Составить предложение содержащее информацию о типах мышления. Виды знаний. «Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки

За www.ctege.info

дания С5 по обществознанию

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество.

Может быть приведено иное, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:

− «Ведущейформой политического режима в современном мире является демократия»; − «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое лидерство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информациюwww о политическом.ctege лидерстве.info .

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Политическое лидерство - постоянное влияние со стороны определенного лица на общество, организацию или группу в области политических отношений»

2) два предложения с информацией о политическом лидерстве, допустим:

- «Деятельность И.В. Сталина - яркий пример политического лидерства»;

- «Политическое лидерство, как правило, имеет многоролевой характер».

Могут быть составленылюбые другие предложения, содержащие верную информацию о политическом лидерстве.

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

Пояснение.

1) смысл понятия , например: «Научные знания - это знания, установленные и проверенные с

помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний»;

2) два предложения , содержащие информацию о пнаучном знании, например:

- «Научные знания наряду с твердо установленным знанием включают и гипотезы»;

- «Одним из методов выявления научных знаний является эксперимент».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о научных знаниях.

4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический радикализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом радикализме.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Смысл понятия, например:

– принцип, согласно которому партии и движения готовы применять любые средства, включая крайние, насильственные, для достижения своих целей в политической области.

2) Два предложения с информацией о политическом радикализме, опирающейся на знания курса, например:

«Политический радикализм www может иметь.ctege разные оттенки, начиная.info от левого, коммунистического толка, до крайне правого, фашистского, националистического».

«Опасность политического радикализма возрастает в сложные, кризисные для государства времена, на фоне ухудшения положения широких слоев населения».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом радикализме.

5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

Пояснение.

В ответе могут быть названы следующие признаки:

- строгое отделение законодательной власти от исполнительной;

- исключается совмещение правительственной должности и места депутата парламента;

- президент избирается на выборах, отдельных от парламентских;

- исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

6. Какой смысл ученые вкладывают в понятие «издержки»? Привлекая знания курса, составьте два предложения, содержащие информацию об издержках.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например:

- издержки фирмы - денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции; 2) два предложения с информацией об издержках, опирающейся на знания курса, например:

- «Переменными издержками могут быть плата за сырье и материалы, зарплата рабочих, плата за электроэнергию, транспортные расходы»;

- «Прибыль фирмы зависит от соотношения выручки от реализации продукции и издержек».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об издержках.

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «учредительный договор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об учредительном договоре.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: «Учредительный договор - документ о соглашении двух иболее сторон, который закрепляет юридический статус создаваемого предприятия (организации), фиксирует уставной капитал, устанавливает порядок распределения расходов, права и обязанности сторон»;

2) два предложения с информацией о политической культуре:

- «Учредительный договор может быть подписан как юридическими, так и физическими лицами»;

- «Учредительный договор необходим при создании разных видов товариществ, хозяйственных обществ».

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической культуре.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Политическая культура - один из элементов политической системы»;

2) два предложения с информацией о политической культуре:

- «Можно говорить о политической культуре общества и политической культуре отдельного человека»;

- «В политической культуре человека четко отражается его мировоззрение».

Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».

2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности »;

- «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».

Могут быть составленыwww любые другие предложения.ctege , содержащие.info верную информацию о социальной роли.

10. Назовите любые четыре глобальные проблемы современности.

Пояснение.

Могут быть названы глобальные проблемы современности, например:

- угроза экологического кризиса;

- угроза международного терроризма;

- проблема войны и мира;

- проблема «Север - Юг»;

- демографическая проблема;

- проблема охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании.

11. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Пояснение.

В ответе приводятся следующие положения:

- ограниченность пахотной земли;

- исчерпаемость полезных ископаемых;

- ограниченность трудовых ресурсов.

12. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

Пояснение.

В ответе могут быть названы следующие институты:

Семья;

- школа (образование);

- средства массовой информации;

- трудовой коллектив.

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знанияwww обществоведческого.ctege курса, составьте.info два предложения,

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «социальная группа - это совокупность людей, имеющих какойлибо общий значимый социальный признак»; Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о социальных группах, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимодействия, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, характеру, возрасту и полу».

- «В группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность».

Могут быть составлены иные предложения, содержащие верную информацию о социальных группах в обществе.

14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о гражданстве.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей;

2) два предложения с информацией о гражданстве, опирающейся на знания курса, например:

- «Гражданство может быть получено человеком от рождения или в порядке принятия гражданства».

- «Гражданство обеспечивает правоспособность человека». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о гражданстве

15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «случаи несостоятельности рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несостоятельности рынка.

Пояснение.

Правильный ответ долженwww содержать следующие.ctege элементы: .info

1) смысл понятия, например: «Случаи (факты) несостоятельности рынка - ситуации, в которых рыночные механизмы регулирования оказываются недостаточными и, без вмешательства государства, их разрешить становиться невозможно»; Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о несостоятельности рынка, опирающейся на знания курса, например:

- «К случаям несостоятельности рынка в современной экономике можно отнести преодоление негативных внешних эффектов от хозяйственной деятельности».

- «Несостоятельность рынка может найти своей проявление в развитии и финансировании фундаментальной науки, осуществлении крупных инфраструктурных проектов».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о несостоятельности рынка.

16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном контроле.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) два предложения с информацией о социальном контроле, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальный контроль направлен на обеспечения выполнения социальных норм членами общества». .

- «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном познании.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия , например: «Социальное познание – научное познание, нацеленное на изучение закономерностей развития общества целом, сообществ и объединений людей, деятельности человека».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о социальном познании, опирающейся на знания курса, например:

– «Спецификой социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым

объектом».

– «В социальном познанииwww метод эксперимента.ctege менее распространен.info в отличие от познания естественнонаучного».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальном познании.

18. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о науке.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) Смысл понятия , например: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:

«В понятие науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью».

«Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащиеверную информацию о науке.

19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)смысл понятия, например: «Общественный прогресс - это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному)»; Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2)два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:

- «Улучшение материальных условий жизни и увеличение ее продолжи-тельности многие считают главным критерием общественного прогресса»;

- «Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса уровень гуманизации общества, положение в нем лич¬ности».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.

20. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественная формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два

предложения, содержащие информацию об общественной формации.

Пояснение. www.ctege.info

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)смысл понятия, например: «Общественная формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма существования общества»; Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2)два предложения с информацией об общественной формации, опирающейся на знания курса, например:

- «Общественная формация может пониматься как структура общества, присущая дан¬ной стадии его развития»;

- «Первичным для общества и общественной формации является понимание производ¬ственных отношений, отношений собственности».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественной формации.

Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта .
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод , который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

Даем определение:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

По теме «Познание»

Задание 25

1, Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях истины, и одно предложение, раскрывающее основные виды истины

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о способах и методах научного познания, и одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания..

Задание 26

Задание 27

3. Ваш друг прочитал статью, посвященную. Изучению одного из природных Явлений, и рассказал вам о выводах автора. Вам нужно убедиться, что эта статья - результат научного изучения данного явления. Сформулируйте три вопроса, ответы на которые убедят вас в обоснованности того или иного суждения относительно характера знания, изложенного в статье.

4. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив - т обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля. Какие методы научного познания применил Магеллпн? Укажите три метода.

1-я группа

2-я группа

8. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой флормы познания.

Задание 28

Примерные ответы.

Задание 25

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.

Ответ:

1) Познание – деятельность, направленная на получение новых знаний.

2) Принято выделять три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

3) Особенностью обыденного познания является его опора на опыт повседневной жизни, здравый смысл.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях истины, и одно предложение, раскрывающее основные виды истины.

Ответ:

1) Истина - знание, соответствующее действительности (предмету познания).

2) В истории философии существовали разные подходы к определению важнейшего критерия истины: так одни считали главным критерием разум, другие – опыт, третьи – практику.

3) Философы выделяют относительную (неполное знание о предмете, соответствующее определенному уровню развития общества) и абсолютную (полное, неопровержимое знание о предмете) истины.

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «практика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах практики, и одно предложение, раскрывающее функцию практики как критерия истины.

Ответ:

1) Практика – активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

2) Практика существует как материальное производство, социальное действие или научный эксперимент.

3) Практика как критерий истины позволяет на опыте проверить гипотезу (предположение) и тем самым доказать или опровергнуть её истинность.

4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах мышления, и одно предложение, раскрывающее любую особенность мышления.

Ответ:

1) Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях ит.п.

2) На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления: образное, понятийное (теоретическое), знаковое.

3) Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально, поскольку для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания, и одно предложение, раскрывающее цель научного познания.

Ответ:

1) Научное познание – познание, направленное на выявление сущности предметов и явлений материального мира, опирающееся на систему доказательств.

2) Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.

3) Целью научного познания является постижение истины, достоверного знания о мире.

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаках научных знаний, и одно предложение, раскрывающее методы получения научных знаний.

Ответ:

1) Научное знание – это знания, установленные и проверенные с помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний.

2) Научное знание характеризуется объективностью, доказательностью (обоснованностью), логичностью (непротиворечивостью) рациональностью, системностью, проверяемостью, универсальностью и пр.

3) Основными методами получения научных знаний являются наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, анализ, синтез, моделирование и пр.

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научно-техническая революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о последствиях НТР, и одно предложение, определяющее основные направления НТР.

Ответ:

1) Научно-техническая революция - кардинальное изменение общества, связанное с превращением науки в середине XX века в непосредственную производительную силу (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг).

2) Последствиями НТР является то, что человек выводится за пределы непосредственного процессе создания готового продукта, но остаются регулирующие функции, а также усложняется характер труда, повышаются требования к квалификации и образованию работника, усиливается проблема занятости и пр.

3) Основными направлениями НТР являются: автоматизация и компьютеризация производства, внедрение современных информационных технологий, разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов, освоение новых источников энергии, развитие средств коммуникации и связи и пр.

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой особенности социального познания, и одно предложение, называющее науки, занимающиеся социальным познанием.

Ответ:

1) Социальное познание - особая форма познания, объектами которого являются общество, социальные Факты, явления, процессы, закономерности.

2) Спецификой социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом.

3) К социальным наукам относят историю, экономику, социологию, правоведение, политологию и др.

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «этика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой черте этики как научной дисциплины, и одно предложение, раскрывающее значение этики для человека.

Ответ:

1) Этика – раздел философии, система учений (наука) о нравственности и морали.

2) Этика опирается на разум, на аргументы, она стремится привести доказательства, обосновать доводы.

3) Этика позволяет человеку критически оценить своё поведение, найти морально обоснованное решение и практически следовать ему.

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «самопознание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах самопознания, и одно предложение, раскрывающее смысл (значение) образа «Я» («Я»-концепции).

Ответ:

1) Самопознание - изучение человеком самого себя и своих особенностей.

2) Самопознание бывает опосредованное (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственное (выступает в форме самонаблюдения).

3) Образ «Я» («Я»-концепция) - относительно устойчивое, осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

Ответ:

1) смысл понятия: «Чувственное познание - это начальная ступень познания, дающая непосредственное знание о предметах и их формах.

2) К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление

3) Среди ощущений различают звуковые, слуховые, вкусовые и другие ощущения.

12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах знании. и одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов знаний.

Ответ:

1) смысл понятия: «Познание - это получение человеком нового знания, открытие неизвестного ему раннее».

2) К видам знаний относят теоретическое (научное) знание, народную мудрость, знание, полученное на основе повседневно на основе восприятия художественных образов.

3) Знание, полученное на основе повседневного опыта (обыденно-практическое знание) носит несистемный, бездоказательный, как правило, бесписьменный характер, помогает человеку ориентироваться в окружающем мире и обычно содержит ошибки, противоречия.

13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о способах и методах научного познания, и одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания.

Ответ:

1) Научные знания - это знания, установленные и проверенные с помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний.

2) Одним из методов научного познания является эксперимент.

3) Различают теоретический и эмпирический уровни научного познания.

Задание 26

1. Перечислите любые три логические (мыслительные) операции человека.

Ответ: к логическим операциям относятся:

1) сравнение,

2) уподобление,

3) обобщение,

4) абстрагирование и др.

2. Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и каждое из них проиллюстрируйте соответствующим примером.

Ответ:

1) Практика - движущая сила познавательной деятельности людей (потребности земледелия и мореплавания стимулировали развитие астрономии, геометрии).

2) Практика - критерий истины познания (постановка научного эксперимента для проверки научной гипотезы.

3. Научное познание отличается от других видов познания целым рядом признаков. Укажите две особенности научного познания, проиллюстрировав каждую конкретным примером.

Ответ:

1) доказательность, обоснованность (например, ученые-историки привели доказательства о связи декабристских организаций, действующих в России, с масонскими ложами в Европе);

2) использование специальных способов и методов познавательной деятельности, например, проведение научных экспериментов (например, ученые выдвинули гипотезу о происхождении Вселенной и проверили ее, проведя эксперимент на Большом адронном коллайдере);

3) объективность добываемых знаний (например, Ньютон сделал открытия о законах всемирного тяготения, наблюдая за явлениями природы, падением физических тел).

4. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте с помощью трех положений.

Ответ:

1) В социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает сам себя.

2) Позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь - активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи.

3) В социальном познании методы естественных наук не совсем приемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание – на понимание смыслов и целей.

5. Общество представляет собой один из наиболее сложных и интересных познаваемых объектов. Укажите любые три метода социального познания, проиллюстрировав каждую конкретным примером.

Ответ:

1) исторический метод (например, изучение истории возникновения и развития семьи с древнейших времен до наших дней);

2) сравнительный метод (например, сравнение специфики раннефеодального государства в Восточной Европе и в Западной Европе);

3) методы квалиметрического анализа (количественные, статистические, (например, проведение переписи населения, социологических опросов);

4) осуществление эксперимента (например, изучение поведения группы людей, находящихся длительное врем я в изолированном пространстве).

6. Назовите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них.

Ответ: три проявления роли практики в познании:

Практика - основа познания (именно во взаимодействии с внешним миром у людей складываются определенные представления о действительности, они начинают её познавать);

Практика - цель познания (знания необходимы человечеству в первую очередь для того, чтобы преобразовывать мир, улучшая условия жизни, совершенствуя общественные отношения);

Практика - критерий истины (на практике человек убеждается в истинности или ложности своих представлений, суждений, теорий; если они находят подтверждение в действительности, значит их можно считать истинными.

Задание 27

1. Вовремя лекции ученый высказал следующее суждение: «Человек должен переделывать себя ради истины, истина не может переделываться в угоду человеку». На какую особенность научного познания указывал философ? Объясните, как вы понимаете эти слова. Укажите любые две неупомянутых особенности научного познания.

Ответ:

1) Философ указывал на такую особенность научного познания, как стремление к объективному знанию.

2) Истинные знания объективны по своему содержанию, т.е. они существуют вне сознания человека и человечества, независимо от них; истинное знание безлично, общезначимо.

3) Особенности научного познания:

Направленность научных исследований на получение таких данных, которые не только связаны с сегодняшним днем, но могут найти применение в будущем;

Использование специальных средств и методов получения, обработки и интерпретации научных знаний;

Универсальность: предметом исследования может быть любой феномен, все человеческом мире - будь то деятельность сознания, психики или же хозяйственная деятельность человека.

2. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем с точки зрения современных научных взглядов является это представление: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и и относительной истины в познании мира.

Ответ:

1) Данное высказывание является заблуждением.

2) Заблуждение – непреднамеренное искажение действительности, а относительная истина – изменчивое знание по мере развития познания, которое заменяется на новое

и более точное знание или становится заблуждением.

3) Примеры заблуждения: Колумб считал, что западный путь в Индию был короче.

Пример относительной истины: теория классической механики и теория относительности.

3. Ваш друг прочитал статью, посвященную изучению одного из природных явлений, и рассказал вам о выводах автора. Вам нужно убедиться, что эта статья - результат научного изучения данного явления. Сформулируйте три вопроса, ответы на которые убедят вас в обоснованности того или иного суждения относительно характера знания, изложенного в статье.

Ответ:

1) Рассмотрено ли данное явление объективно, таким, какое оно есть, или автор привносит в рассмотрение вопроса что-то субъективное?

4. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив - и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля. Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

Ответ:

1) выдвинул гипотезу;

2) теоретический анализ;

3) практическое исследование (наблюдение).

5. Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечнососудистой системы. Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

1) В данном сообщении говорится об эксперименте (наблюдении).

2) Речь идет об эмпирическом уровне научного знания

3) Итогом исследования является научный факт (влияния сна на организм человека), установленный в результате эксперимента.

6. Учащийся профильного биологического класса М. по заданию учителя биологии осуществил летний исследовательский проект. Ему было необходимо определить места гнездований журавля, понаблюдать и описать процесс выведения и обучения птенцов, провести окольцовывание птиц перед их отлетом. Кроме того, М., готовясь к осуществлению проекта, выдвинул гипотезу исследования, составил аннотированный список научной литературы, изучил различные мнения ученых по проблеме гнездования журавлей, систематизировал и обобщил выводы. Какие группы методов использовал М. в своем проекте? Укажите их и подтвердите каждую группу тремя примерами, систематизировав их в виде таблицы:

1-я группа

2-я группа

1) нахождение мест гнездования журавлей

1) выдвижение гипотезы исследования

2) наблюдение за гнездованием журавлей

2) составление аннотированного списка литературы

3) описание процесса выведения и обучения птенцов

3) анализ, сравнение и сопоставление точек зрения ученых

4) окольцовывание птиц перед отлетом

4) систематизация и обобщение.

7. Назовите любые три отличия учебного познания от научного.

Ответ:

1) Если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки.

2) Ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает».

3) Ученик использует учебные приемы, а ученый методы науки (например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента).

9. Группа археологов проводит раскопки в Средней Азии. Им удалось обнаружить парфянские монеты и женские золотые украшения. Археологи составили описание находок. На основании исследований найденных материалов была выдвинута гипотеза о развитии торговых отношений массагетских племен, населяющих Среднюю Азию в древности, с Парфянским царством. Какие методы использовали ученые в своем научном поиске? Укажите названия двух групп методов и проиллюстрируйте каждую одним примером из задания.

Ответ:

1) эмпирические (проведение археологами раскопок, нахождение древних парфянских монет и женских украшений, составление описания находок);

2) теоретические (выдвижение научной гипотезы о развитии торговых отношений массагетских племен, населяющих Среднюю Азию в древности, с Парфянским царством).

10. Обществоведам известны разные классификации наук. О.Конт построил пирамиду фундаментальных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе и человеке. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.

Ответ:

1) Социальное знание – это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, другими социальными группами (демографическими, профессиональными).

Гуманитарное знание рассматривает внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности.

2) Философия относится к гуманитарным знаниям.

3) Частью философии является этика, аксиология, религиоведение, а это науки, объектом которых являются духовные ценности человека и человечества.

Философия формирует так называемые «вечные вопросы», ответы на которые важны для каждого человека.

11. Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.

Ответ:

1) Критерии, по которым текст можно отнести к научным:

Использование научных понятий;

Опора на научную картину мира.

2) Черты научного познания:

Выдвижение гипотез;

Экспериментальная проверка;

12. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются, анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте ещё один метод, используемый в науке.

Ответ: 1) методы научного исследования:

Наблюдение;

Эксперимент;

Системный анализ;

2) указан еще один метод, например, моделирование.

Моделирование - это разработка некоторых схематических представлений, аналогичных реальным процессам и явлениям, для выделения и изучения наиболее существенных свойств и связей.

Задание 28

1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание – процесс духовного освоения человеком предметов и явлений материального мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не мене трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

План.

1. Познание как форма адекватного отражения действительности.

2. Цели познания:

А) постижение истины;

Б) практическая польза.

3. Структура процесса познания.

4. Формы чувственного познания:

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) представление.

5. Формы рационального познания:

А) понятие;

Б) суждение;

В) умозаключение.

6. Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.

7. Знание как результат познания.

2. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Истина и её критерии».

План.

1. Истина - идеальная цель познавательной деятельности.

2. Виды истины:

А) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);

Б) относительная истина (неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира).

3. Знание истинное и знание ложное (преднамеренная ложь и заблуждение).

4. Критерии истины:

А) практика;

Б) система теоретических доказательств;

В) очевидность, соответствие здравому смыслу;

Г) компетентное мнение экспертного сообщества ученых.

5. Специфика постижения научной истины на современном этапе.

3. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Научное познание и его основные признаки».

План.

1. Научное познание – постижение сущности объектов и явлений.

2. Основные признаки научного познания:

а) объективность;

б) доказательность;

в) логичность;

г) рациональность.

3. Уровни научного познания:

А) эмпирический;

Б) теоретический.

4. Методы научного познания:

А) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент);

Б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование).

5. Специфика социального познания.

6. Особенности научного познания в информационную эпоху.

4. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Социальное познание и его специфика».

План.

1. Социальное познание – познание общества и человека.

2. Специфика социального познания:

А) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;

Б) ограниченность сферы применения эксперимента;

В) сложность объекта познания – общества и пр.

3. Основные методы социального познания:

А) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);

Б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);

В) системно-аналитический ((рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).

4. Функции социального познания:

А) выявление причин и следствий социальных процессов;

Б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;

В) использование результатов при осуществлении социального управления;

Г) согласование общественных интересов, оптимизации я социальных процессов.

5. Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

5. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Самопознание и формирование «Я»-концепции».

План.

1. Самопознание - познание человеком самого себя.

2. Основные методы самопознания:

А) самонаблюдение;

Б) самоисследование.

3. Формирование самооценки личности:

А) адекватная самооценка;

Б) заниженная самооценка;

В) завышенная самооценка.

4. «Я»-концепция и процесс её формирования.

5. Специфика объектов самопознания:

А) собственные потребности;

Б) собственные возможности;

В) смысл собственного бытия;

Г) осознание собственных отличий от других людей.

6. Неразрывность связи между познанием человека самого себя и материального мира.

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не мене трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

План.

1. Научное познание - один из видов познания объективного мира.

2. Особенности научного познания:

А) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);

Б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;

В) особые процедуры проверки результатов.

3. Уровни научного знания:

А) эмпирическое знание;

Б) теоретическое знание.

4. Методы научного познания:

А) научное наблюдение;

Б) описание;

В) классификация;

Г) научный эксперимент;

Д) мысленный эксперимент;

Е) выдвижение гипотез;

Ж) научное моделирование.

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание как вид деятельности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не мене трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Ответ:

План.

1. Деятельность как способ существования человека и общества.

2. Разнообразие видов деятельности.

3. Получение истинного знания - цель познания.

1) объективность истины;

2) критерии истины;

3) абсолютная и относительная истина.

4. Виды познания:

1) чувственное познание;

2) рациональное познание.

5. Обыденное познание: его возможности и ограниченность.

6. Особенности научного познания.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Что проверяет задание № 25 ? 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

4 слайд

Описание слайда:

Критерии проверки ответа на задание № 25 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия –2 балла Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов Максимальный балл - 3

5 слайд

Описание слайда:

Что значит правильное раскрытие понятия? выпускник понимает суть этого понятия, не искажает его (не требуется научное понятие!) В качестве существенных характеристик могут быть зачитаны верное определяющее слово (словосочетание), если оно принципиально верно передает родовую принадлежность понятия; признаки понятия, выраженные как в форме его отличительных характеристик, черт, так и функций понятия, если они передают его сущность.

6 слайд

Описание слайда:

если раскрывая смысл понятия, выпускник указывает какую-то одну из нескольких его существенных характеристик, то такая ситуация рассматривается в действующей системе оценивания следующим образом: Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу)

7 слайд

Описание слайда:

Что это? Какое это? Для чего это? Норма права – это общеобязательное формальное правило поведения, установленное государством, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей каждого участника и закреплённое в законодательных актах.

8 слайд

Описание слайда:

Задание № 25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.

9 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Мышление – способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией об основных операциях (приёмах) мышления, опирающейся на знание курса, например: Основными операциями (приёмами) мышления являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование, обобщение; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более основных операциях (приёмах) мышления.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса творческий характер мышления, например: Особенности мышления человека позволяют ему выходить за рамки привычных представлений, предлагать идеи, не имеющие аналогов. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее творческий характер мышления.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

10 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.

11 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: конституционный строй – это система основополагающих базовых общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о разделении властей в РФ, опирающейся на знание курса, например: Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов РФ), исполнительную (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ и субъектов РФ) и судебную (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, система судов общей юрисдикции и др.); (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса действующий в РФ принцип идеологического многообразия, например: В РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

12 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

13 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)

14 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

15 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: истина – это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека); (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др. (Может быть составлено другое предложение о двух и более методах познания истины.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.)

16 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм

17 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Социальная норма – это установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о видах социальных норм, опирающейся на знание курса, например: Выделяют следующие виды социальных норм: нормы морали, нормы права, традиции и обычаи, религиозные нормы и др.; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более видах социальных норм.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса всеобщий (универсальный) характер социальных норм, например: Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса всеобщий (универсальный) характер социальных норм.)

18 слайд

Описание слайда:

Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

19 слайд

Описание слайда:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: каналы социальной мобильности – это пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества, например: В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы, может занять устраивающую его социальную позицию. Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества

Книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать. Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. ...Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

Сущность научного знания заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл...

К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является учёный, член академического сообщества, то для практического познания - инженер или промышленный управляющий. Цель учёного - открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера- создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т. д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.

(А.Г. Спиркин)

С2. На основе текста сформулируйте два отличия практического познания от житейского.

С3. Укажите на основе текста любые два отличия научного познания от житейского. Опираясь на обществоведческие знания, материалы СМИ, собственный социальный опыт, проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.

С4. Опираясь на знания курса, назовите три метода (средства), с помощью которых осуществляется научное познание. Конкретизируйте один из них.

Мышление

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении…

Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных её закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

Мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определённой знаковой системе, которая может быть естественной (обычный, разговорный язык) или искусственной (язык математики, символической логики, химических формул и т.д.).

Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жёсткого стандарта. Здесь сознательно отвлекаются (а не игнорируют!) от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное.

Разум - диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом своём высшем уровне мышление может постигать сущность вещей, их законы, причины и противоречия, адекватно выражать логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии, всесторонне и конкретно…

Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.

(В.П. Кохановский)

С2. Опираясь на текст, сформулируйте две цели, на которые направлен процесс диалектического мышления.

С3. Используя знание обществоведческого курса, дайте краткую характеристику каждой из названных автором исходных форм мышления (логических форм).

С4. Актор пишет о том, что «мышление осуществляется в теснейшей связи с речью». Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите три аспекта этой связи.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах (видах, типах) ненаучного познания, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одной из этих форм (видов, типов).

2. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

3. Назовите любые две особенности житейского опыта как формы познания объективного мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

4. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

5. Сформулируйте суждение о роли мышления в жизнедеятельности человека и проиллюстрируйте его с помощью трех примеров.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Познание мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

7. Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Многообразие путей познания мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: