Речевой аппарат: строение и функционирование. Речевой аппарат и его работа

Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологической точки зрения речь предстает как одна из ее функций. Произнесение звука речи достаточно сложный физиологический процесс. Из центра речи головного мозга посылается определенный импульс, который поступает по нервам к органам речи, выполняющим команду речевого центра. Принято считать, что непосредственным источником образования звуков речи служит струя воздуха, выталкиваемая из легких через бронхи, трахею и полость рта наружу. Поэтому речевой аппарат рассматривают как в широком, так и в узком смысле этого слова.

­ Конец страницы 47 ­

¯ Начало страницы 48 ¯

В широком смысле в понятие речевого аппарата включают центральную нервную систему, органы слуха (и зрения - для письменной речи), необходимые для восприятия звуков, и органы речи, необходимые для производства звуков. Центральная нервная система является причиной возникновения звуков речи. Она также участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их.

Органы речи, или речевой аппарат в узком смысле, состоят из дыхательных органов, гортани, надгортанных органов и полостей. Органы речи часто сравнивают с духовым инструментом: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, а ротовая полость -клапаны. Фактически же органами речи управляет центральная нервная система, которая посылает команды в различные участки органов речи. В соответствии с этими командами органы речи производят движения и меняют свои положения.

Дыхательные органы - это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

Рис. 1. Дыхательный аппарат:

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

­ Конец страницы 48 ­

¯ Начало страницы 49 ¯

Гортань, илиларинкс (от греч. larynx - гортань) - это верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей и мускулов. Остов гортани образуют два больших хряща: перстневидный (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и щитовидный (в виде двух соединенных щитов, выступающих углом вперед; выступ щитовидного хряща называют адамовым яблоком, или кадыком). Перстневидный хрящ неподвижно соединен с трахеей и является как бы основанием гортани. На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных, или пирамидальных, хряща, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру, поворачиваться внутрь или наружу.

Рис. 2. Гортань

А. Гортань спереди: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - подъязычная кость; 4 - средняя щито-подъязычная связка I (соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью); 5 - средняя перстнещитовидная связка; 6 - трахея

Б. Гортань сзади: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - верхние рога щитовидного хряща; 4 - нижние рога щитовидного хряща; 5 - черпаловидные хрящи; 6 - надгортанник; 7 - перепончатая (задняя) часть трахеи

­ Конец страницы 49 ­

¯ Начало страницы 50 ¯

Поперек гортани наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, две упругие мускулистые складки - голосовые связки. Верхние края голосовых связок прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние - к черпаловидным хрящам. Голосовые связки очень эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, быть расслабленными и напряженными. С помощью черпаловидных хрящей они могут сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы. Воздух, нагнетаемый дыхательными органами, проходит сквозь голосовую щель и заставляет дрожать голосовые связки. Под влиянием их колебания возникают звуки определенной частоты. Тем самым начинается процесс создания звуков речи.

Следует заметить, что, согласно нейромоторной теории голосообразования, голосовые связки активно сокращаются не под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха, а под влиянием серии нервных импульсов. Причем частота колебаний голосовых связок при образовании звуков речи соответствует частоте нервных импульсов.

В любом случае, процесс создания звуков в гортани только начинается. Заканчивается он "на верхнем этаже" речевого аппарата - в надгортанных полостях с участием органов произношения. Здесь образуются резонаторные тоны и обертоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Верхний этаж речевого аппарата - надставная труба - начинается полостью глотки, или фаринксом (от греч. phárynx -зев). Фаринкс может сужаться в своей нижней или средней области путем сокращения круговых мышц глотки или смещения назад корневой части языка. Таким способом образуются фарингальные звуки в семитских, кавказских и некоторых других языках. Далее надставная труба разделяется на две выходные трубы - ротовую полость и носовую полость. Их разделяет нёбо (лат. palatum), передняя часть которого твердая (твердое нёбо), а задняя - мягкая (мягкое нёбо, или нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком, или увулой (от лат. uvula - язычок). Твердое нёбо подразделяют на переднее и среднее.

­ Конец страницы 50 ­

¯ Начало страницы 51 ¯

В зависимости от того, какое положение занимает нёбная занавеска, воздушный поток, выходя из гортани, может попадать в полость рта или в полость носа. Когда нёбная занавеска приподнята и плотно прилегает к задней стенке глотки, то воздух не может попасть в полость носа и должен идти через рот. Тогда формируются ротовые звуки. Если же мягкое нёбо опущено, то проход в полость носа оказывается открытым. Звуки приобретают носовую окраску и получаются носовые звуки.

Рис. 3. Произносительный аппарат

Полость рта является основной "лабораторией", в которой образуются звуки речи, так как в ней имеются подвижные речевые органы, которые под воздействием нервных импульсов, идущих из коры головного мозга, производят различные движения.

­ Конец страницы 51 ­

¯ Начало страницы 52 ¯

Полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных произносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, язычка, а в некоторых случаях и надгортанника. Полость носа, напротив, выступает неизменяемым по объему и форме резонаторомм. Язык играет наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков речи.

Разминают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части -переднюю, среднюю и заднюю. Анатомических границ, конечно, между ними нет. В ротовой полости находятся также зубы, являющиеся ее твердой границей неподвижной формы, и альвеолы (от лат. alveolus - желобок, выемка) - бугорки у корней верхних зубов, играющие важную роль в образовании звуков речи. Рот прикрывают губы - верхняя и нижняя, представляющие мягкую границу подвижной формы.

По роли в произнесении звуков органы речи подразделяются на активные и пассивные. Активные органы подвижны, они совершают те или иные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздуха. Пассивные органы речи не производят самостоятельной работы при образовании звуков и являются 1 тем местом, где активный орган создает смычку или щель для ] прохождения воздушной струи. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. В произнесении некоторых звуков активные органы могут не г принимать непосредственного участия, переходя тем самым на положение пассивных органов речи.

Язык - наиболее активный орган речевого аппарата человека. Части языка обладают разной подвижностью. Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, который может прижиматься к урубам и альвеолам, загибаться вверх к твердому нёбу, образовывать сужения в различных местах, дрожать у твердого нёба и т.д.. Спинка языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом или подниматься к ним, образуя сужения.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой или образовывать с ней губное

­ Конец страницы 52 ­

¯ Начало страницы 53 ¯

сужение. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы меняют форму резонаторной полости, что создает так называемые огубленные звуки.

Маленький язычок, или увула, может прерывисто дрожать, смыкаясь с задней частью языка.

В арабском языке в образовании некоторых согласных участвует надгортанник, или эпиглоттис (отсюда надгортанниковые , или эпиглоттальные , звуки), который физиологически прикрывает гортань в момент прохода пищи в пищевод.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Языкознание как наука и его связь с другими науками

Конец страницы.. предисловие глава i языкознание как наука и его связь с другими науками..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гируцкий А. А
Г51 Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.А. Гируцкий. - 2-ое изд., стер. -Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - 288 с. ISBN 985-470-090-9. Пособие полностью соответству

Языкознание как наука
Языкознание(языковедение, лингвистика)- это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около 5000 различны

Связь языкознания с другими науками
Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимост

Происхождение языка
Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языковедении областью общих предположений и гипотез. Если любой живой или мертвый, но засвидетельствованный в памятниках письменности язык может б

Логосическая теория происхождения языка
На ранних этапах развития цивилизации возникла логосическая теория(от греч. logos - понятие; разум, мысль) происхождения языка, которая существует в нескольких разн

Теория звукоподражания
Теория звукоподражанияидет от одного из распространенных и влиятельных направлений древнегреческой философии - стоицизма. Она получила поддержку и развитие в XIX веке. Суть этой те

Междометная теория происхождения языка
Эта теорияберет свое начало от эпикурейцев, противников стоиков, и в более сложных вариантах она находит отзвуки в науке о языке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово возникло

Теория происхождения языка из жестов
Основателем этой теориисчитается немецкий философ и психолог второй половины XIX в. В. Вундт (1832-1920). По своей сути эта теория очень близка к междометной теории

Теория общественного договора
В XVIII в. появилась теория общественного договора, которая опиралась на античность (например, мнения Диодора Сицилийского (90-21 гг. до н.э.)), и во многом отвечала рационализму XV

Теория трудовых выкриков и трудовая теория
В XIX в. в трудах вульгарных материалистов - французского философа Л. Нуаре (1829-1889) и немецкого ученого К. Бюхера (1847-1930) - была выдвинута теория происхождения языка из труд

Природа, сущность и функции языка
Считается, что понимание природы и сущности языка связано с ответом, по крайней мере, на два вопроса: 1) идеален язык или материален? 2) каким явлением выступает язык - биологическим, психическим,

Идеальное и материальное в языке
Структура идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию сознания - дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же элементы языка, именуемые

Биологическое, социальное и индивидуальное в языке
В середине XIX в. возник взгляд на язык как живой организм, который развивается по тем же законам природы, что и другие живые организмы: он рождается, созревает, достигает расцвета,

Язык, речь, речевая деятельность
Язык есть достояние общества, но проявляется он всегда в речи отдельного человека. А.А.Шахматов (1864-1920) полагал, что реальное существование имеет язык каждого индивида, язык же

Функции языка
Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Даже в учебной литературе его трактуют по-разному. Многократное обсуждение воп

Фонетика и фонология
Фонетика(от греч. phōnē - голос, шум, звук, речь) изучает звуковой строй языка, то есть инвентарь звуков, их систему, звуковые законы, а также правила сочетания звуков в

Акустика звуков речи
Общей теорией звуказанимается раздел физики - акустика, которая рассматривает звук как результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде. Физическое тело может б

Артикуляция звука и ее фазы
Артикуляцией (от лат. articulatio - произношу членораздельно) называется работа органов речи, направленная на производство звуков. Каждый произносимый звук имеет три артикуляционные

Фонетическое членение речевого потока
Речь фонетически представляет собой непрерывный поток звуков, следующих друг за другом во времени. Звуковой поток, однако, не является сплошным: с фонетической точки зрения он может

Взаимодействие звуков в речевом потоке
Звуки речи, употребляясь в составе слова, такта и фразы, оказывают друг на друга влияние, претерпевая изменения. Видо-изменение звуков в речевой цепи называют фонетическими про-цесс

Ударение и интонация
В речевом потоке все фонетические единицы - звуки, слоги, слова, такты, фразы - представлены линейными отрезками (сегментами) той или иной протяженности, располагающимися последоват

Фонема и система фонем
Предпосылки к возникновению фонологии.До сих пор рассматривалась материальная сторона языка: физическое и физиологическое воплощение идеальных сущностей языка в реч

Морфемика и словообразование
Более крупной, чем фонема, единицей языка выступает морфема, занимающая промежуточное положение между фонемой и словом. При всех разногласиях в подходе к морфеме единственное общее

Изменение морфемной структуры слова
Морфемный состав слова с течением времени может изменяться, когда аффиксы и внешне, и внутренне тесно спаиваются с корнями и друг с другом. В составе этих сращений прежние границы м

Словообразование и его основные единицы
Словарный состав любого языка находится в состоянии непрерывного развития, одной из закономерностей которого является пополнение лексики языка новыми словами. Пополнение лексики про

Лексикология и семасиология
Основной единицей языка является слово. Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в проце

Слово как центральная единица языка
Структура слова. Словокак центральная единица языка имеет очень сложную структуру, в которой язык также получает свою структурную цельность и завершенность (см. схему). Фактически

Лексическое значение и его типы
Лексическое значениепонимают чаще всего как исторически образовавшуюся связь между звучанием слова и отображением предмета или явления в нашем сознании, обозначенно

Развитие лексического значения слова
Полисемия.Большинство слов в языке имеет не одно, а несколько значений, которые появились в процессе длительного исторического развития. Так, существительное гру

Лексико-семантические группировки слов
Еще в прошлом веке русский семасиолог М.М. Покровский (1868-1942) обратил внимание на то, что "слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью", но соединяются в нашей душе не

Хронологическое расслоение словарного состава языка
Словарный фонд.Словарный состав любого языка может описываться не только на основе семантического сходства и противопоставления слов, отражающих системность лексики

Стилистическое расслоение словарного состава языка
В каждом литературном языке словарный состав распределяется стилистически. Общепринятой классификации стилистического расслоения словарного состава нет, она различается у разных авт

Ономастика
Ономастика(от греч. onomastik - искусство давать имена) - это раздел лексикологии, изучающий любые имена собственные. Этим термином называют также совокупность собствен- ­

Фразеология
Фразеология и фразеологизмы. Фразеология (от греч. phrásis, род. п. phráseos - выражение и logos - слово, учение) -это раздел лексикологии, изучающий

Этимология
Словарный состав языка представляет собой ту его сторону, которая более всех других подвержена историческим изменениям. Слова меняют свои значения, звуковой облик, что часто делает

Лексикография
Лексикография(от греч. lexikon - словарь, graphō - пишу) - это наука о словарях и практике их составления. Она очень тесно связана с лексикологией и семасиолог

Грамматика и ее предмет
Грамматика (из др.-греч. grammatike techne - букв. письменное искусство, от gramma - буква) - это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и

Грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма
Триадная структура языка- язык, речь, речевая деятельность - находит свое отражение и в единицах грамматики, где грамматическая категория выступает единицей языка, грамматическое зн

Основные способы выражения грамматических значений
Все многообразие грамматических форм в языках мира сводится к исчисляемому и легко обозримому количеству спосо- ­ Конец страницы 194 ­ ¯ Начало страницы 195 &

Части речи и члены предложения
Слово как элемент морфологии и элемент синтаксиса. В грамматике одно и то же слово приходится рассматривать и как явление морфологическое, и как явление синтаксичес

Словосочетание
Словосочетание как единица синтаксиса.Теория словосочетания разработана главным образом в русской лингвистике. Зарубежная лингвистика понятием словосочетания пользу

Предложение
Предложение как единица синтаксиса.Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значен

Предыстория письма
Подлинная история письма начинается с появления начертательного письма. Но и до этого люди общались на расстоянии и во времени разнообразными способами и средствами. В качестве пред

Основные этапы истории письма
Основные типы начертательного письма.В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько этапов, характеризующихся различными типами письма. Особеннос

Алфавиты, графика и орфография
Алфавиты. Алфавит (от греч. alphábētos) - это совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Само слово а

Специализированные системы письма
К числу специализированных систем письма принадлежат транскрипция, транслитерация и стенография, обслуживающие профессиональные потребности. Транскрипция. Транскрип

Языки мира
Как уже отмечалось, на земном шаре насчитывается примерно 5000 языков. Трудность определения их точного количества заключается прежде всего в том, что во многих случаях остается неясным, что это -

Закономерности исторического развития языков
Примерно около 40 тыс. лет тому назад, если не раньше, появляется Homo Sapiens, то есть человек разумный. Он знает наскальную живопись и пользуется звуковым языком, который выступает как полноценно

Племенные языки и образование родственных языков
Полагают, что языковая раздробленность была состоянием человечества во времена его возникновения. Такое состояние обнаруживают у многих современных типично родоплеменных обществ Африки, Австралии,

Внешние и внутренние законы развития языка
В современном языкознании понятие законов развития языка не определено достаточно четко, так как многие языковые изменения не образуют постоянной восходящей линии, связанной с разви

Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологической точки зрения речь предстает как одна из ее функций. Произнесение звука речи достаточно сложный физиологический процесс. Из центра речи головного мозга посылается определенный импульс, который поступает по нервам к органам речи, выполняющим команду речевого центра. Принято считать, что непосредственным источником образования звуков речи служит струя воздуха, выталкиваемая из легких через бронхи, трахею и полость рта наружу. Поэтому речевой аппарат рассматривают как в широком, так и в узком смысле этого слова.

 Конец страницы 47 

 Начало страницы 48 

В широком смысле в понятие речевого аппарата включают центральную нервную систему, органы слуха (и зрения - для письменной речи), необходимые для восприятия звуков, и органы речи, необходимые для производства звуков. Центральная нервная система является причиной возникновения звуков речи. Она также участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их.

Органы речи, или речевой аппарат в узком смысле, состоят из дыхательных органов, гортани, надгортанных органов и полостей. Органы речи часто сравнивают с духовым инструментом: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, а ротовая полость -клапаны. Фактически же органами речи управляет центральная нервная система, которая посылает команды в различные участки органов речи. В соответствии с этими командами органы речи производят движения и меняют свои положения.

Дыхательные органы - это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

Рис. 1. Дыхательный аппарат:

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

 Конец страницы 48 

 Начало страницы 49 

Гортань, или ларинкс (от греч.larynx- гортань) - это верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей и мускулов. Остов гортани образуют два больших хряща: перстневидный (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и щитовидный (в виде двух соединенных щитов, выступающих углом вперед; выступ щитовидного хряща называют адамовым яблоком, или кадыком). Перстневидный хрящ неподвижно соединен с трахеей и является как бы основанием гортани. На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных, или пирамидальных, хряща, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру, поворачиваться внутрь или наружу.

Рис. 2. Гортань

А. Гортань спереди: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - подъязычная кость; 4 - средняя щито-подъязычная связкаI(соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью); 5 - средняя перстнещитовидная связка; 6 - трахея

Б. Гортань сзади: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - верхние рога щитовидного хряща; 4 - нижние рога щитовидного хряща; 5 - черпаловидные хрящи; 6 - надгортанник; 7 - перепончатая (задняя) часть трахеи

 Конец страницы 49 

 Начало страницы 50 

Поперек гортани наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, две упругие мускулистые складки - голосовые связки. Верхние края голосовых связок прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние - к черпаловидным хрящам. Голосовые связки очень эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, быть расслабленными и напряженными. С помощью черпаловидных хрящей они могут сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы. Воздух, нагнетаемый дыхательными органами, проходит сквозь голосовую щель и заставляет дрожать голосовые связки. Под влиянием их колебания возникают звуки определенной частоты. Тем самым начинается процесс создания звуков речи.

Следует заметить, что, согласно нейромоторной теории голосообразования, голосовые связки активно сокращаются не под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха, а под влиянием серии нервных импульсов. Причем частота колебаний голосовых связок при образовании звуков речи соответствует частоте нервных импульсов.

В любом случае, процесс создания звуков в гортани только начинается. Заканчивается он "на верхнем этаже" речевого аппарата - в надгортанных полостях с участием органов произношения. Здесь образуются резонаторные тоны и обертоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Верхний этаж речевого аппарата - надставная труба - начинается полостью глотки, или фаринксом (от греч.phárynx-зев). Фаринкс может сужаться в своей нижней или средней области путем сокращения круговых мышц глотки или смещения назад корневой части языка. Таким способом образуются фарингальные звуки в семитских, кавказских и некоторых других языках. Далее надставная труба разделяется на две выходные трубы - ротовую полость и носовую полость. Их разделяет нёбо (лат.palatum), передняя часть которого твердая (твердое нёбо), а задняя - мягкая (мягкое нёбо, или нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком, или увулой (от лат.uvula- язычок). Твердое нёбо подразделяют на переднее и среднее.

 Конец страницы 50 

 Начало страницы 51 

В зависимости от того, какое положение занимает нёбная занавеска, воздушный поток, выходя из гортани, может попадать в полость рта или в полость носа. Когда нёбная занавеска приподнята и плотно прилегает к задней стенке глотки, то воздух не может попасть в полость носа и должен идти через рот. Тогда формируются ротовые звуки. Если же мягкое нёбо опущено, то проход в полость носа оказывается открытым. Звуки приобретают носовую окраску и получаются носовые звуки.

Рис. 3. Произносительный аппарат

Полость рта является основной "лабораторией", в которой образуются звуки речи, так как в ней имеются подвижные речевые органы, которые под воздействием нервных импульсов, идущих из коры головного мозга, производят различные движения.

 Конец страницы 51 

 Начало страницы 52 

Полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных произносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, язычка, а в некоторых случаях и надгортанника. Полость носа, напротив, выступает неизменяемым по объему и форме резонаторомм. Язык играет наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков речи.

Разминают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части -переднюю, среднюю и заднюю. Анатомических границ, конечно, между ними нет. В ротовой полости находятся также зубы, являющиеся ее твердой границей неподвижной формы, и альвеолы (от лат. alveolus- желобок, выемка) - бугорки у корней верхних зубов, играющие важную роль в образовании звуков речи. Рот прикрывают губы - верхняя и нижняя, представляющие мягкую границу подвижной формы.

По роли в произнесении звуков органы речи подразделяются на активные и пассивные. Активные органы подвижны, они совершают те или иные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздуха. Пассивные органы речи не производят самостоятельной работы при образовании звуков и являются 1 тем местом, где активный орган создает смычку или щель для ] прохождения воздушной струи. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. В произнесении некоторых звуков активные органы могут не г принимать непосредственного участия, переходя тем самым на положение пассивных органов речи.

Язык - наиболее активный орган речевого аппарата человека. Части языка обладают разной подвижностью. Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, который может прижиматься к урубам и альвеолам, загибаться вверх к твердому нёбу, образовывать сужения в различных местах, дрожать у твердого нёба и т.д.. Спинка языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом или подниматься к ним, образуя сужения.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой или образовывать с ней губное

 Конец страницы 52 

 Начало страницы 53 

сужение. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы меняют форму резонаторной полости, что создает так называемые огубленные звуки.

Маленький язычок, или увула, может прерывисто дрожать, смыкаясь с задней частью языка.

В арабском языке в образовании некоторых согласных участвует надгортанник, или эпиглоттис (отсюда надгортанниковые , илиэпиглоттальные , звуки), который физиологически прикрывает гортань в момент прохода пищи в пищевод.

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц. Если из легких идет воздушная струя, а голосовые связки с двинуты и напряжены, то связки колеблются - возникает музыкальный звук (тон)


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Устройство речевого аппарата

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц. Если из л ег ких идет воздушная струя, а голосовые связки с двинуты и напряжены, то связки колеблют ся - возникает музыкальный звук (тон ). Тон нужен для произношения гласных и звонких со г ла сны х.

Если го л о с овые связки разд в ин уты, то они беззвучны. Воздушная струя свободно проходит через гортань и не трогает го л о с ов ы х связок. Такое по л о же ние необходимо для произношения глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую полость и. если маленький язычок (увула ) не закрывает проход, - в носовую.

Ротовая и носовая полость служат резонаторами: они усиливают звуки определенной частоты. Изменения формы резонатора достигаются тем, что язык сдвигается назад, вперед, поднимается кверху, опускается вниз.

Если небная занавеска опушена, то открыт проход в носовую полость и к ротовому подключается и носовой резонатор

В образовании звуков, которые про из н о ся т ся без участия тона - глухих согласных - участвует не тон, а шум .

Все органы речи в ротовой полости делят на две группы:

  1. активные - подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука: язык, губы, увула (маленький язычок), голосовые связки;
  2. пассивные неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную роль: зубы, альвеолы (выступы ни зубами), твердое небо, мягкое небо.

Согласные и гласные звуки и их классификации

Звуки речи - минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами [ЛЭС].

Одной из языковых универсалий является наличие согласных и гласных звуков.

Согласные

  1. наличием преграды на пути воздушной струи;
    1. неравномерной напряженностью органов речи;
    2. наличием шума;
    3. в соседстве с гласными согласные не могут быть слогообразующими.

Система согласных звуков данного языка или диалекта называется консонантизмом (от лат. consonans - согласный звук).

Классификации согласных звуков

Согласные звуки классифицируются по следующим основаниям.

I. По участию (соотношению) в их образовании голоса и шума согласные делятся на сонорные и шумные.

  1. Сонорными, или сонантами (лат. sonorous - звучные) являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум: [ j ], [л], [м], [н], [р], [л’], [м’], [н’], [р’].
    1. Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. Они, в свою очередь, подразделяются на:
      1. звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и
        1. глухие шумные, которые образуются только шумом.

По наличию или отсутствию голоса звонкие и глухие шумные образуют коррелятивные пары по звонкости-глухости: [б]-[п], [д]-[т], [в]-[ф], [г]-[к], [з]-[с], [ж]-[ш], могут быть и непарные глухие, например, [х], [х’], [ц], [ч].

П. По месту образования (т.е. по активному действующему органу) согласные подразделяются на след. группы.

1. Губные согласные делятся на:

1) губно-губные образуются смыканием нижней губы с верхней:

[б], [п], [м], а в русском языке еще и мягкие [б’], [п’], [м’].

2) губно-зубные образуются сближением нижней губы с верхними зубами: [в], [ф], мягкие [в’], [ф’].

  1. Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - выполняет активную роль при образовании звука.
    1. Переднеязычные:
      1. дорсальные (передняя часть языка смыкается с верхними зубами): [д], [д’], [т], [т"] , [з], [з’], [с], [с’], [л], [л’], [н], [н’], [ц].

Б) апикальные (подъем передней части языка к альвеолам и небу): англ. [d], [t].

  1. какуминальные (кончик языка поднимается к небу): [ж], [ш], [р], [ч], щ.

Г) ретрофлексные (кончик языка приподнимается к небу и заворачивается назад) - в индийских языках.

  1. Среднеязычный (поднятие средней части языка к небу): [ j ].
    1. Заднеязычные (сближение задней части языка с мягким небом): [г],[к],[х], их мягкие пары.
  2. Увулярные, или язычковые (лат. uvula - язычок): французское картавое [р].
  3. Фарингальные, глоточные: укр. гора, гарна дивчина.
  4. Ларингальные, гортанные, связочные: тат. тә эмин, т ә эсир, также в араб. яз. Рус. «Н е-а ».

III . По способу образования (т.е. по способу преодоления преграды):

  1. Смычные - согласные, которые образуются полным смыканием органов произношения, поэтому воздух, наталкиваясь на преграду, с силой разрывает ее и производит характерный для этих звуков шум (их еще называют взрывными): [б], [п], [д], [т], [г], [к].
  2. Смычно-проходные (между органами речи остается проход):
    1. боковые [л], [л ].
    2. носовые [м], |н], тат. [ ң ].
  3. Щелевые согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух: [з], [с], [ж], [ш], [в], [ф], [х], [ j ].
  4. Выделяют также смычно-щелевые, или аффрикаты . В начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у щелевых. Это [ц] и [ ч ] .
  5. Дрожащие (вибранты) — согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи, т.е. вибрирует: [р], мягкий [р’].

IV . По положению небной занавески:

1. Носовые , при образовании которых небная занавеска открывает проход в носовую полость, через которую и выходит часть воздуха: [м], [н], тат. [ ң ].

2. Ртовые (чистые) - небная занавеска прикрывает проход в носовую полость: все остальные.

V . П o наличию или отсутствию выдыхаемой струи воздуха:

  1. Дыхательные : все согласные рус. яз.
  2. Недыхательные (щелкающие) возникают посредством сосательных движений органов речи; в таджикском и туркменском языках они означают, например, отрицание.

VI . По наличию или отсутствию смягчення (палатализации) (в рус. яз.)- по твердости-мягкости все согласные делятся на 1. твердые и 2. мягкие (палатализованные ), которые образуют коррелятивные пары по твердости-мягкости : [б]-[б’], [п]-[п’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’] и т.д.; непарные:.[ц], [ч’], [ j ].

Гласные - звуки речи, которые характеризуются:

  1. отсутствием преграды на пути выдыхаемой струи воздуха;
  2. равномерной напряженностью органов речи;
  3. состоят из тона (голоса);
  4. являются слогообразующими.

Система гласных звуков какого-либо языка или диалекта называется вокализмом .

Гласные - это чисто тоновые звуки. Музыкальный тон, голос образуется в гортани в результате колебания голосовых связок. Полости рта и глотки - это резонаторы, в которых формируются различия между гласными. Эти различия определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти.

Классификации гласных звуков

Классификации гласных звуков современного русского литературного языка строятся на следующих основных признаках.

I . По степени подъема языка (движение языка по вертикали), по степени его приближения к небу при образовании звука все гласные делятся на:

  1. Гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у].
    1. Гласные среднего подъема: [э], [о].
    2. Гласные нижнего подъема: [а] (см. таблицу).

При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При произнесении гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

П. По месту подъема языка, т.е. по движению языка по горизонтали при образовании звука, различаются

  1. Гласные переднего ряда: [и], (э).
    1. Гласные среднего рядя: [ы]. [а].
      1. Гласные заднего ряда: [у], [о].

При образовании гласных переднего ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. При произнесении гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к небу приподнимается задняя часть языка. Гласные среднего ряда занимают среднее положение между гласными переднего и заднего ряда.

III . По участию губ гласные делятся на:

  1. Огубленные (лабиализованные - от лат. labium - губа) - губы округляются и вытягиваются вперед: [у], [о], в тат. яз. их больше.
    1. Неогубленные (нелабиализованные): остальные.

IV . По долготе (в некоторых языках, например, в англ.):

1.Долгие: [ i :] meat , [ u :] cool .

2. Краткие: [ i ].

V . По положению небной занавески (см. выше):

1. Носовые - были в древнерусском языке.

2. Чистые - все гласные звуки современного рус. яз.

VI . По однородности звучания или артикуляции:

  1. Монофтонги.
    1. Полифтонги - сочетания нескольких гласных элементов в пределах одного слога. Так, их разновидностью являются дифтонги : англ. go , в латинском, латышском и др. языках. Дифтонги, в свою очередь, делятся на
      1. истинные, в которых оба элемента равноценны, и
        1. ложные, в которых один элемент составляет вершину слога, а другой побочный:

А) нисходящие - сильным элементом является первый: англ. home , нем. В aum,

Б) восходящие, где сильный элемент второй: исп. Bueno .

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1050. Периодизация речевого развития 1.49 MB
Этапы речевого развития ребенка Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков нарушений речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой речевой способности –способности к осуществлению речевой деятельности. Формирование речи как активной целенаправленной сознательной речемыслительной деятельности составляет основной предмет профессиональной деятельности логопеда. Профессионально...
10877. Особенности речевого оформления деловой документации (по профилю специальности) 14.63 KB
Резюме это первое что необходимо иметь при поиске работы. Можно сказать что при устройстве на работу обязательное предоставление резюме – это один из элементов современных правил делового этикета но одновременно это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда. Резюме – это краткий вывод из сказанного написанного или прочитанного сжато излагающий основные положения толковый словарь Д.
12548. ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 93.19 KB
Неправильное его строение неразвитость вялость мышц языка нижней челюсти мягкого неба губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с отклонениями в нервнопсихическом развитии их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии. На этом уровне происходит переход от активности мышц к активности легких гортани языка и т. Большинство ротовых артикуляций связано с...
10876. Культура речевого поведения специалиста (общие требования, этикетно-речевые формулы, правила общения по телефону и т.д) 12.08 KB
Показательно что даже при столь утилитарной постановке задачи приходится рассматривать требования речевого этикета как необходимые условия успешной коммуникации. Или: Что здесь происходит– вопрос особенно в определенном контексте может означать агрессивное недовольство происходящим и как таковой нарушать этикет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора что нет и в какой ситуации. Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств в...
18689. Расчет реакционного аппарата 309.89 KB
5103. Расчет теплообменного аппарата 297.72 KB
Определение параметров газовой смеси одинаковых для всех термодинамических процессов. В основных технологических установках и устройствах нефтяной и газовой промышленности наиболее часто встречающимися газами являются углеводородные или их смеси с компонентами воздуха и небольшим количеством примесей других газов. Целью термодинамического расчета является определение основных параметров газовой смеси в...
14301. РАСЧЕТ АППАРАТА УМЯГЧЕНИЯ ВОДЫ 843.24 KB
Целью настоящего курсового проекта является выполнение расчета станции умягчения воды производительностью 100 куб. Расчет мембранного аппарата заключается в определении требуемого количества мембранных элементов составлении балансовых схем по движению воды и компонента подборе насосного оборудования для обеспечения требуемого рабочего давления при подаче воды в мембранный аппарат определении...
13726. Анатомия опорно-двигательного аппарата 46.36 KB
В кости главное место занимает: пластинчатая костная ткань которая образует компактное вещество и губчатое вещество кости. Химический состав и физические свойства кости. Поверхность кости покрыта надкостницей. Надкостница богата нервами и сосудами через нее осуществляется питание и иннервация кости.
20237. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей 156.13 KB
Невзирая на то, что опорно-двигательная система является, казалось бы, самой крепкой структурой нашего организма, в детском возрасте она наиболее уязвима. Именно в младенчестве и подростковом возрасте обнаруживают такие патологии как кривошея, плоскостопие, сколиоз, кифоз и другие нарушения осанки. И если вовремя не принять должных мер для устранения врожденных или появившихся у ребенка дефектов
20650. Прочностной расчет основных элементов аппарата 309.89 KB
Исходные данные для расчетов. Задачи курсовой работы: - систематизация закрепление и расширение теоретических и практических знаний по этим дисциплинам; - приобретение практических навыков и развитие самостоятельности в решении инженерно технических задач; - подготовка студентов к работе над дальнейшими курсовыми и дипломными проектами УСТРОЙСТВО АППАРАТА И ВЫБОР КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ Описание устройства и принцип работы аппарата Реакционным аппаратом называются закрытые сосуды предназначенные для проведения...

Артикуляционный аспект звуков речи (устройство и работа речевого аппарата)

§ 33. Рассмотренные выше акустические свойства звуков речи определяются их артикуляционными особенностями, т.е. зависят от работы органов речи, деятельности речевого аппарата. В связи с этим артикуляционную (биологическую, физиологическую) характеристику звуков речи, объяснение их артикуляционных признаков целесообразно начинать с характеристики органов речи, речевого аппарата человека.

Речевым аппаратом называется совокупность органов речи. Органами речи являются части организма человека, которые, наряду с той или иной физиологической функцией, выполняют определенную социальную задачу, прямо или косвенно участвуют в образовании звуков речи. Это такие части человеческого организма, как язык, губы (верхняя и нижняя), зубы (верхние и нижние), альвеолы (т.е. бугорки у корней передних зубов, образующие неровный выпуклый валик), нёбо (переднее, или твердое, и заднее, или мягкое), нёбная занавеска (задняя часть мягкого нёба) , язычок, или маленький язычок (конечная часть нёбной занавески в виде конусообразного выступа, отростка), голосовые связки (упругие мышцы, два пучка мускулов, расположенные поперек гортани и прикрепленные к ее хрящам, напоминающие струны музыкального инструмента), легкие, дыхательное горло, гортань, надгортанные полости (т.е. полости рта, носа и глотки, или зева), и некоторые другие.

Представление о расположении органов речи можно получить из рис. 1 и 2 .

Рис. 1.

Рис. 2.

А. Гортань спереди: 1 – щитовидный хрящ, 2 – перстневидный хрящ; 3 – подъязычная кость; 4 – средняя щитоподъязычная связка, соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью; 5 – средняя перстне-щитовидная связка; 6 – трахея.

Б. Гортань сзади: 1 – щитовидный хрящ; 2 – перстневидный хрящ; 3 – верхние рога щитовидного хряща; 4 – нижние рога щитовидного хряща; 5 – черпаловидные хрящи; 6 – надгортанник; 7 – перепончатая (задняя) часть трахеи

В зависимости от того, какие функции выполняют органы речи в процессе образования звуков, их можно разделить на три группы – дыхательные, резонирующие и произносительные.

Дыхательными органами речи являются: легкие, бронхи, дыхательное горло, гортань; иногда к ним относятся также грудная клетка и грудобрюшная преграда, или диафрагма. Все дыхательные органы вместе взятые образуют дыхательный аппарат и создают воздушную струю, необходимую для того, чтобы вызвать звуковые колебания.

Резонирующими органами речи, или резонаторами, называются надгортанные полости, т.е. полость рта, полость носа и полость глотки, или зева. Совокупность этих органов речи иногда называется надставной трубой. В речевом процессе эти органы изменяют свой объем и форму, чем определяется тембр произносимых звуков.

К произносительным органам речи, или органам произношения, относятся такие расположенные в полости рта органы, которые непосредственно участвуют в оформлении звуков, создавая разные препятствия струе выдыхаемого воздуха и обеспечивая тем самым различия между звуками. Это язык, губы, зубы, альвеолы, твердое нёбо, мягкое нёбо, нёбная занавеска, язычок, голосовые связки.

Некоторые лингвисты резонирующие и произносительные органы речи объединяют в одну группу под общим названием произносительных органов, среди которых различают органы дыхательные и собственно произносительные .

Произносительные (собственно произносительные) органы речи в зависимости от степени их участия в образовании звуков подразделяются на активные и пассивные. Активными являются органы речи, которые при образовании звуков изменяют свое положение в полости рта, т.е. выполняют те или иные движения, необходимые для образования звука речи. К ним относятся язык, губы, мягкое нёбо, нёбная занавеска, язычок, голосовые связки. Пассивными органами речи называются такие, которые при произнесении звуков не меняют своего положения, "служат лишь “точкой опоры” для активного органа" . Это твердое нёбо, зубы, альвеолы (конкретные функции разных произносительных органов речи указаны ниже, в § 43 и последующих).

К числу органов речи некоторые лингвисты относят головной мозг человека и центральную нервную систему, которые при образовании звуков речи выполняют особые функции. Головной мозг побуждает органы речи к образованию звуков. Центральная нервная система управляет всей работой речевого аппарата.

§ 34. При произнесении каждого звука разные органы речи занимают определенное положение, осуществляют те или иные движения. Работа всех произносительных органов речи, совокупность движений активных органов, которые необходимы для образования отдельного звука, называется артикуляцией звука речи. Можно говорить, например, об артикуляции русского гласного ы, французского гласного о носового, польского слитного (аффрикативного) согласного dz и т.д.

Артикуляция звука речи представляет собой сложное явление. В ней различается три фазы: приступ, или экскурсия, выдержка и отступ, или метастаз.

Приступ – это первая, начальная фаза артикуляции звука речи, состоящая в том, что органы речи приводятся в положение, необходимое для произнесения данного звука. По образному выражению М. В. Панова, "приступ (экскурсия) – это выход на работу органов речи (в ротовой полости)" . Так, например, в начале артикуляции гласного у губы размыкаются, округляются и выпячиваются вперед; в начальной фазе артикуляции согласного в нижняя губа сближается с верхними зубами и т.д.

Выдержка – вторая, главная фаза артикуляции звука речи, следующая за приступом; она заключается в прекращении (или замедлении) движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в результате чего и возникает звук.

Отступ – третья, последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука.

Если приступ – это "выход иа работу органов речи", то выдержка может рассматриваться как основная их работа по оформлению данного звука, его акустических свойств, а отступ – как уход речевых органов с работы.

Совокупность артикуляций звуков того или иного языка называется артикуляционной базой данного языка. Как известно, звуковой состав разных языков неодинаков. Звуковые системы разных языков различаются как в количественном, так и в качественном отношении. Следовательно, различаются и артикуляционные базы языков. "Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают эти органы в процессе речи по-разному" .

Следует заметить, что овладение отдельными артикуляциями (а значит и артикуляционной базой) неродного языка нередко вызывает значительные трудности. Так, например, лица, для которых родным языком является русский, испытывают затруднения в овладении артикуляциями носовых гласных французского, польского и других языков, так называемого европейского, или среднего (но твердости-мягкости), согласного /, мягких согласных г (ж) и s (ш) и некоторых других. Многие иностранцы с трудом произносят или вообще не в состоянии произнести русский гласный ы. Известный литовский певец Виргилиус Норейка, например, при исполнении русской песни "Коробейники" произносит "полним (полна коробочка)". В речи француза русское слово "быстро" обычно звучит как "бистро́" (отсюда французское название небольшого ресторанчика, вернувшееся в русский язык в преобразованном на французский лад виде).

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: