Географические профессии. Методы исследования - наблюдение

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

Непосредственное

Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

И

Опосредованное

Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

Открытое (явное)

Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.

И

Скрытое

Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.

Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное)

Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

И

Не включенное (непричастное)

Исследователь ведет наблюдение извне.

Систематическое (сплошное)

Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка:

Дневники родителей;
дневники педагогов.

И

Несистематическое (выборочное)

Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:

Навыки общения воспитателя с ребенком;
речь ребенка.

Долговременное

Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

И

Кратковременное

Разные варианты:

1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа;

2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Казуальное (причинное)

Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес.

Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком).

И

Эпизодическое

Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

Внешнее
(наблюдение со стороны)

Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

И

Внутреннее (самонаблюдение)

Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими
ощущениями.

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки, на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Общая характеристика наблюдения

Метод наблюдения

Симптомы наблюдения

1. Движения, действия,
поступки, деятельность.

2. Мимика, жесты, пантомима.

3. Высказывания, речь,
словесные реакции.

4. Вегетативные реакции.

1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
система категорий и оценочных шкал;
магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.

5 . При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).

6. Систематичность проводимых наблюдений.

Достоинства

Недостатки

1. доступность, дешевизна средств.

2. не искажает естественного протекания
психических процессов.

3. богатство собираемых сведений.

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые
явления недоступны наблюдателю.

2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов.

3. Трудность установления причины явления:
слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;
много не учитываемых условий;
возможность субъективизма.

4. Трудность статистической обработки.

Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.

Наблюдение - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей.

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).

Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:
а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;
б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;
в) сделать соответствующие выводы.

Основные виды категориальных систем

I a. Полная категориальная система

Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

Тип поведения

Действие

Речь

Объекты наблюдения

а

б

I. Асоциальное

Отворачивается, убегает, защищается

Хнычет, плачет, кричит о помощи

II. Антисоциальное

Разрушает, отнимает, гонится, бьет

Угрожает, требует, дразнит, ругает

III. Пассивно-социальное

Присоединяется, приветствует, старается

Беседует, приветствует, просит

IV. Активно-социальное

Предлагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу

Беседует, инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству

II a. Континуальная категориальная система

Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ <---> НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

II б. Дисконтинуальная категориальная система

Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

Понимание задачи

Востребование информации

Oбсуждение

Варианты решения

Отрицание варианта

Не относящееся к задаче

III a. Категориальная система одного изменения

III б. Категориальная система нескольких параметров изучаемого

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

IV a . Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV 6 . Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

  • записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;
  • делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.

Форма ведения протокола определяется:

  • предметом, задачей и чистотой исследования;
  • наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;
  • наличием технических средств (видео и пр.);
  • повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;
  • записывать только факты, а не их истолкование;
  • каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;
  • все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные. Чем отличается наблюдение научное от житейского (что характерно для научного наблюдения)?

ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).
2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).
3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).
4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).
5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).
6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов. Наблюдение по плану:

1. Общие интересы:

  1. спорт;
  2. туризм;
  3. шахматы;
  4. техника;
  5. конструирование;
  6. музыка;
  7. изодеятельность;
  8. литература;
  9. художественная самодеятельность;
  10. экономика.

2. Выраженность:

  1. проба сил;
  2. эпизодичность;
  3. постоянство.

3. Деятельность:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

4. Устойчивость:

  1. высокая;
  2. средняя;
  3. невысокая (ситуативность).

5. Умственная активность:

  1. самостоятельная;
  2. несамостоятельная.

6. Сложность:

  1. а) большой объем;
  2. б) средний;
  3. в) малый.

7. Владение навыками:

  1. сложными;
  2. средними;
  3. постоянными.

8. Творческая выраженность:

  1. самостоятельное творчество;
  2. воспроизведение с усовершенствованием;
  3. воспроизведение.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Состояние окружающей среды, соответственно и среды обитания, непрерывно изменяется. Эти изменения различны по характеру, направленности, величине, неравномерно распределены в пространстве и во времени. Естественные, природные, изменения состояния среды имеют весьма важную особенность - они, как правило, происходят около некоторого среднего относительно постоянного уровня. Их средние значения могут существенно изменяться лишь в течение длительных интервалов времени.

Совсем другой особенностью обладают техногенные изменения состояния среды обитания, которые стали особенно значительными в последние десятилетия. Техногенные изменения в отдельных случаях приводят к резкому, быстрому изменению среднего состояния природной среды в регионе.

Для изучения и оценки негативных последствий техногенного воздействия возникла необходимость организации специальной системы контроля (наблюдения) и анализа состояния окружающей среды, в первую очередь из-за загрязнений и эффектов, вызванных ими в среде. Такую систему называют системой мониторинга состояния окружающей среды, которая является частью универсальной системы контроля состояния окружающей среды.

Мониторинг представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружающей среды и отслеживанию изменений в ее состоянии.

Основными задачами мониторинга являются:

Систематические наблюдения за состоянием среды и источниками, воздействующими на окружающую среду;

Оценка фактического состояния природной среды;

Прогноз состояния окружающей среды и оценка прогнозируемого состояния последней.

С учетом обозначенных задач мониторинг - это система наблюдений, оценки и прогноза состояния среды обитания.

Мониторинг является многоцелевой информационной системой.

Контроль состояния среды включает наблюдение за источниками и факторами техногенного воздействия (в том числе источниками загрязнений, излучений и т. п.) - химическими, физическими, биологическими - и за последствиями, вызываемыми этими воздействиями на окружающую среду.

Наблюдение осуществляют по физическим, химическим и биологическим показателям. Особенно эффективными представляются интегральные показатели, характеризующие состояние окружающей среды. При этом подразумевается получение данных о первоначальном (или фоновом) состоянии среды.

Наряду с наблюдением одной из основных задач мониторинга является оценка тенденций изменений состояния окружающей среды. Подобная оценка должна дать ответ на вопрос о неблагополучии положения, указать, чем именно обусловлено такое состояние, помочь определить действия, направленные на восстановление или нормализацию положения, или, наоборот, указать на особо благоприятные ситуации, позволяющие эффективно использовать имеющиеся экологические резервы природы в интересах человека.


В настоящее время различают следующие системы мониторинга.

Экологический мониторинг - универсальная система, целью которой являются оценка и прогноз за реакцией основных составляющих биосферы. Он включает геофизический и биологический мониторинги. К геофизическому мониторингу относится определение состояния крупных систем - погоды, климата. Основной задачей биологического мониторинга является определение реакции биосферы на техногенное воздействие.

Мониторинг в различных средах (различных сред) - включающий мониторинг приземного слоя атмосферы и верхней атмосферы; мониторинг гидросферы, т. е. поверхностных вод суши (рек, озер, водохранилищ), вод океанов и морей, подземных вод; мониторинг литосферы (в первую очередь почвы).

Мониторинг факторов воздействия - это мониторинг различных загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и других факторов воздействия, к которым можно отнести электромагнитное излучение, тепло, шумы.

Мониторинг сред обитания человека - включающий Мониторинг природной среды, городской, промышленной и бытовой сред обитания человека.

Мониторинг по масштабам воздействия - пространственным, временным, на различных биологических уровнях.

Фоновый мониторинг - базовый вид мониторинга, умеющий целью знание фонового состояния биосферы (как в настоящее время, так и в период до заметного влияния человека). Данные фонового мониторинга необходимы для ана-Аиза результатов всех видов мониторинга.

Территориальный мониторинг - включающий системы мониторинга техногенных загрязнений, в основу классификации которых положен территориальный принцип, так как данные системы являются важнейшей составной частью мониторинга окружающей среды.

Различают следующие системы (подсистемы) территориального мониторинга:

Глобальный - проводимый на всем земном шаре или в пределах одного-двух материков,

Государственный - проводимый на территории одного государства,

Региональный - проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств, например внутреннем море и его побережье;

Локальный - проводимый на сравнительно небольшой территории города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.,

"точечный" - мониторинг источников загрязнения, являющийся по сути импактным, максимально приближенным к источнику поступления загрязняющих веществ в окружающую среду,

Фоновый - данные которого необходимы для анализа результатов всех видов мониторинга.

Метод наблюдения является одним из основных методов психологического изучения деятельности военных специалистов. Он состоит в прямом восприятии исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показатели, признаки), характеризующих особенности изучаемой деятельности, поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности.

Общая характеристика метода наблюдения.

1. Состав процедуры: а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?); д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации; е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).

2. Возможные задачи наблюдения: а) предварительная ориентировка в объекте; б) выдвижение рабочих гипотез и их проверка; в) уточнение результатов, полученных с помощью других методов; г) иллюстрация концептуальных положений.

3. Объект наблюдения: военнослужащие, выполняющие задачи военно-профессиональной деятельности.

4. Ситуации наблюдения: а) естественные и искусственные (лабораторные, экспериментальные); б) управляемые и неуправляемые наблюдателем; в) спонтанные и организованные; г) стандартные и нестандартные; д) нормальные и экстремальные; е) различающиеся по видам деятельности и общения.

5. Предмет наблюдения: вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенных условиях социальной или профессиональной среды и в конкретных ситуациях: а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация; б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела; в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; д) сочетание перечисленных признаков.

6. Типы наблюдения: основные и дополнительные.

Основные виды наблюдения: житейское (бессистемное) и научное (целенаправленное). В военной профессиологии под наблюдением понимают научное наблюдение, которое может быть невключенным (дистантным) и включенным. Включенное наблюдение предполагает наблюдение профессиональной деятельности военного специалиста или группы "изнутри", когда наблюдатель становится полноправным её членом. Включённое наблюдение обладает большими достоинствами. Оно даёт возможность увидеть многие скрытые стороны человека как субъекта трудовой деятельности. Однако включённое наблюдение не всегда возможно и осуществимо по различным объективным причинам. Наряду с ним активно используется дистантное наблюдение, то есть наблюдение со стороны. При таком наблюдении исследователь не становится участником деятельности или какого-либо группового процесса, где он изучает субъекта воинской деятельности или его действия (операции). Своё поведение он организует значительно проще: главное, что от него требуется, - это остаться незамеченным со стороны изучаемого лица.

Дополнительные виды наблюдения: открытое и скрытое (инкогнито); стандартизированное и нестандартизированное (дневниковое); полевое (естественные условия) и лабораторное; случайное и систематическое; ограниченное и длительное; сплошное и выборочное; констатирующее и оценивающее; внешнее и внутреннее (самонаблюдение); смешанного типа; контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемое.

7. Методы обработки результатов наблюдения: классификация; группировка; контент-анализ; сравнительный анализ (сопоставление с результатами других наблюдений).

8. Требования к подготовке наблюдения: четкая формулировка цели; выбор единиц наблюдения; выбор способов наблюдения в зависимости от характера изучаемых действий людей и типа социальной ситуации; разработка соответствующей схемы наблюдения; разработка способов фиксации наблюдаемых единиц, т.е. использование технических, стенографических, символьно-графических средств; выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям; возможность проверки объективности и надежности наблюдения другими исследователями и другими методами; сочетание качественных и количественных характеристик наблюдаемого объекта.

9. Преимущества и недостатки наблюдения.

Преимущества метода наблюдения: непосредственное восприятие и фиксация актов социально-профессионального поведения; отражение конкретных процессов в конкретных ситуациях; более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения; возможность проверки опосредованных способов (анкет и опросников); снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты; возможность целостной оценки социальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения: сильное влияние установок, психических и функциональных состояний наблюдателя на результаты его деятельности; перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы; влияние лиц, за которыми осуществляется наблюдение; трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений; значительные затраты времени; ошибки личностного и психологического происхождения:

А) «гало-эффект» (гало – радужные круги вокруг солнца и луны), основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, оценке в "черно-белых красках" отдельных проявлений личности военнослужащего;

Б) «эффект снисхождения», проявляющийся в тенденции давать преувеличенно положительную оценку происходящему;

В) «ошибка центральной тенденции», заключающаяся в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов;

Г) «логическая ошибка», основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека (например, тенденция считать, что обходительные люди обязательно добрые);

Д) «ошибка контраста», то есть подчеркивание черт испытуемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;

Е) «стереотипы первого впечатления» - зависимость отношения к человеку от первого впечатления, часто определяемого профессиональными, этническими и возрастными факторами.

Для профессиолога наиболее характерно наблюдение за специалистом, выполняющим какие - либо профессиональные функции. Наблюдение - это всегда оценка действий и операций воспринимаемого лица. Поэтому наблюдающий должен: а) знать особенности своего профессионально-личностного поведения при наблюдении за людьми и их работой; б) вести наблюдение различными способами; в) планировать наблюдение.

Необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количественно - качественных показателей объекта. Например, количество действий или операций, выполненных за определенный период. Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание воина (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.

Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения. Ими принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например движения руками или ногами, изменения позы и т.п. Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы: карточка наблюдения (предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и обычно закодированном виде, в ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек - по одной на каждую единицу наблюдения); протокол наблюдения (необходим для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах и отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения); дневник наблюдения (предназначен для фиксации результатов наблюдения, в нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария); стенограмма (письменная форма аудиозаписи результатов наблюдения); описание результатов наблюдения на основе просмотра и анализа кино- видеосъемки.

В практике наблюдения был выработан примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах. Перечислим их.

Вопросы о наблюдаемых: кто они, сколько их? Каковы их род занятий, профессия или специальность, характер взаимоотношений? Какова структура экипажа, расчета, команды?

Вопросы об обстановке наблюдаемой деятельности: где и в каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в различных ситуациях? Чем они могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными? Каковы факторы профессиональной среды, влияющие на эффективность деятельности специалиста, и их характеристики (по показателям интенсивности, направленности и длительности воздействия).

Вопросы о целях действия наблюдаемых: Каковы основные профессиональные функции участников действий? Какие цели они преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, целями других участников, а какие не совпадают?

Вопросы о поведении наблюдаемых: что и как они конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Какие стимулы и мотивы вызывает их действие, та или иная форма поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы основные эмоциональные реакции? Каковы напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за этим эффектом и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?

Вопросы о восприятии внешней информации: сколько каналов получения информации; каковы ее источники, объем и характер? Какова динамика информации по содержанию и значимости в фиксируемый период (цикл) времени? Каковы основные способы управления и особенности принятия решения в различных условиях? Какие существуют периоды и уровни особого напряжения психофизиологических функций?

Вопросы о динамических параметрах наблюдаемых ситуаций: частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций: когда возникла ситуация и как долго она длилась? Является ли ситуация уникальной? Часто ли возникает? В каких показателях она может быть зафиксирована? Что вызывает и сдерживает ее возникновение? Насколько данная ситуация типична?

Вопросы о процедурах наблюдения и оценке их эффективности: краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз он проводил наблюдение ранее? Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно). Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования удалось выполнить? Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения. Оценка включенности наблюдаемой ситуации. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на него? Какова степень общения c наблюдаемыми военнослужащими? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения? Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.

При записи результатов наблюдения наряду с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино- и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения. В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись осуществляется по свежим впечатлениям, сразу же после наблюдения.

Наблюдение с использованием кино- и видеоаппаратуры имеет ряд недостатков:

Угол съемки определяется субъективно по усмотрению оператора;

На четкость и видимость снятого влияет освещенность в рабочей зоне специалиста;

Фиксируемые данные ограничены тем, что попало в поле объектива;

Имеет место постоянный элемент условности ракурса и скорости съемки, например съемка сверху или снизу, с быстрой или медленной сменой отрывков (фрагментов) может исказить роль и значение различных психофизиологических функций в трудовом процессе.

Следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют другие дополнительные методы.

В любой организационной системе деятельность аппарата управления в основном направлена на решение непрерывно возникающих проблем, т.е. на устранение проблемных ситуаций (развитие организации, расшивка узких мест, ликвидация недостатков, просчетов и др.)

Выявление проблем в настоящем обеспечивает возможность прогнозирования проблем в будущем, следствием чего является устранение неожиданности появления проблем и увеличения времени для подготовки соответствующих решений. В результате повышается планомерность процесса подготовки и принятия решений.

Для анализа проблемной ситуации необходимо четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию. Проблема (в переводе с греческого – задача) в широком смысле – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения, в более узком понимании – несоответствие желаемого и фактического уровней достижения цели. Проблему сопровождает ситуация. Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема.

Усиление ориентации на достижение лучших конечных результатов в народном хозяйстве и совершенствование управления требует от каждого руководителя умения сосредоточить внимание на ключевых проблемах, выявить которые помогают специальные методы:

· анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации,

· выявление проблем путем экспертного опроса руководителей специалистов,

· наблюдение за выполнением управленческих функций и (или) непосредственное участие в управлении специалистов-консультантов,

· метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК).

При анализе результатов производственно-хозяйственной деятельности организации исходными данными являются сведения о состоянии, функционировании рассматриваемой организации и соответствии этого состояния целям, определявшим направления и результаты развития организации. Для этого изучают и анализируют директивные, отчетные, нормативные и статистические документы и данные. Большая роль в этом принадлежит методам обработки статистической информации.

Недостатком этого подхода являются трудности выделения на основе анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности проблем совершенствования управления из общей совокупности проблем данной организации.

Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию о проблемах организации. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой организации. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данной организации источников (выше- и нижестоящих организаций, поставщиков и потребителей и т.п.). Экспертам предлагается письменно ответить в произвольной форме на вопрос: сформулируйте проблемы, мешающие более эффективному функционирование системы управления.

В настоящее время для выявления проблем используют экспертные оценки руководителей и специалистов.

Специалисты-консультанты наблюдают за выполнением управленческих функций и (или) непосредственно участвуют в управлении , при этом выявляют проблемы совершенствования управления в организации. Они могут определенное время работать в подразделениях аппарата управления, участвовать в совещаниях, наблюдать за практикой подготовки и принятия управленческих решений, составлять фотографии рабочего времени.

Совместное применение этих подходов дает возможность получить полную информацию о недостатках управления в конкретной организации и разработать мероприятия по их преодолению.

Метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК) выделяют в рамках второго метода.

Процедура выявления проблем включает формирование каталога проблем и его структуризацию.


Наиболее сложно формирование каталога проблем. В основу этого процесса взят экспертный метод, который включает: выбор формы опроса экспертов, определение структуры и численности экспертной группы, разработку методики опроса, проведение опроса, составление списка проблем, экспертизу проблем. К экспертному опросу привлекаются руководители и специалисты, глубоко знающие управленческие проблемы. Опрос проводит рабочая группа.

Исходный список проблем , полученных в результате проведения экспертного опроса, составляется сотрудниками рабочей группы. Заполненные и закодированные анкеты подвергаются экспертизе и обрабатываются. Из них последовательно выписываются формулировки проблем и коды анкет, в которых они высказаны. Проблемы в списке нумеруются в порядке очередности рассмотрения анкет. Если в очередной анкете встречается формулировка, уже имеющаяся в списке, то в него вносится только код этой анкеты.

Экспертиза исходного списка состоит в том, что одинаковые проблемы, а также проблемы, одинаковые по содержанию, но отличающиеся формулировками, заменяются проблемой с обобщенной формулировкой.

В результате исходный список «сжимается» и превращается в каталог проблем – неупорядоченный их перечень. Каталог проблем вводится в память ПК для последующей структуризации проблем методом логико-смыслового моделирования, для чего составляется специальная программа.

Полученные в результате обработки информации графические материалы в виде распечаток с ПК и тексты позволяют наглядно представить логическую и содержательную взаимосвязь проблем.

Формальным отображением структуры проблем является граф (дерево проблем), вершины которого соответствуют проблемам, а дуги – связям между ними.

Связь проблем чаще всего подчиняется диалектике взаимоотношения «причина – следствие». В организационных системах существенны именно отношения причинно-следственного характера. Эти отношения дают представление о процессах изменения, движения отдельных компонентов системы в целом. Такое отношение характеризует одну проблему как причину, другую – как следствие, или эти проблемы могут быть несравнимы.

Искомое упорядочение проблем трактуется как последовательность иерархических уровней, которая наглядно отображается в виде связного графа. Порядок проблем внутри одного и того же уровня (слоя) безразличен, так как они несравнимы между собой по введенному отношению. Смысл здесь заключается в том, что производится элементарный логический анализ всей совокупности проблем.

При используемом способе фиксации отношения «причинность» на верхнем уровне иерархии будут находиться кардинальные, базовые проблемы, а на нижнем – проблемы – следствия, характеризующиеся наибольшей степенью агрегации. Проблемы верхнего уровня не имеют причин, а проблемы последнего уровня – следствий.

Граф проблем представляет собой связное и логически обоснованное описание последовательности решения всей совокупности проблем с учетом максимального использования результатов решения предшествующих проблем. Для любой пары взаимосвязанных по графу проблем проблема, решаемая ранее, должна быть причиной проблемы, решаемой позже.

Положительные стороны метода логико-смыслового моделирования:

· характеризуется относительной быстротой, простотой реализации;

· выявление базовых (кардинальных) проблем дает возможность сконцентрировать усилия и ресурсы с наибольшей оптимальностью;

· структуризация и упорядочение проблем дает возможность выявить причины возникновения проблем, их актуальность, срочность.

Отрицательные стороны :

· трудно оценить степень полноты и достоверности информации, представленной экспертами;

· нет полной уверенности, что перечислены действительно все основные проблемы;

· у отдельных экспертов может отсутствовать желание представлять все проблемы, особенно если виновниками являются они.

1. Проблема должна формулироваться конкретно, без обобщающих формулировок.

2. Проблемы должны быть одного масштаба, например, для одного уровня управления.

Рассмотрим некоторые черты современного состояния биосферы и процессы, происходящие в ней.

Глобальные процессы образования и движения живого вещества в биосфере связаны и сопровождаются круговоротом огромных масс вещества и энергии. В отличие от чисто геологических процессов биогеохимические циклы с участием живого вещества имеют значительно более высокие интенсивность, скорость и количество вовлеченного в оборот вещества.

Как уже говорилось, с появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных. По мере развития цивилизации, особенно бурного после промышленной революции конца средних веков, человечество овладевало все большей мощью, все большей способностью вовлекать и использовать для удовлетворения своих растущих потребностей огромные массы вещества - как органического, живого, так и минерального, косного.

Рост населения и расширяющееся развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта вызвали массовое уничтожение лесов в Европе, Северной Америке, Выпас скота в больших масштабах приводил к гибели лесов и травяного покрова, к эрозии (разрушению) почвенного слоя (Средняя Азия, Северная Африка, юг Европы и США). Истреблены десятки видов животных в Ев­ропе, Америке, Африке.

Ученые предполагают, что истощение почв на территории древнего центрально-американского государства Майя в результате подсечно-огневого земледелия явилось одной из причин гибели этой высокоразвитой цивилизации. Аналогично в Древней Греции исчезли обширные леса в результате вырубки и неумеренного выпаса скота. Это усилило эрозию почвы и привело к уничтожению почвенного покрова на многих горных склонах, повысило засушливость климата и ухудшило условия ведения сельского хозяйства.

Строительство и эксплуатация промышленных предприятий, добыча полезных ископаемых привели к серьезным нарушениям природных ландшафтов, загрязнению почвы, воды, воздуха различными отходами.

Настоящие сдвиги в биосферных процессах начались в XX в. в результате очередной промышленной революции. Бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. Интенсивность потребления человечеством энергии и материальных ресурсов растет пропорционально численности населения и даже опережает его прирост.

Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В. И. Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Это предупреждение пророчески оправдалось. Последствия антропогенной (производимой человеком) деятельности проявляются в истощении природных ресурсов, загрязнении биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к на­рушению практически всех природных биогеохимических циклов.

В результате сжигания различного топлива в атмосферу ежегодно выбрасывается около 20 млрд. т углекислого газа и поглощается соответствующее количество кислорода. Природный запас СО 2 в атмосфере составляет величину порядка 50 000 млрд. т. Эта величина колеблется и зависит, в частности, от вулканической активности. Однако антропогенные выбросы углекислого газа превышают естественные и составляют в настоящее время большую долю его общего количества. Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере, сопровождающееся ростом количества аэрозоля (мелких частиц пыли, сажи, взвесей растворов некоторых химических соединений), может привести к заметным изменениям климата и соответственно к нарушению складывавшихся в течение миллионов лет равновесных связей в биосфере.

Итогом нарушения прозрачности атмосферы, а, следовательно, и теплового баланса может явиться возникновение « парников ого эффекта», то есть увеличения средней температуры атмосферы на несколько градусов. Это способно вызвать таяние ледников полярных областей, повышение уровня Мирового океана, изменение его солености, температуры, глобальные нарушения климата, затопление прибрежных низменностей и многие другие неблагоприятные последствия.

Выброс в атмосферу промышленных газов, включающих такие соединения, как окись углерода СО (угарный газ), окислы азота, серы, аммиака и других загрязнителей, приводит к угнетению жизнедеятельности растений и животных, нарушениям обменных процессов, к отравлению и гибели живых организмов.

Неуправляемое влияние на климат в совокупности с нерациональным ведением сельского хозяйства способны привести к значительному снижению плодородия почв, большим колебаниям урожайности культур. По данным экспертов ООН, в последние годы колебания продукции сельского хозяйства превышали 1%. А ведь уменьшение производства продовольствия даже на 1% может привести к гибели от голода десятков миллионов человек.

Катастрофически сокращаются леса на нашей планете, Нерациональные вырубки лесов и пожары привели к тому, что во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились лишь на 10-30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70%, Южной Америки - на 60%, в Китае лишь 8% территории покрыто лесом.

Загрязнение природной среды. Появление в природной среде новых компонентов, вызванное деятельностью человека или какими-либо грандиозными природными явлениями (например, вулканической деятельностью), характеризуют термином загрязненность. В общем, виде загрязненность - это наличие в окружающей среде вредных веществ, нарушающих функционирование экологических систем или их отдельных элементов и снижающих качество среды с точки зрения проживания человека или ведения им хозяйственной деятельности. Этим термином характеризуются все тела, вещества, явления, процессы, которые в данном месте, но не в то время и не в том количестве, какое естественно для природы, появляются в окружающей среде и могут выводить ее системы из состояния равновесия.

Экологическое действие загрязняющих агентов может проявляться по-разному; оно может затрагивать либо отдельные организмы проявляться на организменном уровне, либо популяции, биоценозы, экосистемы и даже биосферу в целом.

На организменном уровне может происходить нарушениеотдельных физиологические функций организмов, изменение их поведения, снижение темпов роста и развития, снижение устойчивости к воздействиям иных неблагоприятных факторов внешней среды.

На уровне популяций загрязнение может вызывать изменение их численности и биомассы, рождаемости, смертности, изменения структуры, годовых циклов миграций и ряда других функциональных свойств.

На биоценотическом уровне загрязнение сказывается на структуре и функциях сообществ. Одни и те же загрязняющие вещества по-разному влияют на разные компоненты сообществ. Соответственно меняются количественные соотношения в биоценозе, вплоть до полного исчезновения одних форм и появления других. Изменяется пространственная структура сообществ, цепи разложения (детритные) начинают преобладать над пастбищными, отмирание - над продукцией. В конечном счете, происходит деградация экосистем, ухудшение их как элементов среды человека, снижение положительной роли в формировании биосферы, обесценение в хозяйственном отношении.

Различают природное и антропогенное загрязнения. Природное загрязнение возникает в результате естественных причин - извержения вулканов, землетрясений, катастрофических наводнений и пожаров. Антропогенное за­грязнение - результат деятельности человека.

В настоящее время общая мощность источников антропогенного загрязнения во многих случаях превосходит мощность естественных. Так, природные источники окиси азота выбрасывают 30 млн т азота в год, а антропогенные - 35-50 млн т; двуокиси серы, соответственно, около 30 млн т и более 150 млн т. В результате деятельности человека свинца попадает в биосферу почти в 10 раз больше, чем в процессе природных загрязнений.

Загрязняющие вещества, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека, и их влияние на среду очень разнообразны. К ним относятся: соединения углерода, серы, азота, тяжелые металлы, различные органические вещества, искусственно созданные материалы, радиоактивные элементы и многое другое.

Так, по оценкам экспертов, в океан ежегодно попадает около 10 млн т нефти. Нефть на воде образует тонкую пленку, препятствующую газообмену между водой и воздухом. Оседая на дно, нефть попадает в донные отложения, где нарушает естественные процессы жизнедеятельности донных животных и микроорганизмов. Кроме нефти, значительно возрос выброс в океан бытовых и промышленных сточных вод, содержащих, в частности, такие опасные загрязнители, как свинец, ртуть, мышьяк, обладающие сильным токсическим действием. Фоновые концентрации таких веществ во многих местах уже превышены в десятки раз.

Каждый загрязнитель оказывает определенное отрицательное воздействие на природу, поэтому их поступление в окружающую среду должно строго контролироваться. Законодательство устанавливает для каждого загрязняющего вещества предельно допустимый сброс (ПДС) и предельно допустимую концентрацию (ПДК) его в природной среде.

Предельно допустимый сброс (ПДС) - это масса загрязняющего вещества, выбрасываемого отдельными источниками за единицу времени, превышение которой приводит к неблагоприятным последствиям в окружающей среде или опасно для здоровья человека. Предельно допустимая концентрация (ПДК) понимается как количество вредного вещества в окружающей среде, которое не оказывает отрицательного воздействия на здоровье человека или его потомство при постоянном или временном контакте с ним. В настоящее время при определении ПДК учитывается не только степень влияния загрязнителей на здоровье человека, но и воздействие их на животных, растения, грибы, микроорганизмы, а также на природное сообщество в целом.

Специальные службы мониторинга (наблюдения) окружающей среды осуществляют контроль за соблюдением установленных нормативов ПДС и ПДК вредных веществ. Такие службы созданы во всех районах страны. Особенно важна их роль в крупных городах, вблизи химических про­изводств, атомных электростанций и других промышленных объектов. Службы мониторинга имеют право применять предусмотренные законом меры, вплоть до приостановки производства и любых работ, если нарушаются нормы охраны окружающей среды.

Кроме загрязнения среды, антропогенное воздействие выражается в истощении природных ресурсов биосферы. Огромные масштабы использования природных ресурсов привели к значительному изменению ландшафтов в некоторых регионах (например, в угольных бассейнах). Если на заре цивилизации человек использовал для своих нужд всего около 20 химических элементов, в начале XX втекало 60, то сейчас более 100 - почти всю таблицу Менделеева. Ежегодно добывается (извлекается из геосферы) около 100 млрд. т руды, топлива, минеральных удобрений.

Быстрый рост потребностей в топливе, металлах, мине­ральном сырье и их добыче привели к истощению этих ресурсов. Так, по оценкам специалистов, при сохранении современных темпов добычи и потребления, разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа - через 50 лет, угля - через 200. Аналогичная ситуация сложилась не только с энергетическими ресурсами, но и с металлами (истощение запасов алюминия ожидается через 500-600 лет, железа - 250 лет, цинка - 25 лет, свинца - 20 лет) и минеральными ресурсами, как, например, асбест, слюда, графит, сера.

Вот далеко не полная картина экологической ситуации на нашей планете в настоящее время. Даже отдельные успехи природоохранной деятельности не могут заметным образом изменить общий ход процесса пагубного влияния цивилизации на состояние биосферы.

Загрязнение атмосферы. Различные, негативные изменения атмосферы Земли связаны главным образом с изме­нением концентрации второстепенных компонентов атмосферного воздуха.

Существует два главных источника загрязнения атмосферы: естественный и антропогенный. Естественный источник - это вулканы, пыльные бури, выветривание, лесные пожары, процессы разложения растений и животных.

К основным антропогенным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, различные машиностроительные предприятия.

По данным ученых (1990 е.), ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд. т оксидов углерода, 190 млн т оксидов серы, 65 млн т оксидов азота, 1,4 млн т хлорфторуглеродов (фреонов), органические соединения свинца, углеводороды, в том числе канцерогенные (вызывающие заболевание раком).

Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу поступает большое количество твердых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Большую опасность таит загрязнение природной среды тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий стали практически постоянными компонентами воздуха промышленных центров. Особенно остро стоит проблема загрязнения воздуха свинцом.

Глобальное загрязнение атмосферного воздуха сказывается на состоянии природных экосистем, особенно на зеленом покрове нашей планеты. Одним из самых наглядных показателей состояния биосферы служат леса их самочувствие.

Кислотные дожди, вызываемые главным образом диоксидом серы и оксидами азота, наносят огромный вред лесным биоценозам. Установлено, что хвойные породы страдают от кислотных дождей в большей степени, чем широколиственные.

Только на территории нашей страны общая площадь лесов, пораженных промышленными выбросами, достигла 1 млн га. Значительным фактором деградации лесов в последние годы является загрязнение окружающей среды радионуклидами. Так, в результате аварии на Чернобыльской АЭС поражено 2,1 млн га лесных массивов.

Особенно сильно страдают зеленые насаждения в промышленных городах, атмосфера которых содержит большое количество загрязняющих веществ.

Воздушная экологическая проблема истощения озонового слоя, в том числе появление озоновых дыр над Антарктидой и Арктикой, связана с чрезмерным применением фреонов в производстве и быту.

Происхождение

Действие

Двуокись серы (Сернистый ангидрид)

При сгоранииугля и мазута

Раздражает бронхи. Вызывает легочные и аллергические реакции

Трехокись серы

При реакции двуокиси серы с кислородом

Соединясь с атмосферной влагой образует серную кислоту. Угнетает растения, разъедает камень и др.

Окись углерода

Выделяется при неполном сгорании всех видов топлива.

В больших количествах неблагоприятно воздействует на организм человека

Углеводороды

Выделяютсяпри неполном сгорании горючего (нефти)

Способствуют развитию раковых заболеваний

Окись азота



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: