Инциденты с ядерным оружием в ссср. Сокрытое в волнах. Курорт с ядерной начинкой

Во времена холодной войны с неба частенько валились случайно сброшенные ядерные бомбы. Некоторые по сей день не найдены и лежат себе где-то, будоража умы сценаристов, параноиков и злодеев, мечтающих заполучить мировое господство.

Любовь Клиндухова

Исчезновение бомбардировщика B-47 «Стратоджет» с двумя ядерными зарядами

Побережье Алжира на границе с Марокко

С авиабазы Мак-Дилл Военно-воздушных сил США во Флориде вылетели четыре реактивных бомбардировщика «Боинг B-47». С опасным грузом на борту - зарядами для атомных бомб - они совершали беспосадочный перелет через Атлантику на базу Бен-Герир в Марокко. Вопрос: сколько бомбардировщиков долетело до базы?

Во время полета были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла без происшествий, а вот во время снижения над Средиземным морем в условиях сильной облачности для второй дозаправки один из четырех бомбардировщиков на связь не вышел. «Стратоджет» с двумя капсулами оружейного плутония, предназначенного для создания ядерного оружия, бесследно исчез.

Последние известные координаты самолета были зафиксированы у Алжирского побережья на границе с Марокко. На поиски отправили военных Франции и Марокко, приплыли даже корабли Королевского военно-морского флота Великобритании, но ни обломков самолета, ни следов ядерного оружия, ни экипаж найдены не были. Официально было заявлено, что самолет потерян в море у побережья Алжира.

Выброс двух бомб с военно-транспортного самолета С-124 «Глоубмастер» II

Атлантическое побережье, штат Нью-Джерси

Такие происшествия с безвозвратной потерей ядерного оружия в США называли «Сломанная стрела». И следующим «стрелам» суждено было упасть у берегов штата Нью-Джерси.

Тяжелый грузовой самолет C-124 с тремя ядерными бомбами и зарядом для четвертой направлялся в Европу с базы Довер штата Делавэр. Вскоре после вылета в самолете отказали два двигателя из четырех. На оставшихся двигателях экипаж не мог удерживать тяжелый самолет с грузом на высоте. Единственным решением было посадить машину на ближайшем аэродроме Военно-морского флота США в Атлантик-Сити. Но самолет продолжал стремительно терять высоту.

Избавились от избытков топлива - не помогло. Оставалось радикальное решение. Экипаж сбросил в океан две из трех бомб примерно в 160 километрах от побережья штата Нью-Джерси. Взрыва не произошло, бомбы общей массой в три тонны ушли под воду. С оставшимся оружием самолет благополучно приземлился.

Столкновение бомбардировщика B-47 и истребителя F-86

Остров Тайби, Атлантическое побережье, штат Джорджия

Истребитель с бомбардировщиком не поделили небо на востоке американского штата Джорджия, над островом Тайби, и столкнулись на 11-километровой высоте. Пиелот истребителя лейтенант Кларенс Стюарт успел катапультироваться прежде, чем машина разрушилась. У бомбардировщика с трхтонной термоядерной бомбой «Марк-15» на борту оказались пробиты топливные баки и поврежден двигатель.

После нескольких неудачных попыток бомбардировщика приземлиться экипаж получил разрешение сбросить бомбу в воды залива Уоссо. После чего командир Говард Ричардсон, уже не опасаясь взрыва, посадил самолет на авиабазе Хантер.

Поиски бомбы не дали никаких результатов. Так и лежит она, занесенная илом, под толщей воды у курортного городка Тайби-Айленд. Местные жители настаивали на том, чтобы их избавили от подобного соседства, но военные США уверяют, что гораздо опаснее доставать бомбу, чем оставить ее на дне залива. В официальном отчете 2001 года об этом инциденте и вовсе говорится, что бомба «Марк-15» была нулевой модификации, то есть учебной, и не содержала ядерной капсулы.

Потеря бомбы при патрулировании побережья

Голдсборо, штат Северная Каролина

А еще был такой случай: бомбу потеряли в болоте.

B-52 «Стратофортресс» (бомбардировщик второго поколения, созданный для нужд холодной войны с основной целью доставить две термоядерные бомбы в любую точку СССР) потерпел крушение в ночь на 24 января при патрулировании над городом Голдсборо в районе военной базы им. Сеймура Джонсона. В самолете вышла из строя топливная система. Выполняя аварийную посадку, на высоте три тысячи метров экипаж потерял управление, четверо сумели покинуть самолет и выжить, пятый разбился при приземлении. Во время разрушения бомбардировщика в воздухе выпали две термоядерные бомбы «Марк-39» мощностью в 3,8 мегатонны (для сравнения: мощность бомбы, взорванной над Хиросимой, не превышала 18 килотонн в тротиловом эквиваленте).

У первой бомбы раскрылся парашют, ее нашли целой и невредимой. От второй обнаружили лишь несколько обломков, но самые опасные части затонули в болотистой местности. Чтобы кто-то случайно не набрел на бомбу, инженерные войска США, отвечающие за очистку территорий бывших военных объектов, закрыли доступ к месту предполагаемого нахождения бомбы.

Штурмовик «Дуглас А-4 Скайхок» с бомбой ушел под воду

Филиппинское море, остров Окинава, архипелаг Рюкю

Американский авианосец «Тикондерога» направлялся из Вьетнама на базу в Японии, но по дороге в районе острова Окинава в Филиппинском море потерял штурмовик «Скайхок» с ядерной бомбой B43.

Незакрепленный штурмовик скатился с палубы авианосца и затонул на глубине почти пять тысяч метров. Во время падения в машине находился лейтенант Дуглас Вебстер. Лейтенант погиб, а ядерная бомба никогда не была найдена.

В 1989 году японцы вдруг вспомнили, что неподалеку от них плавает бомба, и направили Штатам дипломатический запрос. Им ответили, что да, было дело, потеряли, но ничего поделать с этим не могут.

Гренландский патруль

Северное побережье Гренландии, авиабаза Туле ВВС США

Комплект из четырех термоядерных бомб B28

Авиабаза Туле ВВС США, расположенная на севере Гренландии, имела решающее значение для обороны США в случае нападения Советского Союза со стороны Арктики. Поэтому в 1960-е здесь развернули масштабное патрулирование с участием бомбардировщиков B-52 с термоядерным оружием на борту. Вражеского удара так и не дождались, зато устроили несколько катастроф и чуть не уничтожили себя самостоятельно, без всякой помощи СССР.

Последнее происшествие, после которого Стратегическое командование ВВС США свернуло гренландский патруль, произошло 21 января 1968 года. Журнал Time отнес этот инцидент к наиболее серьезным ядерным катастрофам.

К катастрофе привели техническая неисправность и начавшийся в кабине пилотов пожар. Кабина заполнилась едким дымом, и в 140 км от базы Туле капитан Джон Хог передал сигнал бедствия. Пилоты уже не могли разобрать показаний приборов, посадить машину в этих условиях было нереально, и командир приказал экипажу покинуть самолет.

Капитан Хог и еще один пилот удачно приземлились аккурат на территории базы. Один член экипажа погиб. Дольше всего искали второго капитана Кёртиса. Он покинул горящий самолет первым и приземлился в десяти километрах от базы. Его нашли спустя почти сутки. В январе в Гренландии, как ты понимаешь, был беспощадный мороз, но он выжил, завернувшись в парашют.

Тем временем сам бомбардировщик рухнул и ушел под лед. На борту самолета находились четыре бомбы. Ядерного взрыва не последовало (если бы бомбы взорвались, Гренландия из ледяного острова превратилась бы в оплавленный уголек), но территория, где разбросало обломки, подверглась радиоактивному заражению. Операцией по очистке местности руководил генерал Военно-воздушных сил США Ричард Ханцикер. Зараженные снег и лёд грузили в деревянные контейнеры. Контейнеры - в стальные цистерны. Попутно собирали обломки самолета и водородных бомб. Все это радиоактивное добро по требованию датских властей (Гренландия находится под управлением Дании) переправили в США. Однако, изучив обломки, пришли к выводу, что извлечены были лишь компоненты трех бомб. Четвертая так и осталась в гренландских водах!

P.S. Если ты думаешь, что это все бомбы, которые могут помешать тебе плаванию с аквалангом или подледной рыбалке у берегов Гренландии, то ты ошибаешься: это лишь самые громкие случаи с безвозвратно утерянными ядерными бомбами. И не только стараниями США в Мировом океане затоплено страшное оружие. Официально подобных случаев в ВВС СССР не было, зато Советский Союз обошел США по количеству потерянных в океане атомных подводных лодок с ядерными боезарядами.

Сюжет большого количества художественных фильмов строится на том, что группа неких злоумышленников крадет ядерную бомбу, после чего пытается с ее помощью реализовать свои нехорошие планы (насколько они зловещи зависит лишь от фантазии сценаристов). Но как показывает практика, потерять ядерную бомбу намного легче, чем украсть.
Чемпионский титул по количеству инцидентов с утраченными бомбами судя по всему надежно удерживают ВВС США. Впрочем, в этом нет ничего удивительного - до 1960-х годов стратегические бомбардировщики оставались главным средством доставки американского ядерного оружия. Свою лепту вносила и паранойя Холодной войны - Пентагон весьма боялся того, что русские уже "идут", и в результате в воздухе практически постоянно находилось некоторое количество бомбардировщиков с ядерными бомбами, чтобы обеспечить гарантированную возможность нанести моментальный удар. С ростом количества ядерных бомбардировщиков круглосуточно патрулирующих небеса, падение одного из них было лишь вопросов времени.

«Начало» было положено в феврале 1950 году, когда во время учений бомбардировщик B-36, отыгрывавший роль советского самолета решившего скинуть ядерную бомбу на Сан-Франциско, разбился на территории Британской Колумбии. Поскольку учения были максимально приближены к реальным и на борту самолета находилась боеголовка. Правда к счастью без ядерной капсулы, необходимой для начала цепной реакции - ибо как позже выяснилось, при ударе бомба сдетонировала. Самое забавное заключается в том, что на останки B-36 случайно наткнулись лишь в 1953 году - во время начальной поисковой операции его обломки не были найдены, и военные решили, что самолет разбился о поверхность океана.

В том же 1950 году на территории США разбились еще три бомбардировщика с ядерными бомбами. Подозреваю, что такое количество катастроф в один год связано с тем, что в предыдущем 1949 году Советский Союз стал ядерной державой, что закономерно привело к резкому росту активности американских ВВС.

Но самый примечательный случай того года опять же был связан с Канадой. Во время полета у бомбардировщика B-50 возникли проблемы с двигателем, и экипаж принял решение скинуть находящуюся на борту ядерную бомбу Mark 4 в реку Святого Лаврентия, предварительно включив ее систему самоуничтожения. В итоге, бомба взорвалась на высоте 750 метров, и обогатила речку 45 килограммами урана. Местным жителям сказали, что это были тактические учения.

В 1956 году летевший на базу в Марокко бомбардировщик B-47 бесследно исчез над Средиземным морем - его обломки так и не были найдены. На борту пропавшего самолета находилось два контейнера с оружейным плутонием. В следующем году у транспортного С-124, перевозившего три ядерных заряда, возникли проблемы с двигателем. В итоге, экипаж скинул две из трех бомб в Атлантический океан. Боеголовки так и не было найдены.


В феврале 1958 году во время учений у острова Тайби произошло столкновении истребителя F-86 и бомбардировщика B-47. В итоге, экипажу последнего пришлось сбросить водородную бомбу Mark 15, которая и ныне покоится на дне где-то в том районе - многочисленные поиски так и не увенчались успехом. Вопрос вызывает лишь то, была в бомбе ядерная капсула или же ее учебный аналог (разные источники дают разный ответ на данный вопрос).

Месяцем спустя произошел еще один, к счастью комичный а не трагикомичный случай. Во время перелета формации B-47 в Англию, один из членов экипажа решил осмотреть 30-килотонную бомбу Маrk 6. Он залез на нее и случайно задел рычаг аварийного сброса. В итоге, бомба проломила люк бомбоотсека и упала на землю с высоты 4.5 километров. Бомба не была приведена в боевую готовность (на ней не было ядерной капсулы), однако заряд обычного взрывчатого вещества при ударе сдетонировал. В итоге, боеприпас оставил на земле Южной Каролины кратер глубиной 9 метров и диаметром 21 метр. Сейчас на данном месте установлен памятный знак.

В 1959 году еще одна ядерная бомба ушла на морское дно после катастрофы патрульного самолета P-5M у берегов штата Вашингтон. Этот заряд тоже не был найден. В 1961 году произошла катастрофа, которая могла привести к крайне серьезным последствиям. Бомбардировщик B-52, на борту которого находилось две водородные бомбы Mark 39 разрушился в воздухе. Одна из бомб упала в болото - во время раскопок военным удалось найти ее тритиевый резервуар и плутониевый заряд первой ступени, позже этот участок был выкуплен инженерными войсками.

У второй бомбы сработал парашют и она мягко опустилась на землю. Именно она чуть и не стала причиной катастрофы - ибо бомба находилась в полностью снаряженном состоянии, и во время ее парашютного спуска, три из четырех предохранителей, удерживающих ее от взрыва, последовательно выключились. От четырехмегатонного термоядерного взрыва восточное побережье США спас обычный низковольтный переключатель, служивший четвертым предохранителем.

Один из самых нелепых случаев потери ядерного оружия случился в 1965 году, когда с палубы авианосца «Тикондерога» свалился штурмовик A-4E Skyhawk с водородной бомбой на борту. Глубина в том месте составляла 4900 метров, бомба так и не было найдено. В следующем году случилась катастрофа у испанского Паломареса - во время дозаправки в возухе произошло столкновение заправщика с бомбардировщиком B-52 на борту которого находилось четыре водородные бомбы. Три из четырех бомб упали на землю (заряды обычного взрывчатого вещества двух из них сдетонировали, что привело к радиоактивному загрязнению местности), четвертая упала в океан. После почти трех месяцев поисков ее удалось поднять - и это пока что единственный случай, когда упавшую в море ядерную бомбу смогли вернуть.

После Паломареса, полеты американских бомбардировщиков с ядерным оружием были значительно сокращены. Окончательно же им пришел конец после случившейся катастрофы у базы Туле в Гренландии.


Еще в 1961 году ВВС США приступили к операции «Хромированный купол». В ее рамках бомбардировщики B-52 c термоядерным оружием на борту осуществляли ежедневное боевое патрулирование по заданным маршрутам. Перед вылетом им назначались цели на территории СССР, которые должны были быть атакованы при получении соответствующего сигнала. В любой момент времени в воздухе находилось не меньше дюжины B-52. В рамках данной операции также осуществлялась миссия Hard Head по постоянному визуальному наблюдению за радиолокационной станцией на авиабазе Туле, служившей ключевым компонентом системы раннего предупреждения о ракетном нападении BMEWS. В случае потери связи с Туле, экипаж B-52 должен был визуально подтвердить ее уничтожение - такое подтверждение стало бы сигналом о начале Третьей мировой.

21 января 1968 года один из участвовавших в операции B-52, на борту которого находилось четыре водородные бомбы, разбился неподалеку от базы. В результате падения самолёта, термоядерные боеприпасы разрушились, вызвав радиационное заражение местности. Последовала длительная и трудоемкая операция по сбору обломков и дезактивации местности, однако один из урановых сердечников так и не удалось найти. Катастрофа спровоцировала большой скандал и вскоре после нее регулярные полеты бомбардировщиков с ядерным оружием были окончательно отменены, как слишком опасные.


Я описал тут лишь некоторые инциденты, которые приводили к потере бомб. В 1950-1960-е случилась масса других катастроф с участием ядерных бомбардировщиков. В 1956 году в Англии прозошел случай, когда B-47 упал прямо на хранилище ядерных боеприпасов, где на тот момент находилось три ядерные бомбы, в одну из которых был вставлен взрыватель. Возник пожар, однако каким-то чудом обошлось без детонации.


Что касается подобных инцидентов в Советском союзе, то все они остаются под грифом секретно и тут остается разве что довольствоваться слухами и городскими легендами. Могу лишь заметить, что советская стратегические бомбардировочная авиация всегда заметно уступала по численности американской. По идее, меньше бомбардировщиков = меньше полетов = меньшая вероятность того, что самолет разобьется. С другой стороны, сомневаюсь что общий уровень аварийности советских ВВС был заметно меньше американского.

С уверенностью можно говорить лишь о ядерных зарядах, находившихся на борту погибших советских подлодок. На борту затонувшей в 1968 году К-129 находилось три баллистические ракеты Р-21 и две ядерные торпеды (впрочем, часть из них была поднята в ходе ). На борту затонувшей в 1971 году в Бискайском заливе К-8 находилось по разным данным от 4 до 6 ядерных торпед. На ушедшем на дно Атлантики в 1986 году стратегической ракетоносце К-219 находилось более 30 (опять же, цифры расходятся) боеголовок - большей частью на баллистических ракетах Р-27, но также имелось и несколько ядерных торпед. И наконец, погибший в 1989 году К-278 «Комсомолец» нес две ядерные торпеды.

Таким образом, нехитрый подсчет показывает, что на морском дне сейчас должно находиться где-то около полусотни потерянных ядерных боеголовок. Конечно, с учетом того, что согласно нынешним оценкам за всю историю было построено более 125 000 ядерных зарядом, это цифра наверно капля в море. Но тем не менее я надеюсь, что времена, когда с неба могла свалиться случайно сброшенная ядерная бомба все же навсегда остались в прошлом.

Соединенные Штаты и Советский Союз за годы холодной войны потеряли и так не нашли десятки ядерных зарядов. Они спокойно лежат на дне морей и океанов. Западные специалисты предостерегают - до них мечтают добраться террористы, чтобы устроить человечеству ядерный кошмар. В то же время другие эксперты говорят, что найденные заряды будут бесполезны...

Ровно 59 лет назад в небе над американским штатом Джорджия неподалеку от городка Саванна произошла авиакатастрофа. В ходе учений истребитель F-86 Sabre столкнулся в воздухе со стратегическим бомбардировщиком B-47 Stratojet, на борту которого находилась термоядерная бомба Mk.15 мощностью в 1,7 мегатонны (85 Хиросим). Истребитель рухнул на землю. Бомбардировщику удалось вернуться на базу, правда, без бомбы: ее пришлось аварийно сбросить над Атлантикой. Там она и лежит до сих пор, занесенная илом, - поиски ни к чему не привели.

Поиск потерянных подобным образом ядерных зарядов десятилетия будоражит умы конспирологов. Они пугают людей слухами: этим бесхозным оружием массового поражения могут завладеть террористы. Известный американский писатель Том Клэнси посвятил такому сюжету книгу «Все страхи мира». По его сценарию, ближневосточные боевики находят потерянную бомбу и устраивают атомный взрыв во время матча в городе Денвер, чтобы столкнуть СССР и США и развязать третью мировую войну.

Шокирующая находка

Потерянных ядерных зарядов по миру разбросано более, чем достаточно. В вооруженных силах США для этого даже сложился специальный термин Broken Arrow («сломанная стрела»). Приведем самые громкие случаи. «Царь-бомба»: как СССР показал миру «кузькину мать»

Бомбардировщик B-36 Peacemaker 14 февраля 1950 года взлетел с атомной бомбой Mark 4 с авиабазы Эйлсон на Аляске, чтобы принять участие в масштабной имитации ядерного удара по территории СССР. Этот самолет, оснащенный шестью винтовыми и четырьмя реактивными двигателями, имел плохую репутацию у летчиков. Про его моторы говорили «шесть крутятся, четыре горят», но часто их называли «два крутятся, два горят, два дымят, два издеваются, а еще два куда-то делись».

Неудачный B-36 Peacemaker подтвердил свое реноме и на этот раз. Самолет попал в зону плохой погоды над морем у побережья Британской Колумбии, обледенел, у него отказали три из шести двигателей. Экипаж в этой ситуации принял решение сбросить атомную бомбу («обычная» часть сдетонировала, о чем есть свидетельства: вспышку взрыва видели с берега), а потом покинул машину, падающую в воду.


Военные несколько лет искали, но так и не нашли это смертоносное изделие. В 2016 году в районе архипелага Хайда-Гуаи бомбу обнаружил простой дайвер Шон Смиричински. Как выяснилось, на дне ее уже видели местные жители, они же первыми и сделали предположение, что это ядерный заряд, потерянный в 1950 году американскими ВВС, но распространяться об этом не стали. У экспертов возник справедливый вопрос: могли ли до смертельно опасного изделия первыми добраться террористы.

Скрытые океаном

В марте 1956 года над Средиземным морем исчез бомбардировщик B-47 с двумя атомными бомбами. Ни самолет, ни ядерные заряды найти так и не удалось. Официальная версия гласит «потерян в море у побережья Алжира» - у одного из главных очагов терроризма в мире.

28 июля 1957 года у транспортного самолета C-124 американских ВВС, вылетевшего из США с тремя снаряженными ядерными бомбами и плутониевым зарядом для еще одной, отказали два двигателя из четырех. Чтобы облегчить машину, экипаж сбросил две бомбы примерно в сотне миль от Атлантик-Сити. Обнаружить их не удалось.


В январе 1961 года на борту стратегического бомбардировщика B-52 вышла из строя топливная система. Экипаж также принял решение избавиться от двух ядерных бомб. Причем дело происходило не над океаном, а над территорией США в штате Северная Каролина. Одна бомба повисла на парашюте на дереве. Потом оказалось, что из шести предохранителей, предотвращающих детонацию боеприпаса, сработал только один: лишь чудом не произошла ядерная катастрофа. Вторая бомба утонула в болоте и не была найдена.

5 декабря 1965 года у японского острова «Окинава» с палубы авианосца «Тикондерога» скатился и упал в воду штурмовик A-4 Skyhawk. Вместе с самолетом в глубине Филиппинского моря, которая в этом месте достигает почти пяти километров, исчезла авиабомба B43 с ядерным зарядом мощностью в 1 мегатонну.

Под завесой тайны

Этот случай, который стал достоянием гласности только в 1981 году, а официально признан Пентагоном только в 1989-м, шокировал японцев. Он еще раз доказал, что военные всеми силами пытаются скрыть подобные оплошности. Касается это, прежде всего, последних десятилетий.

Сообщается только о тех инцидентах, информация о которых до этого каким-то образом просочилась в прессу, а также о тех, о которых просто нельзя умолчать.


Так, в январе 1968 года произошло одно из самых крупных ядерных происшествий в истории - авиакатастрофа над базой Туле в Гренландии. Бомбардировщик B-52G с термоядерными бомбами на борту загорелся в воздухе, пробил лед залива Северной Звезды и ушел под воду. Официально американские военные признали утрату 11 авиабомб, однако по неофициальным данным их число может быть гораздо больше - некоторые называют цифру 50.

Завесой секретности, видимо, объясняется и почти полное отсутствие информации о подобных инцидентах в советских ВВС. Отчасти, правда, это можно объяснить и гораздо более низкой активностью отечественной авиации, прежде всего, в удаленных от территории страны зонах.

Существует единственное упоминание о подобном инциденте в Дальней авиации ВВС Советского Союза. О нем рассказал бывший заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, контр-адмирал Анатолий Штыров. По его информации, весной 1976 года бомбардировщик Ту-95 с двумя ядерными зарядами на борту упал в залив Терпения (у южной оконечности Сахалина). По одной из версий, ядерные заряды впоследствии были подняты американской подлодкой спецназначения Grayback, по другой - они до сих пор покоятся на дне.

Трагедии под водой

Отставание в авиации Советский союз компенсировал подводным флотом. В марте 1968 года в Тихом океане к северу от атолла Мидуэй на глубине около 5 тысяч метров затонула дизель-электрическая подводная лодка Тихоокеанского флота К-129 (проект 629А). На ее борту было три баллистические ракеты Р-21 с моноблочными ядерными боеголовками мощностью около 1 мегатонны. Тайна гибели субмарины до сих пор не раскрыта.

В 1974 году экспедиция, организованная ЦРУ, с помощью специального оборудованного корабля Glomar Explorer, замаскированного под исследовательское судно, попыталась поднять лодку. Полностью субмарину из воды извлечь не удалось, подняли только часть. На дне остались ракеты с ядерными боеголовками. Эта интригующая история была описана в книге «Игра в жмурки» журналистки Шерри Сонтаг.

ВМС США потеряли подводную лодку с атомным оружием на борту 22 мая 1968 года. На патрулировании в Северной Атлантике исчезла субмарина «Скорпион» с двумя ядерными торпедами. Лодку нашли на глубине более 3 тысяч метров, на дне, в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов. Причины ее гибели также остаются неизвестными.

В апреле 1970 года во время учений «Океан-70» возник пожар на советской атомной торпедной лодке К-8 (проект 627А), находившейся в Бискайском заливе. 12 апреля, после долгой борьбы за жизнь, субмарина затонула на глубине около 4700 метров. На дне оказались шесть торпед с ядерными боезарядами.

3 октября 1986 года на стратегическом ракетоносце К-219 проекта 667АУ «Налим», находившемся в Атлантике к востоку от Бермудских островов из-за разгерметизации шахты произошел взрыв топлива одной из ракет. Лодка всплыла, но спасти ее не удалось. Через три дня она затонула на глубине более 5600 метров. На дне океана оказались 16 баллистических ракет Р-27У, каждая из которых несла по три боеголовки мощностью 200 килотонн.

В апреле 1989 года в Норвежском море после сильного пожара погибла экспериментальная глубоководная советская субмарина К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»). Она затонула на глубине в 1858 метров. На дне оказались две скоростные торпеды «Шквал» с ядерными боевыми частями. Поднимать с глубины их не стали.

Мечта террориста

Однако есть ли вероятность того, что террористические организации сумеют воспользоваться оплошностью военных и поднимут хотя бы один из потерянных зарядов? По силам ли им будет изготовить действующее устройство...

По оценке Американского института по контролю за ядерными материалами, современные террористы в принципе в состоянии изготовить работающую ядерную бомбу. Для этого им нужно две вещи - сырье и само устройство. Но с сырьем у боевиков проблемы. Выработка оружейного плутония и обогащение урана - очень сложный, высокотехнологичный процесс, доступный пока далеко не всем государствам. Теоретически источником ядерных материалов для террористических организаций могут стать потерянные атомные бомбы.

Сами найденные под водой заряды вряд ли будут пригодны для взрыва. Да и установленные на них системы защиты не дадут боевикам устроить атомные удары. Но они могут послужить примером для создания собственной конструкции. Тем более, что общие принципы ядерных устройств давно обнародованы.

Для того, чтобы произошел ядерный взрыв, необходимо перевести ядерный материал в сверхкритическое состояние, после чего начинается неконтролируемое деление ядер с излучением нейтронов и выделением энергии. Этого можно достичь двумя способами. Чем «радиоактивные» продукты лучше?

Во-первых, по «пушечной» схеме, как в бомбе «Малыш», сброшенной на Хиросиму, выстрелив одним фрагментом ядерного материала в другой. Во-вторых, по имплозивной схеме, как в бомбе «Толстяк», сброшенной на Нагасаки, - обжать плутониевую сферу взрывом.

И все же эксперты Американского института по контролю за ядерными материалами считают, что вероятность создания собственного ядерного устройства террористами с помощью потерянной атомной бомбы мала.

У них для этого недостаточно знаний и технологий. Да и сами потерянные бомбы найти не так уж и просто, если это не сумели сделать военные с их сверхмощным оснащением.

К тому же районы, где были утрачены ядерные устройства, находятся под пристальным контролем, в случае подозрительной активности там, без сомнений, будут незамедлительно приняты меры.

Предположительно, в годы Холодной войны было утеряно порядка 50 ядерных боеголовок, и далеко не все они остались лежать в безлюдных районах.

Министерство обороны США впервые опубликовало список случаев аварий с ядерным оружием еще в 1968 году, в котором было упомянуто 13 серьезных катастроф с ядерным оружием между 1950 и 1968 годами. Дополненный список был выпущен в 1980 году, в котором было уже 32 случая. В то же время, те же документы были выпущены и военно-морским флотом в соответствии с законом о свободе информации, в котором значился 381 инцидент с ядерным оружием в США между 1965 и 1977 годами.

В январе 1966 года над испанской деревушкой Паломарес, во время осуществления дозаправки в воздухе, на высоте 9000 метров столкнулись американский бомбардировщик B-52 и самолет-заправщик KC-135. Самолеты мгновенно превратились в один гигантский пылающий шар, а меж тем, на борту B-52 находились четыре водородные бомбы. По непонятной причине, одна из них целой и невредимой упала в поле рядом с деревней. Неядерные предохранители еще двух сдетонировали, и фрагменты бомбы вместе с плутониевой пылью устроили на месте падения небольшой радиоактивный дождик. Четвертая упала недалеко от побережья, но вот где именно? Стоит отметить, что мощность этой потерявшейся бомбы, в 1000 раз превышает мощность той, что сравняла с землей Хиросиму.

Говорят, что после этого случая окрестности Паломарес еще долго напоминали декорации к фильму об Апокалипсисе. Место падения бомб вычисляли при помощи счетчиков Гейгера, береговую линию окружили американские военные корабли.

Давайте почитаем про этот случай и другие подробнее…

17 января 1966 года, 9:30 утра. С авиабазы НАТО под Севильей взлетает «воздушный танкер» KC-135A «Стратотанкер» (сер. номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) со 110 т. керосина на борту. Предстоит обычный полет и рутинная дозаправка очередного стратегического бомбардировщика ВВС США, одного из тех, что круглосуточно патрулировали южные границы воздушного пространства стран Варшавского Договора.

10:05 утра. Стратегический бомбардировщик B-52G «Стратофортресс» (сер. номер 58‑0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля капитан Чарльз Вендорф) американских ВВС с четырьмя 1,5-мегатонными водородными бомбами B28 на борту делает разворот над Средиземным морем и берет курс на свою базу в США после 12-часового дежурства. До встречи с дозаправщиком, идущим в 32 километрах на высоте 9300 метров со скоростью 600 км/час, остается примерно 5 минут.

10:11 утра. В 8 километрах от побережья Испании Б-52 идет на завершающий маневр по сближению с КС-135. Майор Эмила Чапла, командир КС-135, переводит тумблер заправочного шланга в положение «выпуск» и в этот момент обнаруживает, что сближение происходит слишком быстро. Она нажимает кнопку микрофона, чтобы предупредить экипаж Б-52, но успевает произнести лишь первые слова. Через мгновение Б-52 сильным ударом в нижнюю часть фюзеляжа таранит К-135, и оба самолета охватывает пламя.

10:22 утра. Пожар, последовавший на борту Б-52 сразу после столкновения и взрывной разгерметизации, вынуждает экипаж привести в действие механизм аварийного сброса ядерных бомб. Вслед за этим командир отдает приказ катапультироваться — его успевают выполнить четверо из семи членов экипажа. Спустя секунду восьмимоторная «летающая крепость» взрывается в воздухе. Обломки обоих самолетов, распавшихся при падении на тысячи кусков, позже пришлось собирать на территории почти 40 квадратных километров. Говорят, их отдельные фрагменты находят до сих пор…

Теоретически в случае аварийного сброса ядерных бомб каждая из них опускается на землю на двухкупольном парашюте… Но это лишь теоретически.

Франсиско Симо Ортс, 40-летний рыбак из деревушки Паломарес, где все население округи едва дотягивало до полутора тысяч человек, как раз промышлял на своей лодке в нескольких километрах от берега, когда в небе над его головой расцвел и погас огненный шар. Через некоторое время большой металлический цилиндр голубого цвета, спускавшийся сверху на двух парашютах, упал в воду в сотне метрах от его рыбацкого судна, подняв огромный сноп брызг, и сейчас же утонул. Франсиско, заинтересованный таким необычным явлением природы, несколько раз прошел на своей шхуне над местом падения, но ничего подозрительного не обнаружил и, вернувшись домой, рассказал о происшествии друзьям. Те решили обратиться в полицию, однако там лишь пожали плечами – власти предпочли не информировать местную полицию об операции «Сломанная стрела». Бомбу, падение которой наблюдал испанский рыбак, 18 кораблей ВМС США и 3800 военных искали на дне моря почти три месяца.

Спустя менее суток забытая Богом испанская деревня превратилась в важнейший стратегический объект НАТО. Десятикилометровая зона вокруг нее была моментально оцеплена — ни войти, ни выйти без специального пропуска было невозможно. Три сотни военных инженеров и экспертов по ЧП со счетчиками Гейгера наперевес к огромному неудовольствию местных жителей топтали окрестные поля, уничтожая армейскими ботинками урожай помидоров и фасоли. В течение трех дней к ним присоединились еще три сотни искателей, и тогда же, 20-го января, стратегическое командование ВВС США разродилось сухим комментарием, признававшим наличие на упавшем Б-52 всего ОДНОЙ ядерной бомбы, каковая, якобы, упала в море. Опасности для населения, согласно этому коммюнике, не имелось.

В коммюнике не сообщалось, что одновременно с падением первой бомбы в Средиземное море вторая опустилась на своем парашюте в полувысохшее русло реки Альмансора. И уж тем более там не было ни слова про то, что минутами раньше две оставшиеся ядерные бомбы, парашюты которых по неизвестным причинам не раскрылись, на скорости более 300 км/час врезались в землю: одна в холмистой местности в полутора километрах к западу от деревни («Зона 2″), вторая — рядом с домом одного из местных жителей на восточной окраине Паломареса («Зона 3″). Если бы от удара пришел в действие электрический запал боеголовки, обеспечивающий одновременный подрыв окружающих ее тротиловых шашек, суммарная мощность взрыва составила бы примерно 1.250 бомб, сброшенных на Хиросиму. Однако, тротил сдетонировал самостоятельно, без электрозапала, и, как следствие, неравномерно: в результате вместо того, чтобы сжать плутониевую начинку бомбы до критической массы, он «всего лишь» выбросил ее в атмосферу плотным облаком пыли чудовищной радиоактивности.

По официальным данным в результате инцидента радиоактивному заражению разной степени интенсивности подверглись около 230 гектаров почвы, часть из которой использовалась под пашню. Жертв среди гражданского населения зафиксировано не было. Несмотря на своевременно проведенные работы по дезактивации грунта и зданий, радиационный мониторинг в этой местности осуществляется по сей день. Подвергшиеся сильному заражению места падений 2 и 3 («impact point» на схеме), общей площадью более 2 гектаров, объявлены карантинными и посещение их не рекомендуется.

В силу с конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.

Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили $84 миллионов долларов.

Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.

Эта бомба, упав в Паломаресе, чудом не взорвалась. Но могло быть иначе…

Если бы от удара сработал запал бомб, побережье Испании, так любимое сейчас туристами, было бы обезображенным радиоактивным полем. Суммарная мощность взрыва составила бы более 1000 Хиросим. Но к счастью, запал не сработал. Произошел взрыв тротила внутри одной из бомб, который отдельно от запала не привел к детонации и взрыву плутониевой начинки.

Результатом взрыва стал выброс в атмосферу облака радиоактивной пыли.

Первые испанские военные на месте падения самолетов.

Место падения В-52. Образована воронка 30 x 10 x 3 m

После авиакатастрофы над Паломарес США заявили, что прекращают полёты над Испанией бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.

США провели очистку заражённой территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.

Бочки с собранной почвой готовятся к отправке в Соединенные Штаты для обработки.

Участники радиоактивной очистки из армии США.

Карта радиоактивного заражения почвы в районе Паломарес и местонахождение регистрирующей аппаратуры.

В том же году испанский чиновник, Мануэль Фрага Илибарн (Manuel Fraga Iribarne), в центре, и американский посол, Ангьер Бидл Дюк (Angier Biddle Duke), слева, плавали в море, чтобы демонстрируя безопасность моря.

Ещё 14,5 тыс. долларов было выплачено рыбаку, наблюдавшему падение бомбы в море.

В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».

Место падения одной из бомб.

Осенью 2006 года Испания и США подписали соглашение об очистке территории близ поселка Паломарес, расположенного на побережье провинции Альмерия в Андалусии, от остатков плутония-239, попавшего в этот район в результате катастрофы американского бомбардировщика с атомными бомбами на борту 17 января 1966 года.

«Правительства двух стран договорились о производстве совместных работ по очистке 10 гектаров почвы близ поселка Паломарес, который продолжает оставаться загрязненным остатками плутония», — сообщило 8 октября Национальное радио Испании со ссылкой на не названные «компетентные источники».

В более чем странном сообщении не были указаны ни дата подписания соглашения, ни лица, его подписавшие, ни срок начала работ, ни сумма, ассигнованная на эти цели. Было лишь сказано, что «расходы стороны поделят пополам».

Сразу же после катастрофы силами американских военных были произведены очистные работы, которые обошлись в 80 млн. долларов. Отметим, что 40 лет назад эта сумма была намного значительней, чем в наше время. Тогдашний министр информации и туризма Мануэль Фрага в пропагандистских целях лично искупался в Средиземном море, желая показать всему миру, что никакой опасности нет и избегать Испанию туристам нет никаких оснований.

Производимые в последние годы замеры в зоне поражения показывают, что в районе Паломареса продолжает сохраняться уровень радиации, значительно превышающий допустимый.

С середины 80-х годов в зоне Паломареса запрещено жилищное строительство. Государство выкупило у частных владельцев десятки гектаров земли, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность.
Информация о радиоактивной обстановке и о состоянии здоровья местного населения в прессу попадает исключительно редко.

В какой то мере, инцидент в Паломаресе, послужил идеей для создания антивоенной комедии «День, когда всплыла рыба» (The Day the Fish Came Out).

Разумеется, это не первые и не последние Бомбы потерянные и чудом не взорвавшиеся.

В воздухе

На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей.

Экипаж сбросил атомную бомбу в океан, а затем покинул самолет на парашютах (The Defense Monitor, 1981).

На бомбардировщике В-50, (развитие B-29) несущем на своем борту атомную бомбу «Марк-4», произошла неисправность двигателя.

Бомба была сброшена с высоты 3200 метров и попала в реку. В результате детонации заряда ВВ и разрушения боеголовки река была загрязнена почти 45 килограммами высокообогащенного урана (The Defense Monitor, 1981).


Без ведома марокканских должностных лиц, B-47 с ядерным оружием, рухнул и загорелся на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США в 90 милях к северо-востоку от Рабата. ВВС приняли эвакуацию базы.

Бомбардировщик продолжать гореть в течение 7 часов. Большое количество автомобилей и самолетов были заражены радиацией. (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заграничную базу.

Были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем. Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было повреждено крыло, что привело к смещению одного из двигателей. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с ядерным оружием сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна.

В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. Поиски прекратили после того, как 11 марта 1958 года в штате Южная Каролина с бомбардировщика была случайно сброшена другая водородная бомба, что привело к более тяжелым последствиям. Тогда первую из двух бомб стали рассматривать как безвозвратно потерянную. Поданным экспертов министерства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, погруженная в песок на 5 метров. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требуется около пяти лет и 23 млн долларов (Clair, 2001; The Australian, 2001).

При взлете произошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения его два топливных бака, находившихся на концах крыльев, были сброшены с высоты 2500 метров. Один из них взорвался на расстоянии 20 метров от другого самолета такого же типа, стоявшего на парковке, на борту которого имелись три ядерных заряда. Пожар, возникший в результате этого и длившийся около 16 часов, стал причиной взрыва взрывчатых веществ (ВВ) как минимум одного заряда, разрушения бомбардировщика, гибели двух человек и ранения еще восьми. Пожар и взрыв привели к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960 году обнаружили вблизи авиабазы значительное загрязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996 году (Shaun, 1990; Broken Arrow, 1996; Хансен, 2001).

Бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малонаселенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд её взорвался при столкновении с землей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 20. Был поврежден частный дом. Ранение получили шесть его жителей. Кроме того, были частично разрушены пять домов и церковь (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столкнулся на высоте 10 000 метров с самолетом-заправщиком КС-135 вскоре после начала процедуры дозаправки топливом.

При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы (The National Times, 1981).

В 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian

На дне моря всего в 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian. Эта бомба – в 100 раз мощнее сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Данные об этом до последнего времени хранились Пентагоном в строжайшем секрете и были обнародованы в соответствии с законом о доступе к секретным материалам. Из рассекреченных архивов стало известно, что водородная бомба «Марк 15″ массой 3450 кг была сброшена 40 лет назад с бомбардировщика B-47 Stratojet после его столкновения в воздухе с истребителем во время тренировочных полетов. Пилот бомбардировщика майор Ховард Ричардсон получил приказ командования сбросить бомбу, так как в ином случае он не смог бы посадить машину. С 1958 года «Марк 15″ лежит у берегов острова Тайби, штат Джорджия, и никто не знает, где именно. Бомбу искали в течение 10 недель, но безрезультатно. В записке Пентагона председателю Комиссии по атомной энергии говорится: «Самолет В-47 с атомным оружием на борту получил повреждения при столкновении с истребителем F-86 близ Сильвании. Пилот предпринял три попытки приземлиться с бомбой, но они закончились неудачей. После этого бомба была сброшена в воду у устья реки Саванна. Детонации не было зафиксировано».

Как свидетельствуют документы, поиски были завершены после того, как еще одна водородная бомба была случайно сброшена у берегов Флоренции в Южной Каролине. В результате сдетонировал заряд тринитротолуола, но атомная боеголовка не взорвалась. Поисковую команду срочно направили на место нового ЧП, и она так и не вернулась на остров Тайби. Представители Пентагона заверяют, что бомба не представляет опасности, и гораздо опаснее ее трогать, чем оставить на дне. «Поиски бомбы были завершены 16 апреля 1958 года, и она считается безвозвратно потерянной», - говорится в одном из документов. По данным экспертов военного ведомства США, сейчас «Марк 15″ покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, на 5 метров погруженный в песок. Жители Джорджии требуют что-то сделать для их безопасности, но военные говорят, что извлечение бомбы займет 5 лет, и на проведение этой операции потребуется 23 млн. долларов. По словам военных, бомба не может взорваться, так как с нее снята важная деталь – капсула с плутонием, соединяющая заряд тринитротолуола с боеголовкой. Между тем бывшие военные и местные жители утверждают, что они нашли документы, свидетельствующие о том, что бомба заряжена. По словам бывшего пилота США, в служебной записке Конгрессу говорилось, что бомба является «полностью боевым оружием». По словам еще одного бывшего военного, все бомбы, использовавшиеся на учениях в 1957-1959 годах, были заряжены.

США потеряли атомную бомбу у берегов Гренландии

21 января 1968 года стратегический бомбардировщик ВВС В-52 США потерпел катастрофу вблизи американской базы Норс Стар-бей. С этой базы осуществлялся мониторинг советской территории, а также управление полетами стратегической ядерной ударной авиации США, самолеты которой имели на борту находившееся на боевом взводе ядерное оружие - атомные бомбы.
На борту потерпевшего аварию самолета было четыре такие бомбы. Самолет пробил лед и оказался на морском дне. Как рассказали спустя 40 лет пилоты бомбардировщика - Джон Хьюг и Джо Дэ Амарио - американские военнослужащие и датские рабочие провели операцию, продлившуюся несколько месяцев. Официально власти США заявили, что все атомные бомбы подняты с морского дня. Однако в действительности были обнаружены и извлечены из Ледовитого океана только три бомбы. А четвертый заряд так и не был найден. Об этом свидетельствует рассекреченное американское правительственное видео, полученное ВВС.

Согласно документам, уже к концу января была видна почерневшая одна из секций льда в районе аварии. Лед там замерз повторно, а сквозь него просматривались очертания парашюта оружия. К апрелю было решено отправить в район инцидента субмарину Star III, чтобы искать потерянную бомбу под регистрационным номером 78252. Реальная цель прибытия субмарины была преднамеренно скрыта от датских властей, отмечает ВВС.

«Факт, что эта операция включает поиск объекта или недостающую часть оружия, нужно рассматривать как конфиденциальный NOFORN (что обозначает не быть раскрытым любой зарубежной стране) «, - говорится в одном из документов, датированном июлем.
Между тем подводный поиск так и не увенчался успехом. Сначала этому мешали всякие технические проблемы, а затем наступила зима. Решено было остановить поисковую операцию, говорится в документах. В них также сказано, что в пропавшей части оружия находились такие радиоактивные элементы как уран и плутоний.
И теперь, как отмечает ВВС, местные жители сейчас обеспокоены тем, что бомба проржавела под воздействием соленой воды и представляет огромную угрозу для окружающей среды.

Эксперт по ядерным вооружениям, директор Берлинского «Информационного центра трансатлантической безопасности» Отфрид Нассер заявил, что только оборонный департамент США «признал утерю 11 атомных бомб».

Экологическую очистку почвы проводили в течение восьми месяцев свыше 700 человек — американские военнослужащие и датские гражданские сотрудники авиабазы. Несмотря на крайне тяжелые погодные условия, почти все работы удалось закончить до начала весеннего таяния: 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Общая стоимость работ по экологической очистке была оценена приблизительно в 9,4 млн долларов. После этой аварии министр обороны США Роберт Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осуществлявших боевое дежурство (SAC, 1969; Smith, 1994; Atomic Audit, 1998).

На земле

Бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа, где хранились три ядерные боеголовки МК-6. Огнеборцы потушили пожар раньше, чем смогли загореться и детонировать взрывчатые вещества боеприпасов. Один из генералов военно-воздушных сил США высказался так по этому поводу: «если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв ядерных боеприпасов, часть территории на востоке Англии могла бы превратиться в пустыню». Другой офицер сказал, что крупной аварии с ядерным оружием удалось избежать лишь «благодаря комбинации огромного героизма, большой удачи и воли Бога» (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

На крылатой ракете от взрыва контейнера с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар продолжался 45 минут. Ракета с ядерной боеголовкой превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязнение в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров (Greenpeace, 1996).

Тормозной ракетный двигатель возвращаемого аппарата межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-1»загорелся из-за того, что была нарушена система управления шахтной пусковой установкой. Ракета находилась на стратегическом боевом дежурстве и была вооружена ядерной боеголовкой (Greenpeace, 1996).

Инцидент случился из-за того, что работник из обслуживающего персонала баллистической ракеты, действуя при осмотре ракеты в нарушение правил в одиночку, случайно удалил пиро-болт и его детонирующий кабель. Произошло падение ядерной боеголовки. При этом был поврежден её теплозащитный материал (Greenpeace, 1996).

Авария на шахтной пусковой установке с межконтинентальной баллистической ракетой «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке компонентов топлива и к взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а 9-мегатонная ядерная боеголовка подброшена на высоту 180 метров и попала за пределы технологической площадки. Однако ядерного взрыва не последовало, боеголовку вовремя обнаружили и утилизировали. И всё-таки не обошлось без жертв: один человек погиб, 21 был ранен (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

Один из самых опасных инцидентов с британским ядерным оружием. При погрузке авиабомбы в самолет из-за непрофессиональных действий обслуживающего персонала она сорвалась с транспортной тележки и упала на бетонную поверхность. На базе была объявлена тревога. Состояние повышенной боевой готовности продолжалось 48 часов. Обследовав бомбу, обнаружили значительные повреждения отдельных элементов её ядерного боеприпаса. Причем такие, что из Великобритании срочно были вызваны специалисты по дезактивации местности (Чрезвычайные происшествия, 2001).

На море

С авианосца ВМФ США, находившегося в плавании у берегов Японии, сорвался с подъемника, упал в открытое море около острова Окинава и затонул на глубине 4800 метров бомбардировщик с атомной бомбой на борту (IAEA, 2001).

В 1968 году в районе Азорских островов затонула американская субмарина, на борту которой находились две торпеды с ядерными боеголовками. Но не только стараниями американцев Атлантический океан превратился в склад ядерных боеголовок. В 1989 году в северной части Атлантики пошла ко дну советская подводная лодка «Комсомолец». Вместе с ней на глубине 1700 метров оказались еще две торпеды с ядерными боеголовками. Из-за большой глубины ни одну, ни вторую подлодку, ни их опасный груз извлечь со дна моря не удалось.

Авианосец ВМФ США столкнулся с советской АПЛ класса «Виктор». На борту авианосца было несколько десятков ядерных боеголовок, на борту советской субмарины — две ядерные торпеды (Greenpeace, 1996).

Но больше всего атомных бомб было утеряно в результате авиакатастроф, происходивших над океанами. Особенно часто это случалось в первые годы холодной войны - топлива очень часто не хватало не то, что бы пересечь Атлантический океан, и, исчерпав запасы горючего, бомбардировщики просто падали в воду. По словам Нассера, основные четыре маршрута пролегали над Гренландией, Испанским Средиземноморьем, Японией и Аляской. И, по всей видимости, именно там до сих пор хранятся смертельно опасные «подарки» холодной войны потомкам.

http://nuclearno.ru/text.asp?316

http://gunman.ru/news/53.html

http://www.mignews.com/news/politic/world/161108_123710_73122.html

Напоминаю вам подробней про и историю, Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Создав ядерное оружие и ядерную технику, сверхдержавы неоднократно переживали связанные с ними инциденты. За годы холодной войны в Мировой океан попадали (и оставались там) реакторы, авиабомбы и торпеды с ядерными боезарядами. «Лента.ру» попробовала составить перечень потерянного.

Американцы оставили в Мировом океане две атомные подводные лодки. 10 апреля 1963 года во время глубоководных испытаний в Атлантике, в 200 милях восточнее Кейп-Кода затонула субмарина «Трешер» (один ядерный реактор). Лодка лежит на глубине 2560 метров.

22 мая 1968 года на патрулировании в Северной Атлантике исчезла субмарина «Скорпион» (на борту реактор и две ядерные торпеды). Лодку потом нашли на глубине более 3000 метров, на грунте, в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов. Причины гибели лодки, кстати, не выяснены до сих пор.

Но основные «ядерные подвиги» американских военных в морях, конечно, связаны с авиацией.

14 февраля 1950 года бомбардировщик B-36, взлетевший с аляскинской базы Эйлсон, участвовал в полномасштабной имитации ядерного удара по территории СССР. В роли «цели» использовался Сан-Франциско. На борту бомбардировщика была штатная ядерная бомба Mk.IV. Из нее был извлечен плутониевый боезаряд, однако в бомбе оставалась оболочка из металлического урана и 5000 фунтов взрывчатого вещества.

Самолет попал в зону плохой погоды над морем у побережья Британской Колумбии, обледенел, у него отказали три из шести двигателей. Экипаж, видя такое дело, сбросил бомбу («обычная» часть сдетонировала, о чем есть свидетельства: вспышку взрыва видели с берега), а потом покинул машину, падавшую в воду.

10 марта 1956 года над Средиземным морем исчез бомбардировщик B-47, вылетевший из Флориды. На борту самолета находились две ядерные бомбы. Никаких следов самолета и ядерного оружия не найдено до сих пор, официальная версия выглядит как «потерян в море у побережья Алжира».

28 июля 1957 года транспортный самолет C-124 вез из штата Делавэр в Европу три снаряженные ядерные бомбы и плутониевый заряд для еще одной. Над Атлантикой у побережья Нью-Джерси самолет начал терять мощность, два двигателя из четырех заглохли. Экипаж сбросил в океан две из трех бомб примерно в сотне миль от Атлантик-Сити.

5 февраля 1958 года возле Саванны (побережье штата Джорджия) истребитель F-86 столкнулся со стратегическим бомбардировщиком B-47. Истребитель рухнул, а поврежденный B-47 удержался в воздухе и вернулся на базу. Правда, для этого пришлось сбросить в Атлантику термоядерную бомбу Mk.15 (выход мощности при подрыве около 1,7 мегатонны). Там она и лежит до сих пор, занесенная илом, - поиски ни к чему не привели.

5 декабря 1965 года неподалеку от Окинавы с авианосца «Тикондерога» из-за сильной качки скатился в воду незакрепленный штурмовик A-4 Skyhawk с тактической ядерной бомбой и затонул на глубине около 4900 метров. Пентагон не признавал этого эпизода до 1989 года.

В 1960 году США в условиях «дальнейшего обострения международной обстановки» начали операцию «Хромированный купол» (Chrome Dome), предполагавшую создание системы непрерывного дежурства в воздухе стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Самолеты находились в постоянной готовности нанести удары по намеченным целям в глубине территории СССР (служба такого бомбардировщика показана, например, в фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав»). Не все такие полеты кончались добром.

17 января 1966 года у испанского Паломареса дежуривший в воздухе бомбардировщик B-52G столкнулся с самолетом-заправщиком KC-135. В результате «в окружающую среду» попали четыре термоядерные бомбы типа Mk.28 (B28RI) мощностью до 1,45 мегатонны каждая. Три из них упали на сушу (причем две разрушились и загрязнили плутонием 2,6 квадратного километра территории), а одна утонула в море. Ее нашли и подняли через 81 день после катастрофы.

Несмотря на жесткую критику практики регулярного дежурства бомбардировщиков с ядерным оружием на борту, начавшуюся по итогам инцидента в Паломаресе, операцию «Хромированный купол» свернули только после происшествия 21 января 1968 года в районе гренландской авиабазы Туле, вызвавшего международный скандал. Там рухнул дежурный B-52 с четырьмя ядерными бомбами на борту. Самолет пробил лед и ушел на дно Баффинова залива. Американские военные устроили целую операцию по подъему деталей потерянного оружия, после чего бодро рапортовали о том, что все четыре бомбы извлечены. Годы спустя, однако, публикация результатов экспертизы показала, что найдены были компоненты только трех боеприпасов, четвертая так и лежит где-то в гренландских водах.

Информация о возможных потерях советских и российских ядерных боеприпасов до сих пор строго засекречена. Тем не менее регулярно появляются сообщения (впрочем, непроверенные) об инцидентах с ядерным оружием, находившимся на борту самолетов.

Одно время благодаря бывшему заместителю начальника разведки Тихоокеанского флота контр-адмиралу Анатолию Штырову широко разошлись сообщения о гибели весной 1976 года бомбардировщика Ту-95 советской Дальней авиации, упавшего в залив Терпения (у южной оконечности Сахалина). На борту самолета якобы находились два ядерных боеприпаса, впоследствии поднятые с грунта американской субмариной спецназначения «Грейбек» (по другой версии, «Грейбек» забрал только оборудование связи, а бомбы так и лежат на дне).

Однако Минобороны не подтверждает проведение полетов стратегической авиации в этом районе в 1976 году, «Росатом» (наследник советского Минсредмаша) инциденты с ядерными объектами в этом районе опровергает, а сообщение о катастрофе «не бьется» с известными реестрами аварий и катастроф самолетов Дальней авиации. Информация о дежурстве отечественной авиации с ядерным оружием по-прежнему закрыта, поэтому дальнейшее расследование этой истории затруднено.

Объемы патрулирования советской авиации были скромнее американских, соответственно, чисто статистически число инцидентов, как бы они ни засекречивались, все равно было меньшим, чем у США. Зато известны наперечет (шила в мешке не утаишь) результаты катастроф атомных лодок и захоронения реакторов.

В 1965 году у побережья Новой Земли был затоплен реакторный отсек субмарины К-19 (проект 658), потерпевшей в 1961 году в районе острова Ян-Майен тяжелую радиационную аварию. В 1966-м по соседству затопили реакторный отсек с субмарины К-11 (проект 627А «Кит»), на которой в феврале 1965 года в ремонте произошла авария с выбросом радиоактивности из-за нарушений при перезарядке реактора. Осенью 1967 года в заливе Цивольки (северо-восточное побережье Новой Земли) затопили экранную сборку реактора первого в мире атомного ледокола «Ленин», пострадавшего от повреждения активной зоны.

В марте 1968 года к северу от атолла Мидуэй в Тихом океане затонула на глубине около 5000 метров дизель-электрическая субмарина Тихоокеанского флота К-129 (проект 629А). Причины гибели достоверно не известны до сих пор. На борту лодки находились три баллистические ракеты Р-21 с моноблочными ядерными боеголовками мощностью около 1 мегатонны, а также две ядерные торпеды. Одна или две торпеды были подняты американцами в 1974 году, однако поднять ракеты не удалось.

8 апреля 1970 года во время учений «Океан-70» возник пожар на атомной торпедной лодке К-8 (проект 627А), находившейся в Бискайском заливе. 12 апреля, после долгой борьбы за живучесть, субмарина затонула на глубине около 4700 метров. На дне оказались два реактора и, по разным данным, четыре или шесть торпед с ядерными боезарядами.

В 1972 году (по другим данным - в 1974-м) в Новоземельской впадине Карского моря затоплен реактор, извлеченный после ядерной аварии 1968 года с атомохода К-140 (проект 667А «Навага»).

10 сентября 1981 года в Карском море затопили атомную лодку К-27 проекта 645. Экспериментальный корабль с двумя реакторами РМ-1 с жидкометаллическим (сплав свинца и висмута) теплоносителем в мае 1968 года потерпел на боевом выходе тяжелую радиационную аварию, после которой эксплуатация стала невозможной. После длительного периода отстоя лодку с реакторным отсеком, залитым 270 тоннами битума, затопили на глубине 75 метров. В данный момент есть планы по ее подъему и утилизации.

3 октября 1986 года на стратегическом ракетоносце К-219 проекта 667АУ «Налим», находившемся в Атлантике к востоку от Бермудских островов из-за разгерметизации шахты произошел взрыв топлива одной из ракет. Лодка всплыла, но после длительной борьбы за живучесть затонула в ночь на 6 октября на глубине более 5600 метров. На дне океана оказались два реактора, две ядерные торпеды и (по разным сведениям) 15 или 16 баллистических ракет Р-27У, каждая из которых несла по три боеголовки мощностью 200 килотонн.

7 апреля 1989 года в Норвежском море после сильного пожара на глубине 1858 метров затонула лодка К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник», многоцелевая атомная субмарина с глубиной погружения до 1000 метров). На дне оказались два ядерных реактора и две ракето-торпеды «Шквал» с ядерными боевыми частями.

Затонувшая в августе 2000 года в Баренцевом море атомная субмарина К-141 «Курск» была поднята, как и К-429, тонувшая в бухте Саранная (на Тихом океане) еще в июле 1983-го. Зато 30 августа 2003 года возле острова Кильдин (в районе Мурманска) затонула на глубине 170 метров атомная лодка К-159 проекта 627А, которую буксировали на утилизацию в Северодвинск. На дне оказались еще два ядерных реактора.

Есть еще один «замечательный» источник - радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ). Это нечто подобное «атомной батарейке»: использует энергию естественного распада радиоактивных материалов для выработки электроэнергии. Широко применялись в качестве автономного источника питания. Несколько таких объектов были утоплены в море по разным причинам, при этом как минимум один (потерянный в 1987 году у сахалинского мыса Низкий) не найден до сих пор.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: