Жизнь животных в зимний период. Как зимуют лесные жители. Этот зверь с двумя клыками

Кто как зимует

Кто как зимует: познавательные рассказы в картинках и заданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В этой статье дети познакомятся с жизнью природы зимой и узнают, кто как зимует:

Кто как зимует?

Кто как зимует: как зимуют дикие звери?

Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки.

Перед спячкой осенью звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела – он их «греет» изнутри как печка.

Больше всего страдают звери зимой не от холода, а от голода. Именно пища нужна зверюшкам чтобы поддерживать постоянную температуру тела и не погибнуть.


Как зимуют лоси?

Хочешь – верь. Или не верь.
Есть в лесу сохатый зверь.
Словно вешалки рога,
Очень грозен для врага.
Шум в лесу. Что там стряслось?
То бежит огромный …(Лось ).

Лось – это лесной великан, и еды ему нужно очень много. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство.

Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле — забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая лосей иногда почти с головой. Получается снежное тёплое «покрывало».

В последний месяц зимы – в феврале — настаёт для лося тяжелая пора. В лесу появляется наст – корочка на снеге. Лоси проваливаются под снег, режут настом себе ноги, не могут быстро бегать. Этим пользуются волки. Лоси защищаются от волков рогами и копытами.

Спросите детей, кому легче по снегу бегать – мышонку или лосю? Почему? Прочитайте диалог лося и мышонка, лося и сороки из рассказов Э. Шима. Эти диалоги можно разыграть в театре игрушек или в театре картинок.

Э. Шим. Лось и мышонок

— Чего ты, лосище, запыхался?
— Бежать мне тяжело, в снег проваливаюсь…
— Фи, до чего же вы, лоси, неуклюжие! Такие большие выросли, а бегать как следует не можете.
— Это почему?
— Да сам посуди: ты бежишь налегке, пустой, и на каждом шагу проваливаешься. А я бегу с тяжестью, целый орех в зубах тащу, и ни одна лапка у меня не вязнет. Поучился бы!

Э. Шим. Лось и сорока

Лось: — Вот не везёт, вот не везёт!
Сорока: — Почему тебе, Лось не везет?
— Думал, снегу в лесу насыплет повыше, буду до сосенок доставать, макушки обкусывать…
— А снегу – то высоко насыпало!
— Да что толку, если я в него проваливаюь?!

Есть замечательная сказка о лосях В. Зотова. Послушайте ее вместе с детьми. Вы также найдете эту сказку и другие сказки о животных для детей в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. ауидозаписи группы, альбом «Лесная азбука»)

Спросите ребенка, как он думает, боится ли кого-то лось? Ведь лось «лесной великан»? Наверное, наоборот, все его боятся в лесу? И прочитайте рассказ о лосе и их зимнем враге – волке, рассказ о том, как мальчик Митя помог лосям зимой спастись от волков.

Г. Скребицкий. Митины друзья

Зимой, в декабрьскую стужу, лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг - и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста и увязая по колени в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту не проваливаясь. С каждой секундой звери всё ближе и ближе.

Лосиха уже не могла бежать. Лосёнок держался возле матери. Ещё немного - и серые разбойники нагонят, разорвут обоих.
Впереди - поляна, плетень возле лесной сторожки, широко раскрытые ворота.

Лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега - волки настигали. Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась прямо в ворота, лосёнок - за ней.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Он еле отскочил в сторону - лоси чуть не сбили его с ног.
Лоси!.. Что с ними, откуда они?
Митя подбежал к воротам и невольно отшатнулся: у самых ворот - волки.

Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:
- Вот я вас!
Звери шарахнулись прочь.
- Ату, ату!..- кричал им вдогонку Митя, выскакивая за ворота.
Отогнав волков, мальчик заглянул во двор.
Лосиха с лосёнком стояли, забившись в дальний угол, к сараю.
- Ишь как испугались, дрожат всё…- ласково сказал Митя.- Не бойтесь. Теперь не тронут.
И он, осторожно отойдя от ворот, побежал домой - рассказать, какие к ним во двор примчались гости.

А лоси постояли во дворе, оправились от испуга и ушли обратно в лес. С тех пор они всю зиму так и держались в лесу возле сторожки.

Утром, идя по дороге в школу, Митя часто издали видел лосей на лесной опушке.

Заметив мальчика, они не бросались прочь, а только внимательно следили за ним, насторожив свои огромные уши.
Митя весело кивал им головой, как старым друзьям, и бежал дальше, в село.

И. Соколов-Микитов. На лесной дороге

Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины. Выбежал из лесу лось.
Смело перебегает широкую наезженную дорогу.
Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.
Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.
Люди не трогают, не обижают лосей.

Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.

Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят широкие просеки и наезженные дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам.

И. Соколов – Микитов. Лоси

Из всех зверей, обитающих в наших русских лесах, самый крупный и самый сильный зверь — лось. Есть что-то допотопное, древнее в облике этого крупного зверя. Кто знает — возможно, лоси бродили в лесах ещё в те далёкие времена, когда жили на земле давно вымершие мамонты. Недвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть — так сливается окраска его бурой шерсти с окраской окружающих его древесных стволов.

В дореволюционные времена лоси в нашей стране были уничтожены почти поголовно. Лишь в очень немногих, самых глухих местах, уцелели эти редкие звери. При советской власти охота на лосей была строго запрещена. За десятки лет запрета лоси расплодились почти повсеместно. Теперь они безбоязненно подходят к людным селениям и шумным большим городам.

Совсем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. По-видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время, заблудились на городских улицах.

Вблизи городов и селений лоси чувствуют себя в большей безопасности, чем в глухих местах, где их преследуют охотники-браконьеры. Они не боятся переходить широкие асфальтовые дороги, по которым непрерывным потоком движутся грузовые и легковые машины. Нередко они останавливаются у самой дороги, и проезжающие в машинах люди свободно могут их наблюдать.

Лось — очень сильное, сторожкое и умное животное. Отловленные лоси быстро привыкают к людям. Зимою их можно запрягать в сани, как запрягают на севере домашних оленей.

Мне не раз приходилось встречать в лесу лосей. Прячась за укрытием, я любовался красотою сильных зверей, лёгкими их движениями, ветвистыми развесистыми рогами самцов. Каждый год самцы лосей меняют свои тяжёлые ветвистые рога. Сбрасывая старые рога, они трутся о стволы и сучья деревьев. В лесу нередко люди находят сброшенные рога лосей. Всякий год на рогах самца-лося прибавляется лишний отросток, и по количеству отростков можно узнать возраст лося.

Лоси любят воду, нередко переплывают широкие реки. Переплывающих реку лосей можно догнать на лёгкой лодке. Над водой видны их горбоносые головы, широкие ветвистые рога. Бродя с ружьём и собакой по лесной вырубке вблизи реки Камы, однажды я увидел лося, “принимавшего ванну” в небольшом открытом болотце. По-видимому, лось спасался от осаждавших его злых оводов и слепней. Я подошёл близко к стоявшему в болотной воде лосю, но выскочившая из кустов моя легавая собака его испугала. Лось вышел из болота и не торопясь скрылся в густом лесу.

Самое удивительное, что тяжёлые лоси могут переходить самые топкие трясинные болота, по которым не может ходить человек. Для меня это служит доказательством того, что лоси жили ещё в те давние времена, когда отступали покрывавшие землю ледники, оставляя за собою обширные топкие болота.

Как кабан зимует

Зимой кабанам приходится трудно, им очень тяжело идти по глубокому снегу. Если нужно пройти по снегу, то кабаны идут гуськом друг за другом. Сначала идет самый сильный кабан. Он прокладывает всем дорогу, за ним – все остальные.

Особенно трудно кабану идти по насту. Кабан проваливается под наст, режет свои ноги острым льдом.

Ночами кабаны зимой греются в убежищах, лежат на ветках, листьях. Если очень холодно – то ложатся близко друг к другу – греют друг друга.

Кабаны никогда не зарываются в снег, они его не любят. Наоборот, стараются чем-то снег накрыть — натаскают они под елку веток или лягут на камыши.

Кормятся кабаны зимой днем. Едят они веточки, выкапывают из-под снега желуди, орехи, траву.

Если снега нет – кабанам раздолье! Они выкапывают из земли корневища, луковицы, роют рылом землю, добывают жуков, червяков, куколок.

За зиму кабан теряет треть своего веса! К весне остаются только «кожа да кости».

Послушай, как разговаривали кабан и заяц в последний месяц зимы.

Э. Шим. Кабан и заяц

Заяц: — Ой, Кабан, ты на самого себя не похож! До чего тощий – одна щетина до косточки… Разве такие хрюшки бывают?

Кабан: — Дикие хрю-хрюшки… и не такие бывают… Худо нам, Заяц… Земля корочкой ледяной покрылась, ни клык, ни пятачок ее не берет. Ничего не выроешь нынче, брюхо ничем не набьешь… Сам удивляюсь, как еще ноги хо-ходят. Одно утешенье: на такого тощего да страшного даже волк не позарится…

Э. Шим. Кабанчик и Лисенок

— Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?
— Худой ты до чего, Лисёнок! Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
— У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!
— А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей – то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

Э. Шим. Кабан и лось

— Ну-ка, Лось, почеши мне бок! Покрепче!
— Шух-шух!.. Ну, как?
— Слабо. Ты покрепче давай!
— Шух-шух!.. Ну, как?
— Говорю, покрепче!
— Шух!!! Шух!! Шух!!. Ф-ф-у-у, неужто слабо?
— Конечно, слабо. Вот обида, понимаешь: на два вершка сала накопил, а под этим салом как раз и чешется!

Е. Чарушин. Кабан

Это дикая свинья - кабан.
Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает - ищет, чего бы съесть.
Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечёт, как топором, он клыками и волка убьёт - будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его побаивается.

Как зимует волк?

Отгадайте загадку: «Кто зимой холодной бродит злой, голодный?». Конечно, это волк! Бродит волк зимой по лесу – ищет добычу.

Волки – хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат.
Зимой волк почти всегда ходит голодный, он не может быстро бегать по рыхлому снегу. А вот по насту бегает очень быстро! Тогда от волка не убежать!
Наверное, вы слышали такую поговорку «волка ноги кормят». Это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да, даже на лосей! Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей.

Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.

Вот что однажды случилось с волком в лесу зимой.

Сказка о зайце и волке

Сказка «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету: мяса Серый, ни-ни-ни, даже в праздничные дни». Эту сказку и другие сказки о животных Вы можете прочитать в книге «Почемучка. Потомучка» (авторы – Г. А. Юрмин, А. К. Дитрих).

«Поймал глупый Волк премудрого Зайца и радуется:
— Ага, попался, косой! Теперь-то я заморю червяка…
— Т-т-точно, п-п-попался, — трясется Заяц. – Но, с другой – с-стороны, ты же сам, Волк, говоришь: только «червяка заморишь». Ну, слопаешь меня, так ведь еще больше аппетит разыграется… С чего бы это напасть такая на тебя, на Волка: все в лесу сыты, один ты вечно голоден. Задумайся-ка!
Нахмурил Волк серый лоб. В самом деле, почему? И говорит:
— Раз ты, Заяц, такой премудрый, такой умный – разумный, посоветуй: как мне быть, как мне горю пособить?
— А ты с других пример бери, — без раздумий отвечает заяц. – Взять тетерева, пошли покажу.
— Ишь, хитренький! Размечтался! Небось, по дороге хочешь улизнуть? Еще чего?!
Надрал Волк лыка с липы, свил веревочку, взял Зайца на поводок – и зашагали.

Видят, сидит на березе тетерев.
— Терентий, отвечай, — кричит Заяц. – С чего бы это ты всю зиму сыт?
— Еды вокруг – ешь, не хочу! Оттого и сыт. Почек-то сколько угодно.
— Слыхал, Серый? … У тебя всё мясо на уме, а Терентий толкует про березовые почки, в которых спят зеленые листочки. Их кругом полно. Согни березку да отведай, не стесняйся.
Сделал Волк, как Заяц велел, и у плеваться:
— Тьфу, гадость! Нет уж, косой, лучше я тобой закушу!
— Не спеши! – гнет Заяц свое. И потащил Волка в Лосю – великану.

— Дяденька Сохатый! – кричит Заяц. – Скажи, сытно ль тебе живется?\-
— Вот дожую последнюю веточку – и баста, наелся, больше не лезет.
— Видал, Волк? Сохатый весь свой век зимой осину гложет, а каким могучим стал! Вот и ты бы так. Гляди-ка, сколько осталось надранной лосем осинки.
— Лососинки? – облизнулся Волк. – Это по мне.
Накинулся на угощение, жадно заклацал зубищами, но вдруг повалился – и ну кататься по снег:
— Ой, помираю! Ой, живот болит! Ой, горечь – отрава!!! Ну, Заяц!»

Можно разыграть диалоги зверюшек – как они угощали волка – в театре картинок или пальчиковом театре.

Рассказы о волке

Э. Шим. Волк, лось, заяц и рябчик

— Лось, лось, я тебя съем!
— А я от тебя, Волк, в чисто полюшко, и был таков!
— Заяц, заяц, я тебя съем!
— А я от тебя, Волк, в чисты кустики, и был таков!
— Рябчик, Рябчик, я тебя съем!
— А я от тебя, Волк, на высокое деревце, да и был таков!
— Что же делать мне, родимые? Чем брюхо-то набить?
— Гложи, Волк, свои бока!

Э. Шим. Волчонок и волчица

— Мамка, отчего мы, волки, на луну воем?
— А потому, сынок, что луна – это волчье солнышко.
— Не пойму я чегой-то!
— Ну как же… Дневные звери да птицы белый свет любят, при солнышке поют и радуются. А мы, волки, — ночные добытчики, нам темнота способнее. Вот мы и поем при луне, при ночном бледном солнышке…

В. Бианки. Волчьи хитрости

Когда волк идет шагом или труском (рысью), он аккуратно ступает правой задней лапой в след своей передней левой лапы, поэтому следы его ложатся прямой,как по верёвочке, строчкой — в одну линейку. Глядишь на такую строчку и читаешь: «Тут прошёл здоровенный волк».

Но так попадёшь впросак. Правильно будет читать: «тут прошло пять волков «, потому что тут впереди шла матёрая и мудрая волчица, за ней старый волк и за ними волчата.

Ступали след в след, что и в голову не придёт, что это след пяти волков. Это могут отличить только очень опытные следопыты по белотропу (так называют охотники следы на снегу).

Н. Сладков. Сорока и волк. Разговоры в лесу

— Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
— От голода.
— И рёбра торчат, выпирают?
— От голода.
— А воешь чего?
— От голода.
— Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
— От голода.

Е. Чарушин. Волк

Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы! Волк-разбойник на охоту вышел. Вы, собаки, громче лайте, волка пугайте!
А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!

Как зимует барсук?

Барсук зимой спит, но не очень крепко. Он может проснуться во время оттепели, вылезти из норы ненадолго, пригладить и почистить свою шерстку и … снова пойти спать. В своей зимней «кладовке» припасает на зиму барсук пищу – семена, высушенные лягушки, коренья, желуди. А с осени он накапливает жир – наедается. Во время спячки барсук ничего не ест. А запасы в «кладовой» нужны на время его короткого зимнего пробуждения.

Э.Шим. Барсук и сойка

— А-у-о-ы-ы-ы…
— Что с тобой, Барсучище?
— А-у-о-ы-ы-ы…
— Уже не заболел ли?
— А-у-у-о-о-ы-ы-ы-и-и…
— Уже не помираешь ли?!
— А-у-ы… Отстань, отвяжись… Не помираю я, фефела… Не помира-а-у-о-ы…
— А что же с тобой?
— Зевота одолела. До того спать хочется – из норы бы не вылезал. Видать, скоро насовсем завалюсь… До весны на бокову-у-ы-о-ы-ы-ы-у-у-у-у-у-ю!!.

Н. Сладков. Барсук и медведь

– Что, Медведь, спишь ещё?
– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без про́сыпу. Все бока отлежал.
– А может, Медведь, нам вставать пора?
– Не пора. Спи ещё.
– А не проспим мы с тобой весну-то с разгону?
– Не бойся! Она, брат, разбудит.
– А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём тяжёл!
– Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось на залежишься! Спи уж, пока сухой.

Как зимуют медведи?

Медведь зимой спокойно спят в своей берлоге, которую выстилает хвоей, корой деревьев, сухим мхом. Если медведь осенью не нагулял много жира, то он долго не может уснуть в берлоге, ходит по лесу в поисках пищи. Такой медведь очень опасен для всех. Его называют «шатун».

Поздней зимой у медведицы рождаются 2-3 медвежонка. Они рождаются беспомощными, лежат у мамы — медведицы на брюхе. Она их кормит густым молоком, но при этом сама не ест. Только весной медвежата выходят из берлоги.

Как зимуют насекомые

Насекомые к наступлению зимы прячутся глубоко в почву, в трухлявых пнях, в трещинах деревьев.

Некоторые насекомые без приглашения забираются прямо в муравейник, чтобы переждать в нем холодную пору. Муравьи же в это время впадают в оцепенение до весны.

Кузнечики прячут осенью в землю яйца, которые будут зимовать.

У бабочек — капустниц зимуют куколки. Летом откладывает капустница свои яйца на капусту. Гусеницы осенью выбираются из этих яиц на стволы деревьев, заборы, стены, привязывают себя ниточкой и становятся … куколками! Так и висят до весны. И дождь на них капает, и метель снег сыпет снегом. Придет весна – и выберутся из куколок молодые бабочки.

Бабочки – крапивницы, траурницы, лимонницы зимуют взрослыми. Они забиваются в кору деревьев, в дупла, в сараи, в щели на чердаках. Весной они снова появятся.

Г. Скребицкий и В. Чаплина. Куда комары зимой девались

На зиму комары попрятались в разные щелки, в старые дупла. Они и рядом с нами зимуют. Заберутся в подвал или погреб, много их там в углу соберется. Прицепятся комары своими длинными лаками к потолку, к стенкам и спят всю зиму.

Сказки о том, кто как зимует

Э. Шим. Ворона и синица

— Все звери от холода в норы попрятались, все птицы от голода чуть живы сидят. Одна ты, Ворона, во всё горло раскаркалась!
— А может, мне хуже всех?! Может, это я «карраул» кричу!

Э. Шим. Укрывушки, хоронушки, показушки. Как звери и птицы первый снег встречают?

К вечеру вызвездило, ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.

Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые — ужасно удивились, потому что никогда не видели снега.

На берёзе молоденький Тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит — падают с неба мохнатые снежинки.

— Что за че-че-пуха?- забормотал Тетерев.- Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются.
— Нет, родимый, это не мухи! — сказал старый Тетерев
— А кто же это?
— Это наши укрывушки летят.
— Какие такие укрывушки?
— Они землю укроют,- отвечает старый Тетерев, — одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько…
— Ишь, ты! — обрадовался молодой Тетерев.- Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывушками спится!
И стал ждать, когда на земле пуховое одеяло расстелется.

Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. Вполглаза подрёмывал, вполуха прислушивался. Вдруг замечает — спускаются с неба мохнатые снежинки.
— Вот тебе на! — удивился Зайчишко.- Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит!
— Глупенький, разве это цветочный пух! — сказала старая Зайчиха.
— А чего же это такое?
— Это наши хоронушки летят.
— Что ещё за хоронушки?
— Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой.
— Уй, как интересно! — закричал Зайчишка.- Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!

В лесу, по голому осинничку, бежал молодой Волчонок. Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит — падают с неба лёгкие снежинки.
— Ай-яй! — сказал Волчонок.- Ни как гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и перышки роняют?
— Что ты, разве это пух и перышки! — засмеялся старый Волк.
— А что же это?
— Это, внучек, наши показушки летят.
— Не знаю я никаких показушек!
— Скоро узнаешь. Лягут они ровным-ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки — и тотчас узнаем, в какую
сторону за добычей бежать…
— Ловко! — обрадовался Волчонок.- Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!

Только разузнали молодые звери и птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветерком.

Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.

Как раки зимуют?


Знаете ли Вы, где зимуют раки ? Прочитайте детям сказку В. Бианки и узнаете:).

Что же означает выражение «где раки зимуют»?

А выражение «где раки зимуют» появилось давно. Помещики очень любили есть раков, а выловить их зимой трудно. Ведь зимой раки прячутся и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян. Крепостные крестьяне в холодной воде вылавливали раков – это был очень тяжелый труд. Часто они после зимней ловли раков заболевали. После этого и стали говорить: «Я покажу тебе, где раки зимуют». А еще «где раки зимуют» говорят в другом случае – о чем-то очень далеком, что находится далеко, неведомо где.

Где раки зимуют? В. Бианки

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите — кастрюля, на столе — большое белое блюдо. В корзине были раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.

Вошла хозяйка и начала:
раз — опустила руку в корзину и схватила рака поперёк спины;
два — кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и —
три — переложила рака ложкой из кастрюли на блюдо. И пошло, и пошло!

Раз — чёрный рак, схваченный поперёк спины, сердито шевелил усами, раскрывал клешни и щёлкал хвостом;
два — рак окунался в кипяток, переставал шевелиться и краснел;
три — красный рак ложился на блюдо, лежал неподвижно, и от него шёл пар.

Раз-два-три, раз-два-три — в корзине оставалось всё меньше чёрных раков, кипяток в кастрюле кипел и булькал, а на белом блюде росла гора красных раков.

И вот остался в корзине один последний рак.

Раз — и хозяйка схватила его поперёк спины.

В это время ей крикнули что-то из столовой.

— Несу, несу,- последний! — ответила хозяйка — я спуталась:
два — кинула чёрного рака на блюдо, подождала немножко, подцепила ложкой с блюда красного рака и
три — опустила его в кипяток.

Красному раку было всё равно, где лежать — в горячей кастрюле или на прохладном блюде. Чёрному раку совсем не хотелось в кастрюлю; не хотелось ему лежать и на блюде. Больше всего на свете ему хотелось туда, где раки зимуют. И — долго не раздумывая — он начал своё путешествие: задом, задом на попятный двор.

Он наткнулся на гору неподвижных красных раков и забился под них.

Хозяйка украсила блюдо укропом и подала на стол.

Белое блюдо с красными раками и зелёным укропом было красиво. Раки были вкусны. Гости были голодны. Хозяйка была занята. И никто не заметил, как чёрный рак перевалился с блюда на стол и задом, задом подполз под тарелку, задом, задом добрался до самого края стола.

А под столом сидел котёнок и ждал, не перепадёт ли ему что-нибудь с хозяйского стола.

Вдруг — бап! — треснулся перед ним кто-то чёрный, усатый.

Котёнок не знал, что это рак, думал — большой чёрный таракан, и толкнул его носом.

Рак попятился.

Котёнок тронул его лапкой.

Рак поднял клешню.

Котёнок решил, что с ним дела иметь не стоит, обернулся и мазнул его хвостом.

А рак хвать! — и зажал ему клешнёй кончик хвоста.

Что тут с котёнком стало! Мяу! — он скакнул на стул. Мяу! — со стула на стол. Мяу! — со стола на подоконник. Мяу! — и выскочил во двор.

— Держи, держи, бешеный! — кричали гости.

Но котёнок вихрем помчал через двор, взлетел на забор, понёсся по саду. В саду был пруд, и котёнок, верно, свалился бы в воду, если б рак не разжал клешни и не отпустил его хвоста.

Котёнок повернул назад и галопом поскакал домой.

Пруд был маленький, весь зарос травой и тиной. Жили в нём ленивые хвостатые тритоны, да карасики, да улитки. Житьё у них было скучное — всегда всё одно и то же. Тритоны плавали вверх и вниз, карасики плавали взад-вперёд, улитки ползали по траве — один день наверх ползёт, другой — вниз спускается.

Вдруг всплеснула вода, и чьё-то чёрное тело, пуская пузыри, опустилось на дно.

Сейчас же все собрались на него поглядеть — приплыли тритоны, прибежали карасики, поползли вниз улитки.

И верно, было на что поглядеть: чёрный был весь в панцире — от кончиков усов до кончика хвоста. Гладкие латы охватывали его грудь и спину. Из-под твёрдого забрала на тоненьких стебельках высовывались два неподвижных глаза. Длинные прямые усы торчали вперёд, как пики. Четыре пары тонких ног были как вилочки, две клешни — как две зубастые пасти.

Никто из прудовых жителей ещё ни разу в жизни не видал рака, и все из любопытства лезли поближе к нему. Рак шевельнулся — все испугались и отодвинулись подальше. Рак поднял переднюю ножку, ухватил вилкой свой глаз, вытянул стебелёк и давай чистить.

Это было так удивительно, что все опять полезли на рака, а один карасик даже наткнулся на его усы.

Рраз! — рак схватил его клешней, и глупый карасик разлетелся пополам.

Всполошились рыбки и карасики, разбежались кто куда. А голодный рак спокойно принялся за еду.

Сытно зажил рак в пруду. Целыми днями он отдыхал в тине. Ночами бродил, ощупывал усами дно и траву, хватал клешнями тихоходов-улиток.

Тритоны и карасики боялись теперь его и близко не подпускали к себе. Да ему достаточно было и улиток: он съедал их вместе с домиками, и панцирь его только креп от такой пищи.

Но вода в пруду была гнилая, затхлая. И его по-прежнему тянуло туда, где раки зимуют.

Раз вечером начался дождь. Он лил всю ночь, и к утру вода в пруде поднялась, вышла из берегов. Струя подхватила рака и понесла из пруда, ткнула в какой-то пень, подхватила опять и сбросила в канаву.

Рак обрадовался, расправил широкий хвост, захлопал им по воде и задом, задом, как ползал, поплыл.

Но дождь кончился, канава обмелела — плыть стало неудобно. Рак пополз.

Полз он долго. Днём отдыхал, а ночью снова отправлялся в путь. Первая канава свернула во вторую, вторая в третью, третья — в четвёртую, а он всё пятился, полз, полз — и всё никак не мог никуда приползти, выбраться из ста канав.

На десятый день пути он забрался, голодный, под какую-то корягу и стал ждать, не поползёт ли мимо улитка, не проплывёт ли рыбка или лягушка.

Вот сидит он под корягой и слышит: бул-дых! Что-то тяжёлое упало с берега в канаву.

И видит рак: плывёт к нему мордастый зверь с усами, с короткими лапами, а ростом с котёнка.

В другое время рак испугался бы, попятился от такого зверюги. Но голод не тётка. Чем-нибудь надо брюхо набить.

Пропустил рак зверя мимо себя да хвать его клешнёй за толстый волосатый хвост. Думал, отрежет, как ножницами.

Да не тут-то было. Зверь — а это была водяная крыса — как рванёт — и легче птички вылетел рак из-под коряги.

Метнула крыса хвостом в другую сторону — крак! — и переломилась рачья клешня пополам.

Нашёл водоросли и поел их. Потом попал в ил. Рак засунул в него свои лапки-вилки и давай ими шарить. Левая задняя лапка нащупала и схватила в иле червяка. Из лапки в лапку, из лапки в лапку, из лапки в лапку — и отправил рак червяка себе в рот.

Целый месяц уже длилось путешествие по канавам, уже был сентябрь месяц, когда рак вдруг почувствовал себя плохо, так плохо, что не мог ползти дальше; и стал он хвостом песок в берегу ворошить, рыть.

Только успел вырыть себе норку в песке, как начало его корчить.

Рак линял. Он упал на спину, хвост его то разжимался, то сжимался, усы дёргались. Потом он разом вытянулся — панцирь его лопнул на животе — и из него полезло розовато-коричневое тело. Тут рак сильно дёрнул хвостом — и выскочил сам из себя. Мёртвый усатый панцирь выпал из пещерки. Он был пустой, лёгкий. Сильным течением его поволокло по дну, подняло, понесло.

А в глиняной пещерке остался лежать живой рак — такой мягкий и беспомощный теперь, что улитка могла бы проткнуть его своими нежными рожками.

День проходил за днём, а он всё лежал без движения. Понемногу тело его стало твердеть, снова покрываться жёстким панцирем. Только теперь панцирь был уже не чёрный, а красно-коричневый.

И вот чудо: оторванная крысой клешня быстро начала отрастать заново.

Рак вылез из норки и с новыми силами отправился в путь — туда, где раки зимуют.

Из канавы в канаву, из ручья в ручей полз терпеливый рак. Панцирь его чернел. Дни становились короче, шли дожди, на воде плавали лёгкие золотые челночки — облетевшие с деревьев листья. По ночам вода подёргивалась хрупким ледком.

Ручей вливался в ручей, ручей бежал к реке.

Плыл, плыл по ручьям терпеливый рак — и наконец попал в широкую реку с глиняными берегами.

В крутых берегах под водой в несколько этажей пещерки, пещерки, пещерки — как гнёзда ласточек вверху над водой, в обрыве. И из каждой пещерки рак глядит, шевелит усами, грозит клешнёй.

Целый рачий город.

Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залёг зимовать, как медведь в берлогу.

Надежда Шукшина
Занятие «Жизнь животных зимой»

Задачи :

Образовательные :

1. Продолжать знакомить детей с животными леса : белка, заяц, лиса, волк, медведь, лось, кабан;

2. Конкретизировать знания детей о особенностях приспособления животных к зиме (заяц, белка – меняют шубку; у лисы на лапах, как сапожки, вырастает густая шерсть; у волка шерсть становится густой и теплой; у лося более широкие копыта, которые не проваливаются в снег).

Развивающие :

1. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

2. Стимулировать познавательный интерес детей.

3. Развивать активную речь детей;

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

2. Воспитывать любовь к природе, животным , стремление помочь им в трудных условиях;

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал : посылка, наполненная яблоком, листом дуба, орехами, семечками, сухими грибами, мелкими животными ; картины с животными леса и карточки схемы с кормом для животных ; схемы для рассказывания.

Предварительная работа : рассматривание альбома «Животные нашего леса » , открытки о животных ; чтение произведений Е. Чарушина о животных .

Беседа «Дикие животные зимой » . Отгадывание загадок о животных .

Д/игра «Путешествие в зимний лес» .

Рассматривание иллюстраций «Времена года» .

Воспитатель : Ребята,ой, смотрите мышка несет большой конверт.

Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

В письме написано, идите за мышкой, получите посылку.

Воспитатель вносит посылку. Нам пришла посылочка от старичка Лесовичка.

Открывает, вынимает записку, читает.

«Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И вам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки».

Воспитатель : Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте.

З/и «Услышишь – покажи»

Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь.

И про животик не забудь .

(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями)

Воспитатель : вижу не забыли про своих помощников. Присядьте на корточки рядом с посылочкой, впустите в нее руки и найдите по одному предмету

(Дети выполняют задание) .

Воспитатель : Что вы нашли?

Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, кабана, медведя, лося.

Воспитатель : Кто это такие?

Дети. Это дикие животные .

Воспитатель : Почему их так называют?

Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

Воспитатель : А посмотрите, я нашла в посылочке страничку, на ней что-то нарисовано, я не пойму.

Помогите мне разобраться. (показ следов животных )

Да здесь есть еще карточки. Мы можем поиграть.

Дидактическая игра «Узнай, чей след» .

На ковре разложены дорожки из следов разных животных . Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу.

Воспитатель : А сейчас, давайте проверим как вы запомнили следы животных . Д/и «Чей след»

Воспитатель : давайте посмотрим, что еще есть в посылке. Вынимает коробочку на ней написано «Корм для животных » . Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте заглянем (открываю коробку) Не открывается, ой да здесь записка от Лесовичка. Коробочки откроются тогда, когда вы расскажете как живут лесные звери зимой .

Воспитатель : Рассказывать мы будем по схеме, давайте повторим.

Дети выходят, берут картинку животного и рассказывают

Заяц зимой в белой шубке бегает, его следы похожи на капельки, он трусливый и прячется от совы, волка, лисы. Большие чуткие уши помогают зайцу заметить опасность?

Воспитатель : Как заяц спасается от врагов?

Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Он днем спит, а ночью выходит добывать себе еду. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

У белочки зимой серая шубка . Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.

Воспитатель : Где устраивает своё жилище белочка?

Дети : В дупле, гнезде.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети : В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель : Как белка от врагов спасается?

Дети : Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерево.

Лиса красавица леса. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору . Окраску лисы не меняют.

Воспитатель : Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лиса дорожки хвостом подметает?

Дети : следы заметает.

Воспитатель : А вы знаете, что кончик хвоста у лисы белый. Это для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?

Дети : Мышей.

Воспитатель : Зимой жизнь в лесу замирает , и главным питанием лисы становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети : Хороший слух и нюх.

Что согревает волка зимой ?

Дети : Густая, плотная, тёплая шерсть

Волк цвет шерсти на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой.

Воспитатель : - На кого охотятся волки?

Дети : Волки охотятся на крупных животных : оленей, лосей.

Воспитатель : Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети : Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель : Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются

Воспитатель :

Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Лось - большое животное , высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами.

Воспитатель : А что делает зимой медведь ?

Дети : Медведь зимой спит в берлоге

Воспитатель : Почему медведь зимой спит ?

Дети : Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель : Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети : Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель : Ребята, вы так хорошо рассказали про лесных зверей, что коробочка открылась. Посмотрите, что нам прислал старичок – Лесовичок.

Физминутка (раздать карточки с животными )

А сейчас немного отдохнем

По таинственной дороге

Шли таинственные ноги,

Как они шли? (Воспитатель называет имя ребенка, ребенок говорит и показывает карточку.)

(по-медвежьи, по-лисьи, по-беличьи, по- заячьи, по-ежиному)

Воспитатель : Ребята, сейчас зима и животным трудно добывать пищу. Давайте попробуем их накормить. Дидактическая игра : «Накорми животное »

В мешочке находятся : мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, называя, для кого она и угощают.

Воспитатель : молодцы, ребята, вы хорошо накормили зверей, садитесь на свои места.

Воспитатель : ребята, лесовичок прислал нам так много всего интересного, что хочется и ему какой –то подарок отправить. А давайте закончим свою картину о зиме. У нас нарисованы звери наших лесов, а мы их раскрашивать не будем, а поможем им стать пушистыми :

Белку посыпем пшеном, зайца – манкой, волка – чаем и свои работы пошлем Лесовичку. Он будет очень рад.

Воспитатель : все животные двигаются , дышат, питаются, размножаются и растут. Они живые. Помните об этом, ребята! Любите и не обижайте животных !

Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию

«Жизнь диких животных в лесу зимой»

в подготовительной к школе группе

Программное содержание: расширять знания детей о жизни диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Заложить основы экологического воспитания детей. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному что нас окружает.

Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, заучивание стихотворений, наблюдение и экскурсии.

Методическое обеспечение: групповая комната похожа на лесную зимнюю полянку, под елкой притаилась лиса, в берлоге спит медведь, под кустиком спрятался заяц, в норке спит еж, за деревом прячется волк, на елочке сидит белка, пролетают снегири. Все это достигается с помощью ярких мягких игрушек, пластмассовых елочек, веток.

Для коррекционных работ используются цветные открытки, с изображением диких животных, фланелеграфы, чудесный мешочек.

Кукольный театр с персонажами: старичок- лесовичок, лесные звери.

Музыкальное оформление: Г. Свиридов «Тройка» или « Полонез» Очинского.

Методика проведения

Звучит «Полонез» Огинского или «Тройка» Свиридова. На этом фоне воспитатель читает стихи: И. Суриков «Белый снег пушистый», «Береза» С. Есенина.

В: Ребята, что вы сейчас услышали? Д: Музыка, стихи. В: О чем я читала стихи? Д: Олесе, о березе.

В: А теперь посмотрите на картины и найдите лес, о котором я читала стихотворение. Покажите его. Почему вы думаете, что это он? Д: Тихо в этом лесу, все деревья засыпаны снегом, как шапкой. В: А где же белая береза? Д: Вот она.

В: Посмотрите на эти картины и скажите, а что вы чувствуете в душе, глядя на эти картины? Какое настроение возникает у вас? Д: Хорошее, доброе и т. д.

В: Ну раз у вас хорошее доброе настроение, то я вас приглашаю на прогулку в зимний лес. На полянке детей встречает старичок - лесовичок.

Ст-лес: Здравствуйте, ребята! Я- старичок - лесовичок, я здесь живу. С чем пожаловали в мой дом? С худом или добром?

Д: С добром. Ст- лес: Тогда сначала отгадайте мои загадки, а потом дальше пойдете.

1. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка).

2. Любит груши и мед, сладкоежкою слывет. А еще могу сказать, очень любит он поспать, (медведь).

3. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной? (еж).

4. Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом? (лиса).

5. Кто зимой холодной, ходит злой голодный? (волк).

6. Зимой белый, летом серый? (заяц).

Почему у зайца зимой белая шерстка? Как он это делает?

7. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок? (белка).

8. Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно может он реветь, кто скажите он? (медведь).

Стар-лес: Молодцы, ребята! Все правильно отгадали, можете гулять в моем

лесу.

Коррекционная работа. Физкультминутка с прослеживающей функцией глаз.

В: Ой! Посмотрите ребята! Кто это прилетел и на ветки дерева сел?

Д: Снегири.

В: А как вы догадались, что это снегири? Почему они к нам прилетели?

(ответы детей)

В: Посмотрите сюда, а один все летает и летает.

Дети глазами прослеживают за снегирем вправо- влево, вверх- вниз (5-6раз). Кукольный театр: Лесные звери- куклы встречают детей и рассказывают о том, как они зимуют. Белка: Здравствуйте ребята!

Я Белка! Веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать скакать, силы надо беречь, сохранять! Всю осень дупло утепляла, пуха соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас, грибы, ягоды, орехи.

Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?

Трудно белке зимовать? Когда долгая зима,

Когда снежная она, когда сильные морозы...

К людям я тогда скачу, помощи у них ищу. В: Ребята! О чем нам белочка рассказала? Д: О том как она зимует, как ей трудно бывает зимой. В: А что нового вы узнали о Белочке?

Д: Что зимой Белочка становится серой, она линяет и цвет шерсти становится серый В: А зачем она это делает?

Д: Чтобы стать менее заметной, чтобы ее не съели другие звери. Еж: А я ежик. Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени запас, грибы и ягоды запас,

Трудился- не ленился, меня вот разбудили И к вам ребята пригласили, чтоб о себе все рассказал, Сюда медведя я б позвал, но он в берлоге крепко спит, И его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа

Крепко спать и весны ждать! В: О чем нам рассказал еж? Д: О своем зимовье. В: А почему ребята, нельзя будить медведя?

(ответы детей) Заяц: А я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме ребята побелел, шубку новую надел. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.

Не увидит, не узнает зверь меня лесной! И хотя я не трус, но всего, всего боюсь! Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замершей.

Что под снегом заяц найдет- все ему впрок пойдет. Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте,

Где ему еды приберегите, не пугайте, не гоните. Лиса: Я лиса! Мороза не боюсь, в шубку теплую ряжусь.

Хвост красивый какой- мне он нравится самой! Живу в поле, там сплю, отдыхаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом наверное, мало кто знает. Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. В: Ребята! Что нового узнали о лисичке? Д: О том, что лисичка не может догнать зайчика. Стар-лес: Рассказывает о волке:

А еще есть зверь лесной, он ребята очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались! Угадайте? Это волк! Я сам расскажу, как зимует он в лесу. Волк зимой очень злой, в одиночку не ходит. Волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой, еды не хватает и он голодает. В: Почему дети нельзя волку попадаться зимой? (ответы детей)

В: Спасибо Стар - лесовичок, что предупредил нас, сейчас мы пойдем на прогулку в лес.

Коррекционная физкультминутка: Прогулка в зимнем лесу. Мы пришли в зимний лес - ходьба по комнате.

Справа березка в шубке стоит- руку отводят и прослеживают взглядом. Слева елка на нас глядит- руку отводят в указанную сторону. Снежинки в небе кружатся- движение фонариком и смотрят вверх. На землю красиво ложатся- кружась приседают. Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал- прыжки. Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет- руки на поясе, наклоны в стороны.

Вот мы спрячемся сей час, не найдет тогда он нас!- приседают, прячась Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит- имитируют сон. Прилетают снегири, как красивы они!- имитируют полет птиц. В лесу красота и покой, а нам пора домой- садятся на свои места.

Игра « Чудесный мешочек» - в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, морковка, яблоко и т.д. Дети достают пищу для зверей, угощают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их. Коррекционная игра: Сложи открытку.

В: Дети, а Стар- лесовичок еще одну загадку нам оставил. В этих конвертах спрятаны изображения животных. Нужно их сложить и отгадать кто это?

Дети складывают открытки с изображением диких животных. В: Кто у тебя получился, а у тебя? Дети отвечают, называя животное. В: Хорошо! Молодцы, все справились с загадками.

А сейчас, ребята, я познакомлю вас с пословицами о природе.

1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! В: Почему мы должны птиц и зверей оберегать?

Давайте представим, что может случиться, если не будет птиц, зверей

(ответы детей)

2. Кто природу губит, тот свой край не любит! В: А что значит губить природу?

(ответы детей)

В: А как можно любить свой край, природу. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова « Люблю птиц».

В: Из этого стихотворения сразу видно, что этот человек добрый, любит природу. О нем можно сказать пословицей.

3. Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить. Завершая прогулку по зимнему лесу, задаю вопросы:

Что нового узнали на занятии? Чему вы научились? Что вам было трудно?

Как мы должны относиться к окружающей нас природе, животным?

Дети покидают лесную полянку, зимний лес, прощаются с его обитателями


Учебная мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут» предназначена для использования в процессе:

Непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками групп старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познание»;

Уроков по окружающему миру в начальной школе.

Данная мультимедийная презентация направлена на достижение следующих задач:

Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Презентация дает возможность пронаблюдать жизнь диких зверей зимой, что не возможно сделать в естественных условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе

«Как звери зимой в лесу живут»

Программные задачи:

Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак».

Материал: мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут».

Ход НОД:

Воспитатель: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Что это?

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко понимая ноги).

(Слайд №1). Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите на экран, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Слайд №2).

Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»)

Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (Слайд № 3).

Дети: Заяц.

Воспитатель: На что похожи следы зайца? (На капельки.)

Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

Дети: Сова, волк, лиса

Воспитатель: Что помогает зайцу заметить опасность? (Слайд № 4)

Дети: Большие чуткие уши.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

Воспитатель: Почему зимой заяц белый?

Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время.

Дети: Он имеет белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.

Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Воспитатель: Я, кажется, слышу чьи-то голоса… Это разговаривают сорока и заяц, хотите узнать, о чем они говорят. (Слайд № 5)

Слушай, Заяц, - говорит Сорока - все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!

А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!

Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капуст у, сено) (Слайд № 6).

Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?

Дети: Белка. (Слайд №7).

Воспитатель: Чем питается зимой белка?

Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?

Дети: Не кричать, не шуметь.

Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой? (Серая.)

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев .

Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?

Дети: В дупле, гнезде. (Слайд №8).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель: Как белка от врагов спасается?

Дети: Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.

Воспитатель: Расскажите, как белка приспособилась жить зимой в лесу.

Дети: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.

Воспитатель: Давайте и белочку угостим, что мы оставим полакомиться ей?

Дети: Орехи, грибы. (Слайд № 9)

Физкультминутка.

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд №10)

Дети: Лисья.

Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?

Дети: Окраску лисы не меняют. (Слайд № 11).

Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Согревает, следы заметает.

Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (Слайд № 12).

Дети: Мышей.

Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети: Хороший слух и нюх.

Воспитатель: Чем ещё питается лиса?

Дети: Мелкими зверями, птицами.

Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке (Рыбку.) (Слайд №13)

Воспитатель: Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки). (Слайд № 14).

Воспитатель: Что согревает волка зимой?

Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.

Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки?

Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке? (Слайд №15)

Дети: Это следы лося.

Воспитатель: Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Слайд №16).

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?

Дети: Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

Воспитатель: Как лесники помогают лосям? (Слайд № 17).

Дети: Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено) (Слайд № 18).

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

Дети: Медведь зимой спит в берлоге. (Слайд №19)

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель: Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».

По следу зверя я иду,

В снегу остался отпечаток.

Я всё равно его найду,

Хоть он со мной играет в прятки.

Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу. (Слайд №20)

Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. (Слайд №21). Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке. (Бег врассыпную).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей)

Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, как звери зимой в лесу живут?

Дети: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать.

Воспитатель: У всех зверей есть свой дом, для чего он нужен?

Дети: Дом нужен для того, чтобы жить, прятаться от непогоды, отдыхать.

Воспитатель: Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дети: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей ).

Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.



Как дикие животные готовятся к зиме?

Чтобы выжить в этих жестких условиях холодного времени года дикие животные готовятся к зиме заранее:

  • меняют окраску,
  • делают запасы,
  • готовят себе жилище,
  • впадают в спячку

Заяц

Осенью заяц меняет серую шубку на белоснежную, тёплую и пушистую. На белой скатерти снегов его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. «Бел, потому и цел» – примечает народ.


Заяц

Домика у зайца нет, он укрывается от зимней стужи, зарывшись в пушистый снег под кустами сделав в нём ямку. Днём зайцы спят, а ночью выходят на кормёжку. У зайчишки острые зубы, которыми он, как ножницами срезает кору с деревьев.


Белка

Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверёк! Смотришь на неё и на душе становится радостно. К зиме её мех становится серебристо-серым, густым и теплым. Но главная гордость белочки пушистый хвост. Им она укрывается в холодные ненастные дни, хвост помогает ей при прыжках с ветки на ветку.


Белка

Белка живёт в дуплах старых деревьев – их выдалбливают дятлы, а если не находит дупла, строит гнездо из тонких прутиков сама.


Белка

Белочка – совсем беззащитный зверёк. В лесу у неё много врагов. На деревьях – ястребы, совы, филины. На земле - лиса, горностай, куница. От врагов она спасается среди густых ветвей и в дуплах.


Белка

Белка любит лакомиться орехами, семечками хвойных деревьев – кедра, сосны, ели; ягодами, плодами деревьев и кустарников, грибами, почками деревьев.


Лиса

С наступлением зимних холодов лисий мех становится пышней и теплей. Днём лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу.


Лиса

Ночью лисица выходит на охоту. Зимой её добычей часто становятся мыши – полёвки. Она чувствует своим острым нюхом их запах сквозь толщу снега, ударяет о снег лапами и подпрыгивает – лиса мышкует. Лисица и за зайцами охотится. Спрячется за золотистым стволом старой сосны и ждёт, не выскочит ли из-за куста неосторожный зайчишка.


Лиса

Опасный враг рыжей кумушки лисы - волк. В тех лесах, где много волков, лисы почти не водятся.


Волк

Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так легче охотиться. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Когда волки воют, они сообщают, что лесная территория занята их стаей.


Волк

К зиме волчья шерсть становится гуще и пышнее, но цвет свой не меняет, так и остаётся серебристо-серой. Днём серые разбойники прячутся в глухих местах, лесных чащобах, в своих глубоких норах - логовах, а ночью выходят на охоту. Всей стаей волки охотятся на крупных животных – оленей, лосей, кабанов.


Кабан

Кабан внешне чем-то похож на домашнюю свинью, но тело его покрыто густой серо - бурой щетиной, у самцов – большие клыки. Глаза ночью светятся темно – красным цветом. Держатся кабаны вместе небольшими стадами, семействами. День кабаны проводят на лёжке в глухом уголке леса – они раскапывают снег до земли и ложатся на слой веток, мха и травы.


Кабан

Зимой кабанам очень тяжело кормиться, корма привычного для кабана – опавших плодов, желудей, червяков и насекомых – нет. Поэтому зимой кабаны очень мало кормятся, они живут за счет жировых запасов.


Лось

Это крупные животные, с большими рогами. Держаться они небольшими стадами. Зимой кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. Лоси сильно вытаптывают снег на участке, охотники это место называют «стойбищем».


Лось

Питаются лоси зимой ветками и корой деревьев и кустарников. Часто зимой от холода лоси зарываются в снег почти полностью, торчит только голова и холка – так лосю теплее.


Рысь

Рысь – довольно крупный зверь с кисточками на ушах и коротким хвостом. Рысь – крупная кошка. Живёт в сильно заросших глухих лесах, где под корнями упавших деревьев, иногда – в низко расположенном дупле, в пустотах между камнями, устраивает себе логово.


Рысь

Рысь – хищник, охотится на птиц, зайцев, лисиц, косуль и оленей. Нападает с прыжка: с земли или с дерева.


Медведь

Зимует медведь в укромной берлоге, которую готовит заранее и место выбирает недоступное. Он ищет хорошее сухое место: в расщелине, скале, под большим упавшим деревом и хорошенько утепляет дом: выстилает мхом, сеном.


Медведь

Медведь готовится к зиме, наедая жир. Он активно ест все, что найдет, особенно рыбу, орехи, но делает он это за несколько недель до спячки. Перед самим сном мишка кушает мало: корешки да стебельки, чтобы желудок стал пустым и животное могло спокойно отдыхать в режиме малой потребности в пище. Ложась спать, медведь остается в режиме контроля, он не глубоко спит, а дремлет, чтобы в случае опасности встретить врага. Иногда он даже может выйти из убежища, чтобы проверить обстановку


Медведь

Если же берлога оказалась непригодной для зимовки – попадает вода, например, то животное может выйти искать новый дом посреди зимы, тогда он очень опасен, в такой момент его называют медведем-шатуном. У животного зимой снижается температура, его полученный за осень жир очень помогает не замерзнуть.


Медведь

Спят мишки по одному в своих берлогах, семьей они не зимуют, а если у медведицы родились в этом году малыши, они спят с мамой.


С наступлением холодов, жизнедеятельность организм ежа приостанавливается, и он погружается в длительную спячку. Основными причинами этого процесса является отсутствие корма и низкая внешняя температура. Зимует еж без запасов еды, в отличие от многих животных, так как в основном он питается жуками и личинками, которых невозможно сохранить до зимнего периода в качестве припасов.


По этой причине в период активности еж накапливает подкожный жир, чтобы в холодный период организм имел источники энергии для своего функционирования, а также смог нормально выйти из этого состояния с приходом весны. Зимует еж в специально подобранном для этого укрытии. К выбору спячки животное подходит основательно, поскольку это напрямую связано с его жизнью.


Если убежище будет находиться слишком близко к поверхности земли, велика вероятность того, что зверек попросту замерзнет. поэтому нору ежи выбирают как можно более глубокую (порядка полутора метров вглубь), которая располагается под толстым слоем подстилки.


Чтобы полностью подготовиться к зимним морозам, ежи линяют, в процессе чего на смену летнего покрова приходит зимний, более адаптированный под этот сезон года. Чтобы сократить степень соприкосновения тела с воздухом, еж заворачивается в плотный шар, что позволяет ему лучше сохранять собственное тепло.



Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

медведь


«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу»

Белка


Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Волк


-А вот другой - зверь лесной:

«Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы…

Лису


Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается,

на зуб волку попадается

Заяц


Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый

Лось


Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу.

Кабан





Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: