Валютно-финансовые организации системы оон. Автономные организации, связанные с оон Международной организацией связанной с оон является

Центральное место среди международных организаций занимает Организация Объединенных Наций (ООН).

Система Организации Объединенных Наций состоит из главных и вспомогательных органов, специализированных организаций и учреждений и автономных организаций, являющихся составной частью в системе ООН. К числу главных органов относятся: Генеральная ассамблея (ГА); Совет безопасности (СБ); Международный Суд и Секретариат. Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, учреждаются в соответствии с Уставом.

Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществляющих возложенные на них функции.

Рассмотрим внутреннюю структуру международных экономических организаций системы ООН.

Генеральная ассамблея является ее главным органом. Она уполномочена решать любые вопросы в рамках Устава организации. Генеральная ассамблея выносит резолюции, которые, хотя и не являются обязательными для ее членов, все же оказывают заметное влияние на мировую политику и развитие международного права. За время существования принято 10 тыс. резолюций. Генеральная ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В ее структуре экономическими проблемами занимаются:

  1. Комитет по экономическим и финансовым вопросам, вырабатывающий резолюции к пленарным заседаниям Генеральной ассамблеи;
  2. Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТ-РАЛ, занимающаяся гармонизацией и унификацией правовых норм в международной торговле;
  3. Комиссия по международному праву, работающая над развитием и кодификацией международного права;
  4. Комитет по инвестициям, оказывающий содействие в размещении инвестиций из средств фондов, находящихся под контролем ООН.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) является важнейшим органом ООН, отвечающим за экономические, социальные, культурные и гуманитарные аспекты политики ООН.

В функции ЭКОСОС входят:

  • проведение исследований и составление докладов по международным вопросам в области экономической и социальной сфер, культуры, образования, здравоохранения и представление по этим вопросам рекомендаций Генеральной ассамблее, членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям;
  • обсуждение международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработка рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и системы ООН в целом;
  • контроль и оценка осуществления общей стратегии политики и первоочередных задач, установленных Генеральной ассамблеей в экономической, социальной и смежных областях;
  • обеспечение согласования и последовательное практическое оперативное осуществление на комплексной основе соответствующих директивных решений и рекомендаций, принимаемых на конференциях ООН и других форумах в рамках системы ООН, после их утверждения Ассамблеей и/или ЭКОСОС;
  • обеспечение общей координации деятельности организаций системы ООН в экономической, социальной и смежных областях в целях осуществления первоочередных задач, установленных Генеральной Ассамблеей для системы в целом;
  • проведение всесторонних обзоров политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН.

ЭКОСОС имеет в своем составе комиссии, комитеты, специальные группы, которые занимаются экономическими вопросами. Это:

  • шесть функциональных комиссий и подкомиссий - социального развития, по контролю за наркотическими средствами, по науке и технике в целях развития, по поддержанию устойчивого развития, по статистике, по транснациональным корпорациям;
  • пять региональных комиссий - Европы, стран Азии и Тихого океана, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Западной Азии;
  • два постоянных комитета - для программ и координации, по непосредственным организациям;
  • семь органов-экспертов - Комитет по развитию планирования, Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, комитеты по транспортировке опасных грузов, по экономическим, социальным и культурным правам, по национальным ресурсам, по новым и возобновляемым источникам энергии и использованию энергии и в целях развития, а также встречи экспертов по государственному управлению и финансам.

Целями региональных комиссий являются изучение экономических и технологических проблем соответствующих регионов мира, разработка мер и средств по оказанию содействия экономическому и социальному развитию региональных членов путем координации их действий и проведения согласованной политики, направленной на решение кардинальных задач развития отраслей экономики и внутрирегиональной торговли.

Кроме непосредственных органов ООН в ее систему входят специализированные учреждения и межправительственные организации включающие:

  1. фонды и программы ООН;
  2. специализированные учреждения ООН;
  3. автономные организации, связанные с ООН. Остановимся на наиболее важных организациях первой группы.

1. Фонд развития инвестиций оказывает содействие развивающимся странам путем дополнения существующих источников финансирования предоставлением помощи и займов. Ресурсы фонда образуются из добровольных взносов и оцениваются в 40 млн долл.
2. Программа развития ООП (ПРООН) представляет собой самую крупную организацию системы ООН, финансирующую многоотраслевую экономическую и техническую помощь. Ее ресурсы оцениваются в 1 млрд долл. и постоянно пополняются странами-донорами, в число которых входят большинство развитых и крупные развивающиеся страны. ПРООН занимается ключевыми аспектами устойчивого развития и основными глобальными проблемами: искоренением бедности, восстановлением окружающей среды, обеспечением занятости и т.д. Она организует глобальные форумы по этим проблемам, такие, как Форум по проблемам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.), по социальному развитию (Копенгаген, 1995 г.). Деятельность программы охватывает в настоящее время более 150 стран, в которых осуществляется свыше 6500 проектов.
3. Программа ООП по окружающей среде (ЮНЕП) ведет постоянное наблюдение за окружающей средой и отвечает за координацию всех международных проектов в этой сфере. Ее деятельность направлена на решение глобальных экологических проблем.
4. Всемирная продовольственная программа (ВПП) координирует предоставление международной продовольственной помощи в случаях чрезвычайных ситуаций. Бюджет ВПП составляет свыше 1,2 млрд долл. и формируется в основном за счет взносов США (500 млн долл.), ЕС (235 млн долл.) и других развитых стран.

Среди связанных с ООН специализированных организаций можно выделить следующие.

  1. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВО- ИС) объединяет усилия 18 межправительственных организаций по защите интеллектуальной собственности.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) объединяет 168 стран для содействия внедрению новых промышленных технологий, индустриализации развивающихся, особенно африканских, стран, оказания технической помощи. ЮНИДО создала Банк промышленной и технологической информации и систему обмена научно-технической информацией. К значительной части информационных массивов есть доступ в Интернет по адресу www.unido.org . Все организации системы ООН являются источниками бесплатной информации в Интернет. Их адреса практически всегда совпадают с аббревиатурой.
  3. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) содействует инвестициям в сельское хозяйство, передаче новейших технологий развивающимся странам, аграрным реформам. На сайте www.fao.org . имеется информация об АПК всех стран.
  4. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) кредитует сельское хозяйство в развивающихся странах.
  5. Всемирный почтовый союз (ВПС) - старейшая организация в системе ООН, учрежденная еще в 1865 г. Занимается развитием и модернизацией почтовых служб.
  6. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) координирует международные усилия в сфере развития метеорологических наблюдений.
  7. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объединяет усилия 190 стран для решения проблем охраны здоровья людей.
  8. Международная организация труда (МОТ) - создана еще в 1919 г. согласно Версальскому договору, в ее составе 171 страна. МОТ разработала Международный трудовой кодекс. Она занимается проблемами занятости и роста уровня жизни населения, социальными и экономическими реформами в сфере труда.
  9. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - одна из самых авторитетных международных организаций. Занимается развитием международного сотрудничества в сферах информации, знаний, культуры, коммуникаций и т.д.

Среди автономных организаций, связанных с ООН, отметим Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), в функции которого входит:

  • поощрение и содействие развитию ядерной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях, а также проведению исследований в этой области;
  • предоставление материалов, услуг, оборудования и технических средств в целях удовлетворения потребностей научно-исследовательской работы в области атомной энергии и практического ее использования в мирных целях;
  • содействие обмену научно-технической информацией;
  • поощрение обмена научными работниками и специалистами и их подготовку.

Другие организации системы ООН в той или иной степени были рассмотрены в других разделах учебника, в частности, посвященных регулированию торговых и финансовых международных отношений.

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
    • Понятие населения
    • Гражданство и международное право
    • Правовой статус бипатридов и апатридов
    • Правовое положение иностранных граждан
    • Режим нелегальных мигрантов
    • Право убежища
    • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
    • Понятие и источники права внешних сношений
    • Государственные органы внешних сношений
    • Дипломатические представительства
    • Консульские учреждения
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
    • Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Специализированные учреждения ООН

Специализированные учреждения ООН (а их всего 16) - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.

Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты:

  1. межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;
  2. широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;
  3. осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
  4. связь с ООН.

Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с Организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением. В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН.

Уставом ООН предусмотрено, что Организация делает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений (ст. 58). Так, ЭКОСОС уполномочен: согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамблее и членам Организации; принимать меры для получения от них регулярных докладов; обеспечивать взаимное представительство Совета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях.

Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия - член всех специализированных учреждений, кроме ФАО, ИФАД, МАР и МФК.

Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 г. на Парижской мирной конференции как автономная организация Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 г. Специализированное учреждение ООН с 1946 г. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).

Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся.

Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов). По замыслу создателей МОТ это должно способствовать диалогу между трудящимися и предпринимателями при посредстве правительств (идея социального партнерства).

Главными органами МОТ являются Генеральная конференция, Административный совет и Секретариат - Международное бюро труда. Генеральная конференция может собираться на очередные (ежегодные) и специальные (по мере необходимости) сессии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два - от правительства и по одному - от предпринимателей и профсоюзов. Конференция разрабатывает конвенции и рекомендации по вопросам труда (разработано более 300 таких актов), в порядке контроля рассматривает доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ, утверждает программу и бюджет организации.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1946 г. на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г.

Целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». Основные направления ее деятельности: борьба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера. ВОЗ предоставляет помощь в налаживании системы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями.

Высшим органом ВОЗ, определяющим ее политику, является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Организации. Она созывается ежегодно.

Исполнительный комитет ВОЗ, состоящий из представителей 30 государств, избираемых Ассамблеей натри года, собирается не реже двух раз в год. Административным органом является Секретариат во главе с Генеральным директором.

В рамках Воздействуют шесть региональных организаций: стран Европы. Восточного Средиземноморья, Африки, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии, западной части Тихого океана.

Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция).

ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.

Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направление деятельности организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает Генерального директора, решает другие вопросы.

Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции. Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом. Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с Генеральным директором, назначаемым на шесть лет.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Учреждена в 1967 г. на состоявшейся в Стокгольме Конференции по интеллектуальной собственности. Конвенция (1967 г.) о создании ВОИС вступила в силу в 1970 г. Специализированное учреждение ООН с 1974 г. Штаб-квартира находится в Женеве.

Цель организации - содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире, способствовать претворению в жизнь международных соглашений в этой сфере, осуществлять административное управление различными союзами в области охраны интеллектуальной собственности, не нарушая их автономии (например. Бернским союзом по охране произведений литературы и искусства. Парижским союзом по охране промышленной собственности и др.). ВОИС занимается также подготовкой проектов договоров в области защиты авторских прав, разработкой новой патентной классификации, осуществлением технического сотрудничества в патентной области.

Высшими органами ВОИС являются Конференция, в которую входят все государства - члены ВОИС, и Генеральная Ассамблея, состоящая из тех государств-членов, которые являются также членами Парижского или Бернского союзов. Конференция обсуждает вопросы, представляющие общий интерес для всех государств - членов ВОИС в области интеллектуальной собственности, и принимает по ним рекомендации, определяет бюджет ВОИС. Генеральная Ассамблея определяет политику и общее направление деятельности организации, утверждает ее бюджет, назначает Генерального директора ВОИС.

МВФ и МБРР были созданы на Конференции в Бреттон-Вудсе (США) как специализированные учреждения ООН финансового характера. Фонд начал функционировать с 1945 г., Банк - с 1946 г. МФК была создана в 1956 г., а МАР - в 1960 г. как филиалы МБРР. Местонахождение - Вашингтон (США), у МВФ есть отделения в Париже и Женеве, у МБРР - в Париже и Токио.

Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами двух филиалов - только члены МБРР. Центральное место в системе финансовых организаций занимает Международный валютный фонд. Его целями являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им краткосрочных и среднесрочных займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Высшим органом Фонда, определяющим его политику, является Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от всех государств-членов. Созывается Совет ежегодно на сессии. Повседневную работу осуществляет Исполнительный совет в составе директора-распорядителя и 22 исполнительных директоров, избираемых на два года. Директор-распорядитель является председателем Директората и главным административным лицом Секретариата.

Целями МБРР явтяются содействие реконструкции и развитию экономики государств - членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства и др.

Высший орган МБРР - Совет управляющих, организованный на тех же началах, что и Совет управляющих Фонда. Директоры-исполнители (22 человека) образуют исполнительный орган Банка. Президент Банка руководит штатом его служащих.

МАР и МФК , являющиеся филиалами Банка, созданы главным образом для содействия развивающимся странам. У них те же органы, что и у Банка.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Создана в 1945 г. на Конференции в Квебеке (Канада). Организация ставит целью улучшение питания и повышение уровня жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства, улучшение системы распределения продовольствия и др. При осуществлении этих целей ФАО содействует капиталовложениям в сельское хозяйство, сохранению природных ресурсов, создает специальные программы в сферах своей деятельности, совместно с ООН руководит Мировой продовольственной программой.

Органы ФАО: Конференция в составе всех членов, собираемая раз в два года для определения политики, утверждения бюджета и программы работы ФАО; Совет - руководящий орган ФАО в период между сессиями Конференции, состоящий из 49 государств-членов; Секретариат во главе с генеральным директором. Штаб-квартира ФАО находится в Риме (Италия).

Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) - специализированное учреждение ООН, имеющее целью мобилизовать дополнительные средства для развития сельского хозяйства в развивающихся странах путем осуществления проектов и программ, предназначенных для беднейшего сельского населения. Год основания - 1977 г.

На 1 января 1985 г. членами ИФАД являлись 139 государств, среди которых развитые страны - члены ОЭСР, развивающиеся страны - члены ОПЕК и развивающиеся страны, получающие помощь от указанных стран. Россия в ИФАД не участвует. Кредитная политика Фонда и критерии предоставления помощи государствам-членам предусматривают, что его средства должны использоваться для осуществления проектов, направленных на достижение следующих взаимосвязанных целей: увеличение производства продовольствия, занятости и дополнительных поступлений для бедных и безземельных фермеров, а также улучшение системы питания и распределения продовольствия. 55% первоначального капитала ИФАД составляют взносы развитых стран - членов ОЭСР, 42.5% - развивающихся стран - членов ОПЕК, 2,5% - других развивающихся стран. Сложная формула распределения голосов внутри данных категорий стран, зависящая от размера взноса, а также неодинаковое число стран, входящих в каждую из этих категорий, приводят к тому, что ключевые позиции в ИФАД занимают страны - члены ОЭСР и страны - члены ОПЕК. Высший орган ИФАД - Совет управляющих - состоит из представителей всех стран-членов. Исполнительным органом является Исполнительный совет, состоящий из 18 членов, избираемых Советом управляющих на три года. Он руководит всей практической деятельностью ИФАД. Во главе исполнительных служб Фонда стоит Президент, который является одновременно Председателем Исполнительного совета. Местонахождение ИФАД - Рим (Италия).

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) . Основные положения, на которых строится деятельность гидрометеорологической службы, разрабатываются и утверждаются Всемирной службой погоды, работу которой координирует Всемирная метеорологическая организация. ВМО возникла как мировое сообщество метеорологов в 1873 г. ВМО осуществляет обмен метеорологической информацией между всеми службами, следит за соблюдением единства методов наблюдений, заботится о распространении и обмене результатами научных исследований в области метеорологии.

Необходимость международного сотрудничества в области метеорологии стала очевидной для ученых в начале XIX в., когда были составлены первые карты погоды. Атмосфера не имеет государственных границ, и сама по себе служба погоды может функционировать и быть эффективной только как служба международная, организованная в масштабах всего земного шара.

В начале 70-х гг. XIX в. (1872-1873) была учреждена Международная метеорологическая организация (ММО), которая после Второй мировой войны стала Всемирной метеорологической организацией (ВМО), являющейся одним из специализированных агентств Организации Объединенных Наций (ООН), устав которой был подписан 26 июня 1945 г.

23 марта 1950 г. вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации, и бывшая неправительственная организация ММО была преобразована в межправительственную - ВМО.

Метеорологи разных стран работают, руководствуясь едиными рекомендациями (техническими регламентами) ВМО. Членами ВМО являются более 150 стран мира. Высшим органом ВМО является Всемирный метеорологический конгресс, который созывается раз в четыре года. На Конгрессе избираются Генеральный секретарь ВМО и его заместители. На Конгрессе Всемирной метеорологической организации в Женеве 20 мая 2003 г. на пост Президента на предстоящие четыре года без голосования был избран Руководитель Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Ростидромет) Александр Иванович Бедрицкий (1947 г.р.). Представитель России впервые занял этот высокий пост.

ВМО имеет шесть региональных ассоциаций по географическим районам, координирует деятельность членов в пределах своих географических районов, куда входят Африка, Азия, Южная Америка, Северная и Центральная Америка, Юго-Запад Тихого океана, Европа.

Основная практическая деятельность ВМО выполняется восемью техническими комиссиями: по авиационной метеорологии, атмосферным наукам, гидрологии, климатологии, морской метеорологии, основным системам, приборам и методам наблюдений, сельскохозяйственной метеорологии. Штаб-квартира ВМО находится в Швейцарии, в Женеве. Бюджет ВМО состоит из взносов членов Организации пропорционально размерам национального дохода каждой страны.

Метеорологические службы разных стран мира, оставаясь национальными по структуре и задачам, решаемым в пределах своей страны, работают по международным стандартам в соответствии с рекомендациями ВМО.

Метеорологические службы участвуют в реализации международных программ, например Всемирной климатической программы. Всемирной программы применения знаний о климате, программ «Метеорология и освоение океанов», «Сельскохозяйственная метеорология», «Гидрология и водные ресурсы» и др.

Крупнейшей является программа ВМО «Всемирная служба погоды», основой которой являются три глобальные системы: наблюдений (ГСН), обработки данных (ГСОД) и телесвязи (ГСТ). Согласно этой программе функционируют три категории метеорологических центров: национальные (НМЦ), региональные (РМЦ) и мировые (ММЦ). В настоящее время успешно функционируют центры приема и обработки спутниковой информации.

Национальные центры (их более 100) осуществляют сбор и распространение метеорологической информации с территории одной страны и пользуются необходимой информацией с территорий других стран.

Региональные центры (их более 30, в том числе в России имеются РМЦ в Москве, Новосибирске и Хабаровске) освещают метеорологическими данными большие территории, охватывая при необходимости системой сбора, обработки метеорологической информации несколько стран.

Мировые центры - в Москве, Вашингтоне и Мельбурне - собирают данные со всего мира, включая информацию метеорологических спутников Земли.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости.

ЮНИДО была создана в 1966 г., а специализированным учреждением Организации Объединенных Наций стала в 1985 г. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие в сотрудничестве со 171 государством-членом промышленному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 29 страновых и региональных отделений, 14 отделений по содействию инвестированию и передаче технологий и ряда отделений по конкретным аспектам ее деятельности.

В качестве глобального форума ЮНИДО аккумулирует и распространяет информацию по вопросам промышленности и обеспечивает основу, для того чтобы различные участники деятельности в области развития - лица, ответственные за принятие решений в государственном и частном секторах, организации гражданского общества и международное сообщество в целом - могли укреплять сотрудничество, вести диалог и развивать партнерские отношения для решения стоящих перед ними задач. В качестве учреждения по вопросам технического сотрудничества ЮНИДО разрабатывает и осуществляет программы оказания своим клиентам поддержки в области промышленного развития, а также предлагает специализированные услуги по вопросам разработки программ с учетом индивидуальных потребностей. Эти две основные функции являются одновременно взаимодополняющими и взаимообусловленными.

Основными инструментами технического сотрудничества являются комплексные программы (КП) и рамки страновых услуг (РСУ). Финансовые ресурсы ЮНИДО складываются из регулярного и оперативного бюджетов, а также специальных взносов на деятельность в области технического сотрудничества. Регулярный бюджет формируется из начисленных взносов государств-членов. Техническое сотрудничество финансируется главным образом за счет добровольных взносов стран- доноров и учреждений, а также Программы развития Организации Объединенных Наций, Многостороннего фонда для осуществления Монреальского протокола, Глобального экологического фонда и Общего фонда для сырьевых товаров. Объем операций ЮНИДО на двухгодичный период 2004-2005 гг. составляет около 356 млн евро.

Организация состоит из трех отделов, каждый из которых возглавляет директор-управляющий. В центральных учреждениях и в других действующих отделениях ЮНИДО насчитывается 645 сотрудников. Кроме того, ЮНИДО ежегодно пользуется услугами более 2200 международных и национальных экспертов, которые работают в рамках проектов в различных странах мира.

Международная морская организация (ИМО) - международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской. Имеет штат около 300 человек.

ИМО образована 6 марта 1948 г. в Женеве с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) (англ. Inter-Governmental Maritime Consultative Organization, IMCO). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 г., и вновь созданная организация приступила к своей практической деятельности.

На 9-й сессии Ассамблеи этой организации (Резолюция А.358(1Х)) ее название было изменено и с 22 мая 1982 г. действует нынешнее. Штаб-квартира расположена в Лондоне.

В определенном смысле ИМО является форумом, в котором государства - члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской.

Основные функции и структура ИМО: действует в качестве агента Организации Объединенных Наций (ООН); является консультативной и совещательной организацией; несет ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством; способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения; принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.

По состоянию на 30 июня 2005 г. членами ИМО были 167 государств. Высшим органом организации является Ассамблея так называемых Договаривающихся правительств. Ассамблеи собираются два раза в год. Первая сессия Ассамблеи тогда еще ИМКО состоялась в январе 1959 г. Имеется также Совет ИМО, состоящий из 32 государств, в число которых входит и Россия.

Помимо Ассамблеи в рамках ИМО действуют пять комитетов:

  • Комитет по безопасности мореплавания (Maritime Safety Committee, MSC- КБМ);
  • Комитет по защите морской среды (Marine Environment Protection Committee, МЕРЕ - КЗМС);
  • Юридический комитет (LEG - ЮРКОМ);
  • Комитет по техническому сотрудничеству (К ГС);
  • Комитет по облегчению формальностей судоходства, а также девять подкомитетов и Секретариат во главе с Генеральным секретарем.

Все нормативные и правовые документы, подготовленные в подкомитетах и рассмотренные на сессиях комитетов, рассматриваются и принимаются, как правило, на очередных сессиях Ассамблеи Организации. Наиболее серьезные, стратегические решения могут приниматься решениями дипломатических конференций.

Решения ИМО объявляются в форме резолюций Организации, к которым при необходимости могут прилагаться вновь принятые документы (кодексы, циркулярные письма, поправки к действующим документам - конвенции, кодексу и т.п.). С учетом оговариваемых условий и сроков вступления в силу такие решения должны внедряться администрациями.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) . Учреждена в 1944 г. на Конференции в Чикаго. Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., являющаяся учредительным актом ИКАО, вступила в силу 4 апреля 1947 г. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).

ИКАО создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на международных авиалиниях, содействия планированию и развитию международного воздушного транспорта.

Высший орган ИКАО - Ассамблея, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая раз в три года для определения политики ИКАО и утверждения бюджета, а также обсуждения любых вопросов, которые не передаются на рассмотрение Совета.

Совет является исполнительным органом ИКАО, состоящим из представителей 33 стран, избираемых Ассамблеей из числа государств с наиболее развитым воздушным транспортом и с учетом справедливого географического представительства.

Всемирный почтовый союз (ВПС) . Создан в 1874 г. на Международном почтовом конгрессе в Берне. Всемирная почтовая конвенция, принятая Конгрессом, вступила в силу 1 июля 1875 г. Ее текст неоднократно пересматривался на всемирных почтовых конгрессах. Штаб-квартира ВПС находится в Берне (Швейцария).

ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование почтовых отношений. Все страны - члены ВПС образуют единую почтовую территорию, на которой действуют три основных принципа: единство такой территории, свобода транзита и единообразный тариф. ВПС разрабатывает правила международной пересылки всех видов почтовых отправлений на основе Всемирной почтовой конвенции и многосторонних соглашений.

Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс, состоящий из представителей всех государств-членов и созываемый раз в пять лет. В его функции входит пересмотр Всемирной почтовой конвенции и дополнительных соглашений. В период между конгрессами действует Исполнительный совет в составе 40 членов, который руководит всей работой Союза. Консультативный совет по почтовым исследованиям (35 членов) занимается техническими и экономическими вопросами почтовой связи. Международное бюро во главе с Генеральным директором является постоянным Секретариатом Союза.

Международный союз электросвязи (МСЭ) - международная организация, определяющая стандарты в области телекоммуникаций и радио. Эго, вероятно, старейшая из ныне существующих международных организаций, она была основана в Париже еще 17 мая 1865 г. под названием Международного телеграфного союза. В 1934 г. МСЭ получил свое нынешнее название, а в 1947 г. стал специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.

В настоящее время в МСЭ входит 191 страна (по состоянию на сентябрь 2008 г.). Стандарты МСЭ не являются обязательными, но широко поддерживаются, так как облегчают взаимодействие между сетями связи и позволяют провайдерам предоставлять услуги по всему миру.

Руководящий орган - Полномочная конференция, которая созывается раз в четыре года и избирает Совет МСЭ в составе 46 членов, который проводит свои заседания ежегодно. Представители всех стран - членов МСЭ на конференции по стандартизации в области телекоммуникаций определяют основные направления деятельности каждого сектора, формируют новые рабочие группы и утверждают план работ на следующие четыре года. Деятельность МСЭ охватывает следующие вопросы: в технической области: содействие развитию и продуктивной эксплуатации средств электросвязи (телекоммуникаций) в целях повышения эффективности услуг электросвязи и их доступности для населения: в области политики: содействие распространению более широкого подхода к проблемам электросвязи в глобальной информационной экономике и обществе: в области развития: содействие и оказание технической помощи развивающимся странам в сфере электросвязи, содействие мобилизации людских и финансовых ресурсов, необходимых для развития электросвязи, содействие расширению доступа к преимуществам новых технологий для населения всего земного шара.

В основном МСЭ занимается распределением радиочастот, организацией международной телефонной и радиосвязи, стандартизацией телекоммуникационного оборудования. Целью Союза являются обеспечение и расширение международного сотрудничества в региональном использовании всех видов связи, совершенствование технических средств, их эффективная эксплуатация. Сейчас МСЭ официально является специализированным учреждением ООН и имеет штаб-квартиру в Женеве (Швейцария) рядом со зданием ООН. В декабре 1992 г. была определена его новая структура: сектор стандартизации электросвязи; сектор радиосвязи; сектор развития электросвязи.

Специализированные учреждения ООН - это самостоятельные международные организации, созданные на основе международных договоров, имеющих широкую международную ответственность в сфере экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других подобных сфер и связанные с ООН посредством ЭКОСОС специальными международными соглашениями. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей ООН. По Уставу ООН Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС имеют некоторые права в отношении специализированных учреждений ООН. Например, Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения с ними, проверяет их административные бюджеты с целью предоставления рекомендаций заинтересованным субъектам (п. 3 ст. 17); ЭКОСОС уполномочен согласовывать деятельность специализированных учреждений ООН посредством консультаций с ними и рекомендаций, рекомендаций Генеральной Ассамблее и государствам - членам ООН (п. 2 ст. 63), принимать надлежащие меры для получения от специализированных учреждений регулярных докладов (п. 1 ст. 64), проводить мероприятия для участия без права голоса представителей этих учреждений в обсуждении вопросов Совета или в созданных им комиссиях, а также для участия представителей Совета в обсуждении вопросов в этих учреждениях (ст. 70).

В правовом статусе для специализированных учреждений ООН характерны следующие черты: 1) договорная основа деятельности; 2) широкая международная ответственность, определенная в Уставе ООН; 3) специализированный характер деятельности в социально-экономической и гуманитарной сферах; 4) наличие связи с ООН. Этот комплекс правовых факторов предопределяет выделение специализированных учреждений ООН в особую группу международных организаций.

Эти международные организации по сфере деятельности могут быть разделены на три группы. Первую образуют специализированные учреждения ООН экономического характера, то есть те, которые функционируют в сфере международной торговли, финансов, транспорта и связи. К ним относятся: Международный банк реконструкции и развития; Международный валютный фонд; Международная финансовая корпорация; Международная ассоциация развития (МАР); Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАІГ); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО1); Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСГР); Международная морская организация (ИМО); Организация международной гражданской авиации (ИКАО); Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ); Всемирная метеорологическая организация (ВМО); Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Во вторую группу входят специализированные учреждения ООН социального характера - Международная организация труда и Всемирная организация здравоохранения.

Третью группу специализированных учреждений образуют организации культурно-гуманитарной направленности: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная организация по туризму.

Рассмотрим организационно-правовой механизм деятельности некоторых специализированных учреждений ООН.

Международный банк реконструкции и развития создан 27 декабря 1945 г., когда 28 государств подписали соглашение, разработанную на Конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.

Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда. По состоянию на 1 мая 2009 г. членами МБРР были 185 государств, в том числе Украина.

Цели МБРР: содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей (в таких областях, как сельское хозяйство и развитие сельских районов, энергетика, шоссейные дороги и железные дороги, порты, электросвязь, образование, здравоохранение, планирование семьи и питание); поощрять частные иностранные капиталовложения и в случае трудностей получения частного капитала дополнять его предоставлением займов для целей производства; способствовать долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов государств-членов.

МБРР финансирует кредитные операции главным образом из своих заемных средств, которые Банк получает на мировых рынках, а также нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных займов. Займы предоставляются государствам - членам МБРР, их политико-территориальным единицам и частным коммерческим структурам на их территории. Кроме предоставления займов, Банк осуществляет широкий спектр услуг по технической помощи. Процент по займам устанавливается согласно стоимости кредитов, получаемых МБРР на международных рынках капиталов. Государства - получатели займов обязаны выполнять рекомендации Банка, предоставлять ему отчеты об использовании займов и необходимую информацию.

В структуру МБРР входят Совет управляющих (высший орган), директора-исполнители (исполнительный орган), комитеты. Рабочий язык - английский. Возглавляет МБРР Президент, которого избирают директора-исполнители сроком на пять лет. Местонахождение МБРР - Вашингтон (США), также есть отделения в Париже и Токио..

Следует отметить, что МБРР е ключевым институтом группы Мирового банка, в который также входят МФК, МАР, МЦУИС и МАІГ. Целью Всемирного банка является поощрение экономического и социального развития менее развитых членов ООН путем предоставления им финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. Структурные подразделения Всемирного банка являются самостоятельными юридическими лицами, что, однако, работают на одну цель и под руководством одной административной системы.

Международный валютный фонд действует на основе соглашения, разработанной параллельно с Соглашением о МБРР на Бреттон-Вудской конференции 1944 г. МВФ начал функционировать с 27 декабря 1945 г., когда соглашение о его создании вступил в силу.

МВФ имеет следующие цели: координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им займов (кратко -, средне - и частично долгосрочных) для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Фонд также стремится содействовать международному сотрудничеству в валютной сфере и расширению торговли.

Фонд имеет в распоряжении пул (от англ. pool - общий котел) финансовых средств, предоставляемых государствам-членам для выполнения программы ликвидации дефицита платежного баланса временно и на определенных условиях.

Структурно МВФ состоит из Совета управляющих (высшего органа), Исполнительного совета в составе директора-распорядителя и 24 исполнительных директоров, Секретариата. Директор-распорядитель является главным должностным лицом Фонда. В МВФ, как и в МБРР, решения принимаются на основе системы взвешенных голосов. Каждому государству - члену Фонда и Банка принадлежит количество голосов, пропорциональное его взносу в финансовые ресурсы этих специализированных учреждений ООН, что в конечном итоге отражает ее долю в мировой экономике. Рабочая речь МВФ - английский. Местонахождение штаб-квартиры МВФ - Вашингтон (США), отделений - Париж и Женева.

Международная организация труда была создана в 1919 г. по Версальскому договору как автономное учреждение, связана с Лигой Наций. Соглашение об установлении связи между МОТ и ООН была утверждена 14 декабря 1946 г. Таким образом, МОТ является первым специализированным учреждением, связанным с Организацией Объединенных Наций. На 1 мая 2009 г. в МОТ входило 182 государства. Украина е членом МОТ с 1954 г. Наряду с правительствами в МОТ представлены работники в лице профсоюзов и работодатели (предприниматели).

Цели МОТ: содействовать обеспечению социальной справедливости для всех трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить руководящими принципами для национальных властей при проведении соответствующей политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества с целью оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий.

Один из наиболее важных направлений деятельности МОТ - разработка и принятие конвенций и рекомендаций. За время существования МОТ приняла более 180 конвенций (Конвенция 2007 года о труде в рыболовном секторе - 188-я по счету и последняя состоянию на 1 января 2010 г.) и около 200 рекомендаций. В этих документах устанавливаются международные стандарты в сфере труда, трудового найма и профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения, техники безопасности и охраны труда. Украина ратифицировала более 50 конвенций МОТ.

Другим важным направлением деятельности МОТ является предоставление консультаций экспертами и технической помощи по вопросам, связанным с политикой труда и социальной политикой.

В структуру МОТ входят Международная конференция труда (высший орган); Административный совет; Международное бюро труда (МБТ), что является секретариатом МОТ. Рабочие языки МОП - английский, испанский и французский. Местонахождение МОТ - Женева.

С 1 июня 1996 г. в Киеве работает отделение МОТ. Аналогичные отделения также функционируют в столицах других государств-членов.

Существуют две международные организации, чья деятельность имеет довольно специализированный характер, но в состав специализированных учреждений ООН они не входят. Это Международное агентство по атомной энергии (MATATE) и Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Международное агентство по атомной энергии - автономная межправительственная организация, созданная под эгидой ООН. Устав MATATE был принят 26 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля 1957 г.

MATATE является единственной универсальной международной организацией по мирному использованию атомной энергии. По состоянию на 1 мая 2009 г. членами Агентства были 146 государств.

Согласно Уставу MATATE цели Агентства следующие: достижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире; обеспечение, насколько это возможно, чтобы помощь, которая им предоставляется, или по его требованию, или под его наблюдением или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели.

MATATE поощряет и направляет развитие и использование атомной энергии в мирных целях, устанавливает нормы ядерной безопасности, оказывает помощь государствам-членам путем технического сотрудничества и способствует обмену научно-технической информацией о ядерной энергии.

В рамках MATATE сложилась разносторонняя и эффективная система контроля (гарантий) с целью недопущения использования ядерных материалов и оборудования, предназначенных для мирных видов деятельности, на военные нужды. Этот контроль на местах осуществляют инспекторы MATATE. Неядерные государства, участвующие в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г., должны заключать соглашение с Агентством о контроле над мирной ядерной деятельностью этих государств. Украина после присоединение в 1994 г. к Договору о нераспространении ядерного оружия заключила такое соглашение с MATATE. Более 900 ядерных установок во всем мире находятся под контролем Агентства. Такие ядерные державы, как Великобритания, Китай, Россия, США и Франция, в добровольном порядке поставили под контроль MATATE некоторые мирные ядерные установки.

MATATE состоит из Генеральной конференции (высший орган), Совет управляющих (исполнительный орган), Научно-консультативного комитета и Секретариата. Местонахождение центральных учреждений MATATE - Вена (Австрия).

Генеральное соглашение о тарифах и торговле является многосторонним соглашением, основу которой составляет свод правовых норм, регламентирующих торговые отношения между государствами-участницами, а также международной организацией для проведения переговоров и консультаций по торговым вопросам. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г.

На 1 января 1995 г. полноправными членами ГАТТ были 128 государств; еще большее количество государств принимало участие в разных формах сотрудничества с ГАТТ. У1995 г. ГАТТ переименован в Мировую организацию торговли (ВТО).

Главная цель ГАТТ - это либерализация мировой торговли и постановка ее на стабильную основу, содействие этим экономическому росту и развитию, повышению благосостояния народов мира.

Основные принципы ГАТТ сводятся к тому, что торговля должна осуществляться на недискриминационной основе (принцип "нации наибольшего благоприятствования"); отечественная индустрия должна защищаться только с помощью таможенных тарифов, а не количественных ограничений и других мер; тарифы должны сокращаться на основе многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии; государства-участники должны консультироваться между собой с целью решения торговых проблем.

В 1963 г. основным вопросом в деятельности ГАТТ было снижение таможенных тарифов. В результате пяти раундов переговоров были согласованы взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов и меры по снижению и регулированию нетарифных торговых барьеров. У1964-1967 г. был проведен 6-й раунд переговоров (Кеннеди-раунд). В сентябре 1973 г. в Токио страны - участницы ГАТТ приняли декларацию, которая провозгласила начало 7-го раунда переговоров (Токио-раунд). В 1986 г. в г. Пунта-Дель-Эсте (Уругвай) был начат Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, который завершился в 1994 г. подписанием соглашения о создании на базе ГАТТ с 1 января 1995 г. новой международной организации - Всемирной торговой организации (ВТО).

Высшим органом ГАТТ была Сессия договаривающихся сторон (государств-участников), которая проходила ежегодно. Решения ГАТТ обычно принимались на основе консенсуса. Если проводилось голосование, каждая сторона имела один голос. В период между сессиями действовал Совет представителей - оперативный руководящий орган ГАТТ. Местонахождение Секретариата ГАТТ - Женева.

В связи с созданием ВТО на базе ГАТТ структура новой организации претерпела определенных изменений в соответствии с Соглашением о создании ВТО 1994 г.

Международный Валютный Фонд (МВФ) – создан в 1944г. в соответствии с решениями Бреттонвудской конференции как механизм наблюдения за системой валютных курсов и постепенно трансформировался в наиболее влиятельную междун. орг-ю, регулирующую межд. макроэк-ку. Штаб-квартира МВФ нах-ся в Вашингтоне. Структура МВФ: Совет управляющих - высший орган, временный комитет, Исполнительный совет, Руководство, Персонал – граждане более 100 стран мира. В целях достижения стабильности в межд. экономике МВФ выполняет след-е осн. фун-и: 1.надзор за валютными курсами и макроэконом. политикой стран-членов и развитием межд. экономики в целом. Страны-члены обязаны предоставлять МВФ по его запросу детальную информацию о реальном ден., бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике прав-ва. Глав. цель надзора – своевременно выявить опасные макроэконом. Дисбалансы, способные повлиять на стабильность валют.курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению; 2. финансовая помощь – использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую действия прав-ва по преодоления этих трудностей. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, к-е разрабатываются совместно экспертами МВФ и прав-м страны в рамках программы эконом.реформ, но проведение жесткой кредитно-денеж. политики, на к-й настаивает МВФ, нередко воспринимается странами как давление на них.; 3. техническая помощь – содействие МВФ странам-членам в области денеж., валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки фин. и эконом. законодат-ва и подготовки кадров. Специфической функцией МВФ, возложенной на него международным сообществом, является пополнение межд. резервов с помощью выпуска СДР. Для каждого нового члена МВФ определяется его квота в капитале фонда в денежной единице, используемой в МВФ. В настоящее время эти квоты превышают 210 млрд. СДР. СДР – специальные права заимствования, введенные в 1969г. Стоимость одной единицы СДР рассчитывается на основе корзины, состоящей из 4 основных валют ($, евро, японская иена, фунт стерлингов), удельный вес к-х пересматривается 1 раз в 5 лет. От величины квоты зависит: число голосов страны в МВФ, максим. объем ресурсов, к-е страна может получить в случае необходимости, доля страны при распределении СДР, а также порядок представительства в органах управления фондом. Каждый член МВФ имеет 250 базовых голосов плюс 1 голос на каждые 100тыс. СДР. Размер квоты имеет особое значение, так как при рассмотрении вопросов в МВФ используется разный принцип принятия решений: для наиб.важных реш-й – 85% голосов, менее важных – 75%, остальных –простое большинство. Россия является членом МВФ с 1992г.

Параллельно с МВФ был создан и начал деят-ть Международный банк реконстрцкции и разцития – МБРР и его филиал – Межд. ассоциация развиятия (МАР), образующие Всемирный (Мировой) Банк (Вб). В структуру Вб также входят Межд.фин.корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ), Межд. центр по урегулированию инвестиционных споров(МЦУИС). МБРР образован в 1945 г. и его основной задачей является стимулирование экономического развития стран-членов МБРР, содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Высший орган МБРР - Совет управляющих. Текущую деятельность осуществляет директорат. Капитал МБРР образован из взносов государств-членов. Основной деятельностью МБРР является предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям под гарантию их правительств.

МФК создана в 1956г. как самостоятельное учреждение, средства кот-го отделены от МБРР. Деят-ть МФК направлена на стимулирование эконом. роста частного сектора в развивающихся странах (кредитование операций для частных предприятий), а также в странах с переходной экономикой, и мобилизацию капитальных ресурсов (внутр. и внеш.) для осуществления поставленной задачи. Деят-ть МФК не базируется на гарантиях гос-ва, а строится на рыноч. принципах.

МАР – создана в 1960г. для оказания содействия эконом. прогрессу менее развитых стран, к-е не могли выполнять жесткие требования МБРР. Это страны, где уровень ВВП на душу населения ниже определенного предела. Данный уровень регулярно пересматривается в сторону увеличения с учетом достигнутого эконом. роста. Ресурсы МАР складываются из взносов стран-членов, а также за счет возврата кредитов, выданных в предыдущий период. Нек-я часть средств поступает из бюджета МБРР. МАР предоставляет фин. ресурсы только правительствам, средний срок погашения кредитов (по ним не взимаются %) – 30-40 лет, но за обслуживание взимается плата – 0,5%от используемого объема кредита. В 1988г. был создан филиал Вб – МАГИ , основной задачей которого является стимулирование инвестиций в странах-членах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам против возможных потерь, вызываемых некоммерческими рисками, а также оказания консалтинговых услуг странам-членам с целью создания благоприятного инвест.климата и адекватной информационной базы. МЦУИС – был учрежден в 1966г. Определенную роль в мировой экономике играют региональные банки развития (Межамериканский, Азиатский, Африканский), а также Европейский инвестиционный банк, Европ. Банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и др.

Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: