Политический режим как совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти — это

Комплексным понятием, выражающим современные представления об основных принципах взаимоотношения власти, конституционных и правовых норм с реальностями политической жизни, является политический режим. Политический режим – это совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

Существуют следующие основные условия, позволяющие оценить тот или иной политический режим в качестве демократического.

1. Наличие соревновательных выборов, проводящихся регулярно и имеющих закрепленный в законодательстве механизм честного соперничества политических сил в борьбе за власть. Через участие в выборах граждане делегируют свою волю. Основой политического участия является интерес. Легитимность носит рационально-правовой характер.

2. Правительство рождается из выборов, меняется в ходе выборов; расстановка политических сил и интересов в правительстве зависит только от выборов.

3. Защищены законом права отдельных личностей и меньшинств. Лишь комбинация правительства большинства и прав меньшинства является условием реальной демократии.

На практике могут существовать политические режимы, отвечающие одному или двум из перечисленных условий, но они не могут считаться вполне демократическими.

В качестве основных разновидностей демократических режимов могут рассматриваться:

1) режим президентского типа;

2) режим парламентского типа;

3) смешанный режим.

Парламентская демократия характеризуется следующими признаками.

1. Кабинет министров имеет власть только за счет парламентского большинства.

2. Важнейшей процедурой в процессе утверждения у власти сформированного по итогам выборов правительства является голосование о доверии. Эта процедура отражает уровень поддержки исполнительной власти законодательной.

Именно взаимодействие правительства и парламента является основной характеристикой демократического политического режима парламентского типа. В политической практике можно выделить несколько типов взаимодействия правительства и парламента. Один из них (система однопартийного большинства) уже около 300 лет существует в Англии. Для него характерен фактический контроль победившей на выборах партии над парламентом через самую многочисленную фракцию.

Другим типом парламентской демократии является коалиционная система, при которой парламентское большинство формируется на основе объединения своих фракций двумя или несколькими партиями. Выделяют стабильные коалиции, в которых объединение партий является долговременным, прочным и сохраняется даже в случае ухода партий в оппозицию (пример - Германия: коалиция христианских демократов и христианско-социального союза), и нестабильные, в которых объединения носят непрочный, временный характер, часто распадаются, отчего возникают парламентские кризисы (пример – Италия).

Необходимо отметить, что парламентская форма демократического политического режима является самым древним способом осуществления демократии. Долгое время подобные способы организации власти испытывали существенные трудности из-за законодательно определенного единоначалия. Как одна из форм преодоления этих трудностей в XVIII в. возникла попытка соединения парламентаризма с монархией, реализовавшаяся в идее конституционной монархии.

Другой такой попыткой стало создание демократического политического режима президентского типа, который возник в США на рубеже XVIII и XIX вв. В условиях президентской демократии президент не подчинен парламенту, избирается отдельно и формирует относительно самостоятельную вертикаль власти. Принципиально новым в президентстве явилось то, что параллельно существуют правитель, избираемый народом, и парламент, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Кроме того, фигура президента придает дополнительные, харизматические основания демократическому режиму.

Главной проблемой президентских демократий в процессе их функционирования и развития являются взаимоотношения законодательной и президентской властей. Мировая политическая практика выработала три основные стратегии подобного взаимодействия.

1. Система сдержек и противовесов, суть которой состоит в максимально равном распределении полномочий и прав между ветвями власти. Наибольшее развитие подобная система получила в США, где практически ни конгресс, ни президент не могут самостоятельно принять ни одного значимого политического решения.

2. Система президентского доминирования, сложившаяся во Франции в конце 50-х гг. XX века. При этой системе президент по закону обладает существенно большими полномочиями в принятии властных решений, чем законодатели. Именно он является гарантом демократии, стабильности и порядка в соответствии с конституцией.

3. Система соперничества и борьбы между законодательной и исполнительной властью. Подобная система чаще всего встречается в молодых демократиях, где еще не до конца решен вопрос об избрании общепризнанного типа взаимодействия между ветвями власти. Она характеризуется возможным периодическим нарастанием конфликтности между законодателями и президентом. Примером подобного типа президентской демократии может служить Россия после 1991г.

В некоторых случаях, чтобы избежать конфликта, законодатели и президент, взаимно идя на компромисс, разграничивают свои полномочия. На этой основе возникают режимы смешанного, парламентско-президентского типа. Их устройство отражает, с одной стороны, взаимное стремление избежать конфликтов между ветвями власти, а, с другой, - недостаточную зрелость и стабильность для выработки устойчивой системы сдержек и противовесов.

Недемократические политические режимы при всей разнице форм организации власти, выдвигаемых ею задач и амбиций, «жесткости» или «мягкости» действий власти обладают одним общим признаком - это самовластные диктатуры, где весь комплекс властных решений в конечном итоге осуществляется или единоличным властителем, или привилегированной группой олигархов.

1. Носителем власти выступает один человек или узкая группа лиц. В качестве носителей авторитарной власти могут выступать монарх, диктатор, военная хунта.

2. Власть носит неограниченный характер, она неподконтрольна гражданам. Она может носить абсолютно деспотический, беззаконный характер, хотя может основываться и на законах. Но законы эти она принимает сама для утверждения собственного же господства.

3. Власть опирается на силовые способы господства. Это могут быть массовые репрессии и опора на страх, а может быть и демонстративная справедливость «доброго владыки». Однако в любой момент любое неповиновение может быть подавлено силой на основе простого приказа.

4. Власть монополизирована, отсутствуют легальные каналы оппозиционной деятельности. Политические партии могут существовать легально лишь при условии полного подчинения власти в качестве организаций, обслуживающих ее интересы.

5. Формирование политической элиты происходит путем назначения сверху на основании либо удачной карьеры на административном или военном поприще, либо фаворитизма.

Авторитарные политические режимы весьма разнообразны. Классифицировать их можно по нескольким признакам одновременно. Выделяют традиционалистские авторитарные режимы. Это, как правило, монархии, существующие как элемент традиционного общества. Такие монархии очень архаичны, но и чрезвычайно устойчивы. Их основная политическая и социальная база - в особенностях верований, традиций, жизненного уклада. В некоторых случаях такие режимы способны воспринять отдельные внешние черты современной цивилизации, но, даже испытав на себе существенное влияние извне, они продолжают сохранять свою глубокую традиционность.

Подавляющее большинство авторитарных режимов порождено неустойчивостью, нестабильностью демократии. Существует даже определенная схема их установления. В обстановке, когда политическое соперничество готово выплеснуться на улицы, спровоцировать массовые беспорядки или гражданскую войну, находятся авторитетные личности (чаще всего среди военных), которые, опираясь на вооруженную силу, совершают государственный переворот, распускают парламент, отменяют действие конституции и либо начинают править в режиме чрезвычайного положения, либо принимают конституцию, легализующую диктатуру. Подобные режимы до самого последнего времени были достаточно широко распространены в развивающихся странах.

Тоталитарным называют политический режим, имеющий следующие основные признаки.

1. Власть принадлежит массовой политической партии, вооруженной идеологической доктриной, формулирующей целый комплекс задач, которые возможно разрешить только в том случае, если все общество добровольно и с воодушевлением воспримет эту идеологию.

2. Стоящая у власти партия организована недемократическим путем, носит открыто вождистский характер, являясь скорее даже не политической партией, а организацией революционеров или неким подобием рыцарского ордена - «орденом меченосцев», по выражению Сталина.

3. Идеология правящей партии носит монопольный, доминирующий характер, она провозглашается «единственно верной», «научной» и т.п. С помощью практической реализации идеологических принципов предполагается осуществлять руководство всеми сторонами жизни общества, экономикой, наукой, культурой, частной жизнью человека.

4 Тоталитарная экономика базируется либо на полном огосударствлении всей экономической жизни, либо на регулярном, санкционированном вмешательстве в экономическую жизнь на идеологической основе.

5. Осуществляется систематический террористический полицейский контроль над всеми сферами жизни общества, включая и личную жизнь человека.

Тоталитарный режим опирается на развитую систему социального контроля и принуждения. Отличительной чертой тоталитарного деспотизма является его массовый характер, когда через поощрение доносительства, поиск врагов, инициаторами репрессий становятся не только верховная власть, но и массы. В то же время тоталитаризм, в отличие от авторитаризма, основан не только на системе запретов, но и на системе предписаний: людям не просто указывают, как они не должны поступать, но, и предписывают, как они поступать обязаны.


Похожая информация.


Традиционно отечественная теория государства и права выделяет в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры, то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Политический же режим характеризует, «как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общественно-социальные, национальные, классовые задачи».

Термин «политический режим» появился в 1970-х гг. В юридической литературе не существует единого подхода к пониманию данной категории. По определению юридического словаря политический режим представляет собой систему приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти.

Для определения политического режима обратимся к основным исследованиям по теории государства и права.

Так Л.И. Спиридонов отмечает: «Политический режим - характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы».

Корельский В.М. подчеркивает, «политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом».

Марченко М.Н. определяет «политический (государственный) режим, как способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом».

В литературе зачастую происходит отождествление понятий «политический режим» и «государственный режим» (государственно-правовой режим). Отдельные исследователи даже говорят о замене терминов «государственный» на «политический» режим.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как равнозначные, согласно другой - понятие «политический режим» является более широким, поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т. п.

На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие его отличительные признаки.

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамический аспект.

Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

В этом смысле любой режим обречён решать проблемы взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданским обществом. Ведь именно в структурах гражданского общества коренятся отношения правительства и оппозиции, являющиеся ключевыми в характеристике типа и особенностей режима.

Во-вторых, очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача также решается им успешно лишь в том случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур.

Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществу ту или иную формулу легитимности, но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее трансплантации социально-исторические предпосылки. Любой режим в этом смысле может быть рассмотрен как некий способ разрешения, или артикуляции конфликта между обществом и правительством.

В-третьих, режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других - политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.

В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры.

Свидетельством того, что это не одно и то же, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным оказывается использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может, вопреки ожиданиям, оказаться способным проявить несвойственную для него гибкость и склонность к компромиссам.

Таким образом, методы осуществления власти и властные структуры могут существенно различаться.

Поэтому следует подчеркнуть, что режим обладает не только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая система), но и особыми методами ее реализации.

Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими собственными временными характеристиками.

Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение. Политический режим есть «совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы».

Форма политического режима – совокупность приемов, способов и методов осуществления государством политической власти в стране.

Понятие и элементы формы государства

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособлен­ности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организую­щей и управленческой деятельности.

Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способству­ет установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного стро­ительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просче­ты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми полити­ческими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными по­терями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обра­щаться к накопленному международному опыту, избегая шаблонов и стереотипов.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих:

· Порядок образования и организацию высших органов государства;

· Территориальное устройство государства;

· Приемы и методы осуществления государственной власти (политический режим).

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, формы политического режима.

Форма правления – организация верховной государственной власти в стране: структура высших органов государственной власти и управления, порядок их образования и принципов деятельности, распределения компетенции между ними и принципов взаимоотношений друг с другом.

Форма правления характеризует порядок образования и организа­ции высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, то есть эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правле­ния государства подразделяются на монархические и республикан­ские.

Форма государственного устройства – административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (фе­деративные и конфедеративные).

Форма политического режима – совокупность приемов, способов и методов осуществления государством политической власти в стране.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государ­ственного властвования различают демократические и авторитарные политические режимы.

В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, по мнению М.Н. Марченко, категория политического режима больше ха­рактеризует не государство, а политическую систему в целом, так как он складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, то есть всех субъектов по­литической системы, использующих богатую палитру средств власт­вования. Государство же для осуществления своей организующей де­ятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право.

Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процес­сов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойст­вам и формам проявления. Реальная же жизнь более сложна и много­образна. Конкретные государственно-правовые явления служат внеш­ним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и про­странстве.

Факторы, влияющие на особенности формы конкретного государства:

1. Существенные черты той или иной формы государства нельзя по­нять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных от­ношений , которые сложились на данной ступени экономического раз­вития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с рес­публикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные ин­струменты достижения единых задач и целей.

Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

2. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития , решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между бур­жуазией и феодалами, следствием которого стала консти­туционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

3. На форму государства влияют национальный состав, ис­торические традиции (примером могут послужить монархические тради­ции в Великобритании и Японии), территориальные размеры страны , а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения , и другие факторы. Небольшие по территорий государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, – писал И. А. Ильин, – предъявляет к государ­ственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». Со­бытия в Югославии, сложная ситуация в бывших республи­ках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет оди­наковых народов, и не должно быть одинаковых форм и кон­ституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опас­но и может стать гибельным».



4. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей . При современном многообразии экономичес­ких, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно разви­ваться в международной изоляции. В этой связи происходитизвестнаяадаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах вза­имодействуют форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем форми­руются, например, высшие органы государства при наслед­ственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формирова­нии.

Существуют две основные формы правления – монар­хия и республика . Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компе­тенции.

Монархия (гр. Monarchiu – единовластие) – форма правления, где высшая государствен­ная власть принадлежит единоличному главе государст­ва – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), ко­торый занимает престол по наследству и не несет от­ветственности перед населением.

Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха не ограничена конституцией.

Признаки:

верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю (королю или шейху): он издает законы; назначает чиновников без всякого участия народа в законодательстве и контроле за управлением;

– монарх руководит органами исполнительной власти;

– контролирует правосудие;

– отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

При неограниченной (абсолютной) воля монарха – ис­точник права и закон; по Воинскому уставу Петра I госу­дарь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Абсолют­ная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного пре­одоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее вре­мя к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока –Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ог­раниченным относятся сословно-представительная монархия (наличие при монархии сословных учреждений – Земских соборов, Кортесов, Генеральных штатов) и современная конституционная монархия (Вели­кобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

К видам конституционной монархии относятся:

Дуалистическая или двойственная Парламентская
Возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту власти Чисто буржуазная форма правления. Ее наличие обусловлено историческим стечением обстоятельств (сила традиций, особенности политического противоборства различных сил и т.п.)
Признаки: Признаки:
1. Наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. 1. Наличие праламента.
2. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. 2. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах.
3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. 3. Ни парламент, на правительство перед монархом не ответственны.
4. Монарху принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной. Это выражается в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Одновременно монарх обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих законы, либо имеющие даже большую нормативную силу по сравнению с ними (Иордания, Марокко). 4. Монарх «царствует, но не правит».

Имеют место выборные монархии (Малайзия, где глава государства – монарх – выбирается на 5 лет султанами штатов данного государства). В ОАЭ существует своеобразная «коллективная монархия» (Совет 7 эмиров).

В историческом контексте можно говорить о существовании:

Древневосточной монархии – Вавилон, Индия, Древний Египет;

Римской централизованной монархии – Рим в I – III вв. до н.э.

Средневековой раннефеодальной монархии – Древнерусское государство, монархия Меровингов;

Сословно-представительной монархии – Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании;

– Абсолютной монархии – Франция при Людовике XIY, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия;

современной конституционной монархии – Великобритания, Дания, Япония.

Республика (лат. Respublika – общее дело, государство) – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответствен­ность перед избирателями.

Республика – это форма правления, при которой государственная власть делегируется народом коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу власти, избираемому на определенный срок.

Республике присущ демократичный способ образова­ния верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечи­вать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдержи­вание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель­ности.

В современном мире республика стала наиболее распространенной формой государст­венности. Она представлена двумя ее основными разновидностями – парламентской и президентской республиками . Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров). Различаются они, главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – пра­вительство несет ответственность.

Парламентская (парламентарная) Президентская
Признаки: Признаки:
1. Верховенство парламента. 1. Президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования или голосования выборщиков.
2. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. 2. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом тре­бовать отставки правительства. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов. Тогда они уходят в отставку. То есть Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. 3. Правительство несет ответственность только перед президентом, парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом.
4. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). 4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом, но не имеет права роспуска парламента.
5. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. 5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства. Президент – глава государства, представляет страну на международной арене.
6. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. 6. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и про­тивовесов (США, Сирия, Зимбабве).

Последние десятилетия показывают, что классические формы пар­ламентской и президентской республик не всегда способствуют согла­сованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политичес­кой системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные , «гибридные» формы современной государствен­ности. Это выражается в том, что на основе демократизации политичес­ких режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не на­следует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в неко­торых современных республиках при тоталитарных режимах проявля­ется монархический признак – несменяемый глава государства.

Достаточно широкое распространение и признание получила прак­тика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в пар­ламентской республике создаются полупрезидентские, полупарла­ментские республики . В дополнение к президентской республике президент имеет право роспуска парламента, а парламент – право вотума недоверия правительству. К таким странам можно отнести: Австрию, Ир­ландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.

Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособ­ность правительства за счет его подконтрольности парламенту при ус­ложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.

В ряде стран Латинской Америки существуют суперпрезиденские республики (с обширными полномочиями глав государства).

Социалистическая государственность по своей сути может сущест­вовать только в форме республики. Впервые социалистическая респуб­лика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просущест­вовала всего 72 дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели кото­рых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались постро­ить государство трудящихся.

Советская социалистическая республика как государственная форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к

управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической пар­тии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма.

Народно-демократическая республика как форма социалистичес­кого государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х – начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализ­ма, устанавливалось монопольное правление коммунистических пар­тий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догмати­ческую по содержанию политику марксистско-ленинского государст­венного строительства.

Комплексным понятием, выражающим современные представления об основных принципах взаимоотношения власти, конституционных и правовых норм с реальностями политической жизни, является политический режим. Политический режим – это совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

Существуют следующие основные условия, позволяющие оценить тот или иной политический режим в качестве демократического.

1. Наличие соревновательных выборов, проводящихся регулярно и имеющих закрепленный в законодательстве механизм честного соперничества политических сил в борьбе за власть. Через участие в выборах граждане делегируют свою волю. Основой политического участия является интерес. Легитимность носит рационально-правовой характер.

2. Правительство рождается из выборов, меняется в ходе выборов; расстановка политических сил и интересов в правительстве зависит только от выборов.

3. Защищены законом права отдельных личностей и меньшинств. Лишь комбинация правительства большинства и прав меньшинства является условием реальной демократии.

На практике могут существовать политические режимы, отвечающие одному или двум из перечисленных условий, но они не могут считаться вполне демократическими.

В качестве основных разновидностей демократических режимов могут рассматриваться:

1) режим президентского типа;

2) режим парламентского типа;

3) смешанный режим.

Парламентская демократия характеризуется следующими признаками.

1. Кабинет министров имеет власть только за счет парламентского большинства.

2. Важнейшей процедурой в процессе утверждения у власти сформированного по итогам выборов правительства является голосование о доверии. Эта процедура отражает уровень поддержки исполнительной власти законодательной.

Именно взаимодействие правительства и парламента является основной характеристикой демократического политического режима парламентского типа. В политической практике можно выделить несколько типов взаимодействия правительства и парламента. Один из них (система однопартийного большинства) уже около 300 лет существует в Англии. Для него характерен фактический контроль победившей на выборах партии над парламентом через самую многочисленную фракцию.

Другим типом парламентской демократии является коалиционная система, при которой парламентское большинство формируется на основе объединения своих фракций двумя или несколькими партиями. Выделяют стабильные коалиции, в которых объединение партий является долговременным, прочным и сохраняется даже в случае ухода партий в оппозицию (пример - Германия: коалиция христианских демократов и христианско-социального союза), и нестабильные, в которых объединения носят непрочный, временный характер, часто распадаются, отчего возникают парламентские кризисы (пример – Италия).


Необходимо отметить, что парламентская форма демократического политического режима является самым древним способом осуществления демократии. Долгое время подобные способы организации власти испытывали существенные трудности из-за законодательно определенного единоначалия. Как одна из форм преодоления этих трудностей в XVIII в. возникла попытка соединения парламентаризма с монархией, реализовавшаяся в идее конституционной монархии.

Другой такой попыткой стало создание демократического политического режима президентского типа, который возник в США на рубеже XVIII и XIX вв. В условиях президентской демократии президент не подчинен парламенту, избирается отдельно и формирует относительно самостоятельную вертикаль власти. Принципиально новым в президентстве явилось то, что параллельно существуют правитель, избираемый народом, и парламент, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Кроме того, фигура президента придает дополнительные, харизматические основания демократическому режиму.

Главной проблемой президентских демократий в процессе их функционирования и развития являются взаимоотношения законодательной и президентской властей. Мировая политическая практика выработала три основные стратегии подобного взаимодействия.

1. Система сдержек и противовесов, суть которой состоит в максимально равном распределении полномочий и прав между ветвями власти. Наибольшее развитие подобная система получила в США, где практически ни конгресс, ни президент не могут самостоятельно принять ни одного значимого политического решения.

2. Система президентского доминирования, сложившаяся во Франции в конце 50-х гг. XX века. При этой системе президент по закону обладает существенно большими полномочиями в принятии властных решений, чем законодатели. Именно он является гарантом демократии, стабильности и порядка в соответствии с конституцией.

3. Система соперничества и борьбы между законодательной и исполнительной властью. Подобная система чаще всего встречается в молодых демократиях, где еще не до конца решен вопрос об избрании общепризнанного типа взаимодействия между ветвями власти. Она характеризуется возможным периодическим нарастанием конфликтности между законодателями и президентом. Примером подобного типа президентской демократии может служить Россия после 1991г.

В некоторых случаях, чтобы избежать конфликта, законодатели и президент, взаимно идя на компромисс, разграничивают свои полномочия. На этой основе возникают режимы смешанного, парламентско-президентского типа. Их устройство отражает, с одной стороны, взаимное стремление избежать конфликтов между ветвями власти, а, с другой, - недостаточную зрелость и стабильность для выработки устойчивой системы сдержек и противовесов.

Недемократические политические режимы при всей разнице форм организации власти, выдвигаемых ею задач и амбиций, «жесткости» или «мягкости» действий власти обладают одним общим признаком - это самовластные диктатуры, где весь комплекс властных решений в конечном итоге осуществляется или единоличным властителем, или привилегированной группой олигархов.

1. Носителем власти выступает один человек или узкая группа лиц. В качестве носителей авторитарной власти могут выступать монарх, диктатор, военная хунта.

2. Власть носит неограниченный характер, она неподконтрольна гражданам. Она может носить абсолютно деспотический, беззаконный характер, хотя может основываться и на законах. Но законы эти она принимает сама для утверждения собственного же господства.

3. Власть опирается на силовые способы господства. Это могут быть массовые репрессии и опора на страх, а может быть и демонстративная справедливость «доброго владыки». Однако в любой момент любое неповиновение может быть подавлено силой на основе простого приказа.

4. Власть монополизирована, отсутствуют легальные каналы оппозиционной деятельности. Политические партии могут существовать легально лишь при условии полного подчинения власти в качестве организаций, обслуживающих ее интересы.

5. Формирование политической элиты происходит путем назначения сверху на основании либо удачной карьеры на административном или военном поприще, либо фаворитизма.

Авторитарные политические режимы весьма разнообразны. Классифицировать их можно по нескольким признакам одновременно. Выделяют традиционалистские авторитарные режимы. Это, как правило, монархии, существующие как элемент традиционного общества. Такие монархии очень архаичны, но и чрезвычайно устойчивы. Их основная политическая и социальная база - в особенностях верований, традиций, жизненного уклада. В некоторых случаях такие режимы способны воспринять отдельные внешние черты современной цивилизации, но, даже испытав на себе существенное влияние извне, они продолжают сохранять свою глубокую традиционность.

Подавляющее большинство авторитарных режимов порождено неустойчивостью, нестабильностью демократии. Существует даже определенная схема их установления. В обстановке, когда политическое соперничество готово выплеснуться на улицы, спровоцировать массовые беспорядки или гражданскую войну, находятся авторитетные личности (чаще всего среди военных), которые, опираясь на вооруженную силу, совершают государственный переворот, распускают парламент, отменяют действие конституции и либо начинают править в режиме чрезвычайного положения, либо принимают конституцию, легализующую диктатуру. Подобные режимы до самого последнего времени были достаточно широко распространены в развивающихся странах.

Тоталитарным называют политический режим, имеющий следующие основные признаки.

1. Власть принадлежит массовой политической партии, вооруженной идеологической доктриной, формулирующей целый комплекс задач, которые возможно разрешить только в том случае, если все общество добровольно и с воодушевлением воспримет эту идеологию.

2. Стоящая у власти партия организована недемократическим путем, носит открыто вождистский характер, являясь скорее даже не политической партией, а организацией революционеров или неким подобием рыцарского ордена - «орденом меченосцев», по выражению Сталина.

3. Идеология правящей партии носит монопольный, доминирующий характер, она провозглашается «единственно верной», «научной» и т.п. С помощью практической реализации идеологических принципов предполагается осуществлять руководство всеми сторонами жизни общества, экономикой, наукой, культурой, частной жизнью человека.

4 Тоталитарная экономика базируется либо на полном огосударствлении всей экономической жизни, либо на регулярном, санкционированном вмешательстве в экономическую жизнь на идеологической основе.

5. Осуществляется систематический террористический полицейский контроль над всеми сферами жизни общества, включая и личную жизнь человека.

Тоталитарный режим опирается на развитую систему социального контроля и принуждения. Отличительной чертой тоталитарного деспотизма является его массовый характер, когда через поощрение доносительства, поиск врагов, инициаторами репрессий становятся не только верховная власть, но и массы. В то же время тоталитаризм, в отличие от авторитаризма, основан не только на системе запретов, но и на системе предписаний: людям не просто указывают, как они не должны поступать, но, и предписывают, как они поступать обязаны.

Характеристика любой политической системы страны неразрывно связанна с методами осуществления государственной власти. Политическая система государства объединена с таким понятием как политический режим. Политический режим — это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории.

Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов и т.п. В зависимости от перечисленных выше элементов осуществления власти подразделяют несколько основных типов политической власти: авторитарный, тоталитарный и демократический. Для каждого из них характерны ряд особенностей, благодаря которым и происходит разделение на типы.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий - делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.

Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации.

Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм правления и государственного устройства государства отличаются друг от друга своими режимами.

Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти 1 .

Как и другие составные части формы государства, государственный режим имеет непосредственную связь с властью. Однако в отличие от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших и местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственный режим выступает как реальное проявление организационно оформленной власти, как процесс ее функционирования.

Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: «а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами» 1 . Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, Обыск и т.д., меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

В научной литературе существует несколько определений государственного режима и представлений о нем. Одни из них незначительно отличаются друг от друга. Другие вносят весьма существенные коррективы в традиционно сложившееся о нем представление. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.

О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важными из них являются следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти, управления и правосудия; порядок распределения между различными госорганами компетенции и характер
их взаимоотношений; степень реальности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных
им структур; степень реального участия граждан и
их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.

Государственный режим складывается и развивается под воздействием ряда объективных и субъективных, факторов- экономических, политических, социальных и иных: характер экономики (централизованная, плановая, децентрализованная, рыночная и др.); уровень развития общества; уровень его общей, политической и правовой культуры; тип и форма государства; соотношение в обществе социально-классовых сил; исторические, национальные, культурные и иные традиции; типовые и другие особенности стоящей у власти политической элиты. Эти и другие им подобные факторы относятся к разряду объективных факторов. Важную роль в становлении и поддержании определенного государственного режима играют и субъективные факторы. Одним из важнейших среди них является тот, который обычно называют духом и волей нации или народа.

Являясь неотъемлемой составной частью формы государства, государственный режим никогда не отождествлялся с политическим режимом. Государственный режим всегда был и остается важнейшей составной частью политического режима, охватывающего не только государство, но и все другие элементы политической системы общества. Политический режим как явление и понятие более общее и более емкое, нежели государственный режим, включает в себя не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций - составных частей политической системы общества.

О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать самые разнообразные факторы. Однако наиболее важные из них следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти; порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений; степень реальной гарантированности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур; степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

Юридической науке известно несколько вариантов классификации государственных режимов. Иногда классификацию «привязывают», например, к различным типам государства и права и соответственна» в каждом, типе выделяют «свои» режимы. Так, при рабовладельческом строе вычленяются деспотический, теократически-монархический, аристократический, (олигархический) режимы и режим рабовладельческой демократии. При феодальном строе - абсолютистский, феодально-демократический (для дворянства), клерикально-феодальный (в теократических монархиях), милитаристско-полицейский и режим «просвещенного» абсолютизма, При капитализме - буржуазно-демократический (конституционный), бонапартистский, военно-полицейский и фашистский режимы. В условиях социализма апологетически выделялся лишь «последовательно-демократический» государственный режим 1 .

Многие исследователи, не «привязывая» государственные режимы к отдельным типам государства и права, дают лишь общую их классификацию. При этом выделяются такие виды и подвиды государственных режимов, как тоталитарный, жестко-авторитарный, авторитарно-демократический, демократически-авторитарный, развернуто-демократический и анархо-демократический 2 .

Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам.

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия).

Отличаются разнообразием и антидемократические политические режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень жизни основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.

Таким образом, обобщая вышесказанное можно привести следующее определение. Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил.

2. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Видов политических режимов существуют много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Один из критериев определения вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти.

Изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со всей командой становится для него необходимым. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное венное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем менее оно ориентируется на эту сильную личность.

При режиме военной диктатуры к власти, как правило, в ходе государственного переворота приходят военные – представители армейских группировок, тех или иных племенных, национальных структур.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются.

Деспотический режим (от греческого «despotia» – неограниченная власть) был характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т. п. Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегреческими философами (в частности, Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных.

Очень близок к деспотическому, по сути являясь его разновидностью, тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных греческих городах-государствах.

Тиранический режим – также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчик власти широко использует превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластье обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и не стремится их создать.

Еще одной разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим. Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Тоталитаризм имеет и социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенства в нищете». Тоталитарное государство опирается на архаические, общинные формы земледелия, быта. Патерналистические представления о государстве также питают поддерживающие его структуры.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя – непогрешимого, мудрого, заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность.

Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении государством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощенных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют история, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который прежде всего характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологи такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе а посему достойной лучших жизненных условий. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо по крайней мере за участие в его работе.

Авторитарному режиму в его разновидностях противостоит демократический режим. Собственно демократический режим («демократия» от др.-греч. «демос» и «кратос» — народовластие) – это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер.

Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Демократический режим также знает различные формы, прежде всего наиболее современную – либерально-демократический режим.

Либерально-демократический режим существует во многих странах. В теории государства либеральными называются такие политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В соотношении личности и государства приоритет сохраняется за интересами, правами, свободами личности и т. п.

Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма правомерное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер, что обусловливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мировом разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т. д.

Либерально-демократический режим основан на идеях и практике народовластия, системе разделения властей, защиты прав и свобод личности, при которых важную роль играет судебная власть. При этом формируется уважение к суду, Конституции, правам и свободам других индивидов. Принципы самоуправления и саморегулирования пронизывают многие сферы жизни общества.

К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, сбои, только складывается в некоторых странах, выступая идеалом, целью политического развитая современного государства.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: