Обучение и подготовка пациента к лабораторным исследованиям. Доклад Подготовка пациентов к лабораторным исследованиям. Техника проведения. Подготовка крентген исследованиям

На следующий день дрессировщик, подобрав группу людей в количестве 5-6 человек и нового опытного помощника, повторяет занятия, проделанные накануне.

«Выгуляв» собаку, дрессировщик привязывает ее к дереву или к другому какому-нибудь предмету. В это время группа людей, находящихся в стороне или на отдельной поляне, укладывает свои вещи (носовые платки, фуражки и т. д.). Острые и металлические предметы в первое время обучения класть не разрешается, чтоб не причинить боли собаке. Отойдя в сторону метров на 40-50, группа людей выстраивается в шеренгу, лицом к предполагаемому движению собаки. Помощник со своей вещью становится метрах в 10 от расположенных на земле вещей.

Дрессировщик, проверив готовность группы людей, идет к собаке, отвязывает ее и подходит с нею к помощнику. Усадив возле себя собаку, дрессировщик левой рукой сжимает пасть собаки и протяжно произносит «фу-у». Помощник же в это время, зайдя к дрессировщику с правой стороны, передает ему вещь, которую дрессировщик протягивает так, чтобы она касалась мочки носа собаки, одновременно произнося «нюхай», нюхай». Как только собака начнет обнюхивать вещь, дрессировщик подает поощрительную команду «хорошо, нюхай». Потом эту вещь помощник кладет между вещами, уложенными на земле, и быстро возвращается к дрессировщику. После этого помощник протягивает дрессировщику руку, встав позади него с правой стороны, которую последний дает собаке обнюхать, одновременно поощряя «нюхай, хорошо, нюхай». Далее помощник быстро уходит и становится в шеренгу (каждый раз на новом месте).

В это время дрессировщик берет собаку на длинный поводок, подводит ее к расположенным на земле вещам и командует «нюхай, аппорта. Как только собака возьмет вещь, дрессировщик немедленно произносит одобряющую команду «хорошо, аппорт, хорошо», затем - «дай» и берет вещь из пасти собаки, а последнюю ласкает, оглаживает и дает лакомство.

Может случиться, что собака не возьмет вещь, тогда надо помочь ей взять ее, указав на нее рукою.

Взяв вещь (аппорт), дрессировщик идет вместе с собакой к группе людей, среди которых находится и помощник. Зайдя с конца шеренги, он движется вдоль нее, произнося команду «нюхай».

Если собака, обнюхав помощника, залает на него и будет стремиться схватить его зубами, то дрессировщик немедленно подает команду «хорошо» и предоставляет возможность собаке слегка схватить помощника. (В дальнейшей работе при нахождении искомого человека хватка собаки без команды воспрещается, допускается лишь обнюхивание).

После этого дрессировщик ставит собаку в сторону от шеренги так, чтобы она не видела ее, а помощник в это время меняет свое место в шеренге.

Дрессировщик вновь подводит собаку к шеренге и, подав команду «нюхай», снова ведет ее вдоль шеренги. При том условии, если она опять выбрала из группы помощника правильно, то дрессировщик вместе с собакой конвоирует его, как было указано выше.

Допустим, что собака не обратила внимания на помощника, тогда дрессировщик дает ей перед строем обнюхать аппорт, выбранный ею из группы предметов. Когда и это не подействует, тогда помощник имитацией испуга старается обратить на себя внимание собаки, и как только последняя дойдет до помощника, дрессировщик немедленно произносит команду «хорошо, нюхай, нюхай». Это делается очень осторожно, с учетом высшей нервной деятельности собаки, чтоб не привить последней нежелательной связи - находить нужного человека при виде его испуга, движений и т. п.

При усложнении всех этих приемов занятия проводятся один раз в сутки, т. е. без повторения одних и тех же приемов.

Чтобы закрепить у собаки вырабатываемые условные рефлексы на команды «нюхай, след», «нюхай, аппорт», «ищи», «нюхай», с целью выборки человека со следа, выборки вещей со следа, выборки вещей с человека и выборки человека по вещам необходимо комбинировать, разнообразить и усложнять приемы дрессировки, чередуя: обыск местности с отысканием следа, выборку вещей с выборкой человека, задержание с конвоированием, привлекая новых помощников, проводя занятия в различное время суток и в разное время года, меняя места занятий, с малым и большим количеством разнообразных раздражителей.

Проведя ряд занятий с удлинением следа по прямой линии до 3000 м, необходимо переходить к дрессировке с отходом вправо и влево, с овальными и острыми углами, петлями, кругами и т. д.

Дрессировщик должен помнить основное условие - применять в день один-два приема, не утомляя собаку, не допуская повторения в один и тот же день несколько раз одного и того же приема, ибо это ведет к переутомлению собаки и даже отказу от следовой работы.

Как только собака хорошо пошла по следу с наличием узлов, зигзагов, петель, необходимо проверить правильность ее работы, оставляя на этих местах помощников.

Если собака все вещи подберет, то цель дрессировки надо считать достигнутой, т. е. собака не сбивается со следа и точно идет по нему.

Может случиться, что собака во время следовой работы отвлечется на более сильный раздражитель и бросится в сторону. В таких случаях не надо бояться, что она потеряет след. Спокойно, не нервируя себя и собаку, необходимо отвлечь ее от постороннего раздражителя, пустить на полный поводок и дать возможность самой отыскать след, произнося при этом команду «ищи след».

Потом, незаметно отступая до того места, где был утерян след, зорко следить за ее поведением. Как только собака изменит направление движения, напав на след, дрессировщик немедленно произносит команду «нюхай, след, хорошо».

Горячность, окрик на собаку может повести к выходу собаки из строя, т. е. отказу от следовой работы. Это особенно надо помнить дрессировщику, так как дрессировке на след поддается не всякая собака.

Для отшлифовки работы по следу необходимо проделать следующее: помощник в определенном месте оставляет свою вещь и уходит метров за 1500. Вскоре появляется дрессировщик с предварительно «выгулянной» собакой, подводит ее к вещи помощника и произносит команду «нюхай».

После того как собака обнюхает вещь, дрессировщик берет последнюю себе и произносит команду «ищи, след».

При отыскании следа дрессировщик строго следит за поведением собаки, и если заметит изменение в ее поведении, немедленно подает команду «нюхай, след».

Если же собака свободно пойдет по следу и отыщет помощника, то надо считать, что она готова к ближнему розыску и можно ее использовать для обходно-дозорной и сторожевой службы.

Нужна ли постановка на след в обычной собачьей жизни? Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Всякое бывает, вдруг пригодится эта наука.

Статья расскажет об том, что такое следовая работа, и как научить питомца работать по следу.

От малого к большему

Это золотое правило дрессировки. От простого к сложному, и постановка на след - не исключение.

    Все начинается с длины следа. 15-20 метров для первых тренировок вполне хватит.

    Давность закладки. Чем свежее след, тем легче собаке работать.

    Мотивация. В нашем случае это корм. Его должно быть много в первое время, чтобы у собаки возникло желание работать.

Факторы, влияющие на работу собаки

К ним относятся мотивационные:

    Корм и любимые собакой предметы (её игрушки, к примеру).

Существует ещё третий фактор, но его нельзя отнести к мотивационным. Это принуждение.

И основные:

    Давность следа.

  • Длительность рабочего сезона.

    Раздражители на следе.

Метод постановки собаки на след

Собаку начинают обучать следовой работе не позже, чем по достижении ей 10 - месячного возраста.

Первый этап

Прокладывается прямой след, его длина составляет 15-20 сантиметров. След прокладывает проводник собаки так, чтобы питомец этого не видел. Обе ноги находятся на одной линии. Шаги такие же, как в детстве по бордюру ходили. В каждый след закладывается собачий корм.

Важно помнить, что след не должен быть давнишним. Идеальный вариант - проложить его непосредственно перед тем, как привести собаку для работы.

После того, как привели собаку, проводник берет ее на поводок. Длина поводка 1 –1,5 метра. Собаку подводят к началу следа и дают команду "нюхай". Проводник следит за тем, чтобы животное шло по следу с опущенной головой и сосредоточенно обнюхивало.

Маленькая хитрость: в начало следа можно сбрызнуть несколькими каплями молока. Молоко возбуждает у собак аппетит. И питомец начнет активнее работать, пытаясь найти корм. Каждое правильное действие работяги подкрепляется похвалой.

Второй этап. Постепенно след усложняется. Ввод новшеств начинается с угла. Если раньше собака ходила по прямой прокладке, то теперь ей предстоит правильно пройти угол.

На этом этапе часто возникают проблемы. Питомец игнорирует угол и продолжает идти привычным маршрутом - по прямой. В этом случае задача проводника - позволить собаке самостоятельно стать на след.

Если питомица начинает искать след и кружит по углу, пусть находит его сама. Если же "ученик" продолжает движение по прямой, игнорируя угол, то здесь применятся принуждение.

К этому методу стоит прибегать только в крайнем случае. Проводник воздействует на питомца механикой, то есть, рывком поводка заставляет животное вернуться на первичный след. Как только собака справилась с задачей, её хвалят за это.

Третий этап. После того, как подопечный освоил две предыдущие задачи, можно переходить к третьему этапу. Это обнаружение предметов на следе.

Каким образом происходит тренировка? Прокладывается короткий след (0 метров, не более). Через каждые пару метров закладывается мотивационный предмет.

На первых этапах тренировок предметы закладываются только прямо, то есть - в следы. Собаке дается команда “нюхай”, движением руки проводник направляет её. Животное упирается носом в проложенный след, активно работая. После того, как собака обнаружила первый предмет, ее хвалят. И так - после каждого обнаруженного мотивационного предмета.

После 5-8 таких занятий поставленную задачу усложняют. Теперь предметы закладываются не в следы, а в рядом. Это необходимо, если собака готовится к служебной деятельности. После обнаружения всех предметов, питомицу хвалят и оглаживают. Похвала мотивирует её к дальнейшей работе.

Дело в том, что, работая по следу, собака испытывает стресс. Поощрение после каждого найденного предмета - способ расслабления для животного, выход из стресса.

Работа по следу в иных условиях

Простые тренировки закончены, задача усложняется. Теперь питомец учится ходить по следу против ветра.

До этого след прокладывался только в направлении ветра. Это связано с тем, что:

    Во - первых, молодую собаку легко сбить с толка. Ветер донесет до нее запах корма или предмета, который служит мотивацией. Животное начнет суетиться, пытаться работать с поднятой головой. Ученик в данном случае не заинтересован в том, чтобы найти “низким” чутьем корм или предмет. Собака стремится скорее добежать до него, о каком сосредоточенном поиске может идти речь.

Начинать работу по следу против ветра можно только тогда, когда у собаки сформирован навык следовой работы.

Как ставят питомца на след по встречному ветру? Начинают с прокладки 2 линий следа по ветру, и 1 - против него. Постепенно задача усложняется, прокладываются углы, убирается проложенные по ветру следы.

Давность следа. Это еще один очень интересный момент, который требует отдельного внимания. Для первоначальных тренировок со щенком след должен быть свежим. Постепенно давность следа увеличивают до получаса. Спустя некоторое время срок давности его составляет уже час.

Для тех собак, у которых навык хождения по следу отработан идеально, можно протестировать на следе 12 - часовой давности.

Основные выводы

Какие выводы можно сделать?

    Собака должна работать только низким чутьем.

Во время охоты на копытных с гладкоствольным ружьем подранок может уйти довольно далеко, так что найти его будет невозможно. Даже смертельно раненные животные, бывает, скрываются от охотника и погибают не найденными. Если же ранение было не смертельно, то зверя и преследователя может разделять довольно большое расстояние. Обидно бывает потерять из-за этого трофей, тем более что подранок все равно не выживет. Он будет легкой добычей для хищников. Чтобы не допустить такой ситуации, для отыскания раненого зверя используются собаки, приученные идти по кровяному следу.

Отыскать зверя способны очень многие породы собак, но признанными чемпионами в работе по кровяному следу являются лайки, курцхаары, дратхаары и эстонские гончие.

Подготовку собак к такой работе ведут осенью, до выпадения снега, в чистом высокоствольном лесу. Для прокладки следа приготовляется смесь, состоящая из крови теленка или свиньи пополам с кровью того зверя, по которому проводят натаску. На то чтобы проложить кровяной след длиной 0,5 км, достаточно будет 0,5 л смеси. Кровь наносится на землю через каждые 0,5-2 м при помощи специальной капельницы или тампона. Во время прокладки следа следует идти сбоку, чтобы собака не приучалась искать по запаху человека.

Первые занятия проводятся по прямому следу длиной 100-150 м Расстояние между кровяными метками не должно превышать 1 м. Взяв собаку на поводок, натасчик подводит ее к началу следа, дает ознакомиться с ним и говорит «Ищи», после чего ведет дальше по следу. Команда на всем пути регулярно повторяется. Сразу же нужно приучить собаку идти не торопясь, с опущенной головой, не натягивая поводок.

Для этого водить ее по следу до закрепления этой привычки следует медленно. Сбившуюся со следа собаку возвращают на него, натягивая поводок в правильном направлении. Постепенно увеличивается как длина следа, так и расстояние между точками.

Освоившую поиск по прямому следу собаку пора приучать к работе по следу с поворотами. Сначала повороты эти прокладываются под небольшим углом, но по мере натаски след все более усложняется.

Если поиск по кровяному следу будет вестись на поводке, то на этом обучение собаки можно считать законченным. Однако чаще применяют другой способ - свободный. При этом способе поиска собака, нашедшая тушу убитого животного, должна сделать «доклад» - оповестить голосом своего хозяина или вернуться и привести его к туше.

Чтобы отработать «доклад» голосом, в конце следа выкладывается туша искомого зверя или его чучело. Можно также использовать свежеубитого зайца, провезя зверька волоком по земле, чтобы создать след, а затем положив тушку в его конце. Натасчик, когда собака привела его к этому месту, заставляет ее встать рядом и лаять. Отводится от туши собака только через 5-10 минут. Учить отдавать голос собаку, которую планируется использовать для работы по кровяному следу, следует еще во время общей дрессировки. Также заблаговременно следует отучить своего четвероногого помощника трепать убитого зверя. Это позволит как сократить время нахождения добычи, так и сохранить ее.


Методик обучения служебных собак розыскной службе существует много. Я расскажу, как обучал своих собак. Начинать обучать щенка можно уже с четырёхмесячного возраста. Как это сделать для дела или игры с детьми?

Выбирается не слишком открытая площадка. В парке – с деревьями и кустами, в городе – с растительностью, домами, гаражами. Чтобы было, где спрятаться. Обязательно нужен помощник – член семьи или кто-то ещё. Нужны небольшие кусочки любимого собакой лакомства или обычного корма.

На первом занятии помощник держит собаку на поводке, отвлекает её, чтобы она не видела, куда вы уходите. Вы же, потоптавшись немного на месте, прячетесь за ближайший угол или куст, положив по пути на землю пару кусочков лакомства. Помощник подаёт команду: «След», наклоняет голову собаки к месту, где вы потоптались, и подталкивает собаку вперёд. Может произнести и имя хозяина. Пройдя несколько метров, собака находит кусочки лакомства, а затем и обнаруживает вас. Её нужно похвалить и дать лакомства побольше. Можно повторить это упражнение ещё один-два раза, прячась в разных местах.

На следующих занятиях нужно увеличивать расстояния, делать повороты, уменьшать количество оставляемого по пути лакомства. Помощник должен знать ваш маршрут, чтобы помогать собаке, но не нужно заранее там ходить. Через пару занятий собака уже понимает, что от неё требуется. Затем прячется помощник, а вы с собакой его разыскиваете. Только лакомство в конце даёте и хвалите собаку сами.

Дальше задача усложняется. Нужны уже два помощника – лучше для начала члены семьи. Они уходят в разных направлениях. Вы даёте собаке понюхать вещь одного из них, произнеся команду «нюхай». Можете назвать и имя, если оно знакомо собаке. Собака уже научена ходить по следу, а здесь должна понять, по чьему нужно идти. Обычно она быстро понимает, что от неё требуется. В дальнейшем помощники уходят в одну сторону, сначала пересекая свои следы. Хотя оба запаха ей знакомы, собака должна помнить, кого именно она ищет. Если спутала – надо еще раз по пути дать понюхать вещь разыскиваемого.

Напоминаю, что места тренировок надо менять, чтобы там не было старых следов. Затем так же разыскиваете и чужого человека. И переходите в людные места, где много всяких следов – собака не должна терять нужного. Позднее увеличиваете время, прошедшее после прокладки следа. Заодно можете научить собаку выбирать из нескольких человек, стоящих перед собакой, одного, по его вещи.

Так постепенно, в игровой форме, за месяц-два можно обучить собаку. Причём не обязательно служебной породы. Вашим детям будет интересно играть с ней в прятки. А может быть, в какой-то ситуации это умение вашего питомца и пригодится в серьёзном деле.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: