Финансы муниципальных предприятий. Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий

Финансы предприятий (коммерческих организаций) - одно из звеньев единой финансовой системы.

Важнейшая особенность и значение финансов предприятий за­ключаются в их непосредственной связи с материальным произ­водством и иной производственно-хозяйственной деятельностью. Другие особенности выражаются в том, что это звено финансовой системы:

а) организуется и функционирует на коммерческой основе самоокупаемости и самофинансирования;

б) относится к децентрализованным финансам (в отличие от государственного бюджета, государственного кредита и др.).

Финансы предприятий - это система экономических (де­нежных) отношений, возникающих при образовании, распределе­нии и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социаль­ной деятельности 1 . В материальном выражении они представля­ют собой совокупность денежных фондов, т.е. финансовых ресур­сов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий.

1 Сходные понятия приводятся в экономической литературе. См., например: Финансы предприятий / Под ред. Н.В. Колчиной. М., 1998. С. 7; Финансы / Под ред. Л.А- Дробозиной. М., 1999. С. 77. Иной подход и более развернутое опре­деление понятия финансов предприятий предлагает Д.С. Моляков. См.: Моля-ковД.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М., 2000. С. 7.

266 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

К ним относятся фонды накопления, фонды потребления, резерв­ные фонды и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, форми­руется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников: прежде всего за счет собственных ресур­сов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банка, средства, выделяемые вышестоящей организацией, ассигнования из государственного бюджета и др. Также планомерно они используются предпри­ятиями в соответствии с их планами и программами экономичес­кого и социального развития, договорами.



В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяйственной дея­тельностью предприятий, за правильностью расходования матери­альных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и реализации продукции, за получением и использованием накопле­ний, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но и призваны ак­тивно воздействовать на повышение ее эффективности.

Финансы предприятий входят в систему финансов соответст­вующих отраслей экономики, к которой относятся, кроме того, денежные фонды, находящиеся в непосредственном распоряже­нии министерств и других отраслевых органов государственного управления. Это централизованные в масштабах отрасли целевые и резервные денежные фонды. Они образуются в результате кон­центрации части накоплений и перераспределения финансовых ресурсов подведомственных организаций, получения средств из государственного бюджета и банковских кредитов.

Соответственно отраслям экономики различают финансы про­мышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д. При общих основных чертах они имеют и особенности, обу­словленные спецификой соответствующей отрасли. Например, в финансах сельского хозяйства важная роль принадлежит страхо­вым и резервным фондам денежных средств, так как данная от­расль в большей мере, чем другие, зависит от природных и сти­хийных факторов. Имеются особенности в источниках финансо­вых ресурсов и др.

Финансы предприятий и отраслей экономики играют важную роль не только в обеспечении производственно-хозяйственной де­ятельности, но и социальной жизни каждого соответствующего

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий... 267

трудового коллектива, а также в социально-экономическом раз­витии страны в целом.

Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предпри­ятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы, посредством налоговых и иных платежей.

Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом 1 . Однако на современном этапе в связи с труд-ностимя экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учесть, что оно охватывает предприятия (коммерческие организа­ции) 2 , основанные на разных формах собственности. Основной целью всех их является извлечение прибыли.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношени­ям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако значительное число государственных (и муниципальных) предприятий продолжает действовать в такой форме. К тому же не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства. Вмес­те с тем в условиях становления рыночных отношений государст­венный сектор имеет важное значение в обеспечении устойчивос­ти экономики и социальной стабильности 3 .

Государственные и муниципальные предприятия особо выде­ляются и в аспекте финансово-правовых отношений. Это обу­словлено тем, что они, в отличие от других предприятий, входят в сферу действия функций государственного управления, кото­рые распространяются и на их финансовую деятельность. Поэто­му круг финансовых отношений государственно-властного харак­тера с участием государственных и муниципальных предприятий является более широким, чем с участием других предприятий. Последние же вступают в финансовые правоотношения в основ­ном по поводу обязательных платежей (налогов и др.) в бюджет­ную систему, в определенных случаях - в связи с оказанием им финансовой поддержки за счет государственных средств. Такие правоотношения свойственны и государственным (муниципаль­ным) предприятиям, однако помимо них они вступают и в другие финансовые отношения государственно-властного характера.

1 См., например: Финансы / Под ред. С.И. Лушина. М., 2000. С. 18.

О понятии коммерческой организации см. ст. 50 ГК РФ. 3 См.: Моляков Д.С. Указ. соч. С. 19.

268 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

Имущество таких предприятий находится соответственно в го­сударственной или муниципальной собственности. Государствен­ные и муниципальные предприятия действуют в форме унитар­ных 1 . Это означает, что имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть образованы только государственные и муниципаль­ные предприятия.

Среди них законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управления, именуемые казенными предприятиями (ст. 113-115 ГК РФ).

Унитарные государственные и муниципальные предпри­ятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает и их устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязательст­вам, но не отвечает по обязательствам собственника (государства и муниципальных образований).

Создание казенных предприятий было предусмотрено еще до принятия ГК РФ Указом Президента РФ от 25 мая 1994 г. «О ре­форме государственных предприятий» 2 , касавшимся ликвидиру­емых убыточных федеральных предприятий. Учреждение таких предприятий обусловлено разными государственными задачами. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия. Например, Указом Президента РФ от 25 сентября 1995 г. «О преобразовании государственных предприятий учреж­дений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды» предписано преобразовать названные предприятия в феде­ральные казенные предприятия 3 . Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить федеральное государствен­ное унитарное предприятие «Росстройпром» на праве оперативно­го управления 4 .

В законодательстве упоминаются казенные предприятия фе­дерального уровня, однако запрета на создание таких предпри­ятий других уровней не содержится.

Казенное предприятие создается по решению Правительства РФ, которое утверждает и его устав. Такие предприятия работают

1 Государственная собственность в рассматриваемой области может быть представлена и в форме акционерных предприятий с контрольным пакетом акций в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления.

2 СЗРФ. 1995. №5. Ст. 393.

3 СЗРФ. 1995. №40. Ст. 3800.

4 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3541; 2000. № 21. Ст. 2240; № 50. Ст. 4897.

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий... 269

в более жестком правовом режиме, что относится и к финансовой деятельности. В частности, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, не вправе отчуждать закрепленное за ними недвижимое имущество. В уставах казен­ных предприятий закрепляются, помимо видов обязательной де­ятельности, для которых они созданы, также и виды их самосто­ятельной деятельности, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства цо це­левому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиар­ную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК РФ).

В отношении государственных унитарных предприятий пред­приняты меры по усилению контроля за их деятельностью, включая финансовую. В частности, в отношении федеральных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок, включив это требование в устав предприятия 1 .

В связи с функционированием финансов государственных и му­ниципальных предприятий возникают экономические (денежные) отношения, в которых участвуют предприятия, объединения, их вышестоящие органы управления, органы создаваемых предпри­ятиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные органы.

Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями права. Значительную часть их регулирует финансовое право.

Соответствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряд финансово-правовых институтов, в частности, институтах налого вого права, государственных и муниципальных расходов и др.

Вместе с тем определенную совокупность представляю 1 нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий, объединений и отраслей эконо­мики в целом. К ним относятся финансово-правовые нормы, оп­ределяющие виды денежных фондов предприятий, объединений, отраслевых органов государственного управления, источники их образования, порядок планирования и целевое назначение, права и обязанности предприятий, объединений, органов государствен­ного управления по планированию, образованию и использова­нию денежных фондов, распределению накоплений. Совокуп­ность таких норм характеризует правовой режим финансов

СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 763, 777.

270 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

государственных и муниципальных предприятий как особое под­разделение финансового права.

При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и му­ниципальные предприятия вступают в правоотношения с выше­стоящими органами государственного управления, финансовыми и налоговыми органами, органами государственных межотрасле­вых объединений. Возникают также правоотношения между теми и другими названными государственными органами. Осно­ванием возникновения этих отношений обычно является финан­совый план предприятия, а также индивидуальные финансово-правовые акты отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов связаны с осуществляемой им производственно-хозяйственной деятельностью, а органа государственного управления - с орга­низацией и руководством этой деятельностью.

Для активной финансовой деятельности и эффективного ис­пользования финансов важно четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и ру­ководящих звеньев отрасли экономики, что на настоящем этапе не достигло еще должностного уровня.

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

Государственным и муниципальным предприятиям для реа­лизации своих производственных и социальных задач необходи­мо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ре­сурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятель­ность, основное содержание и целенаправленность которой опре­деляются упомянутыми задачами.

Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномо­чиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производст­венных и социальных задач.

Финансовую деятельность осуществляют также органы госу­дарственного управления отраслями экономики. Она представля­ет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, рас­пределению и использованию денежных фондов в связи с осу­ществлением задач по руководству отраслью экономики.

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 271

Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и му­ниципальных предприятий:

а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полу­ченного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых ком­петентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными пред­приятиями договоров 1 ;

б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение произ­водства, материальное поощрение работников, социально-куль­турные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

в) по выполнению финансовых обязательств перед государст­вом, вышестоящими органами и банками и др.;

г) по распределению финансовых ресурсов между своими про­изводственными единицами и структурными подразделениями;

д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными

предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотно­шения с соответствующими отраслевыми государственными и му­ниципальными органами, которые осуществляют свои полномо­чия в данной сфере. К ним относятся полномочия:

а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих от­раслей экономики, утверждению для подведомственных предпри­ятий основных показателей, необходимых для финансовых расче­тов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;

б) по распределению и использованию находящихся в их рас­поряжении финансовых 1 ресурсов на проведение централизован­ных мероприятий по развитию отрасли и содержание централь­ного аппарата;

" См. постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. «О мерах по по-выщению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предпри­ятий» // СЗ РФ. 2002. 15. Ст. 1440.

272 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 273

в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;

г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выде­ленных в их распоряжение, между подведомственными предпри­ятиями; »

д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные ме­роприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;

е) по осуществлению финансового контроля за подведомствен­ными предприятиями, объединениями, организациями и в систе­ме центрального аппарата.

Федеральные казенные предприятия находятся в непосредст­венных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.

В целях обеспечения эффективного управления государствен­ным сектором экономики Министерство имущественных отноше­ний РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предпри­ятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов ис­полнительной власти 1 .

Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее от­ражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.

1. Принцип самостоятельности предприятий в области фи­нансов, сочетающейся с государственным регулированием и уп­равлением в установленных правовыми нормами пределах.

2. Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования произ­водственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования предпола­гает необходимость создания на предприятиях финансовых резер­вов (резервных фондов).

1 См. постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. «О реестре пока­зателей экономической эффективности деятельности федеральных государствен­ных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 274.

В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собст­венных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кре­дитом только по разрешению Правительства РФ.

Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказы­вается финансовая поддержка из денежных фондов срответству-ющих органов, в ведении которых они находятся.

4. Принцип ответственности предприятий и их должност­ных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами фи­нансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предпри­ятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным пред­приятиям применяются налоговые санкции и т.д.

5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их де­нежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.

6. Принцип разграничения средств, предназначенных для ос­новной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Дан­ный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Обо­ротные средства предназначены только для основной деятельнос­ти и не могут быть использованы для капитальных вложений. Со­ставляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.

7. Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Кон­троль осуществляется компетентными государственными органа­ми, в соответствующих случаях - органами местного самоуправ­ления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяй­ственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.

274 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

8. Принцип участия трудового коллектива в планировании производства и социального развития и соответствующего ис­пользования финансовых ресурсов. Так, Трудовым кодексом РФ (ст. 2) 1 , исходя из общепризнанных принципов и норм междуна­родного права и в соответствии с Конституцией РФ к числу основ­ных принципов правового регулирования трудовых отношений отнесено обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.

В российском законодательстве не имеется социального акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима фи­нансов государственных и муниципальных предприятий и фи­нансовой деятельности этих предприятий. Детальное урегулиро­вание на законодательном уровне, в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов.

Что касается правового порядка формирования и использова­ния финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, взаимоотношений этих предприятий в данной сфере с органами государственной власти и местного самоуправ­ления, прав и обязанностей той и другой стороны и т.д., то эти вопросы регламентируются большим числом нормативных актов разных уровней и масштабов. Основополагающая роль принадле­жит Конституции РФ, определившей основы организации финан­совой системы страны.

В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти 2 , а также акты самих отраслевых государственных органов.

Существенное значение имеют уставы федеральных государст­венных унитарных предприятий, утверждаемые соответствую­щими отраслевыми органами, и уставы казенных предприятий, утверждаемые Правительством РФ 3 .

Контрольные вопросы

1 СЗ РФ72002. №1.Ст. 3.

2 См., например: Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ. Ут­верждено постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4824.

3 См., например: Устав федерального государственного унитарного предпри­ятия «Росспиртпром». Утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 октяб­ря 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4281; Устав федерального унитарного пред­приятия «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской рес­публике», основанного на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 июня 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2788.

На региональном и местном уровнях в отношении государст­венных (региональных) и муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты органов го­сударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуп­равления (как общего, так и отраслевого масштаба), соответст­вующие компетенции названных органов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ..«*;,

1. Дайте определение финансов предприятий (коммерческих органи­заций). Назовите их особенности как звена финансовой системы РФ.

2. Какова роль финансов предприятий?

3. Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функци­онированием финансов предприятий? Какие предприятия (по организа­ционно-правовым формам и формам собственности) участвуют в этих правоотношениях?

4. Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные предприятия.

5. Дайте определение финансовой деятельности предприятия.

6. Назовите основные права и обязанности государственных и муни­ципальных предприятий, соответствующих их функциям в области фи­нансовой деятельности.

7. Каковы полномочия органов государственного управления и мест­ного самоуправления в области финансовой деятельности предприятий?

8. Каковы особенности правового положения государственных уни­тарных предприятий в сравнении с федеральными казенными предпри­ятиями?

9. Назовите правовые принципы финансовой деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий.

10. На какой основе осуществляется планирование финансов пред­приятий?

11. На какие цели используются финансовые ресурсы предприятий?

12. С какими органами государственной власти вступают в финансо­вые правоотношения государственные предприятия?

13. Что означает самоокупаемость и самофинансирование примини-тельно к предприятиям?

14. На основе каких правовых актов осуществляют финансовую дея­тельность государственные и муниципальные предприятия?

§ 1. Источники финансовых ресурсов

Г л а в а 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  • Виды денежных фондов, формирующих состав государственных и муниципальных финансов в рыночной экономике и методы воздействия на хозяйственный процесс.
  • Финансы предпр-й явл-ся звеном финанс-й системы РФ. Финансы предпр-й обеспеч-т не только матер-е произв-во и соц-ю сферу самого предпр-я, но и использ-ся для образ-я денежных фондов в др-х сферах: пенс-м обеспеч-и, соц-м и мед-м страх-и, служат источником доходов бюджета.

    Финансы предпр-й – экономич-е отнош-я, связанные с формир-м, распред-м и использ-м денежных доходов и накоплений субъектов хоз-вования на производств-ное и соц-е развитие. К ден-м доходам и накопл-м относ-ся : выручка от реализации продукции, работ, услуг; валовой и чистый доход предпр-я, составной частью кот-го явл-ся прибыль предпр-я.

    Специфика орг-ции финансов и имущ-ва ун-х предпр-й обусловлена тем, что их учредит-м явл-ся фед-е органы гос власти (органы мсу):

    - порядок и источники формир-я уставного фонда опред-ся фед-ми органами гос власти и орг-ми мсу;

    - имущ-во находится в собств-ти гос-ва (мун-х орг-в), явл-ся неделимым , не м.б. распределено по вкладам м-у акционерами и работниками предпр-я и принадлежит предпр-ю на праве хоз ведения или операт управл-я;

    Продукция и доходы от использ-я имущ-ва, а ткже имущ-во, приобрет-е за счет полученной прибыли, явл-ся собств-стью гос-ва (муниципалитетов) и поступают в хоз ведение предприятия;
    - предпр-е имеет право продавать принадл-щее ему недвиж-е имущ-во, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в кач-ве вклада в уставный (складочный) капитал хоз общ-в или товариществ или иным способом им распоряж-ся только с соглас фед (территор-го), (муницип-го) органа по управл-ю гос-м имущ-вом;
    - пр-е отвечает по своим обязат-вам всем принадлежащим ему имущ-вом, не несет ответств-сти по обязат-вам собственника этого имущ-ва; источниками формир-я имущ-ва (наряду с общ источн-ми) явл-ся: имущ-во, переданное предприятию по реш-ю фед-х (местных) органов исп-й власти по управл-ю гос-м (мун-м) имущ-вом; целевое бюджетное финансир-е; дотации из бюджета;
    - пр-е самостоят-но реализ-т производимую ими продукцию и использ-т чистую прибыль, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правит-ва РФ, обязаны использ-ть бюджетные средства по целевому назнач-ю;
    - предпр-е имеют право образовывать за счет чистой прибыли: соц-й фонд для реш-я вопросов укрепл-я здоровья работников; жилищный фонд, средства кот-го использ-ся на приобретение и строит-во (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд матер-го поощрения работников предпр-я;
    - Права предпр-я по сравнению с акц-ми общ-вами, товарищ-ми с огранич ответств-ю и др-е ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), устан-я цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собств-х и заемных средств и их использ-и, в распред-и и использ-и прибыли, оплате труда рабочих и служащих и др.



    54. Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, содержание, принципы.

    Государственным и муниципальным предприятиям для реализации своих производственных и социальных задач необходимо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятельность, основное содержание и целенаправленность которой определяются упомянутыми задачами. Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.



    Финансовую деятельность осуществляют также органы государственного управления отраслями экономики. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением задач по руководству отраслью экономики.

    § 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 271

    Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

    Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий:

    а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями договоров1;

    б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

    в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др.;

    г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;

    д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными

    предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:

    а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;

    б) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых1 ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;

    в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;

    г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями; »

    д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;

    е) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата. Федеральные казенные предприятия находятся в непосредственных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.

    В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Министерство имущественных отношений РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти1. Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее отражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.

    Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.

    Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

    Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности. Принцип самоокупаемости и самофинансирования предполагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов)..

    В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собственных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кредитом только по разрешению Правительства РФ.

    Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов срответству-ющих органов, в ведении которых они находятся.

    Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным предприятиям применяются налоговые санкции и т. д.

    Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их денежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.

    Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Оборотные средства предназначены только для основной деятельности и не могут быть использованы для капитальных вложений. Составляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.

    Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными органами, в соответствующих случаях -

    органами местного самоуправления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.

    55. Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений: понятие, содержание, принципы.

    Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

    динственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

    Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:

    1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.

    2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.

    Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

    3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

    4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

    5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

    Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

    6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

    Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

    7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

    8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

    9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

    10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

    10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

    11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

    Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    В уставе унитарного предприятия должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности, о размере уставного фонда и источниках его формирования.

    В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Иными словами, унитарное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

    При создании унитарного предприятия ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

    В уставе определяются предмет и цели деятельности унитарного предприятия, ограничивающие его правоспособность по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций.

    Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

    Учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

    В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - казенное предприятие (казенный завод, казенная фабрика, казенное хозяйство).

    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    В целях установления единых принципов в планировании и финансировании деятельности казенных предприятий Правительство РФ своим постановлением утвердило Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

    Правила устанавливают особенности создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

    Предприятие может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, утверждает в установленном порядке разделительный баланс или передаточный акт.

    Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Программа деятельности и смета доходов и расходов составляются по утверждаемой уполномоченным органом форме. Смета доходов и расходов составляется на основе программы деятельности.

    Руководитель предприятия ежегодно представляет в установленном порядке в уполномоченный орган:

    а) проект программы деятельности и проект сметы доходов и расходов с обоснованием планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения;

    б) годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности;

    в) отчет об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов;

    г) предложения о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

    Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода. Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.

    Уполномоченный орган ведет учет долговых обязательств предприятия.

    Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.

    Размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

    Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложе- ний о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

    Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:

    Не более 25% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в федеральный бюджет;

    Не менее 75% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.

    Предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятий представляют комплексный инсти­тут, нормы кᴏᴛᴏᴩого находятся в различных финансово-право­вых подотраслях или институтах. К примеру, отношения по на­логообложению государственных и муниципальных предприя­тий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитар­ных предприятий в качестве доходного источника бюджета - бюджетным правом, вопросы организации и проведения финан­сового контроля за деятельностью предприятий - институтом финансрвого контроля, организация расчетов - институтом |k денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме ϶ᴛᴏ­го, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: пра­вовые основы планирования и использования финансовых ре­сурсов, порядок распределения прибыли, осуществление теку­щих и капитальных расходов и т. д.

    Правовой режим финансов государственных и муниципаль­ных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального

    Финансовое право России.

    закона «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными пра­вовыми актами федерального уровня, ведомственными норма­тивными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. К примеру, Правительством РФ приняты постановления от 30 декабря 2002 г. № 940 «О полно­мочиях федеральных органов исполнительной власти по осуще­ствлению прав собственника имущества федерального государ­ственного унитарного предприятия»1, от 14 апреля 2003 г. № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных госу­дарственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения»2; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о при­ведении учредительных документов государственных и муници­пальных унитарных предприятий в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с частью пер­вой Гражданского кодекса Российской Федерации»3; админист­рацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании госу­дарственного унитарного предприятия «Курганземпроект».

    Нормативное определение государством финансовой дея­тельности ϲʙᴏих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразова­ния на товары (работы, услуги) субъектов естественных моно­полий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятель­ного формирования предприятиями - естественными монопо­листами цен на ϲʙᴏю продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.

    Анализ действующих нормативных правовых актов показыва­ет, что относительно государственных и муниципальных пред­приятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности

    1 СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 133. 2СЗ РФ. 2002. № 16. Ст. 1531.

    Глава 20. Общая характеристика и правовые основы финансов 525

    учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (ра­бот, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства сви­детельствуют об отнесении данных отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило императивными методами. Следовательно, финансы государ­ственных и муниципальных предприятий будут объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализован­ных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование)
    Стоит отметить, что особенности объекта складыва­ющихся правоотношений (финансы государственных и муни­ципальных предприятий), а также преобладающего метода пра­вового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственно­го права.

    В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные право­отношения1, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразде­лить на две группы: абсолютные и относительные правоотно­шения.

    Абсолютные правоотношения складываются у государствен­ных или муниципальных предприятий при надлежащей (соот­ветствующей законодательству) реализации ϲʙᴏих финансовых полномочий. К примеру, абсолютно действуют унитарные пред­приятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми сред­ствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование кᴏᴛᴏᴩых строго предписано государством) Абсолютными следует счи­тать и правоотношения предприятий, основанных на праве хо-

    1 См. также: Карасева М. В. Финансы предприятий как объект фи­нансово-правового регулирования // Финансовое право. М., 2002. С. 279-280.

    Финансовое право России.
    Стоит отметить, что особенная часть

    зяйственного ведения, относительно использования ϲʙᴏбодного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоот­ношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетен­цию вне возражений со стороны собственника (государства)

    При этом абсолютные правоотношения будут таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности пред­приятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также пе­рестает быть абсолютным правоотношение относительно распо­ряжения предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, ϲʙᴏбодным остатком прибыли в случае принятия госу­дарством решения об изъятии ϶ᴛᴏй части прибыли в бюджет.

    Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) опреде­ленной части финансовых средств в виде обязательных плате­жей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой де­ятельности казенных предприятий относительными будут правоотношения по поводу установления обязательных норма­тивов распределения полученной прибыли по различным фон­дам, а также по поводу изъятия в бюджет ϲʙᴏбодного остатка прибыли.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что финансы государственных и муниципальных предприятий будут объектом регулирования комплексного правового института, относительно кᴏᴛᴏᴩых складываются раз­личные, в т.ч. и финансовые правоотношения.

    Дисциплина: Финансы и кредит
    Тип работы: Реферат
    Тема: Финансы муниципальных предприятий

    Введение

    Заключение

    Введение

    Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

    Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

    Муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

    Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и, прежде всего, государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

    Цель работы – особенности организации финансов муниципальных предприятий в социальной сфере.

    Исходя из цели, формируются задачи работы:

    1. рассмотреть экономическую сущность финансов;

    2. охарактеризовать особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере.

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    Методологической основой для написания работы послужили сборники научных трудов и периодическая литература.

    1. Экономическая сущность финансов

    Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

    Финансы (фр. finance от ср.лат. Financia) в переводе означает «наличность, доход»; в широком смысле - «денежные средства, денежные обороты». Финансы всегда имеют денежную форму.

    Очевидно, поэтому понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

    Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

    Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа;

    средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

    Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

    Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

    Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

    К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

    государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;

    государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

    предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;

    предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;

    предприятиями и банками при получении кредитов,
    уплате процентов за кредит;

    предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;

    предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда.

    Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

    Таким образом, финансы - это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

    В условиях рыночных преобразований экономики заметно меняется система финансовых отношений. Так, расширяются отношения государства с хозяйствующими субъектами в связи с динамикой налогов и неналоговых платежей, предоставлением дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности коммерческих организаций и банков.

    В понятие «финансы» включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.

    Деньги — обязательное условие существования финансов.

    Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

    Так, в процессе хозяйственной деятельности на предприятиях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится.

    В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т.е. розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

    В понятие «финансы» включаются только те денежные отношения, которые связаны с распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств.

    Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата пенсий заработной платы и т.д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

    Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

    экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

    в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

    Рассмотрим особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере.

    2. Особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере

    В уставе муниципального предприятия должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности, о размере уставного фонда и источниках его формирования.

    При создании муниципального предприятия в социальной сфере ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе предприятия. В уставе определяются предмет и цели деятельности предприятия, ограничивающие его правоспособность по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций.

    Ответственность муниципального предприятия в социальной сфере по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения предоставляет предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

    Учредительным документом муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Размер уставного фонда муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

    В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано предприятие, основанное на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие (казенный завод, казенная фабрика, казенное хозяйство).

    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ.

    В целях установления единых принципов в планировании и финансировании деятельности казенных предприятий Правительство РФ своим постановлением утвердило Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств). В документе установлено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Он вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, разрешенную государственным уполномоченным органом. Взаимоотношения завода с поставщиками ресурсов и потребителями продукции строятся на договорной основе.

    Планирование деятельности завода осуществляется следующим образом: уполномоченный орган ежегодно на основе выявленной им потребности в продукции, производимой заводом для государственных нужд, утверждает и доводит до завода (за три месяца до планируемого года) план-заказ с учетом плана развития завода. План-заказ согласовывается с Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ.

    Продукция, произведенная в соответствии с планом-заказом, реализуется по ценам, устанавливаемым уполномоченным органом. Принципы и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, периодичность их корректировки устанавливаются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием уполномоченного органа. Продукция, произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам, устанавливаемым заводом самостоятельно или на договорной основе.

    Структура и штаты утверждаются директором завода самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и установленного лимита численности.

    Финансирование завода осуществляется в следующем порядке. Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг).

    При недостаточности доходов заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

    реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке);

    компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

    Решение о выделении средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ на основании обращения уполномоченного органа. Неиспользованные заводом по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также социальное развитие» по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок установления указанных нормативов утверждается Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ.

    Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на цели, указанные выше, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

    Казенный завод представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований и амортизационных отчислений. Казенный завод может получать кредиты на выполнение уставных целей.

    Аналогично осуществляется финансирование казенных фабрик, казенных хозяйств.

    Заключение

    Финансы - это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

    Муниципальным предприятием в социальной сфере признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    В форме муниципальных предприятий в социальной сфере могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Иными словами, муниципальное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

    При создании муниципального предприятия в социальной сфере ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Ответственность муниципального предприятия в социальной сфере по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Список использованной литературы


    Конституция Российской Федерации
    Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 489 с.
    Государственные и муниципальные финансы / под ред. И.Д. Мацкуляна. – М.:... Забрать файл

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: