Эсминец арли. Американские эсминцы класса «Arleigh Burke. новые подходы судостроения эсминцев класса «Arleigh Burke»

DESTROYERS OF THE TYPE DDG-51 ARLEIGH BURKE

25.06.2019


Как сообщает Associated Press, 22 июня на предприятии компании General Dynamics Bath Iron Works в Бат (шт.Мэн) состоялась церемония крещения нового эсминца УРО (DDG-118) «Дэниел Инуе» класса «Арли Берк».
DDG-118 станет 68-м эскадренным миноносцем класса «Арли Берк» и 37-м кораблем этого типа, построенным компанией General Dynamics Bath Iron Works (GDBIW). Церемония закладки киля DDG-118 состоялась 14 мая 2018 года. Планируется, что эсминец «Дэниел Инуе» будет передан ВМС США в 2020 ф.г.
DDG-118 будет построен в текущей версии Флай-2A с системой управления оружием «Иджис» Baseline 9, которая включает РЛС AN/SPY-1, систему управления огнем Mk.99, ВПУ Mk.41 и ЗУР SM-3 «Стандарт», обеспечивающие поражение воздушных угроз и противоракетную оборону.
Последним из построенных General Dynamics Bath Iron Works 1 декабря 2018 года в боевой состав ВМС США вошел эскадренный миноносец УРО (DDG-116) «Томас Хаднер» класса «Арли Берк».
В стадии постройки на предприятии General Dynamics Bath Iron Works также находятся эскадренные миноносцы (DDG-120) «Карл М.Левин», (DDG-122) «Джон Басилон, (DDG-124) «Харви С.Барнум».
ЦАМТО

01.08.2019


Командование ВМС США объявило о состоявшейся 27 июля в Форт-Лодердейл (шт.Флорида) церемонии ввода в боевой состав эсминца (DDG-117) «Пол Игнасиус» класса «Арли Берк».
DDG-117 стал 67-ым кораблем класса «Арли Берк» (DDG-51) и 31-ым эскадренным миноносцем серии, построенным Huntington Ingalls Industries (HII). Резка первой стали для постройки DDG-117 началась 30 сентября 2014 года, церемония аутентификации киля состоялась 30 сентября 2015 года. Корабль был спущен на воду 12 ноября 2016 года. Церемония крещения состоялась 8 апреля 2017 года, а 22 февраля 2019 года (DDG-117) «Пол Игнасиус» был передан ВМС США. Портом приписки корабля станет Мейпорт (шт.Флорида).
DDG-117 построен в конфигурации «Флай-2A» (Flight IIA) с системой управления оружием «Иджис» Baseline 9, которая включает РЛС AN/SPY-1, систему управления огнем Mk.99, ВПУ Mk.41 и ЗУР SM-3 «Стандарт», обеспечивающих поражение летательных аппаратов различных типов и баллистических ракет.
На сегодняшний день в стадии постройки на предприятии HII в Паскагуле находятся еще четыре корабля серии: «Дэлберт Д.Блэк» (DDG-119), «Френк Э.Петерсен младший» (DDG-121), «Лена Сатклифф Хигби» (DDG-123) и «Джек Лукас» (DDG-125).
Командование ВМС США 28 сентября 2018 года заключило с Ingalls Shipbuilding долгосрочный контракт стоимостью 5,104 млрд. долл. на постройку 6 эскадренных миноносцев УРО класса «Арли Берк» (DDG-51) версии «Флай-3″ (Flight III) с расширенными возможностями по противовоздушной и противоракетной обороне.
ЦАМТО

21.09.2019


Компания BAE Systems San Diego Ship Repair получила два контракта на общую сумму более 170 млн долл США на ремонт и модернизацию двух эсминцев типа Arleigh Burke ВМС США, базирующихся в Сан-Диего, сообщает navyrecognition.com 19 сентября.
Верфь получила 86,1 млн долл на проведение ремонта эсминца USS Decatur (DDG 73). В 2018 году эсминец находился на развертывании в Южно-Китайском море, в ходе которой был атакован китайским эсминцем, который прошел в 45 ярдах от носовой части «Декейтер». Работы по контракту планируется завершить к октябрю 2020 года. Эсминец вернулся на военно-морскую базу Сан-Диего в апреле 2019 года после развертывания в районах действия 7-го и 5-го флотов США.
USS Decatur (DDG-73) назван в честь бывшего морского офицера Стивена Декейтера-младшего, является 23-м эсминцем типа «Арли Берк». USS Decatur был 13-м кораблем этого класса, построенным на верфи Bath Iron Works в Бате, штат Мэн, строительство началось 11 января 1996 года. Эсминец был спущен на воду 10 ноября 1996 года, а 29 августа 1998 года корабль был введен в эксплуатацию.
Военный паритет


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ТИПА DDG-51 ARLEIGH BURKE


Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» (Arleigh Burke class destroyers) - тип эскадренных миноносцев УРО (с управляемым ракетным оружием) третьего поколения. Эсминцы строятся по заказу ВМС США с 1988 года, строительство кораблей этого типа продолжается.
Разработка эсминцев УРО нового типа, способных дополнить 31 эсминец типа «Спрюэнс» и заменить эсминцы предшествующих типов, началась в конце 1970-х годов и, в итоге, привела к созданию облика кораблей данного типа и появлению программы по их строительству. Принципиально новый тип эсминцев УРО должен был стать средством для достижения превосходства ВМС США над Военно-морским флотом Советского Союза. Первоначально разработка нового проекта эскадренного миноносца была предложена в 1980 году конструкторам семи судостроительных предприятий. Их число уже в 1983 году сократилось до трёх компаний: Todd Shipyards, Bath Iron Works, и Ingalls Shipbuilding.
В итоге 5 апреля 1985 года контракта на постройку первого корабля серии Ι добилась судостроительная верфь Bath Iron Works. Контракт был заключён на сумму в $ 321,9 млн, а общая стоимость эсминца-первенца вместе с вооружением составила $ 1,1 млрд (в ценах 1983 года). Верфь Bath Iron Works получила также контракт на постройку 3-го и 4-го эсминца в серии, а позднее добивалась всё новых и новых контрактов. Второй эсминец первой серии был заказан второй компании, Ingalls Shipbuilding (компания Todd Shipyards не смогла добиться получения контракта).
Постройка USS Arleigh Burke (DDG-51) началась в конце 1988 года, а на День независимости 1991-го он вошел в строй. В дальнейшем двумя верфями – Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding – было построено еще два десятка подобных кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта делались в соответствии с первой версией проекта, которая получила наименование Flight I. Однако вскоре после начала строительства головного проекта первой серии американские судостроители занялись модернизацией.
Как результат, заказанный еще в 1992-м эсминец USS Mahan достраивался, как первый корабль второй серии. Строительство эсминцев версии Flight II имело более скромные масштабы: всего семь кораблей. Утверждается, что небольшая вторая серия изначально рассматривалась в качестве переходного звена от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новая версия проекта имела в индексе не тройку, а обозначение IIA. Эта линейка оказалась самой многочисленной.
На данный момент построено 34 эсминцев «Арли Берк» серии IIA и строительство их продолжается.
Все существующие серии кораблей – I, II и IIA – имеют только незначительные отличия в конструкции. Вызваны они особенностями устанавливаемой аппаратуры и особенностями эксплуатации вертолетов. В остальном конструкция аналогична.
Каждый корабль оснащен 29 носовыми и 61 кормовыми вертикальными пусковыми установками, в которых размещаются ракеты четырех типов. Зенитные управляемые ракеты SM-2 «Standard» способные уничтожать цели противника находящиеся на расстоянии 166 км. Противолодочные ракеты-торпеды RUM-139 «VL-Asroc» с дистанцией эффективной стрельбы свыше 16 км. Противокорабельные ракеты AGM-84 «Harpoon», угрожающие даже из-за горизонта и наконец, главный калибр крылатые ракеты BGM-109 «Tomahawk».
Помимо пусковых установок на борту эсминцев класса «Arleigh Burke» устанавливается 127 мм артиллерийская установка с боекомплектом 680 снарядов, две шестиствольные 20 мм зенитно-артиллерийские установки «Phalanx» и четыре пулемета системы «Browning» калибром 12,7 мм. Кроме палубного вооружения на борту могут размещаться два вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противокорабельного и противолодочного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца, позволяя обнаруживать и атаковать вражеские цели за десятки километров. С таким арсеналом на борту эти военные корабли могут не только защитить эскадру, но и нанести высокоточные удары по кораблям противника. Другими словами эти военные корабли являются не просто тактической единицей вооружения, а и оперативно-тактической, то есть поражать цели в глубине противника.
На май 2010 года эсминец «Арли Бёрк» является самым крупносерийным типом надводного боевого корабля с полным водоизмещением более 5000 тонн за всю послевоенную историю флота. Учитывая достаточно низкие темпы строительства эсминцев в других государствах, в ближайшие годы ни одно государство мира не сможет побить этот своеобразный рекорд.
Помимо флота США, четыре корабля типа «Арли Бёрк», правда с несколько изменённой конструкцией и построенные по гражданским стандартам (эскадренные миноносцы типа «Конго»), стоят на вооружении морских сил самообороны Японии. На 2000 год планировалось ввести в состав ВМС Японии к 2010 году ещё три корабля, модернизированных до уровня серии IIA, но в настоящее время от строительства этих кораблей отказались в пользу более совершенных эскадренных миноносцев типа «Атаго».
В марте 2012 года ВМС США заключили с компанией General Dynamics Bath Iron Works контракт стоимостью 663 миллиона долларов на строительство очередного эскадренного миноносца типа «Арли Берк». Строительство эсминца под номером DDG-116 предусмотрено опционом к контракту ВМС, заключенному осенью 2011 года. DDG-116 станет 66-м по счету кораблем проекта «Арли Берк».
В 2012 году исследователи из состава подразделения Центра надводного вооружения ВМС США в Кардероке завершили двухнедельный цикл гидродинамических испытаний бульбовых обтекателей ГАС, предназначенных для установки на эсминцы типа DDG51 Arleigh Burke, сообщил официальный сайт американского флота. Выступающий обтекатель гидроакустической стации в форме слезы планируется устанавливать в районе ватерлинии судна с целью снижения волнового сопротивления корпуса и, следовательно, расхода топлива. На предварительном этапе учеными были разработаны более 20 вариантов обтекателей, из которых по результатам проведенных испытаний отобраны 4 для продолжения работы по совершенствованию их формы и размера.
В соответствии с решением, обнародованным в сентябре 2009 года, архитектура ПРО США в Европе будет создаваться в четыре этапа. На первом – в период по 2011 год – в Средиземном море были дислоцированы корабли, оснащенные комплексами Aegis, и ракетами-перехватчиками RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3), размещен радар ПРО в Турции. На втором – к 2015 году – намечается перебросить мобильные батареи с ракетами SM-3 на территорию Румынии. Далее – к 2018 году – их предполагается развернуть в Польше. А к 2020 году планируется заменить эти ракеты на более совершенные, способные защищать уже всю территорию стран – членов НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных баллистических ракет.
В июне 2013 года командование ВМС США заключило с судостроительными предприятиями General Dynamics и Hungtington Ingalls контракты на постройку девяти новых эсминцев типа «Арли Берк». Сумма сделки составила 6,1 миллиарда долларов. Все заказанные корабли должны быть поставлены заказчику до конца 2017 года. Как ожидается, первые два корабля заказа ─ DDG-117 и DDG-118 ─ получат имена «Пол Игнатиус» и «Дэниэл Иноуи». Имена остальных эсминцев пока не определены. Все заказанные ВМС США эсминцы будут строиться по модернизированному проекту и получат ряд существенных улучшений. В частности, вместо устаревших радаров SPY-1D на корабли будут устанавливаться новые радиолокационные станции противовоздушной и противоракетной обороны AMDR. Поскольку энергопотребление новых радаров значительно выше, чем у SPY-1D, эсминцы типа «Арли Берк» получат усовершенствованные системы энергообеспечения.
12 сентября 2013 года компания Huntington Ingalls Industries начала строительство следующего ракетного эсминца Aegis для ВМС США – Ralph Johnson (DDG-114). Этот корабль станет 30-м эсминцем класса Arleigh Burke (DDG-51), построенным кораблестроительным подразделением Ingalls Shipbuilding.
В октябре 2013 года компания «Рейтеон» объявила о заключении контракта стоимостью 385,74 млн дол на реализацию проектирования, разработки, интеграции, испытаний и поставки РЛС ПВО/ПРО S-диапазона AMDR-S (Air and Missile Defense Radar S-Band Radar) и комплекта управления РЛС (RSC). AMDR – это РЛС ПВО/ПРО следующего поколения, предназначенная для оснащения эскадренных миноносцев класса «Арли Берк» версии Флай III (DDG-51), начиная с 2016 года. Система AMDR будет представлять собой комплекс из РЛС S-диапазона (2-4 ГГц), РЛС X-диапазона и блока управления РЛС (RSC).
США возобновили программу строительства эсминцев типа «Арли Берк», заложив 4 ноября 2013 года очередной такой корабль. Эсминец получит имя «Джон Финн»; его строительство ведется на верфи Hungtington Ingalls Industries в Паскагуле штата Миссисипи. Строительство эсминца ведется в рамках продолженной «Серии IIA»; он станет 29-м по счету кораблем этого проекта и 63-м ─ типа «Арли Берк».
В январе 2014 года компания Lockheed Martin получила очередной контракт на сумму 574 млн долл США на производство компонентов системы ПРО Aegis для семи эсминцев класса Arleigh Burke (DDG 117-123) и сборки одного берегового комплекса Aegis Ashore.
Первый из американских военных кораблей, которым предстоит составить морскую компоненту системы противоракетной обороны (ПРО) США в Европе, эсминец УРО Donald Cook в феврале 2014 года прибыл на испанскую военно-морскую базу Рота. Donald Cook оснащен комплексом управления вооружением Aegis, которая при взаимодействии с другими наземными, воздушными или космическими системами позволяет обнаруживать и уничтожать баллистические ракеты противника.
Второй из четырех американских эсминцев ПРО, предназначенных для поддержания «противоракетной архитектуры» Европы, покинул США 3 июня 2014. Эсминец USS Ross (DDG 71) класса Arleigh Burke вышел из ВМБ Норфолк (шт. Вирджиния) и присоединится к однотипному кораблю USS Donald Cook (DDG 75).
В марте 2014 года командование кораблестроения и вооружения ВМС США 14 марта подписало два контракта на строительство эскадренных миноносцев класса DDG-51 «Арли Берк» в 2014 ф.г., общая стоимость которых составляет 1,244 млрд дол. С компанией «Дженерал Дайнемикс Бат Айрон Уоркс» (BIW) заключено соглашение стоимостью 642,58 млн дол на строительство одного эсминца класса DDG-51 в рамках подписанного в июне 2013 года долгосрочного контракта (рассчитанного на 2013-2017 ф.г). Строительство будет осуществляться в Брунсвике (шт.Мэн). Соглашение также включает 79,4 млн дол на финансирование закупки материалов для последующих кораблей серии, которые будут заказаны в 2016-2017 гг. Первоначально предполагалось, что программа строительства эскадренных миноносцев класса DDG-51 будет завершена в 2012 году после передачи ВМС США 62-го корабля серии DDG-112 «Майкл П. Мерфи». Однако по причине возросшей стоимости эсминцев класса DDG-1000 «Зумвальт» ВМС США приняли решение продолжить заказ кораблей класса «Арли Берк».
В апреле 2014 года компания BAE Systems получила контракт от ВМС США на проведение работ по техническому перевооружению и модернизации девяти эскадренных миноносцев, приписанных к порту Pearl Harbor на острове Оаху (Гавайи). Контракт рассчитан на 5 лет. Ремонтные работы будут проведены на следующих боевых кораблях: эсминцах с управляемым ракетным оружием типа Arleigh Burke «USS Chafee» (DDG-90), «USS John Paul Jones» (DDG-53), «USS Chung-Hoon» (DDG-93), «USS Hopper» (DDG-70), «USS Michael Murphy» (DDG-112), «USS O’Kane» (DDG-77), «USS Halsey» (DDG-97), «USS Milius» (DDG-69) и «USS Preble» (DDG-88). Данный контракт является продолжением работ по модернизации эсминцев этого типа, которые осуществлялись компанией BAE Systems в рамках предыдущего 7-летнего контракта.

На верфи Huntington Ingalls Industries (HII) 23 сентября 2014 года заложен киль очередного ракетного эсминца USS Ralph Johnson (DDG 114) класса Arleigh Burke. Это 30-й корабль данного типа, построенного/строящегося на верфи Паскагула (шт. Миссисипи). Сообщается, что строительство блоков эсминца завершено на 26%, строительство продлится до 2017 года.
На верфи «Хантингтон ингаллс индастриз» в Паскагуле (шт.Миссисипи) 30 сентября состоялась церемония резки первой стали для эскадренного миноносца «Пол Игнатиус» (DDG-117) класса «Арли Берк». Планируется, что «Пол Игнатиус» будет передан ВМС США в первой половине 2017 года. Этот корабль станет 30-м эскадренным миноносцем класса «Арли Берк», построенным подразделением «Ингаллс шипбилдинг». Эсминец «Пол Игнатиус» будет построен в текущей версии Флай-2A и станет в общей сложности 67-м кораблем класса «Арли Берк» (DDG-51).

Ожидается, что корабли этого типа прослужат в составе ВМС США по меньшей мере до 2070 года.

СЕРИЯ:
FLIGHT I
USS Arleigh Burke (DDG 51), Norfolk, VA
USS Barry (DDG 52), Norfolk, VA
USS John Paul Jones (DDG 53), San Diego, CA
USS Curtis Wilbur (DDG 54), Yokosuka, Japan
USS Stout (DDG 55), Norfolk, VA
USS John S McCain (DDG 56), Yokosuka, Japan
USS Mitscher (DDG 57), Norfolk, VA
USS Laboon (DDG 58), Norfolk, VA
USS Russell (DDG 59), Pearl Harbor, HI
USS Paul Hamilton (DDG 60), Pearl Harbor, HI
USS Ramage (DDG 61), Norfolk, VA
USS Fitzgerald (DDG 62), Yokosuka, Japan
USS Stethem (DDG 63), Yokosuka, Japan
USS Carney (DDG 64), Mayport, FL
USS Benfold (DDG 65), San Diego, CA
USS Gonzalez (DDG 66), Norfolk, VA
USS Cole (DDG 67), Norfolk, VA
USS The Sullivans (DDG 68), Mayport, FL
USS Milius (DDG 69), San Diego, CA
USS Hopper (DDG 70), Pearl Harbor, HI
USS Ross (DDG 71), Norfolk, VA

FLIGHT II
USS Mahan (DDG 72), Norfolk, VA
USS Decatur (DDG 73), San Diego, CA
USS McFaul (DDG 74), Norfolk, VA
USS Donald Cook (DDG 75), Norfolk, VA
USS Higgins (DDG 76), San Diego, CA
USS O’kane (DDG 77), Pearl Harbor, HI
USS Porter (DDG 78), Norfolk, VA

FLIGHT IIA
USS Oscar Austin (DDG 79), Norfolk, VA
USS Roosevelt (DDG 80), Mayport, FL
USS Winston S Churchill (DDG 81), Norfolk, VA
USS Lassen (DDG 82), Yokosuka, Japan
USS Howard (DDG 83), San Diego, CA
USS Bulkeley (DDG 84), Norfolk, VA
USS McCampbell (DDG 85), Yokosuka, Japan
USS Shoup (DDG 86), Everett, WA
USS Mason (DDG 87), Norfolk, VA
USS Preble (DDG 88), San Diego, CA
USS Mustin (DDG 89), Yokosuka, Japan
USS Chafee (DDG 90), Pearl Harbor, HI
USS Pinckney (DDG 91), San Diego, CA
USS Momsen (DDG 92), Everett, WA
USS Chung-Hoon (DDG 93), Pearl Harbor, HI
USS Nitze (DDG 94), Norfolk, VA
USS James E Williams (DDG 95), Norfolk, VA
USS Bainbridge (DDG 96), Norfolk, VA
USS Halsey (DDG 97), San Diego, CA
USS Forrest Sherman (DDG 98), Norfolk, VA
USS Farragut (DDG 99), Mayport, FL
USS Kidd (DDG 100), San Diego, CA
USS Gridley (DDG 101), San Diego, CA
USS Sampson (DDG 102), San Diego, CA
USS Truxtun (DDG 103), Norfolk, VA
USS Sterett (DDG 104), San Diego, CA
USS Dewey (DDG 105), No homeport
USS Stockdale (DDG 106), San Diego, CA
USS Gravely (DDG 107), Norfolk, VA
USS Wayne E. Meyer (DDG 108), San Diego, CA
USS Jason Dunham (DDG 109), Norfolk, VA
USS William P. Lawrence (DDG 110), San Diego, CA
USS Spruance (DDG 111), San Diego, CA
USS Michael Murphy (DDG 112), Pearl Harbor, HI
PCU John Finn (DDG 113), В стадии строительства
PCU Ralph Johnson (DDG 114), В стадии строительства
PCU Rafael Peralta (DDG 115), В стадии строительства
PCU Thomas Hudner (DDG 116), В стадии строительства
Paul Ignatius DDG-117, В стадии строительства
Daniel Inouye DDG-118, В стадии строительства
Delbert D. Black DDG-119, В стадии строительства
Carl M. Levin DDG-120, В стадии строительства
Frank E. Petersen Jr. DDG-121, В стадии строительства
John Basilone DDG-122, В стадии строительства
Lenah H. Sutcliffe Higbee DDG-123, В стадии строительства
Harvey C. Barnum Jr. DDG-124, В стадии строительства
Jack H. Lucas DDG-125, В стадии строительства
Louis H. Wilson Jr. DDG-126, В стадии строительства

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение (тонн): 8373
Длина (м): 153,8
Ширина (м): 20,4
Скорость (узлов): 30
Запас хода (миль): 4400
Осадка (м): 6,3
Экипаж: 346 чел.

ВООРУЖЕНИE

ЗРС: Иджис
УВП: MK41 – 90 ячеек для ЗУР и КР
Пушка: 1 х 127-мм Mk45
Торпедные аппараты: 6 318 мм
Противо-корабельные комплексы: 8 Гарпун
Зенитные установки: 2 Вулкан MK.15
Радиоэлектронное вооружение
ГАС: 1 AN/SQS-53C(V)
РЛС: 1 AN/SPY-1D 3-D
1 AN/SPS-67(V)3
1 AN/SPS-64(V)9


Первый эсминец класса "Арли Бёрк I" был принят на вооружение ВМФ Военно-морской флот США в 1991 году. Контракт на постройку кораблей был разделен между двумя компаниями Litton и Ingalls SB.

Корабли серии "Арли Бёрк I" являются основными и самыми многочисленными представителями класса ЭМ Эскадренный миноносец в ВМС Военно-морские силы США - к концу 90-х годов планируется иметь в составе ВМС Военно-морские силы около 50 таких кораблей.

Приступая к созданию эсминца типа "Арли Бёрк I" американцы исходили из двух основополагающих моментов: корабль должен обладать высокой живучестью и иметь МФСО Иджис . Состав вооружения приняли таким же, как на Тикондерога , лишь уменьшив общее число контейнеров-ячеек MK41 со 122 до 90. По сравнению со Спрюенс , скорость немного уменьшилась. Из прочих нововведений следует отметить газотурбинную энергетическую установку с теплоутилизационным контуром, что позволило дать 25-процентную экономию топлива, усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (в частности, все двери по внешнему контуру оборудованы воздушными тамбурами), устройство для отведения торпед, систему управления артиллерийским огнем с лазерными дальномерами.

ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" предназначены, как и крейсера УРО Управляемое ракетное оружие типа Тикондерога , для зональной защиты от средств воздушного нападения соединений НК (в первую очередь АУГ Авианосная ударная группа ), десантных групп и конвоев, борьбы с ПЛ Подводная лодка и НК противника, артиллерийской поддержки десантных операции, слежения за кораблями вероятного противника, обеспечения морской блокады тех или иных районов, а также участия в поисково-спасательных операциях. При этом "Арли Бёрк I", по сравнению с Тикондерога , имеет меньшие размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть (благодаря увеличенной ширине корпуса, отсутствию АМГ в конструкциях надстроек и более рациональному делению корпуса на водонепроницаемые отсеки).

Для "Арли Бёрк I" был разработан новый корпус с полными обводами в носовой части и малым развалом надводных ветвей носовых шпангоутов. По мнению специалистов ВМС Военно-морские силы США, несмотря на некоторый рост сопротивления воды, такая форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. К их числу относят плавность и малость размахов качки, умеренность заливания и забрызгивания, малые углы крена на циркуляции. Корпус корабля стальной, с характерным вытянутым далеко в корму полубаком. Он делится водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеет двойное дно на все протяжении, а также две непрерывные палубы не считая верхней. Развал бортов - более чем на 8° на значительной части длины, корпус выполнен низкосидящим. В ходе испытаний была продемонстрирована возможность поддержания скорости хода 30 узлов при ураганном ветре и волнении до 9 баллов.

При проектировании "Арли Бёрк I" особое внимание уделялось вопросам обеспечения конструктивной защиты и живучести. С этой целью минимизировали размеры полностью стальной надстройки, ее наружные поверхности получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными радиопоглощающими покрытиями для снижения ЭПР. Для уменьшения теплового поля дымовые трубы оснастили специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом; жизненно важные боевые посты расположили в корпусе корабля; АП РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Помещения ГЭУ Главная энергетическая установка , РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту. Для защиты механизмов и оборудования ниже КВЛ также служит местное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25.4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы и кабели, а также наиболее важные боевые посты (помещения БИП, погреба боезапаса и верхние ярусы надстроек). На корабле предусмотрена система коллективной защиты от ОМП. Также для снижения гидроакустической заметности ЭМ Эскадренный миноносец оборудован системами подачи воздуха под днище "Masker" и к кромкам лопастей гребных винтов PRAIRIE.

Основным средством освещения воздушной и надводной обстановки является многофункциональная РЛС Радио-локационная станция AN/SPY-1D с четырьмя ФАР. Для обеспечения кругового обзора они смонтированы на наружных поверхностях носового блока надстройки. РЛС Радио-локационная станция способна обнаруживать и сопровождать воздушные цели на расстояниях до 400 км. Данные об элементах движения воздушных целей передаются в БИУС и систему отображения информации, а также в систему выработки рекомендаций командиру корабля для принятия им решений. Из БИУС Боевая информационно-управляющая система информация о воздушных целях передается в СУ стрельбой ЗРК Зенитно-ракетные комплексы и ЗАК Зенитно-артилерийский комплекс Mk 99, в которых имеются три РЛС Радио-локационная станция AN/SPG-62, предназначенные для управления ЗУР Зенитная управляемая ракета и подсветки обстреливаемых ВЦ. Система ЗУР Зенитная управляемая ракета Mk 99 может одновременно управлять 18 ЗУР Зенитная управляемая ракета . Системы отображения информации и выработки рекомендаций командиру могут также получать информацию от РЛС Радио-локационная станция AN/SPS-67 о воздушной и надводной обстановке, от ГАК Гидроакустический комплекс SQQ-89(V)4 о подводной обстановке и от комплексов AN/SLQ-32 о радиотехнической обстановке. Кроме того, данные системы могут получать информацию от других НК и ЛА. На основании полученной информации вырабатываются решения о применении того или иного оружия.

Особенностью "Арли Бёрк I" в отличие от остальных американских ЭМ Эскадренный миноносец и КР Крылатая ракета УРО Управляемое ракетное оружие является отсутствие вертолетного ангара. Имеется только ВПП Взлётно-посадочная площадка с системой принудительной посадки RAST.

ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" принимали участие во всех конфликтах конца ХХ - начала XXI века. Наличие на кораблях ВПУ позволило не только обеспечивать задачи ПВО Противо-воздушная оборона и ПРО Противо-ракетная оборона АУГ Авианосная ударная группа , но и участвовать в нанесении ударов по берегу.

Обобщая выше изложенное можно сделать вывод что эсминцы типа "Арли Бёрк I" являются действительно удачными кораблями высокого класса, способными одинаково успешно действовать в самых разных условиях при выполнении различных задач. Американским кораблестроителям удалось добиться редкой гармонии в мореходных качествах корабля, его архитектуре и вооружении. ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" вполне можно назвать одним из лучших кораблей конца ХХ века.

Достойным продолжением серии "Арли Бёрк I" стала серия Арли Бёрк II и серия Арли Бёрк IIA .

DDG -51 Arleigh Burke 1991 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -52 Barry 1992 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -53 John Paul Jones 1993 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -54 Curtis Wilbur 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -55 Stout 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -56 John S. McCain 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -57 Mitscher 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -58 Laboon 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -59 Russell 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -60 Paul Hamilton 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -61 Ramage 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -62 Fitzgerald 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -63 Stethem 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -64 Carney 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -65 Benfold 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -66 Gonzalez 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -67 Cole 1996

12.10.2000 в Йемене, в порту Адена, произошел взрыв на борту корабля. Сначала сообщалось, что крейсер был атакован лодкой, груженой взрывчаткой.

В одной из наших статей мы уже затрагивали тему американских эсминцев. Там мы дали общую информацию всей истории эсминцев , а сейчас решили дать полное представление о современном эсминце типа «Арли Берк», являющимся единственным (если не считать 2 эсминца типа «Зумвальт») представителем семейство эскадренных миноносцев американского флота. «Единственным» я его назвал потому, что эсминцы серии «Зумвальт не оправдали ожидании командование ВМФ и имеют высокую цену постройки, что привело к снятию их с массового производство (планируется построить максимум еще 1 эсминец этого типа). В итоге было принято решение продолжить серийную постройку боевых кораблей «Арли Берк».

История создания

Время «Холодной» войны состоит из перемен конфронтации и потеплений. К концу 1960-ых годов правительства Советского Союза и Соединенных Штатов пришли к общему мнению, что риск ядерной войны может привести к плачевным последствиям для обеих сторон и мира в общем. Поэтому с начало 1970-ых годов акцент был больше сконцентрирован на разрядке ядерного оружия. Однако соперничество на этом не закончилось, а просто перешло из оружия массового поражения в обычное.

Проектирование

С точки зрения военно-морского флота, США хотел сохранить свое преимущество. Но эсминцы построенные в 1970-х годах – «Спрюэнс» не отвечали стандартам изменившейся политики. Главным недостатком эсминцев «Спрюэнс» недостача управления ракетным оружием. После появления системы УРО, Командование ВМС приняло решение создать новый тип эсминцев для дополнения эскадренным миноносцам «Спрюэнс» и замены старых. Первый проект эсминца с системой УРО появился в 1980-ом году. Этот проект должен был дать Америке существенное преимущество над в плане эсминцев. Семь кораблестроительных компаний предложили свои проекты по новому типу корабля. В 1983-м году осталось только 3 компании, а в 1985-м тендер на строительство выиграли 2 корабельные верфи: «Bath Iron Works» и «Ingalls Shipbuilding».

Строительство

Данный тип эсминцев получил название «Арли Берк» экс-руководителя боевых морских операций (админиситрации Эйзенховера и Кеннеди) адмирала Арли Берка, проявившего себя как настоящий лидер и стратег во времена Второй Мирой и Корейской войнах. Первый корабль также получил имя адмирала.

Эскадренный минономец «Арли Берк» был построен за год и был спущен в воду в 1989-м году при участие жены экс-руководителя (полный процесс строительства корабля занял чуть больше года), а в эксплуатацию ВМС США вошел 4 июня 1991-го года (2 года находился на испытаниях). На церемонии присутствовал сам адмирал.

После успешных испытаний эсминца, проходившие с 1 сентября 1989-го по 1 июня 1991-го, была одобрена массовая постройка данного типа боевых суден. «Bath Iron Works» и «Ingalls Shipbuilding» получили заказ еще на двадцать кораблей типа «Арли Берк».

Как и вся военная техника, «Арли Берк» не является дешевым удовольствием. В среднем цена каждого судна обошлась Америке чуть больше 1 млр. долларов (в 1985-ом 1,1 млр., в 2009-ом 1,25 млр.). Более того есть затраты обслуживание кораблей. Каждые 2 года эсминцы проходят планируемый ремонт, где на каждого тратиться от 20 до 25 млн. долларов. Если учитывать, что в американском флоте состоит 62 «Арли Берка», то каждые 2 года в среднем на ремонт уходит 1,4 млр. долларов.

Общая характеристика

Последняя модель эсминца имеет длину – 153,9 м, ширина – 20,1 м, водоизмещение 8 900 тонн, мощность 108 000 лс, максимальная скорость 32 узла, дальноходность 4 400 миль (на оптимальной скорости 20 узлов).

Конструкция и Общие данные

Эсминцы типа «Арли Берк» немного отличаются от «Спрюэнс» в аспекте технологий, материала, вооружения и самого корпуса.

Семейство «Арли Берк» делится на 3 модели («I», «II» и «IIA»). Каждая модель это показатель современных технологий и вооружения, в итоге чего эсминец модернизировался, менялся внутренне или внешне. Поэтому чтобы описать Вам конструкцию разберем каждую из моделей по отдельности. Темы связанные с общими данными и отличиями по корпусу мы разберем тут, а тему вооружения разберем отдельно.

Модель «I»

Строительство корпуса проходит по модульной системе т.е. сначала готовятся отдельные блоки, затем они собираются в одно целое. Этому способствовал сам дизайн корабля, который был спроектирован по технологии «Стэлс». «Арли Берк» являются первыми эсминцами, построенные по принципу «Стэлс». В связи с этим сама концепция корабля состоит из острых углов и минимума ненужного на открытой палубе, что увеличивает рассеяния радиоволн. Более того корабли этого типа оснащены системой поглащение радиоволн. Аналогичную систему уменьшение тепловых волн имеют дымовые трубы корабля. Горячий воздух перешивается с холодным воздухом до того как он выйдет с трубы, благодаря чему снижается их видимость на термо-радарах противника. В связи с новшествами перечисленные выше, «Арли Берк» имеет в 2 раза меньше видимости на радиолокационных и тепловых радарах от своих предшественников «Спрюэнс». А модульная система сделала постройку корпуса всего 10-15 месяцев.

По общим характеристикам «Арли Берк» это классический одно-корпусный корабль с увеличенной длинной по ватерлинии и низкосидящим корпусом. После уроков, полученные союзникам (Великобритания) в Фолклендской Войне, а также инцидентов (пожары на кораблях) произошедшие в ВМС США, корпус корабля в первые за долгое время стал снова стальной (до этого был алюминиевый). Носовая часть нового корпуса имеют полные обводы, а ветви носового шпангоута – малый развал. Несмотря на то, что из-за этого эсминец может и потерял немного в скорости и дальноходности, за то получил более хорошую стабильность (уменьшились размахи качки) и мореходные особенности.

В связи с опасностью оружия массового поражения, дизайн эскадренного миноносца УРО «Арли Берк» позволяет персоналу не выходя на открытую палубу, добираться до любой части корабля. Эсминец состоит из 13 отсеков, 3-х палуб (2 внутренние и 1 открытая) и имеет двойное дно (увеличивает качество живучести).

В общем было построено 21 эсминца модели «I».

Модель «II»

В общем это модель не имеет особых изменений от первой. Вот список всех новшеств новой модели:

  • Улучшены условия жизни экипажа;
  • Снижен расход топливо благодаря небольшим изменениям носовой части;
  • Снижен кавитационный шум благодаря новой системы винтов;
  • Увеличена метацентрическая высота;
  • Увеличена толщина брони.

В общем было построено 7 эсминцев модели «II».

Модель «IIA»

Третья модель имеет значительные изменения как и в корпусе так и в технологии постройки. Во первых начала использоваться технология соединения уже насыщенных модулей, что явно упростила его постройку. Длина корпуса была увеличена на 1,37 м., ширина осталась прежней. За счет этого небольшого изменения в длине смогли поставить полноценный ангар для обслуживания вертолета. Эксперты считают это одно из главных изменений новой модели т.к. нехватка ангара ставила под риск аэромобильность, защищенность от субмарин, разведывательные и вспомогательные особенности если вертолет выйдет из строя. Соответственно увеличился экипаж корабля (группа обслуживающая вертолет). Более того появилась спутниковая связь и интернет на судне.

В общей сложности было построено 34 эсминца модели «IIA».

Вооружение эсминца «Арли Берк»

На борту основного эсминца ВМС США есть множество разных систем вооружения и установок, но из всех хочу выделить систему управления «Иджис» («Aegis»), с появлением которой координально изменилась роль эсминцев в системе вооруженных сил. Поэтому из всего вооружения первым делом разберем ее.

Система Управления «Иджис»

С появлением технологий системы управления «Иджис» – эскадренные миноносцы получили возможность самостоятельно уничтожать любые цели в воздухе, на суше или воде. «Иджис» это многопрофильная боевая информационно-управляющая система, которая отвечает за объединение корабельных систем осведомления, управление и уничтожения. Другими словами система «Иджис» это центральный банк всех данных, которые приходят с многих корабельных подсистем, благодаря чему появляется четкая картина действий. Конечно банк важен практически для всех систем/подсистем, но особенно для системы корабельного вооружения.

Однако по мнению некоторых экспертов этот многофункциональное «чудо» имеет свои недостатки. В основном они связаны с подслеповатым радаром «AN/SPY-1», который плохо реагирует на низколетящие цели.

Артиллерия

Главным артиллерийским орудием семейство «Арли Берк» является артиллерийская установка 127-мм класса «Mark 45». В разные периоды времени эти установки носили разные характеристики. В наши дни пользуется 127мм установка класса «Mark45 Mod 4», позволяющая производить 20 выстрелов в минуту на максимальную дистанцию от 37 км. (осколочно-фугасные) до 115 км. («ERGM» и «BTERM») в зависимости от класса снаряда.

Зенитная Артиллерия

Зенитная артиллерия прошла модернизацию больше всех. В то время как в «I» и «II» модели имели 6-и ствольными комплексами «Вулкан-Фаланкс», сейчас эсминцы оснащены RIM-7 Sea Sparrow в количестве 24 штук. Основным вооружением являются крылатые ракеты «Standard-3» с дистанцией поражение до 500км. и «Тактический Тамагавк» с максимальной дистанцией поражения до 2500 км. На каждом эсминце располагается до 56 КР «Тамагавк».

Минно-торпедное вооружения

Основной системой противолодочной безопасности является вертолеты класса «LAMPS-III». Из бортового вооружения – ПЛУР класса «RUM-39 VL-Asroc» и торпедный комплекс «Mk32». На последней модели эсминца из-за финансовых аспектов был снят с вооружения ПКР класса «Гарпун».

Авиационное вооружения

После модернизации корпуса и появлением на палубе вертолетного ангара, появилась возможность содержание 2 вертолетов класса «SH-60 Sea Hawk». Эти вертолеты могут использовать ракеты «воздух-земля» класса «Hellfire» и «Penguin», ПЛ торпед «Mark-46/51», а также проводить поддержку с воздуха группам союзных войск.

Интересные случаи произошедшие с «Арли Берк»

Эсминцы типа «Арли Берк» в эксплуатации уже более 25 лет, на их счету множество выполненных заданий. В основном это были тактические учения, но порой и боевые службы, проходившие в горячих точках последних 3-х декад. Поэтому мы разберем только некоторые случаи.

Эсминец «Коул» и теракт в Адене

Эсминец «Коул», принадлежащий первой модели «Арли Берк», имеет инцидент в 2000-м году, показавший миру, что бронирование эсминцев не так уж и прочна. Когда «Коул» пришвартовался в Адене (Йемен) для пополнения запасов продовольствия, позднее был подвергнут террористической атаки. От взрыва 200-250 кг взрывчатки террористами-смертниками с левого борта образовалась пробоина 6*12м, в результате чего погибло 17 человек и 39 было ранено. Двигательный отсек, каюты, столовая, гребной вал пришли в несиправное состояние.

«Доналдь Кук» и ВВС РФ

Во время нахождения «Дональд Кук» в Балтийском море в 2014, истребитель РФ «СУ-24» облетел эсминец более 10 раз и применил радиоэлектронную атаку, впоследствии чего система управления «Иджис» дала сбой.

Эсминец «Портер»

После использование крылатых ракет «Тамагавк», «Портер» успешно нейтрализовал военную базу войск Сирии в апреле 2017-го года.

Оценка проекта

Безусловно эсминцы типа «Арли Берк» считаются высококлассными представителями своего рода. Однако всем прекрасно известно, что идеального ничего не существует. Поэтому несмотря на недостатки этого типа эсминцев, мы можем сказать что «Арли Берк» являются достойными боевыми суднами нашего времени.

Эсминцы давно стали рабочими лошадками современного военного флота. Самая последняя и самая сложная версия подобного корабля эсминец класса «Arleigh Burke ». Современная платформа для вооружения и самая современная радарная система позволили этим кораблям доминировать в морях на десятилетия вперед. Именно эти военные корабли определяют стандарты мирового военного кораблестроения вот уже много лет. В чем секрет известных эскадренных миноносцев.

На фото выше представлены современные эскадренные миноносцы класса «Arleigh Burke ». Они состоят на вооружении ВМС США и считаются самыми лучшими кораблями в мире из-за их универсальности. Мало того на сегодняшний день «Arleigh Burke » это эсминцы рекордсмены - их водоизмещение составляет 5000 тонн. По этому показателю они считаются самыми большими надводными кораблями за всю послевоенную историю американского флота.

головной эсминец «USS Arleigh Burke»

головной эсминец «USS Arleigh Burke»

Эсминцы класса «Arleigh Burke » американские конструкторы начали разрабатывать еще в конце 70-х годов. Новые корабли должны были прийти на смену другим эсминцам, которые воевали еще во времена Второй мировой войны и считались устаревшими, причем главным требованием при разработке эсминцев нового типа стала универсальность. Корабль должен был превосходить все, что к тому моменту имел флот СССР.

В итоге 4 июля 1991 года американские верфи построили первый эсминец новой серии «USS Arleigh Burke » (бортовой номер DDG 51), который стал настоящим шедевром военного кораблестроения. Его назвали в честь адмирала Arleigh A. Burke - легендарного командира эсминца периода Второй мировой войны. Сражаясь в Тихом океане Arleigh A. Burke командовал 23 эскадрой эсминцев; выиграл несколько ключевых сражений с японским флотом, включая битву при мысе Сент-Джордж в ноябре 1943 года. А также сыграл существенную роль в формировании послевоенного флота.

новые подходы судостроения эсминцев класса «Arleigh Burke»

Эсминцы класса «Arleigh Burke » демонстрируют новые подходы судостроения и одной из самых впечатляющих изменений - форма корпуса. Традиционно эсминцы были длинными и узкими. Конструкторы данного корабля подошли к этой проблеме по-другому. В корабельной архитектуре эсминца «Arleigh Burke » сохранилась одна уникальная величина это соотношение длины к ширине, что означает увеличение остойчивости. Опыт эксплуатации эсминцев этого класса подтверждает преимущества нового дизайна. При волнении моря и высоте волн до 7 метров эти боевые корабли способны сохранять скорость хода до 25 узлов.

Помимо уникальной формы корпуса эсминцы получили и другие изменения корабельной архитектуры. Например, возвращение к стальной конструкции. Дело в том, что эсминцы Второй мировой войны были сделаны из стали, а к 60-м и 70-м годам сталь была заменена алюминием. Изменение материала было вызвано утяжелением радаров и прочих датчиков, расположенных на мачтах. Алюминий превосходная альтернатива стали (прочность при меньшем весе), но у него имеются определенные недостатки - уязвимость к огню. Конструкторы современного эсминца «Arleigh Burke » решили вернуться к стали, но в тоже время сохранили многие современные электронные системы, ставшие незаменимыми во всех современных кораблях. Жизненно важные помещения эсминцев этого класса дополнительно защищены листами брони толщиной 25 мм и покрыты кевларом.

Эсминцы «Arleigh Burke » имеют более компактный дизайн, чем его предшественники. Их надстройки более спокойны, менее суматошны, чем у прежних конструкций.

боевые возможности эсминца «Arleigh Burke»

Изменения в архитектуре придали эсминцу живучести в бою, но первоначально корабли этого класса могут показаться просто лишенными оружия. Однако внешность обманчива.

Эсминцы класса «Arleigh Burke » оснащены вооружением не имеющих аналогов в мире - установкой вертикального пуска Mk-41. Удивительно, но эта система способна выпускать по одной управляемой ракете в секунду, а это значит, что всего за несколько минут американский эсминец способен поразить около ста целей неприятеля. Весь боекомплект может быть выпущен за две минуты.

Каждый корабль оснащен 29 носовыми и 61 кормовыми вертикальными пусковыми установками, в которых размещаются ракеты четырех типов. Зенитные управляемые ракеты SM-2 «Standard» способные уничтожать цели противника находящиеся на расстоянии 166 км. Противолодочные ракеты-торпеды RUM-139 «VL-Asroc» с дистанцией эффективной стрельбы свыше 16 км. Противокорабельные ракеты AGM-84 «Harpoon», угрожающие даже из-за горизонта и наконец, главный калибр крылатые ракеты BGM-109 «Tomahawk».

Помимо пусковых установок на борту эсминцев класса «Arleigh Burke » устанавливается 127 мм артиллерийская установка с боекомплектом 680 снарядов, две шестиствольные 20 мм зенитно-артиллерийские установки «Phalanx » и четыре пулемета системы «Browning » калибром 12,7 мм. Кроме палубного вооружения на борту могут размещаться два вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противокорабельного и противолодочного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца, позволяя обнаруживать и атаковать вражеские цели за десятки километров. С таким арсеналом на борту эти военные корабли могут не только защитить эскадру, но и нанести высокоточные удары по кораблям противника. Другими словами эти военные корабли являются не просто тактической единицей вооружения, а и оперативно-тактической, то есть поражать цели в глубине противника.

Боевую мощь эсминцев класса «Arleigh Burke » уже нельзя оценивать только по вооружению. Куда более важны электронные сенсоры. Они позволяют точно определить цель на дальних подступах и направить оружие с потрясающей точностью. Это стало возможным благодаря новейшей системе управления «Aegis ». Ее отличия от предыдущих систем заключается в том, что она объединяет все технические и боевые средства эсминца и сама управляет ими. В зависимости от тактической обстановки «Aegis » перераспределяет цели в зависимости от степени угрозы. Например, при отражении массированного нападения с воздуха система прекращает поиск новых целей и сосредотачивается на сопровождении и уничтожении обнаруженных. «Aegis » это вычислительный центр из двадцати мощных компьютеров, принципиально новыми радарами с предельной дальностью обнаружения целей до 450 км. Ее шестигранные излучающие антенны спрятаны от глаз противника и вмонтированы в плоскости надстройки эсминца.

Эсминцы «Arleigh Burke » являются самыми распространенными военными кораблями своего класса. Морские силы самообороны Японии имеют на вооружении корабли класса «Atago », в ВМС Южной Кореи корабли класса « » и все они являются аналогами американских «Arleigh Burke » и имеют на своем вооружении системы «Aegis ». Кроме азиатских стран подобные корабли имеются у Норвегии и Испании. Многие из стран пытаются создать подобные корабли, но получается пока только у Китайской Народной республики.

В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные эскадренные оказались слишком дорогими для массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Арли Берк» флот будет пополняться до начала тридцатых годов этого века.

За это время американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать предположение, что последний корабль типа «Арли Берк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.

Для обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине 70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового проекта. Недавно появившиеся «Спрюенсы», хотя и были современными кораблями, все же не имели больших перспектив и требовали, если не замены, то, как минимум, серьезного дополнения.

Вдобавок к этому, Spruance class destroyers, несмотря на имевшееся вооружение, в официальных документах значились как обычные эскадренные миноносцы, а время и обстановка требовала полноценных эсминцев УРО (с управляемым ракетным оружием). Работы по формированию облика нового корабля и технического задания на него заняли несколько лет и конкурс на разработку начался только в 1980 году. Около трех лет понадобилось сразу семи судостроительным компаниям для создания конкурсных аванпроектов, после чего осталось три конкурсанта: Bath Iron Works, Ingalls Shipbuilding и Todd Shipyard.

Третья фирма так и не смогла добиться «внимания» конкурсной комиссии, из-за чего строительство первых двух кораблей нового проекта было поручено Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding соответственно. Проект, равно как и головной его корабль, был назван в честь адмирала Орли Альберта Берка, большую часть Второй Мировой войны командовавшего различными соединениями эсминцев.

Контракт с Bath Iron Works на 322 миллиона долларов был заключен в апреле 85-го. Однако общая стоимость головного эсминца получилась в несколько раз больше. С учетом всего радиоэлектронного оборудования, вооружения и т.д. он обошелся Пентагону в 1,1 миллиарда.

Постройка USS Arleigh Burke (DDG-51) началась в конце 1988 года, а на День независимости 1991-го он вошел в строй. В дальнейшем двумя верфями – Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding – было построено еще два десятка подобных кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта делались в соответствии с первой версией проекта, которая получила наименование Flight I. Однако вскоре после начала строительства головного проекта первой серии американские судостроители занялись модернизацией.

Как результат, заказанный еще в 1992-м эсминец USS Mahan достраивался, как первый корабль второй серии. Строительство эсминцев версии Flight II имело более скромные масштабы: всего семь кораблей. Утверждается, что небольшая вторая серия изначально рассматривалась в качестве переходного звена от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новая версия проекта имела в индексе не тройку, а обозначение IIA. Эта линейка оказалась самой многочисленной.

На данный момент построено 34 эсминцев «Арли Берк» серии IIA и строительство их продолжается. Общая численность кораблей по старым планам должна была составить 75 единиц, а пока готовы только 62 эсминца.
Вероятнее всего, те 24 эсминца, которые будут заказаны впоследствии, будут делаться уже по следующему варианту проекта.

Все существующие серии кораблей – I, II и IIA – имеют только незначительные отличия в конструкции. Вызваны они особенностями устанавливаемой аппаратуры и особенностями эксплуатации вертолетов. В остальном конструкция аналогична. «Арли Берк» всех трех серий представляют собой однокорпусные корабли с длинным полубаком . Примечательно, что подавляющее большинство деталей корпуса корабля сделано из высокопрочных сортов стали. Дело в том, что после Второй Мировой войны американские судостроители стали активно использовать алюминиевые детали в конструкции кораблей подобного класса.

В инженерном плане это было хорошим начинанием, однако опыт боев с участием алюминиевых кораблей заставил вернуться к стали. Из алюминия на эсминцах «Арли Берк» делаются лишь некоторые детали, например, мачты. Низкосидящий корпус имеет сравнительно малый развал шпангоутов в носовой части и относительно широкую среднюю часть. Такая форма корпуса немного увеличивает сопротивление воды, но улучшает остойчивость и снижает качку. На кораблях серии IIA был добавлен носовой бульб, скомпенсировавший ухудшение обтекания из-за особенностей обводов корпуса.

Водонепроницаемые переборки разделяют внутренний объем корпуса на 13 отсеков . Любопытно, что нижние палубы имеют планировку, позволяющую без ограничений перемещаться по кораблю, не выходя на верхнюю палубу. Сделано это для того, чтобы экипаж не подвергался риску в случае применения противником оружия массового поражения. Помимо особым образом спланированных внутренних помещений защита экипажа от химического, биологического и ядерного оружия осуществляется специальной системой вентиляции с многократной фильтрацией забираемого снаружи воздуха.

«Арли Берк» стали первыми американскими эскадренными миноносцами, чей корпус и надстройка выполнены с применением стелс-технологий . Для снижения радиолокационной заметности внешняя поверхность надстройки корабля состоит из нескольких крупных ровных панелей, сопряженных под острыми углами, что приводит к ощутимому рассеиванию радиоволн. Аналогичным образом выполнены кожухи дымовых труб. Кроме того, выхлоп силовой установки перед выбросом проходит через специальную смесительную камеру, где перемешивается с атмосферным воздухом и охлаждается.

В итоге корабли типа «Арли Берк» имеют почти в два раза меньшую радиолокационную и тепловую заметность, чем их предшественники типа «Спрюенс» . Применение крупных деталей, способствующих снижению заметности, кроме прочего, позволило сделать конструкцию корабля модульной. Благодаря этому от закладки корабля до его спуска на воду проходит 10-15 недель.

Двухвальная энергетическая установка эсминцев «Арли Берк» всех серий имеет в своем составе четыре газотурбинных двигателя LM2500 производства компании General Electric. Каждый двигатель оснащен теплоизоляционным контуром, что позволяет снизить расход топлива почти на четверть, и установлен на амортизирующих опорах, снижающих шум. Вся энергетическая установка корабля представляет собой единый модуль, который при необходимости можно демонтировать целиком.

Максимально возможная мощность силовой установки находится в пределах 100-105 тысяч лошадиных сил . В качестве резервных двигателей на эсминцах всех серий имеются по три газотурбинных мотора Allison 2500. Мощность основных и резервных двигателей передается на два вала, вращающие пятилопастные винты изменяемого шага.

Эскадренные миноносцы проекта «Арли Берк» способны развивать скорость до 32 узлов, но максимальная дальность плавания достигается на экономической скорости в 20 узлов . В таком случае эсминцы первой серии могут пройти до 4400 морских миль, а корабли серий II и IIA – на 500 миль больше. В то же время, в некоторых американских источниках утверждается, что снижение скорости до 18 узлов может довести дальность плавания до шести тысяч миль. Тем не менее, есть некоторые сомнения на этот счет.

Первые 28 кораблей типа «Арли Берк» (серии I и II) имели экипаж в 320-350 человек : 22-25 офицеров и 300-330 матросов, уоррент-офицеров и т.д. Разница в численности была обусловлена некоторыми отличиями в вооружении и в количестве вертолетов. На кораблях серии IIA было пересмотрено необходимое количество экипажа в ряде служб и добавлена группа технического обслуживания двух вертолетов. Все это привело к увеличению экипажа до 380 человек (32 офицера).

Американцы особо отмечают тот факт, что в планировке жилых помещений кораблей «Арли Берк» участвовали дизайнеры и специалисты по эргономике. Благодаря этому при площади около четырех квадратных метров на человека удалось создать все необходимые условия для нормального проживания.

В состав вооружения эсминцев «Арли Берк» входит множество систем, но его основой является система управления Aegis (читается «иджис») . Эта многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС) объединяет в себе целый набор средств обнаружения, управления и поражения. В состав Aegis входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, аппаратура радиоэлектронной борьбы, аппаратура связи и т.д. Кроме того, в «Иджис» есть ряд подсистем вывода информации, передачи данных на другие корабли и системы непосредственного управления вооружением.

Основой вооружения эсминцев «Арли Берк» являются ракеты различных типов . В носовой и кормовой частях кораблей всех серий имеются универсальные шахтные пусковые установки Mk 41. На кораблях серий I и II носовая и кормовая пусковая имеют в своем составе 30 и 60 ячеек соответственно. На серии IIA количество ячеек увеличилось до 32 и 64.

В одну ячейку может быть помещен транспортно-пусковой контейнер с крылатой ракетой BGM-109 Tomahawk, зенитной SM-2 или SM-3 или блок из четырех контейнеров с зенитными ракетами RIM-7 Sea Sparrow . Аппаратура пусковой установки позволяет одновременно подготавливать к пуску 16 ракет различных типов и производить их запуск с темпом одна ракета в секунду.

Кроме пусковых установок Mk 41 имеет несколько кранов для загрузки ТПК с ракетами. Однако особенности кранового оборудования и конструкции эсминца не позволяют производить перегрузку ракет Tomahawk или SM-2/3 с кораблей снабжения. Загрузка таких средств поражения возможна только в условиях базы. Этот недостаток компенсируется гибкостью номенклатуры вооружений: если кораблю предстоит атаковать наземные цели, то он получает «Томагавки», если корабль будет выполнять функции противовоздушной обороны – на него загружаются Sea Sparrow или SM-2/3.

«Главный калибр» артиллерийского вооружения эсминцев – 127-мм установка Mk 45 . При этом на первых 30 экземплярах «Арли Берк» устанавливалась Mk 45 Mod. 2, на остальных – Mk 45 Mod. 4. Установка с противопульным бронированием может наводить 127-мм нарезное орудие в пределах от -15° до +65° по вертикали и практически по всем направлениям по горизонтали, конечно, за исключением сектора, закрываемого надстройкой корабля.

Темп стрельбы Mk 45 обычными снарядами достигает 20 выстрелов в минуту, а в случае с управляемыми боеприпасами он падает в два раза.
Максимальная дальность стрельбы неуправляемым снарядом у Mk 45 mod. 4 составляет 35-38 километров.
При использовании управляемого активно-реактивного снаряда ERGM этот показатель увеличивается до 115 километров.
В артиллерийском погребе эсминцев «Арли Берк» умещается боекомплект в 680 снарядов различных типов. На загрузку всего этого количества снарядов требуется около 15-16 часов.

Зенитная артиллерия «Арли Берк» может комплектоваться различными типами оружия . На кораблях I, II серий, а также на первых нескольких эсминцах серии IIA устанавливались шестиствольные 20-мм зенитные автоматы Mk 15 Phalanx CIWS с темпом стрельбы до 3000 выстрелов в минуту . Меньшее количество кораблей оснащалось 25-мм автоматическими пушками Bushmaster, а практически все «Арли Берк» имеют на борту несколько (от трех до шести) крупнокалиберных пулеметов Браунинг M2HB.

Несмотря на свое первоначальное предназначение, M2HB и «Бушмастер» малоэффективны для противовоздушной обороны. Поэтому они используются только для обучения личного состава и обстрела небольших целей, наподобие легких катеров и моторных лодок.

Для уничтожения более серьезных надводных целей на эсминцах всех трех серий имеются 2 строенных торпедных аппарата Mk 32 с общим боекомплектом в 6 торпед . Это могут быть Mk 46 или Mk 50. При создании эсминцев «Арли Берк» основной упор делался на ракетное вооружение, поэтому перезарядка торпедных аппаратов силами экипажа после отстрела всех шести торпед не предусмотрена. В ранних версиях проекта инженеры рассматривали возможность использования на «Арли Берк» глубинных бомб, но даже до Flight I это тактико-техническое решение не дошло.

На палубе кораблей первой и второй серии мог базироваться один вертолет SH-60 . Рядом с посадочной площадкой размещался бак для керосина и небольшой «склад» с оружием – девятью торпедами Mk 46. На вертолетах, предназначенных для базирования на эсминцах «Арли Берк» устанавливается противолодочная система LAMPS-3, интегрированная в общую БИУС Aegis.

По причине ограниченных объемов кораблей первых двух серий на них не было каких-либо средств обслуживания или ремонта вертолета, кроме тех, которые имеются на его борту. Таким образом, любые более-менее серьезные поломки приводили к тому, что корабль оставался без винтокрылых «глаз». При создании версии проекта IIA эти недостатки были учтены и кораблестроители сделали специальный вертолетный ангар в кормовой части корпуса корабля, благодаря чему авиационная группа эсминца увеличилась вдвое.

Именно это потребовало ввести в экипаж группу технического обслуживания авиатехники. Также инженеры увеличили объемы арсенала для вертолетного вооружения: на «Арли Берк» серии IIA в нем умещается до 40 торпед, ракеты «воздух-земля» различных типов и даже несколько ПЗРК.

Эсминцы типа «Арли Берк» участвовали в нескольких военных конфликтах, начиная почти с самого начала своей службы. Ирак в 1996, 1998 и 2003-м, Югославия в 1999-м и еще несколько операций. Благодаря своему большому количеству (на данный момент в строю находится шестьдесят кораблей) эти эсминцы участвуют практически в каждом походе американских ВМС. Однако в России эти корабли больше известны благодаря «миссии» эсминца USS McFaul (DDG-74), которую он выполнял в августе 2008 года. Напомним, тогда, через несколько дней после окончания печально известной «Войны трех восьмерок» этот корабль привез в грузинский порт Батуми 55 тонн гуманитарных грузов.

Помимо боевых успехов и интересной конструкции эсминцы «Арли Берк» являются в некотором роде рекордсменами в американском флоте. Дело в том, что при полном водоизмещении около 8500 тонн (серия I), 9000 тонн (серия II) и 9650 (серия IIA) «Арли Берк» является самым массовым американским военным кораблем с водоизмещением более пяти тысяч тонн . Этот факт позволяет предположить, что данный тип кораблей является несомненной удачей американского судостроения.

Также в пользу удачности проекта говорит тот факт, что им в свое время заинтересовались японцы. В 1993-95 годах в состав морских сил самообороны Японии вошло четыре эсминца типа «Конго». Фактически, это те же самые «Арли Берк», но доработанные таким образом, чтобы соответствовать юридическим особенностям японского флота.

Как и любой другой проект, «Арли Берк» со временем должен был быть заменен более новой техникой. Но, к сожалению для US Navy, перспективный проект эсминца УРО под названием Zumwalt оказался значительно дороже, чем планировалось. Благодаря такой неудаче «Замволта» «Арли Берк» в будущем останется в строю.

При принятии на вооружение этих кораблей планировалось, что служить они будут около 35 лет. Но отсутствие возможности массового производства эсминцев Zumwalt заставило командование американского флота начать в прошлом году создание новой версии проекта (серия III) и обозначить планы по закупке 24 кораблей сверх 75 уже заказанных.

Вместе с предположением относительно возможной продолжительности службы «Арли Берк» до 2070-х годов это может помочь данным эсминцам установить еще один рекорд. На этот раз касающийся срока службы.

/По материалам topwar.ru и ru.wikipedia.org /



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: