Интеграция образовательных областей. Методологические основания и уровни интеграции в дошкольном образовании

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Введение

Термин «интеграция», означающий «объединение, соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях.

С философско-педагогической точки зрения интеграция может быть рассмотрена как механизм, обеспечивающий приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества, определяемого понятием «ноосфера»; это понятие, отражающее фундаментальные условия образования любой системы.

Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции. Сущностью этого принципа является понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

1. Концепция и технологии интеграции в образовании

образование интеграция учебный синергетика

· Принцип взаимодополняемой естественнонаучной методической традиции и гуманитарных способов познания.

· Синергетический подход: общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных макросистем - физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных.

· Системный подход: интеграция - система систем, результат систематизации более высокого порядка.

· Гносеологический подход: интеграция - это способ и процесс формирования многомерной полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности; это процесс и результат становления целостности (холизма) - единого качества на основе многих других качеств; принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности.

· Герменевтический подход: интеграция - это принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, мероприятий, получение интегративных результатов образования и т.д.

· Деятельностный подход: интеграция - это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач; создание условий для становления у учащихся личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире.

· Информационный подход: интеграция - ведущая тенденция обновления содержания образования - большая науковедческая проблема. Главной задачей здесь является интеграция каналов информационного взаимодействия учащихся с миром в его целостности и многообразии, актуализация природных возможностей многомерного восприятия действительности. Объектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний, система научных понятий; законы, теории, идеи; модели объективных процессов.

· Развивающее обучение.

В настоящее время в российском образовании имеют место следующие концепции и технологии интеграции на базе общего образования:

Интеграция содержания образования, уменьшение много предметности, укрупнение образовательных областей (концепция В.В. Серикова);

Генерализация содержания учебных предметов (концепция внутри предметной интеграции - В.И. Загвязинский);

Укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев);

Технологии интегрирования учебных предметов (физика + химия - А.И. Гуревич);

Объединение в одних пространственно-временных координатах различных технологий, методов, приемов (концепция синтеза дидактических систем - Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилюк, М.И. Махмутов);

Соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества (концепция интеграции воспитательных сил общества - В.В. Семенов);

Экологическое образование, гармонизация системы «природа - человек»;

Глобальное образование;

Холистическое, целостное образование;

2. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах

Традиционное содержание современного школьного образования, и в особенности естественнонаучного, раздроблено, построено по дисциплинарному принципу. Разработанное в рамках технократической парадигмы, оно отражает состояние естественных наук. При этом предпочтения отдаются достижениям классической науки, а неклассическая представлена в них первой третью ХХ в., и практически отсутствуют идеи синергетики, сведения о природе и механизмах самоорганизации и эволюции химических, биологических, социальных, планетарных, космических и других систем.

Дидактика делает пока еще шаги в направлении адаптации идей синергетики в содержание школьного образования. Это позволит наиболее полно проиллюстрировать единство всего сущего, построить единую процессуальную модель мира - синергетическую картину, через призму которой мир предстает перед человечеством как супер иерархия взаимодействующих систем, в которой все - неживая и живая природа, жизнь и творчество человека, общество и культура - взаимосвязано и подчинено единым вселенским законам.

Интегрированием в математике называют действие суммирования, обратное дифференцированию (разделению). В применении к конкретному объекту - содержанию образования, уже дифференцированному в учебном плане школы на 10 образовательных областей и более двух десятков отдельных учебных предметов, операция интегрирования направлена на:

Создание единой картины мира на научной основе;

Ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах;

Взаимосвязь различных предметных систем знаний;

Разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и т.п.

Операция интегрирования в математике дает ответ, допускающий множество конкретных решений. В построении так называемых интегральных образовательных технологий получается также большое разнообразие конкретных решений - моделей, отличающихся теми или иными параметрами.

2.1 Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин»

Естественнонаучная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии. Для ее эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов: физики и химии; географии, биологии и химии (естествознание); истории, литературы, музыки и ИЗО (мировая художественная культура); математика и труд (математика и конструирование), «Математика и конструирование», «Природоведение и сельское хозяйство», «Физика с основами промышленного производства», «Изобразительное искусство и художественный труд» и др.

Для некоторых специализированных учебных заведений предусмотрен государственным стандартом образования интегрированный курс «Основы естественнонаучного познания мира», объединяющий такие дисциплины как математика, физика, химия и биология, которые изучаются в выпускных классах общеобразовательных школ. Цель этого интегрированного курса состоит не только в обучении студентов названным дисциплинам (пусть даже в сокращенном варианте), но и в переработке материала этих предметов таким образом, чтобы они представляли собой дисциплину, в которой различные разделы науки объединены между собой на единой логической основе.

Интегрированные занятия (уроки). Построение учебного процесса на интегральной основе воплощается не только интегрированными дисциплинами. Интегрированные уроки, получившие широкое распространение в последние годы, чаще всего являются одной из форм обобщения знаний. Они могут проводиться на основе внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырех предметные, урок-погружение, урок -экскурсия, урок -поход, урок -путешествие и т.п.

Интегрированные уроки зачастую служат прямым следствием параллельного изучения родственных предметов (тем), которые как бы выносятся на один урок.

При этом достигается:

Действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;

Выигрыш во временных затратах на усвоение материала;

У одного из учителей высвобождается время для ведения индивидуальной работы, контроля и т.д.

Примеры: интегрированный урок «Кристаллы» (физика + химия), урок «Географические открытия» (география + история).

Интегрированные дни. В этот день уроки физики, химии, биологии ставятся один за другим и ведут их практически сразу три учителя. Пример: «Силы в природе, их проявление в организмах животных и человека». При этом происходит не отсроченная интеграция естественнонаучных знаний, полученных на уроках различных предметов.

Подготовка к осуществлению каждой такой интегрированной модели начинается за 2-3 недели. Заблаговременно проводятся межпредметные консультации, где учащимся рекомендуется, какой объём работы необходимо выполнить непосредственно перед «днём».

2.2 Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем

Еще одной моделью интегрирования учебных предметов является временная (по времени) синхронизация программ, которые должны быть построены так, чтобы по интегрируемым предметам в данное время изучались темы, близкие по содержанию или по исторической эпохе или какому-либо другому признаку. Возможна синхронизация и предметов есте-ственнонаучного и гуманитарного циклов.

При синхронизированном параллельном обучении в один и тот же день разными учителями на разных уроках изучаются близкие по содержанию темы. Примеры: параллельное изучение периодического закона по химии и электронной структуры атома по физике или изучение на уроках математики тех математических знаний, которые будут тут же на соседнем уроке применимы при решении задач по физике или химии.

2.3 Модель межпредметных связей

Межпредметные связи (МПС) - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная содержанием наук и дидактическими целями. Математическими понятиями проходится оперировать на занятиях по физике, формулируя законы и выводы из тех или иных теоретических предпосылок, преобразуя формулы, решая физические задачи и т.п. Даже на первом этапе изучения физики (VI-VII кл.) учащиеся производят простые алгебраические преобразования, используют знания о пропорциональности величин и функциональной зависимости между ними, о координатах и способах вычерчивания графиков и т.п. Знания по математике применяются на занятиях по химии. Взаимно подкрепляют друг друга курсы физики и химии.

Иногда согласование производится в пределах циклов и не только одного класса (т.е. по горизонтали), но и на протяжении ряда лет (по вертикали).

Межпредметные связи имели особое значение при интеграции предметов, при которой для образования комплексных тем выделялись связанные с ними элементы (дозы, темы, разделы, факты, понятия, законы и т.п.) из различных отраслей знания. МПС могли прослеживаться по времени как сопутствующие, предшествующие, последующие, перспективные, повторяющиеся (концентрические). Направление и путь переноса ЗУН определяло их роль как обеспечивающих или обеспечиваемых, прямых или опосредованных. Наконец, по своему характеру связи могли быть логическими, философскими, гносеологическими, семиотическими.

Межпредметные связи строятся с помощью методов структурно-функционального анализа - исследования явлений как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение.

* Выделяются «n» и «m» структурных элементов в каждой из двух интегрируемых предметных областей (дозы, темы, разделы, факты, понятия, законы, теории и т.п.).

* Строятся матрицы связей

Еще нагляднее межпредметные связи просматриваются при построении структурно-ориентированных графов. Каждая тема предмета обозначается кружочком с номером, а ее связь с темой другого предмета изображается направленным отрезком прямой.

Учет количества и направлений связей данного элемента позволяет внести изменения и спланировать программное содержание учебных дисциплин, при этом:

Конечные элементы графа, от которых нет обеспечивающих связей - рассматриваются как нецелесообразные;

Элементы с наименьшим количеством связей - преподаются на уровне ознакомления, запоминания, понимания;

Элементы с наибольшим количеством связей - разбираются на уровне применения.

Составляется программа непрерывной подготовки, снабженную МПС, как по обеспечивающим, так и по обеспечиваемым дисциплинам.

Формы осуществления МПС:

Занятия с использованием МПС;

Комплексные семинары;

Межпредметные конференции;

Различные формы внеклассной работы.

3. Йена-план-школа (П. Петерсен (1884 - 1952))

Целевые ориентации. Научить детей:

а) разговаривать друг с другом (диалог);

б) не бояться проявлять инициативу;

в) научиться критически смотреть, думать;

г) уважать других и другое вокруг себя;

д) хотеть быть честным и быть самим собой;

е) научиться сотрудничать.

Нужно: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».

Цель всех учебных занятий, - записано в плане школы, - создать звено между действительностью внутри и вокруг ребенка и учебой в классной ситуации.

Концептуальные особенности:

· Мировая ориентация, охватывающая все ближнее и дальнее окружение воспитанника, является тем, с чем знакомится ребенок, продвигаясь от познания непосредственного окружения ко все более и более отдаленному.

· То, что переживает ребенок в каждый момент своей жизни, и вся окружающая среда представляет собой единое целое. Разделение его на части - учебные предметы, которые изучаются учащимися, является структурой, изобретенной учеными.

· Ребенок часто перенимает что-либо быстрее от другого ребенка, чем от взрослого; их жизненные миры очень близки.

· Образование для Йена-план-школы выполняет обслуживающую функцию. Образование ставится на службу воспитанию.

· Стремление отказаться от систематического изучения наук, представленных учебными предметами, желание познавать мир в его единстве.

Особенности содержания. Йена-план-школа не опирается на предметы. Она стремится организовать и активизировать встречу детей с окружающей действительностью. Школа создает для этого жизненные и рабочие ситуации. Естественно, дети здесь учатся и читать, и писать, и считать, приобретают другие знания и умения.

Традиционная школа в основном от письменного и печатного слова идет к природе, к реальной жизни. Йена-план-школа - наоборот. Она идет от жизненных и рабочих ситуаций к их анализу, к изучению того, что дается в содержании разных учебных предметов, то есть совершается движение мысли от ситуаций, которые происходят в жизни, к конкретным учебным предметам, взятым в комплексе, интегрировано.

Особенности организации. В Йена-план-школе различаются следующие группы, в которых происходит взаимодействие и познание окружающего мира: а) школьная община; б) семейная группа; в) группа одного стола; г) уровневая группа; д) группа по выбору.

Школьная община включает всех, кто имеет отношение к школе: педагогов, администрацию, руководителей групп (это объединение нетрадиционного типа), детей и родителей.

Семейная группа. Это разновозрастная (гетерогенная) группа, и учебно-воспитательный процесс в ней происходит естественно и стихийно. Семейные группы находятся в школе и по возрастному признаку объединяются в младшие (4 - 6 лет); средние (6 - 9 лет); старшие группы (от 9 до 12 лет включительно).

В каждой группе ученик обучается в среднем три года, хотя по разным причинам могут быть отклонения. Для ребенка своя группа является основной, и в ней происходит то, что педагоги Йена-план-школы назвали: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».

Дети в этой группе различаются по возрасту, полу, уровню развития, темпам, одаренности, характеру. Такая неоднородность делает возможным естественный учебный процесс. В такой семейной группе может иметь место такая же естественная манера обучения, как и в се-мье: в ней старший ребенок учит чему-либо младшего и наоборот.

Приходя в группу в качестве младшего, ребенок начинает «снизу». Другие дети дольше находятся в этой группе. Они больше знают и умеют: они самостоятельно владеют навыками, проще проявляют инициативу, отвечают за ход дел в группе и т.п. младший еще во всем зависим от них. Они принимают его в свою группу.

Когда он становится средним по воз-расту, он замечает по новым детям, что продвинулся вперед. Он менее зависим и помнит о своем положении в самом начале.

Когда он становится старшим в группе, то достигает большей самостоятельности, имеет больше возможности для самоопределения. Но, достигнув этого уровня, ребенок переходит в следующую группу, и весь процесс начинается сначала: там он опять окажется в положении младшего, менее самостоятельного в новых условиях; но он уже знает, что может вырасти, и видит по другим детям, что это действительно происходит.

Благодаря семейным группам исключается второгодничество. При необходимости можно продлить время пребывания в группе. Возможно и наоборот: укороченный период, когда ребенок быстрее развивается во всех областях знаний и практической деятельности.

Группы одного стола отличаются своей гетерогенностью: в них объединяются младшие, средние и старшие дети одной семейной группы. Благодаря этому они могут лучше учиться друг у друга, помогая и сотрудничая.

Уровневые группы представляют собой организационное средство, делающее возможным одновременное обучение больших групп детей: в них ведется объяснение для детей, которые в одинаковой степени владеют материалом.

Группа по выбору возникает, когда детям на основе их интересов предоставляется возможность в течение определенного периода принять участие в какой-то конкретной работе или каком-то деле.

Йена-план-школа - модель школы демократического типа, в которой дети и взрослые, родители и педагоги составляют единую семью.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие интеграции и межпредметных связей в обучении младших школьников. Программа кубановедения для начальных классов, разработанная для оценки уровня знаний обучающихся на ступени начального общего образования. Пути установления межпредметных связей.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2015

    Межпредметная интеграция в школьном образовании как педагогическая проблема. Межпредметные задачи на основе принципов устойчивого развития как условие межпредметной интеграции на уроках математики. Обучение математике в условиях межпредметной интеграции.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2016

    Социальная обусловленность развития идеи межпредметных связей. История развития идеи межпредметных связей. Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии. Описание ситуации по применению межпредметных связей в школах на сегодняшний день.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2011

    Основные функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования. Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 на основе интеграции основного и дополнительного образования.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2014

    Развитие идей межпредметных связей в истории образования и проблема содержательного и процессуального их пересмотра. Существенная роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении физики, химии и биологии взаимосвязей между предметами.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2009

    Сложности, возникающие при попытках интеграции предметов гуманитарного цикла. Необходимость, и вместе с тем, невозможность прямой интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция по ключевым моментам как наиболее реальный вид интеграции предметов.

    реферат , добавлен 02.12.2014

    Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Интеграция искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла. Диагностика музыкального восприятия школьников и методика его развития на основе интеграции искусств.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2013

    Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных учреждений. Разработка образовательной модели. Новый организационно-экономический механизм. Эффективность реализации инноваций в образовательных учреждениях.

    реферат , добавлен 11.10.2015

    Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей, их влияние на состав и структуру учебных предметов. Анализ использования межпредметных связей из опыта работы учителя на уроках ботаники, зоологии, анатомии, внеклассных мероприятиях.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Понятие, функции и виды системы инклюзивного образования, его экономические и финансовые компоненты. Анализ подходов к организации инклюзивного образования в России. Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.

YAK 373.2 ББК 74.102.5

A.B. ТРУБАИЧУК

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАУИИ ПРИНиИПА ИНТЕГРАУИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОУЕССЕ

METHODOLOGICAL BASIS OF REALIZING

THE INTEGRATION PRINCIPLE IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS

В данной статье рассматриваются новые подходы к построению образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учётом реализации ведущего принципа -интеграции, предполагающего организацию целостного образовательного процесса; даётся научное обоснование выявленных закономерностей данного педагогического явления и соответствующих им принципов, которые определяют методологическую основу исследуемого феномена; обосновывается правомерность и результативность его применения в детском саду.

The author dwells upon new approaches to building educational activities of pre-school children concerning the realization of the driving principle such as integration which helps to organize educational process as a complex. The scientific evidence is given to discovered regularities of the pedagogical phenomenon, as well as the corresponding principles that determine the methodological basis of the examined issue. The relevance and effectiveness applied at infant school are proved.

Ключевые слова: интеграция, принцип интеграции, закономерность, факторы интеграции, целостность, картина мира, развитие личности.

Key words: integration, integration principle, regularity, integration factors, complex, vision, personal growth.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) - принцип интеграции образовательных областей . В дошкольной образовательной организации, согласно данному федеральному документу, отменяются учебные занятия, которые дублировали учебный процесс в начальной школе и не соответствовали возрастным особенностям ребёнка дошкольного возраста, предлагается проектирование целостного интегрированного процесса.

В дошкольной педагогике на сегодняшний день накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, и другие). Взаимосвязь разделов разных видов детской деятельности отражена в содержании разных видов занятий, среди которых выделены интегрированные занятия (Л.А. Горшунова, О.М. Клементьева, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.Н. Новикова, О.С. Ушакова и др.).

Методологические основы любого педагогического явления предполагают выявление закономерностей и принципов организации интегрированного процесса в дошкольной образовательной организации. Значимым теоретическим результатом для исследования организации интегрированного процесса в дошкольном образовании является выявление и характеристика закономерностей и принципов реализации исследуемого педагогического феномена, позволяющих: а) раскрыть его практическую сущность; б) опреде-

лить требования и правила эффективного осуществления; в) обосновать выбор методов и средств оперирования с ним субъектов педагогического процесса; г) задать характеристики результата при использовании исследуемого феномена.

В общенаучном плане закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического развития. Являясь результатом совокупного действия множества законов, она отражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно выражает определённую связь.

В ходе исследования нами были выделены педагогические закономерности использования принципа интеграции в образовательном пространстве дошкольном образовании.

Реализация принципа интеграции предполагает организацию целостного процесса. Целостность создается за счёт синтеза, объединения разных элементов образовательного процесса детского сада в единое целое, таких как: разные виды детской деятельности (совместной и самостоятельной; непосредственной образовательной деятельности и деятельности детей в режимных моментах), различных видов взаимодействия (ребёнок-педагог, ребёнок-ребёнок, педагог-ребёнок-родитель), разных образовательных областей и обеспечения единой линии развития каждого дошкольника (физическое развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие).

Внедрение принципа интеграции в дошкольное образование предполагает формирование единой картины мира у ребёнка дошкольного возраста. Разрозненные, отрывочные знания об окружающем мире, которые разрушают представление у дошкольника о мире, являются бессистемными и не способствуют полноценному восприятию жизни. По мнению Р.М. Чумичевой, «в процессе своего индивидуального, культурного развития дошкольник, повторяя эволюцию познания мира в истории человечества, проходит следующие стадии: от восприятия мира как среды удовлетворения собственных потребностей и отсутствия целостного образа «Я» до познания окружающего во всеобщих взаимосвязях и взаимозависимостях и понимания себя как личности. Становления детской картины мира как целостности определяет не только путь интеллектуального развития ребёнка, но и обусловливает развитие его творческого потенциала, формирует способ воспринимать мир образно» . При этом единая картина мира - это целостное, системное представление ребёнком окружающего мира: мира вещей, явлений, человеческого общения и взаимодействия, взаимосвязи, разнообразных видах деятельности.

Организация интегрированного процесса в детском саду обеспечивает целостное развитие ребёнка и формирование у него интегральных личностных качеств.

В процессе интеграции образовательных областей осуществляется познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-личностное.

Под познавательно-речевым развитием понимаем целенаправленный процесс движения ребёнка к ценностям познания окружающего мира разнообразными способами, и самоутверждение своей индивидуальности в гармоничном взаимодействии своего мира с миром другого.

Художественно-эстетическое развитие дошкольника трактуется как целенаправленный образовательный процесс, направленный на созидание и актуализацию неповторимого мира чувств и эмоций ребёнка, нацеленный на открытие, самовыражение образа «Я», на самодвижение собственного потенциала к оригинальному творческому продукту деятельности.

Физическое развитие дошкольника - это развитие ловкости, силы воли, физической активности ребёнка средствами физической культуры и спорта.

Социально-личностное развитие ребёнка дошкольного возраста определяется как целенаправленный процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребёнком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит самопознание и самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза.

Данные линии развития не появляются сами по себе. Они результат постоянного, контролируемого сопровождения ребёнка дошкольного возраста со стороны значимого взрослого. Синтез данных линий развития и обеспечивает переход от низшей ступени развития к более высшей, определяя новое качественное продвижение ребёнка в познании окружающего мира, приобретении им личностного и социального опыта.

Интеграция образовательного процесса обеспечивается за счёт системообразующих факторов. Необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания образования или процесса, качественные характеристики его участников. Таким системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области.

Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования: выбор определённой темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребёнку её содержание. Каждая примерная программа предлагает свою тематику планирования с учётом знаменательных дат и сезонных событий, но образовательное учреждение вносит свои коррективы в выбор тематики, опираясь на определённые климатические и этнокультурные условия.

Первое условие - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники).

Второе условие - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темо-образующий фактор, как и реальные события.

Третье условие - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?).

Четвёртое условие - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами и т. п.)

Все эти условия, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса. При этом каждая тема может реализовываться от 1-2 дней до 1-2 недель.

Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельностидетей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей. Некоторые ученые при интеграции различных видов деятельности предлагают создание синтетических деятельностных блоков. В дошкольном образовании уместно рассматривать игру как интегратора всех видов деятельности ребёнка. В результате освоения инте-гративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, такие, как интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности.

Четвёртым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ как конечный результат образовательной деятельности ДОО . По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. ФГТ чётко выделяют линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни. Федеральный документ выделяют единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящийся к культуре, традициям и обычаям других народов. ФГТ также намечают линии развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое. Несомненно, интеграция образовательной деятельности должна и учитывать, и обеспечивать процессы воспитания и развития.

Пятым системообразующим фактором интеграции выступает объединение форм обучения и воспитания дошкольников. Чтобы качественно реализовать принцип интеграции в дошкольном образовательном образовании необходимо выделить формы интеграции, которые в течение одного дня (или нескольких дней) будут обеспечивать и синтез образовательных областей, и взаимосвязь разных видов деятельности, и формирование интегральных качеств личности дошкольника в просе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога и воспитанника, и даже родителей в течение одного дня, недели. Такими интегративными формами в ДОО могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает также их интеграцию.

Например, тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник. В течение дня дети читают произведения о маме (В. Осеевой, Ю. Яковлева, Е. Благининой и др.), рассматривают «Портрет матери» А. Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы - аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвящённые мамам (например, Ф. Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные). Дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Тема «Моя семья» (старший дошкольный возраст) предполагает в качестве ведущей формы выбрать проект, организуемый на основе интеграции образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация», то есть все 10 образовательных областей объединяет данный проект. Проект достаточно большой, поэтому его исполнение может проходить в течение 3-5 дней.

Системообразующим фактором интеграции образовательных областей может служить составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего) совместно с родителями, его представление и защита каждой семьёй, в котором рассказывается не только членах семьи, но и их правах, обязанностях, профессиях, о возрасте и даже росте членов семьи; а также защита мини-проекта «Семейные традиции и увлечения», в котором дети вместе с родителями в свободной форме (рисунок, танец, фотографии, драматизация) представляют семью, представление схемы-карты микрорайонов, домов, квартир, где живут семьи. К своим проектам дети вместе с родителями подбирают пословицы и поговорки, которые больше всего характеризуют семью. В данный проект могут быть включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Мебельный Салон», «Моя квартира», «Дом», а также игры-драматизации сказок «Репка», «Гуси-лебеди», творческое рассказывание на темы «Как я помогаю дома», «Кем я буду», «Я буду папой», «Я буду мамой», «Наши любимые питомцы». В такой проект могут быть включены конкурсы «Утренняя гимнастика моей семьи», «Мама, папа и я - спортивная семья», «Любимое блюдо моей семьи», «Семейный бюджет», конкурс рисунков «Моя семья», «Мы на отдыхе», выпуск семейных газет, выставки «Семейное хобби». Данная тема требует прочтения рассказов Л.Н. Толстого «Косточка», «Филиппок», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Прослушивание произведений П.И. Чайковского из «Детского альбома», разучивание и исполнение песен.

Шестым системообразующим фактором интеграции может быть познавательная задача, которую дети решают для открытия явлений окружающего мира. Интегрированная познавательная задача - это такая проблемная задача, которая включает субъектов образовательного процесса в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами образовательных областей. Интегрированные познавательные задачи отражают общенаучный уровень познания, который фиксирует отношения объективного мира: «система-функция», «строение-свойство», «явление-сущность» и др.

Одним из преимуществ организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса является создание условий для поисковой деятельности детей при решении интегрированных познавательных задач.

Организация совместного творческого поиска способствует развитию природной любознательности, формирует целостную картину мира, обогащает жизненный опыт ребёнка. Например, решение познавательной задачи «Откуда берётся молоко?» предполагает детям узнать

Корова, коза, лошадь, верблюд, олень - домашние животные, которые дают человеку молоко; человек же в свою очередь ухаживает за ними, заботится о них, кормит их;

Прежде чем попасть на стол, молоко проделывает долгий путь, и к этому причастны многие люди (те, кто ухаживают за коровами, доят их; кто отвозит молоко на молочные заводы; те, кто работают на молочных заводах; продавцы магазинов, которые продают молочные продукты и др.);

Молоко необходимо человеку для здоровья и роста, т. к. в нём содержатся полезные вещества;

Существует много продуктов, которые делают из молока (сметана, творог, масло, йогурт, майонез, сыр и др.);

Без молока трудно приготовить многие блюда (каши, молочный суп, блины, пироги и т. д.).

Кроме того, у детей развиваются такие черты личности, как любознательность, бережное уважительное отношение к продуктам труда многих людей.

Интеграция как многогранное явление объединяет в новое сообщество детей, педагогов, родителей. Такому сообществу способствует создание совместных проектов, праздников, гуляний, экскурсий. Такие проекты, как «Война в жизни нашей семьи», «Домашние питомцы», «День матери», «Моя семья» и др., осуществляются только с помощью родителей, которые обогащают образовательный процесс своим участием и сами обогащают себя, приобретая педагогический опыт в воспитании детей. Закон «Об образовании РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно-ответственными участниками образовательного процесса.

Например, реализация темы «С огнём не играй!» предполагает участие родителей в подборе пословиц и поговорок об огне, пожаре, создании мини-музея «01», играх-эстафетах «Полоса препятствий», «Потуши огонь!», экскурсии в пожарную часть, изготовлении альбома «Игра со спичками не доводит до добра» и др. Кроме того, в подобных проектах участвуют и другие значимые взрослые, которые в силу своей профессии помогают детям глубже и ярче раскрыть тему - врачи, пожарные, библиотекари, учителя, строители, полицейские. Благодаря их участию в проектах дошкольная образовательная организация становится открытой системой, раскрывающей большие возможности для социализации дошкольников.

Выявленные закономерности позволили определить педагогические принципы организации интегрированного процесса в дошкольном образовании (табл. 1), которые являются руководством к построению образовательной деятельности.

Таблица 1

Реализация принципов интеграции образовательных областей в образовательном пространстве ДОО

Название принципа Сущность Педагогические правила для реализации принципа

1. Принцип системообразующего фактора Образование дошкольников строится по отдельным функциональным узлам-факторам, предназначенным для достижения конкретных образовательных целей Содержание интеграции образовательных областей нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым ребёнком поставленных перед ним воспитательных целей. В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды деятельности, формы, методы, подчинённые достижению намеченной цели

2. Принцип выделения из содержания обособленных элементов Содержание интеграции образовательных областей надо рассматривать как единую целостность, направленную на решение образовательной цели Единицей изучения может быть конкретная тема или вид деятельности ребёнка, которые объединяют образовательные области

3. Принцип динамичности Обеспечивает свободное изменение содержания образовательных областей с учётом особенностей детских групп. Материал должен постоянно перерабатываться и обновляться Содержание каждого элемента может легко изменяться и дополняться. Конструируя элементы интеграции, можно создавать новые качественные структуры

Окончание табл.1

4. Принцип гибкости Требует такого построения интеграционного процесса, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания воспитания к индивидуальным потребностям детей. В узком смысле - это индивидуальный подход педагога При индивидуализации образовательного процесса необходима диагностическая деятельность, она должна быть организована таким образом, чтобы по её результатам можно было построить индивидуализированную структуру. Контроль и самоконтроль после определённого этапа воспитательного процесса

5. Принцип природосообразности При интеграции необходимо учитывать отношение к ребёнку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития Природосообразность дошкольного образования осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического развития, состояние его здоровья, создаёт условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игровой деятельности, познании, общении с людьми и природой, в творчестве, обеспечивает нормальную преемственность этапов детского развития

6. Принцип сотрудничества педагога с детьми Определяет необходимость вовлечения ребёнка в жизнь детского сада, вызывающий у них радостное чувство успеха, движения вперёд, развитие Основным в дошкольном образовательном процессе становится взаимодействие педагога и ребёнка в продвижении к определённым целям, совпадающими с запросами общества на гражданина отечества

Таким образом, выявленные нами педагогические закономерности и соответствующие им принципы организации интегрированного процесса в дошкольном образовании позволили раскрыть сущностные характеристики данного педагогического феномена, определить основные стратегические ориентиры, наметить перспективы комплексного влияния на развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста через целостное восприятия окружающего мира за счёт интеграции образовательных областей, различных видов детской деятельности.

Литература

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1990. - 275 с.

2. Федеральные государственные требования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 4-7.

3. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. -1998. - № 1. - С. 54.

4. Чумичева, Р.М. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края) [Текст] / Р.М. Чумичева, О.Л. Ведь-медь, Н.А. Платохина. - Ростов н/Д, 2005. - С. 43.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает. (Т.С. Комарова)

Многие психологи характеризуют дошкольный возраст как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Действенную помощь в их раскрытии может оказать интегрированная образовательная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

  • «Физическое развитие» - двигательная деятельность;
  • «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
  • «Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;
  • «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность;
  • «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.

В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования.

Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями дошкольников: «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально. Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

  • Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
  • Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.

При планировании и проведении НОД по познавательно-речевому развитию педагог в работе с детьми использует такие методы, как:

  • сюрпризный, игровой моменты;
  • рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;
  • сравнительный анализ, сопоставление, эвристическую деятельность (частично-поисковый);
  • проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
  • разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Форма проведения НОД - нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. В связи с внедрением федерального государственного стандарта игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других - педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно-исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

В настоящее время перед детским садом поставлена задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Целью нашего ДОУ компенсирующего вида является создание единого коррекционно-образовательного пространства, обеспечивающего оптимальную коррекцию отклонений в развитии, полноценное физическое и психическое развитие детей и выравнивание их стартовых возможностей при поступлении в школу.

Наш педагогический коллектив уже много лет работает по единому перспективному тематическому плану . С каждым ребенком работает широкий круг специалистов . Каждый педагог преломляет лексическую тему на своих занятиях в своем направлении, тем самым у детей создается целостное представление о тех или иных явлениях, предметах. Кроме того концентрическое расположение учебного материала способствует углублению и закреплению полученных знаний и навыков.

Для дошкольников с ТНР образовательная работа строится на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Изучение некоторых тем проходит как проектная деятельность.

Например, тема «День защитников Отечества» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской, двигательной. В течение недели детям читают произведения о Российской армии Л. Кассиля, С. Маршака, рассматривают репродукции картин об армии, готовится выставка «Наши папы – солдаты», коллаж об армии, выставка игрушечной военной техники, военной формы На познавательных и логопедических занятиях беседуют об армии, знакомятся с видами войск, военной формой, техникой, играют в различные речевые игры, составляют рассказ по серии картин «Собака-санитар», мастерят подарок для папы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные армии (военный марш), Единой организационной формой может быть комплексное познавательно-музыкальное тематическое занятие (развлечение), спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие», проведенный совместно с родителями (папами).

В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают черты будущего солдата, такие, как собранность, ловкость, смелость, решительность, смекалка, учатся ценить и уважать своего папу. Здесь налицо духовно-нравственное, патриотическое и гендерное воспитание (тем более, что основной контингент воспитанников – мальчики), социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, физическое развитие, а также формирование у детей таких интегративных качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: