Развитие речи. лексическая тема "дикие звери наших лесов и их детёныши". Животный мир лесов Дыхание нашей планеты

Список животных леса (давайте игры с животными в зависимости от возраста ребенка. Детям помладше достаточно парочки основных животных, таких так, лиса, волк, еж, медведь, заяц):


Белка
Бурундук
Волк
Енот
Еж
Заяц
Зубр
Кабан
Куница
Лисица
Лось
Медведь
Мышь
Олень
Рысь
Соболь

Когда наступает ночь, из своего подземного дома вылезает барсук. Сначала показывается его длинная узкая мордочка. Чутким носом барсук принюхивается: все ли в порядке, нет ли поблизости непрошеных гостей?
Голова зверька светлая, с темными полосами от глаз к небольшим круглым ушам.
И вот барсук вылез из норы и спешит на поиски добычи…
Тело его покрыто плотной шерстью. Узкое спереди, оно расширяется к хвосту, по форме напоминая клин — это если посмотреть на него сверху. Лапы сильные, но короткие, с крепкими большими когтями.
Но вот барсук стал раскапывать землю. Тут-то и пригодились сильные когтистые лапы… Наверное, сейчас он охотится за жуками или дождевыми червями. А может быть решил полакомиться личинками земляных ос или медом шмелиного гнезда.
Близится зима, и барсук должен успеть до холодов накопить жирок . Иногда он к зиме увеличивает свой вес почти в два раза! Эти запасы жира ему просто необходимы. Ведь он всю зиму будет спать в своей глубокой норе.
Нора у барсука большая. В ней много «комнат», коридоров и запасных выходов. Бывают норы и «многоэтажными». Только «этажи» уходят глубоко в землю.
Барсук — аккуратный и чистоплотный зверь. Он регулярно выносит из норы подстилку — сухие листья, траву, мох. И все это заботливо проветривает и просушивает на солнышке.
В чистой, сухой и теплой норе рождаются барсучата — слепые и беспомощные. Мама греет их, кормит молоком. И выносит «позагорать» на солнышко. Всем малышам это полезно.

Белка


Наверное, многие видели белку — рыжего зверька с большим пушистым хвостом. Белка смело прыгает с ветки на ветку, с одного дерева на другое. Если её не обижают, этот весёлый зверёк не боится человека.
Белка, живущая в городском парке, может брать угощение прямо с протянутой к ней ладони. Схватит орешек — и острыми зубами быстро — быстро разгрызёт его, достанет вкусное зёрнышко.
Белка очень любит орешки и семена сосновых и еловых шишек. Она ловко распотрошит шишку, достанет из неё семена — и скоро от шишки останется только ворох чешуек.
Белке нравятся грибы! Она их даже на зиму заготавливает . Нанижет грибы на веточки и сучки деревьев и сушит, прямо, как заботливая хозяйка. Зимой, когда холодно и голодно, грибы ей очень пригодятся.
Ест белка и улиток, и насекомых. Улетят родители птенцов за кормом, белка тут как тут: выбирает себе яичко на обед.
Маленькая белка — большая задира. Она смело занимает чужое жилище — гнездо вороны или сороки. Но часто белки из веточек и прутиков строят собственные гнёзда.
Все щёлочки аккуратно затыкают мхом, травой. Найдётся обрывок бумаги или шерсти — и они пойдут в дело. В гнезде уютно и тепло — оно круглое, как шар.
Гнёзд-домиков у белки несколько. Одно гнездо — спальня. Другое — для маленьких бельчат. А есть гнёзда, где можно переждать непогоду или спрятаться от врагов. Белки любят путешествовать, и запасное гнездо не помешает.
Зимой, в трескучие морозы, в одном гнезде могут спать сразу несколько белок. Заткнут вход в гнездо мхом, прижмутся друг к дружке пушистыми шубками — тепло и никакой мороз не страшен! Правда, в сильные холода белки предпочитают сидеть в своих гнёздах — домиках.
А зачем белке такой большой пушистый хвост? Отличная прыгунья, она во время длинных прыжков пользуется своим хвостом как рулём. Хвост помогает ей удержать равновесие.
Но чемпионом по прыжкам среди белок считается белка-летяга . У летяги между передними и задними лапками есть специальная перепонка. Прыгая, она широко растопыривает лапки, перепонка растягивается, и кажется, что у белки появились крылья.
Белка-летяга прыгает очень далеко, её прыжок напоминает полёт. Во время такого прыжка — полёта она может даже поворачиваться в разные стороны.
У белок две шубки: летняя и зимняя. Зимой шубка рыжая и пушистая — очень тёплая. А летом — полегче.

Бурундук


Бурундук — зверёк с длинным пушистым хвостом — напоминает белку. И это не удивительно: белка, как и суслик, — родственница бурундука.
У бурундука рыжевато-серая шубка с густым и тёплым мехом, украшенная чёрными полосками. Но эти полоски не такие, как у зебры или тигра. Они расположены вдоль, а не поперёк тела. На любопытной мордочке бурундука топорщатся светлые усики.
Этот ловкий, быстрый зверёк прыгает, хорошо лазает по деревьям, ловко бегает по земле. Поваленные деревья, чащоба, заросли кустарников ему не преграда, везде бурундук найдёт себе дорогу.
Живут бурундуки в лесах. Особенно много этих проворных зверьков там, где растут кедры, ведь кедровые орешки — любимая еда бурундука. Целый день, с утра до вечера, бурундук в хлопотах. Он не только кормится, но и делает запасы на зиму.
В поисках пищи бурундук пробегает большие расстояния. Но как донести до кладовой орехи или жёлуди? У бурундука нет карманов, зато есть вместительные защёчные мешочки. Он набьёт их так, что щёки раздуются, — и домой!
Своё убежище бурундук устраивает под корнями деревьев, в пустотах между камнями. Может занять и дупло на дереве. Но чаще всего дом бурундука — подземная нора. В ней несколько «комнат»: есть тёплая спаленка, рядом — кладовая с запасами. Есть даже туалет… Зверёк очень чистоплотен.
Зимой бурундук спит, но не так крепко, как медведь. Проголодается — и в кладовую. А там все запасы разложены по кучкам. Здесь грибы, здесь ягоды, а здесь орехи. Всё просушено, всё в целости и сохранности.
Поест бурундук — и снова спать ложится.
В кладовой запасов много. Хватит на всю зиму, ещё и на весну останется!

Волк


Серый волк — герой многих сказок. В них его чаще всего называют «серым разбойником».
Очень давно человек сумел приручить этого грозного и опасного зверя. От серого волка ведут свою родословную все собаки, на него похожи некоторые их породы. Особенно немецкие овчарки.
Волк крупнее собаки и свой хвост никогда не закручивает «в колечко». Волчий мех теплый, густой, серого или рыжевато — бурого цвета.
В отличие от собак, волк не лает, а рычит или воет . Волчий вой — протяжный, тревожный. Становится не по себе, когда услышишь его в вечерних сумерках.
Так волки «разговаривают», общаются между собой. И обозначают свои охотничьи территории. Волк умный, смелый и сильный зверь. Он быстро бегает, хорошо плавает. Охотясь, совершает далекие походы.
Часто волки охотятся стаей. Часть зверей загоняет добычу, а другая — поджидает ее в засаде. Чтобы добраться до овцы или теленка, волк ухитряется прорыть лаз под сараем. Пролезет и в дырку на крыше.
Удивительно, но волк никогда не охотится рядом с тем местом, где живет. Свое логово он может устроить рядом с деревней, даже с фермой, где содержатся животные, но ничем себя не выдаст, за добычей будет уходить далеко.
Волки — заботливые родители. Щенки — волчата рождаются слепыми и глухими. Волчица кормит их молоком, а при опасности переносит на новое место.
Волчьи норы можно встретить в зарослях кустов, в оврагах, под корнями упавших деревьев. Подросшим волчатам родители приносят живую добычу. Волчата играют с ней, учатся охотиться.
Да, волки — хищники , их справедливо называют «санитарами леса» . В природе не бывает «плохих» и «хороших» животных. Все они — наши соседи по планете Земля.

Енот


Енот — очень интересный зверек. Своими размерами он напоминает небольшую собачку. Мех у енота густой, пушистый и длинный.
На любопытной мордочке черная полоска через глаза. Словно енот надел карнавальную маску. Длинный пушистый хвост тоже украшен темными полосками.
У енота цепкие лапы. Они помогают зверьку ловко лазить по деревьям, забираться в дупла. Иногда можно увидеть, как енот перебирается вдоль ветки, словно ленивец: висит спиной вниз.
Енот не боится воды и прекрасно плавает. Нередко во время отлива заходит далеко в море в поисках раков и крабов. И, разумеется, не упускает случая половить рыбу.
Самый известный енот — полоскун . Передние лапки его очень ловкие и чувствительные. Ими он ловит добычу в реке или болоте. И любую пищу, прежде чем съесть, полощет в воде. За эту странную среди зверей привычку он и получил свое прозвище.
Бывает так, что енот окунает в воду и полощет своих детенышей. Не всегда такие водные процедуры им на пользу.
Еноты очень любопытны. Нередко они заходят в деревни и даже в города. Устраивают себе логово в сараях, амбарах, под домом или на сеновале. А в поисках пищи способны залезть куда угодно.
Хитрые еноты научились выпрашивать угощение на обочинах дорог. И люди не отказывают этим милым пушистым попрошайкам.
Обычно еноты предпочитают жить в одиночестве. Но там, где еды вдоволь, можно встретить настоящие енотовые стайки. Совершают звери набеги и на поля с посевами, и на огороды.
Но вот наступили холода — и еноты исчезли. Нет, они не ушли в теплые края, а забрались в дупла или норки и спят: ждут прихода весны. Иногда в одной норе еноты могут зимовать целой дружной семейкой.
Малыши рождаются весной. Они маленькие, слепые. От маминого молока малыши подрастают. Пройдет два месяца, и молодые еноты отважатся выйти из норы. Они научатся заботиться о себе сами, находить пропитание. Но останутся с родителями еще на целый год.
Еноты — смышленые зверьки. Они хорошо дрессируются и даже выступают в цирке. Живут и в зоопарках.

Еж


Колобок — колючий бок. Кто это такой? Правильно, ежик. У него на спине много колючих, острых иголок. А зачем ежику такая колючая шубка? Ими он защищается от врагов. В случае опасности сворачивается в клубок: мало найдется желающих уколоть нос или лапу.
Но вот опасность миновала, колючий колобок развернулся, и показалась узкая мордочка с черным носом, блестящими глазками — бусинками. Видны лапки с коготками, а если присмотреться, то и ушки. Ежик фырчит, пыхтит, торопится: ему пора обедать.
Днем ежи спят, забравшись в норку или укрывшись в густых кустах. А на поиски добычи выходят вечером. Не побоятся напасть и на ядовитую змею гадюку. Ежик бегает вокруг змеи, подставляет ей колючки. А в нужную минуту схватит ее острыми зубами.
Часто ежи устраивают себе жилище рядом с человеком. Ведь люди и молока нальют, и чем — нибудь вкусненьким угостят. А может быть ежей привлекают сараи и амбары, где водятся мыши.
Осенью еж начинает готовиться к зиме. Он много ест, копит запасы жира для спячки. Выкапывает себе норку под корнями деревьев, под пеньком или ворохом веток. Ежик таскает в норку сухие листья, траву, мох и ложится спать до весны.
А весной рождаются ежата — слепые, глухие и без зубов. Иголки у них мягкие, похожие на шерстку. Но пройдет немного времени, глазки у малышей откроются, появится слух, вырастут зубки.
Мама — ежиха кормит ежат молоком. А когда уходит по делам, укутывает детишек листьями, травой, мхом — словно в одеяло завертывает.
Ежата подрастут и начнут выходить из своего домика. Сначала они не отходят от мамы — с ней безопаснее! Но очень скоро станут самостоятельными, а на следующий год и совсем взрослыми.
Ежи приносят человеку пользу. Они уничтожают вредных насекомых, охотятся на мышей. Некоторые люди пытаются держать ежей у себя дома. Но будет лучше, если колючий колобок останется на воле.

Заяц


«Трусишка, зайка серенький, под ёлочкой скакал…» Все знают эту новогоднюю песенку. Давайте познакомимся с длинноухим героем песни.
Большие уши зайца чутко улавливают малейший звук. Притаится зайчишка в траве, его и не заметишь.
Если зверь подойдёт к нему, заяц стремительно прыгнет в сторону. И вот он уже мчится большими прыжками — попробуй догони!
У зайца длинные и сильные задние ноги. Когда он бежит, задние ноги выносят вперёд дальше, чем передние. Он с силой отталкивается от земли и совершает прыжок на несколько метров.
«Косым» зайца прозвали потому, что его большие глаза расположены по бокам головы. И он видит не только впереди себя, но и то, что происходит по бокам и даже сзади. И сверху видит!
А врагов у зайца хватает. Это и волки и лисы, и хищные птицы. Поэтому главная задача для длинноухого — затаиться, стать почти невидимым.
Заяц-беляк зимой меняет серую шубку на белую. Нелегко теперь заметить его среди сугробов. А заяц-русак — он встречается в полях, степях — весь год ходит в одной шубке. К зиме она тоже светлеет, но не так, как у беляка.
В сказках заяц — трусишка . Но не сказочный заяц — умный зверь. Может сбить со следа не только лисицу, но и охотника.
Скачет заяц, оставляет цепочки следов. Вдруг остановится, вернётся назад — по своим же следам, да ещё прыгнет далеко в сторону. Следов много, а зайца нет — пропал! Где теперь его искать?
Днём заяц отлёживается в густой траве или кустах. Зимой ложится прямо на снег. А вечером или в предрассветные часы кормится. Ест заяц траву, различные растения, грызёт веточки. Зимой обгладывает кору с деревьев. И частенько наведывается в сады и огороды.
Стаями зайцы не живут. Только весной собираются где — нибудь на поляне. Играют, прыгают, догоняют друг дружку. Или по пеньку лапами барабанят — показывают, что они здесь самые смелые и храбрые!
Зайчат мама-зайчиха кормит жирным молоком. Покормит и уйдёт по своим делам. А зайчата притаятся, ушки прижмут — их и не видно. Задержится мама «на работе» — покормить их может другая зайчиха.
Зайчата растут быстро, вскоре они станут самостоятельными.

Зубр


Зубр — самый большой из диких быков. У него длинная густая шерсть на высоком загривке, на плечах. А шерсть на груди и шее напоминает косматую бороду. От зубра веет силой и мощью.
Но, несмотря на мощное телосложение, зубр легко и быстро передвигается по лесу, по глубокому снегу. Широкая канава или высокая изгородь для него не преграда. Зубр ловко перепрыгнет через препятствие.
Европейский зубр — близкий родственник американскому бизону и очень похож на него. Питается огромный зубр травой, ветками и побегами кустарников, гложет кору деревьев. Может полакомиться и грибами.
Пасутся зубры утром и вечером. Днём лежат и пережёвывают жвачку.
Держатся зубры группами. У них хорошее обоняние, а вот слух и зрение похуже. При встрече с человеком зубры выстраиваются полукольцом и смотрят: кто к ним приближается. Это напоминает подготовку к атаке.
Но на самом деле зубры — осторожные животные. Они первыми стараются скрыться в лесных зарослях. Но если зубр ранен, защищает малыша или ему некуда деваться, он атакует. Удары острых загнутых рогов не сулят нападающему ничего хорошего.
Когда приходит время создать семью, зубры иногда дерутся между собой. Но чаще всего сильные животные лишь демонстрируют друг другу угрожающие позы.
Родившийся малыш — зубрёнок очень быстро встаёт на ноги и бежит за мамой. Она заботится о нём: кормит телёнка молоком, защищает от неприятностей.
Судьба зубров печальна. Когда-то многочисленные стада обитали в лесах и горах. Но в конце концов их почти не осталось.
Сегодня охота на зубров строго запрещена.

Кабан


У кабана — мощное тело, покрытое густой, жёсткой щетиной. Морда самца украшена большими острыми клыками. Удара кабаньих клыков побаиваются даже волки и тигры.
Сильный и грозный кабан — родоначальник домашних свиней. Произошло это очень — очень давно. Считается, что первым домашним животным стала собака, а вторым — дикая свинья, которая со временем превратилась в хорошо всем знакомую «хавронью».
Нелегко было одомашнить кабана. Спокойный на вид, даже ленивый, он в минуту опасности становится свирепым и опасным зверем.
Отлично плавает. Даже широкие реки для него не преграда. Кабан может быстро бегать. Копыта у него устроены так, что, не проваливаясь, не увязая, он спокойно переходит болотистые места.
Кабан любит искупаться в яме, наполненной водой и жидкой грязью. Совсем, как домашняя свинья. Но он не грязнуля. Просто спасается от жары и насекомых, которые поселились в его жёсткой щетине.
Ближе к зиме у кабана появляется тёплый и густой подшёрсток. А под шкурой накапливается жирок. И зимой он не мёрзнет. Но когда выпадает много снега, ему приходится трудно. Нелегко ходить по глубокому снегу, да ещё и выкапывать из — под него корм.
Кабан ест почти всё, что можно найти в лесу: жёлуди, орехи, семена, корешки и клубни растений, ягоды, грибы, плоды диких яблонь и груш.
Нередко кабаны наведываются на поля и огороды, где выкапывают картофель, репу, свеклу… Конечно, людям не нравится, когда пропадает урожай.
Живут кабаны небольшими группами. Поросята рождаются в укромном месте, в логове. Оно утоплено травами, мхом, ветками.
Малыши лежат, тесно прижавшись друг к дружке, греются. Их спинки украшены светлыми полосками. Такая окраска делает поросят, маленьких кабанчиков, незаметными среди густых зарослей, пятен яркого света и тени.
Подросшие поросята семенят за мамой, учатся рыть землю, добывать корм самостоятельно.

Куница


Куница — ловкий, красивый и хищный зверек. Тело стройное, гибкое и сильное. Шубка пушистая, теплая, густая. На горле и груди есть украшение — желтое или с оранжевым оттенком пятно. А на лапах крепкие острые когти. Они не прячутся, как у кошки, в мягкие подушечки на лапах.
Барсук, близкий родственник куницы, зимой сладко спит в своей норе. А куница охотится и зимой, и летом. Чтобы лапы зимой не мерзли, на подушечках отрастает плотный короткий мех: куница будто носочки одевает.
Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи. Куница — зверь ловкий и удачливый. Вот юркая хищница мелькает среди ветвей, прыгает с дерева на дерево: это зверек обходит свои охотничьи владения.
Она обязательно заглянет во все дупла, проверит гнезда, спрятанные в густых ветвях: ищет спящих птиц или белок. Это и есть ее добыча. И частенько остается на дневной сон в опустевшем беличьем гнезде…
Охотится куница не только наверху, на деревьях, но и на земле. Здесь она нападает на зайцев, на рябчиков и на больших птиц — тетеревов. Если охота была удачной, куница остатки добычи припрячет где — нибудь в укромном месте — про запас.
Куницу можно встретить не только в лесу.
Весной у куницы рождаются малыши. Они еще слепые, беззащитные. Мама кормит их молоком, а когда детеныши подрастут, приносит и другую пищу.
Куница славится своим замечательным мехом. Легким, теплым, красивым. И сегодня их специально разводят на зверофермах.

Лисица


Лиса — настоящая красавица. У нее теплая рыжая шубка. Узкая любопытная мордочка. Ушки и лапки у нее черного цвета. Но гордится лиса своим хвостом — большим, пушистым.
Хвост тоже рыжего цвета, а кончик может быть темным или белым. Когда лиса бежит или прыгает, хвост помогает ей сохранить равновесие.
Лиса действительно умный, наблюдательный, ловкий и хитрый зверь. Жить рыжая «плутовка» предпочитает не в дремучем лесу, а ближе к опушке. Или там, где есть поля, овраги, мелкие перелески.
Частенько лиса живет рядом с человеком — недалеко от деревни и даже города. Чтобы не попадаться на глаза человеку или родственникам — собакам, требуется и ловкость, и хитрость.
Наблюдательная лиса знает: когда собака сидит на цепи, ее можно не бояться. Пусть себе брешет! А она занимается своим делом. Лиса может не обращать внимания и на людей, работающих в поле: им не до нее.
Но если ей грозит опасность, лиса, почти распластавшись в беге над землей, вытянув пушистый хвост, стремительно убегает. Лови лису! Держи! А ее и след простыл!
Иногда охотники ищут плутовку в лесных зарослях, по оврагам, а она убежит в поле, засеянное высокой пшеницей или овсом, и спрячется. Совсем рядом с деревней, где живут горе — охотники.
Некоторые уверены, что лиса только тем и промышляет, что ворует кур. Конечно, лиса не откажется от курятины, но это бывает не так уж часто. Основная пища у лисы — это мыши.
Охотится лиса и на зайцев, ловит птиц, разоряет их гнезда. Не откажется от жуков и других насекомых. С удовольствием проглотит лягушку, ящерицу или змею.
Любит лиса полакомиться ягодами, фруктами, некоторыми растениями. Богатое меню у Патрекеевны.
У лисицы хороший слух и обоняние. Зимой лиса «мышкует»: бегает по заснеженному полю и прислушивается, не пискнет ли под снегом мышка. Услышит — раскопает и схватит добычу.
Иногда так увлечется добычей, что может подпустить к себе близко: зрение у лисы не такое хорошее.
Нору лиса роет, чтобы вывести потомство. Но ей самой работать не хочется, и она частенько занимает чужие норы. Но обязательно сделает несколько запасных выходов: чего в жизни не бывает!
Лисята рождаются слепыми, глухими и беззубыми.Лисица выкармливает их молоком. И вскоре лисята и видят, и слышат. И зубы у них прорезываются.
Подросшие лисята долго не сидят в норе. Им интересно исследовать окружающий мир. Но стоит лисе тявкнуть, лисята стремительно прячутся в нору. Или бегут к маме.
Лисы в стаи не собираются, предпочитают жить в одиночестве.

Лось


В наших лесах живут великаны — не сказочные, а настоящие, лесные великаны. Это лоси. Кто — то может сказать, что они не такие красавцы, как благородные олени.
У лося крупная горбоносая голова. Верхняя толстая губа длиннее нижней. Тело массивное, с загривком, похожим на горб.
Во всем облике лесного великана чувствуется мощь и сила. Длинные уши чутко улавливают малейший звук. Теплая густая шерсть защищает животное от морозов.
Ноги у лося — длинные, с широкими копытами. Они позволяют ходить по глубокому снегу, по болоту.
А еще лоси быстро бегают. И не только по открытому ровному месту, но и сквозь лесные чащи, по буграм и трясинам.
Встретится река — лось легко переплывет и ее. И даже может на минуточку нырнуть под воду.
Есть у лося и украшение — большие широкие рога. А чтоб они не мешали бежать через лесные заросли, лось поднимает голову, будто кладет рога на спину.
Правда, зимой лось сбрасывает свое украшение. Ничего, летом вырастет новое!
Иногда лося называют «лесным бродягой «. Да, лоси любят путешествовать. Случается им забредать в парки, и даже на городские улицы. Зимой, конечно, лоси путешествуют меньше.
В жаркий день лоси любят зайти в воду: и прохладно, и спасение от комаров и мошек.
Лоси — сильные и смелые. Крепкие рога, удар копытом остановят врага — волка или медведя.
Весной рождаются малыши. Мама — лосиха нежно вылизывает своего детеныша, кормит его молоком.
Все, кто ходит в лес, знают — если лосиха гуляет с лосенком, лучше к ним не подходить! А лосенок в случае опасности затаится — спрячется. Рядом пройдешь — не заметишь.
Удивительно, но лесных великанов можно приручить! На лосиных фермах лосих доят, словно коров.
Их молоко очень полезное, им лечат некоторые заболевания. Лоси на ферме не живут, они приходят к людям по особому сигналу.
Вот такие удивительные великаны живут в наших лесах.

Медведь


Медведь живет в лесу, он большой и сильный. Густая теплая шуба темно — коричневого, бурого цвета. Он герой многих сказок, в которых его величают то Михаилом Иванычем, то топтыгиным, то косолапым. У многих детей любимая игрушка — плюшевый медведь.
Большой медведь кажется неуклюжим, косолапым. Но это совсем не так. Бурый медведь — сильное и очень ловкое животное. Он умеет быстро, почти бесшумно бегать, лазить по деревьям и даже прекрасно плавать.
Медведь — знаменитый сладкоежка. Недаром многие люди считают, что слово «медведь» означает «ведает, где мед». А еще медведь любит ягоды, орехи, фрукты и насекомых. Когда созревает овес, медведь часто приходит на поля полакомиться спелыми зернами.
Медведи — заядлые рыболовы. Но ловят рыбу не удочкой, а лапами. Лапы у них широкие и с большими загнутыми когтями. И хотя выглядит медведь добродушным, это опасный зверь и мало походит на плюшевую игрушку.
Говорят, что когда медведь спит в берлоге, он сосет лапу. Может быть, медведь согревает лапы своим дыханием, но он их не сосет. Берлога — зимний дом медведя — может быть под корнями упавшего дерева или в большой куче хвороста.
Но иногда медведь роет себе нору сам. Сверху засыплет берлогу пушистым снегом, останется только маленькая дырочка, «чело», — для воздуха.
В середине зимы в берлоге рождаются медвежата — маленькими, слепыми. Медведица кормит их молоком. Весной они выходят из берлоги. Кроме медведицы, за малышами присматривает их старшая сестричка. Ей уже целый год. Такого медведя — няньку называют пестун.
Медвежата устраивают веселые игры. Кувыркаются, догоняют друг дружку, влезают на деревья. Так они готовятся к самостоятельной жизни. Медведи часто выступают на арене цирка.

Мышь


Маленькие серые мышки — герои многих сказок. О них сочиняют стихи и снимают мультфильмы. А кто-то мышей боится…
Мыши — зверьки небольшие. У них блестящие черные бусинки глаз. Шубка серая, на брюшке мех светлее. Хвост длинный, почти голый. Он покрыт редкими короткими волосками. Лапки с цепкими пальчиками и коготками.
Интересно наблюдать, как мышка умывается — двумя передними лапками. У мышей хорошее обоняние и слух.
Часто мыши селятся в жилищах человека, сараях, на фермах. Домовая мышь способна проскочить в любую щёлку.
Она устраивает себе гнездо и под полом, и на чердаке или ином укромном местечке. Конечно, людям не нравится такое соседство. Ведь мыши грызут всё, что посчитают съедобным. И не только корки хлеба, крупы, сыр или запасы овощей.
Мыши могут испортить обувь, одежду, книги и многое другое. Они переносчики опасных заболеваний. Бороться с мышами людям помогают кошки, совы, ежи.
В тёплое время года мыши нередко появляются в садах, огородах и полях — там и устраивают неглубокие норы. А с наступлением морозов вновь перебираются «под крышу».
Домовых мышей используют для научных опытов и экспериментов.
Существуют специальные породы этих зверьков, выведенные человеком, например белые мыши.
Мышь — малютка, в отличие от домовой мыши, живет в поле, на зеленом лугу, в лесу. Домовая мышь в сравнении с ней — великан. Зимой прячется в норы, а летом строит себе дом — травяной шарик. Он укреплен высоко над землей — на стеблях растений, на ветках кустов. Иногда просто на земле. Но среди густой растительности домик разглядеть трудно.
В этом домике — шарике появляются на свет крохотные мышата. Каждый раз, когда мама — мышка уходит по делам, она тщательно закрывает вход в гнездо. Забавных и удивительных мышей — малюток иногда специально содержат в домашних условиях, как хомячков или морских свинок.

Олень


На Земле живет много разных оленей. Есть маленькие, чуть больше кошки. А есть великаны — это лоси. Но все очень красивы, каждый по-своему.
Благородный олень не только красивое, но сильное и крупное животное. Само название «благородный» очень подходит этому оленю.
Высоко поднятую голову украшают ветвистые рога. Число отростков — «веточек» бывает так велико, что оленьи рога иногда сравнивают с короной.
Рога есть только у самцов. Каждый год они их сбрасывают, но вырастают новые, такие же красивые и могучие.
У оленя высокие, стройные ноги. На удлиненной голове большие круглые глаза. Олень хорошо видит все, что делается вокруг. Подвижные уши улавливают малейший шорох. Обоняние оленя тоже прекрасное.
Места обитания благородного оленя — это лес, горные склоны, заросли кустарников, поляны с высокой густой травой.
Держатся олени небольшими стадами. Летом, особенно в жаркую погоду, принимают водные процедуры. Так они спасаются и от жары, и от надоедливой мошкары.
Как и все олени, благородные олени обязательно посещают солонцы, чтобы полизать соль.
Основной враг — это волк. Олени защищаются ударами крепких копыт и острых рогов. Волку справиться со здоровым, сильным оленем не под силу.
Осень у оленей — пора свадеб. Самцы благородного оленя на зорях ревут. Эту оленью «песню», напоминающую то тяжелый вздох, то протяжное мычание, то звук трубы, слышно за многие километры.
У благородных оленей малыши — оленята рождаются в пятнистом наряде. У взрослых оленей пятен уже нет.
Пятнистый олень меньше благородного. Но это один из самых красивых оленей. Его летняя «одежка» — в ярких светлых пятнах.
Но зимой они мало заметны. Или их нет совсем. Такая окраска помогает маскироваться.
Когда рождается малыш, первое время он лежит, затаившись в траве. А мама пасется неподалеку, чтобы не привлекать к малышу внимания хищников.
У многих около хвоста есть светлое пятно. Оно как маячок — ориентир, чтобы не потеряться и не отстать. А еще мама — олениха и олененок » переговариваются» — блеют.
Из оленьих рогов — пантов — изготавливают ценное лекарство «пантокрин». В наши дни охота на пятнистых оленей запрещена.

Рысь


Рысь очень похожа на кошку. Только большую. И живёт она в лесу. У неё большие сильные лапы — мохнатые и широкие. На таких лапах хорошо ходить по рыхлому глубокому снегу.
Голову рыси украшают «бакенбарды», а кончики ушей — кисточки. А вот хвост у неё короткий, словно обрубленный. Она одета в меховую тёплую шубу жёлто — рыжего цвета. А на боках, спине и лапах тёмные пятна.
Рысь — сильный, ловкий и хитрый зверь. Она прекрасно лазает по деревьям и скалам. И, в отличие от домашней кошки, не боится воды. Если надо, переплывёт широкую реку. В поисках добычи ей приходится иногда совершать далёкие странствия.
Рысь — умелая охотница. Она может терпеливо поджидать свою жертву в засаде на лесной тропе. Бесшумно подкрадётся — и стремительно прыгает. Если добыча убегает, рысь её преследует. Бывает много часов и даже сутки напролёт…
Охотится рысь на быстроногих зайцев, на лесных птиц, нападает на оленей и косуль. Иногда заходит в деревни и посёлки. И тут её добычей становятся собаки и кошки.
Многие охотники недолюбливают рысь, считая её разбойницей. Частенько хитрая рысь раньше охотников проверит все их капканы и ловушки. И, само собой, не упустит случая поживиться чужой добычей. И рыхлый глубокий снег, в котором другие животные легко увязнут, для неё не преграда.
Убежищем для неё служат ямы под корнями деревьев, пещеры или расщелина в скале. Занимает она и чужие норы. Главное, чтоб место было укромным и никто бы не смог её побеспокоить.
Малыши рождаются слепыми, в пушистой шубке. Только через несколько дней у них откроются глаза. Рысят воспитывают оба родителя. А когда малыши подрастут, они вместе со взрослыми участвуют в охоте.

Соболь


Соболь — ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей.
У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой.
Мех соболя очень красив. Он густой, пушистый, нежный и теплый. Цвет черно — бурый, но бывает и светло — коричневый. А на горле и груди зверька заметно желтоватое пятно. Зимой мех особенно пышный, а летом соболь выглядит похудевшим, длинным.
Для жилья соболь выбирает дупла не очень высоко над землей. Или устраивает убежище в старом пне, под корягой. Он отлично лазает по деревьям, прыгает с ветки на ветку. Но чаще бегает по земле.
Зимой соболь предпочитает перебираться, путешествуя по верху. Вот бежит соболь по стволам упавших деревьев, по корягам и сучьям… И вдруг в сугроб ныряет! И там, под снегом, продолжает свой путь. И от врагов укрытие, и добычу найти можно. Например, глухаря или тетерева, они тоже в снегу от мороза и непогоды прячутся.
Бывает так, что взлетит глухарь, и вцепившийся в него соболь вместе с ним поднимается в небо.
Охотится соболь и днем, и ночью. У каждого зверька — своя территория, которую он защищает и прогоняет оттуда всех соперников. Дело иногда доходит до жестокой схватки.
Барсук, родственник соболя, зимой спит. А соболь нет. Если бушует вьюга, он отсиживается в своем убежище. Стихнет непогода — выходит на промысел. Но старается от дома далеко не уходить.
Весной появляются малыши. Они крохотные, беззащитные. Глаза у них открываются лишь через месяц. Самка кормит их молоком, а соболь — отец приносит корм. Соболята подрастают и к осени начинают самостоятельную жизнь.
Россия издавна славилась соболями. Русские цари в старину одаривали соболиными шкурками почетных заморских гостей, посылали меховые подарки правителям других стран. Теплый, легкий, красивый мех соболей всегда ценился высоко. Но охота сократила поголовье этих зверьков. И теперь соболей приходится охранять.

Благодарю за информацию сайт «Чудесная страна»

Марина Ровина
«Дикие животные нашего леса». Конспект ОД в старшей группе

Цель : Систематизация и углубление представление о диких животных родного края .

Задачи :

1. Образовательные. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные » , умения дифференцировать дикие и домашние животные . Упражнять в умении называть детенышей животных , в правильном назывании жилища; учить отвечать полными предложениями. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные » .

2. Развивающие. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь, расширять знания детей о животном мире .

3. Воспитательные. Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных . Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.

Методы и приемы.

Игровое упражнение «Собрались все дети в круг» , погружение в тему занятия, отгадывание загадок, беседа с детьми, рассказы детей, просмотр слайдов на тему «Животные и их жилища » . «Как кричат дикие животные , физкультминутка, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика «У лисы в лесу глухом…» , постановка проблемы и ее решения : «Надо ли оставлять дикое животное жить в домашних условиях?», игровое упражнение с Лесовиком, Дидактическая игра «Найди детеныша» , «Кто где живет» , «Чей хвост чья голова» , «Угостим лесных зверей» ,рассказ, разъяснение.

Интеграция образовательных областей :

Социально – коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа :

Взаимодействие с родителями и детьми, дома составить рассказ о животном и рассказать детям .

Материалы и оборудование :

Компьютер, интерактивная доска, презентация показ диких животных (лиса, медведь, белка, волк, еж, заяц, насекомых и птиц, декорация (деревья, елки, рисунки с изображением диких животных , шишки, корзина, желуди, грибы, искуственный снег, мягкие игрушки белка, еж). Помещение –компьютерный класс, музыкальный зал.

Ход занятия.

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель. Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

Воспитатель.

Ребята, давайте повторим наше правило :

Каждый день всегда, везде

В деятельности и в игре,

Смело четко говорим

И тихонечко сидим (дети садятся) .

Воспитатель. Ребята сегодня мы поговорим о животных . Место, где живет животное , называется его средой обитания. Если ее уничтожить, то животное погибнет . Почти везде : на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах обитают живые существа.

А какие вам известны живые существа? Ответы детей (дикие животные , птицы, насекомые, рыбы) .

У нас сегодня необычное задание (интересная работа) . Я сама не буду показывать вам картинки. Картинки будут появляться на экране. Но появятся они только в том случае, если вы отгадаете загадки про животных . Отгадывание загадок про животных ?

Просмотр слайдов на тему : «Животные и их жилища » .

(Дети называют и просматривают слайды)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. Медведь

Дети. Рассказ ребенка о медведе. Медведь большой, сильный,

Коричневый. У него длинные когти, сильные лапы и теплый мех. Цвет шубы медведь не меняет. Медведь зимует в берлоге, вход в берлогу зимой завален ветками и засыпан снегом. Только весной медведь просыпается. В холодную зиму медведь спит крепко, а в оттепель чутко. Питается медведь овсом, рыбой, муравьями, жуками, а еще он большой сладкоежка любит мед и ягоды.

Воспитатель. А как называют дом медведя?

Дети. Берлога.

Воспитатель. Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

Посмотрите на экран.

(дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)

Воспитатель. Вот так медведь спит в своей берлоге.

Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети. Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге.

Воспитатель. Рассмотрите медведя. Какой он, большой какие у него лапы?

Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется.

Послушайте как кричит медведь (слушают голос животного ) .

Познакомимся еще с одним жителем леса .

Воспитатель. Эту хитрую плутовку,

Знают здешние леса .

Кто наводит страх на зайцев?

Это рыжая. Лиса

Дети. Рассказ ребенка о лисе. (Ребенок имитируют походку лисы)

У лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки, остренька мордочка, конечно, большой и пушистый роскошный хвост, которым она пользуется при резких поворотах как рулем, заметает следы, а еще хвост ей служит покрывалом, когда она спит. У лисы чувствительный нос, при помощи которого она находит себе пищу. Лиса не меняет своей шубки она зимой и летом рыжая. Лиса очень хитрая. Живет лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности.

Воспитатель. Молодцы. Рассмотрите лису, какая она, какой у неё хвост?

Воспитатель. Под кусточком лисий дом.

Как называется дом лисички?

Дети. Нора.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная Послушайте как кричит лиса. (слушают голос животного ) .

Воспитатель. Молодцы.

Кто на ветке шишку грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет

И в дупле орехи прячет? Белка

Дети. Рассказ ребенка о белке. (Ребенок имитируют походку белки)

Белка маленького роста, у нее большой и пушистый хвост, который помогает ей прыгать с ветки на ветку, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, еще у нее острые зубки. Белка от мороза прячется в дупле и хвостиком вход закрывает. Белка готовит корм на зиму, его она прячет в гнездо дупла деревьев, она сушит грибы, ягоды, шишки, орехи. Осенью белка, становится серебристо-серой, такая окраска помогает ей скрываться от врагов).

Воспитатель. Рассмотрите белку. Какая она, Какие у неё ушки и хвост, где живет белка. Как называется ее домик?

Воспитатель. Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети. Чтобы другие звери не достали. Послушайте как кричит белка. (слушают голос животного ) .

Воспитатель.

У бедняжки нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора. Заяц.

Дети. Рассказ ребенка о зайце. (Ребенок имитируют походку зайца)

Зимой у зайца белая шуба, а весной он меняет её на серую. У него длинные уши и быстрые ноги которые спасают его от врагов маленький пушистый хвост. Нет у зайца дома, под кусточком поспал и убежал. Питается заяц молодыми ветками деревьев, капусту, морковь. Заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой. Заяц путает следы, чтобы спастись от врагов.

Воспитатель. У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки - дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?

Воспитатель. Давайте рассмотрим зайку. Какой он, какие у него ушки, ноги.

Воспитатель. Вспомните, какую шубу носит заяц зимой, и на какую меняет её весной?

Воспитатель

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Дети. Рассказ ребенка о ежике. (Ребенок имитируют повадки ежа) .

Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. Ежик темно-серого цвета, на теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые. Ежик живет в норе, и запасов на зиму не делает. Зимой ежик спит, а весной просыпается. Питается ежик грибами, ягодами корешками, а вот яблоки на спине носит чтобы спасаться от клещей которые очень беспокоят ежиков. А яблоки выделяют яблочную кислоту которой очень бояться насекомые.

Ежик (просмотр слайда) .

Воспитатель. Какая шубка у ежик? Зачем еж сворачивается в клубок? (Дети, спасаются, от врагов) . Послушайте как кричит ежик. (слушают голос животного ) .

Воспитатель.

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. Волк.

Дети. Рассказ ребенка о волке. (Ребенок имитируют повадки волка) .

Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой. Волки живут стаями, дом называется логово. Их не зря называют санитарами – ведь, как правило, их жертвами становятся старые , больные или неопытные животные . Чаще всего волки охотятся на копытных животных . Когда мало пищи, волки едят лягушек, ящериц и жуков. Кроме мясной пищи волки охотно поедают фрукты, ягоды грибы, траву и листья. Волки очень выносливые они могут прожить без еды около двух недель.

О волке известно немало пословиц и поговорок : «Волка ноги кормят» , «С волками жить – по-волчьи выть» , «Волков бояться – в лес не ходить» , «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» .

Воспитатель. Посмотрите, у волка тоже есть дом, какой он? Его дом называется «логово» .

Вы рассмотрели всех животных . Скажите, что у них общего?

Дети. У всех животных есть голова , морда, туловище, лапы или копыта, хвост. Тело животных покрыто шерстью .

Воспитатель. Тело всех ли животных покрыто шерстью ?

Дети. У ежа иголки.

Воспитатель. Назовите всех животных , которых мы рассматривали и скажите, какие это животные ? (заяц, волк, медведь, лиса. Белка) .

Чем дикие животные отличаются от домашних?

Дети. Дикие животные живут в лесу и сами себе ищут еду, жилище. А домашние живут рядом с человеком, который их кормит и ухаживает за ними.

Каких еще диких животных вы знаете которые живут в наших лесах ? (Кабан, лось, барсук олень) .

Воспитатель. Какие изменения в жизни животных происходят весной ?

Дети. Медведь просыпается и выходит из берлоги. Лиса чистит, ремонтирует старую нору или строит новую. Белка приводит в порядок гнездо или ищет новое дупло. Волчица ищет укромное место для своих детишек.

Воспитатель. Ребята давайте с вами прогуляемся по лесной тропинки.

Физкультминутка

По тропинке мы пошли

Шишку нашли, подняли,

Подняли, белке бросили в дупло.

Опять пошли, заячьи следы нашли,

Вот мы шли, желуди нашли

Ой ребята посмотрите куда мы с вами попали? (В лес) . Встречает сторож леса старичок Лесовичек .

Проходите ребята рад видеть вас. Я старичок Лесовичок сторож леса . У меня в гостях нужно быть внимательными и осторожными и слушать взрослых, чтобы не попасть в беду. У меня есть для вас стихотворение загадка, вам нужно отгадать (добавить названия детеныша) .

Воспитатель. Послушайте, какое стихотворение расскажет вам старичок Лесовичок . Вы будете ему помогать. (да)

Игровое упражнение с Лесовиком (чтение стихотворения) .

Как-то днем, простой тропой, Звери шли на водопой :

За мамой зайчихой прыгал….

Дети. Зайчонок.

Воспитатель. За мамой волчицей топал…

Дети. Волчонок.

Воспитатель. За мамой лисицей крался….

Дети. Лисенок.

Воспитатель. За мамой медведицей шел …

Дети. Медвежонок.

Воспитатель. За мамой бельчихой скакал….

Дети. Бельчонок.

Воспитатель. За мамой ежихой плелся ….

Дети. Ежонок.

Лесовичок : Молодцы ребята справились с загадкой.

Воспитатель. Кого вы сейчас называли?

Дети. Детенышей животных .

Проблемная ситуация. Ребята, Лесовичок встретил своего знакомого охотника. Он ему рассказал, что когда он был на охоте и увидел на дороге слабого маленького серого волчонка. Взял его домой, лечил и кормил. И теперь, когда волчонок окреп, он мог бы его отнести в лес, но ему стало его жалко. Ведь он привык к нему и не хочет с ним расставаться. «Пусть поживет у меня дома» - сказал охотник.

Ребята, что делать? Оставить волчонка или отпустить в лес?

Дети. Отпустить в лес. Оставить, он уже привык к нему. Волчонку будет плохо без мамы. Волчонок дикое животное и должен жить в лесу. Мы вернемся к этому вопросу в конце занятия.

Лесовичок : Я хочу проверить ваши знания, на сколько хорошо вы знаете о диких животных .

Игра : "Кто, где живет?"

В : Соединим линией дикого животного с его жилищем .

Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.

Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились.

Игра : «Чей хвост»

В : Соединим линией дикого животного голову с его хвостом.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

В лесу бегает злой волк Нахмурить брови

Вдруг не стало волка Поднять брови (удивление)

Это мишка косолапый прогнал злого волка Подмигнуть правым глазом (радость)

Воспитатель. В окружающем нас мире живут разнообразные животные . Они разные по величине, окраске, передвигаются разными способами : бегают, ползают, летают.

Игра «Четвертый лишний»

Картины с изображением зверей птиц и насекомых). Кто здесь лишний?

Дети. Звери, птицы, насекомые.

Игра : «Угостим лесных зверей» .

Давайте, вспомним чем любят полакомиться лесные звери.

Мясо- Волку, лисе, медведю и т. д.

Овощи - …

Фрукты - …

Грибы - …

Ягоды - …

Воспитатель : Каждый из вас угостит животного его любимой едой .

Итог занятия :

Воспитатель. Мы сегодня много говорили, о каких животных ? Ребята, что мы посоветуем охотнику? Оставить волчонка или отпустить на волю?

Ответы детей.

Воспитатель. Я считаю, что дикие животные обязательно должны находиться в той среде обитания, где они родились.

Нуждаются ли дикие животные в нашей помощи ?

М. Пришвин писал : «Мы хозяева нашей природы , и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы . Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, а человеку нужна родина и охранять природу - значит охранять родину!»

Лесовичек : Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые я вам предложил. Ребята для вас я приготовил маленькие подарки, перед вами две корзины : Солнышко Радости и Солнышко Грусти. Возьмите такое солнышко, какое у вас настроение.

Я очень рад, что у вас у всех хорошее настроение, и это солнышко радости пусть всегда будет вместе с вами. А сейчас давайте мы с вами попрощаемся ребята.

Лесовичек : Да новых встреч.

А сейчас мы отправляемся домой по нашей лесной тропинке .

Ой, шишки с елки посыпались. Кто же это шишками бросается?

Дети : Белочка.

Белочка – белочка! Пойдем с нами?

Белочка отвечает : «Не могу, дел много! Мне нужно орешков, грибочков, да побольше. Чтобы зимой не было голодно, сказала белка и поскакала по веточкам».

Ребята, давайте поможем белочке собрать по больше грибов и ягод.

Географически зона смешанных лесов занимает территорию между тундрой и областью субтропиков. Здесь растут как хвойные деревья - сосны, лиственницы, ели, так и лиственные - буки, каштаны, березы. Подлесок, образованный густым кустарником, часто бывает труднопроходимым, и под деревьями снега бывает меньше, что позволяет зверям находить здесь немного корма. Некоторые из обитающих здесь животных залегают в спячку, другие преодолевают большие расстояния в поисках пищи.

Зима в лесу.

Зимой холод, снег и короткие дни препятствуют росту и цветению трав и кустарников. Многие травоядные, испытывая нехватку пищи, перемещаются в области с более мягким климатом. Некоторые животные готовят свои норы, вырытые в земле или устроенные в естественных углублениях (дуплах, пещерах), чтобы впасть в длительный сон (спячку), который продлится все зимние месяцы, прерываясь лишь краткими пробуждениями. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за летом, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение теплого времени года, который позволяет им пережить долгую зиму. Есть в лесу и такие обитатели, которые никуда не уходят из обжитых мест и не впадают в спячку: они отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега.

Многие звери наполняют свои норы желудями и другими съестными запасами.

Весной и летом зайцы питаются молодыми побегами, кореньями и нежной травой, а зимой довольствуются корой кустарников и небольших деревьев.

Зимой лес только кажется необитаемым, но на самом деле он полон жизни. Млекопитающие и пресмыкающиеся и земноводные лишь попрятались в своих норах, где в спячке проводят холодную зиму в ожидании весеннего пробуждения природы.

Барсук проводит зиму в норе под землей. Детеныши обычно остаются с матерью, но могут укрываться и в собственной норке.

Канадские леса и рощи.

На севере американского континента находится Канада, большая страна, богатая лесами. По мере продвижения на север можно увидеть как лиственные деревья уступаю место хвойным, более устойчивым к суровым зимним холодам.

В основном в этих районах живут плотоядные животные: лисица обыкновенная и серебристо-черная, волк, росомаха, а так же медведи, которые часто нападают на других животных, хотя в основном питаются плодами.

Северная часть Канады очень обширная и малонаселенная. Здесь плохое сообщение и суровый климат: лишь три месяца в году температура поднимается до + 10 0 С, и только в этот период природа просыпается. Остальную часть года с трудом пробивающаяся растительность составляет пищу травоядных животных. Озера, реки и моря прокрыты льдом. В таких условиях лишь немногие животные ведут оседлый образ жизни. Основная же масса мигрирует перебираясь с наступлением осени на юг.

Юлия Веревкина
Конспект занятия «Дикие животные наших лесов»

Педагог-психолог приветствует детей : Здравствуйте, ребята! Я приглашаю всех в лес (перед детьми устанавливается макет) .

Кто живет в лесу? Как можно назвать этих животных ? (Дикие животные .)

Почему их называют дикими ? (Потому, что они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают еду.)

Педагог-психолог : А знаете ли вы, какие животные живут в лесу ? Чтобы это узнать, надо загадки отгадать.

Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?»

1. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.) Появляется картинка «волк» .

Волк, какой? (Серый, лохматый, большой… дикий .)

Как называется его дом? (Логово.)

2. Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.) Появляется картинка «белка»

Белка какая? (Рыжая, пушистая, маленькая) .

Как называется домик в котором живет белка? (Дупло.)

3. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

А в деревне кур крадёт. (Лиса.) Появляется картинка «лиса» .

Лиса, какая? (Рыжая, пушистая, хитрая.)

Как называется домик лисы? (Нора.)

4. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.) Появляется картинка «заяц» .

Расскажите какой заяц? (Маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый)

Как называется домик зайца? Есть ли у него дом? (Зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве. Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.)

5. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.) Появляется картинка «медведь» .

Расскажите про медведя. Какой медведь? (Большой, лохматый, косолапый… .)

Как называется дом медведя? (Зимой - берлога, летом - весь лес.)

Динамическая пауза «Звериная зарядка»

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – белые клубочки. (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад.)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Словесная игра «Доскажи словечко»

Педагог-психолог : Зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детёнышами (психолог читает стихотворение, дети, договаривая фразы, называют детёнышей диких животных ). Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей .

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

Игра «Найди след»

Педагог-психолог : Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных : у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, а потом по цепочкам следов найдём места, где прячутся животные в зимнюю стужу .

Игра-классификация «Рассели животных »

Педагог-психолог : А сейчас возьмите по животному и расселите . Домашних животных вы куда расселите ?

Дети : Во двор.

Педагог-психолог : А диких ?

Дети : В лес.

Игра «Кто что любит» (выполняется в рабочих тетрадях)

Педагог-психолог предлагает детям провести стрелки от животных к их пище (заяц морковка, медведь мед, белка грибы, ежик яблоко, лиса рыбка) .

Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)

Описание : дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх.

Педагог-психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.

Подведение итогов занятия

Педагог-психолог : Дети, так какие животные живут в лесу ? (Ответы детей.)

Педагог-психолог : Мы сегодня с вами много играли. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего. (Ответы детей) .

Публикации по теме:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 760 имени А. П. Маресьева" Тема: «Дикие животные наших лесов».

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители. Срок реализации: 2-3 недели ноября Вид: информационно-творческий.

«Дикие животные наших лесов». НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детей с ЗПР Цель: Закреплять названия диких животных, их детенышей, частей тела, жилищ; Воспитывать любовь и заботливое отношение к живой природе;.

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики рук во 2 младшей группе «Дикие животные наших лесов» Цели: обогащать словарный запас детей; развивать навыки связной речи, зрительное восприятие, внимание; формировать умения узнавать предметы.

Конспект НОД во второй младшей группе «Дикие животные наших лесов» Кoнспект НОД: «Дикие живoтные наших лесoв» (2-ая младшая группа) Цель: развитие всех кoмпонентов устнoй речи детей: грамматическoго стрoя.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание на заданную тему «Дикие животные наших лесов» Цель: Развивать монологическую речь. Задачи: Образовательные: -Продолжать учить составлять небольшой рассказ по опорным картинкам. -Упражнять.

«Дикие животные наших лесов». НОД по ОО «Художественное развитие» (аппликация) для детей с ТНР (заикание) Аппликация Тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Коррекция заикания. Задачи: -Учить детей вырезать волка по частям, передовая характерные.

Конспект НОД по ФКЦМ «Дикие животные наших лесов» ФЦКМ Тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Коррекция заикания. Задачи: - Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных. Задачи: 1. Актуализация словаря

Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Образовательные:

1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

2. Согласование числительных с существительным

3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Способствовать развитию просодической стороны речи.

3. Способствовать развитию фонематического восприятия.

4. Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок», игровое поле,

Демонстрационный материал:рисунки частей животных. Предварительная работа: 1. Чтение сказки «Теремок» 2. Рассматривание иллюстраций о животных 3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: - Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы. Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней. (Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.)

1. Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки(мышь)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой(медведь)

3.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный(волк)

4.Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?(заяц)

5. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней(лиса)

6.Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка(лягушка)

Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»

2. Сообщение темы занятия

Из какой сказки эти герои? Теремок. - Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка) 3.Расширение словаря по теме.

ЛОГОПЕД: Стоит в поле теремок Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:

РЕБЕНОК: -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

ЛОГОПЕД: - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж. (Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т.д.) - Вошла мышка и стала там жить.

4. Согласование существительных с числительными

ЛОГОПЕД: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала: РЕБЁНОК: - ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 2, 32 (1 лось, лиса и т.д.) - Вошла лягушка и стала там жить.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково. (Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось…., кабан…) - Вошёл зайчик и стал там жить.

6. Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

И колючий брат-ежонок.

7.Образование притяжательных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты.(Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т.д. (по картинкам)) - Вошла лисичка и стала там жить.

8. Употребление сложных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий. - Вошел волк и стал там жить.

9. Образование существительных с суффиксом –ищ Работа над просодикой речи

ЛОГОПЕД: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в норках словно мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где искать – не знал. Увидел теремок и прорычал: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята скажут у кого что?

У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…

Вошёл медведь в теремок и стал там жить.

10 .Составление рассказа-описания

ЛОГОПЕД: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме

Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.

Медведь дикое животное.

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

11. Итог занятия

Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке. Понравилась вам сказка?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: