Борьба с международным терроризмом эссе. Терроризм как социальное явление. Терроризм – глобальная проблема современности

Международный терроризм - специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 1960-х годов и получившая значительное развитие к концу XX - началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики. Современный международный терроризм является, как правило, исламистским.

Основными чертами международного терроризма являются глобализация, профессионализация и опора на экстремистскую идеологию. Также отмечается использование террористов-самоубийц, угроза использования неконвенционального (ядерного, химического или бактериологического) оружия и рациональныйподход. Один из крупнейших современных исследователей терроризма Брайан Дженкинс (англ. ) считает международный терроризм новым типом конфликта.

Резолюция № 1373 Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года отмечает «тесную связь между международным терроризмом и транснациональнойорганизованной преступностью, незаконными наркотиками, отмыванием денег, незаконным оборотом оружия и незаконными перевозками ядерных, химических, биологических и других потенциально смертоносных материалов» . Специалисты отмечают также рост технической оснащённости террористов и их негласную поддержку со стороны некоторых государств.

Для достижения своих целей террористические организации широко используют сеть Интернет, радио и телевидение.

Международный терроризм представляет особую опасность в связи с тем, что угрожает международному правопорядку и межгосударственным отношениям. Любая акция международного терроризма затрагивает интересы нескольких (как минимум двух) государств и для пресечения либо предупреждения таких акций необходимо широкое межгосударственное сотрудничеств.

42) Идеология «новых правых»

Новые правые - термин, который употребляется для обозначение ряда политических течений и партий правого толка.

Часто обозначение «новые правые» относится к совокупности праворадикальных социально-философских течений, возникших в ряде стран Запада в 1970-е гг. в качестве реакции на теории неомарксистов и «новых левых». В частности

политическое движение Nouvelle Droite возникшее в 1969 г. во Франции, заявившее о своей приверженности правым («консервативным») ценностям, ядром которого стала группа по изучению европейской цивилизации (ГРЕСЕ), заметными участниками которой были Ален де Бенуа и Доминик Веннер

Одна из главных тем геополитики “новых правых” - восстановление баланса сил в мире. Под балансом сил в геополитике подразумевается состояние не статического, а динамического равновесия, где допустимы непрерывные колебания в воздействии противостоящих центров политической динамики на стратегическую и геополитическую конфигурацию мировой политики.

Идеология тоталитаризма

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario ) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики - в отрицательном. На Западе используют общие черты сталинизма и фашизма для объединения их под одной вывеской тоталитаризма. Эта модель широко используется в антикоммунистической пропаганде.

1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

5. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.

7. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).

8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

10. Централизованное планирование экономики.

11. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.

12. Приверженность экспансионизму.

13. Административный контроль над отправлением правосудия.

14. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью

44) Разновидности тоталитаризма: сходства и различия

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме – вовне, против других народов.

Существует весьма популярное и довольно устойчивое мнение, согласно которому советская коммунистическая империя на Востоке и нацистский третий рейх на Западе коренятся в национально-исторических традициях России и Германии, и в сущности представляют собой продолжение истории этих стран в новых условиях. Такое мнение верно лишь отчасти, поскольку в ряде ключевых аспектов они были построены на прерыве исторической преемственности, а в чем-то – даже отказе от некоторых ключевых элементов национально-исторической традиции.

45. Фашизм и неофашизм как политическая идеология

Возник на рубеже XIX - XX вв. как результат империалистических противоречий. Проявляется в движении антиглобалистов и «новых правых» сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фюрер является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей.

Идеология фашизма отождествляет общество с нацией, а нацию – с государством. Интересы государства неизмеримо выше интересов отдельных индивидов, групп и организаций. Мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Кроме фашистской партии – единственного носителя власти и судеб государства, не имеют права на существование никакие другие партии с их межпартийной борьбой. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Чтобы бороться с инакомыслием, в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были уничтожены многие десятки тысяч демократов, деятелей культуры и противников фашизма, миллионы евреев, славян и просто представителей «неарийского» населения.

Идеология феминизма

Фемини́зм (от лат. femina , «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин.

Феминизм как движение возник в XVIII веке; во время первой волны феминизма с XIX века по первую половину XX века борьба шла за достижение равноправия полов. Впоследствии, во время второй волны, акцент борьбы сместился на достижение фактического равенства женщин с мужчинами. Особенно активизировался феминизм в конце 1960-х годов. В рамках феминизма существуют идеи экстремистской направленности.

Появление феминизма, как теории, подготовлено следующими интеллектуальными течениями Запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Милль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд,Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы чернокожих за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.

Выдержка из текста

Актуальность темы в том, что в обострившихся международных условиях Россия продолжает энергичное и инициативное, лидерское участие в международном антитеррористическом сотрудничестве, прежде всего на площадках ООН, ряда других авторитетных многосторонних организаций, а также в двустороннем формате. Целью данной работы является раскрытие терроризма как глобальной проблемы современности, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: — Проанализировать участи России в борьбе с международным терроризмом на современном этапе.

Международный терроризм несет угрозу для безопасности отдельных государств, а так же для всего мирового сообщества в целом. Терроризм направлен на подрывание обычной жизни, имеет одностороннюю целенаправленность, в этом его основной признак.

В своей работе, посвящённой рассмотрению современного терроризма как социального феномена, мы ставим следующие цели: Изучить возможности теории девиантного поведения для анализа терроризма как социального явления. Рассмотреть историю изучения терроризма как социального явления;

Рост темпов распространения террористической идеологии в разных странах является одной из важных проблем современного мира. В этой ситуации такие факторы развития современного мира, как глобализация лишь усиливают актуальность этой проблемы и придают остроты проблематике, связанной с национальной безопасностью и необходимостью обеспечения спокойствия и мира для граждан стран Европы и Америки. Его главная отличительная черта — это размывание границ между международным и внутренним терроризмом.

Глобальные проблемы человечества связаны не только с загрязнением природы, но и с изменением человечества, как структуры человеческой общности. Цель данной работы — изучение экологической безопасности как глобальной проблемы современности, а также формирование экологического мировоззрения у молодого поколения.

Голод как глобальная проблема современности

Терроризм как социально политический феномен

Но как справедливо отмечают ученые, определяющей выступает уголовно-правовая позиция, которая априори определяет понятие терроризма и ответственность за него. Отсюда берут начало криминологические исследования терроризма, уголовно-процессуальные, криминалистические и тому подобное.

Теоретические аспекты глобальных проблем современности. Экономическое содержание глобальных проблем современности. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.

Кроме того, к вопросам безопасности относятся и другие проблемы -эпидемии, ВИЧ-инфекция, криминогенные ситуации и преступность, распространение наркотиков, проституция, вандализм и иные формынасилия, пиратство, военные осложнения и перевороты, терроризм, а такжерассмотрение всех возможных рисков, связанных с туристами, местнымижителями, турфирмами и индустрией туризма в целом.

По ходу развития перед человечеством стали возникать сложные проблемы, которые постепенно приобрели общепланетарный характер и уже затрагивали интересы не только отдельных государств, но и всех стран и народов. К 60-м годам XX века эти проблемы приобрели широкую известность, человечество осознало

Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Терроризм как глобальная проблема нуждается в постоянном внимании и исследовании и поэтому представляет широкое поле для исследований с дальнейшим их практическим применением.- рассмотреть понятие и сущность терроризма как типа политического поведения;

Список источников информации

1. Галкина Е.В. Противодействие политическому экстремизму и терроризму: новый взгляд/Е.В. Галкина //Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 1. — С. 341−344.

2. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2014. — 560 с.

список литературы

Терроризм - это метод, который используют некоторые организованные группы или политические партии для достижения своих целей. Терроризм основан на насилии. Отличительная черта терроризма - применение насилия в отношении не противника, а мирных людей, которые часто и не подозревают о политическом противостоянии. К террористическим актам, в частности, относятся захват заложников, угон самолетов, организация взрывов на улице и так далее. Цель терроризма - чтобы пострадало как можно больше людей. Почему-то сторонники терроризма считают, что это привлекает внимание к их требованиям. В 70-х годах прошлого века появился термин «международный терроризм» . ООН определяет международный терроризм так: "совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение агентами или представителями одного государства актов против другого государства или попустительство с их стороны совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют цель вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом".
Террор в наше время стал одной из самых болезненных проблем как локального, так и глобального масштаба.
Сейчас уже всем стало понятно, что терроризм существует не только на Северном Кавказе, Индонезии, Филиппинах и Ближнем Востоке. Это явление распространилось по всему миру, и теперь, находясь даже в самых развитых странах, нельзя быть уверенным, что тебя это не затронет. Террор стал влиять на мировую экономику и возникает серьезный вопрос о борьбе с этим явлением.
В современном мире высоких технологий и всеобщей интеграции невозможна борьба с терроризмом каждой страной по отдельности. Нужна коалиция всех стран, заинтересованных в уничтожении этого феномена. Удар должен быть нанесен точечный и сразу по всем направлениям деятельности террористов, причем этот удар обязан состоять не только из военных мер, но и экономических, политических. Вопрос состоит не только в том, чтобы уничтожить военные подразделения бандитов, но и в перекрытии финансовых подпиток этих людей, а также необходимо создать условия, при которых не будут появляться новые террористы, т. е. я хочу сказать, что нужно искоренить это зло полностью: и корни, и побеги. Объяснение столь радикальных мер следующее: если прекратить деятельность военных подразделений, но оставить финансовые источники бандитов - появятся новые люди, готовые умирать потому, что за это платят. Обязательно нужно создать новые рабочие места в районах сосредоточения ячеек террористов и территориях набора наемников, воюющих в других государствах. Если это будет сделано, то в организациях экстремистского толка не будет появляться такого числа кадров, хотя существуют фанатики, борющиеся неизвестно за что.
Немаловажной частью борьбы является информационная война, победа в которой может принести значительную часть успеха во всей операции, а поражение может свести на нет успехи в других направлениях.
Для удачной борьбы необходим удар и по преступности, потому что террористы имеют доход с продажи наркотических средств и оружия.
Для успешной борьбы с терроризмом нужно уничтожать не только организации экстремистского толка, но и преступность, т. е. вести войну против всего мирового зла в целом.

Артамонов Никита

В нашей повседневной жизни, просматривая телевизионные передачи или читая газету, мы не раз столкнемся с такими словами, как «терроризм» или «экстремизм». А теперь давайте немного поразмыслим. Как часто каждый из нас задумывается о проблеме, связанной с распространением террора? Почему проявляется рост насилия в современной России? Насколько тесно связан терроризм с экстремизмом?

Рискнув предположить, что мало кто думает об этих двух бедах как об угрозе национальной безопасности России, автор - ученик 11 «А» класса МОУ гимназия № 6 АРТАМОНОВ НИКИТА - в своем более детально разобрается в этой проблеме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Экстремизм и терроризм как угроза

национальной безопасности России

Тесней сплотим ряды мы вместе

И терроризму скажем – НЕТ!

Пусть сотню лет иль даже двести

Россия будет жить без бед.

"Молитва" Армен Казарян

В нашей повседневной жизни, просматривая телевизионные передачи или читая газету, мы не раз столкнемся с такими словами, как «терроризм» или «экстремизм». А теперь давайте немного поразмыслим. Как часто каждый из нас задумывается о проблеме, связанной с распространением террора? Почему проявляется рост насилия в современной России? Насколько тесно связан терроризм с экстремизмом?

Рискну предположить, что мало кто думает об этих двух бедах как об угрозе национальной безопасности России. А теперь попробуем более детально разобраться в этой проблеме.

В Конституционном праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления. Иными словами синонимами слова терроризм являются «насилие», «запугивание», «устрашение».

Теперь разберем понятие «экстремизм». Словарь даёт следующее толкование: «Экстремизм – приверженность к крайним взглядам, мерам». Среди таких мер можно отметить подготовку и проведение террористических акций.

Нетрудно догадаться, что эти два антигуманных социальных явления очень тесно связаны. На практике это проявляется так: какое-либо крайне националистическое, политическое или религиозное недовольство перерастает в террористические настроения, далее следует череда угроз и начинаются теракты, уносящие жизни людей.

Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, исследователи и журналисты говорят о

Взрывах государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.;

Индивидуальном терроре или политических убийствах чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоохранительных органов;

Политических похищениях, имеющих цель добиться определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников и т.д.;

Захватах учреждений, зданий, банков, посольств, самолетов и т.д., сопровождающихся захватом заложников;

Взятии заложников с целью получения выкупа;

Несмертельных ранениях, избиениях, издевательствах, преследующих цели психологического давления на жертву и одновременно являющиеся формой так называемой «пропаганды действием»;

Биологическом терроризме (например, рассылка писем со спорами сибирской язвы);

Использовании отравляющих веществ и радиоактивных изотопов;

Кибертерроризме, направленном на вывод из строя систем жизнеобеспечения различных учреждений;

Повреждении промышленных объектов, технологических структур, хранилищ отходов с целью провоцирования экологических катастроф.

Против кого или против чего направлен терроризм?

Отвечая на поставленный вопрос, необходимо подчеркнуть, что терроризм, как и всякая другая деятельность мотивирован. Терроризм, по утверждению французского социолога М.Крозье, – это мотивированное насилие с политическими целями. Значит, стремление к насилию, запугиванию, террору не есть что-то беспричинное или коренящееся в дефектах биологической природы человека. Это явление, прежде всего, социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей. Проблемы и конфликты разного уровня, направленности и масштаба: индивидуалистические, религиозные, идеологические, экономические, политические – потенциальные колыбели для взращивания деятельности террористов.

В список стран, где насчитывается наибольшее число погибших в терактах последнего десятилетия, входят США, Россия, Индия, Израиль, Колумбия, Ирак, Алжир, Пакистан, Уганда, Шри-Ланка.

Например, в преддверье летних Олимпийских игр 2008 года в Китае тибетцы нападали на этнических китайцев (ханьцев). Сцены зверского избиения мирных мужчин и женщин они выкладывали в Интернете и при этом не скрывали, что чистят «свои» территории от чуждого этнического элемента, т.е. прикрывали свои настоящие цели (как правило, быстрое обогащение) националистическими идеями.

Теперь давайте разберемся с терроризмом в России и его особенностями.

Россия в XXI веке принадлежит к числу наиболее "пораженных" терроризмом стран: в 1997 г. в Российской Федерации было совершено 1290, в 2005-м - 1728 преступлений террористического характера. Резко возросло и количество таких уголовно наказуемых деяний террористического профиля, как организация незаконного вооруженного формирования: в 1997 г. зарегистрировано было одно такое преступление, а в 2005-м - 356!

«Рост попыток создания незаконных вооруженных формирований создал терророгенную обстановку в России, когда экстремистско-террористическое подполье планирует, готовит и реализует практически все террористические акты на территориях субъектов Федерации», - пишут исследователи этого вопроса.

Истоки терроризма коренятся, во-первых, в продолжительной истории (так, например, деятельность организации «Народная воля» началась более, чем 150 лет назад), во-вторых, в неоднородности общественного мнения (для нашей страны характерна разная оценка террористической деятельности различными слоями общества, т. е. велико число людей, сочувствующих террористическим методам борьбы за свои требования, считающих одних террористов «хорошими, правыми, правильными»), и в-третьих, деятельность российских террористов носит «смешанный» характер: она индивидуальная и организованная, чисто уголовная и с примесью политики, шовинистическая и религиозная...

Как я упоминал чуть ранее, основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально – экономические, экономические, религиозные и духовные. Естественно, в нашей стране преобладают политические, социально – экономические и экономические предпосылки терроризма. И сейчас я попытаюсь объяснить почему.

Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов. Так, в пример можно привести распад СССР и образование России в 1991 году. На протяжении более чем десяти лет страна была политически ослаблена. Это привело к многочисленным террористическим взрывам жилых домов, «Норд – осту» - захвату театра в Москве (кстати, в эти дни близкие и родственники погибших и потерпевшие вспоминают события 10-летней давности, но отнюдь не забытой трагедии на Дубровке), к двум чеченским компаниям, где ярко выразилось политическое недовольство террористов.

Если рассматривать социально – экономические причины, то основной из них можно считать низкий уровень жизни в стране. В России не избавились от такой проблемы, как безработица. Терроризм дает возможность человеку заработать деньги, причем деньги немалые. Вот почему, несмотря на «дерзкие» контрмеры наших правоохранительных органов (16 октября 2012 г. Президент РФ Владимир Путин на совещании по противодействию терроризму так выразился: «Наши службы начали действовать гораздо эффективнее. Вместе с тем, любой просчёт стоит нам очень дорого, поэтому нам нужно работать без пауз, решительно, на опережение, дерзко»), бандгруппы пополняются свежими боевиками.

Касаемо экономических причин, нельзя не отметить то, что терроризм сегодня – это бизнес, который способен приносить своим организаторам немалый доход, сравнимый с доходами от нефтибизнеса. Явными примерами экономического террора являются торговля оружием, наркотрафик по территории России, торговля наркотиками, заложниками, что позволяет получать огромные прибыли.

Теперь мы начинаем хотя бы немного понимать, что экстремизм и терроризм – это две огромные угрозы национальной безопасности России. И стоит поговорить о профилактике экстремистской и террористической деятельности.

В России, как и во всех странах, руководство которых признает необходимость мер борьбы за сохранность жизней своих граждан (то есть там, где ценность человеческой жизни достаточно высока, а гибель мирных людей может вызвать существенный общественный резонанс и повлиять на политику властей), с угрозами борются силовыми методами. Официально антитеррористической деятельностью занимается только ФСБ РФ, но высоко значение формирования общественного мнения, огромную роль в этом играют СМИ (я насчитал в Интернете более 10 официальных сайтов, пропагандирующих противодействие терроризму, особенно впечатляет http://www.terrorunet.ru ). И конечно, нельзя не сказать о самом главном: о правовой основе борьбы с терроризмом. 5 октября 2009 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым утверждена Концепция, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. За осуществление экстремистской и политической деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско–правовую ответственность. Нет террористов «хороших» и «плохих»! Убийцы и вымогатели должны нести ответственность за

гибель более 200 человек (1995, 14-20 июня - рейд банды Басаева на Будённовск, массовый захват заложников в здании больницы);

гибель 4 человек, 16 ранены (1996, 11 июня на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» в вагоне поезда сработало самодельное взрывное устройство мощностью 400-500 г в тротиловом эквиваленте.);

взрывы жилых домов в Москве в 1999г.

гибель 8 человек, 60 получили ранение (2000, 8 августа в центре Москвы, в подземном переходе у Пушкинской площади произошел взрыв);

захват театра в Москве (2002, Норд-Ост - банда террористов уничтожена бойцами спецподразделений, есть жертвы среди заложников);

гибель 39 человек, ранено 120 (, 6 февраля произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». В организации взрыва были обвинены чеченские сепаратисты);

87 погибших, в том числе волгоградцев (2004, 24 августа - взрыв двух российских пассажирских самолётов чеченскими террористками-смертницами)4

смерть сотен детей, учителей, родителей (2004 - террористический акт в Беслане - захват школы).

Вот далеко не полная скорбная летопись событий…

И сегодняшний день, день, когда я пишу это сочинение,по сообщениям Ленты.Ру, изобилует событиями, свидетельствующими о том, что терроризм есть. И он есть зло, направленное против человечества. Кто следующий?

Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ// Социология. Хрестоматия. Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарики, 2003. – С. 124-129.

По данным Сыромятникова И.В. В кн.Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. - М.: СГА, 2008.-С.16.

Калинин Б.Ю., Хрыков В.П. Терроризм в России в конце XX – начале XXI века: политико-правовой анализ // Законодательство и экономика. – 2007. - №11. – C.48-55.

Терроризм, во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту. Терроризм как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним, только подтверждает актуальность работы.

Уже к концу ХХ в. международная преступность приобрела глобаль­ный характер. Международные криминальные организации усилили свои позиции как вследствие усилившихся миграционных потоков, большей открытости государственных границ, развития информацион­ных технологий, облегчающих координацию криминальных организа­ций и усложняющих контроль со стороны властей, так и вследствие нерешенной проблемы бедности, нескоординированности законода­тельств различных стран, слабости и коррумпированности отдельных правительств.

В резолюции Всемирной конференции по организованной транс­национальной преступности, проходившей в Неаполе в 1994 г., указы­вается десять основных угроз, исходящих от международной преступ­ности: суверенитету государств, обществу, отдельным лицам, нацио­нальной стабильности и государственному контролю, демократическим ценностям и общественным институтам, национальной экономике, финансовым учреждениям, демократизации и приватизации, развитию, глобальным режимам и кодексам поведения .

В ХXI в. особенную актуальность приобретает такая разно­видность международной преступности, как мировой терроризм. Во всеуслышание об этой проблеме заговорили после террористичес­ких актов 11 сентября 2001 г. в США.

Среди многочисленных причин, порождающих мировой терро­ризм, следует упомянуть формирование «однополярного» мира в пос­леднее десятилетие ХХ в., где в качестве господствующей державы стали воспринимать США и соответственно возлагать на них ответ­ственность за неравномерное экономическое развитие других стран. Глобализация, несущая с собой западные ценности, также способству­ет росту националистических настроений, вызывая отторжение у сто­ронников традиционных взглядов. Явление мирового терроризма сегодня также связывают с явлением «асимметричных войн», где, с од­ной стороны, имеет место продолжение политики глобализации воен­ными средствами, с другой - сопротивление в виде террористических актов, приво­дящих к гибели мирных жителей. Современный мир перенасыщен различными видами оружия массового поражения (ядерным, химичес­ким, биологическим), поэтому возможность попадания такого оружия в руки террористов представляет собой угрозу глобального масштаба.

Глава 1. Глобальные проблемы современности

1.1. Сущность глобальных проблем Происхождение понятия

Понятие «глобальные проблемы современности» получило ши­рокое распространение с конца 60-х - начала 70-х годов, за­няв с тех пор видное место в научном и политическом лек­сиконе и прочно закрепившись в массовом сознании. Зачастую оно используется и как модный термин, применя­емый к событиям и явлениям, которые не относятся к разряду глобальных. Такое случается, если отождествляют «свое» и «общемировое» (например, имея в виду социальные пробле­мы какой-либо отдельной страны, именуют их глобальными).

В философии эта задача решается путем выделения со­ответствующих критериев, по которым та или иная пробле­ма определяется как глобальная и тем самым отделяется от множества других, которые таковыми не являются.

Этимологически термин «глобальный» происходит от лат. globus - земной шар. Отсюда и проблемы, которые затрагива­ют интересы и человечества в целом, и каждого отдельного че­ловека в различных точках планеты, т.е. те, которые носят об­щечеловеческий характер, принято называть глобальными. Они оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, являясь мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Их реше­ние предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества .

Проблемы различных уровней

Так как глобальные проблемы затрагивают не только мир в целом, но проявляются и на уровне его регионов, и даже от­ дельных стран, в научной литературе наряду с признанием их общечеловеческой значимости проводится также и их от­личие от проблем частных, локальных, региональных, сущность которых иная, а сфера влияния значительно уже. Рассмат­ривая проблемы различного уровня как конкретное выраже­ние философских категорий «общее», «особенное» и «еди­ничное», их обычно интерпретируют таким образом, что ча­стные проблемы выступают как единичные, локальные и ре­гиональные как особенные, а глобальные как всеобщие. Такой подход задает и основной критерий, который лежит в основе выделения названных проблем. Он именуется гео­графическим, так как выражает пространственный масштаб, или, другими словами, территорию, на которой имеют мес­то те или иные проблемы.

Отсюда частными проблемами именуются те, которые от­носятся к какой-то конкретной сфере деятельности государ­ства, отдельным населенным пунктам или небольшим при­родным объектам.

Это, как правило, различные проблемы, возникающие в результате всевозможных аварий, поломок, местные соци­альные конфликты и т.п.

Понятие «локальный» относится к проблемам более вы­сокого порядка, когда дело касается отдельных стран, либо значительных территорий наиболее крупных из них. Речь идет, как правило, о сильных землетрясениях, крупнейших наводнениях или, например, гражданской войне в неболь­шом государстве.

Региональные проблемы затрагивают уже тот круг актуаль­ных вопросов, которые возникают в рамках отдельных кон­тинентов, крупных социально-экономических районов мира, либо в достаточно крупных государствах. Примерами подобного рода могут служить чернобыльская трагедия со всеми ее последствиями или климатические изменения на достаточно больших территориях, охватывающих целый ряд государств. «Катастрофой века» явилась, например, засуха 1968 г. в зоне Сахеля, охватившая 18 государств африканс­кого континента, когда от голода погибло более 250 тыс. че­ловек, около 18 млн. голов скота, возникли эпидемии опас­ных заболеваний, а территория этого огромного региона практически вся превратилась в пустыню.

В общественно-политической и научной терминологии нередко употребляется понятие «национальные проблемы», которое отражает определенные трудности, заботы того или иного государства или национального сообщества. В зави­симости от масштаба они могут интерпретироваться как проблемы регионального или локального уровня.

И наконец, глобальные проблемы охватывают весь зем­ной шар; причем не только ту его часть, где непосредствен­но проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Таким образом, когда речь идет о глобальных проблемах, имеется в виду планета в целом, а за самую крупную единицу ее деления принимается регион. Причем количество регионов и их масштабы определяются характером рассматриваемых про­блем. Например, при исследовании проблемы экономичес­кой отсталости в мировом масштабе обычно ограничивают­ся делением всей планеты на два региона - развитые и развивающиеся страны. При рассмотрении же демографи­ческих, энергетических или сырьевых проблем количество регионов, как правило, возрастает и каждый раз определяет­ся конкретными целями исследования.

Важно при этом отметить, что любая проблема только тог­да может считаться глобальной, когда она актуальна относитель­но любого региона планеты, т.е. проявляется в каждом из них. В противном же случае речь будет идти о проблемах одного или нескольких регионов (или еще более мелкого масштаба).

Из этого следует, что все глобальные проблемы имеют в то же время и региональное значение, но не все проблемы, обнаруживаемые на региональном уровне, являются гло­бальными. Очевидно, количество последних будет несколь­ко меньше. Что же касается других уровней, то глобальные проблемы могут и не иметь непосредственного локального или частного проявления или могут сказываться там в незна­чительной степени. Например, в Антарктиде или других уголках планеты, удаленных на достаточно большое рассто­яние от основных центров и источников загрязнения окру­жающей среды, состояние воздушного или водного бассей­нов может быть удовлетворительным, а антропогенное воздействие на природную среду практически не ощущать­ся. Тем не менее, это не ставит под сомнение планетарный характер экологической проблемы, степень остроты кото­рой зависит от неравномерности антропогенного влияния на природную среду. В свою очередь, далеко не все локаль­ные, а тем более частные проблемы имеют отношение к гло­бальным, ибо их число несоизмеримо больше.

Приведенное рассуждение позволяет не только в научном, но и в практическом плане осуществлять разграничение меж­ду глобальными и региональными проблемами, так как все глобальные проблемы относятся к единой, не изменяющейся в своих масштабах системе - к планете в целом. Отсюда их ко­личество для данной системы на определенном историческом этапе является вполне определенным. В то же время количе­ство проблем других уровней не поддается строгому учету, ибо границы как регионов, так и различных районов принимают­ся условно в зависимости от целей и задач исследования.

Критерии глобальности

Для более строгого определения собственно глобальных проблем в науке и философии, помимо уже названного «гео­графического» критерия, вводятся дополнительные крите­рии, характеризующие их с другой стороны - со стороны их качества, существенных особенностей, которыми обладают они и только они. Среди этих особенностей выделяется в первую очередь то, что глобальные проблемы по своей сути зат­рагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества.

Во-вторых, для их преодоления требуются целенаправлен­ные, согласованные действия и объединение усилий по крайней мере большинства населения планеты.

В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было.

В-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым по­следствиям для всего человечества и среды его обитания.

Помимо отмеченных критериев нередко указывается еще на ряд особенностей глобальных проблем. В отличие от региональных, а тем более локальных и частных, они более инертны, обладают меньшей мобильностью. Они исподволь и долго формируются, прежде чем начинают соответствовать всем перечисленным выше критериям глобальности, а по мере решения могут (теоретически) терять свою актуаль­ность в мировом масштабе, переходя на более низкую сту­пень. Но дело это столь трудное, что недолгая история их существования пока таких примеров не знает.

Еще одна принципиальная особенность глобальных про­блем заключается в том, что все они находятся в такой слож­ной взаимозависимости, что решение одной из них предполага­ет, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.

1.2. Роль философии в решении глобальных проблем

Взаимосвязь науки и философии

В решении трудных и сложных задач на помощь человеку всегда приходила наука. Многое из того, что когда-то казалось не­преодолимым, выходящим за пределы человеческих воз­можностей, было со временем преодолено именно с ее по­мощью. Естественно поэтому, что уже первые упоминания и предостережения об опасности со стороны глобальных проблем заставили людей обратить взоры на науку, а ученых задуматься над способами решения этих проблем.

Необычность и новизна сложившейся ситуации заклю­чается в том, что если любые конкретные проблемы могут быть исследованы как отдельной наукой, так и нескольки­ми, действующими в комплексе, то глобальные проблемы в целом, представляющие собой сложнейшую систему, охва­тывающую человека, общество и природу в их многочислен­ных взаимосвязях и взаимозависимостях, отдельным наукам не под силу. Рамки конкретных дисциплин слишком узки, чтобы увидеть ту или иную частную проблему - объект их исследования в контексте других глобальных проблем. По­этому независимо от того, какие конкретные задачи решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда яв­ляется философский взгляд на процессы и явления, им со­путствующие, т.е. на всю ситуацию в целом, включая и полученные, в конечном счете, результаты.

Любые частные науки на определенном этапе, так или иначе, нуждаются в философском осмыслении предмета сво­его исследования. Без такого широкого, выходящего за рам­ки конкретной дисциплины целостного взгляда на ее пред­мет и стоящие перед человечеством проблемы, в котором отразились бы также и все последние достижения в других областях знания, невозможны ни фундаментальные откры­тия, ни развитие самой науки вообще.

Речь, таким образом, идет, с одной стороны, о философ­ском решении вопросов, а с другой - о том, что философия стимулирует взаимодействие широкого круга наук, в про­цессе которого важное место занимает их междисциплинар­ное объединение.

Философия играет значительную роль в решении гло­бальных проблем, хотя и существует мнение, что она (фило­софия) изучает слишком общие вопросы, достаточно отвле­ченные от повседневной жизни и практики людей. Однако это не совсем правильное, а точнее, поверхностное суждение о философии, ибо хорошо известно, что обобщающие тео­рии, если рассматривать их в более широкой перспективе, нередко оказываются гораздо практичнее многих конкретных областей знания. Конечно, нельзя сказать, что философия непременно и непосредственно влияет на принятие полити­ческих и других решений, хотя и этот момент вовсе исклю­чать не следует. Но все-таки главная ее функция состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Ее задача не в том, чтобы непосредственно рассмат­ривать естественно-научные или технические аспекты гло­бальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук.

Опираясь на достижения конкретных дисциплин в данной области, философское исследование отвлекается от частно­стей и рассматривает глобальные проблемы лишь в той мере, в какой они обусловливают друг друга. Иными словами, фи­лософский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зре­ния их общественной значимости и социальной обусловлен­ности. Такое исследование предполагает, прежде всего, выяв­ление сущности глобальных проблем, так как установление их подлинной природы и генезиса во многом предопределяет пути их дальнейшего научного и практического решения.

Особенности философского подхода

Выделяя специфику философского осмысления глобальных проблем, отметим наиболее важные, присущие только этой форме познания особенности, вытекающие из основных функций философии.

Во-первых, философия, формируя мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом оп­ределяют направленность человеческой деятельности. Таким образом реализуются ее мировоззренческая и аксиологичес­кая функции.

Во-вторых, отсутствие целостного представления о сложных системах, исследуемых различными науками, яв­ляется серьезным препятствием на пути взаимодействия различных дисциплин. В этом отношении методологическая функция философии, обобщающие теории, которые возни­кают в ее недрах, оказываются принципиально необходимыми, ибо способствуют интеграции научного знания.

В-третьих, философия дает возможность в историчес­ком контексте объяснить общественные явления и процес­сы, она формулирует наиболее общие законы развития обще­ства и природы и потому в исследовании глобальных про­блем нацеливает на понимание их как закономерного явле­ния, органически связанного с общественным прогрессом. Появление глобальных проблем, таким образом, рассматри­вается не как случайность или проявление слепого фатума, заранее обрекающего человечество на гибель, а как резуль­тат объективного процесса противоречивого развития челове­ческой истории.

В-четвертых, с философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловлен­ность, в которой они находятся.

В-пятых, философия выполняет культурологическую функцию тем, что она дает возможность развить культуру теоретического мышления. Изучение истории философии различных народов позволяет также знакомиться с их куль­турой, в отрыве от которой ни одна из проблем, стоящих пе­ред этим народом, не может быть решена.

В-шестых, результатом целостного видения естествен­но-исторического процесса и диалектического подхода к его толкованию является возможность более четкой ориентации в стремительно растущем потоке научной информации по глобальным проблемам.

В-седьмых, философия ставит вопросы смысла жизни че­ловека, смерти и бессмертия, что перед лицом угрозы со сто­роны глобальных проблем приобретает особое значение и актуальность.

И, наконец, еще одной важной методологической функцией философии является разработка ею целого ряда категорий: «природа», «общество», «цивилизация», «общественный про­гресс», «научно-техническая революция» и др., имеющих непос­редственную связь с современными актуальными проблема­ми человечества и играющих большую роль в осмыслении и понимании объективных тенденций мирового развития.

Уточнив собственно философский подход к исследова­нию глобальных проблем современности, рассмотрим те­перь с этих позиций сами проблемы.

Вывод: Ныне, вXXI веке, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

Философия играет значительную роль в решении гло­бальных проблем и фи­лософский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зре­ния их общественной значимости и социальной обусловлен­ности. Такое исследование имеет целью, прежде всего, выяв­ление сущности глобальных проблем, так как установление их подлинной природы и генезиса во многом предопределяет пути их дальнейшего научного и практического решения.

Глава 2. Терроризм и борьба с ним.

2.1. Терроризм – глобальная проблема современности

Эта трансформация обусловлена, следующими причинами :

Во-первых, терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).

Во-вторых, терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

В-третьих, для борьбы с терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.

Рассмотрим более подробно наиболее важные из них .

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.

Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов.

Другой отличительной чертой глобальной проблемы терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы.

В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.

Терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками. Так, в получившей широкую известность, работе английских ученых «Глобальные трансформации» отмечается: «Существуют и негативные формы международных организаций, такие как террористические и криминальные организации. Несмотря на длящийся много столетий конфликт между контрабандистами и властями, в последние годы рост транснациональных криминальных организаций связан с наркоторговлей (сейчас согласно оценкам экспертов ее годовой оборот составляет свыше 300 млрд. долларов) и широким распространением организованной преступности. Решение этих проблем стало одной из важнейших задач для правительств и полицейских сил во всем мире» .

Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития.

Таким образом, проблема терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.

В данных условиях глобальная проблема терроризма не может рассматриваться только как самостоятельный феномен. Она начала превращаться в важную составную часть более общей военно-политической глобальной проблемы, связанной с фундаментальными вопросами войны и мира, от решения которой зависит дальнейшее существование человеческой цивилизации.

2.2. Возможные методы преодоления главной проблемы современности

Гуманизм как ценностная основа решения проблемы терроризма

Решение глобальной проблемы современности – терроризма – это общее

В философской литературе существуют различные
интерпретации понятия «гуманизма». Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по своему значению с понятием «человечности», «человеколюбия».
Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок, доведенная до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель
человечества заключается, очевидно, в достижении полного
осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано
со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством, и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи .

Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного количества которых зависит существование человечества. Или, наоборот,
избыток таких объектов, отсутствие должного контроля над
ними составляет угрозу человечеству. Таким образом, глобальные проблемы современности - осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность
человека в органической связи с другими людьми, которая
стала ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к временам, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он носит приземленный характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности.

Трансцендентные ценности понимаются как предельные, исторически не локализуемые. Они в той или иной степени принадлежат всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом. Это выражение зависит от степени метафизичности менталитета народа, его устремленности к чему-то абсолютному, трансцендентному, включающему в себя непрояснимый элемент и требующий особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом цивилизации. Так, например, подспудно присутствующая в сознании россиян метафизичность нашла свое выражение
во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной соединить распавшиеся ветви общечеловеческого прогресса. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, всколыхнувшее сознание российского народа, и, по сути дела, перевернувших всю общественную жизнь России.

Трансцендентные ценности имеют глубокий внутренний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как правило, не улавливается, ибо его постижение предполагает восхождение к самим истокам фундаментальной традиции, сохраняющей свое духовное содержание. Тогда ценности
предстают не просто в качестве внешних моральных правил,
а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе
оказывается, в конечном счете, идея Бога как воплощение добра, любви, красоты, истины и справедливости. Бог-это масштаб, посредством которого оцениваются дела человеческие.

Устремленность человека к некой иной, высшей деятельности есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс к активности, развития творчества, без которой невозможны никакие великие свершения. «Величайшая красота, которая достигается в этом мире, - писал
Н. А. Бердяев, - связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно
ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, который вел человечество в мир иной, в этом мире воплощался в
единственно возможной, высшей для него красоте, которая
всегда имеет природу символическую, а не реалистическую» .

Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современная эпоха не только высветила важную роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими
явлениями по разнородности в системе этих ценностей.

Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу противостоят представления о том, что эти ценности, как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и то же - всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Так, далее самые высокие побуждения во имя добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего
общества, когда они равным образом, одинаковой мерой
распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а использует призыв к добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и всему обществу.

И все же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их относительного характера, релятивизации. Во
многом этого не произошло потому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религиозной интерпретации общечеловеческие ценности - осмысливаются как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в
определенной мере акцентировало внимание на существовании противоречия между ними и земной реальностью.

Консолидация международных сил

Мировоззрение людей проявляется не только в том, что они знают о мире, но и в том, как они эту информацию интер­претируют, какие выводы делают, как поступают. Поэтому, говоря о настоятельной необходимости всем миром и безот­лагательно решать глобальные проблемы, нельзя не обратить внимания на тот факт, что имея определенные успехи в те­ории и некоторые практические результаты, человечество пока не остановило негативные тенденции мирового развития. Нет еще и должной консолидации международных сил, их скоординированных, целенаправленных и, что самое главное, результативных действий, которые были бы адекватны обо­значившейся опасности. Почему и что этому мешает? Воз­можна ли согласованность действий в столь разнородном и противоречивом мире, каким он стал на исходе второго тыся­челетия? А если возможна, то на какой основе? Это главные вопросы, которые сегодня решает общественная мысль и, не в последнюю очередь, философия.

Исторический опыт показывает, что сближение различ­ных народов наилучшим образом происходит там, где совпа­дают их интересы, причем чем лучше они осознанны, тем ощутимее результат интеграции. На такой основе уверенно преодолеваются различные трудности, успешно развивает­ся торговля, крепнут экономические, политические, куль­турные связи, немыслимые без взаимопонимания и согла­сованности в действиях.

Обычно самые большие трудности, которые приходится преодолевать на этом пути, связаны с мировоззренческим кон­серватизмом, устоявшимся образом мышления, традициями. Они имеют свойство изменяться, но происходит это очень дол­го, с большим трудом и, как правило, под давлением внешних или внутренних обстоятельств. Внешними, например, являют­ся: обострение экологического кризиса, последствия «демог­рафического взрыва», опасность войны и другие глобальные проблемы, которые, как мы уже отмечали, существенно изме­нили не только условия жизни людей, но уже повлияли и на их сознание. Внутренние связаны с интересом, субъективным, личностным началом человека, что нашло отражение в хоро­шо известном выражении «если бы геометрические аксиомы затрагивали интересы людей, они бы опровергались». Данное обстоятельство непременно должно учитываться, если пытать­ся понять, почему не снижается острота экологических про­блем хотя бы в тех случаях, когда для этого есть необходимые условия и достаточные основания.

Вывод: В последнее время проблема терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности.

Проблеме терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты.


дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

Заключение

В результате выполненной работы можно сделать следующие выводы.

Ныне, в XXI веке, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Философия играет значительную роль в решении гло­бальных проблем и фи­лософский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зре­ния их общественной значимости и социальной обусловлен­ности.

В последнее время проблема терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности.

Проблеме терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты.

Решение глобальной проблемы терроризма - это общее
дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

Список литературы

1. Held D., McGrew A., Goldblatt D., Perraton J. Global Transformations. Politics, Economics and Culture. Oxford, 2009. P. 58.

2. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М.: Мысль,1990. - С. 157-158.

3. Ватин, И.В. Философия: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004 .- 576с.

4. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2003. – 66 с.

5. Кикель П.В. Философия. – М.: Асар, 2008. – 429 c.

6. Костин, А. И. Экополитология и глобалистика. - М.: Аспект-Пресс, 2009. – 170 с.

7. Никитаев В.В. Тело террора. К проблеме теории терроризма // «Полигнозис». – 2010, №3. – С.63.

8. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм. Социально-психологический анализ. – М.: Институт психологии РАН, 2008. –240 с.

9. Социальные болезни современности // «Вестник Российского общества» - 2009, № 4. – С. 66.

10. Тураев В.А. Глобальные проблемы современности: Учебное пособие для вузов. – М.: Европа, 2005. – 269 с.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: