Карим хакимов аравийский визирь кремля. Муниципальное автономное учреждение культуры музейное объединение муниципального района бижбулякский район республики башкортостан. Ссср как «антиимперская империя»

Традиция расписывать свое тело хной пришла в современный мир из Древней Индии. Представительницы прекрасного пола охотно наносят данные рисунки на руки и лицо как для повседневной жизни, так и для особых торжественных случаев. С каждым годом появляется все больше поклонниц мехенди. Значение символов и рисунков хной вы сможете узнать из данной статьи.

Что такое мехенди?

Мехенди (также - менди) - это особый способ самовыражения. В древнем мире с помощью нанесения рисунков и символов на тело, женщины хотели защитить себя от темных сил, а также привлечь в свою жизнь любовь, счастье и богатство. Православие негативно относится к данной традиции, поскольку она пришла от языческих племен. Однако современные девушки не придают данному запрету большого значения.

Техника нанесения мехенди

Перед началом работы мастер по нанесению мехенди обезжиривает кожный покров. Обычно для этих целей используется спиртовой раствор. Затем место, на которое будет нанесен рисунок, протирают специальным маслом, что позволяет сохранить временную татуировку на более длительный срок и придать ей яркость. После этого мастер приступает непосредственно к созданию рисунка. Для этого он использует тонкие кисти или апельсиновые палочки, с помощью которых наносится паста из хны. Время высыхания данного состава составляет 40-50 минут, по истечении которого его удаляют специальной кистью.

крупное перо павлина на спине

Как долго держится рисунок хной?

При правильном уходе рисунок, нанесенный хной, держится на протяжении 2-3 недель. Для того, чтобы сохранить временную татуировку на более длительный срок, сразу же после нанесения протрите ее свежевыжатым лимонным соком.

В случае, если вам необходимо в короткий срок смыть рисунок хной, воспользуйтесь мыльным раствором и жесткой щеткой.

цветок с символом ом на ладони

Противопоказания к нанесению мехенди

Данная процедура практически не имеет противопоказаний. Единственной причиной, по которой стоит отказаться от мехенди, является аллергия на хну. В случае, если у вас аллергическая реакция на одно из эфирных масел, входящих в состав пасты, предупредите об этом мастера. В большинстве случаев его возможно заменить на другое, безопасное для вас.

павлиньи перья на руке

Значение наиболее распространенных рисунков мехенди

В Древней Индии каждый рисунок наделяли особенным магическим свойством. О значении наиболее популярных символов в современном мире вы сможете узнать из второй части статьи.

совмещение турецкого боба, лотоса и значка ом

Индийский огурец или слеза Аллаха

Родиной данного символа принято считать Персию. Он представляет собой растительный орнамент в форме вытянутой капли. Этот рисунок использовали для украшения тела невесты. В древние времена его нанесение было своеобразным пожеланием счастья молодой семье. Данный символ принято толковать как знак богатства и плодородия. Именно поэтому мастера мехенди рекомендуют остановить свой выбор на этом рисунке тем представительницам прекрасного пола, которые мечтают выйти замуж и стать матерью.

индийский огурец на руке

индийский огурец на руке

Ом

Данный рисунок представляет собой 3 линии, символизирующие начало Вселенной и ее бесконечность. Это самый загадочный и мистический символ, ведь его можно встретить практически во всех священных писаниях Древней Индии. Мастера мехенди рекомендуют нанести Ом тем женщинам, которые хотят посвятить свою жизнь познанию истины, а также желающим найти и сохранить душевную гармонию.

цветок со значком ом на ладони

Лотос

Данный цветок является одним из самых красивых и нежных рисунков мехенди. Данный символ имеет значение чистоты, невинности и вечной жизни. Также его использовали в качестве призыва к Богу. Нанесение данного рисунка рекомендуется будущим матерям и женщинам, желающим найти смысл в жизни.

лотос на руках

лотос на спине

Спираль

Спираль - это один из самых древних символов. Его значение символизирует воздействие живой энергии на человека. С ее помощью открываются чакры и познается йога. Из-за огромного количества значений данного рисунка в современном мире нет конкретного предписания о том, кому его стоит наносить на свое тело.

ловец снов в виде спирали

спирали на руке

Павлин

Данная грациозная и прекрасная птица в Древней Индии являлась символом богини Кришны. Согласно легенде, она воспринимала человеческую жизнь, как постоянный праздник и радость. Наверное, поэтому павлин стал символом бессмертия. Наносить данный рисунок мастера мехенди рекомендуют тем представительницам прекрасного пола, которые потеряли радость в жизни, а также творческим людям для помощи в поиске вдохновения.

павлин со стразами

павлин на кисти руки

Хамса или ладонь Фатимы

Данный рисунок представляет собой перевернутую ладонь. Он символизирует безграничное терпение и веру. В Древней Индии данный символ наносили на свое тело в качестве талисмана от темных сил и злых духов. Наибольшую популярность Хамса обрела у мусульман. Мастера по нанесению мехенди рекомендуют выбрать данный рисунок тем женщинам, которые хотят сохранить мир и любовь в семье, а также будущим мамам - в качестве мощного талисмана от сглаза.

хамса или ладонь Фатимы

узоры на руке

В этой статье мы рассказали вам о том, что такое мехенди, как проходит нанесение символов на тело женщины, а также о том, какие существуют противопоказания для данной процедуры. Традиция наносить на свое тело рисунки с помощью хны пришла в современный мир из Древней Индии. С их помощью женщины пытались защитить себя от темных сил и злых духов, а также надеялись на помощь в поиске счастья и любви. Современные девушки используют рисунки хной для самореализации.

Карим Абдрауфович Хакимов

Разведдеятельность будущего советского дипломата К.А. Хакимова начиналась в Бухаре. В конце августа 1921 г. Хакимов был вызван в Москву, в НКИД, где он получил назначение в персидский город Мешхед на должность генерального консула РСФСР. В 1923 г. Хакимов стал генконсулом СССР в персидском городе Реште, работал в смешанной Советско-Персидской пограничной комиссии. Проявив себя активным и способным дипломатом, в январе 1924 г. он был отозван в Москву и назначен генконсулом СССР в Королевстве Хиджаз. 24 апреля 1924 г. Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин подписал его верительные грамоты .

6 августа 1924 г. Хакимов вместе с сотрудниками генконсульства, выполнявшего также функции дипагентства, прибыл в Джидду. Поскольку советский представитель был мусульманином, ему 9 августа 1924 г. было позволено вручить свои верительные грамоты королю Хиджаза Хусейну бен Али аль-Хашими в Мекке, священном городе всех мусульман. Это вызвало раздражение Великобритании, поскольку факт открытия Миссии СССР в Джидде - первого дипломатического представительства Советского Союза в арабских странах - стал крупным внешнеполитическим успехом СССР, тем более что в том же месяце король Хусейн вновь отказался подписать англо-хиджазский договор.

Большое значение для освещения советской разведдеятельности в странах Ближнего Востока в 1920-1930-е годы имеют очерки «Работа Коминтерна и ГПУ в Турции» бывшего заместителя торгового представителя в Турции И.М. Ибрагимова (написаны в Париже в 1931 г., остались неизданными), в которых он объясняет причины успешной работы Хакимова следующим образом: «Хакимов получил в свое распоряжение лучших работников из… молодежи со знанием арабского языка (разных наречий). Положение и работа Хакимова еще облегчаются тем, что он мусульманин. Он даже… по приказу из Москвы, исполняет все магометанские обряды, дабы завоевать доверие [арабов], чего он достиг вполне. Единственный даже из дипломатических агентов (кажется, еще Голландия имеет своего дипломатического агента в Геджасе из мусульман) Хакимов имеет право свободного передвижения по стране. Пользуется полным доверием короля Геджаса и в последнее время и правителя Йемена имама Яхья. Ныне (в 1931 г. - П.Г.) он состоит по совместительству и представителем в Йемене.».

В качестве секретаря Хакимова в Джидду прибыл и М.М. Аксельрод. Здесь он проработал до 1927 г., выполняя с 1925 г. задания ИНО. Возможно, переход Аксельрода из НКИДа во внешнюю разведку в 1928 г. был причиной того, что он стал публиковать свои востоковедные статьи под псевдонимом «Рафик Муса».


К. А. Хакимов сопровождает будущего короля Аравии Фейсала ибн Абдель Азиза ас-Сауда. Москва, 1932

Агабеков подтверждает, что «в Геджасе и Йемене ГПУ не вело никакой работы до приезда туда советского посла Хакимова. В 1925 году, будучи связан с [О]ГПУ по работе в Мешхеде, Хакимов начал вести в Геджасе информационную работу. Одновременно с ним в Геджас прибыл секретарь Хакимова Моисей Аксельрод и представитель Наркомторга Белкин. Аксельрод и Белкин добровольно, на свой риск и страх, начали сперва в Геджасе, а затем в Йемене агентурную работу. Видя их рвение, ГПУ назначило Аксельрода, переехавшего вскоре из Геджаса в Йемен, своим специальным представителем. Аксельрод…, хорошо знавший арабский, сумел связаться с видными сотрудниками имама Яхья, но ввиду отсутствия разведывательного опыта, не мог в достаточной степени использовать эти связи. Из Йемена Аксельрод вел работу в Эритрее и даже посылал иногда своих агентов в Египет».


К.А. Хакимов (у левого дальнего угла стола) с сотрудниками советского торгпредства и йеменцами (предположительно, в Сане)

О том, насколько активна была деятельность Аксельрода в Египте, косвенно говорит эпизод, имевший место по пути его следования в Йемен в 1928 г., описание которого сохранилось благодаря Отчету Г.А. Астахова: «В Порт-Саиде бросилась в глаза усиленная бдительность п[аро]/ходной полиции в отношении нас, особенно в отношении т. Аксельрода. Наши паспорта были взяты на берег (очевидно, для фотографии)… Один из полицейских с утрированной конфиденциальностью сообщил т. Аксельроду, что мы в Египте занесены в “черный список”».

И все-таки для советской разведки в Египте Аксельрод выполнял вспомогательную функцию. «[О]ГПУ и Коминтерн в Египте работают через некоего Семенюка. Семенюк владеет английским и арабским языками. Полуинтеллигент. Жил до войны в Америке, ныне американский гражданин. Резиденция его находится в Александрии. Работал там в качестве частного купца, являясь оффициальным представителем смешанного акционерного общества “Руссо-Тюрк”. С каждым советским пароходом присылает обширные информационные доклады по всем линиям (а копии экономических докладов посылает и Торгпреду). Все едущие в Египет тайные и явные агенты поступают в его распоряжение. Иногда удается посылать в Египет и другие аравийские страны непосредственно советских граждан из коммунистической молодежи /окончивших или же слушателей курсов института восточных языков / под видом [студентов] для практического изучения языка страны. Визы в этих случаях получаются по ходатайству соответствующего научного учреждения».

В результате государства, не граничившие с СССР, были разделены в разведывательном отношении «между двумя агентствами: 1) Аравийский полуостров, Южная Персия, Индия - под руководством Хакимова; 2) африканские страны - под руководством турецкого резидента через Семенюка. Кроме того, Семенюк еще имеет связь и с Хакимовым».

В 1935 г. Хакимов снова был направлен за рубеж: он был назначен полпредом СССР в Саудовской Аравии. Однако, открывшаяся было с приездом Хакимова в Джидду перспектива активизации советско-саудовских отношений вскоре была сведена на нет вследствие печально известных политических процессов, развернувшихся в Советском Союзе.

Примечания
Хакимов, Карим Абдрауфович (1892-1938) - консульский, дипломатический и торговый представитель СССР в странах Ближнего и Среднего Востока. См.: Густерин П. Памяти Карима Хакимова - дипломата и ученого // Дипломатическая служба. 2008, № 1.
Персия - название Ирана до 1935 г.
СССР и арабские страны. 1917-1960. М., 1961, с. 60.
Васильев А.М. Саудовской Аравии. М., 1982, с. 290.
Очерки истории министерства иностранных дел России. Т. II. М., 2002, с. 149.
Ибрагимов, Ибрагим Мустафович (1888 - ?) - советский невозвращенец, бежавший в апреле 1928 г. в Европу с должности зам. торгпреда СССР в Турции. Окончил учительскую семинарию в Симферополе (1904), пединститут в Константинополе (1908). В 1920 г. вступил в РКП(б). В 1922-1925 гг. - нарком просвещения Крымской АССР. С 1925 г. - зам. торгпреда в Турции. После бегства через некоторое время обосновался в Париже. См.: Генис В. Неверные слуги режима. Первые советские невозвращенцы (1920-1933): Опыт документального исследования. Кн. 1. М., 2009, с. 561-570.
Современная транскрипция - Хиджаз. Речь идет о Королевстве Хиджаз. (Прим. П.Г.).
Яхья бен Мухаммед Хамид-ад-Дин (1867-1948) - имам зейдитов с 1904 г. и король Йемена в 1918-1948 гг. (Прим. П.Г.).
В Хиджазе Хакимов работал в 1924-1928 гг., а в указанное время он являлся в Йемене представителем Экспортно-импортной конторы Госторгов по торговле с Турцией и Ближним Востоком «Ближвостгосторг». (Прим. П.Г.).
Аксельрод, Моисей Маркович (1898-1939) - разведчик-дипломат, ученый. Участник Гражданской войны. Окончил юрфак 1-го Московского университета (1923), арабское отделение МИВ (1924). В 1924-1928 гг. - в НКИД, одновременно в 1925-1927 гг. - резидент ИНО в Йемене. С 1928 г. - в ИНО. В 1929-1930 гг. - задания в Турции, в 1934-1937 гг. - в Италии. Преподавал в МГУ, МИВ. Организовывал Школу особого назначения 5-го отдела ГУГБ. Автор ок. 30 научных работ.
ИНО (Иностранный отдел ОГПУ) - внешняя разведка СССР. См.: Густерин П. У истоков советской разведки на Востоке // Азия и Африка сегодня. 2012, № 3.
В переводе с арабского языка - «Товарищ Моисей».
Белкин, Наум Маркович («Кади», «Н.М. Марков») (1893-1942) - разведчик. Участник Первой мировой и Гражданской войн. С 1924 г. - в НКИД, одновременно в 1927-1931 гг. - резидент ИНО в Йемене. С 1931 г. - в ИНО. В 1933-1938 гг. - задания в Болгарии, Югославии, Уругвае, Германии, Испании. Скончался в Иране при выполнении служебного задания.
В то время - колония Италии.
Агабеков Г.С. ГПУ: Записки чекиста. Берлин, 1930, с. 212.
Астахов, Георгий Александрович (1896/97-1942) - дипломат. Учился на романо-германском отделении историко-филологического факультета Московского университета. В 1918-1920 гг. - работа в СМИ. В 1920-1939 гг. - в НКИД: командировки в Закавказье, Турцию, Германию, Японию, Йемен, Великобританию; заведующий Отделом печати. В 1939-1940 гг. - сотрудник Музея народов Востока.
О второй поездке в Йемен. Отчет Г. Астахова от 21.01.1929 // АВПРФ. Ф. 08, оп. 12, п. 77, д. 99, л. 21.
«Русско-турецкое экспортно-импортное акционерное общество». Функционировало в 1924-1928 гг. (Прим. П.Г.).
Т.е. арабские. (Прим. П.Г.).
Речь может идти о Ленинградском восточном институте им. А.С. Енукидзе, и о Московском институте востоковедения им. Н.Н. Нариманова. (Прим. П.Г.).
РГАСПИ. Ф. 328, оп. 1, д. 203, л. 52.
РГАСПИ. Ф. 328, оп. 1, д. 203, л. 53.
В то время Джидда - дипломатическая столица Саудовской Аравии.

Карим Абдрауфович Хакимов - первый полномочный представитель Советской России в арабских странах, внесший значительный вклад в установление добрых отношений между молодой Советской Республикой и арабо-персидским миром.

Принимая непосредственное участие в становлении нового государства Саудитов, он стал личным другом главы-основателя правящей ныне династии Абдель Азиза ибн Сауда и завоевал доверие простых жителей Аравийского полуострова. В ходе установления дипломатических отношений СССР с арабскими странами К.А.Хакимов организовал поставки жизненно необходимых товаров и продуктов из СССР, а также оказание медицинской помощи населению.

Воспитанный в мусульманской семье и будучи в прошлом профессиональным революционером, красным командиром и организатором советской власти, К. А. Хакимов своим личным авторитетом и обаянием способствовал формированию положительного образа России в глазах арабов.

Репрессии в отношении «Красного паши?» произвели глубокое впечатление на представителей правящей и поныне династии Королевства Саудовская Аравия - дипломатические отношения между этой страной и СССР были прерваны в 1938 году, после отзыва К.А.Хакимова, и не возобновлялись до падения коммунистического строя в Советском Союзе.

Биография

Даты

  • 1892 год - родился в крестьянской семье в д. Дюсяново53.485054, 54.18659 Белебейского уезда Уфимской губернии.
  • 1917 - экстерном окончил гимназию в городе Томске.
  • 1918-1919 - член Оренбургского мусульманского военно-революционного комитета, губернский комиссар народного просвещения, командир 2-го батальона интернационального полка на Актюбинском участке Оренбургского фронта, начальник политотдела 1-й Отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады (1-ая Татбригада).
  • 1920 - по рекомендации В.В.Куйбышева приглашен в НКИД на дипломатическую работу.
  • 1920-21 - замначальника политуправления Туркфронта, одновременно секретарь временного ЦК компартии Туркестана, полномочный представитель РСФСР в Бухарской народной республике, секретарь ЦК Бухарской коммунистической партии.
  • октябрь 1921 - июль 1924 - Генеральный консул РСФСР/СССР в городах Мешхеде, Реште (Персия).
  • декабрь 1922 - Нарком Иностранных дел Г. В. Чичерин во время Лозаннской конференции достиг предварительной договорённости с представителем короля Хиджаза Х. Лутфаллой об установлении дипотношений.
  • 9 августа 1924 - К. Хакимов вручил верительные грамоты королю Хиджаза из династии Хашимитов и стал Генеральным консулом и дипломатическим агентом СССР в королевстве.
  • 1925 - К.Хакимов совершил паломничество у?мра - ток называемый «малый хадж» в Мекку, чем завоевал расположение арабской элиты.
  • 16 февраля 1926 - СССР первым признал новое государство Саудитов.
  • 1926-1928 - полномочный представитель СССР в Королевстве Хиджаз, Неджд и присоединенные области (с 1932 - Королевство Саудовская Аравия).
  • 1927 г. - организовал поставку в Джидду морским транспортом первых трёх партий товаров первой необходимости из Одессы - сахара, муки (местное население с тех пор называет муку высокого качества «москоби?» - «московской»), керосина.
  • январь 1929-1931 - полномочный представитель СССР в Йеменском королевстве, одновременно - генеральный представитель «Ближневостокторга».
  • 1932-1935 - обучался в Институте красной профессуры, в Москве.
  • 1932 - на должность полномочного представителя СССР в Королевстве Саудовская Аравия заступает советский дипломат казахского происхождения Тюрякулов, Назир Тюрякулович.
  • в мае 1932 - вместе с Назиром Тюрякуловым принимал участие в организации и обеспечении проведения визита принца Фейсала ибн Абдель Азиз ас-Сауда в Москву.
  • 1936-1937 - полномочный представитель СССР в Королевстве Саудовская Аравия.
  • июль 1937 - арестован друг и коллега «Красного паши» Тюрякулов, Назир Тюрякулович 3 ноября 1937 расстрелян. (Реабилитирован в 1958 году)
  • 6 сентября 1937 - отозван в Москву.
  • 11 ноября 1937 - арестован по ложному доносу.
  • 10 января 1938 - расстрелян.
  • март 1938 - в Саудовской Аравии обнаружены колоссальные нефтяные месторождения, ставшие основой процветания королевства в XX и XXI веке.
  • 13 апреля 1938 - СССР упраздняет миссию в Джидде из-за отказа ибн Сауда принять другого полпреда от Сталина.
  • 11 сентября 1938 - сотрудники миссии СССР покинули Саудовскую Аравию из-за отказа ибн Сауда принять другого полпреда от Сталина.
  • 28 января 1956 г. - К. А. Хакимов полностью реабилитирован решением коллегии Верховного Суда СССР.
  • В 1990-е годы было установлено место его захоронения - расстрельный полигон в Бутово.
  • 17 января 1990 - восстановлены дипломатические отношения между Россией и Саудовской Аравией.

Факты

В ходе своей дипломатической миссии К. А. Хакимов установил дружеские отношения с основателем царствующей династии Саудидов Абдель Азиз ибн Саудом и пользовался его благорасположением. Среди арабской элиты и простого народа был известен как «Красный паша?».

В 1932 году, находясь на обучении в Институте красной профессуры сопровождал во время его поездки в Москву принца Фейсала, будущего короля Саудовской Аравии (1964-1975), с именем которого связано процветание его страны.

Осенью 1937 года, после того, как К. А. Хакимов получил депешу НКИД СССР с требованием о немедленном возвращении, Абдель Азиз ибн Сауд, предполагая, что Красный паша? будет подвергнут сталинским репрессиям, предложил ему политическое убежище. Но К.Хакимов принял решение вернуться на Родину.

Когда в Каире в 1943 г. открылось посольство СССР, король Абдульазиз направил своего советника Абдуллу выяснить судьбу Красного паши и Назира Тюрякулова «Советник Абдулла» более известен как принявший ислам британский «чиновник-востоковед» , отец знаменитого советского разведчика] Гарольда Адриана Рассела «Кима» Филби.

После расстрела Назира Тюрякулова и принудительного отзыва Карима Хакимова из Саудовской Аравии Абдель Азиз ибн Сауд отказался принимать любого другого Полномочного представителя СССР, в 1938 году Саудовская Аравия преркратила дипломатические отношения с СССР, которые были восстановлены только 17 января 1990 года.

После отзыва Карима Хакимова и прекращения дипломатических отношений с СССР, Саудиты обратили свои взоры на Великобританию, а их страна попала под культурное, экономическое и политическое влияние стран Запада.

Семья и происхождение

Происходил из Сарайли-Минской волости.По национальности татарин

Отец - Габдельрауф Габдельхакимович, мать - Хамида Мухаметгалиевна.

По данным ревизских сказок, приведённых башкирским архивистом, к.и.н. А.З.Асфандияровым, список предков и родственников К. А. Хакимова в 1850 году выглядел так:

В 1924 году от дизентерии при отсутствии медицинской помощи умер малолетний сын К. А. Хакимова - Шамиль. Согласно семейным преданиям Хакимовых, правитель Хиджаза, будущий король Саудовской Аравии выделил специального человека для того, чтобы присматривать за его могилой даже после отзыва полпреда К. А. Хакимова в СССР.

Супруга К. А. Хакимова Хадича была репрессирована как член семьи врага народа и отбыла 10 лет заключения в ГУЛАГе. Дочь Флора - закончила Казанскую консерваторию.

Семья Хакимова проживала в п. Юдино Одинцовского района Московской области из-за запрета селиться в больших городах.

Аравийский визирь Кремля, «красный паша ». Этот человек сделал непомерно много для налаживания тесных дипломатических связей между Советским Союзом и арабо-персидским миром. Дипломата настолько ценили в мусульманском мире, что, после его ухода со своего поста, были прекращены любые контакты с СССР. Возобновились они уже лишь после падения империи. Сегодня речь пойдет о Кариме Хакимове.

– советский дипломат, первый полномочный представитель Советской России в арабских странах, внёсший значительный вклад в установление добрых отношений между молодой Советской Республикой и арабо-персидским миром. Будущий дипломат воспитывался в мусульманской семье. Стоит отметить, что в прошлом он был профессиональным революционером, красным командиром и организатором советской власти.

Хакимов принимал непосредственное участие в становлении нового государства Саудитов. Он стал личным другом главы-основателя правящей ныне династии Абдель Азиза ибн Сауда и завоевал доверие простых жителей Аравийского полуострова. В ходе установления дипломатических отношений СССР с арабскими странами Карим Хакимов организовал поставки жизненно необходимых товаров и продуктов из СССР, а также оказание медицинской помощи населению.

В 1918 году он становится членом Оренбургского мусульманского военно-революционного комитета. Отсчет работы в дипломатической сфере начинается с 1920 года, когда по рекомендации Куйбышева его берут в НКИД. Именно с этого года и начинается его активная деятельность, направленная на налаживание тесного сотрудничества между советским правительством и арабским миром. До 1921 года Карим Хакимов занимает должность замначальника политуправления Туркфронта, одновременно являясь секретарем временного ЦК компартии Туркестана, полномочным представителем РСФСР в Бухарской народной республике и секретарем ЦК Бухарской коммунистической партии. Следующие три года он продолжает свою работу в качестве Генерального консула РСФСР/СССР в городах Мешхеде, Реште (Персия).

За годы своей работы советский дипломат организовывал поставки в Джидду морским путем товаров первой необходимости, принимает участие в организации киноэкспедиции, которой руководил основатель и первый ведущий легендарной телепередачи «Клуб путешественников» Шнейдеров. По результатам работы экспедиции позже был выпущен цикл документальных фильмов о Йемене.

В 1925 году Хакимов совершает малый хадж – умру, что повышает его значимость в глазах арабской элиты. Год спустя Советский союз станет первым государством, признавшим новое государство Саудитов. В течение трех лет (1926-28 года) Карим Хакимов становится полномочным представителем СССР в Королевстве Хиджаз, Неджд и присоединенных областей (с 1932 - Королевство Саудовская Аравия).

Следующие три года – полномочный представитель СССР в Йеменском королевстве, одновременно - генеральный представитель «Ближневостокторга» и сотрудник Иностранного отдела ОГПУ. В 1936 году Хакимов становится полномочным представителем СССР в Королевстве Саудовская Аравия. К сожалению, это оказалось последним назначением дипломата: год спустя его отзывают в Москву, где, спустя месяц арестовываю по ложному доносу. 10 января 1938 прервалась жизнь «красного паши».

Репрессии в отношении «Красного паши» и последующая казнь произвели глубокое впечатление на представителей правящей и поныне династии Королевства Саудовская Аравия - дипломатические отношения между этой страной и СССР были прерваны в 1938 году, после отзыва Хакимова, и не возобновлялись до падения коммунистического строя в Советском Союзе.

А вот, что говорили о деятельности Карима Хакимова его коллеги и современники.

«В ходе своей дипломатической миссии К. А. Хакимов установил дружеские отношения с основателем царствующей династии Саудидов Абдель Азиз ибн Саудом и пользовался его благорасположением. Среди арабской элиты и простого народа был известен как «Красный паша », - Абдель Азиз ибн Сауд.

В своём письме Хакимову от 19 июля 1925 г. наркоминдел СССР Г. В. Чичерин так оценил поездку полпреда в Мекку для знакомства с ибн Саудом: «Столь удачно организованная и проведённая Вами поездка в Мекку, - писал Чичерин, - значительно обогатила нашу информацию о действительном положении Ибн Сауда и его намерениях…»

Из письма короля Хиджаза, Неджда и присоединённых областей Абдель Азиза ибн Сауда Председателю Президиума ЦИК СССР М. И. Калинину от 26 дня шестого месяца 1347 года хиджры: «Мы пользуемся этим случаем для того, чтобы выразить нашу радость в связи с теми стараниями, которые прилагались его превосходительством агентом к укреплению добрых отношений и дружбы между двумя странами. Эти старания оставили прекрасное впечатление».

В 1990 г. посол СССР в Йеменской Арабской Республике В. В. Попов, характеризуя работу К. А. Хакимова в Аравии, писал: «То, что сделал этот человек как дипломат, как представитель нашей страны, трудно переоценить. Именно в результате в значительной степени его личного вклада был заложен фундамент отношений молодого советского государства с арабским миром… Благодаря глубокому знанию истории, традиций, обычаев арабов, необычайному такту, умению расположить к себе людей, Хакимов пользовался у йеменцев и саудовцев огромным уважением…

Арабским он владел превосходно, даже арабы поражались его умению столь глубоко, витиевато и чисто „по-арабски“ излагать мысли. Читать написанные его рукой документы - одно наслаждение: так грамотно, так профессионально они написаны и такой сочный, выразительный язык. Он был вхож во дворцы, и его с радостью встречали бедняки в своих лачугах, его дом всегда был полон гостей - приходили и купцы, и приближённые королевской семьи, и простой люд».

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Биография Карима Хакимова: методика изучения СССР как «антиимперской империи». Часть 1

После революции 1917 года России требовалось налаживать новые отношения как с колониальными державами, так и с новыми странами. Ведь модель государства, которую выстраивала у себя Москва, была новинкой для всего мира. Особое внимание советское руководство уделяло Востоку. И здесь на дипломатическом небосклоне зажглась звезда «красного паши» Карима Хакимова. Сегодня в честь советского посла в Уфе проходят ежегодные конференции, ему посвящаются книги и спектакли. Его жизнь привлекает внимание историков и политологов со всего мира. Одним из таких исследователей, изучающих биографию Хакимова, является Норихиро Наганава. В сегодняшней авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», японский ученый рассказывает, как советская «антиимперская империя» посредством своего «подданного» проводила политику в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

Столетие Русской революции заставляет нас думать о том, что человечество еще никак не может прекратить борьбу с возникающей из-за исчезновения государственных властей анархией и хаосом, а также борьбу с насилием, оправдывающим применение неких идеалов «демократии» и «освобождения» к чуждой земле. Наблюдая за войнами Афганистана, арабских стран после «весны», в первую очередь Сирии и Ирака, и так называемой «гражданской войной» Украины, невольно задумываешься, долго ли все это будет продолжаться? Именно такие же критические и смутные годы, когда старый строй рухнул в евразийском пространстве и рождался новый, проходил наш герой Карим Абдрауфович Хакимов.

СССР как «антиимперская империя»

Название данной статьи звучит странно. Что такое «антиимперская империя»? В каком смысле ей является Советский Союз? Напомним, что Советская Россия, родившаяся из огня Первой мировой и Гражданской войн, стремилась противостоять всякому проявлению «колонизаторства» и империализму, в первую очередь британскому, для привлечения угнетенных народов к своей стороне; она поддерживала национально-освободительные движения не только внутреннего, но и зарубежного «Востока» - тогдашний термин, обобщающий пространство, нуждающееся, на взгляд советских властей, в их помощи. И при этом Советский Союз установил новый имперский строй, как внутреннего управления, так и внешней политики, признавая свое относительно скромное место в мировой экономике, но все же создавая собственную союзную иерархию народов Востока, на вершине которой стояла Москва.

Сотрудники НКИД СССР. 1925-30 гг. Фото рastvu.com

Как известно, на территориях распавшихся империй Габсбургской, Османской и Романовской появились многочисленные национальные государства. Именно нация стала самой оптимальной справедливой единицей международных отношений. Неслучайно, что Советский Союз являлся союзом национальных республик. Однако при признании национальных особенностей Москва требовала от национальных республик подчинения единой партийной дисциплине и в то же время тратила огромную энергию, порой принимая ожесточенные меры репрессии, чтобы «выковать» единый советский народ.

Что же касается внешней политики в 1920-30 годах, то не только Коминтерн поддерживал компартии всего мира, но и Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД) пытался поддерживать даже «национальные буржуазии», чтобы именно они, «буржуазные демократы», успешно проводили антиколониальные политики и движения в пользу Советского Союза. Так как советский антиимпериализм был нацелен главным образом на борьбу с англичанами, то это соперничество часто получалось как будто возвращение к геополитике XIX века, так называемой «Большой игре» между Российской и Британской империями.

Таким образом, формирование Советского Союза являлось весьма противоречивым процессом: с одной стороны, Советский Союз стремился к национальному освобождению внутри страны и за рубежом. А с другой стороны, снова собирая распавшуюся территорию Романовской империи и соперничая с англичанами, Советский Союз воссоздал некий имперский порядок и поведение. Советский Союз был «антиимперской империей».

Не татарин, не башкир, а большевик-интернационалист

Для углубления нашего понимания этих противоречий в становлении новой империи, изучение биографии Карима Хакимова весьма полезно и актуально. Особо хотелось бы подчеркнуть, что Карим Хакимов был посредником и оперативником создания советской «антиимперской империи», передвигаясь вместе с Красной армией с Поволжья и Приуралья в Туркестан и Бухару и действуя в качестве советского дипломата в Иране, Саудовской Аравии и Йемене.

К глубокому сожалению, сегодня наблюдается некое искажение биографии Карима Хакимова по политическому заказу: в Татарстане говорят, что Карим Хакимов - татарин, а в Башкортостане говорят, что он - башкир; при этом выделена и преувеличена только его работа в Саудовской Аравии, с учетом некой «миссии» двух мусульманских республик служить мостом между Россией и Ближним Востоком. Напомним, что Карим Хакимов в первую очередь революционер-большевик, который представлял себя как «интернационалиста», следовательно, он постоянно высказывался против национальной автономии, будь то идеи Мирсаида Султангалиева по или хотя бы идеи Заки Валидова по Малой Башкирии.

И в Туркестане Хакимов провоцировал местных товарищей больше на классовую борьбу, чем на защиту национальной самостоятельности; к национальным особенностям он прибегал скорее как к способу прививания местному населению советских идеалов. Речь идет о роспуске Краевого Комитета Компартии Туркестана и изгнании Турара Рыскулова (сегодня, конечно, национальный герой Казахстана) и его соратников, претендовавших на создание «Тюркской Советской Республики» и «КП тюркских народов» по постановлению Комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам Туркестана (Турккомиссии) 19 июля 1920 года. В итоге Хакимов стал членом Временного ЦК КП Туркестана.

О роли Хакимова как передатчика большевистского «антиимпериализма» мусульманскому миру свидетельствует ряд его должностей политработника Красной армии в Оренбуржье и Туркестане, полпреда в Бухаре и генконсула в Мешхеде и Реште, а также полпреда в Джидде и Сане. Фото nuz.uz (Карим Хакимов в центре. Оренбург 1918 г.)

Жизненный путь Хакимова как революционера интересен и важен в том смысле, что он нам дает возможность переосмыслить целую историографию Гражданской войны в новом свете. Гражданская война изучалась и сейчас изучается отдельно по региональным и национальным единицам: Татарии, Башкирии, Казахстану, Узбекистану. Такой разрубленный на части подход не позволяет понять другой динамики Гражданской войны, а именно каким образом большевикам удалось снова собрать обширную, огромную территорию бывшей Российской империи и привести новый имперский порядок. Думается, что на этот вопрос один из убедительных ответов дает биография Карима Хакимова, потому что она заставляет нас изучать Гражданскую войну Поволжья, Приуралья, Туркестана в совокупности.

И не только Хакимова. Дело в том, что таких было много, «притаскивавших» революцию в мусульманское приграничье бывшей империи: участники Приволжской татарской стрелковой бригады, такие как Юсуф Ибрагимов, Нигмат Еникеев, Якуб Чанышев, Хусаин Мавлютов, а также Алимджан Акчурин, Наджиб Хусаинов, Багаутдин Шегабутдинов и т.д. Я уверен, что коллективная биография этих людей обогатит не только историю Волго-Уральского региона, но и историю Средней Азии, раскрывая случайно или умышленно забытые и порой вызывающие смущение страницы связующей эти два региона истории.

Более того, биография Карима Хакимова констатирует последовательный ход стратегии большевистского государства, объединяющий Гражданскую войну Туркестана с внешней политикой с мусульманскими странами. Напомним, что Михаил Васильевич Фрунзе, бывший командующий Туркестанским фронтом, то есть шеф Хакимова, впоследствии возглавлял Чрезвычайное посольство в Анкаре в 1921 году для установления отношений между Украиной и Турцией , вел переговоры с Мустафой Кемалем Ататюрком ; в эту делегацию Фрунзе включил и Юсуфа Ибрагимова, бывшего члена Реввоенсовета Туркфронта. Такая последовательность Гражданской войны и внешней политики тоже мало изучена.

Думается, что восточное направление ранней советской дипломатии возникло из огня Гражданской войны Туркестана, где красноармейцы (многие из них татары и башкиры) стремились насаждать среди местного населения советскую идею демократии и освобождения от империалистического гнета. О роли Хакимова как передатчика большевистского «антиимпериализма» внутреннему и зарубежному мусульманскому миру красноречиво свидетельствует ряд его должностей политработника Красной армии в Оренбуржье и Туркестане, полпреда в Бухаре и генконсула в Мешхеде (Машхад) и Реште (Рашт), а также полпреда в Джидде и Сане (Йемен). Архивные документы, как российские, так и британские, показывают неоднозначные задачи Хакимова как посредника между Москвой и мусульманским миром.

Участники первого съезда политработников Туркестанского фронта. Ташкент, 2-12 июня 1920 г. Второй ряд, третий слева - В. В. Куйбышев, четвертый - М. В. Фрунзе, а седьмой - К. А. Хакимов. Из коллекции Музея Карима Хакимова, с.Дюсяново, Бижбулякский район, Республика Башкортостан

Борьба за власть: «приезжие» татары и местные элиты

Итак, в апреле 1921 года Хакимов, как полпред Советской России в Бухаре, пишет: «Мусульмане [из внутренней России] имеют больше влияния на местные массы, чего русские работники, по незнанию языка и особенностей быта мусульман, достичь не могут. Поэтому [Бухарское правительство], меньше опасаясь влияния русских работников, обратило внимание на работников-мусульман, особенно на татар, являющихся наиболее культурными революционными элементами среди мусульман; с целью устранения нежелательных революционных элементов, главным образом татар, распространяются всевозможные небылицы, вроде слухов о заговоре против [Бухарского правительства]».

Здесь речь идет о жесткой борьбе за власть между «приезжими» татарами и местными элитами, о чем в историографиях, советской, постсоветской и западной, вообще молчат. В течение первого полугода после Бухарской революции начала сентября 1920 года вооруженная сила новой народной советской республики находилась под командой татар: первым военным назиром (народным комиссаром, или министром) был Багаутдин Шегабутдинов, после его гибели от рук басмачей на этом посту с 20 ноября его заменил бывший комбриг Юсуф Ибрагимов, и начальником политического управления военного назирата был Нигмат Еникеев, бывший заведующий политотделом татарской бригады. И Хакимов сам, исполняя обязанности полпреда, с середины декабря работал уполномоченным Реввоенсовета Туркфронта для воздействия на военный назират.

Такое положение, естественно, не нравилось бухарцам, тем более что российское руководство постоянно подчеркивало независимость Бухарской республики. Хуже всего, красноармейцы беспредельно занимались грабежами, мародерством, насиловали женщин, убивали, а также оскорбляли религиозные чувства. В итоге под обвинениями в «русификаторской политике», «неработоспособности», «буржуазной наклонности», «расхищении эмирского имущества» Ибрагимову и Еникееву пришлось уйти в отставку. В начале мая 1921 года Бухару покинул и Хакимов.

Иранский период Хакимова (1921-1923) Из коллекции Музея Карима Хакимова, с.Дюсяново, Бижбулякский район, Республика Башкортостан

Влияние НЭПа на работу в Иране

Когда Хакимов приступил к работе в Мешхеде (Машхад), столице провинции Хорасан в северо-восточном Иране, в декабре 1921 года, военный атташе Британского генконсульства проанализировал значение его назначения: «Судя по политике, он показался учеником Ленина, то есть не прочь привлечь внимание иностранного капитала на поддержку восстановления России». «Вполне возможно, что учреждение генконсульства в Хорасане будет сильно служить для воссоздания влияния России на севере Ирана, главным образом через торговлю». «Это влияние вскоре будет укореняться в земле еще глубже, чем в царские времена… Нельзя не полагать, что, назначив мусульманина на пост генконсула, советское государство стремится к сближению с персидским пролетариатом».

Здесь речь идет о перемене от военного коммунизма к НЭПу и об ее влиянии на внешнюю политику: в Бухаре Хакимов стремительно боролся с местными элитами как с «буржуазными демократами», а теперь ему приходится с городской буржуазией сотрудничать, чтобы противостоять англичанам, обложившим торговлю Ирана с Россией запретительными пошлинами по британско-иранскому соглашению августа 1919 года.

Первым делом, которым он занимался для воссоздания российской экономической сферы влияния, была организация отправки продовольствия страдающему от голода в 1921-22 годах Волго-Уральскому региону. Об этом в своем дневнике пишет британский консул: «17 января российский генконсул пригласил домой немало улема [то есть исламских ученых], знаменитых людей и купцов. На приглашение отозвалось человек шестнадцать. Он им рассказал о взаимных выгодах, которые будут принесены открытием торговли с Россией, их убеждал, что российские заводы сейчас возобновляют свою работу и будут скоро набирать силу, а их спрос удовлетворять. Он также отметил, что, по словам Корана, соседи должны друг другу помогать, но вопреки этому Хорасан отказывается от пропуска экспорта продовольствия к голодающей России. Он надеялся, что присутствующие посодействуют снятию эмбарго».

Продолжение следует

​Норихиро Наганава

Справка

Норихиро Наганава (Norihiro Naganawa) - доцент Центра славянских и евразийских исследований Университета Хоккайдо, г. Саппоро, Япония.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: