Проблема разоружения. Проблема разоружения и сохранение мира на земле Международное сотрудничество за мир Решение глобальных проблем безопасности Цели программы Распространение. Проблема мира и разоружения таблица

Проблема разоружения

Замечание 1

Одной из важнейших проблем за всю историю существования человечества является проблема предотвращения военных катастроф и конфликтов. Сформированные сегодня военно-промышленные комплексы многих стран тратят огромные деньги на производство новых видов оружия. Тот прогресс, который достигла военная сфера, способствует росту глобальных проблем и угрожает безопасности стран.

Одной из глобальных проблем сегодняшнего дня, непосредственно влияющей на выживание человеческой цивилизации, является разоружение. Под разоружением понимается система мер, направленная на прекращение гонки вооружений, сокращение, ограничение и ликвидацию оружия массового поражения людей. Проблема разоружения далеко не однозначна, потому что связана с возможной гибелью цивилизации.

Гонка вооружений и её реальная опасность оцениваются следующими обстоятельствами:

  1. Огромные масштабы прогресса военной техники, появление принципиально новых систем оружия. Грань между оружием для кого оно предназначено стирается;
  2. Затрудняется политический контроль над развитием ракетно-ядерного оружия;
  3. Стирается грань между ядерной и обычной войной в результате прогресса в создании современных средств разрушения;
  4. Интересы людей, работающих в военно-промышленном комплексе, находятся на защите гонки вооружений;
  5. Производство оружия обеспечивает геополитические интересы государств, поэтому проблема сталкивается с их противоречиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Гонка вооружений нецелесообразна и опасна для всего человечества.

Об этом говорят следующие факты:

  1. В течение $XX$ века глобальные военные расходы выросли более чем в $30$ раз;
  2. Затраты на военные цели между мировыми войнами ежегодно составляли до $22$ млрд. долларов, в наше время затраты исчисляются $1$ трлн. долларов;
  3. По данным ООН в военно-производственной сфере занято $100$ млн. человек, а численность существующих армий достигает $40$ млн. человек;
  4. В создании нового оружия и военных исследованиях занято до $500$ тыс. мужчин;
  5. Ежегодные мировые затраты труда, связанные с различными видами военной деятельности, составляют $100$ млн. человеко-лет;
  6. Средств, идущих на вооружение только за один год, хватило бы для орошения $150$ млн. га земли, использование которой могло бы прокормить $1$ млрд. человек. Этих средств было бы достаточно, чтобы построить $100$ млн. квартир для $500$ млн. человек.

Замечание 2

Не «лишние» ресурсы используются на гонку вооружений, а значительная часть мировых ресурсов, необходимых для развития стран. Странным и непонятным явлением выступает гонка вооружений для стран «третьего мира», роль которых в мировом производстве составляет всего $20$ %, а население $80$ % от всей численности планеты. На военные цели отвлекается огромное количество ресурсов, что приводит к обострению экономических и социальных проблем, снижает уровень жизни населения. Совершенно понятно, что разоружение это одна из глобальных проблем, требующая участия всего мирового сообщества.

Проблема сохранения мира

Современная крупномасштабная война с использованием оружия массового поражения может уничтожить не только страны, но и целые континенты. Она может привести к экологической катастрофе, которая станет необратимой. Эта мировая проблема долгое время находилась под номером $1$. Острота её в наше время несколько уменьшилась, но она по-прежнему остается очень актуальной.

Проблема возникла в результате следующих причин:

  1. Появление оружия массового поражения в конце $XX$ века и его быстрое распространение по планете;
  2. Запасы современного оружия в мире, накопленные ведущими странами, способны несколько раз уничтожить всё населения Земли;
  3. Значительный и постоянный рост военных расходов;
  4. Торговля оружием приобрела небывалые масштабы;
  5. Возможность появления межгосударственных конфликтов в связи с обострением энерго-сырьевых, территориальных и других проблем;
  6. Социально-экономический разрыв между странами высокоразвитыми и развивающимися.

Специалисты предлагают следующие пути решения этой проблемы:

  1. Подход к проблеме должен быть комплексным, с подключением всё большего количества стран к договорам об ограничении или уничтожении вооружений;
  2. Конверсия военно-промышленного комплекса;
  3. Жесткий международный контроль над оружием массового поражения и его нераспространением по планете;
  4. Решение межгосударственных конфликтов путём дипломатии;
  5. Решение продовольственной проблемы.

Проблема терроризма

Замечание 3

Современные социально-политические кризисы, противоречия и конфликты являются следствием глобализации, а способом их разрешения стал терроризм. Как мировая проблема терроризм появился ещё в конце $XIX$ века. Он превратился в громадную силу устрашения и уничтожения в непримиримом антагонизме разных миров, культур, идеологий, религий, мировоззрений. Проблема терроризма стала опаснейшей, острейшей, трудно прогнозируемой проблемой, угрожающей всему современному человечеству.

Понятие "терроризм" имеет разный смысл, поэтому дать ему определение достаточно сложно. Термин не имеет четкой смысловой нагрузки, потому что общество сегодня столкнулось со многими его видами. Это могут быть похищения людей с целью последующего их выкупа, убийства на политической почве, угоны самолетов, шантажи, акты насилия против собственности и интересов граждан. Форм терроризма множество, поэтому их можно классифицировать по субъектам террористической деятельности и по направленности на результат.

Внутригосударственный терроризм . Это может быть деятельность не только террористических групп, но и террористов-одиночек. Их акции направлены на то, чтобы достичь политических целей в пределах одного государства.

Насилие может выступать в 2-х формах:

  1. Оно может быть прямым и выражается в непосредственном применении силы, например, война, восстание;
  2. Может быть косвенным или скрытым насилием. Данная форма не предполагает непосредственного использования силы и означает только угрозу её применения.

Как правило, государственный террор используют нестабильные режимы, где уровень легитимности власти низкий, а поддерживать устойчивость системы экономическими и политическими методами они не могут. Используя массовые убийства людей, террористы рассчитывают на панику населения. Посеять среди населения страх, который для них не является самоцелью, а только средством достижения определенных политических целей.

Политический терроризм предполагает террор в политических целях. Объектами действий , как правило, выступают большие массы беззащитных людей. Идеальными объектами для политического террора являются больницы, родильные дома, школы, детские сады, жилые дома. Объектами воздействия при политическом терроре являются не сами люди, а политическая ситуация, которую террористы пытаются изменить в нужном для себя направлении. Политический террор изначально предполагает человеческие жертвы. Политический терроризм и уголовная преступность слились, взаимодействуют и поддерживают друг друга. Формы и методы совпадают, хотя цели и мотивы могут быть разные.

Выйдя за границы одной страны, государственный терроризм приобретает характер международного терроризма . Он наносит огромный материальный ущерб, расшатывая государственные и политические устои, уничтожая памятники культуры, подрывая отношения между странами. Международный терроризм имеет свои разновидности – это может быть транснациональный и международный криминальный терроризм.

Транснациональный терроризм может быть представлен акциями негосударственных террористических организаций в других странах. Они не ставят цель изменения международных отношений.

Международный криминальный терроризм проявляется в деятельности международной организованной преступности. Их действия направлены против конкурирующих преступных организаций в других странах.

Замечание 4

Таким образом, терроризм в современных условиях представляет собой опасность глобального масштаба. Он превратился в угрозу политическим, экономическим, социальным институтам государства, правам и свободам человека. Сегодня существует реальная угроза ядерного терроризма, терроризма с применением отравляющих веществ, информационного терроризма.


План:
1. Введение……....………………………………………… ………………….2
2 . Исторические истоки проблемы ... …...…………………………….……. ..3
3. Формирование проблемы и ее последствия..…………………………….6
3.1. Проблемы вооружения в СССР……………......….……………………..7
3.2. Проблемы вооружения в США….……………...…...……….….……….9
4. Решение проблемы разоружения……… .…... …………………………. ..11
4.1. Проблемы разоружения и конверсии производства в России……......12
4.2. Проблемы разоружения и конверсии производства в США ………....16
5. Заключение…..…………………………………………… ………….…….17
6. Список используемой литературы……….…………………….….……... 18

2
1. Введение
Глобальная проблема разоружения и конверсии военного производства имеет значение не только для мировой экономики, но и для всего мира в целом. Для человечества решение этой проблемы должно играть большую роль, чем решение всех остальных проблем. Поскольку война представляет собой такое явление в жизни общества, которое может решить его судьбу. Военные действия на территории любой страны могут привести к нехватке продовольствия, нехватке топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, произойдет нарушение экосистемы природы данного государства.
То есть проблемы разоружения и конверсии могут быть источниками других глобальных проблем. Это и придает ее решению особую важность.
Я решил выбрать эту тему реферата, поскольку мне было интересно узнать о том, как решается эта глобальная проблема, от которой зависит жизнь многих людей, в том числе и моя собственная. В истории человечества были такие моменты, когда судьба его была на волосок от гибели. Виной этому была большое количество оружия, которое скопили государства. И сегодня многие люди ходят по земле, только потому, что с этой проблемой начали вовремя бороться. Несмотря на то, что те времена ужасных конфликтов прошли, угроза по-прежнему остается реальной. Оружие массового уничтожения по-прежнему стоит на вооружении некоторых стран мира. Для того, что бы оно никогда не было использовано многие ученые, специалисты, экономисты стараются решить эту проблему. В основу теоретического материала данного реферата вошли работы некоторых из них. В совокупности нужно найти общую точку зрения относительно решения этой проблемы.
Для этого нужно изучить историю глобальной проблемы и рассмотреть те ее моменты, когда эта проблема стала действительной угрозой для мира. Далее следует выяснить причины, по которым эта проблема сформировалась. После этого надо проанализировать меры, которые принимались для решения это проблемы, выявить их преимущества и недостатки, и в дальнейшем рассмотреть перспективы, ожидаемые от решения или не решения данной проблемы.
На протяжении всего хода данной работы нужно следить за экономикой тех стран, которые были вовлечены в эту проблему.
Это нужно для того, чтобы отразить все негативные последствия для экономики, вызванные наличием этой проблемы или ее неправильным решением. Правильное решение проблемы оказывает благоприятное влияние на экономику государства. Помимо этого решение проблемы разоружения и конверсии военного производства благотворно влияет на мировую экономику, поскольку отсутствие войн снижает вероятность возможных кризисов.
3
2. Исторические истоки проблемы
На заре формирования цивилизации появилась первая примитивная экономика. С ее точки зрения все государства делились на те, у кого хватало ресурсов (способные жить на самообеспечении) и те, у кого наблюдался дефицит некоторых ресурсов или их полное отсутствие. Чтобы преодолеть этот дефицит и государства было два выхода:
1. Закупать необходимый ресурс или обеспечить его обмен на какой-либо товар.
2. Силовой метод решение проблемы. Насильственный захват данного ресурса или территории его добычи.
В те времена торговля была плохо развита. Она ограничивалась сухопутными и водными путями, но даже их использование было опасно для самих торговцев (климатические и географические факторы, грабежи и т. д.). Кроме того, в международные торговые отношения было вовлечено очень мало стран, что доказывало неэффективность первого метода в решении проблем нехватка ресурсов. Использование второго метода было более выгодным для некоторых государств. Во-первых, можно было без излишних экономических затрат обеспечить себя необходимым количеством ресурса, захватив территорию, на которой он добывается, во-вторых, в результате завоевательных походов армиям удавалось награбить большое количество богатств, которое так же включалось в казну государства, в-третьих, завоеванные территории обычно облагались налогами (данью, контрибуцией и другое), которые так же обогащали казну государства.
Таким образом, началось формирование единой доктрины развития - экономическое развитие государства способно осуществиться только в случаи захвата дополнительной территории с дальнейшим использованием его ресурсов. Для того, чтобы осуществить эту доктрину необходимо наличие одного главного фактора – сильная армия.
В течение многих веков государства возлагали на свои войска большие надежды. История показывает, что наличие сильной и укомплектованной армии позволяет разрастись маленькой страны в большую империю.
На снабжение вооруженных сил тратилось большое количество финансовых средств и людских ресурсов. С развитием достижений в науке стали появляться новые средства вооружения, которые позволяли повысить эффективность ведения войны. Данные научные разработки помогали не только улучшать качество проведения завоевательных походов, но и в некоторых случаях способствовали коренному перелому в ходе войны. В результате чего на протяжении многих веков ученые разрабатывали новейшие типы вооружения, которые постепенно становились все мощнее, эффективнее и убийственнее.

4
Так продолжалось до середины XIX века, когда мир захлестнула очередная война. В 1853 г. Российская Империя в очередной раз развернула военные действия против Османской Империи, целью компании было получить господство в Черном море и над некоторыми территориями Ближнего Востока. Поначалу война разворачивалась в пользу России, но после вступления в военные действия Англии, Франции и Сардинского королевства изменило положение. Английский десант в Крыму заставил принять решительные со стороны военного командования России об обороне главного черноморского порта – Севастополя. Союзные войска вплоть до конца войны пытались захватить этот порт и для этого они применяли различные средства поражения, которые на тот момент были известны военной науке. Российских матросов и солдат, сидящих в бастионах, обстреливали с помощью многочисленных разрывных и осколочных снарядов, надеясь нанести максимальные людские потери. Ужасная и кровопролитная оборона Севастополя, которая доказала всю отсталость военных технологий России, вынудило ее в 1856 г. подписать Парижский мир. Однако итоги войны ужасали не только Российскую Империю, но всех стран-участниц. Огромное количество убитых, раненых, калек и инвалидов заставило задуматься правительства всех цивилизованных стран мира о коренном пересмотре доктрины ведения войны. Впервые была создана международная конференция, основной задачей которой была установление правил ведения войны, правил обращения с военнопленными, запрет на дальнейшее использование некоторых видов оружия и другое. Конечно, проблемы, которые решались на той конференции не носили глобальный характер, но главное то, что мир наконец-то увидел все ужасные последствия войны и решился с ними бороться в согласии со всеми странами.
После окончания крымской войны прошло несколько десятилетий, за это время миновало несколько военных конфликтов, которые имели незначительный резонанс в мировой общественности. Но наступила первая мировая война. Эта была война с самым большим количеством используемых людских ресурсов за всю историю человечества (на тот момент истории). На подавление многочисленных армий нужно было использовать новейшие образцы вооружения, которые должны были уничтожать противника в больших количествах и в тоже время должно заключать нормам международной договоренности, и такое оружие создавалось и с успехом применялось. Об их эффективности говорят огромные людские (10-12 млн. человек убитыми, 20 млн. ранеными), и экономические потери.
Данная война доказала человечеству, что оно непременно скатится к самоуничтожению.

5
Для того чтобы не допустить в будущем подобных катастроф была создана международная организация – Лига Наций (1919 г.). Ее основной функцией являлось поддержание мира и порядка в Европе, на основе совместного обсуждения проблем между странами входящими в Лигу Наций. В том же году была проведена Версальская конференция, по ее итогам удалось установить судьбу стран проигравших войну, дальнейшее мироустройство в Европе, распределение ролей, отводимых развитым капиталистическим странам для поддержания дальнейшего порядка, ограничение вооруженных сил (у проигравших войну стран), а так же запрет на использование отдельных видов оружия.
К ним относятся огнеметы, химическое оружие, некоторые виды мин, тяжелая артиллерия и другое. Кажется, что наконец-то должен наступить мир и порядок, ведь теперь на страже мира стоит отдельная организация (Лига Наций), которая должна была не допустить кровопролития, решая проблемы исключительно законным путем, но этого не произошло.
Лига Наций показала свою несостоятельность в решении международных проблем в период развития фашистской Германии. После прихода к власти фашистов (30 января 1933 года) Гитлер провозгласил курс подготовки страны к новой войне. Однако у Германии был ряд ограничений, которые препятствовали ей осуществить эти планы, но с 1933 по 1935 г. все эти ограничения были сняты. Были отменены ограничения численности войск, ограничения в производстве тяжелого вооружения, была введена воинская повинность, было произведено вторжение в рейнскую демилитаризованную зону. Лига Наций не предпринимала никаких серьезных усилий, чтобы остановить эти нарушения ограничений созданных Версальским договором. Далее мировая обстановка еще больше ухудшилась. С 1936 по 1939 г. к Германии была насильственно присоединена Австрия (март, 1938 г.), аннексирована Судетская область Чехословакии (сентябрь, 1938 г.), была проведена поддержка (финансовая и военная) гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.). Уже давно стало ясно мировой общественности, что захват промышленных районов Европы и приобретение новых союзников является частью подготовки к новой мировой войне, но нужные меры, которые могли бы остановить этот процесс, все равно не принимались. В результате подобного бездействия началась вторая мировая война. Это была война с самым большим количеством человеческих жертв в истории. И всех этих жертв можно было избежать. Лига Наций прекратила свое существование в ходе второй мировой войны. Вместо нее после войны была создана ООН (24 октября 1945 г. – вступление в силу устава ООН). Однако уже начинался новый этап международных отношений.
6
3. Формирование проблемы и ее последствия
Спустя несколько лет после окончания второй мировой войны появилась вероятность нового вооруженного конфликта со стороны США и СССР. Противоречие социально-политических устройств обеих государств вылилось в «холодную войну». СССР и США понимали, что растущее противоборство обязательно перерастет в военные действия, и поэтому они стремились наращивать свое вооружение с целью оказания достойного отпора в случае нападения противника. В качестве оружия планировалось использовать новейшие образцы вооружения, в том числе и ядерное оружие. Наличие атомных и водородных бомб должно было играть роль метода психологического воздействия на противника («атомная дипломатия»), применение оружия массового поражения предусматривалось только в самом крайнем случае. Поэтому во время войны в Корее (1950-1953 гг.) СССР, который поддерживал социалистический север и США, которые поддерживали демократический юг, не стремились использовать ядерное оружие, чтобы изменить ход войны, хотя такая возможность была у обеих стран. Однако через несколько лет наступил момент, когда ядерный потенциал обеих сверхдержав был возведен в полную боевую готовность. В апреле 1961 года американский десант при поддержке флота и авиации пытался свергнуть социалистический режим Ф. Кастро на Кубе, но попытка провалилась. Далее Куба попросила помощи у СССР, и такая помощь была оказана. В 1962 году СССР разместил на острове Свободы ядерное оружие. Перед США появилась реальная угроза атаки со стороны идеологического противника. В связи с этим США предъявили ультиматум СССР, нацелив на него весь свой ядерный потенциал. СССР сделал то же самое. В течение нескольких дней решалась судьба всего мира. Именно Мира, поскольку если в первой мировой войне погибло 10-12 млн. человек, во второй около 55 млн. человек, то в Третьей мировой войне должно было погибнуть все человечество. По данным исследователей, если бы обе сверхдержавы использовали весь свой ядерный арсенал, то последствием этого стала бы экологическая катастрофа и последующая «ядерная зима», продлившаяся бы на Земле в течение многих лет. Подобный исход не устраивал лидеров США и СССР, поэтому начавшийся кризис («Карибский кризис») благополучно завершился. В течение последующих лет угроза новой мировой войны стала постепенно утихать, но она по-прежнему была реальной, так же как и была реальна смерть человечества. Наличие огромного количества вооружения у сверхдержав стало глобальной проблемой для человечества. Причем эта глобальная проблема постепенно переросла во внутренние экономические проблемы самих обладателей оружия.

7
3.1. Проблемы вооружения в СССР
Перед СССР стояла двойная задача вооружения, во-первых, ему нужно было вооружить себя, а, во-вторых, ему нужно было вооружать своих союзников, поскольку в большинстве своем они не обладали возможностью производить оружие. Такими были большинство стран Восточной Европы входящих в Организацию Варшавского Договора (созданная в мае 1955 г.), а также страны Азии и Африки. Помимо этого СССР был участником гонки вооружения, и ему необходимо было отвечать на каждое новое военно-техническое новшество США своим собственным. Таким образом, приходилось затрачивать на вооружение и на исследования в этой сфере огромные средства.
С военной точки зрения все эти средства были оправданы. На каждый новый вид оружия созданный в США, СССР отвечал своим аналогом и другой разработкой. При этом по качеству и эффективности они не уступали американским и даже в большинстве случаев превосходили их. В СССР создавалось виды боевой техники, которые на много лет опережали свое время.
Но с экономической точки зрения это было невыгодно. Дело в том, что большинство созданных советскими учеными видов вооружения так и остались в чертежах и проектах, многие из которых до сих пор хранятся в архивах отечественных ВПК. Средства потрачены на исследования нереализованных проектов. Даже с уже созданным оружием было большое количество затрат. На содержание, хранение и обслуживание каждой дополнительной единицы боевой техники нужно было выделять дополнительные средства. И таких дополнительных единиц было много, поскольку их производили в расчете на будущую войну. Кроме того, производимое оружие практически бесплатно раздавалось дружественным нам странам, не принося при этом никакой экономической прибыли, не считая того оружия, которое шло на экспорт.
В социальном плане рост вооружения имел благоприятный результат. Строительство новых военных объектов (портов, аэродромов и др.), работа на военных объектах и предприятиях оборонного комплекса обеспечивало работой большое количество людей. Кроме того, многие военные предприятия занимались выпуском гражданской продукции. Но все это приносило выгоду в большей степени самим гражданам и в меньшей степени государству. Поскольку ему приходилось затрачивать средства на строительство объектов, которые сами по себе не приносили экономической прибыли, за исключением военно-промышленных предприятий.
В научной сфере рост вооружения имеет неоднозначный характер. С одной стороны, спрос на новейшие типы вооружения является стимулом для науки. В данном случае речь
8
идет о науке применительно к военной сфере производства. Уже было сказано о достоинствах советских боевых технологий и их превосходстве над американскими, и главная заслуга в этом инженеров-конструкторов советских ВПК. Но с другой стороны, связи между количеством вооруженных сил и состоянием науки в данной стране как таковой нет. Все зависит от финансирования научной и образовательной деятельности в стране. В 50-е годы, когда после XX съезда КПСС с последующим развенчанием культа личности Сталина, СССР начал проявлять инициативу об урегулировании внешней политики, армия была сокращена на 2 млн. человек, начались реформы внутри страны, было предложено организовать встречу глав обеих сверхдержав.
Именно этот период отмечен ростом финансирования советской науки. В течение 50-60 годов в СССР в 12 раз возросли расходы государства на науку, численность научных сотрудников увеличилось в 6 раз и составила четвертую часть всех ученых мира. В 60-е годы в Советский Союз приехал Норберт Винер (основоположник кибернетики), он ознакомился с достижениями советских ученых в области создания электронно-вычислительных машин. Вернувшись в США, он сообщил, что если правительство не примет серьезных мер, то к 70-ым годам СССР обгонит Соединенные Штаты в области информационных технологий. Но как выяснилось в дальнейшем, никаких особых мер, принимать не надо было. К 70-ым годам советские НИИ прекратили исследования собственных разработок, а стали просто копировать американские технологии. Вслед за этим наступило полнейшее отставание СССР в данной области науки. Данное отставание повлияло на развитие военной науки. Чтобы понять, что именно произошло нужно рассмотреть несколько примеров:
Пример 1. В конце 70-х - начале 80-х годов новейшие американские истребители столкнулись с проблемой. Они не могли летать долго на предельных высотах. И было это из-за того, что бортовой компьютер был полностью основан на микросхемах, которые перемораживались от низкой температуры на большой высоте. Американцы начали ставить отопление, но в результате этого на микросхемах стала появляться испарина и как следствие стала скапливаться влага, что тоже негативно влияло на работу микросхем. Самое интересное, что у советских летчиков подобных проблем не возникало, и они могли долго летать на больших высотах. Через несколько лет один советских конструкторов разъяснил ситуацию. Оказывается, что новейшие советские истребители того времени были оснащены бортовыми компьютерами, которые работали на ламповом принципе. Ламповый принцип использовался в основе первых ЭВМ начала 60-х годов. Советская наука еще не развилась до микросхем, поэтому везде использовались старые технологии, что, как ни парадоксально, улучшило превосходство советских истребителей перед новейшими технологиями Запада.
9
Пример 2. В октябре 1972 года началась новая арабо-израильская война («двухнедельная война»). Несколько стран Ближнего Востока создало антиизраильскую коалицию, целью которой было захват Израиля и последующая передача части его территории Палестине. СССР был заинтересован в победе коалиции, поэтому он предоставил странам новейшие на тот момент советские танки.
Кстати, количество использованных в той войне танков практически равнялось аналогичному количеству танков использованных на Курской дуге.
Первая неделя войны была успешной для арабских государств, израильские войска терпели поражения и отступали. Но в начале второй недели ситуация коренным образом изменилась. У Израиля появились новые противотанковые снаряды, которые сами летели до цели, превращая ее в груду металла. При превосходстве в танковых силах арабские военные ничего не могли поделать против снарядов выпускаемых с ручного гранатомета. Советские танки были беспомощны, они не смогли ответить науке того времени.
Как уже было сказано, наука не зависит от размеров вооруженных сил, но она напрямую связана с их качеством.

3.2. Проблемы вооружения в США
У США были такие же проблемы вооружения, как и у СССР, но были и существенные различия, о которых следует упомянуть.
Например, у них не было проблем с финансированием своих союзников по Северо-Атлантическому Альянсу (НАТО, образован в 1949 г.). Союзники представляли собой развитые страны Западной Европы, у которых оборонный комплекс был достаточно развит, и они могли самостоятельной производить и использовать оружие и боевую технику без помощи США.
В приобретении собственного вооружения проблемы также существовали. В Соединенных Штатах оборонным заказом страны занимались несколько фирм, они брали на себя расходы проектирования, конструирования и исследования, и в дальнейшем они пытались выиграть конкурсный отбор правительства США на серийные поставки вооружения. Отсюда происходит ряд технических отставаний американской боевой техники. Дело в том, что фирмы-поставщики вооружений не стремились создать качественную боевую технику, для них было главным, чтобы она могла выиграть конкурс и при этом дорого стоить. Отсюда и появились образцы вооружения, обладающие невысокой эффективностью.

10
Здесь можно привести много примеров. Это и истребитель F-15, отстающий по многим показателям от Су и МиГов, здесь же и винтовка М-16, обращение с которой более сложное в отличие от АКА-47. Американские вертолеты во Вьетнаме имели хорошую скорость и маневренность, но при этом не несли с собой вооружения и поэтому в локальных боях не могли помочь солдатам, в отличие от него советские Ми были вооружены пулеметом и ракетами прямой наводки. Есть много и других примеров, которые показывают, что более лучшее экономическое положение США по сравнению с СССР, не способствовало росту эффективности вооруженных сил, и поэтому огромные финансовые ресурсы Соединенных Штатов были потрачены, не принеся нужных результатов.

11
4. Решение проблемы разоружения
На данный момент решением всех глобальных проблем занимается ООН. Это организация первоначально создавалась для решения проблем сохранения мира, поэтому проблема разоружения является одной из первостепенных.
Решение этой проблемы ООН пыталась найти в течение десятков лет, пытаясь договориться с США и с СССР о взаимном сокращении вооружения, которое к октябрю 1986 года в СССР составляло 10000 ядерных зарядов, а в США 14800 зарядов. Разрабатывались различные законы и резолюции, которые имели цель мирными и законодательными путями прекратить кровопролитные противостояния двух идеологических систем в странах третьего мира, а так же уменьшить степень риска появления новых военных конфликтов (как локальных, так и глобальных). Так, в декабре 1984 г. ООН выступила против перенесения гонки вооружения в космос, приняв, резолюцию об использовании космического пространства исключительно в мирных целях. Хотя эти попытки в разные годы имели разный результат, но в целом проблема разоружения оставалась открытой, и коренных изменений в ее решении не было до конца 80-х годов.
С началом перестройки в Советском союзе (1985 г.) начался процесс сближения двух сверхдержав в вопросах мира и сотрудничества. В ноябре 1987 года состоялась встреча секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а так же связанные с ним протоколы о процедурах ликвидации ракетных средств и об инспекциях. В марте 1989 года в Вене прошли переговоры между странами принадлежащих к ОВД и НАТО, эти переговоры предусматривали сокращение вооружений от Атлантики до Урала. В июле 1991 года в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступательных вооружений обеих стран. И, наконец, в 1992 году была подписана декларация России и США о прекращении «холодной войны».
Угроза третьей мировой войны перестала быть реальной. И в этом по праву есть заслуга ООН. Но даже после окончания «холодной войны» и разрушения Советского Союза вероятность того, что не уничтоженные ядерные боеголовки снова могут быть нацелены на города мира, не исчезла. Помочь России справится с опасным наследием СССР, обязался международный валютный фонд (МВФ). МВФ также как и ООН является органом, занятым решением глобальных проблем. Он оказывает финансовую помощь для решения этих проблем. Главным образом денежная помощь предоставляется стране в виде кредитов, которые в течение заранее установленного срока нужно выплатить. Таким образом, у любой
12
страны отпадает необходимость поиска финансовых средств для решения своих проблем. Эти средства в любой момент может предоставить МВФ. России на решение внутренних экономических проблем, в том числе и проблем разоружения, так же были предоставлены кредиты МВФ, но об этом речь пойдет потом.
В начале XXI века появились новые методы решения глобальных проблем.
К таким методам относится создание «Глобал Кастодианс». Это мировая электронная биржа, которая позволяет привлекать из-за рубежа неограниченные ресурсы на любые сроки. Торговля на этой бирже осуществляется через Интернет, который также является методом решения глобальных проблем. С помощью «Глобал Кастодианс» страны могут закупать любое количество необходимого ресурса, не прибегая при этом к военным методам захвата этого же ресурса. И поэтому излишнее вооружение становиться не нужным.

4.1. Проблемы разоружения и конверсии производства в России
После развала СССР (декабрь, 1991 г.) Россия стала его преемницей. Она унаследовала все проблемы и долги Советского Союза, потеряв при этом треть территории, более 40% населения, более 30% производственных фондов. 1
Экономика при этом находилась на грани развала, причем эта тенденция наметилась еще в предыдущие годы.
Доля основных подсистем экономики в мировой совокупности ВВП, % 2 .

    Подсистема 1970 1980 1985 1987 1992
    Пром. развитые страны 67,8 68 70,1 72,3 74
    Восточноевропейские страны 16,5 10,5 9,7 9,5 8
    Развивающие страны 15,5 21,5 20,2 18,2 18

Из благоприятных сторон следует отметить, что Россия унаследовала 70% объема внешнеэкономических связей СССР 3 .
Имея при себе все эти положительные и отрицательные стороны, Россия должна была решить проблемы собственного экономического подъема, социальные проблемы, проблемы науки, проблемы армии и др. Мировое сообщество, в лице МВФ, предоставило для этого средства, которых теоретически должно было хватить и на разоружение российской армии и на конверсию военного производства.
Кредиты 4:
13
1992 г. – резервный кредит на сумму 4,1 млрд. долл. на стабилизацию рубля.
1993 г. – кредит системных преобразований, 3 млрд. долл.
1996 г. – кредит на проведение качественных преобразований, 10,4 млрд. долл.
и т.д.................

«Проблемы мира и разоружения»

Введение

1. Войны: причины и жертвы

2. Проблема контроля вооружений

Заключение

Список использованной литературы


«На земле всегда будут происходить опустошительные войны… И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни под водой не останется ничего нетронутого и неповрежденного. Ветер разнесет по всему миру лишенную растительности землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны» – это пророчество, леденящее душу, принадлежит великому итальянцу эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Сегодня видишь, что гениальный живописец был не столь уж наивен в своем предсказании. Действительно, кто сегодня возьмет на себя смелость упрекнуть автора этих не очень приятных для нас слов в распространении каких-то «нелепых басен» или разжигании ненужных страстей? Такие вряд ли найдутся, потому что великий Леонардо во многом оказался прав. К огромному сожалению, вся история развития человечества – это страшная история военных действий.

Вторая часть пророчества Леонардо да Винчи, к нашему огромному счастью, пока не осуществилась, вернее: осуществилась не полностью. Но кому сегодня не ясно, что впервые в своей истории человечество всерьез встало перед вопросом: «Быть или не быть?» (При этом подчеркнем: столкнулось человечество, а не отдельный человек, с судьбой которого связан гамлетовский вопрос). Кровь, муки и слезы были на всем пути человеческом. Однако на смену умершим и погибшим всегда приходили новые поколения, и будущее было как бы гарантировано. А вот ныне такой гарантии больше нет.

В период с 1900 по 1938 год разразилось 24 войны, а в 1946-1979 годах – 130. Все больше и больше становилось человеческих жертв. В наполеоновских войнах погибло 3,7 млн. человек, в первой мировой войне – 10 млн, во второй (вместе с гражданским населением) – 55 млн., а за все войны XX века – 100 млн. человек. К этому можно добавить, что первая мировая война захватила площадь в Европе в 200 тыс. км2, а вторая уже – 3,3 млн. км2.

Так, Гейдельбергский институт (ФРГ) в 2006 году зарегистрировал 278 конфликтов. 35 из них имеют остро насильственный характер. В вооруженных столкновениях участвуют и регулярные войска, и отряды боевиков. Но людские потери несут не только они: еще больше жертв среди мирного населения. В 83 случаях конфликты протекали в менее жесткой форме, т.е. применение силы происходило только время от времени. В остальных 160 случаях конфликтные ситуации не сопровождались боевыми действиями. 100 из них носили характер декларативного противостояния, а 60 протекали в форме скрытого противоборства.

По оценкам Центра оборонной информации (США), в мире наблюдается только 15 крупных конфликтов (потери превышают 1 тыс. человек). Эксперты Стокгольмского института СИПРИ считают, что в этом году в 16 точках планеты происходило 19 крупных вооруженных конфликтов.

Более половины всех горячих точек приходится на Африканский континент. На Большом Ближнем Востоке уже несколько лет идет война в Ираке. Афганистан, где пытается навести порядок НАТО, тоже еще весьма далек от успокоения, и интенсивность нападений талибов и боевиков Аль-Каиды на правительственные структуры, войска и полицию, на воинские подразделения Североатлантического альянса только возрастает.

Некоторые международные эксперты предполагают, что вооруженные конфликты ежегодно уносят до 300 тыс. жизней, в основном – мирных граждан. На них приходится от 65 до 90% потерь (цифра колеблется в зависимости от интенсивности боевых действий). Статистика свидетельствует, что только 5% погибших в Первой мировой войне являлись мирными жителями, а во Второй мировой уже около 70% убитых не были комбатантами.

Однако ни в одном из нынешних вооруженных конфликтов не происходят столкновения между различными странами. Борьба идет внутри неблагополучных государств. Правительствам противостоят различные военизированные формирования повстанцев, боевиков и сепаратистов. И все они преследуют самые различные цели.

Еще в 2001 году после масштабных терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне США объявили войну международному терроризму, однако и сегодня, пять лет спустя, ей не видно конца, в нее втягиваются все новые силы.

Например, не спадает волна насилия в Ираке. После оккупации этой страны и свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году на войска Соединенных Штатов и их союзников обрушились удары боевиков. Сегодня Ирак все больше скатывается в пропасть гражданской войны. Многие эксперты США, и, прежде всего, члены специальной комиссии, не так давно представившей президенту Джорджу Бушу 79 рекомендаций по урегулированию ситуации в Месопотамии, настаивают на выводе американских военнослужащих из этого региона. Однако хозяин Белого дома по просьбе генералов и в соответствии со своими намерениями во что бы то ни стало одержать победу решил увеличить численность контингента.

В Судане идет ожесточенное противоборство между мусульманским севером и христианским югом, стремящимся добиться автономии. Первые стычки между Народной армией освобождения Судана и Движением за справедливость и равенство произошли в 1983 году. В 2003 году противостояние обрело форму беспощадной войны в Дарфуре. Здесь тоже не видно конца вооруженному насилию и напряженность продолжает только расти.

Основные очаги вооруженных конфликтов и масштабы жертв, связанные с ними, отражены в Приложении 1 и 3. Попытаемся понять причины возникновения разномасштабных войн.

Если до 20 века борьбу за территории, богатые полезными ископаемыми, вели, прежде всего, государства, то ныне в борьбу включились многочисленные иррегулярные армии сепаратистов и просто бандитов.

ООН пришла к выводу, что после окончания Холодной войны (1991 год) число вооруженных конфликтов в мире уменьшилось на 40%. Более того, войны стали значительно менее кровопролитными. Если в 1950 году среднестатистический вооруженный конфликт уносил жизни 37 тыс. человек, то в 2002 году – 600. ООН считает, что заслуга в уменьшении числа войн принадлежит международному сообществу. ООН и отдельные страны мира прилагают значительные усилия, не давая разгореться новым войнам и останавливая старые. Кроме того, позитивную роль играет увеличение числа демократических режимов: принято считать, что современные демократии не воюют друг с другом.

Известный аналитик Майкл Клэр, автор книги «Войны за Ресурсы» убежден, что мир вступил в эпоху войн за ресурсы, и год от года эти войны будут становиться все более частыми и ожесточенными. Причиной является рост потребностей человечества и сокращение запасов природных ископаемых. Причем, по мнению Клэра, наиболее вероятны войны, которые будут вестись за контроль над запасами пресной воды.

На протяжении всей человеческой истории государства вели борьбу друг с другом за территории, богатые полезными ископаемыми. Кровопролитная война Ирака с Ираном была начата из-за претензий Ирака на ряд иранских территорий, богатых нефтью. По этой же причине Ирак в 1990 году оккупировал Кувейт, который в Багдаде считали составной частью иракской территории. Ныне примерно 50 из 192 стран мира оспаривают те или иные территории у своих соседей. Достаточно часто эти претензии не становятся предметом дипломатических споров, поскольку слишком опасно делать эти претензии составной частью двусторонних отношений. Однако часть политиков выступает за скорейшее разрешение подобных проблем. По подсчетам американского исследователя Дэниела Пайпса, в Африке насчитывается 20 подобных споров (например, Ливия спорит с Чадом и Нигером, Камерун с Нигерией, Эфиопия с Сомали и т.д.), в Европе – 19, на Ближнем Востоке – 12, в Латинской Америке – 8. Китай является своеобразным лидером по количеству претензий – он претендует на 7 участков суши, касательно которых у его соседей есть иное мнение.

«Ресурсная» составляющая, то есть, фактор наличия на спорной территории или на принадлежащей ей части океана значительных запасов полезных ископаемых, как правило затрудняет урегулирование межгосударственных споров. Примерами таких конфликтов может служить ситуация, сложившаяся вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов, на которые претендуют Великобритания и Аргентина (в районе Фолклендов обнаружены большие залежи нефти), островов в заливе Кориско Бэй, на которые претендуют Экваториальная Гвинея и Габон (там также обнаружена нефть), островов Абу Муса и Танб в Ормузском проливе (Иран и Объединенные Арабские Эмираты, нефть), архипелаг Спратли (предмет спора между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами и Брунеем. Этот район богат высококачественной нефтью, конкурирующие страны несколько раз открывали военные действия) и т.д.

Наиболее мирно протекает спор за территории Антарктиды (на которых также обнаружены значительные запасы различных полезных ископаемых), на которые претендуют Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили и Великобритания, причем последние три страны оспаривают ряд территорий ледового континента друг у друга. Ряд государств мира, в принципе, не признают эти претензии, но другие страны оставляют за собой право выступить с аналогичными требованиями.

Так как все претенденты на кусок антарктического пирога являются участниками Антарктического Договора, подписанного в 1959 году, признающего Шестой Континент зоной мира и международного сотрудничества, свободной от оружия, то переход этих споров в военную стадию практически невозможен. Впрочем, в 1970-е – 1980-е годы военные диктатуры Чили и Аргентины демонстративно объявляли антарктические острова территориями своих стран, что вызывало протесты мирового сообщества.

Однако в современном мире самые кровопролитные войны происходят не между двумя государствами, а между жителями одной страны. Подавляющее большинство современных вооруженных конфликтов происходят не между государствами, а являются этническими, религиозными, классовыми и т.д. По мнению бывшего финансиста, а ныне исследователя Теда Фишмана, за редчайшими исключениями, эти войны были, прежде всего, войнами за деньги. По его мнению, войны начинались там, где конкурирующие кланы начинали борьбу за контроль над месторождениями нефти, газа, золота, алмазов и т.д.

В США за последние 10 лет было опубликовано не менее 20-ти научных работ, посвященных поиску связи между природными богатствами страны и риска начала войны. Большинство исследователей сходятся в том, что точная зависимость пока не определена. Общепринято лишь, что запасы минерального сырья становятся прекрасным «топливом» для конфликта. Причины этого достаточно прозаичны: повстанческая группировка, не имеющая стабильных источников финансирования (кроме минералов, это могут быть доходы, получаемые за счет продажи наркотиков, оружия, рэкеты и пр.) не в состоянии вооружить значительное число своих сторонников и, тем более, вести планомерную и долговременную военную кампанию. Важно также, что война ведется за контроль над ресурсами, которые не просто легко продавать, но и легко добывать.

В результате, главной целью многих подобных группировок становится не свержение центрального правительства или приобретение гражданских прав, которых была лишены их социальная, этническая, религиозная и пр. группа, а установление и удержание контроля над ресурсами.

Было предпринято несколько попыток определить «факторы риска», способствующие началу подобной войны. Экономисты Пол Коллер и Анке Хеффлер обнаружили, что для стран, обладающих одним или двумя основными ресурсами, используемыми в качестве главной статьи экспорта (например, нефть или какао), вероятность того, что они столкнутся с проблемой гражданской войны в пять раз выше, чем для диверсифицированных экономик. Наиболее опасным является уровень в 26% – имеется в виду доля валового внутреннего продукта государства, получаемого за счет экспорта одного вида сырья.

Чем меньше развита экономика той или иной страны, и чем меньше она диверсифицирована, тем больше шансов, что в ней начнется гражданская война. К аналогичному выводу пришли Джеймс Фирон и Дэвид Лэйтин, авторы книги «Этничность, партизанская и гражданская Война». С ними спорят Ибрахим Эльбадави и Николас Самбанис, авторы исследования «Сколько войн нас ждет?», доказывают, что наличие ресурсной составляющей не увеличивает риска начала войны.

Уильям Рено, профессор Северо-западного Университета\Northwestern University, называет еще один «фактор риска» – неэффективность центральной власти. Война часто начинается там, где власть предержащие стремятся, прежде всего, лишь к личному обогащению. Майкл Реннер, автор исследования «Анатомия войн за ресурсы» отмечает, что достаточно часто вооруженные конфликты возникали из-за существования порочных схем получения дохода от эксплуатации природных богатств (к примеру, Мобуту, правитель Заира, обладал личным состоянием, превышавшим объемы годового ВВП страны). Особенно остро стоит эта проблема в Африке, где правящие кланы путем приватизации получают контроль над основными источниками сырья и крупнейшими предприятиями. Обиженные кланы и группировки иногда прибегают к вооруженной силе, чтобы перераспределить собственность в свою пользу.

Дэвид Кин, преподаватель Лондонской Школы Экономики, отмечает, что подобные войны закончить достаточно сложно. Причина заключается в том, что война обогащает определенные группы людей – чиновников, военных, бизнесменов и пр., которые наживаются на подпольной торговле ресурсами, оружием и пр. Если чиновники и солдаты получают маленькую зарплату, то они стремятся исправить ситуацию и, фактически, превращаются в полевых командиров, делающих бизнес на войне.

Количество ценных минеральных ресурсов, нелегально поставляемых на мировой рынок повстанческими и иными нелегальными структурами, определить невозможно. К примеру, в 1999 году компания De Beers пришла к выводу, что необработанные алмазы, добытые в конфликтных зонах, составили 4% от общемировой добычи. Годом позже группа экспертов ООН заявила, что до 20% всех необработанных алмазов, обращающихся в мире, имеют нелегальное происхождение.

Негативную роль играют и транснациональные корпорации, периодически пытающиеся заработать на конфликте. По данным исследовательского Worldwatch Institute, корпорация De Beers скупала алмазы, поставленные на рынок повстанческими группировками, а нефтяные компании Chevron и Elf спонсировали и обучали вооруженные силы нескольких африканских государств, стремясь обеспечить свой контроль над нефтяными месторождениями.

О дним из важнейших вопросов в сфере стратегической безопасности является контроль вооружений и разоружении в мире. Этот вопрос поднимался с конца 19 века, а в 20 после кровопролитной Второй мировой войны приобрел еще большее значение. В этой связи Организацией Объединенных Наций и другими международными организациями были предприняты усилия по контролю вооружению и разоружению в трех областях: ядерные, конвенциональные и биологические вооружения. Однако, к сожалению, человеческое сообщество все еще не имеет четкой программы всеобщего разоружения.

В 2004 году страны мира потратили на военные нужды в общей сложности более одного триллиона долларов. Эта сумма означает ассигнование более 6% всего мирового валового производства на разработку и закупку вооружений. В соответствии с отчетом Международного института мирных исследований в Стокгольме, из общей суммы военных расходов в мире за 2004 год около 47% приходится на одни только Соединенные Штаты.

В настоящее время торговля оружием составляет существенную часть общей мировой торговли, а точнее около 16% от 5 трлн. долларов мирового товарооборота, это 800 млрд. Продажа вооружений и военной техники в мире продолжает расти, так что оружейные и оборонные предприятия в 2002-2003 гг. увеличили производство на 25%. В 2003 году эти предприятия получили от продажи оружия 236 млрд. долларов, причем 63% пришлось на американские компании. Соединенные Штаты со времени окончания «холодной войны» остаются крупнейшим поставщиком оружия в мире. За ними следуют Россия, Великобритания и Франция.

Интересно знать, что в 2002 году общая стоимость продажи оружия в мире составляла 188 млрд. долларов, что говорит о существенном увеличении производства оружия в ограниченном ряде стран и поставок этого оружия в страны, вовлеченные в вооруженные конфликты, такие как на Ближнем Востоке. Последние полстолетия страны Ближними Востока были одними из главных покупателей оружия в мире. Факты говорят о том, что между поставками оружия и возникновением кризисов и вслед за этим вооруженных конфликтов в разных точках мира существует неразрывная связь.

Ввиду огромной прибыли, получаемой от продажи оружия в мире, некоторые страны-производители оружия, провоцируя трения и разногласия между другими странами, которые потом перерастают в политические и межэтнические конфликты, как бы создают возможность для увеличения сбыта производимого ими оружия. К примеру, военно-промышленный комплекс США представляет собой конгломерат частных оборонных предприятий, в который входят весьма влиятельные и мощные компании и концерны.

Этот сверхмощный конгломерат оказывает сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительств, например в США и Великобритании. Так 22 мая 2005 года, когда так называемая борьбы с терроризмом еще не развязала Бушу руки для агрессии и войн, британская газета «Гардиан» писала:

«Джордж Буш не скрывает своей главной президентской задачи. Эта задача – вознаградить все те корпорации и компании, которые помогли ему попасть в Белый дом. Помимо нефтяных корпораций и крупных табачных компаний, вознаграждения в общей сумме 200 млрд. долларов из бюджета США ожидают предприятия ВПК. Г-н Буш для выполнения этой задачи ищет образ нового врага под прикрытием обеспечения национальной безопасности, причем ищет нового врага по всему свету».

После сентябрьских событий 2001 года Буш, Рамсфельд и прочие чины в Пентагоне получили необходимый повод для развязывания войны. Война против международного терроризма стала тем предлогом, что помог администрации довести оборонный бюджет с 310,5 до 343 млрд. долларов в 2002 году. Вслед за этим с корпорацией «Локхид-Мартин» был заключен крупнейший оборонный контракт в истории на сумму 200 млрд. долларов. К сожалению, сегодня мировое сообщество под предлогом обеспечения мировой безопасности тратит огромные средства на закупку новейших вооружений. Исполнительный директор Продовольственной программы ООН Джеймс Моррис считает, что небольшая доля бюджетных средств, выделенных на войну в Ираке, могла бы накормить всех голодных и бедных людей в мире и послужить миру и безопасности во всем мире. В 2004 году Продовольственная программа ООН нуждалась в трех миллиардах долларах для оказания гуманитарной помощи миллионам людей. В то же время на войну в Ираке уже истрачено несколько сотен миллиардов долларов и иракскому народу причинен непоправимый ущерб.

В силу разрушительных последствий наращивания вооружений, а именно войн, конфликтов, разрушений и связанных с этим колоссальных расходов, мировое сообщество вот уже долгие годы стремится как-то обуздать гонку вооружений и добиться всеобщего разоружения. За последние годы в результате прогресса в разработке все новых вооружений дать качественные и количественные оценки производству вооружений в мире становится все труднее. Сложности добавляет, с одной стороны, растущая точность поражения, а с другой, разработка новых средств перехвата этих вооружений. Сегодня темпы качественного, технического развития средств ведения войны постоянно ускоряется. Поэтому первым делом следует «сбавить обороты». Однако все признаки говорят о том, что мировое сообщество все еще не достигло заметного успеха в контроле вооружений, в обуздании гонки вооружений и всеобщем разоружении.

Ввиду колоссальной прибыли, получаемой от торговли оружием, военные индустрии постоянно развиваются и применяют в производстве самые новейшие технологии. В то же время растущие инвестиции в военно-промышленный комплекс, в основном со стороны частного сектора в западных странах, усиливает тревоги и опасения всего человеческого сообщества. В приложении 2 приведены данные по объемам продаж оружия за последние 10 лет. В принципе вопрос о необходимости контроля вооружений и даже разоружения в мире встал в начале 19 столетия. Однако после двух кровопролитных мировых воин 20 века и тяжелого опыта, приобретенного ценой миллионов жизней, человечество серьезнее занялось этим вопросом и в данной связи на международном и региональном уровнях были подписано несколько договоров.

Одной из важнейших международных инстанций, занимающихся вопросами контроля вооружения и всеобщего разоружения, является Организация Объединенных Наций. Эта организация, философия существования которой заключается в охране мира и обеспечения мировой безопасности, с самого начала своей деятельности сталкивалась с проблемами и разногласиями в интерпретации контроля вооружений и разоружения. Изучая послужной список ООН в этой сфере, мы видим, что, несмотря на функционирование многочисленных комитетов и комиссии, ей так и не удалось существенно продвинуться в обуздании гонки вооружений.

К ведомствам ООН, которые так или иначе связаны с контролем вооружений, следует отнести Международное Агентство по Атомной Энергии, Комиссию по неядерным вооружениям, Комиссию по разоружению, Комитет по разоружению и др. К примеру, после атомной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки американскими ВВС в 1945 году с целью не допустить повторения этих ужасов в 1946 году была создана Комиссия по атомной энергии. Эта комиссия обладала всеобъемлющими полномочиями для надзора за распространением первичных ядерных веществ и имела возможность инспектировать ядерные объекты страны с целью получения уверенности в мирном использовании ядерной энергии. Вслед за этим, в 1947 году, была образована Комиссия по неядерным вооружениям.

В задачи комиссии по неядерным вооружения, в которую входили постоянные члены СБ ООН, входили мероприятия по сокращению неядерных вооружений. Однако в 1950 году эта комиссия была распущена. После создания ядерного оружия в Советском союзе и начала войны в Корее был образован новый орган, Комиссия по разоружению, которая действовала до 1957 г. Однако по договоренности между США и СССР и эта комиссия была распущена, а вместо нее сформирован комитет по разоружению ООН, в который вошли 10 государств-членов ООН. Комитет, провозгласивший своей целью полное и всеобъемлющее разоружение в мире, действовал за пределами ООН. На протяжении деятельности этого комитета предлагались разные инициативы и программы по обузданию гонки вооружений и всеобщего разоружения. Однако холодная война между США и СССР и напряженность в международных отношениях не позволила реализовать ни один из этих проектов.

Деятельность 10-стороннего комитета по разоружению прекратилась в 1960 г. Через три года по договоренности между США, Советским союзом и Великобританией с целью ограничения ядерных испытаний был создан еще один комитет по разоружению, на этот раз в составе 18 стран. С присоединением остальных членов ООН к этому комитету сформировалась Конференция по разоружению, которая действует в рамках Организации Объединенных Наций.

Наряду с деятельностью, направленной на контроль и ограничение вооружений в мире, на международном уровне предпринимались и другие усилия по разоружению. С разделением всех вооружений на ядерные и неядерные, между разными странами были заключены договоры и соглашения. Наиболее важные конвенции в этой связи – Московское соглашение от 1963 г. и Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 г.

Подытоживая сказанное и окидывая взглядом весь процесс наращивания вооружений в мире, можно отметить, что, несмотря на предпринятые усилия, в рамках контроля вооружений и глобального разоружения, гонка вооружений в мире все еще продолжается. По прошествии более полувека с образования Организации Объединенных Наций вклад этой организации в мировое разоружение остается ничтожным. Это обстоятельство в период холодной войны отводило ООН маргинальную, малоэффективную роль в разрешении мировых проблем, в то же время, провоцируя качественное и количественное наращивание вооружений, как ядерных, так и обычных.

В числе стран-производителей и экспортеров оружия США по-прежнему сохраняют, бесспорно, лидирующее положение. Милитаристские планы и амбиции таких держав, как США, еще со времен холодной войны показали, что мировое сообщество еще очень далеко от реализации своего основного чаяния, т.е. контроля вооружений и по мере возможности глобального разоружения, достижения мира во всем мире. Ибо в последние десятилетия США и другие производители оружия продолжают разрабатывать все новые технологии производства новейших вооружений. Это говорит о провале всех миротворческих и разоруженческих усилий, в том числе уже подписанных соглашений и конвенций о контроле и запрещении особо опасных видов оружия. До тех пор пока крупные военные державы вроде США не выполняют своих обязательств по соглашениям о разоружении, все эти конвенции, не имея исполнительных гарантий, остаются лишь красивыми проектами на бумаге.

1. James A. Russell, WMD Proliferation, Globalization, and International Security: Whither the Nexus and National Security? – Strategic Insights, Volume V, Issue 6 (July 2006)

2. Igor Ivanov, International Security in the Era of Globalization – www.globalpolicy.org/globaliz/define/2003/0304security.htm

3. Stephen G. Brooks, Producing Security: Multinational Corporations, Globalization, and the Changing Calculus of Conflict - Princeton Studies in International History and Politics, Princeton University Press, USA 2005. – p. 337

5. Джон Дж. Горстка, Вызовы трансформации – NATO Review, Spring 2005 www.nato.int/review

6. Роберт Дж. Белл, Достижения в процессе трансформации НАТО – NATO Review, Spring 2005 www.nato.int/review

7. Силы реагирования НАТО проходят проверку. // Новини НАТО №2/2006 – с.10

8. Ivo Daalder and James Goldgeier, Global NATO – Foreign Affairs, September/October 2006. – p. 105

9. «Страны «большой восьмёрки»: крупнейшие экспортёры вооружений» Фрагмент доклада в рамках кампании «Оружие – под контроль!» // СИПРИ. – 22 июня. 2005.

Приложение 1

Приложение 2

В таблице перечислены ведущие поставщики оружия, а также объём всех поставок вооружений в мире (млн. долларов США текущей покупательной силы) в период с 1996 по 2003 год (по данным СИПРИ).

Приложение 3

Войны и крупные конфликты в 2006 году

Проблемы российской внешней торговли

Реферат по международным отношениям

Проблемы современной глобализации мировой экономики

Страна/Регион Враждующие стороны Причины противостояния Начало конфликта Состояние Интенсивность
Центральная и Южная Африка
1 Центрально-Африканская Республика Союз демократических сил за Релли/Правительство Борьба за власть 2005 А 2
2 Республика Чад Арабские этнические группы/Африканские этнические группы Борьба за государственную и региональную власть 2003 А 2
3 Повстанческие группировки/Правительство 2005 А 2
4 Демократическая Республика Конго Племенные образования/Центральное правительство Этнические и социально-экономические, 1997 В 2
5 Эфиопия Правительство/Народно-патриотический фронт Эфиопии Борьба за государственную власть 1998 А 2
6 Клан Гуджи/Клан Борена 2005 А 2
7 Гвинея-Бисау Правительство/Движение демократических сил Касаманса 2006 Новый 2
8 Нигерия Правительство/Боевики иджо/боевики итсекири Ресурсы 1997 А 2
9 Сенегал Движение демократических сил Касаманса – Садио/Правительство Автономия 1982 А 2
10 Сомали Повстанческие группировки полевых командиров/правительство Борьба за государственную власть 1980 А 3
11 Судан Дарфур: Народная армия освобождения Судана/ Движение за справедливость и равенство/ Правительство, арабские наемники джанджавид Борьба за региональную власть, ресурсы 2003 А 3
12 Кочевые арабские племена Хотия Баггара/Навиба Абалла Ресурсы 2005 В 1
13 Боевики племенной группы Нуер/Суданское народно--освободительное движение Борьба за региональную власть 2006 Новый 2
Азия и Тихоокеанский регион
14 Индия Кашмирские и пакистанские сепаратисты/Правительство Отделение 1947 В 2
15 Индия Левая группировка “Наксалиты”/Правительство Идеология 1997 В 2
16 Майнамар Правительство/Этнические меньшинства Отделение 1948 А 2
17 Пакистан Национальная армия освобождения Белуджистана, боевики народности балоч/Правительство Автономия, идеология, ресурсы 1998 А 2
18 Пакистан Боевики провинции Вазиристан/Правительство Борьба за региональную власть 2004 В 2
19 Филиппины Боевики Абу-Сайяаф/Правительство Отделение 1991 В 2
20 Шри-Ланка Тигры освобождения Тамил Илама (восточная группа)/ Тигры освобождения Тамил Илама (северная группа) Борьба за региональную власть 2004 А 2
21 Шри-Ланка Тигры освобождения Тамил Илама/Правительство Отделение 1976 А 3
22 Таиланд Мусульманские боевики южных провинций/Правительство Отделение 1784 В 2
Северная Африка и Ближний восток
23 Алжир Группы исламских экстремистов/Правительство 1919 Б 2
24 Афганистан Боевики движения “Талибан”, “Аль-Каиды”, наркобароны / Правительство, коалиционные силы НАТО Борьба за государственную власть, идеология 1994 А 3
25 Ирак Экстремистские группировки боевиков / Межнациональные силы, национальное правительство Противостояние оккупационным войскам 2004 А 2
26 Ирак Национальные экстремистские группировки/Правительство Борьба за государственную власть, идеология 2004 Б 3
27 Израиль Террористические группировки Исламский джихад, ХАМАС, ФАТХ, Бригады мучеников Аль-Аксы и др./Правительство Отделение, идеология, ресурсы 1920 В 2
28 Израиль Израиль/Ливан Территориальные претензии, идеология 1967 В 2
29 Израиль Боевики “Хезболлах”/Правительство Идеология 1982 А 3
30 Турция Вооруженные группировки курдов/Правительство Отделение 1920 В 2
31 Йемен Движение верящей молодежи/Правительство Религиозные 2004 В 2
Латинская Америка
32 Колумбия Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК)/Правительство Борьба за региональную власть, идеология

Проблема сохранения мира на земле, предотвращение военных катастроф и конфликтов постоянно остается одной из важнейших на протяжении существования человечества. Сформированы во многих странах военно-промышленные комплексы тратят колоссальные средства на производство оружия и проведения научных исследований в этой сфере. Быстрый прогресс в военной области как раз и угрожает безопасности и способствует углублению глобальных проблем.

Разоружение - одна из глобальных проблем современности, что непосредственно влияет на выживание человеческой цивилизации. Это система мер, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. Человечество все больше осознает важность и актуальность этой проблемы, пытаясь держать ее в рамках, подконтрольных мировому сообществу. И все-таки проблема разоружения неоднозначная, поскольку связана с возможностью гибели цивилизации.

Оценить во всей полноте реальную опасность гонки вооружений как пагубного глобального процесса помогут следующие важнейшие обстоятельства. Во-первых, прогресс военной техники достиг такого масштаба, когда с невиданной скоростью появляются новые, все более усовершенствованные средства вооружения, принципиально новые системы оружия. Это стирает грань между оружием как средством вооруженной борьбы против армий противника и как средством борьбы против населения и экономики государств и целых регионов. Во-вторых, дальнейшее развитие ракетно-ядерного оружия, сопровождаемое разработкой соответствующих военно-политических доктрин его использования, все больше затрудняет политический контроль над ним. В-третьих, прогресс в создании современных средств разрушения постепенно стирает грань между ядерной и обычной войной. В-четвертых, проблема гонки вооружений включила в свои ряды интересы людей, работающих в отраслях, которые создают средства разрушения военно-промышленного комплекса, заставляя их невольно выступать в ее защиту. В-пятых, проблема увеличения или сокращения производства вооружения наталкивается на противоречивые интересы разных государств, потому что обеспечивает в той или иной степени их геополитические интересы.

Статистически пагубную опасность и нецелесообразность дальнейшей гонки вооружений можно проиллюстрировать следующим образом: глобальные военные расходы в течение XX века выросли более, чем в 30 раз. Если в период между мировыми войнами человечество тратило на военные цели от 20 до 22 млрд долларов ежегодно, то сегодня - более 1 трлн долларов. В сферу военно-производственной деятельности включено, по свидетельству экспертов ООН, около 100 млн человек, численность существующих сегодня армий достигает почти 40 млн человек, а в военных исследованиях и создании нового оружия занято до 500 тыс. муж. При этом на военные цели приходится 2/5 всех расходов на науку. Мировые затраты труда, связанные с различными видами военной деятельности, ежегодно составляют 100 млн человеко-лет. Учеными подсчитано, средств, которые тратят на вооружение только в течение одного года, было бы достаточно для орошения 150 млн га земли, использование которых могло бы прокормить 1 млрд человек. Таких расходов было бы достаточно для строительства в течение одного года 100 млн квартир или другого современного жилья для 500 млн человек.

На гонку вооружений используются не "свободные", не "даровые", не "лишние" ресурсы. На нее уходит существенная часть мировых ресурсов, жизненно необходимых для целей развития (табл. 21.1). Одни только США тратят на эти цели 700 млрд долларов в год.

Таблица 21.1

Сопоставление затрат на милитаризацию и средств, которые требуются для решения некоторых социальных и экологических проблем

(млрд долл)

2 недели глобальных расходов на военные цели

Ежегодная стоимость десятилетней программы ООН обеспечения водой и санитарии

3 дня глобальных расходов на военные цели

Обеспечение пятилетней программы восстановления тропических лесов

2 дня глобальных расходов на военные цели

Ежегодная стоимость двадцатилетней программы ООН по борьбе с опустелинням в развивающихся странах

Запрос на финансирование (1988-1992 гг.) подготовки "звездных войн"

Расходы на захоронение високорадіо-активных отходов в США

Стоимость разработки ракеты "Міджетмен"

Среднегодовая стоимость сокращения в США выбросов двуокиси серы на 8-12 млн тонн в год для борьбы с кислотными осадками

Подводная лодка "Трайд"

Глобальная пятилетняя программа вакцинации детей против 6 смертельно опасных заболеваний, что сократило бы детскую смертность на 1млн в год

Но особенно парадоксальным явлением выступает гонка вооружений в странах "третьего мира", где проживает 80% населения нашей планеты, а роль в мировом производстве составляет менее 20%. На наиболее бедные страны (где ВНП на душу населения составляет менее 440 долл.), что создают всего 5% товаров и услуг в мире, где проживает более половины населения планеты, приходится 7,5% мировых расходов на вооружение, по сравнению с 1% на здравоохранение и менее 3% на образование. В этих странах на 3700 человек приходится 1 врач, а на одного военнослужащего - 250 человек. Накопленный гонкой вооружений прямой социально-экономический ущерб в глобальном масштабе многократно превышает все убытки, которые терпят страны мира через различные природные катаклизмы. Тенденция к росту ресурсов, которые отвлекают на военные цели, ведет к обострению экономических и социальных проблем во многих странах, пагубно сказывается на развитии гражданского производства и уровне жизни народов. Поэтому разоружение, сворачивание военного производства (конверсия) является сегодня одной из проблем, которая требует участия всего мирового сообщества.

Международное сотрудничество за мир, решение глобальных проблем безопасности, разоружение и урегулирование конфликтов

Все глобальные проблемы пронизаны идеей географического единства человечества и требуют широкого международного сотрудничества для своего решения. Особенно острой является проблема сохранения мира на Земле

Сточки зрения нового политического мышления, достижения прочного мира на Земле возможно лишь в условиях установления нового типа отношений между всеми государствами - отношения всестороннего сотрудничества.

Программа «Международного сотрудничества за мир, решения глобальных проблем безопасности, разоружения и урегулирования конфликтов» предназначена для поддержки и развития отношений международных неправительственных организаций, между властью и обществом в области улучшения международной безопасности. Данная программа будет заниматься такими вопросами, как сокращение оружия массового уничтожения и обычных видов вооружения.

Целью программы является вовремя отреагировать на развитие политического процесса, как в странах СНГ, так и во всём мире. Также в рамках программы будет проводиться анализ современных проблем мира и безопасности.

Программа несёт в себе следующие проекты:

· Структура международной безопасности и сотрудничество с международными институтами и неправительственными международными организациями;

· Проблемы разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения;

· Помощь в совершенствовании законодательства в области военно-гражданских отношениях;

Вопросами безопасности относительно вооруженных конфликтов и решением глобальных проблем занимаются учёные, политические деятели, неправительственные организации. В ходе работы проводятся международные и региональные конференции, семинары и совещания, издаются доклады и сборники статей.

На данный момент не все имеют представление о существующей опасности, о возможности и размере катастрофы с применением оружия массового уничтожения (ОМУ). Человечество не уделяет должного внимания этой проблеме из-за неосведомлённости и неосознанности всей глубины проблемы. Ни в коем случае не надо забывать о том, что угроза применения ОМУ, к сожалению, присутствует повседневной жизни через активную пропаганду насилия. Это явление происходит во всём мире. Президент России В.В.Путин сказал примерно следующее: Мы должны осознавать, что нераспространение ОМУ стало одной из самых важных современных проблем, а то и самой важной. Дело в том, что с наступлением нового века перед человечеством появились качественно новые вызовы - новые виды ОМУ, явление международного терроризма, что осложнило проблему его нераспространения. Нераспространение - это предотвращение и недопущение появления новых государств, имеющих ОМУ. Понять это можно так: Россия не может допустить появление новых ядерных держав.

Предотвращение угрозы распространения ОМУ признано Россией, США и другими странами как одна из основных задач обеспечения их национальной безопасности.

Первый раз мировое сообщество задумалось о нераспространение ОМУ в 60-х годах прошлого века, когда уже появились такие ядерные державы как, СССР, США, Великобритания, Франция; и Китай был готов к ним присоединиться. В это время всерьёз задумались о ядерном вооружении и даже занялись его разработками такие страны, как Израиль, Швеция, Италия и др.

В те же 60-е года Ирландия стала инициатором создания международно-правового документа, который и заложил основы нераспространения ядерного оружия. СССР, США и Англия стали разрабатывать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Они и стали первыми участниками этого договора. Он был подписан 01.07.1968 года, но вступил в силу в марте 1970 года. Франция и Китай вступили в этот договор несколько десятилетий спустя.

Его основные цели - предотвратить дальнейшее распространение ЯО, стимулировать сотрудничество в сфере использования атома в мирных целях при гарантиях сторон-участников, способствовать проведению переговоров о прекращении соперничества в сфере разработки ЯО с конечной целью его полной ликвидации.

По условиям этого Договора ядерные государства берут обязательства не оказывать содействия безъядерным государствам в приобретении ядерных взрывных устройств. Безъядерные государства обязуются не производить и не приобретать такие устройства. Одно из положений Договора предписывает МАГАТЭ осуществлять меры по обеспечению гарантий, включая инспекцию ядерных материалов, используемых в мирных проектах безъядерными государствами - участниками Договора. В ДНЯО (статья 10, пункт 2) говорится, что через 25 лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить, должен он оставаться в силе или нет. Отчёты конференции проводились согласно условиям Договора каждые пять лет, и в1995 году, когда он подошел к завершению 25- летнего периода действия, стороны - участники единогласно выступили за бессрочное его продление. Они также приняли три обязательные Декларации принципов:

· Подтверждение ранее принятых обязательств в отношении ЯО и прекращение всех ядерных испытаний;

· Усиление процедур контроля за разоружением;

Участниками договора являются 178 государств, включая существующие ядерные державы (за исключением Северной Кореи), которые выступили за режим контроля над ракетными технологиями. Также есть четыре страны, проводящие ядерную деятельность, которые не вступили в Договор: Израиль, Индия, Пакистан, Куба.

Холодной войне сопутствовали разработка и распространение ядерного оружия, как основными противниками, так и различными неприсоединившимися странами. Окончание холодной войны дало возможность странам мирового сообщества сократить, а затем и ликвидировать ядерное оружие. В противном случае страны будут неизбежно втянуты в процесс распространения ядерного оружия, так как каждая религиозная «супердержава» стремится либо укрепить свою гегемонию, либо сравнять свою ядерную мощь с мощью противника или агрессора. Угроза распространения ЯО и, не в меньшей степени, ядерных технологий и ноу-хау значительно возросла с момента распада Советского Союза. Впервые произошел распад государства обладающего ЯО, государства - постоянного члена ООН. В результате этого появились еще страны, имеющие ядерное вооружение. К этой проблеме отнеслись очень серьёзно, и через некоторое время Россия получила все права и обязанности СССР, связанные с ДНЯО. Также она получила международно признанное право на вечное обладание ЯО. Вместе с ООН, ДНЯО фиксирует за Россией статус великой державы на уровне таких стран как США, Китай, Англия, Франция.

Важным элементом укрепления режима нераспространения стала помощь Запада в этой области. Эта помощь показывает, что Запад не хочет видеть в странах СНГ источник распространения угроз. На саммите большой восьмерке в Канаде в июле 2002 года были приняты важные решения по вопросам международного терроризма и распространению ЯО.

Важнейшими составными элементами режимов нераспространения ядерного и другого ОМУ являются:

· Система экспортного контроля, включающая отлаженную национальную систему учёта, контроля и физзащиты оружейных материалов. Сюда же входит и недопущение бесконтрольного экспорта неосязаемых технологий, в т. ч. в электронном виде.

· Система предотвращения утечки мозгов.

· Безопасность хранения, складирования, транспортировки ОМУ и материалов, пригодных для его производства.

· Система предотвращения незаконного оборота ядерного и другого ОМУ и материалов.

Что касается химического и биологического оружия (ХО), то главная проблема состоит в следующем: при изготовлении оно не требует особой технологической базы, поэтому нельзя создать надёжный механизм контроля ХО. Но как бы то ни было созданы международно-правовые документы, проводятся конференции.

Биологическое оружие является эффективным средством достижения целей террористов: оно способно поразить большие массы гражданского населения, а это очень привлекает террористов, может легко спровоцировать панику и хаос.

Терроризм - это очень большая проблема в наше время. Современный терроризм выступает в форме террористических актов, имеющих международный масштаб. Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь-кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные, национальные, религиозные. Для них становится сомнительной законность существующей власти. Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Главные стратегические условия борьбы с терроризмом:

· воссоздание устойчивого блокового мира;

· блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;

· недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т.п.; развенчание терроризма всеми силами СМИ;

· передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;

· использование договора с террористами только этими спецслужбами и только для прикрытия подготовки акции по полному уничтожению террористов;

· никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного террористического акта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей, потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв.

Хотелось бы завершить эту статью таким обращением. Важную роль играют вопросы, связанные с просвещением людей, особенно молодежи. Следует выработать единую систему борьбы с терроризмом, где главное место отводится профилактическим мерам. Просвещение и осведомлённость людей в области разоружения и нераспространения ОМУ, а также терроризма одна из задач, которая требует к себе большего внимания.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: