В россии создан первый ударный беспилотник. Авиация россии
В корпорации «Иркут» начались испытания беспилотника в рамках ОКР «Прорыв» (известен также как проект «Як-133»), который способен вести разведку и уничтожать объекты противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров, сообщают .
«В дальнейшем новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами класса "воздух-земля" и бомбами, но и оптико-электронными системами, комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором»,
По его словам, «аэродинамическая схема новейшего беспилотника (сочетание геометрической и конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном из серийных летательных аппаратов».
«На этапе проектирования шли дискуссии между представителями Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), "Иркута" и ОКБ Яковлева, в ходе которых высказывались мнения, что аппарат такой формы вообще не сможет летать. Сомнения развеялись только после того, как в августе состоялся первый испытательный полет. Всё прошло отлично, конструкторов поздравили», – рассказал собеседник.
Он отметил, что состав вооружения БЛА до конца не определен, однако уже известно, что «стационарные цели он будет уничтожать бомбами с лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми по сигналу ГЛОНАСС».
«Уникальная аэродинамическая схема дрона позволяет сделать БЛА невидимым для вражеских радаров даже в тот момент, когда он применяет или ведет разведку, а также достаточно маневренным и скоростным. Для того чтобы новейший беспилотник с выбранной аэродинамической схемой смог полететь, пришлось проделать очень сложную работу по комплексированию БЛА, к которой, в частности, привлекались специалисты из Роскосмоса», – сказал источник.
Он пояснил, что термин «комплексирование» означает «сведение работы всех систем и подсистем, установленных на борту, в единый комплекс».
«Все системы летательного аппарата должны действовать в комплексе, как единый организм. Если пилот, к примеру, начинает выполнять маневр, то все бортовые системы – навигационная, управления двигателями и т.д. – с учетом конструкции летательного аппарата и его характеристик оптимизируют свою работу так, чтобы без срывов выполнить заданный маневр. В современных летательных аппаратах несколько тысяч различных систем и подсистем, контролирующих и управляющих сотнями параметров полета, и пилот не может самостоятельно следить за работой каждой. Поэтому современные летательные аппараты оснащаются информационно-управляющими системами (ИУС), заставляющими работать самолет в комплексе», – сказал представитель авиационной отрасли.
Руководитель направления AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков: «Беспилотные технологии в России сейчас развиваются весьма активно как в государственной промышленности, так и в частном сегменте. Если говорить о планерах, то мы сейчас примерно на уровне мировых стандартов в части БПЛА малых размеров и имеем некритичное - меньше трех лет - отставание в части сверхлегких композитных конструкций для беспилотников больших размеров. Если говорить о системах навигации и управления, то наши разработки не уступают зарубежным аналогам, но минус в том, что выполнены пока на иностранной элементной базе. По силовым установкам мы несколько отстаем, но могу констатировать, что сейчас у нас ведутся разработки в области локализации производства поршневых и турбореактивных двигателей, так что эту нишу отечественная промышленность закрывает усиленными темпами. По обработке данных мониторинга мы создаем собственные проблемно-ориентированные продукты и уже выводим их на мировой рынок. А по интеграции в общее воздушное пространство мы, возможно, даже опережаем мировой уровень на 1–2 года».
Цитирую прессу: "Средства наземного слежения зафиксировали появление в небе над Ульяновсокм неизвестного беспилотного летательного аппарата военного назначения, пишет газета «Коммерсантъ» в номере от 24 февраля. Для расследования инцидента в Приволжском территориальном управлении воздушного транспорта создана специальная комиссия.
Инцидент произошел утром 17 февраля в регулируемой зоне полетов воздушных судов аэропорта Баратаевка. Летательный аппарат появился на экранах радаров в опасной близости от двух самолетов аэроклуба ДОСААФ, проводивших тренировки. Беспилотник следовал со скоростью 500 километров час на высоте более двух тысяч метров тем же курсом, что и тренировочные самолеты L-29 аэроклуба, и заходил им в хвост. Диспетчер дал пилотам команду на изменение курса. После этого беспилотник продолжил полет в направлении Пензы и вскоре пропал с радаров.
В Ульяновском центре организации воздушного движения подтвердили информацию о появлении в зоне для полетов гражданских воздушных судов неопознанного беспилотника, однако никаких деталей об инциденте не раскрыли. По данным источника «Коммерсанта», близкого к авиационной сфере, габариты беспилотника были схожи с тренировочным самолетом L-29 (размах крыльев около десяти метров, длина фюзеляжа почти 11 метров, масса в готовом ко взлету состоянии — более трех тонн). Как отмечает газета, схожие характеристики были у проекта беспилотника «Скат», разработка которого, однако, ранее была приостановлена.
Источник «Коммерсанта» в Минобороны отверг версию, что над Ульяновском мог пролететь какой-либо иностранный летательный аппарат, так как пересечения границы зафиксировано не было. Какие-либо другие комментарии по поводу инцидента в оборонном ведомстве не предоставили." (Лента.ру )
"КоммерсантЪ": Военный беспилотник ушел в самоволку : " в небе над Ульяновском было зафиксировано появление неизвестного тяжелого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) военного назначения"
В авиационных кругах отмечают, что это "довольно скандальный инцидент, поскольку неизвестный беспилотник появился фактически над городом".
ИМХО: Позволю себе усомниться, что речь может идти о "Скате" корпорации «МиГ», паспортные данные которого: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25, стояночная высота в 2,7 м, максимальный взлетный вес - 10 тонн, максимальная скорость до 800 км/ч, потолок высоты - 12 тысяч метров, дальность полета до 4000 километров, двухконтурный турбореактивный двигатель РД-5000Б с тягой 5040 кгс, защищенный от обнаружениея в инфракарсном диапазоне. Причинной для сомнения является полная неготовность радиоэлектронного оборудования «Ската» на текущий момент, в частности ПО, до настоящего времени эти вопросы не решены фирмой «Сухой».
Зато очень похоже, что в воздушном пространстве Ульяновска находился Як-133БР «Прорыв-У», программы «Прорыв» фирмы «Яковлев». БПЛА Як-133БР защищен от радиолокационного обнаружения на дальней и средней дистанциях. Его характеристики схожи со "Скатом": взлетный вес до десяти тонн в ударном варианте, практический потолок порядка до 16 километров, скорость до 1100 км/ч. Впрочем, возможно речь идет о моделях «Прорыв-Р» или «Прорыв-РЛД» имеющих возможность находится в воздухе до 16 часов. По ттх серия БПЛА "Прорыв" сходны с перспективными ББС X-47B, разработки Нортроп Грумман и X-45B, разработки Боинг.
Если же, впечатления наблюдателей о схожести по габаритам с самолетом L-29 были несколько преувеличены, то может идти речь и о камазовском - "Дозор-600", патрульном БПЛА класса "Предатор/Гермес", разработки Геннадия Трубникова, но сомневаюсь, что его вообще можно сопоставлять с L-29, разве только со ссылкой на оптические иллюзии.
Интересно было бы узнать, что речь идет о классическом беспилотном самолете разработки казанского ОКБ "Сокол" (НИР «Альтиус»).
Но, предварительно, более вероятным событием, видимо следует считать, что всё же испытания проводил ОКБ им. А.С. Яковлева, а в воздухе находилась модель Юрия Янкевича, корпорации "Иркут" при участии иитальянской компании "Алениа Эрмакки" (группа компаний "Финмекканика"). На сегодняшний день уже получены все разрешительные документы от министерств обороны России и Италии.
При создании БЛА Як-133, был учтен опыт и наработки по Як-130 УТК.
Откуда БЛА прилетел? Так с ГЛИЦ в Ахтубинске... или со сборки Нижегородского авиационного завода «Сокол» и это, вполне возможно, беспилотный разведывательно-ударный самолет Як-133БР. И, да, это уж скорее "Альбатрос" чем "Дельфин".
Да, забыл сказать, а вот итальянцы в России как-то не прижились, и из прокта "Прорыв" они вышли заполучив право разрабатывать свою версию БЛА и производство собственного самолета М346 на основе совместного проекта.
Корпорация «Иркут» начала испытания беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв» (ранее был известен как проект «Як-133»). Аппарат способен вести разведку и при необходимости уничтожать объекты противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров, сообщают "Известия" . Новинка построена по оригинальной аэродинамической схеме и внешне сильно отличается от традиционных летательных аппаратов.
В дальнейшем новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами класса «воздух-земля» и бомбами, но и оптико-электронными системами, комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором.
Аэродинамическая схема новейшего беспилотника (сочетание геометрической и конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном из серийных летательных аппаратов. На официальном сайте ОКБ им. Яковлева имеется упоминание, что этот БПЛА разработан на основе УБС Як-130 с переработкой оригинального проекта на 60%.
На этапе проектирования шли дискуссии между представителями Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), «Иркута» и ОКБ Яковлева, в ходе которых высказывались мнения, что аппарат такой формы вообще не сможет летать, - рассказал один из участников проекта. - Сомнения развеялись только после того, как в августе состоялся первый испытательный полёт. Всё прошло отлично, конструкторов поздравили.
Состав вооружения беспилотника пока до конца ещё не определен, но уже сейчас известно, что стационарные цели БПЛА будет уничтожать бомбами с лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми по сигналу ГЛОНАСС.
Уникальная аэродинамическая схема дрона позволяет сделать БПЛА невидимым для вражеских радаров даже в тот момент, когда он применяет оружие или ведёт разведку, но и достаточно манёвренным и скоростным, - рассказал авиастроитель. - Для того чтобы новейший беспилотник с выбранной аэродинамической схемой смог полететь, пришлось проделать очень сложную работу по комплексированию БПЛА, к которой, в частности, привлекались специалисты из Роскосмоса.
Термин «комплексирование» означает сведение работы всех систем и подсистем, установленных на борту летательного аппарата, в единый комплекс. По словам специалиста, используя современные технологии, можно заставить летать и выполнять манёвры даже табуретку, но остается проблема, как при этом управлять таким изделием.
Все системы летательного аппарата должны действовать в комплексе, как единый организм. Если пилот, к примеру, начинает выполнять маневр, то все бортовые системы - навигационная, управления двигателями и т.д. - с учетом конструкции летательного аппарата и его характеристик оптимизируют свою работу так, чтобы без срывов выполнить заданный маневр, - пояснил представитель авиастроительной отрасли. - В современных летательных аппаратах несколько тысяч различных систем и подсистем, контролирующих и управляющих сотнями параметров полета, и пилот не может самостоятельно следить за работой каждой. Поэтому современные летательные аппараты оснащаются информационно-управляющими системами (ИУС), заставляющими работать самолет в комплексе.
Самая важная часть комплексирования - прописать алгоритмы и математические формулы, задающие логику и параметры работы всех систем летательного аппарата, которые, превратившись в специальную программу, и закладываются в ИУС летательного аппарата.
Беспилотные технологии в России сейчас развиваются весьма активно как в государственной промышленности, так и в частном сегменте, - констатирует руководитель направления AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков. - Если говорить о планерах, то мы сейчас примерно на уровне мировых стандартов в части БПЛА малых размеров и имеем некритичное - меньше трех лет - отставание в части сверхлегких композитных конструкций для беспилотников больших размеров. Если говорить о системах навигации и управления, то наши разработки не уступают зарубежным аналогам, но минус в том, что выполнены пока на иностранной элементной базе. По силовым установкам мы несколько отстаем, но могу констатировать, что сейчас у нас ведутся разработки в области локализации производства поршневых и турбореактивных двигателей, так что эту нишу отечественная промышленность закрывает усиленными темпами. По обработке данных мониторинга мы создаем собственные проблемно-ориентированные продукты и уже выводим их на мировой рынок. А по интеграции в общее воздушное пространство мы, возможно, даже опережаем мировой уровень на 1–2 года.
Як-133БР – беспилотный разведчик, созданный по наработкам учебно-боевого самолета Як-130. ОКБ им. Яковлева рассматривало ряд межвидовых перспективных беспилотных многофункциональных авиационных комплексов. Разработку БЛА «Ворон» и «Клест» проводили обычным путем, а вот в постройке более дорогостоящих и сложных БЛА семейства «Прорыв» планировалось задействовать нетрадиционную схему. Важным моментом является то, что проект беспилотника базировался на научно-техническом заделе, который был получен в процессе разработки УБС Як-130.
Большая часть элементов системы управления и БРЭО самолета была перенесена на беспилотник. Это позволило проводить разработку авиационного беспилотного комплекса с меньшими затратами, нежели во время традиционного проектирования, также уменьшаются сроки производства и технические риски.
БЛА семейства «Прорыв» Як-133БР имеет 3 модификации: разведчика радиолокационного дозора и ударного самолета, в которых присутствует большое количество взаимозаменяемых систем и агрегатов.
Беспилотники способны выполнять практически все задания относительно воздушной разведки и проводить специальные операции. Согласно концепции создания модели Як-133БР новая беспилотная машина будет иметь много общего с УТС ЯК-130, который нынче находится на окончательной стадии летных испытаний.
Эти 3 беспилотных летательных аппарата связаны конструктивно и идеологически между собой. Чтобы успешно реализовать программы развития авиакомплексов с БЛА, нужно изобрести механизм организации производственного процесса на всех его уровнях вплоть до целевой направленности аппаратов.
Как показывает практика, первенство по созданию БЛА в России отводится самолетостроительным конструкторским бюро, потому что эти КБ имеют огромный опыт создания летательных аппаратов с применением сложных технических агрегатов и систем.
Яковлев Як-133БР характеристики:
Характеристики | "Прорыв-У" | "Прорыв-Р" | "Прорыв-РЛД" |
Тип | Большой дальности | Большой дальности | Большой дальности |
Назначение (базовый/модификации) | Ударный | Разведчик | Радиолокационный дозор |
Размах крыла / длина фюзеляжа, м | - | - | - |
Стартовая масса, кг | 10 000 | 9800 | 10000 |
Масса целевого оборудования, кг | 1000...3000 | 1000... 1200 | 1000 |
Скорость, км/ч | 1100 | 750 | 750 |
Продолжительность полета, ч | 6 | 20 | 16 |
Практический потолок, м | 16 000 | 20 000 | 14 000 |
Корпорация «Иркут» начала испытания беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв» (ранее был известен как проект «Як-133»).
Аппарат способен вести разведку и при необходимости уничтожать объекты противника, оставаясь при этом незаметным для его радаров. Новинка построена по оригинальной аэродинамической схеме и внешне сильно отличается от традиционных летательных аппаратов.
В дальнейшем новейший беспилотник будет оснащен не только управляемыми ракетами класса «воздух-земля» и бомбами, но и оптико-электронными системами, комплексами радиотехнической разведки и даже радиолокатором.
Как отметил собеседник «Известий» в авиастроительной отрасли, аэродинамическая схема новейшего беспилотника (сочетание геометрической и конструктивной схемы летательного аппарата) очень сложная, содержащая много уникальных технических решений, ранее не применявшихся ни в одном из серийных летательных аппаратов.
«На этапе проектирования шли дискуссии между представителями Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), „Иркута“ и ОКБ Яковлева, в ходе которых высказывались мнения, что аппарат такой формы вообще не сможет летать» , - рассказал «Известиям» один из участников проекта.
«Сомнения развеялись только после того, как в августе состоялся первый испытательный полет. Всё прошло отлично, конструкторов поздравили».
Состав вооружения беспилотника пока до конца еще не определен, но уже сейчас известно, что стационарные цели БПЛА будет уничтожать бомбами с лазерными и оптическими головками самонаведения, а также корректируемыми по сигналу ГЛОНАСС.
«Уникальная аэродинамическая схема дрона позволяет сделать БПЛА невидимым для вражеских радаров даже в тот момент, когда он применяет оружие или ведет разведку, но и достаточно маневренным и скоростным, - рассказал авиастроитель. - Для того, чтобы новейший беспилотник с выбранной аэродинамической схемой смог полететь, пришлось проделать очень сложную работу по комплексированию БПЛА, к которой, в частности, привлекались специалисты из Роскосмоса».
Термин «комплексирование» означает сведение работы всех систем и подсистем, установленных на борту летательного аппарата, в единый комплекс. По словам собеседника «Известий», используя современные технологии, можно заставить летать и выполнять маневры даже табуретку, но остается проблема, как при этом управлять таким изделием.
«Все системы летательного аппарата должны действовать в комплексе, как единый организм. Если пилот, к примеру, начинает выполнять маневр, то все бортовые системы - навигационная, управления двигателями и т. д. - с учетом конструкции летательного аппарата и его характеристик - оптимизируют свою работу так, чтобы без срывов выполнить заданный маневр, - пояснил представитель авиастроительной отрасли.
В современных летательных аппаратах несколько тысяч различных систем и подсистем, контролирующих и управляющих сотнями параметров полета, и пилот не может самостоятельно следить за работой каждой. Поэтому современные летательные аппараты оснащаются информационно-управляющими системами (ИУС), заставляющими работать самолет в комплексе».
Самая важная часть комплексирования - прописать алгоритмы и математические формулы, задающие логику и параметры работы всех систем летательного аппарата, которые, превратившись в специальную программу, и закладываются в ИУС летательного аппарата.
«Беспилотные технологии в России сейчас развиваются весьма активно как в государственной промышленности, так и в частном сегменте, - констатирует руководитель направления AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков.
Если говорить о планерах, то мы сейчас примерно на уровне мировых стандартов в части БПЛА малых размеров и имеем некритичное - меньше трех лет - отставание в части сверхлегких композитных конструкций для беспилотников больших размеров. Если говорить о системах навигации и управления, то наши разработки не уступают зарубежным аналогам, но минус в том, что выполнены пока на иностранной элементной базе.
По силовым установкам мы несколько отстаем, но могу констатировать, что сейчас у нас ведутся разработки в области локализации производства поршневых и турбореактивных двигателей, так что эту нишу отечественная промышленность закрывает усиленными темпами.
По обработке данных мониторинга мы создаем собственные проблемно-ориентированные продукты и уже выводим их на мировой рынок. А по интеграции в общее воздушное пространство мы, возможно, даже опережаем мировой уровень на 1–2 года».