Детский проект для чего нужны языки животными. Проект «Зачем людям и животным нужен язык» (старшая группа). Звери: язык — музыкальный инструмент

Елена Паршакова
Проект «Зачем людям и животным нужен язык» (старшая группа)

Проект «Зачем людям и животным нужен язык »

(старшая группа )

Разработала и провела : Паршакова Е. О.

Воспитатель группы №12

Пермь, 2016

Продолжительность проекта : 2-х недельный (краткосрочный) .

Участники проекта : дети старшей группы , родители, воспитатели.

Актуальность проблемы : Язык – это средство общения. При помощи языка люди могут общаться друг с другом, передавать свои мысли. Однако, язык – это не только средство общения. Он помогает человеку определять вкус пищи и переваривать ее. А у некоторых животных язык служит даже приманкой и ловлей добычи.

Следовательно, дети хотят узнать, зачем нужен язык и животным и людям .

Цель проекта : создать в группе условия для развития элементарных естественно-научных представлений о человеке и животном мире .

Задачи :

Развивать интерес и любознательность в процессе наблюдений и поиска.

Продолжать формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, а также способствовать развитию речи.

Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты в карту наблюдений.

Познакомить с правилами ухода за языком , полостью рта.

Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познать, раскрывать ее секреты.

Этапы работы :

1. Определить проблему проекта . Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта

2. Составить план и работать по нему с детьми и родителями

3. Собрать необходимую информацию по данной теме и объединить в целое (составить лепбук)

4. Подведение итогов, анализ

Предметно-пространственная среда

1. Центр творчества

В изоуголк поместить самый разнообразный материал и изобразительные средства для развития творческих способностей детей.

2. Центр книги

Стихи; загадки, пословицы и поговорки о языке .

Поместить энциклопедии для детей

Поместить иллюстрации различных видов языка животных

Книжки-малышки «Интересное о языке »

3. Уголок физкультуры

Поместить все необходимые атрибуты для подвижных игр.

Подобрать правила ухода за языком и полостью рта .

4. Уголок экспериментирования

Подобрать опыты и поместить необходимое оборудование для их проведения.

Работа с родителями

Беседа с родителями «Знакомство с проектом » ,

Домашнее задание для детей и родителей,

Помощь в пополнении книжного уголка и созданию лепбука

Предполагаемый результат :

1) Дети должны получить элементарные представления о языке и знать его основные функции.

2) Дети должны иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Публикации по теме:

«Зачем нужен нос?» - конспект открытого занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста «Зачем нужен нос?» Конспект открытого занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Брюшинина Т. М. Воспитатель:.

Конспект интегрированной деятельности в старшей группе «Зачем нужен нос» «Зачем нужен нос» Программное содержание: Расширить знания детей об органе чувств (обонянии). Объяснить, почему нужно заботиться о чистоте.

Конспект НОД в подготовительной группе «Для чего нам нужен язык» Конспект НОД в подготовительной группе «Для чего нам нужен язык». Цель: дать детям первичные знания о языке. Задачи: сформировать представление.

Конспект занятия по валеологии «Зачем нужен нос» для детей с ОВЗ шестой группы Цель: Определить роль органов чувств при восприятии окружающего мира: помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми.

Конспект занятия во второй младшей группе «Зачем людям нужна одежда» «Зачем людям нужна одежда» Цель: дать представление детям, для чего людям нужна одежда. Отметить, что в разное время года человек меняет.

Конспект занятия «Зачем нам нужен нос?» Беседа на тему"Носы нужны не только для красы".Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья,способствовать закреплению.

Педагогический проект в номинации «Окружающий мир» «Для чего нужен язык?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 муниципального образования Усть – Лабинский район Педагогический.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9

Проект

«Язык – друг или враг?»

Выполнил:

Воспитатель

Белякова А.П.

Дети 5-6 лет

г.о.г. Выкса р.п. Бл – Песочное

2016г.

Вид проекта – познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта – среднесрочный.

Объект исследования - Язык

Участники проекта – дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта – 1 месяц (18.01.16г.- 15.02.16г.)

«Все органы тела устают когда – нибудь, но только не язык.»

Конрад Аденауэр

Актуальность

Если представления большинства детей о роли организма в общем плане соответствует действительности, то значение и роль организма в жизни человека дети понимают односторонне, недооценивая всей важности внутренних органов и не представляя себе всего многообразия их функций. На занятии по теме «Какой орган самый главный?» речь зашла о языке. Возник вопрос: «Можно прожить без языка, так ли он важен?». Дети захотели узнать всё о языке человека и животных.

Гипотезы

  • Язык –это друг?
  • Язык – это враг?

Что мы знаем?

  • Язык есть у людей и животных.
  • По цвету языки бывают розовые и красные.
  • По форме языки овальные.
  • При помощи языка люди разговаривают, едят.
  • Животным язык нужен для того, чтобы есть, облизываться.

Что хотим узнать?

  • У всех ли одинаковые языки.
  • Какими языки бывают по форме и цвету.
  • Для чего ещё нужен язык человеку и животным.
  • Что можно определить с помощью языка.
  • Что для языка полезно, что вредно.
  • Если это важный орган, то как его беречь.

Как можно узнать?

  • По телевизору.
  • В интернете.
  • Спросить у воспитателя.
  • Прочитать в книге.
  • Спросить у родителей, у дедушки с бабушкой.
  • Могут рассказать друзья.

Цель проекта:

Создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о человеке и животном мире.

Задачи проекта:

1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования.

2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

4. Формировать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

5. Подвести детей к выводу о том, что язык выполняем много всяких функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением.

6. Познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта.

7. Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты.

Ожидаемый результат:

1. Дети получат первичные представления о языке, узнают его основные функции.

2. У детей появятся простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

3. Разовьется познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования.

4. Сформируются навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

5. Разовьется самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6. Сформируются умения объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Формы и методы реализации проекта:

Беседы.

НОД

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок.

Наблюдения.

Игровая деятельность.

Продуктивная деятельность детей.

Проведение опытов.

Домашние задания.

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный.

Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Составление плана проекта.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Работа с детьми, родителями.

Пополнить уголок экспериментирования необходимыми материалами.

Составление сообщений на тему «Языки животных» и подготовка детей.

Просмотр картинок и фильмов через интернет «Все о языке»

Рассматривание иллюстраций

Изготовление макета языка

2 этап: Основной.

Беседы:

«Что такое язык? »

«Нос и язык»

Цель:

«Зачем животным язык? »

«Мое любимое животное».

Цели: воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты.

«Язык - враг» («Язык-липучка»).

«Какой орган самый главный?»

Цель: сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

«Как надо беречь органы речевого аппарата».

Цель: познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта.

«Что не любит и любит наш язычок?»

«Зачем собака высовывает язык? »

Цели: формировать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Непосредственно – образовательная деятельность:

Речевое развитие: «Как мы говорим».

Цель: объяснить детям, как образуется речь у человека. Познакомить детей с процессом речеобразования и со значением разных органов в образовании звуков.

Речевое развитие: «Веселый язычок».

Цель: продолжить формировать способность к наблюдениям и самонаблюдениям; развивать логическое мышление.

Познавательное развитие: «Что такое микробы?»

Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах.

Познавательное развитие: «Для чего нужен Язык?»

Цель: дать детям первичные знания о языке.

«Художественно- эстетическое развитие» лепка «Животные с разными видами языков.

Цель: Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие.

Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Сашина каша»

Н. Носов «Фантазеры».

В. Драгунский «Тайное становится явным».

Цели: познакомить детей с новыми произведениями, формировать умение внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы по содержанию.

«Интересное о языке». Немного истории.

Загадывание загадок о языке.

Пословицы и поговорки о языке.

Знакомство с энциклопедическим материалом.

Цели: подвести детей к выводу о том, что язык выполняем много всяких функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением.

Отгадывание загадок о языке:

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

За стеной костяной

соловейко живет.

Всегда во рту, а не проглотишь

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Лежит доска на болоте.

Лежит в море пластинка,

Не сохнет, не мокнет.

Мокрый теленок

В огороде живет.

Скок да скок –

За решеткой зверек.

Что бы ты ни знал-

Обо всем рассказал.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Вредные и полезные продукты».

Дидактическая игра «Язык и нос заменяют друг друга».

Дидактическая игра «Угадай на вкус».

Дидактическая игра «Помоги Хворайке»

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Дидактическая игра «Научим Незнайку ухаживать за языком».

Элемент сюжетно –ролевой игры «На приеме у врача».

Настольно – печатная игра «Кислое, соленое, горькое, сладкое».

Словесная игра «Угадай, кого опишем».

Словесная игра «Что было бы, если….»

Цели: развитие познавательного интереса, образного, творческого, логического мышления, слухового восприятия, памяти, речи.

Продуктивная деятельность:

Рисование по пословицам о языке.

Зарисовка значков «Что вредно, что полезно для речевого аппарата».

Рисование символов «Чем служит язык для животных».

Опыты:

«Язык - друг»

Опыт №1 «Разное по вкусу».

Цель: Дать представление о том, что разные участки поверхности языка воспринимают продукты по- разному.

Вывод: Большинство вкусовых рецепторов находится на кончике языка; чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно положить как можно дальше на язык.

Опыт №2 «Отличие языка человека от языка кошки».

Цель: показать детям, как работают языки человека и кошки.

Вывод:

Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко а человеку лучше пить его из чашки.

Опыт№3 «Язычок - трудовичок».

Цель: показать детям, как иногда мы не понимаем людей, у которых проблемы с речью.

Вывод: Когда дети плохо произносят слова, мы их не понимаем, надо делать зарядку для языка.

«Язык - враг»

Опыт №1«Как микроб попадает в рот».

Цель: дать представление о том, как микробы и бактерии влияют на язык, познакомить с болезнями языка.

Вывод:

  • Не облизывать игрушки
  • Не брать в рот ничего
  • Не совать пальцы в рот
  • Вымыть руки после туалета, улицы, прогулки
  • Чистить язык

Опыт №2 «Липучка»

Цель: показать детям, что происходит с языком на морозе при соприкосновении языка с железом.

Вывод:

  • зимой нельзя лизать забор, железо, потому что язык влажный, во рту находиться слюна;
  • надо быть внимательным;
  • в рот могут попасть микробы;

Взаимодействие с родителями

Создание альбомов детей совместно с родителями: «Язык дятла»,

«Зачем муравьеду язык?»,

«Зачем змее язык?»,

«Зачем хамелеону язык?»,

«Каймановая черепаха»,

«Для чего кошке язык ?».

  • Предложить подобрать пословицу или поговорку про язык и нарисовать к ней рисунок.
  • Домашние задания для родителей и детей (наблюдение за домашними животными, разучивание пословиц и поговорок о языке, нарисовать к ним рисунок).

Результат:

1. Дети получили первичные представления о языке, узнали его основные функции.

2. У детей появились простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

3. Развился познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования.

4. Сформировались навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

5. Сформировалась самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6. Сформировались умения объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

3этап-Заключительный:

1.Выставка детских рисунков.

2.Оформление папки передвижки «Артикуляционная гимнастика»

3. Оформление папки передвижки «Немного из истории языка»

Список литературы:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, - М,:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/ сост. Н.В.Нищева. – СПб, : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 2013.

3.Проектная деятельность старших дошкольников/сост.В.Н. Журавлёва. – Волгоград: Учитель, 2011.


Животный мир удивителен и невероятно интересен. Наблюдать за повадками зверей увлекательное занятие. Могут ли они разговаривать? Как между собой общаются животные? Понимают ли друг друга представители разных подвидов?

Животное: границы понятия

В зависимости от взятых за основу критериев, даются различные трактовки слова «животное». В узком смысле, В более широком понятии - все четвероногие. С научной точки зрения, животными являются все, кто умеет передвигаться, и те, у кого в клетках есть ядро. Но что можно сказать о тех видах, которые ведут неподвижный образ жизни. Или, наоборот, о микроорганизмах, постоянно пребывающих в движении? Если говорить о том, как животные общаются друг с другом, то внимание нужно уделить, преимущественно, млекопитающим, однако, птицы и рыбы тоже имеют свои языки.

Язык животных

Язык является сложной знаковой системой. И это неудивительно. Если говорить о человеческом языке, то он принципиально отличается от остальных знаковых систем тем, что служит для лингвального выражения мыслей. Говоря о том, как между собой общаются животные, можно отметить, что в науке есть отдельный термин, обозначающий этот процесс - «язык животных».

Четвероногие особи доносят информацию до своего оппонента не только с помощью звуков. У них отлично развит язык жестов и мимики. У зверей, определённо, больше каналов связи, чем у людей. Если сравнить, как общаются животные и люди, то тут можно найти множество отличий. Свои намерения, волеизъявления, желания, чувства и мысли человек в основном вкладывает в речь. То есть основная нагрузка идёт на вербальное общение.

Животные, напротив, активно пользуются невербальными Их у них гораздо больше, чем у людей. Помимо присущих человеку невербальных средств (позы, жесты, мимика), они используют (в основном при помощи хвоста и ушей). Большую роль в общении для них играют запахи. Таким образом, язык как система фонем и лексем у зверей отсутствует. То, как между собой общаются животные, похоже на символы. Их язык - это, скорее, сигналы, которые они используют для передачи информации сородичам.

Язык рыб

Звуки, издаваемые человеком в процессе коммуникации, являются членораздельной речью. Это возможность речевого аппарата создавать фонемы разного способа образования: щелевые, смычные, дрожащие, сонорные. Ни одному виду животных это не свойственно. Однако язык звуков присущ многим зверям. Даже некоторые рыбы способны их издавать для информирования окружающих об опасности или нападении.

Например, скат ухает, сом умеет хрюкать, камбала издаёт колокольный звон, рыба-жаба гудит, сциена поёт. Звук рождается у них при вибрации жабр, скрежете зубов, сжимании пузыря. Есть рыбы, которые используют внешнюю среду для намеренного создания звуков. Так, лисья акула бьёт по воде хвостом во время охоты, пресноводные хищники в погоне за добычей выныривают.

Язык птиц

Пение и чириканье птиц не является бессознательным. У пернатых существует множество сигналов, которыми они пользуются в разных ситуациях.

Неодинаковые звуки издают птицы, например, при гнездовании и миграции, при виде врагов и поиске сородичей. Их подчёркивается в произведениях устного народного творчества, где герой, понимающий пернатых, является частью природы. Слуховой аппарат у птиц развит лучше, чем у других животных. Они чувствительнее людей воспринимают звуки, способны слышать более короткие и быстрые фонемы. Таким способностями, данными природой, птицы активно пользуются. К примеру, голуби слышат на расстоянии нескольких сот метров.

В языковом наборе птиц каждого вида есть несколько песен, которые они получают с генами и усваивают в стае. Известна способность некоторых пернатых к подражанию и запоминанию. Так, науке известен случай, когда африканский серый попугай Алекс выучил сто слов и разговаривал. Он также сумел сформулировать вопрос, чего учёные не смогли добиться от приматов. Лирохвост из Австралии способен передразнивать не только птиц, но и других животных, а также искусственно создаваемые человеком звуки. Таким образом, голосовые способности птиц велики, но, надо сказать, мало изучены. Птицы используют и невербальные средства. Если внимательно понаблюдать за тем, как животные общаются между собой, язык движения у них тоже будет заметным. Например, распушённые перья говорят о готовности к драке, большой открытый клюв - знак тревоги, его щёлканье - угроза.

Язык домашних животных: кошки

Каждый хозяин, наблюдая за поведением своих питомцев, замечал, что они тоже умеют разговаривать. На уроках природоведения и окружающего мира изучается то, как животные общаются между собой (5 класс). К примеру, кошки по-разному могут мурлыкать, если просят еду, когда отдыхают. Они мяукают рядом с человеком, но молчат или шипят наедине с сородичами, используя для общения язык телодвижений.

Особенно интересно наблюдать за положением их ушей: вертикально поднятые означают внимание, расслабленные и вытянутые вперёд - спокойствие, направленные назад и прижатые - угрозу, постоянное движение ушами - сосредоточенность. Хвост пушистых созданий является важным сигнализатором для окружающих. Если он поднят, значит кошка довольна. Когда хвост поднят и распушён, то зверёк готов к атаке. Опущенный - знак концентрации. Быстрые движения хвостом - кошка нервничает.

Язык домашних животных: собаки

Иллюстрируя то, как между собой общаются животные, можно сказать, что тоже разнообразен.

Они умеют не только лаять, но и рычать, выть. При этом гавканье собак бывает различным. Например, тихий и редкий лай говорит о привлечении внимания, громкий и протяжный означает опасность, присутствие чужого. Рычит собака, защищаясь, или охраняя добычу. Если она воет, значит, ей одиноко и грустно. Иногда она визжит, если кто-то сделал ей больно.

То, как между собой общаются животные с помощью невербальных средств коммуникации, демонстрируют кролики. Они крайне редко издают звуки: в основном при сильном волнении и испуге. Однако язык телодвижений у них развит отлично. Их длинные уши, способные крутиться в разные стороны, служат для них источником информации. Для общения друг с другом кролики так же, как кошки и собаки, используют язык запахов. У этих животных есть специальные железы, которые образуют пахнущие ферменты, которыми они ограничивают свою территорию.

Язык диких животных

Поведение и то, как общаются животные в дикой среде, похоже на повадки домашних животных. Ведь многое передаётся через гены. Известно, что защищая себя и охраняя свою территорию, дикие звери громко и злобно кричат. Но на этом система их языковых знаков не ограничивается. Дикие животные общаются много. Их коммуникация сложна и интересна. Всемирно признанные самые смышлёные животные на планете - дельфины. Их интеллектуальные возможности до конца не изучены. Известно, что они имеют сложную языковую систему.

Помимо щебета, который доступен человеческому слуху, они общаются ультразвуком для ориентации в пространстве. Эти удивительные животные активно контактируют в стае. При общении они называют имена собеседника, издавая мгновенный уникальный свист. Определённо, мир природы своеобразен и увлекателен. Человеку ещё предстоит изучить то, как общаются животные между собой. сложная и исключительная, присуща многим братьям нашим меньшим.

"Животные - братья наши меньшие" - этому учит нас человеческая мораль. Они дают нам эстетическое наслаждение, продуктивное общение, здоровье и многое другое. Однако у многих возникает вопрос о том, зачем нужны животные. Давайте подумаем над этим вместе.

Дикие животные

Все животные в мире существуют не отдельно сами по себе, они – часть природной цепочки. Если есть мыши, то они являются уничтожителями сорной травы и насекомых, одновременно служат пищей для более крупных хищников. Если есть леопард, то он охотится на антилоп, и в его пасть попадают самые слабые. Так происходит естественный отбор и эволюция видов. Так зачем нужны животные различных видов на Земле? Чтобы питаться и быть съеденными. Это самый главный закон природы, доказанный Дарвином.

Дикие животные полезны человеку. Они изучает их, чтобы знать, что можно от них взять. Ведь не секрет, что величайшие открытия были сделаны благодаря животным. Что такое застежка-молния? Это копия птичьего пера, глядя на него, изобрели молнию. А откуда взята идея самолета? Конечно, от птиц! Болезни лечат акульим хрящом, духи делают из амбры кита, энергетик пантокрин берут из копыт маралов. Даже социальные законы изучаются на основе пчелиных ульев и муравейников. А уж про шкуры, клыки, усы, железы и кожу, добывая которые, убивают животных, и говорить нечего! Человек истребил многие виды диких животных, оправдывается сам перед собой созданием красной книги. Так зачем нужны животные дикого мира разумному человеку? Они – источник его вдохновения, ниточка, связывающая его с мирозданием. Сколько радости приносит общение с дикой природой! Вспомните прекрасных тигров, китов, дельфинов, антилоп, кенгуру! Они помогают нам понять, кто мы на этой Земле.

Домашние животные

Все домашние животные приносят человеку пользу: дают продукты питания, шкуры, шерсть, работают на людей, охраняют их. И просто приносят радость! Чтобы понять, для чего нужны животные в доме, надо вспомнить историю. Она очень хорошо рассказана в сказке Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Собака охраняет дом, лошадь возит человека, корова дает молоко. Этот список сейчас можно дополнить: свиньи – источник мяса, куры – мяса и яиц козы – шерсти и молока, овцы – шерсти и мяса, коровы – мяса и молока. Хорошо, что сейчас возродили коневодство. В хозяйствах лошадей мало, но лучшие породы сейчас уже имеют достаточную численность. Кроме всех перечисленных даров, которые мы получаем от домашних животных, мы, несомненно, видим и нечто намного большее.

Общаясь с животными, человек становится добрее, внимательнее, заботливее. А для чего нужны животные в городской квартире? Присутствие собаки, кошки, хомячка или аквариумных рыбок заставляет ребенка, подростка быть ответственным не только за себя, но и за еще одно (может, и не одно) живое существо. И эта ответственность закладывает в юной душе доброту, любовь, чуткость ко всему живому. Разве этого мало? Такой человек никогда не сможет обидеть зверя или другого человека! Берегите и любите своих животных!

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9

Населённый пункт: рп.Ближне -Песочное г.ог.Выкса

Наименование материала: Проект

Тема: "Язык друг - язык враг"

Описание:

Вид проекта – познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта – среднесрочный. Объект исследования - Язык Участники проекта – дети старшей группы, воспитатель, родители. Срок реализации проекта – 1 месяц (18.01.16г.- 15.02.16г.)

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=3914

Опубликовано 07.06.2016

Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
Проект

«Язык – друг или враг?»

Выполнил:
Воспитатель Белякова А.П. дети 5-6 лет г.о.г. Выкса р.п. Бл – Песочное 2016г.

Вид проекта
– познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта
– среднесрочный.
Объект исследования
- Язык
Участники проекта
– дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта
– 1 месяц (18.01.16г.- 15.02.16г.)
«Все органы тела устают когда – нибудь, но только не

язык.»

Конрад Аденауэр

Актуальность
Если представления большинства детей о роли организма в общем плане соответствует действительности, то значение и роль организма в жизни человека дети понимают односторонне, недооценивая всей важности внутренних органов и не представляя себе всего многообразия их функций. На занятии по теме «Какой орган самый главный?» речь зашла о языке. Возник вопрос: «Можно прожить без языка, так ли он важен?». Дети захотели узнать всё о языке человека и животных.

Гипотезы
 Язык –это друг?  Язык – это враг?
Что мы знаем?
 Язык есть у людей и животных.  По цвету языки бывают розовые и красные.  По форме языки овальные.  При помощи языка люди разговаривают, едят.  Животным язык нужен для того, чтобы есть, облизываться.
Что хотим узнать?
 У всех ли одинаковые языки.  Какими языки бывают по форме и цвету.  Для чего ещё нужен язык человеку и животным.  Что можно определить с помощью языка.  Что для языка полезно, что вредно.  Если это важный орган, то как его беречь.
Как можно узнать?
 По телевизору.  В интернете.  Спросить у воспитателя.  Прочитать в книге.  Спросить у родителей, у дедушки с бабушкой.  Могут рассказать друзья.
Цель проекта:
Создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о человеке и животном мире.
Задачи проекта:

1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования. 2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи. 3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. 4. Формировать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами. 5. Подвести детей к выводу о том, что язык выполняем много всяких функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением. 6. Познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта. 7. Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты.
Ожидаемый результат:
1. Дети получат первичные представления о языке, узнают его основные функции.
2. У детей появятся простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья 3. Разовьется познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования. 4. Сформируются навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи. 5. Разовьется самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. 6. Сформируются умения объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами. .
Формы и методы реализации проекта:
Беседы. НОД
Чтение художественной литературы. Отгадывание загадок. Наблюдения. Игровая деятельность. Продуктивная деятельность детей. Проведение опытов. Домашние задания.
Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный.
Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Составление плана проекта. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Работа с детьми, родителями. Пополнить уголок экспериментирования необходимыми материалами. Составление сообщений на тему «Языки животных» и подготовка детей. Просмотр картинок и фильмов через интернет «Все о языке» Рассматривание иллюстраций Изготовление макета языка
2 этап: Основной.

Беседы:
«Что такое язык? » «Нос и язык»
Цель:
дать детям первичные знания о языке.
«Зачем животным язык? » «Мое любимое животное».
Цели:
воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты. «Язык - враг» («Язык-липучка»). «Какой орган самый главный?»
Цель:
сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья. «Как надо беречь органы речевого аппарата».
Цель:
познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта. «Что не любит и любит наш язычок?» «Зачем собака высовывает язык? »
Цели:
формировать умение объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Непосредственно – образовательная деятельность:
Речевое развитие: «Как мы говорим».
Цель:
объяснить детям, как образуется речь у человека. Познакомить детей с процессом речеобразования и со значением разных органов в образовании звуков. Речевое развитие: «Веселый язычок».
Цель:
продолжить формировать способность к наблюдениям и самонаблюдениям; развивать логическое мышление. Познавательное развитие: «Что такое микробы?»
Цель:
дать детям простейшие представления о микроорганизмах. Познавательное развитие: «Для чего нужен Язык?»
Цель:
дать детям первичные знания о языке. «Художественно- эстетическое развитие» лепка «Животные с разными видами языков.

Цель:
Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие.
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Сашина каша» Н. Носов «Фантазеры». В. Драгунский «Тайное становится явным».
Цели:
познакомить детей с новыми произведениями, формировать умение внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы по содержанию. «Интересное о языке». Немного истории. Загадывание загадок о языке. Пословицы и поговорки о языке. Знакомство с энциклопедическим материалом.
Цели:
подвести детей к выводу о том, что язык выполняем много всяких функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением.
Отгадывание загадок о языке:
Всегда он в работе, когда говорим, А отдыхает, когда мы молчим. За стеной костяной соловейко живет. Всегда во рту, а не проглотишь Если б не было его, Не сказал бы ничего.
Лежит доска на болоте. Лежит в море пластинка, Не сохнет, не мокнет. Мокрый теленок В огороде живет. Скок да скок – За решеткой зверек. Что бы ты ни знал- Обо всем рассказал.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Вредные и полезные продукты». Дидактическая игра «Язык и нос заменяют друг друга». Дидактическая игра «Угадай на вкус». Дидактическая игра «Помоги Хворайке» Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Дидактическая игра «Научим Незнайку ухаживать за языком». Элемент сюжетно –ролевой игры «На приеме у врача». Настольно – печатная игра «Кислое, соленое, горькое, сладкое». Словесная игра «Угадай, кого опишем». Словесная игра «Что было бы, если….»
Цели:
развитие познавательного интереса, образного, творческого, логического мышления, слухового восприятия, памяти, речи.
Продуктивная деятельность:

Рисование по пословицам о языке. Зарисовка значков «Что вредно, что полезно для речевого аппарата». Рисование символов «Чем служит язык для животных».
Опыты:

«Язык - друг»

Опыт №1 «Разное по вкусу».

Цель:
Дать представление о том, что разные участки поверхности языка воспринимают продукты по- разному.
Вывод:
Большинство вкусовых рецепторов находится на кончике языка; чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно положить как можно дальше на язык.
Опыт №2 «Отличие языка человека от языка кошки».

Цель:
показать детям, как работают языки человека и кошки.
Вывод:
Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко а человеку лучше пить его из чашки.
Опыт№3 «Язычок - трудовичок».

Цель:
показать детям, как иногда мы не понимаем людей, у которых проблемы с речью.
Вывод:
Когда дети плохо произносят слова, мы их не понимаем, надо делать зарядку для языка.
«Язык - враг»

Опыт №1«Как микроб попадает в рот».

Цель:
дать представление о том, как микробы и бактерии влияют на язык, познакомить с болезнями языка.
Вывод:
 Не облизывать игрушки  Не брать в рот ничего  Не совать пальцы в рот  Вымыть руки после туалета, улицы, прогулки  Чистить язык
Опыт №2 «Липучка»

Цель:
показать детям, что происходит с языком на морозе при соприкосновении языка с железом.
Вывод:
 зимой нельзя лизать забор, железо, потому что язык влажный, во рту находиться слюна;  надо быть внимательным;  в рот могут попасть микробы;
Взаимодействие с родителями
Создание альбомов детей совместно с родителями: «Язык дятла», «Зачем муравьеду язык?», «Зачем змее язык?», «Зачем хамелеону язык?», «Каймановая черепаха»,
«Для чего кошке язык?».  Предложить подобрать пословицу или поговорку про язык и нарисовать к ней рисунок.  Домашние задания для родителей и детей (наблюдение за домашними животными, разучивание пословиц и поговорок о языке, нарисовать к ним рисунок).
Результат:
1. Дети получили первичные представления о языке, узнали его основные функции. 2. У детей появились простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья 3. Развился познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования.
4. Сформировались навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи. 5. Сформировалась самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. 6. Сформировались умения объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами. .
3этап-Заключительный:
1.Выставка детских рисунков. 2.Оформление папки передвижки «Артикуляционная гимнастика» 3. Оформление папки передвижки «Немного из истории языка»

Список литературы:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, - М,:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/ сост. Н.В.Нищева. – СПб, : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 2013. 3.Проектная деятельность старших дошкольников/сост.В.Н. Журавлёва. – Волгоград: Учитель, 2011.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: