Конспект занятия «Планета – наш дом родной», подготовительная к школе группа. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: конспект занятия по познавательному направлению (региональный компонент): " Уголок планеты, там, где мы живем"

Кислинская Любовь Николаевна
Место работы: ГККП «Детский сад №2 «Балдырган»
Должность: воспитатель детского сада

Цель : Дать понятие о том, что планета Земля – наш общий дом, о котором надо заботиться сообща. Формировать у детей представления, что в природе все взаимосвязано. Развивать экологическую эмпатию, интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, к своей планете. Воспитывать у детей экологическую культуру и грамотность.

Материал : модель земного шара – глобус. Карта полушарий, мусор, чёрный платок, украшение группы деревьями, цветами, елками, тканью. Шапки для инсценирования – лев, змея, сова, гусь, журавль, утка, голубь, колокол.

Предварительная работа: Экскурсии в природу. Заучивание стихов, песен, беседа о правилах поведения в лесу. Подготовка детей к инсценированию сценки «О чём звонит колокол».

Ход занятия.

Мир, мир, мир везде, мир в тебе, мир во мне!

Вед: Наш общий дом, наш дом родной -Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Леса и горы, и моря Все называется земля! А если в космос ты взлетишь То из окна ракеты Увидишь шар наш голубой Любимую планету!

– Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Как по-другому называется
модель земного шара, (ответы)

И первый мой вопрос такой Так почему же голубой, Наш общий дом, -Наш шар земной, (ответы)

– Итак: большую часть поверхности земли покрывает вода. А что мы знаем об
этой воде?

Стихи:

Из недр земли забил родник

Ручьем хрустальным ставший вмиг

Спешат, ручьем вперед бегут

И вот рекой уже текут!

Река течет не как-нибудь

А прямо к морю держит путь

А море как огромный рот

Все воды рек в себя вольет

Ну а потом их примет сам

Необозримый океан

Водою чистой ключевой

И он омоет шар земной.

Вед: Итак – вода это реки, озера, моря, океаны. Планета земля – это не только вода, но и суша. А чтобы хорошо мы видели нашу планету, ее изобразили на карте. Покажите, какие вы знаете материки, (ответы)

Вот и глобус наш готов

Шесть на нем материков

Ну а где же чудеса?

Чудо – это жизнь везде

И на суше и в воде

Ну а теперь о самом важном

Взглянуть на нашу землю страшно

Когда-то чистый голубой

Теперь он грязный и больной.

Вода мутнеет с каждым днем

А воздух, сколько грязи в нем

Погибнуть может все живое

Земля, что сделали с тобою!

– Ребята как вы думаете, о чем мы будем с вами сейчас беседовать, рассуждать?

– Да наша планета заболела.

– Я приглашаю вас отдохнуть в лес. Хотите? Тогда представьте, что мы уже в
лесу, (музыка)

Здравствуй лес наш дорогой! Рады встречи мы с тобой

– Смотрите, к нам идут лесовички. Здравствуйте, лесовички! Почему вы такие грустные?

Лесовички: Здравствуйте, ребята!

  • Приходили отдыхать в лес люди. Они жгли костры, разорили муравейники раскидали мусор. От них даже озеро пострадало.
  • Природа как израненная птица. Кричит, просит о помощи. Стыдно нам за то, что есть такие люди.

Вед : Не огорчайтесь, лесовички. Не все люди плохие. Вот наши ребята знают правила поведения в лесу. Они вам могут об этом рассказать.

Не ломать ветки, не повреждать кору деревьев, не качаться на ветках, не собирать березовый сок, почему? Не рвать цветы пусть они украшают поляну. Не разорять муравейники, гнезда птиц, не шуметь в лесу, не оставлять мусор в лесу, не разжигать костры.

Лесовички: Молодцы, ребята, вы знаете правила поведения в лесу.

Вед: Не грустите, лесовички. Наши ребята помогут навести порядок в лесу. А поможет нам в этом игра «Кто быстрее и аккуратнее наведет порядок на озере и в лесочке».

Игра: «Кто быстрее и аккуратнее наведет порядок на озере и в лесочке» – Ну, молодцы, ребята, рахмет! Лесовички наши повеселели.

Лесовички: Таким гостям лес всегда рад.

Вед : Ребята, почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?

Лес – это наше богатство.

Лес – это зеленый наряд планеты.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – это наш друг.

Лес – это кладовая, где растут орехи, ягоды, грибы.

Лес – чистый воздух.

Лесовички:

  • Однажды я обходил свои владения. Из воды выпрыгнула рыбка и молвит не могу больше там жить.
  • Ребята, почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь вода – это её дом?

Вед : А на этот вопрос мы ответим песней.

Валим отходы и мусор мы в реку

Дескать, вода унесет

Но у воды есть приделы терпенью

Смотрите ж вперед.

Уж не умыться и не напиться

Химия вместо воды

Рыбки исчезли, птички пропали

А сажи – пуды

Люди прошу вас потише, потише

Отходы пусть сгинут во мгле

Воздух будь чистым,

Вода будь прозрачной, а мы на земле!

Лесовички:

  • Да наша планета серьезно заболела. А случилось это по вине человека.
  • Сейчас жители леса покажут вам сценку «О чем звонит колокол?»

Действующие лица: Лев – арыстан, сова – жапаляк, змея – жылан, гусь – кас, утка – уйрек, голубь – кагершын, журавль – тырна.

Далеко-далеко, в дремучем лесу есть одна поляна. На этой поляне собирались жители. Когда нужно было решать важные вопросы. А собирал всех на поляну звон колокола. Однажды колокол зазвонил так сильно, что звери поспешили на поляну, желая узнать, кто это тревожит их и просит помощи и защиты.

Лев : Вы знаете, что никто не смеет звонить по пустякам. Так кто из вас просит помощи и защиты?

Птицы (вместе): Мы, птицы, просим помощи и защиты.

Журавль: Нас очень много гибнет, многие виды птиц даже вымерли совсем, и все это по вине человека.

Змея : Разве человек может так поступать с вами. Этого не может быть. Ведь все мы – часть природы.

Лев : У всех у нас есть мать по имени природа!

И у нее для всех хватает доброты

И мы живем, запечатлев на веки

В душе ее прекрасные черты

Поля, луга, ласа и горы.

Голубь: Я странствующий голубь. Человек уничтожал нас с небывалым размахом. Нас почти совсем не осталось.

Сова: Неужели человек не понимает, что, уничтожая вас, он погибнет и сам. Человек научился летать по воздуху, как птица. Плавать под водой, как рыба. Ему осталось научиться достойно жить на земле.

Утка : Мы водоплавающие птицы. В воду выбрасывается столько промышленных отходов, а в море разлито столько нефти, что нам трудно прокормиться.

Гусь: К нашей гибели ведет и загрязнение воздуха разными газами.

Моя планета – человечий дом.

Но как ей жить под дымным колпаком.

Где сточная канава океан,

Где вся природа поймана в капкан.

Лев : Человек, ты послушай царя терпеливых зверей.

И прости, что слова мои будут звучать не по-царски. Ты, хозяин! Мы спорить с тобой не хотим и не можем. Но без нас ты представь …

Змея: Разве будет землею земля?

Лев: Но без нас ты пойми …

Сова: Разве море останется морем?

Лев: Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут!

Птицы: Мы пушистые глыбы тепла. Мы живое зверьё!

Лев : Все твое на планете…

Все вместе : А нашего нет ничего!!!

Вед: Да, всё – люди, животные, птицы, растения – жители планеты Земля, а Земля наш общий дом, который мы должны беречь. Ребята, а хотите быть волшебниками? Выходите на поляну, встаньте поудобнее: ноги на ширине плеч, закройте глаза и слушайте меня внимательно, (музыка)

ТРЕНИНГ

Если бы я был деревом, мои ноги держали бы меня крепко. Потому что они проросли глубоко в землю – это мои корни.

Моё туловище – ствол дерева, ствол стройной красавицы березки. Моя кожа стала твердой и жесткой, но она гладкая и прозрачная, она защитит меня от ран. Дети поймут, что сдирать кору с деревьев нельзя (болмайды).

Мои руки веточки. Подул ветерок, закачались веточки в одну сторону, переговариваясь с подружками, в другую сторону.

Как хорошо, солнышко просыпается, пригревает нас. Веточки расправляются, а ствол держит нас крепко – ни одна веточка не оторвется.

А вот и птицы прилетели. Сели на веточки и запели. Как хорошо! Как красиво вокруг! Давайте не будем им мешать!

– Вам понравилось быть волшебниками? По вине человека гибнет вся природа. И то, что сделано уже никак не исправить.

Дети : Давайте будем беречь планету

Другой такой на свете нет

Развеем над нею и тучи и дым

В обиду её никому не дадим

Беречь будем птиц,насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей

Украсим всю землю садами цветами

Такая планета нужна нам с вами

Вед : Спасибо лесовички за гостеприимство. Давайте улыбнемся как хорошо вокруг. Природа наш хороший, наш добрый,верный друг. Рисование: «Моя планета – Земля».

Казахские слова : садитесь – отырындар, да – ия, правильно – дурыс, хорошо – жаксы, нельзя – болмайды, спасибо – рахмет, проходите – кириныз.

Цели:

  1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
  2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
  3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
  4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
  5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
  6. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
  7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование:

Крупное изображение частей света (материков), глобус, физическая карта мира, карта «Солнечная система» (для детей), плакат «Солнечная система», дидактическая картина «Всеземля», картины, изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко, волчок.

Ход занятия

На центральной стене зала висит большое панно с изображением земного шара. На боковой стене размещены: старинная карта, карта земли до открытия Кука, физическая карта мира, плакат «Солнечная система». Около стены на столах разложены книги о планете Земля, о Космосе, слайды и иллюстрации «Вселенная», «Народы мира».

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье»).

Педагог. Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!

Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг, узнали?

Дети . Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Педагог . Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля.

Дети . А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Дети . Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.

Дети . Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.

Дети . Но только на нашей Земле есть жизнь.

Педагог подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и предлагает детям найти среди этих планет наш дом – Землю.

Ребенок находит и показывает.

Педагог . А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте?

Дети показывают.

Педагог . А как вы узнали, что это Земля?

Дети . Наша планета голубого цвета.

Педагог . Почему она голубая?

Дети . На Земле много воды.

Дети . Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог . Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Дети . На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог . Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация иллюстраций.

Дети . В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.

Дети . Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Дети . Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…

Дети . Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

Дети . Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

Педагог . И добирались они до края Земли?

Дети . Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог . Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог . Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей.

Педагог . Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети . В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка. Звучит музыка.

Педагог читает загадку, дети выполняют движения:

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар?

Дети (хором) . Солнце.

Педагог . Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.

Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо?

Дети . Когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет.

Педагог . Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?

Ответы детей.

Педагог . Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?

Дети . Они находятся очень далеко от нас.

Педагог . Какая звезда к нам ближе всего?

Дети . Это наша звезда – Солнце.

Дети . Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.

Звучит «космическая» музыка.

Дети с педагогом встают в круг. В середине круга крупное изображение Всеземли (сделано из кусочков, скрепленных с внутренней стороны).

Педагог . Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.

Педагог снимает с модели Всеземли крепления. У детей на руках оказываются большие и маленькие куски «суши». При внимательном рассматривании дети узнают в них очертания современных материков и островов.

Детям предлагается, глядя на физическую карту мира, самостоятельно разложить материки и острова на голубой материи, которая изображает океан.

Дети рассматривают материки, называют их.

Дети . Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Педагог показывает их на глобусе.

Педагог . А что такое глобус?

Дети . Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.

Педагог . Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы. Педагог показывает иллюстрации, книги, плакаты. Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом».

Ребенок .

Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце,
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.

Педагог . Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши?

Ответы детей.

Педагог . Дети, представьте, что Земля – это яблоко.

Педагог очищает яблоко, оставляя приблизительно одну пятую часть кожуры.

Педагог . Это и будет суша, а всё остальное – это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?

Ответы детей.

Педагог показывает на глобусе моря и океаны, затем демонстрирует слайды «Планета Земля».

Педагог . Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Скерцо».

Дети надевают шапочки насекомых, птиц, животных. Исполняется музыкальная композиция, дети танцуют и изображают животных. Композиция заканчивается свободным построением детей.

Дети читают стихи.

Первый ребенок.

Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

Звучит музыка Эрио Марикони «Капли дождя».

Педагог.

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!

Литература

  1. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.
  2. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.
  3. Гризик Т. Познаю мир. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
  4. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
  5. Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

п. Беркакит, Нерюнгринский район

678990, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Беркакит, ул.Башарина, д.5.

Конспект занятия по познавательному направлению (региональный компонент)

Тема: «Уголок планеты, там, где мы живём»

Подготовила:

Воспитатель Лескова А. А.

«Уголок планеты, там, где мы живём»

Цель: Реализация регионального компонента посредством ознакомления детей старшей группы с Родным краем.

Задачи:

Образовательные задачи: Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера;закрепить знания детей о животном мире Якутии, формировать первоначальное представление о «Красной книге Якутии», о некоторых птицах и животных, занесенных в красную книгу.

Развивающие задачи : учить поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения рассуждать и давать необходимые пояснения, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите. Активизировать словарь детей (Красная книга, заповедник).

Ход занятия:

Ребята посмотрите, сколько гостей в нашем зале, давайте поздороваемся с ними.

Эбэрдэ (привет).

Ребята,сегодня я вас приглашаю на экскурсию в музей.

Воспитатель: как называют человека, который проводит экскурсию?

Дети: Экскурсовод.

Давайте вспомним правила поведения в музее.

Дети: Не разговаривать. Руками не трогать экспонаты.

Не шалить, внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, тихо передвигаться.

Экскурсовод: Молодцы, тогда начинаем нашу экскурсию.

Подойдём к карте. Скажите, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Экскурсовод: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?

Дети: Большая.

Экскурсовод: Конечно большая, и поэтому нашу страну поделили на много Республик.

Экскурсовод: Ребята, есть такое понятие «малая Родина», как вы понимаете что такое «малая Родина»? Малая Родина – это место, где ты родился, где живут твои родители. Это – твой поселок, где ты учишься или посещаешь детский сад. Это наша Республика.Ребята скажите, а как называется наша республика?

Дети: Саха Якутия.

Экскурсовод: Посмотрите на карту России. Наша Якутия занимает довольно большую территорию и является самым большим регионом России. (Воспитатель проводит указкой по границе Якутии) .

А теперь давайте рассмотрим карту Якутии.

Что можно увидеть на карте?

Дети: Реки, моря, города.

Экскурсовод: Какие города Якутии вы знаете?

Дети: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск и конечно наш родной город - город Нерюнгри!

Экскурсовод: Ребята , Якутия очень многонациональная республика, среди большого количества национальностей есть представители коренных народов Республики Саха.

Коренной народ- народ, который жил на этих землях с давних времён.

К коренным народам Республики Саха (Якутии) относятся:

Якуты, долганы, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи.

Экскурсовод: Давайте пройдем и посмотрим, как же живут коренные народы Якутии.

Жилищем якутов являлся балаган или чум - шалаш из жердей в виде конуса, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; Балаган - это зимнее жилище якутов, летнее жилище якутов называется ураса (рассматривание жилища).

С XX в. якуты стали строить избы .

А сейчас я предлагаю нам с вами посмотреть видеоролик о культуре и быте народов севера.

  1. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь.
  2. Мужчины занимаются рыболовством, охотой, разводят оленей. Олени имеют огромное значение для народа – это и транспорт для передвижения по огромным просторам Якутии. Шкуры оленя идут на утепление жилища, а также на изготовления одежды и национальной якутской обуви - унтов. Мясо оленя идет на приготовление пищи.
  3. Женщины готовят пищу, растят детей, вышивают бисером узоры на меховой одежде. Одежду украшают аппликацией в виде геометрических орнаментов.
  4. В настоящее время национальная одежда чаще используется как праздничная. Лишь кочевники-оленеводы одеваются в одежды из оленьего меха, наиболее приспособленные к суровому северному климату.
  5. Фольклор народов Севера разнообразен:

обрядовый (ритуальный);

песенный,

танцевальный.

  1. Якутскими национальными инструментами являются барабан, бубен,

кырыымпа - струнный инструмент со смычком и хомус.

Экскурсовод: Якутия край особенный, необыкновенный. Здесь растет много разных деревьев и ягод. Давайте вспомним, какие деревья и ягоды растут в Якутии.

Пройдите к столу, возьмите карточки и назовите что на них изображено?

Дети: сосна, ель, береза.Кедр, красная рябина, верба, осина, черемуха.

Дети: голубика, клюква, брусника, смородина, жимолость.

Экскурсовод: Прикрепите ваши карточки на нашу карту.

Экскурсовод: В лесах Якутии обитает много разных животных и птиц. Давайте подойдем и рассмотрим их (детям предлагаются для рассмотрения чучела птиц и животных).

  1. Глухарь крупная птица, его можно определить по ярко-красная бровям. Предпочитает глухарь глухие места в лесах. Любят эти птицы и болота, которые богаты разнообразными ягодами. Характерно для этой птицы весеннее токование.

Давайте послушаем токование глухаря.

  1. А эта птица кедровка .

Свое название - «кедровка» - птица оправдывает сполна: в тайге она питается практически исключительно одними орехами кедра, доставать которые из шишек ей помогает хорошо приспособленный для этого клюв. Они до последнего зернышка выклевывают орешки, набивают орешками зоб, а потом прячут их в удаленных уголках леса

От численности этой птахи во многом зависит популяция кедра. Вот насколько полезна деятельность этой маленькой птахи! Послушайте голос этой птицы.

  1. А эту птицу вы узнали?Это Дятел - небольшая птица. Что вы можете рассказать про эту птицу? Клюв острый и прочный. Он пробивает кору дерева чтобы найти домики насекомых. У них очень длинный язык, а всё для того чтобы можно было добыть себе пищу. Давайте послушаем и его голос.
  2. Птица чибис . На голове имеется хохолок. Птицы эти очень подвижны, они ловко и быстро бегают среди травы. При появлении на лугу или на поле человека или животного, сразу несколько птиц взлетают на встречу друг другу, с криками «чьи-вы, чьи-вы». Для сельского хозяйства птица чибис приносит большую пользу, уничтожая насекомых-вредителей.

А теперь давайте рассмотрим некоторых животных обитающих в лесах Якутии.

  1. Медведь . Самое большое хищное животное наших лесов. Медведь зимой спит в берлоге. Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Экскурсовод : Как он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

  1. А эта неуклюжая с виду, но очень быстрая, сильная и ловкая хищница – росомаха. Всеядный хищник – питается зайцами, птицами, грызунами, рыбой, ягодами. Несмотря на большую силу, крепкие зубы и острые когти главным оружием является неприятный запах, который не выдерживает ни один зверь, поэтому никто не нападает на росомаху. И мы пойдем дальше.
  2. Это лиса. Лиса зимой шубу не меняет. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? Хвост согревает, следы заметает.

Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Ребята, как вы думаете, чем питается лиса?

кого лиса под снегом вынюхивает?Лиса охотится на мышей. Зимой жизнь в лесу замирает и главным лисьим кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит, охотится на мышей.

  1. Заяц - беляк зимой роет нору в снегу, зимой он белый, а летом мех серый. Питается травой, корой деревьев, веточками кустарников. Спасают зайца от хищников быстрые ноги и острый слух.

Ребята, предлагаю рассказать стихотворение, про этого зверька.

Экскурсовод: А сейчас давайте поиграем в игру «Найди лишнее животное и птиц» .

Среди картинок вам нужно найти лишних животных или птиц, и сказать, почему они лишние.

(Заяц, лиса, волк, песец, бурый медведь, северный олень, тигр, коала, бегемот)

Тигр, коала,……, – лишние, так как они не живут в Якутии. Молодцы!

Тогда выберите то животное, которое обитает в Якутии, и прикрепляете на карту.

Теперь посмотрим на нашу карту. Какая красивая она стала.

Экскурсовод: Ребята, а вы знаете, есть еще очень много животных, которые обитают в Якутии и некоторые из них занесены в эту книгу. Вы знаете, как называется эта книга?Это Красная книга.В нее записаны все животные и растения, которым угрожает гибель. Их осталось на Земле очень мало!

– А кто скажет, как можно помочь животным, которым угрожает гибель?

Дети: Их надо охранять! Им надо помогать. Запретить охоту, надо подкармливать, не разорять их гнезда .

Экскурсовод: Правильно, а также, для охраны редких животных и растений созданы заповедники. Заповедник - участок природы, который охраняется. На его территории нельзя охотиться, ловить рыбу, рубить деревья. У нас в Якутии много заповедников.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Полярная сова и евражки».

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Экскурсовод: А еще ребята я хочу вам рассказать о северном чуде, это северное сияние. Вы знаете, что такое северное сияние - это поразительное световое представление на Земле, сверкающее, многоцветное сияние на небе.

Северное сияние можно наблюдать только в южной и северной полярных областях Земли. Увидеть северное (полярное) сияние можно зимой, когда ясная погода (показ видеоролика о полярном сиянии).

Вопросы к детям:

  1. Как называется край, в котором мы живем?
  2. Чем богат наш край?
  3. Какие меры приняты для охраны природы нашего края?
  4. Чем занимаются коренные народы Республики Саха?

Экскурсовод : «Сегодня мы с вами продолжили знакомство с краем, в котором живем с самого рождения, узнали какой он огромный, бескрайний, богатый, много разных народов живет в нем. Хоть и суровый наш край, но природа очень красивая.

Экскурсовод : И в заключении, давайте послушаем стихотворение, которое расскажут наши ребята. "Край любимый" (автор Татьяна Демина)

  1. Над тайгою солнце светит,

В глубине шумит река,

А по небу гонит ветер

Золотые облака.

  1. Косолапый мишка ходит,

Мнёт зелёную листву,

По кустам олени бродят,

Щиплют ягель и траву.

  1. Я люблю твои просторы,

Край якутский, край родной,

Где леса, поля и горы.

Покоряют красотой.

  1. Будь всегда таким красивым,

Яркой звёздочкой гори,

Край якутский, край любимый

Вечно в памяти живи!

До свидания.

көрсүөххэ диэри. (Көрсүөххэ диэри )


ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЗЕМЛЯ, ТАМ ГДЕ МЫ С ТОБОЙ ЖИВЕМ».

Программное содержание.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира); «Физическая культура»; «Коммуникация»; «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;

Закреплять понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух;

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Материалы и оборудование: диск с музыкой В. С. Высоцкого, шарики, символические изображение (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, солнце, воздух, вода, карта мира, глобус, стихи, загадки,

Словарная работа: глобус, планета Земля, заповедник, суша, солнце, вода, живая и неживая природа.

1. Вводная часть.

Играет музыка В. С. Высоцкого «Песня о земле».

Дети входят в зал и становятся в полукруг. Воспитатель приветствует гостей на открытие занятия и читает вместе с детьми стихотворения о Земле.

Лесов и рек немало, их много на Земле, Они любовь и счастье подарят друг тебе. Они очистят воздух и жажду утолят, И в жаркий летний полдень от зноя защитят.

Леса ты береги и не руби так зря. И знай, что вся Земля – мать на всех одна. Прекрасней не найти нигде гармонии такой. Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!

В: Ребята давайте вместе с вами отправимся в мир природы. На нашей земле есть живая и неживая природа. Как вы думаете, что относится к живой природе?

Д: Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.

В: А к неживой природе?

Д: Это то, что создается человеком.

В. А сейчас мы с вами поиграем в игру, игра-викторина «Живая и неживая природа».

В: У каждого человека есть свой дом, как и у животных, птиц, насекомых, цветов и деревьев. А как можно назвать наш общий дом?

В: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца (воспитатель берет в руки глобус). Что это такое?

Д: Это глобус.

В: Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

Д: Она круглая, похожа на шар.

В: Какие цвета присутствуют на нашей планете?

Д: Коричневым, светло-коричневым, жёлтым, зеленым, синий, белый.

В: А что означает каждый цвет?

Д:.Синий – это океаны, моря; зеленый – это растительность (деревья, луга, поля); коричневый или светло-коричневый – это суша (пустыни, Черноземье); белый – снега, ледники.

В: Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете? (воспитатель показывает слайд планет).

Д: Венера, Марс, Юпитер и т. д.

В: На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц.

2. Основная часть

В: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жизнь невозможна. А что именно - вам подскажут загадки:

Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.

Д: Солнце

В: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

В: Почему?

Ответы детей.

Разминка «Пусть всегда будет солнце»

Следующая загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него прожить не можем.

Дети. Воздух

В: А без воздуха можем мы прожить?

В: Почему?

Дети: Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

Игра: «Надуем шарик воздухом».

Дыхательная разминка: «Вдох – выдох».

Следующая загадка:

Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

В: Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему?

Ответы детей.

Опыт с водой: «Тонет, не тонет», «Разноцветная вода»

В: Без воды невозможно существования всего живого:

Повсюду, где бежит вода

Цветёт земля, цветёт страна…

Вот, что даёт природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня вокруг свежий воздух, светит солнце, зажурчат ручьи.

В: Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Д: Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.

В: А всегда ли человек помогает природе? Может ли он погубить природу? Как?

Д: Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т. д.

В: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек может исправлять свои ошибки, и в нашей стране создались заповедники. Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы, охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законом. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатства, которым каждый может гордиться. Но мы должны не забывать о том, что не только в заповеднике мы сохраняем красоту и жизнь всему живому, но и во всем мире и на всей Земле.

В: Человек на Земле – самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен отправить на охрану и защиту природы на нашей планете.

Дети читают стихи:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги! ».

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги! ».

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги! »

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Сберегу!

«Я сберегу вас, сберегу!

В: Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. А сейчас, давайте ещё раз вспомним как прекрасна и любима наша Земля. (показ слайда о Земле)

В: Вот и подошёл к концу наше занятие, спасибо за внимание.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Ход НОД: Ребята, посмотрите, у нас сегодня очень много гостей. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на вас. Давайте поздороваемся с ними!...

  2. Девиз: «Мир спасет доброта» Тема: Аппликация «Домик для собачки». Цель: познакомить с искусственным материалом – вискоза, развивать художественное воображение и эстетический вкус; развивать конструкторское...

  3. Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Весна». Задачи: Образовательные:Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Развивающие:1. Активизировать словарь детей понятиями...

  4. Открытое занятие по рисованию для детей 4-5 лет «Снеговик и друзья». Образовательная область «Художественное творчество» Программное содержание: Учить детей создавать красивый образ снеговика из разных...

  5. Туристы. (открытое интегрированное занятие в старшей группе) Цель: формирование основ экологических знаний в процессе оптимальной реализации задач данного занятия. Задачи: 1) Воспитывать с помощью движений...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 516 просмотров
    • - 11 022 просмотров
    • - 10 382 просмотров
    • - 9 438 просмотров
    • - 8 447 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

ГБОУ СОШ №10 г.о. Кинель структурное подразделение детский сад "Лучик", г. Кинель, Самарская область

Ладина Р.С. Конспект занятия для подготовительной группы "Планета Земля" // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030043.html (дата обращения: 26.02.2019).

Приоритетная образовательная область: "Познавательное развитие".
Интегрированные области: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: Дать детям представления об уникальности планета Земля. Развивать познавательные интересы, потребность в самостоятельной поисковой деятельности.

Интеграция образовательных
областей
Задачи
"Познавательное развитие" Формировать представление о планете Земля, об условиях жизни на Земле. Через поисково-познавательную деятельность выявить и закрепить свойства воздуха, воды
Развивать логическое мышление, зрительную память, целостное восприятие и произвольное внимание.
"Речевое развитие" Развивать связную диалогическую и монологическую речь. Вызывать речевую активность у ребенка через игру. Воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
"Социально-коммуникативное развитие" Воспитывать чувство гордости за свою планету Земля. Развивать экологическую грамотность детей, воспитывать желание беречь свою планету и природу. Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом и со взрослым.
"Художественно-эстетическое развитие" Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, миру природы. Восприятие музыки, художественной литературы.
"Физическое развитие" Развивать согласованность движений, внимания, быстроты реакции. Снятие эмоционального напряжения.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-эстетическая, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, чтение художественной и научной литературы, просматривание презентаций и видеороликов по теме.
Материалы и оборудование:

  • Глобус
  • Предметные картинки с изображением Земли в космическом пространстве и правил поведения в природе.
  • Аудиозапись звуков природы (шум моря), космической музыки, песни "Родная Земля"
  • Прозрачные стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
  • Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
  • Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.).
  • Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой - морская, солёная
  • Сырое яйцо
  • Ложка
  • Ноутбук
  • Костюм для инопланетянина
Логика образовательной деятельности

Воспитатель :

Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, милый мой дружок.
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую.
Воспитатель : Ребята, я сейчас загадаю вам загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(земля)
Дети: Земля.
Звучит космическая музыка и в зал влетает инопланетянин :
"Здравствуйте, я прилетел с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому я решил переселиться на другую планету. Я путешествую по Вселенной. Я был на Юпитере - там слишком холодно, а на Венере - жара и углекислый газ, а на Юпитере ветра ужасные, на Меркурии очень жарко. Путешествуя, я заметил вашу необычную голубую планету и решил увидеть ее изнутри, как она называется, что она из себя представляет?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашему гостю, как называется наша планета и какие условия существуют на ней для жизни. А ты, дорогой наш гость, присаживайся и слушай.
1 ребенок :

Наша Земля - голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля -
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Воспитатель : (картинки с изображением Земли в космическом пространстве на экране)
Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.
Земля - спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь.
Воспитатель : ставит глобус на стол. А что же это такое?
Дети: Глобус - это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Воспитатель : Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: "День и ночь - сутки прочь!".
Воспитатель: Давайте расскажем гостю, что есть на нашей планете.
Есть ли на земле воздух? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли - атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания? Какой он?
Дети: На Земле есть воздух, он нужен всем: человеку, растениям, животным. Воздух окружает нас везде, он невидимый.
Воспитатель: Дети, давайте покажем инопланетянину, как мы дышим.
Дети подходят к столу, на котором находятся полоски легкой бумаги, прозрачные стаканы с водой и коктейльные соломинки.
Воспитатель : Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?
Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Воспитатель : Какой же мы сделаем вывод?
Дети: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Физминутка:

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: "Ф - Ф — Ф")
Воспитатель : Есть ли на Земле вода? Обратите внимание, что на глобусе много голубого цвета. Что это обозначает?
Дети: вода. Дети показывают на глобусе океаны, реки и озёра.
Воспитатель: Да у нас много рек, морей и океанов. А кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, птицам, растениям, деревьям.
Воспитатель : Да на Земле нет ни одного организма, который смог бы прожить без воды. Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня, Как там живется (трудно)
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру "Четыре стихии". Если я скажу слово "земля", все должны опустить руки вниз, если скажу слово "вода", то вытянуть руки вперёд, на слово "воздух" - поднять руки вверх, на слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся - считается проигравшим.
Воспитатель: В каких местах есть пресная вода?
Дети: В реках, в озёрах.
Воспитатель: А в каких местах нашей планеты много воды? Покажите на глобусе.
Дети: в океанах и морях.
Воспитатель: Она пригодна для питья?
Дети: Нет, потому что она горько-солёная.
Воспитатель: Да правильно, самое главное- она соленая. А пьем мы с вами простую воду. Вот сейчас вам покажу, чем соленая вода отличается от простой воды.
Опыт "Соленая- не соленая вода "
Воспитатель: Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой - морская, солёная. Но где, какая я мы не знаем. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.
Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая (в одной емкости в пресной водой оно потонет, в соленой будет плавать).
Физминутка "А над морем мы с тобой" (под звуковое сопровождение "Шум моря")
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобой!
(дети машут руками словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(дети делают плавательные движения руками)
Воспитатель : Итак ребята. Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми. И представлена суша в виде материков. Их всего 6. Назовите мне их
Дети: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка.(показывают на глобусе)
Воспитатель: Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы.
Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно (показ детьми на глобусе полярных зон: Арктика и Антарктика) Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде?
В каких местах очень жарко? (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно? (степи, лесостепи, леса).
А сейчас мы вспомним, что же мы должны делать, чтобы красота нашей планеты Земля не пропала. Поиграем в игру "Правила поведения в природе"
Я буду вам называть поступки, если они хорошие, вы говорите "Да". Если поступки неправильные, отвечайте "Нет".
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу
Колышек подставлю (да)
Если разведу костер
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убирать забуду? (нет)
Если мусор уберу
Банку закопаю (да)
Я люблю свою природу
Я ей помогаю (да)
Воспитатель : Ребята, прочитайте стихи о том, как беречь природу, для нашего гостя.
2 Ребенок: Я обнял глобус - шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: "Береги".
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: "Будь с нами добр".
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги".
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги".
И птиц, и рыб я слышу всех:
"Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги".
Я обнял глобус - шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
"Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу"
3 Ребенок: Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету
Во всей вселенной
Похожей нету!
Воспитатель : Дорогой пришелец! Земля - единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. На планете Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть чем питаться. Оставайся с нами, и ты также полюбишь её, как и все мы, земляне"
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель напоминает детям, что скоро день рождения планеты Земля - 22 апреля. Дети встают в хоровод под песню "Родная земля", затем вместе с пришельцем уходят из зала.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: