Лидерские качества. Основные лидерские качества: каким должен быть настоящий лидер

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. На протяжении XXвека его изучение и развитие находилось в центре внимания многих зарубежных учёных, тогда как в отечественной психолого-педагогической науке всегда существовала некоторая нестабильность интереса исследователей к этому вопросу.Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» лишь с кон­ца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия. До этого вре­мени, примерно с середины 30-х годов, проблематика лидер­ства в отечественной науке, равно как, впрочем, и другие аспекты социальной психологии, по причинам идеологичес­кого характера (нарастание в стране тоталитаризма, постепен­ная сталинизация общества) была закрыта.

В основном ученых интересовал дошкольный и школьный возраст (В. Ф. Ануфриева , Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский, Т. Н. Мальковская, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский и др.). Вопрос о подростковом лидерстве долго не поднимался в отечественной науке, несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований детского лидерства (конец 60-х гг. XX в.).

Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Е.И.Головаха, А.А.Кроник, Л.Г.Брылева, В.П.Лаврентьев, Г.Е. Минскер и др.). Довольно интересны современные акмеологические исследования (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е.Шишов и др.), направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.

Само понятие лидерства многогранно и рассматривается исследователями с разных позиций. В англоязычной литературе этот феномен рассматривается как сосредоточие групповых процессов, форма убеждения, характеристика личности и порождаемых ею эффектах, отношение к власти, форма группового дифференцирования и других.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

В.Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

В своих работах Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена лидерства: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели.

Все эти определения показывают, насколько тесна связь лидера и группы, в которой он существует, что его деятельность напрямую зависит от потребностей и стремлений этой группы.

В среде отечественных исследователей так же можно выделить некоторые трактовки лидерства. Например, Г. М. Андреева подчеркивает, что лидерство есть психологическая ха­рактеристика поведения определенных членов группы.

М. Г. Ярошевский связывает понятия руководства и лидерства, говоря, что руководство может быть рассмотрено как официально санкционируемое лидерство.

Б. Д. Парыгин придерживается подхода к изучению лидерства, который основывается на взаимосвязи этого феномена с взаимодействием членов группы, говорит о том, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а само лидерство – стихийно возникающий процесс, социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства в малой группе.

Лидерство как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете, детерминированный по своему содержанию господствующими в данном обществе социальными отношениями. Так в своих исследованиях Н. С Жеребова рассматривает данный феномен.

А. С. Залужному представляется лидерство как персональная способность к руководству, доминированию одной личности, подчинению себе других в конкретных условиях. Феномен лидерства он связывает с решением задач и с организацией какой-либо деятельности, важной для группы.

Кричевский, в своих работах рассматривает лидерство как средство координации, организации отношений членов группы, средство управления ими.

По мнению А. Л. Уманского, лидерство это результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации. В своём исследовании мы придерживаемся данной точки зрения, которая не умоляет значения других членов группы, а так же особенности конкретных ситуаций и условий, но говорит о том, насколько важны именно личностные качества для настоящего лидера.

Трактовка, принятая в отечественной со­циальной психологии, очень специфична, но затрагивает многие стороны этого феномена и выглядит так: лидерство это преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе не­формальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства (прежде всего в ма­лой группе) составляет процесс межличностного влияния, раз­ворачивающийся между лидером (наиболее активный, влия­тельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

По данным выше понятиям становится понятно, что лидерство это феномен группового руководства, способный направлять группу, при этом учитывая особенности всех её членов. В отношении того человека, кто является субъектом лидерства, так же имеются различные точки зрения, которые вылились в конкретные формулировки.

Лидер - это представитель малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентацийс групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей, такова точка зрения Н.С. Жеребовой.

В. И. Зацепин считает, что лидер - это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели.

Мы же, в своём исследовании придерживаемся точки зрения А. Л. Уманского, который пишет, что лидер - человек, который от рождения получает определенные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями и находиться на определенном информационном уровне, уметь реализоватьимеющиеся у него возможности.

Все исследовали при изучении лидерства в целом придерживаются одной из существующих различных концепций: теории принятия ролей (Р. Бейлз, Ф. Слеттер, и др.) , системной теории (Г. Хоманс, и др.), ситуационной теории (Р. Стогдил, Ф. Фидлер, Э. Фромм, А.Портер, . М. Грегор, и др.), теории черт (М.Вебер Е. Богардус, Г. Оппорт, др.), поведенческой теории (П. Херси, К. Бланшар, и др.).

Наибольшее распространение и изучение получили три подхода к изучению феномена лидерства: личностных черт, поведенческий и ситуационный.

Ранние исследования лидерства ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Изучение лидерства именно с позиции личностных черт началось с исследования психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Он считал, что лидер обладает такими качествами, отличающими его от других, которые передаются по наследству и которые можно выделить. Согласно этой теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных черт. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт, выделенные Ф. Гальтоном - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Сторонники этой теории (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-первых, «способности» - умственные, вербальные т.д. Во-вторых, «достижения» - образование и спорт. В-третьих, «ответственность» - зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» - активность, кооперация и т.д. В-пятых, «статус» - социально-экономическое положение, популярность. Наконец, в-шестых, «ситуативные черты» личности.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

1) управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

2) управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

3) управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4) управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Составить точный перечень черт, которые присутствовали бы в характерах всех изучаемых лидеров, не удавалось. Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Однако ни одна из черт этого списка не заняла прочного места в разных перечнях. К примеру, только 5% черт были названы в них четыре раза, 4% - три раза, 26% - дважды, 65% - один раз.

Однако говорить о том, что эта теория безосновательна, нельзя. Учёными был сделан вывод, что на чистоту результатов влияла личность исследования, его личные предпочтения в выборе черт в качестве лидерских. Подход к лидерству как к некоему личност­ному качеству или набору черт и умений, часто критикуемый академическими психологами, весьма популярен в наши дни среди отечественных и зарубежных практиков, имеющих дело с отбором, аттестацией и под­готовкой управленческого персонала.

Одним из важнейших исследователей данного вопроса является Ральф Мелвин Стогдилл, который в 1948 г. сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако так же выявил, что в различных ситуациях на первый план выходили различные черты личности.

На смену теории черт пришёл поведенческий подход к лидерству, согласно которому, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил своё внимание именно на поведении руководителя.

Благодаря исследователям, придерживающихся этого подхода, была заложена основа классификации стилей руководства. Стиль лидерства это совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Он отражает:степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал и привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

В этом подходе различают два вида возможного поведения лидера: поведение, ориентированное на работу и поведение, ориентированное на человека.

Поведение, ориентированное на человеческие отношения включает в себя уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала, тогда как поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой имеет своей особенностью игнорирование потребностей и интересов подчиненных и недооценку необходимости развития персонала.

Не приуменьшая вклад исследований, использовавших данный подход, многие учёные говорят о том, что не существует оптимального стиля руководства, тогда как данный подход предполагает именно это. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

Тогда как подход с позиции личностных качеств и поведенческий подход сосредотачивают своё внимание на конкретных компонентах лидерства, ситуационный подход выдвигает на передний план то, что решающую роль в эффективном лидерстве играют ситуационные факторы, при этом не отвергая важность личностных и поведенческих характеристик.

Считается, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные, личностные, деловые и профессиональные качества.

Результаты более поздних исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Настоящий лидер должен уметь вести себя по-разному в зависимости от конкретной ситуации.

В своём исследовании мы придерживаемся системного подхода, говоря о том, что для лидерства важны различные его составляющие: поведение лидера, взаимодействие с членами группы, конкретные особенности ситуаций, но в каждом человеке заложены определённые личностные качества, которые при должном развитии смогут сделать из любого человека настоящего лидера. Р. Стогдилл говорил: "человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств". Мы согласны с его словами, при этом осознавая, что этот набор личных свойств, качеств, важен для становления настоящего лидера. И именно на развитие этих качеств мы можем влиять.

Р. Стогдилл заключает, что "структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных". Поэтому важно воспитывать человека, который сможет влиять на других, учитывая их интересы.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог, один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм.

С этих же позиций личность лидера (вождя) характеризовал его соотечественник Густав Лебон, отмечая в ней, однако, иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела. . Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие.

Проанализировав литературу по выбранной теме исследования, мы выделили ряд лидерских качеств, которые по нашему мнению можно считать лидерскими и на развитие которых будет направлена разрабатываемая программа.

Были выбраны такие качества, как: социальная активность, самооценка и уверенность в себе, интеллект, а так же коммуникативные и организаторские склонности.

Понятие социальная активность является частным случаем понятия активность, которое используется во многих областях знаний. По мнению некоторых авторов - социальная активность это высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее.

Отечественные ученые (Л.П. Буева, О.И. Иванов, JI.H. Коган, В.Г. Мордкович и др.) определяют социальную активность как качество личности, способствующее преобразованию окружающей действительно и самого индивида. Социальную активность личности как динамическое качество личности, способствующее реализации социальной направленности личности и ее готовности проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности, в том числе культурно-досуговой деятельности, представляет в своей диссертации Леонова Е. И.

Развёрнутым и реализующим главный смысл социальной активности является определение, данное В. З. Коганом и именно его мы принимаем за основное. Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Он выделяет значение деятельности в развитии личности и говорит о том, что она является реальным проявлением социальной активности человека.

Дополняя его мнение, Н. П. Фетискин выделяет мотиваторы социально-психологической активности личности, отмечая, что знание молодыми людьми основных своих потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента, и, соответственно, существенный плюс для выстраивания своего собственного жизненного пути, карьеры.

Следующим качеством личности является интеллект. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение - интеллект (ум) - мыслительная способность, умственное начало у человека.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Штерн В. же полагал, что интеллект - это есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным усло­виям.

В нашей работе мы придерживаемся мнения Айзенка, который говорит о коэффициенте интеллекта (баллах IQ) - показателе способности человека узнавать что-то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее.

Интеллект включает в себя несколько компонентов. Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности. Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей. Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Следующим, не менее важным качеством личности является самооценка.

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

Бориснёв С. В. рассматривает самооценку как свойство человека оценивать себя, свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации.Мы придерживаемся точки зрения А.И.Липкиной, по мнению которой самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

В.В. Синявский и В.А. Федорошин говорят о таких качествах личности, как коммуникативные и организаторские склонности, направляя на их изучение свой диагностический материал.

Коммуникативные способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Они позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и др. виды деятельности, а так же определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

Л.И. Уманский разделяет организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое воздействие, склонность к организаторской деятельности. Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься.

Именно этот набор качеств личности диагностировались в ходе нашего констатирующего эксперимента, как лидерские. Те качества, которые при всех остальных объективных и субъективным условиях позволяют человеку стать лидером, настоящим руководителем той группы, в которой он существует.

Лидер – это человек, который движется к своей цели, и способен повести других людей за собой. Лидером не рождаются, а становятся, и вы можете им стать. Для этого вам следует знать, какие качества лидера отличают его от остальных.

Качества лидера

1. Наличие цели и видение результата

Цель – это движущая сила лидера, это смысл его существования.

Она его Бог, маяк в непроглядной ночи, и ничто так не волнует лидера, как достижение поставленной цели.

То, чем занимается лидер, тоже имеет важное значение. Но способ достижения цели, дело, которым занят лидер, не заботит его так сильно, как видение конечного результата.

В голове лидера две основополагающие установки: ради чего и с кем.

Лидеры знают, куда они идут, и как они собираются туда добраться.

2. Самомотивация
25. Зрелость

Вопреки распространенному мнению, возраст не является мерой зрелости.

Молодые лидеры способны действовать как опытные профессионалы, а многие люди в возрасте могут вести себя как подростки.

Зрелость основывается на действиях, соответствующих поведению зрелой личности, что особенно проявляется в трудных ситуациях.

Кроме того, ваша уверенность в себе и ваша способность двигаться вперед без оправданий – одни из самых важных показателей зрелости.

26. Пример для других

Действия значат больше, чем слова. Люди обязательно заметят, если вы самоотверженны и прилагаете все усилия, чтобы развивать свое дело.

Но если вы ленивы и вам все равно, как обстоят дела, ваша команда последует этому примеру.

Великие лидеры всегда являются примером для других.

27. Способность построения отношений

Все дело в том, кого вы знаете. Лидерам не нужно лишний раз напоминать, что в этом высказывании много правды.

Необходимо понимать ценность построения долгосрочных отношений в своей отрасли с другими людьми и делать ставку на взаимовыгодное партнерство.

Создание сети сотрудничества, состоящей из ценных людей, имеет решающее значение для вашего долгосрочного успеха.

28. Социальные навыки

Чаще всего лидер является харизматичным, общительным, дружелюбным и открытым.

С людьми он разговаривает в спокойной, уважительной и привлекательной манере.

Как сотрудники хотят работать с людьми, которые им нравятся, также и клиенты предпочитают совершать покупки у людей, к которым испытывают симпатию.

Поэтому вам нужно стать одним из таких людей, если вы хотите .

29. Навык публичной коммуникации

Лидеры не должны иметь никаких проблем с публичными выступлениями.

Ситуации, в которых возникает публичная коммуникация, могут варьироваться от простого выступления на совещании, до подачи новой идеи в аудитории, полной людей.

Коммуникативный навык не просто позволяет эффективно донести информацию до слушателей, но и повышает ваш авторитет как лидера.

30. Честность и открытость

С каждым годом мир становится прозрачнее, а секретов в нем все меньше, вот почему честность – лучшая политика.

Люди уважают тех, кто способен честно делиться информацией с другими и спокойно реагировать на хорошие и плохие новости.

Только так можно действовать по ситуации и своевременно откорректировать план по движению вперед.

31. Умение слушать

Чтобы дать членам своей команды обратную связь, поддержку и внимание, вам нужно приложить все усилия, чтобы слушать, когда они делятся информацией.

Лидеры сначала слушают и лишь потом говорят.

Умение слушать – это больше, чем молчание, потому что кроме того вам необходимо задавать правильные вопросы.

32. Преданность

Лидеры остаются верными своим ценностям и неустанно двигаются к своим целям, несмотря на внешнее давление, которое пытается их изменить или сделать соответствующими привычным рамкам.

Каждая история успеха, которую вы слышали, скорее всего, имеет обратную сторону: долгие часы изнурительной работы и множество неудачных попыток.

Но лидера просто так не остановить, потому что он имеет верность своему слову, преданность делу и долгосрочный фокус на своей цели.

33. Сочувствие и сострадание

Фокусируясь на своих целях, вам одновременно следует уделять внимание потребностям и чувствам других людей.

Цели достигаются не за счет окружающих людей, а с их помощью.

В конце концов, закон рынка гласит: выявите потребность и удовлетворите ее. Все, что вы делаете, вы делаете для конечного потребителя.

Вам нужно знать не только степень вашего влияния на людей, но и что вам нужно сделать, чтобы проявить в отношении других понимание и сочувствие.

34. Способность противостоять другим

Большинство людей стараются избегать конфронтации, опасаясь спорных моментов. Но лидеры знают, как предложить честный и взаимовыгодный способ решения проблемы.

Решение проблемы на начальном этапе ее возникновения позволит сэкономить большое количество времени, не говоря уже о головной боли, по сравнению с ситуацией, когда она остается нерешенной.

35. Делегирование прав и обязанностей

Являясь лидером, вам следует способствовать другими людьми, поручая им принятие правильных решений.

Делегирование полномочий заключается не только в том, чтобы наделить свою команду свободой делать собственный выбор, но и в предоставлении всех необходимых инструментов, чтобы принятое решение было эффективным и продуктивным.

36. Навыки ведения переговоров

Лидеры умеют получить то, что хотят, и могут быть в этом очень убедительными.

Чтобы достичь желаемого результата, они удовлетворяют потребности других, выстраивая доверительные отношения.

В урегулировании разногласий по крупным сделкам лидеры практичны, справедливы, и проявляют твердость в процессе переговоров.

37. Ясность

Лидеры способны четко передать свои мысли таким образом, чтобы их можно было легко понять, после чего они убеждаются в отсутствии недопонимания.

Это гарантирует, что проекты и задачи, выполнение которых делегировано другим людям, будут выполнены без ошибок.

38. Умение обучать других

Лидеры должны делиться методологией и процессами, составляющими основу их проектов, с членами своей команды.

Если ваши менеджеры плохо обучены, ваши сотрудники будут иметь такой же низкий уровень, что негативно отразится на конечном результате.

Лучший способ понять что-то новое – это обучить этому других.

39. Заинтересованность в обратной связи

Лидеры не только обладают качеством передавать знания, но и сами ценят обучение и имеют готовность попросить совет.

Они открыты для обратной связи и способны относиться к критике позитивно, чтобы использовать ее для внесения необходимых корректировок, которые могут принести пользу на пути к успеху.

40. Доверие к своей команде

Это качество лидера может ставиться под сомнение, но доверие к вашей команде во многом зависит от людей, которых вы нанимаете, их склонности к обучению и работы, которую вы им делегируете.

Вам важно доверять своей команде, чтобы получать желаемые результаты, не управляя каждым элементом ваших проектов.

41. Способность вдохновлять

Трудно любить все составляющие своей работы, и неважно, чем вы занимаетесь.

Но лидеры вдохновляют членов своей команды, давая им понять, что их деятельность оказывает огромное влияние на все вокруг, потому что их работа – это способ прикоснуться к чему-то великому.

Да что вы вообще понимаете… Nike – это не кроссовки, а триумф легкой атлетики. Apple не создает электронные девайсы, а меняет мир.

Лидер способен направить других сделать то, что ему нужно, потому что другие люди хотят сделать это.

42. Преобразование цели в реальность

Мало того, что лидеры имеют свои цели и свое видение. Они владеют способностью превратить цели в рабочую стратегию, которая будет принята другими людьми и со временем воплощена в жизнь.

43. Возьмите лучшее у других

Понимая, чего действительно хотят люди, вы можете помочь им лучше выполнять свои функции, должным образом стимулируя выполнение ими своей работы, причем не только с помощью предоставления материальных благ.

Чтобы получить лучшее от других, лидер должен понимать свои мотивы, а также мотивацию своей команды, быть позитивным, щедрым и непредвзятым.

Для вас важно выяснить, что хочет ваше окружение для себя: слава, деньги, признание? Развивайтесь, развивая ваших людей.

Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: “Если вы хотите построить корабль, не призывайте людей собирать лес, разделять труд и отдавать приказы, вместо этого вначале научите тосковать по огромному и бесконечному морю.”

44. Вознаграждение

Человек склонен ожидать признания от людей, которых он придерживается, поэтому важно вознаграждать членов вашей команды за их вклад, особенно когда их результаты выделяются на фоне остальных.

Денежное вознаграждение всегда уместно, но продуманная система различных званий и квалификаций, вручение личных наград могут быть не менее эффективными.

45. Способность действовать по обстоятельствам

Одно из качеств лидера – способность тщательно и быстро оценивать ситуацию или человека.

Быть решительным не означает принятие быстрого решения, это значит своевременное принятие правильных решений.

При этом не позволяйте вашей решимости отчуждать членов команды от процесса .

46. Проведение эффективных совещаний

К сожалению, большинство совещаний никогда не бывает столь продуктивными, насколько предполагается изначально.

Если вы предприниматель, вам обычно приходится взаимодействовать с людьми, которые вам нравятся, что может отвлекать от рабочего процесса.

Эффективное лидерство – это максимально эффективное использование времени, которое отведено для совещания.

Начните с повестки дня, устранения отвлекающих факторов, определения времени начала и окончания встречи.

Поощряйте всех к принятию активного участия в обсуждении, напоминайте о важности совершения заметок и отслеживайте эффективность совещания по его завершении.

47. Уважение к другим

Когда вы проявляете уважение к другим людям, гораздо легче выстраивать доверительные, взаимовыгодные отношения.

Вы должны выполнять свои обещания, прекратить сплетничать, верить в идеи членов своей команды, в случае необходимости вставать на их защиту и, таким образом, по-настоящему заботиться об общем благополучии.

48. Коучинг ключевых людей

Вам обязательно следует развивать успех ключевых членов своей команды и помогать им расти в вашей организации.

Для того, чтобы вы успешно возглавляли все большее число людей, продвигайте наиболее значимых сотрудников, чему, несомненно, будет способствовать проведение различных семинаров и тренингов.

49. Справедливость

Способность справедливо оценивать людей и события имеет важное значение, поскольку это качество позволяет адекватно оценивать ситуацию и быть привлекательным для окружения.

Не принимая в расчет справедливость, вы заметите, как движение проекта вперед замедлится, а отток членов вашей команды будет превышать появление новых людей.

Лидеры, которые являются честными и справедливыми в отношении своего окружения, получают в ответ преданность и уважение.

50. Стремительность

Конкуренты не почивают на лаврах. Всегда есть кто-то, кто будет дышать вам в спину.

Лидеры понимают, что в большинстве случаев речь идет о первенстве в какой-либо сфере, поэтому они ценят настойчивость и скорость действия.

51. Решительность

Решительность предполагает наличие уверенного и эффективного мышления, способствующего принятию быстрых решений и совершению стремительных действий.

Чтобы принимать оптимальные решения, внимательно и тщательно оценивайте каждый вариант, и не позволяйте нерешительности парализовать вас.

52. Лидеры не боятся ошибаться

Часто за поражением скрывается одна из самых больших возможностей в жизни.

В плане обучения неудача даст намного больше, чем успех. По сути неудача и есть очередная ступень к успеху.

Лидеры понимают, что им приходится действовать в условиях неопределенности и риска, которые являются неотъемлемой частью любого бизнеса.

Майкл Джордан говорил: “Я промазал больше девяти тысяч бросков за свою карьеру. Проиграл в трехстах матчах. Двадцать шесть раз мне доверяли решающий бросок, и я промахивался. Я терпел неудачи снова и снова. Именно поэтому я добился успеха.”

53. Гибкость

Деловой мир быстро меняется, и пауз в переменах не предвидится.

Важное качество лидера заключается в способности распознавать эти изменения и вносить соответствующие коррективы в направления бизнеса и управление организацией.

Удивительно, как многие бизнесмены и менеджеры отказываются вносить изменения в свои проекты, когда в этом имеется очевидная необходимость. Срабатывает эффект “устоявшегося менталитета”.

Топ-менеджеры, которые отказываются учиться и адаптироваться к новым условиям, со временем будут оставлены позади.

Чтобы быть эффективным лидером, ваш разум должен быть открыт для всего нового.

54. Упорство

О трудностях на пути к успеху лидеры знают не понаслышке, потому что с невзгодами и проблемами им приходилось сталкиваться лицом к лицу.

Если ситуация становится трудной, лидеры двигаются к своей цели с особой силой и решимостью.

Когда большинство людей сдаются и остаются позади, лидеры делают шаг вперед, преодолевая невзгоды.

Мартин Лютер Кинг высказывался: “Предельная мера человека не там, где он находится в моменты комфорта и удобства, но там, где он стоит во времена вызова и противоречий”.

55. Находчивость

Благодаря этому качеству лидеры могут найти творческое решение возникшей проблемы.

Являясь находчивым, вы, оценив имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы, адаптируетесь, применяя новый подход, иногда ломая правила, и никогда не боитесь просить, если вам чего-то не хватает.

56. Принятие правильных решений

Когда вы принимаете правильные решения, вы укрепляете доверие со стороны своей команды, что позволяет делать выбор в будущем в более короткие сроки.

Принятие правильных решений предполагает анализ возможных альтернатив и тщательное изучение каждого варианта.

После того, как вы приняли решение, составьте план и обязательно учитесь на своих и чужих ошибках.

57. Стратегическое мышление

Чтобы думать на два шага вперед, вам нужно задействовать стратегическое мышление, используя анализ возможных вариантов, вашего опыта и ранее принятых решений.

Когда вы предполагаете совершение долгосрочных действий, вам необходимо заняться планированием, а затем запустить процесс, параллельно оценивая ситуацию в целом.

Лидер умеет оказывать влияние на события, а также сам создает их, вместо того, чтобы ждать, пока какое-нибудь событие произойдет.

58. Управление неопределенностью

После совершения любой ошибки вы обычно имеете два варианта: отказаться от продолжения действия или найти лучший способ.

Лидеры знают, когда пришло время поднажать, а когда – выйти из игры. Они устанавливают контроль над неопределенностью, принимая вдумчивые решения.

59. Организованность

Вам лучше не выходить в море на своем корабле, если вы не знаете, где находится парус. Точно также у вас не получится управлять своим бизнесом, если вы не организованы.

Лидеры умеют поддерживать порядок в своих делах, потому что только так можно быть по-настоящему эффективным.

60. Креативность

Вопреки распространенному мнению, креативность не является врожденным качеством лидера. Этот навык можно выработать.

Впитывайте новые знания и обретайте новые способности, будьте открытыми и постоянно задавайте новые вопросы.

Часто основой для креативности становится не создание чего-то принципиально нового, а соединение уже известных элементов уникальных образом.

61. Интуиция

Если логическое мышление сродни математики, то интуиция – это, скорее, искусство.

Лидеры часто прислушиваются к своей интуиции.

В некоторых ситуациях может быть трудно не задействовать логику, но риск и неопределенность в бизнесе порой заставляют прибегать к интуиции в обязательном порядке.

Перестаньте слепо верить всем вокруг и научитесь доверять себе.

62. Получение нового опыта

Чтобы быть готовым к непредвиденным событиям, лидеры активно нарабатывают опыт, который позволяет им учиться и расти.

Поставьте более амбициозные цели, бросьте себе вызов, чтобы стать лучше, наслаждаясь при этом новыми впечатлениями.

63. Чтение и образование

Прочтите все, что связано с вашей сферой деятельности.

Лидеры знают, что образование не прекращается окончанием учебного заведения.

Чтобы оставаться в тренде, вам нужно быть в курсе как проверенной временем, так и новой информации.

64. Интерес

Лидеры часто имеют ненасытное желание учиться, выталкивать себя за пределы собственных возможностей и исследовать то, чего не касались другие люди.

Расширение кругозора может быть таким же простым, как чтение книги. Для этого лишь надо чаще задавать себе вопрос «Почему?» и наслаждаться путешествием в неизведанное.

65. Профессионализм

Профессионализм предполагает наличие и постоянное совершенствование навыков, необходимых для развития проекта, а также серьезное отношение к своему делу.

Профессионал делает то, что должен делать, а любитель ждет вдохновения.

66. Фокус

Жизнь полна отвлекающих факторов, но лидер знает, как не свернуть со своего пути и быть сфокусированным на своей цели.

Важно уметь целенаправленно распределять свое время и устранять несущественную работу.

Макс Лукадо говорил: “Человек, который хочет возглавить оркестр, должен повернуться спиной к толпе.”

67. Улучшение жизни вокруг себя

Лидеры ориентированы на более светлое будущее, поэтому они хотят разделить свой успех со своим окружением: деловыми партнерами и клиентами, семьей и друзьями, сотрудниками и их семьями и т.д.

Лидеры проявляют щедрость и благодарность, оказывая положительное влияние на жизнь окружающих людей.

Улучшить жизнь других людей также означает помочь им стать лучше.

Помогите другим людям расти, способствуя раскрытию их потенциала, как профессионального, так и личного.

Не забывайте быть примером, позволяя людям учиться на вашем опыте.

68. Помощь другим добиться успеха

От способности давать получаешь большее удовлетворение, чем от возможности получить.

Лидеры гордятся тем, что помогли другим людям добиться успеха.

69.

Подобно профессиональному спортсмену, лидеры каждый день стремятся стать лучше.

Они знают, что всегда имеются возможности для развития себя и своей команды.

Лидерам очень интересно узнать, на что они способны, и как далеко они смогут добраться.

70. Настойчивость

Настойчивость означает способность сохранять энтузиазм и веру в любимое дело, не пасуя перед неудачами неопределённое количество времени.

Без настойчивости, упорства и дисциплины вряд ли получится добиться впечатляющих результатов.

Не опускать руки в течение продолжительного периода времени – это качество победителя.

71. Независимость

Несомненно, лидер умеет сотрудничать с другими людьми.

Но он глубоко убежден, что вместе с каким-то человеком или без него, лидер все равно добьется своей цели.

72. Терпение

Желаемые результаты не возникнут за одну ночь.

Лидеры не сдаются, когда сталкиваются с преградами, усердно работают, но также умеют получать удовольствие от своего жизненного пути.

73. Энергичность

Лидеры не только обладают высоким зарядом энергии, но также знают, как эффективно использовать свое время.

Чтобы питать энергию, необходимо оставаться здоровым и активным, а также страстным и позитивным по отношению к своему делу.

Лидер – это лицо какой-либо группы, организации, команды, которое имеет признанный авторитет и обладает влиянием, которое проявляется в виде управляющих действий. Он есть в каждой группе или сообществе людей. Качества лидера – не только врожденные, их также можно сформировать и развить, это и рассмотрим в нашей статье ниже.

Основные лидерские черты

Меняется общество – меняются лидеры. Каждый из человеческих коллективов требует от лидера особых качеств. Одни черты характера нужны капитану футбольной команды, другие – капитану корабля. Но можно найти и общие лидерские качества. Такими чертами характера, востребованными в нашем обществе, являются:

  • честность;
  • открытость новым знаниям и готовность изменяться;
  • воображение;
  • уверенность в собственных силах;
  • чувство юмора;
  • энтузиазм;
  • рациональность и жесткость;
  • готовность к переменам;
  • умение видеть и удерживать цель;
  • способность быстро отыскивать нужные средства для воплощения цели;
  • интересная внешность и харизма.

Развитие лидерских качеств – это ежедневный труд, и он потребует всех ваших сил.

Как выглядит лидер

Кто такой лидер внешне? Посмотрите – успешный человек всегда заметен. Если есть твердое решение развивать лидерские качества, работайте над своей внешностью. Харизма – это совокупность внешних характеристик человека как лидера, привлекающая людей. У вас должна быть:

  • хорошая стильная одежда;
  • аккуратная прическа и ухоженный внешний вид;
  • чистая обувь;
  • стильные аксессуары – портфель, часы, ежедневник, гаджеты.

Определитесь, какой вы лидер или каким хотите стать

  • формальным и неформальным. Это всем знакомая ситуация – формальный лидер – официальный руководитель компании, но тон в ней задает неформальный;
  • лидером – вдохновителем, генерирующим идеи и организовывающим вокруг нее группу или ведущим-исполнителем, умеющим лучше всех выполнить задачу;
  • деловым – организатором и вдохновителем производственного процесса, умеющим правильно распределить рабочие задания;
  • эмоциональным – сердцем группы, вызывающим симпатию и доверие;
  • ситуативным – проявляющимся в критический момент и берущим на себя руководство для решения конкретной проблемы;
  • универсальным лидером, объединяющим все эти качества.

Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.

Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.

Что необходимо делать для формирования лидерских качеств

Какими качествами должен обладать лидер для того, чтобы вести за собой других?

Лидер – это тот, кто может обозначить и удерживать во внимании конечную цель, сохраняет возможность вести к ней группу даже при самых неблагоприятных условиях, заражает других своей верой, энергией и страстью ее достичь.

Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Но их формирование при целенаправленной работе и упорстве – возможно. Это постоянный труд, работа над собой человека, готового отвечать за других.

  • Видение цели

Определите цель, четко знайте, куда идти и что хотите получить в конце пути. Будьте способны построить стратегию для достижения желанной цели. Чтобы развить у себя такую черту, нужно изучать биографии исторических лидеров и успешных людей современности, знакомиться с классической литературой по стратегии построения бизнеса, наблюдайте за теми, у кого ярко выражены эти качества.

Планируйте каждый свой день, анализируйте вечером эффективность и правильность действий. Постепенно удлиняйте период планирования.

  • Способность быстро и точно принимать решения

Не страшитесь принимать сложные и ответственные решения. Чтобы научиться принимать решения, начинайте там, где ошибка не будет критической и не нарушит уверенности в своих силах. Даже если оно ошибочное – это отличный повод для извлечения урока о том, как не нужно это делать. Научитесь отстаивать свою точку зрения при уверенности в правоте решений.

  • Умение рисковать

Не бойтесь действовать в необозначенных ситуациях, будьте готовы к тому, что хороший результат, возможно, недостижим. Будьте азартны и готовы к риску. Чтобы правильно оценить решение, научитесь взвешивать ситуацию, четко обозначая плюсы и минусы всех возможных вариантов развития событий по пятибалльной шкале.

Потом следует оценить варианты, отдавая себе отчет в том, что все решения несовершенны и можно проиграть. Но каждая ошибка – это всегда повод научиться новому.

  • Умение вдохновить членов команды

Лидер способен создать команду, с которой намного легче достигает цели. Он объединяет людей для ее достижения, способен мотивировать их работать на таком уровне, который ранее был для них недостижимым.

Чтобы обучиться этому качеству, учитесь манипулировать людьми, изучите мотивы, которые ими двигают. Для этого научитесь слушать человека. Слушать и услышать – разные вещи. При беседе нужно полностью сконцентрироваться на собеседнике, давайте понять, что вы его слушаете: жестами, улыбкой, кивками. Если нужно – записывайте. Научитесь инициировать дискуссии членов команды, критически оценивайте все точки зрения и извлекайте из них здравое зерно. Такое внимание к каждому сплотит команду.

  • Активная работа над собой

Будьте честны с собой и другими в оценке негативных и позитивных сторон себя, приготовьтесь меняться, если это нужно, ведь нет предела совершенству.

Обучитесь последовательности, умейте сдерживать припадки ярости и вспышки истерики – этим показывайте пример членам команды. Будьте готовы к критике. Для этого не бойтесь спрашивать о том, что улучшить в своем стиле руководства, вести дневник – это помогает критически оценить свои действия. Обеспечьте обратную связь с членами команды, что поможет скорректировать поведение.

  • Не старайтесь всем нравиться

Помните, что нет идей, которые бы устраивали всех. Не стремитесь нравиться. Развитие лидерских качеств состоит в том, чтобы не бояться конструктивной критики и опасаться несправедливой похвалы – она тормозит прогресс. Следует научиться находить позитивные стороны событий.

  • Укрепляйте здоровье

Работа над собой – тяжелый труд. Отличная физическая форма и здоровье – тоже лидерские качества. Чтобы выделяться в толпе:

  1. уделяйте не менее часа в день для физических упражнений и спорта. Ежедневная физическая активность должна стать потребностью;
  2. высыпайтесь – человек, спящий по четыре часа в сутки теряет ясность мышления, быстроту реакции. Соблюдение режима дня с обязательным полноценным сном позволит сохранить привлекательный внешний вид;
  3. питайтесь регулярно – изможденный внешний вид, мешки под глазами не украшают лидера;
  4. посоветуйтесь с диетологом и подберите правильный для себя рацион. Это обеспечит высокую работоспособность;
  5. обязательный выходной день, min один раз в неделю должны стать нормой.

Нарушение режима питания и рациона моментально отразится на внешнем облике и здоровье. Синдром постоянной усталости – ежедневный спутник нарушителей этих правил.

Как правильно говорить, двигаться и слушать

Внешность – только составляющая характеристик лидера. Развитие истинных лидерских качеств дополняйте:

  • хорошими манерами;
  • четкой, грамотной речью;
  • сдержанными жестами;
  • хорошей осанкой и умением двигаться;
  • уверенностью.

Учитесь правильным манерам – издается большое количество деловой литературы такого рода. Наблюдайте за лидерами, их манерой поведения. Правильно говорить тоже нужно учиться. Для этого:

Чтобы научиться хорошо двигаться, запишитесь в школу танцев. Это поможет совмещать физическую нагрузку, эмоциональное расслабление и обучение правильным движениям. Общение в новом для себя коллективе – это развитие коммуникабельности, как лидерских качеств.

Есть люди, которые рождаются лидерами, но не реализовывают свои возможности. Но есть и те, кто способен им стать, развив в себе нужные лидерские качества. Воспитывать в себе лидера – тяжелая работа. Но без нее нельзя говорить о достижении успеха в жизни.

Многие люди почему-то думают, что способность быть лидером – дается человеку с рождения, но на самом деле это не так. Лидеры – это те люди, которые развили в себе набор качеств, необходимый для того, чтобы быть тем, за кем идут многие. При желании, каждый человек сможет развить в себе лидерские качества. Если вы также стремитесь к тому, чтобы стать лидером, эта статья поможет вам. Рассмотрим 15 советов, по развитию лидерских качеств.

1. Настоящий лидер в состоянии управлять собой, поэтому не позволяет эмоциям диктовать ему, что делать. Если вы хотите развивать лидерские качества, то в первую очередь, займитесь самообладанием. Сложно будет только сначала, а потом умение контролировать свои эмоции войдет в привычку и станет таким же естественным действием, как дыхание.

2. Не менее важным качество для лидера является пунктуальность, поэтому необходимо работать над развитием навыка управления временем. Умение правильно распределять свое время сделает вас не только пунктуальным, но и более эффективным, что не менее важно для лидера.

3. Говорите людям только то, во что сами верите – это лучшее упражнение для развития навыка убеждения, очень важного качества каждого лидера. Вы сможете быть убедительным только в том случае, если сами на 100 % убеждены в том, что говорите.

4. Развивайте в себе навык вовремя выполнять все запланированные дела. Лидерам – это человек, который во всем первый, а если вы будете прокрастинировать и откладывать на завтра важные дела, вы не только нигде не достигнете успехов.

5. Хороший лидер – это благодарный человек в первую очередь. А благодарными люди становятся тогда, когда научатся ценить все, что получают. Развивайте в себе этот навык.

6. Лидер, который способен повести за собой людей, в первую очередь должен проявлять заинтересованность в них. Заинтересованность – это антипод безразличия и равнодушия. Лидер же не стесняется показать, что он заинтересован в своей команде и нуждается в людях, которые его окружают.

7. Лидеру важно уметь правильно определять цели – ведь именно это поможет направить свои усилия и энергию команды на их достижение. Работайте над умением правильно ставить цели, четко определять их временные границы и видеть конечный результат.

8. Лидер – это не только человек, которые умеет правильно определить цели и направить усилия людей на их осуществление. Лидер – это в первую очередь человек, который первым устремляет свою энергию на достижение целей и ведет за собой людей в этом деле.

9. Важнейшим качеством, отличающим всех лидеров, является чувство ответственности. Развивайте его в себе, ведь хороший лидер понимает свою ответственность за цели, результаты, и обязательно, за свою команду.

10. Лидеры, способные повести за собой людей – это люди, которые «горят» своей идеей, и заряжают этим энтузиазмом всех остальных. Поэтому, важно развивать в себе увлеченность, искать внутренние источники для подпитки своего вдохновения и энтузиазма.

11. Хорошие лидеры – это всегда мотивированные люди, которые четко знают что и когда они хотят. Но, помимо этого, они умеют мотивировать и других людей. Чтобы научиться это делать, важно уметь понимать желания и потребности других людей.

12. Для лидера очень важно уметь доверять людям и на основе этого, делегировать. Вера в себя, порождает веру в других людей – свою команду. Учитесь доверять себе и людям, и они будут показывать потрясающие результаты.

13. Чтобы стать лидером, необходимо раз и навсегда победить негативное мышление. Лидер во всем видит перспективу, возможность и радужные нюансы. Лидеру важно развивать позитивное мышление.

14. Незаменимое качество для лидера – настойчивость. Для того, чтобы давать хорошие результаты, вовсе не обязательно иметь благоприятные условия – это не решающий фактор. Но, обязательно большие результаты покажет тот человек, которые не остановился, несмотря на наличие многочисленных препятствий.

15. Лидер всегда открыт к людям и стремится максимально передать свой опыт. Поэтому, учитесь коммуницировать и быть открытым для людей, для передачи им самого ценного что у вас есть – знаний и опыта.

Если вы решили стать настоящим лидером, то вам несомненно понадобиться огромная работа над собой. Ведь лидер обладает множественным набором психологических качеств и знаний для своей состоятельности.

Лидер (от англ. leader ) - первый, идущий впереди планеты всей 🙂 - человек, который в определенной группе людей пользуется признанием, авторитетом и обладает влиянием, которое определяется, как управленческая деятельность. Лидер принимает самые ответственные решения группы или организации и руководит всеми процессами в целом, при этом дает направление для дальнейших действий.

В данной статье мы будем говорить не о том , а о к ачествах лидера.

Качества лидера:

1) Уверенность в себе

2) Коммуникабельность

Без этого качества лидера трудно представить, умение налаживать контакты и быстро находить общий язык с коллективом важнейшее качество не только в этой стезе.

3) Умение постоянно учиться

Не для кого не секрет, что наш мир постоянно меняется все с большей и большей скоростью. Именно в связи с этим современным лидерам просто необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и вносить инновации в своем деле. Это значительно повысит вашу конкурентоспособность.

4) Целеустремленность

Очень важное качество, которое отделяет лидера от остальных людей. Он всегда знает, чего он хочет и что для этого нужно сделать. Ведь согласитесь глупо вести толпу, когда сам не знаешь куда.

5) Ответственность

Умение отвечать за свои слова, действия, решения неотъемлемое качество лидера. Тут уже не сможешь сказать «кто виноват?». Весь груз возможных неудач и провалов придется взять на себя, а вот успех делить со всеми.

6) Самодисциплина

Обычные люди легко позволяют себе все возможные слабости. Но лидер ни как не может позволить себе дать слабину и должен постоянно быть собранным и готовым к действию.

7) Умение общаться и слушать людей

Умение общаться и слушать людей одни из главных лидерских качеств. Именно с этого начинается лидерство. Вы должны не только общаться и убеждать людей на понятном языки, но и уметь выслушать и понять каждого человек, как отдельную личность.

8) Умения создать команду

Все мы понимаем, что без команды лидер перестает быть лидером. Поэтому умение создавать команду одна из ключевых качеств лидера. Дорого стоит притянуть и убедить людей идти под твоим знаменем.

9) Упорство

Лидер это тот человек, которые никогда не сдается и находится в постоянно активности. Он ищет ответы и решение до тех пор пока не найдет их.

10) Амбициозность

Лидер всегда стремиться к высоким целям и ярким результатам, при этом делает это осознанно не рисуя в воображении сказочных гор.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: