Планирование как управленческая функция. Планирование как важнейшая функция управления

Предлагаемые тесты включают в себя 3 варианта итоговых тестов по изучаемой дисциплине, а также разноплановые тесты, нацеленные на выявление сформированных компетенций по принятию управленческих решений в заданной ситуации, по постановке целей и определению оптимальной сферы трудовой деятельности обучающихся.

Для формулировки обучающимися выводов по результатам выполнения тестовых заданий предлагается шкала оценки результатов в зависимости от количества набранных баллов.

Как правило использование в ходе учебных занятий данных тестов повышает привлекательность изучаемой дисциплины для обучающихся и способствует росту их мотивации к приобретению компетенций, определённых действующим ФГОС для соответствующей специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест 1 .

1. По отношению к управлению планирование рассматривают как:

а) его функцию;

б) метод.

2. Определяющей характеристикой менеджера является:

3. Менеджмент как наука сформировался:

а) в средние века;

4. Функцией менеджмента является:

а) формулирование целей;

б) аттестация персонала;

в) организация работы;

г) оценка результатов деятельности.

5. Универсальный принцип управления - единоначалие - предложен учеными научной школы:

а) человеческих отношений (М. Фоллет, Э.Мейо);

б) административного управления (А. Файоль);

в) научного управления (Ф.Тейлор).

6. Главное качество, которым должен обладать японский менеджер, это:

а) профессионализм;

б) координация действий подчиненных.

7. Верным является следующее умозаключение:

а) каждый менеджер - руководитель;

б) каждый руководитель - менеджер.

8. Определяющим фактором среды прямого воздействия промышленного предприятия является:

а) научно-технический прогресс;

б) состояние развития экономики; в)потребители продукции.

9. В учебных заведениях США стремятся готовить менеджеров-универсалов:

а) да;

б) нет

10. Перегрузка менеджеров высшего звена управления характерна для организационной структуры:

а) линейного типа;

б) матричного типа.

11. Для традиционного принципа хозяйствования как составной части процесса управления характерны индивидуализм, имущественное право, самостоятельность решений:

а) да;

б) нет.

12. Современный («экологический») научный подход к работе менеджера по контролю деятельности подчиненных предполагает:

а) утверждение планов по отдельным видам продукции;

б) координацию работы по производству группы продукции;

в) сочетание этих вариантов.

13. Мотивация труда - это:

г) подведение итогов.

а) да;

б) нет.

16. К преимуществам штабной структуры управления относится:

а) повышение персональной ответственности за результаты работы;

б) централизация управления в организации;

в) высокая степень специализации деятельности.

17. Процесс принятия решений начинается:

а) с определения альтернатив;

б) анализа факторов внешней среды;

в) диагностики проблемы;

г) сбора информации о состоянии внутренней среды организации.

18. Оптимальный прием снижения отрицательного воздействия стресса в работе предполагает:

а) делегирование полномочий;

б) тщательное планирование загрузки;

в) организацию работы сверх установленного лимита времени.

19. Основная цель заключительного контроля в менеджменте заключается:

а) в учете материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

б) предотвращении ошибок в будущем;

в) проверке нормативной документации; г) оперативной корректировке плановых показателей.

20. Конфликтная ситуация - это:

а) синоним слова «конфликт»;

б) основной элемент конфликта;

в) следствие конфликта.

Тест 2 . Выберите правильный вариант ответа.

1. Основным лимитирующим показателем деятельности менеджера является:

а) ограничение ресурсов;

б) потребительский спрос;

в) фактор времени;

г) бюрократические барьеры.

2. Впервые необходимость разработки норм выработки была обоснована учеными:

а) школы научного управления (1885-1920 гг.);

б) административной школы (1920-1950 гг.);

в) школы человеческих отношений (1930-1950 гг.);

г) школы количественных методов (1950 г. - настоящее время).

3. Способный менеджер в работе с людьми:

а) беспокоится о том, что они не справляются с поставленной задачей;

б) обращает внимание на то, что они хорошо делают.

4. Классическая модель японского менеджмента предполагает организацию системы оплаты труда персонала на основе индивидуальных результатов работы:

а) да;

б) нет.

5. Основным критерием оценки эффективности работы менеджеров в Германии является:

а) выполнение текущего плана;

б) получение прибыли;

в) повышение квалификации сотрудников;

г) организация оплаты труда персонала;

д) обеспечение производства ресурсами;

е) охрана труда.

6. В процессе управления получение и обработка информации о состоянии объекта предшествуют выработке решений:

а) да;

б) нет.

7. Верным является утверждение, что неформальные коммуникации обладают высокой степенью достоверности:

а) да;

б) нет.

8. Оптимальным вариантом действий менеджера в условиях лимита времени являеа) отсутствие какого-либо решения;

б) рациональное решение;

в) интуитивное решение.

9. Долгосрочное планирование деятельности предприятия в условиях рыночной экономики - это:

а) нонсенс;

б) полезно, но вряд ли возможно;

в) вполне осуществимо.

10. В соответствии с теорией Ф.Герцберга менеджер должен использовать в качестве средств мотивации:

а) повышение уровня оплаты труда всем сотрудникам;

б) признание и одобрение результатов работы;

в) поощрение за выслугу лет;

г) улучшение условий труда.

11. Контроллинг - это:

а) текущий контроль;

в) заключительный контроль.

12. Можно утверждать, что инновационная деятельность менеджера является следствием «чудесного озарения»:

а) да;

б) нет.

13. Корпоративная культура базируется:

а) на правилах внутреннего распорядка организации;

б) национальных традициях;

в) убеждениях и ценностях, разделяемых большинством сотрудников;

г) общепринятых нормах поведения.

14. Действия менеджера в условиях риска в первую очередь предполагают:

а) определение допустимого уровня риска;

б) оценку рисков;

в) выявление источников риска.

15. Компромисс - наилучший способ разрешения конфликтной ситуации:

а) да;

б) нет.

16. Слухи, распространяемые в организации, можно рассматривать как:

а) нежелательное явление;

б) свидетельство приближающегося банкротства;

в) позитивное явление.

а) формальным;

б) неформальным;

в) частных предприятиях;

г) совместных предприятиях.

20. Справедливым является утверждение, что объектом социальной направленности работы менеджера должно быть общество:

а) да; б) нет.

Тест 3. Выберите правильный вариант ответа.

1. В американской модели менеджмента характер принятия решений:

а) коллективный, на основе единогласия;

б) индивидуальный.

2. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:

а) потребители, конкуренты;

3. Обратная связь в коммуникационном процессе может повысить эффективность обмена информацией:

а) да;

б) нет.

4. Структура аппарата управления предприятием определяется, как правило:

а) объемом работы, сложностью продукции, численностью работающих;

б) местом расположения предприятия, принадлежностью к конкретной отрасли, требованиями профсоюза.

5. На глубоких знаниях и большом опыте работы менеджера основано следующее решение:

а) организационное;

б) основанное на суждениях;

в) компромисс;

г) рациональное.

6. Основной лимитирующий показатель в работе руководителя (менеджера) - спрос на продукцию предприятия - характерен:

а) для социалистической (командно-административной) экономики;

б) рыночной экономики.

7. Элементы коммуникационного процесса - это:

а) отправитель, сообщение, канал, получатель;

б) разработка идеи, кодирование, выбор канала, передача сообщения.

8. Менеджер должен наказывать распространителей неформальных коммуникаций (слухов):

а) да;

б) нет.

9. Основным критерием продвижения по служебной лестнице в американской модели менеджмента является:

а) возраст и стаж работы;

б) личный результат работы.

10. Факторы внутренней среды предприятия - это:

а) структура, персонал, технология;

б) поставщики ресурсов, законы. Развитие менеджмента в России сдерживается в первую очередь:

а) отсутствием теории организации и управления производством;

б) дефицитом эффективных менеджеров;

в) бюрократизацией исполнительной власти.

11. Контроллинг - это:

а) текущий контроль;

б) совокупность методов планирования, учета, анализа и контроля;

в) заключительный контроль.

12. Менеджмент как наука сформировался:

а) в средние века;

б) в конце XIX - начале XX в.;

в) после Второй мировой войны.

13. Мотивация труда - это:

а) планирование деятельности на перспективу;

б) организация работы коллектива;

в) формирование необходимых стимулов;

г) подведение итогов.

14. Создание менеджером его подчиненным необходимых условий для профессионального роста, предоставление ответственной работы позволяет удовлетворить их:

а) первичные потребности; б)вторичные потребности; в) одновременно те и другие.

15. Делегированием в менеджменте является не только передача полномочий, но и ответственности подчиненным:

а) да;

б) нет.

16. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:

а) потребители, конкуренты;

б) экономика, научно-технический прогресс.

17. Либеральный стиль руководства основан:

а) на снисходительности и терпимости к людям;

б) объективности к сотрудникам;

в) избирательном отношении к руководителям и подчиненным.

18. Менеджер должен стремиться быть лидером:

а) формальным;

б) неформальным;

в) сочетающим эти характеристики.

19. Иерархическую структуру управления используют:

а) на государственных предприятиях;

б) предприятиях всех форм собственности;

в) частных предприятиях;

г) совместных предприятиях.

20. Определяющей характеристикой менеджера является:

а) организация и управление в условиях рыночной экономики;

б) стремление к получению прибыли;

в) наличие подчиненных в организационной структуре.

Тест 4

Развитие российских предприятий значительно повышает требования, предъявляемые к методам принятия стратегических решений менеджерами, последствия которых проявляются не сразу.

Результаты предлагаемого теста могут показать, в какой мере предприятие следует в своей деятельности продуманной стратегии.

В ходе выполнения тестового задания поставьте после приведённых утверждений ответы: «да» или «нет», отражающие, по вашему мнению, справедливость того или иного утверждения, а затем подсчитайте сумму ответов «да».

Направление будущего развития предприятия ясно определено его менеджерами.

Каждый менеджер детально знает стратегию предприятия.

Каждый руководитель разделяет общую точку зрения на новые услуги и рынки, определенные стратегией предприятия.

Стратегия предприятия является важнейшим фактором, который учитывают при анализе новых возможностей.

Процесс создания стратегии проходил независимо от перспективного планирования.

Стратегия лежит в основе планов и распределения ресурсов между подразделениями предприятия.

Стратегия базируется на анализе и предположениях, а не на планах.

Стратегия определяет возможные приобретения других предприятий, а не наоборот.

Каждый филиал или дочерняя фирма предприятия имеет ясную стратегию.

Стратегия каждого филиала (дочернего предприятия) полностью соответствует общей стратегии головного предприятия.

Каждый отдел имеет ясную стратегию.

Тест 5. Умеет ли менеджер ставить правильные цели?

(Составлен с использованием информации еженедельника «Элитный персонал»)

Выберите вариант ответа на соответствующее утверждение и подсчитайте общее число набранных баллов (ответ а - 3 балла; б - 2 балла; в - 1 балл).

1. Вы представляете свое будущее через 5 лет:

а) вполне определенно;

б) в общих чертах;

в) я предпочитаю жить сегодняшним днем.

2. Ваш жизненный стиль лучше определяет следующее классическое суждение:

а) дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку;

б) так как вы не можете делать все, что хотите, то желайте только того, что можете сделать;

в) надо ввязаться в бой, а там поглядим, что получится.

3. Серьезное препятствие на пути к цели является для вас:

а) стимулом удвоить усилия;

б) подсказкой, что следует искать другой путь;

в) сигналом, что цель выбрана неправильно.

4. Вы считаете необходимым расширять свой кругозор:

а) да, это необходимо в современных условиях;

б) это желательно, но не обязательно;

в) нет, мой кругозор и так достаточно широк.

5. Вы готовы отправиться в путешествие в ближайшие дни, если выиграли в лотерею экзотический круиз:

а) скорее, я не воспользуюсь этой возможностью, так как это нарушит ритм моей жизни;

б) постараюсь, если удастся отложить текущие дела;

в) разумеется, так как упускать такой шанс нельзя.

6. Вам предстоит решить несколько задач разной трудности, вы начнете:

а) с самой легкой, для разминки;

б) с задачи средней трудности, чтобы оценить общий уровень задач;

в) с наиболее трудной, поскольку возможную неудачу можно компенсировать решением более простых задач.

7. Неодобрительное или скептическое отношение окружающих может заставить вас отказаться от намеченной цели:

а) напротив, меня это только дополнительно мобилизует;

б) возможно, придется скорректировать свои намерения;

в) я не смогу осуществить задуманное без поддержки окружающих. 8. Ваши юношеские мечты сбылись:

а) да, в значительной степени;

б) во многом нет, но в настоящее время я понимаю, что это были нереалистичные планы;

в) моя жизнь сложилась совсем не так, как когда-то мечталось.

Тест 6 (по мотивам теста Д.Букина и М.Букина)

Одним людям легче иметь дело с техникой. Другие умеют взаимодействовать с людьми - коллегами и клиентами. К какой из этих групп относитесь вы? Какая группа более характерна для собирательного образа менеджера? Выберите вариант ответа на соответствующее утверждение.

1. Я предпочел бы иметь дачу:

а) в оживленном поселке;

б) в маленькой деревне;

2. На работе мне интереснее всего:

а) с техникой;

б) иногда с техникой, иногда с людьми;

в) с людьми.

3. На общественные должности меня выдвигали:

а) не выдвигали никогда;

б) редко;

в) много раз.

4. Чья работа интереснее - химика-исследователя или директора гостиницы:

а) химика;

б) не знаю;

в) директора гостиницы.

5. Вы любите делать подарки:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

6. Вы сделали полезное изобретение. Ваши дальнейшие действия:

а) буду совершенствовать его в лаборатории;

б) затрудняюсь ответить;

в) позабочусь о его практическом применении.

7. На ваш взгляд, интереснее всего в профессии сейлз-менеджера:

а) общение с заказчиками, клиентами;

б) затрудняюсь ответить;

в) ведение счетов и документации.

8. Если бы адвокаты и летчики получали одинаковую заработную плату, интереснее было бы стать:

а) адвокатом;

б) мне трудно выбрать между этими профессиями;

в) летчиком.

9. Если выбирать между профессией художника и общественного деятеля, то интереснее быть:

а) художником;

б) затрудняюсь сказать;

в) общественным деятелем.

10. Лучше всего в музеях я чувствую себя:

а) в одиночестве;

б) когда вокруг только близкие люди;

в) при большом скоплении публики.

Используя табл. 1, подсчитайте общую сумму баллов.

Ответы

Вопрос

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ:

ТЕСТ 1

1 - а; 2 -б; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-в; 9-б; 10-а;

11-а; 12-б; 13-в; 14-б; 15-а; 16-в; 17-в; 18-б; 19-б; 20-б.

ТЕСТ 2

1 - б; 2 - а; 3 - б; 4 - б; 5 - б;

6 - а; 7 - а; 8 - в; 9 - в; 10 - б;

11 - б; 12 - а; 13 - в; 14 - в; 15 - б;

16 - в; 17 - а; 18 - в; 19 - б; 20 - а.

ТЕСТ 3

1- б; 2 - а; 3 - а; 4 - а; 5 - б;

6 - б; 7 - а; 8 - б; 9 - б; 10 - а; 11- б.

ТЕСТ 4

Оценка результатов

10 и более ответов «да». Наиболее вероятно, что руководство предприятия является единой командой, которая четко осознает цели его развития. Личные цели каждого менеджера хорошо взаимоувязаны с общей стратегией предприятия. Практически все серьезные решения рассматриваются сквозь призму принятой стратегии. Возможно, на предприятии существует специальное подразделение стратегического планирования, отслеживающее и корректирующее выполнение стратегического плана.

Организационная структура предприятия базируется на стратегических бизнес-центрах, каждый из которых руководствуется собственным планом.

Активная позиция менеджмента повышает устойчивость предприятия на рынке. Концентрация ресурсов на отдельных приоритетных направлениях деятельности дает предприятию возможность усилить свою конкурентоспособность.

5 - 10 ответов «да». Видимо, вопросы разработки и следования принятой стратегии касаются лишь высшего руководства предприятия. Неосведомленность руководителей среднего звена и рядовых сотрудников в основных положениях принятой стратегии приводит к неоправданному распылению усилий и ресурсов в подразделениях предприятия. Деятельность номинально существующего подразделения стратегического планирования воспринимается на предприятии скептически. Ежегодно подразделения предприятия готовят лишь формальные бизнес-планы, которые не используют в работе.

На предприятии существует система, при которой возможно принятие «оперативных» решений без должной проработки, а также в отрыве от решений, принятых ранее и планируемых в будущем.

В такой ситуации вал текущих вопросов и проблем накрывает топ-менеджеров предприятия, не оставляя им ни времени, ни сил принимать просчитанные и последовательные стратегические решения.

Менее 5 ответов «да». Стиль менеджмента можно охарактеризовать как неформальный с крайней степенью гибкости и спонтанности; отсутствие четко очерченных обязанностей, каких-либо планов и внутреннего контроля сопряжено с высокой степенью риска в системе принятия стратегических решений. В условиях усиливающейся конкуренции на рынке увеличивается вероятность поглощения предприятия более крупной структурой. Ощущение нестабильности и отсутствия долгосрочной перспективы, зафиксированной в стратегическом плане, может отразиться на настроениях сотрудников, а в конечном счете и потребителей продукции предприятия.

Результаты теста не являются гарантией будущих успехов или неудач предприятия. В конечном счете, даже наиболее совершенная стратегия базируется на большом числе предположений о будущем. Искусство управления заключается именно в способности менеджера предвосхищать события, умело направляя деятельность предприятия на ранее проложенный курс, а также трезво оценить возможности команды и запас прочности корабля, чтобы противостоять штормам.

ТЕСТ 5

Оценка результатов

Менее 12 баллов. Вы уверены, что, чему суждено произойти, случится, независимо от ваших усилий. Действительно, многое в жизни складывается помимо нашей воли. Однако не стоит недооценивать и собственную активность.

12-18 баллов. Вы умеете соизмерять свои потребности и реальные возможности, предпочитаете не строить детальных планов, ограничиваясь лишь некоторыми общими намерениями. Такой подход позволяет использовать для достижения цели наиболее подходящие средства.

Свыше 18 баллов. Вы - целеустремленный человек, знаете, чего хотите от жизни, и умеете этого добиваться. Для достижения новых успехов вам необходимо больше гибкости.

ТЕСТ 6

Оценка результатов

От 0 до 7 баллов. Вы более склонны работать в одиночестве, чем иметь дело с сослуживцами. «В тишине зреет интеллект» - эта поговорка про вас. Вы стремитесь к четкости и ясности, к проникновению в суть происходящих процессов, к четкой классификации окружающих вас людей, явлений и событий. Вам трудно разобраться в тонкостях отношений между людьми, зато вы легко справляетесь со сложными и трудоемкими задачами.

Вполне возможно, что окружающие воспринимают вас как холодного человека. Если вы не умеете достигать компромиссов, негибки в оценках, то негативное впечатление окружающих только усиливается. Скорее всего, у вас ровные взаимоотношения с людьми, и многие это ценят, но вам трудно добиться глубокой привязанности.

Друзей и близких могут обижать ваше безразличное отношение к ним, отсутствие теплоты и участия, а вы, скорее всего, обвиняете их в непонимании и излишней капризности. Попробуйте иногда как-то выражать свое отношение к тем, кто вам дорог или симпатичен.

От 8 до 13 баллов. Вы одинаково хорошо можете работать с документами и взаимодействовать с коллегами. Вам интересны и сосредоточенная работа с техникой, и контакты с людьми.

Вас сложно назвать замкнутым человеком, хотя иногда вам хочется побыть одному. Вы плохо работаете только в одном случае - когда в вашей комнате нет совсем никого. Вам скучно без общения, в котором вас больше увлекает не цель, а непосредственно процесс. Вам стоит развивать свою способность находить общий язык с людьми.

От 14 до 20 баллов. Вы созданы для работы с людьми. Вам свойственны открытость и доброжелательность, вы отзывчивы и непринужденны, с вами легко общаться. Постоянная готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, уживчивость привлекают к вам окружающих. У вас много друзей, еще больше - знакомых.

Вы не боитесь критики, не смущаетесь, легко запоминаете лица и имена, окружающие воспринимают все это как проявление вашего расположения к ним. Однако вам следует больше внимания уделять самым близким людям, чтобы легкость в общении с ними не превратилась в поверхностность.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ведение

планирование прогнозирование управление

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Планирование помогает фирме лучше справиться с неопределенностью внешней среды, в которой она работает, помогает менеджерам ответить на три ключевых вопроса

Где фирма находится в настоящее время? (Текущее состояние бизнеса).

Куда она движется? (Желаемое состояние).

Как и при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты поставленные цели? (Наиболее эффективный путь).

Соответственно планирование опирается на аналитическую функцию управления и предшествует функции организации выполнения составленных планов: анализ - планирование - организация и контроль.

Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Особенностью процесса планирования является тот факт, что описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или, во всяком случае, очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.(с.67.-8)

Раскрытие всех аспектов, связанных с планированием деятельности предприятия является основной целью данной курсовой работы.

Целью данной курсовой является детальное изучение функции планирования в менеджменте и влияние её на эффективность управления организацией. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

Изучить суть понятия «планирования» как функции управления (принципы, концепции)и эффективность управления организацией

Ознакомиться с системой планирования (виды и методы планирования);

Выполнили описание на конкретном примере функции планирования в организации, а также влияние её на эффективность управления в организации.

Объектом изучения для написания курсовой работы будет компания ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ". Предметом для написания курсовой работы является планирование как функция управления в организации.

1. Планирование как основная функция управления

1.1 Виды и формы планирования

I. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование является противоположностью директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики. Их вырабатывают органы государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики. Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании - директивное. Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

II. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

В настоящее время значительное внимание уделяется перспективному планированию как инструменту централизованного управления. Такое планирование охватывает период от 10-ти до 20-ти лет (чаще 10-12 лет). Оно предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программу развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Основными объектами долгосрочного планирования являются:

организационная структура;производственные мощности;капитальные вложения;потребности в финансовых средствах;исследования и разработки; доля рынка и так далее. В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, то есть использование результатов показателей прошлого периода и на основе определения оптимистичной цели распространения нескольких завышенных показателей на будущий период, в расчете на то, что Будущее будет лучше, чем прошлое. Долгосрочное планирование, включает среднесрочное и краткосрочное планирование, широко применяется в мировой практике. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу.

Среднесрочное планирование чаще всего охватывают пятилетний срок, поскольку он наиболее точно отвечает периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В этих планах формируются основные задания на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента);стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объёма и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжение с учетом внутрифирменной специализации и кооперации производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной долгосрочной программой развития. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути краткосрочный план.

Краткосрочное планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании - производителя и ее партнеров. Текущее или краткосрочное планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для фирмы в целом и её отдельных подразделов. Например, программы маркетинга, планов из научных исследований, планов из производства, материально-технического обеспечения. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые). Это - детальная конкретизация цели и заданий, которые поставлены перспективными и среднесрочными планами

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать рыночный спрос, какие усилия следует предпринять для удовлетворения нужд потребителей, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. Стратегическое планирование имеет цель дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в будущем, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. В тактических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений и т.п. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах. Бизнес-планирование предназначено для оценки целесообразности проведения того или иного инновационного мероприятия, особенно - требующего для своей реализации крупных инвестиций.

Я думаю, что приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект. Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планировании производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.

Также планирование можно классифицировать по следующим критериям:

а) степени охвата:

Общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

Частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

Объектам планирования:

Сферам планирования:

Планирование сбыта (целей сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развития сбыта);

Планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

Планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

Планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

Планирование инвестиций, финансов и т.д.;

б) глубине планирования:

Агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например планирование цеха как суммы производственных участков;

Детальное планирование, например с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

Координации частных планов во времени:

Последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

Одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

Учету изменения данных:

Жесткое планирование, которое не предусматривает возможность корректировки планов;

Гибкое планирование, которое предусматривает такую возможность;

Очередности во времени:

Упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой;

Скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

Внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия.

1.2 Принципы и методы планирования

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план.Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

Принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

а) Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

б) Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

в) Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

г) Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

д) Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

е) Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

ж) Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях.

Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня. Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх. Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

Различают три основные формы организации планирования:

"сверху вниз";

"снизу вверх";

"цели вниз - планы вверх".

Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

1.3 Предмет и система планирования на предприятии

Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. План - это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия. Поэтому ресурсы предприятия являются предметом планирования на предприятии. Цель планирования ресурсов - оптимизация их использования.

Классификация ресурсов может быть различной. Однако чаще всего в практике планирования выделяют следующие группы ресурсов:

а) Трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы предприятия - это его кадры.

При планировании трудовых ресурсов возникает необходимость учета в работе предприятия личностных качеств работников, индивидуальных установок и психологических предпочтений, глубокой заинтересованности каждого в конечном результате труда, творческого отношения к работе.

На предприятии предметом планирования трудовых ресурсов могут быть следующие показатели: численность и структура кадров работающих; производительность труда;оплата труда работников; потребность в рабочей силе и подготовке кадров; сокращение применения ручного труда; кадровый резерв на выдвижение; нормы времени, выработки, трудоемкость производственной программы, длительность производственного цикла и т.д.

б)Производственные фонды.

Предметом планирования основных производственных фондов являются:

Интенсивное и экстенсивное использование фондов; фондовооруженность трудафондоотдача и фондоемкость продукции; мероприятия по капитальному ремонту и модернизации основных фондов; размеры и структура машинного парка; производственная мощность предприятия и его подразделений; ввод в действие производственных мощностей и основных фондов; режимы работы оборудования и др.

в)Инвестиции.

Предметом планирования являются три типа инвестиций:

Реальные, под которыми понимаются долговременные вложения средств в материальное производство;

Финансовые - приобретение ценных бумаг и имущественных прав;

Интеллектуальные, предусматривающие вложение средств в персонал (подготовку специалистов, приобретение лицензий, ноу-хау, совместные научные разработки).

Объектами планирования инвестиционной деятельности могут быть: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция. В качестве специфического объекта инвестиционной деятельности может выступать земля.

г)Информация.

Информация как экономический ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого или иного характера. Она имеет собственника, имеет технологию обработки, является предметом и продуктом труда, предметом защиты от несанкционированного доступа.

Это важнейший, хотя и не бесспорный, ресурс, являющийся предметом планирования. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке различных предпринимательских проектов. В планировании принято говорить об экономии или потере времени. Время как ресурс присутствует при принятии любых плановых решений. Оно может рассматриваться как цель и как ограничение.

е)Предпринимательский талант.

Он проявляется в умении наиболее рационально осуществлять производственную и коммерческую деятельность, основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качествах.

Предпринимательство - это талант, в основе которого лежат врожденные задатки. Привить такие качества достаточно сложно, а порой и невозможно. Это невозобновляемый ресурс, связанный с личностью конкретного человека.

Система планирования представляет собой сочетание основных элементов:

Спланированного постоянного персонала, сформированного в организационную структуру;

Механизма планирования;

Процесса обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

Средств, обеспечивающих процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

I. Плановый персонал. В него входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры, которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п.

II. Механизм планирования. Представляет собой совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.

В общем виде в механизм планирования входят: цели и задачи функционирования предприятия; функции планирования; методы планирования.

Рассмотрим эти компоненты.

а) Цели и задачи функционирования предприятия.

Успешное достижение конечных целей зависит от того, как в процессе планирования они разбиты на подцели и задачи. В общем случае алгоритм планирования целей включает их конкретизацию в технико-экономических показателях работы предприятия и формулирование основных проблем, требующих своего решения для достижения целей.

б) Функции планирования.

В состав функций планирования можно включить следующие:

Уменьшение сложности. Это преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов, при планировании необходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, разбить процесс планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана и контроля за его выполнением.

Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.

Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния внешней и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.

Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.

Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.

Функция координации и интеграции. Планирование должно объединять людей как в процессе разработки плана, так и по ходу его реализации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию различных сфер деятельности предприятия

Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.

Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.

Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.

Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.

в) Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи

Наиболее часто в планировании применяются традиционные методы обоснования плановых решений (творчество, адаптивный поиск, система бухгалтерского учета, предельный анализ, норма прибыли на вложенный капитал, дисконтирование и компаудинг, анализ чувствительности и проверка устойчивости) и различные экономико-математические модели (модели, основанные на теории вероятности и математической статистике, методы математического программирования, имитации и теории графов).

III. Процесс планирования. Состоит из следующих этапов.

Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.

Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

Поиск альтернатив. Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

Прогнозирование. Формируется представление о развитии планируемой ситуации.

Оценка. Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение.

Средства, обеспечивающие процесс планирования. Позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия, от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит методическое, техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.

Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подраздела отдельно на определенный период; определении хозяйственных заданий, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые необходимы для решения поставленных заданий.

2. Эффективность управления организацией

2.1 Понятие и суть эффективности управления

Понятие "эффективность управления" не получило пока четкого определения и толкования ни в научной литературе, ни в практике управления. В отечественной и зарубежной научной литературе из менеджмента отмечаются попытки деления понятий "результативность управления" и "эффективность управления". Результативность управления понимается как его целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные потребности, обеспечить достижения конечных результатов, адекватных поставленным целям управления. В подобной трактовке понятия "результативность управления" характеризуется результатом, эффектом, который достигается субъектом управления благодаря его влиянию на объект управления.

Немного другое содержание укладывается в понятие "эффективность управления", что связано, в первую очередь, с неадекватностью сроков "эффект" и "эффективность". Эффект - это итог, результат деятельности, тогда как эффективность характеризуется отношением эффекта к расходам ресурсов, которые обеспечили получение эффекта. Если отождествить эффект управления с его результативностью, а расходы - с расходами на управление, то мы дойдем до следующей логической формулы эффективности управления.

Применению этой качественной зависимости для количественной оценки эффективности управления препятствует ряд обстоятельств, связанных с понятием "эффективность":

Возникает проблема оценки огромной разнообразности социальных и производственно-экономических результатов, которые не сводятся к единственному измерителю;

Сложно отнести полученные результаты на счет определенного субъекта или виду управления, практически невозможно разделить их по отдельным субъектам управления и руководящему влиянию;

Необходимо учитывать фактор времени - много управленческих мероприятий дают эффект спустя некоторое время (подбор кадров, их учеба и тому подобное). Управление связано с психологией людей, с изменениями в их поведении, а это достигается тоже постепенно;

В итоге мы получаем формулу эффективности, но уже не управления, а всего управляемого объекта или процесса:

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления - составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

Управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;

Затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

Характера управленческого труда;

Эффективности управления, т. е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

Эффективность - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:

Результат управления не всегда заключается в прибыли;

Такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

Результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

Затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

2.2 Концепции определения эффективности управления

На любом уровне организации менеджеры пытаются достигать высоких результатов. Однако общее согласие относительно содержания категории «эффективность» отсутствует. Отличия в определении управленческой эффективности отбивают расположение разных авторов к одной из следующих концепций и подходов к оценке организационной эффективности рис.1. В практической деятельности целесообразно использовать любую из нижеприведенных концепций в зависимости от ситуации.

1. Целевая концепция эффективности управления - это концепция, согласно которой деятельность организации направлена на достижение определенных целей, а эффективность управления характеризует степень достижения поставленных целей.

В соответствии с целевой концепцией организация существует для достижения точных целей. Один из первых специалистов в сфере менеджмента Ч. Бернард утверждал: «То, что мы понимаем под эффективностью. заключается в исполнении поставленных задач совместными усилиями. Степень их выполнения отбивает степень эффективности». Таким образом, целевая концепция отбивает целенаправленность и рациональность - фундаментальные принципы существования современного западного общества.

В качестве показателей, которые отображают результат деятельности, используются:

Объем реализации продукции (предоставление услуг);

Частица продукта организации на рынке;

Объем прибыли;

Ассортимент продукции или услуг;

Темпы роста объемов продажа;

Показатели качества продукции (услуг) организации и тому подобное.

Многочисленные управленческие методы основываются на целевой концепции. Однако, не ввиду своей привлекательности и внешней простоты, применение целевой концепции связано с рядом проблем, наиболее распространенными из которых следующие:

Достижения целей не легко измеряемы, если организация не производит материальных продуктов (цели образовательных заведений, государственных учреждений и тому подобное);

Организации по большей части пытаются достичь нескольких целей, часть из которых противоречивая по содержанию (достижение максимальной прибыли обеспечение максимально безопасных условий работы);

Спорным является именно существование общего набора «официальных» целей организации (сложность достижения согласия среди менеджеров).

2.Системная концепция эффективности управления - это концепция, согласно которой на результаты деятельности организации влияют как внутренние факторы, так и факторы внешней среды, а эффективность управления характеризует степень адаптации организации к своей внешней среде. Системная концепция объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятельности, которая непосредственно не связана с достижением цели организации. То есть, организация должна пристраиваться (адаптироваться) к требованиям внешнего окружения. Системная концепция организации акцентирует внимание на двух важных мыслях:

Выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям среды;

Для удовлетворения этих требований полный цикл «входы - процесс - выходы» должен находиться в центре внимания руководства.

3.Концепция эффективности управления на основе достижения "баланса интересов" - эта концепция, согласно которой деятельность организации направлена на удовлетворение ожиданий, надежд и потребностей (интересов) всех индивидумов и групп, которые взаимодействуют в организации и с организацией.. Большое внимание в процессе оценки эффективности управления уделяется качеству жизни, под которой понимается степень удовлетворения важных личных потребностей работников организации путем выполнения работы в ней. Эту концепцию можно использовать для комбинирования двух предыдущих с целью более достоверного определения организационной эффективности.

4.Функциональная концепция эффективности управления - это концепция, согласно которой управление рассматривается с точки зрения организации труда и функционирования управленческого персонала, а эффективность управления характеризует сопоставление результатов и расходов самой системы управления.

5.Композиционная концепция эффективности управления - это концепция, согласно которой эффективность управления определяется степенью влияния управленческого труда на результаты деятельности организации в целом.

Управленческий персонал своей деятельностью влияет на сокращение трудоёмкости производства продукта, повышения ритмичности работы, улучшения материально-технического снабжения и обслуживания основного производства, оптимизацию технико-экономического и оперативного планирования. В конечном итоге это позитивно отражается на производительности труда в организации.

2.3 Подходы к оценке эффективности управления

Рядом с приведенными концепциями в теории и практике менеджмента сложились три наиболее распространённых подхода к оценке эффективности управления: интегральний, уровневый и часовой.

Интегральный подход к оценке эффективности управления базируется на построении синтетического (интегрального) показателя, который охватывает несколько частичных (непосредственно не подставных) показателей эффективности управления.

Интегральный подход появился как один из вариантов преодоления главного недочёта подавляющего большинства показателей эффективности управления - которые не могут отобразить многогранную эффективность управления в целом. Он является попыткой оценить эффективность управления с помощью синтетических (обобщающих) показателей, которые охватывают несколько важнейших аспектов управленческой деятельности конкретной организации.

Принципиальная формула расчета синтетического показателя эффективности управления (W) имеет следующий вид:

где Р 1 , Р 2 , … Р i ; … Р n - частичные показатели эффективности управления.

Необходимо заметить, что в условиях рыночных отношений и конкуренции важным обобщающим критерием оценки эффективности управления организацией является ее конкурентноспособность.

Конкурентноспособность организации может определяться рейтингом, то есть оценкой, что характеризует ее место среди других организаций, которые поставляют аналогични продукты на рынок. Высокий рейтинг (его рост) отбивает высокий уровень (рост) эффективности управления организацией.

Уровневый подход к оценке эффективности управления выделяет в процессе оценки три уровня эффективности: индивидуальный,групповой, организационный и соответствующие факторы, что на них влияют.

На базовом уровне находится индивидуальная эффективность, которая отбивает уровень выполнения заданий конкретными работниками. Менеджеры традиционно определяют индивидуальную эффективность с помощью оценочных показателей, которые являются основанием для увеличения заработной платы, продвижения службой и других стимулов, действующих в организации.

Как правило, сотрудники организации работают в группах, что вызывает необходимость учета еще одного понятия - групповая эффективность. В некоторых случаях групповая эффективность означает простую сумму взносов всех членов группы (например, группа специалистов, которая работает над несвязаными проектами).

Третий вид - организационная эффективность. Организации состоят из сотрудников и групп; следовательно организационная эффективность включает индивидуальную и групповую эффективность.. Фактически почвой для существования организаций является их способностью выполнять больший объем работ, чем это возможно за счет индивидуальных усилий.

Задача менеджмента заключается в выявлении возможностей повышения организационной, групповой и индивидуальной эффективности. Каждый уровень (вид) еффективности, как свидетельствует Рис.1. Модель взаимосвязи видов эффективности и факторов, которые влияют на их уровень., находится под воздействием определенных факторов. В соответствии с этим,сущность управления заключается в координации деятельности индивидов, групп и организаций путем выполнения четырех функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Часовой подход к оценке эффективности управления выделяет в процессе оценки коротко-, средне- и долгосрочные периоды, для каждого из которых можно определить специфические критерии оценки эффективности управления.Часовой подход к оценке эффективности управления базируется на системной концепции и дополнительном факторе (параметре времени). Из нее выплывает, что:

Организационная эффективность - это обобщающая категория, которая содержит в себе ряд частичных категорий в качестве компонентов;

задание управления заключается в сохранении оптимального баланса между этими компонентами.

3. Планирование и эффективность управления в компании ООО" ТОРГСЕРВИССНАБ"

3.1 Общие сведения о компании ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ"

Компания ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ" была создана в 2010 году и с этого времени функционирует на рынке города Вологды Вологодский области. ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ" занимает лидирующее место по оптовым продажам в Вологодской области. Областью деятельности фирмы является оптовые продажи продуктов переработки (муки, комбикорма), мясными продуктами, хлеб, крупы, сахарный песок, т.е. социально значимые продукты, организация системы обслуживания клиентов. Таким образом, в узком смысле слова миссия ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ" состоит в оказании помощи различным фирмам, организациям для обеспечения их потребностей; в предоставлении населению качественной продукции, отвечающей всем стандартам и Гостам. В широком смысле миссия состоит в содействии фирмам и организациям в становлении и развитии их бизнеса.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, учредительными документами и законодательством Российской Федерации.

Этапы развития ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ"

I - детство предприятия.

1. устанавливается число складов, участков предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный закуп продукции;

2. рассчитываются площади для каждого склада, определяются их пространственные расположения в генеральном плане предприятия;

3. намечаются кратчайшие маршруты передвижения предметов труда по ходу производственного процесса.

II - юность предприятия.

Всемирное привлечение внешних и внутренних инвестиций в целях обновления основных фондов и модернизации хозяйственного и технического оборудования.

II - зрелость предприятия.

1. максимальное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей;

2. долговременную рыночную устойчивость предприятия;

3. конкурентоспособность его продукции;

4. создание положительного имиджа на рынке и признание со стороны общественности.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Численность рабочих на предприятии 81 человек. В компании ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ" наибольшее число сотрудников имеют высшее образование. Социальная структура персонала представлена на (прил.3). Кроме того необходимо отметить и наличие специалистов со средним специальным образованием удельный вес которых также достаточно велик (40%).

Тип организационной структуры управления фирмой - линейно-функциональный. (прил. 4). Положительной стороной такой структуры является компетентное решение специальных вопросов, освобождение директора от решения вопросов, в которых он менее компетентен. Отрицательной стороной такой организационной структуры управления является нарушение принципа единоначалия, слабая горизонтальная связь между функциональными звеньями.

3.2 П ланирование и эффективность управления на примере ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ"

Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный.

Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе.

То есть к стратегическому планированию в ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ" относятся:

Годовой бюджет (планирование продаж на год по месяцам и по номенклатуре);

Бюджет на 3 месяца (планирование продаж на 3 месяца по номенклатуре и по контрагентам);

Планирование затрат на год (т.е. зарплаты, канцтоваров, закупа продукции и др.).

Оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени.

К оперативному планированию в ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ" относятся:

План продаж ежемесячный (планирование продаж по неделям, по номенклатуре, по поступлению денег и по контрагентам);

Оперативные итоги (подводятся ежедневно в них сравнивается план продаж на текущий месяц и факт продаж в текущем месяце, поступление денег, дебиторская задолженность и клиентская база);

Планирование ежедневных платежей (планируется за один день до платежа).

Оперативные и стратегические планы согласовываются с руководителем. Все формы по планированию разрабатываются планово экономическим отделом с согласованием со службой продаж. Только после подписания плана всеми службами его утверждают. Но планы по продажам ежемесячно завышает руководство для увеличения продаж, клиентской базы и поступления денежных средств. В связи с этим руководители повышают эффективность управления.

Поскольку эффективность деятельности организации в целом существенно зависит от эффективности управления, одним из главных заданий управляющей системы есть определение направлений ее повышения. К ним, в частности, относят:

Продвижение по службе;

Обеспечение приемлемого уровня образования;

Приобретение практического опыта;

Повышение квалификации работников управления;

Осуществление периодической аттестации.

Возьмем например ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ"; на предприятии наблюдается текучесть кадров (около одного работника в месяц), что отрицательно сказывается на работе фирмы. Также наблюдаются частые увольнения сотрудников, и главное здесь заключается в том, что руководители фирмы не имеют четкого представления о природе этого явления. Эти факты показывают, что эффективность управления низкая (из-за неправильного подбора и неспособности заинтересовать квалифицированные кадры), поэтому надо найти пути для её повышения. Для уменьшения текучести кадров, что способствовало уменьшению производства продукции, а исходя из этого и уменьшение прибыли предприятия, руководство запланировало такие меры:

I. Прежде всего, необходимо усилить системность (т.е. сделать несколько этапов собеседования) в подборе кадров и охватить этой работой весь спектр: от найма до ухода сотрудника. Необходимо улучшить процедуру выдвижения: информация о вакансиях, кандидатах, ответственность рекомендующих, регламентация права выдвигать кандидатов, процедуры обсуждения, назначения и введения в должность. Если брать каждый из этих элементов порознь, то они кажутся не очень существенными. Но в совокупности они позволяют поднять на новую ступень всю работу по подбору кадров.

II. Использование на предприятии сдельной оплаты труда. Введение такой формы оплаты возможно только в производственном отделе. То есть зарплата каждого сотрудника будет зависеть напрямую от выработки, но имеется необходимый обязательный минимум заданий, которые должны быть выполнены каждым сотрудником, ему соответствует и уровень неизменной ставки заработной платы. В результате работники производственного отдела будут стремиться работать с больше отдачей, что благоприятно скажется на финансово-экономическом состоянии предприятия в целом.

III. Необходимо направлять кадры на обучение или повышение квалификации в областной центр.

Примерный спектр тем курсов, семинаров по повышению квалификации персонала:

Основы управления персоналом на предприятии;

Управление финансами организации;

Управление продажами в организации;

Оптимизация бизнес-процессов и организационное развитие компании;

Управление логистикой.

Так же примерный спектр образовательных услуг учебного центра может быть следующим:

Осуществление таких форм повышения квалификации как курсы, семинары, стажировки.

С каждым обучающимся должен заключается соответствующий контракт, и в случае его нарушения включаются штрафные санкции;

Регулярная оценка профессиональных качеств работника, уровня его квалификации, соответствия имеющихся знаний и навыков должностной инструкции;

Инструктаж по вновь вводимым технологиям; информационное обеспечение сотрудников.

Заключив договор с этими заведениями, в течение нескольких лет обучения направлять студентов на прохождение практики в ООО"ТОРГСЕРВИССНАБ" . Это будет очень выгодно предприятию, так как в дальнейшем будет уходить меньше времени на испытательный срок, не три месяца, а один или даже меньше. Без серьезных изменений в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе предприятия.

Подобные документы

    Сущность, этапы и функции стратегического планирования предприятия. Стратегическое планирование - одна из функций управления, процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование издержек обращения торгового предприятия и их классификация.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2009

    Стратегическое планирование как одна из основных функций менеджмента, представляющая собой процесс определения целей организации, а так же путей их достижения. Цели и задачи управленческого аудита и понятие контроллинга системы управления персоналом.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2010

    Изучение сущности стратегического планирования в организации - одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения на конкурентных рынках. Бизнес-план как элемент стратегического планирования.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2011

    Стратегическое планирование - функция управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Усовершенствование современного станкостроительного предприятия.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2009

    Теоретические аспекты стратегического планирования управления, его сущность, значение и этапы. Рассмотрение системы стратегического планирования в ООО "Сервис-Центр", процесс выбора целей организации и путей их достижения, сущность мотивации и контроля.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2011

    Управление как процесс реализации взаимосвязанных функций. Взаимосвязь функций управления с другими элементами управления. Анализ функций организации ООО "Ростикс". Рекомендации по совершенствованию функций планирования и мотивации на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2013

    контрольная работа , добавлен 14.09.2016

    Реализация функций менеджмента в управлении предприятием. Применение функций планирования и организации на примере туристической фирмы "Континент". Особенности и совершенствование процесса мотивации и контроля, планирования и организации персонала.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Теоретические и методологические основы, сущность, методы и модели стратегического планирования деятельности предприятия. Процесс выбора целей управления организацией и путей их достижения. Методические рекомендации по разработке стратегического плана.

Это главное звено системы управления занимает ведущее место среди ее фукнций. Планирование – это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, планирование усиливает темпы развития производства, способствует вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь производственный организм. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближайшую перспективу помогает создать единство обшей цели внутри организации.

Существуют три способа планирования: от достигнутого уровня, оптимальное и адаптивное.

Наиболее простой – от достигнутого уровня . Он не нацеливает коллектив на изыскание резервов повышения эффективности производства. Консерватизм проявляется в том, что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений. При этом способе планирования не уделяется должного внимания научно-техническому прогрессу.

Более прогрессивный способ – оптимальное планирование . Оно строится на системе научно обоснованных нормативов, экономико-математических методах, совместном рассмотрении планов взаимосвязанных объектов. Цель его – достижение наиболее высоких конечных результатов. Такое планирование часто связано с коренными качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов, сил и средств. Его недостаток – не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местах возможности корректировки заданий.

Широко внедряется адаптивное планирование – это планирование, которое позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, то есть учитывать их в плане и эффективно к ним приспосабливаться. Центр тяжести здесь переносится на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений. При этом используются местная инициатива, резервы, изыскиваются пути дальнейшего повышения эффективности производства. Большое внимание уделяется самому процессу составления плана, его увязке со смежниками.

На современном этапе экономического развития планирование должно бытькомплексным . Сначала дается анализ состояния хозяйства, различных сторон его деятельности, а затем учитываются такие факторы, как общественная потребность, имеющиеся трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Принимается во внимание также нормативная база, сбалансированность планов на основе натуральных и стоимостных балансов, балансов производственных мощностей и труда. Планирование как функция управления имеет следующую структуру.

Этапы планирования

Прогнозирование – будущее состояние социально-экономических процессов системы производства. Определение вероятности наступления тех или иных положительных и негативных ситуаций

Моделирование –

научное описание ситуаций и будущего состояния социально-экономических процессов производства, средства и методы их достижения

Программирование – конкретное обоснование реализации решений, прогнозов и моделей по временному и пространственному признаку

Рис. Этапы планирования

Как функция управления, организационное (внутрифирменное) планирование заключается в обоснованном определении главных направлений и соразмерности развития производства. При этом учитываются материальные источники обеспечения плана и спрос рынка. В процессе планирования конкретизируется развитие всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, определяются хозяйственные задачи, средства их достижения, сроки и последовательность реализации, выявляются все виды ресурсов, необходимые для выполнения поставленных задач. Путем планирования организации стремится заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы,которые могут обеспечить благоприятные условия для ее нормального функционирования и развития.

В процессе планирования разрабатывается комплекс мероприятий, который определяется последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном. Благодаря планированию обеспечивается увязка между отдельными структурными подразделениями в технологической последовательности: научные исследования и разработки, производство, сбыт. Основой планирования является выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценка имеющихся ресурсов. Поэтому планирование должно быть увязано с маркетинговой деятельностью, чтобы обеспечить регулирование производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

На качество планирования оказывают влияние компетентность менеджеров всех уровней управления, их квалификации, а также информационное обеспечение. Планирование является начальным этапом управления, но это не единовременный акт, а процесс, который включает комплекс предусмотренных операций и продолжается до их завершения.

Следующим этапом являются действия по реализации плана. Они направлены на оптимальные возможности организации по использованию всех видов ресурсов и исключения всего, что могло бы привести к снижению эффективности деятельности организации.

Виды планирования зависят от направленности и характера задач организации: стратегическое или перспективное; среднесрочное; тактическое или текущее.

В долгосрочном планировании часто используют метод экстраполяции, то есть переносят результаты выполнения показателей прошлого периода на вновь планируемый период. В расчете на то, что будущее будет лучше прошлого, эти показатели несколько завышают.

Целью стратегического планирования является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе. На этой основе определяются показатели развития организации на плановый период. Цели долгосрочных планов реализуются через программы; годовые планы; планы прибылей. Программы закрепляются за подразделениями организации.

Среднесрочные планы , как правило, охватывают пятилетний срок. В них отражаются количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов, сведения по производству, капиталовложениями и источникам финансирования.

Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно на один год) оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Текущий производственный план состоит из календарных планов (месячных, квартальных, полугодовых). В них детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективными и среднесрочными планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений Ио наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей.

Оперативный план, выраженный в денежной форме, представляет собой финансовый план .

Методология планирования базируется на широком использовании программно-целевого подхода. Он требует точных формулировок целей организации и их увязки с ресурсами. Цели ставятся на длительную перспективу и отражают главные направления программы развития организации, в соответствии с которой формулируются конкретные задачи каждому подразделению. В обязательном порядке определяется общий объем прибыли, норма рентабельности, а также показатели, вытекающие из маркетинговой деятельности и нормативов финансирования.

Благодаря стратегическому и текущему планированию формируются задачи финансово-хозяйственной деятельности на определенный период и конкретные способы их деятельности. В планах предусматриваются необходимые для осуществления задач материальные и финансовые ресурсы и методы их эффективного использования. Методология планирования предусматривает увязку целей с ресурсами, определение последовательности, средств и методов достижения целей.

Крупные организации, как правило, планируют «сверху вниз». Планирование осуществляется на высшем уровне управления и носит характер директивы для низовых уровней управления. Высшее звено управления определяет цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития организации. На каждой более низкой ступени управления они конкретизируются с учетом возможностей каждого подразделения. Здесь определяются пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции.

Планирование осуществляют плановые органы разных уровней управления. Высшим звеном планирования являются комитеты при совете директоров или плановые комитеты компаний. Здесь принимаются решения по наиболее важным вопросам стратегии.

Разработкой перспективных и текущих планов занимается центральная служба планирования. Она согласует их с производственными подразделениями, корректирует и уточняет плановые показатели, осуществляет контроль за их выполнением. В ее функции входит также составление форм плановых документов и консультирование по вопросам планирования.

Роль планирования

Любая бизнес-организация стремится развиться, укрепить свои позиции и, по возможности, расшириться. Деятельность организации не может происходить хаотично. Есть множество вопросов, которые нужно решить, множество рисков, на которые нужно отреагировать. Нужно как-то реализовать ежедневную рутинную работу, которая состоит из множества различных задач. Планирование сможет преобразовать деятельность многих людей, происходящую по многим направлениям, в одно единое целое, которое будет выполнять максимально эффективно стратегические задачи предприятия. Планирование - это одна из важнейших частей управления фирмой. Оно помогает избегать случайностей и неопределённостей в деятельности организации. Планирование как функция управления представляет собой основу управленческой деятельности.

Разновидности

Планирование - это не какой-то один строго определённый процесс. Существуют различные его виды, отвечающие разным целям и задачам. Основа для этой деятельности - стратегическое планирование. Как понятно из названия, на этом уровне определяются основные задачи и ориентиры для деятельности фирмы в целом. Здесь детализуется стратегия как выживания фирмы, так и стремления к дальнейшему укреплению и развитию организации. Реализация каждого пункта этой стратегии - вот задача планирования на более низком уровне. При этом важно не только наметить сами цели. Этого недостаточно. Нужно определить временной график их достижения, способ контроля процесса выполнения работы. Также важно увязать разнообразные стороны деятельности фирмы друг с другом. Необходимо продумать обеспечение стратегии необходимым количеством ресурсов хотя бы на самом общем уровне. Планирование как функция управления начинает своё осуществление именно на стратегическом уровне. Тактическое планирование направлено на реализацию задач, поставленных в результате проведения стратегического планирования.

Таких задач, как правило, достаточно много. Их выполнение требует не только упорядочивания процесса работы, но и правильного распределения ресурсов между различными задачами. Через оперативно-календарный уровень планирования и реализуются эти два уровня. Планирование как функция управления непосредственно проявляет себя именно в организации каждодневной работы.

Другие типы

Упомянутое разделение задач планирования по уровням - не единственный способ классификации. В качестве примера мы можем привести бизнес-планирование. Оно применяется для оценки эффективности проекта и более глубокого осознания особенностей предлагаемой в нём деятельности. Кроме того, в связи со сложностью процессов планирования их можно разделить по степени охвата. Они могут охватывать все основные аспекты процесса, а могут касаться только конкретных сторон деятельности, требующих к себе особого внимания. Также планирование как функция управления может касаться всей деятельности предприятия, а может относиться к отдельным проектам.

Важность этой работы

Планирование как основная функция управления определяет всю деятельность конкретной фирмы. Вся она строится на этой основе и состоит в выполнении намеченных планов, организации и контроле этого процесса. Планирование как функция управления производством позволяет собрать все силы и ресурсы предприятия в одно целое и направить их на достижение важнейших целей предприятия.

Управление - это функция или элемент организованных систем (социальных, биологических, технических и так далее), которая хорошо обеспечивает осуществление режима деятельности, сохранение их структуры, исполнение цели деятельности и программы. Предметом науки управления являются управленческие отношения, где проявляются социальные, экономические, политические интересы и отношения, методы и технологии управления. А - это отрасли (сельское хозяйство, промышленность); аспекты экономической деятельности (маркетинг, территориальные общности (район, область); виды финансовые); стадии воспроизводства (сбыт, снабжение); характеристики производства (качество жизни, эффективность).

Управление имеет и свои функции. Их всего одиннадцать. Вначале происходит целеполагание, потом - анализ, далее - прогнозирование, затем - планирование, следом - организация, потом - координация, за ней - мотивация, дальше - обучение, следующая функция - учет и контроль, далее следует коммуникация и, наконец, принятие решений. Все эти функции взаимно дополняют и тесно связаны между собой. Но планирование как имеет огромное значение.

Известно, что управление является процессом взаимосвязанных между собой функций. И главное звено в это цепи - планирование как функция управления. План - не что иное, как официальный документ. В нем отражается прогноз будущего обязательно есть не только промежуточные, но и конечные задачи, а также цели, которые стоят перед ней или ее отдельными подразделениями. В плане всегда отражаются механизмы координации всей текущей деятельности, стратегия для самых неожиданных случаев.

Планирование как функция управления - построение плана действий в будущем. При помощи него определяется последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты. Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи.

Можно с уверенностью говорить о том, что планирование как функция управления - это стремление по возможности заблаговременно учесть все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают все благоприятные условия для нормального развития и функционирования предприятий, входящих в конкретную организацию.

Обязательно предусматривает разработку целого комплекса мероприятий, который определяет четкую последовательность достижения поставленных целей.

Существует несколько видов планирования. Первый - от достигнутого уровня. Данный способ не призван нацеливать коллектив фирмы на поиск резервов, при помощи которых можно было бы повысить То есть, как все есть сейчас, так пусть будет и в следующем году.

Второй называется оптимальным. Оно стремится достигнуть более высоких итоговых результатов. Этот способ является более прогрессивным. И третий вид - адаптивное планирование. Оно позволяет более гибко реагировать на различные изменения во внешней среде. То есть их можно учитывать в процессе планирования и эффективнее к ним приспосабливаться.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: