Соревнования по туризму в школе. Особенности проведения туристических слетов и соревнований с учениками различных возрастных групп. Положение о школьном туристском слёте “Тропа испытаний”

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Введение

Туристский слёт – одна из самых действенных форм пропаганды туризма и здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга молодёжи.

Главная притягательная сила туристского слёта – общение с природой, друзьями, а так же элементы соревнований.

Одним из главных мероприятий слёта является полоса препятствий – самый зрелищный и динамичный вид дистанции в соревнованиях по туризму, который позволяет ребятам показать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, обрести новые умения, навыки и уверенность в собственных силах.

Туристский слёт самое любимое, интересное и массовое внеклассное мероприятие, которое пользуется большой популярностью у детей и взрослых нашей гимназии.

Традиционно проводим слёт в сентябре ко Дню рождения гимназии в лесопарковой зоне. Затем, как продолжение слета – конкурс поделок из природного материала “Краски осени” и фотовыставка “Наш любимый туристский слёт!”.

Успех этого мероприятия в значительной мере определяется своевременной и чёткой подготовкой.

Заранее формируется оргкомитет, разрабатывается Положение о соревновании и утверждается на заседании творческой лаборатории учителей физической культуры и ОБЖ.

Предварительно идет подготовка команд и инструкторов для этапов (учителя – предметники, руководители кружков и спортивных секций). Для команд – консультации и практические занятия по установке палатки, укладке рюкзака, определения азимута, ориентирования на местности, вязке узлов. Перед началом соревнований проводится инструктаж по технике безопасности и бережном отношении к природе.

Положение о школьном туристском слёте “Тропа испытаний”

1. Цели и задачи

  • Формирование у учащихся здорового образа жизни
  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Развитие мотивации к занятиям спортивным туризмом и создание условий для творческого и спортивного мастерства у учащихся
  • Расширение двигательного опыта посредством соревновательной деятельности
  • Развитие ответственности, сплоченности, коллективизма

2. Время и место проведения

Слет проводится_____ сентября 20___г. в лесопарковой зоне. Сбор участников во дворе школы. Торжественная линейка (с представлением команд, сдачей рапорта гл. судье соревнований и вручением маршрутных листов) в 10.00 ч. Затем организованный выход колонной к месту соревнований.

3. Участники слёта

Учащиеся 5–11-х классов в полном составе с классными руководителями, преподаватели гимназии, родители. Для прохождения туристической полосы препятствий необходима команда из 8 человек (не менее 3 девочек), допущенных к занятиям физической культурой.

4. Руководство подготовкой и проведением

Подготовкой слёта руководит оргкомитет во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Непосредственное проведение слёта возлагается на судейскую коллегию, утвержденную творческой лабораторией учителей физической культуры и ОБЖ.

Главный судья ____________________________,
главный секретарь _________________________,
судьи на этапах ____________________________.

5. Программа слёта

Программой слёта предусмотрено проведение:

  • туристской полосы препятствий
  • конкурс туристской песни
  • конкурс “Лучший бивак”
  • конкурс фотографий
  • краеведческая викторина

6. Условия приема участников

Команды размещаются в полевых условиях. Классам необходимо иметь запас продуктов и питьевой воды на один день, снаряжение для обустройства бивака. Снаряжение для участия в полосе препятствий команды получают на месте соревнований. Для этапа “разжигание костра” дрова команда приносит с собой. Разведение костра у биваков организуется с учётом природоохранных мер и техники безопасности. По окончании слёта мусор с места пребывания класса упаковывается в полиэтиленовые мешки и уносится самостоятельно.

7. Определение результатов

Общекомандный зачёт проводится по наименьшей сумме мест, полученных в отдельных видах программы (в каждой группе отдельно). В случае равенства результатов предпочтение отдается классу, показавшему лучший результат в полосе препятствий.

8. Награждение

Победители и призёры в отдельных видах программы и в общекомандном зачёте награждаются грамотами и призами (по возрастным группам).

Условия проведения соревнований

1. Туристская полоса препятствий

5–6-й класс – дистанция до 300 м:

  • Собери рюкзак
  • Символы карты
  • Ров чудовищ
  • Загадки леса
  • “Паутина”
  • Аптека на корню
  • Разжигание костра
  • Лечебница Айболита

7–11-й класс – дистанция до 500 м:

  • Установка и снятие палатки
  • Укладка рюкзака
  • Зачёт по топографии
  • Переправа способом “маятник”
  • Азимут
  • “Мышеловка”
  • Разжигание костра
  • Переправа по бревну
  • Вязка узлов
  • Оказание доврачебной помощи

Команда от старта до финиша движется строго по заданному маршруту (согласно маршрутному листу (Приложение 1 , Приложение 2 )). На каждом этапе в маршрутном листе фиксируется штрафное время. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Место старта и финиша совмещено (размечено маркировкой).

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 5–6-х классов

На дистанции участникам не выставляются штрафы, судья задерживает команду до исправления ошибки. На этапах, где необходимо участникам продемонстрировать свою эрудицию и знания о природе, экологии – команде начисляются поощрительные очки. Правильный ответ – 2 очка; за неполный – 1; ноль очков получает команда, не ответившая на вопросы; за полный, интересный, исчерпывающий ответ команде начисляется ещё поощрительные 2 очка. Набранные командой очки, учитываются при подведении итогов.

Результат команды определяется временем прохождения полосы препятствий (с учётом набранных очков) и суммой мест в конкурсных испытаниях.

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские. Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение.

Символы карты

Каждый участник команды вытаскивает карточку с заданием. Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды (Рисунок 1 ).

Ров чудовищ

При помощи маятниковой верёвки необходимо преодолеть “ров чудовищ”. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце верёвки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии “рва”, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра, границы её обозначены маркировкой. Участник, сорвавшийся с верёвки или заступивший на ограничительную линию, возвращается на начало этапа и проходит его повторно.

Загадки леса

Каждый участник вытаскивает карточку с вопросом о природе и её обитателях или об ориентировании по природным признакам, об экологии и т. п. (Приложение 3 ). Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды.

“Паутина”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой. Участник, оказавшийся в “паутине” (задевший сетку головой или другими частями тела), проходит препятствие повторно.

Аптека на корню

Ребятам необходимо продемонстрировать свои знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах и методах применения (Приложение 4 ).

Разжигание костра

Лечебница Айболита

На этапе команда вытаскивает карточку с указанием вида травмы и имитирует оказание доврачебной помощи.

Перечень травм и ситуаций, когда требуется доврачебная помощь: порез, ссадина, ушиб, в глаз попала соринка, укусила пчела (оса), тепловой или солнечный удар, из носа пошла кровь.

Оказание помощи демонстрируется на одном из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 7–11-х классов
Установка палатки и снятие палатки

Установленная палатка должна быть застегнута и не иметь складок на скатах, провисания конька. Если палатка установлена с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом. После снятия, палатка и принадлежности к ней должны быть уложены в чехол.

Штраф:
– складки на скатах палатки – 30 сек
– перекос стенки палатки – 30 сек
– общий перекос палатки – 60 сек
– забыта или не уложена одна из принадлежностей – 30 сек

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские.

Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом.

Штраф:
– неправильная укладка рюкзака – 60 сек.

Зачёт по топографии

Каждая команда вытаскивает фрагмент спортивной карты. Необходимо “прочитать карту”, то есть показать на карте и назвать как можно больше условных знаков (Рисунок 2 , Рисунок 3 )

Штрафы:
– неточное определение знака – 30 сек.
– не определение топографического знака – 60 сек.

Переправа способом “маятник”

Веревка толщиной не менее 10 мм подвешивается к ветвям дерева. При помощи маятниковой веревки необходимо преодолеть предполагаемый овраг. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце веревки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра (не более 4 м), границы её обозначены песком или маркировкой.

Штрафы:
– заступ на преодолеваемую зону – 30 сек

Один человек (по выбору команды) определяет азимут на ориентир указанный судьёй.

Штрафы:
– ошибка до 3 0 – 30 сек
– ошибка до 6 0 – 60 сек
– ошибка 9 0 и более – 90 сек

“Мышеловка”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой.

Штрафы:
– задевание сетки головой или другими частями тела – 30 сек

Разжигание костра

Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.

Штрафы:
– использование запрещенных материалов – 30 сек
– нить не пережжена – 90 сек

Переправа по бревну

Длина переправы до 5 м (бревно толщиной 20–30 см) через предполагаемый ручей. Необходимо переправиться по бревну и спрыгнуть (перешагнуть) за линию ограничения. Недопустимо нахождение на бревне сразу двух участников команды.

Штрафы:
– выход за линию ограничения – 30 сек
– срыв с бревна (двумя ногами) – 60 сек
– двое на бревне – 90 сек

Вязка узлов

Каждый участник вытягивает карточку с названием узла и вяжет его. Перечень узлов: проводник, проводник восьмёрка, академический, прямой, брам-шкотовый, булинь, встречный. (Рисунок 3 ). Если узел выполнен с ошибкой, то участнику даётся попытка для её устранения.

Штрафы:
– отсутствие контрольного узла – 30 сек
– не расправленный узел – 30 сек
– неправильно завязан или не завязан – 60 сек

Оказание доврачебной помощи

Перечень травм:
– открытый перелом голени с кровотечением (задание для 9–11-х классов)
– закрытый перелом голени без кровотечения (задание для 7–8-х классов)

Помощь по данному виду травмы оказывается одному из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Штрафы:
– неточности в оказании первой доврачебной помощи – 30 сек
– неправильное положение пострадавшего при оказании помощи – 30 сек
– неправильное применение медикаментов при обработке раны – 60 сек
– неправильное наложение жгута – 90 сек
– отсутствие записки о времени наложения жгута – 90 сек
– неправильное наложение шины – 90 сек

2. Конкурс туристской песни

Проводится на большой поляне, где собираются все участники слёта, после прохождения полосы препятствий. Команда должна исполнить одну песню. Оценивается качество исполнения, соответствие теме, авторство, музыкальное сопровождение, оригинальность.

3. Конкурс “Лучший бивак”

Конкурс проходит в течение всего слёта. Оцениваются техническое качество разбивки бивака, соблюдение санитарно-гигиенических норм и отношение к охране природы, идейное и эстетическое оформление. Штрафные баллы начисляются за оставленный мусор после слёта, несоблюдение техники безопасности и правил поведения.

4. Конкурс фотографий

На конкурс команда представляет не более 5 фотографий (возможно с прошлого слёта) на туристскую тематику. Принимаются снимки размером не менее 18х24 см. На обратной стороне указываются: команда, автор, название фотографии. Оценивается идейная, художественная ценность и техническое состояние. Лучшие фотографии будут представлены на фотовыставке ко Дню рождения гимназии.

5. Краеведческая викторина

Проводится на поляне слёта. Участвуют 3 человека от команды. Вопросы по нескольким областям:

– история родного края
– флора и фауна родного края
– знаменитые люди
– улицы родного города
– достопримечательности города и края

Гирвасская средняя общеобразовательная школа.

Организатор спортивно-массовой работы: учитель физической культуры Филатова Наталья Александровна

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНЫХ соревнованиях по туризму

Цели и задачи.

Соревнования школьников по туризму проводятся в целях пропаганды и популяризации туризма, укрепления здоровья, выявления лучших команд.

Время и место проведения.

Соревнования проводятся в районе Турламбы.

Участники соревнований.

В соревнованиях принимают участие учащиеся 1-11классов. Для участия в соревнованиях подается именная заявка, заверенная медицинским работником и классным руководители.

Организация и судейство.

Общее руководство соревнованиями осуществляет ЦДЮТ. Непосредственное проведение соревнований возлагается на главную судейскую коллегию в виде школьных педагогов. Главный судья – Филатова Н.А., учитель физической культуры.

Подведение итогов и награждение.

Итоги соревнований подводятся:

в общем зачете;

в зачете по каждой дистанции.

Победителем соревнований будет являться команда, набравшая наименьшую сумму мест на всех дистанциях. В случае равенства суммы мест, предпочтение будет отдано команде, имеющей лучший результат по виду «Кросс-поход». Команды, занявшие 1,2,3 места в общекомандном зачете, награждаются грамотами.

Программа соревнований.

  • кросс-поход;
  • полоса туристской техники (или эстафета);
  • конкурс капитанов.

Условия проведения соревнований.

Кросс-поход.

В соревнованиях участвует 6 человек. Время старта каждой команды определяется жеребьевкой. Старт первой команды – 9.00 ч. Команда проходит маршрут по маркированной трассе в сопровождении руководителя или учителя данной школы. Руководитель не имеет право вмешиваться в действия команды на этапе. Если это происходит, то команда снимается с данного этапа, а результат ее аннулируется. Устанавливается общее контрольное время (КВ) прохождения дистанции, которое будет сообщено на старте. Команда, которая не уложилась в КВ на этапе, снимается с данного этапа, ее результат аннулируется. Конечный результат определяется по наименьшей сумме штрафных баллов.

Команда должна иметь контрольный груз, в который входит:

Рюкзак 6 штук;

Кружка, чашка, ложка 6 компл.;

Продукты для приготовления горячего обеда;

Костровое оборудование 1 компл.;

Котелок 1 шт.;

Спички 1 кор.;

Медицинская аптечка 1 шт.;

Часы наручные 2 шт.;

Блокнот, карандаш 1 шт.;

Команда приходит на старт за 10 мин. до старта.

Возможные этапы:

Предстартовая подготовка.

Проверка контрольного груза.

Полоса препятствий. (Переправа по параллельным веревкам Команда передвигается по веревке приставными шагами, держась руками за перила. На каждом пролете должно находиться не более одного участника. Переправа по бревну - Каждый участник команды передвигается по лежачему или висячему бревну, держась за перила.

Каждый участник проходит полосу препятствий.Учитывается время от старта(начала выполнения первого участника),до завершения выполнения последним участником.

Определение топознаков.

Каждый участник получает карточку, где два топознака нужно определить и два – нарисовать самому.

Определение азимута.

Команда по заданному ориентиру определяет азимут (компас судейский)

Преодоление чащобы. Команда движется по маркированному коридору, соблюдая дистанцию и все правила прохождения на данном этапе.

«Пазлы»-собрать на время карту Карелии разрезанную в виде пазлов.

«Кочки».Команда преодолевает участок имитированного болота по кочкам. Длина этапа около 20м.

Краеведческий Команда отвечает на 10 вопросов. Тестирование.

Подъем и спуск со склона . Этап проходят согласно правилам подъемов и спусков.

Поляна заданий (КВ – 1 час).

установка палатки любого типа (согласно правилам установки палатки);

устройство бивуака;

разжигание костра;

приготовление горячего обеда

Полоса туристской техники.

Итог подводится по наименьшему времени прохождения и наименьшему количеству штрафных баллов на этапах.

Туристская эстафета.

  • Возможные этапы:
  • Узлы;
  • Топознаки;
  • Укладка рюкзака;
  • Болото;
  • Азимут;
  • Маятник;
  • Мышеловка;
  • Бревно;
  • Параллельные веревки;
  • Медицина (тесты);
  • Навесная переправа.

Конкурс капитанов

Капитан каждой команды проходит весёлую полосу препятствий, в которую входят технические и юмористические этапы. Перед стартом капитаны ознакомятся с этими этапами, т.е. этапы будут предложены на месте. Лучший результат определяется наименьшим временем прохождения и наименьшим количеством штрафных баллов.

ТАБЛИЦА ШТРАФОВ

Название этапа

Название штрафа

Кол-во баллов/сек.

Разъяснение

Предстартовая подготовка

Отсутствие контрольного груза;

Потеря контрольного груза.

Отсутствие груза, записанного в положении.

За каждый предмет.

Топознаки

Ошибка при определении топознака;

Неправильно названный топознак

Любая ошибка в названии или рисунке.

Преодоление чащобы

Падение участника

Нарушение порядка движения, несоблюдение дистанции.

Краеведческий

Неправильный ответ

Неправильно выбран вариант ответа

Подъем и спуск со склона

Падение участника

Нахождение участников друг над другом.

В пределах этапа опора на колено.

Изображение схемы маршрута

Ошибка при определении КП

За каждый мм свыше 2мм

Установка палатки

Ошибка при установке палатки

Перекос дна, скатов, конька, неправильная установка относительно ветра.

Заступ за ограничение;

Касание воды или земли;

Потеря жерди;

Падение участника;

Неправильное движение по этапу

Заступ за контрольную линию.

При оставлении жерди в пределах препятствия.

Потеря маятника.

Заступ за ограничение;

Касание воды или земли;

Падение участника;

Неправильное движение по этапу

Заступ за контрольную линию.

Любой частью тела или одежды, потеря равновесия.

Приземление на одну, две ноги в пределах препятствия, опора на колено и т.д.

Нарушение порядка движения на кочках (первая и последняя кочка), двое на этапе.

Переправа по параллельным веревкам

Заступ за ограничение;

Падение с перил;

Не завинчена муфта карабина

Заступ за контрольную линию.

Переправа по бревну

Заступ за ограничение;

Неправильное движение по перилам;

Падение с перил;

Касание воды или земли;

Заступ за контрольную линию.

Неправильное расположение перил. Работа без рукавиц.

Падение с зависанием на самостраховке.

Начало движения без самостраховки. Нахождение на перилах более одного человека.

Укладка рюкзака

Ошибка при укладке рюкзака;

Неправильная укладка рюкзака

Незначительная ошибка.

Ошибка при определении азимута

За каждые 2градуса свыше 5град., но не более 10баллов.

Мышеловка

Касание веревки, стойки одеждой и любой частью тела.

Навесная переправа

Заступ за ограничение;

Неправильное движение по перилам;

Падение с перил;

Отсутствие или прекращение самостраховки

Касание воды или земли;

Заступ за контрольную линию.

Неправильное расположение перил. Работа без рукавиц.

Падение с зависанием на самостраховке.

Начало движения без самостраховки. Нахождение на перилах более одного человека.

Любой частью тела или одежды, потеря равновесия.

Все этапы

Подсказка или помощь судьи;

Непрохождение этапа участником;

Пререкание с судьей;

Потеря контрольного груза;

Пререкание с судьей;

Превышение контрольного времени

Снятие с этапа

Снятие с этапа

Действия «пострадавшего», облегчающие действия или движение сопровождающих, подсказка зрителя, помощь судьи (подача маятника, шеста после падения и т.д.).

За каждого участника.

После двух предупреждений.

За каждый предмет.

После штрафа 21.2

ПРИЗОВЫЕ БАЛЛЫ.

Баллы, полученные на поляне заданий, являются призовыми. Каждый критерий оценивается в 1б/30сек. Призовые баллы вычитаются из штрафных.

Критерии:

Устройство бивуака: хранение продуктов, чистота лагеря.

Разжигание костра: устройство кострового оборудования, расположение костра.

Приготовление горячего обеда: вкусовые качества

Этот вид соревнований является очень зрелищным, его можно включать в программу как школьных, так и республиканских соревнований. Набор этапов следует определять, исходя из опыта участников, местных условий, подготовленности судей. Главные требования к дистанции - безопасность, динамичность, зрелищность.

  • - состав команды - обычно четыре человека (в том числе не менее одной девочки);
  • - форма участников - штормовка или куртка, брюки, обувь без металлических шипов;
  • - снаряжение команды должно обеспечивать безопасное прохождение технических этапов и оговаривается в условиях проведения соревнований.

Результат команды определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени, полученного при прохождении этапов.

На соревнованиях школьного и муниципального уровня рекомендуется вместо штрафов использовать систему трех попыток, когда на преодоление этапа каждому участнику отводится три попытки, после выполнения которых он продолжает движение (то есть идет наказание временем). Возможно введение упрощенной системы штрафов, исходя из следующих критериев: задание выполнено; задание выполнено с ошибкой; задание не выполнено. Штраф на каждом этапе участнику должен сообщать судья.

На этапах, где это возможно, разрешается взаимопомощь участников.

Команда должна пройти все этапы в той последовательности, которая определена судейской коллегией. Чаще всего в соревнованиях разрешается сквозное прохождение, когда участники команды не ждут друг друга у этапов (если это не определено судьями), а начинают выполнение задания сразу же после прихода на этап. Это дает команде большие возможности по выбору тактики.

На этапах, связанных с движением по перилам, участник, прошед-

Рис. 120.

ший перила, подает команду «Перила свободны», после чего следующий участник может начинать движение. Это помогает избежать одновременного нахождения на перилах двух участников. Рекомендуемые этапы Этап «Снятие палатки»

В снятии палатки участвует не менее двух человек, которые укладывают палатку, стойки и колышки в чехол на стартово-финишной площадке.

Этап «Преодоление заболоченного участка по кочкам»

Этап протяженностью до 15 метров выбирается на естественном заболоченном участке или оборудуется с использованием искусственных кочек, которые устанавливаются зигзагообразно так, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Границы этапа маркируются. Прохождение первой и последней кочки обязательно, остальные - произвольным порядком.

  • - срыв с кочки - 30 с (1 балл);

Этап «Вязка узлов »


Участник вытаскивает

карточку с наименованием узла из числа перечисленных: «прямой»,

«проводник одним концом», «булинь», «схватывающий», «стремя»,

«восьмерка», «встречный», «брамшкотовый»

И завязывает свой узел, после чего переходит к следующему этапу.

Узел считается завязанным правильно при соответствии судейскому эталону (должен быть вывешен на старте), отсутствии перекручивания веревки и наличии контрольного узла (кроме «встречного» и «восьмерки»).

По приглашению судьи представитель команды знакомится с узлами, завязанными участниками команды, и расписывается в протоколе за полученный штраф.

  • - отсутствие контрольного узла - 30 с (1 балл).

Этап «Переправа по натянутой веревке с перилами»

Этап оборудуется организаторами соревнований, длина переправы

От 15 до 20 метров. Участник, держась за перила двумя руками и продвигая между ними карабин самостраховки, передвигается по нижней веревке приставным шагом. При срыве с нижней веревки участник самостоятельно подтягивается, встает на нее и продолжает движение. Самостраховка осуществляется с помощью «уса», который карабином пристегивается к перилам и к грудному перекрестью обвязки.

Только один участник может быть прикреплен к перилам «усом» самостраховки и стоять ногами (одной ногой) на нижней веревке, нагружая ее на переправе. Возможна организация сопровождения участников.

  • - двое на этапе - 90 с (3 балла);
  • - падение с веревки с зависанием на судейской страховке, помощь судьи действием - 180 с (6 баллов).

Этап «Подъем по склону с использованием перил»

Крутизна склона 30-40 , протяженность этапа - до 40 метров. Перила наводятся судьями или командой. В случае, когда это необходимо, участник поднимается с верхней судейской страховкой. Участник страхуется к вертикальным перилам схватывающим «усом».

  • - неправильно завязанный узел - 60 с (2 балла);
  • - незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);
  • - двое на этапе - 90 с (3 балла);
  • - падение с зависанием на самостраховке - 60 с (2 балла);
  • - потеря самостраховки - 90 с (3 балла);
  • - при наведении перил командой дополнительный штраф за неправильное крепление веревки - 90 с (3 балла).

Этап «Спуск по склону с использованием перил »

Крутизна склона, протяженность этапа, оборудование и штрафы - аналогично этапу «подъем по склону».

Этап «Переправа через реку (овраг) по бревну »

Длина бревна 5-10 метров, диаметр 20-30 см. Препятствие преодолевается по одному. При необходимости применяется судейская страховка. Участник страхуется за перила рабочим «усом», пристегивает вспомогательную веревку (челнок) к грудной обвязке и преодолевает препятствие.

  • - срыв участника - 90 с (3 балла);
  • - двое на этапе - 90 с (3 балла);
  • - незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);
  • - потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Этап «Движение по горизонтальным перилам с перестежкой »

Участник двигается по склону, страхуясь за горизонтальные перила рабочим «усом». Подойдя к месту перестежки, перестегивается и продолжает движение.

  • - потеря самостраховки при перестежке - 90 с (3 балла);
  • - срыв на траверсе - 90 с (3 балла);
  • - незавинченная муфта карабина - 30 с (1 балл);
  • - потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Этап «Переправа через водную преграду на плавсредствах»

Протяженность этапа - до 50 метров, скорость течения реки - не более 2-3 м/с. Плавсредства и жилеты предоставляются судьями. Переправа возможна на плоту, лодке.

  • - выход за ограничительную линию - 30 с (1 балл);
  • - потеря шеста - 90 с (3 балла);
  • - потеря снаряжения - 30 с (1 балл).

Этап «Установка палатки»

Палатка устанавливается любым числом участников. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков, вход не застегивается, стойки располагаются снаружи. По сигналу капитана «Готово» судья оценивает правильность установки палатки. Если палатка установлена правильно, судья дает команду «Принято». При неправильной установке палатки команде дается возможность исправить ошибки.

  • - складки на стенках палатки - 30 с (1 балл);
  • - общий перекос палатки - 60 с (2 балла);
  • - утеря колышка и использование судейского - 120 с (4 балла).

Этап «Разжигание костра »

Можно кипятить воду или пережигать нитку. Разрешается использовать для разжигания только природные материалы и любое количество спичек (предварительно упаковка со спичками бросается в воду), но одновременно можно зажигать только одну спичку. Количество воды в котелке - 1 литр; если вода пролита, то ее доливают до этого объема. Разрешается прикрывать костер от ветра штормовкой и регулировать пламя при помощи палки.

При пережигании нитки уровень укладки хвороста ограничивается проволокой, натянутой на высоте 30-50 см.

Финишем этапа является обрыв пережигаемой нити или, при кипячении воды, - появление в посуде «белого ключа».

За использование судейских спичек - 120 с (4 балла).

Возможны и другие этапы: укладка рюкзака, преодоление склона, переноска «пострадавшего», движение по азимуту и др.

Порядок прохождения этапов определяется судейской коллегией, однако традиционно сложилась следующая схема: стартом является снятие палатки; технически сложные этапы, требующие навыков работы с веревками, ставятся в первой половине дистанции, так как на них происходит накопление команды и пока они не пройдены, нельзя давать старт следующей команде. Для зрелищности и ускорения соревнований, если позволяет количество судей и характер местности, делают две равноценные нитки дистанции.

Надо учесть, что в правилах соревнований приводится больше штрафов, чем мы рекомендуем, однако опыт показывает, что ими в полной мере могут пользоваться только опытные судьи, потому количество штрафов должно быть небольшим. Главное требование - судья не имеет права выпускать участника на этап, если участник с точки зрения безопасности к этому не готов и не может устранить имеющиеся недочеты. Судья должен заставить выполнить правила безопасности, наказывая участника временем, а не штрафом. Так как в туризме много различных методов работы с веревками, то требование должно быть одно - допускается любой способ, гарантирующий безопасное прохождение этапа.

В последнее время все большую популярность завоевывают личнокомандные соревнования по туристской технике, позволяющие проверить туристско-техническую подготовку каждого участника. Форма одежды и снаряжение аналогичны применяемым в командных соревнованиях по туристской технике. Среди участников проводится личная жеребьевка, рекомендуется устанавливать стартовый интервал 3-5 минут. Каждый участник проходит дистанцию, преодолевая все этапы, результат его определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафов, полученных при прохождении этапов. Победитель определяется по наименьшей сумме времени, при равенстве результатов преимущество получает участник, имеющий меньшую сумму штрафного времени. Командный результат определяется по сумме времени, показанного всеми зачетными участниками.

Требования к дистанции и к этапам - динамичность, безопасность, зрелищность. Перед выходом на старт участники проходят предстартовую проверку.

  • - спуск с самостраховкой;
  • - переправа по бревну с перилами;
  • - преодоление условного болота по кочкам;
  • - переправа по веревке с перилами;
  • - подъем с самостраховкой;
  • - вязка узлов;
  • - навесная переправа;
  • - переправа вброд;
  • - «маятник».

Система штрафов аналогична применяемой в командных соревнованиях по туристской технике.

На этапе «Маятник» участник, стоя за контрольной линией и используя маятниковую вертикальную веревку, должен преодолеть ручей или овраг (контрольный участок).

  • - потеря снаряжения - 30 с (1 балл);
  • - заступ за контрольную линию - 30 с (1 балл);
  • - касание ногой земли или воды в зоне - 30 с (1 балл);
  • - падение - 60 с (2 балла).

На этапах «Навесная переправа» и «Переправа по веревке с перилами» судейская коллегия может установить контрольное время, по истечении которого участник, не преодолевший этап, снимается с него.

На соревнованиях школьного и муниципального масштаба можно проводить соревнования по туристской технике в форме эстафеты, когда участники проходят этапы, отрабатывая штрафы пробеганием штрафных кругов. Надо выбрать этапы, которые не требуют умения работать с веревками, т.е. не являются технически сложными и позволяют осуществлять судейство по упрощенной шкале - задание выполнено (нет штрафа), задание выполнено с ошибками (один штрафной круг), задание не выполнено (два штрафных круга). Здесь большое поле для инициативы судейской коллегии, так как правил по этому виду соревнований не существует и можно экспериментировать. Эстафету можно проводить, поставив условие, чтобы каждый участник команды прошел все этапы, а можно сделать так, чтобы команда (предположим, 3 участника) в общей сумме прошла все этапы, например 9. Тогда каждый участник должен проходить по три этапа, а последовательность их прохождения определяется самой командой, что значительно разнообразит тактику команд.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

(МКОУ СОШ № 14 )

г. Тайшета Иркутской области

План-конспект внеклассного учебно-воспитательного мероприятия

по учебным предметам

«Основы безопасности жизнедеятельности и ФК»

Тема: «Школьный туристический слет»:

Соревнования по технике туризма, спортивному ориентированию и школе безопасности среди учащихся МОУ СОШ № 14

Подготовил: учитель ОБЖ и физической культуры МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета

Вершинин Юрий Александрович

2016 год

Цели:

    Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание природы родного края.

    Продолжить развивать у учащихся умение работать в команде, давать себе самоо­ценку при выполнении работы.

    Дальнейшее развитие туризма, навыков спортивного ориентирования.

Задачи:

    Совершенствование навыков по туризму, краеведению и спортивному ориентированию, проведению спасательных работ.

    Укрепление здоровья участников и подготовка их к туристическим походам.

    Повышение навыков безопасности при проведении туристских походов.

    Обмен опытом работы в классных коллективах.

    Выявление сильнейших команд учебных классов по туризму, ориентированию.

Сроки и место проведения :

    Сентябрь.

    Спортивная база «Локомотив» г. Тайшета.

Руководство: Руководство и проведение соревнований осуществляется МО естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 14.

Председатель ЖЮРИ: Вершинин Ю.А.

Члены ЖЮРИ:

    Боротюк Т.С.

    Денисова О.В.

    Кашицин А.И.

Участники соревнований: К участию в соревнованиях допускаются команды 5-11классов:

    Состав команды: 10 человек;

    Руководство командой осуществляет: классный руководитель;

    Школьникам иметь: единую форму, эмблему, название и девиз команды, командную песню;

    Размещение класса: осуществляется в строго отведенном месте.

Время: 3 часа.

Начало соревнований: 11.00.

Убытие от школы к месту проведения соревнований: 09.00.

Определение результатов соревнований

Общекомандный результат в соревнованиях по туризму определяется по наименьшей сумме: мест-баллов, полученных на дистанциях КТП (условный контрольно-туристский поход ), ТПП (туристская полоса препятствий ), штрафных баллов в соревнованиях по туристским бытовым навыкам. В случае равенства баллов предпочтение отдается команде с лучшим результатом на дистанции КТП.

Места на дистанции КТП определяются по сумме баллов, полученных командой при прохождении дистанции. Места на дистанции ТТП определяются по сумме времени прохождения дистанции всеми участниками и штрафному времени. В случае равенства предпочтение отдается команде, прошедшей дистанции с меньшим суммарным штрафным временем.

В личном зачете места определяют отдельно среди юношей и девушек параллелей 5-6-х, 7-8-х, 9-11-х классов по времени прохождения дистанции и штрафному времени. В случае равенства предпочтение отдается участнику, прошедшему дистанцию с меньшими штрафами.

В конкурсной программе места определяются по сумме баллов, полученных командой в каждом отдельном конкурсе.

В соревнованиях по спортивному ориентированию места выводятся по суме мест - очков занятых командами на дистанциях «По выбору ».

Капитаны команд перед стартом получают зачетные «Маршрутные карты », в которых будут отражаться результаты прохождения этапов соревнований.

Программа проведения соревнований:

    Спортивное ориентирование.

    КТП включает в себя примерный перечень этапов:

    предстартовая проверка;

    туристические узлы;

    переправа по бревну;

    определение точки стояния по 3 ориентирам;

    определение азимута;

    вязка носилок;

    оказание ПМП;

    описание лесного массива;

    топография;

    определение расстояния до недоступного предмета и высоты объекта;

    подъем, траверс, спуск;

Награждение.

    Команды, занявшие 1-3 места в общем зачете награждаются грамотами.

    Команды, занявшие 1-3 места в отдельных видах соревнований награждаются грамотами.

    Команды, занявшие 1-3 места в отдельных конкурсах (незачетные виды) награждаются грамотами и призами.

    Особо отличившиеся в отдельных видах учащиеся награждаются индивидуальными призами.

Обеспечение безопасности.

    Ответственность за жизнь и здоровье участников при следовании к месту соревнований и обратно, нахождении на соревнованиях, движении по дистанции между этапами несут классные руководители команд.

    Ответственность за подготовку дистанций и оборудование этапов несут главный судья соревнований и заместитель главного судьи по безопасности.

Условия проведения «Спортивного ориентирования» :

    В спортивном ориентировании «по выбору » участник сам планирует себе дистанцию .

    На старте участники получают карту, наносят контрольные пункты с образца судейской карты.

    Задача участника - за определенное время найти как можно больше КП (контрольных пунктов ).

    Забеги мальчиков и девочек оцениваются отдельно .

    Побеждает участник, нашедший наибольшее количество КП.

    Контрольное время: 20 минут.

Условия проведения дистанции « КТП »:

    В прохождении дистанции участвует вся команда - 10 человек.

    На старте команда получает зачетную маршрутную карту (ЗМК), в которой старший судья этапа проставляет количество набранных баллов.

    При вынужденных временных отсечках на этапах делается соответствующая запись в ЗМК.

    На отдельных этапах устанавливается контрольное время KB.

    При отсутствии превышения нормального времени НВ, при условии правильного и полного выполнения задания добавляется 5 баллов.

    При превышении KB этапа команда за данный этап получает 0 баллов.

    При превышении в каждые 5 минут снимается 1 балл.

Предстартовая проверка (макс. 10 баллов).

Вязка туристских узлов (макс. 30 баллов, т.е. по 3 б – каждый).

    Каждый участник вытягивает по карточке и затягивает по 1 узлу.

    Взаимопомощь не разрешается.

    Участник вяжет следующие виды узлов:

    Шкотовый;

    Брамшкотовый;

    Академический;

    Бурлацкий;

    Проводник;

    Проводник-восьмерка;

    Схватывающий.

Кочки (макс. 40 б)

    Участник преодолевает преграду перепрыгивая по кочкам условную преграду шириной 10 метров.

    Потеря снаряжения (головной убор).

    Двое на трассе.

    Касание участником воды на переправе (заступ за ограничители).

    Падение участника «в воду» (непопадание на кочку).

Переправа по бревну (макс. 30 6)

    Расстояние между опорами до 25 метров,

    ширина водной преграды до 15 метров.

    Бревно уложено.

    Необходимо организовать самостраховку каждого участника.

    Отсечка времени по последнему участнику:

    Условия, снижающие результат на 1 балл:

    Потеря снаряжения.

    Двое на бревне.

    Падение участника.

Определение точки стояния по 3 ориентирам (макс. 15 6)

    Этап находится на обзорной точке, откуда визуально просматриваются 3 точечных ориентира.

    Команда получает карточку, где эти ориентиры обозначены.

    Необходимо определить и проколоть точку своего местонахождения.

    Компас, карандаш, иголка - штабные.

    Ошибка в радиусе 5 мм. Не штрафуется.

    Ошибка 5-10 мм. – 2 6.

    Ошибка 10-20 мм.- 6 6.

    Ошибка 9-12 мм. – 10 6.

    Более 12 мм. – 15 6.

Определение азимута и расстояния на карте (макс. 16 6)

    Команда получает карточку, где условно показывает 2 ориентира.

    Необходимо определить азимут с одного ориентира на другой (8 6.) и измерить расстояния между ними. Инструмент судейский.

    Азимуты до 3-х град. - не штрафуются

    4-8 град.,- 2 6.

    9-12 град.,-5 6.

    Более 12 град. – 8 6.

    Расстояния до 5% - не штрафуются

    более 11%-8 6.

Вязка носилок (20 6.)

    Из судейских жердей и веревок команда вяжет носилки для переноса пострадавшего.

    Ненадежное крепление поперечин (за каждое) – 2 6.

    Неправильное «плетение» - 5 6.

    Не укомплектована аптечка - 2 б.

Оказание ПМП и переноска пострадавшего (макс. 20 б.)

    По заданной травме команда оказывает медицинскую помощь условному пострадавшему (156.) (пострадавший по жеребьевке ) и транспортирует его на носилках.

Описание лесного массива (20 б)

    Участок ограничен площадкой 5х5 м.

    Определить 10 видов растений.

    КВ: 5 минут.

Расшифровка топознаков (макс. 10 6.).

    В заданном месте карты найти топографические знаки.

    Всего знаков: 10.

    КВ: 5 минут.

    Ошибка: не найдены – 2 6.

Определение расстояния до недоступного предмета 9-11 классы (макс. 10 6.)

    Участники определяют расстояние до заданного недоступного объекта (5 6.)

    Определяют высоту объекта (5 6.)

Подъем, траверс, спуск по склону (макс. 60 6.)

    Дистанция обеспечена судейскими веревками.

    Команде необходимо осуществлять подъем по вертикальным перилам и траверс с самостраховкой и спуск по веревке спортивным способом с судейской страховкой.

    выход за маркировку - 1 6.

    потеря снаряжения - 1 6.

    прекращение страховки, потеря самостраховки – 5 6.

    неправильная страховка – 5 6.

    страховка или спуск без верхонок – 1 6.

    2 на веревке, на одном интервале движения – 1 6.

    срыв с зависанием на страховке – 10 б.

    не закручена муфта карабина – 5 6.

    не правильно завязан узел – 5 6.

Определение горных пород (макс. 20 6., KB - 10 мин., НВ - 5 мин.)

    Участвует вся команда.

    Выдается 4 образца горных пород.

    Необходимо определить:

    название породы – 1 6.

    условие образования – 1 6.

    физические свойства горных пород: цвет, твердость, плотность – 1 6 (каждое).

    полнота ответа – 1 6.

Гать (макс. 15 6.)

    Протяженность этапа до 50м.,

    длина пролета до 3-х м.

    Необходимо, используя судейские жерди (6шт.), преодолеть участок болота.

    падение участников - 3 6.

    касание воды ногой - 1 б.

    потеря снаряжения – 1 6.

Общие итоги:

    Подведение итогов соревнований на основе зачетных маршрутных карт.

    Награждение победителей.

    Убытие с лыжной базы «Локомотив» в школу.

Оборудование и снаряжение

    Медицинская аптечка – 1 компл.;

    Ремнабор – у каждого класса;

    Цветные карандаши (фломастеры)-1 комплект;

    Компас – 5 шт;

    Блокнот – по 1 на класс;

    Ручка – по 1 на класс;

    Веревка основная (10-12 мм) – 40 м. – 2 шт;

    Веревка вспомогательная (5-6 мм) – 20 м. -2 шт.

    Карабины (альпинистские) -10 шт;

    Страховочная система- 10 компл;

    «Бревно » - 1 шт.;

    «Кочки» - 10 шт.

    Оборудование для «носилок »;

    Оборудование для «гати »;

    Учебная карта – 5 шт.

    Набор минералов – 2 компл.

Литература и пособия:

    Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях: учебное пособие, - М.: ЭКСМО, 2003.

    Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие, - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1997.

    Детская мультимедийная энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности. Де­партамент гражданской защиты МЧС России, 2006.

    Интернет-ресурсы:

    «Спас-экстрим». Портал детской безопасности.

    «Википедия»

    «Школа безопасности». Всероссийское детско-юношеское общественное движение, и др.

    Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника, под общей редакцией А.Т. Смирнова, - М.: Просвещение, 2007.

    Фролов М.П., Смирнов А.Т. Основы безопас­ности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 классов, под общей редакцией Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ-Астрель, 2011.

Сюжетные фотографии

по прохождению этапов туристического слета:

МБОУ ВМР «Семёнковская

основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Туристические соревнования

«Школа безопасности»

Разработал учитель

физической культуры

Щенников Алексей Анатольевич

п.Семёнково

2014г.

Цели:

1. Совершенствовать в соревновательной обстановке технику преодоления различных туристических препятствий, умение ориентироваться на местности, устанавливать палатку, разводить костёр, готовить пищу в походных условиях

2. Развивать физические качества: силу, быстроту,

выносливость, ловкость.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и

товарищества среди учащихся. Бережное отношение к

природе.

Место проведения: старый танкодром

Участники: юноши и девушки 7,8,9 классов.

Оборудование: туристические верёвки – 4 шт., карабины – 6 шт.,

палатки – 2 шт., флажки, секундомеры, лыжные палки,

волейбольный и футбольный мячи, аптечка, карты местности,

карандаши, спички, топор, лопата.

Программа соревнований.

    Полоса препятствий.

    Ориентирование.

    Разведение костра.

    Установка палатки.

    Туристический стол.

    Туристический футбол.

    Метание бревна.

    Бурлаки на Вологде.

    Туристическая песня.

Ход мероприятия.

За несколько дней до туристического слёта участники обязательно проходят инструктаж по технике безопасности и о примерной программе соревнований, чтобы заблаговременно подготовиться.

После завтрака учащиеся вместе с классными руководителями выдвигаются к месту соревнований. Преподаватели ОБЖ и физкультуры вместе с помощниками заблаговременно готовят место соревнований: устанавливают препятствия, готовят контрольные пункты для ориентирования, место для установки палатки и разведения костра. Также обозначают место для лагеря каждой группе.

По прибытию участников на место проводится общее построение. Главный судья соревнований приветствует участников, объясняет порядок проведения и выявления победителей. После построения даётся время для подготовки и участники отпускаются в свой лагерь.

За победу в каждом конкурсе даётся 1 балл, за второе место – 2 балла, за третье место – 3 балла.

Полоса препятствий.

    Переправа «маятник».

    Спуск и подъём.

    Разрушенный мост.

    Навесная переправа.

    Параллельные верёвки.

    Электрическая стенка.

Состав команды: 3 юноши и 3 девушки. Команда должна преодолеть все

препятствия за наименьший промежуток времени и с меньшим количеством

штрафного времени. Разрешается помощь команды. За нарушение при

прохождении препятствия даётся 15 секунд штрафа.

Ориентирование по карте.

Состав команды: 3 юноши и 3 девушки. Эстафета.

Юноша и девушка от команды получают карту, на которой отмечены контрольные пункты. Соответствующие КП отмечены на местности флажками с контрольными буквами. Юноша и девушка ищут свой КП и возвращаются к месту старта для передачи эстафеты. Две другие пары ищут другие КП с контрольными буквами. После финиша третьей пары участники команды должны составить из контрольных букв слово, что и будет считаться окончанием эстафеты. Победитель определяется по времени.

Разведение костра.

Состав команды: 2 юноши.

Каждой команде обозначено место костра при помощи вбитых в землю лыжных палок. На определённой высоте к палкам привязана верёвка. У команды имеются только спички. По команде команды должны развести костёр из подручных материалов. Победитель определяется по перегоревшей верёвке. Заготовлять хворост заранее нельзя.

Установка палатки.

Состав команды: 2 юноши и 2 девушки.

Перед началом соревнований участники имеют возможность потренироваться в установке палатки. Затем по жребию команды выполняют задание на время, по которому и определяется победитель. Судья имеет право указывать на недостатки, которые необходимо команде исправить.

Туристический стол.

Учащиеся не занятые в спортивных соревнованиях оформляют туристический стол из продуктов, взятых с собой. Допускаются и домашние заготовки. Победитель определяется по качеству приготовленных блюд, по их разнообразию и художественному оформлению.

Туристический футбол.

Состав команды: 2 юноши.

Участники каждой команды связаны между собой. Ворота обозначены лыжными палками. Команда, пропустившая гол выбывает из соревнований.

Метание бревна.

От каждой команды выступает один юноша. Он должен метнуть как можно дальше бревно, любым способом. Победитель определяется по результату броска.

Бурлаки на Вологде.

Состав команды: 3 юноши и 3 девушки.

К автомобилю привязан канат с петлями для участников. По жребию команды выходят на старт, берутся за петли и по команде в течение 15 секунд тащат автомобиль по прямой. По окончании времени судья делает отметку по передней оси автомобиля. Победитель определяется по дальности пробега.

Туристическая песня.

Представители команд исполняют песню, которая соответствует

обстановке, времени года, соревнованиям. Оценивается качество исполнения.

По окончании программы соревнований судьи подводят итоги.

Победитель определяется по наименьшей сумме мест в конкурсах и соревнованиях. Пока судьи считают, команды наводят порядок в своих лагерях и сдают их руководству. После наведения порядка проводится общее построение, на котором подводятся итоги соревнований, отмечаются победители. Учащимся ещё раз доводятся правила передвижения по автодорогам. Затем учащиеся организованно выдвигаются в город. Награждение проводится на следующий день в лицее на торжественной линейке.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: