Роль ООН в регулировании глобальной экономики. Роль оон в международных экономических отношениях Оон в мировой экономике

Международные организации можно разделить на две группы:

· универсальные: ООН, ВТО, ОЭСР;

· региональные, которые создаются в рамках интеграционных объединений: КЕС, АТЭС и т.д.

Существенную роль в межгосударственном регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН) ,в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно связанных c экономической деятельностью, следует упомянуть Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др.

ООН - самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

Наиболее известными специализированными учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка , в которую входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА). Также при ООН действуют специализированные органы, например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной собственности (ЮНСИТРАЛ) и др.

В МВФ входит 182 страны. Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США – 18,25%, Германия и Япония – по 5,67, Великобритания и Франция – по 5,10, Россия - 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.

Первоначально МВФ был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования их платежных балансов и поддержания стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты в деятельности МВФ сместились с проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда стали развивающиеся страны (92% всех кредитов МВФ). Наиболее крупные суммы кредитов МВФ получили (в порядке убывания) Мексика, Россия, Республика Корея, Аргентина, Индия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Филиппины и Пакистан.



Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран. Тем не менее, функции институтов Всемирного банка несколько отличаются друг от друга.

Целями МБРР является: предоставление гарантий по частным иностранным капиталовложениям с целью их стимулирования; прямое участие в осуществлении заграничных капиталовложений, содействие развитию международной торговли.

Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые он черпает на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигаций, и доходов от собственной деятельности. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Самое большое число голосов в Совете управляющих МБРР имеют США – более 17%.

МБРР, в отличие от МВФ, нацелен на стимулирование международного потока средне- и долгосрочных инвестиций, содействие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов - от школ до электростанций и промышленных предприятий – в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В последнее время Всемирный банк направляет часть кредитов на цели структурной адаптации экономики (финансирование изменений в хозяйстве той или иной страны, чтобы сделать его рыночно ориентированным), причем, банк дает кредиты только тем государствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобренные МВФ.



Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. Ее основная цель - мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного предпринимательства в развивающихся странах.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, национализации и экспроприации, вооруженные конфликты и революции и т.п.).

Республика Беларусь является членом ООН, а также многих специализированных учреждений данной организации (ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ВОИС, МОТ, ЮНИДО, ВПС, МСЭ, ИКАО, МВФ).

Республика поддерживает последовательную политику ООН в области поддержания международного мира и безопасности, в области укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов.

С июля 1992 года Республика Беларусь стала членом Международного валютного фонда. Квота республики в МВФ составляет 280,4 млн. СДР (около 373 млн. дол. США), или 0,19% от общей квоты, которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. дол. США).

С 1993 года Беларусь неоднократно пользовалась ресурсами Фонда для поддержки программы экономических реформ правительства. МВФ оказал Беларуси техническую помощь в ряде областей, включая государственные расходы, налогообложение и таможенную сферу, наблюдение за работой банков, денежную политику и организацию деятельности Национального банка, а также ведение финансовой статистики (платежный баланс, денежный, банковский и реальный секторы экономики).

Предоставляемые кредиты в основном направлялись в финансово-кредитную сферу. В 1993 году белорусское правительство подписало с МВФ соглашение о предоставлении займа в размере 200 млн. дол. США по линии фонда системных трансформаций для улучшения платежного баланса. Первый транш данного кредита поступил в августе 1993 года в размере 70,1 млн. СДР, что было на тот момент эквивалентно 98 млн. дол. США. Он предназначался на улучшение платежного баланса республики. Срок его погашения составил 10 лет; мораторий на выплату основного долга - 4,5 года, процентная ставка - 5,67% (плавающая). Средства кредита пошли на закупку то­почного мазута, автомобильного бензина и дизельного топлива, медицинского оборудования, а также частично использованы для обеспечения своевременных расчетов с Россией за поставляемый сжиженный газ и поддержания обменного курса белорусского рубля.

В 2001 г. в республике реализовывалась шестимесячная Программа мониторинга Фондом (ПМФ), служащая основой для перехода к механизму «стэнд-бай».

Республика Беларусь также тесно взаимодействует с группой Всемирного банка (МБРР, МФК, МАГИ, МАР) и другими международными организациями.

В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО), которая с 1 января 1995 г. пришла на сменуГенеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). В настоящее время членами ВТО является 146 государств. Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости).

Деятельность организации базируется на ряде простых фундаментальных положений:

· торговля без дискриминации: участники ВТО обязуются предоставлять друг другу принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются ими любой другой страной), а также предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

· защита внутреннего производства с помощью таможенных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе - единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.);

· стабильная и предсказуемая основа для торговли: закрепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних переговоров;

· содействие честной конкуренции: противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения экспортных цен;

· гласность и открытость в торговом регулировании;

· разрешение споров и конфликтов путем консультаций и переговоров.

Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, - приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.

Основной механизм деятельности ВТО - раунды многосторонних переговоров. В результате раундов многосторонних переговоров, средневзвешенная ставка таможенных тарифов в США, странах Западной Европы и Японии была снижена в среднем с 25-30% в начале 50-х гг. прошлого столетия до примерно 4% в 1998 г. В 1996 - 1997 гг. в рамках ВТО достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли.

Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее экономического законодательства правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок.

Важную роль в регулировании МЭО играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . Членами ОЭСР являются следующие страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция, Южная Корея, Япония. На долю стран ОЭСР, в которых проживает 16% населения земного шара, приходится 2/3 мирового производства.

Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро и отраслевом уровнях. Эти рекомендации, как правило, учитываются странами-членами при разработке и реализации национальной экономической политики. В связи с этим Организация фактически является органом координации экономической политики ведущих стран Запада.

В целом все международные организации имеют целью регулирование определенных аспектов функционирования мирового сообщества для создания всех условий гармоничного его развития в будущем. В них во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого происходит взаимодействие всех компонентов мирового хозяйства.

Контрольные вопросы к теме к теме №11

1. Что понимается под межгосударственным регулированием международных экономических отношений?

2. Перечислите факторы, под влиянием которых сформировалась система межгосударственного регулирования МЭО.

3. Дайте характеристику основных субъектов межгосударственного регулирования МЭО.

4. Как можно классифицировать международные организации?

5. В чем заключается роль ООН и ее специализированных учреждений в регулировании МЭО?

6. Какие международные организации входят в систему ООН?

7. Какие международные организации регулируют международную торговлю?

ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства.

Деятельность ООН производится в четырех основных направлениях:

1) преодоление общемировых экономических проблем;

2) помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития;

3) содействие экономическому росту развивающихся стран;

4) поиск решений проблем, касающихся регионального развития.

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

· проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

· проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).

· унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;

· разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации,

· предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции.


· борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

· сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1962 году по решению ЭКОСОС ООН. Инициатором создания были развивающиеся и социалистические страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам третьего мира.

Задачи ЮНКТАД: содействие развитию мировой торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества; выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

В структуре ЮНКТАД 6 комитетов, специализирующихся на основных направлениях ее деятельности: комитеты по сырьевым товарам; готовым изделиям и полуфабрикатам; по морским перевозкам; по «невидимым» статьям торговли; финансированию и кредитованию международной торговли; по преференциям; по коммерческой передаче технологий. Особой сферой деятельности ЮНКТАД является контроль за деятельностью международных корпораций.

Главный принцип работы ЮНКТАД - групповой по социально-экономическому и географическому признакам: А - афро-азиатские страны; В - промышленно развитые страны; С - латиноамериканские страны; Д - бывшие социалистические (европейские) страны. Страны, входящие в группы А и С, а также Вьетнам, Куба, КНДР, Румыния, Югославия создали в 1975 году группу «77».

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 году с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. В актив комиссии можно отнести подготовку текстов Конвенции ООН о морской перевозке грузов («Гамбургские правила»), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о купле-продаже) и др.

В целом комиссия уделяет преимущественное внимание разработке единообразных норм права в таких областях, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок.

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 году и играет в целом дополняющую и вспомогательную роль. Она издает сборники международных коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.

Вторая группа организаций, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров, включает в себя:

ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти;

МОПЭМ - Международная организация производителей и экспортеров металлов;

АПЕФ - Ассоциация стран-экспортеров железной руды;

СИПЕК - Организация стран-экспортеров меди;

ЕОУС - Европейская организацию угля и стали;

МОКК - Международная организация по какао;

МОК - Международная организация по кофе;

МОНК - Международная организация по натуральному каучуку;

МОС - Международная организация по сахару и др

30. Всемирная торговая организация: история развития, цель, задачи, функции. Процедура присоединения к ВТО .

ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собствен­ностью, а также формировании торговой политики стран-членов и регулировании торговых споров между ними.

ВТО была основана в 1995 г. и стала преемницей Гене­рального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. ВТО - одновременно и организа­ция, и комплекс правовых документов, своего рода много­сторонний торговый договор, определяющий права и обя­занности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют три соглашения:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в ред. 1994 г.);

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуаль­ной собственности (ТРИПС).

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей.

Главными задачами ВТО являются:

Либерализация международной торговли;

Обеспечение ее справедливости и предсказуемости;

Способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Конкретной задачей ВТО является регулирование миро­вой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, коли­чественных ограничений и других препятствий в междуна­родном обмене товарами и услугами.

ВТО в своем составе в 2011 г. насчитывает 153 страны-члена (в 2012-157членов).

Решения на высшем уровне в ВТО принимают Мини­стерская конференция, которая собирается как минимум два раза в год. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, отвечающий за выполне­ние текущей работы и собирающийся несколько раз в год в штаб-квартире ВТО в Женеве (Швейцария) в составе представителей членов ВТО. В их качестве обычно высту­пают послы и главы делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета находятся два специальных органа по анализу торговой политики и по разрешению споров. Ему подчинен также ряд функциональных комитетов (по тор­говле и развитию, по бюджету, финансам и административ­ным вопросам).

Секретариат ВТО, базирующийся в Женеве, имеет штат более 600 сотрудников. Основные обязанности Секрета­риата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО.

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Решения о присоединении новых членов принимаются Министерской конференцией, которая должна одобрить договоренность об условиях присоединения новой страны в 2/3 голосов членов ВТО. При присоединении любой новой страны к ВТО всегда необходимо помнить, что ей нельзя будет делать после при­соединения:

Автономно повышать ввозные таможенные пошлины;

Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи;

∙ применять количественные ограничения;

Применять максимальные и минимальные обязатель­ные цены;

Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям;

Увязывать импорт с обязательством экспорта;

Применять экспортные субсидии;

Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования;

Предоставлять привилегии своим государственным предприятиям или монополиям;

Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам;

Ограничивать платежи по капитальным операциям;

Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг;

Лицензировать или иным образом ограничивать дея­тельность поставщика услуг;

Дискриминировать поставщика услуги или саму услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Важнейшими функциями ВТО являются:

Контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

Проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

Разрешение торговых споров;

Мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

Техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

Сотрудничество с международными специализированными организациями.

31.Международная торговля товарами и услугами: формы, объемы, структура.

Международная торговля – важнейшая и древнейшая форма международных экономических отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Участие стран в международной торговли базируется на международном разделении труда (МРТ) – специализация отдельных стран на производстве отдельных товаров и последующем обмене этими товарами между собой.

Основные формы : экспорт (вывоз товаров из страны, проданных иностранному покупателю, с целью реализации на внешнем рынке или переработка в другой стране) и импорт (ввоз товаров в страну с целью приобретения), также реэкспорт – вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров с целью перепродажи другим странам, и реимпорт (обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров)

Мировой товарооборот – совокупность внешнеторговых оборотов всех стран мира: совокупность мирового экспорта и мирового импорта. Номинальный стоимостный объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах, поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем МТ представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.

2. Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики

ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявляющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокупность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система организаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

· проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

· проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).

· унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;

· разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации,

· предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции.

· борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

· сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам

3. Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО

конференция международный экономический мировой

Создана, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Первая сессия Конференции состоялась в Женеве в 1964 г. (Швейцария). Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года. Последняя сессия состоялась в Мидранде (ЮАР) в мае 1996 г. Следующая Х сессия в 2000 г. и прошла в Таиланде.

Членами ЮНКТАД являются 186 государств - членов ООН, включая Россию и 3 члена, представляют специализированные агентства.

Цели и основные направления деятельности ЮНКТАД

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования. В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995 (ХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН.

Основные направления деятельности ЮНКТАД следующие.

Регулирование торговых и экономических отношений между государствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики». Это: осуществление торговых и других экономических отношений между странами на основе равноправия, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела стран и взаимной выгоды; недопустимость дискриминации и методов экономического давления в любой форме; последовательное и универсальное применение режима наибольшего благоприятствования во всех вопросах торговли, с предоставлением развитыми странами особых льгот в пользу развивающихся стран; отмена преференций, которыми пользуются отдельные развитые страны в развивающихся странах; облегчение доступа товаров третьих стран на рынки стран-членов экономических группировок; стабилизация рынков сырьевых товаров путем заключения международных стабилизационных товарных соглашений; улучшение товарной структуры экспорта развивающихся стран путем увеличения в нем удельного веса готовых изделий и полуфабрикатов; содействие улучшению невидимой торговли этих стран; экономическое и техническое содействие и предоставление льготных, государственных и частных, кредитов развитыми странами развивающимся государствам в целях дополнения и облегчения усилий последних без каких-либо неприемлемых для них условий политического, экономического, военного или иного характера. В дальнейшем указанные принципы легли в основу разработанной в рамках ЮНКТАД «хартии экономических прав и обязанностей государств» (1976 г.). В резолюции, принятой Ч1 сессией ЮНКТАД, отмечается необходимость: остановить дальнейший рост протекционизма, сократить и ликвидировать количественные ограничения в торговле; принятия развитыми странами мер по отмене применения антидемпинговых процедур и компенсационных пошлин, наносящих ущерб третьим странам; добиваться перемен в международной торговой системе с целью ее улучшения и укрепления при помощи уважения принципов наибольшего благоприятствования; отказа от мер экономического принуждения - политики торговых ограничений, блокады, эмбарго и других экономический санкций в отношении развивающихся стран.

Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.)

Мировая экономика и международное право

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД призвана регулировать всемирные торговые отношения. Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ создано и действовало вне рамок ООН.

Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) призвана регулировать всемирные торговые отношения. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу – иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области, в его составе в настоящее время находятся около 170 государств. Главный орган ЮНКТАД – конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД – по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). В ее рамках создана Секция комплексных промышленных проектов: разработка, координация и контроль за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов, разработка и руководство совместными программами технического сотрудничества с ФАО. В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров.

Программа по окружающей среде (ЮНЕП): охрана почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, практическое претворение в жизнь задач экологической безопасности.

Международная организация труда (МОТ): разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам труда и прав профсоюзов.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО): сбор и обобщение информации по вопросам питания, природопользования, сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и рыболовства. Главная сфера деятельности – сельское хозяйство мира.

Цель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) – осуществлять финансовую помощь новым государствам Евразии и Восточной Европы в проведении экономических реформ, в частности, в финансировании «программ приватизации» и поощрения «частной инициативы» и «духа предпринимательства». Реальное функционирование банка началось только в 1993 г. За 1994–1997 гг определенная техническая помощь была оказана ряду стран, но ясно, что возможности ЕБРР ограничены и сколько-нибудь существенного финансового влияния его на участников СНГ, Прибалтийские страны и Восточную Европу ожидать нереально.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69772. Перемикання контексту й обробка переривань 28 KB
Найважливішим завданням операційної системи під час керування процесами і потоками є організація перемикання контексту передачі керування від одного потоку до іншого зі збереженням стану процесора. Звичайно потрібно виконати такі операції: зберегти стан процесора потоку в деякій ділянці...
69773. Керування процесами в UNIX і Linux 50.5 KB
Образ процесу В UNIXсистемах образ процесу містить такі компоненти: керуючий блок процесу; код програми яку виконує процес; стек процесу де зберігаються тимчасові дані параметри процедур повернені значення локальні змінні тощо; глобальні дані спільні для всього процесу.
69774. Види планування процесів і потоків 48.5 KB
Види планування процесів і потоків. Довготермінове планування Засоби довготермінового планування визначають яку з програм треба завантажити у пам’ять для виконання. Таке планування називають також статичним оскільки воно не залежить від поточного стану системи.
69775. Реалізація планування в Linux 55 KB
Ядро Linux при плануванні не розрізняє процеси і потоки тому для визначеності ми надалі говоритимемо про планування процесів. Планування процесів реального часу в ядрі Стосовно процесів реального часу достатньо сказати що: вони завжди матимуть під час планування пріоритет...
69776. Розробка системи розпізнавання двох об’єктів розпізнавання образів 402 KB
Мета роботи: Вивчити основні принципи роботи алгоритму розпізнавання образів Hamming classification. Пояснення Хемінгової мережі та її класифікація: задаємо фігури у вигляді координат,задаємо їх колір(розмір) та запускаємо програму.
69777. КАРФАГЕН В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ 35.5 KB
К тому же говоря о Карфагене обойти тему Финикии просто невозможно так как она важна для более ясного понимания некоторых аспектов истории карфагенской державы. Уже в начале II тысячелетия до нашей эры это были пусть и маленькие но процветающие города...
69778. Пути совершенствования маркетинговой стратегии предприятия 694.5 KB
Результатом этого является предоставление потребителям услуг удовлетворяющих их потребности и получение организацией за счет увеличения объема реализации продукции прибыли необходимой для ее нормального и эффективного функционирования и лучшего удовлетворения запросов...
69779. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 231.61 KB
Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России; Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами...
69780. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 55.03 KB
Актуальность исследования. Традиционно в качестве основных критериев профессионального развития личности выступали критерии эффективности деятельности, но уже в работах Е.А. Климова отмечается недостаточность этих критериев для оценки уровня профессионализации.

В международной жизни послевоенного мира и практически всей второй половины XX столетия, как и в международных экономических отношениях, особую роль играла и играет Организация Объединенных Наций (ООН).

Первым шагом по созданию ООН стало подписание 12 июня 1941 г. в Лондоне Декларации, в которой союзники по антигитлеровской коалиции (до 22 июня того же года СССР еще не участвовал в военных действиях развязанной мировой войны) обязались крепить свое сотрудничество между собой и другими свободными народами как в войне, так и в послевоенном мире. В августе того же года английский премьер-министр Уинстон Черчилль и американский президент Франклин Рузвельт во время встречи на борту авианосца «Миссури» в водах Атлантического океана подписали еще один документ, получивший впоследствии известность, как «Атлантическая хартия», в котором впервые упоминалось выражение «объединенные нации». Несколькими месяцами позже, в январе 1942 г. представители двадцати шести союзных антигитлеровских государств, выступивших единым фронтом против оси «Берлин-Рим-Токио» заявили о поддержке «Атлантической хартии» и с официальным признанием определения «Объединенных Наций». Далее, 30 октября 1943 г. на встречи в Москве представителей правительств Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая было заявлено о необходимости создания новой международной организации, которая должна была прийти на смену Лиги Наций, не сумевшей предотвратить начало

Второй мировой войны. Решение это получило официальный статус уже в самом скором времени, во время Тегеранской конференции лидеров трех ведущих стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Соединенного Королевства. Окончательное согласование всех вопросов по созданию Организации Объединенных Наций было достигнуто во время работы Ялтинской (Крымской) конференции «большой тройки» в 1945 г. И в том же году, с 25 апреля по 26 июня, прошла Учредительная конференция ООН в пригороде Сан-Франциско - Думбар- тон-Оксе, в которой приняли участие пятьдесят стран - союзников по антигитлеровской коалиции, принявшие Устав новой организации. Официально Устав ООН вступил в силу с 24 октября 1945 г., принятого считать днем Объединенных Наций.

Преамбула Устава ООН гласит, что ее главная цель - содействовать экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов, а непосредственно в первой главе документа - «Цели и принципы Устава ООН» - в числе прочих поставлена задача осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического порядка. Этому сотрудничеству отдельно посвящена и девятая глава Устава ООН, в которой определены основные пути и направления в области исследований и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесном взаимодействии с ООН. Тесная координация действий между ООН и различными специализированными организациями осуществляется через Координационный Совет Системы Организации Объединенных Наций. При этом не лишним будет заметить, что, по некоторым данным, экономическими вопросами в текущей деятельности ООН занято до 85% всего персонала Секретариата ООН.

Сегодня Организация Объединенных Наций - это сложная система международных учреждений, деятельность которой возглавляют шесть главных органов. Пять из них - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке и Секретариат расположены в комплексе центральных учреждений ООН в Нью- Йорке. Шестой орган - Международный Суд - находится во второй голландской столице - Гааге, где это учреждение пребывало с самого начала его учреждения, еще со времен Лиги

Наций. И наконец, в европейском дворце Лиги, в Женеве расположено Европейское бюро ООН, в дополнение к которому в 1979 г. в венском районе Донау-парк в Австрии было сооружено еще одно европейское представительство ООН.

На сегодняшний день членами ООН являются 192 государства, имеющие вне зависимости от своего экономического потенциала или размеров территории и численности народонаселения один голос.

Очередные сессии Генеральной Ассамблеи ООН созываются по традиции каждый третий вторник сентября. По требованию большинства стран - членов ООН и по решению Совета Безопасности может быть созвана и специальная или чрезвычайная сессия.

В соответствии с Уставом ООН на Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Для реализации вытекающих из этой задач и обязанностей Совету Безопасности предоставлены самые широкие полномочия, включая исключительное право применять принудительные меры, включая использование вооруженных сил. Государства - члены ООН, после принятого Советом Безопасности решения (резолюции) соглашаются подчиняться решениям и выполнять их.

Совет Безопасности состоит из 15 членов. Российская Федерация, как правопреемник страны - учредительницы ООН Советского Союза, США, Великобритания, Франция и Китай являются постоянными членам Совета, а остальные 10 стран регулярно переизбираются Генеральной Ассамблеей ООН один раз в два года.

Решение Совета Безопасности считается принятым, если за него подано не менее 9 голосов, при условии, что ни один из пяти постоянных членов не голосовал против, поскольку каждый из них в целях достижения консенсуса по актуальным проблемам имеет право вето.

Совет по опеке, созданный в 1945 г., имел своей целью осуществление управления над подопечными (подмандатными) территориями в процессе деколонизации стран и на сегодняшний день практически выполнил первоначально возлагаемые на него функции.

Главным судебным органом ООН является Международный Суд в составе 15 судей, избираемых в личном качестве Генеральной Ассамблеей ООН и утверждаемых Советом Безопасности сроком на 9 лет. Причем треть членов Суда переизбирается каждые три года. При этом не допускается, чтобы в составе Суда было более одного представителя любой из стран- членов ООН.

Главным исполнительным органом ООН является ее Секретариат, деятельностью которого руководит Генеральный Секретарь. Исторически так получилось, что первым Генеральным Секретарем был избран норвежец Трюгве Ли, являвшийся одновременно и масоном высшей 33-й степени. В последующем пост Генерального Секретаря занимали норвежец Даг Хаммаршельд, бирманец У Тан, австриец Курт Вальдхайм, египтянин Бутрос Гали, гражданин Ганы Кофи Анан и кореец Пак Ги Мун.

Генеральный Секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности и предварительных консультаций с пятью ее постоянными членами. Выборный срок деятельности Генерального Секретаря ограничен пятью годами и возможностью повторных перевыборов. Аппарат Секретариата ООН насчитывает сегодня около одиннадцати тысяч служащих, из которых практически половина расквартирована в Нью-Йорке.

Конкретное руководство в сфере международного сотрудничества Генеральная Ассамблея осуществляет через ЭКОСОС. Второй комитет Генассамблеи рассматривает решение экономических и финансовых вопросов ООН. Кроме них, Ассамблея учреждает такие органы международного сотрудничества, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Созданный в 1946 г. ЭКОСОС состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей, причем пять ее постоянных членов являются и неизменными членами Экономического Социального Совета, координирующего работу 14 специализированных учреждений ООН, 10 функциональных и 5 региональных комиссий. В соответствии с уставом ООН ЭКОСОС содействует повышению жизненного уровня, способствует обеспечению полной занятости населения и созданию условий для его экономического и социального прогресса В распоряжении ЭКОСОС находится более 70% людских и финансовых ресурсов ООН. Ежегодные сессии Совета проводятся поочередно в Нью-Йорке и Женеве. С 1998 года ЭКОСОС установил традицию, в соответствии с которой в дополнение к ежегодным июльским сессиям проводятся еще и совещания министров финансов, возглавляющих целевые комитеты Бреттон-Вудских учреждений - Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда.

По географии представляемых стран ЭКОСОС формируется следующим образом: 11 мест зарезервировано за Азией, 14 - за Африкой, 10 - за Латинской Америкой, Западная Европа представлена 13 странами, а Восточная - 6.

В соответствии с этим, в рамках ЭКОСОС выделены и функционируют следующие региональные комиссии:

  • ? Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); учрежденная в 1947 год у с местопребыванием исполнительных органов в Женеве. Помимо Европы в комиссии представлены также США и Канада, что отвечало на момент ее создания задачам по восстановлению подорванного войной экономического потенциала европейских стран;
  • ? Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. (ЭСКАТО), учрежденная также в 1947 г. в составе 35 государств, включая США, Великобританию, Советский Союз (после 1992 г. - Российскую Федерацию), Францию и Нидерланды. Вхождение США и России в комиссию географически неоспоримо, а вот вхождение в ее рабочую структуру других неазиатских государств было обусловлено большим количеством их колониальных владений в регионе;
  • ? Экономическая комиссия для Латинской Америки и Ка- рибского бассейна (ЭКЛАК), созданная в 1948 г. в составе 40 стран, включая США, Великобританию, Канаду, Нидерланды, Испанию и Португалию. Мотив включения нелатиноамериканских государств в состав комиссии диктовался их геополитическими интересами;
  • ? Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), учрежденная в 1958 г. в связи с массовыми процессами деколонизации на этом континенте и объединяющая на сегодняшний день 50 стран;
  • ? Экономическая и социальная комиссия для стран Западной Азии (ЭСКЗА) - самый молодой региональный орган ЭКОСОС, учрежденный в 1973 г. для координации программ развития 14 арабских государств Ближнего Востока. По многим причинам, деятельность этой комиссии связана с процессом разрешения длительного арабо-израильского конфликта и государственного самоопределения арабского народа Палестины.

Экспертные органы ООН, состоящие из членов, выступающих в личном качестве. К ним относятся:

  • ? Комитет по политике в области развития;
  • ? Совещание экспертов по Программе ООН в области государственного управления и финансов;
  • ? Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения;
  • ? Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;
  • ? Комитет по энергетическим и природным ресурсам в целях развития;
  • ? Постоянный форум по вопросам коренных народов.

Органы, связанные с ЭКОСОС:

Основным органом Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития является ЮНКТАД, созданная в 1964 г. в качестве постоянной межправительственной организации и проведшей свою первую сессию в Женеве, где было решено, что Конференция ООН по торговле и развитию является органом Генеральной Ассамблеи, а значит, не имеет своего Устава. В настоящее время в работе Конференции принимают участие 194 государства, включая все страны СНГ. В качестве основных задач Конференцией реализуются:

  • ? установление принципов и политики в сфере международной торговли и проблем международного экономического развития;
  • ? осуществление согласованной политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и экономического развития;
  • ? содействие координации деятельности других учреждений в рамках ООН в области международной торговли и экономического развития;
  • ? поощрение международной торговли между странами разного экономического уровня.

Последняя функция учитывала специфические условия, в которых учреждалась Конференция, когда в период массовой деколонизации стран Азии и Африки ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) недостаточно полно были представлены их интересы. В настоящий период своей деятельности ЮНКТАД специализируется на выработке глобальной стратегии в области экономического развития и международной торговли, координирует международную торговлю товарам и услугами в сфере сырьевых рынков а также способствует развитию наименее развитых стран мира, не имеющих выхода к морю и стимулирует процессы обмена технологиями.

Одной из основных функций ЮНКТАД стала публикация ею ежегодных докладов по торговле и развитию, в которых содержится анализ сложившихся международных глобальных и региональных тенденций и взаимодействия торговых, инвестиционных и финансовых потоков.

Конференция созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров стран-членов. Между проводимыми сессиями текущей деятельностью руководит Совет по торговле и развитию, собирающийся по необходимости дважды в год. С 1997 г. рабочими органами Совета являются три специализированных комиссии.

Двумя годами позже создания ЮНКТАД, в 1966 г., была учреждена Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в целях содействия индустриализации развивающихся государств, их промышленного развития путем мобилизации как национальных, так и международных ресурсов. Основными функциями ЮНИДО являются:

  • ? разработка рекомендаций и оказание конкретной помощи странам в подготовке программ промышленного перевооружения;
  • ? оказание помощи в организации и непосредственном проведении научно-исследовательских работ по обоснованию технико-экономического проектирования новых индустриальных мощностей;
  • ? предоставление технической помощи в реализации конкретных проектов и рекомендации по использованию сырьевых ресурсов.

Вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН является Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), созданная в 1965 г. Все финансирование по каналам ПРООН происходит за счет добровольных взносов стран-членов и осуществляется на основании правительственных запросов нуждающихся государств.

В 1967 г. на Стокгольмской конференции по проблемам интеллектуальной собственности была учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), получившая уже в 1974 г. статус специализированного учреждения ООН, что диктовалось высочайшей степенью актуальности проблемы экономики знаний и экономического обмена интеллектуальными продуктами в динамично меняющемся мире.

Целью организации стало содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире, способствие к заключению и реализации международных соглашений и гармонизации национальных законодательств в этой сфере. Фактически ВОИС стала правопреемницей решений Парижской конвенции 1883 г. по охране промышленной собственности, Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., Мадридской конференции 1891 г. о международной регистрации фабричных и товарных знаков с последующими их изменениями и дополнениями, а также Вашингтонского договора 1970 г. о патентной кооперации и ряда других соглашений, регулируемых до того на международном уровне в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, принявшего Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИППС 1993 г.). Да и сама ГАТТ стала последним в цепи специализированных органов ООН, трансформировавшись в 1995 г. в ВТО - Всемирную торговую организацию.

В организационном отношении ВТО сегодня объединяет 148 государств. В соответствии со своими целями ВТО призвана обеспечить деятельность по применению контроля и реализации всех соглашений по большей международной согласованности в проведении глобальной экономической политики. Для этого ВТО тесно сотрудничает с МВФ и МБРР, включая их филиальные учреждения.

Высшим органом ВТО является Конференция министров, созываемая не реже одного раза в два года. В перерывах между заседаниями Конференции ее функции выполняет Генеральный совет, формируемый из всех членов ВТО, координирующий деятельность совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами и Совета по торговле аспектами интеллектуальной собственности.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: