Есть ли у америки ядерное оружие. Тактическое ядерное оружие США в Европе и Турции. Досье. Дейли Шоу «Ядерный арсенал США»

Янки сами никогда не производили ядерные материалы, а закупали их у Союза. Потом эти торгаши перестали обновлять средства доставки ядерного оружия. И сейчас США представляет собой не грозную ядерную державу, а ораву крикунов...

Правда о ядерном оружии США

Несмотря на то, что научно-технический прогресс вносит свои коррективы в нашу жизнь, и в тактику ведения войн, да и сама жизнь не стоит на месте, фактор ядерного сдерживания никто не отменял – и в ближайшие десятилетия едва ли отменит. Именно ядерное оружие, несмотря на свою мощь и необратимость последствий, всю холодную войну послужило той последней красной чертой, за которой пролегал компромисс между СССР и США.

И сейчас, когда мы видим, как снова нарастает напряжённость по линии Запад-Россия, фактор ядерного сдерживания вновь приобретает ключевое значение. И конечно нам интересно знать, в каком состоянии находятся ядерные силы Америки, насколько их состояние соответствует той нарочито показной роли сверхдержавы , о которой высокопоставленные чиновники США никогда не стеснялись заявлять.

Невзирая на декларируемые в последнее время заявления американских официальных лиц о «снижении опоры на ядерное оружие», ему по-прежнему, как свидетельствует направленный в июне 2013 г. министром обороны США американскому Конгрессу «Доклад о стратегии применения ядерного оружия Соединёнными Штатами Америки», отводится критически важная роль в «обеспечении национальной безопасности США, их союзников и партнёров».

А в специальной фактологической справке Белого дома, сопровождающей указанный выше доклад, отмечено, что президент США Барак Обама обязался предоставить значительные инвестиции по модернизации американского ядерного арсенала.

По данным Госдепа, в настоящее время в США развёрнуто 809 носителей ядерного оружия из 1015 имеющихся. В боеготовом состоянии находятся 1688 боевых блоков. Для сравнения, в России на дежурстве находятся 473 носителя из 894 имеющихся, которые несут 1400 боевых блоков. В соответствии с действующим соглашением СНВ-3, к 2018 году обе страны должны сократить свои ядерные силы до следующих показателей: на вооружении должны находиться 800 носителей ядерного оружия, 700 из которых могут быть единовременно развёрнуты, а общее количество ядерных боеголовок, готовых к применению, не должно превышать 1550 единиц.

Итак, в течение ближайших лет Соединённым Штатам придётся списать и утилизировать достаточно большое количество ядерных зарядов, самолётов и ракет. Причём, такое сокращение должно сильно ударить по средствам доставки: до 2018 года США будут вынуждены вывести из эксплуатации около 20% имеющихся носителей ядерного вооружения. Сокращение количества ядерных боеприпасов, в свою очередь, будет идти в меньших масштабах.

На момент начала преобразования стратегические ядерные силы Соединённых Штатов располагали достаточно большим количеством боеголовок и их носителей. В соответствии с действовавшим в то время договором СНВ-1 (подписан в 1991 году), на вооружении США состояли 1238 носителей и почти 6000 ядерных зарядов.

Нынешний договор СНВ-3 имеет куда более жёсткие рамки. Так, допустимое количество развёрнутых боевых блоков примерно в 4 раза меньше, чем разрешал договор СНВ-1. В связи с этим, на протяжении последних 12 лет американскому командованию приходилось решать, как именно и за счёт какого компонента ядерной триады проводить сокращение.

Пользуясь своим правом самостоятельно решать количественные и качественные вопросы состояния ядерных сил, Соединённые Штаты уже определили, как будет выглядеть их ядерный щит к 2018 году. По имеющимся данным, основным средством доставки останутся баллистические ракеты, размещённые в шахтных пусковых установках.

К указанному сроку США намерены оставить на дежурстве 400 изделий модели LGM-30G Minuteman-III . 12 стратегических подводных лодок типа Ohio будут нести 240 ракет UGM-133A Trident-II . Предполагается сократить их боекомплект с 24 ракет до 20. Наконец, в составе авиационной части ядерной триады останутся 44 бомбардировщика B-52H и 16 B-2. В результате, одновременно будет развёрнуто около 700 носителей.

И вроде бы, всё прекрасно. Если бы не одно «но». Ядерное оружие в США, всё, до последней боеголовки, было произведено… ещё во время Холодной войны, то есть до 1991 года , когда существовал Советский Союз!

По имеющимся сведениям, в течение последних 25 лет Соединённые Штаты не произвели ни одного(!) нового ядерного боевого блока, что не может соответствующим образом не сказаться на возможностях ядерной триады, поскольку подобные изделия могут терять свои качества при длительном хранении.

Также необходимо помнить, что после распада Советского Союза и прекращения Холодной войны американские военные и конструкторы, поверив, что у США отныне никогда не будет противника, равного СССР, и что Россия навсегда ушла с орбиты сверхдержавы, не уделяли должного внимания разработке новых носителей ядерного оружия.

Больше того, производство основных стратегических бомбардировщиков ВВС США Boeing B-52 Stratofortress завершилось аж полвека назад, а бомбардировщики последнего поколения Northrop Grumman B-2 Spirit были построены серией всего в 21 единицу, что, конечно, никак нельзя считать ударной силой.

Итак: последний ядерный боезаряд был изготовлен в США в далёком 1991 году. И на этом – всё, в Америке решили, что отныне ядерное оружие ушло в прошлое, и теперь «ядерная дубинка», создававшаяся в противовес СССР, более уже не нужна…

Кстати, стоит отметить также и то, что последние ядерные испытания в США были произведены в 1992 году. И это притом, что средний возраст американской ядерной боеголовки – больше 30 лет, то есть многие из них были произведены и развёрнуты ещё до президентства Рейгана. Кто может гарантировать, что эти боеголовки по-прежнему в состоянии выполнить то, ради чего они создавались? Такой гарантии для нынешней ядерной триады США не может дать никто…

Ядерная или термоядерная «бомба» – изделие чрезвычайно сложное и требующее тщательного и постоянного обслуживания. В боевой части ядерного заряда постоянно происходит распад радиоактивных делящихся материалов, в результате чего содержание активного материала снижается. Хуже того – выделяющееся при этом излучение (в жёстком спектре) приводят к серьёзной деградации остальных компонентов системы, от взрывателей до электроники.

В ядерной отрасли США существует и ещё одна серьёзная проблема, о которой предпочитают не говорить. Учёные , специализирующиеся на ядерном оружии, стареют и выходят на пенсию с тревожащей Пентагон быстротой. Уже к 2008 году более половины специалистов-ядерщиков в национальных ядерных лабораториях США были старше 50 лет (в 2015 – 75%, а более 50% – старше 60 лет), а среди тех, кому меньше пятидесяти, очень мало грамотных специалистов. Да и откуда им появиться, если ядерные заряды и боеголовки не производятся уже более 25 лет – а новые не проектируются и уже более трёх десятилетий?!

Недавно правительство было вынуждено вывезти из Лос-Аламосской лаборатории все расщепляющиеся материалы – они хранились там в неподходящих для этого условиях, часть материалов вообще пропала в неизвестном направлении. А недавно комиссия при Конгрессе обнародовала ещё один пренеприятнейший для Пентагона факт: США уже не имеют технологических возможностей, а также заводских мощностей, чтобы производить некоторые элементы для боезарядов. Дошло до того, что более старые заряды служат источником запчастей для поддержания других в сколько-нибудь рабочем состоянии.

Американские средства доставки ядерного оружия также далеко не молоды. Последний B-52, составляющий костяк стратегической авиации США, смешно сказать, был поставлен на вооружение ещё во время Карибского кризиса(!), более 50 лет (!) назад. Для них уже не производят ни двигателей, ни запчастей – для поддержания хотя бы части машин в исправном состоянии авиационные техники разбирают на запчасти списанные бомбардировщики. Существовал даже проект переделки B-52 под двигатели и часть авионики от гражданского боинга-747 – но и этот в итоге списали «в утиль», соединить гражданскую и военную платформу воедино оказалось делом нерешаемым.

США очень рассчитывали на сверхзвуковой бомбардировщик B-1B – однако развитие средств ПВО сделало его бессмысленной мишенью ещё до момента развёртывания в частях ВВС, и теперь они, по большей части, бесполезно ржавеют на стоянках.

Затем США решили сделать ставку на стелс-бомбардировщик В-2 Spirit – однако их цена (более 2 миллиардов долларов за единицу) оказалась неподъёмной даже для военного бюджета США. А самое главное – после распада СССР в США из бывшей ГДР доставили новейшие тогда истребители МиГ-29 с радаром Н-019, и в ходе испытаний выяснилось, что их радары в штатном режиме обнаруживают «невидимые» B-2 даже на фоне земли. Это позволило предположить, что более новые БРЛС МиГ-31 и Су-27 также способны селектировать такую цель, причём на гораздо большей дальности и с большей точностью. Другими словами – «невидимость» оказалась не более чем, и Пентагону стало непонятно: зачем платить по 2,5 миллиарда за такие самолёты. В итоге, проект «Спирита» был закрыт, и сейчас лишь американская пропаганда имеет виды на эту машину, до сих пор пытаясь представить её одной из вершин американских достижений и заокеанского ВПК.

Что мы имеем в итоге: ядерная триада , несмотря на бодрые и полные оптимизма заявления высокопоставленных чиновников Пентагона и Белого Дома у США находится в плачевном состоянии – и наблюдается тенденция исключительно к ухудшению. Ядерные боеголовки и заряды устаревают морально и физически, учёные и инженеры уходят на пенсию, а равноценной замены им не приходит, средство доставки зарядов, это касается всей ядерной «триады», уже не соответствуют современным требованиям – и с каждым годом всё больше. Финансирования, заложенного в военный бюджет не хватает даже на поддержания нынешнего, весьма плачевного состояния ядерных зарядов и средств доставки. Что уж там говорить о новых технических решениях, опережающих своё время, – об этом давно не идёт и речи. Сколько ещё времени при таком раскладе Америка сможет оставаться на деле, а не на бумаге, ядерной державой? Десять лет? Двадцать? Вряд ли так долго…

Реальное состояние вооружённых сил США. Ядерное оружие и техника


Дейли Шоу «Ядерный арсенал США»


Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Развитие американских ядерных сил определяется проводимой США военной политикой, которая базируется на концепции «возможности возможностей». Эта концепция исходит из того, что в ХХI веке по отношению к США будет существовать множество разных угроз и конфликтов, неопределенных по времени, интенсивности и направленности. Поэтому США будут концентрировать свое внимание в военной области на том, как необходимо воевать, а не на том, кто и когда будет противником. Соответственно, перед вооруженными силами США ставится задача – располагать мощью, способной не только противостоять широкому спектру военных угроз и военных средств, которыми может обладать любой потенциальный противник, но и гарантировать достижение победы в любых военных конфликтах. Исходя из этой цели, США осуществляют меры по долгосрочному поддержанию своих ядерных сил в боеготовом состоянии и их совершенствованию. США являются единственной ядерной державой, имеющей ядерные боеприпасы на чужой территории.

В настоящее время ядерные вооружения имеются в двух видах вооруженных сил США – Военно-воздушных (ВВС) и в Военно-морских силах (ВМС).

На вооружении ВВС состоят межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) Минитмен-3 с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), тяжелые бомбардировщики (ТБ) В-52Н и B-2А с крылатыми ракетами воздушного базирования большой дальности (КРВБ) и ядерными бомбами свободного падения, а также самолеты тактической авиации F-15Е и F-16С, -D с ядерными бомбами.

На вооружении ВМС находятся подводные лодки системы «Трайдент-2» с баллистическими ракетами (БРПЛ) «Трайдент–2 D5», оснащенными РГЧ ИН, и крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) большой дальности.

Для оснащения этих носителей в ядерном арсенале США имеются ядерные боеприпасы (ЯБП), произведенные в 1970-1980 годах прошлого века и обновленные (обновляемые) в процессе переборки в конце 1990-х – начале 2000-х годов:

– четыре типа боеголовок разделяющихся головных частей: для МБР – Мк-12А (с ядерным зарядом W78) и Мк-21 (с ядерным зарядом W87), для БРПЛ – Мк-4 (с ядерным зарядом W76) и её модернизированный вариант Мк-4А (с ядерным зарядом W76-1) и Мк-5 (с ядерным зарядом W88);
– два типа боевых частей стратегических крылатых ракет воздушного базирования – AGM-86B и AGM-129 с ядерным зарядом W80-1 и один тип нестратегических крылатых ракет «Томахок» морского базирования с ЯЗ W80-0 (КР наземного базирования BGM-109G ликвидированы по Договору РСМД, их ЯЗ W84 находятся на консервации);
– два типа стратегических авиационных бомб – В61 (модификации -7, -11) и В83 (модификации -1,-0) и один тип тактических авиабомб – В61 (модификации -3, -4, -10).

Находившиеся в активном арсенале боеголовки Мк-12 с ЯЗ W62 в середине августа 2010 г. были полностью утилизированы.

Все эти ЯБП относятся к первому и второму поколению, за исключением авиабомбы В61-11, которую некоторые эксперты из-за ее повышенной способности проникать в грунт рассматривают в качестве ЯБП третьего поколения.

Современный ядерный арсенал США по состоянию готовности к применению входящих в него ЯБП подразделяется на категории:

Первая категория – ЯБП, установленные на оперативно развернутых носителях (баллистических ракетах и бомбардировщиках либо находящиеся на объектах хранения оружия авиабаз, на которых базируются бомбардировщики). Такие ЯБП называются «оперативно-развёрнутыми».

Вторая категория – ЯБП, находящиеся в режиме «оперативного хранения». Они содержатся в готовности к установке на носители и, при необходимости, могут быть установлены (возвращены) на ракеты и самолёты. По американской терминологии эти ЯБП отнесены к «оперативному резерву» и предназначаются для «оперативного доразвертывания». По существу они могут рассматриваться как «возвратный потенциал».

Четвертая категория – резервные ЯБП, выведенные в режим «длительного хранения». Они хранятся (в основном на военных складах) в собранном виде, но не содержат компонентов с ограниченными сроками службы – из них удалены узлы, содержащие тритий, и нейтронные генераторы. Поэтому перевод этих ЯБП в состав «активного арсенала» возможен, но требует существенных затрат времени. Они предназначаются для замены ЯБП активного арсенала (сходных, подобных типов) в том случае, если в них внезапно обнаружатся массовые отказы (дефекты), это своего рода «страховочный запас».

В состав ядерного арсенала США не включаются снятые с вооружения, но еще не демонтированные ЯБП (их хранение и утилизация осуществляется на заводе «Пантекс»), а также компоненты демонтированных ЯБП (первичные ядерные инициаторы, элементы второго каскада термоядерных зарядов и др.).

Анализ открыто публикуемых данных о типах ядерных зарядов ЯБП, входящих в состав современного ядерного арсенала США, показывает, что ЯЗ B61, В83, W80, W87 классифицируются специалистами США как бинарные термоядерные заряды (TN), ЯЗ W76 – как бинарные заряды с газовым (термоядерным) усилением (BF), а W88 – как бинарный стандартный термоядерный заряд (TS). При этом ЯЗ авиационных бомб и крылатых ракет относятся к зарядам переменной мощности (V), а ЯЗ боеголовок баллистических ракет могут быть классифицированы как совокупность однотипных ЯЗ, имеющих различную мощность (DV).

В американских научно-технических источниках приводятся следующие возможные способы изменения мощности:

– дозирование дейтерий-тритиевой смеси при подаче ее в первичный узел;
– изменение времени выдачи (по отношению к временному процессу обжатия делящегося материала) и длительности импульса нейтронов от внешнего источника (нейтронного генератора);
– механическое перекрытие рентгеновского излучения от первичного узла в отсек вторичного узла (фактически, исключение вторичного узла из процесса ядерного взрыва).

В зарядах всех типов авиационных бомб (B61, B83), крылатых ракет (W80, W84) и некоторых боеголовок (с зарядами W87, W76-1) используются ВВ, обладающие низкой чувствительностью и устойчивостью к высоким температурам. В ЯЗ других типов (W76, W78 и W88) по причине, связанной с необходимостью обеспечения малой массы и габаритов их ЯЗ при сохранении достаточно высокой мощности, продолжают использоваться ВВ, обладающее более высокой скоростью детонации и энергией взрыва.

В настоящее время в ЯБП США применяется достаточно большое количество систем, приборов и устройств различных типов, обеспечивающих их безопасность и исключающих несанкционированное применение в процессе автономной эксплуатации и в составе носителя (комплекса) при возникновении разного рода аварийных ситуаций, которые могут произойти с самолетами, подводными лодками, баллистическими и крылатыми ракетами, авиабомбами, оснащенными ЯБП, а также с автономными ЯБП в процессе их хранения, обслуживания и транспортировки.

К их числу относятся механические устройства обеспечения безопасности и взведения (MSAD), кодоблокировочные устройства (PAL).

С начала 1960-х годов в США были разработаны и широко использовались несколько модификаций системы PAL, имеющие буквенные обозначения А, B, C, D, F, которые имеют различные функциональные возможности и конструктивное исполнение.

Для ввода кодов в PAL, установленных внутри ЯБП, используются специальные электронные пульты. Корпуса PAL имеют повышенную защищенность от механических воздействий и располагаются в ЯБП таким образом, чтобы затруднить к ним доступ.

В некоторых ЯБП, например, с ядерными зарядами W80 дополнительно к КБУ устанавливается кодовая система переключения, которая позволяет осуществлять взведение и (или) переключение мощности ЯЗ по команде с борта самолета в полете.

В ядерных авиационных бомбах применяются системы самолетного мониторинга и контроля (AMAC), включающие оборудование, установленное в самолете (за исключением бомбардировщика В-1), способное осуществлять мониторинг и контроль систем и узлов, обеспечивающих безопасность, предохранение и подрыв ЯБП. С помощью систем AMAC команда на срабатывание КБУ (PAL), начиная с модификации PAL B, может быть подана с борта самолета непосредственно перед сбросом бомбы.

В ЯБП США, входящих в состав современного ядерного арсенала, используются системы, обеспечивающие вывод их из строя (СВС) в случае угрозы захвата. Первые варианты СВС представляли собой устройства, которые были способны вывести отдельные внутренние узлы ЯБП из строя по команде извне или в результате непосредственных действий лиц из обслуживающего ЯБП персонала, имеющих соответствующие полномочия и находящихся вблизи ЯБП в момент, когда становится ясно, что злоумышленники (террористы) могут получить несанкционированный доступ к нему или осуществить его захват.

В последующем были разработаны СВС, автоматически срабатывающие при попытке несанкционированных действий c ЯБП, в первую очередь, при проникновении внутрь него или проникновения внутрь специального “чувствительного“ контейнера, в котором находится ЯБП, оснащенный СВС.

Известны конкретные реализации СВС, позволяющие обеспечивать частичный вывод ЯБП из строя по команде извне, частичный вывод из строя с помощью взрывного разрушения и ряд других.

Для обеспечения безопасности и защищенности от несанкционированных действий существующего ядерного арсенала США используется ряд мер, обеспечивающих детонационную безопасность (Detonator Safing – DS), применение жаропрочных оболочек pit (Fire Resistant Pit – FRP), низкочувствительных высокоэнергетических ВВ (Insensitive High Explosive – IHE), обеспечивающих повышенную ядерную взрывобезопасность (Enhanced Nuclear Detonator Safety – ENDS), применение командных систем вывода из строя (Command Disable System – CDS), устройств предохранения от несанкционированного применения (Permissive Action Link – PAL). Тем не менее, общий уровень безопасности и защищенности ядерного арсенала от подобных действий, как полагают некоторые американские эксперты, еще не в полной мере соответствует современным техническим возможностям семь из восьми типов ядерных зарядов существующего арсенала США не обеспечены в полной мере всем вышеуказанным набором мер безопасности и защиты.

В отсутствии ядерных испытаний важнейшей задачей считается обеспечение контроля и выработка мер по обеспечению надежности и безопасности ЯБП, находящихся в эксплуатации длительное время, которое превышает первоначально определенные гарантийные сроки. В США эта задача решается с помощью программы сопровождения ядерного арсенала (Stockpile Stewardship Program – SSP), действующей с 1994 г. Составной частью этой программы является программа продления срока службы (Life Extension Program – LEP), в рамках которой требующие замены ядерные компоненты ЯБП воспроизводятся таким образом, чтобы как можно ближе соответствовать первоначальным техническим характеристикам и спецификациям, а неядерные компоненты подвергаются модернизации и заменяют те компоненты ЯБП, у которых закончились гарантийные сроки службы.

Проверка ЯБП на наличие признаков фактического или предполагаемого старения выполняется в рамках компании расширенного надзора (Enhanced Surveillance Campaign – ESC), которая является одной из пяти компаний, входящих в число инженерных компаний (Engineering Campaign). В рамках этой компании ведется регулярное наблюдение за ЯБП арсенала путем тщательного ежегодного обследования 11 ЯБП каждого типа в поисках коррозии и других признаков старения. Из одиннадцати ЯБП одного типа, отобранных из состава арсенала для исследования их старения, один полностью разбирают для проведения разрушающего контроля, а остальные 10 подвергаются неразрушающему контролю и возвращаются в арсенал. Используя данные, полученные в результате регулярного наблюдения с помощью программы SSP, выявляются проблемы с ЯБП, которые устраняются в рамках программ LEP. При этом основной задачей является – «увеличить продолжительность существования в арсенале ЯБП или компонентов ЯБП как минимум на 20 лет с конечной целью на 30 лет» в дополнение к первоначальному предполагаемому сроку службы. Эти сроки определяются на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований по вопросам надежности сложных технических систем и процессов старения материалов и различных типов узлов и приборов, а также обобщения данных, полученных в процессе реализации программы SSP для основных узлов ЯБП путем определения так называемой функции отказов, характеризующей всю совокупность дефектов, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации ЯБП.

Возможные сроки службы ядерных зарядов определяются в первую очередь сроками службы плутониевых инициаторов (pit-ов). В США для решения вопроса относительно возможных сроков жизни произведенных ранее pit-ов, находящихся на хранении или эксплуатирующихся в составе ЯБП, входящих в современный арсенал, разработана и используется методология проведения исследований по оценке изменения во времени свойств Pu-239, характеризующих процесс его старения. Методология основана на комплексном анализе данных, полученных в процессе натурных испытаний, и исследовании свойств Pu-239, входящего в состав pit-ов, подвергавшихся проверке в рамках программы SSP, а также данных, полученных в результате экспериментов по ускоренному старению, и компьютерного моделирования процессов, происходящих при его старении.

По результатам проведенных исследований были разработаны модели процесса старения плутония, которые позволяют считать, что ЯЗ сохраняют свою работоспособность в течение 45-60 лет с момента производства используемого в них плутония.

Работы, проводимые в рамках SSP, позволяют США еще достаточно длительное время сохранять в составе своего ядерного арсенала рассмотренные выше типы ЯБП, разработанные более 20 лет назад, большинство из которых впоследствии подверглись модернизации, и обеспечивать без проведения ядерных испытаний достаточно высокий уровень их надежности и безопасности.

Россия Соединенное Королевство Франция Китай Другая
Индия Израиль (необъявленная) Пакистан Северная Корея Бывшая
Южная Африка Беларусь Казахстан Украина

К 1998 году, по крайней мере $ 759 млн было уделено Маршалловых островов в качестве компенсации за их воздействия ядерных испытаний США. В феврале 2006 года более 1,2 млрд компенсации были выплачены гражданам США, подвергшихся воздействию ядерной опасности в результате программы ядерного оружия США.

Россия и США обладают сравнимым количеством ядерных боеголовок; вместе, эти две страны обладают более 90% ядерных боеголовок в мире. По состоянию на 2019 г. , в США есть перечень 6,185 ядерных боеголовок; из них 2385 на пенсию и в ожидании демонтажа и +3800 являются частью арсенала США. Из запасов боеголовок, США заявили в марте 2019 года СНВ декларации, 1365 развернуты на 656 МБР , БРПЛ и стратегических бомбардировщиков .

История развития

Manhattan Project

Соединенные Штаты впервые приступили к разработке ядерного оружия во время Второй мировой войны по приказу президента Франклина Рузвельта в 1939 году, на почве страха, что они занимались в гонке с нацистской Германией разработать такое оружие . После медленного старта под руководством , по настоянию британских ученых и американских администраторов, программа была поставлена под Управлением научных исследований и разработок , а в 1942 году она была официально передана под эгидой Юнайтед Штаты армия и стала известна как Манхэттенский проект , в американском, британском и канадском совместном предприятии. Под руководством генерала Лесли Гровс , более тридцати различных участков были построены для исследования, производства и тестирования компонентов, связанных с изготовления бомб. Они включали в себя Национальной лаборатории в Лос - Аламосе в Лос - Аламос, Нью - Мексико , под руководством физика Роберта Оппенгеймера , в Хэнфордского плутониевого завода в Вашингтоне и им комплекс Y-12 Национальная безопасность в Теннесси .

Вкладывая значительные средства в разведении плутония в начале ядерных реакторов и в электромагнитных и газовых процессах по обогащению для производства урана-235 , Соединенные Штаты смогли разработать три годные к употреблению оружия, к середине 1945 года. Тест Тринити был плутоний имплозии конструкции оружия протестировано на 16 июле 1945 года, с 20 вокруг килотонны выхода.

Столкнувшись с запланированным вторжением Японские острова планируется начать с 1 ноября 1945 года и с Японией, не сдаваясь, президент Гарри С. Трумэн приказал атомных налетов на Японию. С 6 августа 1945 года США взорвали уран - пушка конструкции бомбы, Маленький мальчик , над японским городом Хиросима с энергией около 15 килотонн в тротиловом эквиваленте, погибли около 70 тысяч человек, среди них 20000 японских бойцов и 20000 корейских рабский труд , и уничтожить около 50 000 зданий (в том числе 2 - й Генеральной армии и Пятая дивизия штаб - квартиры). Через три дня, 9 августа, США напали на Нагасаки с использованием плутонием имплозии конструкцией бомбы, Толстяк , с эквивалентом взрыва до около 20 килотонн тротила, уничтожив 60% город и убивают около 35 000 людей, среди них 23,200- 28,200 японских боеприпасов рабочих, 2000 корейских угнанных и 150 японских боевых действий.

Во время холодной войны

Между 1945 и 1990, были разработаны более 70000 всего боеголовки, в более чем 65 различных сортов, начиная с выходом от примерно 0,01 кт (например, носимое Davy Crockett оболочки) до 25 мегатонн B41 бомбы . Между 1940 и 1996, США потратили не менее $ 9,3 трлн современных условий по разработке ядерного оружия. Более половина была потрачена на создание механизмов доставки для оружия. 583 $ млрд в условиях сегодняшнего дня было потрачено на ядерных отходов управления и восстановления окружающей среды.

На протяжении всей холодной войны США и СССР угрожает тотальная ядерной атаки в случае войны, независимо от того, был ли он обычным или ядерным столкновением. Ядерная доктрина США призвала взаимно гарантированное уничтожение (MAD), что повлекло за собой массивную ядерную атаку против стратегических целей и основных популяции центров Советского Союза и его союзников. Термин «взаимное гарантированное уничтожение» был придуман в 1962 году американский стратег Дональд Бреннан. MAD был реализован путем развертывания ядерного оружия одновременно на трех различных типах платформ оружия.

После холодной войны

Несколько примечательных ядерных испытаний США включают в себя:

  • Испытание Тринити на 16 июля 1945 года, был первым в мире испытание ядерного оружия (выход около 20 тыс).
  • Операция Перекрестки серия в июле 1946 года, была первой послевоенной серией испытаний и один из крупнейших военных операций в истории США.
  • Операция Тепличных выстрелы мая 1951 года включали в себя первый усиленное оружие деления тест («Item») и научный тест, который доказал осуществимость термоядерного оружия («Джордж»).
  • Айви Майк выстрел 1 ноября 1952 года был первым полным испытанием в конструкции Теллера-Улама «поставил» водородной бомбы, с выходом 10 мегатонн. Это было не развертываемое оружием, однако, с его полным криогенным оборудованием, он весил около 82 тонн.
  • Замок Браво застрелен 1 марта 1954 года был первым испытанием разворачиваемой (твердого топлива) термоядерного оружия, а также (случайно) наибольшее оружие когда- либо тестировали Соединенными Штатами (15 мегатонн). Он был также крупнейшей в США радиационной аварией в связи с ядерными испытаниями. Непредвиденный выход, и изменение в погоде, в результате выпадения радиоактивных осадков распространяется на восток на обитаемых Ронгелап и Rongerik атоллов, которые вскоре были эвакуированы. Многие из Маршалловых островов с тех пор страдают от врожденных дефектов и получили некоторую компенсацию от федерального правительства. Японское рыболовное судно, фукурит-мара , также вступила в контакт с осадками, что привели многие из экипажа, чтобы расти плохо; один в конце концов умер.
  • Выстрел Argus I от операции Argus , 27 августа 1958 года, был первым взрыв ядерного оружия в космическом пространстве , когда 1,7-килотонн боеголовка была взорвана на высоте 200 километров (120 миль) в течение ряда высотных ядерных взрывов .
  • Выстрел фрегата из операции Dominic I 6 мая 1962 года, был единственным испытанием США оперативного подводного базирования баллистических ракет (БРПЛ) с живой ядерной боеголовкой (выход 600 килотонн), на острове Рождества . В целом, ракетные системы были испытаны без живых боеголовки и боеголовки были испытаны отдельно для соображений безопасности. В начале 1960 - х годов, однако, установлены технические вопросы о том, как системы будут вести себя в боевых условиях (когда они были «спаренных», в военном жаргоне), и этот тест был предназначен, чтобы развеять эти опасения. Однако, боеголовка должна была быть несколько модифицирована перед использованием, и ракета была БРПЛ (а не МБР), поэтому сама по себе она не удовлетворяла всех проблем.
  • Выстрел Sedan от операции стиракс 6 июля 1962 (выход 104 килотонн), была предпринята попытка показать возможность применения ядерного оружия для «гражданских» и «мирных» целях, как часть операции Plowshare . В этом Например, +1280 футов (390 м) диаметр 320 футов (98 м) глубина кратер был создан на испытательном полигоне Невада.

Сводная таблица каждого американской оперативной серии может быть найдена в серии испытаний Соединенных Штатов ядерной .

системы доставки

Слева являются миротворец, Минитмен III и Minuteman I

Оригинальные Маленький мальчик и толстяк оружие, разработанное Соединенные Штаты во время Манхэттенского проекта , было относительно большого (Толстяк имел диаметр 5 футов (1,5 м)) и тяжелые (около 5 тонн каждого) и требуемых специально модифицированных самолетов бомбардировочных адаптировать для своих бомбардировок против Японии. Каждый модифицированный бомбардировщик мог нести только одно такое оружие и только в ограниченном диапазоне. После того, как было разработано это первоначальное оружие, значительное количество денег и исследования проводились в направлении цели стандартизации ядерных боеголовок, так что они не требуют высококвалифицированного специализированных экспертов, чтобы собрать их перед использованием, как и в случае с особенными устройствами военного времени, и миниатюризаций боеголовки для использования в системах с переменной более доставкой.

Благодаря помощи мозгов, приобретенным в результате операции Скрепки в хвосте европейского театра Второй мировой войны , Соединенные Штаты смогли приступить к реализации амбициозной программы в ракетостроении . Одним из первых продуктов этого стала разработкой ракет, способных удерживать ядерные боеголовки. MGR-1 Честный Джон был первым такое оружие, разработанный в 1953 году как ракета поверхность-поверхность с радиусом не более 15 миль (24 км). Из - за их ограниченного диапазона, их потенциальное использование было сильно ограничено (они не могли бы, например, угрожать Москве с немедленным ударом).

B-36 Миротворец в полете

Развитие дальних бомбардировщиков, такие как B-29 Superfortress во время Второй мировой войны, было продолжено во время холодной войны периода. В 1946 году Convair B-36 Peacemaker стал первым специально построенный ядерный бомбардировщик; он служил в ВВС США до 1959 года Boeing B-52 Stratofortress не смог к середине 1950-х годов, чтобы нести широкий арсенал ядерных бомб, каждая с различными возможностями и потенциальных ситуаций использования. Начиная с 1946 года, США на основе своего первоначального сдерживания силы на стратегического авиационного командования , которое, в конце 1950 - х годов, сохраняется ряд ядерных вооружена бомбардировщиков в небе во все времена, готов получить приказ о нападении на СССР, когда это необходимо. Эта система была, однако, чрезвычайно дорого, как с точки зрения природных и человеческих ресурсов, а также поднял вопрос о возможности случайной ядерной войны.

В 1950 - е и 1960 - е годы, разработать компьютеризированные системы раннего предупреждения, такие как программы поддержки обороны были разработаны для обнаружения входящих советских атак и координации стратегий реагирования. За этот же период, межконтинентальные баллистические ракеты были разработаны (МБР) систем, которые могли бы доставить ядерный заряд на огромные расстояния, что позволяет США для размещения ядерных сил, способных поразить Советский Союз в американском Среднем Западе . Более короткие дальности оружия, в том числе небольших тактических вооружений, были направлены в Европе, а также, в том числе ядерной артиллерии и носимое специальный ядерный фугас . Развитие подводных лодок баллистических ракетных систем, разрешенных для скрытых атомных подводных лодок скрытно запуски ракет на дальние цели, а также, что делает практически невозможным для Советского Союза, чтобы успешно запустить первый удар атаки против Соединенных Штатов, не получая смертельный ответ.

Улучшения в БЧ миниатюризации в 1970-х и 1980-х годов позволили для развития РГЧ-ракет, которые могут нести боеголовки, каждый из которых может быть отдельно настроен таргетинг. Вопрос о том, является ли эти ракеты должны быть основаны на постоянно вращающиеся железнодорожные путях (чтобы избежать легко мишени против советских ракет) или на основе в сильно укрепленных бункерах (чтобы возможно выдержать нападения СССР) была крупная политическая полемикой в ​​1980-х годах (в конце концов, бункер метод развертывания был выбран). РГЧ система позволила США оказывать советские системы ПРО экономически нецелесообразны, так как каждая наступательная ракета требует от трех до десяти оборонительных ракет счетчику.

Дополнительные изменения в поставке оружия включены ракетные крылатые системы, что позволило самолету стрелять междугородную, низколетящую ядерную боеголовки ракеты в стороне мишени из относительно комфортного расстояния.

Существующие системы доставки США делают практически любую часть земной поверхности в пределах досягаемости своего ядерного арсенала. Хотя его наземные ракетные системы имеют максимальную дальность 10000 км (6200 миль) (меньше, чем во всем мире), его подводных лодок на основе силы расширить свой охват от береговой линии 12000 км (7500 миль) в глубь страны. Кроме того, в полете дозаправки бомбардировщиков дальнего радиуса действия и использование авианосцев расширяет возможный диапазон практически бесконечно.

Управление и контроль

Если Соединенные Штаты на самом деле под атакой ядерного оружия, способный противником, президент может заказать ядерные удары только в качестве члена два людей Национального командного органа , другой член которого является министром обороны . Их совместное решение должно быть передано на председатель Объединенного комитета начальников штабов , который будет направлять Национальный военные командный центр для выдачи Действия сообщения Emergency для обладающих ядерных потенциала сил.

Президент может дать распоряжение ядерного запуска, используя его или ее ядерный чемоданчик (прозванный ядерный футбол), или можно использовать командные центры , такие как Situation Room Белого дома . Команда будет осуществляться по ядерной и ракетной операций сотрудника (члена ракеты боевого экипажа , также называется «missileer») в центре ракетного управления пуском . Правило двух людей относится к запуску ракет, а это означает, что два сотрудник должен повернуть ключи одновременно (достаточно далеко друг от друга, что это не может быть сделано одним человеком).

В целом, эти учреждения служили для координации научных исследований и создания сайтов. Как правило, они имели свои сайты с помощью подрядчиков, однако, как частных, так и общественности (например, Union Carbide , частная компания, пробежал Oak Ridge National Laboratory в течение многих десятилетий, а Университет Калифорнии , общественного образовательного учреждения, побежал в Лос - Аламосе и Лоуренса Ливермора лаборатории с момента их создания, а также будут совместно управлять Лос - Аламос с частной компанией Bechtel в качестве своего следующего контракта). Финансирование было получено как через эти учреждения непосредственно, но и от дополнительных внешних учреждений, таких как Министерство обороны. Каждая ветвь военных также сохраняет свои собственные научно - исследовательские учреждения, связанных с ядерным (как правило, связанные с системами доставки).

производственный комплекс Оружие

Эта таблица не является исчерпывающей, так как многочисленные объектами на всей территории Соединенных Штатов внесли свой вклад в его программу по созданию ядерного оружия. Она включает в себя основные сайты, связанные с программой США оружия (в прошлом и настоящем), их основные функции сайта, а также их текущее состояние деятельности. Нет в списке являются многочисленные базы и объекты, на которых были развернуты ядерное оружие. Не Помимо размещения оружия на своей собственной земле, во время холодной войны , Соединенные Штаты также размещены ядерное оружие в 27 зарубежных странах и территориях, в том числе на Окинаве (который был под контролем США до 1971 года ,) Япония (во время оккупации сразу после Первой мировой войны II), Гренландия , Германия, Тайвань , и французский Марокко затем независимая Марокко .

Название сайта Место нахождения функция Статус
Национальная лаборатория в Лос-Аламосе Лос-Аламос, Нью-Мексико Исследования, проектирование, Pit Производство активный
Национальная лаборатория Лоуренса Ливермора Ливермор, Калифорния Исследование и разработка активный
Sandia National Laboratories Ливермор, штат Калифорния; Альбукерке, Нью - Мексико Исследование и разработка активный
Ханфорд сайта Richland, Вашингтон Материал изготовления (плутоний) Не активен в реабилитации
Национальная лаборатория Oak Ridge Oak Ridge, Теннесси Материальное производство (уран-235 , слитое топливо), исследование Активный в некоторой степени
Y-12 Национальная безопасность комплекс Oak Ridge, Теннесси Компонент изготовление, запасы стратегического управления , уран хранение активный
Nevada Test Site Рядом Лас - Вегас, Невада Ядерные испытания и ядерные отходы утилизации Активный; нет тестов с 1992 года, в настоящее время занимается удалением отходов
Юкка-Маунтин Nevada Test Site Утилизация отходов (в первую очередь энергетический реактор) В ожидании
Выделение отходов опытно-экспериментальный завод К востоку от Карловых Вар, Нью - Мексико Радиоактивные отходы от производства ядерного оружия активный
Pacific полигоны Маршалловы острова Ядерные испытания Не активен, последнее испытание в 1962 году
Rocky Flats завод Рядом Денвер, штат Колорадо Компоненты изготовления Не активен в реабилитации
Pantex Амарилло, Техас Оружие сборка, разборка, хранение яма Активный, особ. разборка
Fernald сайта Около Цинциннати, Огайо Материал изготовления (уран-238) Не активен в реабилитации
Падьюка завод Paducah, Kentucky Материальное производство (уран-235) Активное (коммерческое использование)
Portsmouth завод Рядом Портсмут , Огайо Материал изготовления (уран-235) Активная (центрифуга), но не для производства оружия
Канзас-Сити завод Канзас-Сити, штат Миссури Компонент производства активный
Насыпь завод Miamisburg, Огайо Исследования, компонент производство, тритий очистка Не активен в реабилитации
Pinellas завод Ларго, Флорида Производство электрических компонентов Активное, но не для производства оружия
Savannah River Site Ряд Aiken, Южная Каролина Материал изготовления (плутоний, тритий) Активный (ограниченный режим), в реабилитации

пролиферация

На раннем этапе в развитии своего ядерного оружия, Соединенные Штаты полагались частично на обмен информации с оба Великобританией и Канадой, кодифицированные в Квебеке соглашении 1943 года Этих трех сторон договорилась не обмениваться информацию ядерного оружия с другими странами без согласия других, ранняя попытка нераспространения . После разработки первого ядерного оружия во время Второй мировой войны , однако, было много споров в рамках политических кругов и общественной жизни Соединенных Штатов о том или нет, страна должна пытаться сохранить монополию на ядерной технологии , или должен ли он осуществлять программу обмена информации с другими странами (особенно его бывшим союзником и вероятным конкурентом, Советский Союз), или представить контроль над своим оружием в какое - то международной организации (например, ООН) , который будет использовать их, чтобы попытаться сохранить мир во всем мире . Хотя страх гонки ядерных вооружений стимулировали многие политики и ученые выступают за некоторую степень международного контроля или совместного использования ядерного оружия и информации, многих политиков и военнослужащих считали, что лучше в краткосрочной перспективе, чтобы поддерживать высокие стандарты ядерной секретности и предотвратить советскую бомбу как можно дольше (и они не считают, что СССР фактически представляет международный контроль добросовестно).

Так как этот путь был выбран, Соединенные Штаты, в первые дни, по сути, выступают за предотвращение распространения ядерного оружия , хотя в первую очередь по причине самосохранения. Через несколько лет после того, как СССР взорвал свое первое оружие в 1949 году, хотя, США под руководством президента Дуайта Эйзенхауэра стремится поощрять программы обмена ядерной информацией, связанной с гражданской ядерной энергетики и ядерной физики в целом. В Атомах мира для программы, начатых в 1953 году, были также отчасти политическими: США были лучше готовы совершить различные дефицитные ресурсы, такие как обогащенный уран , к этим мирным усилиям и просить аналогичный вклад от Советского Союза, который был гораздо меньше ресурсов по этим направлениям; Таким образом, программа имела стратегическое обоснование, а, как позже выяснилось, внутренними памяток. Эта общая цель содействия гражданского использования ядерной энергии в других странах, а также предотвращения распространения оружия, было названа многими критиками как противоречивые и приведя к стандартам рыхлых в течение ряда десятилетий, что позволило ряд других стран, таким как Китай и Индия, чтобы получить прибыль от технологии двойного назначения (приобретенная у других, кроме США наций).

Совместное уменьшение угрозы программа Агентства по уменьшению угрозы обороны была создана после распада Советского Союза в 1991 году для оказания помощи бывших стран советского блока в инвентаре и уничтожении их участков для разработки ядерных, химических и биологического оружия, а также способы их доставляющие их (ШПУ МБР, дальние бомбардировщики и т.д.). Более $ 4,4 млрд были потрачены на этом направлении, чтобы предотвратить целенаправленное или случайное распространение оружия из бывшего советского арсенала.

ТАСС-ДОСЬЕ /Владислав Сорокин/. 18 августа 2016 г. европейское интернет-издание Euractiv сообщило, что США начали вывозить в Румынию базировавшееся в Турции ядерное оружие.

В министерстве обороны США отказались от комментариев, МИД Румынии категорически опроверг эту информацию, а турецкая сторона на нее никак не отреагировала.

В настоящее время ядерные авиабомбы США размещены на территории четырех стран ЕС - Германии, Италии, Бельгии и Нидерландах, а также Турции.

История

Американское ядерное оружие (ЯО) было размещено в Европе с середины 1950-х гг. Его возможное применение в виде авиабомб и боеприпасов для артиллерийских систем и ракет малой дальности (тактическое ядерное оружие) рассматривалось руководством НАТО и США как ассиметричный ответ на случай масштабного конфликта со странами организации Варшавского договора, обладавшими преимуществом в обычных вооружениях. В 1954 г. была принята соответствующая Стратегическая концепция НАТО "Щит и меч".

В результате, тактическое ЯО было размещено в государствах-членах альянса, находившихся на пути вероятного наступления советских войск: Германии, Нидерландов и Бельгии. В Турции южный фланг НАТО прикрывали ракеты средней дальности (их размещение спровоцировало Карибский кризис 1962 г.), а возможное движение Советской Армии и ее союзников через Балканы должны были сдерживать ядерные силы, расположенные в Греции и Италии.

Все эти страны получили возможность участвовать в планировании применения ЯО, а их военнослужащие и авиация стали привлекаться к тренировкам по нанесению ядерных ударов. Программа получила название Nuclear sharing - "совместные ядерные миссии стран-членов НАТО" (другой вариант перевода - "разделение ядерной ответственности").

По оценкам экспертов, наибольшая численность американского тактического ЯО в Европе была достигнута к началу 1970-х гг. В 1971 г. количество зарядов, развернутых на континенте, составило порядка 7300. В 1983 г. в ответ на постановку на боевое дежурство советского ракетного комплекса средней дальности "Пионер" США начали развертывать свои ракеты средней дальности Pershing-2 и крылатые ракеты Tomahawk с ядерными боезарядами в Великобритании, Италии, Бельгии, Нидерландах и ФРГ.

С конца 1980-х гг. количество тактического ЯО в Европе сокращалось: к 1991 г. был выполнен советско-американский договор о ликвидации ракет средней и малой дальности 1987 г. В 2000 г., согласно директиве президента США Клинтона, в Европе и Турции оставалось 480 ядерных авиабомб США, при этом 300 из них предназначались для использования американскими ВВС, а 180 - для ВВС стран размещения. В 2001 г. администрация Джорджа Буша-младшего начала вывод тактического ЯО из Великобритании и Греции, в 2004 г. был сокращен арсенал в ФРГ (с базы в Рамштайне были выведены 130 ядерных боезарядов).

Количество бомб и места их размещения

Напрямую США "не подтверждают и не опровергают" наличие своего тактического ЯО за рубежом, при этом в официальных документах упоминается хранение "особых вооружений" на безопасных объектах в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции.

На сегодняшний день эксперты (в том числе, из Федерации американских ученых, FAS) оценивают число ядерных атомных бомб США в Европе и Турции в 150-200. Это бомбы типа В-61 общей мощностью 18 мегатонн. Они размещены на шести авиабазах: в Германии (Бюхель, более 20 штук), Италии (Авиано и Геди, 70-110 штук), Бельгии (Кляйне Брогель, 10-20 штук), Нидерландах (Волкель, 10-20 штук) и Турции (Инджирлик, 50-90 штук).

Бомбы находятся в подземных хранилищах (всего - более 80). Для их доставки к объектам поражения может быть использовано около 400 самолетов: истребители-бомбардировщики F-15E, многоцелевые истребители F-16 и истребители-бомбардировщики Tornado GR4 из состава ВВС США, Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции. Предусмотрено три степени готовности эскадрилий к выполнению боевых задач в ядерном оснащении (до 35, 160 и 350 суток). С 2000 г. НАТО потратила на поддержание инфраструктуры хранения бомб на этих базах более $80 млн.

Модернизация

В сентябре 2015 г. стало известно, что США разместят на авиабазе Бюхель в ФРГ свои новые бомбы типа B61-12. Эта модификация - первая ядерная авиабомба, которая имеет системы наведения с повышенной точностью попадания, ее серийное производство начнется в 2020 г.

По мнению руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, повышенная точность и вариативная мощность модернизированных авиабомб могут повысить вероятность того, что руководство НАТО решится на ограниченную ядерную войну.

Критика

Развертывание тактического ЯО США в регионе сопровождалось протестами местного населения и пацифистских организаций еще во время "холодной войны".

Сейчас ядерные эксперты в США (в частности, директор программы по нераспространению в Восточной Азии Монтерейского университета Джеффри Льюис) подвергают сомнению целесообразность сохранения тактического ЯО в Бельгии - из-за угрозы терроризма и несоблюдения требований безопасности - и в Турции - из-за нестабильной политической ситуации после попытки военного переворота 15 июля 2016 г.

Официальные лица России неоднократно заявляли, что размещение тактического ядерного оружия США в Европе и Турции является нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Доктрина Дональда Трампа

Возможно, раньше вы думали, что ядерный арсенал Америки с ее тысячами термоядерных боеголовок, которые могут уничтожить все население Земли, может убедить любого противника не использовать свое против США.

Вы ошибались.

Пентагон выразил недовольство тем, что американское ядерное оружие нецелесообразно мощное. Оно старое, ненадежное и обладает таким разрушительным потенциалом, что, возможно, даже президент Трамп не захотел бы его применять, если бы противник использовал ядерные бомбы меньшего размера на гипотетическом поле боя.

Американские военные эксперты и разработчики вооружения решили заняться созданием чего-то более подходящего для ведения боевых действий, чтобы у президента было больше возможностей в случае чего. По их плану, это станет еще более убедительным сдерживающим фактором для противников. Но может оказаться, что такие новые бомбы могут увеличить вероятность применения ядерного оружия в вооруженном конфликте, которое приведет к катастрофическим последствиям.

То, что Трамп был бы обеими руками за усовершенствование американского ядерного арсенала, никого бы не удивило, учитывая его склонность хвастать непревзойденной военной мощью своей страны. Он пришел в полный восторг, когда в апреле 2017 года один из его генералов приказал впервые сбросить на Афганистан самую мощную неядерную бомбу из имеющихся.

Согласно существующей ядерной доктрине, по замыслу администрации Обамы США должны были прибегать к ядерному оружию только «в крайнем случае» для защиты жизненно важных интересов страны или ее союзников. Тогда была запрещено использовать его как политический инструмент, чтоб приструнить более слабые государства.

Однако Трампу, который уже угрожал обрушить на Северную Корею «огонь и ярость, каких мир еще не видывал», такой подход кажется слишком суровым. Он и его советники, похоже, хотят, чтобы ядерное оружие можно было использовать в конфликтах любой степени серьезности большой силы и размахивать им, как дубинкой апокалипсиса, чтобы припугнуть тех, кто не слушается.

Для того чтобы арсенал США стал более совершенным, требуются два вида изменений в ядерной политике. Изменение существующей доктрины для устранения ограничений, касающихся развертывания такого оружия в военное время, и разрешение на разработку и изготовление новых поколений ядерного оружия в том числе и для тактических ударов.

Все это будет прописано в новом Обзоре состава и количества ядерного оружия (nuclear posture review, NPR), который будет сформирован к концу текущего года или в начале следующего.

До этого момента его точное содержание будет оставаться неизвестным, но даже после этого американцы получат доступ к крайне урезанной версии документа, большая часть которого является секретной. Тем не менее, некоторые общие положения Обзора уже понятны из заявлений президента и генералов.

И еще один очевидный факт. Обзор снимет ограничения на использование оружия массового уничтожения любого рода независимо от его уровня разрушительности, что сделает самый мощный ядерный арсенал планеты еще более грозным.

Изменим взгляд на ядерное оружие

Стратегическое руководство в новом Обзоре, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия. Как сказал бывший директор Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джон Вольфсталь в недавнем выпуске «Контроля над вооружениями», этот документ повлияет на «образ Америки, президента и ядерного потенциала в глазах союзников и противников». Что еще более важно, обзор устанавливает вектор для решений, которые определяют управление, поддержание и модернизацию ядерного арсенала и влияют на то, как Конгресс рассматривает и финансирует ядерные силы».

Имея это в виду, рассмотрим рекомендации, изложенные в Обзоре времен правительства Обамы. Он появился, когда Белый дом стремился восстановить престиж Америки в мире после международного осуждения действия президента Буша в Ираке и всего через шесть месяцев после того, как Барак Обама получил Нобелевскую премию за его намерение запретить применение ядерного оружия. Нераспространение было в приоритете.

По итогу было ограничено применение ядерного оружия практически при любых обстоятельствах на любом поле боя, какое только можно представить. Основной целью Обзора было сократить «роль ядерного оружия США в национальной безопасности США».

Как отмечалось в документе, Америка лишь единожды рассматривала возможность применения ядерного оружия против советских танковых формирований, например, в крупном европейском конфликте. Предполагалось, что в такой ситуации СССР будет обладать преимуществом в традиционных видах вооружения.

В военно-политической обстановке 2010 года, конечно, мало что осталось от тех времен, как и от Советского Союза. Вашингтон, как отмечено в Обзоре, теперь является безусловным лидером в традиционном понимании обороны. «Соответственно, Соединенные Штаты будут продолжать укреплять традиционные возможности и сокращать роль ядерного оружия в сдерживании неядерных нападений».

Ядерная стратегия, направленная исключительно на сдерживание первого удара по США или их союзникам, вряд ли требует огромного запаса оружия. В результате такой подход открыл возможности для дальнейшего сокращения объема ядерного арсенала и привел в 2010 году к подписанию нового договора с Россией, который предписывал значительно сократить количество ядерных боеголовок и систем доставки для обеих стран.

Каждая сторона должна была ограничиться 1550 боеголовками и 700 системами доставки, включая межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводного пуска и тяжелые бомбардировщики.

Однако такой подход никогда не устраивал представителей оборонного ведомства и консервативных научно-исследовательских институтов. Критики такого рода часто указывали на возможные изменения в российской военной доктрине, которые предполагали бы большую вероятность применения ядерного оружия в крупномасштабной войне с НАТО, если бы ее положение России в войне начало ухудшаться.

Такое «стратегическое сдерживание» - фраза, которая для России и Запад имеет разное значение, может привести к использованию маломощных «тактических» ядерных боеприпасов против опорных пунктов противника, если бы российские силы в Европе оказались на грани поражения.

В какой степени такая версия соответствует российской реальности, никто на самом деле не знает. Тем не менее, нечто подобное часто ассоциируется на Западе теми, кто считает, что ядерная стратегия Обамы безнадежно устарела и дает Москве повод для увеличения значимости ядерного оружия в своей доктрине.

Такие жалобы часто озвучивались в «Семи оборонных приоритетах новой администрации» - в докладе Научного совета минобороны США (декабрь 2016), который является финансируемой Пентагоном консультативной группой, регулярно предоставляющей отчеты министру обороны. «Мы по-прежнему не уверены, что, если мы будем снижать значение ядерного оружия для нашего государства, другие страны поступят так же».

Согласно докладу, российская стратегия предполагает применение маломощных тактических ядерных ударов для сдерживания нападения НАТО. В то время как многие западные аналитики сомневаются в корректности таких заявлений, Научный совет Пентагона настаивает, чтобы Соединенные Штаты должны разработать подобное оружие и быть готовыми к их использованию.

Как говорится в докладе, Вашингтону нужно «более гибкая система ядерных видов вооружения, которая могла бы при необходимости производить быстрый и точный ядерный удар по ограниченной зоне поражения, если существующие неядерные и ядерные варианты вооружения окажутся неэффективными».

Такой подход теперь вдохновляет администрацию Трампа на новые свершения в этой области, что хорошо заметно в некоторых записях президента в Твиттере. «Соединенные Штаты должны укрепить и расширить свой ядерный потенциал, чтобы весь мир снова вспомнил об объеме наших вооружений», - написал Дональд Трамп 22 декабря 2016 года.

Хотя он и не написал конкретно (потому что это была короткая запись в Твиттере), но такая его мысль – точное отражения мнения Научного совета и советников Трампа.

Заняв должность главнокомандующего, Трамп подписал президентский меморандум, в котором поручил министру обороны провести обзор ситуации с ядерным вооружением и убедиться, что «средства ядерного сдерживания США современны, надежны, готовы к применению и могут отвечать на вызовы 21 века и быть убедительными в глазах союзников ».

Детали Обзора, который появится в эпоху Трампа, пока неизвестны. Тем не менее, он, безусловно, сведет на нет все достижения Обамы и возведет ядерное оружие на пьедестал.

Расширение арсенала

Трамповский Обзор будет продвигать создание новых систем ядерного оружия, которые станут главными игроками с расширенным набором вариантов удара. В частности, считается, что администрация выступает за приобретение «маломощных тактических ядерных боеприпасов» и еще большего количества систем доставки, включая крылатые ракеты воздушного и наземного базирования. Обоснованием этому, конечно же, станет тезис, что боеприпасы такого рода необходимы для соответствия российским достижениям в этой области.

По информации внутренних источников, рассматривается также разработка таких тактических боеприпасов, которые могли бы, например, уничтожить крупный порт или военную базу, а не сразу целый город, как это было в Хиросиме. Как сказал один анонимный правительственный чиновник в «Политико»: «Наличие этой возможности критически важно».

Другой политик добавил, что «при составлении Обзора необходимо опросить военных на тему того, что им нужно для сдерживания врагов» и будет ли текущее оружие «полезным во всех сценариях, которые мы предполагаем».
Надо иметь в виду, что при администрации Обамы уже были согласованы планы и первоначальные многомиллионные проектные работы по «модернизации» ядерного арсенала Америки на многие десятилетия вперед. С этой точки зрения, ядерная эра Трампа уже шла полным ходом в момент его инаугурации.

И, конечно же, Соединенные Штаты уже обладают несколькими типами ядерного оружия, включая «гравитационную бомбу» B61 и ракетную боеголовку W80, мощность которых может регулироваться в меньшую сторону до нескольких килотонн.

Типичной системой доставки станет оружие, применяемое вне зоны ПВО - современная крылатая ракета большой дальности, которую сможет нести бомбардировщик B-2, его старший брат B-52 или разрабатываемый B-21.

Мир, готовый к ядерной зиме

Публикация нового Обзора, несомненно, вызовет споры о том, действительно ли стране с ядерным арсеналом, которого хватит для уничтожения нескольких планет размером с Землю, нужны новые ядерных боеприпасы, и не приведет ли это к очередной глобальной гонке вооружений.

В ноябре 2017 года Бюджетное управление Конгресса опубликовало отчет, показывающий, что стоимость замены всех трех ветвей американской ядерной триады в течение 30 лет составит не менее 1,2 миллиарда долларов, не считая инфляции и дополнительных расходов, которые могут увеличить эту цифру до 1,7 миллиарда долларов и выше.

Проблема оправданности всех этих новых видов оружия и их космической стоимости сегодня крайне актуальна. Точно ясно одно: любое решение о закупке такого оружия будет означать в долгосрочной перспективе сокращение бюджета в других отраслях - здравоохранение, образование, инфраструктура или борьба с опиоидной эпидемией.

И все же вопросы стоимости и адекватности являются самой легкой частью новой ядерной головоломки. В основе его лежит сама идея «применимости». Когда Обама настаивал на том, что ядерное оружие ни в каком случае не может применяться на поле битвы, он говорил не только об Америке, но и о всех странах. «Чтобы положить конец образу мышления времен холодной войны, - заявил он в Праге в апреле 2009 года, - мы уменьшим роль ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности и призываем других к тому же».

Если же Белый дом Трампа поддерживает доктрину, которая сотрет отличия между ядерным оружием и традиционным, превратив их в равнозначные инструменты принуждения и войны, это сделает эскалацию до полного термоядерного истребления планеты наиболее вероятной за последние несколько десятилетий.
Например, нет сомнений в том, что такая позиция побудила другие страны, обладающие ядерным оружием, включая Россию, Китай, Индию, Израиль, Пакистан и Северную Корею, задуматься о его применении в будущих конфликтах. Это может даже подтолкнуть страны, у которых сейчас нет ядерного оружия, рассмотреть возможность его производства.

Взгляд Обамы на ядерное оружие в корне отличался от взглядов времен холодной войны, когда возможность термоядерного холокоста между двумя сверхдержавами планеты была повседневной реальностью, и миллионы людей выходили на антиядерные демонстрации.

Когда угроза Армагеддона исчезла, страх перед ядерным оружием постепенно испарился, а протесты закончились. К сожалению, само ядерное оружие и компании, которые его создали, живут и здравствуют. Теперь, когда мирный период постъядерной эры подходит к концу, зона, идея применения ядерного оружия, которое во времена холодной войны едва ли допускали даже в уме, может перестать быть чем-то особенным.

Или, по крайней мере, так будет, если еще раз граждане этой планеты не выйдут на улицы, чтобы протестовать против будущего, в котором города будут лежать в тлеющих руинах, а миллионы людей - умирать от голода и лучевой болезни.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: