Британская школа культурных исследований массовой коммуникации. Теория дискурса в британской школе культурных исследований. Культура и культурная деятельность

Лекция №7: «КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ

Кребер, Клакхон

Обзор определений культуры дали американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон (Kraeber A., Kluckhohn C. Culture. Critical Review of Concepts & Definitions. N.Y., 1964).

Авторы отмечают, что для современной американской мысли категория "культуры" столь же фундаментальна, как "эволюция" в биологии, и приводят 164 определения культуры. Эти определения они делят на ряд групп (описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические).

Минюшев Ф.И.

Ф.И.Минюшев: «культура – это ценностно-отобранный и символико-семантический организованный (структурированный) опыт множества людей, содействующий успешному решению общественных и личных проблем».

Достоинства данного определения – культура это позитивный опыт человечества (нет проблемы соотношений культуры и цивилизации, больше соответствует обыденному представлению).

Джон Фиске

Американский профессор Джон Фиске определяет культуру как «постоянный и неизменный процесс производства смыслов для и из социального опыта». John Fiske Television culture. 1987

Культура и культурная деятельность

Культура = культурное наследие + культурная деятель­ность.

Культурная деятельность = творчество (создание культурных ценностей) + массовая коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование(освоение) этих ценностей.

Массовая коммуникация – трансляция культурных ценностей (смыслов)

БРИТАНСКАЯ ШКОЛА КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Бирмингенский центр культурных исследований

Основан в 1964 году. Руководители: Ричард Хоггарт, Реймонд Уильямс и Стюарт Холл.

Британская школа в очень значительной степени подвержена идеям марксизма и вообще была тесно связана с левыми движениями, с анализом культуры рабочего класса и т.п. в противовес исследованиям культуры элитарной.



Книга Хогарта «Выгоды образованности» (1957) вместе с работой Р. Уильямса «Культура и Общество» (1958) явились основообразующими для культурных исследований.

История

В 50-х годах Ричард Хоггарт и Реймонд Уильямс заинтересовались влиянием развивающейся массовой культуры в послевоенной Британии, особенно ее влиянием на рабочий класс.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, Ричард Хоггарт создал небольшой аспирантский Центр Современных Культурных Исследований при Бирмингемском Университете.

После ухода Р. Хоггарта в конце 60-х Центр возглавил его коллега, Стюарт Холл. Работа С. Холла и аспирантов Университета, проведенная в 1970-х, завоевала большой авторитет. Она во многом и определяет то, что сегодня называется культурологической теорией.

Кино

Важное направление исследования современной культуры было посвящено изучению кино и телевидения. Анализ кино, приведенный в журнале «Скрин (Экран)» Британского Института Кино в 70-х годах, утверждал, что способ представления сюжета (методы монтажа, визуальный ряд и т.д.) контролирует и направляет зрителя.

Повествовательная манера кино неуловимо, но властно навязывает свою интерпретацию зрителю, который поставлен в такую ситуацию, что ему приходится воспринимать кино определенным образом.

Телевидение

Стюарт Холл и его студенты при работе над исследованием телевидения хотели создать более развернутый анализ устройства телевидения. Они утверждали, что телевидение пытается навязать зрителям предпочтительное толкование, но зрители имеют возможность от него отказаться и выработать свою собственную интерпретацию увиденного и услышанного.

Идеология

Ключевым понятием исследований о телевидении и кино была концепция идеологии . Термин заимствован из марксистских работ. Многое говорилось о значении термина «идеология, но суть можно свести к следующему. В нейтральном смысле, идеология - это последовательный набор общественных ценностей, убеждений и значений (к примеру, католицизм, социализм, вегетарианство). По К. Марксу доминирующая идеология - это важнейшее понятие, касающееся, в частности, ценностей, убеждений и интерпретаций господствующего (правящего) класса. В классическом марксизме анализ доминирующих ценностей проводился в терминах классовых отношений.

Кодирование/декодирование

Наиболее известной работой С.Холла является статья "Кодирование/декодирование", которая в значительной мере изменила методологические основания современной теории коммуникации и которая позволяет понять, как именно Холл предлагает анализировать сложные процессы репрезентации и интерпретации в масс-медиа, а также отношения автора и реципиента.

По его мнению, в реальности процессы коммуникации имеют петлеобразный характер. Производство сообщений, их циркуляция, потребление и затем воспроизводство образуют единый цикл. В связи с этим процессы кодирования и декодирования сообщения должны быть рассмотрены как единое целое, как взаимно друг друга детерминирующие фазы единого процесса.

Схема, предложенная Холлом, включает в себя следующие элементы: техническая инфраструктура - отношения производства - профессиональные навыки и знания - структуры значения № 1 - кодирование - программа как "осмысленный" дискурс - декодирование - структуры значения № 2 ... - .

КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТИВАЦИИ

Анненбергская школа

Бурное развитие электронной массовой коммуникации привело к большому количеству исследований, которые пытались объяснить влияние, прежде всего, телевидения (телевизионного насилия) на население (детей).

Гипотеза культивации была попытка объяснить воздействие телевидения на зрителей

Истоки ее заложили и группа исследователей Анненбергской школы коммуникаций из университета Пенсильвании (профессор Джордж Гербнер), которые проводили длительное и широкомасштабное исследование в течение 80-х годов, чтобы выяснить влияние телевидения на культурные установки и их формирование

Во-первых, что социальная теория должна базироваться на определенном наборе ценностей и являться основой для критики социальных институтов и социальных порядков в целом. Во-вторых, цель критической теории - направлять реформирование или преобразование социальных институтов или социальных порядков с тем, чтобы реализовать важные ценности. В-третьих, критическая теория часто сначала изучает конкретные социальные проблемы, выявляет источники этих проблем, а потом предлагает рекомендации по их решению. В-четвертых, сторонники критического подхода часто являются участниками общественных движений и пытаются с их помощью претворить свои теории в жизнь. Иногда критическая теория является программой общественного движения, ставящего своей целью конструктивные реформы общества, а иногда обобщает итоги его деятельности.

Критические теории часто анализируют конкретные социальные институты, проверяя, насколько полно достигнуты поставленные перед ними цели. Масс-медиа и продвигаемая ими массовая культу-Ра неспроста оказались в центре внимания ученых-критиков - их связали с целым рядом социальных проблем. Даже если масс-медиа не считаются источником конкретных проблем, их критикуют за то, что они препятствуют выявлению и решению этих проблем. В критических теориях медиа утвердилось мнение, что производство содержания находится в таких жестких рамках, что неизбежно укрепляет статус-кво и мешает попыткам медиа существенно реформировать общество. Журналисты оказываются в центре схватки.

Лидеры различных общественных движений требуют, чтобы их критические выступления против власти находили отражение в средствах массовой информации. Элиты же стремятся свести освещение подобных событий к минимуму или прибегают к «подтасовке фактов», чтобы представить свою позицию в выгодном свете. Согласно исследованиям, в таких материалах почти всегда общественное движение изображается в негативном свете, а элита в позитивном.

Ученых-критиков интересует, как влиятельные группы используют медиа для продвижения и закрепления определенных форм гегемонной культуры с целью сохранения своего доминирующего положения в общественной системе, систематически подавляют альтернативные формы культуры и как элиты насаждают гегемонную культуру.

По иронии судьбы, именно в 1970-1980-е годы, когда марксизм продемонстрировал свою несостоятельность в качестве практического руководства в политике и экономике в странах социалистического лагеря, популярность больших социальных теорий, основывающихся на марксистских идеях, в Европе возросла.

4.2.1. Неомарксистские теории

Согласно идеологии марксизма, медиа - это средства производства, соответствующие капиталистической промышленности в самом общем виде - с производительными силами и производственными отношениями. Будучи в монопольной собственности капиталистов, они организованы в национальном или международном масштабе, чтобы служить интересам своего класса за счет эксплуатации работников культуры (извлекая прибавочную стоимость) и потребителей (получая сверхприбыли). Они выполняют идеологическую работу по распространению идей и мировоззрений правящего класса, отвергая альтернативные точки зрения , которые могут привести к изменению или росту осознания рабочим классам своих интересов, и предотвращая формирование активной и организованной политической оппозиции. Из-за сложности этих предположений появилось несколько вариантов навеянного марксизмом анализа современных масс-медиа, среди ко­торых Маккуэйл выделяет политэкономическую теорию.

Несмотря на то что, на первый взгляд, все неомарксистские подходы кажутся взаимодополняющими, между их сторонниками идет острое соперничество. Они расходятся по важным теоретическим вопросам, а также пользуются разными методами исследований и опираются на различные академические дисциплины. Сосредоточившись на экономических институтах и сделав упор на идее, что экономическое господство ведет к культурному господству или способствует ему, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут испытывать воздействие культурных изменений. Кроме того, они не учитывали разнообразия популярных культур и способов осмысления людьми культурного содержания. Чтобы примириться, сторонникам разных направлений надо отказаться от ряда концепций и признать, что надстройка и базис - культура и индустрия медиа - могут влиять друг на друга.

Политэкономическая теория медиа - это старое название, которое снова вошло в научный обиход для описания такого подхода к изучению медиа, когда в центре внимания оказывается экономическая структура, а не идейное содержание. Во главу угла она ставит зависимость идеологии от экономической базы и направляет внимание исследователей на эмпирический анализ структуры собственности и деятельность рыночных сил в области масс-медиа. С этой точки зрения, институты медиа следует считать частью экономической системы, хотя и тесно связанной с политической системой. Преобладание знаний об обществе и для общества, создаваемых средствами массовой коммуникации, можно в значительной мере объяснить современной стоимостью различных видов содержания в условиях расширения рынка, происходящего вертикальной и горизонтальной интеграции, и фундаментальными интересами тех, кто владеет медиа и принимает решения.

Следствием этих тенденций считается уменьшение числа независимых СМИ, усиление концентрации медиа на более крупных Рынках, отказ от риска, игнорирование малочисленных и более бедных секторов потенциальной аудитории. Действие экономических сил носит не случайный характер, и, по мнению Грэхема Мэрдока и Питера Голдинга , они постоянно стремятся исключить: «те голоса, которые не обладают экономической силой или ресурсами... основополагающая логика стоимости действует систематически, консолидируя положение тех групп, которые уже утвердились на основных рынках средств массовой коммуникации и исключая те группы, у которых недостаточно капитала, чтобы успешно конкурировать. Таким образом, выжившие голоса в основном принадлежат тем, кто менее всего расположен критиковать превалирующее распределение богатства и власти. И, наоборот, те, кто мог бы бросить вызов подобной системе, лишены возможности обнародовать свое недовольство или оппозицию поскольку не распоряжаются ресурсами, необходимыми для эффективного общения с широкой аудиторией».

Хотя на первый взгляд обе школы неомарксизма кажутся взаимодополняющими, между ними идет острое соперничество. Они расходятся по важным теоретическим вопросам, а также пользуются разными методами исследований и опираются на разные ака­демические дисциплины. Сосредоточиваясь на экономических институтах и делая упор на идее, что экономическое господство ведет к культурному господству или ему способствует, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут испытывать воздействие культурных изменений. Кроме того, они не учитывали разнообразия популярных культур и способов осмысления людьми культурного содержания. Сторонникам обоих направлений надо отказаться от ряда своих концепций и признать, что надстройка и базис - культура и индустрия медиа могут влиять друг на друга.

Основное достоинство этого подхода Маккуэйл видит в том, что он позволяет выдвинуть проверяемые эмпирическим путем предположения относительно рыночных детерминантов, хотя последние настолько многочисленны и сложны, что эмпирическая проверка нелегка. Недостаток политэкономического подхода в том, что не так-то просто описать медиа, находящиеся под общественным контролем, в терминах свободного рынка. В соответствии с политэкономической теорией к массовой коммуникации надо подходить как к экономическому процессу, результатом которого является товар (содержание), хотя существует мнение, что на самом деле средства массовой коммуникации производят аудиторию в том смысле , что обеспечивают рекламодателей аудиторией и определенным образом формируют поведение людей.Марксизм, являющийся идеологической основой для критического анализа структуры и экономики медиа, однако не обладает монопольным правом на научный инструментарий, который так же широко используется во всех социальных дисциплинах. Сосредоточившись на экономических институтах и поставив во главу угла концепцию, что экономическое доминирование ведет к культурному господству или ему способствует, политэкономисты не сразу признали, что экономические институты могут, в свою очередь, испытывать воздействие культурных преобразований. Кроме того, они отрицали разнообразие форм культуры и способов осмысления людьми культурного содержания.

Теория гегемонии медиа (если использовать термин, предложенный Антонио Грамши) интересуется не столько экономическими и структурными детерминантами классово-окрашенной идеологии, сколько самой идеологией, формами ее выражения и механизмами выживания и процветания при явном согласии ее жертв (в основном рабочего класса) на то, чтобы она вторгалась в их сознание и формировала его. Отличие этого взгляда от классического марксистского и политэкономического подходов кроется в признании большей независимости идеологии от экономической основы.

Идеология в форме искаженной дефиниции реальности и картины классовых отношений или, словами Луи Альтюссера, «воображаемых отношений индивидов с реальными условиями их существования не является доминирующей в том смысле, что насильно навязывается правящими классами, она - всеобъемлющее и намеренное культурное влияние, служащее для интерпретации опыта реальности скрытым, но настойчивым способом.

Теоретические работы ряда марксистских мыслителей, в особенности Пулантцаса и Альтюссера, внесли вклад в разработку этого подхода, направив внимание на способы репродукции и лигитимизации капиталистических отношений в соответствии с более или менее добровольным согласием самого рабочего класса. Инструменты для проведения такой работы появились в основном благодаря успехам в семиологии и структурном анализе с их методами выделения скрытых смыслов и базовых структур значения Перенос внимания теоретиков с экономических причин выживания капитализма на идеологические поднял престиж средств массовой коммуникации среди других «идеологических государственных аппаратов» (выражение Альтюссера) и привел к расколу в марксистской теории.

4.2.2. Франкфуртская школа

Одной из первых выдающихся школ неомарксистского толка стала Франкфуртская школа, сложившаяся в 1930-е годы. Самыми видными представителями этого направления были директор Института социальных исследований Макс Хоркхаймер и авторы многочисленных теорий Теодор Адорно и Герберт Маркузе.

Их интересовал очевидный провал предсказанных Марксом революционных изменений в обществе и, пытаясь объяснить эту неудачу, они занялись анализом того, как надстройка, особенно в форме масс-медиа, может влиять на исторические процессы.

Монополистический капитал мог добиться этого только с помощью универсальной , коммерциализированной массовой культуры. Вся система массового производства товаров, услуг и идей в большей или меньшей степени способствовала распространению системы капитализма вместе с ее приверженностью техническому рационализму, консьюмеризму, краткосрочному удовлетворению и мифу «бесклассовости». Товар является главным идеологическим инструментом этого процесса. Франкфуртская школа утверждала, что и человек, и класс зависят от общепринятых дефиниций, образов и терминов. Маркузе назвал «одномерным» общество, созданное с помощью «индустрии культуры».

В отличие от большинства более поздних форм неомарксизма Франкфуртская школа сочетала критическую теорию с проблематикой культуры. Рассматривая проблемы культурологического функционирования массовой коммуникации, они сохраняли приверженность марксистскому постулату о важности исторического подхода к анализу факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе. Основная вина за идеологизацию экономического базиса в интересах господствующего класса была возложена на масс-медиа. Массовое производство культурных форм также сопряжено с автомизацией общества, когда ослабляются межличностные контакты, утрачиваются чувства социальной и моральной солидарности. Как утверждалось, стереотипные формы культуры даже могут изменить психологический тип личности.

Адорно, специализировавшийся в теории и социологии музыки и других видов искусств, показывал разрушительное воздействие медиа на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры, которые ведут к унификации индивидуальных особенностей. По его мнению, качество воспроизведения образцов высокой культуры средствами массовой информации настолько низко, что убивает в людях желание наслаждаться подлинниками. К примеру, грамзаписи, передаваемые по радио, не способны адекватно воспроизводить звучание «живого» симфонического оркестра, и репродукции шедевров искусства в популярных журналах или публикации литературных произведений мировой классики в сжатой, сериальной форме просто вредны. Если культурные суррогаты будут легкодоступными, то слишком много людей станут ими довольствоваться и откажутся поддерживать высшие формы культуры.

В своей философии Франкфуртская школа пыталась сочетать заимствованные у Маркса элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанализа по Фрейду. Ее критиковали за излишнюю элитарность и патернализм.

В определенных отношениях критика школы в адрес медиа совпадала с идеями теории массового общества. С их точки зрения, власть медиа направлена скорее на сохранение существующего порядка, нежели его изменению.

4.2.3. Британские культурные исследования

Работа, проведенная в Центре современных культурных исследований в Бирмингеме в 1970-е годы, сделала британскую школу Идущей в этой области. Британские культурные исследования объединяют марксистскую теорию с идеями и методами исследований, заимствованными из различных источников - в том числе литературной критики, лингвистики, антропологии и истории. Эта школа попыталась проследить доминирование элиты над культурой в историческом контексте, подвергнуть критике социальные последствия этого господства и показать, что под гнетом элиты д0 сих пор находятся определенные меньшинства и субкультуры. Особенно острой критике подвергались поддержка элитой высокой культуры и презрительное отношение к популярным, повседневным формам культуры, практикуемым меньшинствами.

С деятельностью этой школы наиболее тесно связано имя Стюарта Холла. Особенно сильно его влияние проявилось в ряде ис­следований масс-медиа, которые напрямую бросили вызов понятиям ограниченных эффектов и предложили новаторские альтернативы. По его мнению, масс-медиа лучше понимать как народный форум , на котором различные силы стремятся внушить людям собственные представления о социальной действительности и проводят демаркацию границ между разными социальными мирами. Выражаемая на этом форуме культура - это не простое отражение надстройки, а результат динамичного взаимодействия конфликтующих групп. У элит, однако, есть немало преимуществ в борьбе за формирование своей версии социальной реальности, поэтому противоборствующим группам приходится много работать.

Сторонники культурных исследований утверждают, что нельзя быть хорошим социальным теоретиком, если лично не способствовать проведению реформ. Они активно участвуют в самых разных общественных движениях - феминисток, молодежи, расовых и этнических меньшинств, фракции лейбористской партии Великобритании. Но это иногда мешает объективному анализу движения и его культуры. Как правило, теоретиков культурных исследований это мало волнует, ибо они отрицают объективность и даже ставят под сомнение ее необходимость в социальных исследованиях. Их цель - осуществлять те исследования, которые способствуют целям движения, вместо того чтобы служить традиционным целям науки.

В серии книг «Плохие новости» и «Больше плохих новостей» и др. Группа по изучению медиа при университете Глазго использовала ряд методов для изучения новостей о профсоюзах в Англии. Деятельность этой Группы служит примером глубокого долговременного исследования массовых коммуникаций, в котором широко использовались методы критических исследований. Контент-анализу подвергались в основном новости Би-би-си. Выводы оказались спорными, но убедительными.

Группа привела ряд доказательств в поддержку утверждения, что профсоюзы в новостях систематически освещались предвзято. Например, почти во всех информационных сюжетах о профсоюзах фигурировали забастовки, и в типичном телематериале менеджеры изображались более положительно в отличие от членов профсоюзов. Однако в адрес этого исследования были высказаны два важных замечания: 1) для контент-анализа использовались только те сообщения, которые не соответствовали их критериям; 2) не было попыток узнать, интерпретируют ли зрители эти сообщения так же, как Группа. Другими словами, Группа даже не посчитала нужным определить степень оппозиционного декодирования.

4.3. Анализ новостей

Хотя вопрос «что такое новости?» сами журналисты считают явно метафизическим и трудным для ответа, если только не прибегать к интуиции, «чутью» и внутреннему убеждению, определенный положительный результат дают попытки ответить на него путем анализа медиа. «Отцами-основателями» социологии новостей были профессиональные журналисты, которые, пытаясь выяснить природу новостей, использовали свой опыт. Уолтер Липпман сосредоточился на процессе сбора новостей, под которым он подразумевал поиски «объективного четкого сигнала, означающего событие», следовательно, «новости - это не зеркало общества, а информация о каком-нибудь его аспекте , который выдвинулся на передний план»1. Таким образом, аудитории предлагается что-то заметное (и достойное внимания) в форме стандартного информационного сообщения. Именно по этой причине средства Массовой информации поддерживают тесные контакты с правоохранительными органами, судами, больницами, где могут появиться первые признаки события.

Расширение диапазона коммуникационных исследований в конце прошлого века ярко проявилось в росте научного интереса к содержанию масс-медиа. Единицей контент-анализа стал жанр потеснивший привычные отдельно взятые заголовки, побудительные призывы и акты насилия. Жанр рассматривается как своего рода «контракт», когда «режиссеры», «актеры» и «публика» негласно договариваются о производстве и потреблении культурных товаров, В центре внимания исследователей оказываются институты и организации - от индустрии грамзаписи до Би-би-си, участвующие в реализации подобных «соглашений».

Термин «жанр» в обиходе просто означает вид или тип какого-нибудь объекта. В XIX в. он служил для обозначения определенных видов реалистической живописи, но в литературной критике и киноведении этот термин обычно используется в значении любой узнаваемой категории или типа культурного товара. В теории кино он отличается особой неоднозначностью, ибо собственный взгляд творца на свое произведение и причисление его к тому или иному жанру зачастую не совпадают. Что касается большей части содержания масс-медиа, концепция жанра не вызывает особых споров, поскольку, как правило, не связана с вопросом художественного авторства и этот термин играет роль подсказки для аудитории.

Ни одно из предложенных определений жанра в журналистике нельзя считать исчерпывающим. Это могут быть «устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками». Или любая категория содержания, обладающая своеобразием, которое в относительно равной степени признают его производители (медиа) и потребители (аудитория). Это своеобразие (или дефиниция) зависит от цели (например, информировать, развлекать и т.п.), формы (продолжительности, темпа, структуры, языка и т.д.) и смысла (опоры на реальные факты) произведения.

Жанры, как правило, устоялись во времени и обладают узнаваемыми чертами- Они сохраняют культурные формы, которые, однако, тоже могут меняться и развиваться в рамках исходного жанра. Каждый жанр имеет стандартную структуру повествования или пос­ледовательность действий, базируется на предсказуемом ассортименте образов и включает несколько вариантов основных тем.

В тележурналистике жанр помогает найти форму, он включает в себя весь спектр художественных приемов, различных сочетаний способов изображения, художественного и музыкального оформления, способствующих наиболее эффективному раскрытию темы. Жанр является тем конкретным средством, которое помогает всем масс-медиа наладить непрерывное и эффективное производство и соотнести свою продукцию с ожиданиями его потребителей. Поскольку он (жанр) к тому же является практическим средством, позволяющим отдельному пользователю медиа планировать свой выбор, его можно считать механизмом упорядочения отношений между двумя основными участниками массовой коммуникации.

Эта точка зрения подтверждается весомыми доказательствами, полученными в результате изучения показа терроризма на британском телевидении в новостях, документальных фильмах, общественно-политических программах и драматических сериалах. Анализ строится вокруг двух концептуальных оппозиций: «открытое» изображение в противовес «закрытому» и «плотное» в противовес «свободному». Открытое изображение оставляет место для нескольких взглядов на проблему (в их случае - на терроризм), включая альтернативные или оппозиционные точки зрения. В закрытом изображении содержится только официальное, доминирующее или консенсуальное мнение ; чем «плотнее» фабула, тем больше зритель склоняется к выводу, выбранному автором, редактором или ведущим программы. Оба параметра взаимосвязаны, но могут действовать самостоятельно, и оба применимы как к реальности, так и к вымыслу. Таким образом, теленовости бывают как «закрытыми», так и «плотными», тогда как документалистика и художественные передачи более разнообразны. Однако, чем больше аудитория, скажем, у вымышленных сцен терроризма, тем «закрытее» и «плотнее» они могут показаться, сливаясь, таким образом, с «официальной» версией реальности, представляемой в новостях.

Теория жанров, как и практика, постоянно развивается, видоизменяется и усложняется. Определенный тип логики, ассоциируемый с одним средством коммуникации, проникает в другое. В ходе живого взаимодействия и модификации жанров различных масс-медиа ломаются междужанровые границы, рождаются новые жанры со своими особенностями4. Например, есть основания полагать, что телеразвлечения (и реклама) оказывают большое влияние на манеру подачи новостей и структуру информационных выпусков в целом.

Теория массовой коммуникации «КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Лекция 8 Коломиец Виктор Петрович доктор социологических наук, профессор

Литература Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. М. , 2010. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. – М. , 2000 Брайант Дж. , Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М. , СПб, Киев 2004.

Содержание 1. Массовая коммуникация и культура 2. Британская школа культурных исследований массовой коммуникации 3. Концепция культивации

Кребер, Клакхон Обзор определений культуры дали американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон (Kraeber A. , Kluckhohn C. Culture. Critical Review of Concepts & Definitions. N. Y. , 1964). Авторы отмечают, что для современной американской мысли категория "культуры" столь же фундаментальна, как "эволюция" в биологии, и приводят 164 определения культуры. Эти определения они делят на ряд групп (описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические).

Минюшев Ф. И. Минюшев: «культура – это ценностно отобранный и символико семантический организованный (структурированный) опыт множества людей, содействующий успешному решению общественных и личных проблем» . Достоинства данного определения – культура это позитивный опыт человечества (нет проблемы соотношений культуры и цивилизации, больше соответствует обыденному представлению). Недостаток – аксеологически окрашенная категория (культура все то, что позитивно, полезно для человека как родового существа).

Джон Фиске Американский профессор Джон Фиске определяет культуру как «постоянный и неизменный процесс производства смыслов для и из социального опыта» . John Fiske Television culture. 1987

Культура и культурная деятельность Культура = культурное наследие + культурная деятель ность. Культурная деятельность = творчество (создание культурных ценностей) + массовая коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Массовая коммуникация – трансляция культурных ценностей (смыслов)

Бирмингенский центр культурных исследований Основан в 1964 году. Руководители: Ричард Хоггарт, Реймонд Уильямс и Стюарт Холл. Британская школа в очень значительной степени подвержена идеям марксизма и вообще была тесно связана с левыми движениями, с анализом культуры рабочего класса и т. п. в противовес исследованиям культуры элитарной. Книга Хогарта «Выгоды образованности» (1957) вместе с работой Р. Уильямса «Культура и Общество» (1958) явились основообразующими для культурных исследований.

История В 50 х годах Ричард Хоггарт и Реймонд Уильямс заинтересовались влиянием развивающейся массовой культуры в послевоенной Британии, особенно ее влиянием на рабочий класс. Чтобы ответить на поставленные вопросы, Ричард Хоггарт создал небольшой аспирантский Центр Современных Культурных Исследований при Бирмингемском Университете. После ухода Р. Хоггарта в конце 60 х Центр возглавил его коллега, Стюарт Холл. Работа С. Холла и аспирантов Университета, проведенная в 1970 х, завоевала большой авторитет. Она во многом и определяет то, что сегодня называется культурологической теорией.

Кино Важное направление исследования современной культуры было посвящено изучению кино и телевидения. Анализ кино, приведенный в журнале «Скрин (Экран)» Британского Института Кино в 70 х годах, утверждал, что способ представления сюжета (методы монтажа, визуальный ряд и т. д.) контролирует и направляет зрителя. Повествовательная манера кино неуловимо, но властно навязывает свою интерпретацию зрителю, который поставлен в такую ситуацию, что ему приходится воспринимать кино определенным образом.

Телевидение Стюарт Холл и его студенты при работе над исследованием телевидения хотели создать более развернутый анализ устройства телевидения. Они утверждали, что телевидение пытается навязать зрителям предпочтительное толкование, но зрители имеют возможность от него отказаться и выработать свою собственную интерпретацию увиденного и услышанного. 14

Идеология Ключевым понятием исследований о телевидении и кино была концепция идеологии. Термин заимствован из марксистских работ. Многое говорилось о значении термина «идеология, но суть можно свести к следующему. В нейтральном смысле, идеология это последовательный набор общественных ценностей, убеждений и значений (к примеру, католицизм, социализм, вегетарианство). По К. Марксу доминирующая идеология это важнейшее понятие, касающееся, в частности, ценностей, убеждений и интерпретаций господствующего (правящего) класса. В классическом марксизме анализ доминирующих ценностей проводился в терминах классовых отношений. 15

Кодирование/декодирование Наиболее известной работой С. Холла является статья "Кодирование/декодирование", которая в значительной мере изменила методологические основания современной теории коммуникации и которая позволяет понять, как именно Холл предлагает анализировать сложные процессы репрезентации и интерпретации в масс медиа, а также отношения автора и реципиента. По его мнению, в реальности процессы коммуникации имеют петлеобразный характер. Производство сообщений, их циркуляция, потребление и затем воспроизводство образуют единый цикл. В связи с этим процессы кодирования и декодирования сообщения должны быть рассмотрены как единое целое, как взаимно друга детерминирующие фазы единого процесса. Схема, предложенная Холлом, включает в себя следующие элементы: техническая инфраструктура отношения производства профессиональные навыки и знания структуры значения № 1 кодирование программа как "осмысленный" дискурс декодирование структуры значения № 2. . . .

Анненбергская школа Бурное развитие электронной массовой коммуникации привело к большому количеству исследований, которые пытались объяснить влияние, прежде всего, телевидения (телевизионного насилия) на население (детей). Гипотеза культивации была попытка объяснить воздействие телевидения на зрителей Истоки ее заложили и группа исследователей Анненбергской школы коммуникаций из университета Пенсильвании (профессор Джордж Гербнер), которые проводили длительное и широкомасштабное исследование в течение 80 х годов, чтобы выяснить влияние телевидения на культурные установки и их формирование

Проект культурных индикаторов Начат в 1967 году по инициативе Джорджа Гербнера первое исследование проводилось для американской Национальной комиссии по расследованию причин насилия и его предотвращения Введен «коэффициент враждебности мира» , используемый для изучения восприятия насилия и агрессивности телезрителями. Проводится ежегодный контент анализ телевизионного насилия. Особое внимание уделяется содержанию телепрограмм, транслируемых в лучшее эфирное время в будни и выходные дни. Исследуется эффект культивации, вызванный сформированными телевидением образами семьи, гендерными и возрастными стереотипами

Культивация Согласно Гербнеру, телевидение несет ответственность за большинство «культивационных» и «аккультурационных» процессов, в рамках которых люди систематически подвергаются селективному взгляду общества на большинство событий жизни, взгляду, который имеет склонность формировать их ценности и веру определенным образом. Чем больше времени зритель проводит перед телевизором, тем более его восприятие мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране.

Институциализация, сообщение Анализ процесса институциализации подразумевает изучение процессов производства, управления и распространения медиаинформации Анализ системы сообщений состоит в изучении представленных на телевидении медиаобразов, например, гендерных образов, образов меньшинств, образов отдельных профессий и т. д.

Ключевые понятия Телевидение как величайший рассказчик – оптовый поставщик образов Мейнстриминг (господствующая тенденция) Резонанс Взаимодействие Комплексные психологические процессы

Мэйнстриминг Более вероятно, что тот, кто мало смотрит телевизор, имеет мнения по различным вопросам, расходящиеся с общепринятыми, а тот, кто смотрит телевизор много, в большей степени склонен к конформизму. Для тех, кто смотрит телевизор много, он подавляет своей монопольной властью все другие источники информации, идей и мысли. общепризнанной, телевидению. если она прозвучала по

Технология реализации мэйнстриминга Телевидение затушевывает традиционные социальные различия; Оно склоняет и вовлекает различные группы, ранее отклонявшиеся от основного течения, в мэйнстрим; Оно направляет приведенную к единому основанию социальную массу в сторону господствующих, центральных интересов в области экономики, политики и власти

Резонанс имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают искаженный образ действительности, представленной на экране. Когда непосредственный опыт телезрителя соответствует получаемой им информации, ее содействие усиливается – она резонирует, способствует эффекту культивации.

Взаимодействие Между телевидением и зрителями осуществляется динамическое взаимодействие. Некоторые зрители более подвержены культивационному воздействию, что объясняется определенными личностными характеристиками, особенностями социальной среды, культурными традициями и т. д.

Культурное воздействие медиа Последние исследования масс медиа и социальных изменений также признают сильное культурное воздействие медиа. В них утверждается: полное проникновение электронных медиа в повседневность человека фундаментально изменило социальный опыт, размыло границы между социальными пространствами, типичными в прошлые времена. Человеческий опыт был сегментирован ролью и социальной ситуацией и резко разделен между частной (за кулисами) и общественной (на сцене) сферами. Сегментация происходила по возрасту, полу и социальному статусу, и «стены» между разными зонами опыта стали высокими. Телевидение появилось и продемонстрировало опыт в шоу без каких либо ограничений. Пропали многие секреты – о сексе, смерти, власти.

Так называемые критические исследования средств массовой коммуникации предполагают, во-первых, что социальная теория должна базироваться на определенном наборе ценностей и являться основой для критики социальных институтов и социальных порядков. Во-вторых, цель критической теории - направлять реформирование или преобразование социальных институтов на реализацию важных ценностей. В-третьих, критическая теория часто сначала изучает конкретные социальные проблемы, выявляет источники этих проблем, а потом предлагает рекомендации по их решению. В-четвертых, сторонники критического подхода часто являются участниками общественных движений и пытаются с их помощью претворить свои теории в жизнь.

Иногда критическая теория даже может стать программой общественного движения. Часто анализирует конкретные социальные институты. В частности, ученых-критиков интересует как влиятельные группы используют медиа для продвижение и закрепления определенных форм гегемонной культуры.

Неомарксистские теории: Согласно идеологии марксизма, медиа - это средства производства, соответствующие капиталистической промышленности, с производительными силами и производственными отношениями. Они выполняют идеологическую функцию и предотвращают формирование оппозиции в рабочем классе. К неомарксистским теориям относятся:

1. Политэкономическая теория медиа: В центре внимания экономическая структура, а не идейное содержание. Во главу угла ставится зависимость идеологии от экономической базы. Институт медиа – часть экономической системы, тесно связанной с политической. Как следствие – уменьшение числа независимых СМТ, отказ от риска, игнорирование малочисленных и бедных секторов потенциальной аудитории.

К массовой коммуникации надо подходить как к экономическому процессу, результатом которого является товар (содержание). Достоинство подхода в том, что он позволяет выдвинуть предположения, которые можно проверить эмпирическим путем. Недостаток в том, что не так-то просто описать медиа, находящиеся под общественным контролем, в терминах свободного рынка.

2. Теория гегемонии медиа: Термин предложен Антонио Грамши. В отличие от первой теории интересуется самой идеологией, формами ее выражения и механизмами выживания. Теория признает бОльшую независимость идеологии от экономической среды.

В данном случае идеологи предстает в форме искаженной дефиниции реальности. Она не является доминирующие, но при этом навязывается правящим классом. Она - всеобъемлющее культурное влияние.

Франкфрутская школа: Одна из первых выдающихся школ неомарксистского толка. Представители: Макс Хорхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе. Их интересовал очевидный провал предсказанных Марксом революционных изменений в обществе. Попытавшись объяснить эту неудачу, они занялись анализом того, как надстройка в форме масс-медиа, может влиять на исторические процессы.

Франкфуртская школа утверждала, что и человек, и класс зависят от общепринятых дефиниций, образов и терминов. Маркузе назвал «одномерным» общество, созданное с помощью «индустрии культуры». Школа сочетала критическую теорию с проблематикой культуры. Они сохраняли исторический подход к анализу факторов.

Адорно показывал разрушительное воздействие на медиа личность посредством распространения стереотипов массовой культуры. По его мнению, качество образцов высокой культуры настолько низко, что убивает в людях желание наслаждаться подлинниками (грамзаписи по радио, которые не передают «живой» звук). В своей философии Франкфуртская школа пытается сочетать элементы марксисткского критического подхода с идеями гегелевской диалектики и психоанализа по Фрейду.

Британские исследования: Британские культурные исследования (1970) объединяют марксистскую теорию, литературную критику, антропологию, историю и лингвистику. Эта школа попыталась проследить доминирование элиты над культурой в историческом контексте, подвергнуть это критике.

С деятельностью этой школы наиболее тесно связано имя Стюарта Холла. По его мнению, масс-медиа лучше понимать как народный форум, на котором различные силы стремятся внушить людям собственные представления о социальной действительности.

Культура на этом форуме – это результат взаимодействия конфликтующих групп. Сторонники этих исследований утверждают, что нельзя быть хорошим социальным теоретиком, если лично не способствовать проведению реформ. Они активно участвуют в общественных движениях.

В серии книг «Плохие новости» и «Больше плохих новостей» и др. Группа по изучению медиа при университете Глазго использовала ряд методов для изучения новостей о профсоюзах в Англии. Группа привела ряд доказательств в поддержку утверждения, что профсоюзы в новостях систематически освещались предвзято. (изображении забастовок, и прочее).

Предыдущие материалы:
  • Структурно-функциональный подход в изучении СМИ. Теория «среднего уровня» и «парадигма социального анализа» Роберта Мертона. Попытки систематизации функций СМИ (Лассуэлл, Маккуэйл).


Е. Ф. Черемушкина


«Культурные исследования» (Cultural Studies, или сокращенно CS) – одно из основных направлений в современных исследованиях культуры как в англоязычном мире, так и за его пределами. Как утверждает белорусская исследовательница А. Усманова, сегодня они «превратились в огромную культурно–исследовательскую индустрию по воспроизводству живой … силы, охватившей своим влиянием практически все англо–саксонские университеты (от Южной Африки до Канады), а также весь остальной мир (каким–то непостижимым образом идеями CS смогли проникнуться и венесуэльцы, и японцы, и даже, например, свазилендцы...), и созданию прибавочной стоимости в виде монолитно однообразных томов по мультикультурализму, субкультурам, гендерной и этнической идентичности, глобализации, консьюмеризму, культурной политике и т. п.» .

Важный центр CS – университет Бирмингема. Одним из основателей Бирмингемского центра «Культурных исследований», его директором был Ричард Хогарт. Как теоретик CS он получил известность в связи с изданием в 1957 г. книги «Выгоды образованности» (The Uses of Literacy) – результата детального изучения культуры рабочего класса, обычных людей, живущих своей жизнью и создающих свою собственную историю.

Приводя множество примеров общинного и индивидуального развлечения, Хогарт демонстрирует интерес рабочего класса к популярной культуре, которая вскоре станет одной из важнейших тем в проекте CS. Об этом пишет современная британская исследовательница М. Шиак: «…Именно вопросы повседневной жизни семьи, политического противостояния в среде рабочего класса и специфического классового времяпровождения, впервые ставшие предметом исследования у Хогарта, вскоре станут доминирующими в исследованиях культуры народа» . Исследуя культуру английского рабочего класса с 1930–х до 1950–х гг., Хогарт делает литературно–критический разбор публикаций популярной прессы, анализирует дебаты о культурной ценности средств массовой коммуникации и новых форм популярной культуры, опираясь на собственный опыт (он сирота из рабочих кварталов английского города Лидс).

Для Хогарта культура рабочего класса 1930–х гг. – «богатая полная жизнь», отмеченная глубоким чувством общинности. Это культура, созданная людьми и для людей. Ученый полагал, что необходимо сохранение и дальнейшее развитие старой высокой культуры и культуры его юности, поскольку и та и другая далеки от современной коммерческой популярной культуры и потому находятся под угрозой исчезновения. Хогарт разделял мнение своих соратников, что вместе с исчезновением этой культуры существовала и угроза исчезновения традиционного образа жизни британского рабочего класса.

В первой части, основанной на воспоминаниях собственного взросления, Хогарт дает детальный отчет о культуре рабочего класса 1930–х гг., основанный на воспоминаниях детства, описывает жизнь рабочего класса с живыми ностальгическими подробностями и частностями. Опираясь на социологические и литературные исследования, Хогарт соединяет детальное описание поведения, жилья и одежды с оценкой моральных и социальных ценностей, которые они воплощают.

Как отмечает британский исследователь К. Баркер, «для тех, кто был воспитан на коммерческой культуре и поп–музыке, взгляд Хогарта на культуру рабочего класса носит оттенок ностальгии к потерянной подлинной культуре, вышедшей из народа» . Сам Хогарт признавался, что в то время, пока писалась книга, «ностальгия заранее приукрашивала материал», хотя он делал все, что мог, чтобы удалить это влияние.

Вторая часть книги, «Уступая место новому», посвящена традиционной культуре рабочего класса, находящейся под угрозой наступления новых форм массовых развлечений 1950–х гг. Хогарт критикует популярную журналистику, реально оценивая качество «желтых» журналов и романов, построенных на сексе и насилии. Он приходит к заключению, что старая культура народа осаждается новой массовой культурой, которая во многом гораздо опаснее, чем прежняя, зачастую грубая культура.

Нельзя не согласиться с современным британским ученым Д. Стори, в том, что Хогарт нападает не на «моральный спад самого рабочего класса, но на упадок моральной серьезности культуры, предоставляемой рабочему классу» . Хогарт неоднократно подтверждает свою уверенность в способности рабочего класса сопротивляться многочисленным манипуляциям массовой культуры.

Многие исследователи подчеркивают, что этнографические исследования Хогарта, выразившиеся в «непосредственном наблюдении», дали большой объем информации многим исследованиям, произведенным впоследствии Бирмингемским центром. Популярная культура 1950–х гг., описанная Хогартом, не предлагает возможностей «полной богатой жизни» – слишком все пошло и безвкусно. Это атака, перед которой особенно уязвимы молодые. Эти «варвары в стране чудес» требуют все больше, и получают больше, чем могли ожидать их родители, бабушки и дедушки. Но такой бессмысленный гедонизм, имеющий столь тонкую и пресную подпитку, ведет только к пресыщению. Привычка «хорошо проводить время» может настолько укорениться, что человек начинает отвергать почти все другие занятия, но тогда приятное времяпровождение становится в значительной степени рутиной. «Самый сильный аргумент против современных массовых развлечений – не то, что они прививают дурной вкус (а это происходит постоянно и неуклонно), они будоражат человека, затем обедняют его, и, наконец, убивают…. Они убивают его в зачатке, но так незаметно и убедительно для своей аудитории, что та становится практически неспособной посмотреть и сказать: «А ведь фактически этот пирог сделан из опилок» .

В движении по этому пути, согласно Хогарту, можно наблюдать и признаки сопротивления. Например, хотя массовая культура может производить популярные песни низкого качества, люди не должны петь или слушать эти песни, многие так и поступают, те же, кто слушает, часто делают песни лучше, чем они есть на самом деле, интерпретируя их по–своему. Так что, даже в этих условиях, воздействие на них оказывается меньше, чем предполагает рейтинг. Это вновь напоминает нам о том, что предмет критики Хогарта – главным образом производители популярной культуры, но не ее потребители.

Хогарт предсказывает возникновение общества, в котором большая часть населения приведена в состояние покорно воспринимающей пассивной массы. Глаза людей приклеены к телевизорам, фотографиям красоток и киноэкранам. Но исследователь не отчаивается от нашествия массовой культуры. Он знает, например, что рабочий класс живет не столь бедно как показывает простое исследование. Старая общинная и самодеятельная популярная культура все еще остается в манере речи, стилях пения, в существовании рабочих клубов, духовых оркестров, в старомодных журналах, групповых играх, таких как дартс или домино. Кроме того, он доверяет их значительным моральным ресурсам, которые помогают им приспосабливать к своим собственным целям продукцию и методы культурной промышленности. Таким образом, рабочий класс и его культура поддаются влиянию в гораздо меньшей степени, чем это могло быть. Главный вопрос состоит в том, как долго сохранится этот запас морального капитала и будет ли он воспроизводиться. При всем своем оптимизме Хогарт предупреждает, что эта форма демократического потакания своим слабостям может обостриться перед лицом все более и более опасного давления массовой культуры.

Многие исследователей единодушны в том, что книга Хогарта вместе с работой Р. Уильямса «Культура и Общество» (1958) явились основообразующими для CS. Появившиеся несколькими годами позже «Долгая Революция» Уильямса (1961) и «Возникновение английского рабочего класса» Э. П. Томпсона (1968) также оказали существенное влияние на направление CS. Эти тексты объединял интерес к тяжелому положению рабочего класса, к пересмотру традиционных элитарных понятий образования и к определению «обычная культура», которое, по определению Д. Стори, явилось достаточно экспансивным, чтобы включить популярную или массовую культуру. Данные работы обозначили целый этап в становлении «Культурных исследований».


Литература

1. Усманова, А. От локального к глобальному: политика «культурных исследований» / А. Усманова. Цит. по: http://topos.ehu–ternational.org/zine/2000/3/burmingham.htm

2. Shiach, М. Feminism and Popular Culture / M. Shiach // Feminism and Popular Culture (a reader). L., 1998. P. 335.

3. Hoggart, R. The Uses of Literacy / R. Hoggart. Harmondsworth, 1990. P. 25.

4. Barker, C. Cultural Studies. Theory and Practice. / C. Barker. L., 2000. P. 38.

5. Storey, J. An Introductory Guide to Cultural theory and Popular Culture / J. Storey. Athens, 1993. P. 45.

6. Hoggart, R. The Uses of Literacy / R. Hoggart. Harmondsworth, 1990. Р. 196.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: