Три дня у кочевых оленеводов крайнего севера. Кочевые оленеводы тундр сибири История о потерявшихся оленях

Северное оленеводство - разведение одомашненного северного оленя, важнейшая отрасль сельского хозяйства Крайнего Севера. Распространено в северных широтах Азии и Европы (от Чукотского полуострова на В. до Скандинавии; коренному населению Северной Америки (эскимосам и индейцам) не было известно, хотя дикий северный олень водился там в изобилии. О времени и месте возникновения северного оленя точных сведений нет: древнейшим свидетельством считаются деревянные фигурки взнузданных оленей, найденные в могильнике таштыкской культуры (1 в. до нашей эры - 5 в. Нашей эры) в Хакассии. Распространение северных оленей в Сибири связано, по-видимому, с расселением народов самодийской и тунгусской языковых групп, от которых, вероятно, было заимствовано и другими народностями.

Оленеводство является основой экономики и уклада жизни, исконным занятием коренных жителей Севера, Сибири, Дальнего Востока. С оленеводствам связаны и культурные традиции, образ жизни и экономика оленеводческих хозяйств.Работа профессиональным оленеводом требует крепкого здоровья и физической выносливости. Средний уровень окладов квалифицированных специалистов в России в России достигает скромных 25.5 тысяч рублей.

Профессию оленевода успешно осваивают коренные народы Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Оленеводство - важнейшая отрасль традиционного хозяйства народов Севера, которая является также главной жизнеобеспечивающей отраслью занятия более 52 тысяч семей КМНС. Северное оленеводство является своеобразной формой адаптации человека к экстремальным условиям жизни, и она настолько совершенна, разнообразна и всеобъемлюща, что ученые говорят о "цивилизации северного оленя".

Якутия относится к Северо Восточной зоне России. Хозяйственное использование оленя различно. У народов тундровой зоны Сибири основу хозяйства составляет мясо–шкурное оленеводство, в более южных таежных районах где отрасль сочетается с охотой и рыболовством, оно, как правило, транспортное.

В тундре крупные стада по 1500- 1800 и более выпасают кочевым методом. Весной и летом оленей пасут в открытой лесотундре. Для обслуживания стад, кочующих на сотни километров, организуются пастушеские бригады из расчета 250-350 оленей на каждого члена бригады. В крупных оленеводческих хозяйствах на пути кочующих стад устраиваются оседлые пункты – т.н. промежуточные базы, на которых сезонно или постоянно живут члены семей оленеводов. Через базы оленеводческие бригады снабжаются производственным оборудованием продуктами питания и промтоварами. Наиболее перспективна в тундровой зоне механизированная бригада, оснащаемая комплексом легких передвижных домиков. Портативными электростанциями и радиостанциями для обеспечения двусторонней радиосвязи бригад между собой и с хозяйственными центрами. Во все больших масштабах применяются в тундре автомашины высокой проходимости, вездеходы, вертолеты, самолеты, самоходные баржи, речные катера мотолодки для доставки грузов, специалистов, корреспонденции, кино итп. Вертолеты и самолеты успешно используются также для разведки состояния оленьих пастбищ и охраны их от пожаров, розыска отбившихся от стада животных, истребления волков и.т.п. В таежной зоне оленьи стада достигают обычно 600-1200 голов. Для пересчета оленей, клеймения, прививок обработки овода строят переносные или стационарные загоны.

Для многих коренных народов России это животное является:

  • источником пищи;
  • транспортом;
  • одеждой;
  • жильем.

А.А. Южаков отмечает, что оленеводческие народы воспринимают кочевание с оленями как естественно сложившийся образ жизни, соответствующий их ментальности и традициям, переданным через поколения. Современные кочевники выбирают кочевание осознано, имея в качестве альтернативы оседлый образ жизни в поселке или городе, нередко получив общее или специальное образование и опыт работы в других отраслях народного хозяйства.

Оленеводство - это не только условие демографической устойчивости, но и важнейший фактор этноэкологии северных народов. В городах и поселках Севера, где численно преобладает приезжее население, происходит деэтнитизация представителей КМНС, выражающаяся в потере национальных традиций и языка, зачастую уже в течение одного поколения. Язык, одежда, обувь, традиции коренных северян рождены в среде кочующих оленеводов, охотников и рыболовов, и в современной оседлой, тем более урбанизированной, среде они не находят применения. Кроме того, только в оленеводстве коренные жители до настоящего времени не испытывают профессиональной конкуренции на рабочие места со стороны некоренного населения, в отличие от рыбного и охотничьего промыслов.

Рассмотрим доходы оленеводов разных регионах планеты:

Норвегия. Коренной народ саам занимаются оленеводством профессионально. Специалисты производят мясо, шкуры, а кости и рога являются важным сырьевым источником для одежды, рукоделия. Опытный оленевод получает месячный доход в 4400 евро. При этом за каждую шкуру высшего класса предусмотрена премия 15 евро;

Швеция. Отрасль оленеводства полностью автоматизирована, что значительно упрощает труд специалистов. Однако для отделки шкур и забоя животных требуется высокая мастеровитость. Жалованье исполнителя достигает 32000 крон (3867 у.е.) в месяц.Также ценятся эксперты, которые разбираются в приготовлении специальных биокормов. Выручка в таком случае составит 38000 крон (4650 у.е.). Финляндия. Работа на крупных фермах в данном государстве сулит неплохие доходы. Профессиональный оленевод может легко заарканить животного или смастерить качественную шкурку. Работодатель в среднем оплачивает эксперту 3000 евро в месяц. Нередко в обязанности оленевода входит продажа мяса на специализированных фургонах с рефрижераторами. Реализация трофеев способна пополнить карман специалиста на 400-500 евро за единицу;

Монголия. В стране успешно функционируют 250 оленеводов, которые относятся к народу цаатанов. За 1 тушку животного сети ресторанов Европы выкладывают до 780 евро. Зарплата квалифицированного специалиста достигает 464 американских доллара. Работая на семейной ферме, можно сколотить приличный капитал.

Особенности оленеводства в России

Причинами резкого снижения поголовья оленей являются низкая организация производства, слабая постановка племенной работы, низкий уровень ветеринарной помощи и сохранности оленей, недостаточное финансирование работ по охране оленьих пастбищ, отстрелу волков и дикого северного оленя, популяция которого стала неконтролируемой и может нанести непоправимый ущерб. На Чукотке остро стоит проблема обеспечения оленеводов горючим, продовольствием, товарами первой необходимости, в том числе оружием.

Зарплата оленеводам выдается несвоевременно, с опозданием в 5-6 месяцев, а иногда и несколько лет. Нецелесообразно стало заниматься продажей панов (цена которых доходила до 300 долларов за 1 килограмм в начале 1990-х годов) в результате дезорганизации рынка сбыта. Значительная часть оленьего мяса и рыбы (до 60%) не реализуется из-за высокой стоимости транспорта (стоимость одного вертолеточаса в 1995 г. достигала 12 млн. рублей.

Отрицательно на состоянии оленеводства сказалось интенсивное промышленное освоение Севера России, приводящее к порче значительного количества оленьих пастбищ и промысловых угодий. К 2001 году в результате бессистемного использования пастбищ большие площади были перетравлены и нуждались в отдыхе, а значительные площади вышли из оборота из-за высоких темпов развития нефтегазодобывающей и угольной промышленности.

На Чукотке, таким образом, было выведено 3% площадей пастбищ (для сравнения, на Европейском Севере - 15-17% площадей пастбищ). Промышленное освоение приводит к потере мест исторического проживания и хозяйствования КМНС, а зачастую и к их вымиранию.Государственная поддержка социально-экономического развития КМНС, сконцентрированная в Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года", в которой был сделан акцент на формировании базы производства и переработки продукции оленеводства и других традиционных отраслей, выполнялась в отдельные годы на 7-10%. Не только развитие, но и самосохранение аборигенного населения как совокупности этнокультурных сообществ зависит от состояния оленеводства. Это подтверждается многими исследованиями, в том числе проведенными учеными - североведами в последние десятилетия (А.И. Костяевым в 1987 году, И.И. Крупником в 1989 году, К.Б. Клоковым в 1995 году), установившими, что "численность и воспроизводство аборигенных народов Севера находится в прямой корреляционной зависимости от числа кочующих оленеводческих хозяйств и поголовья оленей. Народы, сохраняющие стабильные показатели оленеводства, обладают положительной динамикой естественного прироста".

Важным резервом повышения занятости коренного населения является развитие крестьянских национальных хозяйств, которое в последние пять лет ускорилось. Так в Камчатской области число таких хозяйств увеличилось в 3 раза по сравнению с 1992 годом. В настоящее время, по данным выборочного обследования Госкомстата России, средняя численность занятых в одном хозяйстве колеблется от 3 до 6 человек. Нагрузка же в таких хозяйствах на одного человека в 3-5 раз больше, чем в колхозах и совхозах. Следует отметить, что, несмотря на численный рост крестьянских хозяйств, они еще не могут оказывать заметного влияния на стабилизацию рынка. Многие проблемы фермерских хозяйств должны рассматриваться на государственном уровне. К ним относятся правовая незащищенность фермеров, отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и налоговых льгот, профессиональная неподготовленность фермеров и другие.

Гаврильева В.Н., студентка 1 курса СВФУ, Институт языков и культуры народов СВ РФ, группы М-ВК-17 направления «Культурология».

В России все еще огромное число людей живет в практически неизменных первобытных условиях. Они обитают на севере в тундре, выпасая оленей как и тысячи лет назад...
Здесь почти всегда холод и снег. Нет никакой цивилизации. Даже компас, и тот, сходит с ума. Эти картинки могут напоминать декорацию, но всё по-настоящему. Смотрите!

1 На этой фотографии - семья оленеводов. Она могла быть сделана и сто лет назад, внешне в их жизни почти ничего не поменялось. Оленеводы до сих пор кочуют по тундре, перебираясь с места на место. А раз в год собираются вместе, приезжают в посёлок, единственный очаг цивилизации на многие километры.

2 Чтобы посмотреть на быт оленеводов, мало прилететь в Новый Порт, нужен проводник по тундре и транспорт. Зимой варианта два, и гости чаще всего добираются на вездеходе.

3 У местных есть быстрый конь-снегоход, Ямаха или Буран. К машине цепляют деревянный ящик на лыжах: в него помещается несколько человек или поклажа.

4 По пути, среди белой пустыни, едва различимы ненецкие кладбища: такие же ящики, но без лыж. Покойников здесь не закапывают, а оставляют на земле. На фотографии - камера хранения для оленеводов. В конце лета все лёгкие вещи оставляют в условном месте на нартах, а когда сходит снег, возвращаются за ними.

5 Одна из семей тундровиков живёт в двадцати километрах от посёлка. Дорога к ним занимает час.

6 Трудно объяснить, почему именно это место выбрали для стоянки. Просто пустыня, просто снег. К нартам привязаны лайки, начавшие истошно гавкать, как только почувствовали чужаков. Самая надёжная сигнализация. Маленькие собачки не способны тянуть упряжку, но отлично справляются с ролью пастухов: их так и зовут, оленегонные лайки.

7 Из чума вышла женщина в традиционном наряде - малице, сшитом из оленьей шкуры. Сам чум тоже собран “из оленя”. “У них же тысячу лет ничего не менялось” - подумал я и решил обойти шалаш вокруг.

8 Спутниковая тарелка у домика из палок и оленьей кожи…нет, всё-таки мы в двадцать первом веке.

9 Хозяйка чума в цветастом халате, приветствовала нас, не отрываясь от экрана, где показывали “Комиссара Рекса”. Возле телевизора заряжались два смартфона. На стене висел автоматический освежитель воздуха.

10 Я бы хотел рассказать об особенностях чумостроения, тем более что там есть интересные детали. Например, как часто нужно менять оленьи шкуры, как быстро они могут собрать или разобрать свой шалаш, но к сожалению, в тот самый момент перестала работать моя фотокамера, и я всячески пытался её вернуть к жизни. К сожалению, не помогло, и большая часть фотографий этого репортажа сделаны не мной, а ямальским фотографом Данилом Колосовым. Спасибо ему огромное, выручил!

12 Оленеводством занимаются в полутора десятках северных регионов России, но именно в Ямало-Ненецком округе самое большое поголовье, в 2010 году насчитывалось 660 тысяч оленей, в три раза больше, чем в следующем по количеству регионе, Якутии.

13 И олень в этих местах - не просто домашняя скотина, а кормилец. Причём, в прямом смысле: оленина составляет основу рациона жителей северных посёлков и самих тундровиков, из оленьих шкур делают дома и одежду.

15 Но олень - не только ценный мех. У каждой семьи непременно есть свой любимец, домашний оленёнок, который даже ночует в чуме.

16 Оленеводы по своему роду занятий напоминают американских ковбоев, только вместо клетчатых рубах навыпуск и широкополых шляп - тёплые непродуваемые малицы, сохраняющие тепло даже при экстремальных морозах. А минус сорок здесь - так, прохладно.

17 Может сложиться впечатление, что они какие-то дикари, непонятно почему живущие посреди тундры, но многие оленеводы умеют читать и писать, среди молодёжи почти все имеют законченное среднее образование, и такая жизнь - их собственный выбор.

18 Раз в год, по весне, на Ямале проходит День оленевода. Праздник кочует, как и сами его “виновники”: из-за огромных территорий и разного климата, он проходит в разных городах и посёлках в течение месяца.

19 И если вы хотите увидеть всю красоту и романтику жизни в тундре, стоит прилетать в эти даты. Яркие впечатления гарантированы!
20 Я оказался на празднике в посёлке Новый Порт, про который рассказывал отдельно. Оленеводы со всех концов бескрайней тундры съезжаются в райцентр. Едут, в прямом смысле, полдня на оленях. Иногда и дольше.

21 Собственное мероприятие в Новом Порту проходило только второй раз за последние 30 лет: долгое время приходилось добираться ещё дальше, в село Яр-Сале. Возродить традицию удалось благодаря “Газпром нефти”, чьё месторождение находится в близости от посёлка. Программа социальных инвестиций “Родные города” действует в Ямало-Ненецком округе и направлена на поддержку коренного населения, на чьи традиционные территории приходит добывающий промысел.

Помимо организации мероприятий в поддержку традиционной культуры народов севера и вложений в образование тундровиков, нефтяники заключают с каждой семьёй социально-экономические соглашения: им полагаются денежные выплаты или покупка техники. Деньги можно потратить на покупку техники, строительство или ремонт. А если в семье оленевода заболевает ребёнок или случается происшествие, к ним вылетает вертолёт: иначе до их трудоноступных мест жительства просто не добраться. Так что, ненцы себя чувствуют не хуже американских индейцев, а то и лучше.

Для жителей Крайнего Севера день Оленевода даже важнее Олимпиады. Ненцы, коренной малочисленный и азартный народ севера, ждут эти игры весь год.

23 Состязания проводятся по национальным дисциплинам, Одно из самых любимых среди ненцев - метание тынзяна на хорей (забрасывание “лассо”, изображает поимку выбранного из стада оленя).

24 Среди оленей выбирают самых красиво наряженных. Женщины тоже принимают участие, во многих дисциплинах наравне с мужчинами. Кроме борьбы, пожалуй.

25 Традиционное ненецкое единоборство похоже на японское сумо и собирает много зрителей.

26 Борьба идёт не только на ринге, но и рядом с ним. У детей своя атмосфера.

27 Важная деталь гардероба оленевода - кисЫ, ненецкие валенки. Сшиты из оленьих шкур. Необитаемы, непродуваемы, непромокаемы. Только весят немало, поэтому прыжки в них - то ещё состязание!

28 Перетягивание палки чем-то напоминает “наш” армреслинг. Да и вообще, почти все ненецкие состязания перекликаются с тем, что привычно западной культуре. Такие разные народы, но корни - одни.

29 Популярные на крайнем севере детские коляски выглядят странно. Угловатые и топорно сделанные “броневики на санках”. Местные жители на них не обращают внимание, самих в таких в детстве возили. Я же не мог оторвать глаз.

30 Так коляска устроена изнутри.

31 Усталь. Тундровики не привыкли проводить так много времени с другими тундровиками, и к вечеру у многих из них сдают силы.

32 На сцене, тем временем, награждали победителей различных состязаний. Неплохие призы, посуда и бытовая техника. Но этим ненцев не увлечь.

33 Главные призы были куда серьёзнее: победителей “оленьей Олимпиады” ждал новенький снегоход Ямаха, ещё в призовом фонде был отечественный “Буран” и дизель-генераторы.

34 После обеда все переместились на берег Обской губы. На льду уже расчистили трассу для главного и самого зрелищного соревнования, гонок на оленях.

36 Суть соревнований напоминает дрэг-рейсинг: две оленьи упряжки с “пилотами” одновременно стартуют, мчатся как можно быстрее до контрольной точки и возвращаются назад. Кто первый пересёк черту - побеждает.

37 Беговых оленей растят с детства, потом долго подбирают им партнёров по упряжке. Это целая наука, и неплохой бизнес. Чтобы избежать жульничества, участвовавших в гонке оленей помечают маркером.

38 Но даже это не помогает: желание прийти первым так велико, что оленеводы порой идут на настоящие ухищрения. Например, один парень одолжил оленей в соседнем районе: взял парочку из упряжки победителей, которые участвовали парой недель назад, и привёз их в Новый Порт. Вот только тундровики знают не только друг друга, но и соседских оленей. Зрители и другие участники легко определили подвох, и участника сняли с соревнований.

Россия, Ненецкая Тундра. Девочке Мариане 9 лет. Ее сверстницы-горожанки уже разбираются в косметических трендах, листая гламурные ленты инстаграма, а Мариана искусно управляет оленьей упряжкой по бескрайним просторам ненецкой тундры. Совсем скоро, спустя неделю, она сядет на школьный вертолет и отправится в школу-интернат до весны, а пока она в чуме, в котором жизнь не стоит на месте, в котором место на карте лишь привязано к изменчивой gps-позиции, которую знает лишь пилот вертолета, с которым мы отправились в гости к Мариане.

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Фотографии и текст Александра Чебана

Где свежий воздух который чувствуешь на вкус.
Где бескрайний простор… который действительно ощущаешь, но не можешь объять своим воображением.
Где сохраняют вековые традиции предков… которые невозможно заменить никакими современными технологиями.

Добро пожаловать в Тундру!

2. Видите маленькое цветное пятно в центре кадра? Несколько пикселей на фотографии, маленькая, еле заметная точка на карте и место, которое очень хорошо описывается непереводимым словосочетанием «in the middle of nowhere». Это чум оленеводов оленеводческой бригады «Харп».

3. Пилоты вертолета знают лишь ориентировочные координаты, поиск ведется визуально на местности, иногда занимает пол часа и даже больше.

4. Почва в тундре особая, ни на что не похожая, мягкая и нежная на ощупь. Вертолет Ми-8 Объединенного Нарьян-Марского Авиаотряда не может здесь сесть, поэтому он зависает, коснувшись поверхности. Мы же очень быстро разгружаем наши вещи.

5. И спустя 5 минут резко поднимается в воздух сдувая на десятки метров даже рюкзак или сумку.

7. Это Тимофей - бригадир оленеводческой бригады «Харп», в его подчинении четыре пастуха и чум-работница и… 2 500 оленей. Сам Тимофей - коми, а пастухи в его бригаде - ненцы. И жена у него тоже ненка.

8. Летом и зимой по тундре перемещаются на санях. Летом они тоже отлично скользят по поверхности кустарников.

Что же такое кочевое оленеводство?

В оленеводческом хозяйстве «Харп» 7 бригад, все они относятся к колхозу, который расположен в поселке Красное. Каждая бригада имеет свой мрашрут выпаса, сменяя каждые 3-4 недели место дислокации, проходя десятки километров по тундре. Бригада Тимофея проходит расстояние 200-300 км в год, у некоторых бригад этот маршрут может составлять до 600 км. Само стадо при этом пасется в радиусе 10км от чуда.

В поселке Красное у членов бригады есть дома, но живут они в них совсем редко, в отпуске и после выхода на пенсию. Даже пенсионеры уходят в тундру по возможности.

Почему нельзя заниматься оленеводством стационарно в колхозе?

В советское время предпринимались попытки обустроить стационарное хозяйство. Но оленеводство не может быть стационарным, олени съедают ягель, который обновляется спустя годы. С другой стороны, поголовье оленей нельзя увеличивать бесконтрольно по той же причине - на бескрайних просторах Тундры просто не хватит корма.

Как из оленя делают оленину?

Каждую весну олени приносят потомство, в бригаде у Тимофея 1200 телят, половину из которых к зиме нужно будет сдать на забойный комбинат в колхозе.
В декабре-январе происходит забой оленей. Большинство пунктов забоя (которые расположены в деревнях) нет холодильных установок, поэтому заморозка происходит естественным путем. Поголовье оленей в НАО составляет 180 тысяч, ежегодно осуществляется забой 30-35тыс оленей. 70-80% забойного контингента - олени до 1 года. Для сравнения: в 70е годы прошлого века в НАО ежегодно забивалось 60-70тыс оленей.

Замороженные туши оленей забирают из населенных пунктов в тундре с помощью вертолета Ми-26, это самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Один час работы Ми-26 стоит 670 тыс руб/час, грузоподъемность составляет 18 тонн. При закупочной стоимости 125 руб за 1кг оленины, стоимость ее вертолетной транспортировки составляет еще 90 руб/кг!!! А других вариантов добраться в отдаленные регионы округа попросту нет. Нет ни дорог ни зимников! За зиму вертолет делает 20-25 таких перелетов в разные регионы, куда централизовано свозится мясо на снегоходах из более мелких деревень или олени пригоняются самостоятельно в крупные пункты забоя. Причем есть рейсы по 1 часу, а есть рейсы по 5-6 часов.

Оборот единственного нарьян-марского мясокомбината составляет 900 тонн оленины в год. 450 тонн завозится вертолетом и 450 - наземным транспортом по зимникам. Всего за сезон в НАО происходит забой 1000-1100 тонн, 900 - забирает и перерабатывает мясокомбинат, а 100-150 скупается местным населением и используется локально для собственных нужд.

Сколько стоит олень?

Один живой олень стоит в среднем 15 тыс рублей. Это не только мясо, а еще есть рога, копыта, шкура…

10. Мариана в чуме все лето, только так можно перенять навыки оленеводства. В НАО и Якутии вводят дистанционное образование, когда даже в зимний период дети остаются с родителями в тундре, а базовое образование преподается родителями.

Дети помогают по хозяйству в абсолютном большинстве задач. Вот, к примеру, Мариана помогает юрковать оленей, загоняя их в карзак (ограниченная сеткой площадь), где пастухи отбирают оленей для упряжки с санями. Марина запрягает и распрягает оленей сама без проблем.

12. Каждого оленя пастухи и бригадир знают «в лицо». У многих есть клички.

Мариана, какие у тебя игрушки?
- (задумывается) Никаких, зачем мне игрушки?

На мне аргиши (сани с вещами и продуктами), щенки, оленьи упряжки…

22. Тимофей нашел фрагмент бивня мамонта, начал копать, нашел другие кости. Именно за этим мы прилетели к нему в этот раз. Дальше наша экспедиция продолжилась и копать мы начали глубже в поиске остального скелета.

24. Спутниковая антенна и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

Россия, Ненецкая Тундра. Девочке Мариане 9 лет. Ее сверстницы-горожанки уже разбираются в косметических трендах, листая гламурные ленты инстаграма, а Мариана искусно управляет оленьей упряжкой по бескрайним просторам ненецкой тундры. Совсем скоро, спустя неделю, она сядет и отправится в школу-интернат до весны, а пока она в чуме, в котором жизнь не стоит на месте, в котором место на карте лишь привязано к изменчивой gps-позиции, которую знает лишь пилот вертолета, с которым мы отправились в гости к Мариане.

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Где свежий воздух... который чувствуешь на вкус.
Где бескрайний простор... который действительно ощущаешь, но не можешь объять своим воображением.
Где сохраняют вековые традиции предков... которые невозможно заменить никакими современными технологиями.

Добро пожаловать в Тундру!

Спутниковая антена и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

Про устройство чума я расскажу в отдельной статье, там так много деталей и столько всего очевидного-невероятного:)

Это дрова... в тундре с дровами непросто, деревьев тут нет.

В чуме хозяйка нас угощает вкуснейшими макаронами с тушеной олениной! Вкус не описать словами.

Последние дни лета... последние лучи скупого заполярного солнца. Последние дни в тундре для Марианы перед длинным школьным годом в школе-интернате.

"Олень" - в переводе с ненецкого означает "жизнь". Олень - это все: еда, посуда, одежда, это жизнь в прямом смысле слова.

Так кто кого куда ведет?
Оленевод ведет стадо оленей?
Или оленеводы переносят свой чум с места на место следую за стадом?

продолжение следует...

Все мои репортажи из Ненецкого Автономного Округа России смотрите по тегу

Вам нравится мой блог? Следите за репортажами в удобном формате:

Эмоциями своих путешествиях я делюсь online на



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: