Международный день науки и гуманизма. Всемирный день гуманизма История и традиции праздника

Нюрнберг, 25 июня 2018 года. Гуманисты со всей Европы собрались в эти выходные в Нюрнберге по случаю Генеральной Ассамблеи Европейской гуманистической федерации (EHF). За Генеральной Ассамблеей последовала Humanisten Tag, знаменательное событие членской организации EHF Humanistischer Verband Deutschlands - Bayern (HVD-Bayern).

Во время Генеральной Ассамблеи члены Комитета вернулись к очень успешному году. Адвокация в Европейском парламенте вместе с Высшим альянсом за выбор и достоинство в Европе привела к резолюции, осуждающей попытки ограничить аборты в Польше. Деятельность в Совете Европы привела к повышению осведомленности о политических и правовых стратегиях, используемых консервативными религиозными группами. Действия EHF на уровне ООН способствовали формированию толкования ООН права на жизнь и пропаганды на уровне ЕС вместе с Международным гуманистическим и этическим союзом (International Humanist and Ethical Union,), способствовали признанию институтами ЕС дискриминации и преследования неверующих во всем мире.

В этом году также была запущена новая визуальная идентификация EHF, веб-сайт и информационный бюллетень, а также первые шаги по созданию более эффективного управления знаниями внутри организации.

Опираясь на них, делегаты имели возможность обсудить будущую деятельность и сформировать стратегический план EHF, чтобы усилить голос гуманизма в эпоху, когда экстремистские и популистские дискурсы набирают силу и все больше бросают вызов правам человека, демократии и верховенству закона.

«Все силы, независимо от того, поступают они от организаций-членов, Совета или персонала, будут необходимы для решения предстоящих политических и социальных проблем. Особенно важным будет европейские выборы. В тот момент, когда Европа стоит на переломном этапе своей истории, прогрессисты и демократы не могут позволить себе потерять их », - сказал Джулио Эрколасси, президент Европейской федерации гуманистов.

За Генеральной Ассамблеей последовало второе издание Humanisten Tag - фестиваля, организованного в этом году организацией-членом ХВФ «HVD-Bayern», посвященной правам человека и 70-летию Всеобщей декларации прав человека. На церемонии открытия состоялась лекция Хайнера Билефельда, бывшего Специального докладчика ООН по вопросам свободы религии или убеждений, который провел лекцию о балансе между свободой и безопасностью.

В минувшие выходные посетители Humanisten Tag имели возможность принять участие в ряде презентаций, дискуссионных дискуссиях, семинарах и художественных мероприятиях, связанных с ключевыми вопросами, актуальными для гуманистов и прогрессистов, а также для сбора ключевых местных, национальных и международных субъектов гражданского общества и влиятельных лиц. Члены EHF-участников внесли свой вклад в мероприятие, обменявшись передовым опытом со стороны своих стран.

Для получения дополнительной информации о HumanistenTag посетите веб-сайт фестиваля: https://www.ht18.de/

Marc Soignet | Communication and Advocacy Officer

European Humanist Federation

Campus de la Plaine ULB, Accès 2, cp 237
1050 Brussels, Belgium
T +32 2 627 68 30

The European Humanist Federation is the largest umbrella of humanist associations in Europe, promoting a secular Europe, defending equal treatment of everyone regardless of religion or belief, fighting religious conservatism and privilege in Europe and at the EU level

Всемирный День Гуманизма

25 июня, суббота, с 15:00 часов в круглом зале Сахаровского Центра (1 этаж)

состоится

Круглый стол,

посвященный ежегодному Международному Дню Гуманизма

и 3-летней годовщине со дня смерти 24.06.2013 г. крупнейшего советского и украинского философа Е.К. Дулумана

Тема Круглого Стола:

"Проблемы гуманизма и глобализации в меняющемся мире"

Иванеев Сергей Васильевич расскажет о современном понимании атеизма

Бурьянов Сергей Анатольевич сделает доклад "Значение и перспективы международно признанных прав человека, включая свободу мысли, совести и религии, а также светскости государства в условиях глобальных вызовов"

также ожидаются:

Шаповалов Николай Иванович (Университет "Синергия")

Для участия в круглом столе приглашаются все желающие, предварительно согласовать свое участие можно по электронной почте [email protected]

Формат проведения мероприятия:

Доклады 15-20 минут, вопросы докладчику и ответы - 5 минут до 5 вопросов, общая дискуссия - короткие выступления-реплики по 3-5 минут, продолжительность мероприятия 3-4 часа.

По теме: актуальное выступление Н.Н.Моисеева в МГУ, сентябрь 1997 года, Международная конференция по Гуманизму

ГУМАНИЗМ - ЗАСЛОН ПРОТИВ НАДВИГАЮЩЕГОСЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Доклад, прочитанный на Международной конференции по гуманизму. Москва, МГУ, сентябрь 1997г.

Один из самых глубоких мыслителей XX века Нильс Бор сказал однажды, что нельзя с помощью одного языка описать по-настоящему сложное явление, будь то в естествознании или обществе, даже если это язык современной науки.

Язык науки - это язык интерпретаций. И тем более нельзя понять явление с помощью одной интерпретации (модели). Каждая из них - всего лишь элемент той голограммы, которая позволяет понять смысл и содержание происходящего. Осознание непреходящей ценности интерпретаций - это прежде всего осознание ценности духовного мира другого человека, создающего другие интерпретации, это осознание самоценности человека как такового. Это убеждение, что та картина происходящего, которую он рождает, нужна и мне. И это один из принципов гуманизма, рождающего человеческую общность высшего уровня.

«Как много мы знаем и как мало мы понимаем!» - эти знаменитые слова Альберта Эйнштейна говорят о той узости миропонимания, которая является родовой меткой человека. Гуманизм - единственное оружие, способное ее стереть или хотя бы ослабить ее влияние на судьбы нашего биологического вида, вступившего в силу логики развития Природы на путь восхождения к Разуму. И преодоления наследия биосоциальных законов, которое и сегодня сохранилось в обществе потребления.

Вот почему разговор о гуманизме имеет не только общецивилизационное, но и вполне практическое значение. Мне очень хочется объяснить свое понимание современного состояния общества, показать, что синтез гуманизма и современного естествознания - единственный заслон против надвигающегося тоталитаризма, этого нового варианта средневековья, которое на этот раз с абсолютной достоверностью приведет человечество, а может, и всю биосферу к деградации и гибели.

В своем докладе я попробую дать одну из интерпретаций современного этапа общественного развития, которая может оказаться полезной для понимания происходящего.

* * *

1. Развитие человечества, развитие цивилизации и духовного мира человека как ее компонента следуют, как и развитие живого вещества, общей логике развития Природы. Спокойное, если угодно, дарвиновское развитие сменяется периодами катастроф, или бифуркаций, с полным и принципиально непредсказуемым изменением самого характера эволюционного процесса и принципов, регулирующих жизнь человека. Это - общее свойство динамических систем, впервые подробно описанное Анри Пуанкаре еще в конце XIX века. Нарушение устойчивости развития и переход в бифуркационную фазу могут происходить в силу как внешних факторов, так и внутренних, когда накапливаются флуктуации.

Сегодня человечество оказалось на грани подобной перестройки.

Сейчас много говорят об экологическом кризисе, в Рио-де-Жанейро в 1992 году был предложен принцип «sustainable development», но действительность гораздо трагичнее, чем это принято в официальных документах, представляющих дело так, как будто бы уже существуют рецепты, позволяющие избежать возможной катастрофы и продолжать совершенствование той техногенной, потребляющей цивилизации, которая, собственно говоря, и ответственна за все те трудности, что стоят сейчас перед людьми.

Вот несколько соображений на этот счет.

Тысяч 10-12 лет тому назад человечество пережило потрясение, которое принято называть неолитической революцией. Это был не первый кризис в истории становления вида Homo sapiens, который мог прекратить его развитие. Он, как и предыдущие, был порожден логикой развития Природы, особенностями антропогенеза как динамического процесса. Но именно он и положил начало всем современным цивилизациям и тому миропредставлению, которое лежит сегодня в основе планетарной активности человека.

В начале неолита человечество усовершенствовало свое каменное оружие, создало, в частности, метательное оружие, позволившее ему сделаться монополистом в той экологической нише, в которой он жил, и за относительно короткий срок извести всех крупнокопытных - основу своего рациона. Борьба за убывающий ресурс и реальный голод поставили человечество на край гибели. Вряд ли навестивший Землю какой-нибудь умный инопланетянин мог бы предугадать, что люди окажутся способными найти тот, может быть, единственный вариант жизнедеятельности, который позволит выйти человеку из кризиса и продолжать свое восхождение по пути Разума, что они придумают, как надо обрабатывать землю и разводить скот, и смогут создать новую экологическую нишу для своего дальнейшего развития. Вряд ли он смог бы представить себе, что человечество пойдет по тому пути, которым оно шло последние 10 тысяч лет.

Важно, что свершилось не предусмотренное предшествующей историей, не предугаданное эволюцией. Это я особенно хочу подчеркнуть.

Тогда люди смогли выжить, и начался новый период «восхождения человека по ступеням Разума»: человек начал создавать вторую природу. Возникла собственность, люди перестроили весь собственный спектр стремлений и как новое, тоже вряд ли доступное предвидению, создали представление о гуманизме - антиподе тех стремлений, которые сформировали основы присваивающей цивилизации. Еще в античные времена начало возникать понимание ценности другого человека. И не только как носителя некоторых возможных материальных благ, но человека как такового с его собственным духовным миром. Так в недрах присваивающей цивилизации и растущего индивидуализма начало возникать нечто ему противоположное, способное сегодня сделаться опорой будущего.

И этот прорыв в будущее сделали не люди мустьерской культуры, постепенно исчезнувшие с лика Земли, а кроманьонцы, жившие поначалу в долинах великих рек.

К сожалению, авторы принципа «sustainable development» не принимают во внимание описанные обстоятельства. Ибо возникновение и развитие гуманизма - это, может быть, и есть тот процесс, который явится альтернативой вселенскому потреблению.

2. Из различных вариантов цивилизационного кода лидером оказался тот, который свойствен технотронной цивилизации. Она обеспечила все ускоряющийся рост технической и научной оснащенности человечества. В результате этого процесса человек ныне - абсолютный монополист в своей, им самим созданной, экологической нише, точнее - в своей ойкумене, которой стала вся планета. Но биологическое развитие человека прекратилось еще в предшествующее межледниковье. Поэтому люди живут с генетическими задатками охотников за мамонтами и стремлениями, воспитанными обладанием собственностью. Если следовать той логике антропогенеза, которая определяла все эпохальные события истории становления человека, то следует ожидать наступления трагического кризиса. Человек превратит биосферу в свалку отходов, ресурсы сократятся, и история человечества войдет в состояние бифуркации с непредсказуемым исходом. И не где-то за далеким горизонтом, а в ближайшие десятилетия. Человечество, вероятнее всего, кризис вообще не переживет.

Другими словами, тот потенциал развития, который был заложен предыдущим неолитическим кризисом, исчерпан. Человека ожидает переход к новому образу жизни с новой структурой ценностей.

Может ли быть иначе? Может ли человек избежать катастрофы и риска быть втянутым в бифуркационный процесс? То есть сохраняется ли надежда перешагнуть через законы той логики развития нашего биологического вида, которую я назвал логикой Природы? Но Природы, в которой роль разума человека была ничтожной.

Лет 25 тому назад я ввел понятие экологического императива как совокупности ограничений, которые человек не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах. Нарушение этой запретной черты смертельно опасно! Сегодня мы уже знаем целый ряд подобных запретов. Недопустима ядерная война, например. Мы знаем также, что биосфера способна вследствие нашей неграмотности или нашей алчности потерять устойчивость, ее развитие может пойти в том русле, где человеку просто не найдется места. И это может произойти почти незаметно, от накапливающихся отбросов человеческой деятельности.

Другими словами, мы уже кое-что знаем. И уверены в том, что сегодня наука способна или станет способной в ближайшее время определить с той или иной точностью эту запретную черту. Но где гарантия того, что миллиарды людей станут выполнять выработанную систему запретов? В рамках тех принципов, которые определили контуры нашей современной цивилизации, надеяться на это нельзя!

Значит, человеку предстоит либо втянуться в процесс бифуркации и погибнуть в борьбе за исчезающий ресурс, либо перестроить основы своей цивилизации так, чтобы не допустить катастрофы. И прежде всего перестроить основы своей нравственности. То есть экологический императив неотвратимо требует утверждения и императива нравственного. Так есть ли гарантия того, что такая перестройка произойдет или даже может произойти? И произойдет в тех поколениях, для которых разговор о катастрофе слышится в будущем времени?

3. Ответ на поставленный вопрос не имеет однозначного ответа, тем более что времени у нас остается все меньше и меньше. И понимая, что время теперь работает против нас, мы обязаны торопиться. Попробуем посмотреть, что нас может ожидать в ближайшие десятилетия.

Трансформация планетарной ситуации может иметь несколько сценариев развития. Но наиболее вероятный - я бы назвал его антигуманистическим - почти очевиден.

Вероятный сценарий - продолжение того течения событий, что мы наблюдаем в последние десятилетия. Постепенно в мире утверждается режим нового тоталитаризма. Об этом пока не принято говорить вслух, а тем более в средствах массовой информации, хотя понятие «золотого миллиарда» становится все более употребительным. Но это факт. Попробую его прокомментировать.

Возникает мир транснациональных корпораций (или «глобального разделения труда», как говорят его апологеты), и любой стране смертельно опасно оказаться вне этой системы финансовых и производственных связей. Это обстоятельство имеет разнообразные следствия. Растет торговля, быстро развивается техника, но... Есть и пугающие следствия. И прежде всего растет разрыв в уровне общественной производительности труда в разных частях планеты. А отсюда как еще одно из следствий - непрерывно растет разрыв в уровне жизни развитых и отсталых стран. Этот факт сам по себе крайне опасен, и он может стать причиной конфликта, смертельного для всего человечества. Но он служит причиной еще одного явления общепланетарного масштаба: заработал некий «дьявольский насос». В чем его суть?

Поскольку планета постепенно превращается в единую экономическую систему, поскольку не только товары, но и капиталы и любые ресурсы могут без особых трудностей перетекать сквозь любые границы, а эффективность их использования в разных странах разная, причем это различие стремительно растет, то возникает естественное направление их движения. Как в гидравлической системе. В результате не только капиталы и материальные ресурсы покидают бедные страны, но и талантливые люди уезжают туда, где их использование более эффективно.

Отсталые страны теряют не только ресурсы, но и генетически ценный материал. Их отставание продолжает нарастать, и каких-либо надежд изменить это положение остается все меньше и меньше. А в отсталых странах живет едва ли не 90% населения планеты.

Но этот насос работает и в обратную сторону. Страны «золотого миллиарда» не могут прожить без черной металлургии, вредной химической промышленности, без хранилищ радиоактивных отходов и т. д. И все это постепенно переносится в отсталые страны, обеспечивая демократические порядки и благополучную экологическую обстановку в экологически чистых «деревнях» стран «золотого миллиарда».

Описанная картина и есть схема нового тоталитаризма, создающего ситуацию, в которой зомбированное пятимиллиардное население бедных стран и будет обеспечивать демократическое и экологическое благополучие стран «золотого миллиарда». Этот сценарий мне представляется вполне реальным. Мир уже встал на путь его реализации.

Но не менее очевидным мне представляется и финал того порядка, который я назвал новым тоталитаризмом, ибо он не решает главного. Он сохраняет человека абсолютным монополистом, и тогда, следуя логике Природы, неизбежно приведет человека к деградации и гибели. Причем это может произойти и без сполохов ядерной войны. В одном из романов Герберта Уэллса уже было описано нечто подобное.

Я не хочу быть оракулом, но уже просматриваются определенные черты деградации духовного мира людей, живущих в странах «золотого миллиарда». Однако это уже другая тема. И она нас уведет достаточно далеко. Но одно ясно: сценарий «золотого миллиарда» наиболее очевидный и простой. Он следует логике Природы и приведет человечество к деградации.

4. Может ли человечество пойти по другому пути, может ли реализоваться другой сценарий? Я думаю, что может, хотя вероятность его реализации очень невелика и потребует от гражданского общества неординарных усилий.

Условно назовем его гуманистическим. Это действительно условное название. Но оно отвечает его сути, ибо в основе подобного сценария лежит представление о самоценности человека, его цивилизации, ориентированной на сохранение человека. Этот сценарий я мог бы еще назвать и ноосферным. Он отвечает тем представлениям, которые пытались формулировать Тейяр де Шарден, Вернадский и их последователи. Еще в 1904 году Владимир Иванович Вернадский сказал о том, что человечество становится основной геологообразующей силой планеты, для сохранения самого себя оно будет обязано принять на себя ответственность не только за развитие общества, но и биосферы в целом!

На грани 1960-х и 1970-х годов я начал анализировать эти идеи. И попробовал сформулировать главный, как мне казалось, не столько научный, сколько этический принцип: реализация гуманистической идеи ноосферы требует обеспечения коэволюции человека и биосферы. По мере развития науки термин «коэволюция» будет все более и более насыщаться конкретным содержанием. Однако его смысл мне и так казался достаточно ясным: выработка такого поведения человека, которое способно обеспечить не только развитие общества, но и развитие биосферы, рост разнообразия ее элементов и в конечном счете ее стабильность, т. е. способность парировать катастрофическое развитие событий.

Но гармония с Природой требует гармонии в отношениях людей, она начинается именно с отношений между людьми. Она может быть реализована только в особых условиях существования общества, при особой структуре его социальных отношений, особом спектре стремлений отдельных людей, их гармоничном многообразии!

Мы получаем новый узел проблем, в котором четко выделяется необходимость рациональных знаний и гуманистического отношения к окружающему. Если угодно, в расшифровке подобных утверждений как раз и содержится программа активных действий. Гуманистическая парадигма становится реальной необходимостью. Как я думаю, это и есть ключ к будущему.

В реализации подобной идеи, может, и суть всех усилий, необходимых для обеспечения существования и развития самого удивительного явления Природы - человека. Без этого никакие принципы «устойчивого развития» не смогут остановить бега к пропасти!

И подобная гуманистическая позиция мне представляется единственной альтернативой надвигающемуся кризису. Она обозначает новый гуманистический уровень антропоцентризма - сохранение человека не только ради человека, но и ради сохранения и развития биосферы, т. е. сферы существования и развития жизни.

Но ее бесконечно трудно реализовать. Паскаль, кажется, однажды сказал, что человеку необходимо научиться не врать себе! Без этого он не сможет найти путь в будущее. А мы этому пока, увы, не научились.

Гуманизм нуждается в истиной правде: люди должны видеть реальность во всей ее обнаженной «страшности», но не опускаться в безнадежность, ибо потенциал человека огромен.

5. Итак, человечество на пороге. Что нас ожидает там, в достаточно близком будущем, какой может стать та цивилизация, которая, минуя кризис, сделает новый шаг по пути Разума, - мы не знаем. Истина нам будет раскрываться по мере нашего движения. Но мы знаем наши первые шаги. И главный из них - говорить людям правду.Общество должно знать не высказывания политиков, для которых экологические проблемы, вопросы морали и нравственности и надпись на знаменах «гуманизм и гуманистичность» служат лишь политическим и в конечном итоге своекорыстным целям. Гражданское общество должно выполнить завет Паскаля!

И вторая задача, аналогичная первой, - образование. На всех уровнях, для всех возрастов - ОБРАЗОВАНИЕ! Мы его называем экологическим или ноосферным, гуманитарии, вероятно, назовут гуманистическим. Что, в общем, одно и то же!

Этого, разумеется, недостаточно. Но абсолютно необходимо!

1997 г. Н.Н. Моисеев

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Российское гуманистическое общество, добровольная общественная научно-просветительская организация содействия развитию гуманизма приглашает вас принять участие в подготовке и проведении «Всемирного дня гуманизма», который отмечается 21 июня 2015 г.

Праздник «Вемирный день гуманизма» был утвержден в 1986 г. на Всемирном Конгрессе Международного Гуманистического и Этического Союза в Осло и с того времени все более широко отмечается во многих странах мира, помогая объединению людей, разделяющих идеи и принципы современного светского гуманизма.

Проведение мероприятий в честь Всемирного дня гуманизма в России является одним из мероприятий, проводимых совместно с Гуманистическим и этическим союзом (МГЭС) (International Humanist and Ethical Union – IHEU) и Европейской гуманистической федерацией (ЕГФ) (EuropeanHumanistFederation– EHF), членами которых является РГО.

Мы предлагаем наполнить информационное пространство сети Интернет, ТВ, читательских залов крупных публичных библиотек городов России идеями и ценностями гуманизма:человеческих прав, свободы, гражданской ответственности, ненасилия, человеческого достоинства, милосердия, равноправия, социальной справедливости.

Каждый может принять участие в:

· распространении идей гуманизма в виртуальном гуманистическом флешмобе в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook»;

· организации и проведении интерактивных мероприятий с читателями крупных библиотек Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, посвященных утверждению добра, справедливости, человеческого достоинства и других этических, гражданских, правовых и экологических ценностей гуманизма.

Программа Всемирного дня гуманизма

ПРОГРАММА

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«ГУМАНИЗМ КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА».

ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ГУМАНИЗМА

Где: 21 июня, 2013 г., Российская Государственная Библиотека искусств, Москва, Большая Дмитровка, 8/1 (рядом с метро «Театральная»).

Организатор: МОО Российское гуманистическое общество, Центр исследований «Человечность» при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.

Оргкомитет: д.ф.н., профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Кувакин, к.ф.н., доцент МАМИ Я.Б. Головин, к. ф. н. Л. И. Крашкина, к. ф. н. И. М. Шишкин, Л.Р. Асханова, Н. А. Герго.

12.00 Открытие конференции.

Вступительное слово В.А. Кувакина и Я.Б. Головина

Приветственные слова гостей конференции

Выступления участников:

В.А. Кувакин. Гуманизм как система ценностей.

Головин Я.Б. Роль и место РГО в современной России.

Шишкин И. А. Идея цельного (интегрального) гуманизма как ответ на духовный запрос современного человека.

Асханова Л. Р. Итоги поездки делегации РГО на Генеральную Ассамблею Европейской гуманистической федерации в Афины.

Савин Я. Ф. Научные пути освобождения от иллюзий идентичности.

Бродский Д. (Тема уточняется)

Голомолзин А. (Тема уточняется)

15.00 – 15.30 Кофе, чай, бутерброды

Круглый стол:«Развитие и продвижение идей гуманизма в современной России: от гуманизма стихийного к гуманизму сознательному».

17.30 – Подведение итогов конференции.

Участники и гости конференции смогут ознакомиться с современной литературой по гуманизму.

ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ!

В Год детства в Югре уделяется усиленное внимание детям с особенностями развития, в частности, аутистам. На этом акцентировала внимание губернатор Югры Наталья Комарова. При поддержке правительства региона в округе создаются ассоциации родителей таких детишек, проводятся семинары для них.

Эту тему поддержала и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Сегодня «Местное время» приводит мнение Валентины Ивановны о проблеме воспитания детей-аутистов.

Известное изречение гласит: время лечит. Однако оно не только лечит, но и рождает болезни, характерные для того или иного периода. Одно из подтверждений этого – расстройства аутического спектра (РАС). То, что мы привычно называем аутизмом. По данным всемирной организации здравоохранения, сегодня люди с таким диагнозом составляют порядка 1% населения Земли. Ученые озабочены тем, что статистика распространенности данного расстройства в мире за последние десять лет выросла в 10 раз, и считают, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Это проблема глобального масштаба. Не случайно с 2007 года международное сообщество объявило 2 апреля всемирным днем распространения информации об аутизме. Отмечают этот день и в России, поскольку число детей с РАС в нашей стране велико. Так сложилось, что точной статистики по аутизму у нас пока нет. Отечественные специалисты, эксперты ВОЗ называют для России цифру: один аутист на 150 – 160 детей.

По мировым меркам показатель не самый большой. Вместе с тем и не маленький: аутизм входит в четверку самых распространенных хронических заболеваний детского возраста.

Единого мнения о причинах РАС нет. Нет единства и в вопросе о том, считать аутизм болезнью в строго медицинском значении этого термина или это особенность индивидуального развития. Ведь некоторые из детей с РАС – личности яркие, талантливые, подчас на грани гениальности. Не ясно также, почему так быстро увеличивается число детей-аутистов.

И все же некоторые бесспорные выводы сделаны. Они таковы. Во-первых, к особенным детям нужен особый подход. Во-вторых, на сегодня РАС – заболевание пожизненное. Чем раньше диагностирован у ребенка аутизм, тем более эффективная помощь может быть оказана. И еще один, на мой взгляд, особенно важный вывод: помощь при аутизме включает в себя не только собственно медицинский компонент, но и комплекс мер по социальной адаптации детей-аутистов к обычной жизни в обществе.

Накопленный опыт говорит о том, что именно своевременная диагностика и социальная адаптация – ключевые факторы реабилитации ребенка. Упор в этом процессе должен делаться на персональный подход, на выработку личной стратегии развития ребенка, на меры социальной реабилитации. Иными словами, речь идет не просто о терапии, а о терапии гуманистической.

Россия вступила на путь формирования такой системы. В 2014 году наша страна присоединилась к документам ВОЗ, определяющим комплексные и согласованные усилия по оказанию помощи людям с симптоматикой РАС. Они включают в себя конкретные практические шаги, направленные на повышение эффективности диагностики аутизма, на расширение возможностей для лиц с РАС получить образование, профессиональную подготовку, трудоустроиться.

Мировой опыт говорит о том, что меры по реабилитации детей-аутистов дают особенно успешные результаты, когда РАС диагностировано у ребенка рано, желательно до полутора лет. Вот почему так важно включение соответствующей процедуры в диспансеризацию детей, начиная с младенчества, участие в ней специалистов, владеющих соответствующими методиками. Минздравом России внесены изменения в систему учета, в соответствии с которыми аутисты не растворяются в общей массе детей с особенностями развития, а учитываются отдельно. Это делает возможным планирование как объема помощи таким детям, так и количества и качества подготовки специалистов в области РАС.

В последние годы в России появился опыт создания безбарьерной среды для детей с тяжелой формой аутизма в общеобразовательных организациях. Среди сверстников особым детям создаются специальные образовательные условия, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. Но споры по поводу того, какой способ обучения детей-аутистов предпочтительнее: обучение их в коррекционных школах или инклюзивное обучение, продолжаются.

На мой взгляд, копья ломаются напрасно. Еще с советского времени коррекционными школами нашей страны накоплен большой позитивный опыт обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации таких детей. Успехи нашей страны на этом направлении признаны в мире. Правда, достигаются они в изоляции от обычных детей, обычной жизни. Инклюзивное обучение устраняет этот недостаток. Но и у него есть свои минусы. Ведь многое для оказания педагогической, психологической, медицинской помощи детям-аутистам могут сделать именно специализированные региональные центры.

Словом, идеального во всех отношениях метода обучения детей с РАС не существует. Полагаю, что, по крайней мере, в обозримом будущем он и не появится. Поэтому, считаю, следует сохранять, поддерживать все зарекомендовавшие себя виды обучения, воспитания, адаптации. У специалистов, родителей должен быть выбор. При том не только в мегаполисах, но и в малых городах, отдаленных населенных пунктах. В нынешних непростых условиях расширение сети и повышение качества работы образовательных организаций, ориентированных на обучение и социальную адаптацию детей с РАС, другими особенностями развития, должно оставаться в ряду приоритетов органов исполнительной власти всех уровней.

Помощь детям-аутистам, их дальнейшая поддержка – сфера, положение дел в которой является зримым и точным показателем уровня гуманизма не только государства, но и общества. В эту работу включается все больше некоммерческих организаций, волонтеров. Тем не менее, масштабы этой деятельности по сравнению с рядом других стран оставляют желать лучшего.

Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо, чтобы граждане больше знали об аутизме и аутистах, о том, что они могут сделать для этих и других детей с особенностями развития. Важная роль здесь принадлежит средствам массовой информации, и, надо отметить, они держат эту тему в поле зрения. Но и государству следует подумать о том, как стимулировать людей к более широкому и активному участию в такой деятельности. Речь не о материальных, а о моральных стимулах. Люди занимаются благотворительностью по зову сердца. Но для них важно, что государство, общество видят их работу, по достоинству ее оценивают.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: