Каковы основные направления социальной политики. Задачи и направления социальной политики рф

Социальная политика складывается из двух базовых направлений:

  • o обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;
  • o регулирование рынка труда.

Достижение максимально высокого уровня и качества жизни - приоритетная цель социальной политики государства. Одним из основных инструментов решения этой задачи является постоянное (но экономически оправданное) увеличение личных доходов населения, под которыми понимается совокупность материальных средств, получаемых гражданами теми или иными способами.

Эти доходы делятся на денежные и натуральные. Виды денежных доходов:

  • o за выполнение трудовых обязанностей (заработная плата, премии);
  • o от продажи результатов личного труда;
  • o с капитала (дивиденды, проценты, прибыль), аренды;
  • o заемный (полученные ссуды, кредиты);
  • o рисковый (от игры на бирже, тотализаторе, выигрыша в лотерею и пр.);
  • o донорский (пособия, пенсии, стипендии);
  • o передаваемый (наследство, алименты).

Натуральные доходы образует продукция, созданная в домашних хозяйствах для личного потребления.

Денежные доходы "у источника" называются номинальными. Если их величину уменьшить на сумму налогов, обязательных платежей и добровольных взносов, в результате мы будем иметь располагаемые доходы.

Располагаемые доходы возникают в результате производственной деятельности, перераспределительных операций (субсидии и трансферты, кроме социальных трансфертов в натуре за вычетом выплаченных налогов и текущих трансфертов, включая налоги на доходы и богатство), владения собственностью.

Такие доходы граждане могут использовать для оплаты приобретаемых товаров и услуг, а также для сбережения в различных формах (банковские депозиты, облигации и пр.). Корректировка этих доходов на уровень инфляции даст нам реальные располагаемые доходы.

Расходы на покупки товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, получаемых домашними хозяйствами в виде социальных трансфертов в натуре, образует их фактическое конечное потребление.

Основной составляющей доходов населения является заработная плата. Заработная плата выплачивается в денежной форме, а иногда частично в натуральной (в виде продуктов, вещей, бесплатных услуг).

Минимальная заработная плата работников малоквалифицированного труда в большинстве стран регулируется законодательно. Однако в одних государствах (например в России) речь идет о месячной заработной плате, а в других (США) - почасовой. Первый подход является в большей степени социально ориентированным, так как предоставляет работникам гарантию получения средств существования за сравнительно длительный промежуток времени; второй ориентирован сугубо экономически.

Минимальная часовая оплата труда в соответствии с рекомендациями МОТ (Международная организация труда) должна составлять не менее 3 долл. в час, у нас же она существенно ниже.

Точкой отсчета для определения минимальной заработной платы (а также пенсий, стипендий, пособий, различных социальных выплат) обычно служит прожиточный минимум. Это уровень доходов, позволяющий приобрести набор товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения. Его величина устанавливается ежеквартально путем суммирования обязательных платежей, сборов, стоимости потребительской корзины (главный компонент), а также данных об уровне потребительских цен, изменении налогов Правительством России и местными органами власти для разных категорий населения.

Другими ориентирами для определения величины прожиточного минимума с учетом возможностей экономики могут быть:

  • o усредненный доход 10-20% самой бедной части населения;
  • o социологические опросы;
  • o половина среднедушевого дохода;
  • o трехкратная стоимость продуктового набора (США);
  • o более широкий набор промышленных товаров.

Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности людей. Обычно она разрабатывается для разных категорий населения (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) и утверждается законодательно не реже одного раза в пять лет. При определении содержания потребительской корзины учитываются природно-климатические условия, национальные традиции и пр.

Минимальные нормативы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяются с учетом:

  • o научных рекомендаций по минимальному объему и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека;
  • o фактического объема потребления товаров и услуг в малоимущих семьях;
  • o состава и половозрастной структуры населения, размера и структуры семей;
  • o финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения.

Считается, что восемь прожиточных минимумов обеспечивают рациональный потребительский бюджет (бюджет высокого достатка) в соответствии с научно обоснованными нормами.

Средняя заработная плата является расчетной величиной и определяется путем деления общего фонда заработной платы на среднее число работников (или количество отработанных человеко-часов) за период. Как и доходы, заработная плата может быть номинальной и реальной. Номинальная (денежная) заработная плата характеризуется выплаченной суммой денег; реальная - тем количеством товаров, которые на эти деньги можно приобрести. Рост налогов и цен в общем случае ведет к сокращению реальной заработной платы (даже при увеличении поминальной), и наоборот.

В большинстве развитых стран отмечается тенденция роста заработной платы высокооплачиваемых категорий работников и разрыва в оплате женского и мужского труда (в основном проистекающие из структуры занятости).

Доходы населения во многом формируют уровень и качество жизни населения (страны, региона, отдельных социальных групп и пр.).

Под уровнем жизни понимается совокупность условий жизни населения, соответствующих достигнутому состоянию экономического развития общества. Это степень удовлетворения потребностей людей, выражаемая системой следующих конкретных показателей:

  • o среднемесячная начисленная заработная плата в экономике;
  • o денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
  • o средний размер назначенных пенсий;
  • o прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
  • o численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;
  • o соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума;
  • o соотношение начисленной заработной платы и прожиточного минимума;
  • o соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума;
  • o децильный коэффициент.

Таблица 11.2

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в Российской Федерации

Показатели

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах):

Млрд руб. (1995 г. - трлн руб.)

На душу населения), руб. (1995 г. - тыс. руб.)

В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в мес.), (1995 г. - тыс. руб.)

Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. - тыс. руб.)

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

Средний размер назначенных пенсий), руб. (1995 г. - тыс. руб.)

Реальный размер назначенных пенсий), в % к предыдущему году

Величина прожиточного минимума) (в среднем на душу населения):

руб. в мес. (1995 г. - тыс. руб.)

В % к предыдущему году (1995 г. - в разах)

Млн человек

В % от общей численности населения

В % к предыдущему году

Соотношение с величиной прожиточного минимума, %:

Среднедушевых денежных доходов")

Среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

Среднего размера назначенных пенсий

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

Качество жизни населения - обобщающая характеристика уровня потребления товаров и услуг, развития здравоохранения, продолжительности жизни, состояния окружающей среды, морально-психологического климата, возможности населения удовлетворять духовные потребности и пр. Уровень качества жизни меняется в зависимости от социально-экономического положения общества.

В 1990 г. Организацией Объединенных Наций введен показатель индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который объединяет данные о национальном доходе на душу населения, уровне образования взрослого населения, ожидаемой продолжительности жизни. В "Докладе о развитии человека" Программы развития Организации Объединенных Наций, опубликованном 2 ноября 2011 г., говорится, что Россия находится на 66-м месте в списке из 187 стран. Величина показателя России - 0,755. Таким образом, Российская Федерация входит в группу стран с высоким ИРЧП. Вместе с тем по региону Восточная Европа и Центральная Азия (31 страна), в который входит Россия, наша страна располагается на 17-м месте. Лидером группы является Словения - 0,884 (21-е место в мире) Из стран бывшего СССР Россию опережают Эстония - 0,835 (4-е место в группе/34-е место в мире), Литва - 0,810 (9-е/40-е), Латвия - 0,805 (10-е/43-е) и Белоруссия - 0,756 (16-е/65-е).

Иными словами, здесь не удалось осуществить трансформацию экономических возможностей в реальное благосостояние.

Рассмотрим ситуацию с распределением доходов в современном обществе.

В любом обществе имеет место дифференциация населения по уровню доходов. Во многих (прежде всего европейских) странах она становится объектом пристального внимания государственных органов, ибо превышение ею определенных пороговых значений ведет к росту напряженности и создает потенциальную возможность социального взрыва.

Дифференциация доходов характеризуется с помощью нескольких инструментов.

Во-первых, это кривая Лоренца, которая показывает, насколько их фактическое распределение отличается от равномерного (рис. 11.2). При построении кривой на оси абсцисс откладываются доли семей (в проценте от их общего числа), а по оси ординат - доли располагаемых ими доходов. Иными словами, кривая показывает, какой процент доходов общества получает данный процент семей. Равномерное распределение доходов представлено на графике биссектрисой, реальное - вогнутой кривой. Пространство между биссектрисой и кривой отражает степень неравенства доходов - чем соответствующая площадь больше, тем его степень значительнее.

Рис. 11.2.

Во-вторых, для характеристики социального расслоения используется так называемый децильный коэффициент, показывающий соотношение между средним доходом 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. В развитых странах Запада этот коэффициент составляет 5-7 (считается, что психологически приемлемый разрыв в доходах не превышает 8).

На Западе развитые государства достаточно внимательно отслеживают, чтобы не было чрезмерного разрыва между богатыми и бедными, как, например, в Бразилии (46 раз). В Германии этот разрыв составляет 7: 1, во Франции - 9: 1, в то же время в США, где имеет место максимальная степень либерализации экономики, - 16: 1.

В-третьих, индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Если бы у всех граждан доходы были одинаковы, то коэффициент Джини оказался бы равен 0, а при концентрации в руках одного человека - 1. Коэффициент показывает степень отклонения фактического распределения доходов в обществе от равномерного.

Динамика распределения доходов в Российской Федерации представлена в табл. 11.3.

В настоящее время в развитых странах социальная структура населения выглядит примерно следующим образом:

  • - богатые - 10-15%;
  • - бедные - 15-20% (бедность - неспособность поддерживать минимальные стандарты жизни). Сегодня появилось понятие "новые бедные": к ним относятся лица, которые имеют доступ к социальным благам, жилье, доход в несколько раз выше прожиточного минимума, но его источник непостоянен;
  • - средний класс - 65-75%. Основа его выделения - уровень дохода, достатка. Средний класс обеспечивает стабильность общества. На Западе это преобладающая часть экономически активного населения.

Таким образом, социальное неравенство в стране пока продолжает увеличиваться, что является серьезной социальной проблемой. Видимо, в перспективе по мере развития российской экономики этот дисбаланс в доходах удастся несколько смягчить, что требует проведения соответствующей политики и энергичных усилий со стороны государственных органов.

Наряду с резким разрывом в доходах между богатейшей социальной группой и остальной частью граждан не менее серьезное социальное неравенство наблюдается в доходах между регионами России. Подобная ситуация нарушает единое экономическое пространство нашего государства. Нужно отметить, что если в развитых странах доля заработной платы в национальном доходе составляет 65-75%, то в России - около 30%. Поэтому в нашей стране на 1 долл. зарплаты производится в 2,7 раза больше ВВП, чем в США, и в 2,5 раза больше, чем в Японии. Поэтому в цивилизованном обществе государство проводит политику регулирования доходов, направленную на решение двух основных задач:

Показатели

Денежные доходы всего, %

В том числе по 20%-м группам населения:

Первая (с наименьшими доходами)

Четвертая

Пятая (с наибольшими доходами)

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), разы

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

  • 1)защиту социально незащищенных слоев населения и ослабление социальной напряженности;
  • 2)развитие человеческого капитала, без чего невозможно эффективное развитие страны в XXI в. Поэтому оно играет важную роль в решении социальных вопросов.

Можно говорить о четырех группах инструментов регулирования доходов:

  • 1)экономические инструменты (минимальный размер оплаты труда, тарифная сетка и тарифные ставки для работников бюджетной сферы и пр.);
  • 2)нормативно-правовые (ставки налогообложения, нормы труда и отдыха и т.п.);
  • 3)административные (лицензирование, квотирование);
  • 4)согласительные (согласование действий в отношении доходов между правительством, предпринимателями и наемными работниками или профсоюзами).

Теперь рассмотрим конкретные способы их применения.

Прежде всего, необходимо отметить такой способ регулирования доходов, как определение государством прожиточного минимума.

К мерам государственного регулирования доходов относится также установление гарантированных цен на некоторые товары и услуги для отдельных категорий населения (пенсионеров, инвалидов, безработных). Мерой государственного регулирования доходов (хотя, как показала практика, и не вполне эффективной) является индексация, предполагающая их привязку к росту потребительских цен. Это обеспечивает полную или частичную компенсацию потерь населения. Индексация осуществляется на уровне как общества, так и отдельных предприятий.

Индексироваться могут оплата труда, накопления, пенсии, стипендии, пособия и пр. Индексация может быть ретроспективной (в соответствии с темпом роста цен в прошлом периоде) и ожидаемой (для компенсации прогнозного роста цен). Известны две формы индексации - автоматическая и полуавтоматическая. Первая предполагает, что доходы автоматически повышаются в соответствии с ростом цеп, что еще больше его ускоряет.

Полуавтоматическая индексация, называемая еще договорной, предполагает проведение на государственном уровне консультаций с участием работодателей, профсоюзов, представителей государства, экспертов, в результате чего вырабатываются рекомендации по установлению нижнего порога социальной защиты при заключении коллективных договоров, заключаемых на каждом предприятии самостоятельно.

Часто система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов - от полной компенсации самых низких до близкой к нулю - самых высоких.

Обычно индексация охватывает незначительную часть работников - в основном занятых в бюджетной сфере, а также пенсионеров, и носит эпизодический характер.

Инструментом перераспределения доходов является поощрение государством частной благотворительной деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями.

Рассмотрим государственную политику в области социальной защиты населения.

Под социальной защитой населения в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан (материальная обеспеченность на уровне современных требований, личная безопасность, доступ к культурным ценностям, возможность физического и духовного развития и пр.). Социальная защита в узком смысле слова - система мер по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки. Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться и как средство формирования личности, и как государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения.

Выделяют активную и пассивную социальную защиту. Первая направлена на трудоспособных членов общества; вторая - на нетрудоспособных и социально уязвимых лиц, которые не могут помочь себе сами.

Социальная защита выполняет следующие основные функции:

  • 1)экономическую - компенсация дохода, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца, а также частичное возмещение дополнительных расходов, возникающих в связи с определенными жизненными обстоятельствами, и оказание помощи малоимущим гражданам;
  • 2)политическую - поддержание социальной стабильности в обществе при значительном разрыве в уровне жизни отдельных слоев населения;
  • 3)демографическую - стимулирование рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни;
  • 4)социально-реабилитационную - восстановление общественного статуса нетрудоспособных лиц и социально слабых групп населения.

К нуждающимся в социальной защите принято относить:

  • o трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (безработные, незанятые, беженцы, переселенцы, уволенные с военной службы, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, и пр.);
  • o нетрудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (инвалиды и пр.);
  • o лиц в возрасте младше трудоспособного (дети-сироты, безнадзорные, инвалиды);
  • o лиц старше трудоспособного возраста (одинокие, престарелые, пенсионеры, ветераны войн);
  • o иных лиц, нуждающихся в помощи (малообеспеченные, молодые семьи с детьми, люди, попавшие в трудную ситуацию).

В России существуют следующие виды социальной защиты.

Во-первых, социальные денежные выплаты , которые делятся на две группы.

  • 1. Социальные выплаты, обусловленные, как правило, прежней трудовой деятельностью, обеспечиваемые прежде всего системой социального страхования и финансируемые за счет специальных внебюджетных фондов. Они распространяются на застрахованных лиц (основная категория - наемные работники) и предоставляются в случае утраты либо существенного снижения заработка (дохода), при необходимости получения медицинской помощи и других социальных услуг. Сюда входят страховые выплаты (пенсии) и страховые пособия (краткосрочные или разовые) - по временной нетрудоспособности, по безработице, при рождении ребенка, а также компенсации работающим (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), материальная помощь безработным и пр.
  • 2. Социальные выплаты за счет бюджетов всех уровней и средств общественных организаций, не связанные с выполнением трудовых обязанностей. Речь идет о социальной помощи малоимущим, льготах в соответствии со статусом или иным основанием, например жилищные субсидии, выплаты инвалидам войны и т.н.

Во-вторых, натуральные выплаты (бесплатное питание, одежда, обувь, транспортные средства, топливо).

В-третьих, социальные услуги (медицинские услуги по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, а также по социальному обслуживанию лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации).

В-четвертых, социальная поддержка населения, предусматривающая предоставление денежных выплат, льгот, компенсаций трудоспособным лицам, временно оказавшимся в сложной ситуации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют социальные гарантии - меры по реализации государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг:

  • o па выбор места работы и профессиональную деятельность;
  • o минимальный размер оплаты труда;
  • o минимальный размер пенсии;
  • o единовременное пособие при рождении каждого ребенка;
  • o ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;
  • o ежемесячное пособие на каждого ребенка;
  • o ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву, и пр.;
  • o ритуальное пособие;
  • o минимальный размер пособия по безработице;
  • o минимальный размер стипендии;
  • o жилище;
  • o охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • o образование.

В США, например государство реализует различные социальные программы, на которые затрачивается примерно половина федерального бюджета, в том числе пособия по безработице, оказание медицинской помощи и пр. (37% федерального бюджета); содействие бедным - бесплатная медицинская помощь, питание, льготное жилье (16%). Это является одновременно результатом и условием высокой эффективности экономики.

Перечисленные меры социальной защиты в итоге несколько снижают дифференциацию доходов населения. В то же время величина социальных трансфертов в обществе ограничена его финансовыми возможностями. Реализация основных направлений социальной защиты населения требует соответствующей инфраструктуры. Ее объекты могут быть не только государственными, но и частными.

Рассмотрим политику государства в области трудовых отношений и занятости населения.

Сегодня в условиях индустриальной, постиндустриальной, а в ряде стран - информационной стадии развития экономики 80-90% людей, включенных в процесс хозяйственной деятельности, трудятся в качестве наемных работников.

Во второй половине XX в. произошли существенные сдвиги в характере труда.

  • 1. Резко сократилась доля сферы материального производства и физического труда, а соответственно рабочих, и увеличился удельный вес сферы услуг и интеллектуального труда. В передовых странах она уже превышает 90%.
  • 2. Быстро стирается грань между преимущественно физическим и преимущественно умственным трудом. Она в полной мере сохраняется лишь в развивающихся странах.
  • 3. Существенно повысился образовательный уровень населения. Сегодня все работники должны иметь общее среднее образование и профессиональную подготовку.
  • 4. Возросла потребность в интеллектуализации и гуманизации труда.

Перечисленные обстоятельства налагают существенный отпечаток на состояние рынка труда и вынуждают правительства большинства государств осуществлять его регулирование, что предполагает решение комплекса задач:

  • o снижение безработицы;
  • o оптимизация структуры занятости (по отраслям, регионам, видам деятельности);
  • o организация и стимулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. В промышленности России отмечается острая потребность в квалифицированных рабочих кадрах. По некоторым оценкам, в стране лишь 5-6% рабочих высшей квалификации, в то время как в США их 43%, Германии - 56%, Франции - 38%. Большая часть квалифицированных рабочих кадров России находится в возрасте, близком к 60 годам, что требует принятия экстренных мер, поскольку в условиях НТП потребность в квалифицированных кадрах будет постоянно увеличиваться;
  • o управление миграционными процессами;
  • o регулирование оплаты труда и трудовых отношений.

На Западе сложилось два подхода к проблеме безработицы.

Первый возник в связи с великой депрессией 1930-х гг., когда в США ее уровень достигал 25%, и возникла реальная угроза социального взрыва. Безработица рассматривалась как социальное зло, бороться с которым государство должно было любой ценой, добиваясь абсолютной занятости.

Второй возник в связи с тем, что несмотря ни на какие усилия, массовую безработицу (а в странах Запада она составляет 9-12%, что, правда, в 2-3 раза меньше, чем в 1930-е гг.) преодолеть не удалось. Поэтому возникла концепция "естественной" безработицы, которая определяется как совокупность структурной и фрикционной, бороться с которой вообще не следует. У безработицы стали находить даже полезные (с точки зрения интересов работодателей) стороны - создание резерва рабочей силы, стимул для роста производительности труда и поддержания дисциплины.

Высокий уровень безработицы имеет место и в нашей стране. На ее сокращение и достижение высокого уровня занятости и направлено государственное регулирование рынка труда. Оно позволяет обеспечить соответствие предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе, спросу на нее в количественном и качественном отношении.

Для того чтобы в той или иной форме ослабить проблему безработицы, наше государство проводит политику занятости - систему мероприятий, направленных на предотвращение увольнений, стимулирование создания новых рабочих мест, а также оказание социальной помощи лицам, потерявшим работу. Назовем эти меры:

  • 1. Организация общественных работ (исторически первая мера; в США была предпринята в 1930-е гг.). Предполагает создание государством за счет средств бюджета новых рабочих мест для неконкурентоспособной рабочей силы (в том числе для лиц, живущих ниже уровня бедности):
    • - молодежи с незаконченным средним образованием;
    • - тех, кто не имеет нужной профессиональной подготовки;
    • - инвалидов с физическими недостатками;
    • - бывших заключенных; и пр.

Речь идет о следующих видах работ:

  • - создание базовой инфраструктуры (дорог, дешевого жилья, школ, больниц, уборке улиц и пр.);
  • - социальная помощь престарелым и инвалидам, уход за детьми и больными;
  • - природоохранные мероприятия.

Это считается достаточно выгодным, поскольку отпадает необходимость выплачивать пособия по безработице; одновременно создаются новые блага, а бюджет получает налоги.

  • 2. Регулирование занятости путем:
    • - официального сокращения продолжительности рабочей недели;
    • - поощрения досрочного выхода на пенсию (в то же время, в связи с увеличением продолжительности жизни, во многих странах ставится вопрос об установлении более высокого пенсионного возраста);
    • - ограничения иммиграции.
  • 3. Организация бирж труда (появились во второй половине XIX в.) для посредничества между работниками и работодателями. Они осуществляют:
    • - учет и трудоустройство (отказ от работы по направлению ведет к потере права на пособие);
    • - информирование работающих, желающих сменить профессию, о вакансиях;
    • - помощь в переобучении;
    • - профессиональную ориентацию молодежи.
  • 4. Создание фондов страхования по безработице. Предполагается, что величина и сроки выплаты пособий из них должны быть такими, чтобы избавить людей от нищеты и одновременно стимулировать поиск работы.

В то же время следует отметить, что социальная сфера в настоящее время активно реформируется и модернизируется, что соответственно потребует совершенствования российского законодательства.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

Основные тенденции формирования социальной экономики

Рыночный механизм формирования доходов

Особенности социальной политики государства в России

Социальная политика - одно из важнейших направлений госу­дарственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятель­ности государства является достижение высокого уровня благососто­яния общества и создание условий для его дальнейшего развития. Один из «отцов» «общества всеобщего благосостояния» в Германии, Аль­фред Мюллер-Армак, писал так: «Социальная рыночная экономика исходит из реальной основы существования рынка и рыночных сил и пытается при этом использовать целенаправленно не ориентирован­ные силы этого рынка на достижение социальной обеспеченности и улучшение общественной окружающей среды одновременно».

Сущность и основные направления социальной политики

Функционирование рыночного механизма само по себе не га­рантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Мировой кризис 30-х годов, сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряжен­ности в ряде стран, доказал необходимость вмешательства государ­ства в рыночные процессы, в том числе и в социальной сфере. Соци­альные конфликты, которые становятся реальностью в случае отсут­ствия разумной социальной политики, в современных условиях, где функционируют атомные электростанции, опасные химические про­изводства, имеется ядерное оружие, могут привести мир на грань ка­тастрофы.

На современном этапе развития научно-технического прогрес­са ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить эконо­мический рост без использования творческого, инновационного по­тенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится реша­ющим в социально-экономическом развитии общества. Все это пред­определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.

Социальная политика решает задачи, обеспечивающие нормаль­ное развитие общества. К ним относятся:

Социальная защита человека и его основных социально-эконо­мических прав;

Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

Развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информа­тизация). Объем, качество и характер продукции этих отраслей долж­ны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности и воспро­изводства населения. Сюда примыкают городское и территориальное планирование, охрана окружающей среды;

Формирование экономических стимулов для участия в общес­твенном производстве;

Создание условий для всестороннего развития человека, удов­летворения его потребностей и. возможности реализации в свобод­ном труде.

Существует взаимосвязь между социальной политикой и уров­нем экономического развития общества. С одной стороны, решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, которые может направлять государство на их решение. Например, для реализации «шведской модели», характеризующейся высоким уровнем социальных затрат, необходимо создать экономи­ку, обладающую соответствующей ресурсной базой. С другой сто­роны, социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря целенап­равленной социальной политике появляются условия для возраста ния и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.

Основная задача социальной политики - формирование эффек­тивной системы социальной защиты. Выделим основные направле­ния социальной политики в этой области.

Первое направление - поддержка беднейших слоев населения (как правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности, - больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, ис­пользуется показатель прожиточного минимума, включающий ми­нимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономи­ческого развития страны и сформировавшейся системой потребнос­тей населения.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов, предоставление мест в домах для преста­релых и инвалидов и т.д.

В целях обеспечения каждого человека, независимо от уровня его доходов, определенным минимумом жизненно необходимых благ создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляется бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необ­ходимых медикаментов. Каждая страна формирует собственную сис­тему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социаль­ной защищенности достигнут в Швеции, Германии, Норвегии, Да­нии.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется федеральным бюджетом и специализированными вне­бюджетными фондами (фонд социального страхования, пенсионный фонд), а практическая помощь организуется местными органами влас­ти, общественными и благотворительными организациями, церковью.


Второе направление - обеспечение гарантии права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения тру­да. Для того чтобы граждане могли реализовать эти права, должна существовать общедоступная система получения среднего, специаль­ного, высшего образования. Должны быть законодательно регламен­тированы социально допустимые условия труда, уровень минималь­ной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д., определены права работников при найме или увольнении. Необходи­мо отметить, что контроль за соблюдением своих прав должны осу­ществлять и сами трудящиеся, объединяясь в профсоюзы, партии и т.д.

Третье направление- регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном сек­торе экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент от об­щего количества рабочих мест.

Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются бир­жи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соот­ветствии с этим планируется и производится подготовка, переподго­товка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме того, биржи труда выплачивают пособия безработным. Пособие должно быть ограничено в размерах и во времени, чтобы стимулировать без­работных к поиску нового места работы. В условиях инфляции посо­бие может частично принимать неденежную форму (талоны на по­купку продуктов, бесплатные одежда, обувь, льготы по оплате ком­мунальных услуг).

Фонд помощи безработным формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дота­ции из бюджета.

Естественно возникает вопрос: какие основные принципы сле­дует учитывать при разработке социальной стратегии, социальной программы действий и конкретных мер социальной политики?

Выделим пять основных принципов.

Первый. Акты государственного вмешательства, поскольку они необходимы по причинам социального характера, должны соответ­ствовать требованиям рынка, т.е. осуществляться так, чтобы меха­низм цен как сигнальное устройство продолжал функционировать и чтобы не нарушался рыночный порядок со стимулирующей и после­довательной конкуренцией.

Второй. Формирование механизма социальной защиты не на основе государственной благотворительности, а как совокупность государственных гарантий, предоставляемых каждому и обеспечива­ющих соблюдение прав человека. Для разработки такой системы не­обходимо определить социальные нормативы, отражающие уровень жизни, быт и условия труда.

Третий. Дифференцированный подход к различным слоям и груп­пам населения в зависимости от социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.

Четвертый. Создание интегрированной, многоуровневой сис­темы социальной защиты (государственные органы - местные орга­ны власти - предприятия - общественные организации), действен­ной на всех уровнях, с четким определением прав, ответственности и функций каждого.

Пятый. Масштабы перераспределительных процессов в общес­тве не должны превышать оптимальных размеров, позволяющих со­хранить стимулы к квалификационному, творческому, эффективно­му труду.

Говоря о социальной политике, нельзя не затронуть проблему ее экономической эффективности. Проблема экономической эффек­тивности социальной политики периодически является предметом те­оретических дискуссий. Сторонники либерализма доказывают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. В подтверждение своей точки зрения они приводят сле­дующие аргументы.

1. Деятельность по социальному обеспечению может негативно влиять на использование рабочей силы и положение с занятостью. Пособия по безработице делают возможным затягивание поиска но­вого рабочего места и одновременно приводят к росту притязаний безработного, так как тот, кто получает пособие, не даст согласия на

любую работу с любым уровнем оплаты труда. «Система страхова­ния от потери рабочего места создает жесткую структуру оплаты тру­да, снижает мобильность рабочей силы и повышает уровень безрабо­тицы. Во всех социально-ответственных рыночных экономиках рас­тут затраты на здравоохранение, выплаты по болезни, увеличивают­ся невыходы на работу. В общем и целом это приводит к высокой затратности экономики, в которой реальная заработная плата ниже, чем могла бы быть, если рынок не был бы социализирован»".

Кроме того, расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком доро­гим, снижая тем самым конкурентоспособность предприятий на внеш­нем рынке.

2. Соцобеспечение способствует перераспределению доходов от слоев населения с более высокими доходами к малообеспеченным группам населения, что в целом содействует росту потребительских расходов в обществе, но может вести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, значит, к меньшему эко­номическому росту.

3. Увеличиваются издержки на управление в связи с ростом ор­ганизационных структур, занимающихся выработкой и реализацией социальной политики.

4. Возможно расширение теневой экономической деятельности, поскольку растет число желающих уклониться от уплаты чрезмер­ных налогов, являющихся источником финансирования социальных программ.

В качестве контраргументов сторонники социальной экономи­ки указывают на следующие факты.

1. В рамках социальной политики проводятся мероприятия, на­правленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, созда­ются новые рабочие места, оказывается содействие в поиске работы.

2. В странах с переходной экономикой без социального обеспе­чения процесс приватизации и изменения структуры экономики стал бы невозможен вследствие неизбежного роста безработицы и других негативных явлений в социальной сфере.

3. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значе­ние для создания благоприятного инвестиционного климата в стра­не, что создает предпосылки для экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.

В целом, подводя баланс негативных и позитивных эффектов социальной политики, следует иметь в виду, что отсутствие социаль­ной политики ставит под угрозу социальную и экономическую без­опасность общества. Поэтому, очевидно, речь должна идти не о том, нужна ли социальная политика как таковая, а о том, что необходимо найти некое оптимальное сочетание либерализма и социальных га­рантий, позволяющее свободно развиваться структурам, успешно дей­ствующим в рыночных условиях, и помогающее адаптироваться к новым условиям жизни тем, кто нуждается в поддержке со стороны государства.


Похожая информация.


Как уже отмечалось, рыночная экономика не устраняет социального неравенства, угрожает социальной стабильности, и при неблагоприятных условиях снижает экономическую эффективность. Социальная же политика призвана помья облегчать крайние проявления результатов действия рыночных сил. С этой целью государство проводит политику поддержания незащищенных социальных групп. Не требует доказательства и тот факт, что социально защищенными стремятся быть практически все социальные слои, в том числе и предприниматели последнее государство должно гарантировать неприкосновенность их собственности, право на предпринимательскую деятельность в любой сфере рыночной эк ономикміки.

Основные направления социальной политики:

Гарантирование минимальной заработной платы и регулирования доходов в целом;

Обеспечение занятости населения и оказание помощи по безработице;

Индексация фиксированных доходов и защиту денежных сбережений населения (вклады в банках, государственные облигации, страховые полисы);

Оказание помощи беднейшим слоям населения;

Создание условий для самореализации человека (свободный выбор профессии, сферы и места работы, получения желаемого уровня общего и специального образования, материальная поддержка и переквалификация временно непр рацюючих человек)осіб);

Обеспечение охраны здоровья населения независимо от уровня доходов

Рассмотрим более широко содержание социальной политики по этим направлениям

Политика доходов занимает ведущее место в государственном регулировании социальных отношений первую очередь она касается уровня заработной платы и ее доли в. ВВП, перераспределении доходов в пользу беднейших х слоев населенияя.

Политику доходов разрабатывали представители практически всех направлений экономической мысли. Общие принципы этой стороны социальной политики были сформулированы в послевоенный период, а в начале 60-х гх г гг они получили статус неофициальных, но обязательных постулатов. К сторонникам этих принципов относятся такие известные ученые, как. Дж. К. Гелбрейт,. Р. Тибодц,. П. Самуэльсон,. С. В. Уайнтраут,. М. Фридмен (США),. М. Ма ршалл,. Ж. Лекайон (Франция),. Р. Харрод,. Н. Кальдер (Великобритания еликобританія).

Политика доходов социального государства основывается на признании постоянного и, желательно, опережающего характера ее проведения. Неокейнсианцы и представители социологического направления выступают прямое вмешательство я государства в процесс распределения доходов. Главным объектом воздействия считается заработная плата. На основе индикативного программирования устанавливаются ориентиры прироста заработной платы, государственный контроль заударственный контроль за ценам. Поскольку рост заработной платы берется за ведущий фактор инфляции, то государство часто прибегает к"замораживанию"заработной платы и цен; т.е. осуществляет"политику сдерживания"противоположных й ей есть"политика экспансии", при которой стимулируется ростом доходов населениялення.

Учитывая особую социальную значимость перераспределения доходов, социальное государство пытается избежать двух крайностей, а именно: формирование потребительских настроений в малообеспеченных слоях населения и а снижение мотивации к плодотворной работе в экономически активном населении.

При рынке всегда возникает дилемма, что выбрать из двух принципиально различных вариантов - рыночное распределение, который корректируется государственным регулированием, или государственное распределение, который направляется рынком. Если стремиться к равенству доходов, что, по мнению многих, является социально справедливым, то экономическая эффективность неизбежно снизится, поскольку в индивида, работает продуктивнее, общество отнимет, а нееф ективно работнику отдаст. Распределение же по законам свободного рынка является высоко результативным, но неровным и социально несправедливым. Итак, равное распределение - социально справедливое, но экономически н еефективний, а неровный, наоборот-социально несправедливый, но экономически действующимивий.

"Чистый"рыночное распределение, обеспечивая высокую эффективность экономики, создает возможность компенсировать свою несправедливость, производя совокупный продукт в объемах, достаточных для подъема благосостояния в малообеспеченной части населения. В противоположность этому"справедливом"(уравнительный) распределение подрывает стимулы к плодотворной работе и вызывает невысокий объем совокупного продукта есть мы видим, что ров ный рыночное распределение имеет объективные преимущества перед равным,"социально справедливым"распределением. Исторический прогресс сближает эти два подхода, но не ликвидирует их разногласиясті.

Неравенство доходов в рыночной экономике определяется с помощью кривой. Лоренца и коэффициента. Джини. Кривая. Лоренца показывает степень неравномерности распределения совокупного дохода общества между различных. Гр рупамы населения (рис 99).

На оси х откладывают процентные группы населения, а на оси у - процента доходов, которые получают эти группы. Ровно распределения

доходов соответствует кривая. ОЕ. Если же нанести фактическое распределение доходов, то кривая. Лоренца укажет на степень неравенства доходов. Чем больше разрыв между линией полного равенства и кривой. Лоренца, тем выше ступ пень неравенстваті.

Отношение заштрихованной площади к площади всего треугольника OAF называется коэффициентом. Джини. Чем больше отклонение кривой. Лоренца от биссектрисы полного равенства в распределении доходов, то ближе коэффициента нт. Джини до 1. Чем выше коэффициент. Джини, то глубже пропасть между бедными и богатымми.

Между объемом богатства, которое распределяется, и стабильностью пропорций распределения существует определенная зависимость. Распределение низких доходов характеризуется резкими и непредсказуемыми колебаниями, а за достижения более высокого уровня доходов пропорции распределения стабильными. Эта зависимость получила название закона. Паретото.

. Государственное регулирование заработной платы . Большинство доходов приходится на заработную плату наемных работников, поэтому социальное государство четко регулирует трудовые отношения. Регулированию подвергаются минимальная ставка заработной платы, минимальной ни ставки компенсационных доплат (за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях), тарифные условия оплаты труда рабочих и служащих по традиционным профессиям и должностямми.

Размер минимальной заработной платы и доплат зависит от уровня экономического развития страны, соотношение политических сил и т др.. По причинам, проанализированных в предыдущих темах, в Украине уровень миним минимальной заработной платы ниже прожиточного уровня. На сегодняшний день минимальная зарплата составляет 185 грн, тогда как прожиточный минимум равен 360 гр грн.

В сфере регулирования заработной платы государство стремится достичь следующих целей: 1) обеспечить каждому работающему человеку жизненно необходим уровень потребления; 2) содержать определенное равновесие в оплате труда разными их групп населения; 3) привести заработную плату в соответствие с ее производительностью, 4) повышать уровень реальной заработной платы.

Выплата минимальной заработной платы является обязательным для работодателя. Теоретически это - общественно необходимая цена рабочей силы

Законодательно минимальную заработную плату начали устанавливать еще с 30-х pp XX ст. Сначала соответствующий закон был принят в. США (1938 p), а в послевоенные годы - и в других рыночных странах

В основе подсчета минимальной заработной платы лежит стоимость так называемой потребительской корзины, куда входит минимальный набор потребительских товаров и услуг, необходимых для удовлетворения физиологических их и социальных потребностей неквалифицированного рабочего и его семьи. Объем потребительской корзины в разных странах неодинаков. Так, в. США он содержит оплату наемного жилья, покупку один раз в пять лет ужы ного автомобиля, стоимость около 20 видов мясопродуктов и иін.

Размер минимальной заработной платы в развитых рыночных странах составляет от 40% до 50% величины средней заработной платы. Сегодня ее величина, в частности, в. США, составляет 5,15 долл. в час

В результате того, что в Украине минимальный размер заработной платы значительно ниже прожиточного уровня, подавляющая часть населения оказалась за чертой бедности. Так, по подсчетам за период 1996-199 99 гг 50% населения были отнесены к бедным, 10% - в зону риска обеднеть; 30% - до имеющих средние доходы, а остальные 10% - к зажиточнымх.

Низкий уровень оплаты труда оказывает крайне негативное влияние на экономическое развитие , он не дает возможности нормального воспроизводства рабочей силы в Украине произошел резкий разрыв между стоимостью рабочей си или и оплатой труда, что вызывает воспроизводства рабочей силы на суженной основе. Формами проявления этого явления является сокращение средней продолжительности жизни населения, ухудшение здоровья нации, снижение образовательно го и квалификационного уровня работников и рост армии безработных. Естественно, невысокая заработная плата сокращает совокупный спрос и мешает росту производства. Любая экономия на заработной плате неблагоприятной для экономического развития, поскольку ограничивает возможности человеческого фактора производствцтва.

Политика занятости. Отличительная черта рыночной системы - неполная занятость населения, иначе говоря, ей свойственно перманентную безработицу. Поэтому правительства рыночных стран уделяют особое внимание политике обесп печенья полной занятости, а точнее - удержанию ее оптимального уровня. Определенное количество безработных, или резервной армии труда, является необходимым условием расширенного воспроизводствання.

В условиях рыночной экономики политика полной занятости включает систему мер государственного регулирования рынка труда, обеспечения на нем оптимального соотношения спроса и предложения для повышения я эффективности функционирования экономики. В послевоенные годы политика занятости в западных странах учитывала взаимозависимость уровня занятости и заработной платы, которая состояла в краткосрочном пер иоди. Она исходила из того, что уменьшение занятости, а отсюда - увеличение безработицы, вызывает снижение заработной платы и расшатывает социальную стабильность. Поэтому во время экономических спадов и кризисов. Высоко и уровень заработной платы поддерживается искусственно, что в дальнейшем провоцирует инфляцию. Нередко она нивелирует номинальное увеличение оплаты труда. Правительствам постоянно приходится маневрировать между уровнем занятости и уровнем цен. Между тем экономический рост, который долгое время наблюдался в послевоенный период, обеспечивало в. Западной. Европе почти полную занятость, но теперь ситуация изменилась. Количество безработных там значительно возросла, что связано также с антиинфляционной политиколітикою.

Обеспечение полной занятости определяется теоретическим пониманием причин безработицы. Дж. Кейнс и его последователи эти причины объясняют отставанием платежеспособного спроса населения от предложения потребительских товаров, так как с увеличением доходов растет предельная склонность к сбережению итоге, и предприниматели недостаточной степени инвестируют производство, а следовательно, не повышают спрос на дополнительную рабочую силу. К. Маркс определил это явление как пере накопления денежного капитала, которое вызвано несоответствием потребительской и производительной силы общества, которая является формой проявления внутренних противоречий накопления капиталіталу.

Принимая во внимание все причины безработицы, современная политика полной занятости нацелена на повышение совокупного спроса населения. Она рекомендует не бояться умеренной инфляции, снижать налоги при кри изових явлений, повышать объем социальных выплат на определенных фазах экономического цикла, усиливать дополнительный спрос на рабочую силу , стимулируя инвестиции способом снижения налога на прибыль, здешевлюва ты кредиты, увеличивать объем государственных заказов частному капиталу и ин.

Структурная безработица предлагается устранять с помощью дифференциации уровня заработной платы в зависимости от дефицитности профессий, создание гибкой системы образования и переподготовки кадров. Сегодня очень надо обеспечивать рабочую силу более полной и оперативной информацией об имеющихся вакансиях, совершенствовать обучение и переквалификацию безработных через улучшение деятельности бирж труда. Государственная пол итика стремится также повышать мобильность рабочей силы, оплачивая транспортные расходы, предоставляя субсидии семьям, которые переезжают на новое место работы. Также внимание уделяется строительству предпри в в регионах с повышенным уровнем безработицы. Учитывая повышенный процент безработицы среди молодежи, социальное государство внедряет программы выплаты определенных средств фирмам, которые зачисляют в свой штат вы пускникив средних школ. Распространение получили новые формы организации работы, которые создают условия для работы дома, занятости неполный рабочий день, стимулирование малого бизнеса и т и т. ін.

Несмотря на то что проблема безработицы очень сложная, современная социальная политика развитых стран в целом успешно решает ее, создавая условия для обеспечения населения рабочими местами. Социально о ориентированная экономика не оставляет безработных наедине со своими жизненными проблемами, а защищает их. Социальная защита безработных осуществляется в форме страхования от безработицы, для чего создаются с пециально страховые фонды. Размер выплат зависит от таких факторов: длительности безработного состояния; трудового стажа; срока предоставления помощи; величины периода занятости. Объем выплат по безработице скройте зь разное. Так, в. Швеции он составляет 90-45% от предыдущего заработка, однако минимальный размер пособия получает незначительное количество лиц. Срок выплат колеблется от 300 дней для лиц, младше в ид 55 лет, до 450 дней для более старших людей. В. США пособие по безработице равны 50% заработка за 26-34 недель в. Германии - 68% заработка в течение года, а затем 58% без ограничения времяня часу.

Переквалификация и программы трудоустройства. Многие значение в социальной защите населения программы трудоустройства и переквалификации. Во многих развитых рыночных странах функционируют системы ос миры, которые облегчают трудоустройство. В. Швеции образовательными программами охвачено до 5% рабочей силы. Активная политика по качественной подготовке и переподготовки работников объясняет высокий уровень зайнятос те в этой стране. Там человек, проходящий подготовку на образовательной программе, не регистрируется как безработный. А в долгосрочном плане повышения уровня образования и квалификации дает перспективы трудоустрой ния в будущейньому.

последние десятилетия в западных странах получили распространение программы так называемой субсидируемых или поощрительного, подготовки. Они заключаются в том, что в случае найма некоторых категорий рабочей силы ((первой очередь молодежи и хронически безработных), государство в известной мере компенсирует фирмам расходы на подготовку и оплату труда. Так, во. Франции в случае найма выпускника средней школы фирмам компенсируют в артисты их производственной подготовки от. ЗО% до 100% минимальной заработной платы сроком от 6 до 12 месяцев. В. Нидерландах, если фирма нанимает безработного выпускника средней школы, ему выплачивается я 60 ф ст в неделю для покрытия расходов на его обучение. Подобные программы есть и в других развитых странахаїнах.

Итак, социальное государство активно участвует в регулировании рынка труда. При этом в политике регулирования рынка труда различия между западноевропейскими странами и. США и. Японией. Считают, что в в. Европе давно приняты законы и правила являются чрезмерно жесткими и их нужно либерализовать. В. США же и в. Японии, наоборот, следует укреплять и удерживать систему защиты работников от необоснованных н ильненень.

В современных условиях политика в сфере занятости все теснее переплетается с политикой в??области общего и профессионального образования. Перед значительной частью персонала фирм сегодня стоит дилемма: или быть заг. Иненю более молодыми и образованными работниками, или повышать свою квалификацию с помощью непрерывного обучения. Безусловно, вторая альтернатива - более перспективным и выгоднымна.

Политика государства на рынке труда в переходной экономике Украины Рынок труда , родившийся в Украине, и проблемы занятости имеют тенденции и проблемы общие с развитыми рыночными странами. Однако ис снует и своя специфика, в частности нехватка специалистов в сфере управления занятостью в рыночных условиях. На многих предприятиях и в организациях не хватает специалистов в области контроля, отчетности, пл анування и организации, потому что в стране не хватает единой государственной политики подготовки специалистов такого уровня. Экономике нужны не просто работники с высшим образованием, но такие специалисты, которые непрерывно повышали свой профессиональный уровеньвень.

Политика рабочей силы должно уделять больше внимания программам создания рабочих мест с четко выраженной антикризисной направленностью. Для этого предприятия должны проводить политику"наступательной"конкуренция нтоспроможности, требующей высокого качества товаров и услуг, что в свою очередь обусловлено высоким уровнем образования и квалификации рабочей силы. Итак, мы видим, насколько сегодня необходимы настойчивые усилия по повышению квалификации рабочей силыли.

Социальная защита в области занятости требует создания дополнительных рабочих мест. Примером опять же может служить решения этой проблемы в. США. В 70-80-х годах XX века здесь было создано 31 млн раб бочих мест, тогда как в взятых. Великобритании,. Италии,. Германии и. Франции по большей совокупной численности населения общее число рабочих мест почти не измениласьлась.

Переход к рынку в Украине сопровождается закрытием многих промышленных предприятий, особенно в сфере. ВПК. Значительная часть уволенных работников могла бы найти работу в сфере услуг, ведь эта отрасль ш быстро развивается и на создание в ней одного рабочего места требуется в 2-3 раза меньше средствев.

Большую пользу в сфере занятости дает малый бизнес. Только за его счет в. США было создано более половины рабочих мест. Однако малый бизнес относится к рискового предпринимательства. Так, в. США ежегодно по азная банкротства около 10% малых предприятий в. Японии, где государство активно поддерживает малый бизнес, количество банкротств не превышает 1%. Перед украинским правительством также стоит задача разработать к омплексну программу развития этой сферы деятельностиності.

Следует отметить, что в Украине напряжение на рынке труда возникло не сразу после провозглашения рыночного курса. Сначала ситуация в этой сфере была не столь острой, чтобы привлекать к себе повышенное внима агу. Но начиная с 1995 г появилась четко выраженная тенденция к сокращению рабочих мест. За двенадцать лет реформы мы успели убедиться, что решение этой проблемы очень сложное. Опыт. Ни меччины показывает, что даже такая мера, как целенаправленное направление больших средств на создание новых рабочих мест не дает ощутимых результатов и является в целом неэффективным. Основным средством борьбы с безработицей является создание условий для экономического роста. В политике занятости. Правительство Украины должно перенести приоритеты по социальной защите и сохранению рабочих мест на продуктивную занятость. По вероятным вариантом экономического развития Украины на ближайшие годы предполагается, что уровень занятости 2005 составит 63,95% против 62,54% в 2000 году, а уровень реальной безработицы отвечает отно 11,35% и 11,64%11,64 % .

Опыт CUJA и. Европейского. Союза за последние десятилетия свидетельствует, что интеллектуальный капитал и инвестиции в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ становятся не менее, а более важными им фактором экономического развития, чем капитал и труд. Поэтому государственная политика занятости должна осознавать, что инвестиции в научно-исследовательские и конструкторские работы имеют высокую отдачу и их эффективность ность возрастает, если в этих расходах участвует и государство, а не только частный кал.

Итак, подведем итоги: Украина наконец должна создать новую модель занятости, направленную на формирование развитого и социального рынка труда, а основными направлениями государственной политики занятости имею ют быть такие

в высокий уровень занятости надо создавать не за счет искусственных барьеров, которые препятствуют увольнению работников и повышению экономической активности, а организуя новые рабочие места;

Сближение оплаты труда и необходимых затрат на воспроизводство рабочей силы на базе деловых стимулирующих механизмов распределения прибавочной стоимости;

Существенное расширение сектора социальной экономики, в который входят некоммерческие предприятия и организации, производящие товары и услуги без ориентации на увеличение прибыли;

Поощрение развития гибких форм занятости (добровольная частичная занятость, вторичная занятость и т др.);

Создание общественных работ с оплатой труда, которая обеспечивает воспроизводство рабочей силы;

Создание условий для развития малого бизнеса и само занятости (упрощенная регистрация, беспроцентные кредиты, правовое и консультативное обеспечение, сокращения налогового давления и т.п.)

Охватывает принципиально главные направления в развитии общества. Вместе с этим решаются стоящие перед различными отраслями общественной жизни конкретные задачи. В связи с этим существует оборонная и экологическая, внутренняя и внешняя, культурная и национальная, экономическая и социальная политика государства. Выделяют и сферу, связанную с вопросами политической системы. Специалисты часто применяют также и дробное деление, особо рассматривая техническую, аграрную, демографическую и прочие политические отрасли.

В связи с тем, что все стороны и области жизни общества тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и вышеуказанные направления. Это частое взаимопроникновение и переплетение обуславливает и достаточно условное разграничение.

Однако существует сфера, наиболее приближенная ко всей совокупности интересов и потребностей человека. Эта сфера обращена к социальной жизни населения - социальная политика государства.

Под указанным определением следует понимать деятельность госаппарата, благотворительных фондов, общественных организаций, направленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. - 2010. - №1. - с. 3-17.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Существует шесть основных направлений социальной политики:

1. политика в области улучшения жилищных условий;

2. политика в области регулирования пенсионного обеспечения;

3. политика в области здравоохранения;

4. политика в области образования.

5. политика в области регулирования уровня безработицы и занятости;

6. политика в области регулирования доходов населения.

В социальной политике государства составную часть представляет политика доходов, которая призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подрывая при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Следующая составляющая деятельности государства связана с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков - одна из основных задач социальной политики государства.

Необходимо также отметить, что различия в уровне потребления могут зависеть и от факторов, не относящихся к свойствам труда и его качества у самого работника. К таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д. Функция перераспределения государством ВВП в том, чтобы уменьшить эти различия и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов. Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах, но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счёт прибыли предприятий и различных фондов.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании новых членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении получения образования, сохранения здоровья.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трём направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда.

Второе направление определяется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом работника, а в расчёт берётся размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления заключается в том, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода дополнительные доходы: они не проходят через бюджет семьи.

Такие доходы распределяются без учёта меры труда и целиком определяются интересами и возможностями общества.

Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда. Они также способствуют удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения общеобразовательного и культурного уровня, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения.

Социальная политика государства включает также гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнёрства. Инструментом такого взаимодействия являются трёхсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов. Эти комиссии ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат.

Соглашения о социальном партнёрстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы,

создание новых рабочих мест и т.д.) и наёмных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

Однако чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведёт, с одной стороны, к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведёт к росту дифференциации доходов, социальной напряжённости, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справедливостью лежит в экономической и духовной сфере жизнедеятельности человека.

2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения

В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест;

образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый "челночный" бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово - экономических структур правительства России. Социальный его "блок" (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т.д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости - первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ - сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором - заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

Итак, результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: