Ормузский пролив где. Ормузский пролив - вечная зона конфликта. Вооруженные силы Ирана

Во вторник, 3 июля, президент Ирана Хасан Роухани косвенно пригрозил закрыть стратегический Ормузский пролив и помешать странам Персидского залива экспортировать через него нефть, если Ирану не разрешат продавать собственную нефть из-за санкций США. Вскоре после этого военные должностные лица Исламской Республики недвусмысленно поддержали эту угрозу, пишет Фарамарз Давар на информационном ресурсе Iran Wire.

Хотя Роухани отказался разъяснить свое заявление, когда его спросили об этом позже, комментарии рассматривались как угроза закрытия Ормузского пролива. Подобные угрозы со стороны Ирана не являются беспрецедентными. Всякий раз, когда напряженность в отношениях с США возрастала, иранские официальные лица угрожали закрыть Ормузский пролив.

Ормузский пролив является международным водным путем, к которому примыкает Иран на севере и Оман на юге. В самом узком месте его ширина составляет всего 50 километров.

Если Иран серьезно настроен закрыть пролив, является ли этот шаг законным согласно международного права? Однозначного ответа на этот вопрос нет, отмечает Фарамарз Давар.

Основываясь на международном морском праве или Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, Ормузский пролив является "международным проливом", потому что это единственные ворота между Персидским заливом и открытым морем. Во всех таких проливах все суда имеют право транзита, и страны, прилегающие к проливу, не должны отказывать в этом праве транзита и должны информировать всех соответствующих должностных лиц о любой опасности, которая может угрожать судам или самолетам, проходящим через пролив. Согласно международным законам и конвенциям, право транзита не может быть приостановлено.

Иранский парламент не одобрил данную Конвенцию ООН 1982 года, но иранское правительство подписало ее и поэтому обязалось избегать любых действий, которые могли бы нарушить эту Конвенцию. Однако в то время, когда правительство Ирана подписало Конвенцию, оно объявило, что признает "право транзитного прохода" только для стран, которые также присоединились к этой Конвенции.

Из-за войны 1980-1988 годов между Ираном и Ираком, когда в Персидском заливе произошли военные столкновения и возникла угроза свободному судоходству в этом районе, ВМС США развернули свои силы в Персидском заливе для защиты судоходства.

Однако, Соединенные Штаты не являются стороной, подписавшей Конвенцию ООН, и, исходя из того, что заявило правительство Ирана при ее подписании, Иран не признает за США "права транзитного прохода". Однако США по-разному трактуют Конвенцию и говорят, что это право теперь является частью "общего права" международного судоходства, и все страны, включая Иран, должны ее соблюдать.

С точки зрения Ирана, Соединенные Штаты пользуются правами, провозглашенными в Конвенции ООН, не будучи членом и не соблюдая обязательств ее государств-членов. Эти различные толкования являются одной из основных причин повторяющейся напряженности в Персидском заливе между Ираном и Соединенными Штатами и их военно-морскими силами.

США настаивают на том, что их флот находится в Персидском заливе, чтобы гарантировать свободу судоходства. Несмотря на то, что прошло уже 30 лет после окончания ирано-иракской войны, и за эти годы в этих водах не произошло никаких серьезных военных действий, США сохранили свое присутствие в Персидском заливе, чтобы отразить угрозы, в том числе угрозы закрыть Ормузский пролив.

Судоходство в Ормузском проливе регулируется международной морской организацией (IMO), специализированным учреждением ООН. В соответствии с правилами, установленными агентством, при входе в Персидский залив суда должны заходить через север, то есть через иранские воды. При выходе из Персидского залива, они должны пройти через южные воды рядом с Оманом.

Страны, прилегающие к проливу, должны принимать все необходимые меры для облегчения судоходства, включая навигационное обслуживание и сигналы для судов-проводников. В случае Ормузского пролива, Иран и Оман могут устанавливать правила безопасности судоходства, рыболовства и другой подобной деятельности и объявлять их публично, но эти правила и положения не могут нарушать "право транзитного прохода" или дискриминировать суда любой страны.

Таким образом, основываясь на международном праве, Иран не может заблокировать доступ к Персидскому заливу через Ормузский пролив и приостановить или закрыть свободу торговли в этих водах, констатирует Фарамарз Давар.

Однако эти правила касаются мирного времени. Во время войны вступают в силу другие нормативные акты. Если Иран или Оман участвуют в войне, они имеют право контролировать движение через пролив и инспектировать коммерческие суда, но даже в этом случае они не могут блокировать пролив или приостанавливать "право транзитного прохода".

Преднамеренное блокирование Ормузского пролива и недопущение пересечения его судами является серьезной мерой с потенциальными последствиями. Если говорить серьезно, то это может сигнализировать о начале боевых действий в Персидском заливе, отмечает Фарамарз Давар на Iran Wire.

Ормузский пролив соединяет два залива - Оманский и Персидский, поэтому является стратегически важным объектом. Северным его побережьем владеет Иран, а южным - Оман и В проливе расположены два транспортных канала по 2,5 километра шириной, а между ними - буферная зона шириной в пять километров. Ормузский пролив - единственный водный путь, по которому арабские газ и нефть могут экспортироваться в третьи страны, например, в США.

Этимология

Своё название пролив получил от острова Ормуз, а у острова, в свою очередь, есть три варианта происхождения названия. Первое - в честь персидского бога Ормузда, а второе - от персидского слова, в переводе означающего «финиковая пальма». И третий вариант - местный диалект, называющийся "хурмоз".

Громкие события

Операция «Богомол»

Восемнадцатого апреля 1988 года во время войны Ирана с Ираком Военно-морские силы США провели операцию, в которой были задействованы Персидский и Ормузский залив. Она стала ответной реакцией на подрыв американского корабля на иранских минах. В итоге был потоплен фрегат «Саханд» и несколько мелких кораблей.

Авиакатастрофа

Третьего июля 1988 года войсками США был сбит пассажирский самолёт Ирана, из-за чего погибло почти триста человек. По поводу этого события существует множество версий, и, бесспорно, это одна из самых кровавых трагедий в истории авиации.

Америко-иранский инцидент

Шестого января 2008 года несколько патрульных иранских катеров приблизились на расстояние менее двухсот метров к судам Военно-морских сил США, которые, по словам командования, в тот момент находились в международных водах. Впоследствии одним из капитанов американских кораблей была предоставлена запись, свидетельствующая о том, что катера грозились открыть огонь по судам США. На это Иран опубликовал свою запись, в которой присутствовал только обычный радиообмен.

Угроза блокировки канала Ираном

Двадцать восьмого декабря 2011 года Мухамад Реза Рахими выразил своё резкое недовольство экономическими санкциями, которые хотели ввести США. Он заявил, что в случае любого давления со стороны Америки поставки нефти через Ормузский пролив будут блокированы, а ведь через него проходит пятая часть всех нефтяных поставок.

В США посчитали это пустыми угрозами, не придав никакого значения словам иранского вице-президента. Джордж Литл, представитель Пентагона, заявил, что Ормузский пролив является значимым не только для них, но и для самого Ирана. Американский флот выразил полную боевую готовность к возможным действиям на море. Таким образом, если Иран всё же решит перекрыть пролив, США немедленно примут силовые меры по этому поводу. Америка считает, что Иран не имеет права закрывать этот морской путь, так как это является прямым нарушением международного права, чего она не потерпит.

Несмотря на воинственный настрой Штатов, географические особенности пролива затрудняют военную активность в этом регионе: он довольно узкий, поэтому быстрые и небольшие иранские катера имеют преимущество перед тяжеловесными американскими судами. Поэтому США нашли другое решение проблемы: сотрудничество со странами-соседями Ирана с целью перенаправления нефти наземным путём без участия Ормузского пролива.

Ормузский пролив
араб. مضيق هرمز , перс. تنگه هرمز

Карта Ормузского пролива
Характеристики
Ширина 54 км
Длина 195 км
Наибольшая глубина 229 м
Расположение
26°34′00″ с. ш. 56°15′00″ в. д. H G Я O L
Страны

Ормузский пролив

Аудио, фото и видео на Викискладе

Вид со спутника

По данным Подразделения морской статистики Lloyd’s, в 2006 году через Ормузский пролив проходило 33 % глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта нефти по морю. По данным на 2011-2013 годы, через пролив проходили 17 млн баррелей в сутки, то есть пятая часть мировых поставок нефти . Через пролив проходит более 90 % нефти, добываемой в странах Персидского залива (по состоянию на 2006 год) . Эта нефть составляет до 13 %/23%/73% потребляемой нефти в США, странах Западной Европы и Японии, соответственно .

Этимология названия

Название происходит от острова Ормуз . Существует два варианта происхождения названия острова. Самой популярной на сегодняшний день является версия о происхождении названия от имени персидского бога Ахура-Мазды (Ормузд; перс. هرمز ‎). Учёные, историки и лингвисты, предлагают свою версию, в соответствии с которой слово «Ормуз» произошло от персидского слова هورمغ (Hur-mogh ), что в переводе означает «финиковая пальма».

События

Операция «Богомол»

США предпримут силовые меры, если Иран попытается заблокировать Ормузский пролив. Об этом сообщил 8 января 2012 года в эфире американского телеканала CBS министр обороны США Леон Панетта .

«Наша позиция чрезвычайно ясна - США не будут мириться с перекрытием Ормузского пролива. Эта та красная черта , которую нельзя переходить, и мы ответим на это», - заявил Панетта .

См. также

Примечания

  1. Ормузский пролив // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Недра , 1986. - С. 268.
  2. Инструкция по передаче на картах географических названий арабских стран. - М.: Наука, 1966. - С. 26.

Первой горячей точкой 2012 года, похоже, становится Ормузский пролив, соединяющий Персидский залив с Индийским океаном . Первого января официальные источники Ирана сообщили об успешном испытании здесь ракеты средней дальности, а также о подготовке к пускам ракет дальнего радиуса действия.

Ранее Иран пообещал перекрыть пролив в случае, если Запад введет санкции, направленные против экспорта иранской нефти. Накануне Нового года в Ормузский пролив вошли авианосец «Джон К.Стеннис» и два боевых корабля ВМС США. Американские военные пообещали не допустить каких-либо препятствий для судоходства в этом регионе.

Об угрозах, связанных с конфликтом в Ормузской проливе, наш корреспондент побеседовал с первым заместителем президента Академии геополитических проблем, доктором военных наук, капитаном 1 ранга Константином Сивковым .

— Кто и зачем обостряет обстановку в Ормузском проливе?

Это проясняет сама хроника событий. Еще в середине декабря официальные представители США и Израиля сделали заявление о подготовке ракетного удара по объектам иранской ядерной программы. Затем последовало заявление о введении экономических санкций против Ирана. В ответ президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пообещал перекрыть пролив, если такие санкции будут введены.

Тогда США послали в пролив авианосец, а в последний день 2011 года Барак Обама подписал закон о мерах наказания иностранных финансовых институтов, ведущих бизнес с центральным банком Ирана. Тегеран неоднократно предупреждал, что будет считать принятие такой меры актом войны и ответит на это самыми резкими шагами. Первый из них - испытательные пуски ракет, способных атаковать авианосец.

— Американский авианосец вблизи иранских берегов это серьезная угроза?

В принципе этот авианосец не способен создать сколь-нибудь серьезные препятствия для перекрытия пролива. Ведь эту задачу Иран способен осуществить не крупными кораблями, а так называемым москитным флотом. Яхты, мелкие фелюги, прячущиеся в прибрежных шхерах, заминируют судоходные пути. А бороться с такими суденышками авианосец не имеет технических возможностей. Это как из пушки бить по воробьям.

— Пожалуй, вы правы. Так было не раз в этом регионе. Мне пришлось быть участником боевых действий в Ормузском проливе во время ирано-иракской войны в 1986-1987 годах. Американские авианосцы оказались там бесполезными. Советская Индоокеанская эскадра сформировала тральные силы. И мы проводили по минным полям конвои, за которыми пристраивались иностранные суда. Американцы остались не у дел.

И сейчас, когда Ормузский пролив иранцы нафаршируют морскими минами, американскому авианосцу останется только ретироваться и просить кого-нибудь протралить фарватеры.

К тому же, кроме испытанной 31 декабря 2011 года своей ракеты средней дальности, у Ирана есть французские ММ-38 «Экзосет», способные уничтожать крупные морские цели. Кстати, в 1987 году две ракеты «Экзосет», выпущенные с иракского самолёта «Мираж» F-1, поразили американский фрегат «Старк» в Персидском заливе, выведя его из строя и нанеся потери в 37 человек.

— Но в ответ на перекрытие Ормузского пролива Израиль и США могут нанести удары непосредственно по территории Ирана. Каковы перспективы такого варианта?

Мне они представляются пока не очень оптимистичными для США и Израиля. У Израиля имеется до 70 многофункциональных истребителей необходимого класса. Но, во-первых , без дозаправки они не доберутся до нужных объектов (а в регионе нет стран, которые согласились бы предоставить свои аэродромы для такой операции).

Во-вторых , из 70 боевых машин половина должна быть выделена на прикрытие, часть на доразведку. Реально в нанесении ударов могут принять участие не более 24 машин. Такое количество способны надежно отразить ПВО и ВВС Ирана. По тем же причинам сомнительны и возможности летного крыла американского авианосца «Джон К.Стеннис», который имеет на борту 48 истребителей-штурмовиков. Для того, чтобы удар по Ирану имел успех, американцам необходимо подогнать в Ормузский пролив не менее пяти таких авианосцев.

— То есть угроза развязывания крупномасштабной войны в регионе пока не реальна?

Отчего же. Если США и Израиль нанесут по Ирану ракетный удар, война неизбежна. И, похоже, Иран не будет драться в одиночку. У него есть надежный союзник - Сирия. Не останутся безучастными Турция и Египет. Так что перспектива крупномасштабной бойни существует реально. Но мне все-таки кажется, что руководству США и Израиля будет очень трудно принять решение на атаку Ирана.

— Почему?

В последнее время у натовского генералитета резко изменились настроения. Неудачи в Ираке и Афганистане заставили по-новому взглянуть на происходящее. Из Ирака США и НАТО позорно бегут. Год назад я участвовал в телемосте «Россия – США» по поводу перспектив иракской «демократизации». Тогда американские политики планировали к 2012 году оставить в Ираке 11 военных баз. Но теперь у них там горит земля под ногами. Они сейчас оставляют лишь 200 человек.

В Афганистане ситуация еще хуже. Там находится 150-тысячный контингент. Для того, чтобы обеспечивать его всеми видами довольствия, необходимо в сутки доставлять туда до 8 эшелонов материальных ресурсов. Львиная доля поставок осуществлялась через Пакистан. Но варварские обстрелы мирных жителей этой страны натовцами заставили пакистанское руководство прекратить сотрудничество с НАТО.

Для того, чтобы поддерживать грузопоток на прежнем уровне, необходимо осуществлять ежесуточно до 200 самолетовылетов транспортной авиации. Но это безумно дорого. К тому же у США нет в наличии такого многочисленного авиакрыла транспортной авиации.

Элементарный голод заставит натовцев бежать. Но куда? Путь через Пакистан закрыт. Иран тоже не пропустит. С другой стороны - Таджикистан и Россия. Но у НАТО нет договора с нашей страной о пропуске войск, речь может идти только о грузах, да и то в ограниченных количествах. Сложившаяся ситуация напоминает положение армии Паулюса под Сталинградом.

Все это заставляет натовский генералитет задуматься о том, почему авантюризм политиков и алчность бизнесменов должны окупаться кровью военнослужащих и не пора ли прекратить кланяться денежным мешкам. С такими настроениями новую войну начинать бесперспективно.

— А не кажется ли вам, что необходимость спасения 150-тысячной натовской армии, застрявшей в Афганистане, может заставить США начать военные действия с Ираном, чтобы хотя бы прорваться через него?

В данном случае речь может идти только о наземной операции. Но численность вооруженных сил Ирана такова, что для ее успешного проведения, американцам потребуется формирование группировки войск численностью не менее 1 миллиона человек и создание разного рода запасов размером около 10 миллионов тонн.

При этом необходимо сосредоточение воздушной группировки численностью не менее 300-400 машин аэродромного базирования и плюс 200-300 машин палубной авиации. При таких силах США смогут решить задачу и подавления сил ПВО, и обеспечат надежное уничтожение комплекса заводов, формирующих ядерную программу Ирана. Но для проведения такой масштабной операции возможности Штатов ограничены настолько, что можно сказать, что их вовсе нет.

— Чего же можно ожидать в ближайшее время?

По возможностям, американцам остается только проведение компактной воздушной наступательной операции силами общей численностью до 300 самолетов (да и то после переброски сюда еще четырех авианосцев). Но такая операция позволит решить лишь ограниченный объем задач.

Полностью разрушить весь комплекс ядерной программы Ирана они не смогут. Как и везде в последнее время, американцы лишь разворошат очередной муравейник, чтобы потом искать возможность уносить отсюда ноги.

НАША СПРАВКА

Ормузский пролив

Ормузский пролив, через который, по данным подразделения морской статистики компании Lloyd’s, проходит около 40% глобального экспорта нефти и нефтепродуктов, соединяет Персидский залив с Индийским океаном. Иран контролирует северную часть пролива, Арабские Эмираты — южную.

Через пролив осуществляется большая часть экспорта крупнейших добытчиков нефти в мире, таких как Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, ОАЭ и Ирак. Одними из крупнейших импортеров нефти из стран Персидского залива являются США и Евросоюз.

Авианосец «Джон К.Стеннис»

Седьмой из серии класса «Нимиц». Назван в честь сенатора США, демократа Джона К. Стенниса. Порт приписки авианосца - база Китсэп, город Бремертон, штат Вашингтон. Заложен 13 марта 1991 года, спущен на воду 11 ноября 1993 года, введён в состав флота 9 декабря 1995 года. Численность команды: 5617 человек (вместе с авиакрылом).

Авианосцы типа «Нимиц» - с ядерной силовой установкой, являются самыми большими военными кораблями в мире. Всего было построено 10 кораблей данного типа. Последний — «Джордж Буш» — включен в состав флота 10 января 2009 года.

Основные характеристики авиносца :
Энергоустановка: два реактора A4W, четыре турбины
Длина: 333 м
Ширина полётной палубы: 76,8-78,4 м
Водоизмещение: 98 235 тонн, максимум 104 112 тонн при полной загрузке
Скорость: 30 узлов (около 56 км/ч)
Авиация (66 единиц): 48 истребителей-штурмовиков F/A-18 Hornet, 4 самолёта РЭБ EA-6B Prowler, 4 самолёта ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye, 2 транспортных самолёта C-2 Greyhound, 8 противолодочных вертолётов Sikorsky SH-60 Seahawk.
Стоимость: 4,5 миллиарда долларов
Срок эксплуатации: более 50 лет
Содержание каждого авианосца обходится примерно в 160 миллионов долларов в год.

Ормузский пролив связан с Персидским заливом, Красным морем, Оманским заливом и частью Индийского океана. Канал представляет собой узкую полоску воды, отделяющей Оман от Ирана.

Это единственный морской проход из Персидского залива в открытый океан и является одним из наиболее стратегически важных в мире перевалочным пунктом. На северном побережье — Иран, а на южном побережье — Объединенные Арабские Эмираты и Мусандам (эксклав Омана). В самом узком месте, пролив составляет 29 морских миль (54 км) в ширину.

Ормузский пролив образует стратегическую связь между нефтяными месторождениями в Персидском заливе, который сам по себе является морским тупиком Оманского залива и Индийского океана.

Открытие прохода в Персидский залив было описано в руководстве морякам 1-го века, оно называлось «Перипла из Эритрейского моря» (Эритрейским в те времена называли Красное море).

«На верхнем конце этих островов Calaei целый ряд гор по имени Calon, и недалеко за его пределами — устье Персидского залива, где есть много жемчужных мидий. Слева от пролива великие горы, называются Asabon, и справа возвышается ещё одна высокая гора под названием Семирамида, между ними проход через пролив составляет около шестьсот стадий, за которыми очень большое и широкое море, Персидский залив. На верхнем конце этого залива есть рынок-город, назначенный законом называться Apologus, расположенный рядом с Charaex Spasini и рекой Евфрат» . — Перипл Эритрейского моря, Глава 35

С 10 -го по 17 -й век нашей эры, люди Королевства Ormus дали своё имя проливу. Учёные, историки и лингвисты считают, что название «Ормуз» из местного персидского слова هورمغ Hur- mogh означает открытые ладони. Среди местных диалектов Hurmoz и Минаб этот пролив до сих пор называют Hurmogh и имеет вышеупомянутый смысл. Сходство этого слова с именем персидского бога هرمز Hormoz (Хормуз — вариант Ахурамазды) привело к распространенному мнению, что эти слова связаны между собой.

Ормузский пролив имеет ширину от 54 до 80 км, но навигация ограничена двумя каналами 3 км шириной. Циркуляция, таким образом, весьма ограничена — значительное количество танкеров и контейнеровозов делают навигацию по узким каналам с трудом. Чтобы уменьшить риск столкновения, корабли, проходящие через пролив, следуют правилу разделения движения: входящие суда используют одну полосу, исходящие корабли другую. Полосы разделены «медианой» в две мили шириной.

Кроме того, острова, которые ведут контроль над проливом, оспариваются Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами. Ормуз — будто ребёнок, который находится между двумя разгневанными родителями.

15 — 17 миллионов баррелей сырой нефти проходит через Ормузский пролив в обычный день. Это примерно пятая часть мировых запасов нефти. В дополнение к сырой нефти, 2 млн баррелей светлых нефтепродуктов экспортируется через канал ежедневно, а также сжиженный природный газ.

В среднем 14 танкеров сырой нефти в день проходит через пролив, и соответствующее количество пустых танкеров поступают в обратном направлении, чтобы забрать новые грузы. Более 85 процентов этого экспорта сырой нефти идёт на азиатские рынки — Японию, Индию, Южную Корею, Китай.

Пролив достаточно глубокий, вмещает все существующие классы танкеров.
Безопасность пролива часто ставится под угрозу, потому что коммерческое его использование постоянно является предметом раздоров.

В период с 1984 по 1987 «Война Цистерн» имела место между Ираном и Ираком, где каждая воюющая сторона (ирано-иракской войны 1980-1988) начала обстрел танкеров, даже нейтралов, направляющихся в их соответствующий порт. Доставка в Персидском заливе упала на 25%, заставляя вмешаться Соединенные Штаты, обеспечить проход судоходных путей.

Ормузскому проливу очень мало альтернатив для экспорта нефти. А Персидский залив традиционно сосредоточен на производстве и распределении нефти. Например, Дубай — 9 -й по величине контейнерный порт в мире с оборотом 15,2 млн TEU и может быть доступным только через Ормузский пролив.

Ормуз стал основным перевалочным маршрутом, связывающим главную Азию, Ближний Восток и Восточную Африку. Прекращение циркуляции через Ормузский пролив нанесёт ущерб мировой торговле нефтью, а также коммерческой торговле по маршрутам Европа / Азия.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: