Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе на тему: “Дикие животные наших лесов и их детеныши”. Конспект логопедического занятия (при ффнр) "дикие животные наших лесов" Конспект по логопедии детеныши диких животных

Конспект логопедического занятия . Дикие животные

Цели: расширять и активизировать словарь по данной теме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания; совершенствовать грамматический строй речи;закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; упражнять в падежном управлении существительных; умение составлять рассказы-описания по схемам-моделям, зрительное восприятие и внимание, пространственные представления, ориентировку в помещении, мелкую моторику и координацию речи с движением.
Оборудование: магнитная доска, магнитные предметные и сюжетные картинки с животными, их жилищами; панно «Лесная поляна»; схемы-модели; корзины с грецкими орехами; сундучок, книги о животных В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, план-схема группы, «следы» (на каждом — номер задания), письмо;
дидактические игры: «Чей детеныш?», «Это чье, чьи, чья?», «Кто где живет?» и др.
Лексический материал: туловище, лапы, голова … Хищники, травоядные, всеядные, детеныши, жилища-дупла, ло­гово, нора, берлога.

Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог. Нам пришло письмо (читает):
Дорогие ребята!
Мы, звери, приготовили для вас сюрприз — сундучок с кла­дом. Чтобы отыскать клад, вам надо пройти испытания, выполнить задания на волшебных следах. Желаем удачи!
Лесные жители

2. Беседа по вопросам.
— Кто такие лесные жители?
— Почему животных называют дикими?
— Назовите диких животных.
— Где живут дикие животные?

3. Дидактические игры. (На ковролине — «следы» с номерами заданий.)
«Это чье, чья, чьи?» (след-задание № 1). Педагог. Ищем след с заданием № 1.
Дети получают картинки с частями тела животных. Ответ. Это лисий хвост, это медвежьи уши, это ежиные ко­лючки.
«Где моя мама?» («Чей детеныш?») (след № 2).
На магнитной доске висит панно «Лесная поляна» с изо­бражением диких животных. Рядом находятся картинки их детенышей. Педагог. Животные гуляли на полянке, и детеныши потерялись. Помогите им. Вот лосенок, его мама — лосиха… (и т. д.). (И наоборот при игре «Чей детеныш?».)
«Назови всю семью» (сюжетные картинки выбирают дети) (след № 3).
Педагог. Детеныши нашли своих мам и пап. Давайте назовем всю семью.
Ответ. Это лисья семья. Папа — лис, мама — лисица, детеныш — лисенок.
«Домики лесных жителей» («Кто где живёт?») (след № 4). Педагог. У всех зверей есть свой дом в лесу. Вам надо по­мочь животным найти свое жилище. Кто где живет?
На магнитной доске картины жилищ: берлога, нора, дупло, логово… . Дети прикрепляют к жилищу сюжетные картинки с семьей животных.
Ответ. Это лисья семья, они живут в норе; это бобриная семья, они живут в хатке…

Физкультминутка
Пальчиковая игра с грецкими орехами (у каждого ребенка ладонях два ореха для перекатывания).
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Заиньке усатому,
Мишке косолапому,
Серому волчонку,
Колючему ежонку.
Имитация диких животных (след № 5).
По-лосиному красиво Руки — «рога» над головой.
Ходит лось в лесу густом. Шаги с высоким подниманием ног.

По-мышиному пугливо Бег на месте мелкими шагами.
Сменит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка Прыжки вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка, Руки в стороны. Ходьба
Косолап он с детских лет. наступая на внутреннюю строну стоп.
«Расскажи о животном по плану-схеме» (след № 6). Дети составляют рассказы-описания по схемам-моделям, по цепочке и индивидуально.
Примерный ответ. Это медведь. У него большое туловище и голова. На голове маленькие уши, нос, глаза, рот с острыми зубами. А на туловище широкие 4 лапы, короткийхвост. Все туловище покрыто густой шерстью. Медведи живут в лесах, зи­мой спят в берлоге. Питаются всем: ягодами, корешками, медом, рыбой — они всеядные животные. У медведей рождаются медвежата, один или два. Люди охотятся на медведей из-за медвежьего мяса, шкуры и жира.
Ошибки художника «Чудо животные» (след № 7).
Педагог. Посмотрите внимательно на картинку что перепутал художник? (Заяц с лисьим хвостом, волк с заячьими уша­ми и т. д.)
4. Итог занятия.
Педагог. Вы выполнили все задания, нашли все следы.
Мы можем по плану группы найти клад (сундучок).
Дети находят сундучок с книгами о животных.

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

«Дикие животные наших лесов»

для детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи 3 уровня

(С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий)

Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их детенышей, их жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни).

Задачи:

Закреплять и совершенствовать навыки образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -енок-, -ат-, -ят-;

Упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в творительном падеже;

Закреплять и совершенствовать навыки образования притяжательных прилагательных;

Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу;

Развивать мышление детей на материале описательных загадок;

Совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую (элементы самомассажа рук) моторику;

Развивать речевое дыхание (силу и длительность речевого выдоха);

Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

«Дикие животные наших лесов»

для детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи 3 уровня

(С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий)

Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их детенышей, их жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни).

Задачи:

Закреплять и совершенствовать навыки образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -енок-, -ат-, -ят-;

Упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в творительном падеже;

Закреплять и совершенствовать навыки образования притяжательных прилагательных;

Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу;

Развивать мышление детей на материале описательных загадок;

Совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую (элементы самомассажа рук) моторику;

Развивать речевое дыхание (силу и длительность речевого выдоха);

Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким животным.

Материал: конверт с диском, презентация, картинка с наложенными изображениями, картинки с изображением диких животных, их детенышей, массажные мячики, лабиринты, медали, разрезные картинки по количеству детей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

Садитесь, пожалуйста, на свои места. Садитесь красиво, спинку прямо, ножки поставьте на пол, ручки положите на парту.

Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу свои улыбки. Какое у вас сейчас настроение? А если настроение хорошее, то мы можем начать наше занятие.

К нам в школу пришел конверт. Как вы думаете, откуда он пришел? (на конверте нарисован лес)

Конверт пришел из леса. Давайте посмотрим, что в нем?

В конверте письмо, но не простое, а электронное! Как же нам его прочитать? (нужно вставить диск в компьютер). Верно, вставим диск и узнаем, кто нам его прислал.

Посмотрите внимательно на картинку. Кого вы на ней увидели (на экране картинка с наложенными изображениями диких животных). Верно - это волк, лиса, заяц, белка, ёж, лось.

Как мы назовём их одним словом (дикие животные). От кого же пришло письмо? (от диких животных). Мы с вами сегодня поговорим о диких животных.

Давайте же прочитаем их письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы узнали, что вы скоро пойдете в школу. Значит, вы уже многое знаете и умеете? Расскажите, что вы знаете о нас, диких животных. Если вы выполните все наши задания, то получите интересные призы! Вы готовы?» (да)

Чтобы узнать от кого первое задание вам нужно отгадать загадку:

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою - в беленькой. (Заяц)

А как вы догадались, что это заяц? (он живёт в бору, питается корой, зимой меняет цвет шубки).

Задание от зайца такое: «Ребята, почему нас так называют «Дикие животные»?

Упражнение «Почему так называются»

(Дикими мы называем их потому, что они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища).

Молодцы!

А вас ждет следующая загадка и задание.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

Как вы догадались? (серый, ходит и ищет добычу)

А вот и задание от волка: «Ребята, вы знаете, что я очень люблю выть на луну. Покажите, как я это делаю».

Дыхательное упражнение «Волк»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч.

На вдохе - голову поднять вверх, слегка прижать полусогнутые руки в груди.

На выдохе - долго тянут звук «у – у – у – у…», сложив губы трубочкой, напрягая мышцы шеи.

Умнички. Слушайте следующую загадку

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (белка)

Как вы догадались (прыгает с ветки на ветку, рыжая, собирает на зиму грибы) Еще белка меняет на зиму шубку с рыжей, на серую.

Слушайте внимательно задание от белки: «Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются».

Игра «У кого кто?» (Детям раздаются картинки с изображением животного и его детенышей).

Кто у лисы? А если их много? (У лисы – лисенок, а если много – лисята; у волка – волчонок, а если много – лисята; у зайца – зайчонок, а если много – зайчата; у ёжа – ёжонок, а если много – ежата; у белки – бельчонок, а если много – бельчата, у лося – лосёнок, а если много - лосята).

Очень хорошо! А впереди следующее задание! От кого же оно?

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Как вы догадались? (пушистый хвост, золотистый (рыжий) мех, крадет и ест кур)

Задание от лисы: «Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей».

Логоритмическое упражнение «На водопой»

(Дети выполняют движения согласно тексту, делая шаги на каждый ударный слог).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом).

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).

Молодцы ребята! Лисе и лисятам очень поправилась игра.

Следующая загадка:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Как вы догадались? (Зимой спит, а весной просыпается)

Вот задание от медведя: «Ответьте, пожалуйста, чем питаются дикие животные?»

Упражнение «Чем питаются дикие животные»

Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).

Медведь питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).

Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегали).

Лиса питается мышами (рыбой).

Еж питается жуками (червяками, грибами, ягодами).

Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками).

Лось питается травой (веточками, корой, грибами).

Хорошо! Вы уже почти все рассказали о диких животных. Осталось совсем немного. Следующая загадка!

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф.ф - хватит спать,

Пора вставать!» (Еж)

Как вы догадались? (у ежа есть иголки, зимой он спит под листвой и снегом)

Ёжик приготовил задание для ваших пальчиков.

Игра с массажными мячиками «Ежики».

Ежик, спрячь свои иголки – мы же дети а не волки!

(Сжимаем мяч в руке, перекладываем из руки в руку)

Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.

(Катаем мяч по столу левой, затем правой рукой)

Ёж иголки отряхнул, завернулся и заснул.

(Катаем и сжимаем мяч в обеих руках)

А вот и самая последняя загадка

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

Как вы догадались? (у лося есть копыта и рога, он лесной красавец)

Лось предлагает вам очень непростое задание. «Назовите, как называются жилища у диких животных?»

Игра «Где живет, чей дом»

Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Где живет белка? (Белка живёт в дупле). Значит это чье дупло? (Это беличье дупло).

Где живет волк? (Волк живёт в логове). Это чье логово? (Это волчье логово).

Где живет лиса? (Лиса живёт в норе). Это чья нора? (Это лисья нора).

Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге). Это чья берлога (Это медвежья берлога).

Пройдите лабиринт, помогите животному найди дорогу к своему жилищу.

Молодцы, ребята! Вы пополнили все задания диких животных!

Вы очень порадовали их и меня своими ответами. (Похвалить каждого ребенка за что-то своё, сделанное хорошо).

А вам понравилось сегодняшнее занятие?

Задание: «Ребята, почему нас называют - Дикими животными»? Этот зверь живет в бору, У стволов грызет кору. Летом в шубке серенькой, А зимою - в беленькой.

«Ребята, вы знаете, что я очень люблю выть на луну. Покажите, как я это делаю». День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит молчком, Уши серые торчком.

«Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются». С ветки на ветку могу я летать. Рыженький хвост никому не поймать. Некогда летом в лесу мне играть – Надо грибы для зимы собирать.

«Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей». Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет.

«Ответьте, пожалуйста, чем питаются дикие животные?» Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.

Ёжик приготовил задание для ваших пальчиков. Всю зиму между елками Проспал мешок с иголками. « Ф-ф.ф - хватит спать, Пора вставать!»

«Скажите, как называются жилища у диких животных?» Трав копытами касаясь Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко Рога раскинув широко.

Спасибо вам, ребята!


Коррекционно – образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в игровой деятельности.

Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия.

Коррекционно – воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, мелодия «Звуки леса», зашумленная картинка с изображением диких животных, звуковые схемы слов с названием животных и их «домами» и маленькие картинки животных, рассказ А. Клыкова «Медведь», мелодия плясовой для игры «Мишки», слайды с изображением диких животных, зеркала по количеству детей для артикуляционной гимнастики, «светофорчики» и фишки, игрушечный паровозик с тремя вагончиками, маленькие игрушки диких животных.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Сообщение темы занятия, создание положительного эмоционального фона, развитие зрительного восприятия).

Дети входят в зал под мелодию «Звуки леса». Садятся на свои места.

Логопед помещает на доску зашумленное изображение с изображением диких животных.

Посмотрите внимательно на картинку и скажите какие животные спрятались на этой картинке? (белка, лиса, волк, лось, медведь, заяц).

Какие это животные? (Дикие).

Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать?

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в лес к диким животным. Согласны? А теперь закройте глаза и произнесем волшебные слова:

Влево, вправо повернись
И в лесу ты очутись.

Вот мы с вами и очутились в лесу. Скажите как надо себя вести в лесу?

Скажите каких животных мы можем встретить в лесу, назовите их.

2. Игра «Найди дом для животного». (Развитие умения соотносить звукобуквенную схему со словом).

На мольберте выставляется изображение «домиков» для животных, а под ними выложена звукобуквенная схема названия животного и маленькие картинки диких животных (лиса, белка, волк, еж, медведь).

Ребята, животные заблудились. Надо правильно их расселить в домики. Нужно поселить животных в домики согласно схеме.

(Нора лисы, дупло белки, логово волка, нора ежа).

3. Чтение логопедом рассказа А. Клыкова «Медведь». Беседа по тексту. Словарная работа. (Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. Развитие речевого слуха, развитие диалогической речи).

Кто остался без домика? (медведь).

Давайте прочитаем рассказ о медведе.

Медведь.

К осени у медведя заканчивается период линьки, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.
Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.

Вы послушали рассказ о жизни медведя осенью. Вы запомнили, когда у него заканчивается период линьки?

Как вы понимаете слово линька ?

Почему мех медведя должен стать более теплым?

А как вы понимаете выражение медведь нагуливает много жира ?

Что делает медведь с наступлением холодов?

Когда же медведь впадает в зимнюю спячку?

Вы очень хорошо слушали и поэтому смогли ответить на все вопросы.

4. Физминутка «Мишки». (Развитие речи с движением).

Продолжаем наше путешествие. Представьте, что мы с вами превратились в медвежат.

Мишки по лесу гуляли,

Идем вперевалочку

Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так.

Ставим одну руку под бочок – это «Корзинка»

Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.

Собираем ягоды и складываем в корзинку

Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились
Вот так, вот так.

Гладим себя по животику

Все на травке развалились,
А потом мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так.

Выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх.

- Молодцы! Присаживаемся на свои места.

5. «Четвертый лишний». (Развитие мышления).

Давайте посмотрим на слайды (на слайдах картинки животных).

Кто здесь изображен?

Какое животное лишнее и почему?

Лиса – белка – корова – лось.
Барсук – волк – жираф – медведь.
Еж – кабан – петух – заяц.
Белый медведь – еж – заяц – лиса.

Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

6. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Сейчас послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.

Маленькая веселая белка

Спала в теплом дупле

«Лопатка»

Потом она проснулась

Коснуться кончиком языка альвеол.

Радостно улыбнулась

«Улыбка»

Белка выглянула из дупла

«Лопатка»

Быстро поглядела по сторонам

«Болтушка»

Белка была очень аккуратная, она умылась

Круговые движения языка по губам

Почистила зубки

Круговые движения языка за сомкнутыми губами

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх – вниз.

Движения языка вверх – вниз с упором на верхние, потом на нижние зубы, поочередно.

Язычком белка цокала

«Цоканье» в сомкнутые зубы

Грибы собирала

«Грибок»

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

Широко открыт рот, язык расслаблен.

7. «Светофорчики». (Развитие фонематических представлений, фонематического слуха).

На мольберте выставляется «светофорчик» и фишки – магниты.

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и в отгадке определите где вы слышите звук [л], [л’]; в начале, середине или в конце слова. Вам необходимо определить какой это звук твердый или мягкий и взять соответствующую фишку.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете -
На поляне, на опушке.
Мы зеленые… (лягушки).

Заяц зайцу говорит:
- Нам бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Нам бы зубы как у …(волка).

Очень хорошо, вы справились и с этим заданием, продолжаем путешествие дальше.

8. Пальчиковая игра «Апельсин». (Развитие мелкой моторики).

Мы делили апельсин

Дети разламывают апельсин на дольки

Много нас,

Показывают 10 пальцев

А он один

Показывают 1 палец

Эта долька для ежа,

Загибают большой палец левой руки

Эта долька для стрижа,

Загибают указательный палец левой руки

Эта долька для утят,

Загибают средний палец левой руки

Эта долька для котят,

Загибают безымянный палец левой руки

Эта долька для бобра,

Загибают мизинец левой руки

А для волка – кожура.

Бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас – беда!!!

Сжимают кулаки и прижимают к груди

Разбегайтесь кто куда.

«Бегут» пальцами по столу.

9. Игра «Покатаем животных». (Развитие умения делить слова на слоги).

Выставляется паровозик с двумя вагончиками и маленькие игрушки диких животных.

Наши лесные животные любят кататься на паровозике. Давайте мы их прокатим. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором вагончике поедут животные, в названии которых 2 слога.

Волк, медведь, еж, лиса, заяц, лось.

10. Окончание занятия. (Подведение итогов занятия. Оценка работы детей).

Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Давайте произнесем волшебные слова:

Влево, вправо повернись
Снова дома очутись.

Кого мы встретили в лесу?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

ПО ТЕМЕ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Тема занятия: Дикие животные наших лесов.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в образовании существительных именительного падежа единственного и множественного числа, существительных в родительном падеже множественного числа (много чего);

Согласование существительного с числительными 2 и 5;

Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (образование названий детёнышей животных);

Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

Развивающие:

Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;

Способствовать развитию просодической стороны речи;

Способствовать развитию фонематического восприятия;

Развитие навыка связной речи;

Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Коробка-сундучок, домик, Пальчиковые куклы, предметные карточки «Дикие животные», «Детёныши животных».

Ход занятия:

Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.)

Логопед: Сегодня необычный день, друзья, а потому что Маша к нам пришла, загадки принесла и попросила, чтоб мы их разгадали и сказочных героев из сундучка достали. (Логопед показывает детям пальчиковую куклу Машу, затем достаёт из коробки конверты с загадками.)

Кто ломает бурелом,

Подкрепляется медком?

Очень просто мне ответь –

Кто зимою спит? ...

(Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный!

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Сестрица волка, хитрая, ловкая,

В рыжей шубке-обновке,

Охотница за зайцами, курами, яйцами,

Проделки её сплетены небылицами.

Зимой беленький,

А летом серенький,

Никого не обижает,

А сам всех боится.

До ушей зеленый рот.

В камышах она живет.

И в болоте хохотушка

Громко квакает....

(Лягушка)

Сама с вершок!

Влезла ночью на мешок.

Позвала к себе детей.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали…

Логопед: Теперь, когда загадки отгадали, зверюшек в руки взяли, пришёл черёд дрессировать лесной народ.

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«- Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Здравствуй, рыжая лисичка!

Здравствуй, зелёная квакушка!

Здравствуй, мышка-норушка!»

Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое с левой рукой.

Логопед: Ну вот, друзья, зверюшки наши все готовы, послушаем мы Машу снова:

В день рожденья Маша всех друзей к себе позвала, пригласила и сказала: «Приходите в дом ко мне, постучите в дверь извне. Кошка выйдет на порожки, подскажите ей немножко, как ответить на вопросы, на загадки, на стихи, что оставил гномик Пи. Если мы узнаем, все ответы отгадаем, значит праздник мы справляем и сюрпризы получаем.

Логопед: В путь-дорогу мы идём в дверь стучимся, ждём.

1-ый ребёнок (Мышка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Возле дверей логопед ставит кошку.

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте дом лисы, волка, медведя, зайца, мышки и лягушки. Где живут в лесу зверушки?

Дети отвечают (поочерёдно каждый за своего зверька): Лиса живёт в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, мышка – под полом, лягушка – на болоте.

2-ой ребёнок (Лягушка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если скажете зверь один и звери, много зверей мне стучатся в двери.

Дети: лиса – лисы – много лисиц, волк – волки – много волков, медведь – медведи – много медведей, заяц – зайцы – много зайцев, мышка – мышки – много мышей, лягушка – лягушки – много лягушек.

3-ий ребёнок (Заяц): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте 2 ежа и 5 ежей, каждый всех своих зверей.

Дети: 2 мыши, 5 мышей, 2 лягушки, 5 лягушек, 2 зайца, 5 зайцев, 2 лисы, 5 лисиц, 2 волка, 5 волков, 2 медведя, 5 медведей.

4-ый ребёнок (Лиса): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте ласково зверят – мышку и лягушку, зайку и волка, медведя, лису и всю у зверят детвору.

Дети: Мышь - мышка, лягушка - лягушечка, заяц - зайчик, лиса- лисичка, волк - волчонок, медведь – мишка.

У мышки – мышонок, у лягушки – лягушонок, у зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок.

5-ый ребёнок (Волк): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: Л: В дом пущу тогда, если угадаете, чьи это лапы, уши, хвосты, скажу вам одно они не мои.

Дети: Лапы мыши – мышиные, лягушки – лягушачьи, уши зайца – заячьи, хвост лисы – лисий, волка – волчий, уши медведя – медвежьи.

6-ой ребёнок (Медведь): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте вы эти сложные слова.

Дети: Если у мыши хвост тонкий, то она – тонкохвостая,

У лягушки брюхо жёлтое – желтобрюхая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У лисы хвост рыжий– рыжехвостая,

У волка зубы острые – острозубый,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

Если у мыши – хвост, хвостище, у мышонка – хвостик,

то у лягушки – лапы, у жабы – лапищи, у лягушонка – лапки.

у зайчихи – уши, у зайца – ушищи, у зайчонка – ушки.

у лисицы - хвост, хвостище, у лисёнка – хвостик.

у волчицы - усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики.

у медведицы - лапы, у медведя – лапищи, у медвежонка – лапки.

Логопед: Ну вот и открылись нам двери, достигли мы нашей цели. День Рождения пришёл вот и Машин дом. Звери весело гуляли, пели, ели, танцевали. Много радости, ребята, получили все зверята. Потому благодарят и спасибо говорят.

Ольга Кудреватова
Конспект логопедического занятия на тему: Дикие животные

Цели : 1. Активизировать и расширить активный словарь детей по теме;

2. Закрепить в активном словаре детей обобщающие понятии»Дикие

животные »;

3. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные;

4. Закрепить образование названий детёнышей животных ;

5. Закрепить в активном словаре детей прилагательные, отражающие

существенные особенности диких животных ;

6. Работать над построением сложносочинённых предложений;

7. Работать над построением простых предложений, распространённых

дополнением в родительном и творительном падежах;

8. Работать над пластичностью, умением передавать в движениях характерные

особенности диких животных ;

9. Развитие наблюдательности.

Оборудование : наборное полотно, кубик с изображением животных , картинки «Чей

хвост, чья голова?», предметные картинки с дикими животными ,

предметные картинки «Чего не хватает?» , предметные картинки с

детёнышами животных .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие пришли гости . Они будут смотреть, как вы занимаетесь и как себя ведёте. На наших гостей в течение занятия не отвлекаться .

А теперь посмотрим на меня. Приготовьтесь к занятию . На занятии нужно отвечать полными ответами и следить за звуками.

Сейчас сядет тот, кто повторит за мной фразу :

Трусливый заяц,

Серый зубастый волк,

Проворная лиса,

Неуклюжий медведь,

Ловкая белка,

Колючий ёж,

Бурый медведь,

Обманчивая лиса.

2. Сообщение темы занятия .

Ребята вы догадались о каких животных мы сегодня будем говорить на занятии ? (Мы будем говорить о диких животных ) .

Правильно сегодня на занятии мы будем говорит о диких животных .

3. Беседа по теме.

Назовите диких животных , которые живут в наших лесах? (лиса, заяц, медведь, белка, волк, ёж, лось, рысь, барсук и др.) .

Как вы думаете, почему этих животных называют дикими ? (Эти животные живут в лесу и сами находят себе пищу, Человек о них не заботится). Правильно.

4. Лексико-грамматическая работа.

а) Ребята, дикие животные прислали нам из леса интересные задания. Хотите выполнить эти задания? (Да) . Найти конверт с заданием мы сможем по картинке с изображением их любимого лакомства.

Сейчас с помощью «Волшебного кубика» мы узнаем, чьё задание будет первым. (бросаю кубик) .

б) Подбор слов признаков, отвечающих на вопрос какая, какой? к диким животным .

Кто выпал? (волк) . Чем питается волк? (рыбой, мясом, мышами, зайцами) .

Подойдёт ко мне. и найдёт конверт с заданием от волка.

(Читаю задание) .

Волк прислал нам такое задание : «Подобрать как можно больше слов – признаков,отвечающих на вопросы какая, какой? к диким животным ».

Лиса (осторожная, проворная, обманчивая, хитрая, пушистая, рыжая) ;

Волк (серый, зубастый, злой, голодный) ;

Медведь (большой, косолапый, мохнатый, бурый, неуклюжий, грубый, огромный, коричневый);

Белка (ловкая, проворная, оранжевая, пушистая) ;

Заяц (пушистый, серый, белый, трусливый) ;

Уточнить : В какое время года заяц бывает серый (белый?;

Ёж (колючий, серый, умный) .

Молодцы. Вы выполнили задание волка и подобрали много слов о животных .

в) Игра «Исправь ошибку» .

(Бросаю кубик) . Кто выпал : (лиса) . Чем питается лиса? (мясом, мышами, курами) .

Подойдёт ко мне … и найдёт конверт с заданием от лисы.

(Читаю задание) .

Лиса хитрая и хотела нас обмануть. Она прислала такое задание, слушайте внимательно, что она пишет :

Медведь живёт в дупле

(Нет медведь живёт не в дупле, а в берлоге) .

Белка живёт в логове .

Волк живёт в дупле.

Заяц живёт в берлоге.

Волк живёт норе.

Медведь под кустом.

Удалось лисе обмануть нас? (нет) .

г) Игра «Хвосты перепутались» .

(Бросаю кубик) . Кто выпал? (Белка) .

Чем питается белка? (орехами, грибами) .

Подойдёт ко мне … и найдёт конверт с заданием от белки.

(Читаю задание) .

Белка пишет, что у диких животных перепутались хвосты . Она просит вас помочь найти каждому свой хвост. Поможем животным ? (Да) .

Вы узнали их по мордочкам? Давайте назовём. (Беличья морда, волчья морда, зайчья морда и т. д.) . Сейчас мы подберём для каждого животного хвост . (Дети называют хвосты и говорят кому он принадлежит – это волчий хвост. Он нужен волку и т. д.).

Молодцы ребята. Животные очень рады , что вы помогли им отыскать хвосты.

д) Физ. минутка.

(Бросаю кубик) . Кто выпал? (заяц) . Чем питается заяц? (травой, морковью, капустой) .

Подойдёт ко мне … и найдёт конверт с заданием от зайца.

Заяц просит нас немного отдохнуть и изобразить диких животных под музыку . (Дети встают в круг и имитируют движения зайца, лисы, волка, медведя, белки, ежа).

Молодцы ребята. Вы двигались, как настоящие животные .

е) Игра «Чего не хватает?» .

(Бросаю кубик) . Кто выпал? (Ёж) . Чем питается ёж? (яблоками, грибами, червями)

Подойдёт ко мне … и найдёт конверт с заданием от ежа.

(Читаю задание) .

Умный ёж просил вас взять конверт, который лежит у нас на столе. Достать из него картинку. Внимательно рассмотреть её и сказать, чего не хватает у животного .

У белки не хватает хвоста.

У медведя не хватает ушей.

У ежа не хватает иголок.

У зайца не хватает ушей.

У лисы не хватает хвоста.

У волка не хватает лапы.

Молодцы. Вы были очень внимательны и справились с заданием умного ежа.

ж) Игра «Детёныши заблудились» .

(Бросаю кубик) . Кто выпал? (Медведь) . Чем питается медведь? (мёдом и ягодами) .

Подойдёт ко мне … и найдёт конверт с заданием от медведя.

(Читаю задание) .

Медведь пригласил к своему сыну – медвежонку на день рождение его друзей. Они бегали и резвились в лесу на поляне. А когда наступил вечер, они поняли, что заблудились. Медвежонок просит вас помочь им найти своих мам.

Поможем детёнышам? (Да) .

Это волчонок. Его мама волчица.

Это медвежонок. Его мама медведица.

Это лисёнок. Его мама лисица.

Это зайчонок. Его мама зайчиха.

Это бельчонок. Его мама бельчиха.

Это ежонок. Его мама ежиха.

Молодцы. Вы всем детёнышам помогли найти свою маму. Все очень рады. Ещё раз напомните, какие это животные ? (Это дикие животные ) . Почему они называются дикими ?

5. Подведение итогов занятия . Оценивание деятельности детей.

Молодцы! Вы все были активными, внимательными, старательно выполняли все задания. Дикие животные и я остались довольны вашими ответами.

Можете быть свободными.

Литература.

1. Кислякова Т. Р. «По дороге к азбуке» . М. 1999 г.

2. Васильева С. А., Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников» . М. 1999 г.

3. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в

старшей группе с ОНР (I-III период) . Москва «Гном-Пресс» ,1999

4. Тимонен Е. И. Туполейнен Е. Т. Непрерывная система коррекции ОНР в

условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми

нарушениями речи. (старшая группа) Санкт-Петербург «Детство-Пресс» , 2004

5. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям

для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с

ОНР. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» ,2003



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: