Израильско-российские отношения. История дипломатических отношений между израилем и ссср

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 января в Москве состоятся переговоры президента России Владимира Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Лидеры двух стран планируют обсудить вопросы торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, а также вопросы ближневосточного урегулирования и ситуацию в Сирии.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о российско-израильских отношениях.

Дипотношения

18 мая 1948 года Советский Союз первым признал де-юре государство Израиль и уже 26 мая установил с ним дипломатические отношения. Это произошло почти сразу после создания еврейского государства 14 мая 1948 года. В феврале 1953 года по инициативе СССР дипотношения были прерваны. Предлогом стал взрыв бомбы на территории миссии СССР в Израиле, ответственность за который советская сторона возложила на правительство Израиля (тогда три человека получили ранения).

Следов причастности к взрыву какой-либо из радикальных еврейских групп или арабских террористов израильские спецслужбы не нашли. В июле того же года дипотношения были восстановлены.

В июне 1967 года СССР разорвал отношения с Израилем после начала Шестидневной войны, продемонстрировав солидарность с арабскими странами. Разрыв советско-израильских отношений продолжался 24 года, что было связано с несогласием советского правительства с политикой Израиля в регионе (арабо-израильские войны в 1973 и 1982 годах). Лишь в 1987 году отношения были возобновлены по консульской линии. В полном объеме дипломатические отношения были восстановлены 18 октября 1991 года. В декабре 1991 года Израиль признал Россию правопреемницей СССР.

Вопросы ближневосточного урегулирования

На протяжении всего периода двусторонних отношений центральной темой политического взаимодействия между Россией и Израилем были вопросы ближневосточного урегулирования. Являясь активным участником мирного процесса и членом "квартета" международных посредников (РФ, США, ЕС, ООН), Москва при выработке своей позиции опирается на основополагающие резолюции СБ ООН 242, 338, 1397, 1515, Арабскую мирную инициативу от 2002 года и дорожную карту от 2003 года (предложена "квартетом").

Россия выступает за предусмотренное этими документами создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем в границах 1967 года (в результате Шестидневной войны Израиль оккупировал палестинские территории - Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и сектор Газа), и вывод израильских вооруженных сил с оккупированных территорий. При этом МИД РФ решительно осуждает теракты против мирных жителей Израиля со стороны экстремистских палестинских групп, которые не признают мирный процесс и используют насилие как инструмент достижения политических целей.

Россия как член "квартета" по ближневосточному урегулированию выступает за скорейшее возобновление прямых переговоров между Израилем и Палестиной, в ходе которых должны быть решены ключевые вопросы об израильских поселениях, палестинских беженцах и статусе Иерусалима. Переговорный процесс между Израилем и Палестиной был приостановлен в апреле 2014 года после того, как конкурирующие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС объявили о формировании правительства национального единства. Тогда Тель-Авив заявил, что "не будет вести переговоры с палестинским правительством, которое поддерживает террористическая организация ХАМАС, призывающая к уничтожению Израиля".

В декабре 2017 года после заявления президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим Москва выразила обеспокоенность и подчеркнула, что это может осложнить палестино-израильские отношения. 6 декабря пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков подтвердил принципиальную позицию России, которая заключается "в поддержке безотлагательного возобновления прямых палестино-израильских переговоров по всем спорным вопросам, включая статус Иерусалима".

Вопросы сирийского урегулирования

В последние годы одной из важных тем политической повестки российско-израильских переговоров стала ситуация в Сирии. Россия и Израиль занимают разные позиции по поводу этого конфликта. Москва является одним из инициаторов политического урегулирования и переговоров правительства Башара Асада и сил оппозиции. Россия поддерживала сирийскую армию в ее борьбе с боевиками "Исламского государства" (ИГ, запрещена в России) и после разгрома ИГ продолжает оказывать помощь правительственным войскам Сирии в борьбе с другими террористическими группировками.

Израиль не поддерживает ни одну из сторон конфликта и не принимает участие в мирных переговорах по Сирии. При этом израильская авиация регулярно осуществляет рейды на территории Сирии против вооруженных боевиков ливанской шиитской группировки "Хезболлах", участвующей в боевых действиях на стороне Асада и имеющей тесные связи с Ираном. Для того, чтобы обезопасить военные силы двух государств от случайных столкновений при проведении операций на сирийской территории, осенью 2015 года Израиль и Россия наладили обмен информацией, для чего при Генштабе Израиля был создан специальный координационный центр.

В связи с тем, что Россия активно взаимодействует в Сирии с Ираном, Израиль выражает обеспокоенность усилением позиций Ирана в регионе, а также поставками Тегерану российского вооружения (зенитно-ракетный комплекс С-300). 9 августа 2017 года израильская газета Haaretz сообщила, что Израиль потребовал вывода из Сирии войск Корпуса стражей исламской революции (элитное подразделение иранских вооруженных сил), бойцов "Хезболлах" и лояльных Тегерану шиитских ополченцев.

По данным газеты, это условие было выдвинуто в ходе серии тайных переговоров России, США и Израиля в Аммане (Иордания) о зонах деэскалации в Сирии. Переговоры состоялись за несколько дней до встречи Владимира Путина и Дональда Трампа 7 июля 2017 года на саммите G20 в Гамбурге, на которой обсуждался вопрос о создании зон деэскалации на юго-западе Сирии (районы Дераа, Эль-Кунейтра и Сувейда). Израиль не поддержал это соглашение о зонах. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что оно создает условия для наращивания иранского присутствия в Сирии.

Экономика

Вопросы экономических двусторонних связей курируют Смешанная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (создана в 1994 году) и Российско-израильский деловой совет (создан в 2010 году).

По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между Россией и Израилем в 2017 году составил $2,158 млрд, что в целом соответствует уровню 2016 года ($2,2 млрд). Объем российского экспорта - $1,48 млрд. В его структуре 43% приходится на минеральные продукты, 36% - на драгоценности. Израильский импорт составил $678 млн. Основными статьями импорта из Израиля в РФ остаются овощи и фрукты - 31%, машины, оборудование и аппаратура - 18%.

Стороны планируют увеличить товарооборот после подписания договора о зоне свободной торговли между Израилем и Евразийским экономическим союзом. Консультации о заключении такого соглашения начались в 2016 году.

В последнее время крупные совместные проекты реализуются в сфере высоких технологий, космоса, строительства и др. На израильском рынке информационных технологий действует ряд российских компаний. Так, компания "Яндекс" в 2010 году вложила $4,5 млн в израильский стартап Face.com (позднее приобретен компанией Facebook за $100 млн). 18 марта 2014 года "Яндекс" приобрел другой израильский стартап KitLocate, представляющий мобильную технологию для сбора геоданных. Российская компания YotaDevices и израильская Cellrox занимаются совместной разработкой мобильных технологий.

27 марта 2011 года России и Израиль подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. В 1995-2014 годах российскими носителями было выведено на околоземную орбиту девять израильских спутников. Последний запуск состоялся 19 июня 2014 года. Тогда российско-украинская ракета-носитель "Днепр", стартовавшая с пусковой базы "Ясный" в Оренбургской области, в групповом запуске вывела на орбиту израильский космический аппарат Duchifat-1.

Израиль также является одним из направлений, которые россияне выбирают для отдыха. По последним данным Ростуризма, в первые девять месяцев 2017 года Израиль посетили 256 тыс. наших соотечественников (в 2016 году этот показатель составил 213,7 тыс. человек).

Коммунистическое руководство СССР рассчитывало на дружественные отношения с руководством Израиля, возглавляемое социалистическими лидерами. СССР признал Израиль сразу после провозглашения и установил с ним дипломатические отношения.

Однако Израиль не проводил просоветскую политику, а стал ориентироваться на Запад и США . При этом СССР поддерживал ряд арабских государств, враждебно настроенных к Израилю.

Дипломатические отношения между Израилем и СССР были восстановлены 18 октября 1991 года . (По свидетельству израильского дипломата Анны Азари : «примерно с 1985 года начались первые секретные переговоры (Израиля) с СССР. Переговоры шли через Геннадия Тарасова … В 1988 году в СССР отправилась первая израильская делегация» .)

18 декабря 1991 года посол СССР Александр Бовин вручил верительные грамоты Президенту Израиля Хаиму Герцогу.

После распада СССР

26 декабря 1991 года, через две недели после вручения верительных грамот, Советский Союз прекратил своё существование. Россия как правопреемник СССР сохранила дипломатические отношения с Израилем после распада СССР. Александр Бовин стал первым послом Российской Федерации в Израиле.

После распада Советского Союза Израиль признал независимость бывших республик СССР и установил дипломатические отношения с ними.

Наиболее важной из этих стран в дипломатическом, военном и экономическом отношении была Россия, которая заменила Советский Союз в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН.

Россия содержит посольство в Тель-Авиве и консульство в Хайфе . Израиль имеет посольство в Москве и консульство в Санкт-Петербурге.

На протяжении многих лет Израиль является целью эмиграции евреев из России и других республик бывшего СССР . Начиная с конца 1980-х там образовалось крупное русскоязычное меньшинство. В Израиле проживает более миллиона бывших советских граждан, большая часть которых прибыла из России.

В октябре 2006 года отмечалось 15-летие установления дипломатических отношений между Россией и Израилем.

В 2008 году страны подписали договор об установлении взаимного безвизового режима посещения .

В июле 2012 года президент России Владимир Путин прибыл в Израиль на открытие в Нетании мемориала бойцам Красной армии. Памятник был построен на средства российских еврейских бизнесменов.

В мае 2014 года российское правительство инициировало переговоры по заключению меморандума о взаимопонимании между Федеральной службой охраны Российской Федерации и Канцелярией премьер-министра Государства Израиль о создании прямой шифрованной линии связи между Владимиром Путиным и Биньямином Нетаньяху . Предложение было внесено ФСО и одобрено Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым .

Интересы России на Ближнем Востоке и их влияние на отношения с Израилем

После распада Советского Союза Россия стремилась укрепить свои позиции и влияние на международной арене, в том числе и на Ближнем Востоке.

Для достижения этой цели Россия должна была занять объективную сторону в израильско-палестинском конфликте и стать стратегическим партнером США в поисках урегулирования конфликта.

В рамках этого в 2002 году был создан так называемый Ближневосточный квартет - объединение Евросоюза, России, США и ООН для консолидации усилий по мирному урегулированию Арабо-израильского конфликта.

Группа была создана в 2002 году в Мадриде премьер-министром Испании Хосе Мария Аснаром из-за эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Тони Блэр является нынешним специальным уполномоченным от «Квартета».

Несомненный интерес для России представляет опыт, накопленный Израилем в борьбе с исламистскими террористическими организациями. Российские силовые структуры в Чечне используют опыт Израиля в борьбе с терроризмом.

Сотрудничество в области культуры, науки и образования

Отношения в области культуры и образования между Израилем и Россией получили официальный статус после подписания «Соглашения о сотрудничестве в области культуры и образования» (1994).

В том же году было подписано соглашение, регулирующее двустороннее сотрудничество в области науки.

В течение 9 лет, начиная с 2000 года, в Парке Яркон в Тель-Авиве проводился фестиваль «Из России с любовью». В нём принимали участие многие популярные артисты из России. Ведущие израильские компании, такие как автобусная «Эгед», телефонная «Безек», и управление лотерей «Мифаль а-паис» являлись официальными спонсорами фестиваля. В 2009 году фестиваль был отменен по причинам экономического плана.

Нынешний официальный визит главы израильского правительства в Россию — четвертый за последние полтора года. В прошлом июне во время празднования 25-летия дипломатических отношений между РФ и Израилем Путин и Нетаньяху демонстрировали идиллические взаимоотношения, обменивались шутками на сцене Большого театра. По дороге домой, в самолете, Нетаньяху даже заявил журналистам, что «мы превратили Россию из противника в друга».

Сегодня июньская декларация израильского главы правительства стоит перед серьезным испытанием, отмечает Алекс Ниренберг. Это придает его нынешнему визиту в Москву особый драматизм. Порой создается впечатление, что в последние полтора года обе стороны всячески старались игнорировать серьезнейшие разногласия, связанные с сирийской проблемой. Однако далее избегать этой темы невозможно. Ожидаются судьбоносные решения, которые могут оказать огромное влияние на достаточно деликатные и хрупкие отношения между Москвой и Иерусалимом.

Контекст

Израиль торгуется с Россией

Al-Akhbar 14.03.2017

Путин и Нетаньяху скрестили шпаги

Neue Zürcher Zeitung 13.01.2017

Между Путиным и Нетаньяху

Haaretz 14.12.2016

ООН: антиизраильский курс России

Maariv 27.10.2016 Главной проблемой является то, что Россия взаимодействует с Ираном и «Хезболлой» в войне против «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. ред.) в Сирии и поддерживает разветвленные торговые отношения с Тегераном. В том числе и в военной сфере. Между тем, Израиль считает Иран главной угрозой своей безопасности. Он не готов смириться с тем, что «Исламское государство» и «Хезболла», с помощью России, пытаются закрепиться на сирийской части Голанского плато, вблизи от северных рубежей еврейского государства. Следует отметить, что российские военные руководители и представители военно-промышленного комплекса настаивают на сближении с Ираном — даже если это приведет к охлаждению отношений с Израилем.

Речь идет о практических соображениях: с Ираном можно заключать миллиардные сделки в оборонной сфере. В то же время, с точки зрения российских военных, Израиль был и остается не более, чем американским сателлитом, с которым так или иначе невозможно реализовывать серьезные торговые проекты в военной сфере. В прошлом году российские СМИ подробно освещали заключение многомиллиардного договора о военной помощи между США и Израилем, подчеркивая, что таким образом Америка привязывает Израиль к своим стратегическим интересам.

И в Израиле, и в России многие задают вопрос: в чем подлинная суть российско-израильских отношений? Идет ли речь о партнерах, имеющих общие стратегические интересы, как это официально декларируют обе стороны. Или эти страны были и остаются жестокими противниками, как это имело место в советский период после Шестидневной войны 1967 года?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Принципиальные противоречия национальных интересов России и Израиля

Михаил Ошеров

В последние годы наметилось некоторое улучшение взаимоотношений России и Израиля. Достаточно обыденными стали визиты руководства Израиля в Москву. Президенты Израиля дважды побывали в Москве за последние три года, в Израиль приезжают российские делегации различного уровня.

Тем не менее, на взаимоотношения России и Израиля влияют фундаментальные политические и геополитические факторы, действие которых не может отменить никакая личная дипломатия Биньямина Нетаньяху , регулярно добивавшегося больших личных успехов на переговорах в России, в частности, в вопросах отсрочки российских поставок Ирану и Сирии систем ПВО С-300.

В газовой сфере государство Израиль не пошло на партнерские отношения с «Газпромом», отдав на откуп израильским и американским фирмам добычу природного газа с шельфа Средиземного моря и экспорт в Европу, выступая в этой роли конкурентом «Газпрома» и сокращая тем самым долю «Газпрома» на европейском рынке.

В военно-политической сфере государство Израиль является верным партнёром США, а с недавних пор - тайным союзником арабских стран Персидского залива, заинтересованных с недавних пор вместе с Израилем в уничтожении государственности в Сирии.

В Израиле находится свыше десяти важнейших американских военно-стратегических объектов - подземные бункеры, подземные склады ёмкостью на сотни тысяч тонн, американский центр раннего оповещения ПРО (противоракетной обороны), пусковые установки для американских и израильских баллистических ракет и крупнейшая база 6-го (Средиземноморского) флота США. Государство Израиль фактически полностью интегрировано в американскую глобальную военную систему и является одним из военных форпостов США на Ближнем Востоке.

Государство Израиль является одним из крупнейших и опаснейших конкурентов России в сфере торговли оружием. Израильский экспорт оружия составляет несколько миллиардов долларов в год. Израиль конкурирует с Россией на рынках многих стран, в частности, на индийском и китайском рынке.

Особенно ярко противоречия национальных интересов России и Израиля выявились в последнее время в связи с обострением политической ситуации в Сирии и в связи с усилением российского военно-технического присутствия в Сирии.

Россия, оказывая всемерную военную и политическую поддержку братскому сирийскому народу, заинтересована в возрождении единой и территориально целостной Сирии, что противоречит израильским интересам и израильской национальной военно-политической доктрине, подразумевающей максимальное ослабление вплоть до расчленения всех сильных соседних государств, так или иначе противостоящих Израилю в связи с пограничными конфликтами или в связи с арабо-израильским конфликтом. Так, например, к результатам действия такой израильской политики следует отнести расчленение ранее единого и сильного государства Судан на два воюющих друг с другом государства. Государство Израиль с 1970-х гг. готовило южносуданских боевиков и раздувало пожар гражданской войны в этой когда-то сильной и единой африканской стране. Сотни тысяч убитых людей, сотни тысяч беженцев - вот результат израильской политики в Судане и израильской военной доктрины. Государство Израиль для противостояния мусульманским государствам севера Африки поддерживало немусульманские государства центральной Африки, всячески раздувая конфликты в этом регионе. Оказав поддержку мусульманским сепаратистам Эритреи против христианской Эфиопии, государство Израиль в итоге получило военно-морскую базу на эритрейских островах в Красном море.

На самом Ближнем Востоке государство Израиль поддерживает все возможные сепаратистские и антиправительственные силы в регионе, которые готовы с ним (с государством Израиль) сотрудничать - иранских азербайджанцев и иранских курдов, иракских курдов, суннитских боевиков в Ливане и в Сирии.

Смысл военно-политической доктрины Израиля и израильской элиты очень простой - любой ценой обеспечить продолжение оккупации захваченных и незаконно удерживаемых государством Израиль палестинских территорий, на которых должно быть создано независимое палестинское государство, а также продолжение оккупации захваченных в 1967 г. у Сирии Голанских высот. Для достижения этих целей государство Израиль, чтобы избежать внешнего военно-политического давления, должно обладать абсолютным военным превосходством в регионе и постоянно проводить фактически враждебную политику в отношении всех стран, поддерживающих теми или иными способами Палестинскую автономию и требующими от государства Израиль создания независимого палестинского государства.

На постсоветском пространстве государство Израиль всемерно поддерживало экстремистский режим Саакашвили в Грузии. Израильский генерал Галь Хирш , которого недавно израильский кнессет не утвердил на важный государственный пост в связи с подозрениями в коррупционной деятельности, в том числе в Грузии, в начале 2000-х гг. возглавлял группу израильских военных советников в Грузии, обучавших грузинскую армию. Израильские военные советники покинули Грузию примерно 2 или 3 августа 2008 г., очевидно, зная заранее о нападении Грузии на Южную Осетию. Из израильского оружия обстреливался южный Еврейский квартал Цхинвала. Грузинская армия широко применяла различные израильские системы связи и радиоэлектронной борьбы. После поражения грузинской армии в войне 08.08.08 огромное количество израильского трофейного оружия и систем связи и радиоэлектронной борьбы, оказалось в России.

В других регионах постсоветского пространства государство Израиль проводит политику не самую дружественную по отношению к России. Так, например, в мае прошлого года посол государства Израиль на Украине Элиав Белоцерковский, выступая на открытии почётного консульства Израиля, заявил, что государство Израиль поддерживает позицию Запада, осуждающую агрессию России против Украины. Эта позиция Запада вылилась в сильнейшие экономические санкции против России, которые, судя по этой декларации посла Израиля на Украине, поддерживаются государством Израиль. При этом государство Израиль, декларирующее память о Холокосте, ни разу официально не осудило политику возрождения фашизма на Украине, официально проводящуюся украинскими незаконными властями, пришедшими к власти после государственного переворота в 2014 г.

Спецслужбы государства Израиль вольготно чувствуют себя в странах бывшего СССР. Так, в сотрудничестве с украинской тайной полицией - СБУ, они выкрали с территории Украины и тайно доставили на территорию Израиля палестинского инженера Дирара Абу-Сиси. Азербайджан для израильских спецслужб стал центром разведывательных и диверсионно-террористических действий против Ирана.

Государство Израиль максимально заинтересовано в ослаблении центральной власти в Сирии. За последние несколько лет государство Израиль внесло свой посильный вклад в поддержку международных бандитов, воюющих против законного сирийского правительства. На оккупированных государством Израиль у Сирии Голанских высотах развёрнут военный полевой госпиталь, через который прошло несколько тысяч бандитов и убийц. Особо тяжёлых раненых бандитов из этого госпиталя доставляют в крупные израильские больницы. Вся эта инфраструктура поддержки террора - доставка бандитов от «Пурпурной линии» до госпиталя и лечение сирийских бандитов в израильском военном госпитале и в израильских гражданских больницах, уже обошлась государству Израиль в несколько десятков миллионов шекелей. Против Сирии государством Израиль ведётся постоянная воздушная и радиоэлектронная разведка. Несколько лет назад, в 2013 г., съемочная группа телеканала Fox News запечатлела своими камерами возвращение израильского спецназа с территории Сирии.

Все последние годы до недавнего времени авиация государства Израиль бомбила и уничтожала объекты на территории Сирии. В ходе этих налётов погибло несколько десятков солдат и офицеров сирийской армии и ливанского движения "Хизбалла". Возможно, что в ходе этих израильских актов агрессии против Сирии подвергались опасности жизни российских солдат и офицеров, находящихся в Сирии.

Национальный интерес России на Ближнем Востоке заключается в нескольких простых вещах.

Во-первых , Россия заинтересована в сильной и единой Сирии. Целью усиления российского военного присутствия в Сирии является содействие в восстановлении полного суверенитета и территориальной целостности Сирии, что означает в том числе авиационную поддержку боевым действиям сирийской армии, содействие в планировании операций, в подготовке кадров, содействие в оперативно-тактических вопросах, поставки боевой техники и вооружений, а также «закрытие» сирийского неба средствами ПВО и РЭБ.

Во-вторых , Россия заинтересована в установлении прочного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке. Единственным существенным условием для заключения мира в регионе и геополитического разблокирования трансконтинентальных маршрутов является прекращение израильской оккупации палестинских земель и создание независимого палестинского государства. Все остальные региональные проблемы являются менее существенными и менее значимыми.

Для достижения всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке требуется всего-навсего выполнение одного единственного условия - прекращение оккупации государством Израиль сирийских и палестинских земель. Это возможно только при условии постоянного и эффективного внешнего политического и экономического давления на государство Израиль. Россия - одна из немногих стран в мире, которая в кооперации с другими странами мира может решить проблему конфликта на Ближнем Востоке.

Руководство России, принимая те или иные решения в отношениях с государством Израиль, должно всемерно учитывать национальные интересы своей страны и народов Ближнего Востока.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С ИЗРАИЛЕМ

Отношения СССР с Израилем определялись тремя факторами: борьбой между великими державами за преобладание на Ближнем Востоке, стремлением советского руководства сколотить и возглавить всемирный «антиимпериалистический фронт», а также наличием в самом СССР еврейского национального меньшинства. В период Второй мировой войны и сразу после нее, когда позиции Великобритании в арабском мире казались незыблемыми, СССР сделал ставку на вовлечение Израиля в орбиту своего влияния. После вступления СССР в войну (1941 г.) его дипломатические представители неоднократно встречались с лидерами сионистского движения и посещали Эрец-Исраэль, выражая свое восхищение достижениями ишува . В январе 1944 г. в Москве прошла выставка сельскохозяйственной продукции еврейских поселений в Эрец-Исраэль, а в феврале 1945 г. советские участники учредительной конференции Всемирной федерации профсоюзов поддержали резолюцию, гласившую, что «еврейский народ должен получить возможность продолжить строительство своего национального очага в Палестине».

В феврале 1947 г. делегация СССР в Организации Объединенных Наций (ООН) приветствовала решение Великобритании передать палестинский вопрос на рассмотрение этой организации, а 14 мая того же года А. Громыко, заместитель министра иностранных дел СССР, заявил на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «...Тот факт, что ни одна западноевропейская держава не смогла защитить элементарные права еврейского народа и спасти его от рук фашистских палачей, объясняет стремление евреев создать свое собственное государство... Было бы несправедливо лишить еврейский народ этого права, особенно ввиду того, что ему пришлось пережить во время Второй мировой войны». 13 октября 1947 г. советское посольство в США сообщило, что СССР поддерживает план раздела Палестины , а 29 ноября делегации СССР и всех входивших в его состав или зависимых от него стран - членов ООН (Белоруссии, Украины, Польши, Чехословакии) проголосовали на сессии Генеральной Ассамблеи за соответствующую резолюцию, обеспечив тем самым необходимое для ее принятия большинство в 2/3 голосов. На заседании Совета Безопасности ООН, созванном для обсуждения военно-политической обстановки в Палестине, резко обострившейся после утверждения плана раздела страны, А. Громыко отверг как «небеспристрастное и несправедливое» предложение США обратиться к «арабским и еврейским вооруженным группам» с призывом «немедленно прекратить акты насилия» и потребовал внести в текст резолюции фразу о «немедленном выводе всех вооруженных групп, вторгшихся в Палестину извне» (то есть арабских боевиков из соседних стран) и «недопущении впредь вторжения таких групп в Палестину». 30 марта 1948 г. А. Громыко резко выступил против разработанного США проекта установления временной опеки ООН над Палестиной и отсрочки создания еврейского и арабского государств, заявив, что американская делегация пытается таким образом «похоронить» план раздела, и решительно высказался в пользу безоговорочного выполнения резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г.

СССР стал первой великой державой, признавшей Государство Израиль де-юре; советское руководство организовало (через Чехословакию) снабжение Х аганы , а затем Армии Обороны Израиля вооружением, в том числе тяжелым, вплоть до боевых самолетов, и боеприпасами (эти поставки стали важным фактором победы израильских вооруженных сил в Войне за Независимость), оказало вновь созданному еврейскому государству экономическую помощь (через Польшу) и дало согласие на репатриацию в Израиль десятков тысяч евреев из стран коммунистического блока (но не из самого СССР). В сентябре 1948 г. в Москве начало работать израильское представительство; первым послом Израиля в СССР стала Голда Меир (в апреле 1949 г. ее сменил М. Намир). П. Ершов, глава советской дипломатической миссии, открывшейся в Тель-Авиве, на протяжении некоторого времени был единственным чрезвычайным и полномочным послом в Израиле. Одной из первых крупных внешнеполитических акций израильского правительства стала передача находившемуся под полным контролем советских властей московскому патриархату («красной церкви») недвижимого имущества русской православной церкви на территории Израиля.

Ситуация резко изменилась уже в первой половине 1949 г.; это было вызвано отказом правительства Д. Бен-Гуриона от односторонней ориентации на коммунистический лагерь (которому симпатизировали многие лидеры доминировавших в то время в стране левосионистских партий) и тем, что солидарность советских евреев с Государством Израиль (одним из ее проявлений стала восторженная встреча, устроенная ими Голде Меир: несколько десятков тысяч человек приветствовали ее при посещении Московской хоральной синагоги на Рош х а-Шана и Иом-Киппур) вызвала недовольство И. В. Сталина. СССР постепенно перестал поддерживать Израиль в ООН, отверг его просьбу об оказании технической помощи, а в начале 1953 г. в советской прессе прозвучали (в связи с делом врачей) утверждения о существовании «сионистской шпионской сети», плетущей интриги против СССР и стран «народной демократии». 9 февраля 1953 г. члены тайного кружка крайних националистов (так называемого Црифинского подполья) взорвали бомбу на территории советского посольства в Тель-Авиве (в знак протеста против антисемитской кампании в СССР и зависимых от него странах). Несмотря на то, что организаторов и исполнителей этой акции (в результате которой никто не пострадал) арестовали и предали суду, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. В июле того же года (после смерти И. В. Сталина и прекращения дела врачей) дипломатические отношения были восстановлены, однако антиизраильские тенденции в советской внешней политике продолжали усиливаться. СССР начал сближаться с теми арабскими странами (Египтом , затем Сирией), где к власти пришли леворадикальные режимы. В январе 1954 г. он впервые блокировал в Совете Безопасности ООН принятие двух благоприятных для Израиля резолюций, а в сентябре 1955 г. продал Египту (через Чехословакию) большую партию вооружения, что привело к серьезному нарушению стратегического баланса на Ближнем Востоке и в конечном итоге - к израильско-египетской войне 1956 г. (см. Синайская кампания). В ходе этого конфликта советское руководство выступило с угрозами в адрес Израиля (Н. Булганин, председатель совета министров СССР, направил Д. Бен-Гуриону ноту, в которой говорилось, что наступление израильской армии в Синае «ставит под вопрос самое существование Израиля как государства») и выразило готовность «разрешить выезд добровольцев» (то есть фактически послать регулярные военные части) в Египет для оказания ему помощи в «отражении агрессии». В середине 1950-х гг. началось свертывание советско-израильских экономических связей: если в 1954 г. объем товарооборота между двумя странами составил 3 млн долларов, то уже в 1955 г. - немногим более 1,5 млн; в последующие годы он продолжал снижаться (в ноябре 1956 г., сразу после окончания Синайской кампании, СССР в одностороннем порядке денонсировал заключенное ранее соглашение о поставках сырой нефти в Израиль).

Во второй половине 1950-х гг. - первой половине 1960-х гг. СССР, руководители которого рассматривали Израиль как верного союзника Великобритании и Франции, а затем США, и стремились добиться стратегического перевеса над странами Запада, отрезав их от источников сырья (особенно нефти) и рынков сбыта в «третьем мире», окончательно перешел на проарабские позиции. Несмотря на то, что израильская сторона неоднократно выражала готовность наладить дружественные отношения с СССР и сотрудничать с ним во всех областях (об этом говорилось, например, в ноте израильского министерства иностранных дел от января 1958 г. и в постановлении комиссии Кнесета по иностранным делам и обороне, принятом в декабре 1961 г.), политические, экономические и культурные контакты между двумя государствами были сведены к минимуму. Одновременно СССР оказывал широкую экономическую помощь арабским странам, находившимся в состоянии войны с Израилем, главным образом Сирии и Египту, поставлял им оружие, всемерно поддерживал их на международной арене, прежде всего в ООН. Советские средства массовой информации резко критиковали государственный и общественный строй Израиля и в особенности его внешнюю политику. В 1958 г. Израиль впервые посетила группа туристов из СССР (в основном писатели и деятели искусств); однако по возвращении они выступили в печати с крайне тенденциозными отзывами о еврейском государстве, показав тем самым, что главной целью этой поездки было дальнейшее развертывание антиизраильской кампании. В 1964 г. представители Израиля и СССР заключили соглашение о покупке Израилем части недвижимости, переданной ранее «красной церкви» (см. выше), однако это осталось эпизодом и ни в коей мере не способствовало развитию двусторонних экономических связей. В октябре 1965 г., когда США и Бразилия предложили обсуждавшийся в ООН проект Конвенции об искоренении всех видов расовой дискриминации дополнить списком расистских идеологий, включив в него антисемитизм, советская делегация потребовала, чтобы в этом списке фигурировал и сионизм (в результате закулисных маневров оба предложения были сняты).

Весной 1967 г. действия СССР на Ближнем Востоке во многом способствовали нагнетанию напряженности в регионе, приведшему в итоге к Шестидневной войне. В апреле 1967 г. советские средства массовой информации без всякого на то основания заявили, что Израиль концентрирует войска на севере страны, а дипломатические и военные представители СССР в Египте потребовали, чтобы он принял меры для предотвращения «израильской агрессии» против Сирии. Попытки правительства Израиля ознакомить советское руководство с истинным положением дел (премьер-министр Л. Эшкол даже предложил послу СССР в Израиле Д. Чувахину лично съездить на линию прекращения огня, дабы убедиться в том, что сообщение о сосредоточении израильских сил представляет собой фальшивку) не увенчались успехом. Все агрессивные по отношению к Израилю акции Египта в мае 1967 г. (переброска войск в Синай, блокада Тиранского пролива, обращение в ООН с требованием вывести ее воинские подразделения с линии прекращения огня, заключение военного союза с Иорданией) были осуществлены по инициативе СССР или с его одобрения. Одновременно советские представители в ООН блокировали обсуждение обстановки на Ближнем Востоке в Совете Безопасности; лишь 6 июня, когда война уже началась и поступили первые сообщения о поражении арабских армий, СССР поддержал резолюцию о прекращении огня. 10 июня он разорвал дипломатические отношения с Израилем; по его требованию так же поступили все остальные страны, входившие в коммунистический блок, кроме Румынии.

С лета 1967 г. до второй половины 1980-х гг. СССР не поддерживал с Израилем никаких политических, экономических или культурных контактов (исключением были спорадические встречи министров иностранных дел, например, перед открытием Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку в декабре 1973 г. или на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН). Советские дипломаты время от времени посещали Израиль, а в Москве при посольстве Нидерландов фактически действовало израильское представительство, занимавшееся почти исключительно вопросами репатриации советских евреев. СССР оказывал политическую, экономическую и военную помощь арабским странам и террористическим организациям, осуществлявшим вооруженные акции против Израиля, неизменно поддерживал в ООН антиизраильские резолюции (включая принятую в 1975 г. резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, приравнивавшую сионизм к расизму), а нередко и выступал в качестве их инициатора. Советская печать, радио и телевидение вели массированную антиизраильскую и антисионистскую кампанию, в ряде случаев принимавшую антисемитский характер; резкой критике подвергались как военные акции Израиля (см. «Энтеббе» операция , Ливанская война), так и достигнутые им соглашения с арабскими странами (в особенности заключенный в 1979 г. мирный договор с Египтом).

Лишь в конце 1980-х гг. советское руководство, проводившее в то время политику «перестройки» (одним из внешнеполитических аспектов которой было прекращение безоговорочной поддержки всех «антиимпериалистических» сил), постепенно отказалось от одностороннего подхода к ближневосточному конфликту и Государству Израиль как таковому. В советских средствах массовой информации впервые за долгое время появились материалы об Израиле, выдержанные в более или менее объективном или даже сочувственном тоне. В июле 1987 г. в Израиль прибыла советская консульская делегация в составе трех человек (первоначально было объявлено, что их единственная задача - провести с израильскими властями переговоры по вопросу о собственности русской православной церкви в Израиле; однако по завершении этих переговоров советские дипломаты остались в Тель-Авиве). В июне 1988 г. министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе встретился с главой правительства Израиля И. Шамиром , а в июле того же года израильская консульская делегация прибыла в Москву. В октябре 1989 г. СССР посетил министр сельского хозяйства Израиля А. Кац-Оз; в соответствии с соглашением, подписанным во время этого визита, Израиль начал в декабре 1989 г. поставлять в СССР продукты питания. В ноябре 1990 г. был подписан советско-израильский договор о научно-техническом сотрудничестве, а в январе 1991 г. в Москве открылось консульство Израиля. В мае 1991 г. А. Бессмертных стал первым министром иностранных дел СССР, посетившим Израиль с официальным визитом. В октябре 1991 г. два государства достигли договоренности о восстановлении дипломатических отношений в полном объеме; А. Бовин был назначен советским послом в Израиле (приступил к выполнению своих обязанностей уже как посол России, поскольку к тому времени СССР распался). Мадридская мирная конференция по Ближнему Востоку, открывшаяся в конце октября 1991 г., проходила первоначально под эгидой США и СССР; во время ее 1-й сессии М. Горбачев, президент СССР, встретился с главой правительства Израиля И. Шамиром (единственная в истории советско-израильских отношений встреча на высшем уровне). В декабре 1991 г. советская делегация в ООН проголосовала за отмену резолюции, приравнивавшей сионизм к расизму.

Об отношениях между Израилем и государствами, образовавшимися после распада СССР, см. соответствующие статьи.

КЕЭ, том: 8.
Кол.: 289–293.
Издано: 1996.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: