Карабах», занимавшие радикальную позицию по присоединению НКАО к Армении. Приезд в Степанакерт членов Совета Национальностей Верховного Совета СССР результата не принес. В ноябре 1988 г. накопившееся недовольство в обществе по результатам политики республиканских властей в отношении сохранения НКАО вылилось в многотысячные митинги в Баку. Смертный приговор одного из подсудимых по делу погромов в Сумгаите Ахмедова, вынесенный Верховным Судом СССР, спровоцировал волну погромов в Баку, перекинувшуюся на весь Азербайджан, особенно в города с армянским населением – Кировабад, Нахичевань, Ханлар, Шамхор, Шеки, Казах, Мингечаур. Армия и милиция в большинстве случаев не вмешивалась в происходящие события. Одновременно начались обстрелы пограничных сел на территории Армении. В Ереване также было введено особое положение и запрещены митинги и манифестации, на улицы города были выведены боевая техника и батальоны со специальным вооружением. На это время приходится наиболее массовый поток беженцев, вызванный насилием как в Азербайджане, так и в Армении.

К этому времени в обеих республиках начали создаваться вооруженные формирования. В начале мая 1989 г. армяне, жившие к северу от НКАО, стали создавать первые боевые отряды. Летом того же года Армения ввела блокаду Нахичеванской АССР. В качестве ответной меры Народный фронт Азербайджана ввел экономическую и транспортную блокаду Армении. 1 декабря ВС Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха на совместном заседании приняли постановления о воссоединении НКАО с Арменией. С начала 1990 года начались вооруженные столкновения – взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. При депортации азербайджанскими силами армян из Шаумянского и Ханларского районов Азербайджана впервые были использованы вертолеты и БТР. 15 января Президиум ВС СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО, в приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также на линии государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. 20 января в Баку были введены внутренние войска для предотвращения захвата власти Народным фронтом Азербайджана. Это привело к столкновениям, в результате которых погибло до 140 человек. Армянские боевики стали проникать в населенные пункты с азербайджанским населением, совершая акты насилия. Участились боевые столкновения боевиков с внутренними войсками. В свою очередь подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли акции по вторжению в армянские села, что привело к гибели мирных жителей. Азербайджанские вертолеты начали обстреливать Степанакерт.

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР, который поддержало руководство Азербайджанской ССР. В это же время армянское руководство, принявшее 23 августа 1990 г. декларацию о независимости Армении, всячески препятствовало проведению референдума на территории республики. 30 апреля началась так называемая операция «Кольцо», проводившаяся силами азербайджанского МВД и внутренними войсками СССР. Целью операции было объявлено разоружение незаконных вооруженных формирований армян. Эта операция, однако, привела к гибели большого количества мирного населения и депортации армян из 24 населенных пунктов на территории Азербайджана. До распада СССР происходила эскалация армяно-азербайджанского конфликта, росло число боестолкновений, стороны использовали различные виды вооружения. С 19 по 27 декабря был произведен вывод внутренних войск СССР с территории Нагорного Карабаха. С распадом СССР и выводом внутренних войск из НКАО, ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начиналась полномасштабная война Армении против Азербайджана за выход НКАО из состава последнего.

В результате раздела военного имущества Советской армии, выведенной из Закавказья, наибольшая часть вооружения досталась Азербайджану. 6 января 1992 г. была принята декларация о независимости НКАО. Начались полномасштабные боевые действия с использованием танков, вертолетов, артиллерии и авиации. Боевые подразделения армянский вооруженных сил и азербайджанский ОМОН поочередно нападали на села противника, неся большие потери и нанося урон гражданской инфраструктуре. 21 марта было заключено временное недельное перемирие, по окончании которого 28 марта азербайджанская сторона предприняла самое крупное с начала года наступление на Степанакерт. Нападавшие использовали систему «Град». Однако штурм столицы НКАО закончился безрезультатно, азербайджанские силы понесли большие потери, армянские военные заняли изначальные позиции и отбросили противника от Степанакерта.

В мае армянские вооруженные формирования атаковали Нахичевань, территорию азербайджанского эксклава, граничащюю с Арменией, Турцией и Ираном. Со стороны Азербайджана были произведены обстрелы территории Армении. 12 июня началось летнее наступление азербайджанских войск, продолжавшееся до 26 августа. В результате этого наступления под контроль вооруженных сил Азербайджана на короткое время перешли территории бывших Шаумяновского и Мардакертского районов НКАО. Но это был локальный успех азербайджанских сил. В результате контрнаступления армян, у противника были отбиты стратегические высоты в Мардакертском районе, само азербайджанское наступление выдохлось уже к середине июля. В ходе боевых действии использовалось вооружение и специалисты бывших ВС СССР, в основном азербайджанской стороной, в частности авиация, зенитные установки. В сентябре-октябре 1992 г. азербайджанская армия предприняла неудачную попытку по блокированию Лачинского коридора – небольшого участка территории Азербайджана, находившегося между Арменией и НКАО, контролировавшегося армянскими вооруженными формированиями. 17 ноября началось развернутое наступление армии НКР на азербайджанские позиции, которое внесло решительный перелом в войне в пользу армян. Азербайджанская сторона надолго отказалась от проведения наступательных операций.

Стоит отметить, что с самого начала военной фазы конфликта обе стороны стали обвинять друг друга в использовании в свих рядах наемников. Во многих случаях эти обвинения подтверждались. В составе вооруженных сил Азербайджана сражались афганские моджахеды, чеченские наемники, в числе которых были известные полевые командиры Шамиль Басаев, Хаттаб, Салман Радуев. В Азербайджане действовали также турецкие, российские, иранские и предположительно американские инструктора. На стороне Армении сражались армянские добровольцы, приехавшие из ближневосточных стран, в частности из Ливана и Сирии. В составе сил обеих сторон действовали также бывшие военнослужащие Советской Армии и наемники из бывших союзных республик. Обе стороны использовали вооружение со складов вооруженных сил Советской Армии. В начале 1992 г. Азербайджану досталась эскадрилья боевых вертолетов и штурмовики. В мае того же года началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану: танки, БТР, БМП, артустановки, включая «Град». К 1 июня армянской стороне достались танки, БТР, БМП и артиллерия также из арсенала Советской Армии. Азербайджанская сторона активно использовала авиацию и артиллерию в бомбардировке населенных пунктов НКАО, основной целью которой был исход армянского населения с территории автономии. В результате налетов и обстрела гражданских объектов было отмечено большое количество жертв среди мирного населения. Однако армянская ПВО, изначально достаточно слабая, сумела противостоять авианалетам азербайджанской авиации в связи с увеличением количества зенитных установок у армян. К 1994 г. в составе вооруженных сил Армении появились первые самолеты, в частности благодаря помощи России в рамках военного сотрудничества по СНГ.

После отражения Летнего наступления азербайджанских войск армянская сторона перешла к активным наступательным действиям. С марта по сентябрь 1993 г. армянским войскам в результате боевых действий удалось взять ряд населенных пунктов НКАО, контролировавшихся азербайджанскими силами. В августе –сентябре российский посланник Владимир Казимиров добился временного прекращения огня, продленного до ноября. На встрече с российским президентом Б. Ельциным президент Азербайджана Г.Алиев заявил об отказе от решения конфликта военным путем. В Москве состоялись переговоры между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха. Однако в октябре 1993 г. Азербайджан нарушил перемирие и предпринял попытку наступления на юго-западном участке НКАО. Это наступление было отбито армянами, которые перешли в контрнаступление на южном участке фронта и к 1 ноября заняли ряд ключевых районов, изолировав от Азербайджана части Зангеланского, Джебраильского и Кубатлинского районов. Армянская армия, таким образом, заняла районы Азербайджана севернее и южнее непосредственно НКАО.

В январе-феврале состоялось одно из самых кровопролитных сражений на завершающей стадии армяно-азербайджанского конфликта – битва за Омарский перевал. Эта битва началась с наступления в январе 1994 г. азербайджанских сил на северном участке фронта. Стоит отметить, что боевые действия велись на опустошенной территории, где не осталось гражданского населения, а также в тяжелых погодных условиях, на высокогорье. В начале февраля азербайджанцы подошли вплотную к городу Кельбаджар, занятому годом ранее армянскими силами. Однако развить первоначальный успех азербайджанцам не удалось. 12 февраля армянские части перешли в контрнаступление, и азербайджанским силам пришлось отступить через Омарский перевал на исходные позиции. Потери азербайджанцев в этой битве составили 4 тыс. человек, армян 2 тыс. Кельбаджарский район остался под контролем сил обороны НКР.

14 апреля 1994 совет глав государств СНГ по инициативе России и с прямым участием президентов Азербайджана и Армении принял заявление с четкой постановкой вопроса о прекращении огня как неотложной потребности урегулирования в Карабахе.

В апреле-мае армянские силы в результате наступления на Тер-Терском направлении вынудили азербайджанские войска отступить. 5 мая 1994 г. по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизии, Федерального Собрания и Министерства иностранных дел РФ была проведена встреча, по итогам которой представители правительств Азербайджана, Армении и НКР подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года. 9 мая полномочный представитель президента России в Нагорном Карабахе Владимир Казимиров подготовил «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое в этот же день в Баку подписал министр обороны Азербайджана М.Мамедов. 10 и 11 мая «Соглашение» подписали соответственно министр обороны Армении С.Саргсян и командующий армией НКР С.Бабаян. Активная фаза вооруженного противостояния закончилась.

Конфликт был «заморожен», по условиям достигнутых договоренностей сохранилось статус-кво по итогам боевых действий. В результате войны была провозглашена фактическая независимость Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана и ее контроль над юго-западной частью Азербайджана вплоть до границы с Ираном. Сюда вошла и так называемая «зона безопасности»: пять прилегающих к НКР районов. При этом так же пять азербайджанских анклавов контролируются Арменией. С другой стороны, Азербайджан сохранил контроль над 15% территории Нагорного Карабаха.

По различным оценкам, потери армянской стороны оцениваются в 5-6 тыс. человек убитыми, в том числе среди мирного населения. Азербайджан потерял в ходе конфликта от 4 до 7 тыс. человек убитыми, при этом основная часть потерь приходится на войсковые формирования.

Карабахский конфликт стал одним из самых кровопролитных и масштабных в регионе, уступая по количеству использованной техники и людским потерям только двум чеченским войнам. В результате боевых действий был нанесен сильный ущерб инфраструктуре НКР и прилегающих районов Азербайджана, вызвал исход беженцев, как из Азербайджана, так и из Армении. В результате войны по взаимоотношению азербайджанцев и армян был нанесен сильный удар, атмосфера вражды сохраняется и по сей день. Между Арменией и Азербайджаном так и не установились дипломатические отношения, а вооруженный конфликт был законсервирован. В результате одиночные случаи боевых столкновений продолжаются на линии разграничения противоборствующих сторон и в нынешнее время.

Ивановский Сергей

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года - с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась . "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался", - объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны".

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных - со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия .

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля - начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

Обострение конфликта

В ноябре 2014 годаотношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Азербайджан заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжит поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: