Зачем человеку искусство, музыка? Зачем мы это придумали с научной, с эволюционной точки зрения? Сочинение: Почему нужно учиться понимать искусство? Зачем нужны произведения искусства

Вряд ли найдутся ещё в истории явления, с которыми связано столько восторгов и проклятий, драм и загадок, обретённого и потерянного счастья, как это было с искусством. А ведь, казалось бы, что тут может быть неясного? На языке многих народов (русском, украинском, чешском и др.) слово это означает мастерство, умение. О любом изделии человека, будь то хорошие сапоги или каравай хлеба, можно сказать «настоящее искусство»! И действительно, любой мастер - искусник своего дела.

А что же такое искусство вообще? И с чем связаны сложности в его понимании?

С детских лет, со школы, помним мы историю крестьянина Якима из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

С ним случай был: картиночек

Он сыну накупил,

Развешал их по стеночкам

И сам не меньше мальчика

Любил на них глядеть…

А потом случился пожар, и Яким, вместо того, чтобы вынести из огня 35 целковых, накопленных за целый век, стал спасать картиночки…

С детских же лет остаётся в связи с этим в памяти образ такого непрактичного Якима, предпочтившего ненужные картинки всему своему богатству. Почему же бесполезное победило прямой интерес, явную пользу? Не будем обвинять во всем «необразованного» Якима. Позднее мы увидим, что и на высшей ступени образования люди готовы приносить искусству не меньшие жертвы.

Так, выдающийся русский художник Александр Иванов свою главную картину - «Явление Христа народу» писал 20 лет. Почти целую жизнь! Что заставляло его выполнять этот подвижнический труд?

Непонятна с первого взгляда и причина такого сильного воздействия искусства на людей. Под его влиянием, как сказано, совершаются и подвиги, и преступления, порой трагические ошибки.

Что делает командир, когда видит, что солдаты устали? Приказывает: запевай! В солдатских вещмешках во время войны рядом с запасными гранатами и патронами находились томики Пушкина, Лермонтова, Тютчева - совсем не «военных» поэтов. Александр Македонский вместе с кинжалом прятал под своей подушкой «Илиаду» Гомера.

Видимо, какая-то сила есть в искусстве, которой подчиняются, в которой нуждаются люди, тянутся к ней, впитывают в себя. Понятно, скажем, что карикатуры не нравятся тем, против кого они направлены. Но взрывчатую силу приобретают порой и вполне невинные, с точки зрения обличения кого-то, картины.

Искусство может толкнуть человека и в другую сторону, внушить совсем не доблестные мысли. Так, произведение Гёте «Страдания молодого Вертера» в своё время вызвало волну самоубийств, а фильм «Тарзан» принёс множество увечий подросткам: они массой полезли на деревья и закричали «по-тарзаньи».

История литературы знает случай, когда на вопрос полицейского инспектора, почему она убежала от мужа, некая француженка не смогла ни слова сказать в своё оправдание, а только цитировала громадные куски из Бальзака…

Вернёмся к нашему главному «почему» в отношении искусства и попытаемся ответить на вопрос: зачем человеку искусство, почему оно возникло и почему не исчезает, а, наоборот, приобретает все новых поклонников?

Человек не сегодня начал раздумывать над этим. Пытаясь понять причины возникновения искусства, он выдвинул целый ряд более или менее правдоподобных объяснений. Одно из первых - так называемая «магическая» теория искусства, которая выводит искусство из первобытной магии. Но она не может объяснить, почему искусство не исчезло, когда человек перерос магию.

Другая теория - «игровая» - уподобляет искусство игре. Среди сторонников этой теории было немало выдающихся умов, и вряд ли можно отрицать, что в искусстве есть элемент игры. Даже сегодня, хваля артиста, мы говорим: «Прекрасная игра!» И все же. Если это игра, почему в неё «играют» взрослые? Почему в «игру» вовлечены столь серьёзные вещи, как страдания, любовь, раздумья о жизни, смерть? И разумеется, не будем говорить о том, что многое язык просто не поворачивается назвать «игрой». Скажем, «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Тихий Дон» Шолохова…

Одна из теорий, «трудовая», ещё больше приближается к верному пониманию искусства, подметив связь искусства с производством, которая настолько тесна, что характер работы диктует ритмы песен и танцев. Изучая культуру первобытных народов, Г. В. Плеханов отметил, что у них «искусство есть непосредственный образ процесса производства». Все это верно.

Трудовая теория не может ответить на вопрос, почему искусство вообще появилось на свет, зачем человеку понадобилось, так сказать, удваивать процесс производства.

Итак, что бросается в глаза, прежде всего, когда мы начинаем размышлять о природе искусства? То, что перед нами некий предмет или действие, которые ценятся человеком не за то, чем они в первом приближении являются. Так, в танце охотника человек ведёт себя во многом как на настоящей охоте, но восхищаются все-таки не охотой, а танцем. Точно так же и с рисунками вообще, украшениями, татуировками. В одной ангольской сказке говорится, как некая старуха - искусница сделала трём сёстрам татуировку; «Все три сестры стали ещё красивее, чем были. Рисунки украсили их лица, грудь, живот, бедра. А младшая стала такой, что красота её теперь просто глаза слепила».

Девушки приобрели что-то совершенно отличное от того, чем они обладали до этого и что ни к чему более не пригодно, кроме как «слепить» глаза красотой.

Следовательно, искусство, – это некий «бесполезный» предмет или явление, которое, тем не менее, приносит радость. Слово «красота» часто, хотя и не всегда, является эквивалентом, обозначением этой радости. Искусство нужно человеку и тогда, когда радости в жизни не приносит.

Где же найти разгадку этого непонятного явления? Первая мысль, которая приходит на ум,- искусство нам что-то сообщает, сигнализирует о чем-то… Может, оно даёт нам знания? Но почему рядом с наукой? Разве наука не справляется со своими задачами? О сходстве и различии искусства и науки сказано немало.

В своё время русский историк В. Н. Татищев, рассуждая о свойствах вещей «по естеству» и «что из чего состоит», отнёс искусство к «наукам сщегольским», причём указал, что некоторые из них могут быть и «нужны», т. е. полезны.

Сравним науку и искусство на каком-нибудь простом примере, при явном совпадении, так сказать, их «объекта».

Возьмём цветок. Один нарисован в учебнике ботаники, а другой - на детском рисунке. В первом случае перед нами наука, во втором - искусство. А в чем разница? И какой рисунок лучше?

Задан этот вопрос, думается, любой человек испытает угрызение совести: разве можно их сравнивать?!

Что главное в рисунке из учебника? Процитируем один из учебников ботаники для шестого класса средней школы. «Строение цветка черёмухи. Мелкие пахучие белые цветки черёмухи собраны по нескольку в виде кисти. Каждый цветок находится на коротком стебельке - цветоножке. Верхняя часть цветоножки расширена и образует цветоложе. Имеет чашечку и пять чашелистиков, венчик и пять лепестков. Чашечка и венчик вместе составляют околоцветник. В середине цветка – около 20 тычинок, каждая из которых состоит из пыльника и тычиночной нити и т. д. и т. п. Здесь же на рисунке изображены кисть и цветок (в разрезе).

Взглянем теперь на детский рисунок. Он может быть более или менее близок к действительному цветку, но ясно, что точности в нем не будет никакой. Ребёнок редко рисует какой-то определённый цветок, он изображает цветок вообще и, кстати, ничуть не заботится, есть там тычинки или чашелистики или нет. В чем же разница?

В учебнике цветок изображён для того, чтобы мы узнали, как он устроен.

На детском рисунке цветок изображён как выражение детского восприятия мира. Ребёнок рисовал его с удовольствием, как важную часть всего окружающего. Ему, а следовательно и нам, не обязательно знать, так ли уж точно передана суть цветка, но и ребёнок и мы видим в цветке один из радостных признаков детского существовании и проявления, т. е., обобщим, один из признаков человеческого бытия.

Итак, разница в подходе даже к одним и тем же предметам.

Наука бесстрастно, равнодушно, всевидящим своим оком разнимает на части и анализирует, затем собирает и сообщает факты о строении или действии вещества, предмета, явления. Искусство же смотрит удивлённым взором на окружающее, замечая и отражая все интересное с человеческой точки зрения. И оказывается, что это - далеко не одно и то же.

Возьмём пример посложнее. Звёздное небо изучают астрономы и воспевают художники и поэты. Что видят на небе астрономы? Небесные тела, орбиты, расстояния в световых годах, источники излучений и возможность неземных цивилизаций. А что видят поэты? Источник вдохновения.

В искусстве, человек узнает что-то о человеке же, о его думах и страданиях, стремлениях и ошибках…

«Но разве наука не изучает человека?»- скажет несогласный. Изучает, да не того.

Наука изучает человека вообще, либо как биологическую особь (анатомия, биология, медицина), либо как психический тип (психология, психиатрия и т. д.), но она не может изучать отдельного живого человека, во всей совокупности его больших и малых черт, как явление уникальное и неповторимое.

Нет, и не может быть науки о Красной Шапочке или Наташе Ростовой, Демоне или Фаусте. А человеку крайне важно знать о моральных и иных проблемах, с ними связанных. Без этого он не сможет понять, в конечном счёте, своего соседа, не сможет жить в обществе, которое ведь и состоит не из абстракций, а из конкретных, живых, вполне смертных людей. Не будет способен к состраданию, любви…

И этого знания - знания о человеке и мире человека как среде его обитания - никакая наука дать не в состоянии. В первобытном искусстве это заметно особенно хорошо. В примитивных скульптурах женщин первобытный художник подчёркивает наиболее важные для рода особенности - способность к плодородию, воспроизводству рода. Изображая лося, первобытный художник увеличивает ему нижнюю губу. Почему? Она опасна для него?

Или уязвима при охоте? Нет. Это самая вкусная часть лося.

Некоторую трудность представляют произведения искусства, где человека нет. Например, пейзаж, натюрморт.

Да, действительно, здесь человек, как правило, не изображён. Но он присутствует косвенно. То ли следы его деятельности, то ли среда обитания, то ли - и это, быть может, самое важное, - его концепция окружающего мира. Так, образ могучей природы на полотнах Шишкина – не изображение леса как такового и не картина «деловой древесины», а образ матери-природы, рождающей богатырей, матери-природы, к которой человек приникает в минуту горя. Художник предлагает не «равнодушную природу», но свой взгляд на неё, своё понимание её, и потому она предстаёт перед нами «очеловеченной», даже если изображаются места, куда не ступала нога человека.

Так чем же отличается искусство от науки, коль образы искусства так разнятся от образов науки? И нужно ли нам понимать, в чем именно разница?

Сергей Шевгота.

Искусство - это деятельности индивидуума. С помощью него он познает мир, отдыхает и создает что-то новое. Роль и значение искусства в жизни человека нельзя недооценивать. Без него бы практически невозможно. Это своего рода фундамент для дальнейших открытий.

Что представляет собой искусство

Это творческая деятельность, которая позволяет человеку реализовывать свой внутренний мир. Творить можно с помощью звуков, танцев, рисунков, слов, цветов, различных природных материалов и так далее. Искусство - это одна из множества форм сознания разумных существ. Возникает оно благодаря творчеству конкретных индивидов, которые затрагивают темы, интересные не только автору, но и другим людям. Многие спрашивают: «Нужно ли искусство человеку?» Ответ определенно положительный, ведь это способ познания мира. Наука тоже является одним из видов приобретения знаний из окружающей действительности. Искусством может быть:

  • Ремесло. Любой вид деятельности человека считается творческим процессом. Мастерство в какой-то области: швейное дело, вышивка бисером, создание мебели и так далее считается искусством. Ведь человек старается передать свое видение мира в действительность.
  • Культурная деятельность. Люди всегда стремились к чему-то прекрасному. Создавая что-то хорошее, человек подчеркивает свою любовь и миролюбивость.
  • Любые выразительные формы. С развитием общества и эстетического познания, искусством можно называть абсолютно любую деятельность, которая с помощью особых средств выражает какой-то смысл.

Этот термин достаточно широк. Если его трактовать в масштабе всего человеческого общества, то это особое средство для познания или отражений окружающего мира, духовности и сознания индивида. Практически нет человека, который не смог бы дать ему объяснение. Прислушайтесь к своему внутреннему миру и определите, чем является для вас искусство. Ведь ценно оно как для конкретного автора, так и для всех людей в целом. За время существования человечества уже было создано очень много художественных произведений, которыми можно любоваться и которые смогут вас вдохновить на собственные творческие идеи.

История появления искусства

По одной из теорий, впервые человек начал заниматься творчеством во время первобытного общества. Тому свидетели - наскальные надписи. Это были первые массовые виды искусства. Наносились они в основном для практического применения. Около 40 тысяч лет назад искусство стало независимым способом для познания мира. Представлялось оно различными обрядами, музыкальными композициями, хореографией, нательными украшениями, изображениями на скалах, деревьях и шкурах убитых животных.

В первобытном мире искусство выполняло функцию передачи информации. Люди не могли общаться при помощи языка, поэтому они передавали информацию посредством творчества. Поэтому искусство для народа тех времен было неотъемлемой частью существования. Для нанесения изображений использовались предметы из окружающего мира и различные цвета из них.

Искусство в античном мире

Именно в древних цивилизациях, таких как: Египет, Индия, Рим и так далее - были заложены основы творческого процесса. Уже тогда люди стали размышлять о том, нужно ли искусство человеку. У каждого развитого центра цивилизации был свой неповторимый стиль, который переживал много веков и не менялся. В это время уже начали создаваться первые произведения художников. Древние греки изображали человеческое тело лучше всех. Они могли правильно изобразить мышцы, осанку и соблюдали пропорции тела.

Искусство в средних веках

Люди этих времен сосредотачивали свой взор на библейских сюжетах и духовных истинах. В средних веках они уже не задавались вопросом о том, нужно ли искусство человеку, ведь ответ был очевиден. В живописи или мозаике использовался золотой фон, а люди изображались с идеальными пропорциями и формами тела. Художество различного рода проникало в сферу архитектуры, строились красивые статуи. Людей не интересовало, что такое настоящее искусство, они просто создавали собственные прекрасные произведения. Некоторые исламские страны приписывали таким творениям божественную силу. Народ из Индии использовал искусство для религиозных танцев и скульптуры. Китайцы предпочитали бронзовые скульптуры, резьбу по дереву, поэтику, каллиграфию, музыку и живописные рисунки. Стиль этого народа каждую эпоху изменялся и носил названия правящих династий. В XVII веке в Японии распространялась Вот к этому времени люди уже знали, что такое настоящее искусство. Ведь оно уже серьезно влияло на воспитание полезной личности для общества. А также служило хорошим отдыхом и расслаблением.

Эпоха возрождения и современный мир

Человечество вернулось к гуманизму и материальным ценностям. Это и повлияло на развитие искусства. Фигуры людей потеряли идеализированные формы. В эти эпохи художники старались показать Вселенную и различные идеи того времени. Трактовок того "что такое искусство" было уже очень много. Творческие люди воспринимали его как способ передать человеческую индивидуальность. Уже к XIX веку сформировалось очень много стилей, таких как символизм или фовизм. Однако уже в XX веке случилось много научных открытий и развивающихся технологий. В этот период творческие личности искали новые способы для отображения своего внутреннего мира и отражения современной красоты.

Во второй половине двадцатого века в искусство влилось направление модернизм. Люди старались найти истину и следовали жестким нормам. В этот период появилось очень много критиков живописи, которые предполагали, что ей наступил конец.

Каким бывает искусство

В современном мире творческий процесс достиг небывалого развития. С помощью всемирной сети Интернет разного вида мастерство распространяется с большой скоростью. Искусство бывает следующим:

  • Зрелищное искусство. К нему относятся театры, оперы, цирки, киноискусство и так далее. При помощи зрительного восприятия авторы передают свое видение мира и различные события. Режиссеры создают кинокартины, в которых отражаются существующие проблемы мира. Многие отрасли искусства служат для человека развлечением, например цирк.
  • Изобразительное искусство. В эту сферу входит фотография, живопись, комиксы, скульптуры и немое кино. Авторы при помощи статичной картинки передают природу, быт какого-либо народа, проблемы человечества. Немое кино относится к динамичному виду искусств. В современном мире это явление уже утратило свою популярность.
  • Выразительное искусство. Люди отражают свои взгляды в литературе, создают прекрасные строения. Также они выражают внутренний мир в музыке и хореографии. В большинстве произведений поднимаются глобальные проблемы и пороки человечества. Благодаря этому люди совершенствуются и уходят от зла и самобичевания.

Для творческого самовыражения человек изобрел очень много материалов. Художники используют краску, холсты, чернила и так далее. Архитекторы - глину, железо, гипс и прочее. Благодаря современным способам хранения информации, человек может переносить свои творения в электронный вариант. Уже сейчас есть много музыкантов, художников, режиссеров и писателей, которые используют компьютер для создания произведений искусства.

Современный мир и искусство

Творческая сфера жизни обучает индивида истинной красоте, делает милосерднее и добрее. Также искусство учит смотреть на простые вещи под другим ракурсом, чаще всего положительным. Во всех творениях нет одного определенного смысла, каждый человек в них ищет что-то свое. Также все индивидуально выбирают для себя вид деятельности. Это может быть живопись, балет или вовсе классическая литература. Люди, благодаря творчеству, учатся состраданию, чувствительности и эмоциональности. Повседневность может угнетать человека, а искусство напоминает, каким прекрасным может быть окружающий его мир. Многие люди питаются просто положительной энергией из разных авторских работ.

С малых лет индивиду прививается любовь к творчеству. Приобщение детей к искусству позволяет им учиться понимать литературу, живопись, архитектуру, музыку и многое другое. Это взращивает личность. Однако бывают случаи, когда человек не понимает, зачем нужно искусство. Такое поведение - один из этапов развития личности, после него у людей возникает непроизвольная тяга к чему-то новому неизвестному. Это позволяет расширить кругозор, совершенствоваться и формировать индивидуальные моральные ценности. Самое главное, что творчество делает человека лучше.

Как искусство влияет на развитие личности

Человек - это существо, которое формируется с помощью окружающих его событий и иных мнений. Искусство занимает в этом процессе особое место, оно влияет как на конкретную личность, так и на общество в целом. Благодаря ему у человека формируются приятные чувства, интересные мысли, моральные принципы, а развитие современного искусства помогает ему в этом. Жизнь без этой отрасли практически нереальна. Она была бы сухой, а для личностей с богатым внутренним миром представлялась лишь в черно-белых красках. Особое место в существовании занимает художественная литература как искусство. Она способна наполнять человека, как кувшин водой, жизненными принципами и взглядами. Лев Толстой считал, что духовная красота способна спасти человечество. С изучением творчества различных авторов люди становятся внутренне привлекательными.

В изобразительном искусстве человек старается передать свою точку зрения на окружающий мир, иногда из своего воображения. Ведь он не может воссоздать то, чего не существует. Каждое изображение передает конкретную мысль или чувство творца. Человек питается этими художественными произведениями. Если посыл был добрым, то и человек будет излучать положительные эмоции. Агрессивное творчество порождает у человека негативные чувства. В жизни люди должны обладать позитивными мыслями и делами, в противном случае человечеству грозит вымирание. Ведь если каждый своему окружающему будет желать зла, то могут начаться массовые акты насилия и убийств.

Приобщение детей к искусству

Родители начинают заниматься культурным воспитанием своего ребенка практически с рождения. Приобщение детей к искусству - это важная часть воспитания положительной личности. Школьный возраст считается самым благоприятным для развития культурного человека. На этой стадии в школах формируют у ребенка симпатию к классическим произведениям. На уроках они рассматривают великих художников, писателей, музыкантов и их весомый вклад в культуру человечества. Уже в дальнейшем они будут лучше воспринимать творчество различных авторов и не спрашивать о том, зачем нужно искусство. Однако когда дети переходят в средние классы, должного внимания творчеству преподаватели не уделяют. В таком случае многие родители отправляют их в специальные художественные школы. В детях воспитываются умение обучаться чему-то новому, интерес к искусству, способность творить и быть добрым человеком. Ведь весомую роль в развитии зрелой личности играют художественные творения.

Искусство и литература

Слово - это неотъемлемая часть творчества. Благодаря ему можно очень точно передать информацию, события, чувства и так далее. способна передать человеку широчайший спектр эмоций и взглядов на жизнь. Также воображение помогает передать картинки неописуемой красоты. Благодаря слову люди могут испытывать радость, переживания, соболезнования, грусть и так далее. Текст в книге чем-то напоминает альтернативную реальность.

Также писатели рассказывают о своих предположениях, которые касаются будущего человечества. Существует очень много популярных антиутопий, отражающих совсем не светлое будущее, например: «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла. Они служат человеку предупреждением, чтобы он не забывал любить и старался ценить все, что имеет. Этот факт показывает, зачем нужно искусство негативной литературы. Ведь в таких книгах высмеиваются проблемы людей: безумное потребление, любовь к деньгам, власти и так далее. Ведь эти вещи совсем не приносят счастья, и нужно заниматься только благородными делами и иметь честь.

Для чего нужно искусство фотографий и картин

Почти каждый человек любит украшать стены своего дома творчеством художников или фотографов. Однако не каждый думал, для чего они там висят и как они влияют на настроение. Психологи считают, что изображения на стенах может воздействовать на человека. Картинка влияет в первую очередь на подсознание, и очень важно, какого она цвета. Воздействие окраса изображений:

  • Оранжевый цвет. Он способен создать у человека теплое и Однако некоторые произведения могут, наоборот, раздражать.
  • Красные картины. Это один из самых воздействующих цветов на людей. Здоровых людей он может питать страстью и теплотой. У больных психологическими расстройствами может появиться агрессия.
  • Зеленый. Это цвет всего растительного мира, который создает в человеке чувство защищенности и свежести.
  • Голубые изображения. Они способны подарить людям спокойствие и некую прохладу. Все светлые тона влияют положительно на эмоциональное состояние человека.

Специалисты уже очень давно выяснили, что разные цвета картин и фотографий могут повышать настроение, приводить эмоции в порядок и в некоторых случаях излечивать. Однако у некоторых людей до сих пор может возникать вопрос о том, зачем нужно искусство изображений. Их можно наблюдать в школах, детских садах, учебных заведениях и на некоторых рабочих местах. Зачастую это умиротворяющие пейзажи, леса и портреты некоторых красивых людей.

Питер Брейгель (Старший). Поклонение волхвов в зимнем пейзаже. 1567

Зачем нужно искусство? Одни скажут - для отдыха, другие - для удовольствия, третьи - для самовыражения художника. Безусловно, отчасти это верно, но только отчасти. Искусство - это прежде всего документ эпохи, в нем отражаются мысли, чаяния, вера, надежда поколения, которое передает свое послание следующим поколениям. В то же время искусство - это особый способ выразить идею, словесно, визуально, музыкально, чтобы она была услышана, воспринята и не утрачена во времени. И этот запечатленный образ, написанный текст человек другой эпохи способен понять и расшифровать. Можно сказать, что искусство служит проводником для передачи идеи новому поколению. Ярким примером тому служит Евангелие, которое не только запись Слова Божия, но и великое произведение словесного искусства, вдохновлявшее в течение веков многих художников, поэтов, композиторов. Можно сказать, что евангельский текст создан людьми в синергии с Богом, он богодухновенный. Но в определенной степени искусство становится искусством, когда в нем присутствует вдохновение свыше, человеку ведь дан этот дар от Бога - возможность творить. Вопрос только в том, какая идея, мысль руководит художником. Что он хочет сказать своим современникам и будущим поколениям? Оставит он свидетельство веры и любви или ненависти и разрушения?

С появлением человека на земле появляется и искусство. Мы находим изображения на стенах пещер, каменные изваяния и глиняные фигурки, расписную керамику и изделия из кости, относящиеся к доисторическому периоду, когда не было письменности. Все это говорит о том, что древние люди стремились создавать не только утилитарные вещи, полезные и необходимые для выживания, но и то, что несет радость, украшает жизнь, научает чему-то, приподнимает человека над обыденностью существования.

Способность к творчеству - это то, что отличает человека от животных. На первый взгляд в природе мы находим нечто подобное: птицы вьют гнезда, бобры строят хатки, социальное устройство пчел и муравьев поражает своей организованностью. Но в течение тысячелетий жилища бобров и птичьи гнезда не изменяются в своем устройстве, они не превращаются в архитектуру с изменяющимися стилями, которая поражает красотой, а не только пригодна для жилья. Технология изготовления пчелами меда и устройство муравейников тоже не меняются и не совершенствуются. Вложенный Богом инстинкт не развивается, а работает всегда и везде одинаково, тогда как человек способен к развитию своих талантов, он постоянно ищет чего-то нового и пытается создать то, чего еще не было до него. Это свойство роднит его с Богом, который создает мир из ничего и творит все новое.

Именно Бог Творец вложил в человека способность к творчеству, мы созданы по Его образу и подобию. Бог - величайший Художник, по-гречески «творец» - «поэтес», «поэт». Бог творит мир по законам красоты и гармонии, пишет его как прекрасную поэму, создает как великолепную архитектуру, как грандиозную музыкальную симфонию. И этим прекрасным миром Бог любовался как произведением искусства: «И увидел Бог, что хорошо весьма!» И человека Бог создал для того, чтобы было с кем радоваться красоте творения, чтобы был кто-то, кто может оценить эту красоту, кто может ее хранить и возделывать, продолжать и развивать, постигать и воспевать!

Искусство, без сомнения, родилось в раю, хотя мы не знаем, каким оно было. Но ясно, что человек не мог не восхищаться премудростью Божьей. Можно представить, что Адам, как впоследствии Давид, восклицал: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих!» (Пс 103:24). И если творение воспевает Творца, то венец творения, человек, созданный, чтобы воспевать Его, должен был стать регентом этого хора, дирижером великой звучащей вселенной.

Но случилось так, что Адам не исполнил возложенную на него миссию, утратил рай, лишился возможности созерцать Бога лицом к лицу, при этом он не перестал ощущать гармонию мира и слышать музыку сфер, не утратил способности к творчеству. Но его искусство стало во многом ностальгией по утраченному раю. Отдаляясь от Бога и порабощаясь твари, человек стал ощущать потребность в творчестве как самовыражении, оно стало криком его души, плачем, молитвой. Он открыл познавательные возможности творчества и стал развивать коммуникативные функции искусства. Но нередко свои божественные способности он обращал на благо себе, отдаляясь от Бога. Конечно, время от времени в искусстве прорывалась тоска по Богу, желание увидеть Бога, приблизиться к Нему. И это рождало великие произведения искусства. Однако, утратив знание Бога, человек изощрял свою фантазию, выдумывал Бога или богов, пытался прорваться в закрытый для него рай при помощи искусства, наделяя его магической силой, граничащей порой с инфернальными сферами. Как и всё в мире после грехопадения, искусство обрело двойственность: оно могло и приводить к Богу, и уводить от Него.

Но Бог, зная об этом, стал воспитывать Свой народ, ограждая его от опасностей. Вторая заповедь Декалога, запрещающая изображать Бога в любом образе, потому что Бог превыше всего тварного, мыслимого и изобразимого, поставила своего рода ограждение для человеческого творчества. В этом проявилась забота Бога о человеке, чтобы он не впадал в идолопоклонство. Эта заповедь не отрицает искусства, Бог не отнимает у человека творчества и способности создавать прекрасное, но учит видеть в красоте истину. Библия говорит, что Бог Сам давал указания, как создать скинию и Храм, как их украсить, какие выткать узоры и какими драгоценными камнями выложить одежды первосвященников. И древние евреи научались через искусство служить Богу. Богослужение, музыкальные инструменты, многочисленные хоры - все это, несомненно, относится к области искусства, и все это успешно развивается в среде богоизбранного народа. Но самым удивительным явлением в еврейской культуре был Давид Псалмопевец, пример высокого искусства, совершенного творчества, которое прекрасно по форме и глубоко по содержанию и на протяжении тысячелетий вдохновляет поэтов. Псалмы свидетельствуют о глубокой вере евреев, и это передается из поколения в поколение вплоть до нашего времени. В Библии есть пример чистой поэзии - это Песнь песней, лирическая поэма о любви юноши и девушки. Это потом толкователи и мудрецы будут читать ее аллегорически, как рассказ о взаимоотношении души и Бога, Христа и Церкви, но изначально все-таки это поэма о простой человеческой любви, написанная удивительным слогом, с яркими метафорами и острым сюжетом.

В Библии много разных жанров, которые отражают разнообразные формы литературного искусства: исторические хроники и притчи, риторика и эпос, драма и трагедия, пословицы и поговорки, плачи и даже элементы юмора и т. д. Такое жанровое разно­образие Книги книг говорит о том, что еврейский народ был, несомненно, талантлив и что Бог давал его талантам проявляться и развиваться.

Но зачем все это Богу и зачем человеку? Для чего вообще нужно искусство? Библия, понятно, это божественное послание человечеству, переданное через избранный Богом народ всему миру. Это послание формировалось веками, складывалось постепенно, накапливалось, передавалось сначала чрез устную традицию, чтобы из поколения в поколение сохранялась память о великих деяниях Бога. Потом это предание было записано, теперь оно читается и осмысливается. Но ведь в идеале все искусство таково - это послание одного поколения другим, будущим, это послание одного народа - другим, одного человека - другому человеку. Мы говорили о дописьменных эпохах, именно через искусство мы узнаем, чем жил, во что верил, как понимал мир древний человек. О жизни исчезнувших народов, например майя и ацтеков в Южной Америке, мы тоже узнаем из их искусства, исследуя раскопки городов, пирамидальных храмов, причудливые изображения на рельефах и т. д. Да и более близкие к нам эпохи передают нам свое послание через картины, скульптуры, словесное и музыкальное творчество. Это и послание, и обмен дарами, воспитание души, а порой и откровение. Если бы не было музыки Баха, как бы мы поняли, на какую высоту может взойти молитва?! Если бы не было «Божественной комедии» Данте, мы бы не задумывались над тем, какими путями проходят человеческие души, неся с собой груз своих грехов, и как велико милосердие Божье, которое открывает путь искупления. Какие-то произведения нам понять легко, и мы воспринимаем вложенную в них идею сразу, какие-то хранят загадку, которую пытаются разгадать целые поколения, как, например, улыбка Джоконды, а иные вызывают ожесточенные споры, как «Черный квадрат» Малевича. Искусство дает нам возможность почувствовать, что мир прекрасен и сложен, разнообразен и многолик, что в нем есть разные сферы, разные грани, разные языки.

Господь каждому человеку дает свой талант, а кому и несколько, и, реализуя эти дары, человек приумножает богатство Божьего мира. Если он закопает свой дар, даже из благочестивых намерений, мир Божий обеднеет, человечество много потеряет. Если употребит дар не на добро, а на зло, станет противником Божьим и разрушителем мира. Но Бог поругаем не бывает, слава Герострата оборачивается вечным позором и проклятием в веках. Это тоже способ передачи предупреждения другим поколениям.

Искусство - это школа человечества, но обучение в этой школе происходит не столько через разум, сколько через чувства, через воспитание души. Даже спорное искусство заставляет нас задумываться о нас самих и о мире, в котором мы живем. Главное, научиться видеть и воспринимать, слышать сквозь голоса земные голос Творца, а сквозь образы, созданные людьми, уметь прозревать образ Божий. Иногда нужно большое искусство, которое сможет затронуть самые глубокие струны нашей души, чтобы мы поняли какую-то истину. Не случайно Господь прибегал к притчам, объясняя тайны Царства Небесного, и это были яркие красивые образы, преподнесенные с изяществом истинного поэта: «Царство небесное подобно неводу… подобно закваске… подобно горчичному зерну и т. д.»

Так зачем нужно искусство? Один мудрый человек сказал так: «Искусство - это не спасение, но мудрый посох для тех, кто следует по пути спасения».

Что такое искусство и зачем оно нужно? и получил лучший ответ

Ответ от N - art ™[гуру]
ИСКУССТВО - образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.
ИСКУССТВО - в противовес НАУКЕ - это чувственный способ познания МИРА.
Этимология этого слова происходит от английского ART или от латинского ARS, что означает МАСТЕРСТВО. Но это не объясняет того, что такое искусство и чем оно является в жизни людей.
На мой взгляд, ИСКУССТВО призвано оформить в человеке вкус, именно вкус.
ЧЕЛОВЕК - осознав искусство, должен научится отличать ценное от псевдо - ценного, нужное от ненужного.
С развитием общества, появлением большого количества образованных людей, стили в искусстве начинают менять один другой с феерической скоростью.
В ХХ столетии художники не могли обойти мимо явления разрушительных и бесчеловечных войн.
Усложнение сознания и мышления современного человека привело к размываниям границ между видами искусств и созданию синтетического целого.
Именно потому, что ИСКУССТВО балансирует на грани красивости и ИСТИНОСТИ изображения реальности, существует так много разветвленных классификаций его произведений, где в конечном итоге им может быть назван любой вид деятельности, если он подлежал предварительному обдумыванию: от фотографии до боевых искусств, от компьютерных игр до эротики.
Зачем человеку ИСКУССТВО?
Это то, что отличает его от животных, поскольку никто, кроме ЧЕЛОВЕКА, не стремится создавать и любоваться произведениями искусства.
ИСКУССТВО нужно для того, чтобы направить человека в пути достижении ГАРМОНИИ, к которой он стремится, помочь донести свои идеи до больших масс - ИСУССТВО заставляет нас стремиться разгадать загадку мира и может излечить, может развлечь, а может погрузить в ритуальный транс.
Произведения искусства может быть коммерческим продуктом, а может быть эфемерными философскими идеями.
В конце ХХ столетия наметилась тенденция по общей коммерциализации искусства.
Если ранее, обладать произведениями искусства и находится среди них - было признаком определённого статуса и положения в обществе, то и в наше время эта идея заставляет людей покупать билеты на перформансы, закрытые вечеринки, приобретать эксклюзивную и дорогую технику, ювелирные украшения.
Что считать НУЖНЫМ и ВАЖНЫМ в произведениях ИСКУССТВА, а что игнорировать в искусстве - может решить для себя только каждый конкретный человек со своим пониманием мира искусства) .
Зритель, который ставит своей задачей понять картину как искусство и дать ей художественную оценку, смотрит на нее взглядом, способным раскрыть ее внутренний смысл, ее единство и взаимодействие элементов, как в своеобразном оркестре, в котором каждый инструмент выполняет свою партию, но все вместе составляют нечто целое.
Искусство Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса и многих других мастеров не может быть расшифровано без всех смысловых рефлексов, которые ощущаются в созданные ими образах.
Можно говорить об идее, о теме, о сюжете лишь при условии, если не забывать о том, что в ИСКУССТВЕ мысль неотделима от формы выражения.
Форма выражения в живописи -это композиция, пространство, рисунок, колорит. А в скульптуре - пластический объем.
Душа живописного шедевра неотделима от его живописной материи.
Изучение творчества великих мастеров должно воспитывать а современном человеке понимание разных путей художественного творчества, из которых каждый непохож на другой, но все ведут к совершенству.
Разумеется, что прежде, чем мы сможем сказать, что все наши пожелания уже осуществлены, должно пройти много времени в естественных попытках приблизиться к нашей конечной ЦЕЛИ. .)) :



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: