Первичные и вторичные социальные группы. Первичные и вторичные группы как субьекты социальных отношений. Воздействие первичных групп на деятельность вторичных групп Что относится к признакам вторичных групп

В социологии существует еще один, несколько иной подход к подразделению на первичную и вторичную социализацию. Согласно ему, социализация делится на первичную и вторичную в зависимости от того, кто выступает в качестве главного ее агента. При таком подходе первичной социализацией именуется процесс, который протекает в рамках малых - прежде всего первичных - групп (а они, как правило, бывают неформальными). Вторичная же социализация протекает в ходе жизнедеятельности в рамках формальных институтов и организаций (детский сад, школа, вуз, производство). Такой критерий носит нормативно-содержательный характер: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная - под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, т. е. детского сада, школы, производства, армии, милиции и т. д.

Первичными группами называются малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются достаточно большие по размерам социальные множества людей, между которыми существуют преимущественно формальные отношения, когда люди относятся друг к другу не как к индивидуальным и неповторимым личностям, а в соответствии с тем формальным статусом, которым они обладают.

Достаточно частое явление - вхождение первичных групп во вторичные в качестве составных частей.

Основная причина, по которой первичная группа является важнейшим агентом социализации, состоит в том, что для индивида первичная группа, к которой он принадлежит, выступает одной из важнейших референтных групп. Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном поведения. Человек всегда - вольно или невольно - соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении. Референтной1 может быть и та группа, к которой индивид принадлежит в данный момент, и та группа, членом которой он был прежде, и та, к которой он хотел бы принадлежать. Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

Как мы уже говорили, первичная группа - это обычно семья, группа ровесников, дружеская компания. Типичными же примерами вторичных групп являются армейские подразделения, школьные классы, производственные коллективы. Некоторые вторичные группы, например профсоюзы, можно рассматривать как ассоциации, в которых, по крайней мере, некоторые их члены взаимодействуют между собой, в которых имеется единая, разделяемая всеми членами нормативная система и какой-то общий, разделяемый всеми членами смысл корпоративного существования. В соответствии с указанным подходом первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная - во вторичных группах.

Первичные социальные группы - это сфера личностных отношений, т. е. неформальных. Неформальным называется такое поведение между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которого не регулируется никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия.

Пример - семья.

Вторичные социальные группы - это сфера деловых отношений, т. е. формальных. Формальными называются такие контакты (или взаимоотношения), содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример - армия.

Обе группы - первичная и вторичная - равно как и оба типа отношений - неформальные и формальные - жизненно необходимы каждому человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по- разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем более гетерогенный характер носит опыт общения и взаимодействия индивида с его социальным окружением, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают и те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К этой категории можно отнести и конкретных людей, и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т. п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты (к примеру, главным агентом первичной социализации выступает семья).

Агенты социализации - это конкретные люди (или группы людей), ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, контора и фабрика и др.

Первичные (неформальные) агенты социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичные» относится в рамках данного контекста ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - это не просто ближайшая к человеку, но и важнейшая для формирования его личности, поскольку она стоит на первом месте и по степени значимости, и по частоте и плотности контактов между ним и всеми ее членами.

Вторичные (формальные) агенты социализации - представители формальных групп и организаций: администрации школы, университета, предприятия, офицеры и чиновники армии, полиции, церкви, государства, а также те, контакты с которыми носят опосредованный характер, - сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Неформальные и формальные агенты социализации (как мы уже указывали, иногда это могут быть целые институты) по-разному влияют на человека, но и те и другие воздействуют на него на протяжении всего его жизненного цикла. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений обычно достигает своего максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой чувствуется им в середине жизни.

Достоверность приведенного суждения очевидна даже с точки зрения здравого смысла. Ребенок, так же как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит его существование. Старики и дети заметно менее других мобильны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны и в политическом, и в экономическом, и в профессиональном отношении. Дети еще не стали производительной силой общества, а старики уже перестали ею быть; и те и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции.

После 18-25 лет человек начинает активно заниматься профессионально-производственной деятельностью или бизнесом и делать свою карьеру. Начальники, партнеры, коллеги, товарищи по учебе и работе - вот те люди, к мнению которых зрелый человек больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маменькам» повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за материнскую руку?

Среди первичных агентов социализации в указанном выше смысле не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. Бесспорно, что по отношению к ребенку, проходящему первичную социализацию, в преимущественном положении находятся родители. Что же касается сверстников (тех, кто играет с ним в одной песочнице), то они просто равны ему по статусу. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т. д. Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации не более того, чему они сами обучены или в чем сами социализированы. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как «правильно» быть взрослым, а у ровесников - как «правильно» быть ребенком: играть, драться, хитрить, тому, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников (Peer group) 151 на этапе первичной социализации выполняет важнейшую социальную функцию: она облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Современная социология указывает, что этот тип коллективности играет особенно важную роль на этапе биологического и психологического созревания. Именно юношеские группы ровесников имеют отчетливо выраженную тенденцию к обладанию: 1) довольно высокой степенью солидарности; 2) иерархической организацией; 3) кодексами, которые отрицают ценности и опыт взрослых или даже противостоят им. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться лидерства в компании сверстников. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, при этом нередко первые сводят на нет усилия вторых. Родители и в самом деле нередко смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на них.

3.3.4.2. Первичные и вторичные группы

Первичная группа - это группа, в которой связь под­держивается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы».

Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: «малочисленный состав, про­странственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов» .

Впервые понятие «первичная группа» было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отно­шения. Ч.Кули считал семью «первичной», потому что она является первой группой, благодаря которой осущест­вляется процесс социализации младенца. К «первичным группам» он также относил группы друзей и группы бли­жайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].

Позднее данный термин стал использоваться социоло­гами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им чело­век осознает свою принадлежность к определенным соци­альным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Значение первичных групп очень велико, в них, осо­бенно в период раннего детства, происходит процесс пер­вичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в общест­ве. Первичные группы формируют личность. В них про­исходит процесс социализации личности, освоение образ­цов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных инте­ресов.

Первичная группа - это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.

Ч.Кули отмечал две основные функции малых первич­ных групп:

1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.

2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].

Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой пре­обладают предметные контакты, чаще всего опосредован­ные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулиру­ется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вто­ричная - на цель. Вторичные группы, как правило, со­впадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.


Основное значение в этих группах придается не лич­ностным качествам членов группы, а их умению выпол­нять определенные функции. Например, на заводе долж­ность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необ­ходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особен­ности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, лич­ностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.

Так как во вторичной группе все роли уже четко распределены, то ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними, как известно, нет эмоциональных отношений, что свойственно для членов семьи и друзей. Например, в организациях, связанных с трудовой дея­тельностью, основными будут производственные отноше­ния. Во вторичных группах не только роли, но и способы коммуникации уже заранее четко расписаны. В связи с тем, что проведение личной беседы не всегда бывает возможным и эффективным, коммуникация часто приоб­ретает более формальный характер и осуществляется благодаря телефонным звонкам и различным письменным документам.

Например, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. всегда внутренне разде­лены на первичные группы индивидов, симпатизирую­щих друг другу, между которыми возникают более или менее часто межличностные контакты. При руководстве вторичной группой обязательно следует учитывать пер­вичные социальные образования.

Ученые-теоретики отмечают, что в течение последних двухсот лет произошло ослабление роли первичных групп в обществе. Проведенные западными социологами в тече­ние нескольких десятилетий социологические исследова­ния подтвердили, что в настоящее время господствуют вторичные группы. Но также были получены многочис­ленные данные, свидетельствующие, что первичная груп­па все еще вполне устойчива и является важным связую­щим звеном между личностью и обществом. Исследова­ния первичных групп проводились в нескольких областях: выяснялась роль первичных групп в промышленности, во время стихийных бедствий и т.д. Изучение поведения людей в разных условиях и ситуациях показало, что пер­вичные группы все еще играют важную роль в структуре всей социальной жизни общества {см.: 225. С. 150-154].

Первичные и вторичные группы

Первичная группа - это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство "мы".

Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: "малочисленный состав, пространственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов" .

Впервые понятие "первичная группа" было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отношения. Ч.Кули считал семью "первичной", потому что она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации младенца. К "первичным группам" он также относил группы друзей и группы ближайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].

Позднее данный термин стал использоваться социологами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Значение первичных групп очень велико, в них, особенно в период раннего детства, происходит процесс первичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в обществе. Первичные группы формируют личность. В них происходит процесс социализации личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных интересов.

Первичная группа - это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.

Ч.Кули отмечал две основные функции малых первичных групп:

1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.

2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].

Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная - на цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

Основное значение в этих группах придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Например, на заводе должность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особенности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, личностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.

Так как во вторичной группе все роли уже четко распределены, то ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними, как известно, нет эмоциональных отношений, что свойственно для членов семьи и друзей. Например, в организациях, связанных с трудовой деятельностью, основными будут производственные отношения. Во вторичных группах не только роли, но и способы коммуникации уже заранее четко расписаны. В связи с тем, что проведение личной беседы не всегда бывает возможным и эффективным, коммуникация часто приобретает более формальный характер и осуществляется благодаря телефонным звонкам и различным письменным документам.

Например, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. всегда внутренне разделены на первичные группы индивидов, симпатизирующих друг другу, между которыми возникают более или менее часто межличностные контакты. При руководстве вторичной группой обязательно следует учитывать первичные социальные образования.

Ученые-теоретики отмечают, что в течение последних двухсот лет произошло ослабление роли первичных групп в обществе. Проведенные западными социологами в течение нескольких десятилетий социологические исследования подтвердили, что в настоящее время господствуют вторичные группы. Но также были получены многочисленные данные, свидетельствующие, что первичная группа все еще вполне устойчива и является важным связующим звеном между личностью и обществом. Исследования первичных групп проводились в нескольких областях: выяснялась роль первичных групп в промышленности, во время стихийных бедствий и т.д. Изучение поведения людей в разных условиях и ситуациях показало, что первичные группы все еще играют важную роль в структуре всей социальной жизни общества Референтная группа, как отмечает Г.С.Антипина. - "это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном" .

Открытие феномена "референтной группы" принадлежит американскому социальному психологу Г.Хаймену (Hyman H.H. The psychology of ststys. N.I. 1942). Данный термин был перенесен в социологию из социальной психологии. Психологи на первых порах под "референтной группой" понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.

В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен проводил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения. принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, Т.е. принимают нормы групп, в которые они не включены реально. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группами. По его мнению, именно "референтная группа" помогала разъяснить тот "парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют54 позиции групп, в которые они непосредственно включены" [цит. по: 7. С.260], а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя "относит", которую принимает в качестве эталона и на которую "ссылается", а не ту, которая его непосредственно "окружает". Таким образом, сам термин родился от английского глагола to refer, Т.е. ссылаться на что-либо.

Другой американский психолог М.Шериф, с его именем связано окончательное утверждение понятия "референтная группа" в американской социологии, рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение) [см.: II. С.56-57]. В данном случае понятия референтной и членской группы рассматривались уже как противоположные.

Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие "референтная группа" было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

"Референт-группой" для индивида, указывает Я.Ще-паньский, является такая группа, с которой он себя добровольно идентифицирует, Т.е. "ее образцы и правила, ее идеалы становятся идеалами индивида, и роль, навязанная группой, выполняется преданно, с глубочайшим убеждением" .

Таким образом, в настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина "референтная группа". В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае - группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как "значимый круг общения" для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты этим кругом лиц [см.: 9. С.197],

Экспериме́нты А́ша (Asch Conformity Experiments ), опубликованные в 1951 году, были серией исследований, которые внушительно продемонстрировали власть конформизма в группах.

В экспериментах во главе с Соломоном Ашем студентов просили, чтобы они участвовали в проверке зрения. В действительности в большинстве экспериментов все участники, кроме одного, были «подсадными утками», а исследование заключалось в том, чтобы проверить реакцию одного студента на поведение большинства.

Участники (реальные подопытные и «подсадные утки») были усажены в аудитории. В задачу студентов входило объявление вслух их мнения о длине нескольких линий в ряде показов. Их спрашивали, какая линия была длиннее, чем другие, и т. п. «Подсадные утки» давали один и тот же, явно неправильный ответ.

Когда подопытные отвечали правильно, многие из них испытывали чрезвычайный дискомфорт. При этом 75 % подопытных подчинились существенно ошибочному представлению большинства по крайней мере в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37 %, в контрольной группе один ошибочный ответ дал только один человек из 35-ти. Когда же «заговорщики» не были единодушны в своём суждении, подопытные гораздо чаще не соглашались с большинством. Когда независимых испытуемых было двое, или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, ошибка падала более чем в четыре раза. Когда кто-то из подставных давал неверные ответы, но так же не совпадающие с основным, ошибка также сокращалась: до 9-12 % в зависимости от радикализма «третьего мнения».

Три основные черты, которые мы только что рассмотрели, - взаимодействие, членство и групповая идентичность - свойственны множеству групп. Двое влюбленных, три товарища, которые в выходные дни вместе отправляются на рыбалку, клуб игроков в бридж, скауты, объединение по производству ЭВМ - все они представляют собой группы Но группа, состоящая из двух влюбленных или трех товарищей, коренным образом отличается от бригады, которая монтирует ЭВМ, расположившись за одним столом. Влюбленные и друзья образуют первичные группы; группа по сборке ЭВМ - вторичная.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. На предприятии по производству ЭВМ должности делопроизводителя, управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значит для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.



В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.

Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу.


ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В течение последних двухсот лет теоретики социальных наук отмечают ослабление роли первичных групп в обществе. Они считают, что промышленная революция, развитие городов и возникновение корпораций привели к созданию крупной обезличенной бюрократии. Для характеристики этих тенденций были введены такие понятия, как "массовое общество" и "упадок общины".

Но социологические исследования, проводимые в течение нескольких десятилетий, свидетельствуют о сложности этих вопросов. Действительно, в современном мире наблюдается господство вторичных групп. Но в то же время первичная группа оказалась вполне устойчивой и стала важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни. Исследования первичных групп сосредоточены в нескольких областях. Начнем с анализа роли первичных групп в промышленности.

Промышленность

Бедствия

Социальный контроль: китайский пример


Раздел 1 Основные составляющие общества.

Глава 5. Социальное взаимодействие

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Шестьдесят лет назад группа социальных исследователей изучала поведение рабочих гигантского завода Хоторна, которым управляла "Western Electric Company" в Чикаго. Ученые стремились определить факторы, воздействующие на производительность труда и индивидуальную выработку рабочих. Например, они считали, что количество перерывов в работе влияет на производительность. Итак, они выбрали группу работниц и начали эксперимент. Сначала работницы получили возможность несколько раз подолгу отдыхать в течение рабочего дня, затем периоды отдыха сократились, но стали более частыми. Экспериментаторы также сокращали и удлиняли время, предоставленное для ленча. Кроме того, в разной мере усиливали освещение; предполагалось, что более яркое освещение будет способствовать повышению производительности.

Результаты эксперимента удивили исследователей. Когда они удлиняли периоды отдыха, производительность труда работниц возрастала. При сокращении она продолжала расти. Но когда был установлен первоначальный режим труда и отдыха, производительность труда выросла еще больше. То же самое наблюдалось при экспериментах, связанных с изменением продолжительности ленча и яркости освещения. При любых изменениях уровень выработки женщин возрастал.

Получив такие результаты, исследователи попытались выявить другие факторы (помимо условий труда), которые воздействовали на производительность. Оказалось, что женщины, выбранные для проведения эксперимента, образовали группу. Им казалось, что, поскольку отобрали именно их, они приобрели особый статус, и они стали считать друг друга представителями своего рода "элиты". Поэтому и старались работать как можно лучше в соответствии с требованиями исследователей. Этот тип реагирования стал называться хоторнским эффектом . Он состоял в следующем: вероятно, сам факт, что именно данная группа подвергается изучению, воздействует на поведение ее членов даже больше, чем другие факторы, которые стремятся выявить исследователи.

На основе этого эксперимента и других данных хоторнские исследователи сделали вывод, что "человеческий фактор" играет важную роль в трудовой деятельности. Когда работник приобретал новый статус, связанный с денежным вознаграждением, похвалой или повышением в должности, производительность его труда стремительно возрастала. Этому также способствовала эффективная система реагирования на жалобы. Если работник имеет возможность обсудить ту или иную проблему с терпеливым начальником, который выслушает его с сочувствием и уважением, и если после этого что-то изменится к лучшему, возрастает доверие рабочих к руководству, их чувство собственного достоинства и стремление к групповому единству.

Хоторнские экспериментаторы выявили также благоприятную роль небольших, четко организованных групп работниц. Члены таких групп часто стремились затеять возню, шутки, игры. После работы они играли в бейсбол, карты, ходили друг к другу в гости. И эти первичные группы способны были оказать влияние на производительность всего завода. Несмотря на попытки руководства контролировать выработку путем установления норм, эти группы сами неофициально регулировали темп работы. Те, кто трудился слишком быстро (их называли "выскочками"), подвергались социальному давлению со стороны группы - их дразнили, высмеивали или игнорировали. Часто это давление оказывалось настолько сильным, что рабочие специально работали медленнее и отказывались от премий за превышение норм выработки (Ротлисбергер, Диксон, 1947).

Социальные институты.

Большинство из нас начинают свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, анестезиологи, санитарки и другие; все они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнутся с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; не исключено, что мы окажемся в больнице или даже в доме для престарелых. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы. Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного.

Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или членами семьи.

Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникает потребность в создании множества организаций. Поэтому необходимо подробно рассмотреть сущность организаций и их формы.

Между членами первичных групп (семья, группа друзей) устанавливаются личные отношения, затрачивающие многие стороны их индивидуальностей. В отличие от этого вторичные группы образуют для достижения определенных целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между ними почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почтамт, армия и т.п. - этот список можно продолжить бесконечно.

В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя образованиями: первичной группой и формальной организацией. Например некоторые группы, подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой; члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой. Типичная харизматическая группа - Христос и его ученики.

Сущность харизматической группы в непостоянстве их организационной структуры и зависимости от лидера. В них нет служебной иерархии (например, должностей вице-президента или секретаря и т.п.), существующей до тех пор, пока существует группа вне зависимости от её состава в любое данное время. Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением к лидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе - всё зависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы. Поскольку личные отношения могут быть очень изменчивыми, структура группы также нестабильна. Более того, в харизматических группах отсутствуют устойчивые внутригрупповые нормы, в отличие от более структурированных организаций, лидеры которых с помощью сложившихся правил и норм укрепляют свою власть.

Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно они сохраняются до тех пор, пока лидеры обладают притягательной силой. Однако, поскольку лидеры не бессмертны, складываются правила, в соответствии с которыми избираются их преёмники. Рано или поздно эти последователи убеждаются, что для сохранения группы на длительное время недостаточно одной лишь веры. Имеет значение также, какими способами члены группы зарабатывают на жизнь. Часто группа решает эту проблему, облагая налогами своих членов или продавая некий товар. В ходе формирования определённых правил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц. Таким образом происходит формирование значительно более упорядоченной организации.

Макс Вебер назвал такой процесс рутинизацией харизмы. Это происходит во множестве групп. Например, Росс (1980) исследовал три организации, которые были образованы для оказания помощи населению городов Среднего Запада, пострадавших от ураганов. Хотя эти три группы во многих отношениях отличались друг от друга, поразительно, что прежде, чем стать организациями, они прошли одинаковые стадии. На стадии "кристаллизации" каждая группа осмысливала потребности общества и принимала решения о мерах их удовлетворению. Затем наблюдался переход к стадии "признания", когда лидеры вступали в контакт с другими организациями для обсуждения своих целей и совместных усилий; таким образом, они получали признание со стороны других. Это приводило к третьей стадии, названной "институтонализацией", когда деятельность начинала осуществляться общепринятым способом. К этому времени устанавливаются устойчивые формы взаимодействия между членами группы и с представителями других организаций. Интересно отметить, что в результате этого процесса каждая группа становилась более упорядоченной; для осуществления её целей требовалось меньшее число людей,

поэтому группа уменьшалась.

При обсуждении специфики перехода от групповой к организационной структуре, у вас, возможно, возникла мысль о том, что существует много форм организаций. Если так, то вы рассуждали правильно. Одна из таких форм - добровольная ассоциация, напоминающая неформальную группу; прямо противоположна ей - тотальная организация.

Добровольные ассоциации распространенны во всём мире. К ним относятся религиозные группы, например, Всемирный съезд сионистов или Женский христианский союз, профессиональные общества вроде Американской социологической ассоциации и Американского института планирования, а также ассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например Клуб собаководов или Общество охраны и поощрения вокальных квартетов среди парикмахеров Америки.

Добровольной ассоциации свойственны три основных черты:

1. она образована для защиты общих интересов её членов;

2. членство является добровольным - оно не предусматривает предъявления требований к определённым людям (что наблюдается при призыве на военную службу) и его не присваивают от рождения (как, например, гражданство). В результате лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольной ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров;

3. организация этого типа не связана с местными, государственными или федеральными правительственными органами (Силлс, 1968).

Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов её членов. Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого формулируется государственными, религиозными и другими организациями. Примеры таких учреждений - тюрьмы, военные училища и т.п.

Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто они находятся под надзором охранников. Охранники осуществляют надзор над многими сторонами их жизни, включая питание, жильё и даже индивидуальную заботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимости обитателей этих заведений от охранников издаётся множество постановлений. В результате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех - кто им подчиняется.

Эрвин Гофман (1961), который ввёл термин "тотальные учреждения", выделил несколько типов таких организаций:

1. больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, нищие, больные);

2. тюрьмы (и концентрационные лагеря), предназначенные для людей, считающихся опасными для общества;

3. военные казармы, морские судна, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для определённых целей;

4. мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам.

Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жёстких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым и подчинения нормам заведения.

Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: