Что такое речевой аппарат. Основные отделы ре­чевого аппарата: периферический и центральный

Техника речи

Техника речи

Вместо предисловия

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат

- дыхательные органы

- органы речи пассивные

- органы речи активные

- головной мозг

Органы речи

Упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань

Тренировка губ

Упражнение 10. Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

Упражнение 11. Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение - рот закрыт. Приподнимите верхнюю губу к деснам, сожмите губы, опустите нижнюю губу к деснам, сожмите губы. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 13. Обнажить зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Зубы сжаты. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение 15. Движения верхней и нижней губ из упражнения 14 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.

Тренировка нижней челюсти

Упражнение 16. Спокойно, без напряжения опустить нижнюю челюсть (раскрыть рот) на 2-3 пальца, при этом губы должны иметь форму вертикального овала, язык плоско лежит на дне рта, а небная занавеска максимально подтягивается. Через 2-3 секунды рот спокойно закрыть. Повторить 5-6 раз.

Тренировка языка

Упражнение 17. Рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка коснитесь твердого неба, внутренней стороны сначала левой, а потом правой щеки, верните язык в исходное положение.

Упражнение 18. Рот полураскрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

Упражнение 19. Рот полураскрыт. Кончиком высунутого языка напишите в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращайте язык в исходное положение.

Упражнение 20. “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.

Тренировка гортани

Упражнение 21. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.

Голос - это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи.

Благозвучие речи - это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Упражнение 22. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнение 23. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Работа над тоном речи

Упражнение 38. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла?! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом)
Во всем вини саму себя! - - -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? - - -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! - - -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением)

Упражнение 40. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..."

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

"Я ни в чем не виновата!"

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь..."

С сожалением протянула она.

Сказала она тихо, но решительно.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

Упражнение 41. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

Дикция

Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.

В разделе «Техника речи» отработка каждого гласного и согласного звука происходит в такой последовательности:

Определить особенности артикуляции звука (можно обратиться к любому учебнику современного русского языка, к книгам по логопедии);

Проверить перед зеркалом положение органов речи при произнесении данного звука;

Отработать верное произношение звука: сначала мысленно, затем шепотом, потом громко;

Отработать произнесение отдельных слов с этим звуком, а затем - текстов;

При возможности надо обратиться к записи своего голоса, чтобы со стороны проанализировать возможные недочеты.

Советы начинающему оратору

Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.

Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.

Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество - непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.

Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.

Упорство, настойчивость и терпение - вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.

Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.

Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между собой точки зрения различных авторов. Используйте, если это необходимо, словари и справочники.

Составьте ясный и стройный план вашей речи по схеме: введение, главная часть, заключение.

Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей и доказательств - берите для речи только самое существенное.

Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.

Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.

Упражняйтесь в произнесении речей на самые разнообразные темы.

Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.

Не пропускайте гласных звуков.

Не удваивайте и не утраивайте согласных.

Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.

Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.

Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.

Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.

Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.

Следите за своим произношением.

При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.

Послесловие

К созданию проекта «Техника речи» нашу команду побудило желание помочь всем желающим овладеть правильной и четкой речью.

По нашему глубокому убеждению, правильная и четкая речь - это еще больше уверенности в себе, силе своего голоса и слова.

Однако, правильная речь не возможна без русского литературного языка, который служит единым средством выражения мыслей и чувств, средством общения между русскоговорящими людьми. В него входит все богатство речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Однако в словарный состав литературного языка отбирается не все, чем располагает общенародный язык.

За пределами литературного языка остаются:

Некоторые слова и выражения, характерные для какого-либо говора и непонятные людям, живущим в тех местах, где этот говор неизвестен;

Жаргонная лексика - особые слова и выражения, свойственные различным группам прошлого (купцам, ремесленникам и др.);

Так называемые арготические слова и выражения, присущие языку воров, картежников, шулеров и аферистов;

Бранные (нецензурные) слова и выражения.

Вместе с тем, литературный язык тесно связан с так называемым просторечием - житейской бытовой лексикой народа, обладающей огромной образной силой и точностью определений.

В завершение еще раз хочется подчеркнуть, что тем, у кого «хромает» дикция или произношение, понадобится немало времени, чтобы привести свой речевой аппарат в такое состояние, когда дикционная или произносительная ошибка станет невозможной и в этом, мы абсолютно уверены, поможет наш проект «Техника речи».

Работая над проектом, мы для себя решили, что "красота в простоте". Поэтому, мы не стали использовать базы данных и прочие, тормозящие загрузку страниц, технологии, а пошли по классическому пути.

Наш коллектив выражает благодарность всем авторам, книги которых были использованы при написании сборника заданий и упражнений, способствующие выработке необходимых навыков при постановке дыхания, голоса, дикции, под названием «Техника речи» (Technics speech), а также благодарность всем авторам, на которых в своих книгах ссылаются упомянутые авторы, которым мы выразили свою признательность ранее.

Все права на идею, дизайн, тексты и рисунки проекта «Техника речи» (Technics speech) принадлежат коллективу авторов названного проекта. При перепечатке материалов, активная гиперссылка на источник обязательна.

http://technics-speech.ru/

Техника речи

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

Наверное каждый в детстве мечтал, слушая четкий и хорошо поставленный голос диктора центрального телевидения или радио, овладеть техникой речи и говорить также как они. К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, не каждому дано. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

Преодоление различных отклонений в звуковом строе речи имеет огромное значение. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить те огромные трудности, которые могут возникать из-за дефектов речи.

Нельзя не учитывать и того фактора, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с друзьями, не участвуют в детских выступлениях на утренниках, не проявляют активности. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить неким препятствием в продвижении по служебной лестнице.

Регулярные занятия по предложенной методике помогут справиться или значительно снизить дискомфорт от заикания. Все очень просто. У каждого человека развита так называемая внутренняя речь, которая не произносится вслух, а существует только в нашем мозге и которую мы обращаем к самим себе. Когда мы мысленно говорим с самим собой, мы не заикаемся. Внутренняя речь, хотя она и беззвучна, не так уж отличается от речи внешней, звучащей. И та и другая управляется одними и теми же речевыми механизмами.

Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах можно достичь желаемой цели и добиться положительных результатов в риторике, дикции и красноречии.

Вместо предисловия

Содержательная и изысканная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому представителям тех профессий, кому постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи и приложить усилия для совершенствования техники речи.

Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

При подготовке этого сборника нами собраны и обобщены теоретические материалы по технике речи, задания и упражнения, способствующие выработке необходимых навыков. Однако, выразительность речи может быть достигнута лишь в результате систематической работы, направленной как на тренировку и развитие органов речи, так и на совершенствование свойств голоса.

Наш сборник состоит из нескольких разделов, где анализируются строение речевого аппарата, основные свойства голоса, даны приемы и упражнения, способствующие совершенствованию конкретных навыков устной речи. Оно адресовано всем, кто поставит перед собой цель совершенствовать свои речевые навыки.

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

- дыхательные органы , поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

- органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

- органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

- головной мозг , который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея.

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:


Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены - воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи - та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Если спросить музыканта, играющего на гитаре, скрип­ке, пианино или на фаготе, флейте, трубе, как извлекают­ся звуки из инструмента, от чего зависит их сила, дли­тельность, то он расскажет об особенностях своего инст­румента и о том, что нужно сделать, чтобы звуки были различной тональности, силы, протяженности.

Но вот если этому же музыканту задать вопрос, как он, когда говорит, превращает воздушную струю в звуковую волну и где, при помощи чего эта волна превращается в звуки речи, то вряд ли можно ожидать вразумительного ответа. Да что музыканты! Не каждый профессионал-лек­тор, учитель, юрист, дипломат, политический деятель, для кого звучащая речь - профессиональная необходимость, даст правильный ответ. В то время, как для всех, кто по своей профессии «работает» голосом, речевой аппарат -своеобразный музыкальный инструмент, созданный при­родой и поэтому совершенный, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им.

Где же и как образуются звуки речи? От чего зависит их сила, тембр, широта? Как с помощью голоса можно передавать мысли, чувства, состояние души человека, воз­действовать на других? Какие при этом происходят про­цессы и какие законы акустики, физиологии, психологии лежат в их основе?

Ученые определили, что звук голоса - одна из форм энергии. Энергия эта, порожденная голосовым аппаратом человека, распространяясь с большой скоростью, приво­дит в колебание молекулы воздуха с определенной часто­той и силой. От частоты колебания зависит высота звука, а от амплитуды колебания - его сила. Следовательно, чтобы понять природу звука, его акустические и физиологичес­кие особенности, необходимо прежде всего изучить рече­вой аппарат, знать его устройство и уметь на нем «иг­рать». Ведь во многом от голоса зависит успех выступле­ния.

У И. Андроникова, публициста, мемуариста, критика, есть рассказ «Горло Шаляпина». Автор пересказывает то, что слышал от известного артиста Малого театра Остуже­ва, которому однажды привелось заглянуть в горло Ша­ляпина:

Вы не знаете, что - я - увидел!!! Выставив руки, словно
предлагая наматывать на них шерстяные нитки, он округля­
ет ладони, соединил кончики пальцев - руки встретились;
оглядел образовавшееся внутри пространство, дал мне налю­
боваться, глядя в глаза мне, крикнул звонко, отрывисто:

КРАТЕР!!!

Полная и напряженная пауза - и снова яростный возглас:

Из ладоней образуется круглый свод:

КУПОЛ!!! Он уходит под самые глаза... И вот под этим
куполом рождается неповторимый тембр шаляпинского баса!..
Язык, как волна в знойный полдень, еле зыблется за ожере­
льем нижних зубов... И ВО ВСЕЙ ГОРТАНИ НИ ОДНОЙ
ЛИШНЕЙ ДЕТАЛИ!.. Она рассматривается как сооружение
великого мастера! И я не могу оторвать глаз от этого необык­
новенного зрелища!.. .



Рассказчик обращает внимание на размеры глотки, ее глубину (кратер!), на высоту нёба (купол!), на язык (как волна в знойный полдень). Это все - составляющие рече­вой аппарат и у каждого человека он имеет свои размеры, свою конфигурацию.

От чего же это зависит? От природы? Чем природа на­градила, то и имеешь? Один из приятелей Остужева, ког­да он рассказал ему об увиденном, заметил:

Я горло Шаляпина знаю. Согласен с тобой - это чудо! Но не природы! Это - чудо работы, систематической трениров­ки. У Шаляпина от природы - великолепный бас, - редчай­шие связки! И обыкновенная глотка. Но его первый учитель пения, Усатов, специальными упражнениями сумел поднять ему мягкое нёбо, расширил стенки гортани, он выучил Ша­ляпина - ну как бы тебе объяснить - полоскать горло звука­ми... .

Вот, оказывается, что! Каждый человек, выполняя не­обходимые упражнения, может довести свой речевой ап­парат до совершенства или значительно развить и улуч­шить его.

Посмотрите внимательно на схему:

дух втягивается в легкие и выталкивается наружу. От объе­ма легких, от того, сколько воздуха они могут вместить, а затем вытолкнуть, зависит сила звука и его продолжи­тельность.

Когда Таманьо выступал на сцене Большого театра, - рас­сказывал однажды артист Остужев Ираклию Андроникову, - московские студенты, которые всегда знали все лучше всех, никогда не приобретали билетов на галерею. Они слушали его задаром - с Петровки. У этого молодчаги был такой голо­сина, что ему приходилось перед спектаклем шнуровать на голом теле специальный корсет, чтобы не вздохнуть полной грудью. Как вы знаете, на улице никогда не слышно ни орке­стра, ни хора... но голос Таманьо проникал сквозь слуховые окна на чердаке. Если бы он не шнуровался, то, пожалуй, стены дали бы трещины, а какой-нибудь театр, поменьше нашего Большого, того и гляди загудел бы в тартарары .

Конечно, можно этому верить и не верить, но факт остается фактом: от глубины и силы вдоха и выдоха зави­сит сила звука.

Однако при вдохе и выдохе воздуха не всегда образуется звук. Чтобы жить, человек должен дышать, даже во сне. С прекращением дыхания наступает смерть.

Когда же и как воздух превращается в звук или способ­ствует образованию звука? И не просто звука, а звука речи.

Самый активный артикулятор - язык. Он во рту чув­ствует себя хозяином: то к зубам прижмется, то отступит от них, то к нёбу начнет подниматься, то в глубь ротовой полости уйдет. От его движений зависит характер боль­шинства звуков русского языка. Не случайно вербальный (словесный, звуковой) способ общения назвали языком.

О главенствующей роли языка при образовании звуков свидетельствуют выражения: «У тебя что, язык отнял­ся?», «У тебя что, язык прилип к гортани?», «Ты что, язык проглотил?» или «Ты что, без языка?», «Ты что, языка лишился?» Так говорят, когда тот, к кому обраща­ются, молчит, не отвечает.

А сколько устойчивых выражений, образность которых создается за счет прямого значения слова язык («орган речи»)! «Держи язык за зубами» (Молчи, не болтай лиш­него). «Какой у него длинный язык, совсем не умеет сдер­живаться в разговоре». Если о ком-то скажут, что у него язык без костей, то значит, что он любит поговорить, болтает много всякого вздора, глупостей. «Так и просится на язык, язык чешется», - говорят, когда очень хочется сказать, когда не могут удержаться, утерпеть, чтобы не заговорить, не сказать что-либо. А вот если человек не может членораздельно, ясно выразить свою мысль, то го­ворят: «У него язык заплетается».

Теперь вы представляете, каким сложным, каким со­вершенным и необходимым человеку аппаратом наградила его природа.

По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искреннос­ти. Бодрость и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие - все эти пси­хические моменты, сопровождающие устную речь, как бы аккомпанирующие ее содержанию, находят верное отражениев звуковом потоке. В разговорной речи это отражение являет­ся непосредственным, непроизвольным, не контролируется сознанием говорящего. В публичной речи оно должно стать осознанным и преднамеренным орудием воздействия.

Актер, декламатор, оратор, учитель, лектор - всякий, кто хочет воздействовать звучащей речью, - должен путем сис­тематических наблюдений осознать выразительное значение отдельных факторов речевого звучания и целостных фонети­ческих стилей, должен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и воле­вую реакцию .

Конечно, у оптимиста и обрадованного человека голос будет радостный, счастливый, звонкий, а у пессимиста - " недовольный, мрачный, раздраженный, глухой; разгневан­ный человек чаще всего говорит повышенным голосом, а больной - слабым, болезненным, прерывающимся. Значит, в понятие «характер речевого звучания» входят тональ­ность речи, темп, длительность и частота пауз, дикция.

О зависимости голоса от характера и состояния челове­ка свидетельствуют многие определения к слову голос, на-пример: решительный, смелый, робкий, вялый, безразлич­ный, болезненный, заискивающий, увлеченный, бодрый, жизнерадостный, серьезный, смешливый, заинтересован­ный, инертный, нерешительный, уступчивый, грубый, нахальный, хамский, вежливый, интеллигентный, добро­желательный, повелительный, смиренный, властный, храб­рый, спокойный, взволнованный, тревожный, началь­нический, правдивый, лживый, предательский, искренний, раздраженный, веселый, удрученный, брюзжащий, скуч­ный, легкомысленный, энергичный.

Вот сколько различных оттенков может иметь голос, передавая состояние говорящего, его характер, отноше­ние к собеседнику, предмету речи, степень образованности и воспитанности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что представляет собой речевой аппарат?

Согласные

Гласные

Гласными называются звуки, состоящие главным образом из голосового тона. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого неба таково, что воздух проходит через полость рта, не встречая препятствий, которые могут способствовать возникновению шума. В зависимости от положения языка немецкие гласные делятся на гласные переднего (i, e, ä, ö, ü) и заднего ряда (a, o, u). Гласные бывают долгими и краткими (8 гласных букв дают 16 гласных звуков). Их длительность связывается с качеством слога, который они образуют. В этом отношении различают открытые (оканчивающиеся на гласный или состоящие из одного гласного) и закрытые слоги (оканчиваются на одну или несколько согласных). Дифтонгом называется слитное произнесение в одном слоге двух гласных.

[ə]
[ί:] [ı]
[y]
[ε:] [ε]
[ø:] [œ]
[a]
[υ]
[ɔ]
[α:]
Все фонологические признаки немецких гласных звуков представлены схематически в так называемом четырёхугольнике немецких гласных :

Согласными называются звуки, состоящие из голоса и (или) шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. В зависимости от участия голоса немецкие согласные делятся на глухие, звонкие (взрывные и щелевые) и сонорные (звучные). Под аффрикатами понимают слитное произнесение двух согласных.

Залогом правильного произношения является умение правильно управлять своими органами речи, т.е. речевым аппаратом.

Речевой аппарат включает :

  • дыхательную систему (das Atmungssystem)
  • гортань (der Kehlkopf)
  • резонатор (das Ansatzrohr) – полость рта при образовании звуков

Дыхательная система состоит из лёгких (die Lungen ), бронхов (die Bronchien ) и трахеи (die Luftröhre ), иначе дыхательного горла.

Работа органов дыхания является основой для произнесения звуков. В процессе дыхания выдыхаемый воздух через трахею попадает в гортань, где происходит его первое преобразование.

Гортань является верхней частью трахеи и оканчивается надгортанником (der Kehldeckel) который закрывает дыхательное горло во время приёма пищи. Однако для процесса говорения гортань важна тем, что в ней находятся голосовые связки (die Stimmbänder ).

Голосовые связки представляют собой две эластичные мышцы, которые крепятся к перстневидному хрящу при помощи черпаловидных хрящей. Благодаря их подвижности, голосовые связки либо приближаются друг к другу, либо удаляются друг от друга. Возникающая при этом между голосовыми связками щель, является основой для последующего произнесения звуков (ксерокопия) . Выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, задевает края голосовых связок, заставляя их вибрировать. Таким образом, под воздействием этих колебательных движений воздух начинает «звенеть».



Из гортани струя выдыхаемого воздуха попадает в резонатор (das Ansatzrohr ), где происходит его окончательное преобразование в тот или иной звук.

Резонатор составляют три полости: полость рта (die Mundhöhle ), глотка (der Rachen ) и полость носа (die Nasenhöhle ).

В полости рта находятся основные артикуляционные органы:

Ø верхняя губа (die obere Lippe)

Ø нижняя губа (die untere Lippe)

Ø верхние зубы (die oberen Zähne)

Ø нижние зубы (die unteren Zähne)

Ø альвеолы (die Alveolen)

Ø твёрдое нёбо (der Hartgaumen)

Ø мягкое нёбо (der Weichgaumen)

Ø язычок (das Zäpfchen)

Ø язык (die Zunge), который условно делится на 4 части – кончик языка (die Zungenspitze), передняя спинка языка (die Vorderzunge), средняя спинка языка (die Mittelzunge) и задняя спинка языка (die Hinterzunge).

Полость носа выполняет роль резонатора при образовании носовых звуков (m, n, ŋ). При их произнесении задняя часть мягкого нёба – небная занавеска (das Gaumensegel ), опускается, тем самым, закрывая воздушной струе проход в полость рта.

Рис. 1: Речевой аппарат человека


1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея.


3. Артикуляционная база немецкого языка.

При общем, одинаковом способе образования звуков каждый язык имеет свою, характерную ему, артикуляционную базу. Под артикуляционной базой языка понимается набор характерных данному языку движений речевого аппарата при производстве звуков.

Вот несколько, характерных для артикуляционной базы немецкого языка черт:

1. Для немецкого языка характерно более сильное, по сравнению с русским языком, напряжение мышц речевого аппарата при произнесении всех звуков.

2. Для немецкого языка характерно контактное положение кончика языка, т.е. при произнесении всех гласных и большинства согласных кончик языка касается передних нижних зубов.

3. При произнесении согласных звуков мягкое нёбо не полностью закрывает струе выдыхаемого воздуха проход в полость носа, что вызывает такое явление, как назализация, т.е. звуки имеют слегка носовой оттенок (Name – нам).

4. Немецкие гласные произносятся при устойчивой установке органов речи в полости рта (ко нтро ль - ко нтро лировать, Ko ntro lle - ko ntro llieren).

5. Артикуляция немецких звуков происходит при более энергичном движении нижней челюсти вверх – вниз, особенно при произнесении открытых звуков.

6. Немецкий язык имеет один звук, в образовании которого участвует язычок – [R].

7. Немецкие согласные не противопоставляются по признаку «мягкость – твёрдость».

8. При произнесении носового звука [ŋ] образуется плотная смычка задней спинки языка и мягкого нёба.

9. В русском языке при сочетании согласных звуков с гласными переднего ряда за счёт подъёма передней и средней спинки языка к твёрдому нёбу происходит смягчение, что для немецкого языка не типично (зима, тишина – sie, Tisch).

4. Понятие фонемы, звука, буквы. Немецкий алфавит и фонетическая транскрипция .

Для того чтобы понять, в чём состоит отличие таких единиц, как звук, буква и фонема, необходимо определить, в чём состоит отличие речи и языка.

Речь конкретна. Она отображает предметы, действия, ощущения в конкретной ситуации в настоящем, прошедшем и будущем.

Язык абстрактен. Он является абстрактным отображением действительности.

При этом если язык является достоянием всех говорящих (в нём существуют определённые грамматические правила, слова, звуки, которые может выучить любой человек), то речь индивидуальна – каждый говорящий использует различный словарный запас, индивидуально использует грамматические структуры, по-разному произносит звуки.

Поэтому звук является единицей речи, он конкретен, а фонема – это единица языка, которая является абстрактным отображением звука.

Def.3: Фонема – это минимальная единица языка, которая служит для

складывания и различения значимых единиц – слов.

Функции фонемы :

ü смыслоразличительная (сигнификативная)

дом – том, die Beeren – die Bären

ü перцептивная – быть объектом восприятия.

В речи под влиянием рядом стоящих звуков один и тот же звук может произноситься с некоторыми акустическими отличиями (вода – воды – водяной, Kiel – kühl – backen). Однако эти изменения не влияют на смысл слова, поэтому рассматриваются только как варианты одного звука. В языке данное изменение называется аллофон .

Def.4: Аллофон – это видоизменения фонемы, которые являются

результатом разных произносительных условий.

Каждый язык имеет ограниченное число фонем. Аллофоны фонем передаются на письме буквами.

Def.5: Буква – графическое изображение звуков .

В немецком алфавите используются 26 пар латинских букв (строчные и прописные); умляутированные буквы ä, ö, ü и лигатура ß (эсцет) в состав алфавита не входят. При алфавитной сортировке ä, ö, ü не различаются с соответственно a, o, u, за исключением слов, отличающихся только умляутом - в этом случае слово с умляутом идёт позже; ß приравнивается к сочетанию ss. Однако при перечислении немецких букв знаки ä, ö, ü дают не рядом с соответствующими «чистыми» буквами, а в конце списка.

A a аF f эфL l эльQ q ку(Ü ü) у-умлаут

(Ä ä) э (а-умлаут)G g гэM m эмR r эрV v фау

B b бэH h хаN n энS s эсW w вэ

C c цэI i иO o о(ß) эсцетX x икс

D d дэJ j йот(Ö ö) о-умлаутT t тэY y ипсилон

E e эK k каP p пэU u уZ z цет

До начала XX в. официально использовался готический шрифт (в частности, существовал особый готический рукописный шрифт). Буквы в общепринятом европейском начертании используются сначала неофициально с XIX в., а после победы Ноябрьской революции 1918 г. вводятся официально. Попытки нацистов вернуть готический шрифт в качестве официального успеха не имели, и в настоящее время он используется лишь в декоративных целях.

Однако буквенное изображение не всегда совпадает со звуками (Schule, Chef, Show). А также, одна и та же буква может обозначать несколько звуков (gehen, Tag, ruhig). Поэтому для адекватного акустического отображения слова существует фонетическая транскрипция.

Def. 6 : Фонетическая транскрипция – это запись речи при помощи фонетического алфавита, в основе которого лежит латинский алфавит .

В транскрипции каждому звуку соответствует только один условный знак.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата: 1 - головной мозг: 2 - носовая полость: 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник: 11 - глотка; 12 -- гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое: 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 - мягкое нёбо



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: