Военная авиация россии. Военно-транспортные и гражданские пассажирские самолеты

Авиационная индустрия развивается с каждым годом. Сегодня гражданские и военные пилоты используют модели лайнеров всяческих конфигураций и разновидностей. Летательные аппараты поражают разнообразием и вариациями назначения. Кратко изучим виды самолетов и их названия, чтобы классифицировать для себя этот вид техники.

В мире известно несколько отдельных критериев, по которым специалисты авиационного дела классифицируют различные борта. Одним из важных аспектов систематизации техники становится функция, которую несет летательный аппарат . Сегодня используют военные и гражданские суда. Причем каждая категория подразделяется на специальные группы.

Кроме того, известно и разделение по скоростным характеристикам лайнера . Здесь авиаторы перечисляют группы дозвуковых, трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых моделей. Этот раздел классификации основан на определении ускорения лайнера относительно скорости звука. Воздушная техника, которая , сегодня используется в научных и военных целях, хотя ранее подобные модели работали и для пассажирских перевозок.

Если говорить о способе управления, тут удастся выделить два основных типа – пилотируемые борта и беспилотники. Вторая группа получила применение у военных и ученых. Такие машины широко используют для исследования космоса.

Рассматривая типы и назначение воздушных машин, авиаторы назовут и классификацию по конструктивным особенностям аппарата . Здесь перечислим различия по аэродинамической модели, числу и виду крыла, форме оперения хвостовой части, устройству фюзеляжа. К последней подгруппе относят и разновидности, которые касаются типов и крепления шасси.

Наконец, рассматривают и различия по виду, количеству и способу установки двигателей . Тут выделяют мускульные, паровые, воздушно-реактивные, ракетные, ядерные, электрические моторы. Кроме того, суда оснащают и двигателями внутреннего сгорания (поршневые модификации силовых установок) или же комбинируют несколько вариаций. Конечно, в одном обзоре сложно подробно рассмотреть полную классификацию летательных аппаратов, поэтому остановимся на краткой характеристике основных категорий.

Функциональность техники

Как указано выше, авиалайнеры делятся на две главных группы: борта для гражданской и военной авиации. Кроме того, отдельной разновидностью тут выделяют экспериментальные аппараты. Каждая категория тут предполагает деление на вариации по типу назначения и функциональности лайнера. Начнем с изучения воздушных судов, которые используют в «мирных» целях.

Гражданские борта

Подробнее определим, какие самолеты бывают, названия и подвиды летательных модификаций. Здесь авиаторы говорят о четырех вариантах моделей. Перечислим категории таким перечнем:

Отметим, что модификации для пассажирских перевозок отдельно разделяют на группы, которые определяют дальность перелетов. Тут называют магистральные суда и авиалайнеры местных перевозок.

Классификация самолетов

  • ближние, которые преодолевают дистанции до 2 000 км;
  • средние, способные пролететь 4 000 км;
  • дальние, выполняющие рейсы на расстояние до 11 000 км.

К тому же максимальный показатель вместимости определяет такие критерии для авиалайнеров местных линий:

  • тяжелый самолет, где предусмотрено 100 и более посадочных мест;
  • средние модификации, которые поднимают на борт до 50 человек;
  • легкие лайнеры, перевозящие максимум 20 пассажиров.

Среди примеров самолетов местных линий перечислим модификации SAAB , ERJ , Dash-8 , ATR . Интересно, что на отдельных типах лайнеров местной категории оборудуют силовые установки разного класса. Тут встречаются модели с реактивными двигателями и самолеты с турбовинтовыми типами мотора.

Рассматривая магистральные самолеты , назовем знакомые пассажирам суда Boeing и Airbus . Самолеты Боинг конструирует американская корпорация, а суда Аэробус – европейский холдинг. Обе компании конкурируют между собой, постоянно развивая и модернизируя лайнеры. Так, сегодня наиболее тяжелым самолетом считают Airbus A380, хотя вплоть до выпуска такой модификации лидировали американские разработки и 747 800 .

Модели 747 – первые летательные аппараты широкофюзеляжного класса, которые функционируют и сегодня. Кроме того, такую летательную технику используют лучшие перевозчики России и мира.

Однако европейцы не отстают от главного конкурента. Популярность и признание пилотов завоевали модификации , Аэробус А300 и А350 XWB . Модель А300 – первый в мире широкофюзеляжный борт, который оборудован двумя двигателями. Как видите, вероятные вариации классификации лайнеров не поддается описанию в одном обзоре. Но зная, какие бывают самолеты и кто их создал, читатель определится с личными предпочтениями и выяснит азы авиационного дела.

Военная авиация

Теперь кратко изучим типологию судов, используемых силовыми структурами. Среди этих самолетов встречаются пилотируемые лайнеры и беспилотники, модификации с различным типом мотора, в том числе и ракетные подвиды двигателя. Однако мы рассмотрим деление этих видов по профильным критериям.

Военный транспортный борт Ил-76

Здесь, как и в гражданской классификации, есть транспортные лайнеры , осуществляющие перевозки личного состава. Это Ил-76 , Ан-12, 26 и 124 . В США эти функции несут модели Boeing C-17, 97 и Douglas YC-15 . Кроме того, военные тоже используют вспомогательную технику – санитарные летательные аппараты, лайнеры для связи, корректировщики. Однако военные разработки бортов используют и несколько категорий машин, которые встречаются только здесь. Их список выглядит следующим образом:


Как видите, категория военных бортов достаточно обширна и заслуживает серьезного изучения. Мы лишь кратко описали главные критерии систематизации подобной группы. Однако авиационные эксперты предпочитают классифицировать борта, используя комплексное исследование, которое включает полное описание конструкции бортов. Остановимся и на этом вопросе.

О конструктивных особенностях

Принадлежность к конкретной категории лайнера определяют пять признаков. Здесь конструкторы говорят о числе и способу крепления крыльев, разновидности фюзеляжа, расположению оперения и виде шасси. Кроме того, значение имеет количество, место фиксации и виды мотора. Выясним известные вариации конструкции бортов.

Различия по конструктивным особенностям — важный критерий при систематизации авиалайнеров

Если рассматривать классификацию крыла, тут лайнеры делятся на полипланы, бипланы и монопланы . Причем в последней категории различают еще три подвида: низкоплановые, среднеплановые и высокоплановые борта. Этот критерий определяет взаимное положение и фиксация фюзеляжа и крыльев. Что касается типологии фюзеляжа, здесь авиаторы выделяют однофюзеляжные и двухбалочные модификации. Тут же встречаются и такие разновидности: гондола, лодка, несущий фюзеляж и комбинации этих типов.

Аэродинамические показатели – важный критерий классификации, поскольку влияют на . Тут конструкторы называют типы нормальной схемы, «утку», «бесхвостку» и «летающее крыло». Кроме того, известен «тандем», «продольный триплан» и конвертируемая схема.

Шасси авиалайнеров систематизируют по конструкции и способу фиксации опор. Эти элементы делятся на роликовые, поплавковые, гусеничные, комбинированные виды и шасси на воздушной опоре. Двигатели оборудуют на крыле или в фюзеляже. Причем лайнеры оснащены одним мотором или большим числом двигателей. Кроме того, решающую роль при систематизации класса борта играет и тип силовой установки.

Беспилотные летательные аппараты нашли применение в научной и военной сфере

Современная авиация насчитывает несколько видов лайнеров, которые классифицируются по различным признакам
По назначению самолеты разделяют на гражданские, военные и экспериментальные борта
Классификация самолетов
Аэробус А380 — гигант в мире пассажирских лайнеров
Самолеты Boeing — основной конкурент в сфере пассажирских перевозок европейского холдинга, который выпускает Аэробусы

Не смотря на всю романтичность профессий, работа пилотов и стюардесс, осуществляющих перелеты из одной страны в другую, это не всегда красивые виды неба, но и тяжкий труд. Поэтому даже для тех, кто работает высоко над облаками, нужны комфортные условия для отдыха. TravelAskу решил рассказать вам, как проходит жизнь экипажа на борту самолета.

Самыми сложными в работе пилотов и стюардесс являются беспосадочные перелеты, а это свыше 15 000 километров расстояния и больше 18 часов в воздухе. Преодолевать такие огромные дистанции способно немного самолетов, так что на плечи Boeing 777 и Airbus A340 ложится большая часть трансокеанских направлений.

Однако такие длительные перелеты требуют солидной выносливости не только от техники, но и самого экипажа. Их работа связана с большой ответственностью и принятием важных решений, они всегда должны быть спокойны и бодры. Для пилотов предусмотрено раздельное меню, чтобы в случае пищевого отравления у одного, другой смог бы взять управление на себя. Ну и конечно основным фактором, позволяющим персоналу выдерживать нагрузки далеких перелетов, будет здоровый сон.


В кабине самолета всегда находится один пилот, а в салоне – бортпроводница. При этом в течение всего полета и пилотам и стюардессам полагается до 5 часов отдыха. Чтобы отдых был как можно более эффективным, авиакомпании стараются создавать все необходимые условия. Хоть экипажу и не получится встать в полный рост, но зато можно вытянуться на мягкой постели и сладко поспать. В зависимости от самолета комната для отдыха находится под пассажирским салоном, над ним или же в нем самом. Не смотря на то, что основной целью всех авиакомпаний является создание наибольшего числа мест для пассажиров, ютиться в тесноте экипажу тоже не приходится.

К примеру, на борту Boeing 787 комната отдыха для стюардесс расположена над пассажирским салоном и оборудована 5 спальными местами. Называется она CRC (Crew Rest Compartments).


При создании проекта все это казалось уютнее и было более красочным.

Впрочем, подобное расположение места для отдыха радует пассажиров эффектным появлением стюардесс после отдыха.


Для пилотов здесь созданы подобные апартаменты.


А вот в Airbus A350 комнаты отдыха располагались под пассажирским салоном, но в последних моделях для увеличения пространства багажного отделения их перенесли в верхнюю часть.

Для пилотов в комнате предусмотрены не только спальные места, но и сидячие.

Огромные размеры самолета Airbus А380, рассчитанного на 853 пассажира, спальных мест требуется уже больше. Конструкторами было решено использовать высоту лайнера как можно рациональнее, поэтому они разместили 12 кроватей, по 3 одна над другой. Может это и не так комфортно, как на Boeing 787, но зато появляется возможность стоять в полный рост.


«Апартаменты» для пилотов в Airbus А380 намного удобнее – это одноместные комнаты.


Спальная зона Boeing 777-200LR предусмотрена на 8 сотрудников. Самолет летает по таким маршрутам, как Йоханнесбург- , расстояние - 13 582 километров, -Лос-Анджелес, расстояние - 13 420 километров.


Подробнее об этом авиалайнере расскажет видео.

Однако, к сожалению, не всегда комнаты для отдыха экипажа трансокеанских самолетов такие комфортные, бывают и такие:


Истребитель F-15 Eagle

Дабы закончить начатое, перечислим все, что у нас осталось:-). В первой мы говорили о видах авиации и упомянули о том, что является частью государственной.

Но она достаточно сложно устроена и сама делится на виды и даже на рода. Итак по порядку… Виды военной авиации :

Дальняя, фронтовая,армейская, авиация ПВО, авиация ВМФ (морская), транспортная и специального назначения. Дальняя еще имеет название стратегическая, а фронтовая, соответственно, тактическая.

Стратегический ракетоносец ТУ-160

Дальняя авиация . Ее главное предназначение – уничтожение объектов в глубоком тылу противника. Кроме того силами дальней авиации также может вестись разведка и выполняться различные специальные задания. Один из ее характерных представителей наш российский ТУ-160.

Фронтовой бомбардировщик СУ-24М

Фронтовая авиация . Ее действия направлены на поддержку войск и защиту различных объектов в ближнем (оперативном) тылу противника. Она делится, как я уже говорил, еще и на рода. Первый – это бомбардировочная авиация. Уничтожает объекты в тактической глубине обороны противника. Типичный представитель в наших ВВС на данный момент – СУ-24М.

Истребитель-бомбардировщик СУ-17УМ3 (спарка).

Истребитель-бомбардировщик МИГ-27.

Второй – истребительно-бомбардировочная авиация. Истребитель-бомбардировщик это уже не истребитель, но еще и не бомбардировщик. Обычно он выполняет сначала задачи бомбардировщика, а потом, освободившись от бомб, может вести боевые действия, как истребитель, хотя конечно до настоящего истребителя он не дотягивает, как, впрочем, и до бомбардировщика:-). Но тем не менее самолеты такого класса достаточно востребованы. Были по крайней мере, потому, что, понятие такое существует, а самолетов уже как бы для него нет. На западе название истребитель-бомбардировщик заменили на «тактический истребитель» еще в конце 70-х годов. А у нас долгое время яркими представителями самолетов этого класса были СУ-17 различных модификаций и МИГ-27. Но сейчас эти самолеты уже практически все вылетали свой ресурс, а на замену им ничего нет. Такая у нас 🙁 … Я надеюсь пока…

Истребитель МИГ-29 (Польша).

Американский истребитель F-16 Fighting Falcon.

Истребитель СУ-27.

Третий род – это истребительная авиация . Так называемая авиация завоевания превосходства в воздухе. Уничтожение летательных аппаратов противника в тактической глубине. Воздушный бой – это их стихия. Яркие представители: МИГ-29 и СУ-27. У американцев F-15 и F-16.

Разведчик СУ-24МР

Ну и еще один род фронтовой военной авиации – разведывательная . Основной наш самолет в этом плане сейчас СУ-24МР (мой родной самолет:-), работал на нем начиная с техника, СУ-24МР, борт 41).

Армейская авиация . Название говорит само за себя. Ее еще называют войсковой. И обычно она находится в оперативном подчинении командования сухопутных войск. Задачи ее многообразны. Она поддерживает огнем войска непосредственно на поле боя, высаживает десант, ведет разведку, поддерживает его действия огнем и т.д. Соответственно и делится на штурмовую, транспортную, разведывательную и специального назначения. Такого рода задачи выполняют как самолеты, так и . Наиболее яркие представители самолетов этого класса – наш штурмовик СУ-25 и американский А-10. Ну а вертолет – это конечно ветеран МИ-24 и новые КА-50, КА-52, МИ-28. У американцев – это, конечно, Апач.

Штурмовик СУ-25.

Американский штурмовик A-10 Thunderbolt II

Вертолет МИ-24.

Американский вертолет AH-64D Longbow Apache.

Авиация ПВО . О ней мы уже упоминали в статье о СУ-15. Поэтому повторюсь и скажу, что этот вид авиации предназанчен для прикрытия важных стратегических объектов и районов от воздушного нападения. Сейчас у нас пожалуй один заметный представитель этого класса – это МИГ-31.

Истребитель МИГ-31

Авиация военно-морского флота (ВМФ). Она предназначена для уничтожения объектов противника на море, для защиты своих кораблей и важных объектов на море и в прибрежной зоне, для ведения разведки и выполнения специальных заданий. Авиация ВМФ в соответствии с выполняемыми задачами может быть истребительной, ракетоносной, разведывательной, штурмовой. В состав ее входят как самолеты, так и вертолеты. А базироваться они могут как на сухопутных аэродромах, так и на кораблях (авианосцах). Выделять самолеты этого вида не буду (внешне они практически не отличимы от обычных), о морской авиации у нас в дальнейшем будет отдельный разговор:-).

Транспортная авиация . Здесь, я думаю, всем понятно. Она перевозит грузы в интересах армии, а также производит высадку (десантирование) войск. Также самолеты военно-транспортной авиации часто выполняют различные специальные задачи, в том числе и в интересах, как говорится, народного хозяйства. Обычно это АН-12, ИЛ-76, АН-124 «Руслан», АН-26.

Транспортник АН-124 "Руслан".

Ну, вот, пожалуй и все. Как видите, имеет достаточно сложную структуру. Я старался максимально упростить рассказ, но все равно получилось суховато. Однако без этого не очень веселого перечисления все же не обойтись. В дальнейшем я еще буду более подробно рассказывать о представителях различных видов и родов военной авиации. Ведь среди них есть уникальные, очень интересные и попросту героические и вертолеты и конечно же героические летчики. А пока до свидания, до новых встреч.

Фотографии кликабельны .

Любое государство во все времена нуждалось в преданных людях, которые были бы готовы выступить на его защиту в любой момент. Ведь человечество на протяжении всей своей истории использовало насилие для покорения более слабых. Поэтому воинское искусство стало неотъемлемым видом деятельности в каждом государстве. В данном случае нужно отметить, что люди, занимающиеся подобным ремеслом, всегда пользовались почетом и уважением в обществе. Этот факт неудивителен, ведь они всегда находились в состоянии риска. Работа таких людей была связана с выполнением опасных задач. На сегодняшний день суть военного ремесла несколько изменилась. Однако статус военнослужащих является прежним. Данный сектор человеческой деятельности сильно развит во многих современных государствах. Если говорить конкретно о Российской Федерации, то эта страна имеет одну из наиболее боеспособных армий во всем мире. Вооруженные силы состоят из нескольких в составе которых работают профессионалы. На фоне всей структуры российской армии выделяется военная авиация. Этот сектор вооруженных сил играет значимую роль. При этом большинство граждан РФ стремятся проходить службу именно в авиационной отрасли, что обуславливает существование множества учебных заведений, которые выпускают специалистов в данной сфере.

Понятие военно-воздушных сил

Задачи военной авиации

Любое подразделение боевого типа существует для выполнения определенных задач. Современная военная авиация России в данном случае не является исключением. На этот функциональный элемент вооруженных сил возлагается большое количество различных направлений деятельности. Учитывая данный факт, можно выделить наиболее актуальные задачи военной авиации России, например:

  • защита воздушного пространства над территорией государства;
  • поражение живой силы противника с воздуха;
  • осуществление транспортировки личного состава, вооружения, провизии;
  • проведение разведывательных мероприятий;
  • поражение воздушного флота противника;
  • боевое содействие наземным силам.

При этом нужно отметить тот факт, что современная военная авиация России постоянно эволюционирует. Это приводит к расширению её функциональных задач. Помимо того, действующим законодательством на авиацию могут возлагаться иные обязанности.

Боевой состав авиации

Новая военная авиация России, то есть формирование независимой РФ, представлено большим количеством различной техники. На сегодняшний день в составе этого сектора вооруженных сил присутствуют различные по своим техническим характеристикам летательные аппараты. Все они пригодны для выполнения боевых задач любого рода и сложности. Следует заметить тот факт, что техника военной авиации принадлежит отечественному производителю в полном объеме. Таким образом, в деятельности военной авиации используются следующие аппараты:


Существует также сектор специальной авиации, куда входят аппараты, используемые для реализации нетипичных задач. Сюда можно отнести самолеты-заправщики, воздушные командные пункты, самолеты-разведчики, а также авиационные комплексы наведения и радиообнаружения.

Перспективные инновации

Вооружение государства эффективно лишь в том случае, если оно постоянно развивается. Для этого необходимо изобретать новые технологии, которые помогут в осуществлении задач военного сектора. В авиационной сфере на сегодняшний день существует несколько инновационных разработок. К примеру, род истребителей в скором времени пополниться новыми самолетами 5-го и 4-го поколения, к которым относится Т-50 (ПАК ФА) и МиГ - 35. Не осталась в стороне и транспортная авиация. В скором времени в авиапарке этого рода летательных аппаратов появятся новые самолеты: Ил-112 и 214.

Обучение в соответствующем секторе

Следует осознавать тот факт, что военная авиация России состоит не только из самолетов, но еще и людей, личного состава, который непосредственно выполняет функциональные задачи представленной сферы вооруженных сил. Поэтому наличие квалифицированных кадров просто необходимо. Для подготовки специалистов в упомянутой сфере в нашем государстве функционируют училища военной авиации России. В таких учебных заведениях занимаются подготовкой квалифицированных профессионалов для Вооруженных сил РФ.

Качества, необходимые для поступления в специализированные учебные заведения

Авиационные училища военной авиации России - это особые места образования. Иными словами, для поступления в подобного рода заведение человек должен обладать рядом определенных качеств. Прежде всего необходимо иметь отличное здоровье. Ведь управление летательными аппаратами связано с большими нагрузками на организм. Поэтому любые отклонения от нормы поставят крест на карьере летчика. Помимо того, желающие статье пилотами должны обладать следующими характеризующими аспектами:

  • иметь высокий уровень успеваемости по предметам общеобразовательного характера;
  • обладать высокой стрессоустойчивостью;
  • человек должен быть готов к командной работе;

В данном случае все представленные моменты присущи далеко не всем людям. Однако, военная сфера - это достаточно специфичный род деятельности, который требует служащих с особым складом характера. Если человека в будущей профессии привлекает лишь форма летчика военной авиации России, то ему явно не следует работать в этой области.

Перечень училищ

Для всех, кто желает пополнить ряды профессионалов военной авиации Российской Федерации, на территории государства функционируют специальные учебные заведения. Следует отметить, что для поступления в подобные места, необходимо обладать всеми перечисленными выше личностями качествами, пройти конкурс и ряд испытательных экзаменов. Каждый год требования к абитуриентам в конкретные учебные заведения военной авиации меняются. Что касается выбора того или иного вуза, то он достаточно велик. На сегодняшний день в России функционируют следующие специализированные училища:


Таким образом, все желающие связать свою жизнь с полетами в небе могут смело поступать в представленные учебные заведения, что впоследствии даст возможность заниматься любимым делом.

Заключение

Таким образом, в РФ на сегодняшний день достаточно сильно развит летный сектор вооруженных сил, что подкреплено соответствующими фото. Военная авиация России переживает момент технической эволюции. Это значит, что через несколько лет мы увидим в небе совершенно новые летные аппараты. Помимо этого, государство не жалеет средств на подготовку специалистов в соответствующей области военного искусства.

Одним из наиболее существенных условий успешной боевой работы авиации является хорошо развитая сеть полевых аэродромов.

В военное время в районе боевых действий для ведения летной работы организуются временные аэродромы.

Временные аэродромы не имеют никаких специально возводимых сооружений.

Аэродромы называются действующими, если на них располагаются авиационные части. В противном случае они являются недействующими или запасными.

Аэродром; допускающий по своим размерам только эпизодическую летную работу одиночных самолетов или. независимо от размеров, используемый только для эпизодических посадок и взлетов одиночных самолетов, называется посадочной площадкой.

В зависимости от характера боевого использования аэродромы (площадки) делятся на передовые и тыловые.

Передовыми называются аэродромы (площадки), с которых непосредственно производятся боевые вылеты авиации. Они располагаются возможно ближе к фронту в зависимости от обстановки (род и вид авиации, ее боевые задачи, характер местности, наличие путей сообщения, связи и т. д.).

Передовые аэродромы в зависимости от их значения делятся на основные и вспомогательные.

Основной аэродром является технической базой для ведения летной работы части или соединения. При этом аэродроме обычно располагаются штаб части и все службы.

Вспомогательные аэродромы в той или иной степени содействуют боевой работе авиации.

К вспомогательным аэродромам относятся: а) запасные, где выполняются подготовительные работы на случай перехода авиачастей с основных аэродромов при опасности воздушных нападений (при установлении противником расположения данной части), а также при разрушении боевых аэродромов; б) ложные, организуемые для маскировки истинных; ложные аэродромы часто могут служить и запасными.

Тыловыми называются аэродромы (площадки), предназначающиеся для отдыха авиации в период между летно-боевой работой, для просмотра и ремонта материальной части.

Тыловые аэродромы располагаются на расстоянии, обеспечивающем их от налета истребительной авиации противника.

Несколько аэродромов, занимаемых авиационной частью или соединением, ложные и запасные аэродромы, разлетные площадки (для быстрого разлета в случае бомбардировочного и химического нападения), система связи и наблюдения, контрольно-пропускные пункта, световое оборудование для ночных действий и средств ПВО образуют аэродромный узел.

Удаление аэродромов друг от друга не должно быть менее 10 км.

Основные требования, предъявляемые к расположению аэродромов

1. Войсковая авиация. По своему расположению аэродромы войсковой авиации должны отвечать следующим условиям:

    а) находиться вне досягаемости дальнего огня артиллерии противника;

    б) иметь возможно более короткие линии связи с обслуживаемыми войсковыми частями, а еще лучше - допускать личное общение войсковых и авиационных командиров и их штабов;

    в) обеспечивать наилучшие условия для размещения материальной части и производства мелкого ремонта;

    г) иметь хорошие пути для подвоза всего необходимого;

    д) предоставлять наиболее благоприятные условия для отдыха личному составу;

    е) иметь хорошую маскировку;

    ж) давать возможность организовывать непосредственную оборону как от воздушного, так и от наземного противника.

Командир и штаб находятся на том аэродроме, откуда ведется боевая работа. Посадочные площадки при штабах дивизий предназначены на случай необходимости личного общения экипажа с командиром дивизии или начальником его

штаба. Вблизи штабов частей для непосредственного общения с ними оборудуются посадочные площадки, рассчитанные на прием и работу одиночных самолетов.

Связь аэродромов с обслуживаемыми авиационной частью общевойсковыми штабами осуществляется средствами последних.

Основной аэродром и штаб войскового соединения соединяются проволочной связью.

2. Армейская разведывательная авиация. Условия работы армейской разведывательной авиации особых требований к аэродромам не предъявляют. В случае быстрого пере- движения полевого штаба обслуживаемого оперативного соединения нередко придется прибегать к работе с передового аэродрома, каковым сможет явиться аэродром какой-либо части войсковой авиации.

3. Истребительная авиация. Армейская истребительная авиация, кроме своих основных аэродромов, должна широко использовать всю наличную сеть аэродромов и площадок района армии. Это обеспечивает успешную борьбу за господство в воздухе, позволяя быстро сосредоточивать истребители на различных участках фронта.

Применение истребительной авиации требует прежде всего хорошо налаженной связи, почему все аэродромы истребительной авиации должны иметь прямую проволочную или радиосвязь с командованием, в распоряжении которого они находятся, а также со штабами (аэродромами) авиации другого назначения, с пунктами ПВО и близ находящимися главными постами воздушной связи и наблюдения.

4. Штурмовая и бомбардировочная авиация размещается на аэродромах сообразно общей тактической обстановке.

Необходимость частых повторных вылетов требует приближения передовых аэродромов к линии фронта с широким рассредоточением эскадрилий (отрядов) по отдельным аэродромам.

5. Зона аэродромов войсковой и легкой боевой авиации. Зона аэродромов войсковой авиации охватывает полосу, передний край которой удален от линии соприкосновения с противником на 10-20 км, а задний край на 30-50 км. Обычно основные аэродромы частей войсковой авиации располагаются на глубине 1-1% переходов от противника, а посадочные площадки выдвигаются вперед, л о возможности ближе к месту стоянки штабов корпусов и дивизий.

Передний край зоны аэродромов легкой боевой авиации проходит в 100 км от линии соприкосновения с противником. При передовом базировании расположение аэродромов боевой легкой авиации будет в полосе от 100до200я\м по глубине, а при расположении на тыловых аэродромах от 200 км и глубже.

Оборона аэродрома от наземного противника

Аэродрому могут угрожать следующие наземные войска противника: а) мотомеханизированные части; б) конница; в) отряды воздушного десанта; г) диверсионные группы.

Учитывая, что действия крупных сил противника в одинаковой степени угрожают как аэродромам, так и всему тактическому и оперативному тылу войск, оборона аэродромов не может рассматриваться изолированно от общей обороны всего тылового района.

Ответственным за организацию обороны войскового тылового района является командир того соединений, которому данный тыловой район принадлежит; организацией обороны в пределах армейского тыла соответственно его делению ведает непосредственно штаб армии или начальники соответствующих тыловых органов, находящихся в данном районе.

При организации обороны тыла исходят из важности того или иного объекта, причем оборона организуется по направлениям, выводящим к тому или иному объекту или группе их. При этом широко используются топографические условия местности и практикуется усиление их инженерными, а иногда и химическими средствами борьбы (устройство завалов, засек, надолб, окопов, минных полей и подготовка к химическому заражению) с использованием местных подручных средств и рабочей силы.

Расположенные в данном районе авиационные соединения и тыловые части получают для обороны определенные участки и районы, указываемые соответствующим приказом или распоряжением начальника, организующего общую оборону, и организуют оборону согласно уставным положениям, причем авиация должна быть готовой и к действию с воздуха.

Организация ПВХО аэродрома

В борьбе за господство в воздухе ВВС будут стремиться уничтожить авиацию противника на ее аэродромах во время подготовки к боевому вылету, отдыха или прибытия после выполнения задачи, нанести наибольшее поражение личному составу и привести в негодное состояние летное поле.

Относительная обширность цели позволяет использовать для нападения любой вид авиации с различных высот.

Штурмовая авиация может выполнить все три задали, применяя: а) пулеметный огонь, осколочные и зажигательные бомбы для уничтожения материальной части; б) фугасные бомбы крупного калибра с замедлителями от десятых долей секунды до нескольких часов для разрушения летного поля; в) пулеметный огонь, мелкие осколочные бомбы и ОВ для поражения личного состава.

Бомбардировочная авиация действует по всей площади аэродрома, разрушая летное поле и поражая все находящееся на аэродроме. Основным ее средством являются бомбы всех видов и калибров.

Возможность нападения на аэродромы различных видов авиации с действием на различных высотах и с Применением различных средств поражения вызывает необходимость использовать для обороны все средства ПВХО.

Средства АЗО

Авиация. Для прикрытия расположения крупного соединения различных видов авиации на аэродромном узле организуется охранение собственными средствами авиационного соединения, а также может выделяться и истребительная часть. В последнем случае аэродромы авиационного соединения связываются с аэродромом истребительной часта.

Зенитная артиллерия. Оборона аэродромов от неприятельской авиации, совершающей нападение с больших высот (более 1 000), может быть осуществлена с помощью зенитной артиллерии.

Для успешной обороны аэродрома требуется выделение не менее одного зенитного артиллерийского дивизиона (3-4 батареи). Идея обороны заключается в том, чтобы идущие на цель самолеты противника, входя в зону обстрела зенитной артиллерии, сразу же попадали на вероятных подходах под двухслойный огонь (огонь 2 батарей), а приближаясь к центру, обстреливались трех-, четырехслойным огнем (3-4 батареи).

При недостаточности зенитной артиллерии и невозможности прикрыть весь аэродромный узел в первую очередь прикрывается основной аэродром.

Зенитные пулеметы. При обороне аэродрома зенитный пулеметы размещаются группами не менее двух пулеметов. Пулеметная оборона преследует следующие задачи: а) не допустить самолеты подойти к уязвимой части аэродрома и б) не допустить безнаказанно- обстреливать или бомбардировать цель.

Неприятельские самолеты могут подойти к цели с любой стороны, но наиболее вероятен их подход со стороны закрытой или пересеченной местности. Поэтому пулеметные группы располагаются так, чтобы обстрелять неприятельские самолеты, с какой бы стороны они ни появились; на наиболее вероятных направлениях огонь пулеметных групп должен быть уплотнен посредством взаимодействия не менее двух групп; над самой целью (уязвимая площадь) огонь пулеметных групп должен быть наиболее плотным, так как здесь пулеметы будут иметь наибольшую возможность поражения.

Наиболее целесообразно ставить пулеметы на высоких местах (зданиях, деревьях), устраняющих мертвые пространства, неизбежные при установке их непосредственно на земле. Для установки пулеметов на зданиях и деревьях подготавливаются соответствующие площадки, позволяющие вести круговой обстрел.

К борьбе с противником могут быть привлечены временно бездействующие турельные пулеметы самолетов, причем на них возлагается оборона самого летного поля.

Посты воздушной связи и наблюдения. Своевременное предупреждение аэродромов о нападении воздушного врага обеспечивается сетью постов воздушной связи и наблюдения общевойсковых соединений и тыловых органов, расположенных по внешнему кольцу от аэродромов на удалении 15-20 км.

Посты авиационных частей и соединений входят в общую систему ПВО данного района и несут службу на общих основаниях.

При наличии зенитной артиллерии, прикрывающей аэродром, служба постов воздушной связи может быть возложена на наблюдательные пункты зенитных батарей. Каждая батарея выделяет три наблюдательных пункта, которые непрерывно ведут наблюдение за воздушной обстановкой. Для предупреждения аэродрома командный пункт командира дивизиона, а по возможности и каждая батарея должны иметь связь с центральным постом аэродрома.

Предупреждение аэродрома осуществляется и при помощи выстрелов с батарей.

Местные средства

Маскировка. Маскировка аэродромов распадается на маскировку: а) летного поля; б) материальной части; в) личного состава; г) признаков жизни аэродрома.

Маскировка действующих аэродромов дополняется устройством ложных аэродромов.

Для маскировки летного поля аэродрома широко применяются: полевая декорация и краско-маскировка - эти средства позволяют придать действующему аэродрому вид площадки, совершенно непригодной для полетов (изрытой канавами, ямами, с бутафорскими, легко переносимыми постройками: стога, копны, пни и т. д.); зимой - заметание следов, оставляемых лыжами самолетов.

Маскировка материальной части (самолетов) может быть достигнута использованием естественных укрытий (деревья, кусты, рельеф местности), камуфляжной раскраской самолетов, защитной покраской под тон местности (на лугу-зеленая, на песке- желтая, зимой - белая и т. д.) и, наконец, путем специальных покрытий (масксетей). Особенно важно укрывать блестящие части, которые больше всего выдают самолет.

Маскировка личного состава, находящегося вне аэродрома, особых затруднений не представляет, так как около аэродрома легко найти какие-нибудь естественные закрытия. Гораздо труднее замаскировать личный состав на аэродроме. Для этого необходимо отвести каждому подразделению сборное место, по возможности укрытое (деревьями, кустами и т. п.). Если такие укрытия отсутствуют, их создают искусственно.

Для маскировки признаков жизни аэродрома необходимо придать ему вид площадки, непригодной для полетов, как указано выше. Особенно важно устранять на аэродроме следы от костылей и маскировать подъездные пути к аэродрому.

Равным образом нужно маскировать огневые точки ПВО, помещения личного состава вне аэродрома и тыловые учреждения аэродрома (запасы горючего, смазочного, бомб, автотранспорт и т. п.). Маскировка этих объектов больших трудностей не представляет, так как они сравнительно невелики?! их всегда можно разместить в укрытых местах.

Выбор и подготовка полевых аэродромов и посадочных площадок

Выбор и подготовка полевых аэродромов и посадочных площадок для войсковой ю легкой армейской боевой авиации в большинстве случаев взаимодействия авиации с сухопутными войсками являются обязанностью командования этих войск.

Ответственным исполнителем по выбору передовых аэродромов и посадочных площадок будет штаб общевойскового соединения, во взаимодействии с которым или в составе которого работает авиация.

Техническим исполнителем явится один из командиров штаба или командир инженерных войск данного соединения.

Подготовка полевых аэродромов производится саперными частями данного соединения с использованием в качестве рабочей силы войсковых и рабочих частей или местных жителей.

Места для аэродромов выбирают предварительно по военно-географическим и аэрографическим описаниям данного района и картам крупного масштаба. Затем уточняют данные карты и аэрографические описания разведкой с самолетов, а для окончательного решения вопроса о пригодности данного участка местности под аэродром высылают специальные рекогносцировочные группы.

Требования, предъявляемые к аэродрому

К аэродрому предъявляются следующие общие требования:

а) достаточные размеры;

б) достаточная подготовка поверхности аэродрома;

в) наличие свободных подходов с воздуха в направлении посадки или взлета, т. е. отсутствие каких-либо вертикальных препятствий (дома, деревья, высокие заводские трубы и т. п.) на пути самолета, делающего посадку или взлет.

Направление взлета и посадки самолета зависит от направления ветра. Для каждой местности имеются господствующие ветры (повторяющиеся по направлению), что должно учитываться при выборе аэродрома.

Линейные размеры аэродромов. Линейные размеры аэродромов зависят от числа и типа самолетов и характера летной работы самолетов и частей, использующих данный аэродром, или посадочную площадку.

Рельеф. Поверхность аэродрома должна быть по возможности горизонтальна. Допускаются плавно переходящие, без ступенек и трамплинов, уклоны 0,01-0,02 протяжением не менее 100 м; более частые и резкие изменения поверхности опасны при больших скоростях пробега самолета.

    Местные препятствия (бугры, котловины, канавы, межи, борозды, кочки, ямки, отдельные камни, кустарники, пни, столбы) должны быть устранены.

    Желательно избегать низин и котловин для. расположения аэродрома (подпочвенные воды).

    Грунт и растительный покров. Грунт должен быть плотным, но упругим и хорошо впитывающим влагу.

    Непригодны: болотистый и сильно каменистый.

    Нежелательны: песчаный и глинистый.

    Желательны: луговые участки с супесчаным и подзолистым грунтом, с травянистым, корневистым растительным покровом, защищающим от размыва, разжижения и от образования пыли, но не препятствующим своей густотой и высотой работе самолетов. Возможно использование хлебных полей при условии снятия хлебов, достигших высоты 30 см, и при соответствующей плотности грунта.

Правила аэродрома

Аэродром не должен заливаться водой заболачиваться (атмосферные и грунтовые воды). Общее состояние покрова ра- <5очей площади полевого аэродрома должно допускать продвижение груженого полуторатонного автомобиля со скоростью 30- 40 км в час. Гусеничный трактор должен проходить без осадки почвы.

В зимнее время летное поле должно иметь ровную поверхность, с незначительным покровом снега для производства взлета и посадки на колесах или же более толстый и ровный снежный покров без сугробов для работы самолетов на лыжах. Зимой могут быть также использованы для базирования самолетов на лыжах озера или реки. В последних случаях учитывается время, допускающее подобное базирование.

Источники воды. На каждом аэродроме необходима вода для различных надобностей (вода для радиаторов, для мытья самолетов, для хозяйственных нужд, для тушения пожара). Желателен водопровод, колодец или водохранилище. Для посадочной площадки можно ограничиться источником воды в удалении не более 1% км от,места стоянки самолетов.

Качество воды должно приближаться к дождевой или кипяченой (отсутствие осадков и тяжелых солей).

Подъездные пути и связь. Подвоз авиагрузов автотранспортом требует хороших подъездных путей от ближайших железнодорожных станций, населенных пунктов и пристаней. Условия базирования частей авиации на аэродромном узле, боевая работа во взаимодействии с войсками, потребность в постоянной информации о погоде, своевременный подвоз нужных грузов - все это требует хорошо развитой сети связи (телефонной, телеграфной и радио), что должно учитываться при выборе аэродрома.

Размещение материальной части, запасов, материально-технических средств и личного состава. Материальная часть, запасы боевых и материально- технических средств и средств обслуживания на полевых аэродромах располагаются рассредоточен но с использованием окружающей местности, условий освещения и маскировочных средств. Самолеты располагаются рассредоточен но по границе аэродрома с использованием прилегающих к нему лесных групп или кустарника на удалении друг от друга 150-200 м. Запасы боеприпасов и горючего располагают укрыто вне аэродрома. Летный и технический состав располагаются от аэродрома на расстоянии 3-6 км. Транспорт, который в основном предназначается для внутреннего подвоза на аэродроме, располагается в районе хранения запасов аэродрома. Во время полетов на аэродроме находится дежурная автосанмашина с обслуживающим сансоставом, сама же санитарная часть.размещается в районе расположения, личного состава.

Разбивка летного поля. Летное поле (рабочая площадь) для взлета и посадки самолета должно соответствовать по размерам потребностям данного вида авиации.

Полоса подходов, окружающих летное поле со всех сторон или во всяком случае не менее чем с двух сторон (в направлении господствующих ветров), должна быть соответствующей ширины.

Подготовка рабочей площади летного поля

Без подготовки поверхности летного поля эксплуатация аэродрома и посадочной площадки невозможна.

Подготовка заключается в планировке (устранение неровностей) и в обработке поверхности по мере необходимости (вспашка, боронование, обсеменение, укатка и другие работы).

Крупные неровности срезаются, котловины засыпаются, мелкие неровности разравниваются, иногда вся поверхность несколько разрыхляется, кустарники, пни и отдельные деревья выкорчевываются, камни удаляются, а вся площадь зачастую укатывается, а если есть время и потребность, то засевается и укрепляется травяным покровом.

Кроме того, некоторые аэродромы, потребуют дренажа для борьбы с грунтовыми водами.

Описание площадок. При изыскании аэродромов требуется ответить на следующие вопросы:

    1) наименование ближайшего населенного пункта (расстояние в километрах);

    2) ближайшая железнодорожная станция или пристань (в каком направлении в отношении стран света, сколько километров, на какой дороге или реке);

    3) пути сообщения, ведущие к железнодорожной станции (или пристани) и ближайшему населенному пункту; состояние их;

    4) размеры площадки и его очертание (линейные размеры - в метрах, площадные - в гектарах);

    6) характер поверхности (почва, всхолмленность);

    7) препятствия на территории площадки и подходов к ней (деревья, кустарники, камни, пни, канавы, кочки, постройки, телеграфные столбы и пр.);

    8) наличие водоемов (естественных и искусственных), качество и количество воды в них;

    9) характер окружающей местности (растительность, особенности поверхности, водные пространства);

    10) наличие и емкость ближайших населенных пунктов для нужд ВВС;

    11) зависимость площадки от дождей, разлива рек и таяния снега и на какой период;

    12) постоянная связь (радио, почтово-телеграфная контора, железная дорога, телеграф, телефон); расстояние от площадки до ближайшего пункта связи;

    13) наличие предприятий и мастерских в районе площадки (в радиусе до 5 км);

    14) наличие рабочей силы и строительных материалов в окружающем районе;

    15) наличие и состояние транспортных средств у местного населения;

    16) местные врачебные и ветеринарные -пункты;

    17) перечень работ, необходимых для приспособления площадки под аэродром;

    18) прочие сведения (политические, санитарные).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: