Войска одкб. Организация договора о коллективной безопасности (одкб). Одкб в настоящее время

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) касается интеграции в военно-политической и военно-технической сферах.

ОДКБ берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности (ДКБ), который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 года главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия − 9 сентября 1993 года, Беларусь − 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года . Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» .

Договор был рассчитан на 5 лет, а также допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.

На московской сессии 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию − Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования должны использоваться для отражения военной агрессии, разрешения локальных пограничных конфликтов, проведения специальных операций по борьбе с терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера..



При отработке концептуального замысла создания КСОР был учтен опыт разрешения этнических и межрегиональных конфликтов, кризисных ситуаций, ранее имевших место, как на постсоветском пространстве, так и в других регионах мира. Рассматривались гражданская война 1992−1996 годов в Таджикистане, Баткенские события 1999−2000 годов в Киргизии, операция по принуждению к миру в Южной Осетии в августе 2008 года. Значительный интерес представляли и операции по подавлению террористических атак: в Беслане, Москве (Норд-Ост), Мумбаи и другие.

Помимо КСОР в состав организации входят Коллективные миротворческие силы ОДКБ, сформированные в соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности, вступившем в силу 15 января 2009 года .

Целями Организации договора о коллективной безопасности являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам .

Как и другие организации, ОДКБ имеет свою структуру. Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности. В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел − консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны − консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности − консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету.

Секретариат Организации − постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ − постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 г. предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Кроме вышеперечисленных действует множество вспомогательных органов, которые создаются как на временной, так и на постоянной основе .

В своей деятельности Организация сотрудничает с государствами, не являющимися членами Организации, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Организация содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права .

Система коллективной безопасности ОДКБ строится по региональному принципу, представляя собой три войсковые группировки: восточноевропейскую (российско-белорусская), кавказскую (российско-армянская) и ограниченные по составу Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе .

Члены организации координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств – членов. Принимаются меры к созданию и функционированию в рамках Организации системы реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов.

Государства – члены взаимодействуют в сферах охраны государственных границ, обмена информацией, информационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий .

Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы – вспомогательные органы ОДКБ, объединяющие руководителей национальных компетентных ведомств, − координационные советы по противодействию незаконному обороту наркотиков, вопросам борьбы с незаконной миграцией, чрезвычайным ситуациям, а также рабочие группы экспертов при Комитете секретарей советов безопасности по вопросам информационной политики и безопасности, вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом .

Сегодня основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Поэтому под эгидой организации регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.

С 2003 года ОДКБ ежегодно проводятся международная комплексная антинаркотическая операция "Канал". Она подтвердила свою эффективность и получила высокие оценки, как руководства глав государств-членов, так и ООН. В ней активно задействованы страна, не входящие в ОДКБ, в том числе и США, Китай и члены Евросоюза. Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, 9300 единиц огнестрельного оружия .

На ежегодной основе проводится операция "Нелегал", которая предусматривает совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп . По итогам последней операции миграционными службами и правоохранительными органами государств-членов ОДКБ выявлено более 96 тысяч нарушений миграционного законодательства.

В 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция «ПРОКСИ» («Противодействие криминалу в сфере информации»). По результатам последних этапов «Прокси» приостановлена деятельность 1126 информационных ресурсов, возбуждено около полутора тысяч уголовных дел против лиц, причастных к их созданию и функционированию .

Аналогичные мероприятия направлены и на противодействие незаконному обороту оружия – «Арсенал» .

Также предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения, включая образование Объединенной системы ПВО государств-членов ОДКБ и Единой системы технического прикрытия железных дорог, Коллективных авиационных сил.

Финансирование деятельности постоянно действующих рабочих органов Организации осуществляется за счет средств бюджета Организации. На обеспечение деятельности Организации могут привлекаться внебюджетные средства (кроме заемных средств), порядок формирования и использования которых определяется соответствующим положением, утверждаемым Советом. Бюджет Организации формируется за счет долевых взносов государств – членов, утверждаемых Советом .

ОДКБ поддерживает контакты с международными организациями и структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ, Евросоюз, Организацию Исламская Конференция, Международную организацию по миграции и другие. Налажено тесно сотрудничество с ШОС и СНГ .

Сегодня серьезное внимание глав государств – членов ОДКБ уделено необходимости поиска эффективных решений конфликтов вокруг Нагорного Карабаха и Приднестровья, а также скорейшему восстановлению мира на Украине.

Не остается и без внимания проблема борьбы с наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана. В складывающейся сложной ситуации необходим новый упреждающий инструментарий решения проблем производства и трафика наркотиков афганского происхождения. ОДКБ как влиятельная международная организация должна нести более активную позицию в сфере борьбы с наркотиками, обеспечения региональной безопасности, общественной стабильности и экономического развития. Кроме того, в рамках подготовки Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков в 2016 году необходимо объединить усилия ОДКБ, ШОС, БРИКС, выступив с единой консолидированной позицией, как на площадке ООН, так и в формате других международных объединений с призывом выработать действенный механизм, направленный на уничтожение производства наркотиков в Афганистане и Южной Америке. Эти два главных центра наркопроизводства, порождают глобальные наркотрафики, охватывая практически всю планету, подрывают стабильность в ряде транзитных государств, деформируют как экономические, так и политические процессы .

На современном этапе ОДКБ трансформировалась в многофункциональную региональную организацию, способную обеспечить комплексную безопасность государств-членов, а также оперативно и гибко среагировать на широкий спектр вызовов и угроз современности.

Однако чтобы стать ядром системы безопасности на постсоветском пространстве в условиях осложнения военно-политической ситуации в мире, ОДКБ все же предстоит путь утверждения себя на практике. Организация еще ни разу за время своего существования не принимала участия в реальных военных действиях.

Именно сегодня, когда мир находится в напряжении, когда существуют «горячие точки» и угрозы военных столкновений, в том числе и на постсоветском пространстве, Организации договора о коллективной безопасности предстоит принять активной участие в обеспечении безопасности и стабильности, защите независимости, территориальной целостности и суверенитета не только своих участников, но и других государств.

2.4 Организация за демократию и экономическое развитие − ГУАМ

В середине 1990-х наметились два варианта дальнейшего развития СНГ. Первый − продолжение попыток сохранения интеграции в рамках всего Содружества. Второй − развитие практического субрегионального сотрудничества в экономической и военно-политической сфере с участием групп государств, имеющих действительно общие интересы.

Особое место среди субрегиональных группировок на пространстве СНГ занимает Организация за демократию и экономические развитие – ГУАМ, выражающая, в отличие от рассмотренных выше объединений, центробежные тенденции в Содружестве.

Объединение ГУАМ было создано 10 октября 1997 года и получило название по первым буквам названий государств-участников − Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия. В 1999 году в Объединение вступил Узбекистан, и оно стало называться ГУУАМ . 7 июня 2001 года на первом саммите ГУУАМ в Ялте была принята Хартия ГУУАМ, определяющая цели и принципы этого объединения . Основатели не скрывали, что цель организации – евроинтеграция и сближение с НАТО, а также – «решение замороженных конфликтов, формирование совместных вооружённых блоков и пересмотр существующих систем безопасности».

В июне 2002 г. Узбекистан ограничил формат своего участия в ГУУАМ, а в мае 2005 г. заявил о выходе из него. После этого объединение вернуло себе прежнее название – ГУАМ.

В июне 2003 г. объединению ГУУАМ был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Государства-члены ГУАМ взаимодействуют в рамках международных организаций, в частности ООН и ОБСЕ .

В 2004 году учреждена Парламентская Ассамблея ГУУАМ, в состав которой входят три комитета: политический; торгово-экономический; по вопросам науки, культуры и образования .

Новый этап в развитии ГУАМ начался в мае 2006 г., когда была создана Организация за демократию и экономическое развитие и принят ее Устав (про СНГ). Были также озвучены планы создания топливно-энергетического совета, призванного скоординировать усилия по обеспечению энергетической безопасности стран-участниц .

Согласно Уставу основными целями ГУАМ являются: - утверждение демократических ценностей, обеспечение верховенства права и уважения прав человека; - обеспечение устойчивого развития; - укрепление международной и региональной безопасности и стабильности; - углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; - развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; - активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес .

Структура Организации включает в себя Совет и Секретариат. Совет является основным органом Организации. Он проводит свою работу на уровнях глав государств (саммит), министров иностранных дел, национальных координаторов и постоянных представителей.

В соответствии с решениями Киевского саммита ГУАМ в Киеве создается постоянно действующий Секретариат Организации, возглавляемый Генеральным секретарем. До создания Секретариата его функции исполняет Информационный офис ГУАМ в Киеве.

Координация сотрудничества на отраслевом уровне возлагается на рабочие группы. Рабочие и вспомогательные органы Организации, действующие на постоянной или временной основе, создаются по решению Совета министров иностранных дел. С целью развития сотрудничества деловых кругов в Организации действует Деловой совет ГУАМ .

По мнению многих экспертов, фактически главной целью организации ГУАМ, участники которой (прежде всего Грузия, Молдавия и Украина) находятся в напряженных отношениях с Россией, является избавление от энергетической зависимости от нее с помощью переброски каспийской нефти и газа в обход российской территории. В достижении этой цели страны ГУАМ опираются на поддержку США и ЕС, заинтересованных в появлении альтернативных (в обход России) путей транзита энергоресурсов на Запад.

В целом в деятельности ГУАМ явно преобладает геополитическая и геоэкономическая составляющая. Экономики стран Организации слабо связаны между собой; пространство ГУАМ, в отличие от пространств Союзного государства, ЕврАзЭС и Таможенного союза, не представляет собой единый территориальный массив, что затрудняет экономическое сотрудничество стран-участниц. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли стран-участниц ГУАМ в последние годы составляет не более 2–3%, поэтому интеграционный потенциал данной организации весьма невелик.

В июле 2002 г. было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, опирающееся на основные нормы и принципы ВТО и предусматривающее отмену налогов и сборов, таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле стран-участниц ГУУАМ. Реализация данного соглашения способствовала значительному росту взаимной торговли: только за 2001–2006 гг. она увеличилась почти в 4 раза. Однако ожидаемого существенного увеличения ее доли в общем объеме внешней торговли стран ГУАМ не произошло .

ГУАМ сотрудничает с другими государствами. В соответствии с Рамочной программой ГУАМ-США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению пограничного и таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков государствами ГУАМ при содействии США, Центра SECI, экспертов Болгарии, Румынии и Венгрии был реализован ряд совместных проектов. В частности, создан Виртуальный центр ГУАМ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, распространением наркотиков и другими опасными видами преступлений .

В ГУАМ существует статус наблюдателя и партнера. Организация заявляет про свою открытость к сотрудничеству с третьими государствами и международными организациями, которые разделяют ее цели и принципы, а также готовы участвовать в реализации совместных инициатив.

До недавнего времени, ГУАМ в значительной мере был развален. Узбекистан и Азербайджан практически не участвовали в нем. Молдова также поставила вопрос о целесообразности участия в ГУАМ. Украина просто была не в состоянии участвовать в этом блоке из-за политических и экономических проблем. После 2007 года наблюдалось снижение интереса к организации, в частности, президенты Молдовы, Украины заявляли о неактуальности ГУАМ. В феврале 2010 года Президент Украины Виктор Янукович заявил о том, что не считает ГУАМ эффективной организацией. По его мнению, за последние годы было потеряно практическое развитие данного политического проекта. «Я за эти пять лет слышал только разговоры вокруг ГУАМ, но я не видел никаких конкретных действий», – сказал В. Янукович. На деле же до сих пор не видно ни таможенного, ни экономического сотрудничества в рамках организации, ни создания совместных миротворческих сил .

За время своего существования ГУАМ продемонстрировал серьезную деятельность разве что в создании нормативно-правовой базы. В экономическом плане ГУАМ, как организация, так и осталась мало востребованной. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что выделенные американцами еще в конце 1990-х 40 млн. долларов на конкретные экономические программы так и не были освоены странами-участницами.

Вынашивалась идея строительства нефтепровода между Одессой и городом Броды в Львовской области с дальнейшим продлением до польского Плоцка, который уже соединен нефтепроводом с Гданьском. По нему предполагалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов. Однако эти планы так и не были осуществлены.

Другими двумя масштабными проектами под эгидой ГУАМ должно было стать строительство двух железных дорог: Баку − Тбилиси − Поти − паромная переправа «Керчь» и Ахакалаки − Тбилиси − Баку.

В 2007 году президент Украины Виктор Ющенко заявил о необходимости создания зоны свободной торговли между странами-членами ГУАМ. А молдавская сторона предложила коллегам открыть свои торговые дома в Тбилиси, Баку и Киеве и выразила готовность оказать содействие в открытии подобных домов стран ГУАМ в Кишиневе. В 2008 году на батумском саммите Украина предложила создать новую энергетическую структуру, которая сможет контролировать качество и объемы российского газа, идущего транзитом в Евросоюз через Украину. Предполагалось, что в состав Международного диспетчерского центра войдут представители стран ГУАМ, Польши и государств Балтии. Но дальше заявлений о необходимости активизировать усилия для создания транспортного коридора ГУАМ, задействования в полной мере экономического потенциала стран-участниц, полноценного функционирования зон свободной торговли в рамках организации, реализации региональных энергетических и транспортных проектов в совместных декларациях дело не пошло.

В итоге «Организация Оранжевых наций», как прозвали ГУАМ эксперты, так и не стала деловым форумом, оставшись сугубо политическим клубом обиженных на Россию государств постсоветского пространства .

Григол Вашадзе, возглавлявший внешнеполитическое ведомство Грузии в 2008−2012 годах, считает, что за ГУАМ будущее. Эта организация имеет все основания стать важно на постсоветском пространстве, как и Вышеградская группа, состоящая из стран, входящих в Евросоюз и НАТО – Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. Роль ГУАМ на постсоветском пространстве может быть более энергичной и активной, особенно в сфере безопасности и энергетики. Также Вашадзе считает, что ГУАМ может расшириться за счет присоединения других постсоветских стран, которые посчитают, что принципы ГУАМ более близки, чем кремлевские имперские проекты вроде СНГ, ОДКБ. ГУАМ также может стать и посредником между постсоветскими странами, которые определили сое будущее с Евросоюзом и НАТО и теми, у кого выбор еще контролируется Москвой .

В 2014 году в Кишиневе прошло седьмое заседание Парламентской ассамблеи Организации за демократию и экономическое развитие. Закончилось оно практически тем же, чем и шестое заседание в Тбилиси в декабре 2013 года. В кишиневском итоговом заявлении была выражена «крайняя озабоченность по поводу сохраняющихся замороженных конфликтов на пространстве ГУАМ» и давался «ясный сигнал всем, кто хочет нас разделить и аннексировать наши территории, что это им не удастся». Так же на заседании прозвучало имя конкретного врага − Российская Федерация. «Безопасность и мир во всей Европе находятся под угрозой агрессии со стороны России», − было заявлено на заседании, среди участников которого, помимо государств-членов организации были и парламентарии стран Балтии, Польши .

В декабре 2014 года глава МИД Украины Павел Климкин выступил с инициативой проводить все собрания Организации за демократию и экономическое развитие исключительно на английском языке. Напомним, что Молдавия сложила с себя председательство в ГУАМ, и в 2014 году эстафету приняла Украина. Данная реорганизация была одобрена участниками Организации. Официальными языками ГУАМ до недавнего времени были русский и английский, однако в связи с последними геополитическими событиями на Украине ситуация поменялась .

В конце мая 2015 года представитель Украины при Евросоюзе Константин Елисеев высказался за восстановление работы такого регионального объединения, как ГУАМ. Он считает, что это позволит странам-участникам более жестко отстаивать свои интересы на международной арене .

Будущее организации на данный момент времени довольно туманно. Страны ГУАМ не готовы к реальной интеграции; существование и деятельность этой организации в решающей мере определяется внешними факторами. Во многом дальнейшая судьба ГУАМ будет зависеть от того, как будут решаться конфликты внутри государств-участников ГУАМ, и каково будет к ней отношение Европейского Союза и США. Поэтому перспективы представляются неопределенными; они будут зависеть от развития общей геополитической и геоэкономической ситуации в регионе. Чтобы у Организации было будущее, нужны реальные проекты, более широкая деятельность по согласованию экономических и политических решений. Пока участники организации обсуждают лишь свои проблемы и делают негативные заявления в сторону России. На практике же никакие программы и проекты остаются только на бумаге.

20 лет назад главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности.

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года - Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 года сроком на пять лет.

В соответствии с Договором, государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе : "в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

Одновременно предусмотрено, что "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников" и "все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

В апреле 1999 года Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть стран (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в настоящее время объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

7 октября 2002 года в Кишиневе принят Устав ОДКБ, в соответствии с которым основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются: Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности.

В период между сессиями СКБ координация в реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный Совет при Организации, который состоит из полномочных представителей государств-членов. В его заседаниях участвует также Генеральный секретарь ОДКБ.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации.

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными организациями. Со 2 декабря 2004 года Организация имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. Поддерживаются продуктивные контакты с международными организациями и структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), Евросоюз, Организацию Исламская Конференция, Международную организацию по миграции и другие. Налажено тесное взаимодействие ОДКБ с ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и СНГ.

В целях противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов приняты решения СКБ ОДКБ о создании Миротворческих сил, координационных советов по чрезвычайным ситуациям, борьбе с незаконной миграцией и нелегальным оборотом наркотиков. При СМИД ОДКБ действует Рабочая группа по Афганистану. При КССБ ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности.

В рамках военного сотрудничества в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Учения КСБР ЦАР проводятся на регулярной основе, в том числе с отработкой антитеррористических задач.

В феврале 2009 года было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. От подписания пакета документов воздержался Узбекистан, зарезервировав возможность подключения к Соглашению позднее. Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.

Под эгидой ОДКБ ежегодно проводятся международная комплексная антинаркотическая операция "Канал" и операция по борьбе с нелегальной миграцией "Нелегал". В 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция "ПРОКСИ" ("Противодействие криминалу в сфере информации").

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ОДКБ

Штаб-квартира Россия , Москва Участники 7 постоянных участников Официальный язык Русский Николай Николаевич Бордюжа Образование ДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
ОДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
15 мая
20 апреля

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил - около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Цели и задачи

Члены ОДКБ

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа .

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

См. также

  • Вооружённые силы Беларуси

Литература

  • Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы) 2004 ISBN 5-94935-031-6

Ссылки

  • Официальное интернет-представительство Организации ДКБ

Примечания

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Члены ОДКБ

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.

В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.

Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два — от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.

Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил — в частности, предполагается их применение в Афганистане.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа. Как это водится сейчас, он выходец из «органов», генерал-полковник погранвойск. Последние пару лет до развала СССР он работал начальником отдела кадров КГБ. После 1991 года командовал погранвойсками, недолгое время был главой президентской администрации при Борисе Ельцине, секретарем Совета безопасности. Словом, опытный товарищ.

Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.

- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.

5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.

Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.

Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.

Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».

    Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил - около 4 тыс. человек . Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

    При этом стоит отметить что многие политики оценивают перспективы ОДКБ весьма не однозначно, например Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии). Тем не менее, Белоруссия рассматривает деятельность ОДКБ перспективной, но не в военном плане:

Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, [которых, слава Богу, пока вроде не было], широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью. Это не декларативная задача, которая записана в каких-то уставных документах, это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы.

У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы - братья и друзья! И все, что касается ОДКБ, - шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий, - заявил 26 октября Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на встрече с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Цели и задачи[править | править вики-текст]

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Деятельность ОДКБ в сфере борьбы с наркоугрозой[править | править вики-текст]

Одним из важных направлений деятельности Организации Договора о коллективной безопасности является противодействие современным вызовам и угрозам. Весьма серьезное внимание в этой работе уделяется борьбе с незаконным оборотом наркотиков.Устав ОДКБ

Практически все государства-члены Организации в силу своего географического расположения находятся на передовых рубежах борьбы с трансграничной наркопреступностью, поскольку через их территории проходит, так называемый «Северный маршрут» афганского наркотрафика. «Помимо этих, ставших традиционными наркоугроз, в последнее время правоохранительные органы регистрируют стремление наркоторговцев продвинут наркотики синтетического ряда произведенные в Европе на рынки России и Центральной Азии. Что подтверждается изъятиями достаточно крупных партий этих препаратов в некоторых городах этого региона».

«Учитывая серьезность проблемы, вопросы повышения эффективности и совершенствования антинаркотической деятельности находятся под постоянным контролем глав государств - членов ОДКБ. Особый акцент делается на разработку и использование коллективных мер организационного, правового и практического характера». 23 июня 2003 года решением СКБ был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ и Положение о нем.

«Ежегодно под эгидой ОДКБ проводится комплексная оперативно профилактическая операция под условным название «Канал». В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, государственной безопасности, таможни, милиция и пограничной охраны государств-членов Организации».

Целью операции является выявление и блокирование маршрутов контрабанды наркотических средств из Афганистана, перекрытие международных и межрегиональных каналов синтетических наркотиков из стран Европы, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса.

5 сентября, 2008 года в Москве в целях дальнейшего развития проекта «Канал» на сессии Совета коллективной безопасности Решением Президентов государств-членов ОДКБ оперативно-профилактической операции «Канал» был придан статус Региональный антитеррористической операции ОДКБ постоянного действия. Это решение позволить более быстро и гибко реагировать на любые изменения оперативной обстановки связанной с распространением наркотиков, решать практические проблемы на нескольких уровнях. А именно, на первом уровне это будет двух-трех-четырех сторонние операции регионального и субрегионального характера, проводимые на отдельных наркоопасных направлениях в рамках единого замысла.

«В интересах борьбы с наркобизнесом налажены рабочие контакты Секретариата ОДКБ с Управлением по наркотикам и преступности ООН, организован регулярный обмен информацией с этой международной структурой. Кроме того, обеспечено и развивается взаимоотношения с Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ RILO-Москва, а также с Оперативным комитетом Совета государств Балтийского моря. Активизируется взаимовыгодное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков с ОБСЕ, ведется диалог в формате процесса «Париж-2 –Москва-1». В 2012 г. в Астане обсуждалось контрабанда наркотиков из Афганистана. Страны, которые входят в ОДКБ, намерены приложить все усилия в борьбе с наркотрафиком.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: