Политические партии англии 21 век. Консервативная партия великобритании

Три основные силы

Лейбористская партия (Labour Party) - правящая партия Соединенного Королевства, находится у власти с 1997 года. Лидер (с 2007 года) - премьер-министр Великобритании Гордон Браун (Gordon Brown, 59 лет).

Лейбористская партия была образована в начале ХХ века при активном участии представителей рабочего движения левой направленности ("labour" в переводе с английского означает "труд", "рабочая сила"). В течение долгих лет лейбористы занимали левую часть политического спектра Великобритании. Профсоюзы по-прежнему продолжают играть заметную роль в партии.

На фоне резкого падения популярности среди избирателей молодое поколение лейбористов во главе с Тони Блэром, Питером Манделсоном и Гордоном Брауном в середине 1990-х годов разработало идеологию "нового лейборизма". Партия отказалась от социалистических идей и стала левоцентристской, начав борьбу за избирателей английского среднего класса. Это не замедлило сказаться на росте рейтингов партии, и в 1997 году лейбористы получили рекордное за всю историю количество мандатов (418) и абсолютное большинство (в 179 мест) в Палате общин.

Лейбористы выступают за сохранение необходимой роли государства в экономике, ликвидацию общественного неравенства и поддержку социальных программ в области образования, здравоохранения и борьбы с безработицей, наличие ограниченной экономическими нуждами иммиграции, защиту прав меньшинств и активную европейскую интеграцию.

Лейбористы традиционно пользуются популярностью избирателей в индустриальных районах северной и северо-западной Англии, в Лондоне, а также в Шотландии и Уэльсе.

Главным лозунгом партии на предстоящих выборах является фраза "Справедливое будущее для всех" ("Future fair for all").

В настоящее время в опросах общественного мнения лейбористы набирают 27-33% голосов.

Консервативная партия (Conservative Party), в политическом и разговорном обиходе также известная как "тори" (по названию старинной партии, из которой выросли современные консерваторы). С 1997 года - крупнейшая оппозиционная партия Соединенного Королевства. Лидер (с 2005 года) - глава "теневого" кабинета министров Дэвид Кэмерон (David Cameron, 43 года).

После ухода из большой политики самого харизматичного лидера консерваторов ХХ века - "железной леди" Маргарет Тэтчер, консерваторы пережили не лучший период своей истории: низких рейтингов, частой смены лидеров в поисках яркой личности и попыток реформировать программу партии.

Главными пунктами программы консерваторов является сокращение излишнего финансирования социальных программ и роли государства в экономике, более ответственное расходование государственных средств, поощрение частной предпринимательской инициативы, защиту традиционных семейных ценностей, принятие закона об обязательном вынесении на референдум любого решения о передаче властных полномочий от Великобритании к Евросоюзу.

Консерваторы традиционно пользуются популярностью избирателей в богатых сельских районах в центральной, южной и юго-восточной Англии, а также в зажиточных районах Лондона.

Главным лозунгом партии на предстоящих выборах является фраза "Время для перемен" ("Time For Change").

В настоящее время в опросах общественного мнения консерваторы набирают 35-41% голосов.

Либерал-демократическая партия (Liberal Democrats) - третья по величине и влиянию политическая партия Великобритании. Название часто сокращается до слова "либдемы" (Lib Dems). Лидер (с 2007 года) - Ник Клегг (Nick Clegg, 43 года).

Либерал-демократическая партия была образована в 1988 году в результате объединения Либеральной и Социал-демократической партий. В британском политическом спектре "либдемы" занимают наиболее центристскую позицию с небольшим уклоном влево. Лидер партии Ник Клегг придерживается более правоцентристских позиций, чем большинство его соратников в руководстве партии.

Помимо этого, в программе партии сильна экологическая и проевропейская составляющая, они выступают за выборность Палаты лордов; в экономике - за меньшее вмешательство государства. "Либдемы" завоевали уважение тем, что, в отличие от лейбористов и консерваторов, не поддержали в свое время участие Британии в иракской кампании.

В настоящее время в опросах общественного мнения либерал-демократы набирают 18-21% голосов. Наиболее активно их поддерживают жители юго-западной Англии, Корнуолла, сельских районов Шотландии и Уэльса, а также университетских городов Оксфорда и Кембриджа.

Либерал-демократы с 1997 года последовательно улучшали свои результаты на выборах, и многие комментаторы отводят им ключевую роль в случае если ни одна из двух ведущих партий не наберет абсолютного большинства и возникнет ситуация "подвешенного парламента".

В своем предвыборном лозунге либерал-демократы сочетали основные посылы Лейбористской и Консервативной партий - "Перемены, которые работают на вас: построение более справедливой Британии" ("Change that works for you: building a fairer Britain").

Национальные партии

В Шотландии и Уэльсе традиционно сильны позиции местных национальных партий - Шотландской национальной партии (Scottish National Party, SNP) и уэльской "Плейд камри" (Plaid Cymru).

SNP является первой по величине фракцией в шотландском парламенте и формирует правительство меньшинства. "Плейд камри" является второй по величине фракцией в Ассамблее Уэльса и вместе с лейбористами формирует коалиционное правительство.

Главными пунктами программ обеих партий является достижение независимости Шотландии и Уэльса, а по мере движения к этой цели - завоевание максимальной автономии в рамках Соединенного Королевства и Европейского Союза.

В общенациональном парламенте позиции SNP и "Плейд камри" гораздо слабее. Шотландские националисты на выборах в 2005 году получили 1,5% голосов и 6 мест в Палате общин, уэльские набрали 0,6%, победив в 3 депутатских округах.

Отдельная партийная система существует в Северной Ирландии, где в настоящее время действуют четыре основных партии. Две из них - Демократическая юнионистская партия (Democratic Unionist Party, DUP) и Ольстерская юнионистская партия (Ulster Unionist Party, UUP) - выступают за сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства и защищают интересы протестантского большинства Ольстера. Другие две - Социал-демократическая рабочая партия (Social Democratic and Labour Party, SDLP) и "Шинн фейн" (Sinn Fein) - защищают интересы республиканцев и выступают за объединение Ирландии.

Две крайние силы североирландского политического спектра - DUP и "Шинн фейн" в настоящее время формируют коалиционную администрацию Ольстера.

По результатам выборов в 2005 году DUP получила 0,9% голосов от общего числа голосовавших в Соединенном Королевстве и 9 мест, UUP - 0,5% и 1 место (в настоящее время UUP заключила пакт о сотрудничестве с британской Консервативной партией), SDLP - 0,5% и 3 места, "Шинн фейн" - 0,6% и 5 мандатов.

Депутаты "Шинн фейн" в течение многих лет бойкотируют свои депутатские обязанности в Лондоне, так как их работа в парламенте требует принесения присяги на верность британскому монарху, что противоречит их политическим убеждениям.

Голоса малых парламентских фракций становятся важны при свободном голосовании, когда правящая партия не может заставить своих членов голосовать единым фронтом и для прохождения правительственного законопроекта может не хватить голосов.

Политические маргиналы

По одному месту в парламенте имеют микропартии Respect ("Уважение") и Health Concern ("Забота о здоровье"). Партия Respect была образована в 2004 году, а ее единственным представителем в парламенте является изгнанный из Лейбористской партии ультралевый депутат Джордж Гэллоуэй. Он прославился своей неуемной критикой британской кампании в Ираке, участием в реалити-шоу "Большой брат", судебными тяжбами с британскими СМИ, защитой социалистических идеалов и поддержкой экстремистских движений. Партия Health Concern образована в городе Киддерминстер и первоначально выступала за восстановление упраздненного отделения "скорой помощи" в местной больнице, но затем расширила свою повестку.

Не представленными в парламенте до сих пор остаются три влиятельные политические силы Великобритании, которые уже имеют мандаты в местных органах власти и в Европарламенте (выборы в него проводятся по пропорциональной системе).

Это Партия независимости Соединенного Королевства (UK Independence Party, UKIP), которая своей главной задачей ставит выход страны из Европейского Союза. В 2005 году партия набрала 2,2% голосов по всей стране, но не победила ни в одном округе.

Это Зеленая партия (Green Party), которая продвигает вопросы защиты окружающей среды, выступает за локализацию экономики и легализацию легких наркотиков, занимая при этом умеренно-евроскептические позиции. На выборах 2005 года партия набрала 1,0% голосов британцев, однако не получила мандатов в парламенте.

Это ультраправая Британская национальная партия (British National Party, BNP), которая выступает за запрещение иммиграции в Великобританию, восстановление телесных наказаний и частичное восстановление смертной казни за особо тяжкие преступления - педофилию, терроризм и убийства. Лишь в 2010 году партия разрешила принимать в свои ряды представителей других рас и этносов, помимо белых британцев. BNP в настоящее время имеет одного депутата в Лондонской ассамблее и двоих - в Европарламенте, однако в британском парламенте депутатов у нее пока нет. На последних выборах в парламент она набрала 0,7% голосов.

В 2005 году в выборах участвовало в общей сложности около 60 партий, депутаты от которых набрали больше 500 голосов. Среди них встречались весьма экзотические, например, "Альянс за легализацию конопли", "Сделаем политиков историей", "Партия шотландских пенсионеров". Кроме того, в различных округах были представлены известные политические и общественные движения, которые не пользуются большой популярностью в Британии - социалисты, коммунисты, христианские демократы и другие.

Согласно опросам общественного мнения, малые партии на предстоящих выборах могут рассчитывать в совокупности на 9-17% голосов избирателей.

До приснопамятного июньского референдума я особо не интересовалась британской политикой: как иммигрант на визе, я не имела права голоса, а, кроме того, в прессе неизменно звучала убеждённость в том, что статус-кво сохранится. А стало быть, волноваться было не о чем.

Итог референдума прозвучал громом среди ясного неба. С того самого момента я стала потихоньку вникать в политические перипетии, происходящие в стране. Как говорится, если ты не занимаешься политикой, то политика займётся тобой.

В свете предстоящих парламентских выборов мне захотелось, наконец, разобраться, какие политические партии вообще существуют в Британии и за что они выступают. Этим я и собираюсь заняться сейчас.

На фото: сессия британского парламента. Фото parliament.uk.

Для начала небольшой экскурс в государственное устройство Великобритании. Как вы, я уверена, знаете из школьной программы, законодательная власть Британии представлена парламентом, который состоит из двух палат: верхней – Палаты лордов – и нижней – Палаты общин. Палату лордов мы трогать не будем – это особая «каста избранных», попасть в неё демократическим путём невозможно, для этого нужно родиться в правильной семье.

А вот члены нижней палаты как раз-таки избираются на голосовании по одномандатным избирательным округам, коих насчитывается 650 штук. В Британии принята мажоритарная система «first past the post» – это означает, что для победы на выборах кандидату достаточно набрать простое большинство голосов. Избранных народом депутатов именуют Members of Parliament, а чаще сокращённо – MPs. На всеобщих выборах могут голосовать все совершеннолетние граждане Британии и Ирландии, а также граждане 52 стран Британского Содружества, проживающие в UK.

Политические партии Великобритании


На рис.: численность MPs основных британских партий.

Не буду сильно углубляться в историю, а замечу лишь, что начиная с 1929 года основными противоборствующими партиями в Британии были Консерваторы (the Conservatives) и Лейбористы (the Labour Party).

Третьей значимой политической силой в стране выступает Либерально-демократическая партия (the Liberal Democrats, или сокращенно Lib Dems).

Истории этих партий насчитывают свыше 100 лет – молодым партиям трудно пробиться на политической арене Великобритании, однако в последнее время ситуация потихоньку меняется. Так, в Шотландии и Уэльсе заручились народной поддержкой националистические партии – Шотландская национальная партия (SNC) и Партия Уэльса (Plaid Cymru). SNC, выступающая за независимость Шотландии и сохранение членства в ЕС, и вовсе завоевала большинство мест в шотландском парламенте, став третьей по числу депутатов партией в UK (см. таблицу).

Отмечу также, что в исходе референдума далеко не последнюю роль сыграла другая националистическая партия – партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) , которая хоть и не получила ни единого места в парламенте, стала заметной благодаря своему скандальному экс-лидеру – Найджелу Фаражу – и жёсткой антииммиграционной риторике.

Но забудем пока о мелких игроках и рассмотрим основные политические силы Британии более подробно. Что предлагают они в свете предстоящих выборов? Хотя не все предвыборные программы были опубликованы, кое-что можно понять уже сейчас.

Консерваторы и их предвыборные обещания


На фото: лидер партии консерваторов, премьер-министр Британии, Тереза Мэй.

Нынешняя правящая партия – Консерваторы, или тори, как их ласково величают, – во главе с премьером-министром Терезой Мэй , считается партией правоцентристского крыла. Это традиционалисты и сторонники монархии.

Тереза Мэй заявила, что Британия, возможно, покинет единый рынок после брексита, поскольку иначе это означало бы отмену выхода из ЕС. Кроме того, существующее таможенное законодательство, по словам премьера, не позволяет Британии заключать выгодные сделки по всему миру, так что членство Британии в таможенном союзе также будет под вопросом. По собственному признанию Мэй, ей необходимо заручиться мощной поддержкой избирателей, дабы укрепить свою позицию на переговорах с ЕС. Именно это, как предполагается, и стало причиной предстоящих досрочных выборов.

Касательно экономики, консерваторы обещают не повышать НДС или другие налоги. Планируются некоторые послабления в части налога на наследство для супружеских пар и, в противовес тому, уменьшение налоговых льгот по пенсионным взносам для людей, зарабатывающих свыше 150 тысяч фунтов в год.

Что касается вопросов национальной безопасности, консерваторы не собираются отказываться от планов по строительству четырех новых субмарин с баллистическими ракетами Trident.

В отношении иммиграции, консерваторы который год обещают урезать её до вожделенных «нескольких десятков тысяч в год». Эта цель, озвученная еще экс-премьером Дэвидом Кэмероном в 2010 году, пока остаётся недостижимой.

В сфере здравоохранения консерваторы будут уделять большое внимание вопросам психического здоровья, для чего к 2020 году планируется нанять 10 тысяч новых медработников.

На годовой рост тарифов электрических и газовых компаний будут наложены ограничения.

И, наконец, архиважный момент, консерваторы поставят на голосование вопрос об отмене запрета охоты на лис.

Лейбористы и их предвыборные планы


На фото: лидер британской партии лейбористов Джереми Корбин.

Как несложно догадаться, данная партия поддерживает интересы «трудового народа» («labour» по-английски означает труд). Это социал-демократическая партия, чья деятельность тесно связана с британскими профсоюзами. С 2015 года партию возглавляет одиозный Джереми Корбин – самый крайне «левый» глава лейбористов до сего момента. Его коллеги по партии неоднократно пытались сместить его с этого поста, однако Корбин остаётся непотопляем.

"Теневой" министр лейбористов по вопросам Brexit сэр Кир Стармер отверг идею повторного референдума о брексите, но выразил убежденность, что по окончании 2-годичного процесса выхода из ЕС должны быть достигнуты промежуточные соглашения. По его словам, лейбористы будут уделять приоритетное внимание торговле с ЕС, и Британия должна сохранить членство в таможенном союзе. Граждане ЕС должны получить гарантию того, что они смогут остаться в Великобритании после брексита. Также лейбористы намереваются заменить предложенный правительством "Великий билль об отмене" (Great Repeal Bill), отменяющий действие многих европейских законов, европейским биллем о защите прав.

Лейбористы планируют увеличить подоходный налог для тех, кто зарабатывает свыше 80 тысяч фунтов в год – это 5% населения Великобритании. Вырученные средства предполагается направить на финансирование сектора госуслуг. Также будет отменено недавнее снижение налога на прирост капитала. Правда, НДС лейбористы пообещали не трогать.

Партия планирует создать миллион новых рабочих мест, закачав в экономику страны 250 млрд фунтов. Еще 100 млрд планируется направить на создание национального инвестиционного банка, который, как ожидается, привлечет еще 150 миллиардов. Компании, работающие по контрактам с госсектором, обязаны будут платить поставщикам в течение 30 дней, а для фирм, которые постоянно затягивают с оплатой, будут введены штрафы.


На фото: кандидат в депутаты от партии лейбористов проводит предвыборную агитацию в нашем районе.

Лейбористы пообещали увеличить налог на прибыль корпораций для крупных предприятий с нынешних 19% до 26%. Для мелких фирм с прибылью ниже 300 000 фунтов в год увеличение будет менее существенным – до 21% к 2020-21 годам.

Что касается внешней политики, Корбин заявил, что, если лейбористы победят на выборах, все аспекты национальной обороны будут пересмотрены. Военные действия будут применяться только в качестве крайней меры. Великобритания будет проводить независимую внешнюю политику, без оглядки на президента США Дональда Трампа. Он также пообещал ввести должность министра мира.

В плане иммиграции лейбористы соглашаются с тем, что выход из ЕС означает прекращение принципа свободного передвижения людей, однако при этом отмечают, что новые меры иммиграционного контроля не должны стать приоритетом после брексита.

В вопросах здравоохранения лейбористы собираются бороться с проблемой ожирения среди детей и потому планируют ограничить рекламу нездоровой пищи и сладостей. Намеченное закрытие части государственных больниц будет отменено, а ограничение на рост зарплат медработников снято.

В сфере образования лейбористы планируют направить в школы дополнительные 4,8 млрд фунтов в год. Это будет покрываться из средств, собранных за счет роста налога на прибыль корпораций. Бесплатное школьное питание предлагается распространить на всех учащихся начальных госшкол – данные расходы будут покрываться за счет введения НДС на сборы в частных школах. Субсидии на образование для подростков от 16 до 18 лет предлагается вернуть, что должно стимулировать молодых людей продолжать свое обучение в колледжах и университетах. Некоторые курсы в вузах планируется сделать бесплатными – вообще, как ожидается, основной упор в предвыборной программе лейбористов будет сделан на отмене платы за высшее образование.

Для охраны правопорядка лейбористы собираются нанять 10 тысяч новых полицейских.


На фото: строительство жилья для бездомных входит в предвыборные программы британских лейбористов и либерал-демократов. Фото unilad.co.uk.

На протяжении 5 лет партия планирует построить миллион новых домов. Большинство из них будет доступным социальным жильем. 4 тысячи новых квартир и домов будет построено для бездомных, ночующих на улицах.

План лейбористов касательно защиты трудовых прав включает в себя 20 пунктов, среди которых: предоставление всем работникам равных прав с первого дня, запрет «нулевых контрактов», гарантированное профсоюзам право на доступ к рабочим местам, снятие ограничений на зарплаты в госсекторе, повышение минимальной заработной платы до 10 фунтов в час, запрет на неоплачиваемые стажировки, увеличение декретного отпуска для отцов, а также введение четырех новых банковских выходных.

Для пенсионеров лейбористы планируют вернуть право на бесплатный проезд в автобусах и скидки на топливо в зимнее время.

Либеральные демократы и их предвыборные обещания


На фото: лидер британской партии либерал-демократов Тим Фаррон.

Это левоцентристская партия сторонников социал-либерализма. Самая проевропейски настроенная из основных британских партий, возглавляемая Тимом Фарроном. Примечательно то, что в 2010 году либеральные демократы образовали коалиционное правительство с консерваторами, чем навлекли на себя гнев своих сторонников, растеряв голоса на последних выборах в парламент. Однако в пользу либ-демов сыграли недавние разборки внутри партии лейбористов, благодаря чему первые стали восстанавливать поблёкшую популярность. На данный момент это самая центристская партия из всех, поскольку консерваторы становятся всё более «правыми», а лейбористы, напротив, «левеют».

Либ-демы обещают провести повторный референдум касательно «брексита», причём сама партия будет активно агитировать за сохранение членства в ЕС. Фаррон выступает однозначно против «жёсткого брексита», рассчитывая сохранить доступ к единому европейскому рынку.

Что касается экономики, либ-демы собираются обложить каждого налогоплательщика дополнительным пенсом с подоходного налога, дабы спонсировать увеличение расходов на здравоохранение и социальную помощь. С этого шага планируется выручить дополнительные 6 млрд фунтов в год. Налоговая скидка для супругов будет отменена, а налог на прибыль корпораций – увеличен с 19 до 20%.

В сфере национальной безопасности либ-демы продолжат политику ядерного сдерживания, однако Тим Фаррон выступил за замену существующей системы постоянного морского контроля на систему нерегулярного патруля.

Что касается иммиграционной политики, Тим Фаррон заявил, что жёсткие лимиты на иммиграцию наносят ущерб британским компаниям, больницам и университетам.

К вящей радости растаманов, либ-демы выступают за легализацию продаж марихуаны, настаивая, что это благотворно скажется на общественном здравоохранении и разгрузит службы правопорядка. Они также планируют выдавать лекарства, предотвращающие ВИЧ, лицам из групп высокого риска.

На нужды образования либерал-демократы собираются направить дополнительные 7 млрд фунтов, дабы поддерживать финансирование учеников на прежнем уровне.

Что касается охраны правопорядка, либ-демы планируют заменить короткие тюремные сроки, признанные неэффективными, наказаниями, не связанными с лишением свободы.

Для новоиспеченных отцов либерал-демократы планируют ввести оплачиваемый декретный отпуск продолжительностью в один месяц.

Подобно лейбористам, либ-демы займутся строительством новых домов, для чего будет создан Жилищный инвестиционный банк. Они также намерены бороться с проблемой бездомных, спящих на улице, коих планируется помещать прямиком в отдельное жильё, а не в приюты.

Либ-демы планируют ввести понятие «гражданского партнерства» для гетеросексуальных пар.

Кроме того, либерал-демократы собираются преобразовать избирательную систему, сделав ее пропорциональной, наделить избирательным правом 16- и 17-летних подростков и ввести демократическую систему выборов в верхнюю палату парламента.

SNP и их предвыборные планы


На фото: лидер партии SNP, первый министр Шотландии, Никола Стёрджен.

Лидер партии SNP, она же первый министр Шотландии Никола Стёрджен , выступает за наделение Шотландии особым статусом после брексита, подразумевающим, что та останется частью единого рынка. Стёрджен также агитирует за повторный референдум о независимости Шотландии еще до подписания соглашения об условиях Brexit.

Первый министр отклонила идею о повышении максимальной ставки подоходного налога для тех, кто зарабатывает свыше 150 000 фунтов с 45% до 50%, как это было предложено шотландскими лейбористами.

Но как бы ни распинались британские политики, на мой взгляд, очевидно, что на предстоящих выборах победят Консерваторы (в противном случае, Тереза Мэй не объявила бы их с подобной лёгкостью). А это означает, что именно программа тори будет положена в основу будущего Великобритании.

Как бы там ни было, я смотрю на происходящее философски. Как заметил Марк Твен, «если бы от выборов что-то зависело, нам бы не позволили в них участвовать». Так что, читать предвыборные программы политиков, наверное, полезно, но ожидать от них полного воплощения в жизнь своих обещаний, немного наивно. Ведь жизнь вносит в планы свои коррективы. А уж британские политики в этом смысле и вовсе хамелеоны.

Консерваторы стали массовой партией в 70-х годах XIX века. Происходит от появившейся еще в XVII в. партии "тори". Традиционная платформа партии - "постоянный интерес к общественному порядку и социальной гармонии".

Являясь партией Лондонского Сити (финансового центра Британии) и большого бизнеса, консерваторы энергично поддерживают развитие частного предпринимательства.

Впрочем, в ходе начинающейся предвыборной кампании Консервативная партия попросила журналистов больше не называть ее "тори" - по крайней мере, при первом упоминании о партии в тексте. Обозреватели констатируют, что в условиях, когда Тони Блэр благополучно "присвоил" себе практически все прежние идеи и лозунги консерваторов, оппонентам справа стало просто нечего противопоставить конкурентам.

Сдвиг еще правее, так, чтобы отличия от лейбористов были заметны невооруженным глазом, в условиях нынешней Великобритании повлек бы за собой неизбежные обвинения в фашизме. Остается ремонтировать имидж.

Лейбористская партия по своему происхождению - дитя профсоюзного движения и социалистических кружков и обществ интеллигенции. Впервые завоевала парламентское большинство в 1945 году. Правительство лейбористов 1945 - 1951 предложило программу государства всеобщего благоденствия, общественной собственности на главные промышленные предприятия и политику обеспечения полной занятости.

Лейбористы до 1990-х годов называли себя партией организованного рабочего класса. Большинство крупных профсоюзов связаны с партией, и их взносы обеспечивают ее основные доходы. Будучи в правительстве, лейбористы всегда занимали конструктивную реформистскую позицию; находясь в оппозиции, раздиралась противоречиями между социал-демократической правой и социалистической левой фракциями.

В 1981 году значительная группа видных парламентариев и членов партии покинула ряды партии и образовала недолго существовавшую Социал-демократическую партию, что имело негативные последствия для лейбористов на выборах. После этого лидеры партии подавили левую фракцию.

Либеральная партия была одной из двух главных партий времен правления королевы Виктории и короля Эдуарда (вторая половина XIX - начала XX), но она раскололась в период Первой мировой войны.

Лейбористы постепенно пришли на смену либералам в качестве второй партии в 1920-х и 1930-х годах, но либералы начали возвращаться на политическую сцену в 1960-х. В союзе с социал-демократами в 1980-х они дважды получали около четверти голосов избирателей, однако не смогли завоевать сколько-нибудь значительного количества мест в палате общин (23 в 1983, и 22 в 1987).

Две эти партии слились в 1988, образовав Либерал-демократическую партию.

Есть другие партии.

Шотландская национальная партия и Уэльская национальная партия с 1970 года играют главную роль в политической жизни Шотландии и Уэльса.

В политической жизни Северной Ирландии доминируют две основные протестантские партии - Ольстерская юнионистская партия и Демократическая юнионистская партия. Голоса северо-ирландских католиков делятся между либерал-демократами, лейбористами и ирландской националистической партией Шин фейн.

Ход политического процесса в современной Великобритании представляет собой интересный объект для изучения.

В последней трети XX века в центре политической борьбы в Великобритании оказалось отношение ведущих политических сил страны к поиску путей выхода из экономических и социокультурных кризисных явлений в условиях глобализации, мировых интеграционных процессов. Кейнсианство обнаружило свои слабости, из-под контроля вышел процесс взаимодействия между государством и гражданским обществом. На фоне этого в рамках неолиберальной волны возникают различные интерпретации методов развития свободного рынка и пересмотра функций государства. Влияние либеральной мысли испытали на себе движения новых правых и нового лейборизма, которые являются интересными объектами для исследования.

Правые силы стали энергично пропагандировать возрождение “либеральной Англии”, призывать к созданию условий для “спонтанного развития” общества. Представители правого крыла Консервативной партии возвращаются ко многим классическим либеральным постулатам. Важен анализ факторов, объясняющих, почему эта партия стала активно проповедовать идеи свободного рынка и удерживала за собой эту роль сравнительно длительное время.

Рост влияния концепций неолиберализма по-своему сказался и на позициях Лейбористской партии Великобритании (ЛПВ). Ее программа с течением времени все больше насыщалась современными либеральными идеями, совместимыми с социал-демократическими воззрениями. Возникают представления о “рыночном”, “либеральном” социализме. По мере того, как партия отказывалась от ряда устаревших элементов своей идеологии, она перенимала прогрессивные элементы из багажа либеральной мысли. ЛПВ избавлялась от репутации партии корпоративных интересов и сверхвысоких налогов. В то же время новые тенденции в ее политике оказались под сильным влиянием концепций социальной справедливости, равенства возможностей, взаимной ответственности. К 1997 г., в условиях накалившегося политического противостояния с консерваторами, развенчанию подвергаются мифы о “свободно-рыночном капитализме”.

В этой связи по-новому встают вопросы о соотношении между современной консервативной, либеральной и социал-демократической мыслью. Важно также рассмотреть процессы, сделавшие возможным приход лейбористов к власти в результате всеобщих выборов в 1997 г., и определить, какие уроки из этого могут извлечь партии левоцентристской ориентации разных стран.

Феномену подъема неолиберальной волны в западной и отчасти российской политологической литературе было уделено существенное внимание. Однако, дальнейшего изучения требуют вопросы, как и почему в 1970-80е гг. получило широкое развитие неоконсервативное движение в Великобритании, каковы были его формы и идейная база. В данном контексте важен анализ тенденций, проявившихся в британском обществе в целом. “Тэтчеризм” как неоконсерватизм у власти, открыв с конца 1970х гг. новый этап в общественно-политической жизни страны, развивался на протяжении почти двух десятилетий; поражение консерваторов на всеобщих выборах в 1997 г. позволяет рассмотреть период правления Тэтчер - Мейджора в его целостности, выделить главные содержательные черты, моменты преемственности и отличия в их политике.

Под влиянием событий как национального, так и глобального масштаба, происходят глубокие изменения в Лейбористской партии. Испытав воздействие со стороны укрепившегося у власти “тэтчеризма”, модернизировав свою политическую программу, она стала важным источником развития новых социал-реформаторских идей. Возникает движение “нового лейборизма”, лидеры которого критикуют вариант рыночной модели, навязанный стране “тэтчеристами”, и претендуют на восприятие лучшего из идейного багажа социал-демократической и либеральной мысли. Важно исследовать этапы становления и приоритетные проблемы “нового лейборизма”, изучить путь его идейных исканий, соотношение с другими общественно-политическими течениями. Необходимо провести сопоставительный анализ содержания и характера современных политических процессов в Великобритании, в центре которых находилась политическая борьба между Консервативной и Лейбористской партиями.

Противоречия политики современной Великобритании, изменение ее мировых позиций развиваются под решающим воздействием глобальных изменений. Эти изменения являются общими для развитых капиталистических стран. Вместе с тем они носят специфический характер, обусловленный всей новой и новейшей историей Великобритании.

Словом, говоря о Соединенном Королевстве, мы раскрываем обширную тему для исследования, которая требует комплексного, тщательного подхода, как если бы она была еще не изучена.

Консервати́вная па́ртия Великобритании (полн. Conservative and Unionist Party) - британская политическая партия, одна из двух ведущих партий Великобритании ; образовалась в 1867 году на базе партии тори . Название «консерваторы» для обозначения тори вошло в обиход с 1830-х годов, но и наименование тори активно употреблялось на протяжении 19-20 веков. Толчком к преобразованию партии тори послужила парламентская реформа 1832 года, после которой стали возникать местные организации консерваторов, объединившиеся в 1867 году в Национальный союз консервативных и юнионистских ассоциаций. Большую роль в формировании Консервативной партии сыграл Б. Дизраэли - лидер тори в 1846-1881 годах, премьер-министр в 1868 и в 1874-1880 годах.

Первоначально Консервативная партии традиционно выражала интересы аристократов-лендлордов , однако с 1870-1880-х годов на нее стали ориентироваться круги крупной финансово-промышленной буржуазии, отходившие от Либеральной партии . Значительную роль в разработке доктрины консерваторов сыграл Дж. Чемберлен , выдвинувший идею создания имперского таможенного союза и введения протекционизма, что было связано с утратой Великобританией роли мирового промышленного лидера промышленной монополии и обострением конкуренции с другими государствами, в первую очередь с Германией.

Консерваторы самостоятельно формировали правительство Великобритании в 1885-1886, 1886-1892, 1895-1902, 1902-1905 годах. Лидерами партии в этот период были Р. Солсбери (1881-1902) и А. Бальфур (1902-1911). Затем консерваторов возглавлял Бонар Лоу (1911-1923). В период Первой мировой войны и сразу после него консерваторы с либералами и лейбористами входили в состав коалиционных правительств. В межвоенный период Консервативная партия практически все время находилась у власти, состав правительства формировали ее лидеры С. Болдуин (1923-1937) и Н. Чемберлен (1937-1940). Именно политика умиротворения нацисткой агрессии, которую проводил Н. Чемберлен, стала одной из причин начала Второй мировой войны. Новым лидером консерваторов стал У. Черчилль (1940-1955). Он возглавил коалиционное правительство после отставки Н. Чемберлена и привел Великобританию к победе во Второй мировой войне.

После поражения на парламентских выборах 1945 года Консервативная партия провела реорганизацию своего партийного аппарата и структуры с целью расширить массовую базу партии, была разработана также более гибкая программа в области социальной политики. Черчилль сохранил за собой роль одного из мировых лидеров, в своей речи в Фултоне (США) в марте 1946 года он выдвинул программу объединения сил капиталистического мира для борьбы с СССР и призвал к созданию антисоветских военно-политических блоков. В 1951 году консерваторы вернулись к власти и удерживали ее до 1964 года. Многолетний политический соратник Черчилля Антони Иден сменил своего патрона на посту премьер-министра и лидера партии в 1955 году, но уже в январе 1957 года сам был вынужден подать в отставку в связи с провалом Великобритании в Суэцком кризисе. В дальнейшем консерваторов возглавляли Г. Макмиллан (1957-1963) и А. Дуглас-Хьюм (1963-1965).

В 1970 году консерваторы вернулись к власти, правительство сформировал их лидер Э. Хит, который возглавлял партию с 1965 года. Ему удалось добиться присоединения Великобритании к Общему рынку (1972). Проевропейская позиция Хита вызвала разногласия внутри партии, члены которой традиционно скептически относятся к любым переменам. Выборы 1974 года консерваторы проиграли, Хит ушел в отставку, а место лидера партии заняла Маргарет Тэтчер . Она привела консерваторов к победе на парламентских выборах 1979 года и возглавила кабинет министров. Тэтчер стала наиболее авторитетным лидером партии и страны после У. Черчилля, сумела оживить партийную работу, в значительной степени стимулировать развитие британской экономики. Придя к власти, леди Тэтчер повела борьбу с влиянием профсоюзов и начала приватизацию многих национализированных отраслей индустрии. Под руководством Тэтчер консерваторы уверенно побеждали на выборах 1983 и 1987 годов. Однако в 1990 году из-за внутрипартийных интриг ей пришлось уступить место премьер-министра и лидера консерваторов Джону Мейджору.

Ему не удалось действовать столь же успешно, как его предшественнице. На очередных выборах 1992 года консерваторы еще удержались у власти, однако их популярность быстро падала. На выборах 1997 года консерваторы потерпели сокрушительное поражение, получив лишь 165 мандатов против 418 у лейбористов, которые надолго захватили лидирующие место в британской политике. В этот период программа консервативной партии претерпела существенные изменения и сместилась к умеренному либерализму, значительно омолодился руководящий состав партии. В 2005 году лидером партии стал Дэвид Камерон . На парламентских выборах 2010 года за консерваторов проголосовало 10, 7 млн. избирателей, что принесло 306 мандатов в палате общин. В мае 2010 года Дэвид Камерон сформировал правительство в коалиции с представителя Либерально-демократической партии.

Традиционно Консервативная партии считается оплотом британской аристократии, из ее рядов формируются кадры высшего офицерства, высшего духовенства, чиновничества, дипломатов. Членство в Консервативной партии не связано с обязательной уплатой членских взносов. Лидер партии располагает значительными полномочиями, в случае победы партии на парламентских выборах становится премьер-министром. Лидер не обязан подчиняться решениям ежегодных партийных конференций, но вынужден считаться с мнением узкой руководящей группировки. Большое влияние на политику партии оказывает фракция консерваторов в палате общин. Основным звеном партийной организации на местах являются Ассоциации избирательных округов. Официальные цвета партии - синий и зеленый.

Партийная система и основные политические партии Великобритании

Считается, что первые политические партии (протопартии) возникли в этой стране во второй половине XVIII в. Великобритания - это государство с развитыми проявле­ниями политического и идеологического плюрализма, хотя там и отсутствует разветвленное кодифицированное зако­нодательство о партиях.

В стране утвердилась двухпартийная политическая система, основанная на конкуренции и взаимодействии буржуазной консервативной и левоцентристской лейбо­ристской партий. На общенациональном уровне действу­ет около 10 партий, но «тон» задают консерваторы и лей­бористы. После 1945 г. правительство формировалось исключительно представителями этих партий. Главным институциональным фактором, поддерживающим двух-партийность, является мажоритарная избирательная систе­ма простого большинства, позволяющая создать ситуацию, в которой победитель получает все преимущества, что ста­вит в неблагоприятные условия другие партии.

Важное место в общественно-политической жизни зани­мает Лейбористская партия (от англ. labour - рабочая) - левоцентристская, социал-демократическая организация с богатой историей.

Эта партия была основана в 1900 г. английскими проф­союзами и в 1906 г. приняла современное наименование. Одна из задач, поставленная при ее создании, - представи­тельство и защита лиц наемного труда в парламенте, других органах государственной власти - была осуществлена еще к 20-м гг. XX в. С этого времени лейбористы неоднократ­но побеждали на выборах и формировали правительство. В 90-х гг. XX в. партия, стремясь расширить свою социаль­ную базу, отказалась от ряда непопулярных и одиозных ло­зунгов - национализации ключевых отраслей экономики, противодействия военно-политическому союзу с Амери­кой и др. Ныне лейбористы защищают интересы не только рабочих, но и мелких предпринимателей и служащих, т.е. постепенно превращаются в народную политическую ор­ганизацию, раздвигая социальные барьеры и стереотипы. Идейно-теоретическая основа партии - идеология демо­кратического социализма.

В партийном руководстве до сих пор сильные позиции принадлежат самому крупному профцентру - Британско­му конгрессу тред-юнионов.

Лейбористская партия в организационном отношении представляет собой некую федерацию, состоящую как из коллективных членов (членов тред-юнионов и различ­ных обществ), так и лиц, состоящих в этой организации на основе индивидуального членства. Последние представ­ляют меньшинство в общем партийном составе.

Решающая роль в формировании и проведении пар­тийной политики принадлежит лейбористской фракции в палате общин британского парламента. Рабочий орган партии - национальный исполком, избираемый на еже­годной осенней партконференции. Однако реальная власть сосредоточена в руках лидера партии, который в случае по­беды на выборах становится главой правительства, как это произошло, например, в 1997, 2001 и 2005 г. После 18 лет правления консерваторов в 1997 г. Лейбористская пар­тия пришла к власти, завоевав большинство в парламенте. На майских выборах в палату общин 2005 г. Лейбористская партия, одержав убедительную победу, дала возможность премьер-министру Т. Блэру стать главой британского пра­вительства в третий раз (с 2007 г. - премьер-министром яв­ляется Г. Браун). Однако в последние годы из-за сложной социально-экономической обстановки и коррупционных скандалов авторитет лейбористов существенно снизился.

Основной соперник лейбористов - консерваторы (не­официальное название - тори). Они организационно оформились в 1867 г., хотя какие-то элементы партийной структуры и идеологии существовали еще с конца XVIII в. Эта респектабельная и влиятельная партия в минувшем столетии стояла у власти чаще и более продолжительный период, чем какая-либо другая: достаточно назвать имена популярных политиков тори Б. Дизраэли, У. Черчилля и М. Тэтчер. Первоначально Консервативная партия выра­жала интересы крупных землевладельцев и духовенства, а впоследствии - широких кругов колониально-банковской и крупной промышленной буржуазии. Она проповедует традиционные правоконсервативные идеалы и ценности, но учитывая при этом «британскую специфику». Консер­ваторы имеют сильные позиции в парламенте, региональ­ных органах власти и в муниципалитетах. Огромную власть в партии имеет ее лидер, который в случае победы партии на парламентских выборах становится премьер-министром. Он не обязан подчиняться решениям ежегодных конферен­ций партии. Большое влияние на политику партии оказы­вает фракция Консервативной партии в палате общин.

Третьей по величине политической партией Великобри­тании является Партия социал-либеральных демократов, берущая начало от вигов (конец XVIII в.). По результа­там парламентских выборов 2005 г. у нее было 62 места в 625-местном парламенте.

Кроме того, действуют Социал-демократическая пар­тия, отколовшаяся от лейбористской, небольшие и мало­влиятельные Коммунистическая и Социалистическая ра­бочая партии. С 80-х гг. XX в. наблюдается активизация региональных политических (а также культурно-просвети­тельских) организаций - шотландских, уэльских, северо­ирландских, широко использующих популярные лозунги национального возрождения. Как правило, их влияние ог­раничено территорией конкретного региона.

13.4. Парламент Великобритании: внутренняя организация, полномочия

Старейшим парламентом мира является английский пар­ламент, создание которого датируют XIII в., когда по требо­ванию восставших феодалов королем Иоанном Безземель­ным в 1215 г. была подписана Великая хартия вольностей. Она возложила на монарха обязанность создавать для уста­новления налогов Общий совет королевства. Поэтому бри­танский парламент называют отцом всех парламентов. В Великобритании понятие «парламент» как собственное наименование стало применяться для обозначения общена­ционального представительного учреждения.

Значение государственного форума английский парла­мент завоевывает уже в XIII в., становясь классическим образцом представительного органа. Позднее, в XVI- XVII вв. он выступает сословно-представительным органом при монархе. Однако только после буржуазной революции XVII в. парламент приобретает реальное и многоплановое значение. Следует учитывать, что система парламентаризма на Западе возникла как отрицание абсолютизма государст­венной власти в лице монарха, всевластного первого лица в государстве.

Своеобразие британского парламента заключается в со­хранении разнообразных архаических черт, которые нахо­дят свое отражение во многих сторонах его организации и деятельности. Когда говорят о парламенте как о верхов­ном законодательном органе страны, имеют в виду не толь­ко обе палаты парламента, но и королеву, являющуюся не­отъемлемой институцией (частью) парламента.



При анализе места парламента в системе власти Велико­британии следует учитывать, что в ее основу были положе­ны два фундаментальных принципа - парламентского вер­ховенства и парламентарного (ответственного) правления.

Британский парламент представляет собой пример бикамерального представительного органа, состоит из палаты общин и палаты лордов. При этом неотъемлемой частью парламента считается британский монарх.

Важнейшая особенность парламента заключается также в том, что одна из его палат - палата лордов - формиру­ется по наследству, иными словами на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титу­ла, дающего право быть ее членом. В течение длительного времени это была самая большая верхняя палата среди ев­ропейских стран. Членами палаты лордов являлись в конце 90-х гг. XX в. более 1200 пэров парламента, титулованная знать, имена которой вписаны в «золотую книгу» анг­лийского дворянства.

Конституционная реформа, которая началась в 1999 г. по инициативе правительства лейбористов, важнейшим на­правлением определяет реформирование английского парла­мента и прежде всего порядка формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 г. лейбористы пообе­щали вывести из состава палаты наследственных пэров, а после прихода к власти приступили к реализации предвы­борных инициатив, направленных в целом на демократиза­цию статуса палаты.

На первом этапе конституционной реформы, которая должна осуществляться в течение 10 лет, на основании ст. 1 Акта о палате лордов 1999 г. был ликвидирован статус наследственных пэров и вдвое (до 665 членов) сокращен численный состав палаш: свои места сохранили только 92 наследственных пэра (10% от их общей численности) и по­рядка 573 пожизненных пэров, включая епископов. Причем наследственное право заседать и голосовать во время пере­ходного периода реформы 92 наследственных пэра получи­ли в ходе тайного голосования своих коллег по палате, а 10 наследственных пэров Согласились на ультиматум прави­тельства: поменять звание наследственного пэра на звание пожизненного. Право *ia участие в деятельности палаты было сохранено за лордами, титул которым был присвоен монархом в знак признания их личных заслуг и по предло­жению правительства. Остальные лорды имеют право бал­лотироваться на выборах, в том числе в нижнюю палату - палату общин.

На втором этапе реформы к 2011 г. лейбористы плани­руют упразднить палату лордов. Предполагается, что ей на смену придет новая верхняя палата (о ее названии еще не принято решение), состс)Я щая из 600 депутатов. 120 из них будут избираться на всеобщих выборах по партийным спискам, еще 120 - назначаться специальной независимой комиссией. Остальные (360 депутатов) будут назначаться лидерами политических Партий пропорционально результа­там выборов в палату общин. Согласно реформе, в верхней палате должно быть не менее 30% мужчин и 30% женщин. У палаты по-прежнему це будет права вето на решения па­латы общин.

Споры о возможных моделях верхней палаты в экс­пертном сообществе не утихают и после выборов 2005 г. Большинство британских экспертов и многие политики склоняются к тому, что в ближайшем будущем лучше ог­раничиться введением умеренного элемента выборности верхней палаты.

Сейчас в палате лордов действует четыре вида членст­ва:

Духовные лорды (архиепископы Йоркский и Кентер-берийский и епископы англиканской церкви);

Судебные лорды (назначенные в палату бывшие и действительные высшие судебные чины для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел);

Наследственные пэры;

Пожизненные пэры (получившие титул и место в па­лате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют права передавать свой титул по наследству. Первые две категории членов палаты пэрами не счита­ются.

Примечательно, что несмотря на столь расширенный состав палаты, кворум составляет всего три человека, и в основном участие в ее работе принимают около 100 человек (судебные лорды и пожизненные лорды). Длительное вре­мя работу палаты лордов возглавлял лорд-канцлер, назна­чавшийся на должность премьер-министром. Лорд-канцлер являлся одновременно членом кабинета (министром), спи­кером верхней палаты парламента и верховным судьей, ко­торый единолично назначает судей. Такое соединение в ру­ках одного человека ключевых функций государственного управления и осуществления судебной власти было явным анахронизмом и не могло способствовать упрочению ста­туса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования верхней палаты парламента, в 2003 г. пре­мьер-министр Великобритании Тони Блэр выступил с но­выми инициативами по упразднению поста лорда-канцлера, учреждению Верховного суда, призванного взять на себя функции лордов-судей, и созданию независимой комиссии по назначению судей.

В результате реформы с 2004 г. руководитель палаты лордов занимает данную должность на внутрипалатной вы­борной основе и не входит в состав правительства. По тра­диции руководитель палаты лордов принимает участие в дебатах и голосовании, однако не решает процедурные вопросы, как это делает спикер палаты общин. Эти полно­мочия осуществляются палатой самостоятельно при коор­динации лидера палаты, которым является руководитель ее наиболее крупной партийной фракции. В палате имеются лишь неспециализированные комитеты. Также в ходе ре­формы создано министерство по конституционным вопро­сам, которое должно было взять на себя большинство пол­номочий лорда-канцлера, в том числе в судебной сфере.

В общих чертах компетенция палаты лордов включа­ет в себя следующие полномочия: а) законодательные, б) контрольные, в) судебные. Первая группа полномочий обеспечивает участие палаты в законодательном процес­се (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов - биллей, исключением здесь является особое требование к принятию финансовых биллей, ко­торые вносятся лишь в палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой и т.д.). Вторая группа полномочий главным образом заключается в мягком контроле за работой правительства. Судебные полномочия палаты значительны и определяются уже тем, что она является высшей апелляционной судебной инстанцией.

В целом же полномочия и общий статус палаты лордов, несмотря на проведение конституционных преобразова­ний, не меняются. Она должна сохранить свое «подчинен­ное» положение, но стать более легитимной. В то же время эффективность ее работы, особенно в области экспертизы законопроектов, принятых палатой общин, должна сущест­венно возрасти.

Нижняя палата - палата общин - единственный вы­борный центральный орган государственной власти. Толь­ко депутаты этой палаты могут именоваться членами пар­ламента.

Численный состав палаты к парламентским выборам 2005 г. сократился с 659 до 646 членов, избираемых путем всеобщего равного тайного и прямого голосования сроком на пять лет. Такое сокращение численного состава пала­ты общин связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Специальной комиссией по границам изби­рательных округов было произведено сокращение коли­чества избирательных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором прописаны создание собственного шотландского парламента и ликвидация аномальной дис­пропорции представителей Шотландии в британском пар­ламенте. В результате новой нарезки округов количество избирателей, проживающих на территории одного избира­тельного округа, было приближено к среднебританскому показателю в 68 тыс. избирателей на округ.

Палату общин возглавляет спикер. Данная ответственная должность существует с 1377 г. Палата общин может быть распущена монархом. По традиции формальное согласие королевы на роспуск парламента означает начало предвы­борной кампании. По британским законам парламентские выборы должны состояться через 17 рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В период, когда парламент распущен, политики могут вести предвыборную кампанию, но не имеют права входить в здание Вестминстерского дворца, где располагается парламент.

Избираться в палату может любой британский поддан­ный (а также проживающие в стране граждане Ирландии и Содружества 1), достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам, среди которых следует назвать ценз несовместимости: запрет быть члена­ми парламента для лиц, занимающих определенные госу­дарственные должности (профессиональные оплачиваемые судьи, гражданские служащие, военнослужащие и т.д.). Из­бирательный залог составляет 500 ф. ст., он не возвращает­ся, если кандидат набрал меньше 5% голосов.

Выборы в палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутству­ет требование о получении кандидатом минимального про­цента голосов избирателей.

На последних парламентских выборах в нижнюю пала­ту (5 мая 2005 г.) вновь победили лейбористы, получившие подавляющее большинство депутатских мандатов - 356, консерваторы завоевали 197 мест, увеличив численность своей парламентской фракции на 33 депутата по сравнению с предыдущими выборами 2001 г., а либеральные демокра­ты по сравнению с 2001 г. увеличили свое представительст­во в палате общин с 52 до 62 депутатов. Остальные партии в британском парламенте в настоящее время представлены 31 депутатом. Отметим, что по британской традиции за пар­тией признается статус правящей при условии ее пребыва­ния у власти два полных парламентских срока - не менее восьми лет. А в XX в. лейбористам ни разу не удавалось удержать статус правящей партии.

К важнейшим полномочиям палаты относятся: приня­тие законов, бюджета, рассмотрение финансовых биллей, парламентский контроль за деятельностью правительст­ва. Только эта палата может выразить последнему недо­верие.

В Великобритании, как и в других западноевропейских странах, провозглашаемая конституцией независимость де­путатов существенно ограничивается жесткой фракцион­ной дисциплиной, имеющей целью поддержание единства и солидарности. В палате общин дебаты проходят в основ­ном между лицами, занимающими руководящие позиции в консервативной и лейбористской партиях, роль рядовых парламентариев в этом процессе, как метко подметили по­литологи, сведена лишь к «группам поддержки, подбадри­вающим лидеров».

В целом Великобританию можно с уверенностью охарак­теризовать как страну с устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной непрерывностью парламентского развития, сравнимой только с США.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: